Использование проявщика RAWTherapee в прикладных задачах фотолюбителя. Операции с фото на этапе цифровой проявки

Он позволяет упростить некоторые рутинные операции при подготовке фотографий к публикации. Хотя это классический рав-редактор, фотографии в jpeg тоже можно обрабатывать. На настоящее время актуальна версия 4.0.6. В обзоре описываю только функционал, который использую сам. Ряд судя по всему полезных возможностей типа пакетной обработки оставлю за кадром, потому что сказать ничего не смогу

Преимущества:

Кроссплатформенный и свободный. Линуксоиды радосте.
Поддерживает массу языков. Здесь скриншоты из англоязычной версии.
Сохраняет историю обработки фотографии в скрытом файле рядышком с оригиналом. Зачем нужно: сделал фотографию, обработал, залил, отклонили. Через год просматриваю архив - натыкаюсь снова. Открываю - а редактор показывает всю обработку. Незамыленный глаз увидит баги, и можно грузить снова, в этот раз успешно.

Недостатки:

Дико медленный. При масштабировании или прокрутке изображения пересчитывается обработка всего показываемого фрагмента, никакого кеширования нет и в помине.
Странный интерфейс - но это дело привычки.
Не сохраняет EXIF. По крайней мере, автор не осилил.

Что стоит делать в редакторе:

Экспокоррекция - самое популярное применение РАВ-редактора
ББ. После перехода со старой мыльницы на зеркалку актуальность резко снизилась. Но поддерживается выставление белого по серому пятну и ручная подстройка цветовой температуры и оттенка по шкале зеленый-фиолетовый
Яркость-контрастность-насыщенность. Первые два работают как и ожидается, а вот ползунок насыщенности может устроить кислотную дискотеку.
Хроматические аберрации. Болезнь ультразумов и дешевой оптики к зеркалкам. Номер один в личном хит-параде бесящих багов изображения. Красно-синяя или зелено-фиолетовая кайма вокруг контрастных цветовых переходов. Виднее всего по краям кадра и если граница цветов идет перпендикулярно радиусу кадра.
Purple fringe. Оно же - синяя каемка. При съемке ЭТ проявляется на проводах на фоне безоблачного неба. Провод на самом деле черный, а на фотографии получается сиреневым.
Дисторсии (бочка и подушка) и перспективное искажение.
Выравнивание. Тут все понятно - я твой горизонт шатал.

Что не стоит делать в редакторе:

Удалять шумы и поднимать резкость. Результат сильно не понравился по сравнению с пакетом G"MIC, который достоин отдельной статьи.

Качается с сайта разработчика с неожиданным именем http://rawtherapee.com. Интерфейс может сильно меняться в зависимости от операционной системы, версии самого редактора и используемых библиотек, индивидуальных настроек и используемой темы оформления. На мой взгляд, удобнее привязать программу к контекстному меню менеджера фотоархива и вызывать по мере надобности для отдельных фотографий. Но в первый раз можно запустить просто так и натравить на папку с фотографиями: и дабл-кликом перейти к обработке конкретной фотографии. Программа готова к работе:
Интерфейс можно сильно настраивать, поэтому вид может существенно отличаться. В левой панели превьюшка фотографии. Если курсор где-то над фотографией, то отображается координата пикселя (удобно выбирать центр кадра для выравнивания горизонта) и его яркости в трех системах цветности. Ниже - список undo. Подробно описывает все операции над фотографией, т.е. например кроме самой операции поворота указывает еще и угол. В ходе подготовки статьи скриншоты снимались в хаотичном порядке, поэтому обращать внимание на подробности не имеет смысла. Еще ниже - снепшоты. Можно сохранить несколько вариантов обработки и переключаться между ними в одно нажатие. Удобно, но не очень часто востребовано.
По центру сама фотография, верхняя панель инструментов и нижний не отключаемый тулбар. Добавить на них кнопки возможности нет, а это не помешало бы. Над фото слева: сворачивание левой панели, отключение плашки с данными EXIF, сравнение "до" и "после" - полезная штука, но съедает рабочее пространство, включение тягания экрана мышкой (по умолчанию), ББ по пятну (размер настраивается), кроп и поворот. Поворот сделан грамотно - надо выбрать горизонтальную или вертикальную линию на фото, и редактор приведет ее к нужному положению и обрежет края. Справа сверху включение индикации пересвета-недосвета и простые повороты и отражения. Под фотографией: сохранить, отправить в редактор, индикатор жизни, масштабирование. Плюсик создает настраиваемые окна для наблюдения над интересующими точками фотографии.
Правая панель. Гистограмма с кучей параметров, под ней серая панель показывает параметры пикселя под курсором. Если нажать правую кнопку, то показания зафиксируются. Еще раз - продолжит показывать. Дальше профили обработки. Транспортные фотографии обычно весьма разнородные, поэтому пользы не вижу. А еще дальше самое сердце программы. Экспозиция, детали, цвета, геометрия, параметры предварительной обработки и EXIF.

