Храм влахернской божией матери в кузьминках. Храм влахернской иконы божией матери в кузьминках Церковь в кузьминском парке адрес

Влахернской иконы Божьей Матери в Кузьминках построен в 1716 г. по специальному заказу купцов Строгановых. Цель строительства храма заключалась в том, чтобы водворить в него бесценный дар, полученный Строгановыми за заслуги перед Отечеством от самого царя Алексея Михайловича, — Влахернскую икону Божией Матери.

Икона была подарена царю Алексею Михайловичу в 1654 году иноками со святого Афона. Ее появление связывают с именем евангелиста Луки в 1-м веке н.э. С 5-го в. она хранилась в столице христианского мира Константинополе. По преданию, Влахернская икона уберегла Константинополь в 626 году от нападения аваров. В память этого события в субботу пятой недели Великого Поста совершается суббота Акафиста в честь Пресвятой Богородицы. Поэтому Строгановы и решили создать отдельную обитель специально для хранения там древней Влахернской иконы.

Однако первой деревянной постройке церкви не суждено было просуществовать долго — в 1732 году она сгорела. Ту же участь постигла и вторую , ставшую заменой первой, — она была уничтожена пожаром в 1758 году. К этому времени имение Кузьминки перешло в собственность семейства Голицыных. И в 1759 году князь Голицын положил начало строительству каменной церкви.

Возведение церкви и всей усадьбы Кузьминки велось по проекту И. П. Жеребцова, для которого характерен стиль «елизаветинского барокко». Каменный был построен в русской традиции восьмерик на четверике, т. е. на четырехгранном основании установлен восьмигранный барабан. Храму характерен барочный декор. Рядом была установлена деревянная восьмигранная колокольня. Закончилось строительство в 1762 году, однако декорирование храма продолжалось до 1774 г.

Хозяева усадьбы Кузьминки князья Голицыны не жалели средств на ее обустройство. В 1784 — 85 гг. Влахернской Божьей Матери был реконструирован в строгом московском классическом стиле архитектором Р. Р. Казаковым. Четвертик основания был изменен на круглый барабан и увенчан главкой. С четырех сторон пристроили крыльцо и портики, возвели каменную колокольню в двух ярусах.

При наполеоновском нашествии 1812 года храм был сильно разрушен. Для его восстановления были приглашены лучшие архитекторы того времени М. Д. Быковский и Д. И. Жилярди. И лишь к 1829 году левый придел Сергия Радонежского с мраморными иконостасами был полностью восстановлен и освящен.

Советское лихолетье не миновало храм: двухъярусная колокольня конца 18 века была полностью снесена, здание церкви преобразовано в 1929 году в общежитие.

И только в 1992 году храм, наконец, был возвращен верующим. В течение 3-х лет под руководством архитектора Е. А. Воронцовой храм был воссоздан практически в первоначальном облике. 14 октября 1995 года патриархом Алексием было совершено долгожданное освящение храма.

Сегодня действующий Храм Влахернской иконы Божьей Матери в Кузьминках трехпрестольный. В нем находятся престолы Божьей Матери, Сергия Радонежского и Александра Невского. Святыни храма — частицы святых мощей Александра Невского и апостола Андрея Первозванного.

Оригинал Влахернской иконы (Одигитрия) в настоящее время хранится в Третьяковской галерее. В храме же находится список с этой старинной иконы, выполненной в воскомастичной технике (в воске содержатся частицы мощей святых христианских мучеников).

Первый начали возводить в 1716 году, а закончили четырьмя годами позже. Строили его специально для хранения , которую тогдашние владельцы усадьбы Строгановы получили в дар от царя. Село также стало именоваться Влахернским.

Ныне существующий храм Влахернской Божией Матери в Кузьминках по проекту петербургского архитектора С. И. Чевакинского начал строить новый владелец усадьбы — князь М. М. Голицын (кстати, потомок ) в 1759 году.


Саша Митрахович 01.03.2018 10:11


Современный Влахернский храм в Кузьминках строили достаточно долго. Сначала в течение трех лет появилось само церковное здание, отделанное в барочном стиле, а также стоявшая обособленно восьмигранная колокольня. Завершение храма было выполнено также в виде традиционного восьмигранного барабана.

Однако время шло, работы вроде бы продолжались, но очень вяло... и к концу 1770-х годов буквально только что законченной постройке храма в Кузьминках уже требовался ремонт. Тогда-то и было принято решение о перестройке Влахернского храма в Кузьминках в стиле зрелого классицизма.

Реконструкция началась в 1784 году, когда в Кузьминках как раз работали и .

