Эссе о судьбе. Все школьные сочинения по литературе Очень короткое эссе о судьбе чингисхана

Напишите короткое Эссе о судьбе Митрополита Филиппа

  1. спасибо огромное
  2. Родился от женщины. Отец помогал зачать. Провел детство. Митрополитом стал не сразу, а приложив некоторые усилия.
  3. Митрополит Филипп II (в миру Фдор Степанович Колычв; 11 февраля 1507, Москва 23 декабря 1569, Тверь) епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного.
    До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора лишн сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым.
    В 1652 году по инициативе патриарха Никона мощи Филиппа были перенесены в Москву. Он был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский. Память совершается 9 января, 3 июля и 5 октября (по юлианскому календарю).
    Мирская жизнь. 15071537 годы
    Соловецкий монастырь. 15381565 годы
    Митрополит Московский и всея Руси. 15661568 годы
    Противостояние с царм. 1568 год
    Суд и изгнание
    Гибель. 1569 год
    Почитание в Соловецком монастыре
    Перенесение мощей в Москву (В 1652 году царь Алексей Михайлович по инициативе Новгородского митрополита Никона и по согласованию с патриархом Иосифом решил перенести мощи святителя в Москву.)
  4. спасибо
  1. Загрузка... Кто такие консерваторы и либералы??? Либера#769;лы -люди, склонные к излишней снисходительности. Либералами называют также последователей и сторонников либерализма и членов либеральных партий. либерал -...
  2. Загрузка... какая 1-ая космическая скорость? Примерно 7,8 км/сек. Ее легко посчитать и это есть в любом школьном учебнике физики! Предпочитаю считать черезv^2 = GM /...
  3. Загрузка... Как найти наибольшее и наименьшее значение функции на интервале? 8 класс Наибольшее и наименьшее значение функции. С практической точки зрения наибольший интерес представляет использование...
  4. Загрузка... что такое равноускореное движение? и его формула. Равноускоренное движение движение, при котором вектор ускорения остатся неизменным по модулю и направлению. Примером такого движения является...
  5. Загрузка... Как определить расстояние по географическим координатам от Москвы до Рима и от Москвы до Лондона? Вот вам - http://distcalc.ru/raschet.php?ot=Москваamp;do=Рим просто введите от и до...
  6. Загрузка... срочно помогите мне пожалуйста сделать краткий пересказ нагибин зимний дуб спс Основная тема- взаимоотношения учительницы и ученика, которые изменяются в ходе повествования. Конфликт начинается...

Собственное имя Чингисхана -Тэмуджин (Темучин). Этот человек с непростой, но великой судьбой родился в перСудьба Тэмуджина складывалась очень трудно. Происходил он из знатной монгольской семьи, кочевавшей со своими стадами по берегам реки Онон на территории современной Монголии. Когда ему было 9 лет, во времена степной междоусобицы был убит его отец Есугэй-бахадур.

Чингисхан — раб
Семье, которая лишилась своего защитника и почти всего скота, пришлось спасаться бегством из кочевий. Ей с большим трудом удалось перенести суровую зиму в лесистой местности. Беды продолжали преследовать маленького монгола — новые враги из племени тайджиут напали на осиротевшую семью и захватили мальчика в рабство.

Однако он показал твердость своего характера, закаленного невзгодами детства. Сломав ошейник, он совершил побег и возвратился к родному племени, которое не смогло защитить несколько лет назад его семью.

Подросток стал ревностным воином: мало кто из его сородичей умел так ловко управлять степным конем и метко стрелять из лука, бросать на полном скаку аркан и рубиться саблей.
Месть за семью
Темучин довольно скоро сумел отомстить всем обидчикам его семьи. Ему еще не исполнилось 20 лет, как он начал объединять вокруг себя монгольские роды, собрав под своим командованием небольшой отряд воинов.

Это было очень трудно — ведь монгольские племена постоянно вели между собой вооруженную борьбу, совершая набеги на соседние кочевья с целью завладеть их стадами и захватить людей в рабство.

Враждебное ему степное племя меркитов однажды совершило удачный набег на его лагерь и похитило его жену Бортэ. Это было большим оскорблением достоинства монгольского военачальника. Он удвоил усилия, чтобы собрать под свою власть кочевые роды, и всего через год командовал целым конным войском.

С ним он нанес полное поражение многочисленному племени меркитов, истребив большую его часть и захватив их стада, и освободил свою жену, познавшую участь пленницы.

Чингисхан - начинающий полководец
Чингисхан прекрасно владел тактикой войны в степи. Он внезапно нападал на соседние кочевые племена и неизменно одерживал победу. Оставшимся в живых он предлагал право выбора: или стать его союзником, или погибнуть.

Первое большое сражение
Свое первое большое сражение вождь Тэмуджин провел в 1193 году у Германи в монгольских степях. Во главе 6 тысяч воинов он разбил 10-тысячное войско своего тестя Унг-хана, который стал перечить зятю.

Ханским войском командовал военачальник Сангук, который, по всей видимости, был очень уверен в превосходстве вверенного ему племенного войска и не побеспокоился ни о разведке, ни о боевом охранении. Чингисхан застигнул противника врасплох в горной теснине и нанес ему тяжелый урон.

Получение титула «Чингисхана»
К 1206 году Тэмуджин превратился в сильнейшего правителя в степях севернее Великой китайской стены. Тот год примечателен в его жизни тем, что на курултае (съезде) монгольских феодалов он был провозглашен «великим ханом» над всеми монгольскими племенами с титулом «Чингисхана» (от тюркского «тенгиз» — океан, море).

Чингисхан потребовал от предводителей племен, признавших его главенство, содержать постоянные военные отряды для защиты земель монголов с их кочевьями и для завоевательных походов на соседей.

У бывшего раба больше не было открытых врагов среди монгольских кочевий, и он стал готовиться к завоевательным войнам.

Армия Чингисхана
Армия Чингисхана строилась по десятичной системе: десятки, сотни, тысячи и тумены (они состояли из 10 тысяч воинов). Эти воинские подразделения являлись не только единицами учета. Сотня и тысяча могла выполнять самостоятельную боевую задачу. Тумен действовал на войне уже в тактическом звене.

По десятичной системе строилось и командование монгольской армии: иод с 1155 года по 1162 год - точная дата неизвестна.

Эссе о судьбе











liber mundi
homo arbitatans .







