Компенсация авиакомпании за задержку рейса самолета: что положено пассажирам. «Аэрофлот» начал выплачивать денежные компенсации за задержку рейсов

Мой рейс из Анталии задержали на 13 часов. Через полгода туроператор заплатил мне за это 36 500 Р . Несмотря на то что это был чартер и вроде как «никаких гарантий».

Сергей Болдин

получил компенсацию от туроператора

Прошлой осенью я купил пакетный тур и улетел с семьей в Турцию. Пока мы отдыхали, наша авиакомпания прогорела. Домой наш чартер вылетел с задержкой, поэтому я написал туроператору и попросил компенсировать потерянное время. Оператор ответил, что делать это должна авиакомпания.

Туроператор не учел, что я юрист и знаю свои права. Я не стал скандалить, а собрал доказательства и подал на него в суд.

Справки, чеки, детализация звонков

Проблемы у нашей авиакомпании начались еще до того, как мы полетели отдыхать. За день до вылета турагент прислал нам билеты на чартерный рейс. Время вылета было известно, рейс появился в расписании аэропорта. Но когда мы приехали в аэропорт, выяснилось, что вылет задерживается.

По закону, если рейс задерживают дольше двух часов, перевозчик обязан бесплатно обеспечить пассажиров прохладительными напитками и организовать связь: два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте. Если рейс задерживают больше четырех часов, он обязан накормить всех горячей едой. Если дольше шести ночью или восьми днем - разместить в гостинице.

Наш рейс задержали больше, чем на четыре часа, но никто не предложил нам еду и напитки. Мы купили их за свои деньги, я сохранил чеки.

Пока мы отдыхали в Турции, проблемы авиакомпании усугубились. Соотечественники на пляже обсуждали новости: кто-то не смог улететь на отдых по путевке, другие - вернуться домой. За день до отъезда я попросил отельного гида для подстраховки продлить наше проживание. Гид ответил, что вылет будет по расписанию и оплачивать жилье нет необходимости.

Утром в день отъезда стало очевидно, что самолет за нами вовремя не прилетит: нашего рейса не было в расписании аэропорта. Ждать на улице не хотелось, поэтому пришлось оформлять поздний выезд, чтобы нас не выселили из номера. Представителя туроператора на месте не было, поэтому я все оплатил сам - и попросил оформить чек.


Остаток дня мы сидели на чемоданах и ждали, когда представитель туроператора заберет нас в аэропорт. Выезд несколько раз переносился. После того как время позднего выезда из отеля истекло, туроператор все-таки продлил нам проживание - а вот двух положенных телефонных звонков не предоставил. Я звонил за свой счет и после возвращения заказал детализацию этих звонков у оператора связи.

За нами приехали только утром. Мы должны были вылететь из Анталии в 8 вечера, а вместо этого вылетели в 9 утра на следующий день - с задержкой в 13 часов.

По прилете в московский аэропорт я обратился на стойку информации и попросил поставить отметки о задержке обоих рейсов. Такие отметки обычно ставят на обратной стороне посадочного талона или на распечатке маршрутной квитанции.

Потом я собрал все документы о нарушениях наших прав и обратился к туроператору за компенсацией.


Отвечает туроператор

Что особенного в чартере

Грубо говоря, туроператор говорит авиакомпании: «Я хочу арендовать у тебя самолет, чтобы 9 сентября отвезти 200 человек в Анталию, а 23-го - вернуть их обратно». Авиакомпания отвечает: «Хорошо, 9-го и 23-го на три часа самолет твой вместе с пилотами и стюардессами».

Пока самолет в аренде у туроператора, задержки рейса на его совести, поэтому он и платит компенсацию. Единственное исключение: если вылет задержат по соображениям безопасности, например, если самолет сломался и лететь на нем опасно. Судебная практика показывает, что в этом случае получить компенсацию не получится.

Причину задержки нашего рейса в аэропорту не объявляли, но она нашлась на штампах о задержке, которые поставили по прилете домой. Отметки «ППС » и «У05» значат «позднее прибытие судна» и «изменение времени вылета по решению диспетчерской службы». Ни слова о безопасности.

