Раздай имение и следуй за мной. Поэма о народном достоянии. Сщмч. Петр Дамаскин

В воскресенье, 30 Августа 2009 года будет читаться евангельское зачало "Пойди, продай имение твое и раздай нищим..." (Мф., 79 зач., XIX, 16-26.)

Евангелие по русски:
И вот, некто, подойдя, сказал Ему: "Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?" Он же сказал ему: "Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди". Говорит Ему: "Какие?" Иисус же сказал: "Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя". Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?" Иисус сказал ему: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною". Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: "Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие". Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: "Так кто же может спастись?" А Иисус, воззрев, сказал им: "Человекам это невозможно, Богу же всё возможно".

Евангелие по ц.сл.:

И се, един (некий) приступль рече ему: учителю благий, что благо сотворю, да имам живот вечный?
17 он же рече ему: что мя глаголеши блага? никтоже благ, токмо един бог: аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди.
18 Глагола ему: кия? иисус же рече: еже, не убиеши: не прелюбы сотвориши: не украдеши: не лжесвидетелствуеши:
19 чти отца и матерь: и: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе.
20 Глагола ему юноша: вся сия сохранихъ от юности моея: что есмь еще не докончалъ?
21 Рече ему иисус: аще хощеши совершенъ быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед мене.
22 Слышав же юноша слово, отиде скорбя: бе бо имея стяжания многа.
23 иисус же рече учеником своим: аминь глаголю вам, яко неудобь богатый внидет в царствие небесное:
24 паки же глаголю вам: удобее есть велбуду сквозе иглине уши проити, неже богату в царствие божие внити.
25 Слышавше же ученицы его, дивляхуся зело, глаголюще: кто убо может спасен быти?
26 Воззрев же иисус рече им: у человекъ сие невозможно есть, у бога же вся возможна.

Воскресное чтение из послания Коринфянам : (158 зач., XV, 1-11.)

Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; 6потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо"льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. о благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Продай мне эту ручку – именно такой вопрос задают новичкам-кандидатам, которые проходят на собеседование. Это стандартный прием, который является очень эффективным. Уже в течение минуты-второй кадровый агент (ну, или кто там проводит собеседования?) сможет понять, подходит ли кандидат. Реакция людей на этот вопрос бывает следующая:

  1. Первая категория людей – теряются и не понимают, что им делать. Их застали врасплох, и они понятия не имеют, что говорить и как продавать эту гребаную ручку (прошу прощение за жаргон).
  2. Вторая категория кандидатов – используют шаблонные выражения типа: это очень хорошая ручка, которая никогда не подведет. Чернила высокого качества, сама же ручка является качественной и надежной! Купите ее, и Вы точно об этом не пожалеете.
  3. Третья категория – креативные и творческие личности, которые в итоге обязательно получают работу. Их ответы на вопросы типа «продай мне ручку» нестандартны и оригинальны. Они заставляют восхищаться даже самых опытных кадровых агентов, которые слышали самые разные версии.

Простой пример?

Понимайте суть: чтобы продать ручку человеку, в первую очередь его необходимо мотивировать для покупки, т.е. следует вызвать желание ее купить. Вот простой пример:

– продай мне эту ручку (скажет Вам кадровый агент и при этом обязательно предложит свою ручку – ее Вы и должны будете продать);

(тут необходимо мотивировать его на покупку)

– хорошо. Не дадите ли мне свой автограф? (скажите Вы)

– Да, но у меня нет ручки (ответит собеседник. Он ведь ее Вам отдал).

– тогда купите мою (ответите Вы и предложите предмет торговли).

У Вашего собеседника не останется другого выхода, как купить ручку, ведь он пообещал дать Вам авотграф.

Вот простой пример – видео из замечательного фильма «Волк из Уолл Стрит» (рекомендую его посмотреть):

Именно такой способ очень эффективный на данный момент, но в действительности рано или поздно он станет заезженным.

Другой пример продажи ручки на собеседовании

Большой начальник принимал на работу молодого человека. Как и полагается, он попросил продать ему ручку. Эта была очень крутая ручка (скорее всего ценный подарок), дорогая и с золотой обводкой.

Кандидат, естественно, согласился. Он пытался ее хвалить и предлагать разными способами начальнику, но тот отказывался, объясняя свою позицию тем, что ручка у него уже есть.