Приблизительный алгоритм обработки фото:

1. Поворот и обрезка. Эти инструменты во вкладке с транспортиром и ножницами. Надо обязательно поставить галочку "Auto Fill" - она на скриншоте с обрезкой. Это включит автоподрезку краев при повороте изображения. Экономит кучу нервов. Прицеливаемся так, чтобы ориентир занимал весь экран. Координаты курсора помогут поймать центр кадра. Потом выделятором вертикали протягиваем по нему:
Процедура кропа вполне очевидна. В этом кадре столбики совсем уж не в тему, поэтому идут под нож:
Гистограмма теперь считается с учетом обрезки.
В этой же вкладке куча полезных инструментов для корректировки геометрии - перспектива, дисторсия, виньетирование, ручная правка хроматических аберраций. Есть еще автоматическая - она почему-то уехала аж во вкладку с РАВ-параметрами. Работает она вполне удовлетворительно, и корректировки обычно не требует. Все регулировки наглядные, и их надо просто пробовать. Когда что нужно исправлять:
Перспектива. Горизонтальная почти всегда в норме, а вертикальная нарушается если держать камеру непараллельно асфальту. Дома на заднем плане будут валиться на или от зрителя.
Дисторсия. Обычно возникают при съемке с экстремальными для этой камеры или объектива фокусными расстояниями. По простому - на максимальном или минимальном зуме. Дома по краю кадра выгибаются наружу или внутрь кадра. Крутить ползунок пока не станут прямыми. Автокоррекцией не пользовался.
Виньетирование. Темные углы кадра. В идеале яркость по всему кадру должна быть равномерная.
Аберрация. В фотографии-примере ее нет, но могла бы быть на переднем и заднем крае троллейбуса:
Автомат работает хорошо, улучшить результат ручной правкой редко когда получалось

2. Дальше идет defringe - удаление фиолетовых каемок. Клинический случай - дерево без листьев на фоне безоблачного неба. Скорее всего на фотографии оно будет мутно-фиолетового цвета. Defringe сделает его правильно черным. Результат часто не идеален, поэтому потом можно будет пройтись по недоработанным местам обесцвечивающей кистью. Параметры по умолчанию довольно адекватны для маломегапиксельных камер. Можно немножко поиграться радиусом в сторону увеличения. Если излишне увеличить, то вылезут артефакты неприятного вида
В целом, это единственный фильтр из этой вкладки, используемый автором. Шарп и подавление шумов лучше делать в графическом редакторе. Разве что повышение резкости методом RL Deconvolution выглядит интересно.

3. Баланс белого. У фотографии-примера с этим относительно нормально. Доступный инструментарий: шкала цветовой температуры (для красных фотографий уменьшаем, для синих увеличиваем), оттенок по шкале фиолетовый-зеленый, инструмент для привязки ББ к серой точке фотографии - на скриншоте.
Нет, все-таки чуть зеленого добавить не помешает

