Обучение информатике дошкольников. Программа по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая информатика» рабочая программа по информатике (старшая группа) на тему Авторские курсы деятельности дошкольников на компьютере

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Современное общество - это общество, которое живет в мире постоянного умножения потока информации. Правильно ориентироваться в огромном потоке информации и решать практические задачи человеку помогает компьютер.

Актуальность программы состоит в том, чтобы дети были успешны необходимо заранее их готовить к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями в школе. Взаимодействие дошкольного и школьного образования по программе информатики, согласуется с программой по информатике для начальной школы.

Данная программа соответствует требованиям установленным законодательством:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (273-Ф3,гл.1,ст.2,п.14)

Концепция развития дополнительного образования детей распоряжение от 4 сентября 2014 года №726 р.

Письмо МО и Науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Направленность: общеинтеллектуальная.

Вид программы - модифицированная. Она основана на программе А.В. Горячева. “Все по полочкам”, рекомендованной Министерством образования РФ, и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11.

Новизна программы А.В. Горячева «Все по полочкам» заключается в углубленном развитии общих и специальных интеллектуальных способностей путем вооружения детей инструментом интеллектуального действия и обучения методам самостоятельного добывания знаний и создания специальной образовательно-интеллектуальной среды.

Цель: развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путем применения компьютера.

Задачи программы:

Обучающие:

    создать базу знаний, связанную с информатикой

    развивать образное и логическое мышление

    формировать понятия и способы информационной деятельности

Развивающие:

    развивать творческие способности и наклонности детей

    создать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и жизненных задач, создать высокие стартовые возможности для обучения в начальной школе

Воспитывающие:

    воспитывать умение работать в группе

    самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других детей

    воспитывать положительное отношение к сверстникам и взрослым

Специфические задачи обучения дошкольников информатике можно условно разделить на три группы:

Задачи, связанные с подготовкой к предстоящему обучению - построению информационно-логических моделей, деятельности, требующей применения умственных операций:

    абстрагирования;

    иерархической декомпозиции (т.е. разделения целого на составные части и представление целого в виде иерархии составных частей);

    создание иерархии понятий (т.е. разделение набора понятий на более и менее общие и представление системы понятий в виде иерархии). Объектом применения таких операций будут не только предметы, процессы, явления, но и действия, которые объекты могут выполнять (или над ними можно выполнять):

    научить выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

    научить обобщать по признаку, находить закономерность по признаку;

    познакомить с вложенными подмножествами (не вводя термин);

    научить сопоставлять части и целое (для предметов и действий);

    познакомить с главной функцией (назначением) предметов;

    научить расставлять события в правильной последовательности;

    научить описывать свои действия;

    научить выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

    познакомить с функцией как действием, применяемым по отношению к разным предметам;

    научить описывать порядок действий для достижения заданной цели;

    научить находить ошибки в неправильной последовательности действий;

Планируемые результаты

В программе «Компьютерная грамотейка» по информатике для дошкольников не ставится цель приобретения новых знаний и формирования каких-либо устойчивых навыков. Можно говорить о приобретении и развитии ряда умений.

В результате проведения занятий по данной программе дети будут уметь:

    выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

    обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;

    сопоставлять части и целое предметов и действий;

    называть главную функцию (назначение) предметов;

    расставлять события в правильной последовательности;

    выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

    применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

    описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

    находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

    приводить примеры истинных и ложных высказываний;

    приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);

    формулировать отрицание по аналогии;

    пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;

    видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;

    проводить аналогию между разными предметами;

    находить похожее у разных предметов;

    представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов;

    переносить свойства одного предмета на другие;

Диагностика детей проводится 2 раза в год (в середине и в конце года) в рамках диагностики по ФЭМП и развития психических процессов.

Уровень развития детей, занимающихся по данной программе, предполагается быть выше в следующих разделах: математика, и по уровню психического развития в разделах: внимание, мышление, память.

Активность детей отслеживается по показателям достижений детей по 3-м уровням.

Показатели достижений детей в освоении программы «Компьютерная грамотейка»

п/п

Фамилия,

имя ребёнка

выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством

обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку

сопоставлять части и целое предметов и действий

называть главную функцию (назначение) предметов

расставлять события в правильной последовательности

выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий

применять какое- либо действие по отношению к разным предметам

описывать простой порядок действий для достижения заданной цели

находить ошибки в неправильной последовательности простых действий

приводить примеры истинных и ложных высказываний

приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»)

формулировать отрицание по аналогии

пользоваться разрешающими и запрещающими знаками

видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях

проводить аналогию между разными предметами

находить похожее у разных предметов

представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов

переносить свойства одного предмета на другие

Успешно справился;

Выполнил все задания, но с помощью педагога;

Не справился с заданием.

Учебно-тематический план

Свойства, признаки и составные части предметов.

Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством. Множества предметов, обладающих указанным свойством. Подмножества предметов, обладающих совокупностью указанных свойств. Целое и часть. Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

Действия предметов.

Последовательность действий, заданная устно. Последовательность действий, заданная графически. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий, ведущих к заданной цели. Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам.

Элементы логики.

Истинные и ложные высказывания. Отрицания (слова и фразы «наоборот»).

Разрешающие и запрещающие знаки.

Логическая операция «И»

Развитие логического воображения

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

Календарно-тематическое планирование

Название занятия

Программное содержимое (практическая часть 15 мин., теоретическая часть 15 мин.)

Ожидаемые результаты

план

факт.

    Знакомство с компьютером. Курсор.

Знакомство с компьютером. Правила поведения. Техника безопасности.

Перемещение квадрата в программе MSWord .

Запомнить правила поведения за компьютером. Умение управлять курсором с помощью клавиатуры

    Выделение признаков предмета. Манипулятор “мышь”.

Знакомство с рабочим столом компьютера. Презентация «Выделения признаков предмета» и работа с ней.

Умение работать с манипулятором “мышь”, знание назначения основных кнопок.

3.Сравнение предметов по свойству. Меню.

Презентация «Сравнение предметов по свойству» работа с ней. Перетаскивание объектов в Paint .

Умение находить нужный объект.

Умение использовать манипулятор мышь.

    Формирование понятия «отрицание». Клавиатура.

Знакомство с курсорными клавишами, их назначением. Презентация «Формирование понятия «отрицание» работа с ней.

    Формирование понятий «истинное и ложное высказывание».

Работа с презентацией « Формирование понятий «истинное и ложное высказывание»».

Рисование домика Paint .

Умение выделять свойства предметов.

Умение находить закономерность по признаку .

Рисование простых объектов Paint .

    Отрицание по аналогии. Поиск закономерностей.

Презентация « Отрицание по аналогии. Поиск закономерностей». Работа в программе «Мир информатики-1 год»- раскрашивание рисунков.

Умение выполнению изображенной в рисунках последовательности.

Умение формулировать отрицание по аналогии.

    Подмножества с общим свойством.

Презентация «Подмножество с общим свойством». Работа в программе «Мир информатики-1 год» - пиктограммы.

Умение разбивать множества на подмножества.

    Описание последовательности действий.

Презентация «Последовательность действий». Рисуем зайку в лесу (применение фонов).

Умение правильно выделять последовательность. Умение самостоятельно описывать свои действий.

    Функции предметов.

Презентация «Знакомство с функцией предмета». Рисуем кораблик на море (применение фонов).

Знание функции предмета.

    Элементы кодирования

Презентация «Элементы кодирования». Рисунок на свободную тему в программе Paint .

