Как правильно рассчитать налог на доход из-за границы? Налогообложение доходов, получаемых из-за рубежа Налог если работаешь за границей

Утрачивается ли статус налогового резидента и необходимо ли подать декаларацию 3-НДФЛ?

Сотрудник российской организации (гражданин РФ, резидент на момент получения дохода) работает до 31.03.2017, получая заработную плату и иные вознаграждения в этой организации, облагаемые по ставке НДФЛ 13%.С 01.04.2017 сотрудник увольняется и устраивается на работу в другую компанию этой же группы компаний за пределами РФ (ФРГ). Каким образом будет осуществляться налогообложение по НДФЛ по итогам 2017 г., учитывая, что сотрудник более 183 дн. будет находиться за пределами РФ при этом он располагает в России постоянным жилищем (Свидетельство о собственности) и центром жизненных интересов (семья-мать и отец). При подготовке консультации просим ссылаться не только на 23 Главу НК РФ, но и на Соглашение между РФ и ФРГ "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество".

Зарплата, которую сотрудник получает за границей, это доход, полученный за пределами России. А такие доходы облагаются НДФЛ в особом порядке:
– сотрудник-резидент платит налог самостоятельно;
– сотрудник-нерезидент вообще не платит НДФЛ по российскому законодательству.

Независимо от налогового статуса сотрудника удерживать налог с его зарплаты работодатель не должен.

Из положений международного договора с Германией следует, что сотрудник является резидентом России, если располагает в ней постоянным жилищем, либо имеет в России центр жизненных интересов.

При этом сам по себе факт нахождения сотрудника в России менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года) не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента в такой ситуации. Подтверждает такой вывод и ФНС России в письме от 29.10.2015 № ОА-3-17/4072@.
Таким образом, физическое лицо, которое является резидентом России, должно самостоятельно рассчитать и уплатить НДФЛ по ставке 13 процентов. Не позднее 30 апреля следующего года сотрудник обязан подать в российскую налоговую инспекцию налоговую декларацию о доходах, полученных за пределами России.

С каких выплат удерживать НДФЛ

Доходы от источников за пределами России

8. Другие виды доходов, связанных с деятельностью за пределами России.

Такой перечень доходов, полученных от источников за пределами России, установлен статьи 208 Налогового кодекса РФ.

После того как определен источник дохода, учтите следующие моменты:

  • если резидент получил доходы от источников за пределами России, НДФЛ с них он должен заплатить самостоятельно ();
  • если нерезидент получил доходы от источников в России, он может быть вообще освобожден от налогообложения. Такой порядок может быть прописан в Соглашении об избежании двойного налогообложения, заключенном Россией с иностранным государством , резидентом которого является получатель дохода. Оно имеет приоритет над российским законодательством (). Для обоснования правомерности применения льгот возьмите у нерезидента подтверждающие документы .

Ситуация: нужно ли удерживать НДФЛ из зарплаты директора филиала российской организации, открытого за границей. Зарплату выплачивает российская организация

Нет, не нужно.

Зарплата, которую директор филиала получает за границей, это доход, полученный за пределами России. А такие доходы облагаются НДФЛ в особом порядке:
– сотрудники-резиденты платят налог самостоятельно ();
– сотрудники-нерезиденты вообще не платят НДФЛ по российскому законодательству (ст. , НК РФ). Такие доходы облагаются налогами по законам того государства, где работает сотрудник.

Независимо от налогового статуса директора удерживать налог с его зарплаты работодатель не должен. Роли не играет и тот факт, что источник выплаты дохода – российская организация. Не имеет значения и способ выдачи зарплаты: напрямую на банковскую карту директора или сначала на счет филиала для последующей выплаты директору. Тут главное лишь то, что человек работает за рубежом (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).

Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина России от 29 января 2015 г. № 03-04-06/3349 .

Правда, повод для сомнений может дать подпункт 6 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса РФ. В нем говорится, что вознаграждения директорам и членам советов директоров российских организаций облагаются НДФЛ независимо от того, где их выплатили: в России или за границей. Но, заметьте, директор филиала российской организации, открытого за рубежом, в эту категорию плательщиков не входит. Он – обычный сотрудник, поэтому на его доходы распространяются общие правила.

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ с выплат сотруднику, который длительное время работает за границей

Да, нужно. Исключением является зарплата (вознаграждение), которую получает сотрудник, находясь за границей не для выполнения конкретного служебного поручения, а для исполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

Загранкомандировка

За время пребывания сотрудника в командировке за ним сохраняется средний заработок (). Средний заработок, который начисляется командированному сотруднику, – это не вознаграждение за труд. Такая выплата представляет собой особый вид гарантий, предусмотренных трудовым законодательством. Чтобы установить, должна ли организация удерживать НДФЛ со среднего заработка, сохраняемого за сотрудником на время загранкомандировки, нужно определить источник данной выплаты (). Налогового кодекса РФ не дает однозначного ответа на этот вопрос. Поэтому в данном случае следует руководствоваться рекомендациями Минфина России ().

По мнению ведомства, средний заработок, который сохраняется за сотрудником на время командировки, признается доходом, полученным от источников за пределами России (письмо Минфина России от 24 февраля 2016 № 03-04-06/10120). Поэтому, если на дату получения дохода командированный сотрудник является резидентом , НДФЛ с суммы среднего заработка не удерживайте. Ведь с доходов, полученных от источников за пределами России, сотрудники-резиденты должны самостоятельно рассчитывать и платить НДФЛ по ставке 13 процентов (). Не позднее 30 апреля следующего года сотрудники обязаны подать в российскую налоговую инспекцию налоговую декларацию о доходах, полученных за пределами России (п. 3 ст. 228 , НК РФ). Если же с доходов от работы за пределами России российский налоговый резидент заплатил налог в бюджет иностранного государства, эта сумма принимается к зачету в счет уплаты НДФЛ в России (). Если же сотрудник утратил статус резидента, НДФЛ удерживать не нужно, так как не возникает объект налогообложения ().