– хорошо, не хотите покупать – не нужно, – ответил молодой человек;

– быстро вы сдались, – ответил начальник;

– тогда мне пора уходить (встает и уходит), – отвечает кандидат;

– погоди!, – кричит начальник – ты мне должен отдать мою ручку;

– ага, я смотрю, что Вы передумали. Вам повезло, я уже согласен продать ручку за полцены;

– хватит шутить, мне нужна моя ручка! Верни ее сейчас же. В противном случае я вызову охрану;

– забирайте. Но учтите: я смог Вас мотивировать – ответил молодой человек, отдал ручку и ушел.

Начальник подумал некоторое время и понял, что это был самый лучший кандидат из всех, с которыми ему удалось провести собеседование. Позже именно он и получил работу.

Вместо выводов

Для того чтобы продать ручку на собеседовании, нужно мотивировать собеседника на покупку. Самый простой способ это сделать – попросить автограф или сделать так, как сделал молодой человек. Банально хвалить ее нет смысла – не этого ждут кадровые агенты. Предпочтение отдается людям, которые смогли проявить креатив и сообразительность.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 19, ст. 16 - 26

16. И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17. Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19. почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21. Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24. и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26. А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

(Мф. 19, 16-26)

Сегодня Святая Церковь предлагает хорошо известный нам рассказ о том, как некий юноша приходит ко Христу спросить, чего ему не достает, чтобы достичь Царства Небесного. «Соль» рассказа заключается в том, что юноша был очень богат. Это евангельское повествование раскрывает нам правильное и ложное представления о том, что такое вера.

Понятно, что этот юноша был очень хорошо знаком с законом, выполнял все его предписания, но где-то в глубине души чувствовал, что чего-то ему не хватает. То есть у него было благое намерение, но не лишенное некоторой доли лести. Он называет Иисуса благим, а это обращение могло относиться только к Богу. И тогда Господь говорит: «Почему ты называешь Меня благим? Ведь никто не благ кроме Бога». Это лесть со стороны юноши, или же он действительно признает Христа Мессией? Но тогда их разговор завязался бы уже давно и совершенно в другом формате. Этот человек проявляет здесь какое-то фарисейское лицемерие. Заметим, что он рассуждает в категориях действий: «Что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?»

Фарисеи мыслили именно этими категориями: нужно что-то делать, соблюсти какие-то заповеди, выполнить какой-то закон, формальный обряд, и эти действия приведут в Царство Божие. Такое отношение можно назвать суеверием: думают, что нужно выполнить последовательность каких-то действий и тогда без сомнения что-то получишь для себя: или Бог тебя услышит, или достигнешь Царства Небесного. Но оказывается, что важен не порядок действий. Следует обратить внимание на это фарисейство, глубоко коренящееся в нашем сердце, избавление от которого почему-то представляется нам очень сложным.

Этот человек говорит: «Что мне сделать, чтобы иметь жизнь вечную?» И Господь отвечает ему теми же привычными для него категориями: «Ты знаешь, что тебе нужно делать: соблюдай заповеди». Тогда юноша, думая, что, может быть, не знает каких-то заповедей, спрашивает: «Какие?» И Господь перечисляет их, но заповеди идут не в той последовательности, которую мы можем увидеть в декалоге Моисея или в законоположительных книгах: «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего твоего, как самого себя». Юноша говорит: «Это я сохранил от юности своей, чего мне еще недостает?»

Формально этот человек исполнил все заповеди, но здесь толкователи Писания отмечают один очень тонкий нюанс: Господь не случайно ставит последние две заповеди в самом конце своих слов, видимо, желая как-то особенно обратить на них внимание этого юноши, говоря о почитании отца и матери и о любви к ближнему. Почему Господь акцентирует на этом внимание, как показалось некоторым толкователям? Потому что, возможно, этот юноша неправильно относился и к своим собратьям, и к своим близким и родным. А мы знаем, что в Ветхом Завете было такое: иудей мог освободиться от попечительства о своих престарелых родителях, совершив определенного рода действие. И вроде бы перед законом человек считался невинным, но совесть могла обличать. Возможно, и этот юноша как-то неправильно поступал со своими близкими: может быть, будучи богатым, не помогал им или окружающим его людям.

Есть такой рассказ в одной книге об этом же юноше. Когда Господь сказал ему: «Посмотри, ты же богатый, у тебя столько одежды находится в хранилищах, а твои собратья в нищете - помоги им», то юноша опечалился и ушел. То есть Господь просил: «Раздай имущество бедным, помоги своему ближнему, ты же исполняешь заповедь о любви к ним», но это-то и смутило человека. Этот рассказ очень хорошо олицетворяет евангельскую картину происшедшего.