Как предъявлять претензию

Претензию туроператору нужно предъявить в течение 20 дней со дня окончания путешествия. У туроператора есть 10 дней, чтобы всё проверить и что-то ответить.

В своей претензии я описал ситуацию и потребовал возместить мне все расходы, а также компенсировать моральный вред за задержку рейса. Кроме того, я указал реквизиты счета, на который ожидаю получить деньги.

К претензии я приложил копии чеков и справок и всё это отправил на юридический адрес туроператора заказным письмом. Почтовые квитанции об отправке потом пригодились в суде.


В какой суд подавать иск

Пока туроператор думал, как отвечать на мою претензию, я изучил судебную практику по аналогичным спорам. Мне нужно было решить, в какой суд подавать иск, если мне откажут в удовлетворении претензии.

По общему правилу иск нужно предъявлять в суд по месту нахождения ответчика. Но закон защищает потребителя как слабую сторону правоотношений, поэтому дает ему выбор: судиться там, где находится ответчик или где живет он сам.

Если ответчик - крупная компания, скорее всего, в суд на нее уже подавали. Чтобы узнать, чем всё кончилось, полезно изучить судебную практику на сайте того суда, к подсудности которого относится юридический адрес компании. Если решения часто принимают не в пользу потребителей, имеет смысл подавать в суд по своему месту жительства. А если вы найдете судебное решение по аналогичному делу в пользу потребителя, его можно использовать для составления своего иска.

Еще один вариант - искать через официальные сайты городских судов общей юрисдикции и мировых судов. Например, на московском сайте есть раздел «Территориальная подсудность», где по адресу ответчика можно определить его суд. Решения по искам обычно публикуют в разделе «Судебное делопроизводство».

В моем случае решения чаще принимались в пользу туристов, поэтому я не стал пользоваться правом выбора суда. Я дождался, пока туроператор проигнорирует мою претензию, и подал иск в суд по его месту нахождения.

Исковое заявление

В исковом заявлении нужно написать, в какой суд вы его подаете, кто истец и ответчик, по какому адресу их можно найти, цену иска, в чем нарушение прав и чего вы хотите добиться. Кроме того, перечислите документы, которые доказывают вашу позицию. Всё это обязательные сведения - без них иск не примут. При составлении иска стоит сверяться с Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Не лишним будет привести судебную практику в пользу потребителей по аналогичным делам. Госпошлину потребителям платить не нужно.

Перед составлением иска нужно рассчитать сумму компенсаций и цену иска. Это разные вещи. Если упрощенно, сумма компенсаций - это все деньги, которые вы хотите получить с ответчика через суд. Цена иска - это только те деньги, которые вы потеряли из-за его действий и предусмотренная законом неустойка. В цену иска не входит компенсация морального вреда и штраф за то, что ответчик не заплатил вам без суда.

Например, в моем случае в цену иска входит стоимость гостиницы, еды, напитков и телефонных звонков. Кроме того, в нее входит неустойка за нарушение сроков путешествия. Всего я требовал с туроператора почти 130 тысяч рублей, а цена моего иска - 5123 рубля .

От цены иска зависит, какой суд будет рассматривать ваше дело. Если она меньше 50 тысяч рублей, то мировой, если больше - районный. Больше в спорах с участием потребителей услуг она ни на что не влияет.

В своем исковом заявлении я потребовал у туроператора:

  1. Компенсировать расходы на всё, что положено пассажиру при задержке рейса: напитки, еду, два телефонных звонка и проживание.
  2. Компенсировать моральный вред всем членам семьи, включая двух детей.
  3. Выплатить неустойки за нарушение сроков оказания услуги - 3% от стоимости турпакета за один день задержки вылета.
  4. Выплатить штраф за отказ от добровольного удовлетворения моей претензии - 50% от присужденной суммы компенсации.

К иску я приложил две его копии - для туроператора и турагентства, которое продало мне его путевку. За выплату компенсаций отвечает туроператор, поэтому нет смысла привлекать агентство в качестве еще одного ответчика. Зато его можно привлечь в качестве третьего лица - если это одобрит судья. Представитель агентства придет на заседание, и если к нему возникнут вопросы, сможет сразу на них ответить.

Чтобы суд не отложили, если я не смогу прийти, я попросил рассмотреть иск без меня.