Работа за границей

Многие организации на длительный срок направляют своих сотрудников за границу не для выполнения конкретного служебного поручения, а для исполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором. Такое пребывание за рубежом командировкой не признается. Фактически происходит переезд сотрудника на работу в другую местность. В этом случае сотруднику начисляется не средний заработок, а зарплата в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

Зарплата

Зарплата, которую получает сотрудник, находясь за границей, признается доходом, полученным от источников за пределами России (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ). Поэтому, если на дату получения дохода сотрудник является резидентом , НДФЛ с зарплаты не удерживайте. Ведь с доходов, полученных от источников за пределами России, сотрудники-резиденты должны самостоятельно рассчитывать и платить НДФЛ по ставке 13 процентов (). Не позднее 30 апреля следующего года сотрудники обязаны подать в российскую налоговую инспекцию налоговую декларацию о доходах, полученных за пределами России (п. 3 ст. 228 , НК РФ). Если же с доходов от работы за пределами России российский налоговый резидент заплатил налог в бюджет иностранного государства, эта сумма принимается к зачету в счет уплаты НДФЛ в России ().

НДФЛ с зарплаты не нужно удерживать и в том случае, если сотрудник утратил статус резидента. Дело в том, что доходы нерезидентов , полученные от источников за пределами России, не являются объектом налогообложения по российскому законодательству (). Налог с них следует платить по законам того государства, где сотрудник выполняет свои трудовые обязанности. Например, не нужно удерживать НДФЛ из зарплаты сотрудника, который постоянно живет за границей и работает в организации дистанционно, через Интернет.

Аналогичные разъяснения даны в письмах Минфина России от 16 октября 2015 г. № 03-04-06/59439 , от 5 марта 2015 г. № 03-04-06/11830 , от 5 октября 2010 г. № 03-04-06/6-236 , ФНС России от 17 августа 2012 г. № ЕД-3-3/2978 .

Отпускные

Отпускные, начисленные сотруднику за период его работы за границей, зарплатой не являются. Однако право сотрудника на оплачиваемый отпуск неразрывно связано с исполнением его трудовых обязанностей. Поэтому средний заработок, который сохраняется за сотрудником на время его очередного отпуска, по аналогии с зарплатой тоже относится к доходам от источников за пределами России. А значит, при налогообложении отпускных действуют те же правила, что и при налогообложении зарплаты:
– сотрудник-резидент платит НДФЛ самостоятельно;
– сотрудник-нерезидент платит налог по законодательству государства, в котором он работает.

В любом случае при начислении отпускных «заграничному» сотруднику работодатель налоговым агентом не признается и НДФЛ удерживать не должен.

Следует отметить, что раньше в отношении отпускных, начисленных сотрудникам, работающим за границей, финансовое ведомство давало другие разъяснения. В частности, в письмах от 11 апреля 2013 г. № 03-04-06/11979 и от 10 июня 2011 г. № 03-04-06/6-136 говорилось, что зарплата и отпускные – это выплаты, имеющие разные источники, а следовательно, правила налогообложения зарплаты не применяются при налогообложении отпускных. Авторы писем утверждали, что отпускные относятся к доходам, полученным от источников в России. А значит, при начислении таких доходов работодатель – налоговый агент должен удерживать НДФЛ:

  • по ставке 13 процентов – пока сотрудник остается налоговым резидентом России;
  • по ставке 30 процентов – с того момента, когда сотрудник утратил этот статус.

Ольги Красновой, директора БСС «Система Главбух»

Как определить статус человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

Это связано с тем, что для этих категорий предусмотрены:

  • разные перечни доходов, с которых нужно платить налог ();
  • разные ставки налога ().

Кроме того, резидент вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ, а нерезидент – нет (п. и ст. 210 НК РФ).

Большинство граждан России являются налоговыми резидентами . Если человек часто выезжает за границу (либо приехал в Россию недавно), он может быть нерезидентом .

Определение статуса

Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый резидент – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Исключение предусмотрено только для:

  • российских военных, служащих за границей;
  • сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за пределы России.

Такие граждане признаются резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, иной порядок установления резидентства могут содержать соглашения об устранении двойного налогообложения , подписанные Россией с другими государствами.

3. Международное соглашение Государств от 29.05.1996 №

Статья 4. Резидент

1. Для целей настоящего Соглашения выражение "резидент Договаривающегося Государства" означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, своего постоянного местопребывания, места своей регистрации в качестве юридического лица, места нахождения своего руководящего органа или иного аналогичного критерия. Указанное выражение не распространяется, однако, на лиц, которые подлежат налогообложению в этом Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве или в отношении имущества, расположенного в этом Государстве.

2. В случае, если согласно положениям пункта 1 настоящей статьи физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, действуют следующие положения:
а) лицо считается резидентом того Государства, в котором оно располагает постоянным жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих Государствах, то оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);
b) в случае, если Государство, в котором лицо имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если лицо не располагает постоянным жилищем ни в одном из Государств, оно считается резидентом того Государства, в котором оно обычно проживает;
c) если лицо обычно проживает в обоих Государствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, гражданином которого оно является;
d) если каждое из Договаривающихся Государств рассматривает лицо в качестве своего гражданина или если ни одно из Договаривающихся Государств не считает его таковым, то компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос по взаимному согласию.

3. В случае, если согласно положениям пункта 1 настоящей статьи лицо, иное чем физическое лицо, является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, в котором расположен его фактический руководящий орган.

Статья 15. Доходы от работы по найму

1. С учетом положений статей 16 , и настоящего Соглашения жалованье, заработная плата и аналогичные вознаграждения, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства от работы по найму, могут облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве только тогда, когда работа выполняется в нем.