Человек, достигший Просветления, изживший свою карму, не зависит ни от какого рока, ни от какой случайности. Его действия свободны и гуманны. Он обретает себя, когда перестает мнить себя центром Вселенной и начинает ощущать себя органической частью Целого /Космоса/. Эссе о судьбе Какой человек не задумывается о своей судьбе? Кто не анализирует и не взвешивает так или иначе сложившиеся обстоятельства своей жизни? Судьба волнует каждого человека.
Человек во все времена стремился узнать судьбу. Понятие о ней стихийно сложилось в сознании людей. Отсюда следует обращение к гороскопам, снам, предсказаниям. А существует ли истина в этих источниках? Многие люди не верят ни в хиромантию, ни в астрологию, тем более в Бога. /Это поколения людей, сформированные за семьдесят лет Советской власти/. Тем не менее мы отлично знаем, что время является цикличным явлением. В году 365 дней, 4 времени года, положение земной оси, Земли и Луны относительно солнца имеет свои закономерности. Земля совершает определенное количество оборотов. По этой только причине возможно предсказание судеб.
Предсказания исполняются в мифах, сказках, в реальной жизни они не всегда сбываются. Если события незыблемы / что суждено, то и будет/, то почему так широко распространены представления о существовании благоприятных и неблагоприятных дней, о днях, приносящих удачу или неудачу / у казахов считается неблагоприятным днем вторник. Откочевка в эти дни не предпринималась. А в христианстве утверждается, что все дни недели сотворены богом одинаково/. Любому суждению человека можно противопоставить полярное. Противоречивость является характерной чертой всех рассуждений о судьбе.
С одной стороны, судьба неотвратима, заданна. Ее неизменность выражается в словах «фатум», «рок», «предназначение». Об этом очень много пословиц и высказываний великих людей: «Чему быть, тому не миновать», «От судьбы не уйдешь», «И от судеб защиты нет» /Пушкин/. Изменчивость судьбы ощущается в словах «фортуна», «удача», «случай». Страх перед судьбой есть у всех людей. Слепые, темные силы определяют жизнь человека. И наибольшее количество пословиц и высказываний, как это ни парадоксально / «Всего прочней на земле печаль…» - А.Ахматова/ существует именно на эту тему. Часто с понятием судьбы связывается действие неотвратимой и неразумной силы. А Высший разум, Бог во всех религиях милостив. И это положение не сочетается со злой судьбой. Соотношение судьбы человека и воли Бога? Этим вопросам человечество задается на протяжении двух тысячелетий своего существования. Глубокое противоречие между вечностью и огромностью мира и мимолетность, кратковременность человеческой жизни рождает представление о высшей силе, которая властвует над человеком и фатальности, предопределенности его пути. Какой-то несчастный случай или чья-то злая воля навсегда могут искалечить жизнь человека. Человек – песчинка в Космосе. У разных народов по этому поводу есть свои оригинальные высказывания. Некоторые из них несут в себе печать обреченности. Например, китайские пословицы: «Жизнь тонка, как паутинка», «Определенное небом выше человека», «Тот, кто следует небу, будет жить, кто ему противоречит – погибнет». В Коране утверждается: «Человек несет свою судьбу, привязанной к шее».
На Западе тоже бытуют высказывания о неизбежности судьбы: «Встречаешь часто свою судьбу на дороге, по которой шел, чтобы избежать ее»/Лафонтен/. «Иди куда хочешь, но умри там, где должен» /фран.пословица/.Тем не менее человечество имеет целый арсенал мыслей о том, что человек может влиять на свою судьбу. Они говорят о значимости силы воли человека и образа его жизни. Своим трудолюбием, разумностью поступков, мудростью, стойкостью духа, молитвами, обращенными к Богу, человек может улучшить свою судьбу. Примером может служить судьба библейского Иова. «Покоряясь приказу неба, исчерпывать дела человеческие», «Творящим добро небо посылает блага». «Тот, у кого есть воля, своего добьется», «Превратить беду в удачу» - и другие пословицы отражают такую точку зрения.
Судьба человека зависит от судьбы народа, от судьбы человечества, от судьбы Земли и окружающих ее планет. Ведь человек живет не только на Земле, он живет в Космосе. Судьба человека складывается из множества обстоятельств его рождения, положения планет при его появлении на свет, от того, в какой части света он родился, от генотипа его родителей, от того или иного исторического момента в жизни общества и множества, множества сопутствующих обстоятельств.
Во многих высказываниях подчеркивается зависимость человека от судьбы. «Звезды управляют человеком», а звездами управляет Бог» /латинское изречение/. «Влечение сердца – это голос рока» /Шиллер/. Во многих суждениях подчеркивается, что судьба относится к людям неравномерно. «Иному судьба – мать, иному мачеха» /русская пословица/. «Одному крест судьба нести дает, другому диадему» /Ювенал/.
Существует много высказываний великих людей и пословиц о том, что люди со счастливой судьбой всегда счастливы, а с несчастливой всегда несчастливы. Постоянство судьбы объясняется характером самого человека, который тоже, впрочем, дается от бога. /А значит, все в в жизни человека определяется волей бога/. «Для счастливчиков и сам петух несется» /греческая пословица/. «У неудачливого джигита скотина не держится» /казахская пословица/. «Обычно счастье приходит к счастливому, несчастье к несчастному» /Ларошфуко/. Но наряду с этим у человека всегда присутствует вера в изменчивость судьбы. Иначе он не мог бы жить в этом мире.
«Кого судьба одевает, того она и раздевает» /арабская пословица/. «Меняется время – меняется мир». «Фортуна устает нести на своей спине все время одного и того же человека» /Грасиан/.
Чаще всего люди вспоминают о судьбе /как и о Боге/, когда они считают ее несчастливой. «Силу судьбы признают только несчастные, ибо счастливые все свои успехи приписывают своему благоразумию или своим заслугам» /Свифт/.
Зачастую судьба связывается с качествами человека. Существует забавное мнение, что поскольку судьба слепа, хорошая судьба достается недостойным. «Человечество всегда предоставляло наилучшие шансы дуракам» /Сю/. «Судьба и женщины благосклонны к дуракам». «Хотя Фортуна и бесстыдна, иногда она краснеет при виде достоинств» /Оксеншерн/. Авторы этих высказываний, безусловно, люди завистливые и пострадавшие от злой судьбы. Ведь сколько людей, столько и мнений о судьбе. А хорошие качества человека могут стать предпосылками его судьбы. «Мудрый человек сам творит свою судьбу» /Плавт/. «Каждый сын своих дел» /Сервантес/ «Все хорошее и плохое, что вы делаете, вы делаете самому себе» /Коран/.
Очень много высказываний у всех народов о возможности исправления и неисправления судьбы, смирения с судьбой и противоборства с ней.
Человек не смог бы нормально жить без оптимизма, без уверенности, что можно преодолеть неприятные стороны судьбы. Эта вера породила понятие провидения, которое заботится о человеке. «Когда одна дверь закрывается, то открывается другая» /Сервантес/. Под провидением подразумевается тоже Бог, Высшая сила, Высший разум, который управляет миром…
