Храм Спаса-Преображения на Яру. Спасо-Преображенская церковь. Памятник С. Есенину

Обиходные названия - Церковь Спаса-на-Яру; Преображенская церковь; Спасо-Преображенская церковь; Спасопреображенская церковь; Спаса Преображения церковь; Спасская церковь. Храм построен на самом краю обрыва над излучиной реки Трубеж. Он очень красиво смотрится со стороны Рязанского Кремля.


Небольшая по размеру, но очень красивая церковь, пожалуй, самая древняя из действующих, которые сохранились на территории Рязани. Первое упоминание о деревянной Спасо-Преображенской церкви относится к 1626 году. В списке рязанских церквей за этот год, составленным неким Миной Лыковым, церковь значится строением попа Петра. Приход состоял из 2 поповских дворов и 50 приходских, в которых жили митрополичьи приказные люди, певчие, дьяки и подьячие.


В XVI-XVII вв. территория, прилегающая к этому культовому сооружению, называлась Стрелецкой слободой и проживали в ней служилые люди, защищавшие Переяславль-Рязанский от всевозможных внешних посягательств, в том числе и казаки.


В 1685 году во время пожара Спасская церковь начисто сгорела. В том же году спешно выстроили новую, тоже деревянную церковь, которая была освящена митрополитом Павлом. Но и этой церкви не суждена была долгая жизнь. К концу 17 века деревянное церковное здание от ветхости развалилось.. И тогда местный помещик стольник Иван Иванович Вердеревский в 1695 году на свои средства выстроил новый каменный храм с прежним названием. Род Вердеревских корнями уходит к Иоанну Мирославичу - крестившемуся татарскому мурзе Салахмиру, пришедшему со своим войском на службу к Олегу Ивановичу и княжне Анастасии Ивановне, сестре князя Олега Рязанского. На средства благотворителей Вердеревских было возведено значительное число храмов рязанской Епархии.


Храмы такого типа - четверик с трапезной и шатровой колокольней - строятся в России с середины XVII века по образцу московских посадских церквей. Пятиглавая церковь имеет по углам здания пучки колонн, придающие ей особую стройность. Четверик настоящей церкви в верхней части украшен рельефным декором с кокошниками; такие же кокошники украшают основания барабанов глав храма, верхняя часть которых украшена рельефными аркатурными поясками и колонками.



Вокруг оконных проемов - рельефные наличники.

Над притвором храма - восьмигранный столп колокольни, завершающийся шатром. Пирамидальняя часть колокольни скрыта за сильно развитыми слухами звона. Аркада звона не имеет свободного и просторного характера; она слилась с призмой и ее столбы читаются, скорее, как продолжение угловых креповок последней.


Главный престол освящен в честь Преображения господня, предельный - во имя девяти мучеников Кизических (существовал до закрытия храма в советское время). В иконостасе были древние иконы.



В фондах храма имелся капитал в размере 8000 рублей, который был размещен в банке и давал определенный процент дохода. В приходе числилось 40 дворов, в которых проживали 323 мужика и 291 женщина. По штату в церкви полагался один священник и один псаломщик. В 1889 году при храме была открыта церковно-приходская школа. Ее здание. Близ церкви, с западной стороны - сохранилось.


Церковь была закрыта в 1935 году накануне Рождества Христова. Церковное имущество реквизировали, изъяли иконы. Некоторые из них, выполненные мастерами Московской Оружейной Палаты, попали в музеи. В здании церкви сначала обосновались инкубаторы, затем там располагались различные советские учреждения, в том числе и морская школа ДОСААФ.
В 1995 году храм был возвращён церкви, и в нём были начаты реставрационные работы. Этот храм является одним из украшений Рязани. Сегодня в нём проходят регулярные церковные службы.


После того, как церковное здание было возвращено епархии, рязанские казаки взяли над ним шефство и принимали участие в благоустройстве, установили рядом с входом поклонный крест в честь 555-летия рязанского казачества. В соответствии со сложившейся традицией казаки Рязани отмечают православные праздники в храме Спасо-Преображения (или Спаса на Яру).



