Самопознание. Эссе по обществознанию ЕГЭ. «Добрые советы напоминают касторку: их намного проще давать, чем принимать» - Эссе

Древнегреческий философ Фалес был прав, когда утверждал трудность самопознания. Действительно, трудно, то есть требует большого труда, и тяжело, потому что бывают при этом неприятные чувства и мысли часто, и много мужества познание себя требует.

Ведь что значит познать себя? Обычно думают, что это означает хорошо знать свой характер, свои вкусы, реакции, возможности... Это, конечно, правильно, но ведь это самый верхний, самый простой уровень самопознания! Вдумаемся: человек создан по образу и подобию Божию, и познавать себя – это познавать Его образ, искать в себе Его подобие! Тут нет конца и границ, если ты относишься с должным страхом и руководствуешься молитвой.

Далее. Ещё в глубочайшей древности, задолго до древних греков, был известен закон «Макрокосм в микрокосме». В человеке заключена вся Вселенная, со всеми её уровнями и законами. Познавая себя – познаёшь Вселенную – тоже познание без границ. Перспективы колоссальные.

Трудно же всё это по следующим причинам.

Первое. Через Сатану и его сторонников во Вселенную проникло очень много зла. А в результате грехопадения зло есть в душе каждого человека, даже самого хорошего. Есть такой закон: «Подобное к подобному». Изучая некоторые тёмные стороны своей личности, очень легко выйти на такой ужас, что на всю оставшуюся жизнь проблем хватит. Или стать человеком худшим, чем был до этого изучения. Нужны большое мужество, сердце, полное любви, и непрестанная молитва о помощи, чтобы одолеть такое познание. И опытный, уже прошедший этот путь учитель.

Второе. Человек познаёт мир вокруг и себя в этом мире с помощью ощущений как начальной ступени любого познания. А ощущения дело такое, что во многом зависит от самого человека, его свойств как биологического тела. Если не учитывать своё тело, то могут быть ошибки и трудности в идентификации явлений внутреннего мира, и можно прийти к ложным выводам. То есть надо изучать и законы своего тела, а это не всем нравится.

Третье. Обыкновенная человеческая лень, мысли типа: «а зачем мне всё это нужно, и без этого жизнь трудная» и т. д. преодолеть лень и эти настроения тоже трудно. Но если станешь на путь лени, и не будешь заниматься самопознанием даже на первом уровне, то очень многое как личность потерять можешь.

Эссе на тему: «Самое трудное - познать себя, а самое лёгкое - давать советы другим»
Главная задача учителя- дать детям знания. Помимо знаний мы ещё воспитываем их, а это значит, стараемся дать им как можно больше разных советов, считая их правильными, справедливыми и безупречными. Но такими ли их считают и воспринимают наши дети? На этот вопрос мы находим ответы намного позже, когда дети вырастают и чётко виден результат нашего труда и труда нашего социума. Да, ученик берёт от окружения всё, что оно ему даёт, а потом уже, анализируя наши «правильные» советы, просеивает всю информацию, и. надеюсь, впитывает в себя только хорошее и полезное.
Школа не должна оставаться в стороне от перемен, происходящих в обществе. Работая учителем, я поняла, что научить детей, это еще не значит дать им максимум знаний, умений и навыков, а это значит помочь детям самим понять смысл учения, подготовить их к будущей самостоятельной жизни.
А для того, чтобы кого-то научить чему-то, надо самому в совершенстве разбираться в этом, быть готовым ответить на любой вопрос, а это значит –познать себя, что является самым трудным.
Наша профессия заставляет все время двигаться вперед, искать и находить что- то новое, развивать творческие способности.
Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Ведь жизнь не топчется на месте, а мчится с огромной скоростью, и мы иногда не успеваем идти с нею «в ногу». Нужно пробовать, дерзать, творить и главная наша задача: всему этому научить наших учеников, наших детей, ведь они наше будущее, и это будущее строим именно мы.
Учитель должен найти подход ко всем, заинтересовать их в своем предмете, деле, показать его важность и полезность в жизни учеников, при этом он обязан с уважением относиться к индивидуальности ученика, ведь часто сами ученики указывают нам направление своего же воспитания. Иногда именно они быстрее нас подстраиваются «в ногу с жизнью», а значит, обладают большей информацией о современности. И учитель должен их слушать, и должен услышать в каждом что-то особенное - очень важное и главное для самого ученика. И тогда ученик будет идти уже «в ногу» с нами, а это не маловажно для каждого учителя, уважающего себя.


