Культурологические проблемы современного образования. Шпаргалка: Культура образования как феномен модернизации Образование в контексте истории и культуры

Сегодня развитие общества характеризуется вниманием к миру личности, персоналистическими тенденциями в культуре в целом и в образовании в частности. При центрированности на личность акценты смещаются: подчеркивается актуальность образования в мире личности, т.е. именно то, что позволяет осуществлять средствами образования собственные устремления. Все это явилось побуждающим мотивом поворота к личностно-ориентированному образованию, важнейшими функциями которого являются культуросозидательная (культурообразующая), гуманитарная функция и функция социализации.

Культуросозидательная функция обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Осуществление культуросозидательной функции предполагает ориентацию образования на воспитание человека культуры, отбор культуросообразного содержания и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм, проектирующих зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства общественной жизни людей. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и одновременно культуры - в образование. Культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого образование должно заложить в него механизм культурной идентификации, т.е. установление глубинного единства между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре.

Гуманитаризация образовательного процесса имеет как интернапные, так и экстернальные моменты. Во-первых, гуманитаризация образования должна быть направлена на развитие творческих способностей обучаемого, на развитие его эстетического мировосприятия и этического отношения к деятельности. Во-вторых, она призвана ориентировать обучаемого на необходимость понимания окружающей его социокультурной среды.

Третьей важнейшей функцией образования является социализация, т.е. обеспечение освоения и производства индивидом социального опыта, свидетельствующее о его безболезнен­ном вхождении в жизнь общества. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде.

Таким образом, происходит осмысление сущностных функций образования, что и способствует выявлению системы его антропологических ценностей. Эта система и является основой личностно-ориентированного образования, главные базовые ценности которого - самореализация, жизнетворчество, куль­турная идентификация, индивидуализация и др. подтверждают тот факт, что истинной целью образования является его творческое развитие как субъекта культуры, социума. Цель личностно-ориентированного образования связана с ценностным отношением к ребенку, как к человеку, обладающему свойством субъективности: развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции и другие, необходимые для становления самобытного образа личности, для диалогичного взаимодействия с людьми, культурой, цивилизацией. Эта цель созвучна с концепцией человека Н.А. Бердяева, И.О. Лосского, П.А. Флоренского, где он предстает как эпицентр культуры.


Культура в антропологическом аспекте есть способ и форма человеческого бытия, историческая мера и «границы» человеческого образа жизни, его доминирующий облик. В ней сконцентрирован опыт человечества в освоении природного, социального и собственно культурного мира. На основе его освоения формируются, сохраняются, совершенствуются от поколения к поколению формы человеческой ментальное. Культура включает в себя исторически конкретную совокупность знаково-символических систем, аккумулирующих опыт бытия в виде способов восприятия, мышления, познания, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, способов, хранящих и воспроизводящих опыт собственно духовной деятельности в общественном и личном менталитете. Наконец, это техника и технология всех форм духовно-практической деятельности человека в мире, форм коммуникаций, взаимодействия и общения.

Перечисление всего многообразия «составляющих» культуры и ее функций по отношению к социуму и индивидууму столь же затруднительно, как и всего обилия ее определений. В этом отношении она сравнима лишь со сложностью и многогранностью человека и обилием его определений, как социо-функциональных, так и культурных.

Культура вне человека - это кладовая мертвых вещей или кладбище духа. Оживить его может только культурный субъект. Человек является сердцевиной культуры, ее «живым агентом», творцом-созидателем, хранителем, посредником и потребителем. Эта единая система и социально, и индивидуально неравнозначна, а зачастую и противоречиво развита. Культурное творчество может быть оторвано от культуры потребления, что лишает культуру ее среды, источников и ценителей. «Посредни­ком» и «потребителем» культуры является прежде всего сфера образования. Сотворить и прочитать культурный «текст» может только человек с развитыми культурными потребностями и способностями. Становление такого человека - важнейшая цель культуры и образования.

Тесное взаимодействие культуры и образования в процессе развития человека есть одно из важнейших условий его целостности, способности адаптироваться к противоречивым условиям бытия и противостоять негативным воздействиям среды, опираясь на духовную культуру личности. Само слово «культура» - латинского происхождения (возделывание, обрабатывание), но в немецкой классической философии смысл этого слова был максимально приближен к слову «образование» (Bildung). Связь культуры и образования подчеркивается и современными российскими философами. Если вспомнить классическое представление о культуре, как о возделывании, культивировании, то прямой задачей системы образования является эта идея культивирования, возделывания. Человек в процессе социализации и инкультурации должен овладеть системой навыков, умений, связанных с творчеством, способностью к обновлению, подключению к новым масси­вам информации. Современный человек должен быть ориентирован на общечеловеческий характер современной культуры.

Таким образом, функцией образовательной системы является воспроизводство культуры. Институт образования как феномен культуры есть посредник между индивидом и социумом в передаче, закреплении и сохранении значимых для культуры смыслов. Культурологический подход прослеживается также в трактовке целей и задач образования ведущими отечественными педагогами и философами на рубеже XIX-XX вв.

В соответствии с изложенным, можно определить образование как способ вхождения человека в целостное бытие культуры. Содержание образования должно носить поэтому культурообразующий характер и быть направлено на приобщение ученика к культуре. Личность обучающегося следует рассматривать в качестве субъекта культуры, являющегося не только ее потребителем, но также носителем и творцом культурных ценностей. Формируя задачи образования, необходимо наряду с другими аспектами учитывать, что оно призвано способствовать овладению учеником общей культурой, адекватной мировому уровню, и интеграции личности в национальную, общероссийскую и мировую культуру.


Вопросы для самоконтроля

(к главе 1)

1. Раскройте суть теоретических взглядов на роль образования в социуме

2. Раскройте основные аспекты содержательной трактовки к рассмотрению образования

3. Какие основные подходы предполагает философский взгляд на образование?

4. Какие объекты попадают в сферу интересов философии образования?

5. Назовите основные функции философии образования

6. В чем суть социологического подхода к образованию?

7. В чем отличие социологического видения образования от педагогического?

8. Какие общественные функции выполняет социальный институт образования?

9. В чем проявляется особенность системного подхода к исследованиям феномена образования?

10. В чем суть личностно-ориентированного образования? Какие функции оно выполняет?

Содержание образования есть отражение культуры определенной эпохи. В то же время существующая система высшего образования во многом построена на культурных доминантах прошлого - рациональном взгляде на мир, интеллектуализме, утилитарности. Соответствующая проекция этих принципов на содержание образования отодвигает знание о целостном мире человека и опыт целостной деятельности на задний план по сравнению с научной монокультурой. Цивилизационная односторонность содержания образования отчетливо проявляется в его технократической перегрузке, в трансляции знаний в отчужденной, безличной форме, в насыщении содержания знаниями при отсутствии смыслов.

Поиски моделей образования, адекватных современному типу культуры и отвечающих новому этапу развития цивилизации, составляют одну из актуальных задач современной педагогики. При этом на передний план выдвигается необходимость разработки теоретических основ целостного учебно-воспитательного процесса применительно к таким категориям, как содержание, методы и организация обучения. Решение указанных задач требует обращения к фундаментальным истокам образования, рассмотрения его как части культуры, культуросообразной системы, культуротворческого процесса. Руденко В.Н. Образование в контексте культуры // Славянская педагогическая культура. Тирасполь, 2002. № 1. С.15.

Теоретическое осмысление закономерного характера взаимосвязи образования и культуры, их изоморфной тождественности позволяет выдвинуть гипотезу о перспективности и продуктивности использования культурологического подхода в качестве концептуальной основы модернизации содержания образования.

При построении содержания образования культурологический подход расценивается как реализация гуманистической установки в понимании социальной функции человека, которая предполагает включение в контекст содержания образования структуры культуры в различных ее проявлениях, прежде всего духовной культуры.

Компонентами содержания образования признаются общая, базовая и профессиональная культуры.

Интегральным результатом культурологической направленности содержания образования выступает становление человека, готового к гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетенциями.

Культурологический подход к концептуализации содержания образования подчеркивает позицию, в соответствии с которой культура, выступая основным его источником, рассматривается как некая целостность, развивающаяся и функционирующая по особым законам.

Понятие "культурология", применяемое к изучению педагогической действительности, включает два своих основных значения (знание о культуре и теория культуры). Это позволяет обозначить главные основания культурологического подхода, рассматривать культуру не только в качестве источника содержания образования, но и метода его исследования и проектирования.

Таким образом, основные обобщения относительно культурологического подхода сводятся к следующему: видение образования как феномена культуры; культуросообразность становится важнейшим условием развития образования и средством реализации идеи его гуманизации; цель высшего образования -- интеллигент -- человек культуры; обращенность образования к человеку через культуру; признание ее решающим фактором развития профессионально-личностных качеств; единство аксиологии и культурной антропологии для обеспечения комплексности научного подхода и т.д. Там же, С.17-18.

Проведенная педагогическая оценка культуры в ее широком и узком смысле понимания как целостного прообраза проектируемой педагогической реальности позволила уточнить специфику культуры с позиций содержания деятельности человека, характеристик его личности, того, что в одном случае порождает духовность, высшие человеческие ценности и личностные смыслы существования -- культуру.

