Развитие гласности и демократии. Урок истории развитие гласности в ссср Развитие демократии в ссср

В Российской империи

Как политический термин, слово «гласность» впервые стало использоваться в России в конце 1850-х , обозначая ослабление цензурного контроля за повременной (периодической) печатью, а позже также открытость в принятии решений и процессе работы некоторых органов власти - прежде всего судов, в рамках судебной реформы Александра II , пришедшей на смену «канцелярской тайне».

Гласность в СССР

Из «Онтологии победы» Леонида Афонского : В конце 1986 года , когда с высот самоускоряющейся рыжковщины Михаил Сергеевич , наконец, обратил свой долгожданный взор на культуру - аккурат после спасения новым Распутиным сибирских рек - Павел Гусев засуетился. Тут-то и грянула светлой памяти додолевская статья о проститутках, ставшая этапным моментом, поворотным пунктом, красным (жёлтым?) фонарём подлинной гласности в мире социализма. С неё, а вовсе не с VIII съезда Союза Писателей началось внедрение реального наполнения этого понятия в приватную жизнь тогда ещё советских людей. Кстати, вдвойне символично, что символом горбогласности - в отличие от гласности Александра II - стали не всенародные вопли о тяжком кресте крепостных, а именно эссе о доморощенных гетерах современности. Видимо, поколение так называемых «тридцатилетних» (тридцатилетних - к началу 80-х годов) чувствовало свою онтологическую валентность этому явлению. Не в том смысле, что «все мы - проститутки», а в том, что тема латентно-продажного секса понималась как тема некоей тайной свободы, как бы понарошке продающейся (и покупающейся) некоей социоастральной грубой силой, от которой никуда не уйти. В этом ракурсе среднестатистический советский либерал представлялся «тридцатилетним» в образе забитой пасторальной девушки, вынужденной идти на панель системы днём и ночью.

Впервые о гласности заговорили на XXVII Съезде КПСС в феврале 1986 года. Тогда основной её целью виделось обращение внимания людей на отдельные «недостатки, слабости и прорехи» существующей хозяйственной системы, с целью их оперативного устранения.

Однако вскоре гласность выходит за первоначально заданные рамки; теперь её сутью становится снятие существовавших многочисленных информационных табу. С 1987 года самыми обсуждаемыми в печати вопросами становятся те, которые раньше предпочитали замалчивать: эпоха правления Сталина, привилегии партноменклатуры, секс вообще и проституция в частности, бюрократизм советской государственной машины, экологические проблемы.

«К весне 1989 г. официально санкционированная гласность претворилась в практически неограниченную свободу слова», - считает Арчи Браун .

К 1990 году в обществе начинает преобладать ориентация на западные ценности, демократию, свободный рынок. В стране впервые возникает легальная оппозиция социалистическому режиму, которая постепенно приходит к власти в некоторых союзных республиках и берёт курс на их отделение от СССР. В конце 1991 года Советский Союз перестал существовать.

В период гласности были освобождены многие диссиденты , и правозащитная деятельность не сопровождалась судебными преследованиями; в частности, распространение неподцензурной информации (самиздат) не подавлялось; более того, острые вопросы обсуждались в центральной печати; появлялись критические публикации.

В культуре

В фольклоре

Известность получило четверостишие, перефразирующее стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву» :

Петька спрашивает Чапаева :
- Василий Иванович, что такое «гласность»?
- Это значит, Петька, что ты можешь говорить что угодно и про меня, и про комиссара, и ни-че-го, Петька, тебе за это не будет…
- В самом деле ничего?!
- Ничего, Петька. Ни новой шашки, ни бурки, ни сапог!

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Гласность" в других словарях:

    Предавать гласности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. гласность публичность, явность, открытость Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    - (glasnost) Возможно, этот термин вошел в обиход в результате затянувшейся на долгие годы реакции на призыв писателя Александра Солженицына, с которым тот выступил в 1969 г. Политика генерального секретаря Коммунистической партии СССР с 1985 по… … Политология. Словарь.

