Влад III Цепеш: биография, интересные факты и легенды. Влад Цепеш – Граф Дракула. История Дракулы

В представлении современного человека Дракула ассоциируется с кровожадным и могущественным вампиром. Это князь тьмы, который властвует над всеми кровососами мира. Его не могут одолеть простые смертные, так как у них для этого нет сил и возможностей. Никто не знает местонахождение кровожадного князя. Известно лишь, что спит он в гробу, боится солнечного света, а активен в ночное время. Никому не известна и его рать, которая творит чёрные дела, обращая людей в кровососущих существ. Вот такая жуткая информация связана с этой загадочной личностью.

Однако надо отметить, что подобные данные не с неба упали и не родились в воспалённом воображении отдельных представителей рода человеческого. У них есть вполне конкретные исторические источники, а сам князь тьмы 500 лет назад жил на Земле в человеческом облике. Звали его Влад Цепеш, а происхождение он имел самое что ни на есть благородное.

Биография Дракулы

В конце осени 1431 года в городе Сигишоара, что в центре Трансильвании (историческая область Румынии) у валашского господаря Влада II родился сын. Назвали его Владом в честь отца. Происхождение у младенца было знатное, так как его бабка по отцу относилась к роду Баториев. Это были могущественные венгерские магнаты, игравшие заметную роль на землях Восточной Европы. О матери малыша практически никаких данных нет. Известно лишь, что звали её Снежка.

Княжество Валахия представляло собой государственное образование. Располагалось оно на юге современной Румынии и являлось лакомым куском для Османской империи. В начале XV века княжество попало в зависимость от турок. Поэтому стало правилом отдавать в заложники княжеских детей. Влад не стал исключением. В 12-летнем возрасте он вместе с младшим братом оказался в Турции, где прожил 4 года в качестве заложника.

Видимо в неволе с мальчиком обращались плохо, так как стал он нервным и вспыльчивым. В 17-летнеме возрасте турки поставили Влада во главе княжества. Но господарём тот пробыл чуть более 2-х месяцев. Его изгнал венгерский воевода Янош Хуньяди. Влад вынужден был уехать к правителю Молдавии, который приходился ему дядей. Однако в 1452 году дядю убили в результате смуты, и молодого человека приютили венгры.

Господарь Валахии ведёт переговоры с турками

Государственная деятельность

В 1456 году венгерская и валашская знать возвела Влада на трон, и он стал господарём Валахии. Именовать его стали Владом III, но царствование молодого мужчины продолжалось всего 6 лет. За это время новый господарь проявил себя жёстким правителем.

Под его началом оказалось 500 тыс. человек. Были среди них не только честные люди, но и преступники. Но Влад III не понимал таких вещей как прощение, мягкое или условное наказание. За любую уголовную провинность он сажал на кол. Украл человек буханку хлеба или зарезал соседа во время ссоры - наказание было одно. Провинившегося брали под руки и водружали на деревянный кол с тупым концом. Несчастный умирал в муках, а другие при этом на это глядели.

И что поразительно - преступность в княжестве сошла на нет. В столице Тырговиште на центральной площади возле водоёма с водой круглые сутки стоял золотой кубок. Из него любой желающий мог напиться. Но никому и в голову не приходило забрать этот кубок с собой, хотя стоил он немалых денег. При этом никакой охраны рядом не было. Вот такие чудеса происходили в княжестве Валахия.

Что же касается внешней политике, то она была направлена на борьбу с Османской империей. Решительным шагом стал отказ платить дань турецкому властителю. Случилось это в 1461 году. Влад III, получивший к этому времени прозвище Цепеш (колосажатель), проявил поразительное упорство и волю. Он не поддался на трусливые уговоры своих воевод, а начал готовиться к вражескому вторжению.

Оно произошло в следующем году. Границу княжества пересекло 100-тысячное турецкое войско. Во главе него стоял сам султан Мехмед II. Казалось, ничто не могло противостоять такой мощной армаде. Все союзники Влада Цепеша, которые клялись ему в верности, вдруг перестали отвечать на его призывы о помощи. Они оставили господаря одного перед лицом огромной опасности.

Положение стало критическим, но правитель Валахии не пал духом. Он призвал в войско всех мужчин, достигших 15-летнего возраста. По его приказу жители городов и деревень, которые находились на пути турецкой армии, оставили свои дома и ушли в глубь страны, забрав с собой скот и продукты. Сами же жилища и земли вокруг были преданы огню. В результате этого на пути турок оказались сплошные пепелища. Соответственно, враги не могли пополнить запасы продовольствия.

Активизировались партизанские отряды, которые регулярно нападали на турецкие разъезды и приносили им ощутимый урон. Взятых же в плен врагов тут же сажали на кол. Не жалели никого. Всё это постепенно вселило в сердца турок ужас. Боевой пыл врагов угас, но это были "цветочки".

"Ягодки" захватчики попробовали в ночь на 17 июня 1462 года. Это, так называемая, "ночная атака ", вошедшая в мировую историю. Турецкая армия подошла к Тырговиште и стала лагерем, но осады не получилось. С отрядом в 7 тыс. человек Влад Цепеш неожиданно напал на турецкий лагерь. В стане врага возникла паника, погибло 15 тыс. турецких воинов. Оставшиеся силы поспешно отступили от столицы княжества, и ушли к границе. Военная агрессия провалилась.

Во главе своей деморализованной армии турки поставили родного брата Цепеша. Звали того Раду. Он также был в турецком плену заложником и испытал всю горечь унижения. Но у него не хватило моральных сил выступить против врагов. Он стал их союзником, да ещё и уговорил перейти на свою сторону молдавского князя Штефана. Тот выступил против Влада III и вынудил его отступить в Трансильванию.