4. Самое главное применение программы. Корректировка яркости во всех ее проявлениях. Специально сбросил все параметры на ноль, чтобы результат обработки был наглядней.
Фото явно темновато и с недостаточной контрастностью. Есть аж четыре подхода к получению приятной фотографии. Можно воспользоваться авторегулировкой уровней - программа сама все сделает. Единственный параметр - количество отбрасываемых пикселей. Оптимальные значения не больше 0.02.
Другой вариант - вручную выставить поправку экспозиции и некоторые параметры типа черной точки. В большинстве случаев весьма неочевидно, что и куда надо крутить.
Третий - яркость-контрастность-насыщенность. Главное не переусердствовать. Насыщенность дает весьма странный результат, но в малых дозах работает неплохо.
И четвертый - кривые. Тут все как обычно, разве что можно задавать разными способами,а не только тасканием точек.
Прелесть в том, что можно совместить. Обычный алгоритм: экспокоррекция на глаз до приятной яркости и/или симметричной гистограммы, яркость в пределах +-10 - алгоритм отличается от экспокоррекции, контрастность и насыщенность +10-20 по вкусу. Для каждой модели фотоаппарата эти три параметра будут примерно постоянны для большинства фотографий. Белую и черную точку удобно ставить по гистограмме. Надо подправить, если гистограмма не охватывает все возможные значения. На скриншоте виден небольшой пробел в области черного цвета. Вот его и убираем, сдвигая точку начала гистограммы на начало графика. В результате улучшится контрастность и слегка придавятся шумы.
Из прочего могу вспомнить разве что демозаичный фильтр. Разницу между разными алгоритмами на практике заметить не смог. Впрочем, отзывы в интернете утверждают, что amaze лучше справляется с малошумными изображениями, а hphd - с более зашумленными. vng4 создавался специально для РАВ-файлов с камер Olympus, но в актуальных версиях amaze догнал его по качеству. Проверить этот факт не имею возможности, на глаз разница не заметна, разве что сравнивать попиксельно. В той же вкладке подсовывается черный кадр для вычитания битых пикселей. Полезно для обработки ночных фотографий, снятых фотоаппаратом с битыми точками на матрице.
Заканчивается работа экспортом полученной фотографии в формат tif и открытием его в соответствующем редакторе, чтобы окончательно подготовить фото к публикации. После описанных операций это фильтрация шумов, повышение резкости, изменение размера и сохранение с учетом допустимого размера. Все!

Редакторы для обработки RAW-файлов – штука весьма специфичная, но в последние годы, с популяризацией в народе фотокамер, позволяющих делать такие снимки, становится все более востребованной, причем не только заядлыми фотоэнтузиастами, как ранее, но и более «умеренной» в любви к фото публикой.

К сожалению, особого выбора здесь нет – идущее в комплекте с фотоаппаратом программное обеспечение, как правило, не блещет функциональностью, а из стороннего ПО на ум сразу приходит Adobe Lightroom, однако при ценнике в $300 язык не поворачивается назвать его оптимальным инструментом для фотолюбителей. С бесплатными утилитами в данной категории софта ситуация сложилась не лучшим образом, но, к счастью, таковые все же есть, и одним из лучших бесплатных RAW-конвертеров является именно RawTherapee .

Кроссплатформенный RawTherapee разрабатывался венгерским программистом Габором Хорватом с 2004 г., а в 2010 г., после открытия исходных кодов, вокруг проекта собралась команда единомышленников, силами которых и продолжается разработка последних нескольких версий.

Основным преимуществом четвертой версии разработчик называет использование движка с плавающей запятой при обработке изображений. Переход от 16-разрядных целых вычислений к 32-разрядным значительно повышает точность обработки, что должно быть особенно заметно на светлых участках снимков, где удается восстановить больше информации и среди прочего добиться более плавных переходов. Правда, у подобного решения есть и недостаток – значительный объем потребляемой оперативной памяти. По этой причине приоритетной версией RawTherapee является 64-битная, а при установке 32-битной инсталлятор даже выводит предупреждение о возможности нестабильной работы и предлагает инструкции по переводу Windows в трехгигабайтный режим.

Интерфейс RawTherapee выполнен в традиционном стиле – центральная область отведена под основной элемент текущего окна (миниатюры фото в окне браузера или же обрабатываемый снимок в окне редактора), справа собраны все доступные инструменты, слева – древо каталогов (в браузере) либо история редактирования.


Разумеется, интерфейс настраивается в широких пределах – можно выбирать одно- или мультизакладочный интерфейс (в первом случае все снимки обрабатываются в одном окне редактора, во втором – каждое фото открывается в отдельной закладке), менять пропорции блоков (например, расширить блок инструментов за счет сужения основной области редактирования), временно скрывать ненужные, а также менять общую цветовую гамму – если классический темно-серый фон окна вам не нравится, в опциях можно выбрать любой из десятка доступных. Имеется и полноэкранный режим.

