Киевская русь проблемы взаимоотношений с кочевниками кратко. Отношения руси с восточными странами. Последствия крещения Руси

В истории России есть и такие народы, о которых мы знаем только из летописей и легенд. Они когда-то очень давно населяли наши земли, воевали или дружили с Русью (что, впрочем в иные времена мало чем различалось), соперничали с ней или вливались в неё со своей культурой и традициями, оставаясь в нашей исторической памяти и этногенезе. Сегодня мы рассказываем об одном из таких народов.

…Арабо- и персоязычные авторы называли их кипчаками. Византийские и мадьярские источники именовали их команами, куманами и кунами. В русских источниках этот народ известен как половцы . И это название знает каждый, кто хотя бы поверхностно знаком со «Словом о полку Игореве».

Собственно, этим «общеизвестные» представления о половцах - между прочим, в известной мере наших предках - и ограничиваются. И, признаться, научные знания тоже не сильно балуют нас подробностями.

Кто это такие и откуда пришли

Практически общепризнанно, что половцы - это тюркские племена. Историки полагают, что в этом конгломерате племён, который нельзя назвать этносом, изначально присутствуют тюркский и монгольский этнокультурные компоненты.

Первые сведения о кипчаках восходят к 40-м годам VIII в., когда в среднеазиатском регионе окончательно распался Тюркский (т.н. Второй Тюркский) каганат. Будучи потомками сиров, разбитых уйгурами, кипчаки вошли в состав Кимакского каганата, в котором находились в IX - начале XI вв. Кстати, «кипчак» - первоначально презрительное прозвище, данное уйгуруами побеждённым тюркам, означавшее «неудачники», «беглецы».

К началу XI в. кипчаки сумели полностью освободиться от опеки кимаков и стали претендовать на гегемонию в среднеазиатских и казахских степях. Именно в этот период само слово «кипчак» приобретает новое значение: теперь это «пустое, дуплистое дерево». Распад Кимакского каганата, обусловленный внешним давлением (новой волной кочевой экспансии, возглавляемой монгольскими племенами) и внутренними противоречиями, высвободил активные кипчакские племена, которые двинулись в западном направлении.

Проникновение кипчаков в степи Восточной Европы было широкой миграцией слабо связанных между собой политически тюркоязычных племён. Миграция развивалась по двум направлениям. В первом - южном, на Сырдарью, преобладал кипчакский элемент, поэтому в арабском мире встречали именно кипчаков. Кимакские племена доминировали во втором - западном направлении (в Поволжье). Этим объясняется распространение в Византии, на Руси и Восточной Европе названий «куманы», «половцы». Таким образом, привычное нам название «половцы» тюркские племена получили уже после продвижения в степи Северного Причерноморья.

В отечественной науке утвердилось мнение, что название «половцы» происходит от старославянского «плава» (солома), которым обозначали внешний вид новых кочевников. Из этого часть исследователей делает вывод, что там к тюркской и монгольской компоненте где-то ещё и европеоидная затесалась, а то и вовсе преобладала. Впрочем, тезис о «европеоидном преобладании» не подтверждается антропологическим анализом большинства половецких захоронений. В этой связи Е.Ч. Скржинская обратила внимание на географическую традицию русского летописания: в её версии слово «половец» обозначало не этническую характеристику, а место обитания кочевников - «ту» («он пол») сторону Поднепровья.

В середине XI в. ареал кочевания кипчаков (кимаков) простирался от Иртыша на востоке до Волги на западе. Современники назвали эту огромную территорию Дешт-и-Кипчак (Половецкая степь).

Вытеснив гузов, которые в свою очередь сменили печенегов, половцы стали окончательными хозяевами на юге Восточной Европы, вплотную приблизившись к границам Древнерусского государства. В современной историографии преобладает мнение о том, что половцы оказали огромное влияние на все стороны экономической, социально-политической и культурной жизни Руси в период феодальной раздробленности.

Беспокойные соседи и «многовекторность» по-русски

Первое летописное упоминание о появлении половцев у границ Руси относится к 1055 г. и содержится в одном из списков «Повести временных лет». В тексте указано: «В семъ лете приходи Болушь с половьци, и сотвори Всеволодъ миръ с ними, и возвратишася половци вспять, отнюду же пришли». Несмотря на отсутствие каких-либо указаний в источнике на воинственное поведение половцев, в отечественной историографии ещё с XIX в. утвердилось восприятие кочевников, как враждебной «азиатской» силы, препятствующей экономическому и политическому развитию Руси.

Современный российский историк Александр Инков считает, что устоявшаяся в отечественной исторической литературе негативная оценка первых контактов Руси с половцами носит чисто умозрительный характер и не подтверждается источниками. Он также отмечает, что первая встреча не стала началом регулярных отношений Руси с половцами, поскольку была мимолётной, локальной и осталась практически незамеченной в русских землях.

Известно, впрочем, что с начала 60-х гг. XI в. отношения с половцами становятся регулярными и вдумчивыми: то есть кочевники начинают нападать на русские княжества. «Впервые пришли половцы войною на Русскую землю; Всеволод же вышел против них месяца февраля во 2-й день. И в битве победили Всеволода и, повоевав землю, ушли. То было первое зло от поганых и безбожных врагов. Был же князь их Искал». С этого времени и вплоть до монгольского нашествия половцы стали главным внешнеполитическим фактором развития Руси.