Однако во все времена человек не только уповал на Бога, но и сам старался действовать разумно. «Мудрец спрашивает с себя за свои ошибки, глупец с других» /китайская пословица/. Если с человеком случается что-либо неприятное, то ему прежде всего нужно подумать, правильно ли он поступил сам. Русский философ, С.Л. Франк писал, что когда человек находится в кризисном состоянии, говоря попросту зашел в тупик в своих поступках, он должен отложить все свои дела и глубоко задуматься над тем, как же ему жить дальше.
Сила воли человека, умение стойко переносить невзгоды, терпение и мужество приносят человеку победу. В этом отношении очень показателен рассказ А.Грина «Судьба взвода». «Взвод до конца боролся со своей фатальной судьбой», - пишет Грин.
В отношении к судьбе существует покорность ей и противостояние. Особенно много у разных народов суждений, отражающих обреченность, невозможность исправить свою судьбу. «Что написано на лбу, то не может быть стерто рукой человека» /арабская пословица/. «Одному смерть от огня – другому от воды» /казахская пословица/. «Судьба всесильна, и никто в этом мире не является хозяином жизни» /Акций/. Глубоким пессимизмом сквозит от этих изречений. Во многих высказываниях сказано, что бессмысленно уклоняться от судьбы или пытаться изменить ее. «Если Фортуна не идет вам навстречу, то вы не догоните ее и галопом» /сербская пословица/.
В некоторых пословицах и высказываниях мудрецов поощряется покорность судьбе, как дело, достойное человека, ибо эта покорность представляет собой исполнение воли высших сил, проявление веры в Бога. Повиновение судьбе, способность переносить ее удары свидетельствует о стойкости характера. Человек должен вести себя ровно, не сильно радуясь счастью, не сильно печалясь при невзгодах. Об этом писал и великий Абай. Большое счастье, проявление сильных эмоций может убить человека. Великий поэт призывал человека к умеренности в чувствах и поступках. «Если Фортуна тебе улыбнулась, бойся гордости, если она отвернулась от тебя, бойся уныния». Стойкость характера нужна не в меньшей степени и при счастливой судьбе: «Нужна большая добродетель, чтобы перенести счастливую судьбу, чем несчастную» /Ларошфуко/.
Закон единства и борьбы противоречий проявляется и во взглядах на судьбу. В противоположность смирению во все эпохи человеческой истории высказывалась мысль об активном вмешательстве человека в свою судьбу. «Человек – хозяин своей судьбы» и т.д. Отношению к судьбе – принимать ее как она есть или же сопротивляться ей посвящен знаменитый монолог Гамлета «Быть или не быть». По одной версии Гамлет выбирает противоборство. /Различные постановки трагедии по-разному трактуют смысл великой трагедии Шекспира/. «Быть!» свойственно человеку Возрождения с его культом всемогущества человека.
Судьба человека зависит и от него самого и от высших сил. Макиавелли говорил, что человеческая судьба наполовину определяется богом и наполовину – самим человеком. Другие же мыслители считают, что судьба полностью зависит от самого человека. Только он способен воздействовать на свою судьбу. Воздействие это может иметь двоякий характер. Пассивный, состоит в изменении мнения о своей судьбе. В жизни человека много таких моментов, когда человек, меняя отношение к чему-либо, становился счастливым. Марк Аврелий: «Если хочешь, чтобы предметы изменились, измени мнение о них». Гумбольдт: «Гораздо важнее не судьба человека, а то, как он сам ее воспринимает». Альбер Камю, в сорок семь лет погибший в автокатастрофе, сказал: «Нет такой судьбы, которую нельзя было бы преодолеть с помощью презрения».
Вмешательство человека в свою судьбу выражается в том, чтобы не упустить благоприятный случай, уметь им воспользоваться. «Если Фортуна стучится в дверь, открывайте не мешкая» /английская пословица/. Судьба может зависеть от характера человека. Он может притягивать благоприятную судьбу своим веселым, добрым нравом. «Счастье приходит в дом, где слышится смех» /японская пословица/. А.Свияш, психолог, пишет, что нытьем, жалобами на свою судьбу, человек раздражает свой эгрегор и предлагает ему не жаловаться, не тосковать, а молиться Богу и действовать самому.
Судьбу человек может строить своими активными действиями. И здесь нужна смелость. «Фортуна улыбается отважным» /французская пословица/.
В одних случаях деятельность человека интерпретируется, как содействие тому, что предустановлено свыше. Человек должен помогать своей судьбе, разделяя ответственность с Богом. «Победа достается от Бога, но воин должен сражаться изо всех сил» /индусская пословица/. «Проси у бога хорошего урожая, но не переставай пахать» /словенская пословица/. «Бог помогает тому, кто сам себе помогает» /Варрон/. «Человек, что бы об этом не говорилось, хозяин своей судьбы. Из того, что ему дано, он всегда может сделать кое-что» /Гренье/. В других случаях вся жизнь человека ставится в зависимость от него самого / что весьма сомнительно/. «Каждый человек – творец своей судьбы» /Саллюстий/. «Люди – часто хозяева своей судьбы». «В том, что мы, рабы, виноваты, милый Брут, не звезды, а мы сами» /Шекспир/. «Судьба не случайность, а предмет выбора, ее не ожидают, а завоевывают /Брайан/. «Свободный выбор, который человек осуществляет относительно самого себя, полностью совпадает с тем, что называется его судьбой» /Сартр/.
Если судьба во многом зависит от человека, то решающим фактором является выбор решений. В нем проявляется мудрость человека и его интуиция – умение чувствовать свой путь в мире. Однако мудрость приходит к человеку с опытом жизни. Поэтому нужно было бы родиться стариком и начинать с мудрости, чтобы решать свою судьбу. Но поскольку это невозможно, судьба человека становится ясной для него самого лишь под конец жизни, когда его будущее превращается в прошлое. Но и это неверно в определенной ситуации. Ведь человек может прожить и яркую, счастливую, но короткую жизнь и это будет его судьбой. В то время, как другой проживет долгую, скучную, без взлетов и падений, никому не нужную серую жизнь.
«Нет лучше с бурей силы мерить, последний миг борьбе отдать. Чем выбраться на тихий берег и раны горестно считать», - сказал поэт. По этой причине человек должен жить, радуясь каждому утру, каждой весне, каждому мигу своей жизни. Ему нужно в своей единственной, неповторимой жизни лелеять каждый миг бытия, благоговеть перед самой жизнью.
Наряду с бытийственным отношением к судьбе существуют и семиотические теории, понять которые порою не под силу разуму человека. Например, согласно учению Кабалы мир состоит из букв древнееврейского алфавита и создан им. Каждая из букв определяет судьбу некоторой части мира, влияет на ту или иную сферу деятельности человека. Например, буква «каф» послужила для сотворения солнца в мире, среды в году и левого уха в теле. Сфера семиотической теории, рассматривает мир как текст, как единую книгу / liber mundi /, которую нужно прочесть и расшифровать. Назвать что-либо по имени и установить его судьбу – значит сотворить его, вызвать названное к бытию. Ничто не существует, пока оно не названо по имени и пока ему не определена судьба. Здесь присутствует вера в то, что судьба предначертана именем. Зачастую мы встречаемся с явлением, когда человек, меняя имя, менял и судьбу.
Интересно творчество Борхеса и его жизнь в отношении судьбы. «Каждый обладает правом на выбор», - утверждает писатель. Человека по Борхесу делает личностью именно способность на выбор своего текста – образца судьбы… Подобного человека, согласно латинской традиции можно назвать homo arbitatans .