Юноша говорит: «Все это сохранил я от юности моей, что мне еще не достает?» Толкователи Писания обращают здесь внимание на то, что этот юноша обезопасил себя законом: он не убил, не прелюбодействовал, ничего не украл, не лжесвидетельствовал, хотя, может быть, совершал какие-то поступки, не обличаемые законом. Но в христианстве принципиальное значение имеет не то, что ты чего-то не делаешь, наоборот, важно делать что-то. От нашего постоянного делания и зависит то, что мы в конечном счете можем получить для себя. Можно лежать у себя дома на кровати и совершенно ничего не делать, но это не приблизит к Царству Небесному. Действительно, в таком случае никого не осудишь, не убьешь, не украдешь и вообще, получается, исполнишь все заповеди. Есть люди, которые превратили всю свою жизнь в скитания по известным местам, совершенно ничего не делают, не трудятся и не хотят этого делать, и отказались от всего в этом мире. Но это не приближает их к Богу, потому что, для того чтобы быть с Богом, нужно трудиться: и над самим собой, и вообще в этом мире.

Далее Господь говорит: «Иди, продай имение, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мной: будешь Моим учеником». Но он опечалился, потому что имел большое имение. То есть его привязанность к вещам была больше, чем любовь ко всему остальному: исполнить закон он мог, а расстаться с тем, что имел, не захотел. «Где сердце ваше, там и сокровище ваше», - написано в Священном Писании.

Ученики дивились произошедшему, видели уходящего опечаленного юношу, видели Христа, который бросил такой вызов этому человеку, и они спрашивают: «Да кто же тогда может спастись?» Иудеи считали, что если человек богатый, то Бог ему благоволит и помогает, а тут оказывается, что этот юноша для Царства Небесного еще не совершенный, не готов для него. И Господь говорит им очень важные слова: «Человеку это невозможно, но Богу все возможно», то есть с Божией помощью мы без сомнения можем преодолеть в том числе и те страсти, которые живут в нас.

Но здесь важно и другое: Господь говорит, что «… трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши» . Понятно, что богатство очень привязывает человека к миру и тяготит, но мы должны понимать, что и состояние нищеты не приближает человека к Богу. Это крайние состояния, но правильное использование того, что ты имеешь в этой жизни, является залогом верного движения к Богу.

Храни вас Господь!

Священник: Даниил Рябинин

Расшифровка: Елена Кузоро

Рассказ о богатом юноше (см.: Мф. 19: 16–29; Мк. 10: 17–30; Лк. 18: 18–27) – точнее было бы юношу назвать «вопрошающим», поскольку евангелисты рисуют его образ по-разному, – один из самых загадочных в Евангелии.

Загадочен он потому, что личность этого человека и мотив его вопроса, обращенного к Спасителю, оставляет поле для интерпретаций. Потому, что ответ Господа поверг в трепет учеников и, если быть честными, не совсем понятен и большинству из нас, «учеников» XXI века, ибо не прожит нами во всей полноте. И еще – потому, что дальнейшая судьба «юноши», его последующее самоопределение по отношению ко Христу – неизвестны. Ведь с другими евангельскими персонажами всё проще: есть апостолы – есть Иуда – есть фарисеи и Пилат – есть более широкий круг «учеников», из них некоторые в определенный момент «отошли от Иисуса и уже не ходили с Ним» (Ин. 6: 66) – есть обратившиеся впоследствии «братья» Его – есть толпа, которая сегодня кричит: «Осанна!» – а завтра: «Распни Его!».

А человек, задавший Христу самый в жизни, получил ответ и теперь не знает, что с ним делать…

Остался ли он на всю жизнь в этой нерешительности? Или запоздало последовал совету и пошел искать Того, Кто сказал: «Раздай всё и следуй за Мной»? Нашел ли он Его? Увидел ли при жизни? Или через годы влился в христианскую общину, обливаясь слезами раскаяния и тоски по Тому, Кого больше никогда не «узнает по плоти» (2 Кор. 5: 16)?

Ответ на эти вопросы – есть. Но узнает его каждый индивидуально, в сокровенной тайне, и передать этот ответ другому невозможно. Я узна ю его тогда, когда пойму: «юноша» – это я, и ответ зависит от того, что я сам сделаю с обращенными ко мне словами моего Бога.

Последуем же туда, где Христос разговаривает с вопрошающим… вместе с евангелистом Марком.

