В чем заключается отрицательное влияние человеческого. Влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние: примеры. Что такое дислокация? Виды дислокаций и их влияние на механические свойства металла

Вопрос 3. В чем заключается отрицательное воздействие загрязнителей воздуха на здоровье людей?

Нужно сказать, что воздух, который мы вдыхаем, насыщен различными микроорганизмами, в том числе пыльцой, бактериями, грибками плесени. Это в значительной степени влияет на здоровье многих людей, вызывая аллергию, приступы астмы, инфекционные заболевания.

Оставшиеся 90 % веществ загрязняющих воздух являются продуктами промышленности. Главными их источниками являются выбросы и дым от сжигания топлива на электростанциях, выхлопные газы от автомобилей, многочисленные открытые участки хранения ТБО (твердых бытовых отходов), а также разнообразные смешанные источники.

Вредные вещества, которые попадают в атмосферу, разносятся на значительные расстояния, после чего выпадают на землю в виде твердых частиц, химических соединений, которые растворены в атмосферных осадках. Вредные вещества оказывают негативное влияние на здоровье человека несколькими путями, ниже приведены некоторые из них:

  • -Вредные вещества, ядовитые газы попадают напрямую в дыхательную систему человека.
  • -Загрязнения повышают кислотность атмосферных осадков. Выпадая в качестве дождя и снега, вредные вещества нарушают химический состав почвы и воды.
  • -Попадая в атмосферу, они вызывают определенные химические реакции в воздушной атмосфере, которые провоцируют более продолжительное воздействие солнечной радиации на живые организмы.
  • -Глобально изменяют химический состав, температуру воздуха, создавая, таким образом, неблагоприятные условия для выживания.

Вредные вещества, находящиеся в атмосфере, по-разному воздействуют на людей. Это зависит от степени здоровья человека, объема его легких, а также длительности времени, проведенного в загрязненной атмосфере. экологический мониторинг загрязнитель организм

Вдыхаемые крупные твердые частицы оказывают негативное воздействие на верхние дыхательные пути. Малые частицы и ядовитые вещества попадают в мелкие дыхательные пути, а также альвеолы легких.

Постоянное, длительное и регулярное воздействие вредных веществ из вдыхаемого воздуха и табачного дыма нарушает защитную систему человека. В результате чего возникают заболевания системы дыхания: аллергическая астма, хронические бронхиты, рак и эмфизема легких. Причем, люди, постоянно дышащие загрязненным воздухом, могут испытать все последствия этого не сразу, а в отдаленной перспективе.

Как установили ученые, грязный воздух в городах значительно увеличивает число обращений граждан к услугам скорой помощи и последующей госпитализацией в связи с заболеваниями легких, сердца и инсультами.

Ранее исследования проводились исключительно по факту негативного воздействия грязной атмосферы на дыхательную систему человека, так как именно она является органом первичного контакта с загрязняющими веществами. Однако в последнее время появляется все больше фактов, показывающих, что от этого страдают не только органы дыхания, но и сердце человека.

Заболевания, вызываемые вредными веществами, находящимися в воздушной атмосфере, фиксируются все чаще. К ним, прежде всего, нужно отнести острые и хронические бронхиты с выделением мокроты, инфекционные заболевания легких, онкологические болезни органов дыхательной системы, заболевания сердца, инсульты и инфаркты.

Кроме того, данными исследований подтвержден тот факт, что ядовитые вещества, содержащиеся в выхлопных газах, негативно сказываются на беременных женщинах. Они способны вызывать задержку развития плода, а также могут спровоцировать преждевременные роды.

Содержание

С того момента, как человек научился использовать орудия труда и стал человеком разумным, началось его влияние на природу Земли. Дальнейшее развитие приводило только к увеличению масштабов влияния. Давайте поговорим о том, как человек влияет на природу. В чем же заключаются плюсы и минусы этого воздействия?