Вот как выглядело мое заявление:



К исковому заявлению я приложил справки о задержке рейсов, копии чеков за еду и гостиницу, детализацию звонков, которую взял у оператора связи, копию претензии в адрес туроператора, а также пресс-релиз Роспотребнадзора о том, что на туроператора завели административное дело из-за задержки рейсов.

Жалоба в Роспотребнадзор

Перед обращением в суд можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Это не поможет добиться компенсации без суда: Роспотребнадзор не вправе обязать туроператора выплатить вам деньги. Но он может по вашей жалобе его оштрафовать, и это усилит вашу позицию в суде. Кроме того, специалисты Роспотребнадзора подскажут, как составить иск, и, возможно, помогут защитить ваши интересы в суде.

Но всё это в теории. На моей практике, качество помощи Роспотребнадзора зависит от случая и полностью доверять ему свое дело опасно.

Поэтому свой иск я составлял сам.

Решение суда

Суд решил, что чартерный рейс входит в турпакет, поэтому ответственность за его задержку несет туроператор. В декабре, через три месяца после возвращения из отпуска, суд частично удовлетворил мои требования и взыскал с туроператора:

  1. Стоимость проживания в отеле - 1153 Р .
  2. Неустойку за нарушение сроков путешествия - 3215 Р .
  3. Моральный вред - 20 000 Р , по 5000 Р каждому члену семьи.
  4. Штраф за отказ удовлетворить претензию - 12 184 Р .

Суд отказал в компенсации расходов на еду в аэропорту и уменьшил компенсацию морального вреда. Но даже с учетом этого размер компенсации составил 36 552 Р - это 34% от стоимости тура.

Получение компенсации

В феврале, через два месяца после решения суда, я получил исполнительные листы. Теперь мне предстояло получить деньги. Для этого нужно было направить листы приставам, а потом ждать, пока они возбудят исполнительное производство и принудительно взыщут компенсацию с туроператора. Закон отводит на это два месяца, но срок могут продлить. На практике получение денег сильно зависит от расторопности приставов и настойчивости взыскателя.

Другой вариант - получить компенсацию самому через банк ответчика, но для этого нужно знать, что это за банк. Иногда реквизиты счета туроператора можно найти на его сайте или в договоре на продажу путевки.

Мой туроператор свои реквизиты в открытом доступе не публиковал, но мне повезло. Уже когда иск был в суде, он ответил на мою претензию и перечислил на мой счет компенсацию за телефонные звонки. Он отверг остальные требования и заявил, что ответственность за задержку рейса несет перевозчик, но это было уже неважно: переведя деньги на мой банковский счет, он засветил свой, и когда мне пришли исполнительные листы, я не стал отправлять их приставам, а просто отнес в его банк.

Уже через день после получения исполнительных листов банк перечислил мне деньги.

Как получить компенсацию от туроператора

  1. Храните все чеки, счета и детализацию звонков. Все просьбы и отказы - только письменно. Если вылет задержали, просите в аэропорту поставить об этом пометку.
  2. Требуйте компенсацию у туроператора - на это у вас есть 20 дней после окончания путешествия. За 10 дней он должен что-то ответить.
  3. Если туроператор молчит или отказывается платить, подавайте на него в суд или жалуйтесь в Роспотребнадзор.
  4. Поищите реквизиты счета туроператора на его сайте или в договоре. Если суд встанет на вашу сторону, они помогут быстрее получить деньги.

Впечатления от долгожданного отпуска могут оказаться смазанными не по вашей вине. Сообщения о длительных задержках рейсов и возмущенных пассажирах, чьи права были нарушены, появляются регулярно. Важно не забывать, что порядок действий как туристов, так и авиакомпаний, четко регламентирован. О том, как нужно себя вести и на что можно рассчитывать, угодив в неприятную ситуацию, узнаем у руководителя юридического отдела ООО «Юридическое агентство Персона Грата» Ирины Доценко.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

В соответствии с пунктом 99 Правил воздушных перевозок, при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки или отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки, перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и промежуточных пунктах следующие услуги:

  1. Предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
  2. Два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  3. Обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  4. Обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более 4 часов и далее каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов - в ночное;
  5. Размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более 8 часов в дневное время и более 6 часов - в ночное;
  6. Доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  7. Организация хранения багажа.