При этом надо помнить, что ослабление центральной власти при сыновьях Ярослава Мудрого не позволяло выстраивать единую линию отношений с кочевниками. Поэтому «суверенные» Ярославичи выстраивали половецкую политику кто во что горазд. Тем не менее, Изяслав, Святослав и Всеволод в 1068 г. предприняли совместный поход против половцев, который закончился полным поражением русских. Княжеская рать была разбита кочевниками в сражении на р. Альте. В дальнейшем противоречия между братьями привели к краху триединой политической системы на Руси, сложившейся после смерти Ярослава. Половцы, своим вторжением обострившие назревавшие противоречия между братьями, ускорили её крах.

Ослабление власти великого киевского князя, рост претендентов на великокняжеский престол и углубление междоусобицы способствовали активизации половецких набегов на русские рубежи. Инициаторами выступали как сами кочевники, искавшие наживу, так и русские князья, которые использовали половцев в качестве военной силы в междоусобных противостояниях. Так, относительно мирные отношения Черниговского княжества с половцами были обусловлены не столько географическим фактором (защищённость Чернигова от Степи лесами), сколько борьбой Черниговских князей за политическое преобладание на юге Руси. Летописи указывают, что в 1073, 1078 и 1079 годах отряды половцев поддерживали Святославичей в противостоянии Ярославичам.

Как отмечал автор первой и наиболее крупной работы по русско-половецким отношениям П.В. Голубовский, половцы выступали своеобразным регулятором политического равновесия на Руси: поддерживая в усобицах то одних, то других князей, они никому не давали усилиться настолько, чтобы подчинить себе остальных. Впрочем, прельщало кочевников, конечно, не «влияние на политические процессы», а банальная возможность невозбранно пограбить русские земли. Из тех же соображений половцы нередко помогали русским князьям в вооружённых конфликтах с «третьими сторонами» - поляками, булгарами…

Звонким булатом и мужским семейным авторитетом

К 1093-1094 гг. становится очевидной необходимость объединения усилий для сдерживания половцев. Однако князьям потребовалось почти десять лет для того, чтобы урегулировать взаимоотношения друг с другом. В начале XII в. меняется также военная тактика русских князей, которые переходят к активному наступлению. Убедительными победами закончились походы в половецкую степь 1103 и 1106 годов. А самым успешным и самым знаменитым стал , организованный Владимиром Мономахом: разгром половцев в битве при Сальнице, взятие крупнейших становищ Шарукань и Сугров.

При этом русские князья не ограничивались исключительно военными акциями в отношениях с половцами, часто прибегая к «брачной» дипломатии. В 1107 г. Владимир Мономах женил своего сына Юрия на дочери половецкого хана Аепы, а в 1117 г. другой сын великого князя киевского Андрей Владимирович женился на внучке Тугоркана. Также узами брака связали себя с половецкими родами Святополк II и Святослав Ольгович.

В итоге благодаря дипломатии и успешным военным походам удалось вытеснить половецкие орды за Дон и Волгу, владения Мономаховичей расширились, и на южных и юго-восточных границах русских княжеств установилось относительное спокойствие.

Победы над половцами, впрочем, сыграли с Русью и злую шутку. С одной стороны, великий князь, будучи уверенным в ликвидации половецкой угрозы, отказался от союзнических отношений с другими кочевыми племенами - торками и печенегами, которые вносили свой вклад в поддержание безопасности на степных границах. С другой стороны, ослабление общей половецкой угрозы придало князьям бодрости в дроблении Руси. Если сыну Мономаха Мстиславу удавалось поддерживать верховенство Мономаховичей в отношении всех ветвей династии Рюриковичей, то после его смерти в 1132 г. киевские князья утратили контроль над Полоцком и Смоленском, что положило начало окончательному распаду Древнерусского государства.

В этих условиях половцы не только смогли восстановиться от поражений начала XII в., но с 40-х годов начали регулярно вторгаться в русские земли как для участия в противоборстве русских князей, так и ради добычи.

Половецкий натиск конца XII в. связан с формированием крупного кочевого объединения вокруг орда хана Кончака. Историк Г.А. Фёдоров-Давыдов писал: «Тенденции к полному объединению половцев под единой ханской властью прослеживаются только в конце XII - начале XIII вв. и связаны с деятельностью хана донских и донецких половцев Кончака, который в 1185 г. заявил о своих притязаниях и на днепровское объединение половцев. Однако деятельность Кончака не увенчалась успехом». Последнее объяснялось прежде всего ожесточенной борьбой за власть, что отрицательно сказывалось на боеспособности половецких войск.

В итоге подавляющая часть набегов второй половины XII в. успешно отражалась силами порубежных княжеств, поэтому половцы появлялись в русских княжествах главным образом в качестве наёмников местных князей, враждовавших между собой. Впрочем, и попытки русских князей повторить успешный поход Мономаха в половецкую степь оказывались неудачными - об одной такой конфузии Игоря Святославича Северского 1185 года как раз и повествует «Слово о полку Игореве».

Куда ушли и что нам оставили

Монгольское нашествие застало половецкую степь неспособной к объединённому отпору завоевателям. После неудачной попытки совместно с русскими князьями остановить монголов у р. Калки в 1223 г. половцы были вынуждены либо покинуть Половецкую степь, либо погибнуть.