Отрицательное влияние

Влияние человека на биосферу Земли неоднозначно. С уверенностью можно сказать только одно: без человека окружающий мир точно не был бы таким, каков он есть. И земля, и океан. Для начала, давайте узнаем о негативных аспектах человеческого влияния на природу Земли:

  • Вырубка лесов. Деревья – «легкие» Земли, смягчающие негативный эффект влияния человека на климат Земли за счет преобразования углекислого газа в кислород. Но, видимо, человеку помощь не нужна. На территориях, где еще 20 лет назад росли непроходимые леса, проложены магистрали и засеяны поля.
  • Истощение, загрязнение почвы . Чтобы увеличить урожайность – используются удобрения, пестициды и другие химикаты, загрязняющие землю. А рост урожайности подразумевает повышенное потребление питательных веществ и минералов растениями на конкретном участке. Восстановление же их содержания – крайне медленный процесс. Почва истощается.
  • Сокращение численности популяций . Чтобы обеспечить питанием растущее население Земли, требуются новые площади для полей. Под них приходится отводить новые территории. Например, вырубая леса. Многие животные, лишаясь естественной среды обитания, погибают. Такие изменения – результат так называемого непрямого влияния человека.
  • Уничтожение десятков тысяч видов животных и растений . К сожалению, они не смогли адаптироваться для жизни на Земле, изменённой человеком. Некоторые же были просто истреблены. Это – ещё один метод влияния.
  • Загрязнение воды и атмосферы . Об этом – ниже.

Положительное влияние

Создаются заповедные территории, парки, заказники – места, где влияние на природу ограничено. Более того – там люди даже поддерживают растительный и животный мир. Так, некоторые виды животных нынче обитают исключительно в заповедниках. Не будь их – они бы давно исчезли с лица Земли. Второй момент: искусственные каналы и оросительные системы делают плодородными земли, которые без вмешательства человека выглядели бы голыми, как пустыня. Пожалуй, всё.

Воздействие людей на природу гор и океана

Отходы производства и даже обычный мусор находят своё последнее пристанище в водах мирового океана. Так, в Тихом океане есть так называемая мёртвая зона – огромная территория, сплошь покрытая плавучим мусором. Показательный пример того, как человек влияет на окружающую природу. Лёгкий мусор не тонет в океане, а остаётся на поверхности. Затрудняется доступ воздуха и света к обитателям океана. Целые виды вынуждены искать новое место. Это удаётся не всем.

Хуже всего то, что тот же пластик, к примеру, разлагается в океане тысячелетиями. Плавучая свалка появилась не более полувека назад, но с тех пор её площадь и влияние на экосистему увеличились в десятки раз. Каждый год океанские течения приносят миллионы тонн нового мусора. Это – настоящая экологическая катастрофа для океана.

Загрязняются не только океаны, но и пресная вода. В любую крупную реку, на которой стоят большие города, ежедневно попадают тысячи кубометров канализационных стоков, отходов промышленности. Грунтовые воды приносят пестициды, химические удобрения. Наконец, в воду сбрасывается мусор. Хуже всего то, что запасы пресной воды на Земле строго ограничены – её менее 1% от общего объема мирового океана.

Отдельно стоит отметить разливы нефти. Известно, что одна капля нефти делает непригодными для питья около 25 литров воды. Но это – не самое худшее. Разлитая в море или океане нефть образует очень тонкую плёнку, которая покрывает огромную площадь. Та самая капля нефти покроет плёнкой 20 квадратных метров воды.

Эта плёнка, хоть и имеет малую толщину, губительна для всего живого. Она не пропускает кислород, поэтому, если живые организмы не могут перебраться на другую территорию – они обречены на медленную смерть. Подумайте, сколько нефтяных танкеров и других судов, перевозящих нефть, терпят аварии в мировом океане Земли каждый год? Тысячи! В воду попадают миллионы тонн нефти.