Приложенные файлы

Соня(София) ШАТАЛОВА (род. 1993) - она больна аутизмом, не умеет разговаривать, может совершать только монотонно-однообразные движения, во время общения с ней никак не реагирует, полностью отстранена и неконтактна. Врачи выносили диагноз: "Глубокая умственная отсталость". Так было до тех пор, пока у семилетней Сони не оказалась ручка, а мама не прикоснулась в этот момент к Сониной руке. И Соня начала писать. | | | | .



«ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ»
сочинение по литературе

«Деньги не пахнут», — сказал римский император, когда стал собирать налоги с общественных уборных. Фраза стала крылатой для всех, кому всё равно, каким образом получать прибыль. Но так ли это? Да, действительно, физического запаха монеты и бумажные деньги не имеют, и нос человека не может определить, откуда взялись деньги.
Но вот поступки человека, приведшие к получению денег, для души человеческой запах имеют, и определяется этот запах не носом, а совестью. Недаром есть ещё выражение «это дело дурно пахнет».

Деньги могут пахнуть кровью и потом, горечью слёз и жгучей обидой. Они могут пахнуть приторно-тошнотным обманом и пьянящей искристостью победной удачи.

Деньги, полученные папой за тяжёлую, с напряжением всех его физических и душевных сил, работу, пахнут солёным потом и болью. Так пахнет зарплата всех тружеников - она заработанная плата. Спортсмен, победивший на трудных соревнованиях, или артист, вдруг сыгравший роль необыкновенно хорошо, кроме запаха пота могут ощутить пьянящий радостный запах победы.
Но деньги, которые выплачивает правительство жертвам терактов - они пахнут кровью и смертью, обидой и обманом, потому что дают их за кровь, боль, и смерть те, кто не смог защитить людей. Деньги, которые мама платит кассиру в автобусе, пахнут её слезами. И так же слезами и жгучей обидой пахнут деньги всех бывших льготников, которым обещали возместить потерю льгот, а забрали гораздо больше, чем дали.

А как вы думаете, чем пахнут деньги, что платят больные в больнице? Лекарствами? Нет, страхом они пахнут и тоже болью. Да очень много примеров приводить можно, и любой человек с совестью, если захочет, их приведёт. Жаль только, когда предпочитают об этом не думать.

ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ - ТРУДНО
Сочинение по обществознанию

Древнегреческий философ Фалес был прав, когда утверждал трудность самопознания. Действительно, трудно, то есть требует большого труда, и тяжело, потому что бывают при этом неприятные чувства и мысли часто, и много мужества познание себя требует.

Ведь что значит познать себя? Обычно думают, что это означает хорошо знать свой характер, свои вкусы, реакции, возможности… Это, конечно, правильно, но ведь это самый верхний, самый простой уровень самопознания! Вдумаемся: человек создан по образу и подобию Божию, и познавать себя - это познавать Его образ, искать в себе Его подобие! Тут нет конца и границ, если ты относишься с должным страхом и руководствуешься молитвой.

Далее. Ещё в глубочайшей древности, задолго до древних греков, был известен закон «Макрокосм в микрокосме». В человеке заключена вся Вселенная, со всеми её уровнями и законами. Познавая себя - познаёшь Вселенную - тоже познание без границ. Перспективы колоссальные.
Трудно же всё это по следующим причинам.

Первое. Через сатану и его сторонников во Вселенную проникло очень много зла. А в результате грехопадения зло есть в душе каждого человека, даже самого хорошего. Есть такой закон: «Подобное к подобному». Изучая некоторые тёмные стороны своей личности, очень легко выйти на такой ужас, что на всю оставшуюся жизнь проблем хватит. Или стать человеком худшим, чем был до этого изучения. Нужны большое мужество, сердце, полное любви, и непрестанная молитва о помощи, чтобы одолеть такое познание. И опытный, уже прошедший этот путь учитель.

