Понятие о предмете и краткая история развития лечебной физкультуры. Лечебная Физкультура (ЛФК) Что значит лфк

Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК)

Особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации состоит по сути в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения. Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной тренировки физическими упражнениями, который пронизывает весь ход лечения и реабилитации.

Суть тренировки в многократной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды.

В лечебной физкультуре различают общую и специальную дозированную тренировку. Общая тренировка применяется для оздоровления, укрепления и общего развития организма, при этом используются общеукрепляющие и общеразвивающие физические упражнения. Специальная тренировка применяется для развития функций и восстановления органа, вовлеченного в патологический процесс. Здесь применяются специальные упражнения, которые непосредственно влияют на пораженную систему, больной орган, травматический очаᴦ.

В процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы:

1. Индивидуальный подход к больному. Необходимо учитывать возраст, пол и профессию пациента͵ его двигательный опыт, характер и степень патологического процесса и функциональные возможности больного.

2. Сознательность. Стоит сказать, что для наиболее эффективного применения физических упражнений крайне важно сознательное и активное участие самого больного.

3. Принцип постепенности. Необходимо постепенное увеличение физической нагрузки по всœем ее показателœем: объёму, интенсивности, количеству упражнений, числу их повторений и сложности как внутри одного занятия, так и от одной тренировки к другим.

4. Систематичность. В процессе оздоровительной тренировки крайне важно систематическое использование разнообразных средств ЛФК и реабилитации, оптимальное для каждого больного.

5. Цикличность. Чередование работы и отдыха с соблюдением оптимального интервала (отдых между двумя упражнениями или между двумя занятиями). В случае если следующее занятие приходится на фазу суперкомпенсации, то эффекты от тренировки суммируются, и функциональные возможности повышаются.

6. Системность воздействия. Последовательное чередование исходных положений и упражнений для различных мышечных групп.

7. Новизна и разнообразие в подборе и применении физических упражнений (10–15% физических упражнений должны обновляться, а 85–90% повторяются для закрепления достигнутых успехов лечения).

8. Умеренность воздействия. Тренировочная нагрузка должна быть адекватна состоянию пациента.

Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК) - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК)" 2017, 2018.

Лечебная физкультура (ЛФК) – это эффективный и доступный метод восстановления и укрепления здоровья, неотъемлемый элемент реабилитационных мероприятий для людей, переживших травмы, и различные соматические и психические заболевания. Это раздел медицины, что изучает лечение и профилактику различных болезней с помощью методов физкультуры. Лечебная физкультура также раздел физической культуры, где физические упражнения выступают как метод восстановления здоровья и работоспособности человека.

Лечебная гимнастика – это комплекс упражнений для реабилитации после полученных травм, при разных болезнях и также метод профилактики этих болезней. ЛФК использует специально подобранные физические упражнения, а также приемы правильного дыхания Как говорят: «движение – это жизнь», и действительно много целителей, врачей, ученых древности и современности это подтверждали. Главным стимулятором роста, а также развития организма человека являются движения .

Основы и особенности детской лечебной физкультуры

Лечебная физкультура часто применяют в сочетании с физиотерапевтическими процедурами, а также с лечебным массажем.

Для детей существует особенная детская гимнастика, которая позитивно воздействует на физическое развитие, стабилизирует психоэмоциональное состояние.

  • укрепляет равномерно разные группы мышц ребёнка;
  • совершенствует координацию движений;
  • повышает иммунитет;
  • повышает выработку суставной жидкости, что в свою очередь делает суставы более подвижными;
  • предотвращает развитие нарушений в опорно-двигательном аппарате, а также способствует при лечении уже существующих болезней;
  • повышает настроение;
  • предотвращает ожирению;
  • повышает самооценку;
  • во время проведения групповых занятиях улучшает навыки коммуникации, способствует социализации малыша;
  • улучшает кровообращение и обмен веществ в организме;
  • стабилизирует баланс процессов возбуждения и торможения между нейронами;
  • способствует улучшению самочувствия.