2. Несмотря на положения пункта 1 настоящей статьи, вознаграждения, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства в связи с работой по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом только в первом упомянутом Государстве, если соблюдаются все нижеперечисленные условия:
a) получатель пребывает в другом Государстве в общей сложности не более чем 183 дня в течение любого двенадцатимесячного периода, начинающегося или заканчивающегося в соответствующем налоговом году;

b) вознаграждения выплачиваются работодателем или от имени работодателя, который не является резидентом другого Государства; и
с) расходы по выплате вознаграждений не несут постоянное представительство или постоянная база, которые работодатель имеет в другом Договаривающемся Государстве.

3. Несмотря на предыдущие положения настоящей статьи, вознаграждения за работу по найму, которая осуществляется на борту морского или воздушного судна, эксплуатируемых в международных морских и воздушных перевозках, или на борту речного судна, могут облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором предприятие, эксплуатирующее такие транспортные средства, является резидентом.

4. Письмо ФНС России от 29.10.2015 № ОА-3-17/4072@

О порядке подтверждения факта утраты физическим лицом - гражданином России статуса налогового резидента Российской Федерации

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке подтверждения факта утраты физическим лицом - гражданином России статуса налогового резидента Российской Федерации, и сообщает следующее.
В налоговых целях определение статуса физического лица в качестве налогового резидента Российской Федерации производится для применения положений статей 209 , пункта 17.1 статьи 217 , статьи 224 , пункта 1.1 статьи 231 и пункта 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в ситуациях, когда осуществляется налогообложение доходов таких физических лиц (освобождение от налогообложения, возврат излишне уплаченного налога) или устранение международного двойного налогообложения.
На основании положений пункта 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2007 № 01-СШ/19 , направленному в адрес ФНС России, установление этого факта связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период (календарный год).
В данном случае речь идет об уплате налога таким лицом самостоятельно на основании положений статей 228 и 229 Кодекса , в том числе с доходов, получаемых от источников за пределами России. В такой ситуации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года.
Пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом , то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, в том числе с Республикой Кипр, следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов.
При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.
Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года), по мнению ФНС России, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации в упомянутой выше ситуации.
Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации,

Налог полученный из-за рубежа в 2018 году


Особенностей уплаты налога полученного из-за рубежа иностранными гражданами в 2018 году и нюансов стало куда больше, а штрафные санкции стали подстерегать на каждом шагу.

Если Вы получили доход от источников за пределами РФ, осуществляется путем заполнения и подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ по итогам календарного года в налоговую инспекцию по месту временной регистрации (постоянной регистрации) . Согласно Налоговому кодексу РФ необходимо в срок до 30 апреля года, следующего за годом получения дохода (п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ) подать налоговую декларацию 3-НДФЛ, на основании расчетов по декларации 3-НДФЛ, необходимо оплатить налог на доходы до 15 июля.

ДЕКЛАРАЦИЯ СОСТАВЛЯЕТСЯ: НАЛОГОВАЯ СТАВКА:

1. Налоговые резиденты платят 13%

2. Иностранцы со статусом беженца, с РВП, из стран ЕАЭС или прибывшие по приглашению как высококвалифицированные специалисты отдадут из заработка 13%, а с дивидендов – 15%.

3. Д ля граждан, не являющихся налоговыми резидентами РФ. 30%

Важно: ошибочно полагать, что резидентами могут быть только граждане нашей страны, а нерезидентами - иностранцы. К примеру, резидентами в РФ являются иностранцы, получившие в России вид на жительство, постоянно живущие у нас лица без гражданства. В то же время, наши сограждане, постоянно живущие за рубежом, а также те, кто имеет вид на жительство в другой стране, будут считаться нерезидентами.

Если в стране – источнике дохода был удержан подоходный налог, то его можно зачесть в РФ, если это предусмотрено соответствующим международным двусторонним соглашением об избежании двойного налогообложения.

Налоговую декларацию необходимо подавать в частности по доходам:

1. от выполнения трудовых обязанностей за рубежом ст.208 НК РФ

2. от продажи имущества за границей, находившегося в собственности менее трех лет; продажи доли в уставном капитале организации, продажи ценных бумаг

3. от сдачи в наем/аренду имущества за пределами России

4. от доходов от использования авторских или иных смежных прав за пределами России

5. дивиденды, проценты (в том числе проценты по депозиту), роялти

6. от вознаграждения, доходы по договорам гражданско-правового и трудового характера, оказанную услугу.

7. принятие в дар имущества за пределами РФ

Важно помнить если международным соглашением об избежании двойного налогообложения, заключенным между РФ и иностранным государством, установлены иные правила налогообложения полученного дохода, то применяются правила международных соглашений ст.7 НК РФ

Сроки подачи налоговой декларации и уплаты налогов

Для оформления декларации 3-НДФЛ по доходам из-за рубежа необходимо предоставить следующие документы:

1. документы по полученным доходам(например, банковские выписки, отчеты брокера)

2. документы по соответствующим расходам, при наличии (например, отчеты брокера по расходам на покупку ценных бумаг)

3. паспорт с расчетом пребывания на территории РФ

4. свидетельство ИНН, (при наличии)

5. нотариальная доверенность на наших сотрудников (если Вы выбираете услугу представительства по доверенности)

За неисполнение или несвоевременное исполнение обязанностей налогоплательщика, установлена ответственность:

  • если не подана декларация 3-НДФЛ, либо подана с опозданием, согласно ст.119 НК РФ физлицо может быть оштрафовано на 5% от суммы налога, причитающегося к уплате (за каждый месяц, но не более 30% всего);
  • если не подана ни декларация, не уплачен налог, согласно ст. 122 НК РФ гражданину грозит санкция в 20% от суммы необходимого платежа;
  • если к суммам штрафов прибавляется необходимость уплаты пени за просрочку платежа;
  • если декларация подана вовремя, но с оплатой НДФЛ произошла задержка, штраф не уплачивается, а взимаются пени (1/300 от ставки рефинансирования Центробанка РФ ежедневно, в 2018 году ключевая ставка была снижена до 7.5 %).