    Свобода оглашать свою мысль, открыто говорить. Ср. Повсюду торжествуетъ гласность: Вступила мысль въ свои права. В. Курочкинъ. Ср. Rara temporum felicitate, ubi sentire quae velis, et quae sentias dicere licet. Пер. Рѣдкое счастливое время, когда … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    ГЛАСНОСТЬ, гласности, мн. нет, жен. (юр., книжн.). Доступность общественному обсуждению, контролю; публичность. Гласность суда. Принцип гласности. Предать гласности что нибудь (сделать известным обществу, опубликовать). Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

    Общеправовой термин, означающий максимальную открытость тех или иных общественно значимых процедур и процессов (деятельности органов представительной и исполнительной власти, судов, органов местного самоуправления, порядка избрания или… … Юридический словарь

    ГЛАСНОСТЬ, открытость, доступность информации о деятельности учреждений, организаций, должностных лиц и т.п. для общественного ознакомления, обсуждения … Современная энциклопедия

    Открытость, доступность информации для общественного ознакомления, обсуждения, для контроля деятельности учреждений, организаций и должностных лиц … Большой Энциклопедический словарь

    ГЛАСНОСТЬ, и, жен. 1. см. гласный 1. 2. Открытая и полная информация всего населения о любой общественно значимой деятельности и возможность её свободного и широкого обсуждения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Англ. publicity; нем. Transparenz. Максимальная открытость и правдивость в деятельности госуд. и обществ, организаций; действенная и активная форма участия обществ, мнения в демократическом решении важнейших проблем страны. Antinazi. Энциклопедия … Энциклопедия социологии

    Гласность - (англ. publicity) 1) демократический принцип судопроизводства, предусматривающий доступное для общественного ознакомления и обсуждения судебное разбирательство, публичное оглашение приговоров и решений. Этот принцип, известный и дореволюционному… … Энциклопедия права

    Гласность - ГЛАСНОСТЬ, открытость, доступность информации о деятельности учреждений, организаций, должностных лиц и т.п. для общественного ознакомления, обсуждения. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Гласность. Мнения, поиски, политика , Сборник содержит официальные материалы, публицистические и научные статьи, посвященные анализу опыта и концепций гласности, выработке политики гласности. В отдельном разделе помещены… Категория:

Период 1987-1988 гг. занимает особое место в истории перестройки. В это время была сформулирована собственно горбачевская стратегия преобразований и началось ее воплощение. Основные усилия были направлены на пробуждение общества, повышение активности всех заинтересованных в обновленческих процессах. Новый план преобразований был озвучен в январе 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС. Принципиально новым в нем было то, что впервые в советской истории главное внимание концентрировалось не на изменениях в экономике, а на преобразованиях политической системы.

В выступлении на пленуме Горбачев констатировал, что к середине 1980-х гг. в стране сложился «механизм торможения», корни которого крылись в серьезных недостатках функционирования институтов социалистической демократии, в устаревших, политических и теоретических установках, в консервативном механизме управления. В качестве главного средства слома «механизма торможения» предлагалось углубление социалистического демократизма, развитие самоуправления народа. Рассматривались вопросы совершенствования работы Советов, профсоюзов, комсомола, говорилось о необходимости повышения роли суда, усиления прокурорского надзора, обеспечении прав и свобод граждан. Революционной была установка на реформирование избирательного процесса на всех уровнях: впервые за долгие годы предлагалось проведение выборов на альтернативной основе. Особое значение придавалось политике гласности. Она революционизировала и политизировала общество, резко расширила возможности общественного анализа: по диапазону доступной информации, снятию запретных тем, возможности задавать любые вопросы и предлагать варианты ответов.

Провозглашенный курс стимулировал пробуждение общественной активности. Начавшаяся самоорганизация общества проявилась в возникновении «неформальных движений». Во многих городах стали появляться дискуссионные клубы, самодеятельные объединения и группы, удовлетворявшие потребности в свободном общении и активной полезной деятельности. Новый курс дал толчок развитию так называемой альтернативной, неофициальной прессы. И хотя ее тиражи были ограничены, именно здесь острые проблемы общественной жизни обсуждались в откровенной и, порой, резкой форме. Издания такого рода становились не только средством выражения определенных позиций, но и сыграли важную роль в организационной консолидации «неформалов».

Осень 1987 г. стала определенным водоразделом в развитии общественно-политической ситуации в СССР. На нее повлияли новые оценки советского прошлого, прозвучавшие в ходе празднования 70-летней годовщины Октябрьской революции. На официальном уровне было признано создание к концу 1930-х гг. административно-командной системы, охватившей нс только экономику, но и распространившуюся на надстройку. При признании противоречивости личности Сталина, больше говорилось о беззакониях, совершенных им и «его ближайшим окружением». Указывая на необоснованность репрессий против руководителей партии, государства, деятелей культуры, Горбачев призвал довести до конца приостановленную в середине 1960-х гг. реабилитацию невинно пострадавших. Реабилитация началась с Н. И. Бухарина, взгляды которого стали преподносить как возможную альтернативу избранному Сталиным курсу на форсированное строительство социализма в СССР. Одновременно Л. И. Брежнев был прямо назван как человек, ответственный за нарастание негативных процессов в жизни общества в 1970 - начале 1980-х гг.

