Дислексия как частичное специфическое нарушение процесса чтения. Дислексия как специфическое нарушение чтения Расстройство чтения называется

«Я постоянно путаю «право» и «лево», у меня дислексия?». «Почему ребёнок плохо читает и меняет местами буквы?» Наверняка, вы не раз слышали подобное от знакомых или даже, может быть, сами задавались таким вопросом. Что же такое дислексия на самом деле? Существует ли тест на дислексию? Дислексия — это «детское заболевание» или дислексия у взрослых также может наблюдаться?

В этой статье мы расскажем, что это за «болезнь гениев», перечислим её виды, назовём признаки и симптомы дислексии у детей и взрослых. Также вы узнаете о том, как выявить дислексию, какова коррекция и лечение этого расстройства, а также как тренировка мозга может помочь при дислексии.

Что такое дислексия

Что такое дислексия? Определение. Диагностика дислексии

При проблемах и трудностях с чтением проверьте себя и своих близких на риск присутствия дислексии с помощью инновационного нейропсихологического . Начните тест прямо сейчас!

Таким образом, можно сказать, что дислексия представляет собой расстройство, при котором производительность при чтении ниже ожидаемой с учётом потенциала ребёнка, его способностей, возраста, интеллекта вне зависимости от периода его обучения в школе.

Под производительностью в чтении мы понимаем как декодирование и скорость чтения, так и интонацию и понимание слов.

Следовательно, для того, чтобы была диагностирована дислексия, должны быть выполнены следующие условия:

  1. Отсутствие умственной отсталости , которая может быть причиной низкой производительности при чтении.
  2. Проблемы со чтением должны наблюдаться не менее чем в течение двух лет (в сравнении с ровесниками).
  3. Выбранный метод обучения подходит человеку и стимулирует его также учиться дома.
  4. Отсутствие психических проблем, а также нарушений зрения и слуха, которые могут быть причиной трудностей со чтением.
  5. И, наконец, подобные трудности возникают только и исключительно при чтении и заданиях, связанных со чтением.

Исследователи обратили внимание на дислексию еще в конце XIX — начале XX века, изучение этого расстройства продолжается до сих пор. За это время выдвинуто несколько научных теорий, трактующих дислексию с позиции различных наук. Дислексию можно рассматривать с когнитивной, поведенческой и нейропсихологической точек зрения:

Дислексия с когнитивной точки зрения: Данная теория рассматривает дислексию с позиции обработки получаемой информации. Говоря упрощённо, чтение представляет собой процесс, состоящий из ряда субпроцессов: внимания , памяти , восприятия, рассуждения или осмысливания. В каждом из этих субпроцессов задействованы определённые когнитивные ресурсы. У людей, испытывающих трудности при чтении, нарушен один или более из этих субпроцессов, в связи с чем им приходится задействовать больше когнитивных ресурсов. Как результат, это приводит к сложностям с обучаемостью и чтением.

Дислексия с поведенческой точки зрения: Данная теория считает дислексию поведенческой проблемой, объясняя все возникающие при чтении проблемы неэффективностью выбранного метода обучения.

Дислексия с неврологической, образовательной и психологической точки зрения: Чтение определяется как совокупность различных процессов, направленных на понимание и осознание прочитанного. Таким образом, дислексия рассматривается как нарушение понимания, распознавания и различения звуков, букв и слогов и их интеграции, т.е. нарушение фонематического слуха и восприятия.

Классификация дислексии

Согласно классификации дислексии по её происхождению существуют следующие её виды:

  • Приобретённая дислексия или алексия : является следствием перенесённой травмы или поражения мозга человека, у которого до этого не наблюдалось проблем с чтением.
  • Эволюционная дислексия или дислексия развития: характерна для людей, у которых проблемы выявлены в самом начале обучения чтению. В данном случае речь идёт, как правило, о детской дислексии .

Также существуют различные классификации дислексии в зависимости от подхода, который принимается во внимание.

В настоящее время широко распространена классификация, разработанная исследователем Максом Колтхартом и его соратниками. Она базируется на когнитивной модели, которая различает два маршрута или пути от восприятия графического изображения слова до понимания его значения.

Первый — фонологический маршрут , по которому чтение осуществляется через преобразование графических знаков (букв) в звуки, а от них — к значению слова. Сначала распознаётся каждая буква по отдельности, затем слоги, фонемы, и затем уже слова — и так во всех языках.

Как правило, таким образом читаются незнакомые читателю слова либо псевдослова, представляющие собой набор букв, образующих несуществующее в языке слово.