Второе. Человек познаёт мир вокруг и себя в этом мире с помощью ощущений как начальной ступени любого познания. А ощущения дело такое, что во многом зависит от самого человека, его свойств как биологического тела. Если не учитывать своё тело, то могут быть ошибки и трудности в идентификации явлений внутреннего мира, и можно прийти к ложным выводам. То есть надо изучать и законы своего тела, а это не всем нравится.

Третье. Обыкновенная человеческая лень, мысли типа: «а зачем мне всё это нужно, и без этого жизнь трудная» и т. д. преодолеть лень и эти настроения тоже трудно. Но если станешь на путь лени, и не будешь заниматься самопознанием даже на первом уровне, то очень многое как личность потерять можешь.

ВДОХНОВЕНИЕ

Внутри так легко, так открыто и свободно, нет никаких запоров и запретов, и ум отключается от внешнего мира. Мне радостно, и сильно чувствуется любовь Бога ко мне. А перед этим внутри напряжённо и больно. Чтобы боль прошла и наступила лёгкость, надо нарисовать в уме картину из слов и образов, которые вертятся в голове. Если картина получается хорошая, то наступает миг тишины, а потом наступает лёгкость - и слова идут сами. Картину лучше рисовать сидя и вертеть при этом что-нибудь в руках. Откуда берётся напряжение - я не знаю, оно само начинается. Оно растёт и переходит в боль, и я даже иногда плачу. Слова всё сильнее просятся наружу, жгут сердце, и я начинаю рисовать картину. Мне нельзя не писать стихи, иначе я умру. А я хочу жить. Мне много надо успеть, а времени так мало. Мне так писать хочется, чтобы мир стал иным, более близким Богу. И я этого добьюсь.
8 лет

ЗАЧЕМ Я ЖИВУ

А зачем живёте вы? Родились, вот и живёте? Вообще, зачем живут люди? Бог каждому, когда посылает в этот мир, говорит: «Трудись и прославляй Меня делами своими».

Понять бы, что это за дела должны быть... Я так думаю, для меня это стихи, по крайней мере сейчас. Мне невозможно их не писать, иначе я умру от боли, лопну от напора слов в голове. Я чувствую в словах особую, очень странную силу. Она может менять мир. Я хочу овладеть этой силой, чтобы она служила Богу. Может быть, для этого я и живу.
8 лет

ВОЛШЕБНЫЙ СВЕТ

Свет был синим и сверкающим. Свет был зелёным и таинственным. Свет был красным и радостным. Свет был радужным, а вокруг простиралась волшебная страна. Вы думаете это сказка? А это наша улица в ночь на Новый год! И волшебной её сделал новогодний салют. Вот было чудо!


КУСКОВО

Мы были в музее "Кусково". Ходили по удивительно красивому парку. Он был великолепен и наряден, весь в переливах различных оттенков золотого, багряного, зелёного и лилового цветов сверху и красно-коричневого, жёлто-зелёного и водно-стального снизу. Простор, гармония, скульптуры людей и приветливых львов... У меня было очень необычное ощущение присутствия прошлого вокруг, какой-то пространственно-временной неподвижности. Письмена вечности рядом с улицей, автобусами, автомобилями... Потом мы зашли во дворец. Здесь тоже было это ощущение, только ещё более острое. Такие важные, надменные люди на портретах, они как будто говорят: "Мы жили здесь тогда, когда художники писали с нас эти портреты, мы живём здесь и сейчас, а вы все просто мимо проходящие, мимолётные люди. Мы тут хозяева". После посещения Кусково я поняла, что, оказывается, время тоже можно консервировать, и это делают в музеях.
11.10.02, 8 лет

О НАСИЛИИ

Почему мир так жесток к себе? Войны, голод, террористы. Ведь Бог задумал совсем другое... Мне мучительны чувства злобы и страха, когда они выплескиваются вовне. Воздух отравлен, и вода горчит. Время накрывает русичей толстой пеленой прошлого, и все эти тёмные чувства, как нарывы, зреют внутри ауры народа, они отравляют своим невидимым гноем души и разум людей. А когда такие нарывы прорываются - какие беды, сколько смертей, горя, обиды! И новая злоба выходит в мир. Пора прекратить так делать! От этого больно не только мне, но и всем детям, и больно Богу. Ради детей, ради Бога, перестаньте выпускать в мир ненависть, думайте хорошее, говорите доброе, делайте дела любви! Ведь если Бог решит Сам прекратить это безобразие, наступит конец света, а кто уже готов к нему?
28.10.02, 9 лет