Культура есть внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация -- это лишь материальная оболочка культуры. В содержании образования культура находит свое отражение в смыслах, духовных ценностях, достижениях философии, произведениях искусства; цивилизация -- в уровне технологического, хозяйственного, социально-политического развития общества.

Целесообразность принятия исследовательской позиции диалектики единства и различия понятий "культура" (выражение духовности и возвышенности) и "цивилизация" (форма рационального отношения к миру) нашла свое воплощение в обосновании и разработке цивилизационно-культурологической парадигмы, которая помогает определить векторы проектирования образовательных систем и модернизации содержания образования

Данная парадигма помогает исследователю и педагогу занимать разнообразные позиции по отношению к явлениям культурно-исторического процесса, выступающим потенциальными источниками и факторами проектирования содержания образования; позволяет обоснованно идентифицировать цивилизационные и культурологические компоненты содержания образования, оценивать их педагогический потенциал, исключить абсолютизацию какого-либо целенаправленно подходить к выбору оснований культурологической концептуализации образования.

Анализ современных тенденций и проблем развития высшего образования показал, что и отечественная, и зарубежная школа уделяют особое внимание воспитательной стороне содержания образования. Высокие требования предъявляются не только к учащемуся, но и к его духовно-нравственному облику, отношению к коллегам, обществу и окружающей среде. В настоящее время высшее образование не видит альтернативы процессу гуманизации подготовки учащихся. С позиций культурологического подхода сегодня особая роль принадлежит философскому и методологическому осмыслению педагогической науки и практики, становится приоритетным целостный, интегративный, комплексный метод исследования и проектирования образовательных систем.

Концепция культурологических основ целостности содержания образования базируется на изоморфной тождественности систем образования и культуры, отраженной в модели гуманитарной культурно-образовательной системы. Целостность содержания образования рассматривается в единстве следующих аспектов: культурологической сущности содержания образования, культурологического - личностного подхода к проектированию содержания образования,

В качестве концептуальной принята трехмерная модель "культурного пространства", в соответствии с которой содержание высшего образования рас крывается на основе многовекторного и многоуровневого представления культуры: в трех аспектах (артефактах, значениях и смыслах) для каждого из трех основных компонентов культуры (духовного, социального и технологического) и трех основных форм ее смыслового постижения (когнитивной, ценностной и регулятивной) в процессе развития учащихся. В соответствии с концепцией основным источником содержания признается опыт целостной культуры в единстве ее указанных компонентов, каждый из которых может быть представлен совокупностью универсальных значений и смыслов, наполняемых конкретным учебно-предметным, воспитательно-коммуникативным и личностноценностным содержанием. Педагогический процесс организуется как культурный ценностно ориентированный акт (событие) на основе интеграции указанных компонентов культуры через личностные формы постижения универсальных значений и смыслов содержания. Карпенко М. А. Культурологическая направленность содержания образования//Педагогика 2000, № 11. С. 25.

Диалектика взаимосвязи образования и культуры в единстве причинно-следственного, структурно-системного, процессуально-функционального и содержательного аспектов определяет структуру, состав и содержание системных характеристик изоморфной тождественности образования и культуры. Установлено, что взаимосвязь образования и культуры проявляется и реализуется, прежде всего, через человека, который является системно связующим звеном культурно-образовательной системы. Исторические связи прослеживаются через социокультурную детерминированность типа личности и путей его достижения, которые воплощаются в определенных концепциях, принципах и технологиях воспитания и обучения. Причинно-следственная связь выражается в том, что более высокий уровень культуры требует и более высокого уровня образования и образованности человека, что, в свою очередь, становится источником дальнейшего развития культуры. Содержательные связи вытекают из признания культуры в качестве общего источника образования. Материальные и духовные компоненты культуры определяют содержание воспитания и обучения, ценности и смыслы составляют ценностно-содержательное ядро образования и основных личностных структур сознания. Процессуальные связи объясняют возможность и обоснованность рассматривать и организовывать образование как культурный процесс, способствующий вхождению человека в целостный мир культуры, обеспечивающий единство его духовного, нравственного и профессионально-личностного становления и развития, однако он и не ограничивает этот процесс лишь функцией социализации.

Это дает основание рассматривать категории "образование", "человек и "культура" в качестве подсистем единой гуманитарной культурно-образовательной системы, которая может служить методологической моделью разработки культурологических образовательных подходов, концепций, парадигм. Выделение подсистемы "человек" в качестве отдельного системного элемента является принципиальным и существенным моментом, подчеркивающим тот факт, что в общей целостной гуманитарной культурно-образовательной системе человек выступает субъектом по отношению и к культуре, и к образованию. Там же, С. 27.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

Кванталиани Я.А.,

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В наши дни проблема поликультурного образовательного пространства является особо актуальной. В условиях социально-экономических и политических реформ в образовании сложилась новая ситуация, для которой характерны интенсификация этнических особенностей содержания образования, увеличение роли изучения не только родного, а также иностранного языков, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В данных условиях поликультурное образование способствует этническому отождествлению и вырабатыванию культурного самосознания обучаемых, но также противостоит их этнокультурной разрозненности от других государств и национальностей. Культура это не неподвижная форма, она постоянно изменяется, развивается, и поэтому социальные институты должны помогать становлению личности ориентироваться в данных изменениях, справляться с возможными негативными последствиями нововведений, сохраняя при этом свое культурное достояние.

Ценным, на наш взгляд, является определение поликультурного образования, которое дал Tомас: «Поликультурное образование имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить в соответствии с чужой культурой .

Развитие поликультурного образования обусловлено не только современными историческими и социокультурными предпосылками, но и опирается на ряд традиций отечественной и зарубежной философии, педагогики и психологии. Большой интерес, например, представляет программа «Панпедия», разработанная Коменским в XVI веке. Великий мыслитель, исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обосновывает «Панпедию» как программу универсального воспитания всего человеческого рода. Существенную часть «Панпедии» составляет формирование у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей .

Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н.К. Рериха о «благодетельном синтезе», под которым он понимает «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей, а также идеи выдающихся философов и историков современности (Н.А.Данилевский, Э.Мейлер, А.Тойнби, Ю. Яковец) о целостности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов.

Многие авторы утверждают, что поликультурное образование является в некотором роде базой для становления и развития в России демократического общества, для которого определенным образом утверждались бы меры по борьбе с политикой, проникнутого духом борьбы национализма, расизмом и т.п.

Можно выделить много факторов длясоциально-политического развития поликультурного образования, где главенствующим, по нашему мнению, является тот факт, что интенсивное внедрение интеграционных процессов есть важный компонент для развития международного сообщества. Поэтому и происходит попытка не только для России, но и других стран объединяться в мировое образовательное пространство, при этом сохраняя национальную ординарность.

С открытием границ между государствами усиливается мобильность людей, их мотивация к изучению иностранных языков, а также к установлению и поддержанию контактов внутри своей страны и за рубежом .

В педагогике развивающихся стран, сталкиваясь с проблемой поликультурного образования, отмечается стремление осмыслить отличительную черту национального осознания действительности, культурную сущность каждого ее носителя. Так как именно образование должно подвергаться обозрению в условиях развития различных видов его деятельности, то культура должна осуществляться непосредственно через образовательные стандарты.

Механизм взаимодействий субъектов поликультурного пространства осваивает границы социальных пространств, стараясь познать сложные явления действительности социальных обществ, что при недостатке толерантности к иной культуре может быть вызвано нежелательными конфликтами, а также обоюдным подавлением.

Таким образом, обучение в контексте диалога культур содействует умению сравнивать и правильно интерпретировать, а также воспринимать некие изменения в окружающей действительности как норму одновременного существования культур в поликультурном пространстве.

Поэтому педагогическая деятельность должна быть сосредоточена на достижении органического сочетания различных компонентов культурно-специфических стилей в едином целом. Для понимания других носителей различных культур, для избежания конфликтных ситуаций, а также прокладывания так называемого мостика для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за его пределами, необходимо поставить главную цель, которая будет заключаться в формировании у будущих специалистов знаний о диалоге культур.

При этом преподаватель формирует у учащегося или студента такие жизненно важные понятия как уважение к культуре каждого народа, готовность откликнуться на какие-либо изменения в пространстве, уверенность в утверждении решений, которые непосредственно имеют тенденцию альтернативы и отсутствие необоснованно высоких ожиданий от взаимодействия с носителями разных культур.

Социальный мир конструируется участниками коммуникации и объективируется с помощью языка, культурных артефактов, символов, с которыми связывается определенный смысл, т. е. объективируется социальной коммуникацией. В условиях поликультурной реальности, когда контактируют люди, принадлежащие к разным лингвокультурным общностям, взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведет к аккультурации членов социумов, соединяющих в своем сознании разные культуры, ориентированных на другого, предрасположенного к диалогу с ним. Обучение языку, соединенное с ознакомлением с культурными и социальными ценностями, может и должно служить мощным средством взаимопонимания между народами. Формирование языковой и лингвострановедческой компетенции представляет ценность в обогащении своей собственной культуры в целом: культуры общения, речи, умственного труда .