Данные услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы. Время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография


Получить от авиакомпании компенсацию в случае задержки рейса и не предоставления положенных по закону услуг вполне реально.

И вот что для этого нужно сделать:

Во-первых, пассажиру необходимо обратиться к представителю авиакомпании в аэропорту (сотруднику аэропорта на стойке информации) и получить документ, подтверждающий задержку рейса (как правило, ставится отметка о задержке рейса на маршрутной квитанции или посадочном талоне). Далее нужно собрать все чеки, подтверждающие понесенные вами расходы по причине задержки рейса, а по прибытии в пункт назначения направить в адрес авиакомпании претензию с требованием компенсировать моральный ущерб. В случае отказа авиакомпании в добровольном порядке удовлетворить ваши требования - можно обратиться в суд.

Согласно Федеральному закону от 3 апреля 2017 г. N 52-ФЗ, Россия присоединилась к Монреальской конвенции 1999 г. об унификации правил международных воздушных перевозок, которую ратифицировали уже более 120 стран. Что изменится для авиапассажиров?

Роспотребнадзор сообщает, что приведение воздушного законодательства в соответствие с нормами Монреальской конвенции значительно улучшит права потребителей услуг в сфере пассажирских авиаперевозок за счет повышения верхнего предела выплачиваемых компенсаций за нарушения правил перевозки.

Если по нормам Воздушного кодекса РФ ответственность компании за ущерб из-за задержки рейса составляет 1875 RUB за каждый час простоя (но не более 50 % от цены билета), то по новым правилам компенсация будет ограничиваться не половиной стоимости билета, а суммой в 332 тыс. RUB.

Размер компенсации при утрате перевозчиком багажа в настоящее время не может превышать 600 RUB за 1 кг (для багажа) и 11 тыс. RUB для ручной клади в случае, если стоимость багажа не может быть точно установлена. По Монреальской конвенции, ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой около 78 тыс. RUB в отношении каждого пассажира.

Размер компенсации в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира по Воздушному кодексу РФ не может составлять более 2 млн RUB. Монреальская конвенция повышает указанный предел почти в 4 раза и предусматривает, что в отношении вреда жизни и здоровью пассажира, если он не превышает сумму около 7,8 млн. RUB, перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность.

В результате длительной задержки время отдыха на курорте сократилось. Кому туристы должны адресовать претензию?

В том случае, если рейс чартерный, претензия направляется туроператору. Если речь идет о рейсе регулярных перевозок, претензия может быть направлена или туроператору, или перевозчику.

Каков шанс получить компенсацию за задержку рейса?

В силу п. 1 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», пассажир вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуг. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

На основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального ущерба определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Отмена рейса - неприятная и довольно распространенная в последние годы ситуация. Как правило, она не имеет серьезных последствий, но иногда может послужить причиной опоздания на стыковочный рейс в другом аэропорту. Авиарейсы могут отменяться по различным обстоятельствам, которые зачастую неподвластны перевозчику. Какие права имеют пассажиры согласно действующим законодательным нормам? Как можно минимизировать последствия отмены рейса?

Причины отмены рейсов

Разумеется, отмена авиарейса - процедура неприятная. Однако не всегда в этом виноват авиаперевозчик. Перед тем как требовать компенсацию за отмененный рейс в представительстве компании, необходимо уточнить причину произошедшего.

Отмена рейса является виной авиакомпании, если:

  • в расписании имеются нестыковки;
  • экипаж самолета не успевает подготовить самолет или произвести уборку до вылета;
  • пассажир не был зарегистрирован по причине овербукинга (т. е. было продано большее количество мест, чем имеется на самолете в действительности);
  • перелет является невыгодным для предприятия;
  • перевозчик не может привести доказательства или объяснения причин невыполнения своих обязательств.

Перевозчик не виноват, если причиной отмены стали следующие обстоятельства:

  • метеоусловия;
  • природные катаклизмы;
  • военные действия;
  • ввод в стране военного положения;
  • наложение запретов и ограничений на грузоперевозки по определенным маршрутам;
  • забастовка сотрудников авиапредприятия;
  • дефекты воздушных судов, представляющие угрозу для жизни пассажиров.