Вторжение монголов в степи Причерноморья заставило половцев переселиться на Балканы, в Венгрию, Византию и Закавказье. Часть кипчаков ушла на Северный Кавказ, дав начало формированию кумыкского, карачаевского и балкарского этносов. Переселившиеся в Венгрию половцы (составляли там до 8 % общего населения) к XIV в. были полностью ассимилированы. В Болгарии и Византии половцы стали использоваться в качестве военной силы. Наконец, часть половцев бежала в русские княжества.

Пришедшие в Половецкую степь ордынцы постепенно стали ассимилироваться с половцами. Этот процесс нашел отражение в сочинении арабского автора ал-Омари: «В древности это государство (имеется в виду Золотая Орда) было страной кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар), и все они стали точно кипчаки, как будто от одного (с ними) рода, оттого что монголы (и татары) поселились на земле кыпчаков, вступали в брак с ними и оставались жить на земле их (кыпчаков)».

Таким образом, став частью Золотой Орды, половцы приняли активное участие в этногенезе таких народов как казахи, татары, башкиры, киргизы, узбеки и других тюркоязычных народов.

Литература:

Гуркин С.В. Половцы евразийских степей (проблемы этнополитической истории VII - первая треть XII вв.) // Дисс… канд.ист. наук. Ростов-на-Дону, 2000.

Инков А.А. Древняя Русь и кочевники южнорусских степей в X-XIII вв. (Русь и половцы). М., 2007.

Плетнева С.А. Половцы. М., 1990.

Талашов М.В. Динамика русско-половецких отношений во второй половине XI-XII вв. // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 1. № 3.

Фёдоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966.

Великая степь протянулась почти от Тихого океана на Востоке и до Дуная на Западе. На протяжении веков Степь служила местом рождения кочевых орд, разрушавших и захватывавших более цивилизованные территории от Китая и Средней Азии до Европы. Киммерийцы, скифы, сарматы, готы, гунны, уничтожая и поглощая друг друга, прокатились по северному Причерноморью.

Первые, с кем пришлось столкнуться молодому древнерусскому государству, были хазары. Тюркское объединение племен, возможно потомки гуннов, в VII веке выделяется в собственное государство — Хазарский каганат. Хазары взимали дань с народов населяющих Крым, Приазовье и Северный Кавказ. Со временем в число данников попали и восточные славяне: поляне, северяне, радимичи, вятичи.

Появление варягов и образование Древнерусского государства кардинально меняло ситуацию в регионе — русские князья, подчиняя себе славянские племена, столкнулись с хазарами.

«В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне».

Для защиты от русичей хазары возводят серию крепостей на своих северо-западных рубежах. Для этого они просят помощи от Византии и получают ее. Главной крепостью стал город Саркел на левом берегу Дона.

В 965 году Святослав Игоревич идет в Восточный поход против каганата.

«В год 6473 (965) пошёл Святослав на хазар… одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов…»

Тогда же был захвачен Самкерц (Тмутаракань) и образовано Тмутараканское княжество. В 968-969 гг. Святославом был взят и разрушен Итиль. Война закончилась уничтожением независимого Хазарского государства. Вожди были вынуждены просить помощи у Ширвана и Хорезма, отказаться от иудаизма в пользу мусульманства. Но в 985 году князь совершил поход на Хазарию и наложил на неё дань. Вскоре Хазария прекратила своё существование как государство. Позднее хазары служат в войске Мстислава Тмутараканского. Многие переселяются в Крым, упоминаются хазары которые живут в Киеве.

Печенеги

Печенеги представляли собой союз тюркоязычных, отчасти сарматских и финно-угорских кочевых племён. Они появились в Диком поле в VIII веке, выдавленные из Азии более сильными соперниками. Никоновская летопись так говорит о первом столкновении славян с печенегами:

«Того же лета избиша множество печенег Осколд и Дир»

Случилось это в 875 году. С тех пор практически все русские князья или воевали с печенегами, или заключают союзы с ними. Так в 944 году степняки идут в поход с Игорем на византийцев. Со Святославом печенеги сражаются против Хазарии в 965 году и Византией в 970. Но во время похода князя на Болгарское царство печенеги осаждают Киев. Они же подстерегли Святослава на днепровских порогах и лишили жизни.

После смерти Святослава кочевники воспользовались междоусобицей между его сыновьями, набеги участились. В 922 году на реке Трубеж состоялась битва, закончившаяся разгромом печенегов. В честь этой победы князь Владимир Святославич повелел основать на месте сражения город Переяславль.

В 995 году набег печенегов был более успешным, Владимир потерпел поражение и бежал в Новгород, чтобы собрать новые силы. В это время кочевники грабили порубежные земли. С осадой Белгорода связана легенда. Когда в осажденном городе закончились запасы еды, защитники пустились на хитрость: выкопали два колодца и поставили в них бадьи с овсяным киселем и медом. Приглашенным на переговоры «лучшим мужам» печенежским дали попробовать из колодцев, убеждая, что земля сама дарит пищу, даже дали припасов в дорогу. Пораженные печенеги сняли осаду.