На сегодняшний день каждый из студентов или учащихся различных национальностей тем или иным способом пытается приспособиться к культуре не своей среды, а также пробует удержать неуклонные направления этой культуры и обычаев. Такое стремление, оставаться в своем микропространстве может также влиять на всю атмосферу обучения. Но каждый преподаватель старается донести до этого студента ранее неизвестные ему сведения о другой культуре, морали и ценностях другого народа. И, можно сказать, что при взгляде на собственную культуру посредством этих сведений, появляется ясное и верное осмысление этой культуры. Отсюда вытекает и то, что нередко происходит развитие и особенное почитание к тому, что вначале усваивалось, стоя на низших ступенях развития, а также имеющее достаточно узкие пределы.

При этом замечается осмысление ценности многих культур, с которыми сталкивается сам студент, а также и понимание того, что развиты они не все одинаково. Например, одни культуры, по сравнению с другими располагали значительным по объему временем для их становления и фокусируют в себе более многообразные, сложные по своему характеру и внутреннему содержанию решения различных человеческих проблем.

Так как в нынешнее время существует множество разнообразных языков, традиций, обычаев, религий и т.д., отмечается, наблюдается огромная приемлемость к разному диалогу культур, но и также безучастное отношение к чему-то родному. Близким по духу, привычкам и убеждениям с этим человеком становится что-либо малоизвестное наиболее часто охватывающее человека, не исключено, что некоторые личности всячески стараются удержаться от данного фактора. Этим самым происходит усиление конфликтов между старшим поколением и младшим в семьях тех, кто въехал в какую-либо страну для временного или постоянного проживания в ней. Отмечается, что старшее поколение обычно более привязаны к своей родной культуре, традициям, языку и т. д. При этом формируются различные определенные ценности в одной семье, и это вызывает определенные трудности в воспитании детей, изменяет к худшему их отношение, также дисциплину, а зачастую и успеваемость в учебных заведениях. В этой связи больше всего преуспевают дети или подростки с явно выраженным определенным уважением к труду и образованию в их собственныхсферах человеческой деятельности, связанной с областью литературы, искусства, архитектуры и т.п. Примером данного утверждения может стать тот факт, что Китайцы, Индусы, а также дети из развитых стран Европы превзошли данную ступень. Худший показатель успеваемости обычно показывают чернокожие жители Америки и жители Мексики. Это говорит о том, что в их семьях традиционно уважение отдается ручному труду, что в общих чертах и делают данные семьи. А интеллектуальная сфера жизнедеятельности для них не особо важна.

Также становится очевидным следующее, что большинство студентов, которые являются носителями другой культуры в вузах, выбирают техническую или экономическую специальности, в то время как гуманитарные специальности чаще всего выбирают подростки, родившиеся и выросшие в этой стране, а нередко когда и их родители прожили всю свою жизнь в данной стране. Данное является следствием того, что те, кто вырос на своей родной культуре, то есть его воспитывали, прививая свой культурной микроклимат, способны более глубоко воспринимать и постигать культуру на более высоком уровне.

При этом в стране отмечается невысокая средняя литературная грамотность, и художественное творчество понимается большинством граждан чрезвычайно плохо, также способность говорить сохраняется как недостаточно сильно отражающее внутреннее качество или переживание, с точки зрения достигшей полного развития человеческой мысли и чувства. Однако данное заключение не исключает развитие интеллигентных слоев в обществе. Но, необходимо отметить, что данные слои являются редкостным явлением, т.к. характерная для всех культура определяет свое местоположение в отношении скорее на среднего человека с природными способностями приобретать новые знания. Известно, чтообщество в среднем стремится к упрощенным приемам и минимализму, ясности и доступности почти любому, если даже данные формы недостаточно что-либо выражают. Надо сказать, что в этом применении поликультурное пространство для индивида замедляет развитие личности, изготавливая элементарные модели этого пространства более легким для восприятия ей. Однако нельзя отвергать тот факт, что граждане любой страны воспринимают сами себя свободными и уверенными, что делает их менее напряженными и дает шанс для творческой мысли и внутреннему побуждению в избираемом индивидуумом деле. Весьма неустойчиво остается также то, что мотивация данной творческой активности оказывается подсознательной и автоматической, хотя и приносит детерминированные минимальные блага в немалом количестве.

Нельзя не согласиться, с тем фактом, чтобы более очевидно понять даже одну культуру потребуется колоссально много времени, которое отводится для получения привычного вида образования.

Век глобальной информатизации принес с собой не только широчайшие возможности для формирования поликультурной личности, но и ряд барьеров на пути ее становления, важнейшим из которых является процветание манипуляционных практик, направленных на подавление национально-культурного и духовно-нравственного самосознания личности, обесценивание высоких общечеловеческих идеалов, искажение восприятия и понимания личностью окружающей действительности и т.п. Учитывая особенности сложившейся ситуации, основная цель поликультурного образования может быть реализована, на наш взгляд, лишь при условии сформированной устойчивости поликультурной личности к манипуляционному воздействию .

Этнокультурное понимание своей сущности, самого себя, своей роли в жизни, в обществе и этнокультурное равенство каждого представителя социума должны быть встроены в национально-культурный организм на начальном политическом уровне субъекта федерации, а этнокультурные интересы всех групп и отдельных граждан должны быть обеспечены и быть включены в один ряд с национально-территориальным богатством гражданской нации.

Каждый человек, проживающий на территории России, имеет право выбирать свою национальную принадлежность, отталкиваясь от своего самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, преданности тем или иным традициям, культуре, которая связана с ним. Осуществляя данное право любого гражданина, необходимо с ранних лет развивать уважение, правильное восприятие богатого многообразия культур окружающего мира, стиля самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, противоборствовать с националистическими выражениями личности, руководствоваться принципами гуманизма и равенства наций и народов.

Завершить рассмотрение диалогового подхода к поликультурному образованию хотелось бы тезисом отечественного философа Н.О.Лосского о мировой культуре как синтезе лучших достижений национальных культур различных народов, населяющих нашу планету: «Национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достижением всего человечества. Культура мира, культура межнационального общения - результаты многовекового развития общечеловеческой истории» .

поликультурный образование обучение равенство

Литература

1. Бурмистрова, В. А. Особенности формирования поликультурной личности будущего специалиста в условиях глобальной информатизации: автореф. дис. … канд. Пед. Наук / В. А. Бурмистрова; Карагандинский гос. университет им. Е.А. Букетова. - Караганды, 2010. - 5 с.

2. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. - М.: Народное образование, 1999. - 85 с.

3. Иванова, И.Н. Социологический аспект понимания ценностей культуры // Диалог в культуре. - М., 2009, - Вып.5. - 52-58 с.

4. История русской философии. М., 1991. - С. 19.

5. Менская, Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы. В: Общество и образование в современном мире. Сб. материалов из зарубежного опыта. Вып. 2., М., 1993. - 32 с.

6. Розмыслова, Л.В.Толерантный подход в обучении поликультурных классов / Л. В. Розмыслова // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 5(84). - 129-135 с.

7. Thomas, H., Interkulturelles Lernen im Schuleraustausch. Saarbrucken u. Fort Lauderdale, 1988. - 151с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема поликультурного образования. Взаимосвязь национального и общечеловеческого в педагогике. Подходы к пониманию сущности поликультурного образования. Философия современного поликультурного образования. Культура и плюрализм.

    реферат , добавлен 16.04.2007

    Диалог культур: инновационная роль иностранных языков в глобальном мире. Изучение иностранного языка в контексте культуры, принципы обучения ему. Техники и методики, используемые в процессе преподавания. Концепция учебного предмета и проблема сознания.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2015

    Рассмотрение понятия, сущности, принципов и функций поликультурного воспитания школьников. Изучение современного состояния и тенденций развития поликультурного образования в Российской Федерации. Разработка методического обеспечения данного процесса.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Использование понятия "единое образовательное пространство России". Модернизация российского образования и реализация мероприятий Болонского процесса. Теория поликультурного образовательного пространства, сопряжение жизнедеятельности и образования.

    реферат , добавлен 13.09.2009

    Терминологические аспекты полиязыкового образовательного пространства. Равноправное взаимодействие различных субъектов образовательного пространства. Психологические основы учебного сотрудничества. Роль учителя и учащихся на уроке иностранного языка.

    реферат , добавлен 11.04.2016

    Позиции ученых по проблеме поликультурного воспитания. Определение форм и методов работы с детьми, направленных на формирование поликультурного мировоззрения и толерантного отношения на уроках мировой художественной культуры и во внешкольной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2012

    Сущность поликультурного образования, его цели. Специфика поликультурного образования детей дошкольного возраста. Условия реализации поликультурного образования в дошкольных группах СОШ № 1. Современная модель сотрудничества детского сада с семьей.

    методичка , добавлен 08.04.2014

    Образование как один из важнейших факторов развития социальных процессов. Понятие "мирового образовательного пространства". Россия в мировом образовательном пространстве. Социальное образование как компонент мирового образовательного пространства.

    реферат , добавлен 23.07.2015

    Поликультурное воспитание - демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией. Сущность поликультурного воспитания, проблемы и тенденции развития.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2010

    Применение диалогового обучения в профессиональном взаимодействии преподавателя и студентов. Цели учебного диалога при изучении педагогических дисциплин. Принципы, правила его организации. Использование диалога как метода гражданского воспитания учащихся.