У Борхеса в рассказе «Лотерея в Вавилоне» лотерея – сама судьба, и не навязана людям извне, а соответствует человеческой психике – скрытой потребности в игре случая. В Вавилоне была разработана система жребия как парадигмы судьбы. «Лотерея – это есть перенос случая в миропорядок… т.е. периодическое введение хаоса в космос», -пишет Борхес.
Слепая судьба, разрушающая гармоническое равновесие /симметрию бытия/, воплощает губительную игру случая. Но ей противостоит мужественное приятие слепоты самим писателем как судьбы, даже как дара судьбы. «Я не дал слепоте запугать себя», - писал Борхес. Он научился с ней жить и продолжать свое творчество.
Мужеству и силе воли этого человека можно только позавидовать. В пятьдесят лет он стал директором Национальной библиотеки и в это же время практически совсем лишился зрения. «Бог с великой иронией подарил мне книги и ночь – разом», - написал он в одном из стихотворений.
Жизнь Борхеса, как и Николая Островского, как и тысяч инвалидов, ставших известными писателями, учеными, свидетельствует о том, что от индивида тоже многое зависит в его жизни. Мужество и терпение, неустанный труд делают жизнь человека полноценной и ценной для всего человечества.
О терпении и стойком мужестве человека говорит и Коран. В исламе вся жизнь человека предопределена Аллахом. Но рядом с выражением концепции предопределения Коран содержит столь же яркое утверждение об ответственности человека за свои деяния, т.е. о свободе его воли. Главный сюжет коранической проповеди – грядущий суд, где людям будет воздано за их дела. Язычники утверждали, что судьба справится и с пророком. Коран отвечает, что Аллах, а не судьба определяет что произойдет и с Мухаммадом, и со всеми людьми. Аллах заменяет судьбу. Его распоряжение – восстановление справедливости и установление правды. В этом отличие воли Аллаха от слепой и недоброй судьбы.
Понимание всей полноты образа Аллаха и его власти над людьми уточняется другим его /рядом со справедливостью/ свойством – милосердием. Аллах, прежде всего ар-Рахман, ар-Рахим – Милостивый, Милосердный. Милосердие снимает жесткость доисламской судьбы и смягчает суровость уже исламского предопределения. Предопределение не должно страшить человека, потому что всесильный бог милостив. Большое значение придается в Коране терпению человека, сабр. Молитва и терпение позволяют человеку выжить в невзгодах, дождаться момента, когда Аллах проявит свою милость. Терпение стоит рядом с милосердием: «Заповедуют терпение и милосердие».
Обратимся дальше на Восток. Рок страшен на Западе, потому что не укладывается в логические понятия. Вот пример западного мышления: «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетели человека, и с его помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба и отдаться воле законов природы»/Сенека/. Запад, развивая дискурсивно-логическое мышление, добился взлета науки, которая, видимо, тоже возникла как возможность противостоять судьбе, случайности, в надежде изменить мир, познав его устройство, его логику и сделать человека свободным от случайности и от рока. Развитие науки шло путем анализа и синтеза, разложения целого на части. /Иного мышления и мы не знаем, воспитанные на западной культуре/. Взлет греческой цивилизации произошел ценой утраты Целого. Мир земной оказался отчужденным от небесного, материя от духа.
Иногда ученые переводят как «судьбу» понятие «воли неба» /китайское «тянь мин»/, но это не слепая сила, не рок, а высшее предначертание, которое человеку предстоит выполнить, если он хочет следовать правильному пути. В отличие от греческого «тюхе» /удача/, от «фортуны» /римляне/, китайцы считали, что если и подвернется удача, то нужно еще подумать, следует ли ею воспользоваться. Не принесет ли это большую беду, если используешь то, что тебе не предназначено? «Если на роду написана бедность, - размышляет Ван Гун, - то напряжением сил достигнешь богатства, а достигнув его, умрешь». В китайской философии нужно следовать Пути. Путь – это интуитивное чувствование своей судьбы, небесного плана. На Востоке все мудрецы призывают человека развивать интуицию, чувствовать жизнь, слышать поступь истории.
В восточных учениях судьба человека зависит от него самого. Если он нарушает предначертание, идет против своей природы, врожденного дара / как часто мы встречаем людей, получивших профессии не по способностям и наклонностям, а по выгодности в данное историческое время или по принуждению родителей/, то он идет против воли неба, совершает самый великий грех – убивает в себе Атмана, свое истинное «Я». В жизни восточного человека соизмеряется все. Восточный человек ищет золотую середину - «тюе». В Японии существует закон подвижного равновесия, приведший к созданию ситуативной этики. Разумный человек соизмеряет свои слова и поступки с обстоятельствами. На этом принципе основан театр Но. Днем, когда все цвета яркие, актерам следует играть приглушенно, вечером, когда сумерки окутывают пространство, более оживленно.
В Китае распространено мнение – всякий, кто удачно выберет время, преуспеет. Что пригодно в одно время, то непригодно в другое. Человеку необходима смекалка, а также развитая интуиция. Человек – сам хозяин своей судьбы, если верит в себя, если ищет Просветления в себе, в своем сознании, зная, что мудрость – праджня – заключена в каждом, что все одухотворено Единым сознанием.
В буддизме, одной из мировых религий, карма – это нажитое в прежних существованиях, наработанное, содеянное, унаследованное человеком в его настоящем рождении. Можно сказать, что это абсолютная справедливость, нравственный закон, генетическая память, которая совершенно беспристрастна. Идея самосовершенствования в буддизме – это надежда человека на себя.
Если человечество берет на себя право бездумно вторгаться в космическое пространство, не считаясь с его законами, то неизбежно отторгается им. То есть, одно не может посягать на свободу другого, на индивидуальную природу сущего, ибо у каждого свое предназначение, свой Путь. Тогда приходит избавление от судьбы, слепого рока, когда приходит осознание того, что невозможно ущемлять природу отдельного, ибо через неповторимую, индивидуальную душу проходит всемирное общение и достигается всемирная гармония. Если бы восточное мышление овладело миром, то мы не были бы свидетелями глобального потепления на Земле. В результате неконтролируемого сжигания органического топлива тает материк Гренландия, тают оба полюса. По всей Земле идут цунами, наводнения, свирепствует засуха. Земля гибнет в результате хищнического поведения человека, нарушающего гармонию живого, возомнившего себя центром Вселенной. И если люди не остановятся в своем бездумном покорении природы, не найдут альтернативные источники энергии, то человечество неизбежно придет к апокалипсису, предсказанному в Библии. Судьбой Земли будет гибель и на ней погибнут миллиарды людей. И их судьба будет судьбой Земли, ибо человек не отторжим от среды обитания.
«В индивидуальности, по Гумбольдту, - заключена тайна всего бытия». Лишь через полное раскрытие индивидуальной природы, достижимо царство свободы, единство высшего порядка, или Всединство, начинающееся в церкви при молении людей и пронизывающее затем все сущее в мире /по Вл.Соловьеву/. Похоже человеческая мысль приближается к осознанию единичного, как знаку Единого, вечного. Истина не исчисляется, ибо Истина есть Целое, а Целое недоступно дискретному мышлению.