Доклад Горбачева привел к радикализации политики гласности, способствовал поляризации общественных настроений и впоследствии - политическому размежеванию. Активно велась кампания по «дебрежневизации»: в печати разоблачались факты злоупотреблений и коррупции, в которых были замешаны многие «первые лица» эпохи «застоя». Новый мощный импульс получила и кампания по «десталинизации». В январе 1988 г. при ЦК КПСС была создана комиссия по реабилитации жертв репрессий конца 1930-х гг. Учрежденное рядом творческих организаций историко-просветительское общество «Мемориал» ставило задачей содействие полной реабилитации жертв репрессий, оказание помощи пострадавшим, создание на территории СССР памятника жертвам сталинизма, восстановление исторической правды о незаконных и террористических методах политической деятельности.

Как можно оценить политику «гласности»? Какую роль она сыграла в процессах

демонтажа общественно-политического устройства CCCR существовавшего в предшествующие десятилетия?

Происходящее неоднозначно оценивалось различными группами населения, так как под лозунгом «возрождения ленинского облика социализма» в СМИ развернулась кампания по «демифологизации» прошлого, в ходе которой началась критика идеологических ценностей социализма. На страницах некоторых изданий ликвидация «белых пятен» превращалась в закрашивание черной краской целых исторических периодов. С понятием «сталинизм» все чаще ассоциировали все происходившее в стране в 1920 - середине 1950-х гг., ставили под сомнение социалистический характер построенного в СССР общества.

На рубеже 1987-1988 гг. начинается размежевание в отношении проводимого в стране курса. Одни полагали, что преобразования идут слишком медленно и не дают результатов - именно в таком духе было оценено выступление первого секретаря Московской партийной организации Б. Н. Ельцина в октябре 1987 г. Другие считали, что под флагом «перестройки» идет «сдача» социализма, притом что цели «реформаторов» остаются туманными. Эти настроения нашли отражение в нашумевшей весной 1988 г. статье Н. А. Андреевой «Не могу поступиться принципами». Обе позиции были резко осуждены «горбачевцами», претендовавшими на роль политиков-центристов.

Главным политическим событием 1988 г. явилась XIX партийная конференция, на которой была сформулирована программа реформы политической системы. Она затрагивала два базовых института - государство и партию. Намечалось разграничить функции между ними. Демократизации общества, усилению влияния граждан на принятие решений были призваны способствовать два новых государственных института - Съезд народных депутатов и действующий на постоянной основе парламент, сохранявший прежнее название - Верховный Совет. (Соответствующие поправки были внесены в Конституцию осенью 1988 г.) В сентябре началась крупнейшая за многие годы структурная реорганизация аппарата ЦК КПСС, значительно сократилась общая численность партийных работников.

Провозглашенный в январе 1987 г. курс на демократизацию к концу 1988 г. привел к важным последствиям. Произошла стремительная эволюция представлений о путях, степени радикальности и конечных целях реформирования общества. И, что особенно важно, перестройка обретала автономность от своих инициаторов, что открывало альтернативы в дальнейшем развитии событий.

Важнейшим элементом политики перестройки стала гласность. Она означала открытость и доступность информации для всех граждан, возможность свободного обсуждения назревших вопросов.

Изначально сторонники перестройки предполагали, что гласность должна стать средством укрепления социализма и искоренения негативных явлений в обществе. Имелось в виду, что средства массовой информации (СМИ) будут более подробно освещать деятельность властей, их меры по преодолению проблем и трудностей.

1. Расширение гласности

Первые шаги гласности давались с большим трудом. Критические выступления, так или иначе затрагивавшие интересы партийно-государственной элиты, вызывали её недовольство. Гласность, особенно в местной (областной, районной, городской) печати, ограничивалась привычкой редакторов и журналистов к самоцензуре, давлением партийных руководителей на СМИ.

Главным фактором развития гласности стала поддержка сверху. Сменилось руководство многих центральных изданий (в частности, главной партийной газеты «Правда», теоретического органа ЦК КПСС - журнала «Коммунист» и др.), возглавленных сторонниками перестройки. Тон их выступлений во многом определял общую линию СМИ.