Белгородский кисель. Иллюстрация из Радзивилловской летописи

В 1015-1019 гг. печенеги воюют на стороне киевского князя Святополка Окаянного и польского князя Болеслава Храброго против Ярослава Мудрого за киевский стол. В 1019 году в решающей битве на берегу реки Альта (Киевская область) году войска печенегов, Болеслава и Святополка были разбиты.

В 1036 году печенеги подступили к Киеву и осадили его. Ярослав собрал в Новгородских землях войско из новгородцев и варягов и наголову разгромил кочевников. Большая часть их была уничтожена во время бегства. В честь этой победы Ярослав повелел заложить храм Святой Софии в Киеве. Урон, понесенный печенегами, был настолько силен, что после битвы под Киевом они больше никогда не вторгались в русские земли, а вскоре и вовсе исчезли из Дикого поля.

Половцы

В середине XI века Степь становится Половецкой — Дешт-и-Кипчак. Половцы-кипчаки берут под свой контроль земли от Дуная до Иртыша. Воинственные кочевники выдавили либо ассимилировали иных степняков из Дикого поля. До появления монголо-татар в XIII веке они становятся главной военной угрозой с юго-востока. В русских княжествах эти два века – время смут и междоусобиц. Половцы регулярно выступают на стороне то одного, то другого русского князя в их войнах за власть.

В 1097 году Любечский съезд князей остановил взаимные распри. А на Долобском съезде в 1103 году князья объединились для противостояния половецкой угрозе. В том же году в сражении при Сутени (река в Запорожской области) единое войско русских князей наголову разбило половцев, погибло 20 ханов.

Через восемь лет в битве при Салнице (верховья Северского Донца) русская армия опять наносит поражение половцам.

«В лето 6620(1111). Идоша на половци Святополк, Ярослав, Всеволод, Володимир, Святослав, Ярополк, Мстислав, Давыд Святославичь со сыном Ростиславом, и Олгович, Давыд Игоревич и доидоша града Осенева и Сугрова, вземше веже половецькиа и бишася с половци на Салне реце»

В этом сражении кочевники имели настолько большое численное превосходство, что окружили русских, но не выдержали удара и побежали. Половцы потеряли в битве более 10 000 человек.

После этих битв половцы надолго уходят на Кавказ, за Волгу и Дон. На Кавказе служат грузинскому царю Давиду Строителю. После смерти Владимира Мономаха вновь начинается период междоусобной борьбы и половцы на стороне суздальских и северских князей принимают участие в походах на Киев в 1169 и в 1203 годах. Русь теряет Тмутараканское княжество и Белую Вежу. К этому же периоду относится неудачный поход князей на Дон, описанный в «Слове о полку Игоревом»

Русичи поле большое

Перегородили щитами червлёными,

Ищущи себе чести, а князю славы.

Конец противостоянию положило вторжение монголо-татар

Может сложиться впечатление, что история взаимоотношения Руси со Степью – непрекращающаяся война. Но это не так. Летописи, в большинстве своем, это описание походов и битв. Помимо войн была взаимовыгодная торговля и обоюдное культурное проникновение. Хазары жили в Киеве и служили русским князьям. Именно хазары убеждали Владимира принять иудаизм, когда он выбирал веру для Руси. Печенеги в союзе с русскими воевали против Византии, Болгарии, Хазарии. Половцы же, по некоторым версиям, могли быть южной ветвью славян. На половецких княжнах были женаты многие князья, в том числе и основатель Москвы Юрий Владимирович (Долгорукий). Степняки же, в свою очередь, принимали православие и сливались с южными княжествами. Именно объединенное русско-половецкое войско противостоит монголам в битве на Калке.

Литература:

  1. Повесть временных лет.
  2. Радзивилловская летопись.
  3. Егоров В. Л.«Русь и её южные соседи в X-XIII веках». Отечественная история, 1994, № 6

«Восток» – столь же неопределенное и относительное понятие, что и «Запад». Каждый из восточных соседей Руси находился на разном культурном уровне, и каждый был наделен своими специфическими чертами.

Этнографически, большинство восточных народов, живших по соседству с Русью, были тюркскими. На Кавказе, как мы знаем, осетины представляли собой иранский элемент. С иранцами в Персии у русских были некоторые взаимоотношения, по крайней мере, время от времени. Знание русских об арабском мире ограничивалось, главным образом, христианскими элементами в нем, как, допустим, в Сирии. С народами Дальнего Востока – монголами, манчжурами и китайцами – они были знакомы постольку, поскольку эти народы вмешивались в туркестанские дела. В том же Туркестане русские могли встречаться с индийцами, по крайней мере, изредка.

С религиозной и культурной точки зрения следует проводить различие между областями язычества и ислама. Кочевые тюркские племена на юге Руси – печенеги, половцы и другие – были язычниками. В Казахстане и северном Туркестане большинство тюрков первоначально было языческим, но когда они стали расширять область своих набегов на юг, то вошли в контакт с мусульманами, и были быстро обращены в ислам. Поволжские булгары представляли собой самый северный аванпост ислама в этот период. Несмотря на тот факт, что они были отделены от основного ядра исламского мира языческими тюркскими племенами, им удавалось сохранять тесную связь как в сфере торговли, так и религии, с мусульманами Хорезма и южного Туркестана.

Следует заметить, что в политическом отношении иранский элемент в Центральной Азии находился в состоянии упадка с конца десятого века. Иранское государство под властью династии Саманидов, которое процветало в конце девятого и десятом веках, было низвержено тюрками около 1000 г.