Второй путь, называемый визуальный или лексический , это маршрут, по которому читатель напрямую связывает слово с его значением. Другими словами, графическое изображение слова напрямую активирует его лексическое представление. В данном случае распознавание слова заключается в соотнесении его написания с орфографической информацией, хранящейся в нашей семантической памяти, в нашем персональном «словаре».

Именно так мы читаем знакомые нам слова, которые мы способны распознать визуально.

Как правило, процесс чтения происходит по одному из этих путей в зависимости от того, какой из них эффективнее в каждом конкретном случае. Люди, не испытывающие проблем со чтением, корректно пользуются обоими «маршрутами». Когда один из них нарушен — возникает дислексия.

Исходя из этой модели, различают следующие виды дислексии:

  • Фонологическая дислексия: нарушен фонологический маршрут. Люди, страдающие данным видом дислексии, используют при чтении визуальный или лексический путь. Типичными ошибками, с одной стороны, является неспособность прочитать незнакомые слова и псевдослова. С другой — возникают трудности с лексикализацией, т.е. превращением элемента языка или псевдослова в отдельное слово со значением. Например, если написано «комбютер», они прочитают «компьютер». Кроме того, такие люди путают визуально схожие слова. Например, могут прочитать «абонент» вместо «абонемент», «пост» вместо «рост» и т.д.
  • Поверхностная дислексия: нарушен лексический или визуальный маршрут, человек использует фонологический путь при чтении. Ошибки заключаются, в первую очередь, в трудностях с распознаванием слова целиком. Такие люди будут пытаться подобрать правильное произношение слова. Они путают слова-омофоны, например, «бал» и «балл», «предать» и «придать» и т.п., а также пропускают, заменяют или добавляют буквы при чтении.
  • Глубокая дислексия: проблемы возникают в обоих маршрутах. При чтении люди с глубокой дислексией будут прежде всего руководствоваться смыслом, поэтому лучше всего они будут понимать слова, читая в тишине. Сложнее всего им даются абстрактные понятия или глаголы, такие люди сталкиваются с семантической паралексией или парадислексией, при которой человек путает схожие по значению слова, например, «машина» и «мотоцикл». Кроме того, существуют проблемы, характерные для других видов дислексии.

Дислексия у детей : симптомы и признаки

Считается, что в 80% случаев диагностированные проблемы обучаемости связаны с дислексией. Приблизительно от 2 до 10% школьников страдают этим расстройством.

Как правило, это расстройство не диагностируется до 7-летнего возраста, несмотря на то, что первые признаки могут проявляться в дошкольном возрасте и особенно — в начальной школе, когда детей начинают учить чтению. Что совершенно очевидно, в случае дислексии важно вовремя обнаружить проблему, её ранняя диагностика, чтобы как можно скорее начать применять коррекцию и лечение.

В ряде случаев дислексия может быть связана с другими специфическими расстройствами обучаемости, такими, как нарушение письма (дисграфия) или неспособность к счёту и арифметике (дискалькулия).

Нейропсихологический . Проверьте себя и своих близких на риск присутствия расстройства, связанного с неспособностью к математическим вычислениям и обучению математике

Для детей с дислексией характерны проблемы, связанные с развитием языка и речи. Одним из первых симптомов может стать трудность с чтением алфавита, распознаванием и чтением букв, подбором самых простых рифм. В дальнейшем могут проявляться проблемы с пропуском, заменой, добавлением букв, лексикализацией при чтении. Обычно дети с дислексией не любят и не хотят читать, во время чтения невнимательны и импульсивны. Такой ребёнок воспринимает чтение как что-то неприятное и будет всячески его избегать. А это, в свою очередь, затруднит обучение и сделает этот процесс более долгим по сравнению с обучением сверстников и одноклассников.

Поскольку дислексия доставляет ребёнку значительный дискомфорт, как правило, это отражается на его социальных отношениях в школе. Кроме того, возможная школьная неуспеваемость может привести к проблемам с адаптацией, пропуску занятий, эмоциональным проблемам (появляющимся ещё в раннем возрасте) и проблемам поведения (при переходе из начальной школы, в подростковом возрасте).

Дислексия у взрослых

Проверьте себя и своих близких с помощью инновационного нейропсихологического . Фибромиалгия — заболевание, для которого характерны хронические боли в мышцах и суставах. Узнайте, есть ли риск присутствия данного расстройства

Выявить и оценить дислекию

Как обнаружить дислексию? для нейропсихологической оценки дислексии представляет собой профессиональный инструмент, состоящий из различных клинических заданий и упражнений, направленных на быстрое и точное обнаружение признаков, симптомов, проблем и дисфункций, связанных с дислексией.