Ну а как же человек влияет на природу гор? Негативное влияние заключается, прежде всего, в вырубке лесов на их склонах. Склоны становятся голыми, растительность исчезает. Возникает эрозия и разрыхление почвы. А это, в свою очередь, приводит к обвалам. Также человек добывает полезные ископаемые, формировавшиеся в земле миллионы лет – уголь, нефть и др. При сохранении темпов добычи, запаса ресурсов хватит максимум на 100 лет.

Влияние человеческой деятельности на процессы в Арктике

Промышленные производства всей Земли, как и автомобили, выбрасывают в атмосферу колоссальные объемы углекислого газа. Это приводит к уменьшению толщины озонового слоя, защищающего поверхность Земли от смертоносного ультрафиолетового излучения Солнца. За последние 30 лет концентрация озона над некоторым участками планеты уменьшилась в десятки раз. Ещё немного – и в нём появятся дыры, залатать которые человеку не под силу.

Углекислый газ никуда не улетучивается из нижних слоёв атмосферы Земли. Он является главной причиной глобального потепления. Суть влияния углекислого газа – в повышении средней температуры на Земле. Так, за последние 50 лет она возросла на 0,6 градуса. Может показаться, что это – небольшое значение. Но такое мнение ошибочно.

Глобальное потепление приводит к такой закономерности, как повышение температуры мирового океана. Тают полярные ледники в Арктике. Нарушаются экосистемы полюсов Земли. А ведь ледники – источники огромного количества чистой пресной воды. Повышается уровень мирового океана. Всё это – из-за углекислого газа. Необходимость сокращения объемов его выброса является проблемой мировой важности. Если мы не найдём решение – Земля через несколько сотен лет может стать непригодной для жизни.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

В XXI век человечество вошло в период социальных, технических и культурных перемен, которые явились следствием его достижений во всех сферах.

Постоянно возрастает техническое обеспечение жизнедеятельности человека. Жизнь в современном мире трудно представить без различных видов транспорта, без многих бытовых приборов, обеспечивающих его жизненные потребности. В то же время деятельность человека приводит к возрастанию проблем в области безопасности жизнедеятельности.

С увеличением количества технических средств, используемых в повседневной жизни, возрастает вероятность возникновения опасных ситуаций из-за нарушения правил эксплуатации и различных неисправностей в их работе. Все это увеличивает фактор риска для жизни и здоровья человека.

Анализ причин трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия происходит чаще всего из-за незнания и несоблюдения норм и правил безопасного поведения, из-за пренебрежения правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни, из-за низкого уровня общей культуры и элементарной безграмотности в области безопасности. Кроме того, отмечено, что большинство техногенных катастроф - рукотворные, а среди основных причин - разгильдяйство, беспечность и равнодушие.

Общая культура населения нашей страны в области безопасности во многом не соответствует реальным условиям жизнедеятельности, она отстает от стремительных темпов развития цивилизации.

Наше общество начинает осознавать, что полностью безопасной жизнедеятельность не бывает, а развитие человечества и технический прогресс требуют повышенной ответственности каждого человека за свои поступки и дела.

Это должен знать каждый

    Что следует понимать под общей культурой в области безопасности жизнедеятельности:
    Это, во-первых, осознанное поведение в процессе повседневной жизнедеятельности и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
    Это, во-вторых, способность уметь с определенной степенью вероятности предвидеть возникновение опасной или чрезвычайной ситуации по внешним признакам развития событий, по анализу различной информации и по собственному опыту.
    Это, в-третьих, способность правильно оценивать ход событий и, если есть возможность, избегать опасных ситуаций.
    Это, в-четвертых, способность ответственно относиться к своему поведению и не совершать умышленно поступки, которые могут способствовать возникновению опасной или чрезвычайной ситуации.
    Это, наконец, в-пятых, знания и умение адекватно вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья.