Одни из прежних вассалов Саманидов теперь создали новое государство в Афганистане и Иране. Их династия известна как Газневиды. Газневиды контролировали также северо‑западную часть Индии. Однако их государство просуществовало недолго будучи разрушено новой тюркской ордой сельджуков (1040 г.). Последние под властью султана Альп‑Арслана (1063 – 1072 гг.) вскоре вторглись в Закавказье (см. 6, выше), а затем перешли в наступление на запад против Византийской империи. В двенадцатом веке они уже контролировали большую часть Анатолии и распространились также на юг, опустошив Сирию и Ирак. Однако они признавали над собой духовную власть Багдадского халифата. В Египте к тому времени образовался отдельный Каирский халифат, в котором правящая династия была известна как Фатимиды. В конце двенадцатого века Сирия и Египет были политически объединены Саладином, известным своими успехами в противостоянии крестоносцам. В целом можно сказать, что исламская зона к востоку и юго‑востоку от Руси в киевский период образовывала предел для степени знакомства Руси с Востоком. Однако вне этого предела мощные народы тюркского, монгольского и маньчжурского происхождения находились в постоянном движении, сражаясь друг с другом. Динамика истории Дальнего Востока приводила к тому, что некоторые дальневосточные племена время от времени попадали в среднеазиатское и русское поле зрения. Так, около 1137 г. часть народа китанов, вытесненная из северного Китая чжурчженями, вторглась в Туркестан и установила там свою власть, которая длилась около полувека, пока не выросла мощь Хорезмской империи. Именно от названия «Китан» (известных также как кара‑китай) происходит русское название Китая. Следующим дальневосточным прорывом на запад был монгольский.

Представляется, что, видимо, более выгодными для русских были взаимоотношения с исламскими народами, нежели с языческими тюрками. Тюркские племена в южнорусских степях были типично кочевыми, и хотя отношения с ними сильно обогатили русский фольклор и народное искусство, от них нельзя было ожидать серьезного вклада в русскую науку и образование. К сожалению, непримиримое отношение русского духовенства к исламу, и наоборот, не давало возможности для какого‑либо серьезного интеллектуального контакта между русскими и мусульманами, хотя его легко можно было бы установить на землях поволжских булгар или в Туркестане. У них были только некоторые интеллектуальные связи с христианами Сирии и Египта. Говорилось, что одним из русских священников в ранний киевский период был сириец. Известно также, что сирийские врачи практиковали на Руси в киевский период. И, конечно, через посредство Византии, русские были знакомы с сирийской религиозной литературой и сирийским монашеством.

Можно добавить, что наряду с греко‑православной христианской церковью на Среднем Востоке и в Центральной Азии существовало также две других христианских церкви – монофизитская и несторианская, но русские, несомненно, избегали любых взаимоотношений с ними. С другой стороны, некоторые несторианцы, так же как и некоторые монофизиты, интересовались Русью, по крайней мере, если судить по сирийской хронике Аб‑уль‑Фараджа, прозванного Бар Хебреусом, в которой содержится определенное количество сведений о русских делах. Она написана в тринадцатом веке, но частично основывается на труде Михаила, якобитского патриарха Антиохии, жившего в двенадцатом веке, а также и на других сирийских материалах.

Коммерческие отношения между Русью и Востоком были оживленными и выгодными как для тех, так и для других. Мы знаем, что в конце девятого и десятом веках русские купцы посещали Персию и даже Багдад. Нет прямых свидетельств, указывающих на то, что они продолжали путешествовать туда в одиннадцатом и двенадцатом веках, но они, вероятно, посещали Хорезм в этот более поздний период. Название хорезмской столицы Гургандж (или Ургандж) известно было русским летописцам, которые называли ее Орнач. Здесь русские, должно быть, встречали путешественников и купцов почти из каждой восточной страны, включая Индию. К сожалению, не сохранилось записей о путешествиях русских в Хорезм в этот период. Говоря об Индии, русские в киевский период имели довольно расплывчатые представления об индуизме. «Брахманы – благочестивые люди» упоминаются в «Повести временных лет». Что касается Египта, Соловьев утверждает, что русские купцы посещали Александрию, но убедительность источника такого свидетельства, которым он пользовался, проблематична.

Хотя частные контакты через торговлю между русскими и поволжскими булгарами и жителями Хорезма были, по всей видимости, оживленными, разница в религиях представляла собой почти непреодолимый барьер для тесных социальных взаимоотношений между гражданами, относящимися к разным религиозным группам. Супружеские Связи между последователями греческого православия и мусульманами были невозможны, если, конечно, одна из сторон не выражала готовность отречься от своей религии. В этот период, практически, неизвестны случаи обращения в ислам со стороны русских, за исключением тех русских рабов, которые переправлялись на кораблях итальянскими и восточными купцами в различные восточные страны. В этом отношении для русских было намного проще иметь контакты с половцами, поскольку язычники были меньше привязаны к своей религии, нежели мусульмане, и не возражали против принятия христианства, если в этом была необходимость, в особенности это касалось женщин. Вследствие этого смешанные браки между русскими князьями и половецкими княжнами были частыми. Среди князей, которые заключали подобные альянсы, были такие выдающиеся правители как Святополк II и Владимир II Киевские, Олег Черниговский, Юрий I Суздальский и Киевский, Ярослав Суздальский и Мстислав Храбрый.