Умение находить спрятанный предмет по подсказке преподавателя.

Умение разбиению множества на подмножества.

    Обобщение по признаку.

Презентация «Обобщение по признаку». Мир информатики 2-ой год обучения- множества.

Умение восстанавливать нарушенную закономерность.

Умение сравнивать предметы по свойству.

    Выделение главных свойств предмета.

Презентация «Выделения главных свойств предмета». Рисование простых объектов (геометрических фигур).

Умение различать части и целое.

Умение делить на группу предметных картинок.

Умение соотносить множества

    Разбиение множества на подмножества с общим свойством.

Презентация « Разбиение множества на подмножества с общим свойством». Мир информатики 1 год - собери рисунок.

    Вложенность множеств предметов с общим свойством.

Презентация « Вложенность множеств предметов с общим свойством». Рисование простых объектов Paint.

Умение находить закономерности в расположении фигур.

Умение подбирать родовое понятие к видовым, видовые к

родовому.

    Соотнесение элементов двух множеств между собой.

Презентация « Соотнесение элементов двух множеств между собой». Рисование и перенос объектов в программе Paint .

Умение сравнивать объекты по названному признаку.

Умение устанавливать последовательность событий.

Презентация « Копирование и перенос части рисунка в программе Р aint .

Умение находить предметы по двум заданным условиям.

    Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков.

Презентация « Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков».

Копирование и перенос части рисунка.

Умение находить ошибки в неправильной последовательности действий.

Умение различать истинные или ложные высказывания.

    Разбиение действий на этапы.

Презентация « Разбиение действий на этапы». Закрепление умения выделять и копировать объекты. Рисуем картинку «Цветочная поляна» в программе Paint.

Умение называть объединение множества.

Умение выделять главные свойства.

Умение описывать порядок действий для достижения заданной цели.

    Формирование понятия «алгоритм»

Презентация « Формирование понятия «алгоритм»». Закреплять и выделять объекты в программе Paint .

Умение анализировать простейшие алгоритмы.

Умение сравнивать геометрические фигуры.

    Простейшие алгоритмы расстановки.

Презентация « Простейшие алгоритмы расстановки». Копировать, изменять размер у объектов в программе Paint .

Умение сравнивать порядок расположения предметов и находить изменения.

    Закономерность в расположении фигур и предметов.

Презентация « Закономерность в расположении фигур и предметов». Мир информатики- 1 год – раскрашивание рисунков.

Умение выполнять действия, закодированных рисунком.

Умение сравнивать предметы по свойствам.

    Логическая операция «и»

Презентация « Логическая операция «и»». Рисование сказочных героев в программе Paint .

Умение выделять свойства предмета. Умение находить по заданной функции предмет.

    Упорядочение серии предметов по разным признакам.

Презентация « Упорядочение серии предметов по разным признакам». Мир информатики-1год - собери картинку.

Умение называть объединение множества.

Умение выделять главные свойства.

    Расстановка и перестановка.

Презентация « Расстановка и перестановка». Мир информатики 1 год – конструирование.

Умение выполнять действия, используя разрешающие и запрещающие знаки.

    Задачи на смекалку.

Рисуем насекомых из загадок в программе Paint . Отгадываем загадки и решаем задачи.

Умение решать задачи и отгадывать закономерности.

Умение находить предмет по указанной группе свойств.

    Части и целое.

Выделение и копирование объектов, картинка «Много золотых монеток».

Умение разделять действие - целое на действия и на части.

    Части и целое.

Презентация « Части и целое».

Рисуем картинку «Снегопад».

Умение расставлять действия

действия - части по порядку так, чтобы добиться лучшего результата.

    Повторение темы

Рисование на свободную тему.

Повторение пройденного материала.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа информатики ориентирована на развитие у детей умения рассуждать строго логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения. В процессе освоения программы необходимо заботиться о подготовке детей к предстоящему обучению построению информационно-логических моделей деятельности. Ребенку доступно освоение умственных операций, которые будут необходимы ему в последующем школьном обучении: абстрагирование, иерархическая декомпозиция, создание иерархии понятий.

Развитие логического мышления

1. Свойства, признаки и составные части предметов.

Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством.

Множества предметов, обладающих указанным свойством. Подмноже-

ства предметов, обладающих совокупностью указанных свойств. Це-

лое и часть. Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по

признаку. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

2. Действия предметов.

Последовательность действий, заданная устно. Последовательность

действий, заданная графически. Последовательность действий и состо-

яний в природе. Порядок действий, ведущих к заданной цели. Целое

действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам.

3. Элементы логики.

Истинные и ложные высказывания.

Отрицания (слова и фразы «наоборот»). Разрешающие и запрещающие знаки. Логическая операция «И».

Развитие творческого воображения

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с од-

них предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных

предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон од-

них и тех же свойств предметов.

Методическое обеспечение

Основные формы обучения: практические занятия.

Методы и приемы

практические (игровые);

экспериментирование;

моделирование;

воссоздание;

преобразование;

конструирование.

Материально- техническое обеспечение

    Технические средства - компьютеры, проектор, интерактивная доска.

    Единая система образовательных ресурсов ().

    Мир информатики 1 класс.

    Клавиатурный тренажер.

    Стандартные программы Windows: Р aint, WordPad, Open office.

    Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2014. – 64 с. ISBN: 5-85939-183-8, 978-5-85939-183-7.

    Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Учебник тетрадь для дошкольников 5-6 лет. А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2014.-64 с. ISBN: 9785859391837.

    Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5-6 лет. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2014. – 64 с. ISBN: 9785859391837, 9785905824241.

Литература для обучающихся

Энциклопедия профессора Фортрана. Авторы: , Издательство: , 2012 .ISBN: 200002258977.

Герк Е.В., Власова М.С., Ишим, Российская Федерация

В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. “Завтра” сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными средствами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты) ;
  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их .

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации и служит мощным техническим средством обучения, и играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности .

Исследования Новоселовой С.Л. свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие - игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным.

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
  • тренируется эффективность внимания и память;
  • раньше овладевают чтением и письмом;
  • активно пополняется словарный запас;
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
  • уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
  • развивается воображение и творческие способности;
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления .

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе. Одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщение, классификация предметов по признакам .

Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Хотим заметить, что достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления. Использование компьютерных игр развивает способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей.

Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но есть одно «но» . Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в неразумных дозах. Нужно понять, что компьютер – это не волшебная палочка, которая за час игры сделает ребёнка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют определенные ограничения по времени. Так детям 3-4 лет не рекомендуется общаться с компьютером больше 20 минут, а ребятам 5-6лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса.

Эти требования учтены при разработке программы кружка «Занимательная информатика для дошкольников» , которая предназначена для изучения информатики в играх детьми дошкольниками от 3,5 до5, 5 лет, срок реализации программы 2 года. В соответствии с этой программой авторами кружка Герк Е.В и Власовой М.С. разработана рабочая программа дополнительного образования ДОУ по учебной дисциплине «Информатика» (с использованием компьютера) и начиная с 1 октября 2010 по 31 мая 2012 года авторами Герк Е.В, Власовой М.С. проведены занятия в МА ДОУ ЦРР «Детский сад №24» .

С 1 октября 2012 года занятия кружка будут продолжены с новой группой детей в МА ДОУ ЦРР «Детский сад» №24.

Программа предусматривает 72 часа.