Именно Еготов и Казаков придали церкви классический вид. Влахернский храм в Кузьминках получил новое завершение в виде круглого барабана с люкарнами и главкой. Появились портики и крыльца. А перед церковью поставили новую круглую колокольню.

Строительство нынешней, «классической» версии храма в честь Влахернской иконы Божией Матери завершилось в 1787 году.

Отечественная война 1812 года нанесла Влахернской церкви огромный ущерб, французские солдаты изрядно поглумились. Храм пришлось восстанавливать и заново переосвящать, что и сделали в 1813 году.

К середине XIX века в главном храме в Кузьминках и его приделах установили новые мраморные иконостасы, а на колокольне по тогдашней моде — башенные часы.


Саша Митрахович 01.03.2018 10:18


В 1930-е годы из Влахернской церкви экспроприировали все ценности, а само здание передали центральному комитету автотракторной промышленности. Началась долгая череда грубых переделок. Место фронтонов заняли аттики, окна изменились до неузнаваемости — вместо круглых сделали прямоугольные. Церковное здание надстроили еще одним этажом с балконами.

Внутри теперь уже бывший храм тоже изуродовали: в алтаре устроили туалет, настенные росписи замазали краской. Иконы и хранившиеся в церковных архивах рукописи бросили в костер. Удалось спасти только уникальный живописный образ Влахернской Богородицы. Долгое время икона находилась в церкви в Вешняках, а потом попала в один из столичных музеев.

Бывший храм стал сначала общежитием, потом конторой НИИ, а незадолго до начала Великой Отечественной войны его снова стали переделывать, под дом отдыха.

Во второй половине 1970-х на территории бывшей старинной усадьбы в Кузьминках началась постепенная реставрация.

В 1992 году Храм Влахернской Божией Матери в Кузьминках, а также ризницу и дом причта безвозмездно передали православной Церкви. Всего за пару лет церковь отреставрировали.

Чтобы привести разоренный и полуразрушенный храм в порядок, пришлось разобрать надстроенный третий этаж, а потом воссоздать все прежние арки и своды, провести археологические изыскания по местонахождению колокольни и заново возвести ее. Также немало усилий потребовалось для того, чтобы заменить часть старой кирпичной кладки и восстановить белокаменный и лепной декор фасадов. В 1995 году церковь освятили.


Саша Митрахович 01.03.2018 10:32


Архитектурно нынешнее здание Храма Влахернской Божией Матери в Кузьминках построено в формах зрелого классицизма. Церковь была закончена на исходе века под руководством Родиона Казакова и была совсем другого архитектурного направления.

Фонарик-«беседка», угловые скругления, лаконично оформленные и оттого еще более выразительные, это своего рода аллюзия — чисто внешняя — на эффектные и популярные в архитектуре русского классицизма церкви-ротонды. В конце XVIII — начале XIX века их строили и в Москве, и в Петербурге (например, «Кулич и Пасха»), и за Уралом (церковь Всех Святых в Тюмени).

Но посмотрим внимательно: является ли ротондой церковь в Кузьминках? Да, из-за круглой в плане колокольни, обилия цилиндров и скругленных углов основного объема создается такая иллюзия. Но именно иллюзия! Низ храма — это все-таки «доставшийся в наследство» от барокко четверик, пусть эффектно и стильно «ошлифованный».

Еще одна особенность Влахернской церкви: очень оригинальная конструкция большого светового барабана, сменившего прежний барочный восьмерик. В его основании находились четыре низких полукруглых окна, которые одновременно являлись люкарнами внутреннего свода церкви. Люкарны выходили прямо в световой барабан! По его окружности чередовались высокие арочные окна с нишами в простенках между ними; мощный, гладкий нижний пояс ротонды смотрится как бы цоколем для высокого изящного барабана.


Саша Митрахович 01.03.2018 11:08


Неоднократно подвергался разного рода переделкам.

В течение второй половины XIX века внутренняя отделка Влахернской церкви становится все более роскошной. Деревянные иконостасы сменяются мраморными по рисункам гроссмейстера «исторического стиля» в архитектуре М.Д. Быковского. Набрасывая эскизы иконостасов, установленных затем в Кузьминской церкви, зодчий находился еще «в тренде» классицизма. Особенно поражает иконостас центрального храма — с колоннадой и аттиком! Придельные иконостасы оформлены гораздо скромнее.

Также в течение второй половины XIX века в церкви несколько раз менялись полы: изначально каменные, они в какой-то момент стали чугунными, а затем мраморными.