Приобретенные знания, умения и навыки в области безопасности становятся насущной потребностью в жизни каждого человека, общества и государства, потому что они в конечном итоге формируют национальную безопасность России в современном мире.

Обеспечение безопасности каждого человека в процессе его жизнедеятельности и повышение его уровня общей культуры в области безопасности являются одной из основных составляющих в индивидуальной системе здорового образа жизни. Можно утверждать, что здоровый образ жизни - это цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его личной безопасности и благополучию в жизни.

Соблюдение норм здорового образа жизни должно способствовать воспитанию в каждом человеке таких качеств, как ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью, которое представляет как индивидуальную, так и общественную ценность.

Становится ясно, что высокие духовные и физические качества человека теряют свою значимость, если он не подготовлен к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде, не способен оценить уровень опасности для жизни и здоровья в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, найти наиболее оптимальный выход из создавшейся ситуации, позволяющий ему снизить фактор риска для жизни и здоровья.

Постоянное повышение общего уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности будет способствовать обеспечению социального благополучия человека и характеризовать уровень его здоровья. Можно отметить, что уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности становится одним из важных критериев, определяющих уровень здоровья человека и общества.

    Внимание!
    Умение человека обеспечить личную безопасность в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях - основная составляющая здорового образа жизни, обеспечивающая социальное благополучие человека.

Вопросы

  1. В чем заключается отрицательное влияние «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства?
  2. Какие знания, умения и навыки определяют общий уровень культуры человека в области безопасности жизнедеятельности?
  3. Какое значение имеет уровень общей культуры в области безопасности жизнедеятельности для формирования индивидуальной системы здорового образа жизни?
  4. Какие качества должны формироваться в человеке при соблюдении им норм здорового образа жизни?
  5. Почему в настоящее время можно считать уровень общей культуры человека в области безопасности жизнедеятельности одним из критериев уровня его здоровья?

Задание

По материалам данной главы кратко сформулируйте для себя общее понятие здорового образа жизни и его основных составляющих. Постарайтесь сформировать свой образ жизни в соответствии с вашими представлениями о здоровом образе жизни.

Перед всем человечеством стоит важнейшая задача - сохранение многообразия всех организмов, живущих на Земле. Все виды (растительность, животные) тесно взаимосвязаны. Уничтожение даже одного из них приводит к исчезновению взаимосвязанных с ним других видов.

С того самого момента, как человек придумал орудия труда и стал более-менее разумным, началось его всестороннее влияние на природу планеты. Чем больше развивался человек, тем большее влияние он оказывал на окружающую среду Земли. Каким образом человек влияет на природу? Что есть положительного и что отрицательное?

Отрицательные моменты

Есть и плюсы, и минусы влияния человека на природу. Для начала рассмотрим негативные примеры пагубного :

  1. Вырубки лесов, связанные со строительством магистралей и проч.
  2. Загрязнение почвы происходит в связи с использованием удобрений и химикатов.
  3. Сокращение численности популяций из-за расширения площадей для полей с помощью вырубки лесов (животные, лишаясь нормальной среды обитания, погибают).
  4. Уничтожение растений и животных в связи со сложностями их адаптации к новой жизни, сильно изменённой человеком, или же просто истребление их людьми.
  5. и воды разнообразными и самими людьми. К примеру, в Тихом океане существует “мёртвая зона”, где плавает огромное количество мусора.

Примеры влияния человека на природу океана и гор, на состояние пресной воды

Изменение природы под влиянием человека очень существенно. Сильно страдают флора и фауна Земли, загрязняются водные ресурсы.

Как правило, лёгкий мусор остаётся на поверхности океана. В связи с этим затрудняется доступ воздуха (кислорода) и света к обитателям этих территорий. Многочисленные виды живностей пытаются искать новые места для своего обитания, что, к сожалению, удаётся не всем.

Ежегодно течения океана приносят миллионы тонн мусора. Это самая настоящая катастрофа.