Занятия кружка «Занимательная информатика» включают четыре взаимосвязанных компонента: активное познание детьми окружающего мира; поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач; изменение предметно–знаковой среды на экране монитора; активизирующее общение ребенка со взрослыми и другими детьми.

На кружке «Занимательная информатика» дети познакомятся с компьютером и его устройством, с рабочим столом компьютера, научатся находить нужный объект, работать в текстовом редакторе, вводить текст, знакомые слова и работать с ними с помощью инструментов текстового редактора. Познакомятся с инструментами рисования графического редактора, научатся использовать готовые фигуры для рисования, самостоятельному выбору нужных элементов конструкции по заданным признакам.

На всех занятиях на компьютере (от самых простых до сложных) детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, удерживать мышь, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет детям моделировать различные ситуации и среды.

Кроме того, разрабатывая содержание занятий кружка «Занимательная информатика» мы учитывали, что работая на компьютере, ребенок получает возможность довести начатое до конца, опираясь на необходимую помощь педагога или программы. Занятие кружка длится 30 минут и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части занятия идет погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно–ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить выполнение задания на компьютере. Подготовительная часть является необходимым звеном развивающих занятий с использованием компьютера, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной предметно–опосредованной деятельности им затруднительно освоить манипуляции с экранными образами. Обязательно включается пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе.

Основная часть занятия включает в себя овладение способом управления компьютером для достижения результата и самостоятельную работу ребенка за компьютером. Используется несколько способов «погружения» ребенка в компьютерную программу:

  • последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.
  • знакомство с новыми клавишами и их назначением.
  • предоставление возможности самостоятельно разобраться со способом управления программой, или выполнения задания с помощью инструкции, которую дает сам компьютер.

В заключительной части подводится итог; делается оценка выполнения, и закрепления в памяти ребенка правил действия с компьютером. Для этой цели используются рисование, конструирование, различные подвижные игры. Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз) , для снятия мышечного напряжения (физминутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку) .

Занятия проводятся по подгруппам 4–8 человек, 2 раза в неделю, в первой половине дня. После каждого занятия необходимо проветривать помещение. Занятия строятся на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

Необходимо обращать внимание на признаки утомления ребенка во время занятий за компьютером, т.к. в этом случае надо как можно быстрее прервать работу, чтобы избежать негативных последствий. Об утомлении ребенка свидетельствуют следующие признаки - потирание глаз и лица, зевота, отвлекаемость от задания, хаотичные движения, приближение к монитору, нарушение правильной посадки за столом, капризность и пр.

Практика проведения нами занятий по программе «Занимательная информатика» в МА ДОУ ЦРР «Детский сад №24» г Ишима Тюменской области показала, что именно на занятиях по информатике у педагога есть возможность сформировать у детей дошкольного возраста первые навыки работы с компьютером, причем в игровой ненавязчивой форме и без нанесения ущерба здоровью и развитию каждого ребенка. Поэтому, мы считаем, что можно рассматривать программу «Занимательная информатика» , как способ формирования у детей первых навыков работы с компьютером.

Библиография

  1. Леонова, Л.А. Дошкольник и компьютер // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - С. 63-66.
  2. Кривич, Е.Я. Компьютер для дошколят: пособие для воспитателей и студентов [Текст] / Е.Я. Кривич. - М.: Издательство ЭКСМО. - 2006. - 216 с.
  3. Симонович, С., Евсеев Е. Занимательный компьютер [Текст] / Симонович С. М.: Издательство Москва. - 2004. - 425 с.

Пояснительная записка

Построение образовательного процесса в условиях информатизации общества подразумевает новые подходы к педагогическим условиям, содержанию, формам, методам и средствам обучения и воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, в котором приоритетная роль отводится методически грамотному и педагогически обоснованному применению педагогом компьютерных технологий. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития детей. Мнения ученых о влиянии компьютера на развитие детей очень противоречивы. И это не случайно, ведь компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности может быть и полезным, и вредным – в зависимости от того, в чьих руках он находится, какую роль в жизни человека играет. У монитора компьютера современные дошкольники проводят от получаса до двух часов в день, но используется это время недостаточно рационально с точки зрения обучения, воспитания и развития полноценной творческой личности ребенка. Для исправления сложившейся ситуации необходимо научить дошкольников использовать компьютер для создания продуктов творческой деятельности: создания графических изображений, оформления любимых книг или собственных сочинений, побуждать ребѐнка к использованию компьютера как инструмента для творчества, отвлекая его тем самым от чрезмерного увлечения компьютерными играми. Компьютер рассматривается, прежде всего, как инструмент для создания графического изображения, придуманного ребенком. В дошкольном возрасте у детей прекрасно развито воображение, и оно намного опережает развитие мелкой моторики и координации движения кисти рук. Очень часто малыш не может выразить придуманный им образ на бумаге с помощью обычных графических материалов: красок, мелков, карандашей, фломастеров и т.д. Педагогам и родителям знакомо разочарование ребенка от того, что круги нарисованные им не круглые, линии не достаточно ровные, домики кривые, а краска растеклась по листу и все испортила. Компьютерные графические программы не только снабжают юного художника набором геометрических фигур идеальной формы и разнообразных способов закрашивания цветом изображения, но позволяют отменить не получившееся действие, исправить рисунок сколько угодно раз, добиться результата, удовлетворяющего строгим требованиям маленького автора и повышающего его самооценку. Мы говорим о рисовании на компьютере, только как о дополнении традиционных методов обучения и воспитания, такие занятия ни в коем случае не заменяют живопись, рисунок, лепку и аппликацию, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Использование компьютерной техники в работе с детьми дошкольного возраста резко повышает их интерес к творческой деятельности. Таким образом, программа «Информатика для дошкольников» рассматривается как программа художественно-эстетической направленности . В отличие от существующих методик, использующих в работе с дошкольниками компьютерные игры как средство закрепления пройденного материала, обучение элементам компьютерной графики развивает творческие способности, позволяет повысить компьютерную грамотность дошкольников, развивает интеллект, способствует общей подготовке к обучению в школе.

Цель программы «Информатика для дошкольников»: создание благоприятных условий для развития творческих способностей и эстетического вкуса у дошкольников. Формирование у детей психологической готовности к использованию компьютерных технологий, развитие самостоятельности и творческой фантазии при создании рисованных объектов на экране, расширение кругозора детей в области компьютерной графики.

Задачи программы:

    формировать навыки работы с персональным компьютером;

    формировать представления о возможностях компьютера в сфере изобразительного творчества;

    формировать умение правильно владеть манипулятором «мышь» и клавиатурой;

    формировать специальные знания: изучение форм и пропорций предметов и человека, основы рисунка, основы композиции; основы цветовой грамоты;

    формировать умение видеть предметы и отражать их в своём творчестве, используя различные способы и приёмы;

    расширять представления детей об окружающем мире.

    развивать внимание, усидчивость, волю, настойчивость;

    развивать мышцы руки, совершенствовать координацию движений, работу зрительного анализатора;

    развивать творческие способности детей, умение самостоятельно задумывать образ, воплощать его, грамотно выполняя все этапы работы;

    развивать у детей художественный вкус, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию в природе, окружающем мире;

    формировать интерес к полиграфическому искусству, дизайну, оформлению;

    воспитывать трудолюбие и аккуратность;

    приобщить детей к общечеловеческим ценностям, воспитать интерес к культуре и искусству;

    воспитывать нравственные качества (доброта, трудолюбие, ответственность) и личностные качества ребенка (усидчивость, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца);

    научить детей не бояться компьютера;

    сформировать интерес к занятиям компьютерной графикой;

    закрепить знания и умения детей по основным разделам программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.