Хотя, как мы только что видели, религиозная замкнутость исключала возможность прямого интеллектуального контакта между русскими и мусульманами, в области искусства положение было иным. В русском декоративном искусстве ясно прослеживается влияние восточных образцов (таких, например, как арабески), но, конечно, некоторые из таких образцов могли попасть на Русь не прямо, а через посредство контактов либо с Византией, либо с Закавказьем. Однако что касается фольклора, нам следует признать непосредственное влияние восточного фольклора на русский. Относительно влияния иранской эпической поэзии на русскую, то главным его проводником, очевидно, был осетинский фольклор. Тюркские образцы также ясно выявляются в русском фольклоре, как в былинах, так и в волшебных сказках. Уже отмечалось (см. Гл. IX, 4) поразительное сходство в строе гаммы русской народной песни с песнями некоторых тюркских племен. Поскольку многие из этих племен были под контролем половцев, или же находились в тесном контакте с ними, роль последних в развитии русской фольклорной музыки, вероятно, была чрезвычайно важной.

Говоря суммарно, русский народ на протяжении всего киевского периода находился в тесных и многообразных контактах со своими соседями – как восточными, так и западными. Нет сомнения в том, что эти контакты были очень выгодны для русской цивилизации, однако в основном они демонстрировали возрастание творческих сил самого русского народа.

Федеральное агентство по образованию

Филиал государственного образовательного учреждения высшего

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Отечественная история

Древняя Русь и кочевники IX-XII вв

Выполнил:

отделения

специальность:

Проверил:

Введение

Образование древнерусского государства, рождение первого феодального государства было не однократным событием, а процессом длительным. Развитие славянского общества растянулось на много веков. Племена расселялись, перемешивались, сливались. Восточные славяне в VII-VIII вв. уже составляли значительную часть населения Восточной Европы. Именно в это время славяне постепенно осваивают покрытые густы­ми лесами пространства современного Центра территории России. Славянские племена раскинулись на огромных пространствах, по берегам больших рек.

Историческим значением образования государства являются благоприятные условия для развития земледелия, ремесел и внешней торговли; формирование социальной структуры развитие древнерусской культуры. Происходит складывание единой древнерусской народности из русского, украинского и белорусского народов.

Древняя Русь вследствие своего географического положения должна была вести борьбу с жителями степей, с кочевыми азиатскими народами, пока не окрепла в своем государственном организме и не превратила степи в убежище для себя.

То историческое место, которое заняла Древняя Русь среди феодальных государств Европы, а также те внешнеполитические проблемы, которые встали передней в связи с ее географическим положением и тогдашней расстановкой и соотношением сил между Русью и сопредельными государствами, оказались существенными и решающими вплоть до наших дней.

Используя сложные методы историки вынуждены реконструировать факты исчезнувшей действительности. Подчас анализ производится лишь при помощи косвенных свидетельств и аргументов. На выводы оказывают влияние различные мировоззренческие, философские, политические и пр. взгляды историков. В этой связи совершенно естественно, что одни и те же события прошлого различные ученые интерпретируют по-разному, предлагая иногда взаимоисключающие выводы и оценки. Без этого историческая наука не могла бы нормально развиваться.

Автор данной работы преследует цель сформировать представление о начале существования Древней Руси, о её этнических корнях, культуре и религии. Показать политическую ситуацию в IX-XII вв. во взаимоотношениях нашего государства с кочевыми народами и пограничными государствами, отобразить хронологию исторических событий, а также проследить влияние этих отношений на развитие культуры и политики в Киевской Руси.


Древнерусское государство. Его образование и особенности.

Ученые до сих пор спорят, где находится прародина славян, в какое время и какими путями происходит их расселение на просторах Восточно-европейской равнины. Наиболее распространенной точкой зрения является та, что прародиной славян являются Карпатские горы, верховья рек Вислы, Одера, Днестра, куда в третьем тысячелетии до нашей эры они пришли с полуострова Индостан.

По историческим источникам можно проследить, что в VII-VIII вв. у славян идет интенсивный процесс разложе­ния родо-племенного строя. Так, из начальной летописи мы знаем о крупных восточнославянских племенных группах: поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье "в полях" и потому так и прозвавшиеся; древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец; дреговичи - между Припятью и Западной Двиной; полочане- в бассейне р. Полоты; кривичи - в верховьях Волги и Днепра; радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода "ляхов" (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который "пришел и сел" на р. Соже (приток Днепра) и Вятко - на р. Оке; ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р.Волхов; бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга; белые хорваты - в Прикарпатье; уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором в «Повести временных лет».

В данном случае речь идет не о племенах, а о более крупных племен­ных союзах, образование которых непосредственно пред­шествует возникновению государства. У каждого из этих союзов было свое "княженье". Это еще не княжества в бо­лее позднем, феодальном смысле слова, и князьями перво­начально именовались племенные вожди.

Итак, первыми славянскими поселенцами, являются древляне и поляне, жители лесов и жители полей; эти «местные» причины обуславливали разницу в нравах обоих племен, большую дикость древлян, большую склонность их жить за счет соседей, от чего терпели «убытки» поляне. Это последнее племя приобрело особенное значение потому, что городок, среди него основанный, Киев, стал главным городом Русской земли.