Это неправда, что юноша не знает , чего ему недостает. Но он боится услышать это от Другого

Пылкий юноша падает на колени перед Иисусом, когда Тот уже собирается уходить (см.: Мк. 10: 17). Юноша знает, что сейчас услышит самое главное в своей жизни и что второго шанса не будет. Годами смутный, но мучительный вопрос бродил в его душе, а теперь, при виде Учителя, он вдруг вспыхивает с невероятной остротой и силой. И юноша понимает: он всю жизнь сам себя обманывал. Это неправда, что он не знает , чего ему недостает (ср.: 10: 20). Но он боится услышать это от Другого. Пока Его голос звучал лишь в глубоком сердце, в совести – можно было спрятаться, как некогда Адам в раю (см.: Быт. 3: 10). Но теперь… Услышать – нестерпимо, а промолчать, чтобы не слышать, – более невозможно…

И юноша выпаливает: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?!

Это обращение – «Учитель благий!» – взывает о милости. «Смилуйся надо мной, Господи, не давай ответа, который я уже знаю; или Сам сделай что-то с моим страхом, с моей нерешительностью; помоги моему недоверию (ведь страх – это недоверие)».

Но Учителя не обманешь, вернее – Он Сам не станет обманывать.

Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог . Моя благость не сможет избавить тебя от необходимости сделать выбор: это то, что Богу невозможно, – ибо Он этого и не хочет, – а возможно только человеку (ср.: Мк. 10: 27).

– Но помоги мне хоть чем-то! Дай рецепт! Скажи Сам мое «да» вместо меня! Дай мне заповеди, правила, за которые я смогу уцепиться!..

– Хорошо, раз ты хочешь рецептов, Я скажу то, что ты и так знаешь наизусть. Ты ведь сам знаешь заповеди: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать» . Так делай – и будешь вполне приличным, хорошим, уважаемым всеми человеком.

– Но Учитель ! Все это я и так сохранил от юности моей .

Юноша не хочет быть приличным, он не хочет быть респектабельным, хотя, вероятно, именно таким его учили быть благопочтенные родители. (Для чего же еще они вкалывали целыми сутками, собирая сыну ?) В молодости хочется предельной правды, истины без компромиссов – «жить не по лжи». А – то, что не может не привлечь Иисуса. Его взгляд ищет в толпе – человека. Который готов отправиться на поиск и пойти в нем до конца, который готов жить , а не «хоронить своих мертвецов» (Мф. 8: 22).

Иисус взглянул на юношу. Встретился с ним взглядом. Проник в его сердечную глубину. И полюбил (Мк. 10: 21).

Иисус любит всегда, но когда Его Любовь встречается с чьим-то ответным взглядом, жаждущим любви, то Любовь эта вспыхивает в сердце самого человека. И начинает жечь его (ср.: Иер. 20: 9) до тех пор, пока человек не даст простор ей, пока не перестанет «удерживать».

Одного тебе не достает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

«Одного тебе недостает для того, чтобы Жизнь воссияла в тебе и чтобы заповеди, о которых ты думаешь, что исчерпал их, ты исполнил действительно: всё, что ты считал своим, – отдай другим. Деньги, интересы, таланты, мысли и заботы».

Иисус не говорит: отдай – и останешься ни с чем. Он говорит: отдай – и перестанешь за это цепляться. А сокровище не уйдет от тебя. Оно будет ждать тебя на небесах, если здесь, на земле, ты выберешь крест . Если полюбишь Меня настолько, чтобы идти, «куда бы Я ни пошел» (ср.: Мф. 8: 19; Откр. 14: 4), то увидишь, что небеса с их сокровищами находятся в твоем сердце . Ведь небесные сокровища – это Моя любовь, и она наполняет сердце каждого, кто пошел за Мной. Кто согласился быть со Мной на Моей Голгофе – тот увидит Воскресение своей души.

Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Возможно, читатель с облегчением вздыхает: слава Богу, это ведь не я отошел от Господа, а тот юноша

Возможно, читатель с облегчением вздыхает: слава Богу, это ведь не я отошел, а он; слава Тебе, Господи, что я не такой, как этот юноша, ведь я хожу в храм, причащаюсь, молюсь Тебе, а может, даже пророчествую, изгоняю бесов и многие чудеса творю именем Твоим (ср.: Мф. 7: 22).

Нет. Посмотрев вокруг, Иисус не увидел ни одного человека, готового сделать то, о чем Он просил богатого юношу, и говорит ученикам своим: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!»

Это контрольный выстрел. И ученики сражены. Они ужаснулись от слов Его , потому что вдруг осознали, что зов Христа обращен к каждому из них с такой же радикальностью, как и к юноше. Как тяжела любовь Твоя, Господи. «Спаси меня, но только не сейчас!» (блаженный Августин). Дай мне еще пожить с моим богатством.