Полностью обновилась, согласно веяниям времени, церковная стенопись. С закрытием и перестройкой церкви в XX веке она была утрачена; ныне храм расписан вновь. В цветовой гамме интерьера доминируют белый (внизу) и голубой (в верхней части) цвета.

Из-за нестандартного решения ротонды-барабана и освещение ее организовано очень необычно и эффектно.


Саша Митрахович 01.03.2018 11:21


Храм в Кузьминках Расписание богослужений

По будням служат утрени — в 8:00, по воскресным дням — ранняя и поздняя литургии в 7:00 и 9:30. Более точное расписание с указанием праздничных служб необходимо уточнять на сайте в соответствующем разделе.

Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках имеет богатую историю. Первый деревянный храм был выстроен в Кузьминках в 1716-1720 годах. Возводили его по приказу царя Алексея Михайловича, который в то время являлся хозяином усадьбы. В 1759 году князь М.М. Голицын приказал разрушить часть сооружений и построить новый каменный храм в стиле раннего классицизма. Строительство длилось около 30 лет и было завершено под руководством Родиона Казакова.

В 1812 году сооружения были разрушены, но очень быстро восстановлены после войны. В середине 19 века на главном здании были установлены часы, а в храме построен иконостас. В 1924 году храм был закрыт и помещения обезображены новыми постройками, прорубленными окнами и разрушенными стенами. Сначала в зданиях располагалось общежитие, а затем - филиал научно-исследовательского института. В 1990 году произошла реконструкция и передача храма в ведение Русской православной церкви.

Современный храм

В 1995 году церковь освятили. Архитектурно Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках можно отнести к зрелому классицизму. Круглая колокольня, обилие цилиндрических форм и скругленных углов придают строениям весьма необычный и привлекательный внешний вид. Интерьер храма за годы существования несколько раз менялся. Настенная живопись была полностью утрачена в конце 19 века и после реконструкции в конце 20 века стены бы ли расписаны заново. Роспись выполнена в бело-голубой цветовой гамме. Из-за нестандартного решения ротонды-барабана освещение организовано очень необычно и эффектно.

Круглая башенка (кладовая при церкви) заслуживает отдельного внимания. С архитектурной точки зрения она проста, но монументальна. По сравнению с храмом ее размеры совсем небольшие, но выглядит она тяжеловеснее основного здания. В начале 20 века в этой постройке был организован аквариум.

Расположение храма

Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках расположен по адресу: Россия, г.Москва, ул. Кузьминская, д.7, стр.1. Добраться до него можно на автомобиле или на метро. Ближайшие станции метрополитена - "Кузьминки", "Волжская", "Люблино".

Главная икона храма

Влахернская икона Божией Матери - святыня, в честь которой был назван храм. Ее привезли из Константинополя в 1653 году. Изначально она была привезена в город Влахерна, благодаря чему и получила свое название. Праздник иконы отмечают 2 июля. Святыня имеет греческое происхождение. Она выполнена в технике воскомастики. В воск добавлены фрагменты мощей святых, поэтому икона считается мощевиком и в этом заключается ее ценность.

Святым Александру Невскому и Сергию Радонежскому посвящены приделы храма. У церкви есть и приписные духовные организации:

  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской (расположен на Кузьминском кладбище);
  • Храм Великомученика Георгия Победоносца (расположен в госпитале для лечения ветеранов войн).

Расписание служб

Двери церкви открыты для посетителей ежедневно с 7.00 до 20.00. В Храме Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках регулярно проходят божественные службы. По будням в 8.00 служат утрени. По воскресным дням в 7.00 и 9.30 служат раннюю и позднюю литургии. По определенным церковным праздникам проводят всенощные бдения. Более подробно о предстоящих богослужениях можно узнать на официальной странице храма или непосредственно при его посещении.

Если человеку необходима личная беседа с духовным лицом, нужно обратиться к настоятелям. В храме можно исповедоваться и посетить причастие. По определенным дням в нем проводят обряды крещения, венчания, отпевания. Перед крещением родители и крестные обязательно должны прийти на беседу с настоятелем. Индивидуальное крещение возможно только за отдельную плату. Взносы на проведение стандартного обряда, на котором могут присутствовать несколько людей, готовых принять православную веру, являются добровольными.

Благотворительность

Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках активно занимается благотворительностью. На постоянной основе церковь помогает семейному детскому дому в селе Пустынь Касимовского района Рязанской области, а также многодетным семьям, одиноким родителям. Помощь заключается в сборе продуктов, канцелярских товаров, одежды для нуждающихся. Можно принести все необходимое в храм или перевести деньги на официальный расчетный счет с соответствующей пометкой.