Культурология: Учебник для вузов Апресян Рубен Грантович

16.6. Предмет культурологии образования

Культурологический подход, если его последовательно применять к сфере образования и деятельности в этой сфере, открывает новое измерение на стыке философии образования, педагогики и самой культурологии.

Охарактеризуем эту новую область понимания (знания).

Культурология образования может быть определена как сфера знания, объясняющая и дающая понимание качественных и ценностных характеристик сферы образования, а также как методология проектирования культурных параметров образовательных процессов и систем, содействующих культурному развитию и саморазвитию ребенка и обеспечивающих их.

Это система идей, представлений, понятий, частных методик, характеризующих и объясняющих культурные факторы и механизмы, содержание и формы образования, его особенности как многопланового культурного феномена, т. е. сложной совокупности систем, процессов, деятельностей и сред.

Культурология как философское знание, как общая теория и методология культуры – динамично развивающееся самостоятельное научное направление.

Современная культурология интегрирует и культурно-исторические, и антропологические, и этнографические, и социологические, и психологические исследовательские позиции, отражая тем самым полисистемность базового понятия – культуры как множества достижений в области искусства, науки, образования, образа жизни. На этом основании культурологию можно рассматривать как теоретическую базу для определенных гуманитарных дисциплин, что и дает право вводить понятие «культурология образования» и выделить предмет последней.

Поскольку культурология образования формируется на стыке философии образования, культурной и педагогической антропологии, общей культурологии и педагогики, появляется возможность комплексного и междисциплинарного объяснения проблем образования. С позиции культурологии образование есть:

– сложный культурный процесс полисистемной передачи нормативно-ценностного и творческого опыта и создания условий для культурных форм самоопределения, саморазвития и самореализации личности;

– культурная деятельность субъектов образования;

– сложное культурное пространство взаимодействия сферы образования с остальными сферами культуры;

– комплексная социокультурная система, выполняющая специфические функции сохранения и обновления культурных традиций общества.

Типичная проблематика общей культурологии включает такие вопросы: как возникает культура? что составляет ее основу? что входит в ее состав? как изменяется культура? в чем причины ее расцвета и упадка? как взаимодействуют разные культуры?

Культурология образования (как культурологическая дисциплина, имеющая свой ракурс видения) по-своему трансформирует перечисленные выше вопросы:

– как возникает и изменяется культура самого образования?

– что определяет культурные основы образования?

– каковы культурные функции, цели, содержание, формы образования?

– как в образовательных процессах протекают культурная идентификация и культурное самоопределение ребенка?

– как в сфере образования возникают и как разрешаются социокультурные противоречия?

– как возникают и взаимодействуют культурные модели образования?

– из чего складывается культура управления образованием?

Благодаря собственному методологическому подходу культурология образования анализирует свой предмет в четырех измерениях, в результате чего образование и сама педагогическая деятельность предстают в зависимости от конкретных аналитических задач как:

– культурный процесс;

– полисистема со свойствами культуры на каждом уровне;

– пространство, где складываются и действуют культурные связи и факторы.

Культурология образования рассматривает сферу образования (в том числе и педагогику) через призму системообразующих культурфилософских понятий:

– «ценность», «качество», «культурная норма», «культурный интерес»;

– «культурная деятельность», «культурное самоопределение», «культурное развитие» (саморазвитие), «глубинное общение», «совместность», «со-бытийность»;

– «социокультурная/культурная ситуация», «социокультурный/культурный контекст образования», «культурные модели», «культурная/мультикультурная среда образовательных систем».

Понятие «педагогическая культура» пересекает, состыкуется со всеми уровнями.

Такая предметность предполагает особую логику постановки и анализа проблем.

1. Содержание образования должно быть культурным (культуросообразным и культуроемким). Каждое поколение педагогов, стремясь достичь этой цели, ставит вновь и вновь новые для себя задачи, поскольку, следуя определенным культурным и историческим нормам и ценностям, сталкивается с необходимостью периодически корректировать, трансформировать и реконструировать их.

Задача насыщения образования культурными средствами и опытом реально остается трудно решаемой, особенно если педагоги не владеют формами культурной деятельности, нацеленной на взращивание новых образцов, а все внимание уделяют сохранению норм и трансляции растущего количества единиц культурной информации.

2. Человек есть субъект культуры. Каждое поколение педагогов пытается определить совокупность свойств, входящих в понятие «человек культурный». Они конструируют свой педагогический идеал, основанный на существующих нормах и редко ориентированный на поиск новых образцов. «Социальные требования», «заказ» не часто достигают цели, поскольку педагоги склонны формировать облик растущего человека по своему образу и подобию, что на самом деле не культуросообразное действие, а субкультурное воздействие (и объясняется социально-психологической аберрацией).

3. Субъекты образования (дети, педагоги, родители, а также исследователи, управленцы), которых можно рассматривать и как единичные субъекты, и как субъекты-сообщества, – носители разных культур и субкультур. Педагоги не всегда принимают во внимание разнообразие уже представленных в образовании культур, скорее сама культура предстает в их понимании как некая абстрактная суперсистема, куда надлежит включить ребенка (хотя помимо их педагогической воли ребенок со дня рождения уже включен (при этом каждый – в свое) в культурное пространство).

4. Образование служит целям сохранения и передачи ценностей культуры. Но это только одна из задач. Готово ли каждое новое поколение педагогов быть создателем (в сотрудничестве с детьми) новой культуры, что на самом деле не менее важно (возможно, более важно), чем «передача исторического культурного опыта»? К сожалению, учителя далеко не всегда понимают, что именно дети – создатели и носители новых форм культуры, что именно в детях следует узнавать, понимать и принимать будущее культуры.

5. Образование есть часть культуры. Тем не менее общество (его различные сообщества) чаще всего связывает образование не с творческой, эвристической, инновационной деятельностью, а с традиционной, рутинной, «школярско-ученической» работой (усвоением знаний). Если же рассматривать образование как подлинно культурную (т. е. творческую, созидающую) деятельность, то потребуется кардинально перестроить содержание образовательных процессов во всей системе – от детского сада, школы до вуза и института повышения квалификации, организационно обеспечить свободу и продуктивность культурной, творческой деятельности и педагогов, и детей.

Культурология образования использует понятийный аппарат смежных отраслей знания и вырабатывает свои понятия, методы и принципы, обусловленные ее предметом (качественными и ценностными процессами и феноменами образования). Она рассматривает сферу образования через призму таких системообразующих понятий, как «культурная норма», «культурная деятельность», «культурное развитие», «культурные интересы»; «социокультурный контекст образования», его «социокультурное пространство», его «культурные модели», «культурная (мультикультурная) среда».

Такое понимание не случайно. В гуманитарном знании, и об этом говорилось выше, существует традиция культурологического подхода, истоки которого можно найти в античной культуре: это идеи paideia, paideuma, cultura animi (с разных позиций выходящих на феномен взращивания образованности и душевности).

Крупнейшие деятели культуры и педагоги признавали доминантами образования культурные (поэтому нравственные, гуманистические) ценности, строили свою деятельность и деятельность ребенка на основе соединения принципов культуросообразности и природосообразности.

Легко обнаруживаются философские корни культурологических идей образования, особенно в разных направлениях антропологии (философской, культурной и педагогической).

Многое сделано для практической реализации культурологических идей в образовании Б.М. Неменским, B.C. Библером, и СЮ. Кургановым, которые заняли в образовательном процессе позицию активно действующего культуролога.

На основе обобщения многих исследований можно утверждать, что в сфере образования выявлены три основных взаимообусловленных проблемно-смысловых поля:

личностного роста (самоопределения, саморазвития, самообразования, самовоспитания, самореализации) посредством развития структур культурной деятельности, изменения личностного культурного творческого опыта, динамики культуры общения и коммуникации, эволюции круга общения;

роста уровня культуры (т. е. качества и степени выраженности ценностного содержания) посредством отдельных образовательных процессов, систем, сообществ;

развития и роста уровня культуры образования как сферы в целом, изменения социокультурного контекста образования (его предметных, информационных и субъектных сред, моделей, форм и механизмов организации).

В проблемно-смысловых полях образования можно заметить возможные узловые точки качественного роста и эволюции сферы образования, сформулировать их как социокультурные задачи каждого этапа его изменения.

Эти задачи невозможно решить без помощи культурологии образования, раскрывающей широкий контекст понимания проблем и соответствующих направлений культурной политики в этой сфере. Если педагог или управленец увидит проблемы в широком социокультурном контексте, он более гибко будет пользоваться средствами, выбрав из них наиболее соответствующие, культуросообразные для данной ситуации.

Решение назревших проблем с позиций культурологии образования становится актуальным. В последнее время возникла потребность в коррекции исследовательских и прикладных практик образования, в формирования иного (культурного) содержания образования (причем не на основе укрепления стандартов и норм, а на основе стимулирования инновационности образовательных процессов и реализации новых культурных ценностей и смыслов).

Таким образом, можно представить два явления нашей жизни – культуру и образование – в виде взаимосвязи: культура есть условие образования, образование есть условие культуры. Одним из содержательных механизмов обеспечения функций образования (обучения и воспитания) является педагогическая культура в обществе. Другим механизмом служит образовательная политика, с помощью которой задаются способы и формы управления в сфере образования.