Но – «до ревности любит Дух, живущий в нас» (Иак. 4: 5), «не отступит от тебя, пока не сокрушит или кости твои, или сердце твое» (Ерм , святой. Пастырь). Иисус снова и снова обращает к тем, кто согласились быть Его учениками, свой зов:

Дети , поймите, что только узким путем можно войти в Царство. Посмотрите на змей: они сбрасывают кожи, когда те становятся слишком заскорузлыми, а «мы меняем души, не тела» (Н. Гумилев), – душа должна «обновиться, яко орля», стать юной, сильной и прекрасной, как юноша, но для этого надо сбросить приросшую к ней кожаную ризу греха, малодушия, привязанности к своему «я» – главному сокровищу. Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

До этого момента сами апостолы не осознавали, чего потребует от них ученичество в школе Христа. И теперь чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

Иисус , опять воззрев на них , – словно желая сказать взглядом больше, чем словами, – говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу .

“Все возможно Богу” – вот самое радикальное из когда-либо сказанного Христом

Вот самое радикальное из когда-либо сказанного Христом. Попробуйте исполнить заповеди – и вы увидите, что это вам невозможно. Когда дошел до этой точки, крепись: избавление близко, но придет, когда не ожидаешь. А каким оно будет – увидишь сам, когда поймешь, что стоит за словами: всё возможно Богу.

Сейчас ты только читаешь о том, как это произошло с кем-то другим. С апостолами, со святыми. Потому что ты еще не раздал, что имеешь, и не пошел «в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12: 1), без всяких карт, планов и гарантий. Ты сошел с дистанции там же, где богатый юноша.

Но Бог поистине может «сдвинуть тот камень», каким является твое сердце, камень с двери гроба, и вывести оттуда твою душу от смерти в жизнь (Ин. 5: 24).

(Продолжение следует.)

Жила некогда одна женщина, у которой сын был ленив, плутоват, да еще и придурковат. Звали его Джуфа. Женщина эта была совсем бедная, и вот, когда у нее уже не осталось ничего, кроме домотканого полотна, она сказала Джуфе:

Пойди продай полотно, но если тебе попадется покупатель слишком болтливый, не отдавай; продай тому, кто много не разговаривает.

Джуфа взял полотно и пошел бродить по городу, выкрикивая:

Кому полотна?.. Кому полотна?..

Его остановила какая-то женщина и сказала:

Посмотрела, пощупала и спрашивает:

Сколько ты за него хочешь?

Уж очень ты много болтаешь, - ответил Джуфа, - болтливым людям мать не велела продавать. - И с этими словами пошел дальше.

Повстречался ему крестьянин.

Сколько просишь? - спросил он.

Десять скудо.

Нет, это слишком дорого!

Болтай, болтай! Все равно тебе не продам.

Все, кто хотел купить полотно, болтали слишком много, и Джуфа никак не мог найти покупателя. Бродил он, бродил по городу и наконец забрел на какой-то дворик. Посреди дворика стояла гипсовая статуя. Джуфа и говорит ей:

Купишь полотно? - Ответа не последовало, и потому Джуфа переспросил еще раз: - Так купишь или нет?

Статуя молчала. Тогда Джуфа воскликнул:

Уф! Наконец-то я нашел подходящего покупателя! Теперь-то я продам это проклятое полотно! - И Джуфа обмотал его вокруг статуи.

Ты должна мне десять скудо… согласна? Так и быть, за деньгами я зайду завтра. - И с этими словами Джуфа ушел.

Едва он вернулся домой, мать спросила про полотно.

Я его продал.

А деньги?

Зайду за ними завтра.

А покупатель надежный?

Это женщина, и притом такая, как ты наказывала. Подумай только, она не промолвила в ответ ни слова!

Утром Джуфа отправился за деньгами. Статуя стояла на месте, но полотно исчезло. Джуфа сказал:

Плати деньги!

Статуя молчала. Джуфа рассердился:

Взяла ты полотно или нет? А денег платить не хочешь? А… Ну так получай! - И, схватив кирку, Джуфа ударил по статуе, да так, что она разлетелась на куски.

Внутри статуи оказался горшок, полный золотых монет. Джуфа пересыпал их в свой мешок и поспешил домой.

Мама, она не хотела отдавать деньги. Тогда я хватил ее киркой, и она отдала вот это.

Мать сразу смекнула в чем дело.

Давай сюда деньги и никому ни слова.

2. Луна, воры, Джуфа и судья

Однажды поутру Джуфа отправился за сеном, но вернуться домой до наступления темноты он, понятно, не успел. Словом, когда он возвращался, была уже ночь, и дорогу освещала только луна, которая то исчезала в облаках, то снова выныривала.

Джуфа присел на камень и стал глазеть на луну, время от времени приговаривая:

Выходи! Выходи!