Все инструменты объединены в 6 закладках: в «Экспозиции» можно менять ее компенсацию, выставлять уровень черного, регулировать яркость/контраст/насыщенность, определять методы восстановления ярких участков, а также редактировать снимок с помощью кривых. В закладке «Детализация» сосредоточены инструменты по настройке резкости изображения, микроконтраста, а также средства для подавления шумов – отдельно можно регулировать значения для яркости, цветности и гаммы, плюс включать подавление импульсного шума. Инструменты по работе с цветом находятся в одноименной закладке – здесь устанавливается баланс белого (по данным камеры, автоматическое определение и пользовательские значения), регулируются значения по цветовым каналам, оттенки и насыщенность с помощью эквалайзера HSV, выбирается входной цветовой профиль и т.д. Закладка «Преобразования» позволяет откадрировать снимок, изменить его размер и геометрию – хоть подобные вещи обычно и делаются в обычном графическом редакторе, но если вы собираетесь обойтись без него, подобная функциональность в RAW-конвертере окажется явно не лишней. В закладке RAW указывается метод демозаика (процедура восстановления полноцветного изображения по данным, полученным из ячеек светочувствительной матрицы), коррекция хроматических аберраций, выравнивается значение зеленого (которое позволяет скомпенсировать артефакты демозаика для снимков с некоторых камер, использующих зеленые фильтры, отличные от других), включаются фильтры горячих и битых пикселей, корректируется точка белого в RAW, устраняется эффект теплового шума на снимках с длительной выдержкой и т.д. И на последней закладке, «Метаданные», можно просмотреть информацию из EXIF и выбрать, что из нее стоит сохранять в результирующем файле, а также заполнить метаданные (авторские права, теги и проч.).

Результат обработки сохраняется в JPEG, PNG или TIFF, причем RawTherapee может либо выполнить эту процедуру немедленно, либо поставить в очередь – как в ее конец, так и в самое начало. При этом редактор может вместе с изображением сохранять и параметры его обработки – они будут находиться в xml-файле с таким же названием, что и сам снимок, и в будущем их можно будет использовать при повторном открытии RAW-файла. Кроме того, при желании пользователь может создавать собственные профили постпроцессинга (в дополнение к полутора десяткам имеющихся) на основе выполняемых операций и впоследствии применять их к другим снимкам.

В предыдущих статьях я поднимал тему о возможности эффективного использования связки RAWTherapee + GIMP в практике фотолюбителя, не желающего связываться со взломанными продуктами или переплачивать за отчасти ненужную функциональность Adobe Photoshop. Применение RAWTherapee во многих случаях предпочтительнее, чем использование встроенной утилиты Adobe Camera Raw, и во всех известных мне случаях обеспечивает более быстрый и как минимум не менее качественный результат, чем поставляемые с камерами конвертеры. (Исключением является здесь, пожалуй, Olympus Viewer, чудовищно медленный, но зато способный в полной мере дать пользователю прочувствовать знаменитую «магию фирменных цветов Olympus». О том, как этого достигнуть с использованием RAWTherapee, будет сказано чуть ниже.)

Сразу хочу предупредить, что полный курс работы с RAWTherapee – это, как говорится, не для слабонервных. В то время как большинство конвертеров предоставляет только некоторый набор наиболее оптимальных, с точки зрения разработчиков, алгоритмов и подходов для выполнения различных операций над RAW файлами, в RAWTherapee впихнуто буквально всё. Заплутать в используемых алгоритмах и настройках для неискушённого пользователя – легче лёгкого.

Именно поэтому сегодня я хочу коснуться основных операций, выполняемых с помощью проявщика RAWTherapee в любительской практике. Дело в том, что подробного учебника (не путать с руководством!) по RAWTherapee на русском языке всё ещё нет, и многие вещи приходится определять интуитивно, тем более что от версии к версии способы и интерфейс работы претерпевают довольно существенные изменения. Здесь я ставлю себе целью ликвидировать основные пробелы, возникающие у любителя (особенно не спавшего несколько лет подряд в обнимку с книгой Маргулиса о цифровой обработке фотографий) при работе с этим замечательным во всех отношениях проявщиком. А дополнительные возможности и знания каждый, по мере возникновения у него специфических потребностей, откроет для себя сам.