Налоговый нерезидент — это не обязательно иностранец, приехавший жить и работать в Россию. Нерезидентом может стать и гражданин Российской Федерации, выехавший из нашей страны, например, в длительную служебную командировку.

Многие граждане России время от времени выезжают за рубеж по личной и служебной необходимости: кто-то отправляется в краткосрочную загранкомандировку, кто-то выезжает на стажировку, а кто-то, являясь работником российской организации, выполняет свои обязанности на территории иностранного государства, например строит железную дорогу.

Рассмотрим, как такие граждане платят налог на доходы физических лиц.

Плательщиками НДФЛ согласно п. 1 ст. 207 НК РФ признаются не только граждане, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, но также и физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, но при этом не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Иначе говоря, нерезиденты должны платить НДФЛ только с доходов, полученных в России. Платить налог с доходов, полученных от источников за пределами нашей страны, нерезиденты не должны.

Подпунктом 6 п.

Вопросы и ответы

3 ст. 208 НК РФ определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами нашей страны для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

В первую очередь выясним, кто из россиян, выезжающих трудиться за рубеж, с точки зрения налогового законодательства является резидентом, а кто — нерезидентом.

Пункт 2 ст. 207 НК РФ устанавливает, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы нашей страны для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения.

Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации ее налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы нашей страны. Иных исключений из общего правила ст. 207 НК РФ не содержит, поэтому рабочие и служащие обычных организаций, отправляясь на работу за рубеж на долгий срок, рискуют утратить статус налоговых резидентов.

Если гражданин находится на территории России менее 183 дней в налоговом периоде, он не признается налоговым резидентом Российской Федерации в данном налоговом периоде (Письмо Минфина России от 06.04.2011 N 03-04-05/6-228).

"Долгосрочная загранкомандировка"

Представим себе ситуацию: российская организация направляет своих сотрудников в иностранное государство на длительный период времени (на год и больше) для выполнения трудовых обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами, например для строительных работ.

Фактически в рассматриваемом случае место работы сотрудников находится в иностранном государстве, и они не могут считаться находящимися в командировке, поскольку в соответствии со ст. 166 ТК РФ служебная командировка представляет собой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При направлении работников на работу за границу на длительный период времени, когда они все свои обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняют по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Минфин России в Письме от 05.04.2011 N 03-04-06/6-73 разъяснил, как нужно уплачивать НДФЛ с доходов таких работников. До момента, пока сотрудники организации будут признаваться налоговыми резидентами Российской Федерации (пока срок их отсутствия в России не составит 183 дня), рассматриваемые доходы будут облагаться НДФЛ по ставке 13%.

В Письме отмечено, что в отношении доходов сотрудников организации, полученных от источников за пределами Российской Федерации, организация-работодатель не признается налоговым агентом. Физические лица — налоговые резиденты, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату НДФЛ производят самостоятельно по завершении календарного года.

После того как в течение налогового периода статус выехавшего на работу за границу сотрудника меняется на нерезидента (причем статус остается таким до конца календарного года), меняются и его обязанности. А именно после потери статуса налогового резидента граждане уже не обязаны декларировать доходы от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученные до приобретения статуса нерезидента. Платить НДФЛ такие лица тоже не должны (Письма Минфина России от 15.03.2011 N 03-04-06/6-41, от 31.03.2011 N 03-04-06/6-63).

Однако есть одна существенная деталь: согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение среднего заработка. И если организация все-таки оформляет отправленных за рубеж для выполнения работ сотрудников как командированных, ей следует выплачивать им суммы среднего заработка. Эти суммы не являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации. К указанным выплатам норма пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ не применяется, а сами выплаты относятся к доходам от источников в Российской Федерации. Соответственно, в данном случае с этих доходов будет удерживаться НДФЛ (Письмо Минфина России от 05.04.2011 N 03-04-06/6-73).

Итак, сотрудники, отправленные российским работодателем для выполнения служебных обязанностей за рубеж, через 183 дня пребывания за пределами нашей страны в течение 12 идущих подряд месяцев утрачивают статус налогового резидента. Заметим, что есть профессии, предполагающие постоянное перемещение работника в иностранные государства. В качестве примера можно привести экипажи воздушных судов, направляемые российскими компаниями для выполнения работ разъездного характера на продолжительный период. Такие работники, имея фактическое место жительства в России, могут, исполняя служебные обязанности, находиться вне территории нашей страны больше 183 дней в течение 12 месяцев. Такие работники, по мнению Минфина России, также становятся нерезидентами (Письмо от 28.03.2011 N 03-04-06/6-58).

Налогообложение после возвращения из-за границы

Итак, работник после длительного отсутствия в России и утраты статуса налогового резидента вернулся на Родину и продолжает работу в компании. По какой ставке станут удерживать НДФЛ с его доходов?

Пока время нахождения физического лица на территории нашей страны за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет меньше 183 дней, такое лицо не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации. Его вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории России, в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ, будет облагаться НДФЛ по ставке 30% (Письмо Минфина России от 21.03.2011 N 03-04-05/6-156).

После того как на дату получения очередной заработной платы работник будет признан налоговым резидентом, с его дохода на основании п. 1 ст. 224 НК РФ налог должен удерживаться по ставке 13%.

Окончательный налоговый статус физического лица за налоговый период устанавливается по его итогам, соответственно, определяется порядок налогообложения доходов этого лица, полученных за данный налоговый период.