Как быть?

Так что делать, если отменили рейс? Прежде всего нужно обратиться к представителю авиаперевозчика и получить у него разъяснение причины отмены. Как правило, в представительстве вам сразу же предложат альтернативный вариант перелета. Однако компании не всегда готовы отправить своих пассажиров в пункт назначения в этот же день, поэтому иногда они предлагают осуществить возврат денежных средств. Подробно об этом расскажем ниже. Пассажир должен зафиксировать дату и время, когда имело место объявление об отмене авиарейса.

Если отмена произошла за несколько дней

Что делать, если авиакомпания отменила рейс за несколько дней до предполагаемой даты вылета? В данной ситуации пассажиры имеют право потребовать:

  • осуществить замену билетов (составление альтернативного маршрута перевозки);
  • вернуть денежные средства (если авиакомпания взяла на себя ответственность).

Важно отметить, что транзитный пассажир имеет больше прав. Дело в том, что ответственность авиаперевозчика определяется законодательством того государства, в которое пассажир прибывает транзитом. В Соединенном Королевстве, к примеру, если отмена авиарейса неизбежно привела к тому, что цель поездки сорвалась (не состоялась деловая встреча, пассажир пропустил соревнования), британский перевозчик предоставляет бесплатный перелет в РФ.

Если пассажир узнал об этом в день вылета

Что делать, если отменили рейс в день вылета? Первое, что в данном случае предложит представитель компании, - переоформить проездные документы на другой авиарейс. Если из аэропорта вылета по тому или иному маршруту полеты выполняются только одним перевозчиком, пассажиру придется ждать ближайшего рейса. Иногда это может занять несколько часов или дней.

Если же пассажиров готова перевезти другая авиакомпания, то возможны два варианта:

  • бесплатное переоформление билета, если отмена произошла по вине перевозчика;
  • переоформление билета с доплатой, если перевозчик не виноват.

Согласно российскому законодательству, за каждый час ожидания альтернативного авиарейса перевозчик обязуется выплатить компенсацию. Ее размер составляет 3% от цены авиабилета + 25% от минимального размера оплаты труда. Этот же закон гласит о том, что максимальный размер штрафа не может быть более половины цены авиабилета, даже если ожидание длилось сравнительно долго.

В Европе размер компенсации зависит от периода ожидания и составляет, как правило, от 100 до 600 евро. Также существенную роль играет и количество дней, за которые компания предупредила пассажира об отмене.

В корне отличается ситуация с отменами рейсов в Соединенных Штатах. Каждый авиаперевозчик вправе устанавливать собственные правила. В США обмен билетов происходит за счет самих пассажиров. Бесплатно обменять билет могут только по причине овербукинга.

Возврат денег за авиабилеты

Если неприятная ситуация произошла на территории РФ, то здесь будет действовать российское законодательство. Если же в другой стране, то, соответственно, возврат будет осуществляться по местным законам.

Для того чтобы вернуть деньги, необходимо в первую очередь составить в письменном виде претензию авиакомпании. К претензии нужно приложить следующие документы:

  • копии авиабилетов;
  • копии (при наличии);
  • билеты на мероприятие, которое планировалось в поездке;
  • копии брони отелей.

Транзитный пассажир (если маршрут предполагал несколько пересадок) может получить компенсацию как за отдельный сегмент, так и за весь составной рейс в оба конца. Если же пассажир приобрел два отдельных билета, компенсация будет только за отмененный рейс.

В России перевозчик обязан осуществить возврат денежных средств за отмененный рейс в 30-дневный период. У европейских авиакомпаний этот период сокращен до 7 дней. Если возврат не был произведен, пассажир вправе подать исковое заявление в суд.

Билеты на чартерные рейсы продают обычно турагентства. Именно они и будут возвращать деньги за перелет.

Предоставление альтернативного маршрута

Авиаперевозчики в 90% случаев предлагают пассажирам альтернативу отмененному рейсу. Это могут быть рейсы других перевозчиков, с пересадками, с измененной датой и временем вылета. Варианты предлагаются в зависимости от наличия свободных кресел в заявленных воздушных судах. Важно отметить, что пункт отправления изменять нельзя.