Лечебную физкультуру применяют:

  • Для восстановления и повышения физической активности и работоспособности человека.

  • Для стабилизации и гармонизации психоэмоционального состояния человека.
  • Для улучшения и восстановления общего уровня обмена веществ.
  • Для укрепления мышц тела, и восстановления физической активности человека.
  • Для уменьшения частоты и интенсивности болевых приступов.
  • Для коррекции координации движений и ощущения равновесия.
  • Стимуляция кровообращения и лимфообращения в теле.
  • Разработка приспосабливающих механизмов для компенсации нарушенных физических функций.

В каких сферах медицины применяют лечебную физкультуру?

Все разделы современной практической медицины часто применяют лечебную физкультуру:

  • Как элемент в комплексной терапииотклонений развития и разных заболеваниях у детей (детский церебральный паралич, расстройства аутистического спектра, эпилепсия, заболевания дыхательных органов, сердечно-сосудистой системы и т.д.)
  • травматологии (при различных переломах, а также повреждениях мягких тканей)
  • ортопедии
  • неврологии
  • кардиология
  • пульмонологии
  • до и после операционном периоде
  • при лечении заболеваний органов брюшной полости
  • эндокринологии
  • гинекологии и акушерстве.

Противопоказания к применению ЛФК

Очень важно проконсультироваться с лечащим врачом о возможности использования лечебной физкультуры, так как ее применение имеет ряд противопоказаний. Главными противопоказаниями к применению ЛФК является:

  • нарушения психики, а также тяжелое состояние которые являются причиной отсутствия контакта с человеком
  • обострение болезни или его прогрессивное течение
  • усиление сердечно-сосудистой недостаточности
  • тахикардия (более 100 ударов в минуту)
  • брадикардия (менее 50 ударов в минуту)
  • негативная динамика ЭКГ, которая может говорить про нарушения кровообращения в коре головного мозга
  • гипертензия и гипотензия и другие ухудшения состояния.

Особенности детской ЛФК

Для деток ЛФК применяют в наиболее приятной и доступной им форме – игры! Потребность в двигательной активности возникает у каждого ребёнка, а применение методов лечебной физкультуры могут служить реализацией этих потребностей, и одновременно являются профилактикой появления многих заболеваний таких как плоскостопие, сколиоз, нарушение осанки, ожирение. Систематические занятия лечебной физкультурой способствуют коррекции диагностированных болезней, гармонизируют физическое и психическое развитие ребёнка, активизируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формируют хорошую осанку, и предотвращают появление паталогических состояний. Для деток разного возраста применяют разные методы и уровень нагрузки, широко используя при этом различные игрушки и спортивный инвентарь: гимнастические и обычные мячи, палки, обручи, скамейки, сенсорные дорожки и прочее. На занятиях применяют путешествия-сказки в стихотворной форме, тем самым развивая у детей не только физический компонент, но и речь, фантазию, способствуют развитию коммуникативных навыков, повышают самооценку, настроение, понижают уровень тревожности.

  • При ослабленном иммунитете, когда ребёнок часто болеет ОРЗ
  • Гипперактивность у детей
  • Детский церебральный паралич и другие заболевания опорно-двигательного аппарата
  • ожирение
  • астеническое телосложение

Методики детской ЛФК

В детской ЛФК используют современные и эффективные методики работы:

  • Психогимнастика (игры и этюды для развития внимания, образного мышления, снятия эмоционального напряжения и коррекции поведения);
  • упражнения по развитию мелкой моторики;
  • дыхательные техники;
  • физическая терапия и другие.

На нашем сайте Вы можете приобрести необходимую продукцию для ЛФК - смотрите раздел "Физическое развитие " на Фактор розвитку. Также для специалистов и специализированных центров нами разработан простой калькулятор с перечнем необходимой продукции для кабинета ЛФК.