Важно подчеркнуть, что несмотря на некие общие признаки, нарушения у дислексиков весьма различаются. Поэтому важно изучить каждого ребёнка, понять, какие трудности он испытывает, выявить слабые и сильные стороны его обучаемости. Такая оценка даст возможность разработать индивидуальную программу лечения и коррекции дислексии в зависимости от конкретной проблематики.

При подозрении на дислексию у ребёнка необходимо узнать историю его жизни: физическое и психологическое развитие, историю болезней; школьные оценки, каковы его привычки чтения дома и на уроке, возраст, уровень интеллекта. Чтобы понять, действительно ли его успеваемость настолько отличается от ровесников.

Для такой оценки нужны специфические тесты — на словарный запас, понимание, скорость обработки информации и т.д.

Примерами таких упражнений могут быть:

  • Упражнения на слова-омофоны. Например, дать определение и попросить указать на верное слово.
  • Можно дать ребёнку список слов-псевдоомофонов , и спросить, какие слова из этого списка существуют в русском языке.

Для оценки фонологического маршрута также можно использовать упражнения.

  • Одним из таких упражнений является чтение громко вслух списка псевдослов , что может быть очень трудно для детей с дислексией. Они будут делать большое количество ошибок.
  • Также можно попросить ребёнка прочитать список слов, относящихся к различным категориям, например, конкретные и абстрактные . В данном случае наибольшее количество ошибок будет при чтении абстрактных понятий.

Как лечить дислексию

Коррекция при дислексии

Коррекция дислексии: как лечить дислексию? Как уже было упомянуто выше, чем раньше начать коррекцию дислексии, тем успешнее она будет. Важен интегральный подход на основе синтеза и анализа всей полученной во время тестирования информации. Коррекция или лечение должны очень точно быть подобраны для решения конкретных проблем, обнаруженных у дислексика. Вся стратегия лечения должны быть направлена на восстановление нарушенных функций.

Программа CogniFit является лидером в области когнитивной стимуляции при дислексии . Исследования показали, что дети и взрослые с проблемами дислексии, тренирующиеся с помощью CogniFit, значительно повысили уровень своего когнитивного развития, работоспособность и производительность при чтении (число правильно прочитанных слов в минут увеличилось на 14.73%). Кроме того, результаты сохранялись в течение шести последующих месяцев после окончания тренировки, что несомненно, позитивный результат при дислексии.

Когнитивная стимуляция дислексии: платформа CogniFit

Также дополнительно можно использовать программы развития фонологической компетенции и обучение правилам преобразования «фонема-графема» . Применять упражнения на рифму, на идентификацию, на выделение букв, подсчёт звуков, добавление и соединение слогов и фонем и т.д. При этом важно во всех этих упражнениях использовать материалы, которые могут помочь ученикам: например, рисунки или расчерченные листы и т.д.

При обучении правилам преобразования «фонема-графема» необходимо использовать в упражнения все органы чувств. Например, с помощью заданий на взаимосвязь визуальных и слуховых стимулов : ребёнку показывают букву, которую он должен озвучить; слуховых и визуальных стимулов : ребёнок, прослушав звук, должен узнать букву; слуховых и двигательных стимулов и т.д. Также можно применять совместное чтение слов или текстов с взрослым или ребёнком, у которого это лучше получается, а также повторное чтение коротких текстов и т.п.

С помощью этих упражнений, развивающих фонологические компетенции, также улучшается зрительный маршрут, узнаваемость слов. Некоторые упражнения для развития лексического маршрута специально предназначены для повышения визуальной узнаваемости слов. Обычно это упражнения с карточками-картинками. Также можно применять упражнения, в которых необходимо разделять слова на группы и категории .

Это всего лишь примеры заданий, которые можно использовать для коррекции дислексии. Однако важно не забывать, что необходимо эмоциональное участие и помощь, не нужно превращать лечение в урок чтения. Кроме того, важно применять эти методы как в школе, так и дома.

Будем признательны за вопросы и комментарии к статье.

Перевела с испанского Анна Иноземцева Испанский

Дислексия - одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.