При окончательном определении статуса налогоплательщика должен производиться перерасчет сумм налога в связи с изменением его налогового статуса с начала года (налогового периода), в котором такое изменение произошло. Причем это не означает, что перерасчет и возврат сумм переплаченного налога сделает бухгалтерия по месту работы. В соответствии с п. 1.1 ст. 231 НК РФ, положения которого вступили в силу с 1 января 2011 г., возврат НДФЛ налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогам налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента производится налоговой инспекцией по месту жительства (пребывания) данного гражданина.

Налогоплательщик должен подать декларацию о доходах по окончании налогового периода, в котором произошла смена его статуса. Также он должен представить документы, подтверждающие статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде (Письмо Минфина России от 21.03.2011 N 03-04-06/6-48).

По вопросу перечня документов, подтверждающих статус налогового резидента, налогоплательщикам следует обращаться в налоговый орган по месту жительства (пребывания). Такое разъяснение было дано Минфином России в Письме от 14.04.2011 N 03-04-05/6-258.

Уехать на ПМЖ, но работать на российского работодателя

В настоящее время граждане России свободно перемещаются по всему миру и многие имеют возможность выбирать страну для проживания. Немалое количество наших сограждан, постоянно проживая за рубежом, сотрудничают с российскими компаниями, средствами массовой информации, научными организациями и пр.

Россияне, постоянно проживающие в иностранных государствах (например, по видам на жительство), не являются налоговыми резидентами Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, признается доход только от источников в Российской Федерации. Если физическое лицо работает по трудовым договорам с российскими организациями, выполняет работы, оказывает услуги по гражданско-правовым договорам на территории иностранного государства, получаемое им вознаграждение относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Такие доходы не признаются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации (Письма Минфина России от 26.01.2011 N 03-04-06/6-10, 08.12.2010 N 03-04-06/6-292 и др.).

"Нетрудовые" доходы нерезидента

Россиянин, уехав на долгое время по личной или рабочей необходимости за рубеж, может сдать в аренду или вообще продать свое жилье в Российской Федерации.

Придется ли в этом случае платить НДФЛ и можно ли будет получить имущественный налоговый вычет в случае продажи жилья?

Для нерезидентов в состав базы для исчисления НДФЛ включается доход от продажи находящегося в Российской Федерации недвижимого имущества (пп. 5 п. 1 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ). Данный доход нерезидента облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 30%.

Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (в том числе имущественного налогового вычета в сумме, полученной налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи квартир). Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых НДФЛ доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Однако для доходов, в отношении которых установлены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. Иначе говоря, вычеты, предусмотренные ст. ст. 218 — 221 НК РФ, не применяются (Письмо Минфина России от 03.06.2009 N 03-04-05-01/411).

Что касается доходов от сдачи жилья в аренду, то налогоплательщику-нерезиденту придется платить налог на доходы физических лиц по ставке 30%. Зачастую нерезиденты сдают принадлежащее им жилье в аренду не самостоятельно, а через доверенных лиц. Минфин России в Письме от 14.09.2010 N 03-04-06/10-214 разъяснил, что права и обязанности, в том числе и доход, по договору аренды возникают непосредственно у арендодателя, а не у его представителя. Соответственно, именно арендодателю-нерезиденту придется платить НДФЛ.

Е.В.Мацкявичене

Налогообложение российских организаций за рубежом

Сегодня многие российские организации ведут деятельность за границей. Это экспортно-импортные операции, создание постоянных представительств, вложения в уставные капиталы иностранных компаний.

Доходами российских организаций за рубежом являются:

— доходы от реализации товаров (р,у) от деятельности обособленного подразделения российской организации на территории иностранного государства;

— внереализационные доходы, связанные или не связанные с деятельностью обособленного подразделения на территории иностранного государства.

Организации, работающие в России и за рубежом, сталкиваются с проблемой двойного налогообложения одного и того же дохода. Эта проблема решается системой налогового зачета.

Формируя налогооблагаемую прибыль, российские организации в полном объеме учитывают доходы от источников в РФ и за рубежом. Расходы, произведенные организацией в связи с получением дохода за рубежом, принимаются к учету.

Если вы проводите много времени за границей, с 1 января 2017 г. готовьтесь платить большие налоги

Суммы налога, уплаченные организацией в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитываются при уплате ею налога в нашей стране, но не более суммы налога, подлежащего уплате с такого же дохода в России.

Таким образом, налог, уплаченный в иностранном государстве, не всегда в полном объеме можно принять к зачету. Сумму иностранного налога, принимаемую к зачету, исчисляют расчетным путем.

Сначала определяют, можно ли зачесть налог, уплаченный в иностранном государстве. Для этого налог иностранного государства должен соответствовать понятию налога на прибыль в российской трактовке.

Налог можно принять к зачету только с тех доходов, которые являются доходами от источников в иностранном государстве. Например, российская организация на территории России выполняет работы в пользу иностранной организации. Хотя источник выплат – иностранная организация, но источник дохода – российский. Зачет налога неправомерен.

ПСЗ = Доходы, полученные за рубежом ∙ 20 %

ПСЗ следует рассчитывать отдельно по каждому виду дохода от зарубежных источников, а также по каждому государству, где получен доход.

Затем определяется сумма, принимаемая к зачету. Для этого сопоставляют две величины: ПСЗ и налог, уплаченный в иностранном государстве. В зачет берется наименьшая величина.

Организации, которые получают дивиденды от иностранной организации, не вправе принять к зачету налог с дивидендов, уплаченный по месту нахождения источника дивидендов.

В процессе своего становления налоговые системы разных стран с неизбежностью приобретают различные характерные черты и индивидуальные признаки в зависимости от степени развития экономических отношений в стране и от политического устройства конкретного государства. Этим объясняется множественность налогов и сборов и возможность их классификаций в зависимости от различных критериев.