    совершенствовать диалогическую речь детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

Организация деятельности и выбор методов опирается на современные психолого-педагогические рекомендации, новейшие методики. В основе программы лежит программно-методический комплекс «Фантазеры МУЛЬТИ творчество» И.Л. Туйчиева, О.Н. Горницкая, Т.В.Воробьева, А.Ю. Коркина. Занятия для детей 5-7 лет по информатике реализуются в следующем режиме: 1 раз в 2 недели, 18 часов в год, продолжительностью занятия 15-20 минут. Наполняемость группы 12 человек. При подготовке к занятию педагог продумывает основные части занятия:

1. Введение – создание эмоционального отношения к работе, уточнение пройденного материала;

2. Подготовка к новому материалу – беседа, рассматривание дидактического материала, подготовка к самостоятельной деятельности;

3. Самостоятельная деятельность детей на компьютере для детей 5-7 лет не более 10 мин. Анализ результата, подведение итога занятия.

После работы дошкольников за компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз.

Ожидаемые результаты к концу года

    Знать правила работы за компьютером, основные функции компьютера, называть некоторые элементы компьютера (клавиатура, мышь, монитор), уметь пользоваться мышью .

    Владеть основными приемами работы в программно-методическом комплексе «Фантазеры МУЛЬТИ творчество».

    Уметь «вызывать» программы, меню, палитру инструментов, сохранять выполненную работу в файле, открывать файл для продолжения работы.

    Уметь составлять симметричную композицию, мозаику, орнаменты, узоры.

    Создавать элементарные сюжетные композиции.

    Уметь пользоваться заливкой предметов.

    Уметь соотносить художественный образ и средства выразительности.

Подведение итогов . В конце проводится выставка-презентация детских работ. Способы определения результативности . В конце года проводится диагностическое наблюдение за детьми в процессе занятий, где оценивается каждый критериальный пункт ожидаемых результатов по уровням «высокий», «средний», «низкий». Результаты в виде условных обозначений вносятся в таблицу.

Календарно-тематический план

Средства управления. Клавиатура.

Клавиатура.

3 неделя ноября

Средства управления. Мышь.

Мышь. Разновидности щелчков мышью. Упражнения в их выполнении.

1 - 3 неделя декабря

Знакомство с программой и инструментами программы «Фантазеры»

Познакомить детей с вызовом программы, меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы

1-3 неделя января

Знакомство с «Мастерской «Цветочная Фантазия»

Формировать умения пользоваться инструментами на панели, перенос изображения на белый лист бумаги. Развивать умения составлять симметричную композицию, умение составлять мозаику, орнаменты, узоры. Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги.

1 неделя февраля

Составление пригласительного билета на «День защитника отечества»

Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с

учетом его пропорций. Подводить детей к созданию сюжетных композиций. Развивать мелку моторику рук, воображение.

3 неделя февраля

Составление рыбки из природного материала по памяти

Формировать умения создавать композиционные умения по памяти. Развивать мелкую моторику рук.

1 неделя марта

Составление котика из природного материала по образцу

Формировать умения создавать композиционные умения по памяти. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умения пользоваться инструментами «Влево – вправо», «Большой – маленький». Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги

3 неделя марта

Заливка геометрических фигур

Формировать умения пользоваться заливкой предметов. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете. Развивать поисковую – деятельность: поиск способов, вариантов творчества; интеллектуальную инициативу.

1-3 неделя апреля

Знакомство с мастерской «Художник»

Познакомить с художественно- декоративным и изобразительным творчеством. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филлимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.

1 неделя мая

Создание альбома «детские работы» в мастерской «Художники».

Предлагать детям составлять узоры. Закреплять умения пользоваться заливкой. Вызывать желание создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Развивать эстетическое восприятие. Развивать фантазию, воображение. Продолжать развивать умение переносить предметы на белый лист. Развивать моторику рук. Отрабатывать пользовательские навыки и умения работать с персональным компьютером. Формировать умения сохранять работы в разделе «детские работы».

3 неделя мая

Презентация детских работ по теме мастерская «Художник»

Воспитывать интерес к рассказыванию, формировать умение передавать содержание картины. Совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому

результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

Программа включает в себя четыре программных блока, которые представлены в виде мастерских. Данная программа познакомит учащихся с мастерскими:

1. Мастерская «Цветочная фантазия»

3. Мастерская «Художник»

Каждый программный блок представляет собой конструктор с предметными элементами определенной тематики: природный материал, набор художественно-декоративных элементов для моделирования театра из бумаги.

В обучающее - развивающих мастерских, по которым дети путешествуют в течении всей учебной деятельности создана познавательная, развивающая среда, в которой дети получают возможность с помощью различных тематических предметов фантазировать и создавать, задумывать и воплощать. Каждая мастерская имеет свой стиль и предлагает свой набор материалов для творчества работы. Предлагаемые уровни сложности позволяют использовать программу на разных возрастных этапах. Технически программа построена таким образом, что, выбрав более высокие уровни сложности, дети получают возможность одновременно использовать не только представленные на экране элементы, но и активизировать по заданной теме элементы из других мастерских. То есть градация уровней сложности, которая определяет количество и объем одновременно воспринимаемой ребенком информации, учитывает психофизиологические возможности каждой возрастной группы детей.

Мастерская «Художник»

Данная мастерская представляет собой конструктор для работы с элементами художественно-декоративной деятельности народных промыслов. Мастерская может быть использована для решения задач по художественно- декоративному и изобразительному творчеству, для ознакомления с богатым наследием народной художественной культуры России. Работы, созданные в результате росписи фигуры, могут быть использованы как раскраска, для этого надо все элементы компьютерной росписи закрасить белым цветом.

Мастерская «Цветочная фантазия»

Мастерская представляет собой конструктор для выполнения работ из цветочного материала и элементов составления орнаментов. Мастерская может быть использована для решения задач по художественно- декоративному и изобразительному творчеству и психокоррекционных задач. Многие элементы мастерской имеют симметричную форму, что дает возможность выполнять работы по составлению орнаментов, мозаик, узоров. Мастерская удачно подходит для составления поздравительных открыток, букетов.