Адресную помощь храм оказывает людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. При этом упор делается не только на материальную, но и на духовную поддержку.

Правила поведения в храме

При посещении храма очень важно соблюдать некоторые правила. На его территории запрещено:

  • вести фотосъемку и видеосъемку без получения разрешения настоятеля;
  • употреблять спиртные напитки;
  • ругаться, громко разговаривать.

Нужно уделить внимание и внешнему виду. Женщинам следует приходить на божественные службы в опрятной, не вызывающей одежде. На голове обязательно должен быть платок или подходящий головной убор. От яркого макияжа лучше отказаться. В церкви не принято разговаривать по мобильному телефону. Перед посещением храма его лучше отключить, чтобы не отвлекаться и не мешать другим прихожанам.

Молодежное объединение при храме и воскресная школа

При храме создано молодежное объединение "Влахерны". Цель его создания - нравственное воспитание молодежи, привитие духовных ценностей. Молодые люди, входящие в объединение, могут совершать:

  • экскурсии по храмам и другим интересным местам;
  • велопрогулки;
  • молодежные пикники;
  • беседы для обратившихся в храм;
  • коллективное чтение Святого Евангелия.

Волонтеры оказывают поддержку людям, посетившим приход. Присоединиться к команде может любой желающий. Для этого нужно обратиться к руководителям движения.

С 1992 года при храме функционирует воскресная школа. Она была создана с целью православного просвещения детей и их родителей, для формирования христианского мироощущения и приобретения опыта общения в православной среде. Обучение в школе проводится на бесплатной основе. Запись производится в начале учебного года после прохождения собеседования. Всех желающих и прошедших собеседование определяют в определенные классы по возрастным категориям.

Воскресную школу могут посещать и взрослые. В храме предусмотрено даже заочное обучение азам православия. При воскресной школе есть церковная библиотека.

Для семьи купцов Строгановых, бывших когда-то простыми поморскими крестьянами, 1716 год выдался необыкновенно хлопотливым. Шутка ли, завершалась постройка церкви, специально возводимой для иконы, когда-то пожалованной им за заслуги перед отечеством самим государем Алексеем Михайловичем! Именно эта икона, Влахернской Божьей Матери, дала название и церкви, где хранилась с тех пор, и селу, которое стало называться Влахернское.

Происхождение иконы

Имя иконы происходит от названия той части Константинополя, где когда-то располагался храм с этой святыней. Под её покровительством находился не только Константинополь, но и вся Византия. Хроники тех лет повествуют о том, как в 626 году по молитвам, вознесённым перед иконой, Пресвятая Богородица спасла город от нашествия захватчиков. Через много столетий, уже в России, её чудодейственная сила будет явлена в период холерной эпидемии в 1830 году. Она уберегла всех обитателей Кузьминок, где находилась, и всех жителей окрестных сёл от страшной болезни.

Икона эта была не обыкновенная. Её создание приписывают евангелисту Луке, современнику и одному из апостолов Иисуса Христа. Икона была рельефной и выполненной в уникальной технике воскомастики. Особенность её заключалась в том, что в воск добавлялись размельчённые частицы мощей святых. Образ, выполненный подобным образом, называется мощевиком.

Появление иконы в России

Известно, что в V веке она попала в Константинополь, бывший в то время столицей христианского мира, а оттуда - на Святой Афон. В 1654 году афонские иноки привезли её в Москву и подарили благочестивому государю Алексею Михайловичу, а он, в свою очередь, пожаловал святыню Строгановым. Для этой иконы и была построена деревянная церковь Влахернской Богоматери.

Но редкому деревянному храму выпадает долгая жизнь. Простояла эта церковь только шестнадцать лет и сгорела в огне пожара, но Волей Божьей драгоценную икону удалось спасти. В том же году, испросив благословения у правящего архиерея, приступили к возведению новой церкви, тоже деревянной, но и её ждала та же судьба, что и прежнюю. В 1758 году в результате «огненного запаления» она погибла. Но и на этот раз святыню вынесли из огня.

Сооружение каменного здания храма

К моменту пожара родовое Кузьминки перешло во владение семьи графа Голицына. Потомки литовского князя Гедимина, они на протяжении веков были опорой государственной власти. В этом году исполняется шестьсот лет с того дня, как они начали своё служение.