Рязанская область славится красивыми и древними церквями и храмами. Самым старым из них является храм Спаса на Яру. Это тихое и умиротворенное место. Посетители могут уединиться от бурного и города, поразмышлять о жизни и спросить совета, на волнующие вопросы. Церковь очень красивая, стройная, возвышающая своим внешним видом. Посетить ее нужно, чтобы найти внутреннее вдохновение.

История

Упоминается храм в первые в летописях в первой половине 17 века. В местном приходе жили люди, разных церковных профессий: певчии, дьяки, подьячие и приказные люди. Изначальное здание было сооружено из дерева. Но прожить ему было суждено не долго. в конце 17 века в результате пожара церковь Спаса сгорела. Но на ее месте возвели новую, тоже из дерева. Но материал был, видимо, не качественный, поэтому и она не простояла долго. Со временем она раструхлявилась и буквально развалилась. Но уже в 1695 году на деньги местного помещика было построенное новое каменное здание, которое дожило до сегодняшнего дня.

До 1917 года при церкви значился придел, сооруженный в честь девяти Кизических мучеников. На иконостасе и в фондах храма хранились очень старинные иконы. Но в годы революции все было разорено и разграблено. А в 30-х годах вообще закрыта и передана в пользование морской школы ДОСААФ. Только в середине 90-х ее передали в ведение церкви. В это же время были начаты работы по реставрации. Сегодня по праву храм Спаса-на-Яру является одним из главных украшений города Рязани.

Особенности

Сама церковь расположена на практически обрыве берега реки Трубеж. Также она носит название храма во имя Спаса Преображения. Церковь имеет пятиглавую форму, каждый угол украшен несколькими колоннами, что делает ее особенно стройной.

Восхищение у туристов вызывает блестящая крыша, которая переливается и сияет на солнце. Также прелесть церкви заключается в колокольне. Она построена в форме восьмигранника.

Недалеко от церкви находится небольшой зеленый сквер, где можно насладиться тишиной и уединением. Внутренний уют помогает заглянувшим посетителям наполнить себя жизненными силами.

Как добраться

Храм Спаса-на-Яру находится в городе Рязани на улице Петрова, дом 14. Тут же рядом можно увидеть Рязанский кремль и памятник Сергею Есенину

Архитектура
Оснащение мест

Путеводители неподалеку

Сообщество

Места в которые хочется вернуться

Небольшая по размеру, но очень красивая церковь, пожалуй, самая древняя из действующих, которые сохранились на территории Рязани. Первое упоминание о деревянной Спасо-Преображенской церкви относится к 1626 году. В списке рязанских церквей за этот год, составленным неким Миной Лыковым, церковь значится строением попа Петра. Приход состоял из 2 поповских дворов и 50 приходских, в которых жили митрополичьи приказные люди, певчие, дьяки и подьячие.

В XVI-XVII вв. территория, прилегающая к этому культовому сооружению, называлась Стрелецкой слободой и проживали в ней служилые люди, защищавшие Переяславль-Рязанский от всевозможных внешних посягательств, в том числе и казаки.

В 1685 году во время пожара Спасская церковь начисто сгорела. В том же году спешно выстроили новую, тоже деревянную церковь, которая была освящена митрополитом Павлом. Но и этой церкви не суждена была долгая жизнь. К концу 17 века деревянное церковное здание от ветхости развалилось. И тогда местный помещик стольник Иван Иванович Вердеревский в 1695 году на свои средства выстроил новый каменный храм с прежним названием. Род Вердеревских корнями уходит к Иоанну Мирославичу - крестившемуся татарскому мурзе Салахмиру, пришедшему со своим войском на службу к Олегу Ивановичу и княжне Анастасии Ивановне, сестре князя Олега Рязанского. На средства благотворителей Вердеревских было возведено значительное число храмов рязанской Епархии.

Храмы такого типа - четверик с трапезной и шатровой колокольней - строятся в России с середины XVII века по образцу московских посадских церквей. Пятиглавая церковь имеет по углам здания пучки колонн, придающие ей особую стройность. Четверик настоящей церкви в верхней части украшен рельефным декором с кокошниками; такие же кокошники украшают основания барабанов глав храма, верхняя часть которых украшена рельефными аркатурными поясками и колонками.