С глубокой древности врачи постоянно уделяли большое внимание физической культуре . Так, в древнем Китае еще 3000 лет до н.э. методики лечебной гимнастики с основным упором на дыхательные упражнения успешно использовались для исцеления больных. А в древней Индии примерно за 2000 лет до н.э. были созданы священные книги – так называемые «Веды» (по другому - «Книги жизни»), в которых досконально описывались дыхательные упражнения , входившие в часть религиозных церемоний. В древней Индии философия йогов насчитывала более 840 разновидностей и типов дыхания. Все эти знания дожили и до наших дней, - так например, в Дели имеется целый научный медицинский институт, занимающийся изучением влияния дыхательной гимнастики на организм.

История развития ЛФК

Особенно высокого подъема лечебная гимнастика смогла достичь в Древней Греции. Платон, Асклепиад, Геродик смотрели на целебную гимнастику как на неотъемлемый обязательный и важный компонент эллинской медицины .

Основоположнику клинической медицины Гиппократу (460-377 годы жизни до н.э.) принадлежит известное изречение:

«Чистота и гармония функций есть результат грамотного отношения суммы физических упражнений к здоровью рассматриваемого субъекта».

В древнем Риме в сборнике Орибаза (360 года н.э.) были накоплены все имеющиеся на тот момент материалы о медицине той эпохи, при этом одной только лечебной гимнастике посвящена целая книга. Особая роль в становлении лечебной гимнастики отводится Клавдию Галену (131-200 гг. н.э.) – знаменито известному врачу гладиаторской школы. Гален дал четкое и подробное описание гимнастики при различных недугах: заболеваниях костно-мышечной системы, обмена веществ, половой слабости. Он использовал для лечебных целей не только гимнастические , но также и спортивные упражнения : плавание, греблю, конный спорт, охоту, массаж, а также труд (косьбу, сбор плодов) и экскурсии. В своей великой книге «Искусство возвращать здоровье» врач гладиаторов писал:

«Сотни и тысячи раз я возвращал здравие больным своим посредством физических упражнений».

Значительный вклад в историю лечебной физкультуры был сделан великим таджикским врачом и философом Абу Али Ибн-Синой, более известным в Европе под альтернативным именем Авиценна (980-1037). В его многотомных трудах о теории и практике медицины большое внимание уделяется аспекту лечебной гимнастики , правильному питанию , закаливанию , отдыху , рациональному режиму жизни.

История развития ЛФК в эпоху Возрождения

Развитие естествознания в эпоху Возрождения способствовало усилению взора общественности и к лечебной гимнастике. В 1573 г. появляется первый учебник гимнастики Меркуриалиса («Искусство гимнастики» или «De arte gymnastica»). На более позднем этапе, стоит упомянуть немецкого терапевта Ф. Хофмана (1660-1742) - автора знаменитого афоризма:

«Движения – жизнь, и лучшая медицина для нашего тела»

А также известного французского клинициста Ж- Тиссо, написавшего в 1781 г. руководство «Медицинская гимнастика, или тренинг человеческих органов по правилам физиологии и гигиены».

Современная история развития лечебной физкультуры

Наиболее активно лечебная физкультура начала развиваться в XIX в. Большую роль в этом скачке сыграла Шведская система лечебной гимнастики , разработанная П. Лингом (1776-1839), который создал в Стокгольме целый гимнастический институт. Элементы шведской гимнастики и отдельные снаряды (такие как шведская стенка, бум и прочие) используются до настоящего времени. Вторая половина XIX в. была ознаменована появлением широкого ряда оригинальных новаторских систем лечебной гимнастики. В 1864 г. Бранд (Швеция) предложил систему гимнастики и массажа для исцеления многих гинекологических заболеваний, мюнхенский профессор Ортель (1881) разработал терренкур как метод лечения болезней ССС, а в 1884 г. Зародилась так называемая гимнастика для больных с сердечными заболеваниями (Шотт).