Если пассажир соглашается на альтернативный маршрут, за счет авиакомпании ему переоформляют билеты. Когда время вылета изначального и альтернативного рейсов не совпадают, пассажирам предоставляются компенсации, как и при задержке самолета.

Если отменили чартер

Как уже говорилось выше, билеты на продаются туристическими агентствами. Поэтому в случае отмены рейсов вся ответственность ложится на плечи данных организаций. Обратите внимание: компенсации, связанные с задержками и отменами авиарейсов, должны быть прописаны в договоре оказания услуг.

Куда и когда жаловаться?

Что делать, если отменили рейс и нарушили ваши права? Во всех ситуациях судебные разбирательства проходят в стране, где имел место данный инцидент. Написать претензию можно непосредственно в аэропорту вылета. Если в аэропорту нет офиса конкретного авиаперевозчика, претензию можно отправить через его сайт. Также возможен вариант отправления претензии заказным письмом в представительство компании.

Если перевозчик не вернул деньги за отмененный рейс или нарушил права пассажира, в течение полугода можно обратиться с исковым заявлением в суд. К заявлению необходимо приложить копию претензии и всю документацию, связанную с перелетом.

Чтобы избежать неприятной ситуации, можно заранее, до отъезда в аэропорт, позвонить в представительство или справочную службу авиакомпании. Там вам всегда дадут актуальную информацию о рейсе.

Никто не застрахован от форс-мажорных обстоятельств. Поэтому в сумке путешественника всегда должны находиться аккумуляторы, зарядные устройства, книги и другие вещи, которые помогут скоротать время, средства личной гигиены. Помимо этого, при себе стоит иметь денежные средства, достаточные для приобретения другого авиабилета. Также необходимо сохранять все чеки, копии билетов.

Не стоит игнорировать правила авиакомпании. Не поленитесь и прочитайте их, когда покупаете билет через сайт перевозчика. В договоре может быть указано, что он не несет ответственность за отмену рейса. Эта фраза, разумеется, может быть написана другими словами. В частности, такие правила любят устанавливать бюджетные авиалинии.

Что делать, если отменили рейс? Это не всегда происходит по вине перевозчика. Последний может вернуть деньги за билеты или предложить альтернативный маршрут. Если авиакомпания нарушает права пассажира, он вправе обратиться в суд. Путешествуйте и знайте свои права!

К сожалению, задержки авиарейсов являются частым явлением в работе воздушных перевозчиков. Практически каждый из частолетающих пассажиров сталкивался с задержами рейсов, произошедшим по тем или иным причинам. К счастью для пассажиров, сегодня в законодательстве многих стран (прежде всего России и Европы) предусмотрена ответственность авиакомпаний за любые задержки рейсов, даже не зависящих от самих перевозчиков. Кроме предоставления необходимого набора услуг (прохладительные напитки, питание, услуги связи, гостиница для ночлега) пассажир может рассчитывать также и на денежную компенсацию.

Документы для получения денежной компенсации

Для получения денежной компенсации за задержку авиарейса необходимо подать в авиакомпанию претензию, приложив к ней копии документов, подтверждающих право на компенсацию. К таким документам относятся: авиабилеты с отметками служб аэропорта о задержке рейса (или справки, заверенные представителями авиакомпании или аэропорта), кассовые чеки или квитанции, подтверждающие понесенные расходы, которые перевозчик обязан компенсировать.

При этом важно помнить, что ваши претензии к отечественной авиакомпании, задержавшей вылет на внутреннем рейсе, будет приниматься в соответствии с российским законодательством. То же самое касается заграничных перевозчиков, провинившихся на нашей территории. Если же авиакомпания отложила рейс за пределами нашей территории, разбирательства будут проходить по законам той страны, где произошла задержка, вне зависимости от того, зарубежная это авиакомпания или отечественная.

Компенсация за задержку авиарейсов в Европе

На территории стран Евросоюза взаимоотношения пассажира и перевозчика регулируются Европейского парламента и Совета ЕС. Согласно этому документу авиаперевозчик обязан выплатить компенсацию за задержку рейса. Размер компенсации зависит от расстояния отложенного перелета и времени задержки. Таким образом, выплата за двухчасовую задержку рейса, совершаемого в пределах одного континента, будет существенно отличаться от такой же задержки при трансконтинентальном перелете.