Руководители и работники СМИ постепенно стали привыкать к атмосфере гласности, шаг за шагом расширяли зону критики. Она приобретала всё более острый характер.

В 1988 г. Главлит - ведомство, осуществлявшее цензурный надзор за соблюдением государственной тайны, - был освобождён от выполнения идеологического контроля над печатной продукцией. Его функции свелись к предотвращению разглашения сведений, способных нанести ущерб интересам обороноспособности страны.

Свобода печати и отмена цензуры привели к тому, что постепенно СМИ стали превращаться в фактор формирования общественного мнения и давления на власть.

Наибольший интерес и популярность приобретали издания, которые проявляли смелость и инициативу в постановке острых вопросов. К их числу относились газета «Московские новости», журнал «Огонёк» и «Литературная газета», тираж которой в 1988 г. достиг 5 млн экземпляров.

Если ранее все официальные СМИ отражали лишь одну, утверждённую сверху позицию, то в условиях гласности среди них наметилась довольно чёткая политическая дифференциация. Она предшествовала и содействовала развитию политического плюрализма, то есть отражала многообразие интересов, существовавших в обществе.

Непривычные для общественности дискуссии в ранее монолитных СМИ, полемика между ними, критика в адрес инициаторов перестройки вызывали живейший интерес людей, способствовали политической социализации граждан, формировали предпосылки для утверждения многопартийности.

Сами понятия «диссидент», «инакомыслящий» исчезли из оборота СМИ, тем более что ранее предпринятые в отношении правозащитников репрессивные меры отменялись. Академик А.Д. Сахаров вернулся из ссылки в Горьком и был избран депутатом Верховного Совета СССР.

2. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее

Призывы М.С. Горбачёва к перестройке на базе социалистических ценностей предполагали, что необходимо дать чёткий ответ на вопрос о том, что под ними понимается. Началось новое осмысление причин и последствий культа личности Сталина, массовых репрессий и возникновения централизованной системы управления обществом.

В 1987 г. была создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. По инициативе Комиссии началась намного более широкая, чем во времена «оттепели», реабилитация жертв репрессий 1930-1950-х гг. Признавались незаконными все массовые репрессии по политическим, социальным, идеологическим и национальным мотивам. Были реабилитированы лидеры оппозиций режиму И.В. Сталина - Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин и др. Публиковались ранее секретные архивные документы, проливавшие свет на неизвестные до сих пор страницы советской истории.

Намного более свободными стали дискуссии в СМИ, среди учёных, в среде интеллигенции. Большое место в дискуссиях заняли проблемы статуса и привилегий номенклатуры - высшего слоя партийных и государственных чиновников, назначавшихся решениями руководства правящей партии. Обсуждались причины и последствия пренебрежения интересами экологии, здоровья людей; права военнослужащих и «дедовщина» в армии; возможности отказаться от милитаризации экономики.

В стране широко обсуждались формы будущей организации жизни общества. Единственно возможной альтернативой теперь виделась демократическая трансформация общества. Под ней подразумевалось:

  • введение элементов соревновательности в политическую систему и утверждение многопартийности;
  • правовое закрепление гражданских прав и свобод;
  • утверждение гарантий защиты независимости СМИ;
  • признание эффективности рыночной экономики как наиболее действенного инструмента обеспечения баланса между спросом и предложением, создание стимулов к модернизации производства.

Руководство КПСС стремилось учитывать духовные перемены в обществе, обновляя концепцию и практику политики перестройки. Власти не противодействовали начавшемуся весной 1988 г. процессу возникновения политических организаций, независимых от КПСС.

На XIX Всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. М.С. Горбачёв призвал общество к созданию правового государства, основанного на разделении властей. Он выступил за освобождение руководящих структур КПСС от административно-хозяйственных функций, с тем чтобы эти функции перешли к государству и предприятиям. Предложенные Горбачёвым меры ослабили позиции партийной бюрократии, лишившейся влияния на экономические процессы. Многие партийные чиновники стали переходить на службу в государственные структуры. В 1989-1990 гг. КПСС потеряла около четверти своих членов, пополнивших ряды демократических движений и организаций.

В 1989 г. на новой основе (альтернативность кандидатов, избрание трети депутатов от общественных организаций) состоялись выборы народных депутатов СССР. Они продемонстрировали изменение настроений в обществе: около 30 секретарей обкомов и горкомов, бывших кандидатами от КПСС, потерпели на выборах неудачу. В Москве 89% избирателей проголосовали за кандидата демократических сил Б.Н. Ельцина.