К 882 году, в период военной демократии, у древних славян происходит разложение родовых общин на территориальные или соседские, что способствовало разрушению старых племенных структур и усилению роли племенных старейшин, глав многочисленных родов. В это время славяне вели многочисленные войны, отражая набеги кочевников. Большинство историков признает, что в VII-IX вв. происходит объединение славянских племен в союзы и союзы союзов. Это рассматривается ими как прогрессивное развитие института родоплеменного строя. Возникновение союзов племен - завершающий этап развития родоплеменной политической организации и одновременно подготовительная стадия феодальной государственности.

Завоеванный в 882 г. новгородским князем Олегом Киев стал центром Древнерусского государства, именуемого в исторической литературе Киевской Русью. Сравнительно легкое утверждение вла­сти Олега в Поднепровье свидетельствует о том, что к это­му времени созрели внутренние условия для объединения. То есть объединение восточнославянских земель в древнерус­ское государство было подготовлено внутренними социаль­но-экономическими процессами. Несомненно, очень важную роль в образовании Древнерусского государства сыграли варяги. Они явились связывающим элементом и на пер­вом этапе составляли опору великого князя, их представи­теля. Важнейшими заботами Олега, как и последующих князей стали, во-первых, освобождение от власти Хазарского каганата и подчинение Киеву еще не покоренных восточнославянских племен; во-вторых, защита рубежей государства от внешних врагов; и в третьих, обеспечение выгодных условий для Руси в торговле с Византией.

Вече - собрания общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - "военных предводителей". При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом в этот период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху "военной демократии", предшествующую образованию государства.

Кроме того, происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща, приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно распоряжающихся продуктами своего труда.

Можно выделить 5 этапов в развитии Киевской Руси:

1. до 882 г. - образование феодального государства со столицей в г. Киеве, которое охватывало еще не всех славян;

2. 882-911 гг.- власть в Киеве захватывает князь Олег;

3. 911-1054 гг.- расцвет Киевской Руси, принятие Христианства Владимиром I в 988 году, принятие первого кодекса законов «Русская правда» Ярославом Мудрым и его сыновьями;

4. 1054-1093 гг. - появление первых элементов распада (политической дезинтеграции);

5. 1093-1132 гг. - последнее усиление Киевской Руси, однако из-за многих причин в 1134 году государство распадается.

Политическая структура государства выглядит следующим образом:

Во главе государства - Великий князь;

На местах - его наместники;

Главная опора князя - дружина, старшая часть которой формирует Боярскую Думу и боярство, а младшая - впоследствии составит дворянское сословие,

В городах князем посажены тысяцкие, сотские, десятские, городские военачальники «старцы градские».

Так выглядит высший военно-правительственный класс.

Социальный состав Киевской Руси:

Элита общества - это князья, дружина, из которой формируется совет при князе Боярская Дума;

Основное население Киевской Руси составляли горожане (ремесленники и купцы), сельчане (крестьяне и ремесленники разных категорий),

К бесправным слоям населения относятся челядь и холопы.

Занятия. Еще до образования Древнерусского государства славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав. В южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи.

Расселение славян и столкновения с кочевниками

Замечание 1

На протяжении $VIII-IX$ веков славяне весьма успешно боролись с кочевыми племенами степей. Поселения славян появлялись на Дону, Северном Донце, в степях Приазовья, на Тамани – таким образом распространение скотоводства сокращалось, поскольку славяне были земледельцами.

Невозможность заниматься скотоводством подрывала экономику кочевников. Активное заселение земель славянами влияло на самих кочевников, ассимилируя их, поскольку славяне находились на более высокой ступени развития.

Набеги венгров и болгар были эпизодическими, направленными на грабеж и захват пленных, но общей ситуации они переломить не могли. Так в Причерноморье устанавливалось господство славян.

Хазары и славяне

Соседями славян на западе от Каспия были хазары. Этот этнос имел турецко-татарское происхождение. Хазары вели успешную торговлю с народами Азии, а также со славянами. Некоторые из этих народов платили им дань. Хазарский каганат оформился на Северном Кавказе в $VII$ веке. Славяне попали под его власть без войны, вероятно, такая зависимость их не угнетала. Дело в том, что довольно сильный каганат остановил поток других кочевников, рвавшихся на запад с востока. С некоторыми славянами у хазар были абсолютно мирные отношения. Но поляне, радимичи, вятичи и северяне о хазарах были иного мнения, поскольку, вынужденные платить им дань, они не были защищены от набегов болгар. Падение Хазарского каганата связано с именем князя Святослава, который около $970$ года окончательно уничтожил это государственное объединение, включив эти территории в состав Древнерусского государства.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Борьба с кочевниками на Руси 430 руб.
  • Реферат Борьба с кочевниками на Руси 250 руб.
  • Контрольная работа Борьба с кочевниками на Руси 200 руб.

Печенеги

Но в $X$ веке в степи у Черного моря пришла волна новых кочевников. Однако и противостояние теперь было не между племенами, а между кочевым племенем и Древнерусским государством. Этими кочевниками были печенеги, пришедшие из Средней Азии. Прародиной печенегов считают район севернее Аральского моря, а также нижнее и среднее течение Сыр-Дарьи.

Рисунок 1.