Там со своим войском находился венгерский монарх Матьяш Корвин . С правителем Валахии у него были самые дружеские отношения. Поэтому Цепеш доверился венгру полностью. Но тот неожиданно приказал арестовать Влада за тайный сговор с турками.

Надо сказать, что подданные уже в те годы именовали господаря Валахии Дракулой . Это прозвище переводится как "сын дракона". Дело же в том, что отец молодого правителя состоял в своё время в рыцарском ордене Дракона. Считалось оно элитным сообществом венгерских рыцарей. Создано было в 1408 году императором Священной Римской империи Сигизмундом I Люксембургским.

Обвинение в измене

И вот человек благородных кровей, победитель над турками, глава государства оказывается в темнице, а вменяются ему измена и предательство. Арестовавшие говорят о перехваченных письмах турецкому султану. Якобы Дракула просил Мехмеда II простить его и предлагал свою помощь в войне с Венгрией и её королём Матьяшем Корвином.

Обвинения очень серьёзные. Влада везут в столицу Венгрии Буду и сажают в тюрьму. В ней он проводит без суда и следствия долгих 12 лет. Человек сидел в темнице, но ему даже не показали тех писем, которые он якобы написал. Впоследствии историки ознакомились с копиями этих писем. Написаны они были на латинском языке и в несвойственной для правителя Валахии манере. Подписей, естественно, никаких не было. А вот подлинники найдены не были. Это неудивительно, так как их, по всей видимости, никогда и не существовало.

Почему же король Венгрии обвинил своего друга и союзника в предательстве? По прошествию многих лет выяснилось, что папа римский выделил Матьяшу Корвину очень большую сумму денег на ведение боевых действий с турками, исповедующими ислам. Однако король большую часть этих денег потратил на свои нужды. А военные действия вёл вяло, малыми силами и без побед.

Но ему нужно было оправдаться в глазах главы католической церкви. Вот поэтому он и свалил все военные неудачи на Влада III. Король представил его предателем, передававшим в стан врага все стратегические планы. Отсюда и сплошные поражения. Однако папа римский не вчера родился. Это был умудрённый жизненным опытом человек. Поэтому он послал в Венгрию своего помощника Николаса Модруссу, чтобы тот провёл беспристрастное расследование.

Такое расследование было проведено. Дракулу допросили, но он отверг все обвинения. Однако венгерский король подлил масло в огонь. Он рассказал представителю католической церкви о страшных злодеяниях, которые творил господарь Валахии в своих землях. По его приказу были замучены десятки тысяч невинных людей. Заживо сжигали нищих и сажали на кол монахов. А иностранным послам прибили гвоздями к головам шляпы, так как те не сняли их в присутствии Влада.

Однако данное заявление не было впоследствии подтверждено никакими другими свидетельствами. В малонаселённой Европе людей убивали десятками тысяч, а никто об этом даже не слышал. Поэтому можно утверждать, что все заявления Матьяша Корвина были ложью. Жёсткость правителя он выдал за патологическую жестокость. Но Влад Цепеш не был изувером. Он наказывал людей, но за дело. При этом наказание было довольно суровым даже по меркам того времени.

Вот такими представляли зверства Дракулы

Последний этап жизни

За те 12 лет, что господарь Валахии отсидел в тюрьме, случилось много событий. Главным же было то, что новый правитель княжества Раду полностью попал под влияние турок. Это вызвало большую тревогу в Риме. Католической церкви нужен был человек, который смог бы противостоять мусульманам. Поэтому Влада выпустили из темницы, и был объявлен крестовый поход против османов. Но, чтобы заслужить свободу, бывшему господарю пришлось отречься от православия и принять католическую веру. Он также женился на двоюродной сестре венгерского короля.

В 1476 году Влад Цепеш выступил в поход против турок в составе венгерской армии. В результате этого Валахия была освобождена. По всей Трансильвании люди с радостью встречали бывшего правителя, который, судя по доносам, творил жуткие злодейства на этих землях каких-то 14 лет назад.

В ноябре 1476 года победителя опять провозгласили господарём. Но в этот раз правление оказалось совсем коротким. В декабре того же года Влад III загадочным образом погиб. Существует версия, что его убили изменники, отрезали голову, положили её в мёд, чтобы она сохранилась, и доставили турецкому султану. Тот приказал выставить её в Константинополе на площади. А обезглавленное тело забрали монахи ближайшего монастыря и похоронили его в часовне. Так закончилась жизнь человека, который впоследствии стал самым кровожадным мистическим злодеем из всех когда-либо рождённых в воспалённом воображении людей.

Превращение Дракулы в вампира

На основании всего вышеизложенного можно заключить, что Дракула был не злодеем, а патриотом своей родины . И во внутренней, и во внешней политике он руководствовался интересами простых людей. Однако сразу после его смерти начало формироваться мнение, что бывший правитель Валахии был патологической личностью. Но кто распространял подобные утверждения?

Все они исходили от людей, приближённых к венгерскому королевскому двору. Из этих же источников получало информацию и русское посольство в Венгрии, а также посольства других стран. Соответственно, искажённые и заведомо лживые сведения распространились по всей Европе. Свою лепту в кровожадный образ внёс и народный фольклор. Люди подхватили слухи и сплетни, и родились жуткие легенды, от которых стыла кровь в жилах.

Уже в начале XX века, когда в Европе и Америке в моде было всё мистическое и загадочное, на арену вышел граф Дракула. Это был конъюнктурный образ, рождённый воображением ирландского романиста Брэма Стокера . Он написал роман "Dracula", который разошёлся огромным тиражом.