Операции с фото на этапе цифровой проявки

В прошлой статье (« ») я рекомендовал перенести на этап проявления цифрового снимка в RAWTherapee максимально возможное количество доступных операций с цветом. Причина этого проста: RAWTherapee поддерживает глубину цвета 16 бит (типичную для профессиональной работы в формате TIFF и превосходящую глубину цвета в камерном RAW), в то время как главным недостатком GIMP становится уже давно его способность работать только с 8-битовым цветом, что приводит к постеризации, чрезмерному клиппингу и другим интересным проблемам.

Чтобы правильно распределить проделываемую работу, я приведу здесь типовой перечень операций над снимком в формате RAW, обычно выполняемых в любительской практике.

1. Предварительный просмотр и сортировка
2. Цифровое проявление (демозаик, дебайеризация)
3. Коррекция экспозиции (восстановление светов, теней, общего и локального контраста)
4. Коррекция геометрии снимка (устранение перекосов, наклонов, нежелательных ракурсов, искажений)
5. Исправления баланса белого и цветового баланса
6. Удаление шумов
7. Коррекция резкости, микроконтраста, выделение деталей
8. Коррекция отдельных участков изображения вышеупомянутыми способами
9. Ретушь
10. Завершение обработки (наложение рамок, коллажирование, отрисовка деталей)

Некоторые посчитают этот список самоочевидным, но это не так. Не надо забывать, например, что многие любители снимают в JPEG. (Кстати, RAWTherapee замечательно позволяет редактировать JPEG, применяя к файлам в этом формате почти все возможности программы.) В большинстве случаев «обработка снимка» сводится к пресловутому «удалению красных глаз», шарпу с дефолтными настройками и, для самых продвинутых, к исправлению ББ на «Авто». Те, для кого это не так, сидят на Фотошопе, или вздыхают томно, глядя на чужие «профессиональные» снимки и ругая свою «мыльницу». Отсюда необходимость поименовать вышеуказанные шаги.

Я исхожу в дальнейшем из двух следующих посылок, проверенных практикой любительского фото (да и профессионального, берущего традиции из плёночных времён):

Шаги с 1 по 7, как и многие другие операции, правильнее и проще выполнять в специализированном проявщике, чем в утилите открытия RAW-файлов при фоторедакторе.
Без шагов 8-10 лучше всего вообще обойтись. Если обойтись без них нельзя, GIMP содержит всё или почти всё необходимое для их выполнения.

Поэтому ниже я в подробностях изложу стратегию выполнения шагов 1-7 для фотолюбителей, пользующихся RAWTherapee. Предупреждаю ещё раз: это не инструкция! Это ответ на вопрос «почему» или «зачем», но не на вопрос «как». Впрочем, в последнем вопросе любой желающий разберётся интуитивно.

Порядок работы с RAWTherapee

Интерфейс RAWTherapee организован с использованием вкладок инструментов. Правда, чтобы понять, что означает та или иная вкладка, необходимо либо прочитать инструкцию, либо напрячься и действовать методом научного тыка. Для простоты я привожу здесь картинку с кнопками вкладок RAWTherapee.

То, что можно сделать в общем случае в любительской практике с использованием инструментов на этих вкладках, я и опишу вкратце ниже.

Предварительный просмотр и сортировка

Здесь всё просто. Откройте папку в браузере RAWTherapee. Выберите «звёздный рейтинг» для каждого снимка в папке, исходя из личных предпочтений. Не забывайте внимательно смотреть на данные EXIF, отображаемые на каждом снимке.

Две шестерёнки в углу картинки поместят файл в список пакетной обработки. О необходимости и сфере применения этой возможности я распространяться не буду; кто знает, тот поймёт. Скажу лишь, что любителю не зазорно обрабатывать пакетом сразу пачку снимков, с проявлением в JPEG или без, но с применением общих настроек, например, для подавления шума и ореолов.

Значок с изображением мусорной корзины в углу каждого файла тоже не просто так.

Цифровое проявление

Алгоритмы дебайеризации (демозаика) довольно разнообразны. Во всех случаях, если вам не хочется чего-то специального, пользуйтесь AMAZE. Но если у вас старый «Олимпус» (зеркалка), вы можете предпочесть рекомендованный для него VNG4. Хотя я проявлял с AMAZE и не имел проблем ни с резкостью, ни с цветом, ни с муаром.