М.С. Горбачёв предпринял меры по укреплению своего влияния. На I съезде народных депутатов (май - июнь 1989 г.) он, сохраняя пост Генерального секретаря ЦК КПСС, был избран Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. на III съезде народных депутатов занял учреждённый съездом пост Президента СССР. Тогда же была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая руководящую роль КПСС в обществе. Тем самым упрочились правовые основы существования в стране многопартийной системы. XXVIII съезд партии летом 1990 г. одобрил новую Программу партии. Её целью провозглашалось строительство демократического социализма.

В то же время в рядах КПСС постепенно шла консолидация сил, оппозиционных курсу перестройки. Многочисленный слой номенклатуры был не удовлетворён воцарившимся в обществе идейным многообразием, свободой деятельности СМИ. Недовольство курсом Горбачёва постепенно возрастало. Демократизм его стиля управления воспринимался как проявление слабости.

Оппозиционные перестройке силы имели большую поддержку в высших структурах партии, в созданной в 1990 г. Компартии РСФСР, в государственном аппарате, армии, органах государственной безопасности.

Популярность М.С. Горбачёва падала, и постепенно кумиром большинства населения стал Б.Н. Ельцин. Благодаря конфликтам с руководством КПСС он приобрёл репутацию наиболее последовательного и решительного сторонника демократической трансформации общества.

Поддержав идеи перестройки, гласности и демократизации, Б.Н. Ельцин принялся осуществлять их на практике. Борьба с коррупцией и привилегиями партийно-государственной элиты, кадровые чистки в структурах власти на уровне районов обеспечили ему симпатии среди общественности и демократически настроенной интеллигенции.

В 1987 г. Б.Н. Ельцин подал в отставку с занимаемых им постов, обвинил руководство КПСС в саботаже перестройки. В ответ развернулась кампания травли Ельцина в контролируемых КПСС СМИ. Но это лишь способствовало росту его авторитета.

С большим перевесом Б.Н. Ельцину удалось добиться избрания в Верховный Совет Российской Федерации и стать его Председателем. В 1990 г. он заявил о своём выходе из рядов КПСС. В июне 1991 г. на демократических выборах Б.Н. Ельцин был избран Президентом Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки

  1. Что общего у «оттепели» хрущёвского времени и политики глас-UJ ности М.С. Горбачёва? Чем они отличаются? Определите критерии для сравнения.
  2. Охарактеризуйте основные направления, наметившиеся в СМИ изучаемого периода. Интересы каких социальных сил были в них представлены? Что их разделяло? Было ли что-то, объединявшее все названные направления?
  3. Как вы думаете, почему в условиях поиска новых путей развития страны внимание общества оказалось привлечено к анализу исторического прошлого России, СССР?
  4. В чём состояли идеи демократической трансформации общества, высказываемые в изучаемое время? Насколько они совпадали с первоначальными планами реформирования жизни страны, провозглашёнными М.С. Горбачёвым?
  5. Как вы считаете, был ли неизбежен политический раскол общества, произошедший в период руководства М.С. Горбачёвым КПСС и Советским государством?

(г. Саратов)

ГЛАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ

Многие годы советское общество воспитывалось в духе тоталитаризма. В период сталинизма право на существование имел один голос и одно мнение. Любое постороннее высказывание жестко наказывалось. На XX Съезде партии был развенчан культ личности Сталина и наметился конец тоталитарному режиму. На Съезде провозглашалась демократизация, но, не получив должного правового закрепления, не обеспеченная никакими правовыми гарантиями гласность постепенно была сведена на нет, и к 60-м годам процесс демократизации был свернут. Дальнейшее время, получившее название "эпохи застоя", характеризовалось различными формами полуправды, полугласности, расхождением между словом и делом, мыслью и словом.

С приходом в марте 1985 г. к власти страна взяла новый курс на ускорение социально-экономического развития , на развитие демократии, расширение гласности; общество ожидали глубокие перемены. Была выдвинута идея нового политического мышления, переосмысления современного мира и проведения политики с позиций общечеловеческих ценностей. Этот этап впоследствии назовут перестройкой, но с ней связываются не только преобразования в экономической, политической и социальной сферах. Важной его частью является провозглашение гласности, отказ от привычного советского мышления. Но сложившаяся к этому времени цензура советского типа по треугольной формуле: партия - Главлит СССР - репрессивные органы - функционировала исправно и была очень хорошо отлажена.