Над притвором храма - восьмигранный столп колокольни, завершающийся шатром. Пирамидальняя часть колокольни скрыта за сильно развитыми слухами звона. Аркада звона не имеет свободного и просторного характера; она слилась с призмой и ее столбы читаются, скорее, как продолжение угловых креповок последней.

В фондах храма имелся капитал в размере 8000 рублей, который был размещен в банке и давал определенный процент дохода. В приходе числилось 40 дворов, в которых проживали 323 мужика и 291 женщина. По штату в церкви полагался один священник и один псаломщик. В 1889 году при храме была открыта церковно-приходская школа. Ее здание. Близ церкви, с западной стороны - сохранилось.

Церковь была закрыта в 1935 году накануне Рождества Христова. Церковное имущество реквизировали, изъяли иконы. Некоторые из них, выполненные мастерами Московской Оружейной Палаты, попали в музеи. В здании церкви сначала обосновались инкубаторы, затем там располагались различные советские учреждения, в том числе и морская школа ДОСААФ.
В 1995 году храм был возвращён церкви, и в нём были начаты реставрационные работы. Этот храм является одним из украшений Рязани. Сегодня в нём проходят регулярные церковные службы.

http://sobory.ru/

Если Вы осматриваете Рязанский кремль, то непременно ваш путь пройдет мимо Спасо-Преображенской церкви (известны следующие ее названия: Церковь Спаса-на-Яру, Преображенская церковь, Спасопреображенская церковь, Спаса Преображения церковь, Спасская церковь)....

Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, прогуливаясь по территории Рязанского кремля и,естественно, оглядываясь по сторонам - Вы не сможете не заметить красивые купола этой церкви....

Во-вторых, будь то экскурсионная программа, или самостоятельная прогулка - Вы все равно пойдете к памятнику С. Есенина, который был торжественно открыт 2 октября 1975 года в предверии 80-летия со дня рождения поэта (м атериал памятника -бронза, в ес - 12 тонн, высота - 4,5 метра, размах рук - 8 метров. И зготовлен на Мытищинском заводе художественного литья.Автор - академик А.П. Кибальников -народный художник СССР и почетный гражданин Рязани), и который находится в стороне от кремля и

буквально в нескольких десятков метров от церкви....

Спасо-Преображенская церковь. Памятник С. Есенину

У многих туристов из-за этого соседства часто возникают ассоциации, что имя поэта и церковь как-то взаимосвязаны...

Однако никакой связи, кроме территориальной здесь нет. Кстати, Вы спросите, а почему мы объединили церковь и памятник в один наш раздел?

Да все по той же -территориальной причине.

Вернемся к памятнику... Для него (по задумке автора) нужно было место на высоком берегу, с которого открывается вид на привольные окские просторы, задушевно воспетые Есениным во многих своих творениях... Вот такое место и подвернулось вблизи Рязанского кремля. Ну а то, что неподалеку находится полуразрушенное, ветхое здание церкви, в которой разместилась морская школа ДОСААФ в 1975 году никого не смутило. Чтобы памятник выглядел более цивильно и по духу был близок к Есенину - его окружили по бокам и сзади посадками из так любимых поэтом березок и кленов...

Опять же, если верить самому поэту, то в стихотворении "Мой путь" (1925 г.) Есенин пишет:

".....На кой мне черт,
Что я поэт!..
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только......
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани!...."

Однако, несмотря ни на что, памятник в Рязани Есенину был установлен. Как утверждают некоторые литературные критики - вышеизложенные слова Есенина надо воспринимать как природную скромность поэта и не более...


А вот Иосиф Бобровицкий считает по-другому:

Просил Есенин: "только нет,
не ставьте памятник в Рязани"
По смерти не хотел поэт
стоять в ущелье плоских зданий,
На площади средь пыльных роз
бесплатным приложеньем к скверу.
Его влекло в поля, где взрос,
где он обрел любовь и веру.

Весенний песенный разлив.
Березки, обрядившись к лету,
Стоят, как памятник поэту
от пробудившейся земли.
Над полем жаворонка пенье
стозвоном врезано в зенит -
То грань его стихотворенья
степною бронзою звенит!