Позже кровожадный образ подхватили кинорежиссёры. А почему бы и нет, если он приносит деньги. Зрители смотрели фильмы про вампиров , цепенели от ужаса, а Влад Цепеш окончательно превратился в ужасное существо, которое уже 500 лет терроризирует людей.

Конечно, те, кто не верит в вампиров , понимают, что всё это вымысел. А те, кто верит? Они-то принимают всю информацию за чистую монету. Одно время в Европе даже на официальном уровне считали, что вампиры существуют. Потом в этом разубедились и успокоились. Но остались отдельные личности, которые искренне убеждены, что кровопийцы вовсе не миф и сказка, а жестокая реальность.

Тут следует заметить, что каждый волен думать так, как считает нужным. Но история должна быть объективной. А в отношении правителя Валахии Влада III допущена явная несправедливость. Он не был кровавым узурпатором. Это жёсткий, но справедливый правитель, радеющий о благе нации.

Однако переубедить людей гораздо сложнее, чем убедить. Вот поэтому мы и пожинаем плоды тех интриг, которым уже без малого 500 лет. Отдаём дань уважения явным прохвостам и ненавидим порядочных и честных людей. Больше сказать здесь абсолютно нечего. Жизнь часто бывает несправедливой, что ничуть не умаляет всю прелесть самого существования, в котором, к счастью, нет места кровавым вампирам.

Cтатью написал Максим Шипунов

Румынская туристическая инфраструктура пытается убедить гостей страны, что знаменитый валашский князь жил в замке Бран, что неподалёку от города Брашова. Поговаривают, что призрак Дракулы до сих пор бродит по замку и пугает посетителей. Правда, туристы, рискнувшие прогуляться внутри здания, никакого призрака не замечают.

Может быть, потому, что Вад Цепеш никогда в нём не жил. Город Брашов, конечно, был весьма важным в его политической карьере, за него он бился с венграми.

Легенды о происхождении Дракулы

В Брашове и родились средневековые легенды о Дракуле, представлявшие его жестоким тираном, сажающим людей на кол и живьём спускающим с них кожу. Эти легенды сочинялись, собирались и распространялись в том числе и иностранными представителями, которым они были на руку. Самый известный , представлявший собой своеобразный сборник народных анекдотов, был напечатан в Германии и распространялся в качестве памфлета. Заказчиком его был, по одной из версий, венгерский король, который ненавидел Влада за его нежелание принять унию с католичеством.

Где находится дом Дракулы?

Тем не менее, дом, в котором Влад Цепеш родился и жил в первые годы со своей семьёй, сохранился до наших дней. Находится он, однако, в совсем другой части Румынии – в городе Сигишоара. В XV веке этот город и вовсе принадлежал . Отец Дракулы Влад II, тоже господарь (то есть правитель), устроил в доме даже монетный двор, где выпускал золотые цехины со своей эмблемой – драконом. Собственно, прозвище Дракула получил именно он, когда вступил в германский Орден Дракона; затем оно перешло и к его сыну.

О том, что дом принадлежал именно румынским «драконам», свидетельствует и прижизненный портрет-фреска, на котором запечатлены Дракула-старший и его супруга.

Интересно, что в Сигишоаре в то время не было ни одной православной церкви, только католические. Точно неизвестно, как правитель решал духовные вопросы; но скорее всего, он содержал домашнего священника, который мог быть и первым учителем Влада Цепеша.

Неизвестно также, получил ли Дракула-младший полноценное образование. Ведь очень рано, в 14-летнем возрасте, ему пришлось уехать в Турцию. Вероятнее всего, до этого возраста он и его старший брат выучились венгерскому и славянскому языкам, а возможно, и грамматике, риторике, арифметике и богословию. Всё это были основные дисциплины начальной ступени образования.

Граф Дракула - один из самых медийных персонажей. Однако не многим известно, что носивший это прозвище господарь Валахии Влад Цепеш совсем не походил на тот образ, который уже больше ста лет тиражирует массовая культура.

Валашский Грозный

«Взгляд очей его - молния, звук речей его - гром небесный, порыв гнева его - смерть и пытка; но сквозь всё это, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего, униженного, искаженного, но сильного и благородного по своей природе духа».

Так писал Белинский о русском царе Иване Васильевиче, однако подобная характеристика вполне подошла бы и другому грозному владыке - валашскому господарю Владу III Цепешу, жившему столетием раньше. Между этими двумя правителями гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Оба принадлежали к православной вере и владели церковнославянским языком. Оба рано лишились родителей и, несмотря на высокий сан, подвергались притеснениям в детстве и отрочестве. Оба являлись одними из наиболее образованных людей своей эпохи. И, наконец, оба демонстрируют пример того, как яркий фольклорно-литературный образ практически полностью подменяет реально жившего человека, в итоге имея очень мало общего с исторической действительностью.

Рождение вымысла

В конце XV века на древнерусском языке создаётся уникальный памятник светской литературы - небольшая «Повесть о мутьянском [румынском] воеводе Дракуле». Весь текст, по сути, представляет собой цепочку новелл, демонстрирующих тот или иной пример жестокостей господаря, запредельных даже по меркам не отличавшегося гуманизмом позднего Средневековья.

Скажем, однажды Дракула, проиграв битву с венгерским королём, был пленён и брошен в темницу на 12 лет (реальный исторический факт). Однако, гласит «Повесть», даже в заточении воевода «не оставил злого обычая, но мышей ловил и птиц, и казнил их тако: иных сажал на кол, иным отсекал головы, а иных, ощипав перья, отпускал».