Эссе о судьбе Какой человек не задумывается о своей судьбе? Кто не анализирует и не взвешивает так или иначе сложившиеся обстоятельства своей жизни? Судьба волнует каждого человека.
Человек во все времена стремился узнать судьбу. Понятие о ней стихийно сложилось в сознании людей. Отсюда следует обращение к гороскопам, снам, предсказаниям. А существует ли истина в этих источниках? Многие люди не верят ни в хиромантию, ни в астрологию, тем более в Бога. /Это поколения людей, сформированные за семьдесят лет Советской власти/. Тем не менее мы отлично знаем, что время является цикличным явлением. В году 365 дней, 4 времени года, положение земной оси, Земли и Луны относительно солнца имеет свои закономерности. Земля совершает определенное количество оборотов. По этой только причине возможно предсказание судеб.
Предсказания исполняются в мифах, сказках, в реальной жизни они не всегда сбываются. Если события незыблемы / что суждено, то и будет/, то почему так широко распространены представления о существовании благоприятных и неблагоприятных дней, о днях, приносящих удачу или неудачу / у казахов считается неблагоприятным днем вторник. Откочевка в эти дни не предпринималась. А в христианстве утверждается, что все дни недели сотворены богом одинаково/. Любому суждению человека можно противопоставить полярное. Противоречивость является характерной чертой всех рассуждений о судьбе.
С одной стороны, судьба неотвратима, заданна. Ее неизменность выражается в словах «фатум», «рок», «предназначение». Об этом очень много пословиц и высказываний великих людей: «Чему быть, тому не миновать», «От судьбы не уйдешь», «И от судеб защиты нет» /Пушкин/. Изменчивость судьбы ощущается в словах «фортуна», «удача», «случай». Страх перед судьбой есть у всех людей. Слепые, темные силы определяют жизнь человека. И наибольшее количество пословиц и высказываний, как это ни парадоксально / «Всего прочней на земле печаль…» - А.Ахматова/ существует именно на эту тему. Часто с понятием судьбы связывается действие неотвратимой и неразумной силы. А Высший разум, Бог во всех религиях милостив. И это положение не сочетается со злой судьбой. Соотношение судьбы человека и воли Бога? Этим вопросам человечество задается на протяжении двух тысячелетий своего существования. Глубокое противоречие между вечностью и огромностью мира и мимолетность, кратковременность человеческой жизни рождает представление о высшей силе, которая властвует над человеком и фатальности, предопределенности его пути. Какой-то несчастный случай или чья-то злая воля навсегда могут искалечить жизнь человека. Человек – песчинка в Космосе. У разных народов по этому поводу есть свои оригинальные высказывания. Некоторые из них несут в себе печать обреченности. Например, китайские пословицы: «Жизнь тонка, как паутинка», «Определенное небом выше человека», «Тот, кто следует небу, будет жить, кто ему противоречит – погибнет». В Коране утверждается: «Человек несет свою судьбу, привязанной к шее».
На Западе тоже бытуют высказывания о неизбежности судьбы: «Встречаешь часто свою судьбу на дороге, по которой шел, чтобы избежать ее»/Лафонтен/. «Иди куда хочешь, но умри там, где должен» /фран.пословица/.Тем не менее человечество имеет целый арсенал мыслей о том, что человек может влиять на свою судьбу. Они говорят о значимости силы воли человека и образа его жизни. Своим трудолюбием, разумностью поступков, мудростью, стойкостью духа, молитвами, обращенными к Богу, человек может улучшить свою судьбу. Примером может служить судьба библейского Иова. «Покоряясь приказу неба, исчерпывать дела человеческие», «Творящим добро небо посылает блага». «Тот, у кого есть воля, своего добьется», «Превратить беду в удачу» - и другие пословицы отражают такую точку зрения.
Судьба человека зависит от судьбы народа, от судьбы человечества, от судьбы Земли и окружающих ее планет. Ведь человек живет не только на Земле, он живет в Космосе. Судьба человека складывается из множества обстоятельств его рождения, положения планет при его появлении на свет, от того, в какой части света он родился, от генотипа его родителей, от того или иного исторического момента в жизни общества и множества, множества сопутствующих обстоятельств.
Во многих высказываниях подчеркивается зависимость человека от судьбы. «Звезды управляют человеком», а звездами управляет Бог» /латинское изречение/. «Влечение сердца – это голос рока» /Шиллер/. Во многих суждениях подчеркивается, что судьба относится к людям неравномерно. «Иному судьба – мать, иному мачеха» /русская пословица/. «Одному крест судьба нести дает, другому диадему» /Ювенал/.
Существует много высказываний великих людей и пословиц о том, что люди со счастливой судьбой всегда счастливы, а с несчастливой всегда несчастливы. Постоянство судьбы объясняется характером самого человека, который тоже, впрочем, дается от бога. /А значит, все в в жизни человека определяется волей бога/. «Для счастливчиков и сам петух несется» /греческая пословица/. «У неудачливого джигита скотина не держится» /казахская пословица/. «Обычно счастье приходит к счастливому, несчастье к несчастному» /Ларошфуко/. Но наряду с этим у человека всегда присутствует вера в изменчивость судьбы. Иначе он не мог бы жить в этом мире.
«Кого судьба одевает, того она и раздевает» /арабская пословица/. «Меняется время – меняется мир». «Фортуна устает нести на своей спине все время одного и того же человека» /Грасиан/.
Чаще всего люди вспоминают о судьбе /как и о Боге/, когда они считают ее несчастливой. «Силу судьбы признают только несчастные, ибо счастливые все свои успехи приписывают своему благоразумию или своим заслугам» /Свифт/.
Зачастую судьба связывается с качествами человека. Существует забавное мнение, что поскольку судьба слепа, хорошая судьба достается недостойным. «Человечество всегда предоставляло наилучшие шансы дуракам» /Сю/. «Судьба и женщины благосклонны к дуракам». «Хотя Фортуна и бесстыдна, иногда она краснеет при виде достоинств» /Оксеншерн/. Авторы этих высказываний, безусловно, люди завистливые и пострадавшие от злой судьбы. Ведь сколько людей, столько и мнений о судьбе. А хорошие качества человека могут стать предпосылками его судьбы. «Мудрый человек сам творит свою судьбу» /Плавт/. «Каждый сын своих дел» /Сервантес/ «Все хорошее и плохое, что вы делаете, вы делаете самому себе» /Коран/.
Очень много высказываний у всех народов о возможности исправления и неисправления судьбы, смирения с судьбой и противоборства с ней.
Человек не смог бы нормально жить без оптимизма, без уверенности, что можно преодолеть неприятные стороны судьбы. Эта вера породила понятие провидения, которое заботится о человеке. «Когда одна дверь закрывается, то открывается другая» /Сервантес/. Под провидением подразумевается тоже Бог, Высшая сила, Высший разум, который управляет миром…
Однако во все времена человек не только уповал на Бога, но и сам старался действовать разумно. «Мудрец спрашивает с себя за свои ошибки, глупец с других» /китайская пословица/. Если с человеком случается что-либо неприятное, то ему прежде всего нужно подумать, правильно ли он поступил сам. Русский философ, С.Л. Франк писал, что когда человек находится в кризисном состоянии, говоря попросту зашел в тупик в своих поступках, он должен отложить все свои дела и глубоко задуматься над тем, как же ему жить дальше.