Зачем же просьбе вопреки
воздвигли памятник в Рязани?
Ему березкой у реки
глядеть на мир листвой - глазами."

Если первое упоминание о памятнике Есенину относится к 1975 году, то о деревянной Спасо-Преображенской церкви «в остроге на Яру» можно услышать уже в 1626 году. В реестре рязанских церквей за этот год церковь значится как строение попа Петра, приход которого состоял из 2 поповских дворов и 50 приходских. Во время сильного пожара в 1685 году от церкви ничего не остается, но уже к концу этого же года выстраивается новая деревянная церковь, которая была освящена митрополитом Павлом. Однако эта церковь просуществовала совсем недолго (то ли материал был бракованный, то ли попались такие "умельцы", а может быть уже в то время существовала система откатов) - буквально лет через десять она, если верить историкам, рассыпается по частям. Но, как говорится, все что не делается - делается к лучшему.... На горизонте появляется местный помещик, стольник Иван Иванович Вердеревский, который в 1695 году на свои средства выстроил новый каменный храм (с прежним названием), который собственно и сохранился до наших дней...

В связи с тем, что Храм во имя Спаса Преображения расположен на самом краю обрыва над излучиной реки Трубеж, он получил народное прозвание "Спаса на яру". Пятиглавая церковь имеет по углам здания пучки колонн, придающие ей особую стройность. Особую красоту церкви определяет ее колокольня, представляющая собой восьмигранный крытый шатром столп. Церковь Спаса на Яру принадлежит к посадской архитектуре старых городов.

В 1935 году большевики закрывают церковь и на протяжении многих лет оно использовалось морской школой ДОСААФ для проведения занятий.

В 1995 году храм был возвращен церкви, и после проведения реставрационных работ Спасо-Преображенская церковь стала достойным архитектурным украшением Рязани.

В настоящее время церковь является действующей. Перед входом в нее расположен стенд с краткой информацией об ее истории и графиком работы....

После возвращения церкви епархии над ней взяли шефство рязанские казаки (это не случайно, т.к. в XVI-XVII веках территория, прилегающая к этому культовому сооружению, называлась Стрелецкой слободой, в которой проживало большое количество казаков, защищавших Переяславль-Рязанский от всевозможных внешних врагов). В соответствии со сложившейся традицией рязанские казаки в этой церкви отмечают православные праздники....

Еще одной местной современной "достопримечательностью" этой территории является металлическая ограда, которая вся обвешана различными замками. Это дело рук молодоженов, которые таким образом "заковывают свое счастье"...

Ну а если Вы еще не успели побывать в Рязанском кремле - то он перед Вами во всем своем величии.....

И напоследок - несколько фотографий этого места сделанных с помощью квадрокоптера....

Церковь Преображения Господня находится на набережной реки Трубеж, рядом с Кремлем. Высокий крутой берег, на котором возвышается храм, дал ему второе, народное, название — «Спас-на-Яру». Построена в 1695 году стольником Иваном Вердеревским.



Первое упоминание о деревянной Спасо-Преображенской церкви «в остроге на Яру» относится к 1626 году. В списке рязанских церквей за этот год, составленным неким Миной Лыковым, церковь значится строением попа Петра. Приход состоял из 2 поповских дворов и 50 приходских, в которых жили митрополичьи приказные люди, певчие, дьяки и подьячие. В 1685 году во время пожара Спасская церковь начисто сгорела. В том же году спешно выстроили новую, тоже деревянную церковь, которая была освящена митрополитом Павлом. Но и этой церкви не суждена была долгая жизнь. К концу 17 века деревянное церковное здание от ветхости развалилось по частям. И тогда местный помещик стольник Иван Иванович Вердеревский в 1695 году на свои средства выстроил новый каменный храм с прежним названием.

В новой церкви был устроен придел в честь девяти мучеников Кизических. Стройный храм во имя Спаса Преображения, построенный на самом краю обрыва над излучиной реки Трубеж в Рязани, получил прозвание "Спаса на яру". Пятиглавая церковь имеет по углам здания пучки колонн, придающие ей особую стройность. Особую красоту церкви определяет ее колокольня, представляющая собой восьмигранный крытый шатром столп. Церковь Спаса на Яру принадлежит к посадской архитектуре старых городов.