Через год началось возведение каменного храма на том месте, где стояла сгоревшая церковь. Создание проекта и ведение работ граф поручил архитектору И. П. Жеребцову, который занимался также перепланировкой и перестройкой всей усадьбы. Он вошёл в историю архитектуры, как представитель Кроме того, его имя связано с направлением, получившим название раннего московского классицизма. В течение долгих лет он руководил всеми строительными работами в имении.

Архитектурные особенности нового храма

В основу проекта каменного храма Жеребцов положил традиционную для русских церквей четырёхгранную нижнюю часть здания и надстроенный сверху восьмигранный барабан. Так строились многие православные храмы России. Рядом была построена деревянная восьмигранная колокольня. Всё декоративное оформление храма было выполнено в стиле барокко. В 1762 году строительные работы были в целом завершены, но отделка продолжалась ещё в течение двенадцати лет.

Усадьба Кузьминки была предметом гордости графов Голицыных, и на её обустройство они не жалели средств. В 1784 году ими был приглашён известный московский архитектор Р. Р. Казаков, ученик знаменитого В. И. Баженова, работавший вместе с ним над проектом Большого Он приступил к реконструкции храма, в соответствии с архитектурными требованиями того времени.

Реконструкция храма

Р. Р. Казаков изменил четырёхгранную планировку основного здания на круглую, выполненную в виде барабана, и сверху надстроил главку. С четырёх сторон здания находились входы с декоративными ступенями и портиками. Общую композицию дополняла двухъярусная каменная колокольня. Таким образом храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках приобрёл знакомые нам очертания.

В период войны 1812 года храм подвергся значительному разрушению. Были расхищены предметы и иконы. Остались свидетельства очевидцев, рассказывающие о многочисленных фактах святотатства, совершённого французскими солдатами. По приглашению Голицыных над его восстановлением трудились лучшие архитекторы. В 1819 году был освящён полностью воссозданный придел Святого Сергия Радонежского. Однако работы в храме продолжались ещё несколько лет. Современники писали о необыкновенном мраморном иконостасе в этом пределе. Над ним трудились лучшие камнерезы страны. Были приглашены и знаменитые уральские мастера.

Есть много свидетельств того, что храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках постоянно находился в особ царствующей семьи. Так, например, в 1828 году императрица Мария Фёдоровна пожертвовала на украшение иконы драгоценную брошь из жемчуга и бриллиантов. В 1858 году храм посетил император Александр II. Кроме того, усадьба Кузьминки видела много иных представителей Дома Романовых. С 1859 года храм стал фамильной усыпальницей Голицыных. В первые годы XX века он был вновь отреставрирован и освящён.

Судьба церкви после революции

После революции храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках разделил судьбу многих культовых сооружений России. Буквально в первые годы представители богоборческой власти изъяли все ценности и предметы церковной утвари. Когда храм окончательно закрыли, чудотворная икона была перенесена в Успенский храм в Вишняках, а когда и он перестал действовать, икону передали в Третьяковскую галерею, в фондах которой она хранится и по сей день. В 1929 году снесли купола, а само здание до неузнаваемости перестроили, сделав в нём дом отдыха. За весь период советской власти здесь размещались и производственные помещения, и и учебные классы. Полностью были уничтожены роспись стен и лепные украшения. Болью переполняется сердце, когда видишь фотографии храма тех лет.

Возрождение

В годы, последовавшие за перестройкой, многие русские православные храмы были возвращены верующим. Наступил период исторического прозрения. Предстояло возродить то, что десятилетиями безжалостно разрушалось. Большую помощь в этом оказали и правительственные органы, и различные страны. Пришли реставраторы и в храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках. Он числился в списке объектов, подлежащих восстановлению в первую очередь. Руководила работами архитектор Е. А. Воронцова. За три года строители и реставраторы вернули храму его первоначальный облик. В 1995 году он был торжественно освящён, как и многие православные храмы России.

Жизнь храма в наши дни

Сегодня храм является крупным религиозным и культурным центром. При нем работает воскресная школа и школа по катехизации взрослых и детей. Кроме того, имеется библиотека, двери которой открыты для всех желающих. В отдельном здании оборудована крестильня с купелью для взрослых. Как и многие храмы он стал местом, где каждый может получить знания об основах православия, на протяжении многих десятилетий практически закрытые для широких масс.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 192-197

Церковь во имя Влахернской иконы Богоматери в усадьбе Кузьминки на реке Голеди

Кузьминская ул., 26

"Владельцы имения: Симонов монастырь в XVII в.; Строгановы с 1702 г.; Голицыны - 1820-1917 гг." ( - точней с 1755 г. - П. П.)