Сила воли человека, умение стойко переносить невзгоды, терпение и мужество приносят человеку победу. В этом отношении очень показателен рассказ А.Грина «Судьба взвода». «Взвод до конца боролся со своей фатальной судьбой», - пишет Грин.
В отношении к судьбе существует покорность ей и противостояние. Особенно много у разных народов суждений, отражающих обреченность, невозможность исправить свою судьбу. «Что написано на лбу, то не может быть стерто рукой человека» /арабская пословица/. «Одному смерть от огня – другому от воды» /казахская пословица/. «Судьба всесильна, и никто в этом мире не является хозяином жизни» /Акций/. Глубоким пессимизмом сквозит от этих изречений. Во многих высказываниях сказано, что бессмысленно уклоняться от судьбы или пытаться изменить ее. «Если Фортуна не идет вам навстречу, то вы не догоните ее и галопом» /сербская пословица/.
В некоторых пословицах и высказываниях мудрецов поощряется покорность судьбе, как дело, достойное человека, ибо эта покорность представляет собой исполнение воли высших сил, проявление веры в Бога. Повиновение судьбе, способность переносить ее удары свидетельствует о стойкости характера. Человек должен вести себя ровно, не сильно радуясь счастью, не сильно печалясь при невзгодах. Об этом писал и великий Абай. Большое счастье, проявление сильных эмоций может убить человека. Великий поэт призывал человека к умеренности в чувствах и поступках. «Если Фортуна тебе улыбнулась, бойся гордости, если она отвернулась от тебя, бойся уныния». Стойкость характера нужна не в меньшей степени и при счастливой судьбе: «Нужна большая добродетель, чтобы перенести счастливую судьбу, чем несчастную» /Ларошфуко/.
Закон единства и борьбы противоречий проявляется и во взглядах на судьбу. В противоположность смирению во все эпохи человеческой истории высказывалась мысль об активном вмешательстве человека в свою судьбу. «Человек – хозяин своей судьбы» и т.д. Отношению к судьбе – принимать ее как она есть или же сопротивляться ей посвящен знаменитый монолог Гамлета «Быть или не быть». По одной версии Гамлет выбирает противоборство. /Различные постановки трагедии по-разному трактуют смысл великой трагедии Шекспира/. «Быть!» свойственно человеку Возрождения с его культом всемогущества человека.
Судьба человека зависит и от него самого и от высших сил. Макиавелли говорил, что человеческая судьба наполовину определяется богом и наполовину – самим человеком. Другие же мыслители считают, что судьба полностью зависит от самого человека. Только он способен воздействовать на свою судьбу. Воздействие это может иметь двоякий характер. Пассивный, состоит в изменении мнения о своей судьбе. В жизни человека много таких моментов, когда человек, меняя отношение к чему-либо, становился счастливым. Марк Аврелий: «Если хочешь, чтобы предметы изменились, измени мнение о них». Гумбольдт: «Гораздо важнее не судьба человека, а то, как он сам ее воспринимает». Альбер Камю, в сорок семь лет погибший в автокатастрофе, сказал: «Нет такой судьбы, которую нельзя было бы преодолеть с помощью презрения».
Вмешательство человека в свою судьбу выражается в том, чтобы не упустить благоприятный случай, уметь им воспользоваться. «Если Фортуна стучится в дверь, открывайте не мешкая» /английская пословица/. Судьба может зависеть от характера человека. Он может притягивать благоприятную судьбу своим веселым, добрым нравом. «Счастье приходит в дом, где слышится смех» /японская пословица/. А.Свияш, психолог, пишет, что нытьем, жалобами на свою судьбу, человек раздражает свой эгрегор и предлагает ему не жаловаться, не тосковать, а молиться Богу и действовать самому.
Судьбу человек может строить своими активными действиями. И здесь нужна смелость. «Фортуна улыбается отважным» /французская пословица/.
В одних случаях деятельность человека интерпретируется, как содействие тому, что предустановлено свыше. Человек должен помогать своей судьбе, разделяя ответственность с Богом. «Победа достается от Бога, но воин должен сражаться изо всех сил» /индусская пословица/. «Проси у бога хорошего урожая, но не переставай пахать» /словенская пословица/. «Бог помогает тому, кто сам себе помогает» /Варрон/. «Человек, что бы об этом не говорилось, хозяин своей судьбы. Из того, что ему дано, он всегда может сделать кое-что» /Гренье/. В других случаях вся жизнь человека ставится в зависимость от него самого / что весьма сомнительно/. «Каждый человек – творец своей судьбы» /Саллюстий/. «Люди – часто хозяева своей судьбы». «В том, что мы, рабы, виноваты, милый Брут, не звезды, а мы сами» /Шекспир/. «Судьба не случайность, а предмет выбора, ее не ожидают, а завоевывают /Брайан/. «Свободный выбор, который человек осуществляет относительно самого себя, полностью совпадает с тем, что называется его судьбой» /Сартр/.
Если судьба во многом зависит от человека, то решающим фактором является выбор решений. В нем проявляется мудрость человека и его интуиция – умение чувствовать свой путь в мире. Однако мудрость приходит к человеку с опытом жизни. Поэтому нужно было бы родиться стариком и начинать с мудрости, чтобы решать свою судьбу. Но поскольку это невозможно, судьба человека становится ясной для него самого лишь под конец жизни, когда его будущее превращается в прошлое. Но и это неверно в определенной ситуации. Ведь человек может прожить и яркую, счастливую, но короткую жизнь и это будет его судьбой. В то время, как другой проживет долгую, скучную, без взлетов и падений, никому не нужную серую жизнь.
«Нет лучше с бурей силы мерить, последний миг борьбе отдать. Чем выбраться на тихий берег и раны горестно считать», - сказал поэт. По этой причине человек должен жить, радуясь каждому утру, каждой весне, каждому мигу своей жизни. Ему нужно в своей единственной, неповторимой жизни лелеять каждый миг бытия, благоговеть перед самой жизнью.
Наряду с бытийственным отношением к судьбе существуют и семиотические теории, понять которые порою не под силу разуму человека. Например, согласно учению Кабалы мир состоит из букв древнееврейского алфавита и создан им. Каждая из букв определяет судьбу некоторой части мира, влияет на ту или иную сферу деятельности человека. Например, буква «каф» послужила для сотворения солнца в мире, среды в году и левого уха в теле. Сфера семиотической теории, рассматривает мир как текст, как единую книгу / liber mundi /, которую нужно прочесть и расшифровать. Назвать что-либо по имени и установить его судьбу – значит сотворить его, вызвать названное к бытию. Ничто не существует, пока оно не названо по имени и пока ему не определена судьба. Здесь присутствует вера в то, что судьба предначертана именем. Зачастую мы встречаемся с явлением, когда человек, меняя имя, менял и судьбу.
Интересно творчество Борхеса и его жизнь в отношении судьбы. «Каждый обладает правом на выбор», - утверждает писатель. Человека по Борхесу делает личностью именно способность на выбор своего текста – образца судьбы… Подобного человека, согласно латинской традиции можно назвать homo arbitatans .
У Борхеса в рассказе «Лотерея в Вавилоне» лотерея – сама судьба, и не навязана людям извне, а соответствует человеческой психике – скрытой потребности в игре случая. В Вавилоне была разработана система жребия как парадигмы судьбы. «Лотерея – это есть перенос случая в миропорядок… т.е. периодическое введение хаоса в космос», -пишет Борхес.