Компенсация за задержку авиарейсов в России

Если говорить о российском законодательстве, то, по статье 126 , пассажир имеет право на предъявление претензии к авиакомпании в период, равный шести месяцам с момента прилета в пункт назначения. Претензионное заявление можно подать лично либо переслать заказным письмом и лучше с полной описью приложенных документов. Перевозчик обязан принять решение по вашему претензионному заявлению в течение 30 дней.

Копия претензии, а также доказательство её отправления лучше сохранить. Они вам пригодятся в случае подачи иска в суд. Необходимость в этом может возникнуть, если ваше обращение проигнорируют либо виновники откажутся компенсировать понесенные расходы. Пакет документов для подачи в суд должен включать в себя следующее: исковое заявление, копию проездного документа (билета) с отметкой о задержке вылета (отмене рейса), счета за проживание в гостинице, питание, телефонные переговоры и т.д., а также письменную претензию в адрес авиакомпании и ответ её представителей.

Задержки регулярных и чартерных рейсов

У многих возникает вопрос: есть ли разница в порядке защиты собственных прав при задержках на регулярных рейсах и чартерных? Прежде всего, давайте разберемся в терминологии.

Чартерные рейсы представляют собой рейсы, организация которых происходит на принципах чартерного договора между туроператором и перевозчиком. Чартерные рейсы, как правило, не имеют фиксированного графика вылетов (с точностью до 3-5 часов). Значительная часть туристических рейсов (большинство из них, конечно, «пляжные» вылеты) организуется чартерным способом. Авиабилет на чартерный рейс вы можете приобрести только у чартеровладельца (туроператора), в обычных авиакассах таких билетов нет в продаже. К тому же туроператор не заинтересован в реализации отдельного авиабилета. Ему рентабельнее продать вам комплексное туристическое путешествие (пусть даже и самое дешевое).

Регулярные рейсы - это рейсы, которые выполняются на круглогодичной основе по фиксированному графику. Осуществление международных рейсов также регламентируется межправительственными соглашениями. С утвержденными инструкциями по продаже и бронированию авиабилетов, а также оформлению отказа от полета вы всегда можете ознакомиться в любой авиакассе.

Авиабилет – это самостоятельный договор между пассажиром и авиаперевозчиком, согласно которому авиакомпания должна в определенное время доставить вас и ваши вещи в указанное место в целости и сохранности, а вы обязуетесь оплатить услуги авиаперевозчика.

На основании Воздушного и Гражданского Кодексов РФ всю ответственность за задержку или отмену рейса несет авиакомпания , независимо от того, чартерный рейс или регулярный. Соответственно, никакой разницы между видами рейсов не существует. Авиакомпания в любом случае при задержке рейса обязана предоставить пассажирам установленный законодательством набор услуг, а в отдельных случаях и выплатить денежную компенсацию.

Февраль 2011 г.

С сегодняшнего дня Россия присоединилась к Монреальской конвенции об авиаперевозках.
Чем Монреальская конвенция лучше чем Варшавская, которой до сегодняшнего дня руководствовались российские авиаперевозчики.
На первый взгляд положения Монреальской конвенции об унификации правил международных воздушных перевозок для российских авиапассажиров более сладкие:
— выплата авиакомпанией компенсации пассажиру за задержку рейса возрастает в несколько раз: с 25 руб/час до 344 тыс руб
— ответственность авиакомпании за потерю/порчу багажа пассажира возрастает с 600 руб/кг до 83 тыс рублей:

Как считается компенсация авиапассажиру

Стоит сказать, что сумма компенсации рассчитывается в унифицированных денежных единицах — специальным правам заимствования — привязанным к японской йене, доллару, евро и фунту стерлингов (курс на сегодняшний день — 83 рубля).
Сейчас компенсация российских авиакомпаний пассажиру считается в процентах от МРОТ (минимальной зарплаты в рублях).
Сами понимаете — эти компенсации смешны.