RAWTherapee поддерживает профили ICC. Если вы раздобыли устраивающий вас профиль для вашей камеры, загрузите его в соответствующей панели интерфейса (там же, где переключение вкладок с инструментами). В старые версии RAWTherape можно было впихнуть цветовые профили для Photoshop (DCP вплоть до 4-й версии); как с этим в новых вариантах, я не знаю.

Коррекция экспозиции

Полный, ужасающий тоталитарный контроль, предоставляемый RAWTherapee на самой первой вкладке обработки. Не читавшим Маргулиса лучше поступить так: открыть инструмент «Кривые» (первую из предлагаемых кривых), выбрать пользовательскую форму кривой и осторожно подёргать полозки на гистограмме, контролируя результат по монитору.

Думаю, нелишним будет напомнить, что для «вытягивания» картинки из тени нужно «поддёрнуть» вверх левую часть кривой, а для большего контраста и сочности – наоборот, опустить чуть вниз правую часть и поднять вверх кривую слева, так что вся кривая станет похожей немного на латинскую S. Вы не поверите, но многие не знают этих двух операций, продолжая по старинке пользоваться полозками «Яркость/Контраст», дающими куда меньший контроль над картинкой.

Кривые в интерфейсе RAWTherapee реализованы прямо на панели инструментов, а не в виде плавающего окна, что делает их использование не очень удобным, особенно на ноутбуке с относительно небольшим экраном.

Коррекция геометрии снимка

Воспользуйтесь вкладкой «Геометрия». Дисторсию для большинства объективов можно убрать автоматически. Трогать на этой вкладке коррекцию хроматических аберраций без необходимости я не советую, для большинства задач здесь есть более удобный инструмент.

Перед вращением или исправлением перспективы, да и вообще любыми геометрическими процедурами, я советую включить флажок «Автозаполнение». Алгоритм интерполяции при автозаполнении в RAWTherapee очень хороший, существенных потерь детализации на реальных объектах мне не удалось заметить ни разу.

Кстати, эти инструменты прекрасно исправляют геометрию и на JPEG файлах.

Исправления ББ и цветового баланса

Как и для всех конвертеров, в RAWTherapee есть фанатичные поклонники выдаваемого проявщиком «дефолтного» цвета, так и его ярые ненавистники. Будем умеренными позитивистами и признаем, что цвет в RAWTherapee как минимум не хуже, чем в Adobe Camera Raw/ Adobe Lightroom, но уступает, пожалуй, цвету из RPP или Capture One. Впрочем, к услугам любителей «подлинного» цвета уже упомянутые выше цветовые профили.

Баланс белого, как и положено, исправляется в один щелчок. Можно подкорректировать цветовую температуру и оттенок вручную уже после установки наиболее подходящего пресета.

Не буду вдаваться в подробности теории, но замечу, что на старых никоновских кропах (Nikon D5000, Nikon D7000) я спокойно убирал с тонов кожи знаменитую «морковку», гнусный жёлто-оранжевый тон, заставивший множество любителей-портретистов «соскочить» с Никона. Всё, что для этого требовалось, это разблокировать пастельные и насыщенные тона, затем немного уменьшить общую цветность и повысить её обратно только для пастельных тонов.

Ещё одно прекрасное, но сильнодействующее средство редактирования экспозиции и цветности – кривые Lab. Применять его я рекомендую во всех проблемных случаях, но только тогда, когда вы осознаёте, что делаете.

Удаление шумов

«Шумодав» в старых версиях RAWTherapee многим не нравился. У меня, напротив, с ним проблем никогда не было.

Чтобы убрать шум, откройте снимок в масштабе 100% или больше. Оцените, какой у вас шум – яркостный или цветной. Цветной можно убирать смело, без потери цветов и резкости, до значения минимум в 40-50%. С яркостным будьте осторожнее, чтобы не «сгладить» снимок. Оптимальные значения для подавления яркостного шума – от 2,5 до 5. К большим значениям следует прибегать только тогда, когда снимок обречён на ресайз или когда ситуация уже совсем безвыходная.

Метод Lab при удалении шума интуитивно кажется мне лучше, чем метод RGB, но, возможно, это просто предрассудки.

Коррекция резкости и микроконтраста

Оставьте снимок в режиме увеличения (100% или больше). Найдите участок с важными для сюжета деталями.