Негативное влияние оказывает и вырубка лесов на склонах гор. Они становятся голыми, что способствует возникновению эрозии, как следствие, происходит разрыхление почвы. А это приводит к разрушительным обвалам.

Загрязнение происходит не только вод океанов, но и пресной воды. Ежедневно в реки попадают тысячами кубометров стоки канализационных или промышленных отходов.
А заражены пестицидами, химическими удобрениями.

Ужасные последствия разливов нефти, добычи полезных ископаемых

Всего лишь одна нефтяная капля приводит к непригодности примерно 25 литров воды для питья. Но это не самое страшное. Довольно тонкая пленка нефти покрывает поверхность огромной площади вод - примерно 20 м 2 воды. Это губительно для всего живого. Все организмы под такой пленкой обречены на медленную смерть, потому что она препятствует доступу кислорода в воду. Это тоже прямое влияние человека на природу Земли.

Люди добывают полезные ископаемые из недр Земли, сформировавшиеся за несколько миллионов лет, - нефть, уголь и проч. Такие промышленные производства вместе с автомобилями выбрасывают в атмосферу углекислый газ в огромных количествах, что приводит к катастрофическому уменьшению озонового слоя атмосферы - защитника поверхности Земли от несущего смерть ультрафиолетового излучения от Солнца.

За период последних 50 лет температура воздуха на Земле возросла всего лишь на 0,6 градуса. Но это очень много.

Такое потепление приведет к повышению температуры Мирового океана, что будет способствовать таянию полярных ледников в Арктике. Таким образом, возникает самая глобальная проблема - нарушается экосистема полюсов Земли. Ледники - это самые главные и объемные источники чистой пресной воды.

Польза людей

Надо отметить, что люди приносят и определенную пользу, и немалую.

Надо и с этой точки зрения отметить влияние человека на природу. Положительное заключается в мероприятиях, проводимых людьми для улучшения экологии окружающей среды.

На многих обширных территориях Земли в разных странах организованы заповедные территории, заказники и парки - места, где все сохраняется в первозданном виде. Это самое разумное влияние человека на природу, положительное. В таких заповедных местах люди способствуют сохранению растительного и животного мира.

Благодаря их созданию многие виды животных и растений сохранились на Земле. Редкие и уже исчезающие виды обязательно заносятся в созданную человеком Красную книгу, по которой запрещается промысел на них и сбор.

Также люди создают искусственные водные каналы и оросительные системы, которые помогают поддерживать и увеличивать

В больших масштабах проводятся и мероприятия по высадке многообразной растительности.

Способы решения возникающих проблем в природе

Для решения проблем необходимо и важно в первую очередь активное влияние человека на природу (положительное).

А что касается биологических ресурсов (животных и растений), то их следует использовать (добывать) таким образом, чтобы в природе всегда оставались особи в количествах, способствующих восстановлению прежней численности популяций.

Также необходимо продолжить работы по организации заповедников и посадке лесов.

Проведение всех этих мероприятий по восстановлению и улучшению окружающей среды - влияние человека на природу положительное. Все это необходимо во благо самого себя.

Ведь благополучие жизни человека, как и всех биологических организмов, зависит от состояния природы. Сейчас перед всем человечеством стоит самая главная проблема - создание благоприятного состояния и устойчивости среды жизни.

По правилу А.А. Бочвара можно оценить в первом приближении температурный порог рекристаллизации по известной температуре плавления металла: Т п.р. =0,4 Т пл.

Температура начала рекристаллизации свинца:

Т п.р. =(327+273)0,4-273=-33°С.

Таким образом, комнатная температура превышает температуру начала рекристаллизации. Лист свинца подвергся горячей пластической деформации. Деформация называется горячей, если ее проводят при температуре выше температуры рекристаллизации для получения полностью рекристаллизованной структуры. При этих температурах деформация вызывает упрочнение («горячий наклеп»), которое снимается рекристаллизацией, протекающей при температурах обработки и при последующем охлаждении. Поэтому свойства листа свинца в результате не изменились.