Методическое обеспечение

Детям предлагается рассмотреть и нарисовать вместе с педагогом компьютер с монитором, клавиатурой, «мышкой», колонками и системным блоком. Наглядно показывается и закрепляется путем графического изображения, название и связь составляющих компьютера. Обсуждаются правила поведения в компьютерном классе и техника безопасности при работе за компьютером. Особое внимание уделяется правильной осанке и постановке ног при посадке за компьютерный стол, положению рук при работе с манипулятором «мышь» и клавиатурой, соблюдению необходимого расстояния между глазами ребенка и плоскостью экрана. Не смотря на то, что многие дети играют дома в компьютерные игры, не все умеют правильно держать руку на манипуляторе: многие путают управляющие кнопки и колесико «мышки», слишком далеко отводят руку с манипулятором, задирают вверх локоть, или пытаются держать манипулятор сразу двумя руками. Вызывает определенную трудность в начале учебного года, попадание указателем в желаемую точку на экране. Это связано со слабым развитием мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В результате проведения нескольких тренировок по закрашиванию инструментом «заливка» достаточно мелких деталей, перемещения выбранных объектов по экрану и изменению их размера эту трудность удается преодолеть – значительно улучшается координация движений, что позволяет не только справляться с заданиями компьютерной игры, но и подготовить руку ребенка к письму. Когда ребенок научился правильно пользоваться манипулятором и познакомился с управлением действиями героев с помощью клавиатуры, его можно начинать знакомить с названиями и функциями инструментов, расположенных на панели графического редактора. В течение нескольких занятий дети поочередно знакомятся с инструментами, затем учатся создавать с их помощью несложные композиции. Повысить мотивацию к изучению предлагаемого набора инструментов можно при использовании соревновательных моментов, тестовых заданий, загадок, рифмованных строк. После приобретения детьми необходимых навыков и умений по использованию ряда инструментов предлагается перейти к построению художественного изображения на заданную тему «Теремок», «В гостях у «Фантазеров», «Сказка природы». Составление картины по образцу «Лесная фантазия», Юные модельеры (Оформление костюмов). Усложнение задания происходит за счет увеличения количества используемых инструментов и добавления функций копирования и отражения. Так же целесообразно использовать возможности выбора масштаба: в крупном масштабе создать изображение, затем перейти в обычный и получить мелкую деталь для последующего копирования и составления, таким образом, сложных композиций. Освоение этих приемов наряду с использованием инструментов помогают подготовить ребенка к самостоятельной работе по созданию художественного образа средствами компьютерной графики. Отмечается, что задания должны быть рассчитаны на одно занятие, на следующем допускается лишь раскрашивание уже готового графического изображения. Это связано с психологическими особенностями ребенка в возрасте шести – семи лет, которому трудно сохранить в памяти задуманный образ и не потерять к нему интереса до следующего занятия. Создание ребенком рисунка по замыслу помогает закрепить полученные умения, выявить и устранить пробелы в знаниях, а так же развивает фантазию и творческие способности малыша. Хороший результат дает предварительная работа по выбору названия будущего рисунка, обсуждению сюжета и составлению карандашных эскизов по выбранной теме. Самостоятельная работа дошкольника по созданию рисунка на компьютере позволяет надеяться, что и по окончании занятий он сможет дома или в школе использовать функции графических программ, увлечется компьютерной графикой и будет меньше внимания уделять агрессивным компьютерным играм.

Материально-техническое обеспечение программы:

    ноутбуки

    программно-методический комплекс «Фантазеры МУЛЬТИ творчество» И.Л. Туйчиева, О.Н. Горницкая, Т.В.Воробьева, А.Ю. Коркина.

Список использованной литературы

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. ФГОС Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. «Росинка», часть 1: «В мире прекрасного». Под ред. Л.В.Куцаковой

3. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

4. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей»

5. Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра»

6. Копцева Т.А.«Природа и художник» Художественно- экологическая программа по изобразительному искусству и др.

7. Гурьев С.В. Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста.

Приложение

Гимнастика для глаз

Упражнение 1. Повторить 6-10 раз.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд затем открыть их на 3-5 секунд. Упражнение снимает мышечное напряжение глазных мышц и улучшает кровообращение в глазном яблоке.

Упражнение 2. Быстрые моргания в течение 1-2 минут.

Упражнение 3. Повторить упражнение 8-10 раз. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Поместить палец на расстояние 30 см от глаз прямо перед собой. Перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Упражнение 4. Закрыть глаза. Массировать веки круговыми движениями подушечек пальцев в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы глаз и улучшает кровообращение. Упражнение 5. Повторить упражнение 3-5 раз. Тремя пальцами правой руки легко нажимать на верхнее веко. Через 2-3 секунды снять пальцы с век.

Упражнения на релаксацию мышц тела и глаз

Упражнение 1. Очень медленно выполнить круговое движение головой сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 2. Самомассаж затылочной части головы и шеи – поглаживание, круговые движения, растирание. Все движения выполнять подушечками пальцев сверху вниз.

Упражнение 3. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Руки на поясе. Напряженно свести локти вперед. Отвести локти назад, прогнуться. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 5. Руки на поясе. Правую кисть – на голову; напрягая мышцы, повернуть туловище направо. Расслабляя мышцы, вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 6. Следить глазами за медленным опусканием, а затем подниманием руки на расстоянии 40-50 см от глаз. Повторить 10-12 раз, меняя руки.

На сегодняшний день роль информатики как науки очень сильно возросла, поэтому современные родители должны понимать, что при подготовке ребенка к школе они должны уделять этому предмету больше значения, чем это было в годы их собственной учебы. А программа «Информатика для дошкольников» отлично им в этом поможет. Целью приложения является знакомство ребенка с основными понятиями, используемыми в информатике, посредством увлекательных игр. Малыш выучит счет, научится сравнивать числа, познакомится с логикой, комбинаторикой и алгоритмами.

Подготавливая ребенка к школе, родители обычно учат его читать, писать и считать. Более прогрессивные прививают детям азы иностранных языков. Что же касается основ информатики, то ею, к сожалению, с дошкольниками занимаются гораздо реже.

Происходит это по разным причинам. Одни считают, что эта наука не предназначена для дошкольников. А это в корне неверно, так как при грамотном подходе к этому вопросу ребенок усваивает необходимую информацию комплексно, изучая основы счета, развивая пространственное мышление, логику и многие другие навыки. Другие же родители вообще имеют смутное понятие об информатике как о науке. Частенько бывает и так, что их дети общаются с компьютером гораздо увереннее, чем они сами.

Приложение — эффективная обучающая программа, с помощью которой ребенок будет постигать азы этой важной науки с помощью набора мини-игр.

«Информатика для дошкольников» является одним из множества образовательных продуктов от компании Marco Polo Group , специализирующейся на разработке обучающих игровых приложений, интерактивных пособий, репетиторов и тому подобных полезных программ.

Структура учебного курса в рассматриваемой программе состоит из нескольких разделов, содержащих описание конкретного изучаемого материала, нескольких обучающих мини-игр по его теме и заданий, с помощью которых маленький ученик может проверить свои знания.

Интерфейс приложения разделен на две части. С левой стороны показано схематическое изображение курса, с помощью которого можно быстро переключаться между разделами и отдельными элементами. Справа находится основная часть рабочей области, в которой, собственно, и проводится обучение.

Курс разделен на несколько довольно крупных разделов, каждый из которых посвящен какому-то понятию. В принципе уроки можно произвольно запускать в любом порядке. Но лучше, конечно, проходить весь курс целиком, так как каждый последующий раздел развивает знания, полученные благодаря предыдущему.

На первой стадии обучения ребенок знакомится с цифрами и счетом, так что, как видите, начало курса практически не выбивается от обычной дошкольной подготовки, поскольку основы счета дети перед школой учат в любом случае.

Игры, используемые в процессе обучения, вначале довольно просты, но постепенно все больше и больше усложняются в соответствии с расширением объема усваиваемого материала.

Если взять для примера первый раздел, то в самой первой игре ребенок должен нажимать на цифры, название которых произносит программа. Эти цифры исчезают, постепенно открывая забавную картинку.

Затем задания становятся все более сложными. Ребенок будет считать предметы, указывать последовательность чисел и освоит знаки равенства. Может быть, кому-то это покажется слишком сложным, но на практике все это выглядит весело и привлекательно.

Например, ребенок указывает последовательность цифр, выбирая пронумерованные цветы, чтобы помочь пчелке собрать мед. Или решает несложные примеры, чтобы запустить космический корабль.

Игр очень много, и самым сложным этапом работы над этим обзором был выбор иллюстраций, поскольку игры очень красивые и показать хочется буквально все, что, к сожалению, невозможно.