"В начале XVIII в. усадьба принадлежала А. Г. Строганову, который построил здесь деревянную церковь во имя Влахернской Богоматери, барские покои и дом для Петра I, любившего бывать в усадьбе. Во второй половине XVIII в. новые владельцы сооружают каменную церковь (1759-1774 гг., перестроена в 1784-1787 гг.), главный дом (1780-е гг., сгорел в 1913 г.), ряд хозяйственных строений - кухню, оранжерею, Конный двор и т.п. В строительстве участвовали архитекторы: И. П. Жеребцов (с 1760 по 1770 гг.), И. В. Еготов и Р. Р. Казаков (конец 1770-х-1790-е гг.). После Отечественной войны 1812 г. в усадьбе развертываются новые работы, связанные с именем Д. Жилярди, который руководил строительством с 1811 по 1852 г. Главный дом не был затронут переделками, и все внимание архитектора было обращено на устройство парка с его павильонами, мостами, пристанями, гротами. Особой выразительностью отличается Музыкальный павильон Конного двора (1819), коренным образом перестроенного Д. Жилярди, с конными группами - копиями скульптур П. К. Клодта. К достопримечательностям Кузьминок принадлежит и чугунная ограда со скульптурами львов, выполненная по рисункам А. Н. Воронихина и Д. Жилярди на уральских Пашийских заводах".

"Основной куб церкви выстроен в 1762 г.; портики, купол и колокольня - в 1784 г.".

"Архитекторы, строившие храм, последовательно: И. Жеребцов, В. Баженов, Р. Казаков, Д. Жилярди".

"Приделы: преп. Сергия; Александра Невского".

"Первая деревянная церковь выстроена в имении в 1716-1720 гг. Г. Д. Строгановым и вдовой его Марьей Яковлевной с детьми. Вскоре она сгорела.

В 1732 г. барон А. Г. Строганов выстроил второй деревянный храм, сгоревший около того времени, когда имение в 1755 г. перешло к Голицыным.

Придел Александра Невского существовал уже при первом деревянном храме 1716 г.

Каменный храм строился с 1759 г. Первым в 1762 г. был освящен придел Александра Невского, а в 1774 г. освятили и главный престол. В 1784 г. покрытие храма было переделано из восьмерика в купольное.

В 1812 г. церковь была разорена французами; вновь освящена в 1813 г.

В 1829 г. в дополнение к южному Александро-Невскому приделу устроен также северный во имя преп. Сергия Радонежского.

Колокольня была выстроена к 1784 г. деревянная; в тот же год ее разобрали и построили каменную. В 1841 г. на колокольне поставлены часы; в 1833 г. отлит для нее большой колокол в 260 пудов.

В 1825 г. иконостас в приделе Александра Невского заменен новым. В 1866-1867 гг. он был заменен еще одним, сделанным по рисунку архитектора М. Д. Быковского. Иконостас придела преп. Сергия выполнен в 1829 г. также по рисунку М. Д. Быковского.

В 1899-1900 гг. был произведен капитальный ремонт храма, причем вместо деревянного главного иконостаса поставлен новый - из итальянского мрамора с бронзовыми украшениями. Ремонт проводили под наблюдением и руководством К. М. Быковского.

Древняя икона Влахернской Богоматери - копия второй половины XVII в. с оригинала, находившегося в Успенском соборе Кремля. В храме было множество драгоценностей, святынь, в том числе образ с родословным древом Строгановых, а также часть Ризы Христовой в особом ковчежце.

Обращала на себя внимание и необычная дарохранительница в виде гроба с явными масонскими символами, подаренная Мих. Мих. Голицыным по завещанию секунд-майора Вас. Ив. Павлова, погребенного при Влахернском храме в 1776 г.".

"Село Влахернское в народе называют Кузьминским; третье наименование - Мельница - почти забыто: оно звалось так по мельнице, стоявшей на месте села. По преданию, мельника звали Кузьмою - откуда и пошло второе имя селения. Влахернским же его назвали, когда здесь была поставлена церковь во имя Влахернской иконы Богоматери. Село существует не более 180 лет.