Слепая судьба, разрушающая гармоническое равновесие /симметрию бытия/, воплощает губительную игру случая. Но ей противостоит мужественное приятие слепоты самим писателем как судьбы, даже как дара судьбы. «Я не дал слепоте запугать себя», - писал Борхес. Он научился с ней жить и продолжать свое творчество.
Мужеству и силе воли этого человека можно только позавидовать. В пятьдесят лет он стал директором Национальной библиотеки и в это же время практически совсем лишился зрения. «Бог с великой иронией подарил мне книги и ночь – разом», - написал он в одном из стихотворений.
Жизнь Борхеса, как и Николая Островского, как и тысяч инвалидов, ставших известными писателями, учеными, свидетельствует о том, что от индивида тоже многое зависит в его жизни. Мужество и терпение, неустанный труд делают жизнь человека полноценной и ценной для всего человечества.
О терпении и стойком мужестве человека говорит и Коран. В исламе вся жизнь человека предопределена Аллахом. Но рядом с выражением концепции предопределения Коран содержит столь же яркое утверждение об ответственности человека за свои деяния, т.е. о свободе его воли. Главный сюжет коранической проповеди – грядущий суд, где людям будет воздано за их дела. Язычники утверждали, что судьба справится и с пророком. Коран отвечает, что Аллах, а не судьба определяет что произойдет и с Мухаммадом, и со всеми людьми. Аллах заменяет судьбу. Его распоряжение – восстановление справедливости и установление правды. В этом отличие воли Аллаха от слепой и недоброй судьбы.
Понимание всей полноты образа Аллаха и его власти над людьми уточняется другим его /рядом со справедливостью/ свойством – милосердием. Аллах, прежде всего ар-Рахман, ар-Рахим – Милостивый, Милосердный. Милосердие снимает жесткость доисламской судьбы и смягчает суровость уже исламского предопределения. Предопределение не должно страшить человека, потому что всесильный бог милостив. Большое значение придается в Коране терпению человека, сабр. Молитва и терпение позволяют человеку выжить в невзгодах, дождаться момента, когда Аллах проявит свою милость. Терпение стоит рядом с милосердием: «Заповедуют терпение и милосердие».
Обратимся дальше на Восток. Рок страшен на Западе, потому что не укладывается в логические понятия. Вот пример западного мышления: «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетели человека, и с его помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба и отдаться воле законов природы»/Сенека/. Запад, развивая дискурсивно-логическое мышление, добился взлета науки, которая, видимо, тоже возникла как возможность противостоять судьбе, случайности, в надежде изменить мир, познав его устройство, его логику и сделать человека свободным от случайности и от рока. Развитие науки шло путем анализа и синтеза, разложения целого на части. /Иного мышления и мы не знаем, воспитанные на западной культуре/. Взлет греческой цивилизации произошел ценой утраты Целого. Мир земной оказался отчужденным от небесного, материя от духа.
Иногда ученые переводят как «судьбу» понятие «воли неба» /китайское «тянь мин»/, но это не слепая сила, не рок, а высшее предначертание, которое человеку предстоит выполнить, если он хочет следовать правильному пути. В отличие от греческого «тюхе» /удача/, от «фортуны» /римляне/, китайцы считали, что если и подвернется удача, то нужно еще подумать, следует ли ею воспользоваться. Не принесет ли это большую беду, если используешь то, что тебе не предназначено? «Если на роду написана бедность, - размышляет Ван Гун, - то напряжением сил достигнешь богатства, а достигнув его, умрешь». В китайской философии нужно следовать Пути. Путь – это интуитивное чувствование своей судьбы, небесного плана. На Востоке все мудрецы призывают человека развивать интуицию, чувствовать жизнь, слышать поступь истории.
В восточных учениях судьба человека зависит от него самого. Если он нарушает предначертание, идет против своей природы, врожденного дара / как часто мы встречаем людей, получивших профессии не по способностям и наклонностям, а по выгодности в данное историческое время или по принуждению родителей/, то он идет против воли неба, совершает самый великий грех – убивает в себе Атмана, свое истинное «Я». В жизни восточного человека соизмеряется все. Восточный человек ищет золотую середину - «тюе». В Японии существует закон подвижного равновесия, приведший к созданию ситуативной этики. Разумный человек соизмеряет свои слова и поступки с обстоятельствами. На этом принципе основан театр Но. Днем, когда все цвета яркие, актерам следует играть приглушенно, вечером, когда сумерки окутывают пространство, более оживленно.
В Китае распространено мнение – всякий, кто удачно выберет время, преуспеет. Что пригодно в одно время, то непригодно в другое. Человеку необходима смекалка, а также развитая интуиция. Человек – сам хозяин своей судьбы, если верит в себя, если ищет Просветления в себе, в своем сознании, зная, что мудрость – праджня – заключена в каждом, что все одухотворено Единым сознанием.
В буддизме, одной из мировых религий, карма – это нажитое в прежних существованиях, наработанное, содеянное, унаследованное человеком в его настоящем рождении. Можно сказать, что это абсолютная справедливость, нравственный закон, генетическая память, которая совершенно беспристрастна. Идея самосовершенствования в буддизме – это надежда человека на себя.
Если человечество берет на себя право бездумно вторгаться в космическое пространство, не считаясь с его законами, то неизбежно отторгается им. То есть, одно не может посягать на свободу другого, на индивидуальную природу сущего, ибо у каждого свое предназначение, свой Путь. Тогда приходит избавление от судьбы, слепого рока, когда приходит осознание того, что невозможно ущемлять природу отдельного, ибо через неповторимую, индивидуальную душу проходит всемирное общение и достигается всемирная гармония. Если бы восточное мышление овладело миром, то мы не были бы свидетелями глобального потепления на Земле. В результате неконтролируемого сжигания органического топлива тает материк Гренландия, тают оба полюса. По всей Земле идут цунами, наводнения, свирепствует засуха. Земля гибнет в результате хищнического поведения человека, нарушающего гармонию живого, возомнившего себя центром Вселенной. И если люди не остановятся в своем бездумном покорении природы, не найдут альтернативные источники энергии, то человечество неизбежно придет к апокалипсису, предсказанному в Библии. Судьбой Земли будет гибель и на ней погибнут миллиарды людей. И их судьба будет судьбой Земли, ибо человек не отторжим от среды обитания.
«В индивидуальности, по Гумбольдту, - заключена тайна всего бытия». Лишь через полное раскрытие индивидуальной природы, достижимо царство свободы, единство высшего порядка, или Всединство, начинающееся в церкви при молении людей и пронизывающее затем все сущее в мире /по Вл.Соловьеву/. Похоже человеческая мысль приближается к осознанию единичного, как знаку Единого, вечного. Истина не исчисляется, ибо Истина есть Целое, а Целое недоступно дискретному мышлению.
Человек, достигший Просветления, изживший свою карму, не зависит ни от какого рока, ни от какой случайности. Его действия свободны и гуманны. Он обретает себя, когда перестает мнить себя центром Вселенной и начинает ощущать себя органической частью Целого /Космоса/.