Куда подавать заявление с требованием

Что еще важно: по Монреальской конвенции пассажир может обратиться в суд с требованием компенсации (иском) по месту своего жительства, а не по месту которое удобно авиакомпании, как было до сегодняшнего дня.
Это обстоятельство повысит уровень обращений авиапассажиров в суд так как понятно дело — проживая в городе N сложно обращаться в суд по месту регистрации авиакомпании (как правило Москва).

Компенсации с чартерных шараг

Последний год чартерные шараги совсем зачмырили авиапассажиров.
В СМИ нередки новости из аэропортов в России или курортных зон куда летают эти скотовозки: как правило это фото загорелых/бледных пассажиров с багажными тележками перед надписью на стойке регистрации «рейс задерживается» и гневные комментарии (как правило от матерей семейства).
По Монреальской конвенции чартерные шараги летающие за границу должны будут отвечать так же как нормальные авиакомпании.
То же касается лоукостеров типа Победа.

Все сладко. Не может быть.

Конечно же присоединение РФ к Монреальской конвенции продиктовано прежде всего легализацией грузоперевозок через РФ (Европа — Китай в основном), в меньшей — заботой о пассажирах.
Тем не менее, если в Воздушный кодекс, которым сейчас руководствуются российские авиакомпании, будут внесены изменения по положениям Монреальской конвенции — это будет большим прогрессом по защите прав авиапассажиров:
— авиапассажиру дается 7 дней на подачу иска к авиаперевозчику и этого срока достаточно чтобы оформить претензию и отнести ее в ближайший суд.

Поэтому ждем изменений в Воздушном кодексе РФ касательно международных перевозок, а так же исполнений обещанного в апреле: зам министра транспорта РФ г-на Окулов пообещал расмотреть вопрос переноса действия Монреальской конвенции и на внутренние рейсы по России.

А пока…

Обсуждать эту новость можно на Форуме Винского:
Чуть позже напишу отдельную статью о правах пассажира при задержке рейса по вине авиакомпании: что положено пассажирам с детьми, при задержке на 2 часа, на 6 и 8 часов.
Так же пишу статью о юридическом сервисе, который берет на себя работу с претензией авиапассажира к авиакомпании, за комиссию от полученной пассажиром компенсации:

— тема на Форуме Винского.
В ней люди пишут о своём опыте самостоятельного получения компенсаций с авиакомпаний. Там же можно задать свой вопрос:

Положительный опыт самостоятельного получения компенсации от несогласных люфтов:

летели из Штутгарта в Бостон, с пересадкой во Франкфурте. Из Штутгарта во Франкфурт самолет опоздал, как сказал пилот — из-за того, что гроза задержала вылет самолета в Штутгарт. Дали билеты на следующий рейс через 5 часов. На регистрации, на стойке, в офисе ЛХ причины задержки подтвердить отказались. Не ваше, мол дело.

Позже потребовал компенсации почтой. В письме так же просил уточнить причину опоздания. Реакции не было. Попутно написывал им в фб, но там помочь не могли или не хотели. Ответ пришел через 3 недели с забавной формулировкой, что самолету помешали «непредвиденные» обстоятельства, выплата компенсации по которым не предусмотрена. На отписку ответил по электронной почте с цитатами из ЕС-овского распоряжения, где под «непредвиденными обстоятельствами» подразумеваются забастовки, погодные условия во время рейса, на который купил билет (в моем случае этого точно не было) и прочие военные перевороты. Еще указано, что в случае подобных обстоятельств перевозчик должен принять всевозможные меры по предотвращению. Снова попросил указать причину опоздания и рассказать о предпринятых мерах. Ответ пришел дней 12 (указывал 2 недели в качестве крайнего срока до обращения в суд). В ответе Люфтганза сожалела о причиненных неудобствах и снова ссылалась на мистические «непредвиденные» обстоятельствах, из-за которых наш случай не попадает под 261/2004. Но, по доброте душевной, решила все же выплатить по 600 евро компенсации за каждый билет по указанному счету.

В итоге сложилось впечатление, что если бы не грамотно составленное юридическим немецким языком второе письмо — пришлось бы обращаться в суд или к посредникам. ЛХ явно не склонна отвечать на требования компенсации чем-либо кроме отписок.

5 /5 (8 )