А когда луна выходила:

Спрячься! Спрячься!

А тут случись так, что возле самой дороги двое жуликов делили украденную тушу теленка. Когда они услыхали голос, который говорил: «Выходи» и «Спрячься», - они перепугались, думая, что это стражники, бросили свою добычу и дай бог ноги.

Джуфа, услышав топот, пошел взглянуть, что там такое происходит. Увидел разделанную тушу теленка, взял нож и принялся отрезать лучшие куски. Наполнив свой мешок, он отправился домой.

Мама, открой-ка! - забарабанил Джуфа в дверь.

Почему ты так поздно? - спросила мать.

Пока тащил это мясо - наступила ночь. Продай его завтра, мне нужны деньги.

Ладно, - говорит мать, - завтра, пока ты будешь на поле, я продам мясо.

На следующий вечер, когда Джуфа вернулся домой, он сразу спросил:

Ну как? Продала?

Да. Я поверила его в долг мухам.

А когда они нам заплатят?

Когда у них будут деньги.

Целую неделю Джуфа терпеливо ждал, что мухи принесут деньги. А когда увидел, что ждать бесполезно, отправился к судье.

Господин судья, - обратился к нему Джуфа, - рассудите по совести. Я поверил мухам в долг мясо, а они и думать не думают об уплате.

Поразмыслив, судья ответил:

Вот мое решение: как только увидишь муху, - можешь, не задумываясь, ее убить.

Надо же случиться, что в этот самый миг на нос господина судьи уселась муха, и Джуфа так хватил ее кулаком, что чуть не отправил судью на тот свет.

3. Джуфа и красный берет

Работать Джуфа не любил. После завтрака он тотчас отправлялся слоняться по улицам. Мать много раз выговаривала ему:

Джуфа, одумайся, пока не поздно! Найди работу! Ведь нельзя же так: поел, попил - и пошел слоняться! Хватит с меня! Либо сам зарабатывай себе на штаны, либо убирайся на все четыре стороны!

Джуфа отправился на Кассаро, главную улицу Палермо, в надежде заработать себе на одежду. Но подходящей работы для него не нашлось. Тогда у одного торговца попросил он одно, у другого - другое, и так, пока не оделся с ног до головы. И всем он при этом говорил: - Отпусти мне в долг, деньги уплачу на днях.

Между прочим, Джуфа приобрел таким образом великолепный красный берет.

Принарядившись, он торжествовал: «Вот уж моя мать не скажет, что я лодырь!» Но, вспомнив, что с торговцами еще придется расплачиваться, Джуфа решил притвориться умершим. Придя домой, он повалился на кровать.

Умираю! Умираю! - стонал Джуфа. - Я умер! - и при этом сложил руки крестом и вытянул ноги, как подобает настоящему покойнику.

Мать рвала на себе волосы и причитала:

Сынок! Сыночек мой дорогой! На кого ты меня покинул!

На крики матери сбежались соседи и дружно принялись ее жалеть.

Весть о смерти Джуфы мгновенно распространилась по всей округе. Торговцы тоже прибежали посмотреть на покойника.

Бедный Джуфа, - говорил один, - он задолжал мне шесть таро за пару штанов… Охотно ему их прощаю, да упокоит господь душу его.

Так один за другим перебывали тут все торговцы, и все они прощали Джуфе долги.

Но торговец, у которого Джуфа взял красный берет, рассудил иначе: «С какой это стати прощать ему долг». При виде огненно-красного берета, который красовался на голове покойного, торговца осенила счастливая мысль.

Когда могильщики подняли Джуфу и понесли в церковь, чтобы потом предать тело земле, торговец отправился вслед за ними, спрятался в церкви и стал дожидаться ночи.

Когда наступила ночь, в церковь проникли воры, чтобы здесь, без лишних свидетелей, разделить наворованные деньги. Джуфа неподвижно лежал на своем одре, а торговец притаился за дверью. Воры высыпали деньги - все серебро да золото - и принялись складывать их в столбики, чтобы всем досталось поровну. Наконец осталась только одна монета достоинством в двенадцать таро, с ней они не знали, как поступить.

Чтобы не ссориться из-за такого пустяка, давайте сделаем вот что: вон там лежит покойник, он будет нам мишенью: тот, кто попадет ему монетой прямо в рот, забирает ее себе.

Вот это придумано так придумано! - радостно согласились воры.

Воры приготовились. Тогда Джуфа, который все это отлично слышал, встал во весь свой рост и как возопит:

Да восстанут мертвые из гроба!