В обществе необходимо было создать благоприятные условия для того, чтобы гласность получила свое распространение, для этого необходимо было не только научить людей не бояться выражать свое мнение, пусть даже это мнение не соответствовало линии партии, но и разработать правовые механизмы защиты и реализации провозглашаемых новаций. Необходимость правового закрепления была важна, так как существовавшее общество было воспитано иначе и возможность вносить какие-либо кардинальные изменения была только у государства, путем создания благоприятной правовой атмосферы, обеспеченной его принудительной силой.

Термин "гласность", прозвучавший вместе с началом реформ, не имел четкого определения, отсутствовало его законодательное закрепление, для того чтобы понять его, необходимо обратиться к словарю. В энциклопедическом словаре "гласность" определяется как "открытость, доступность информации о деятельности учреждений, организаций, должностных лиц и т. п. для общественного ознакомления, обсуждения". Читая данное определение, можно предположить, какое колоссальное значение играла гласность в описываемый период. Ведь сложившаяся консервативная, закрытая система была хорошо защищена. Гласность, являющаяся неотъемлемой частью демократического общества, была призвана открыть обществу деятельность государственных органов, сблизить общество и государство, дать возможность общественности дать оценку деятельности государства.

Апрельский Пленум ЦК КПСС 1985 г., XXVII Съезд партии и XIX Всесоюзная партийная конференция провозгласят, а впоследствии и закрепят гласность как неотъемлемое условие и средство очищения и обновления советского общества, как идеологический и политический принцип. В этом качестве гласность должна была пронизывать все сферы как государственной, так и общественной жизни; основными критериями ее выступали: информационная открытость, правдивость информации, социалистический плюрализм мнений, принцип нерасхождения слова и дела и т. д.

Впервые о гласности заговорили на XXVII Съезде ЦК КПСС в феврале - марте 1986 г. , выступая, говорил: "Принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс и их участия в управлении".

В результате XXVII Съездом КПСС был задан общий для всех структур вектор политической направленности. Наиболее приоритетным в деятельности органов государственной власти стал принцип гласности, который включал в себя не только возможность получения разного рода информации, но и возможность оценивать ее критически. Знаковым документом в этой связи стало Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 01.01.01 г. № 9 "О применении судами законодательства об ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и преследование за критику". Пленум Верховного Суда СССР постановил: "Обратить особое внимание судов на подобные злоупотребления, при наличии на то оснований привлекать не только к дисциплинарной, но и к уголовной ответственности . Назначая виновным наказание за преступление, предусмотренное ст. 139.1 УК РСФСР, судом должен решаться вопрос о применении дополнительной меры наказания в виде лишения права занимать определенные должности. Ввиду того что дела данной категории имеют большое общественное значение, необходимо шире использовать печать, радио и другие средства массовой информации для освещения судебных процессов по этим делам".

Данные материалы свидетельствуют о масштабах вносимых изменений в столь небольшой срок. Правовая база конца 90-х годов начинала формировать политику нового образца, через призму демократических начал.

Гласность, встречающаяся в различных государственных и партийных актах, должна была получить самостоятельное закрепление в виде нормативно-правового акта "О гласности". Стремление на законодательном уровне урегулировать положение гласности было необходимо ввиду того, что все чаще в освещении событий прошлого и их переоценке имели место факты злоупотребления ею. Данный вопрос широко обсуждался на февральском Пленуме ЦК КПСС в 1988 г. Гласность предполагает свободу слова для тех, кто хотел бы говорить правду, стремится к процессу демократизации, но подчас гласность используется в личных, корыстных целях. В публикациях все чаще стали встречаться случаи, когда отдельные факты подавались искаженно, тенденциозно, размывались идеологические критерии в оценке событий и явлений. Все это не могло оставаться в тени, чувство свободы в выборе тем для обсуждения не могло не наносить ущерба имиджу как государственных служащих, так и государству в целом, но даже в свете подобных событий было решено наиболее динамично раскрывать и обсуждать сведения о руководителях партии и государства; ученых; о деятелях искусства, которые были репрессированы во времена культа личности Сталина.