Проблема «Повести о Дракуле» в том, что это интереснейшее произведение написано спустя около 10 лет после смерти Влада III, скончавшегося в 1476 году.

Однако был ли Курицын в соседних Трансильвании и Валахии, где жил и царствовал Цепеш, - в точности не известно. Более того, в «Повести» практически нигде не упомянуты дата и место совершения описываемых жестокостей; по форме и содержанию это скорее публицистическая статья, а не историческая хроника. В то же время для написании своей «Повести» Курицын частично использовал анонимный памфлет о якобы имевших место жестокостях Дракулы, написанный по приказу венгерского короля в 1463 году.

Зачем же венграм понадобилась дискредитировать соседа? Об этом поговорим далее.

Три имени

Итак, Влад III родился под династической фамилией Басараб (от которой, кстати, происходит название Бессарабии - одной из областей средневековой Румынии). Достоверно неизвестно, когда именно, -считается, около 1430 года.

Прозвище «Дракул», или «Дракула», которое носил при жизни, может быть переведено соответственно как «Дракон» или «Сын дракона».

Отец Влада (а, возможно, и сам Влад) состоял в рыцарском Ордене святого Георгия, адепты которого носили на одежде изображения змия, поверженного их святым покровителем.

По одной из версий, в числе основателей этого ордена был павший в битве с турками на Косовом поле сербский герой Милош Обилич. Задачей ордена - единственного православного духовно-рыцарского ордена Средневековья - являлась защита православной веры. Таким образом, можно предположить, что одним из мотивов очернения Дракулы была его деятельность на этом поприще - как увидим далее, весьма значительная.

Наконец, третье имя - Цепеш, означающее: «Наколосажатель» - стало широко употребляться европейцами лишь через 30 лет после смерти воеводы (а, как видим, при его жизни простые люди, оказывается, и знать не знали, что их господарь - мучитель и тиран).

Придя к власти в 1456 году, Влад расправился с валашскими боярами, повинными в заговоре, приведшем к гибели его отца и старшего брата. Количество насаженных на кол составило порядка 10 (прописью: десяти) человек. Собственно, это единственные исторически подтверждённые жертвы Цепеша из числа собственных подданных.

Легенды, впрочем, утверждают иное. Якобы господарь с придворными частенько обедали под насаженными на кол трупами (напомню, достоверность сей историйки остаётся исключительно на совести автора уже упомянутой «Повести о Дракуле»). Однажды слуга Цепеша не смог вынести вонь, исходившую от гнивших тел, и тогда деспот велел насадить его на самый высокий кол, приговаривая: «Там смрад до тебя не дойдёт».

А если серьёзно, то, вступив на престол, Влад III начал централизацию государства, создал ополчение из свободных крестьян для борьбы с османами и венграми, перестал платить дань турецкому султану. В 1462 году заставил отступить вторгнувшуюся в Валахию стотысячную армию самого Мехмеда II. По легенде, углубившись на территорию княжества всего на несколько миль, войско недавнего покорителя Константинополя в страхе повернуло назад: все эти несколько миль вдоль дороги стояли колья с насаженными турками.

Век массовой культуры

Второе рождение валашский господарь обрёл в 1897 году, с выходом в свет готического романа Брэма Стокера «Дракула», впоследствии ставшего культовым произведением масс-культуры.

Якобы граф Дракула, проклятый кем-то из своих бесчисленных жертв, после смерти восстал из могилы, переродившись в вампира.

Настоящий Цепеш никаким графом, конечно, не был; звучный титул Стокер добавил ради готической красоты Его герой жесток и кровожаден, однако, как и полагается инфернальному аристократу, не лишен и благородно-романтических черт.

Но как бы ни трансформировался образ Дракулы, следует отдать должное современным румынам, которые сделали из его кровавых деяний не национальную трагедию, а высокодоходный туристический бизнес.

Сегодня в каждом втором замке Трансильвании вам расскажут леденящие душу истории из жизни Цепеша, который чуть ли не прямо вот в этой башне пил кровь невинных жертв. И никого не смущает, что оный замок построен спустя сто-двести лет после смерти великого господаря.

В 2003 году журнал Горные лыжи (№6, с.44-45, 2003) опубликовал мою статью о горнолыжной Румынии под необычным названием «Наши горнолыжники Дракул не боятся». Мне показалось, что перед публикацией с таким названием нужны некоторые пояснения и добавления, тем более, что в последнее время вокруг замка Дракулы разгорелись нешуточные споры.

В черно-белых фотографиях замка Дракулы мне видится больше мистики, и они лучше передают атмосферу таинственности, которой окутан этот замок. Вот как его описывал Брем Стокер больше 100 лет назад.

«Замок стоял на краю могучей скалы. С трех направлений он был неприступен. К западу тянулась огромная долина, а за нею вдали различались зазубрины горного хребта. Отвесные скалы, поросшие рябиной и колючим кустарником, цеплявшимся за каждую выемку, трещину и щель в камне. Широкие окна размещались так, чтобы до них невозможно было достать ни стреле, ни камню, ни ядру, то есть, чтобы в комнатах было настолько светло и удобно, насколько это возможно для места, которое приходится непосредственно оборонять».

Ничего не изменилось за это время. Зловещий замок Бран предстал перед нами точно таким, каким описал его Стокер

Замок Бран, более известный как замок графа Дракулы, был построен в 1377 году рыцарями Тевтонского ордена для защиты от нападений Оттоманской империи, а затем он стал главной оборонительной крепостью, благодаря которой Австро-Венгерская империя защищала Трансильванию.