МОИ МЕЧТЫ

Мечтают все люди, даже те, кто говорит, что мечтать не любит. Чем чаще человек мечтает, тем интереснее ему жить. Но я думаю, чтобы мечты сбывались, нужно уметь мечтать правильно. Ведь мечта - это модель желаемого будущего в трёх уровнях: первый в воображении, второй в желании, а третий в мысленном сшивании событий. Правильно мечтать - значит правильно учитывать все уже существующие связи себя как мечтающего человека с окружающим миром. И понять, какие нужны новые связи, а затем сшивать события. И всё время надо смотреть, как сшивание влияет на те связи, которые уже есть в мире. Я тоже люблю мечтать. Я мечтаю о том будущем, где я могу говорить и петь песни, и могу сама всё делать. У меня будет много друзей и любимая работа. Я буду помогать людям правильно сшивать события и буду работать консультантом по мечтам. Но чтобы такое будущее состоялось, надо, чтобы как можно больше людей приняли Бога, пришли к Нему. Так что я сначала буду помогать людям в этом. Как? Скорее всего словом: поэтическим и молитвенным. Чтобы всё так и было, надо правильно сшивать события уже сейчас. И я стараюсь.
5.1.04

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей. Чернышевский Н. Г.

Автор в своем высказывании затрагивает проблему социального познания, отдавая ведущую роль в нем самопознанию - познанию самого себя. Попробуем разобраться, так ли основополагающа роль самопознания в познании других людей.

Процесс самопознания начинается с самых ранних лет, с того момента, как ребенок начинает выделять свое «Я» из окружающего его мира, и продолжается всю жизнь. Человек познает себя, основываясь не только на самонаблюдении и самоанализе, он познает себя и через других людей, анализируя их поведение и их оценки своей личности. В результате формируется самооценка человека. Так, родители, не устающие заслуженно восхвалять поступки своих детей, воспитывают успешных, уверенных в себе людей. Яркой иллюстрацией этих слов может служить автобиографический роман Ромена Гари «Обещание на рассвете», описывающий, как безграничная вера его матери в то, что ее сын «станет французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона и будет одеваться по-лондонски», определила его судьбу.

Одной из особенностей социального познания является большая доля субъективизма. Действительно, общество, познавая само себя, не может дать объективную оценку своим действиям. Так, советские люди во времена СССР представляли причины второй мир войны не так, как люди западные или современные россияне, потому что некоторые факты умалчивались, искажались, окрашивались в тона господствующего мировоззрения. Так, например, в учебниках по истории говорилось о том, что немцы напали на Брестскую крепость 22.06.1941 г., но умалчивалась информация о том, что в 1939 году немцы отбили эту крепость у поляков и передали в дар СССР.

Добиться максимально объективного социального знания можно с помощью научных методов познания. К ним относятся опора на факты, строгость и однозначность теоретических понятий, доказательность рассуждений и их логическая непротиворечивость, объективность научных выводов, т. е. независимость научной истины от личных желаний, мнений и общественных предрассудков. Способность увидеть и почувствовать так, как видят и чувствуют другие люди помогает ученому. Полная объективность соц познания недостижима, не только потому, что на познавательную деятельность ученого оказывают влияние его мнения и представления, стереотипы мышления, особенности образования и воспитания, но и потому, что ученый сам является объектом соц познания, а самооценка всегда субъективна. Т.е. с одной стороны способность сопереживать другим людям, выработанная в процессе самопознания, помогает лучше понять сущность соц явлений, а с другой стороны формирует стереотипы мешающие объективной оценке.

Мне очень сложно выразить однозначное согласие или несогласие со словами Чернышевского, т.к. не узнав других людей невозможно глубоко изучить человека в самом себе, а не изучив человека в самом себе невозможно научиться сопереживать и чувствовать других людей. Самопознание и познание других людей - взаимодополняющие и неразрывные для человека живущего в обществе процессы, а глубина знаний, полученных в результате, зависит, прежде всего, от уровня развития познавательных способностей, совершенства методов познания и объема накопленных знаний.