На XIX Всесоюзной партийной конференции были сформулированы принципы гласности:

Неотъемлемые права каждого гражданина на получение по любому вопросу общественной жизни полной и достоверной информации, не составляющей государственной и военной тайны;

Право на открытое и свободное обсуждение любого общественно значимого вопроса;

На конференции поднимался вопрос, уже рассматривавшийся на Пленуме ЦК КПСС в январе 1987 г., о необходимости создания правовых гарантий гласности. Делегаты сошлись на необходимости конституционного закрепления прав граждан СССР на информацию, а также о необходимости разработки законодательных актов, определяющих права и обязанности государства, должностных лиц и граждан по реализации принципов гласности.

Свобода, данная СМИ, играла для партии не только положительную роль, призывы критически оценивать прошлое переходили в переоценку действующих событий, критике поддавались нововведения, общество, еще недавно боящееся говорить, за три года реформ высказывалось открыто, критически оценивая ситуацию. Но нельзя сказать, что развитие гласности в СССР в рассматриваемый период проходило линейно только лишь в направлении ее развития, попытки государственных органов пресечь критические высказывания все же имели место. Так, 8 апреля 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР" был введен ряд статей, ст. 74.1 "Оскорбление или дискредитация государственных органов и общественных организаций". В ней противоправным считалось публичное оскорбление или дискредитация высших органов государственной власти, должностных лиц и т. д.. Ввод данной статьи был не совсем логичным шагом, так как практически все общественно значимые события сводились к призывам развития критики, в том числе и органов государственной власти. Впрочем, просуществовав чуть меньше трех месяцев, ст. 74.1 УК РСФСР была отменена. "О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР". В целях создания благоприятных условий для развития критики была отменена ст. 190.1 УК РСФСР, которая запрещала распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй. Вышеназванным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 апреля 1989 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР" отменялась ст. 190.1 УК РСФСР и вводилась ст. 70 УК РСФСР, ответственность по настоящей статье наступала в случае призывов к свержению или изменению советского государственного и общественного строя способом, противоречащим Конституции СССР, либо воспрепятствованию исполнения советских законов в целях подрыва политической и экономической системы СССР.

Сильным сдерживающим фактором развития гласности выступил принятый Верховным Советом СССР от 01.01.01 г. Закон СССР № 000-1 "О защите чести и достоинства Президента СССР", который позволял по решению суда прекратить деятельность любого СМИ в случае неоднократного распространения материалов, содержащих оскорбительные либо не соответствующие действительности сведения в отношении Президента СССР.

Апологетом развития гласности становится принятие Закона СССР от 01.01.01 г. № 000-1 "О печати и других СМИ". Принятый Закон запрещал цензуру и гарантировал свободу для СМИ. В связи с этим отпала потребность в органе, занимающемся идеологической цензурой.

25 октября 1991 г. вышел Приказ № 3 Агентства по защите государственных секретов в СМИ при Министерстве информации и печати СССР "О работе ликвидационной комиссии ". Настоящий Приказ утверждал состав ликвидационной комиссии Агентства по защите государственных секретов в СМИ при Министерстве информации и печати СССР и устанавливал в срок до 25 декабря 1991 г. окончить ликвидационную процедуру. С этим событием ознаменовалась победа гласности и исчезновение советской цензуры.

Процесс развития гласности оказался не простым, прежде чем провозгласить гласность, необходимо было создать правовую основу. Вопрос же о разработке и законодательном закреплении гласности возник, когда прошел уже не один год с момента ее провозглашения. Непроработанность подобных моментов оказалась роковой, ситуация вышла из-под контроля. Возможность восстановления информационного правопорядка , безусловно, была, но требовалось отступиться от намеченного пути реформирования системы. Этого сделано не было. Стремление изменить общество за столь короткий срок, научить его жить по-другому было утопической идеей, которую внедряли обществу, воспитанному в духе консерватизма, без соответствующих объяснений и разъяснений относительно существа провозглашаемых свобод. И как результат, развитие гласности пошло вразрез с государственной политикой и уже по совершенно иному сценарию.

Идеология и социальная политика: Сборник научных трудов. Свердловск: Изд-во Свердл. ин-та нар. хоз-ва, 1990. С.

Судьбы гласности: Мат-лы межд. науч.-практич. конференц. "Судьбы гласности (1Опыт ее защиты (1". М.: Мельгир, 2001. С. 60.

Энциклопедический словарь / Ред. кол.: , и др. М.: Большая российская энциклопедия, 1995. С. 174.

Горбачев доклад ЦК КПСС XXVII Съезду Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1986. С. 111.

Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. № 3.

Материалы Пленума ЦК КПСС,января 1987 г. М.: Политиздат, 1987. С. 33.