Эти взаимосвязи можно сформулировать и более целенаправленно: образование есть относительно самостоятельный механизм запуска новых форм культуры, и наоборот: культура есть относительно самостоятельный механизм запуска новых форм образования на основе существующей и изменяющейся педагогической культуры .

Теория в форме философии и культурологии образования, педагогики, дидактики эти механизмы раскрывает и объясняет, а реальная практика создает (или не создает) условия для их свободного запуска.

Понять суть социокультурных и культурных основ (свойств, проявлений, функций, целей) образования как важнейшей области культуры можно в полной мере лишь на базе философской и культурологической рефлексии (общая педагогика на эти вопросы традиционно дает лишь обобщенные поверхностные ответы, поскольку пользуется другими методами).

Разные направления гуманитарного знания в различных контекстах ставят и решают проблемы эволюции образования. Однако сегодня мало говорить об исторических корнях становящейся культурологии образования и ее месте в постоянно изменяющейся системе наук.

Актуальны методологически целенаправленное переосмысление образования под углом зрения культурологического и культурфилософского знания и разработка комплекса инновационных дидактических средств, приемов, частных методик, соответствующих культурной парадигме образования.

Овладев методологией культурологического анализа, можно не только многое понять в сфере образования, но и использовать это понимание для его постоянного обновления посредством самореализации педагогической культуры.

Из книги Чудо-остров. Как живут современные тайваньцы автора Баскина Ада

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

Глава 2 Предмет и задачи культурологии Культура может вырасти и развиться лишь на почве жизни… Ф. Ницше Среди гуманитарных наук культурология – одна из самых молодых. Как наука она оформилась к середине XX века, хотя проблемы, которые можно отнести к культурологическим,

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

2.2. Предмет культурологии Всякое научное направление определяется теми объектом и предметом, от которых зависит специфика данной науки. «Объект» и «предмет» – общенаучные категории, поэтому, прежде чем определить предмет культурологии, необходимо четко представить, в

Из книги Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение автора Зимин Игорь Викторович

2.3. Структура культурологии Современная культурология объединяет целый ряд дисциплин, каждая из которых обеспечивает выполнение задач, стоящих перед этой наукой. Эти дисциплины можно очень условно подразделить на теоретические и исторические.Теоретическая ветвь

Из книги Школа жизни (Фрагменты книги) автора Амонашвили Шалва Александрович

2.4. Категории культурологии Категории, т. е. понятия, – важнейший показатель того, как сформировалась наука, насколько развит ее язык. Система категорий отражает общую структуру научного знания, показывая взаимодействие частных наук и философии как общей методологии;

Из книги С Америкой на «ты» автора Талис Борис

15 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ Определение объекта и предмета культурологии концентрируется вокруг понятия культуры. Культурология, находящаяся в поле напряжения между социально-научным и гуманитарным подходами, в качестве объекта исследования имеет весь

Из книги Структурная антропология автора Леви-Стросс Клод

Из книги Современная языковая ситуация и речевая культура [учебное пособие] автора Черняк Валентина Даниловна

О сущности образования в Школе Жизни Для определения целей образования Школы Жизни следует сперва пояснить содержание базисных понятий - Воспитание и Образование, ибо бережное воспитание открывает путь к правильному образованию. В теории гуманно-личностного подхода к

Из книги Сравнительная культурология. Том 1 автора Борзова Елена Петровна

О целях образования в Школе Жизни Цели образования Школы Жизни проистекают, с одной стороны, из высших гуманных идеалов цивилизованного общества, с другой же - из теории гуманно-личностного подхода к детям, из понимания сути образования в контексте теории. Наивысшим

Из книги Культурология автора Хмелевская Светлана Анатольевна

Из книги Глобальное управление и человек. Как выйти из матрицы автора Ефимов Виктор Алексеевич

Организация антропологического образования Таким образом, мы видим, что антропология сегодня оказывается на странном перекрестке наук. Она должна стать объективной, поскольку ей необходим некий общий язык для передачи разнородного социального опыта, а потому она

Из книги автора

Языковая составляющая гуманитарного образования Процессы, происходящие в современном мировом сообществе, принципиально изменили взгляд на роль и место образования в нем. Одной из наиболее значимых тенденций развития отечественного образования стала его

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Âóçû êóëüòóðû è èñêóññòâ â ìèðîâîì îáðàçîâàòåëüíîì ïðîñòðàíñòâå 27 ЦЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ: КОНТЕКСТ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Í. Í. ßðîøåíêî Ìîñêîâñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò êóëüòóðû è èñêóññòâ В статье рассмотрены аксиологические аспекты образования в сфере культуры и искусств, представлена авторская оценка целей и содержания данного образования в контексте формирующегося межкультурного взаимодействия на постсоветском пространстве. Ключевые слова: художественное образование, образование в сфере культуры и искусств, ценности образования, философия образования, межкультурное взаимодействие, вузы культуры и искусств. In article are considered axiological aspects of formation in sphere of culture and arts, the author s estimation of the purposes and the maintenance of the given formation in a context of formed intercultural interaction on the post-soviet territory is presented. Key words: art education, formation in sphere of culture and arts, values of formation, formation philosophy, intercultural interaction, high schools of culture and arts. Формирование современного образования как социальной ценности, определение его ценностного содержания это, на наш взгляд, основная проблема, которая сегодня определяет стратегию подготовки кадров и повышения их квалификации в контексте интеграции национальных образовательных систем, расширения международного культурного сотрудничества и межкультурных коммуникаций. Масштаб и значение образовательной интеграции невозможно переоценить, но трудность состоит в поиске точного основания для такой интеграции. Что и как нужно и можно интегрировать, а что должно в национальных образовательных системах остаться неизменным? Это не праздный вопрос, а трудно разрешимая проблема. Её суть как раз и состоит в необходимости преодоления конфликта ценностей, который обусловлен культурными особенностями и шире фундаментальными, ценностно-смысловыми различиями культур. Основными причинами, сдерживающими развитие международного образовательного взаимодействия, на наш взгляд, сегодня являются: объективное обособление национальных образовательных систем, вызванные культурными различиями и особенностями развития рынков труда; несогласованность в трактовке целей и идеалов образования, которая находит отражение в полипарадигмальности педагогического знания; различия в диверсификации различных образовательных институций, которые проявляются в несовпадении уровней образования, критериев и показателей оценки его результатов; ÂÅÑÒÍÈÊ ÌÃÓÊÈ 5 (43) ñåíòÿáðü îêòÿáðü _âóçû_êóëüòóðû_.p65 27

2 28 ISSN ÂÅÑÒÍÈÊ ÌÃÓÊÈ (43) ñåíòÿáðü-îêòÿáðü усиление инновационного развития национальных систем образования, что вызвано переходом от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. Признание проблемы различия ценностных рядов разных культур это основной мотив трансформации современного мирового порядка. Ярчайшим подтверждением наличия этой проблемы можно считать громкий провал европейской концепции мультикультурализма. Аксиологическая неконгруэнтность различных национальных образовательных систем это реальное препятствие для интеграции, налаживания процессов подготовки, переподготовки кадров в соседних странах, формирования потребности в специалистах, подготовленных в других странах. Образование как механизм создания и обмена ценностями. Рассмотрение образования как механизма создания и обмена ценностями неминуемо ведёт к постановке фундаментальных вопросов о сущности духовноценностной природы человека и его способности воспроизводить эту природу надбиологическими средствами с помощью особых культурных институций, одной из которых является образование. Основной функцией образования является трансляция совокупного культурного опыта человечества. При этом образование являет собой универсальный способ легитимизации ценностей (реальных и мнимых, имеющих под собой культурно-исторические основания или заданных по социальному заказу) (функция ценностной легитимизации). Близко к этой функции примыкает функция селекции, то есть ценностного отбора, результатом которого является живая система ценностей и смыслов, разделяемых и поддерживаемых обществом. Образование вводит в социальное пространство новые ценности и делает их достоянием широких масс (функция продвижения инноваций, распространения новых знаний и практик). Действительно, образование это, пожалуй, самый эффективный способ целеориентированного приобщения личности к культурным ценностям и далее расширения индивидуального мира личности, что позволяет включаться не только в системы культурных ценностей, связанных с родной культурой, но и выходить в пространство культур, имеющих принципиальной иную пространственно-географическую и темпоральную (историческую) локализацию. При этом излишне говорить, в какой конкретной форме представлено образование (школьное, среднеспециальное, вузовское, дополнительное, художественное и др.), ибо его ценностное содержание всегда превосходит наличный уровень ценностей той или иной социальной группы. Выбирая из культурного наследия самое важное и главное, образование формирует ценностно-смысловой каркас, в рамках которого осуществляется становление новых поколений. В содержании образования всегда ёмко и конкретно представлены нравственные императивы эпохи, которые становятся частью сознания, поведения и деятельности молодых людей, к которым прежде всего адресовано образовательное воздействие синтез воспитания, обучения и развития. Это целостный и всепроникающий процесс, осмысление которого также требует вдумчивости и целостности мышления. Поэтому философия образования это вдумчивая рефлексия не столько смыслов образования, сколько смыслов самого бытия. При этом анализируются основания педагогической деятельности и образования, его цели и идеалы, методология педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных институций и систем. Но в центре всё-таки остаётся смысловой контекст образования человека, его становления как личности. Выдающийся российский философ и педагог М.М. Рубинштейн, формулируя свою педагогическую концепцию, прозорливо написал: «Постоянное раздумье над целями 03_âóçû_êóëüòóðû_.p65 28