Замок Бран обрел известность после того, как Брем Стокер написал свой знаменитый роман «Дракула», где главным персонажем является граф Дракула, также известный как «вампир Трансильвании». В действительности, персонаж Стокера никогда не существовал ни в истории, ни в румынском фольклоре.

В значительной степени прототипом Дракулы стала темная личность румынской истории: граф Влад Цепеш.

В середине 15 века он управлял Валахией, областью, которая сегодня является Румынией. Несмотря на то, что его никогда не обвиняли в вампиризме, он был известен своей дурной славой. Влад Цепеш жил с 1431 по 1476 годы. Практически все, что связано с деятельностью этого человека, овито тайной. Место и время его рождения вообще не установлены. Валахия была не самым спокойным уголком средневековой Европы. Влад Цепеш был православным самодержавным князем Валахии. Став господарём, он установил собственные порядки в своём государстве. Прежде всего, Цепеш разобрался с неверными ему боярами, которых наказывал страшной казнью – насаживанием на кол. Цепеш был первым, кто применил этот вид казни в Европе, позаимствовав его у турок, за что и получил свое прозвище «Колосажатель». Влад Цепеш получил имя «Дракул» от своего отца, но к имени добавили окончание «а», и потому в истории он известен либо под именем Влад Цепеш, либо – Влад Дракула.

Отметим также, что господарь Цепеш провел в легендарном замке всего одну ночь. Остальное же сотворили работники местной туристической индустрии.

Замок Бран получил прозвище «замок Дракулы» три десятилетия назад с подачи западных туристов, которые приехали в Румынию в поисках Дракулы. Посетив замок в Трансильвании, они были поражены его сходством с тем замком, что описывал Стокер в своем романе, поэтому они прозвали его «замок Дракулы». К несчастью (или счастью, это спорный вопрос), со временем, связь между романом Стокера и замком прочно укоренилась в сознании людей.

Территория замка напоминает по форме круг, за широкими стенами расположена пропасть. Температура воздуха внутри самого замка не превышает 15 градусов круглый год. А для того, чтобы перейти с этажа на этаж, нужно подняться в гору под углом 60 градусов.

В каждой комнате на полу лежит шкура медведя, она якобы закрывает входы в подземные ходы. Одна из комнат была отведена Владом Цепешем под пытки. В эту часть замка есть даже специальные экскурсионные маршруты.

В 20-х годах XX века замок был подарен королеве Марии Румынской, а затем его унаследовала принцесса Илеана фон Гогенцоллерн, мать эрцгерцога Доминика фон Габсбурга. В 1950 году замок был экспроприирован коммунистическим правительством и стал национальным достоянием. Лишь в мае прошлого года он был возвращен фон Габсбургу, живущему сейчас в США.

Румынская туристическая Мекка, замок графа Влада Цепеша, сегодня выставлен на продажу. Его нынешний владелец, дизайнер Доминик фон Габсбург, просит за него 77 миллионов долларов.

Одним из претендентов на покупку замка является российский олигарх Роман Абрамович. Он готов вложить деньги не только в реставрацию и поддержание замка, но и в строительство туристической зоны, которая, по замыслу, должна превратить этот замок в парк развлечений, сообщает газета La Stampa (перевод публикует Inopressa).

Как сообщил недавно адвокат семьи Габсбургов, нынешний владелец замка намерен завершить сделку в течение недели и получить 60 миллионов евро (78 миллионов долларов), в то же время правительство Бухареста предложило за этот замок 25 миллионов евро. Однако уже сейчас можно предположить, что предложение Абрамовича заставит румынское правительство отказаться от сделки.

Не каждый житель знает, что граф Дракула - один из самых популярных героев многих ужастиков, а также самый знаменитый вампир - это настоящая фигура, которая имела место в истории. Настоящее имя графа Дракулы — Влад III Цепеш. Жил он в 15 в. и был правителем Валашского княжества, или как ещё его называют Валахии. Цепеш - национальный герой румынского народа и местночтимый святой, который почитается местной церковью. Он был доблестный воин, и борцом против турецкой экспансии в христианскую Европу. Но тогда встаёт вопрос, почему он стал известен всему миру как вампир, который пьёт кровь невинных людей?

Так же, не всё знают, что создателем текущего образа Дракулы был английский писатель Брэм Стокер. Он являлся активным членом оккультной организации Золотая Заря. Для таких сообществ в любое время был характерен большой интерес к вампирам, который является не выдумкой писателей, или фантазёров, а конкретным медицинским фактом. Медиками давно исследованы и задокументированны , которые случаются и в наше время., который является одним из тяжелейших заболеваний. Образ физически бессмертного вампира привлекает оккультистов и черных магов, стремящихся противопоставить нижний мир мирам верхним - Божественным и духовным.

Между прочим, оккультное влечение к вампиризму («духовному» и ритуальному) является искажением изначального, древнеарийского вампиризма.

В 6 в. византиец Прокопий Кесарийский, чьи труды являются основными источниками по истории , отметил, что перед тем как славяне начала поклонятся богу громовержцу (Перуну), древние славяне поклонялись — упырям. Конечно, речь шла не о голливудских вампирах, нападающих на беззащитных девушек. В древнее, языческое время вампирами (пришло это слово от славян, которое распространилось в средние века по всей Европе) называли выдающихся воинов — героев, особо почитавших Кровь как духовную и физическую сущность. , существовали определённые ритуалы поклонения Крови - омовения, жертвоприношения и тому подобное.

Оккультистские организации полностью извратили древнюю традицию, превратив поклонение священной, духовной Крови, в поклонение биологической. Оккультисты же (в том числе и Брэм Стокер), в свою очерель исказили образ Влада Цепеша - доблестного воина, наследовавшего древние традиции франко-славян.