Все то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье. (С. Маршак)

Автор в своем высказывании затрагивает проблему преобразования окружающей действительности в соответствии с потребностями человека, этот вопрос становится все более актуальным из-за усиления антропогенного воздействия на окружающую среду. Всё, чего касается человек, он стремится изменить в соответствии со своими потребностями и представлениями, наделить его чем-то человечьим. Человек преобразует природу в ходе практической деятельности: строит города, прокладывает дороги, заставляет реки течь по созданным им руслам, создает искусственные озера-водохранилища, выводит новые сорта растений. Стремясь изменить природу, подстроить её под себя, человек даже создал «вторую природу» - культуру, искусственную среду обитания.

Я полностью согласна с высказыванием С. Маршака, человек - существо биосоциальное, с одной стороны он зависит от природы: питается её плодами, имеет биологические особенности и развивается по определенным биологическим законам; но в то же время он все время пытается подстроить природу под себя, «наделить ее чем-то человечьим», сделав максимально комфортной и безопасной.

К сожалению, стремление человека к комфорту и безопасности, приводит и к отрицательным последствиям. Так, в ходе производства материальных благ, загрязняется окружающая среда, гибнут животные, вырубаются леса, растет рост числа заболеваний людей - по данным Росприроднадзора около 15% территории России относятся к зонам экологического неблагополучия. Стремясь обезопасить себя, человечество создало такое количество оружия массового поражения, что хватит на то чтоб уничтожить все живое ни один раз. В ходе военных операций, да и просто при испытании оружия природе наносится значительный ущерб, например, во время военных операций во Вьетнаме было уничтожено более 40% лесов.

Современный человек подходит к новому этапу своего развития и начинает задумываться о наносимом им вреде. Одной из характерных черт постиндустриального общества - является законосообразное освоение природы, понимание того, что все живое имеет право на существование наравне с человеком, и, преобразуя природу, сегодня человечество задумывается не только о сиюминутной выгоде, но и том, какое влияние его воздействие окажет на природу, а значит и на здоровье будущих поколений людей.

Человек преобразует не только природу, сегодняшнее общество - это тоже результат преобразовательной деятельности человека. Сам человек лишь благодаря «касанию» других людей, приобщается к культурным достижениям человечества, становится не просто носителем биологических черт рода Homo sapiens, но Человеком - уникальной новизной в природе, носителем социальных черт, позволяющих ему жить в обществе. Уникальность человека состоит не только в умении строить города и летать в космос, но и в наличии своих собственных законов - законов морали, которые оказывают на него влияние не меньшее, чем законы природы.

Всё то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье. (С.Маршак)

Автор в своем высказывании затрагивает проблему преобразования окружающей действительности в соответствии с потребностями человека, этот вопрос становится все более актуальным из-за усиления антропогенного воздействия на окружающую среду. Всё, чего касается человек, он стремится изменить в соответствии со своими потребностями и представлениями, наделить его чем-то человечьим.

Я полностью согласна с этими словами С. Маршака. Для начала вспомним: «Кто такой человек?». Человек - существо биосоциальное, обладающее как биологическими, так и социальными чертами. Как существо биологическое, он зависит от природы: питается её плодами, имеет биологические особенности и развивается по определенным биологическим законам. Но в то же время он все время пытается подстроить природу под себя, сделав ее максимально комфортной и безопасной.

Человек преобразует природу в ходе практической деятельности: строит города, прокладывает дороги, заставляет реки течь по созданным им руслам, создает искусственные озера-водохранилища, выводит новые сорта растений. Стремясь изменить природу, подстроить её под себя, человек даже создал «вторую природу» - культуру, искусственную среду обитания.

Даже сам человек лишь благодаря «касанию» других людей становится не просто носителем биологических черт рода Homo sapiens, но Человеком - уникальной новизной в природе, носителем социальных черт, позволяющих ему жить в обществе. Уникальность человека состоит не только в умении строить города и летать в космос, но и в наличии своих собственных законов - законов морали, которые оказывают на него влияние не меньшее, чем законы природы.

Человек - высшая ступень живых организмов на земле, он, в отличие от других живых организмов, продукт не только биологической, но и социальной, и культурной эволюции и, развиваясь, он пытается окультуривать все, что встречается ему на пути.