Воры забыли про деньги и опрометью кинулись из церкви. Как только Джуфа увидел, что в церкви никого не осталось, он устремился к деньгам, но в это самое время ему наперерез с простертыми вперед руками бросился и торговец, владелец берета. Поделили они деньги пополам, но одна монетка в пять грано осталась.

Джуфа сказал:

Это моя монетка.

Нет, моя!

Она принадлежит мне!

Нет, мне!

Тогда Джуфа схватил кадило и замахнулся им на торговца с криком:

Эти пять грано мои! Я хочу пять грано!

А воры в это время подкрались к церкви, желая разведать, что будут делать покойники. Ведь не шутка бросить такую уйму денег. Притаились они у двери и услышали перебранку из-за пяти грано.

Беда! - подумали воры. - Сколько же тут этих покойников, если на долю каждого досталось лишь по пяти грано, да при этом еще кому-то не хватило! - И воры пустились наутек, только пятки засверкали.

Джуфа и торговец беретами вернулись домой, каждый с увесистой мошною денег, а Джуфа еще отвоевал пять грано.

4. Джуфа и винные мехи

Мать, видя, что ничего путного из ее сына не получится, отдала его в услужение к одному трактирщику. И вот трактирщик однажды говорит ему:

Джуфа, ступай на море, - отмой-ка хорошенько эти мехи, да смотри, чтобы их не украли.

Джуфа взял мехи и отправился на море. Там он их мыл и полоскал все утро. А потом и говорит себе: «Ну, а как же я узнаю, хорошо ли я их вымыл? У кого бы спросить?» На берегу никого не было, но тут он заметил в море корабль, только что вышедший из порта. Джуфа вытащил платок и принялся отчаянно размахивать и кричать:

Эй, там, на корабле! Плывите к берегу! Плывите сюда!

Капитан говорит:

C берега нам подают какие-то знаки. Надо подплыть, кто знает, что там случилось! Быть может, мы что-то забыли на берегу…

Капитан с несколькими матросами сели в шлюпку и отправились на берег.

В чем дело? - спросил капитан Джуфу.

Дело в том, ваша милость, - ответил Джуфа, - что я просто хотел спросить у вас, хорошо ли я вымыл мехи?

Капитан даже подскочил на месте, он рассвирепел так, будто в него вселилась тысяча чертей. Схватил он палку и давай охаживать несчастного Джуфу. Капитан бил его до тех пор, пока сам не обессилел.

А Джуфа ревел:

А что надо было кричать?

Ты должен был кричать: «Господи, пошли им попутного ветра!» Тогда бы мы не потеряли понапрасну столько времени.

Джуфа взвалил мехи на горящие от побоев плечи и направился в селение, громко повторяя:

Господи, пошли им попутного ветра… Пошли им попутного ветра… Пошли им попутного ветра…

По дороге попался ему охотник, который целился сразу в двух зайцев. Джуфа и крикни:

Господи, пошли им попутного ветра!

Зайцы навострили уши и бросились в разные стороны.

Тогда охотник заорал на него:

Ах ты собачий сын! Тебя еще тут недоставало! - я хвать его прикладом по голове!

Джуфа сквозь слезы спрашивает:

А что надо было кричать?

Ты должен был крикнуть: «Господи, не дай промахнуться».

Тут он встретил двух спорящих. От слов они перешли к кулакам. Джуфа воскликнул:

Господи, не дай промахнуться…

Услыхав такие слова, драчуны отпустили друг друга и набросились на Джуфу:

Ах проклятый! Ты еще хочешь подлить масла в огонь! - И дружно принялись его колотить.

Джуфа сквозь слезы взмолился:

А что надо было сказать?

Что ты должен был сказать? А вот что: «Господи, разведи их!»

Господи, разведи их… Господи, разведи их… - твердил Джуфа, продолжая свой путь.

Тут, как назло, повстречалась ему пара новобрачных, которые выходили из церкви. Лишь только они услыхали: «Господи, разведи их!» - муж бросился к Джуфе, на ходу расстегивая ремень.

Ах ты проклятый ворон! Ты хочешь развести нас с женой!

Джуфа, совсем обессилевший от побоев, рухнул на землю. Когда же его стали поднимать и Джуфа открыл наконец глаза, ему задали вопрос:

И что тебя надоумило говорить такое молодоженам?

А что надо было им сказать?

Ты должен был пожелать: «Господи, пошли им побольше радости и веселья».

Дорога проходила мимо дома, где лежал покойник. Вокруг гроба горели свечи. Неутешные родственники рыдали. Когда же до них донеслись слова проходившего мимо Джуфы: «Господи, пошли им побольше радости и веселья», - один из родственников выскочил на улицу с дубинкой, и Джуфа получил то, чего еще не успел дополучить.