Появившееся в 14 веке, княжество Валахия, на знамёнах которого с древних времён, находилось изображение коронованного орла с крестом в клюве, мечом и скипетром в лапах, было первым крупным государственным образованием на территории сегодняшней Румынии.

Одной из ведущих исторических фигур эпохи национального становления Румынии является валашский князь Влад Цепеш.

Князь Влад IIIЦепеш, православный самодержавный господарь Валахии. Почти все, что связано с деятельностью этого человека, окутано тайной. Место и время его рождения точно не установлены. Валахия была не самым спокойным уголком средневековой Европы. Пламя бесчисленных войн и пожаров уничтожило подавляющее большинство рукописных памятников. Лишь по уцелевшим монастырским летописям удалось воссоздать облик реального исторического князя Влада, известного современному миру под именем графа Дракулы.

Год, когда родился будущий повелитель Валахии, мы можем определить лишь приблизительно: между 1428-м и 1431-м. Построенный в начале 15 в. дом на Кузнечной улице в г. Сигишоаре до сих пор привлекает внимание туристов: считается, что именно здесь увидел свет мальчик, названный при крещении Владом. Родился ли будущий господарь Валахии именно здесь неизвестно, зато установлено, что в этом доме жил его отец князь Влад Дракул. Как нетрудно догадаться, «дракул» по румынски означает дракон. Князь Влад состоял в рыцарском ордене Дракона, ставившего своей целью защиту Православия от неверных. Название этого ордена тесно связано с древними верованиями балканских народов, в балканском фольклоре змей, дракон - зачастую положительный персонаж, защитник рода, герой, побеждающий демона.

Было у князя три сына, но прославился лишь один из них - Влад. Надо отметить, что он был истинным рыцарем: храбрый воин и умелый полководец, глубоко и истинно верующий православный христианин, в своих действиях всегда руководствующийся нормами чести и долга. Влад отличался огромной физической силой. Его слава великолепного кавалериста прогремела по всей стране - и это во времена, когда люди с детских лет привыкали к коню и оружию.

Как государственный деятель Влад придерживался принципов настоящего патриотизма: борьба с захватчиками, развитие ремесел и торговли, борьба с преступностью. И во всех этих областях в самые сжатые сроки Влад III добился впечатляющих успехов. Хроники повествуют о том, что во времена его правления можно было бросить золотую монету и подобрать ее через неделю на том же месте. Никто не осмелился бы не то что присвоить чужое золото, но даже прикоснуться к нему. И это в стране, где за два года до того воров и бродяг было не меньше, чем оседлого населения - горожан и земледельцев! Как произошло такое невероятное преображение? Очень просто - в результате проводившейся валашским князем политики планомерного очищения общества от «асоциальных элементов». Суд в то время был простым и скорым: бродягу или вора, независимо от того, что он украл, ждал костер или плаха. Та же участь была уготована всем цыганам, или заведомым конокрадам, и вообще людям праздным и ненадежным.

Теперь следует сделать небольшое отступление. Для дальнейшего повествования важно знать, что означает прозвище, под которым вошел в историю Влад III. Цепеш в буквальном переводе означает «сажатель на кол». Именно заостренный кол во времена правления Влада III был основным орудием казни. Большинство казненных составляли пленные турки и цыгане. Но та же кара могла постигнуть любого, кто был уличен в преступлении. После того, как тысячи воров погибли на кольях и сгорели в пламени костров на городских площадях, новых охотников проверить свою удачливость уже не находилось.

Надо отдать должное Цепешу: он не давал поблажки никому, независимо от общественного положения. Всякого, кто имел несчастье навлечь на себя княжеский гнев, ожидал одинаковая участь. Методы князя Влада оказались также весьма эффективным регулятором экономической деятельности: когда несколько купцов, обвиненных в торговле с турками, испустили дух на колу, сотрудничеству с врагами Веры Христовой пришел конец.

Отношение к памяти Влада Цепеша в Румынии, даже в современной, совсем не такое, как в западноевропейских странах. И сегодня многие считают его национальным героем эпохи становления будущей Румынии, которое восходит к первым десятилетиям 14 в. В то время князь Басараб I основал небольшое независимое княжество на территории Валахии. Победа, одержанная им в 1330 г. над венграми - тогдашними хозяевами придунайских земель, - закрепила его права. Затем началась долгая, изнурительная борьба с крупными феодалами - боярами. Привыкнув к неограниченной власти в своих родовых уделах, они сопротивлялись любым попыткам центральной власти контроль над всей страной. При этом, в зависимости от политической ситуации, они не гнушались прибегать к помощи то венгров-католиков, то турок-мусульман. Через сто с лишним лет Влад Цепеш положил конец этой прискорбной практике, раз и навсегда решив проблему сепаратизма.

А теперь покинем Валахию и бросим взгляд на другую, пограничную с ней страну, которая сыграла решающую роль в судьбе нашего героя. К северу от Бухареста сегодня тянутся на десятки километров бесконечные кукурузные поля. Но во времена Влада III здесь шумел лес - от Дуная до предгорий Карпат расстилались зеленым морем вековые дубравы. За ними начиналось плоскогорье, пригодное для земледелия. Саксонцы и венгры издавна стремились в этот благодатный вольный край, к плодородной земле, защищенной от вражеских набегов дремучими лесами и отрогами горных цепей. Венгры называли эти места Трансильванией - «страной по ту сторону лесов», а саксонские купцы, построившие здесь хорошо укрепленные города, - Зибенбюргеном, то есть Семиградьем. Все больше людей стекалось в эту область. За какие-нибудь полстотни лет Трансильвания расцвела.