Приро да - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. (Гете)

Автор в своем высказывании затрагивает сразу две актуальные проблемы: проблему познания и проблему бесконечности вселенной. Ведь под природой в широком смысле этого слова понимается весь окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений, малейшее из которых хранит множество тайн. Звездочка на небе с Земли кажется всего лишь маленькой светящейся точкой, но ученые с помощью эмпирических и теоретических научных методов доказали, что на самом деле это гигантские раскаленные тела, для изучения которых создана отдельная наука - астрономия.

Но звезды только издалека кажутся маленькими «страничками» природы, в то время как клетка живого организма и на самом деле настолько мала, что подавляющее большинство клеток не видимы невооруженным глазом. Несмотря на столь малые размеры она способна к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению. Специальная наука - цитология, изучает строение и химический состав клеток, функции внутриклеточных структур, размножение и развитие клеток, их приспособления к условиям окружающей среды. В ядре клетки содержится ДНК обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов.

С автором невозможно не согласиться, каждая страница природы, будь то гигантская звезда или маленькая клетка, полна глубокого содержания, познать которое человек стремится. Удастся ли ему до конца прочесть эту книгу? Ответ на этот вопрос ищет Гносеология - область философии изучающая возможности человеческого познания. Агностики такую возможность отрицают, но мне ближе противоположная агностизиму позиция гностизимза, утверждающая, что возможности человеческого познания безграничны. А так как бесконечны и страницы книги-природы, содержащие множество тайн и загадок, то перед человеческим пытливым умом всегда будет стоять цель, столь необходимая ему для существования и развития.

Пример эссе (мини-сочинения)

Со времен Античности девиз «Познай самого себя» был путеводной звездой для философов. Но мыслителей Нового времени, таких как Ф. Бэкон, не удовлетворял нейтральный взгляд на собственную сущность. Активная позиция и по отношению к себе, и по отношению к внешнему миру – вот магистральное течение той эпохи. Поговорим о ряде аспектов заданной темы.

Первое, что бросается в глаза в мысли Бэкона – это стремление найти путь, сформулировать метод активного познания . Этим методом стал эксперимент – опыт наблюдения за объектом в управляемых исследователем условиях .

Второй момент – задача эксперимента. Нужно «разумно показать» сущность. То есть нужна логика, способ правильного мышления, который смог бы привести к истине. Размышление должно, конечно, и предшествовать, и сопутствовать эксперименту. Речь идет об индукции – умозаключении от частного опыта к общему выводу .

Третий аспект касается конечной цели всего познавательного процесса. Оказывается, все это нужно для того, чтобы изменить себя к лучшему, усовершенствоваться, трансформировать свою сущность.

В целом мысль Ф. Бэкона отвечает эмпирическому подходу в философии и науке. Эмпирическая методология стала основой современного естествознания. Социология и психология также используют этот подход.

На примере множества научных открытий в области физики, биологии, химии, психологии мы убеждаемся, что человеку удалось применить эмпирический метод. Но достигает ли при этом человек той цели, которую поставил Бэкон? Проявляет ли человек себя? Меняет ли он себя?

Я думаю, что ответ положительный . Человек в процессе такого познания и проявляет, и меняет себя. Активное самопознание ведет часто к выявлению негативных сторон человеческой природы, однако, наблюдая это, человек видит источник своих пороков и начинает разрабатывать способы их устранения.

Например, в социальной психологии неоднократно был экспериментально подтвержден так называемый «эффект одного разбитого окна», который гласит, что «если в здании разбито одно окно, и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна». Конечно, речь идет не только об окнах, но, вообще, о мелких правонарушениях и о свойстве человека легко переступать в мелочах через свои принципы. Но важно другое! Знание об этом эффекте стало руководством к действию для многих градоустроителей, криминологов, педагогов. И это знание помогает существенно улучшить социальную среду.

Другой эксперимент. Клинические испытания подтвердили существование эффекта плацебо. Кто-то использует этот эффект в корыстных целях, кроме того, это повод обвинить человека в излишней внушаемости. Однако знание об этом эффекте весьма полезно. Ведь так можно облегчить или даже вылечить множество недугов и пороков. Например, в некоторых странах выпускают детский препарат «Обецалп» - «от лени».

Итак, чем больше мы знаем о себе, тем больше получаем поводов меняться . Возможно, это и есть главное преимущество разума человека.