Например, деление налогов на прямые и косвенные известно с времен существования наиболее древних государств. Наиболее характерным критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налога на потребителя. К прообразу прямых налогов относился, например, установленный в Древней Греции в VII - VI веках до н. э. налог на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Примерами исторически первых косвенных налогов являются существовавшие в Римской империи налог с оборота или акциз на внутреннее потребление по ставке, обычно 1%, особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4%, налог на освобождение рабов по ставке 5% от их рыночной стоимости, акциз на соль. Прямые, неперелагаемые налоги на доходы, являясь одним из видов (или элементов) налоговой системы, относятся к наиболее традиционным способам налогообложения собственности.

Дальнейший исторический процесс развития производительных сил и производственных отношений привел к возможности дифференциации прямых налогов на налоги на доходы и налоги на имущество. Эта классификация в дальнейшем трансформировалась в деление подоходно-поимущественных налогов на личные и реальные.

Так, личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода или прибыли и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика. Реальными налогами облагается не действительный доход налогоплательщика, а предполагаемый средний доход, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения, например, недвижимой собственности.

Очевидно, что реальные налоги были наиболее ранним видом этой группы налогов ввиду их наибольшей прозрачности. Например, поземельный налог взимался еще во Франкском государстве раннего средневековья (налогоплательщиками являлись владельцы земли). В Великобритании все землевладельцы платили налог в размере 10% от объявляемого ими самими дохода. В средние века здесь сначала взималась подать с каждого дома, затем она была преобразована в подать с окна. Одним из наиболее древних и распространенных являлся налог "с дыма" у древних славян. Примером исторически первых личных подоходно-поимущественных налогов является подушная подать (или поголовный налог). Этот налог известен еще со времен римского владычества в Европе.

Наиболее ярким примером личного подоходно поимущественного прямого налога в наши дни является налог на прибыль, повсеместно взимаемый с корпораций (налог на прибыль организаций в Российской Федерации), так как он представляет собой налог на разницу между доходом и расходом, полученную субъектом экономической деятельности за определенный период времени.

Налог на прибыль с корпораций в целом является наиболее характерной формой изъятия части прибыли в бюджетные системы современных государств. В Западной Европе этот налог действует в Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, Италии, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Турции, Финляндии, во Франции, в Швейцарии, Швеции. Самая низкая ставка налога - 9,8% - установлена в Швейцарии. В Швеции до 1991 г. была самая высокая ставка налога - 51%, в настоящее время она составляет 28%.

Вместе с тем налог имеет свои особенности в каждой отдельно взятой стране, которые зависят от многих факторов - экономических, политических, демографических, социальных и т.д. Например, во Франции налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо по всем операциям. Общая ставка налога составляет 34% (однако она может повышаться до 42%). При расчете чистой прибыли отчетного периода возможно перенесение убытков как на будущие периоды (что является традиционным подходом), так и на предыдущие периоды. Льготы применяются в основном через ускоренную амортизацию основных фондов, льготируется также прирост инвестиций в развитие производства. Очевидно, что в этом проявляется забота государства об обновлении основных фондов и расширении процесса производства.

Налог на прибыль с корпораций является одним из общегосударственных налогов Великобритании. Вместе с тем он имеет специфику, выраженную в том, что до 1965 г. юридические лица наряду с физическими облагались подоходным налогом. В Великобритании ставка налога на прибыль составляет 33%, причем в начале 80-х годов XX века она была 52%, а в начале 90-х годов - 35%. Таким образом, мы наблюдаем поступательный процесс уменьшения налогового бремени по этому виду налогового платежа. Характерно и то, что при определении налогооблагаемой прибыли из валового дохода вычитают помимо обычных затрат представительские расходы, расходы развлекательного характера на сотрудников компании, расходы на юридическую консультацию по вопросам финансов компании, убытки коммерческого и некоммерческого характера, затраты на научно-исследовательские работы.

В Германии основной особенностью является то, что облагается налогом либо нераспределенная прибыль по ставке 50%, либо распределенная в виде дивидендов по ставке 36% с учетом дальнейшего взимания налога на доходы физических лиц. Налог на прибыль с корпораций в Германии делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Интересно, что налог первоначально полностью взимается местными органами, затем половина его перечисляется ими в федеральный бюджет. Как и во Франции, в Германии широко используется ускоренная амортизация.

В Италии действует так называемый подоходный налог с юридических лиц. Этот налог - пропорциональный, уплачивается по ставке 36%. При расчете налогооблагаемой базы из валового дохода вычитается сумма начисленной персоналу заработной платы. Кроме того, организации могут создавать различные фонды до налогообложения, например, фонд безнадежных долгов, фонд компенсации потерь по кредитам, фонд потерь, вызванный колебаниями курса валют.

В Испании ставка налога на прибыль с корпораций равна 35%. Налоговые льготы носят более социальный характер, нежели в странах, рассмотренных выше. Так, налоговыми льготами поощряются инвестиции в культуру, образование, профессиональную подготовку кадров.

В Греции также есть свои особенности, например, прибыль облагается так называемым корпоративным налогом до ее распределения. Льготируются (полностью вычитаются из налогооблагаемой прибыли) расходы на научно-исследовательские работы. Стандартная ставка равна 35%.

В Нидерландах налог на прибыль с корпораций носит характер регрессии, что встречается очень редко. Не облагаются налогом (вычитаются из базы) расходы на благотворительные цели.