Только теперь Джуфа уразумел, что полезнее всего в жизни - молчать. В таверну он вернулся поздно вечером. Хозяин, который еще на рассвете послал его мыть мехи, тоже отколотил его, а затем прогнал вон.

5. Ешь, ешь, моя курточка!

Джуфа всегда ходил таким оборванцем и вид имел до того придурковатый, что никогда не удостаивался приглашения к чужому столу. Так вошел он как-то в один дом в надежде поесть, но не успел и порога переступить, как его тотчас послали ко всем чертям. Но вот мать раздобыла ему красивую куртку, пару новых штанов и бархатный жилет. Разодетый Джуфа отправился в тот же самый дом. На этот раз ему оказали всяческие почести, усадили за праздничный стол, да еще наговорили уйму приятных слов. Подали кушанья, и Джуфа одной рукой набивает себе рот, а другой распихивает еду по карманам, карманчикам и куда ни попало и приговаривает: «Ешь, ешь, моя курточка! Ведь это тебя угощают, а не меня!»

6. Не забудь про дверь, Джуфа!

Джуфа увязался с матерью на поле. Мать первой вышла из дому и крикнула:

Не забудь про дверь, Джуфа!

Джуфа послушно приналег на дверь и сделал это с таким усердием, что она соскочила с петель. Тогда он взвалил ее на плечи и зашагал вслед за матерью. Вскоре Джуфа захныкал:

Мама, мне тяжело! Мама, мне тяжело!

Это еще что за новости! - обернулась мать. Но, увидев дверь, которую тащил Джуфа, просто ахнула.

В общем, пока они ковыляли с этой дверью, спустилась ночь, до дома было далеко, и тогда, опасаясь разбойников, мать с сыном решили заночевать на дереве. Джуфа и тут не расстался с дверью.

В полночь под их дерево пришли разбойники делить выручку. Джуфа с матерью притаились, ни живы ни мертвы.

Вдруг Джуфа почувствовал некоторое неудобство.

Мама! - зашептал он. - Хочу пи-пи!

Хочу пи-пи!

Потерпи немножко.

Не могу!

Ну будь умницей, Джуфа.

Больше не могу!

Ну ладно, давай!

И Джуфа помочился. Когда разбойники почувствовали, что на них что-то льется, они удивились:

Вот те на! Ясное небо, и вдруг дождь!

Прошло еще немного времени, и Джуфа опять шепчет:

Мама! Мне нужно облегчиться!

Потерпи, Джуфа.

Не могу!

Потерпи немножко!

Не могу!

Ну ладно, давай!

И Джуфа облегчился. Да так облегчился, что разбойники снова заволновались.

Что это - манна небесная или птички? - загалдели они, отряхиваясь.

А Джуфа, который все еще держал дверь на своих плечах, опять шепчет:

Мама, мне тяжело держать!

Потерпи!

Не могу!

Ну потерпи, прошу тебя!

Больше не могу… - С этими словами Джуфа отпустил дверь, и она грохнулась прямо на разбойников.

Вскочили тут разбойники и задали такого стрекача, только пятки засверкали.

Мать с сыном спустились с дерева, а под ним здоровенный мешок, полный золота. Взяли они этот мешок и отнесли домой. Мать сказала Джуфе:

Смотри никому об этом не рассказывай! Ведь если власти узнают - нас обоих упрячут в тюрьму.

Затем мать отправилась на базар, накупила там изюму и сушеного инжиру. Вернувшись домой, она залезла на крышу и, как только Джуфа вышел из дома, стала швырять в него изюм и сушеный инжир. Джуфа остановился.

Мама, - закричал он, - с неба сыплется изюм и инжир!

Ну что ж, - ответила ему мать, - значит, такой уж сегодня дождь. Радуйся!

Как только Джуфа куда-то ушел, мать высыпала из мешка все золото и насыпала туда ржавых гвоздей. Прошла неделя. Джуфе понадобились деньги. Полез он в мешок, а там ржавые гвозди. Тогда он пристал к матери:

Отдай мои деньги, а то пожалуюсь судье!

Мать притворилась, будто ничего не понимает:

О каких деньгах ты говоришь, Джуфа?

Джуфа отправился к судье.

Ваша милость, я нашел мешок с золотом, а мать вместо золота насыпала туда ржавых гвоздей.

Золото? А когда ты нашел его?

В тот самый день, когда шел дождь из изюма и сушеного инжира.

Судья приказал отправить Джуфу в сумасшедший дом.