На втором этапе обучения дети знакомятся с понятием свойств предметов. В играх этого раздела ребенок учится выбирать группы предметов по отдельным признакам — цвету, форме, размеру, качествам, назначению и так далее. Он учится анализировать информацию, отыскивая у предметов сходства и различия.

Игры подобраны таким образом, что одновременно с навыками анализа осваиваются и другие полезные качества. Например, игра «Они разные!» знакомит малышей с омонимами. Ребенок узнает, что словами «Ключ», «Кисть», «Замок», «Молния» и другими могут называться совершенно разные предметы. Как у Агнии Барто: «Мы и родник зовем ключом (ключ от дверей тут ни при чем!)…»

Раздел «Описание предметов» развивает предыдущую тему и в числе прочего знакомит маленького ученика с понятием симметрии.

Игры здесь тоже соответствующие. Игроку предстоит дорисовывать картинки и выбирать симметричные рисунки из общей кучи.

Очередной этап посвящен сравнению предметов. Нужно сортировать похожие предметы по различным признакам. Например, выложить в ряд несколько карандашей по степени изношенности или деревья по убыванию высоты. Очень интересны и полезны задачки по отбору одинаковых предметов из числа нескольких, отличающихся незначительными деталями.

Тема «Объекты» посвящена свойствам разных предметов и знакомит ученика с понятием подгрупп. Например, животные делятся на диких и домашних, среди которых, в свою очередь, встречаются дикие и травоядные.

Среди заданий преобладают те, в которых ребенок отбирает предметы или их названия по какому-то одному признаку.

Попадаются задания, в которых игрок должен сам выбрать предмет, по какому-то признаку отличающийся от других. Хотя здесь не все гладко. Среди заданий этого типа встречаются такие, у которых может быть несколько различных вариантов правильных ответов, но программа принимает только один. Взгляните на следующую иллюстрацию.

Каждый из представленных предметов имеет признак, отличающий его от трех других. Например, свекла — это единственный корнеплод, перец — единственный плод не округлой формы, картинка с тыквой единственная, на которой отсутствует красный цвет. При всем этом правильный вариант ответа — арбуз. То ли потому, что только у него есть полоски, то ли из-за отрезанного куска — не знаю. Да это и не имеет значения. Как объяснить ребенку, что этот вариант — правильный, а другой, который он выбрал, — нет?

К счастью, таких спорных заданий здесь немного.

В этом же разделе ребенок знакомится с координатной сеткой и учится ориентироваться в ней.

«Последовательность событий» разъясняет такие понятия, как обратные и необратимые действия. Например, если оторванную пуговицу можно пришить, то яичницу уже нельзя превратить в яйца.

Ну и, конечно же, много внимания уделяется самой последовательности как таковой. Сеется зерно, из него растет пшеница, которую убирают, перемалывают в муку и пекут хлеб. Эта тема постепенно подводит ребенка к изучению алгоритмов, которым, разумеется, тоже нашлось место в «Информатике для дошкольников».

Во «Множествах» задания сводятся к выбору групп одинаковых рисунков и отбору их по разным признакам. Скажем, нужно выбрать все машинки на рисунках и указать, что это транспорт. Или же подобрать подходящее название для группы предметов.

Раздел «Элементы логики» рассказывает о понятиях «Истина» и «Ложь». Кроме того, здесь рассматриваются отрицания. Например, «чистый — грязный», «веселый — грустный». Заодно можно рассказать ребенку о том, что такие противоположные слова называются антонимами.

Следующий шаг в программе обучения — аналогии и закономерности, поэтому в нем преобладают задания, в которых нужно продолжить ряд, выбрав нужную фигуру или предмет. Также присутствуют игры, предлагающие ребенку расставлять идентичные объекты в ячейки так, чтобы они не пересекались в одних и тех же столбцах или строках.

А затем наступает очередь алгоритмов. На этом этапе очень много внимания уделяется последовательностям.

Завершают учебный курс «Элементы комбинаторики», развивающие тему закономерностей и знакомящие учеников со схемами.

Вот в общих чертах и все. Как видите, даже поверхностный обзор приложения «Информатика для дошкольников» получился довольно-таки объемным. На самом деле это только вершина айсберга. Если рассматривать все занятия, игры и задания, можно написать увесистый том.

Хочется отметить, что игры очень привлекательно оформлены и насыщены интерактивными элементами.

Например, если правильно собрать вертолет, он улетает в небо, а когда мы добавляем снежинку на картинку с зимой в одной из игр, на картинке начинает идти снег. Это просто классно.

Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.

Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.

Программа по компьютерной грамотности «Путешествие в компьютерную страну» построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана для детей 5-7 лет, на 2 года обучения.

Она согласуется с программой по информатике для дошкольников «Все по полочкам» и с программой по информатике для начальной школы «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячева, рекомендованной Министерством образования РФ и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках Образовательной программы «Школа 2100» под руководством А.В.Горячева.

Программа «Путешествие в компьютерную страну» реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности в утренние и вечерние часы используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.Авторская программа по

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие

в компьютерную страну»

Программа обучения детей

старшего дошкольного возраста компьютерной грамотности

Шиганова И.Н.

2008-09 уч.год

Овладевать знаниями надо в детстве,

ибо то, что будет запечатлено в

раннем возрасте

останется в памяти навсегда»

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области

Заявка

Место работы: Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области

157510 Костромская область

Шарьинский район

п.Ветлужский,

м-н Победы, д.8

/49449/ 5-70-60; 5-68-06

[email protected]

Должность: воспитатель компьютерного класса высшей квалификационной категории

Педагогический стаж: 27 года

Название учебной программы: « Путешествие в Компьютерную страну»

Адрес :

157510 Костромская область

Шарьинский район

п. Ветлужский,

м-н Победы, д. 4 «Б», кВ. 30

/49449/ 5-70-88;

[email protected]

Руководитель (директор прогимназии): Шаухова Надежда Константиновна

1 . Пояснительная записка

Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.

Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.

Программа по компьютерной грамотности «Путешествие в компьютерную страну» построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана для детей 5-7 лет, на 2 года обучения.

Она согласуется с программой по информатике для дошкольников «Все по полочкам» и с программой по информатике для начальной школы «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячева, рекомендованной Министерством образования РФ и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках Образовательной программы «Школа 2100» под руководством А.В.Горячева.

Программа «Путешествие в компьютерную страну» реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности в утренние и вечерние часы используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.

  1. В основе лежит дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности.

Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Каждый ребенок должен принять участие в игре.

  1. Затруднение в игровой ситуации.

В ходе игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

  1. Открытие нового знания или умения.

С помощью диалога на основе предметной деятельности детей подвести к обучению нового материала. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.

  1. Повторение и развивающие задания.

Проводятся при наличии свободного времени.

  1. Итог занятия.

Дети фиксируют в речи, что нового узнали;

Примечание. Во время занятия дети работают с настольными тренажерами за столами 2–5 минут (клавиатурой и мышью). Все остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся как за столами, компьютерами, так и в свободном игровом пространстве. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.

  1. Целью программы «Путешествие в компьютерную страну» является обучение детей компьютерной грамотности.
  2. Задачи
  1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:
  1. познакомить с историей ЭВМ;
  2. познакомить с назначением ЭВМ;
  3. познакомить с устройством ЭВМ.
  1. Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере.
  2. Помочь преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером.
  3. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
  1. познакомить с манипулятором "Мышь"
  2. познакомить с клавиатурой;
  1. Формировать опыт практической, познавательной, творческой и другой деятельности с современным программным обеспечением
  1. Актуальность

"Никакой прогресс и модернизация не возможны без информационных технологий. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки», - отметил глава государства Д.А. Медведева.

Программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с компьютерными технологиями, реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Отличительная особенность программы «Путешествие в компьютерную страну» состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

  1. Новизна

Новзна программы «Путешествие в компьютерную страну» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр., совершенствует процесс обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.

Программа использует современные компьютерные программы:

  1. «Компьютер для дошкольника»(2008г. «Одиссей»),
  2. «ПервоЛого» (обучающая мультимедиа-программа на базе языка Лого для дошкольного и начального школьного образования (от 4 лет и старше)),
  3. Tux Paint(2007г. компания «медиаХауз») входит в комплект образовательной системы «Школа 2100»;
  4. «Раскрась-ка» - все программы лицензированы и допущены Министерством образования - позволяют в игровой форме ознакомить детей с историей компьютера, с его составными частями, правилами поведения и техникой безопасности работы на компьютере.
  5. А так же «Пазлы для все семьи» и игровые презентации для обрабатывания навыков по управлению мышью и клавиатурой.
  1. Концепция:

Программа разработана на основе исследовании ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, ЦНИИ «Электроника», ВНИИ технической эстетики, МГУ им.Ломоносова., НИИ общей и педагогической психологии Педагогического института РАО и независимой Ассоциации «Компьютер и детство», а так же с учетом опыта создания информационной компьютерной среды в прогимназии №18 «Родничок» и в рамках реализации муниципальной программы «Компьютеризация в образовании».

Идея концепции заключается в формировании системы знаний и умений при работе с современными технологиями, в обеспечении развития личности ребенка. В центре образовательного процесса – взаимодействие преподавания и учения, деятельность, как педагога, так и ребенка.

Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению, происходящему в «зоне ближайшего развития личности» (Л.С. Выготский).

Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие способностей личности, развивая целостную совокупность личностных качеств: знания, умения и навыки; способы умственных действий; самоуправляющиеся механизмы личности; эмоционально-нравственную и деятельностно - практическую сферы .

Основные принципы концепции :

  1. Высокий, но посильный уровень трудности.
  2. Воспитание у детей положительной мотивации к обучению, познавательных интересов, включение в образовательный процесс эмоциональной сферы.
  1. Содержание
  1. в рамках программы «Радуга» Т.Н.Дороновой;
  2. в соответствии с Временными (примерных) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемыми в дошкольном образовательном учреждении;
  3. конкретное содержание деятельности определено рамками учебного плана «Путешествие в компьютерную страну»

Старшая группа /

раздел

тема занятия

цель

средства

Компьютерная азбука

Знакомство с компьютером

Дать общие сведения о компьютере, его свойствах, назначении.

Для чего нужен компьютер?

Где можно встретить компьютер?

Правила работы в компьютерном классе

Познакомить с правилами работы в компьютерном классе.

Как правильно вести себя за компьютером?

Инсценировка различных ситуаций

Презентация «Правила поведения в компьютерном классе»

Правила техники безопасности

Познакомить с техникой безопасности работы с компьютером, с гимнастикой для глаз.

Знакомство со Смайликом. Рассказ Смайлика о запрещающих и разрешающих знаках (в картинках)

CD «Компьютер для дошкольников»

Устройство компьютера

Познакомить с составными частями компьютера

Рассмотреть составные части: монитор, системный блок, приборы ввода информации – мышь.

CD «Компьютер для дошкольников»

Лого пеналы с муляжами Мышь.

Знакомство с мышью

Познакомить с устройством ввода МЫШЬ

Рассказ Смайлика о устройстве ввода - мышь, рассмотреть действующие кнопочки и колесико, нажатие на кнопки мыши – дид. задание «Повтори»

CD «Компьютер для дошкольников»

Презентация «Мышка»

Лого пеналы с муляжами Мышь

Знакомство с мышью. Один щелчок мыши

Научить нажимать на левую кнопочку мыши один раз

Рассказ Смайлика о левой кнопке мыши, демонстрация одиночного щелчка мыши

дид. задание «Повтори»

Презентация «Мышка»

Лого пеналы с муляжами Мышь

Знакомство с мышью. Двойной щелчок мыши

Научить нажимать на левую кнопочку мыши два раза, выполнять двойной щелчок

Рассказ Смайлика о левой кнопке мыши, демонстрация двойного щелчка мыши.

Практические упражнения – «Сделай так же»

Презентация «Мышка»

Лого пеналы с муляжами Мышь

Знакомство с мышью

Научить перетаскивать элементы с помощью мыши

Рассказ Смайлика о левой кнопке мыши, демонстрация способа перетаскивания мышью. Развивающая программа «Пазлы для всей семьи»

Презентация «Мышка»

«Пазлы для все семьи»

Лого пеналы с муляжами Мышь

Перспективное планирование учебного материала / Подготовительная к школе группа/

тема занятия

цель

Компьютерная азбука

Знакомство с компьютером

Продолжать знакомство с компьютером, его свойствами, назначением. Познакомить с историей возникновения

Для чего нужен компьютер? История возникновения компьютера Кому нужен компьютер в работе? Где можно увидеть компьютер? (беседа)

CD «Компьютер для дошкольников»

Правила работы в компьютерном классе и техника безопасности

Закрепить правила работы в компьютерном классе, технику безопасности работы с компьютером и с гимнастку для глаз.

Рассказ Смайлика о Правила работы за компьютером, о технике безопасности. Продолжать знакомство с запрещающими и разрешающими знаками (картинками) Инсценировка различных ситуаций

Презентация «Правила поведения в компьютерном классе».CD «Компьютер для дошкольников»

Презентация гимнастики для глаз

Устройство компьютера

Познакомить с составными частями компьютера, с устройствами ввода и вывода информации

Рассказ Смайлика о составных частях компьютера: мониторе, системном блоке, приборах ввода и вывода информации - принтер, колонки; Дид. игра: «Назови правильно»

Презентация «Из чего состоит компьютер»

Карточки с изображением Смайликов

Учимся работать на компьютере

Знакомство с рабочим столом.

Дать понятие «рабочий стол», научить украшать «рабочий стол»

Рассказ Смайлика о Пиктограммах, ярлыках; Практическое задание: Укрась «рабочий стол»

CD «Компьютер для дошкольников»

Мышь и ее устройство

Продолжать знакомить с устройством ввода – МЫШЬ. Закрепить умение выполнять щелчок и двойной щелчок, перетаскиваание элементы с помощью мыши

Рассказ Смайлика о устройстве ввода – МЫШЬ, ее свойствах, устройстве, функции. Практическое задание:

Один щелчок мыши, Двойной щелчок мыши. Перетаскивание

Презентация «Мышка»

Лого пеналы с муляжами Мышь.

Знакомство с клавиатурой

Познакомить с устройством ввода – клавиатурой, учит пользоваться некоторыми кнопками

Рассказ Смайлика о устройстве ввода информации клавиатуре, о ее свойствах, устройстве, о некоторых кнопочках: кнопки – букв ы; кнопки – цифры;

кнопки – стрелки; Enter; delete; пробел

Презентация «Клавиатура»

Лого пеналы с муляжами Клавиатура.