В фондах храма имелся капитал в размере 8000 рублей, который был размещен в банке и давал определенный процент дохода. В приходе числилось 40 дворов, в которых проживали 323 мужика и 291 женщина. По штату в церкви полагался один священник и один псаломщик.

После прихода к власти большевиков церковь была закрыта в 1935 году. Здание церкви длительное время использовалось морской школой ДОСААФ для проведения занятий.

В 1995 году храм был возвращён церкви, в нём были начаты реставрационные работы. Сегодня в нём проходят регулярные церковные службы.

http://www.ryazan-hram.ru/node/184



По состоянию на 1994 г. в фондах Рязанского краеведческого музея, в кремле хранился антиминс (ткань с изображением лика Христа для причастия), на котором было написано: «Лета 7120 (то есть в 1612 г.— Е. Д.) освящён храм Преображения Господня и Спаса нашего Иисуса Христа Великого Московского царства, при боярах рязанских и при архиепископе Феодорите, в память освобождения Москвы от поляков». На основании этого краеведы делают вывод о том, что церковь Преображения Спаса на Яру в деревянном исполнении была сооружена именно в 1612 году. На месте этого храма ещё до его постройки существовала кладбищенская часовня Преображенского погоста рязанского острога. Кладбище это ликвидировали после церковного раскола времён патриарха Никона.

В 1687 году деревянный Спасоярский храм был уничтожен пожаром, но вскоре на том же месте снова возвели деревянную церковь. Через восемь лет вместо неё построили на средства стольника Ивана Вердеревского каменный храм и колокольню, внешний облик которых во многом сохранился и поныне. Храмоустроитель Иван Иванович происходил из древнего дворянского рода, основателем которого был зять Олега Рязанского. Предки Ивана Вердеревского жили в XV-XVII в.в. в Переяславле-Рязанском и были похоронены на бывшем Преображенском погосте.

Существующая сегодня Спасоярская церковь за время своего существования несколько раз подвергалась ремонту и перестройке. Значительные изменения в её облике произошли в 1891 году. Тогда, как сказано в архивном документе, «фигурный портал на южном фасаде был перемещён левее прежнего, а на сем месте устроено окно. По всей вероятности, в это же время был ликвидирован и северный портал. Справа и слева колокольни были устроены подсобные помещения, отчего юго-западный угол трапезной был удлинён до внешнего угла колокольни, а северо-западный — продлён с выступом до 3 метров. Наличники древнего рисунка окон срублены, а вместо них устроены алебастровые в эклектическом стиле. Тогда же были заменены 4 наугольных креста более примитивного рисунка».

В конце XIX века настоятелем Спасо-Преображенской церкви стал выпускник Московской духовной академии Евгений Петрович Мелехов, женатый на дочери бывшего священника этого храма Павла Степановича Миролюбова. При отце Евгении купола церкви и шатёр колокольни были покрыты оцинкованным железом. С западной стороны колокольни вместо деревянного соорудили каменный тамбур. Тогда же устроены были новые полы и рамы в окнах, а также в очередной раз изменены алебастровые наличники окон. В начальный период деятельности отца Евгения появились новые врата и каменная, с железной решёткой ограда. Отремонтировали отопительные печи и устроили вентиляцию. Стены храма внутри отделали под мрамор. А в нишах кокошников, по периметру четверика, были изображены на жести лики русских православных святых.

В 1924 году советская власть закрыла Спасоярскую церковь Протоиерея Евгения Мелехова, отца семерых детей, арестовали и выслали по этапу. В здании храма оборудовали инкубатор для кур, а позднее, в годы Великой Отечественной войны, стали использовать в качестве жилья для граждан. В 1950-е годы, после сделанного наспех ремонта, сюда переехала Морская школа ДОСААФ, которая «обучала советскую молодёжь, желающую служить в военно-морском флоте». Вибрация дизельных моторов, способных двигать корабли, разрушала стены святыни.