В церкви замечателен Влахернский образ Богоматери. Одни говорят, что это подлинная древняя икона, присланная вместе с главою св. Григория из Иерусалима царю Алексею Михайловичу и встреченная самим Патриархом Никоном на Лобном месте. Другие утверждают, что это копия, а подлинник находится в Успенском соборе Кремля в приделе Петра и Павла в алтаре за жертвенником. Из документов известно, что присланы были две одинаковые иконы, писанные на досках, сделанных из особой мастики. По повелению царя одна икона поставлена в Успенском соборе, а другой впоследствии был благословлен барон Димитрий Григорьевич Строганов. На оборотной стороне иконы есть две надписи: 1. Это та самая икона, которая была покровительницей Константинополя и греческих царей, ее царь Ираклий имел с собою в походах против персов и о чудесах ее повествует история. 2. Икона украшена ко 2 июля, празднику Влахернской Богоматери, богатой ризой с дорогими камнями, усердием княгини Анны Александровны Голицыной, кавалер-дамы ордена св. вмч. Екатерины, в 1806 г.

В 1926 г. о храме еще повествовалось так: "Церковь в Кузьминках. В разное время последовательно возникали основные закругленные стены храма, четырехколонные портики, купол, цилиндрическая колокольня, увенчанные главками, напоминающими белокаменные беседки, ротонды. В 1784 г. производились здесь значительные перестройки. Возникла каменная прекрасно нарисованная колокольня, были прибавлены к центральному массиву портики и переделан барабан купола. Нововведения носят ясно выраженный "казаковский" характер. Рука умелого зодчего изменила внешний скромный вид церкви, одев ее в классический убор типично московского зодчества. В 1825 г. по рисункам Доменико Жилярди был устроен на месте старого, пришедшего в ветхость, новый ампирный иконостас с двумя колоннами, украшенный вызолоченной резьбою и имеющий вверху скульптурные фигуры. Он дошел до нас в новой копии из мрамора. Из убранства церкви отметим старую Влахернскую икону XVII в., сделанную особой рельефной техникой; ряд крестов и фамильных икон, среди которых весьма любопытна одна с родословием Строгановых; особо замечателен ковчег - целое архитектурное сооружение тонкой ювелирной работы XVII в.".

Церковь, по сведениям старожилов, закрыта в 1929 г.

В настоящее время она страшно изуродована и почти ничем не напоминает храм. Колокольня уничтожена полностью. Обширный купол церкви также сломан - вместо него нахлобучен третий этаж с балконами на месте фронтонов. Прорублены новые окна со всех сторон. Внешний вид храма - облупленный, обкорнанный, изгаженный - ужасен. Внутри в 1960-х гг. были жилые помещения. В 1978 г. здесь находился конторский корпус Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии (ВИЭВ), который занимал и остальные строения усадьбы. О восстановлении ходили только смутные слухи. С 1989 г. здание обезлюжено и начата реставрация.

"Неподалеку от алтарной абсиды храма, в пределах ограды, находится небольшое совершенно круглое здание, суживающееся кверху, с 4 полуциркульными окнами под широким, далеко выступающим карнизом, поддерживающим плоский невысокий купол. Постройка типа надмогильного склепа является ризницей". "Построена она в 1828 г. Д. И. Жилярди". Здание это напоминает павильон-ризницу на дворе Павловской больницы. В 1960-х гг. внутри него располагался аквариум (!), затем - подсобное помещение ВИЭВ.

В 1978 г. на Конном дворе шла неспешная реставрация. Пруд в 1977 г. попытались спустить для очистки, но неудачно, пришлось вновь заваливать берег и готовить "химероприятие" более толково. Здания усадьбы, занимаемые ВИЭВ, пребывали в различной степени заброшенности. Чугунные львы знаменитой ограды частично разломаны.

Весь комплекс стоит на государственной охране под № 393. В него, согласно охранному списку, вместе с храмом и ризницей также входят:

"Усадьба Кузьминки, 1702-1850: конный двор с музыкальным павильоном и 2 флигелями, 1793, 1819 гг., архитекторы Р. Р. Казаков, Д. И. Жилярди, скульптор П. К. Клодт; оранжерея, XVIII в. - начало XIX в., архитекторы Н. П. Жеребцов, Д. И. Жилярди, Р. Р. Казаков, И. В. Еготов; классический павильон, 1793, 1805, 1820-е гг., архитекторы Р. Р. Казаков, И. В. Еготов, Д. И. Жилярди; классический павильон, 1950 г. (воссоздание), по проекту Д. И. Жилярди; египетский павильон, 1811, 1820-е гг., архитекторы А. Н. Воронихин, Д. И. Жилярди; ворота Красного двора с 4 торшерами и 2 скульптурами грифонов, 1810-1820-е гг., архитекторы А. Н. Воронихин, Д. И. Жилярди; ограда Красного двора с 2 скульптурами львов, 1810-1820-е гг., архитекторы А. Н. Воронихин, Д. И. Жилярди.