Что такое дислокация? Виды дислокаций и их влияние на механические свойства металла.

В любом реальном кристалле всегда имеются дефекты строения. Ли-нейные несовершенства имеют малые размеры в двух измерениях и большую протяженность в третьем. Эти несовершенства называются дислокациями.

Краевая дислокация представляет собой линию, вдоль которой обры-вается внутри кристалла край “лишней“ полуплоскости (рисунок 1 )

Рисунок 1

Неполная плоскость называется экстраплоскостью .

Большинство дислокаций образуются путем сдвигового механизма. Ее образование можно описать при помощи следующей операции. Надрезать кристалл по плоскости АВСD , сдвинуть нижнюю часть относительно верх-ней на один период решетки в направлении, перпендикулярном АВ, а затем вновь сблизить атомы на краях разреза внизу.

Наибольшие искажения в расположении атомов в кристалле имеют ме-сто вблизи нижнего края экстраплоскости . Вправо и влево от края экстра-плоскости эти искажения малы (несколько периодов решетки), а вдоль края экстраплоскости искажения простираются через весь кристалл и могут быть очень велики (тысячи периодов решетки) (рисунок 2 ).

Если экстраплоскость находится в верхней части кристалла, то краевая дислокация - положительная (┴), если в нижней, то - отрицательная (┬). Дислокации одного знака отталкиваются, а противоположные притягива-ются.

Рисунок 2 - Искажения в кристаллической решетке

при наличии краевой дислокации

Другой тип дислокаций был описан Бюргерсом , и получил название винтовая дислокация

Винтовая дислокация получена при помощи частичного сдвига по плоскости Q вокруг линии EF (рисунок 3 ) На поверхности кристалла образу-ется ступенька, проходящая от точки Е до края кристалла. Такой частичный сдвиг нарушает параллельность атомных слоев, кристалл превращается в одну атомную плоскость, закрученную по винту в виде полого геликоида во-круг линии EF, которая представляет границу, отделяющую часть плоскости скольжения, где сдвиг уже произошел, от части, где сдвиг не начинался. Вдоль линии EF наблюдается макроскопический характер области несовер-шенства, в других направлениях ее размеры составляют несколько периодов.

Если переход от верхних горизонтов к нижним осуществляется поворо-том по часовой стрелке, то дислокация правая, а если поворотом против ча-совой стрелки - левая.

Рисунок 3

Винтовая дислокация не связана с какой-либо плоскостью скольжения, она может перемещаться по любой плоскости, проходящей через линию дис-локации. Вакансии и дислоцированные атомы к винтовой дислокации не сте-кают.

В процессе кристаллизации атомы вещества, выпадающие из пара или раствора, легко присоединяются к ступеньке, что приводит к спиральному механизму роста кристалла.

Линии дислокаций не могут обрываться внутри кристалла, они должны либо быть замкнутыми, образуя петлю, либо разветвляться на несколько дис-локаций, либо выходить на поверхность кристалла.

Дислокационная структура материала характеризуется плотностью дислокаций .

Плотность дислокаций в кристалле определяется как среднее число линий дислокаций, пересекающих внутри тела площадку площадью 1 м 2 , или как суммарная длина линий дислокаций в объеме 1 м 3:

(см -2 ; м -2)

Плотность дислокаций изменяется в широких пределах и зависит от состояния материала. После тщательного отжига плотность дислокаций со-ставляет 10 5 …10 7 м -2 , в кристаллах с сильно деформированной кристалличе-ской решеткой плотность дислокаций достигает 10 15 …10 16 м -2 .

Плотность дислокации в значительной мере определяет пластичность и прочность материала (рисунок 4 ).