В начале $IX$ века печенеги заняли степи между Волгой и Уралом. Так оформилось мощное племенное объединение. В него вошли местные сарматы и некоторые финно-угорские племена. Племенной союз ограничивался Волгой, рекой Урал, Уральским хребтом и Жигулевскими горами. На печенегов наседали огузский и кыпчакский племенные союзы, это вынудило их перейти Волгу, обойти Хазарию и вторгнуться в Причерноморье в конце $IX$ века. Константин Порфирородный писал, что печенеги пришли в степи Причерноморья в $90$-х годах $IX$ столетия.

Печенегам сразу удалось занять полосу степей, разделявшую Древнерусское государство от Хазарии, также они нанесли поражение венграм, и те ушли на запад. В начале $X$ века печенеги владели всеми степями у Черного моря от Волги до Прута. Печенежская орда стала серьезной опасностью. Известно, что в $915$ году князь Игорь заключил с ними некий договор, после чего эти кочевники не беспокоили Русь в течение пяти лет. В $920$ году произошла битва, но ее результат неизвестен, кроме того, что после этого печенеги пропадают на $25$ лет.

Активно боролся с печенегами князь-воин Святослав, тяжело и беспрестанно боролся с ними князь Владимир, но, судя по всему безуспешно. Окончательный разгром печенегам удалось нанести только Ярославу Мудрому, известна последняя тяжелая битва $1036$ года. Вскоре печенеги покинули русские степи, и ушли на Балканы. Таким образом, борьба Руси с печенегами была приоритетной задачей внешней политики на протяжении нескольких десятилетий.

Половцы

В $1054$ году на место печенегов пришли торки. Но эти кочевники были немногочисленны, а чтобы не допустить их союза с половцами, сыновья Ярослава Мудрого разгромили торков. Кроме торков в южных степях жили еще черные болгары и берендеи. Князья часто обращались к этим кочевникам, используя их как наемников. Например, у торков была легкая конница, которая принимала активное участие в походах князей.

Рисунок 2.

В середине $XI$ века новой серьезной опасностью для Древнерусского государства стали половцы. Они имели тюркское происхождение. Эти кочевники заняли всю степь от Волги до Дуная. К концу $XI$ века половцы оформились в большие объединения с ханами во главе.

Замечание 2

Любопытно, что половцы имели европеоидный тип внешности с некоторой примесью монголоидности. Название «половцы» для этих кочевников употребляли только на Руси, европейцы называли их куманами, а арабские источники – кыпчаками. Первый конфликт Руси с половцами произошел в $1061$ году. Следом за этим наступает период раздоров между Ярославичами. Распри и разделение государства на уделы значительно ослабили его боевую мощь.

С $1061$ по $1210$ годы половцы совершили $46$ крупных набегов на Русь, но общее количество посчитать невозможно, потому что мелкие стычки были слишком многочисленны. Значительных успехов в борьбе с половцами добился Владимир Мономах. В $90$е годы $XI$ века натиск половцев на Русь был колоссальным, некоторым удалось буквально вплотную достичь Киева. Владимир Мономах смог организовать несколько походов вглубь степей и разбить половецкие войска. Он отвоевал города, захваченные кочевниками.

Особенно важным был поход $1111$ года, потому что тогда русские войска смогли взять столицу одного из ханов, Шарукань. Разбитые половцы покинули донецкие степи, а оттуда двинулись на Северный Кавказ и далее в Грузию.

После Владимира Мономаха междоусобицы не прекратились, его сын Мстислав Великий еще твердо правил, но распад государства было не остановить. Половцам это помогло оправиться от поражения $1111$ года и усилить свою мощь. Они активным потоком напирали на окраины государства. Ответные действия князей становились более разрозненными и менее удачными.

Пример 1

Например, в $1185$ году князья Игорь и Всеволод Святославичи двинулись в поход на половецкие степи, но для них это окончилось разгромом и пленением. Мы знаем об этой печальной странице русской истории из народной песни «Слова о полку Игореве». Население Древнерусского государства отчетливо понимало, что причина их бед в невозможности князей действовать слаженно, в их вечных распрях. Упреки князьям совершенно явственно звучат в строках «Слова о полку Игореве».

Во второй половине $XII$ века Переяславское княжество, находившееся ближе всех к половцам, фактически было занято половцами, они уже не приходили туда грабить, а просто жили там. Древнерусское государство потеряло территории на Азовском море, поскольку они были заняты половцами. Также и дороги в степи были практически полностью под властью кочевников. Купцы пробирались с великим трудом, поэтому торговля с Византией переживала сильный упадок, пока совсем не прекратилась.

В результате всего этого и положение Киева как центра, столицы упало. Город был отрезан от моря, не мог действовать в качестве посредника при торговле Европы с Византией и другими странами востока. Европейцы открыли новые торговые пути с помощью крестовых походов. А Киев оказался не у дел. Население стало массово переселяться в более спокойные районы, на северо-восток.

Половцы были побеждены только новым бедствием для Древнерусского государства. Их разгромили монголо-татары, которые вошли в степи Причерноморья в $1222-1223$ годах, при этом, требуется отметить, что половцы ассимилировали монголо-татар, поскольку передали им свой язык.

В $1238$ году хан Батый вышел на границу Древней Руси и стал занимать города один за другим. Для русского государства наступили еще более тяжелые времена.