Налог на прибыль с корпораций получил широкое развитие и на Американском континенте, где ему также присущи свои особенности. Так, в США действует как федеральный налог, так и налог, вводимый тем или иным штатом. Основная ставка федерального налога - 34%, однако при налогообложении установлен прогрессивный метод, чего нет в странах Западной Европы. Налогооблагаемая база делится на три шедулы, по первой из которых ставка установлена на уровне 15%, по второй - 25%, по третьей - 34%. Таким образом, государство стремится поощрять развитие малого бизнеса в стране. Ставки налога на прибыль, установленные законодательством штатов, различаются и могут носить как пропорциональный, так и прогрессивный характер.

По налогу на прибыль в США применяются различные льготы. Так, при исчислении федерального налога база уменьшается на величину штатного налога, применяются льготы, стимулирующие ускоренную амортизацию, инвестиции, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В США действуют льготы, стимулирующие охрану окружающей среды. Такие льготы могут быть предоставлены субъектам экономической деятельности, например, при использовании ими альтернативных видов энергии (солнечной, ветра). Вместе с тем в США иногда применяется механизм изъятия сверхприбыли у сверхрентабельных субъектов (например, в нефтяном бизнесе) через установление и введение налога на сверхприбыль.

В Канаде налог на прибыль с корпораций, как и в США, носит многоступенчатый характер, т.е. применяются как федеральный, так и провинциальный (региональный) налоги. По пониженным ставкам облагаются субъекты малого бизнеса. При этом ставки налога пропорциональные: федеральный налог взимается по ставке 28%, провинциальный - по ставке 15% (может уточняться провинциальной законодательной властью). Ставки налога для малого бизнеса составляют 12% и 10% соответственно. Льготируются в основном ускоренная амортизация и проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. Пониженная ставка налога применяется для дохода, полученного от производственной и технологической деятельности. Стимулируется также развитие сельского хозяйства и рыболовство.

В развитых странах Азиатского региона налог на прибыль также имеет национальные особенности. Например, в Японии он применяется в виде подоходного налога с юридических и физических лиц. При этом юридические лица уплачивают налог по пропорциональной ставке, а физические - по прогрессивной. Подоходный налог перечисляется организациями в государственный, префектурный и городской (поселковый) бюджеты по ставке, в совокупности составляющей примерно 40%. Льготируются малые предприятия, общественные и медицинские организации.

В Китае налог на прибыль предприятий и организаций является одним из основных. Налог взимается на двух уровнях: общенациональный налог - по ставке 30% и местный налог - по ставке 3%. Причем в некоторых провинциях, наименее развитых в экономическом отношении, вводятся пониженные ставки. В так называемых специальных экономических зонах ставка налога составляет 15%. С помощью налоговых льгот государство стимулирует деятельность в области энергетики, транспорта, развития портов. Стимулируется также деятельность организаций с иностранными инвестициями (ставка налога на прибыль - 24%).

Что касается некоторых стран Азии, Южной Америки и Африки, то следует иметь в виду, что их налоговые системы начинали складываться в условиях колониализма. Первые нормативные акты по установлению налогов принимались либо непосредственно колониальными властями, либо законодательными органами метрополий.

Например, в колониях Британской империи (в Азии и в Африке) налоги вводились специальными ордонансами (распоряжениями). Первые такие налоги, относящиеся к имущественным прямым, были установлены на рубеже XIX - XX веков. Так, британские колониальные власти в 1896 г. ввели налог на жилище в Сьерра-Леоне, в 1901 г. - в Кении. Эти налоги имели простую форму исчисления по твердым ставкам. Позже в этих странах применялась английская система налогообложения.

В целом одной из важнейших особенностей налоговых систем стран, освободившихся, но с низким экономическим развитием, является то, что в них преобладают косвенные налоги, порядок исчисления и взимания которых проще. В этой группе стран самым значительным и наиболее распространенным является подоходный налог, который взимается как с физических, так и с юридических лиц, причем превалирует подоходный налог с граждан. В разных странах он имеет разные названия (налог на торгово-промышленную прибыль, налог с компаний и др.). В каждой стране по налогам принимается множество поправок, систематически трансформируются условия их действия.

В налоговой практике стран с низким экономическим развитием действуют две системы построения подоходного налога: шедулярная и глобальная. При шедулярной системе все доходы в зависимости от источников делятся на части (шедулы) и каждый вид дохода облагается отдельно по своим ставкам. При глобальной системе налог исчисляется и взимается со всей совокупности доходов вне зависимости от источника.

Развивающиеся страны в большинстве своем применяют шедулярную систему. При этом различные виды доходов могут облагаться единым подоходным налогом (когда действует один закон о подоходном налогообложении) или несколькими самостоятельными видами (когда действуют несколько законов). Система учета доходов и исчисления налогов достаточно проста. Например, в законе о подоходном налоге Непала, принятом в 1963 г., перечисляются следующие шедулы: торговля, заработная плата, профессиональная деятельность, денежная или реальная инвестиционная деятельность, земледелие, аренда домов и земли, страховая деятельность, посредничество как профессия и др.

Приведенные шедулы являются типичными и для других стран этой группы, хотя в некоторых из них применяется смешанная система, когда отдельные виды доходов объединяются в общую группу, а другие обособляются. Например, в Алжире подоходный налог выступает в виде налога с заработной платы и дополнительного налога на доход в целом. Первый уплачивается только физическими лицами, а второй - физическими и юридическими лицами.

Очевидно, что рассмотренные особенности подоходного налогообложения непосредственно связаны с уровнем экономического развития страны, а также с общим благосостоянием населения. Так, в наиболее развитых странах в основном льготируются инвестиции в расширение производства, в менее развитых странах этой группы государство устанавливает льготы в малорентабельных, но приоритетных направлениях экономической деятельности (наука, культура, здравоохранение), в наименее благополучных странах наблюдается превалирование льгот, носящих социальный характер.