Пришло время давить хроматические аберрации (если они у вас есть на снимке)! Используйте для этого инструмент «Подавление ореолов» на вкладке «Детали».

Резкость можно корректировать (есть 2 метода – общеизвестный метод нерезкой маски и метод обращённой свёртки RL), а можно снять этот флажок и корректировать резкость впоследствии в графическом редакторе. Я рекомендую связываться с резкостью, только если снимок не планируется в дальнейшем обрабатывать. Вообще же надо иметь в виду, что некоторое повышение резкости необходимо всем цифровым фото в обязательном порядке.

Для метода нерезкой маски оптимальное значение радиуса от 0,3 до 1, сила маски – от 125 до 333. Более высокие значения приводят к появлению артефактов вокруг границ объектов, а то и в равномерных зонах.

Микроконтраст – отдельная функция, аналога которой в GIMP нет. По сути, она позволяет дополнительно подчеркнуть или размыть детали разного размера, в зависимости от их относительной величины на снимке. Пользуясь полозками в разделе «Контраст по уровню деталей», под визуальным контролем при 100% увеличении посмотрите, какое сочетание настроек наилучшим образом передаёт фактуру вашего снимка. Игра стоит свеч, поверьте мне.

Не забудьте, что повышение резкости и игры с детализацией – всегда один из последних этапов обработки, во всяком случае, применяемый после шумоподавления и коррекции геометрии. Иначе вы можете случайно сделать более резкими, контрастными и заметными такие объекты, как шумы и ореолы, а также нежелательные цветовые рефлексы и блики!

Подчеркну ещё раз, что все средства обработки, указанные выше, относятся к сильнодействующим. Неправильно подобранные настройки, слишком сильное вмешательство в снимок могут полностью убить картинку. К счастью, RAWTherapee не редактирует исходный файл, а создаёт отдельный файл с настройками снимка. В любой момент вы можете отменить все неудачные исправления и вернуться к оригиналу, либо исправить то, что было сделано неправильно.

Заключительный этап

На последнем этапе снимки либо обрабатываются пакетно с использованием сделанных вами настроек, либо с помощью специальной кнопки текущий снимок передаётся в Photoshop или GIMP для окончательного редактирования. Это тема для отдельного разговора, и я оставляю её на будущее.

RawTherapee 5.0 + Portable – для профессиональной обработки снимков

– мощное решение для профессиональной обработки снимков.

Движок программы поддерживает алгоритмы многопоточности, поэтому любые изменения настроек мгновенно отображаются в окне предварительного просмотра.

В процессе настройки изображения можно использовать вариант отображения “До и после”, когда в окне предварительного просмотра финальное изображение показывается рядом с картинкой до внесения изменения экспозиции, коррекции цветового баланса, подавления искажений, шума и настройки прочих параметров. В программу интегрирован файловый браузер. Встроенный просмотрщик позволяет устанавливать рейтинг снимков. Быстрой командой контекстного меню можно отправлять снимки в очередь на пакетную обработку.

Возможности :

  • коррекция экпозиции
  • настройка баланса белого
  • удаление цветовых и яркостных шумов
  • настройка цветовых каналов
  • компенсация хроматических аберраций, виньетирования и дисторсии
  • поворот и отражение изображения
  • кадрирование
  • изменение разрешения
  • редактирование тегов Exif и IPTC
  • пакетная обработка файлов

Is an advanced raw image processor with a wide range of powerful features for processing the raw photos from your digital camera. Demosaicing, advanced color handling, exposure and tonality tools, denoising methods, and more are right at hand in the configurable interface.

Features
RawTherapee boasts a wide range of features letting you get the most from your raw photos including modern and traditional demosaicing algorithms, advanced color handling, enhanced exposure and tonality tools, multiple denoising methods, and several tools to enhance details. It uses multi-thread algorithms for high performance and works best on 64-bit machines, though it should work fine on most 32-bit machines with proper memory management. Batch processing is also available. A wide variety of digital cameras are supported including almost all DSLRs and even some medium format bodies. The interface is configurable into various layouts including: multiple tabs, single tab with filmstrip, vertical tab with filmstrip. RawTherapee (as well as the RawTherapee Portable launcher and installer) is free and open source, meaning you can use it free of charge, wherever you like on whatever hardware you like, as long as you abide by the GPL license.