3 Âóçû êóëüòóðû è èñêóññòâ â ìèðîâîì îáðàçîâàòåëüíîì ïðîñòðàíñòâå 29 педагогики и её системой, над её философией неизбежно вело меня к убеждению, что стройную, вполне завершённую систему педагогики можно построить только тогда, когда удастся более или менее удачно решить вопрос о смысле мира и жизни, а этот вопрос стоит в прямой зависимости от ответа на вопрос о сущности мира и жизни» (5, с. 3). И здесь важно вслед за М.М. Рубинштейном подчеркнуть мысль Гербарта, что не только педагогика зависит от философии, но и правильно разрабатываемая педагогика должна привести к истинной философии. Ценностные трансформации образования: проекция на образование в сфере культуры и искусств. Изящный очерк о сущности понятия «образование» мы находим у Х.-Г. Гадамера, который в своём главном труде «Истина и метод» (1960) провёл анализ основных понятий, отражающих ценности и смыслы эпохи гуманизма. Важнейшим среди этих понятий для Х.-Г. Гадамера является понятие «образование» это «изобретение новоевропейской установки сознания, вошедшее в лексикон наук о духе в период между Кантом и Гегелем. Кант ещё не употребляет понятие образования, предпочитая говорить о культуре способностей (или природных задатков)» (2, с. 51). И только с приходом Гегеля образование в его современном понимании прочно входит в философский дискурс. Х.-Г. Гадамер показывает, что именно Гегелю удаётся закрепить за новым словом традиционную идею воспитания, восходящую ещё к античной традиции. Образование это не просто «культивация» природных задатков человека (как вполне мог об этом написать Кант), это не просто «оформление» душевных способностей до некоего образца, значимого для той или иной эпохи; Гегель, выделяя слово «образование», сохраняет для своей эпохи сущность человеческой разумности, заключающейся в таком диалоге с природным и конкретным, который возможен лишь через восхождение ко всеобщему (см.: 7, с. 80). Об этом Х.-Г. Гадамер говорит следующим образом: «Исходя из подъёма ко всеобщему Гегель смог единообразно постичь то, что в его время понималось под образованием. Подъем ко всеобщности не ограничивается теоретическим образованием и вообще не подразумевает только лишь теоретический аспект в противоположности практическому, но охватывает сущностное определение человеческой разумности в целом. Общая сущность человеческого образования состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом» (2, с). С позиций феноменологии ясно обнаруживается, что такой идеал воспитания исчезает в Новое время, заменяясь идеалом рационального образования как научения истине. Так идеал древнегреческой пайдейи трансформировался в средневековую учёность, а последняя в новоевропейское образование. Современная философия образования все чаще обращается к идеалам пайдейи в этой древнегреческой идее скрыт образец, который не сводит воспитание к накоплению знаний и «тренировке ума» (хотя именно этим, собственно, была озабочена педагогика Нового времени, и мощные отголоски этого педагогического рационализма можно встретить и в современном образовании, в том числе и в сфере культуры и искусства). Но пайдейя не сводится и к постижению правил социальной жизни; хотя как раз к этому идеалу воспитания склоняется сначала софистическая, а позднее латинская традиции (см.: 3, 4). Идеал воспитания и далее образования нашёл своё отражение в философских парадигмах, которые в разные исторические эпохи искали неизменное, сущностно основополагающее: в природе, отразившей античный идеал воспитания (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит, Платон); в слове как сущности средневековой схоластики и идеи воспитания как учёности (Бонавентура и др.); в сознании, которое является основой идеала образования, осуществляемого ради развития безграничного опыта сознания, что 03_âóçû_êóëüòóðû_.p65 29

4 30 ISSN ÂÅÑÒÍÈÊ ÌÃÓÊÈ (43) ñåíòÿáðü-îêòÿáðü пригодно для научного знания (Р. Декарт, Ф. Бэкон); в воле основе нового идеала научного знания («философия должна не только постигать мир, но и изменять его»); этот идеал нацеливает образование на подготовку личности к активному, целенаправленному (волевому) изменению мира (К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Ницше и др.). Последний идеал образования, основанный на концепте воли, полностью соответствует идеалу гуманизма, который все более ставится под сомнение в современном обществе. Х.-Г. Гадамер, описывающий понятие «образование», не случайно выделяет его в разряд гуманистических понятий, ибо именно идею гуманизма в новейшее время скрепляют с идеалом воспитания. Однако гуманизм, о котором идёт теперь речь, не есть попытка возрождения античных идей, но есть попытка сдержать становящуюся все более безудержной волю новейшего человека. Таким образом, «идеал воспитания новейшего времени это соединение идей метода как научности и гуманности, понимаемой как самоконтроль» (см.: 7, с). Отсюда справедливый вывод «воспитание, в котором мы до сих пор живём и которому учим, это идеал контролируемого воспитания» (см.: 7, с). В современной ситуации все чаще возникает вопрос о том, не исчерпала ли себя эта последняя философская парадигма. «Радикальный симптом, который склоняет нас к мысли о завершении философской парадигмы бытия как воли, размышляют отечественные исследователи К.А. Сергеев, Д.Н. Разеев, мы усматриваем в том факте, что воля выходит из-под контроля. Человек перестаёт контролировать эксперименты собственной воли, начинает жить в такой неконтролируемой реальности, для которой не только не сформирован новый категориальный аппарат, но вообще стоит под вопросом возможность его формирования. Все это ведёт к смене общефилософской парадигмы, а с этим и к смене того идеала образования, который основан на идее гуманизма как самоконтроля» (см.: 7). Мы полностью согласны с авторами этого вывода и в том, что феноменологическая герменевтика, предложенная Х.-Г. Гадамером, ведёт к радикальному выводу о том, что нынешний идеал образования должен основываться не только на идее науки (и, как следствие, носить методический характер), но и прежде всего на идее искусства. В одном из своих последних теоретических докладов под названием «От слова к понятию» Х.-Г. Гадамер пытался показать, что дальнейшее существование всего человечества зависит не от прогресса наук и достижения все нового знания, а от «правильного обращения» с этим знанием, которое и присуще искусству. Идеал герменевтического воспитания это «идеал равновесия, примиряющего как науку, так и искусство». Здесь важно подчеркнуть, что ценностно-смысловые ориентиры современного образования, в том числе, как это ни странно, отраслевого образования в сфере культуры, ещё не в полной мере соотнесены с этим идеалом равновесия науки и искусства. Однако современность настойчиво требует от образования «возвращения» к главной и судьбоносной роли духовного воспроизводства человека: важно, чтобы человек через образование делал себя «во всех отношениях духовным существом» (Гегель). Определение образования в сфере культуры и искусств. В числе содержательно обновлённых дефиниций, которые были в 2010 году предложены Министерством культуры Российской Федерации в качестве поправок к действующему Федеральному Закону «Основы законодательства о культуре» (1992), даётся следующее определение: «Образование в сфере культуры и искусства процесс получения знаний о культурном наследии человечества, а также развитии отечественной и мировой культуры и искусства, направленный на формирование творческих подходов, на развитие и совершен- 03_âóçû_êóëüòóðû_.p65 30

5 Âóçû êóëüòóðû è èñêóññòâ â ìèðîâîì îáðàçîâàòåëüíîì ïðîñòðàíñòâå 31 ствование профессиональных навыков средствами преемственных образовательных программ». Вряд ли такое определение можно признать удачным. То, что здесь сделан акцент лишь на компоненте обучения (процесс получения знаний), существенно ограничивает традиционно принятое в российской педагогической науке понимание образования как единства трёх взаимосвязанных процессов обучения, воспитания и развития личности. Обратимся к одному из последних документов, в котором было использовано данное определение образования. Мы имеем в виду аналитический доклад «Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке» (М., 2011), в котором целостно и всесторонне рассмотрена российская система художественного образования. Доклад был подготовлен Российским институтом культурологии в партнёрстве с Институтом художественного образования, при консультативной поддержке Министерства культуры Российской Федерации, при финансовой поддержке ЮНЕСКО и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС). Доклад создан на основе анализа состояния российского образования в области культуры и искусства, с учётом важнейших положений основополагающих документов ЮНЕСКО и международного опыта; в него вошёл краткий исторический очерк, анализ правовой базы отечественного художественного образования, его целей, функций и важнейших подходов, сложившейся системы образования в сфере культуры и искусства, основных стратегий её совершенствования и соответствующих исследований, а также рекомендации, направленные на развитие отечественного художественного образования в XXI веке. Оценивая исторически сложившийся и постоянно развивающийся институт российского художественного образования, не имеющий аналогов в мире, авторы аналитического доклада особо подчеркнули, что «художественное образование, являясь фундаментом российской культуры, транслирует свойственные ей ценности, нормы, этические и эстетические идеалы, содействует творческому освоению человеком окружающего динамичного, поликультурного мира и достижению социально-культурного благополучия» (9, с. 5). Необходимо отметить, что подобные доклады были подготовлены специалистами нескольких стран в рамках проекта ЮНЕСКО и МФГС «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческих возможностей в XXI веке», и сегодня назрела необходимость соотнести и сравнить результаты этих докладов (эту работу в самое ближайшее время намерено осуществить бюро ЮНЕСКО в Москве). Узкая и неполная трактовка образования, применённая в докладе, отразилась и на уровне определения актуальных целей художественного образования в Российской Федерации, где также не нашлось места воспитанию и развитию личности. Авторы доклада выделили лишь следующие компоненты: содействие праву человека на образование и на участие в культурной жизни, развитие индивидуальных способностей, улучшение качества образования, поддержку культурного разнообразия (9, с. 16). Безусловно, эти цели важны. Однако авторы оставили без внимания необходимость осуществления широкого воспитания и развития личности, а также укрепления ценностно-смыслового единства российского общества. Это, на наш взгляд, самостоятельные и самодостаточные цели развития художественного образования, да и в целом образования в сфере культуры и искусства. Будем справедливы, что частично эти аспекты отражены в докладе и авторы отмечают: «исторически сложившиеся традиции художественного образования это не только национальное культурное достояние, но и одна из реальных, практически значимых возможностей воздействия на духовное 03_âóçû_êóëüòóðû_.p65 31