В целом налоговая политика развитых стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капитала, и стимулирующее воздействие налоговых льгот можно рассматривать как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности. При этом в ряде стран практикуется стимулирование инвестиций в определенные регионы, например, в территории, находящиеся на окраинах городов. Так, в Германии крупные налоговые льготы получают фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли и на границе с ними. В Германии и Франции на территории некоторых муниципалитетов, где наблюдается высокая концентрация населения, устанавливаются налоговые льготы в связи с созданием новых рабочих мест. Поощряется охрана окружающей природной среды.

Следует отметить, что для современных государств характерно расширение участия государства в различных сферах экономической жизни. Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика. Кроме реализации традиционной фискальной функции система налоговых платежей служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру, динамику, ускорение научно-технического прогресса, поскольку с помощью налогов можно как стимулировать деловую активность, так и ограничить ее. Таким образом, в частности, через особенности подоходного налогообложения государства реализуют регулирующую функцию финансов и налогов, проявляющуюся в стимулировании или, наоборот, в дестимулировании тех или иных процессов экономической деятельности в стране.

Вообще в мире существуют две основные системы налогообложения подоходным налогом: глобальная система (Global system) и унитарная англо-саксонская и каталоговая система (Shedudar system), или шедулярная континентальная.

Глобальная система принята в таких странах, как США, Канада, Великобритания, Швеция, Германия, Нидерланды, Япония. Каталоговая (шедулярная) система считается более сложной и менее совершенной. Основная концепция этой системы заключается в том, что различные виды доходов качественно различаются и, следовательно, облагаются налогами в соответствии с различными правилами и ставками. Именно несовершенство каталоговой системы часто приводит к использованию правительствами различных дополнительных и косвенных налогов.

Каталоговая система используется в некоторых странах Латинской Америки, Азии, Африки и Средиземноморского бассейна. В настоящее время в этих странах существует устойчивая тенденция замены ее на глобальную.

В теории и практике налогового регулирования развитых стран Запада налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие вторично, а экономическое - первично).

Начиная с 80-х годов XX века в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и с сокращением прямого вмешательства государства в экономику налоговая политика наряду с выполнением регулирующей функции стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. Характерно, что в условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени, ложащегося на производителей и граждан, а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне целенаправленного снижения налогов. При наличии тенденции к расширению базы налогообложения уменьшаются количество и размеры налоговых льгот.

В связи с этим во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира (Великобритания, Германия, США, Франция, Швеция, Япония и др.) провели налоговые реформы, направленные на ускорение накопления капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях снижены ставки налога на прибыль корпораций. Например, в Великобритании - с 45 до 35%, в США - с 46 до 34%, во Франции - с 50 до 45%, а затем до 34%, в Японии - в 1989 г. с 42 до 40%, а затем до 37,5%. Одновременно в этих странах снижен верхний уровень налогообложения личных доходов физических лиц и несколько увеличены косвенные налоги, поземельный налог. Цит. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение СПб.: Питер, 2007 С. 496

В заключение отметим, что в большинстве развитых стран основным источником формирования бюджета в настоящее время служит налогообложение физических лиц, тем самым стимулируется производство. Причем налоги, их сущность и функции находятся в состоянии постоянного развития. Эволюция налога сопряжена с изменениями функций государства. Сегодня в демократических экономически развитых странах на первое место среди государственных приоритетов выходят социальная политика, поддержание мира и правопорядка, экологическая, демографическая ситуация. Повсеместно налоговые поступления как часть бюджета являются одним из основных источников финансирования избранных приоритетных направлений государственной деятельности.

Думаю, что Вам можно продолжить сотрудничество с иностранной фирме на тех же условиях, уплатив установленные налоги, учитывая следующее.

В соответствии со ст. 209 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации. Перечисляемые на основании договора иностранной фирмой на валютный счет гражданина суммы вознаграждения за оказанные им консультационные услуги, являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц по ставке 13% . При этом в соответствии с п. 5 ст. 210 НК РФ доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России, установленному на дату фактического получения доходов. В данном случае датой фактического получения доходов согласно п. 1 ст. 223 НК РФ считается день перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке.
В соответствии со ст. 228 НК РФ физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы из источников, находящихся за пределами Российской Федерации, обязаны самостоятельно исчислить суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ, исходя из сумм таких доходов.
Общая сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода.

Кроме того, налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета (т. е. по месту жительства) соответствующую налоговую декларацию. Учитывая, что у указанных граждан сохраняется право на получение таких доходов в течение всего отчетного налогового периода, налоговая декларация представляется ими в сроки, предусмотренные п. 1 ст. 229 НК РФ, т.е. не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случае прекращения выплат до окончания налогового периода, которым признается календарный год, согласно п. 3 ст. 229 НК РФ такие налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения выплат представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. При этом согласно п. 3 ст. 54 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций данных о выплаченных доходах и удержанных суммах налога, а также данных собственного учета полученных доходов, осуществляемого в произвольной форме.
В Вашем случае подтверждающими документами, на основании которых налогоплательщик должен вести собственный учет полученных доходов и исчислять подлежащие уплате суммы налога на доходы физических лиц, и декларировать полученные им доходы, являются: договор об оказании услуг с переводом на русский язык, выписки банка о совершаемых по счету клиента операциях, в частности операциях по оприходованию поступающих от иностранной фирмы на счет клиента денежных средств, а также справка с переводом на русский язык от иностранной фирмы - источника, выплатившего доходы, о таких доходах.
Кроме того, для налогоплательщиков, получающих доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско - правового характера, ст. 221 НК РФ предусмотрено право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг). Это могут быть, например, расходы на Интернет, телефонную связь.

Таким образом, Вам будет достаточно подать декларацию и уплатить налог по ставке 13%. Как вариант - можете претендовать и на профессиональный налоговый вычет в сумме понесённых Вами и документально подтверждённых расходов.