Сооружения Красного двора: флигель № 2 "Соединение", 1809 г.; восточный флигель, 1809 г.; западный флигель, 1950 г. (воссоздание), по проекту Д. И. Жилярди; южный флигель, 1809 г.

Ванный домик, 1788-1811, 1820-е гг., архитекторы Р. Р. Казаков, А. Н. Воронихин, Д. И. Жилярди.

Домик на плотине, 1838 г. (подвалы XVIII в.).

Три двухэтажных флигеля, 1788, 1827, 1832, архитекторы Д. И. Жилярди, А. О. Жилярди - по Тополевой аллее: флигель № 3 (дом причта), флигель № 4 (служительский), флигель № 5 (прачечный); ограда у дома причта, первая треть XIX в., середина XIX в., архитекторы Д. И. Жилярди, А. О. Жилярди; одноэтажный деревянный флигель № 6 по Тополевой аллее, конца XVIII в. - начала XIX в., архитекторы Р. Р. Казаков, И. В. Еготов; колодезь, XIX в.; кузница, 1783, 1818, архитекторы И. В. Еготов, Д. И. Жилярди; дом Полуденского с флигелем, 1838, конца XIX в.

Строения на садоводстве: дом двухэтажный каменный, 1832 г. - № 21, архитекторы Д. И. и А. О. Жилярди; дом двухэтажный деревянный, 1832 г. - № 23, архитекторы Д. И. и А. О. Жилярди; дача деревянная "Серая" на садоводстве, 1793 г. - д. № 17.

Строения скотного двора: 2-этажный центральный флигель, 1805, 1832-1838, архитекторы И. В. Еготов, А. О. Жилярди; 1-этажный П-образный корпус, начало XIX в.

Ограда, начало XIX в.; грот в парке № 1, начало XIX в.; трехарочный грот в парке № 2, начало XIX в.; однопролетный каменный мост на плотине, начало XVIII, XIX вв., архитекторы И. В. Еготов, М. Д. Быковский; мост со скульптурами грифонов на 4 белокаменных пилонах, конец XVIII - начало XIX в., архитекторы Р. Р. Казаков, А. О. Жилярди; руины Львиной пристани на Большом пруду, начало XIX в. (подлежат воссозданию); руины "Пропилей", начало XIX в. (подлежат воссозданию); руины пристани у "Пропилей", начало XIX в. (подлежат воссозданию); белокаменный обелиск, начало XIX в.; парк в 270,2 га с прудами, каналами, плотинами, мостами".

В парке Кузьминок доныне любят гулять в выходные дни окрестные жители.

"С 1 января 1977 г. решением исполкома Моссовета территория усадьбы Кузьминки стала новым парком города, а для института ветеринарии, помещающегося здесь с первых лет Советской власти, решено выстроить новый комплекс в промышленной зоне. В Оранжевой даче в глубине парка по решению Моссовета разместится районная библиотека, а в домике на плотине расположится музей. В одном из домиков на Тополевой аллее, откуда выселены жильцы, поместилась реставрационная мастерская Общества охраны памятников. Ей предстоит вернуть Кузьминкам прежний вид. В первую очередь реставрируются Конный двор, Музыкальный павильон, ограда Красного двора, грифоны, львы, ворота; а всего построек в решении Моссовета значится 33".

"Главный усадебный дом, как и боковой Западный флигель, восстановили внешне, чтобы не разрушать ансамбль".

"В 1991 г. зам. председателя Волгоградского райсовета Е. Шурыгин в ответе на вопрос об аварийном состоянии храма сообщил вдруг, что он передается Патриархии. Между тем крыша грозит скорым обвалом".

В апреле 1992 г. "вице-премьер Ю. Лужков подписал распоряжение о передаче в безвозмездное пользование православному приходу ц. Влахернской Богоматери в Кузьминках с ризницей (Ст. Кузьминки, 16) и дома причта (Тополевая аллея, 3). Находящемуся в них НИИ экспериментальной ветеринарии предложено освободить их в месячный срок".

Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 479.

Памятники усадебного искусства. М., 1928. С. 43.

Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 336-337.

(Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. С. 57. № 148.

Захаров М. П. Путеводитель по окрестностям Москвы. М., 1867.

Лазаревский Ив., Згура В. Подмосковные музеи. М., 1926.

(Бондаренко И. Е.) Архитектурные памятники Москвы. М., 1904. Вып. 1. Лист 33: фото храма.

Искры. 1902. № 32. С. 500 (фото храма от ворот усадьбы).

Кормчий. 1903. № 26 (фото храма).

Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1892. Вып. 8. Пехрянская десятина. С. 207.