В 1889 году швейцарский доктор Френкель предложил компенсаторную гимнастику для лечения недугов нервной системы. Чуть позже Зингер и Хофбауэр (1910) разработали лечебную гимнастику при заболеваниях бронхиальной астмой, бронхитом и эмфиземе легких, а Клапп - лечебную гимнастику при искривлениях позвоночника (1927). В то же время обширное распространение получила так называемая механотерапия (комплексы Крукенберга, Цандера, Каро и др.), которая на некоторое время даже вытеснила другие методы лечебной гимнастики.

I и II мировые войны вызвали так называемые травматические эпидемии. В странах Западной Европы и Америке начали создавать «восстановительные центры» , в которых лечебная гимнастика и спортивные упражнения стали основными методами лечения инвалидов. Накопление знаний в области ЛФК и нейрофизиологии, с одной стороны, и появление новых данных в отношении этиологии, патогенеза и клиники ряда патологических состояний, с другой, сделало возможным создание в 40-50-х годах XX в. принципиально новых специализированных методик лечебной физкультуры - Бобат-терапии, терапии Войта, методики проприоцептивного проторения, методов Брюнст- ром, Аффольтер и др.

История развития лечебной физкультуры в России

Использовать физические упражнения в целебных целях в России начали в 16-17 вв., зачастую в комплексе с физиотерапевтическими процедурами, водолечением и закаливанием. В систематизации теоретических и практических моментов ЛФК ведущую роль сыграли такие знаменитые ученые и клиницисты, как С.П. Боткин, М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, Г.А. Захарьин, С.Г. Забелин, А.А. Остроумов, П.Ф. Лесгафт и другие. Большая роль в культивировании и пропаганде современной лечебной физкультуры принадлежит В.В. Гориневскому, И.М. Саркизову-Серазини, И.А. Богашеву, которые издали в 1923 и 1926 гг. первые в СССР пособия по лечебной физкультуре. В это же время в Москве, областных и районных центрах были организованы специализированные учреждения - государственные институты физической культуры с отдельными кафедрами по лечебной физкультуре. Все последующие годы в нашей стране формировалась обширная сеть кабинетов и отделений ЛФК в больницах, поликлиниках, санаториях, создавались кафедры ЛФК и врачебного контроля в медицинских вузах и институтах усовершенствования врачей, подразделения в научно-исследовательских институтах.

Лечебная физическая культура

Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод лечения , состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма - движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.

Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы , и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры , и структуру здравоохранения .

ЛФК - раздел клинической медицины

Термин «лечебная физкультура» прежде всего обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).

С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры , в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

Вместе с тем лечебная физкультура - это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность: «лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это - медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях.

ЛФК в России

Уклад жизни и мировоззрение русского народа создали своеобразную систему физической культуры, оптимальную для данного антропогенного типа и климатических условий. Русская физическая культура (спортивные игры и состязания, такие, городки , чиж, лапта), русская борьба, кулачные и палочные бои, стрельба из лука, бег взапуски, метание бревна или копья) была, как и у других народов, средством поддержания и совершенствования физической подготовки к предстоящим походам и сражениям. В древней русской культуре физическое здоровье считалось основой внешней красоты.

Известный путешественник, арабский купец Ибн-Фадлан писал о своих наблюдениях во время путешествия ( -):

Я видел русов, - когда они пришли со своими товарами и расположились на Волге. Я не видел людей более совершенных по телосложению, - как будто это были пальмовые деревья.

Была у древних славян и своеобразная форма гигиены и лечебной физической культуры, существующая с начала нашей эры, - банный ритуал. В бане лечили и восстанавливали силы после тяжелых походов и болезней. Англичанин Вильям Тук, член императорской Академии наук в Петербурге , в г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются именно положительным влиянием русской бани.

Наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со второй половины XVIII века после создания в 1755 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым Московского университета , в составе которого был и медицинский факультет. Теперь - это Московская медицинская академия. Первые профессора медицины Московского университета были активными сторонниками физических упражнений и природных факторов для лечения и профилактики болезней.

Старайтесь, чтобы ни один день не был без телодвижения… Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет, портится, гниет.

Он наставлял:

После ночного сна не залеживаться, а скорее прибегнуть к умыванию, телодвижениям, ибо утреннее время ко всяким трудам, подвигам и наукам есть наиспособнейшее.

Вообще довольно забавно видеть, до какой степени иногда человек может увлечься какой-нибудь idée fixe. Так, например, почтенный доктор говорит, что нужно с четырехлетнего возраста заниматься гимнастикой и мальчикам и девочкам, и что отец, мать, учитель и гувернер должны сами делать движения для примера…

Пожилой человек, выполняющий упражнения на растяжку в тренажерном зале

учёный автор до того увлекается своей наукой, что даже не щадит и седовласой старости. Автор нападает на бедных старух свыше шестидесятилетнего возраста (кажется, их можно было бы пощадить) и советует им переминаться на одном месте …, вертеть ногами …, наклонять туловище вперед и назад… и приседать. .

Такое мнение о пользе гимнастики можно нередко услышать и в наше время. Вместе с тем, за последние 100 лет лечебная физкультура, пройдя трудный путь, который можно разделить на несколько этапов, оформилась в самостоятельную лечебную и научную дисциплину.

Большой вклад в создание лечебной физкультуры внесли советские учёные Н. А. Семашко , В. В. Гориневский, Валентин Николаевич Мошков, В. В. Гориневская, Древинг, А. Ф. Каптелин, В. И. Дикуль и многие другие.

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура быстро развивалась. Перед медиками встала проблема быстрого восстановления бойцов после травм и ранений, и ЛФК приобрела особое значение как один из мощных факторов восстановления труда и боеспособности раненых и больных. Знания и практический опыт, приобретённый в те годы, не потеряли своего значения до настоящего времени. Особенно широко лечебная физическая культура применялась при ранениях опорно-двигательного аппарата, грудной клетки, черепа , брюшной полости. Перед лечебной физической культурой ставилась задача не только восстановление нарушенных функций органов и систем, но и приобретения ими общей тренированности и выносливости.

Большую помощь в организации лечения легкораненых на научной основе оказала профессор, полковник медицинской службы Валентина Валентиновна Гориневская ( -), входившая во время Отечественной войны в группу учёных-специалистов советской армии. С настойчивостью и энергией эта обаятельная уже пожилая женщина во время приездов на фронт обучала кадры врачей. С помощью В. В. Гориневской и её учеников были выявлены работавшие в различных госпиталях фронта специалисты по лечебной физкультуре, физио-механо- и трудотерапии, а также средний медицинский персонал, имевший опыт в этой области. В зависимости от характера ранения был подготовлен комплекс групповых упражнений, после которого раненые направлялись в процедурные кабинеты, где применялись кварц, свет, диатермия, водные процедуры, грязевые и парафиновые аппликации. После групповых процедур проводилось индивидуальное лечение в кабинетах лечебной физкультуры. Уже в 1942 году лечебной физкультурой было охвачено более половины раненых и больных.

Большой вклад в современную лечебную физкультуру внес Валентин Иванович Дикуль. Одним из главных достижений Дикуля стала его собственная методика реабилитации, защищённая авторскими свидетельствами и патентами. В 1988 году был открыт «Российский центр реабилитации больных со спинномозговыми травмами и последствиями детского церебрального паралича» - центр Дикуля. В последующие годы в одной только Москве открылось ещё 3 центра В. И. Дикуля. Затем под научным руководством Валентина Ивановича появился ряд реабилитационных клиник по всей России, в Израиле, Германии, Польше, Америке и т. д.