Используя Интернет и дополнительную литературу, напишите эссе о судьбе Чингисхана.

Ответ

Чингисхан (Тэмуджин, Темучин) — родился на берегу р. Онон в Монголии (около 1155-1227), основатель Монгольской империи.

Родился в семье Есугая-батура - главы древнего монгольского рода, обитавшего на берегах реки Онон (в Монголии).

В 1183-1204 гг. одного за другим одолел глав соперничающих кланов и племён. За хитрым и удачливым вождём пошли воины родоплеменных объединений на обширных землях.

Победитель в междуусобной борьбе объединил племена монголов и в 1206 г. был провозглашён Чингисханом (в переводе с тюркского «хан-океан»). Чингисхан дал монголам новый единый закон - «Ясу», ввёл письменное делопроизводство, наладил почту. Он сформировал 10-тысячную личную гвардию, из которой назначал чиновников.

Хан разделил племена на тумены (тысячи) по числу выставляемых конных воинов и отвёл им пастбища, а командование туменами пожаловал своим сподвижникам. В едином войске он ввёл жесточайшую дисциплину: малейшее нарушение приказа каралось смертью, за поведение бойца отвечал его десяток, за бежавшую с поля боя сотню наказывалась тысяча.

У воинов была одна цель - победа, одна семья - свой отряд. К началу завоевательных походов, первой жертвой которых стало в 1211 г, чжурчжэньское государство Цзинь, Чингисхан разработал новую тактику войны, в основе которой лежала тщательная разведка, устройство засад, умение разделить силы врага и внезапно обрушить на слабейшую его часть крупную конную массу и т. п. Лучшей победой хан считал ту, что одержана хитростью. Покорив бурят, якутов, ойратов, киргизов и уйгуров, монголы включили их воинов в свою армию.

Хлынув в 1215 г. в Северный Китай, они завоевали это государство. Затем под ноги монгольских коней легли Средняя Азия, владения хорезмша-ов (1218-1220 гг.).

Чингисхан умер во время начатого в 1226 г. нового похода в Китай, но натиск его империи уже никто не мог остановить.

Чингисхан скончался, оставив после себя самую большую в истории мира многонациональную империю, объединившую десятки народов, Восток и Запад. Конечно, правление Чингисхана нельзя оценивать однозначно. Его достижения как завоевателя, безусловно, велики, но они все перечеркиваются колоссальными людскими жертвами, проявленной жестокостью и насилием.

Темучин или другой версии Тэмуджин родился в урочище Делюн-Болдок на берегу реки Онон в семье Есугей-багатура из рода Борджигин и его жены Оэлун из рода олхонут. Мальчик был назван в честь пленённого Есугеем татарского вождя Тэмуджина-Уге, которого Есугей победил накануне рождения сына.
Еще в детстве Темучин познал нищету, голод, предательство и рабство. Все это наложило отпечаток на всю дальнейшую жизнь будущего властителя самой большой в мире империи. Тяжелый путь, полный сражений с соседями, родственниками, друзьями и названными братьями превратили храброго, волевого и дерзкого юношу в сильного и сурового правителя, верного своим принципам и своему закону. Он отличался от остальных завоевателей тем, что в ходе сражений старался сохранить в живых как можно больше человек из улуса противника, чтобы в дальнейшем привлечь их к себе на службу.
Весной 1206 года у истоков реки Онон на курултае Тэмуджин был провозглашён великим ханом над всеми племенами и получил титул «каган», приняв имя Чингиз. Монголия преобразилась: разрозненные и враждующие монгольские кочевые племена объединились в единое государство.
Вступил в силу новый закон - Яса Чингисхана. В Ясе главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушившего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему правителю, щадили и принимали в своё войско. Добром считались верность и храбрость, а злом - трусость и предательство.
Все население Чингисхан поделил на десятки, сотни, тысячи и тумены (десять тысяч), перемешав тем самым племена и роды и назначив командирами над ними специально подобранных людей из приближенных и нукеров. Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное время вели своё хозяйство, а в военное время брались за оружие. Вооружённые силы Чингисхана, сформированные таким образом, составляли примерно до 95 тыс. воинов.
Основные источники, по которым мы можем судить о жизни и личности Чингисхана, были составлены после его смерти. Из этих источников мы знаем, что Темучин был высок ростом, крепок телосложением, имел широкий лоб и длинную бороду. Происходя из народа, по-видимому, не имевшего до него письменности и развитых государственных институтов, Чингисхан был лишён книжного образования. С дарованиями полководца он соединял организаторские способности, непреклонную волю и самообладание. Щедростью и приветливостью он обладал в достаточной степени, чтобы сохранить привязанность своих сподвижников. Не отказывая себе в радостях жизни, он оставался чужд излишеств, несовместимых с деятельностью правителя и полководца, и дожил до преклонных лет, сохранив в полной силе свои умственные способности.
Зимой 1226-1227 гг. во время осады столицы Тангутского царства Чжунсина Чингисхан скончался, оставив после себя самую большую в истории мира многонациональную империю, объединившую десятки народов, Восток и Запад. Конечно, правление Чингисхана нельзя оценивать однозначно. Его достижения как завоевателя, безусловно, велики, но они все перечеркиваются колоссальными людскими жертвами, проявленной жестокостью и насилием.