6 32 ISSN ÂÅÑÒÍÈÊ ÌÃÓÊÈ (43) ñåíòÿáðü-îêòÿáðü развитие человека» (9, с. 23). Считаем, что включение воспитательного компонента в цель, которая названа в докладе «развитие индивидуальных способностей», не может быть признано удачным. Особо это видно при анализе международных документов, определяющих стратегию образования в сфере культуры и искусств. Мы имеем в виду, прежде всего, документы двух международных конференций, организованных под эгидой ЮНЕСКО в Лиссабоне и Сеуле. Так, в документах Сеульского форума выделены три важнейшие цели развития образования в сфере культуры, две из которых продублированы авторами российского доклада, а вот третья цель, в которой, собственно, и сосредоточено ценностносмысловое содержание образования как культурной институции, осталась без должного внимания. Рассмотрим подробнее эту цель. ЦЕЛЬ 3: Применять принципы и практику художественного образования для содействия решению социальных и культурных задач, стоящих перед современным миром. Стратегии по реализации этой цели: 3.a. Использовать художественное образование для увеличения творческого и инновационного потенциала общества. 3.b. Признать существование связи между художественным образованием и социальным и культурным благополучием и развивать первое в данном аспекте. 3.c. Поддерживать и повышать роль художественного образования в утверждении принципов социальной ответственности, социальной сплочённости, культурного разнообразия и межкультурного диалога. 3.d. Усиливать способность отвечать на главные глобальные вызовы современности, начиная с утверждения мира и заканчивая устойчивостью развития, используя художественное образование (8). Почему же столь важный собственно аксиологический аспект не нашёл отражение в российском национальном докладе по художественному образованию? Это, на наш взгляд, объясняется несколькими причинами, важнейшей из которых является общая недооцененность в российском общественном сознании роли и значения образования в сфере культуры и искусств. Это, к примеру, неоднократно было подвержено участниками четырёх предыдущих международных симпозиумов «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве». Другой причиной стало недопонимание функциональной природы этого вида образования, принципиально узко представляющего его воздействие на социальные процессы. И, наконец, третья причина локальное, географически и национально ограниченное понимание миссии отечественного образования в сфере культур и искусств. Его межкультурная миссия совсем не берётся во внимание. Многим исследователям трудно представить, что в утверждении принципов социальной ответственности, социальной сплочённости, культурного разнообразия и межкультурного диалога может играть хоть какую-то роль образование в сфере культуры. Традиционно у нас в России эта миссия возлагается на государственную политику, эффективность которой в сфере межкультурного взаимодействия сегодня поставлена под сомнение новым состоянием глобального мира без информационных границ. В свете анализируемого доклада весьма призрачно видится миссия формирования творческой личности, которая призвана устанавливать новый мировой порядок в соответствии с высокими идеалами и ценностями, и весьма эфемерно воспринимается роль образования в сфере культуры и искусств, которое нацелено на воспитание этой личности. Между тем современная российская педагогическая наука чётко определяет воспитание как самоорганизуемый процесс приобщения человека к ценностям культуры, включения его в социокультурный опыт, процесс развития ценностно-смысловой сферы сознания, становления индивидуальности, осуществляемый при участии и педагогической поддержке взрослых, школы, общества и 03_âóçû_êóëüòóðû_.p65 32

7 Âóçû êóëüòóðû è èñêóññòâ â ìèðîâîì îáðàçîâàòåëüíîì ïðîñòðàíñòâå 33 государства (см.: 1, с. 8). И ещё шире воспитание трактуется как культуросообразный, социо и личностно ориентированный педагогический процесс, направленный на приобщение человека к ценностям культуры, овладение им социальным опытом, развитие ценностно-смысловой сферы его сознания, становление его личности и индивидуальности (см.: 1, с. 9). Содействие культурному разнообразию можно рассматривать как приоритет ЮНЕСКО в области культуры. Для того чтобы культурное разнообразие было продуктивным, оно должно опираться на взаимный интерес людей друг к другу, принятие чужой культуры, на диалог и духовное взаимообогащение. Таковы краеугольные камни построения мира в умах и сердцах людей. Таким образом, залог богатства и разнообразия культур это именно человеческие взаимоотношения, построение которых вне образовательного контекста и без образования невозможно. Обычно при анализе сущности понятия «образование» рассматриваются четыре аспекта: образование как ценность; образование как система; образование как процесс; образование как результат. По мнению отдельных исследователей, ценностная характеристика образования включает «образование как государственную, общественную и личностную ценность» (6, с. 11), однако, на наш взгляд, эти три аспекта не исчерпывают возможности анализа аксиологической сущности образования. Хотя бы потому, что не учитывают аспект «образование как культурная институция». Образование как культурная институция обладает особым социальным значением, которое даёт возможность признать само его ценностью. Образование это ценность, которая выражается не только в его объективно высокой стоимости и трудоёмкости, но и в той общественной миссии которую оно выполняет (например, миссия «социального лифта», которую оно до сих пор выполняет, несмотря на всеобщий духовный нигилизм и общественную веру в «безусловную силу» денег). Как культурная институция образование отражает духовно-ценностную специфику стран и народов. Понимание различий культурно-образовательного контекста, принятие несовпадения ценностных систем заставляет анализировать, с одной стороны, аксиологию образования в качестве источника оснований диалога и взаимодействия, а с другой те особенности и противоречия, которые принципиально не могут быть преодолены и сняты. Именно это понимание в конечном счёте даст возможность определить траекторию развития межкультурного образовательного сотрудничества, разработать стратегию подготовки специалистов, способных к работе в режиме диалога, преодоления аксиологических разрывов и несовпадений, а также определить контуры духовно-ценностной и технологической интеграции образовательных систем в сфере культуры. Ïðèìå àíèÿ 1. Бондаревская, Е. В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания / Е.В. Бондаревская // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: [сборник научных трудов]. Волгоград: Перемена, Гадамер, Х.- Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, Йегер, В. Пайдейя: Воспитание античного грека: (Эпоха великих воспитателей и воспит. систем) / В. Йегер; пер. с нем. М.Н. Ботвинника. М.: Греко-лат. кабинет Ю.П. Шичалина, Т с.; Т с. 4. Пинский, А. А. Пайдейя: (Работы гг.) / А.А. Пинский. М.: Част. шк., с. 5. Рубинштейн, М. М. О смысле жизни: в 2 ч. Л.: Типолит. «Вестник Ленинградского Совета», Ч Сагинова, О. В. Трансформационные процессы в высшем образовании: монография / О.В. Сагинова. М.: Издательство «Палеотип», _âóçû_êóëüòóðû_.p65 33

8 34 ISSN ÂÅÑÒÍÈÊ ÌÃÓÊÈ (43) ñåíòÿáðü-îêòÿáðü 7. Сергеев К. А. Понятие образования в феноменологии науки / К.А. Сергеев, Д.Н. Разеев // Образование и гражданское общество: [материалы круглого стола 15 ноября 2002 г.]. / под ред. Ю.Н. Солонина. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, Вып. 1. (Серия «Непрерывное гуманитарное образование (научные исследования)»). 8. Сеульская повестка дня «Цели развития художественного образования»: [Вторая Всемирная конференция по образованию в области искусств мая 2010 г., г. Сеул (Республика Корея)]. М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве, с. 9. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналит. доклад = / Л.Л. Алексеева и др.; Рос. ин-т культурологии и др. ; отв. ред. К.Э. Разлогов. М., * 03_âóçû_êóëüòóðû_.p65 34


Калугина Т.Н. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: Глобализация, затрагивая социокультурные стороны общественной жизни, проводит к смешению национальных традиций и возникновению

Вторая Всемирная конференция по образованию в области искусств Сеульская повестка дня «ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Сеульская повестка дня «Цели развития художественного образования» является