Знакомство с программами

Дать понятие «программа», учить различать ярлычки программ

Рассказ Смайлика о ярлычках знакомых программ:Paint; Tux Paint; Раскрась –ка. Дид игра: «Найди ярлычок»

CD «Компьютер для дошкольников»

С файлами и папками

Дать понятие «папка»,»файл», учить различать их ярлыки

Рассказ Смайлика о папках и файлах. Рассмотреть внешний вид, познакомить со свойства. Дид игра: «Найди и назови отличие»

CD «Компьютер для дошкольников»

Тестовое занятие «Компьютер – что это?»

Выявить уровень знаний и умений

  1. Ожидаемые результаты

По окончании 2-х годичного курса

Ребенок узнает :

  1. правила техники безопасности при работе на ЭВМ;
  2. название и функциональное назначение основных устройств компьютера, иметь представление о сущности информационных процессов, об основных носителях информации, процессе передачи информации;
  3. сущность понятия алгоритма ввода информации,
  4. правила работы с исполнителями алгоритмов
  5. правила работы, основные функции графического редактора;

Ребенок будет уметь :

  1. иметь навык работы с клавиатурой, мышкой ориентироваться на экране монитора
  2. пользоваться графическим редактором: создание рисунков, с использованием различных инструментов (карандаш, кисть, распылитель, заливка, фигуры), закрашивание рисунков с помощью заливки, распылителя,
  3. составлять словесные алгоритмы для решения логических задач;
  4. пользоваться игровыми и обучающими программами.
  5. понимать язык стрелок.
  1. Методический инструментарий

Методологической основой программы «Путешествие в компьютерную страну» является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состроит в том, что в результате обучения по данной программе ребенок приобретает знания необходимые для овладения практическими умениями и знаниями, которые заданы целями обучения.

Основные методические подходы :

  1. Организуемая деятельность имеет гибкую структуру.
  2. На занятиях организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные и игровые ситуации.
  3. Создаются педагогические ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  4. Образовательный процесс строится на основе применения современных педагогических технологий.

Личностно-ориентированный подход предполагает специальное конструирование образовательного процесса, типов диалога с воспитанниками, форм контроля за личностным развитием ребенка в ходе освоения программы. На основе личностно-ориентированного подхода разработана поуровневая диагностика освоения программы. Реализация программы предполагает не только коллективные занятия, но и индивидуальную работу с помощью составления индивидуальных маршрутов развития отдельных воспитанников.

Игровая технология позволяет строить образовательный процесс как целостное образование, охватывающее определенную его часть и объединяет общим содержанием, сюжетом. На первом занятии дети отправляются в увлекательное путешествие в «Компьютерную страну». Все последующие занятия строятся в виде игры – путешествия в ходе, которого дети получают определенные знания и умения. В ходе реализации программы поддерживаются определенные правила поведения в компьютерном классе и имеются определенные атрибуты – Лого мышка.

Применение ИКТ необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Отличительной особенностью мышления детей дошкольного возраста является наглядно-образность. Использование презентаций, наглядности позволяет педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятия сюрпризный момент.

  1. Формы

Программа «Путешествие в компьютерную страну» представляет собой систему занятий и совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию умений и навыков работы на компьютере с использованием новых информационных технологий:

  1. учебный план, рассчитанный на два года обучения (8 занятия в год), по 20 - 25 минут (каждые 10 минут физминутка: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика)
  2. деятельность по обучению компьютерной грамотности с детьми на компьютерах проводятся перед обедом или после дневного сна;
  3. проходит в игровой форме с использованием компьютерных игр, электронных пособий (учебника) и компьютерных тестов .
  1. Методы и приемы

В программе «Путешествие в компьютерную страну» используются классические методы и приемы: наглядный, словесный (объяснение, пояснение, вопросы, беседа, художественное слово), игровой, диагностический; метод авансирования личности,метод мозгового штурма, а так же интерактивный метод.

Интерактивный метод взаимный, «act» - действовать) –означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие детей не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности воспитанников в процессе обучения. Место педагога на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности на достижение целей. Педагог также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания , в ходе выполнения которых ребенок изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются детьми. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их дети не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

  1. Средства

Для реализации программы «Путешествие в компьютерную страну» необходимо:

  1. Компьютерный класс : компьютер с мультимедийным проектором для демонстрации материала; компьютеры для детей для получения новых знаний и закрепления навыков работы; принтер для печати детских рисунков, микрофон и наушники, сканер.
  1. Компьютеры объединены в локальную сеть, оборудованы приводами CD-ROM и звуковыми картами. Мониторы соответствуют стандарту ТСО-95, компьютерный класс должен соответствовать требованиям СанПиН.
  1. Игровая зона компьютерного класса – это зона для предкомпьютерной подготовки и после компьютерной релаксации включает в себя:
  1. Столы для работы детей
  2. Раздаточный материал – логопеналы на каждого ребенка:
  3. тетради с игровыми заданиями на каждое занятие
  4. игры – головоломки,
  5. раздаточный материал
  6. Демонстрационные дидактические игры
  7. Демонстрационные и индивидуальные плакаты для обучения детей компьютерной грамотности, правилам поведения и правильной осанке
  1. Пособия для занятий
  1. СД «Компьютер и дошкольник» автор
  2. Программы: Paint; TuxPaint; Раскрась-ка; ПервоЛого авторы
  3. Индивидуальные пеналы с набором игр головоломок, дидактических игр и раздаточного материала
  1. Рекомендации

Программа «Компьютер в детском саду» прошла апробацию в прогимназии №18 «Родничок» городского округа город Шарья, одобрена экспертным советом прогимназии, рекомендована для дальнейшего использована в обучении детей в детских дошкольных образовательных учреждениях, Центрах развития, прогимназиях и для изучения в семье.

Программа «Компьютер в детском саду» рецензирована заслуженным учителем российской Федерации Шауховой Надеждой Константиновной

Блиновой Любовь Гельфановны

  1. Инструктаж

Для получения положительных результатов обучения по программе «Путешествие в компьютерную страну» необходимо:

  1. ИКТ компетентность педагога
  2. соблюдение рекомендованных методов и приемом,
  3. использование авторских форм работы
  4. учебный план
  5. соблюдение техники безопасности работы на компьютере
  6. строгое выполнение требования СанПиН

Опираясь на личностно – ориентированный подход в обучении,содержание программы можно корректировать в зависимости от:

  1. индивидуальных возможностей ребенка,
  2. творчества воспитателя
  3. технических средств обучения образовательного учреждения
  1. Список литературы
  1. Исследования ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца
  2. Интернет – ресурсы www.botik.ru/~robot ; [email protected]
  3. «Учимся работать на компьютере» М.К.Антошин Москва 2004г.
  4. Статьи Гурьева Сергея Владимировича «Компьютер в жизни ребенка» (кандидата педагогических наук, Российского государственного университета)
  5. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании Ю.М.Горвица Москва 1998г»
  6. Журнал «Детский сад от А до Я» №1 2003 г.
  1. Заключение

Программа «Путешествие в компьютерную страну» рекомендована для широкого круга читателей: воспитателей, старших воспитателей, специалистов по дополнительному образованию, учащихся педагогических колледжей, родителей.

Программа способствует формированию у ребенка знаний необходимых для овладения практическими умениями работы на компьютере и применения их в обучении новым информационным технологиям.

Компьютер является эффективным

техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развивать ребенка. Программа «Путешествие в компьютерную страну» вам в этом поможет. Желаю успеха!

С уважением____________

Шиганова Ирина Николаевна – воспитатель МОУ прогимназия №18 «Родничок»