Перестройка и гласность. Роль СМИ и пропаганды в перестройке жизни советского общества. Киев: Знание, 1988. С. 2.

Там же. С. 10.

XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза (28 июня - 1 июля 1988 г.): Стенографический отчет: В 2 т. М.: Политиздат, 1988. Т. 2. С.

Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 28. Ст. 739.

Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 16. Ст. 397.

Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 26. С.

А1 Какое событие из названных произошло в период пере­стройки?

1) развернулось диссидентское движение

2) отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС

3) сформулирована концепция построения развитого со­циализма

4) разработана «Продовольственная программа»

А2 Что из названного характерно для периода перестройки социализма?

1) политика гласности

2) широкое распространение самиздатовской продукции

3) введение партийного контроля за деятельностью право­защитных организаций

4) преследование диссидентов

А3 Комиссия по реабилитации жертв сталинских репрессий была создана

1) в 1985 г. 3) в 1990 г.

2) в 1987 г. 4) в 1991 г.

А4 XIX партконференция, на которой была принята про­грамма политических преобразований, состоялась

А5 Какое событие из названных произошло в 1989 г.?

1) состоялся XXVII съезд КПСС

2) начата антиалкогольная кампания

3) провозглашена программа формирования правового государства

4) состоялись выборы народных депутатов СССР

А6 Недовольство ряда членов КПСС политикой М.С. Горбачева было вызвано

1) критикой в адрес КПСС

3) разрешением многопартийности

4) нерешительностью проведения экономических реформ

А7 Н. Андреева в статье «Не могу поступиться принципами»

1) отстаивала идею сохранения политических традиций советского общества

2) высказывала мысль о необходимости дальнейшей демократизации общества

3) призывала к развитию институтов гражданского общества

4) призывала к созданию демократических партий

А8 Выборы первого Президента РСФСР состоялись

А9 М.С. Горбачев был избран Президентом СССР

1) в ходе всеобщих и равных выборов

2) на заседании съезда народных депутатов

3) на заседании Президиума Верховного совета СССР

4) на заседании ЦК КПСС

А10 В ходе процесса реабилитации было восстановлено доброе имя

1) политических заключенных, подвергшихся репрессиям в 30-50-е гг.

2) диссидентов, осужденных в 60-80-е гг.

3) членов политической оппозиции 1918-1923 гг.

4) граждан, осужденных по обвинению в незаконном предпринимательстве в «андроповский период»

Новое политическое мышление: достижения и проблемы

А1 Какое положение из названных характеризует внешнеполитический курс М.С. Горбачева?

1) введение моратория на испытания ядерного вооружения

2) провозглашение политики ограниченного суверенитета по отношению к капиталистическим государствам

3) размещение ракет на Кубе

4) политика принуждения к миру

А2 Какое событие из названных произошло в 1985 г.?

1) рухнула Берлинская стена

2) состоялась встреча М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Рейкъявике

3) сформулированы положения нового политического мышления

4) в СССР начался переход к рыночной экономике

А3 Соглашение между НАТО и ОВД о взаимном сокращении сил в Европе было подписано

1) в 1987 г. 3) в 1992 г.

2) в 1990 г. 4) в 1994 г.

А4 Какое положение из названных характеризует «новое политическое мышление»?

1) призыв к разрешению конфликтов за столом переговоров

2) стремление установить ядерный паритет с США

3) ведение политики «умиротворения агрессоров»

4) продолжение «холодной войны»

А5 Определите причину распада Организации Варшавского договора.

1) усиление НАТО

2) прекращение «холодной войны»

3) вступление СССР в Совет Европы

4) демократизация политических режимов в странах соцлагеря

А6 Советские войска были выведены из Афганистана

1) в 1985 г. 2) в 1989 г.

3) в 1990 г. 4) в 1992 г.

А7 Военный союз бывших социалистических стран прекратил свое существование

1) в 1986 г. 3) в 1991 г.

2) в 1988 г. 4) в 1993 г.

А 8 В период реализации политики «нового политического мышления» были улучшены отношения между СССР и

1) Индией 3) Ираном

2) Китаем 4) Афганистаном

А9 Что из названного является одним из результатов внеш­ней политики М.С. Горбачева?

1) роспуск военных блоков

2) увеличение расходов на вооружение

3) сокращение численности Советской Армии

4) участие в западноевропейской интеграции

А10 Военная операция США и ряда европейских государств «Буря в пустыне» была проведена по решению Совета Безопасности ООН в 1991 г.

1) в Ираке

2) в Иране

3) в Афганистане