БИЛЕТ 1 1. Предмет и структура философского знания. Сущность философии и специфика её проблем. 2. Философские и естественно-научные представления о материи. Материя как объективная реальность. БИЛЕТ 2

Современные подходы к развитию ценностных ориентаций у студентов вуза средствами музыкального искусства. Камалова И.Ф. Реализация воспитательного потенциала музыкального искусства как фактора развития

Гаврилова Д. В., Геталова Ю. Л., Литвинова А. А., Кузнецова А. Я. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В результате анализа различных подходов к определению предмета педагогики и целей современного

Аннотация к рабочей программе по истории 5 класс (ФГОС) Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО второго поколения с учётом всех требований. Рабочая программа по истории для 5 класса составлена

Тема 2.5 Проблема истинности и рациональности в социальногуманитарных науках. Вера, сомнение, знание в социальногуманитарных науках. Несмотря на то, что социально-гуманитарное познание это ценностно-смысловое

Вторая Всемирная конференция по образованию в области искусств Сеульская повестка дня «Цели развития образования в области искусств» Сеульская повестка дня «Цели развития образования в области искусств»

Аннотация к рабочей программе по истории 6 класс (ФГОС) Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО второго поколения с учётом всех требований. Рабочая программа по истории для 6 класса составлена

Отдел образования Администрации Багаевского района Ростовской области муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования Багаевского района» Выступление на

Лучения профессионального образования. При этом для обеспечения реальной идентификации студента с будущей профессией куратор должен быть представителем профессионального сообщества, носителем его норм

2 п/п Контрольные вопросы 1 2 3 1. Предмет философии и круг ее проблем. 2. Философия как форма духовной культуры. 3. Философская мысль Древного Востока. 4. Космоцентризм ранней греческой философии. 5.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Автор рассматривает задачу формирования у учащихся культуры самовыражения, как существенно важного качества,

Основные направления изучения культуры Мишина Т.В Современная методология представляет собой сложное и многомерное явление. «На передний план вышли проблемы социокультурной обусловленности научного познания,

Волкова Н.А. Непрерывное педагогическое образование: становление и развитие (ЯГПУ им. К.Д. Ушинского ИПП г. Ярославль Россия) Школа и общество, образование и государство неотделимы одно от другого. Они,

ДИАЛОГ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОГО БЫТИЯ М. Ф. Печенко, доцент кафедры гуманитарных наук Белорусской государственной академии искусств, кандидат философских наук Культуру можно рассматривать как гуманитарное

АННОТАЦИЯ к рабочей программе дисциплины Б1.Б.13.2 Педагогика Трудоемкость 8 з.е. 1.1. Цель освоения и краткое содержание дисциплины Цели освоения: вооружение студентов знаниями о педагогической науке

УДК 138.2 Вечко О.Ю. Магистрант 1 года обучения ФГБОУ ВПО БашГУ, Россия, г.уфа Научный руководитель: Вильданова Г.Б., Доктор философских наук, профессор ФГБОУ ВПО БашГУ, Россия, г.уфа ФИЛОСОФСКИЕ ЦЕННОСТИ

Приложение 3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» (ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП») Методические рекомендации по внеаудиторной

В. Н. Бадмаев ДИАЛОГ КУЛЬТУР И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1 Изменения, происходящие в современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, выводят его проблемы, противоречия и парадоксы на новый уровень, открывая

Педагогика ПЕДАГОГИКА Саркисьян Татьяна Николаевна канд. культурологии, доцент Институт морского транспортного менеджмента, экономики и права ФГБОУ ВО «Государственный морской университет им. адмирала

Диалог в педагогическом образовании высшей школы. Бочкарева О.А. доктор педагогических наук, доцент кафедры теории и методики музыкально-художественного воспитания Ярославский государственный педагогический

Важность общения с музыкой, что музыка стала для них той ценностью, без которой они не могут мыслить свою дальнейшую жизнь. Установление степени соответствия результатов диагностики и экспертизы критериям

Е.Б. Быстрай Челябинский государственный педагогический университет ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СФЕРА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Культурная парадигма образования как

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МГУ имени М. В. ЛОМОНОСОВА Â. Ô. Øàïîâàëîâ ÔÈËÎÑÎÔÑÊÈÅ ÏÐÎÁËÅÌÛ ÍÀÓÊÈ È ÒÅÕÍÈÊÈ УЧЕБНИК ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ 2-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА Е.М. Ефимова Всероссийская академия внешней торговли (Москва) Сегодня одним из признаков конкурентоспособности

1-2006 г. 09.00.00 философские науки УДК 008:122/129 БАЗОВЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В.П. Теплов Новосибирский филиал Российского государственного торгово-экономического университета (г.

УДК 378 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2009 М. Н. Шабанова канд. пед. наук, доцент каф. теории и методики преподавания

Д.Н. Москаленко Внутренняя свобода как сущностная черта человека массово-информационного общества Ситуация, в которой находится современный человек, такова, что распространенные стереотипы поведения, которые

Предисловие 3 Раздел I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Тема 1. Философия как социокультурный феномен.. 1.1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Становление философии как

1. Цели и задачи дисциплины Философия Целью преподавания дисциплины «Философия» является формирование у студентов теоретических знаний, практических навыков по вопросам представляющим общенаучную (общеметодологическую)

АННОТАЦИЯ диссертации на соискание степени доктора философии (PhD) по специальности «6D020100 Философия» Турганбекова Самат Кайратовича Модернизация национальной культуры в контексте пространства и времени:

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВЫЙ РАЗДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Кузнецова А. Я. Новосибирский государственный педагогический университет Новосибирск, Россия PHILOSOPHY OF EDUCATION AS A NEW SECTION OF RUSSIAN

13 Щелкунов М.Д. ЛИЧНОСТЬ XXI ВЕКА: К НОВОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ Конец XX века отмечен нарастанием кризисных симптомов в жизни человечества. Суть их состоит в том, что культивируемая индустриальной цивилизацией

Ж. Ю. Брук К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В условиях модернизации системы образования, появления разнообразных педагогических концепций и новых тенденций в развитии педагогической

А.А. Горелов философия Конспект лекций Учебное пособие КНОРУС МОСКВА 2013 УДК 1/14(075.8) ББК 87.3я73 Г68 Рецензенты: В.Н. Жуков, проф. кафедры философии Государственного университета управления, д-р филос.

Аннотация рабочей программы по естествознанию 10-11 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. (Приказ Министерства

Аннотация рабочей программы учебного предмета «Обществознание» Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право) предназначена для изучения в профессиональных образовательных

Иноязычная культурная среда как средство эффективного овладения иностранным языком (на примере английского языка) кандидат культурологии, Е.И. Кострица Читинское торгово-кулинарное училище Актуальность

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СЛОЖНЫЙ ФЕНОМЕН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Магомедова Р.М., Омарова Д.А. ФБГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» Махачкала, Россия HIGHER EDUCATION AS A COMPLEX

Семинарские занятия: п/п Наименование раздела и темы 1. Тема 1. Предмет. Место и роль в культуре. Становление. Структура философского знания 2. Тема 2. Основные направления, школы и этапы ее исторического

I. Аннотация 1. Наименование дисциплины (или модуля) в соответствии с учебным планом Педагогика и психология 2. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины способствовать формированию у студентов соответствующих

Амелина О. В. Старший преподаватель, Рудненский индустриальный институт, г. Рудный, Казахстан ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНА Духовно-нравственное развитие

Министерство образования и науки Российской Федерации САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО Программа вступительного испытания в магистратуру на

1 Зацепина М.Б. Доктор педагогических наук, профессор кафедры Эстетического воспитания МГГУ им. М.А. Шолохова Москва, Россия КУЛЬТУРА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ Краткая аннотация.

Вестник Военного университета. 2011. 3 (27). С. 49-52. Гладких В.В., Волынкина Н.В. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ ГУМАНИТАРНОГО

Введение Сегодня общество переживает сложный период социальноэкономического реформирования. Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Он не может быть осуществлен директивой. Он зависит от каждого

Моделирование социокультурного развития личности студентов в открытой образовательной среде педагогическом колледже. Закутняя Т.В., преподаватель Гатчинского педагогического колледжа им. К.Д.Ушинского

Вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену по истории и философии науки (по естественнонаучным отраслям) 1. Наука как предмет философского исследования 2. Социальные функции науки 3. Предмет и специфика

1. Цели и задачи освоения дисциплины 1.1. Цель изучения Целями освоения дисциплины «Этика. Эстетика» являются: овладение студентами целостного представления об этике и эстетике как самостоятельных областях

Описание основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ «Школа 514» Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального

ФИЛОСОФИЯ Черемных Лариса Георгиевна канд. филос. наук, доцент, старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный медицинский университет» г. Тюмень Российская Федерация ТРАКТОВКА ИНДИВИДУАЛИЗМА

ЗАЧЕТ по дисциплине «Основы философии» (вопросы и тесты) Вопросы к зачету по дисциплине «Основы философия» 1. Что такое мировоззрение, в чем специфика основных типов мировоззрения? 2. Назовите основные

ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ КАК «ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ» Показывается, что центральная проблематика аргументации базируется на определенной философской области знания, которую можно было определить как «практическая