Рисунок 4

Минимальная прочность определяется критической плотностью дисло-каций м -2

Если плотность меньше значения а, то сопротивление деформирова-нию резко возрастает, а прочность приближается к теоретической . Повыше-ние прочности достигается созданием металла с бездефектной структурой, а также повышением плотности дислокаций, затрудняющим их движение. В настоящее время созданы кристаллы без дефектов - нитевидные кристаллы длиной до 2 мм, толщиной 0,5…20 мкм - «усы» с прочностью, близкой к теоретической: для железа σ В = 13000 МПа, для меди σ В =30000 МПа. При упрочнении металлов увеличением плотности дислокаций, она не должна превышать значений 10 15 …10 16 м -2 . В противном случае образуются тре-щины.

Дислокации влияют не только на прочность и пластичность, но и на другие свойства кристаллов. С увеличением плотности дислокаций возрас-тает внутреннее , изменяются оптические свойства, повышается электросо-противление металла. Дислокации увеличивают среднюю скорость диффузии в кристалле, ускоряют старение и другие процессы, уменьшают химическую стойкость, поэтому в результате обработки поверхности кристалла специаль-ными веществами в местах выхода дислокаций образуются ямки.

Дислокации образуются при образовании кристаллов из расплава или газообразной фазы, при срастании блоков с малыми углами разориентировки . При перемещении вакансий внутри кристалла, они концентрируются, обра-зуя полости в виде дисков. Если такие диски велики, то энергетически вы-годно «захлопывание» их с образованием по краю диска краевой дислокации. Образуются дислокации при деформации, в процессе кристаллизации, при термической обработке.

В чем заключается отрицательное влияние цементитной сетки на свойства инструментальной стали У10 и У12? Какой термической обработкой можно ее уничтожить? С помощью диаграммы состояния железо-цементит обоснуйте выбранный режим термической обработки.

При нагреве заэвтектоидной стали выше А cm (линия ES ) и медленном охлаждении после такого нагрева образуется грубая сетка вторичного цементита, ухудшающая механические свойства. Цементитная сетка располагается вокруг зерен перлита.

Для устранения грубой сетки вторичного цементита заэвтектоидные стали подвергают нормализации.

Нормализацией называется нагрев доэвтектоидной стали до температуры выше А с3 , а заэвтектоидной - выше А cm на 40-50°С с последующим охлаждением на воздухе.

При температуре нагрева заэвтектоидной стали выше А cm на 40-50°С имеем структуру аустенита (100%). При снижении температуры до А rm начинают появляться первые зерна цементита. При дальнейшем снижении температуры до А r 1 из аустенита будут образовываться только зерна цементита, а содержание углерода в остающемся аустените будет уменьшаться и при температуре А r 1 достигнет 0,8%. Ускоренное охлаждение на воздухе способствует тому, что цементит не успевает образовать грубую сетку, понижающую свойства стали. При снижении температуры ниже А r 1 из аустенита будет образовываться перлит.

Заэвтектоидная сталь после нормализации имеет структуру перлита и цементита.

Вычертите диаграмму изотермического превращения аустенита для стали У8. Нанесите на нее кривую режима термической обработки, обеспечивающей получение твердости 60…63 HRC . Укажите, как этот режим называется и какая структура при этом получается. Опишите сущность происходящих превращений.

Термической обработкой, необходимой для получения твердости 60…63 HRC , является закалка.


Рисунок 3 - Диаграмма изотермического превращения ау стенита стали У8

Закалка - термическая обработка - заключается в нагреве стали до температуры выше критической, в выдержке и охлаждении со скоростью, превышающей критическую .

При закалке сталь У8 нагревают до температуры на 30-50°С выше точки А с1 (А с1 = 730°С). Среда охлаждения - вода. При таком нагреве образуется аустенит при сохранении некоторого количества цементита. После охлаждения структура стали состоит из мартенсита и нерастворимых частиц карбидов, обладающих высокой твердостью.