Ее города-республики - Шесбург, Кронштадт, Германштадт - росли и богатели. Более 250 сел и деревень, не знавшие турецких набегов, с избытком обеспечивали все население пшеницей, бараниной, вином и маслом. Географическое положение Трансильвании было очень выгодным: как только край стал обитаемым, по нему пошла одна из основных ветвей Великого шелкового пути. Возникли новые ремесла, новые цехи, ориентированные, в основном, на экспорт. Кроме того, трансильванцы занимались тем, что впоследствии назовут экономическим пиратством. Так, хитрые ткачи Семиградья делали ковры, почти неотличимые от турецких, и сбывали за соответствующую цену.

Богатство Трансильвании делало ее в высшей степени лакомой добычей для могущественной османской империи. Семиградье, не будучи централизованным государством, не имело собственной постоянной армии. И лишь при помощи тонких и сложных политических игр трансильванским городам удавалось обеспечить стабильность своего конгломерата. Но империя Мухаммеда I была слишком крупным противником. Никакие хитроумные доводы семиградских политиков не могли убедить турок добровольно отказаться от экспансии на север. Поэтому независимость Трансильвании оказалась тесно связанной с замыслами и действиями валашских государей: маленькое православное княжество Валахия лежало между Семиградьем и мусульманским колоссом, играя роль своеобразного буфера. Прежде чем напасть на Трансильванию, туркам требовалось покорить Валахию, и в интересах семиградцев было создать такое положение дел, чтобы султан дважды подумал, прежде чем начинать новую войну с Валахией.

Эпитет «новая» не случаен. Хотя в середине 14 в. значительная часть Балканского полуострова уже входила в состав Османской империи, турки не чувствовали себя здесь хозяевами. Восстания против турецкого ига вспыхивали то тут, то там. Они всегда жестоко подавлялись, но все же иной раз вынуждали турок идти на некоторое компромиссы. Одним из таких компромиссов было сохранение государственного статуса отдельных княжеств, при условии вассальной зависимости от султана. Была оговорена ежегодная дань - например, Валахия выплачивала ее серебром и лесом. А для того, чтобы тот или иной князь ни на минуту не забывал о своих обязанностях по отношению к повелителю магометан в Стамбуле, он должен был отправить заложником ко двору султана своего старшего сына. И если князь начинал проявлять строптивость, юношу ждала - в лучшем случае - смерть.

Такая судьба была уготована и молодому Владу. Вместе с несколькими другими высокородными отроками - боснийцами, сербами, венграми - он провел несколько лет в Адрианополе в качестве «гостя».
Об изощренных казнях мусульманского средневековья написано много книг, читать их страшно. Ограничимся описанием двух небольших и, по понятиям того времени, незначительных эпизодов, свидетелем которых был молодой Влад.

Первый эпизод - повесть о султанском милосердии. Дело было так: один из вассальных князей поднял восстание и этим обрек на смерть двух своих сыновей - заложников. Мальчиков со связанными руками привели к подножию трона, и султан Мурад милостиво объявил, что по своей бесконечной милости он решил смягчить заслуженную ими кару. Затем, по знаку властелина, один из янычар-телохранителей выступил вперед и ослепил обеих братьев. Слово «милость» применительно к данному случаю употреблялось вполне серьезно, без всякой издевки.

Вторая история связана с огурцами. Гостеприимные турки выращивали для стола пленных принцев привычные им овощи, и вот однажды обнаружилось, что с грядки похищено несколько огурцов. Дознание, срочно проведенное одним из визирей, не дало результатов. Поскольку подозрение в краже редкого лакомства падало в первую очередь на садовников, было принято простое и мудрое решение: немедленно выяснить, что находится в их желудках. «Специалистов» по вспарыванию чужих животов при дворе хватало, и волю визиря тут же исполнили. К радости верного слуги повелителя, его прозорливость получила блестящее подтверждение: в пятом по счету разрезанном животе обнаружились кусочки огурца. Виновному отрубили голову, остальным же было дозволено попытаться выжить.
Что же касается казни на колу, изобретенной турками, то редкий день обходился без этого зрелища. Гибель одного или нескольких несчастных являла собой как бы обязательный традиционный пролог к еще более обширной кровавой драме.

Трудно представить, что происходило в душе двенадцатилетнего мальчика, видевшего все это изо дня в день. Впечатления, приобретенные Владом в отроческие годы, омытые реками христианской крови, оказались решающими при формировании характера будущего господаря Валахии. Какие чувства переполняли его сердце, когда он смотрел на предсмертные муки людей, прежде всего, плененных турками христиан - жалость, ужас, гнев? Или, может быть, желание покарать турок, применив к ним их же оружие? Во всяком случае, Влад должен был скрывать свои чувства, и он в совершенстве овладел этим искусством, ведь точно так же его отец в далекой Валахии, стиснув зубы, он слушал надменные речи турецких послов, сдерживая руку, рвущуюся к рукояти меча.
Оба Влада, старый и молодой, верили, что это до поры до времени.

В 1452 г. Влад вернулся на родину, и вскоре занял опустевший валашский трон. Очень скоро ему пришлось столкнуться с противодействием бояр, мешавших проведению единой политической линии, и он повел безжалостную борьбу с ними. К тому же, бояре были явно расположены в пользу турок. Это легко понять: наместники султана не покушались на привиллегии древних родов, а лишь требовали своевременной выплаты дани. Воевать с султаном никто из бояр не собирался, а что касается дани, то вся ее тяжесть ложилась бременем на всю нацию. Олигархи, встревоженные замыслами молодого князя, стали плести интриги. Но Влад был готов к этому. Как только оппозиция сформировалась, он начал действовать, причем с энергией и размахом, совершенно неожиданными для его противников.

По случаю какого-то праздника князь пригласил к себе в столицу, в Тирговиште, чуть ли не всю валашскую знать. Никто из бояр не отклонил приглашения, не желая демонстрировать отказом недоверие или враждебность. Да и само количество приглашенных, казалось бы, демонстрировало их общую безопасность. Судя по дошедшим до наших дней отрывочным описаниям, был тот пир роскошен и прошел очень весело. Вот только закончился праздник необычно: по приказу хозяина пять сотен гостей были посажены на кол не успев протрезветь. Проблема «внутреннего врага» была решена навсегда.

На очереди была борьба с турками. Заряд ненависти к ним, накопившийся в душе молодого князя, был огромен. Влад III горел желанием показать своим учителям, что хорошо усвоил все преподанные ему уроки. Теперь наконец можно было сбросить оковы ложной покорности.

На четвертом году княжения Влад разом прекратил выплату всех форм дани. Это был открытый вызов. Поскольку детей у него не было, то не было и заложников, и султан Мурад, проявив явное легкомыслие, ограничился отправкой в Валахию карательного отряда в тысячу всадников - преподать урок непокорному вассалу и привести его голову в Стамбул, в назидание прочим.

Но все вышло иначе. Турки попытались заманить Влада в ловушку, но сами попали в окружение и сдались. Пленных отвели в Тирговиште, где состоялась казнь захваченных турок. Их посадили на колья - всех до единого, в течении одного дня. Пунктуальный во всем, Цепеш и в казни соблюдал принцип иерархии: для турецкого аги, командовавшего отрядом, был заготовлен кол с золотым наконечником.

Разъяренный султан двинул на Валахию огромное войско. Решающее сражение произошло в 1461 году, когда народное ополчение Влада III встретилось с турецкой армией, превосходившей валахов по численности в несколько раз. Турки снова потерпели сокрушительное поражение.

Но теперь Владу стал угрожать новый противник, упорный и осторожный, - богатые города Трансильвании. Дальновидные саксонские купцы, встревоженные отвагой Влада III, предпочитали видеть на валашском троне более сдержанного государя. Да и крупномасштабная война Валахии с Османской империей совсем не соответствовала их интересам. Было очевидно, что султан ни за что не смирится с поражением - ресурсы турок огромны, предстояли новые битвы, новые войны. А если все балканские страны охватит пожар, Трансильвании уже не спастись. И причина всему - князь Влад - его отчаянная борьба сделала Валахию не щитом против турок, а костью в глотке султана, подвергая этим смертельной опасности богатое Семиградье.

Так рассуждали семиградцы, начиная дипломатическую кампанию с целью устранить Влада с политической сцены. В качестве кандидата на престол в Тирговиште называли одного из фаворитов могущественного венгерского короля Дана III. Естественно, что королю такая идея пришлась по душе, и в результате отношения между Венгрией и Валахией заметно осложнились.

Кроме того, трансильванцы, действуя по мнению Тепеша, по непосредственному наущению самого дьявола, продолжали вести оживленную торговлю с турками. Стерпеть подобную дерзость было невозможно, и Влад III начал третью войну - его армия двинулась на север.

Трансильванцы жестоко поплатились за свои попытки устранить соседа. Цепеш с огнем и мечом прошел по их цветущим равнинам: города были взяты приступом. А побежденный Шесбург увидел пятьсот своих именитейших граждан на кольях посреди площади.

Но уже поверженный противник нанес Цепешу неожиданный удар.

То, что оказалось не по силам турецкой армии, сумела совершить немногочисленная., но влиятельнейшая прослойка - торговая элита Семиградья. Был применен и оказался действенным метод, хорошо известный и людям нашего времени: воззвание к «общественному мнению» с помощью печатного слова. и вот на средства нескольких торговых домов был напечатан памфлет, где анонимными авторами подробно описывалась - в искаженном виде - вся деятельность Влада. В памфлете содержались некоторые подробности, касающиеся «коварных планов» валашского государя в отношении Венгерского королевства.

Клевета принесла ожидаемый результат. Образ действий Влада III вызвал возмущение при европейских дворах, а король Дан III пришел в ярость и начал действовать.

На помощь королю пришел случай. В 1462 г. турки вновь вторглись в Валахию и после осады взяли княжескую цитадель - замок Поэнари, «орлиное гнездо» Влада III, а затем разрушили его. Погибла жена князя. Теперь об этих событиях напоминают лишь белеющие на скале руины да прозвание «река принцессы», сохранившееся за бурным потоком Аргесса.

Не ожидавший нападения Влад не успел собрать войска и бежал на север. Король Дан, очень обрадованный тем, что обстоятельства сложились так удачно, немедленно пленил Влада и заключил в темницу.

Спустя двенадцать лет Дан, уверившись в «покорности» Влада, освободил его, распустив при этом слух, что Цепеш смирил гордыню и даже якобы перешел в католичество. Осенью 1476 г. Влад вернулся на родину. Но окрепшим за время его отсутствия боярам удалось разгромить княжескую дружину. Цепеш вновь оказался во власти Дана. Бояре потребовали выдачи ненавистного им господаря и участь князя была решена. Однако Влад III бежал и принял смерть в бою.

Найдя тело Цепеша, бояре изрубили его на куски и разбросали вокруг. Позднее монахи из Снаговского монастыря собрали останки покойного и предали их земле.

Лишившись своего государя, Валахия в 16 в. окончательно попала под турецкое владычество и лишь в первой трети 19 в. в результате подъема национального движения и при поддержке России добилась, наряду с Молдавией, автономии.