Проблемы, сопровождающие страдающего дислексией:

  1. Tрудности в овладении чтениeм, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития;
  2. Затруднения в восприятии написанной информации;
  3. Нарушения координации (неуклюжесть, проблемы в планировании движения;
  4. С трудом развивает в себе способности читать, писать, плохо осваивает орфографию;
  5. Плохо ориентируется в пространстве, дезорганизация;
  6. Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал;
  7. СДВГ - Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.

Симптомы дислексии

Существует ряд характерных для дислексии симптомов, которые помогут родителям понять, что у их ребенка имеется данное расстройство, и предпринять необходимые действия для его лечения.

Признаки дислексии:

  1. Ребенок часто трет глаза, немного косит;
  2. Держит книгу близко к глазам, может прикрывать или вообще закрывать один глаз при чтении;
  3. Очень быстро устает;
  4. Под любым предлогом пытается избежать выполнения домашней работы и чтения;
  5. Может читать книгу, повернув голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал;
  6. Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
  7. При чтении или после него жалуется на сильную головную боль;
  8. Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры;
  9. В раннем возрасте пишет слова задом наперед;
  10. Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте);
  11. Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.

Диагностировать дислексию нужно как можно раньше. Однако следует обратить внимание на то, что у ребенка могут быть просто проблемы со зрением, поэтому его обязательно нужно отвести на консультацию к офтальмологу. Поэтому, если вы не можете точно определить симптомы дислексии, лучше доверить это дело специалисту.

Диагностика дислексии

Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в детский сад или школу, где начнет изучать символы. Обследовать нужно детей, у которых отмечается задержка пассивной и активной речи, которые не могут нагнать сверстников после первой ступени обучения.

Дислексия у детей обследуется на предмет навыков чтения, слуха, уровня развития речи и когнитивных способностей. Также дети проходят психологическое обследование, с помощью которого выясняются функциональные особенности детей и предпочтительные для них формы обучения. По запросам учителя или родителей проводят исследования, которые помогут определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи. С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка.

В результате исследования происходит оценка функций активной и пассивной речи, проводится обследование когнитивных способностей (память, обоснование, внимание). Также оценивают язык, произношение, восприятие устной речи.

Психологическое обследование помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирают полный анамнез семьи, который включает в себя наличие эмоциональных нарушений и психических расстройств в семье.

Врачу необходимо убедиться в том, что ребенок имеет нормальное зрение и нормальный слух. С помощью неврологического обследования можно выявить наличие дислексии у детей, нервно-психическую незрелость, либо неврологические нарушения, чтобы исключить какие-либо иные заболевания.

Причины дислексии

Нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания звуков вызывают проблемы с фонологическим процессом. При дислексии отмечаются нарушения вербальной речи, написания и понимания речи письменной, что в дальнейшем может привести к проблемам с памятью, поиском подходящих слов, образованием речи.

Нередкими являются случаи семейных дислексий. Дети из таких семей часто страдают от данного нарушения. Ученые считают, что дислексия происходит из-за врожденных аномалий развития ЦНС. Существует мнение, что это связано с нарушениями в областях головного мозга левого полушария, которые отвечают за моторику речи и воспроизведение речи. Если же имеются нарушения в правом полушарии, то у человека возникают проблемы с распознаванием слов.

К дислексии нельзя отнести аномальные движения глаз и зрительно-перцептивные проблемы, хотя они также влияют на изучение и понимание слов.

Психические расстройства, в основном, сопровождаются навязчивостью, астеническим синдромом, депрессиями, маниакальными состояниями, сенестопатиями, ипохондрическим синдромом, галлюцинациями, бредовыми расстройствами, кататоническими синдромами, слабоумием и синдромами помрачения сознания. Клиническая картина и симптоматика обычно зависит от факторов, спровоцировавших психическое нарушение, а также, от форм, стадий и типов нарушений психического развития. Дети с подобными патологиями, как правило, отличаются эмоциональной неустойчивостью. Им свойственны повышенная утомляемость, колебания настроения, чувство страха, манерничанье, неуверенность, суетливость, фамильярность, недифференцированное употребление слов, малый словарный запас, трудность в произвольном оперировании словами, повышенная вегетативная и общая возбудимость, нарушение сна, желудочно-кишечные расстройства. Нарушения психического развития у детей, в основном, проявляются в виде искажений (аутизм), психопатии, отсутствия самоопределения, повреждений личностного развития, проблем с познанием и невозможности умственного развития. Эти нарушения, чаще всего, связаны с дисфункцией головного мозга, и, как правило, начинают проявляться еще в раннем детстве. Также, НПР у детей могут сопровождаться нетерпеливостью, нарушением внимания, недостаточностью концентрации внимания, гиперактивным поведением (множество движений руками и ногами, вращение на месте), тихой речью, сниженным объемом памяти, низкой скоростью запоминания, низкой продуктивностью и проч.

– парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

МКБ-10

R48.0 Дислексия и алексия

Общие сведения

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.

По степени тяжести нарушения процесса чтения в логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии .

Причины дислексии

В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.

Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию . Перинатальное повреждение головного мозга может носить гипоксический характер (при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца плода, фетоплацентарной недостаточности , аномалиях развития пуповины , преждевременной отслойке плаценты , затяжных родах, асфиксии в родах и т. д.). Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода , ядерной желтухе новорожденных . Причинами инфекционного поражения головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут выступать заболевания беременной краснухой , корью , герпесом , ветряной оспой , гриппом и т. д. Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами , внутричерепными кровоизлияниями .

В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может вызывать черепно-мозговая травма , нейроинфекции , цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.), истощающие заболевания. Дислексия (алексия) при алалии , дизартрии , афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. Дислексия часто встречается у детей с ЗПР , тяжелыми речевыми нарушениями, ДЦП , умственной отсталостью.

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма », педагогическая запущенность , неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи - ФФН или ОНР .

Механизмы дислексии

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы зрительного восприятия, узнавания и различения букв; соотнесение их с соответствующими звуками; слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение; понимание, осознание прочитанного. Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

Классификация

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

Симптомы дислексии

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Диагностика дислексии

Коррекция дислексии

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами. Так, при фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка. В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.

Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза; при тактильной дислексии – над дифференциацией тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитием пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Прогноз и профилактика

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи , и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР , подготовке к освоению грамоты.

Как такового определения для заболевания дислексия нет, но Международная ассоциация даёт что-то вроде расшифровки для этого заболевания. В общем, дислаксией называют неспособность к распознаванию слов, чтению. Данные нарушения берут своё начало от врождённой неполноценности нервной системы. Говоря простым языком, это неумение читать (мозг просто не распознаёт получаемую информацию).

Общие сведения о болезни

Не смотря на то, что дислексия – это неумение читать, всё же данная болезнь не относится к умственной отсталости. Стоить обратить особое внимание на то, что данный недуг крайне тяжело диагностировать. Во-первых, очень важен профессионализм врача, к которому вы обратились. При диагностике будут учитываться многие факторы. Скорее всего, вашему ребёнку будет предоставлен текст, который он должен прочитать вслух. При этом врач не просто посмотрит на скорость чтения, но и будет отмечать те моменты, которые были затруднительными. Но это всего лишь первый этап диагностики.

Почти все тесты, которые будет проводить логопед, будут рассчитаны на проверку слуха и способности воспроизведения речи. Также специалист посмотрит, какую информацию ребёнок усваивает лучше, в устной форме или же в тактильной (при выполнении различного рода заданий). В итоге врач определит, насколько эффективно действуют 3 составляющие сенсорной речи.

Виды дислексии

У этой болезни нет определённых симптомов. У каждого больного они проявляются по-разному. Иногда дислексию ещё называют «словесной слепотой». Это происходит из-за того, что одна часть мозга понижает свою активность. Кстати, дислексия – это довольно распространенная болезнь, её диагностируют в той или же иной форме у 6-10% населения. Пора рассмотреть все детали данного недуга.

Дислексия фонематическая

Данный вид дислексии чаще всего диагностируется у детей начальных классов. Это в первую очередь связано со слабым развитием функций, которые как раз характерны для фонетической системы. Отличие одной фонемы от другой является большое количество разнообразных особенностей (к примеру, глухость-звонкость). Когда в слове изменяется хотя бы одна фонема, оно приобретает совсем другое значение, например, роса-коса. Как видите изменилась одна буква и слова стало носить другое значение. При фонематической дислексии ребёнок неспособен распознать различие двух слов. У него просто на просто смешиваются все звуки в голове, они превращаются в «кашу».

Семантическая дислексия

Этот вид дислексии по-другому величают «механическим чтением». Это значит, что ребёнок абсолютно не понимает, что он прочитал, при этом само чтение у него в порядке, оно является полностью правильным. Данное отклонение вызывают два фактора, а именно трудности, связанные в первую очередь звукослоговым синтезом, а также непонимание синтаксических связей, которые расположены в предложениях. По-другому можно сказать, что мозг воспринимает все слова по отдельности, а не в предложениях.

Дислексия аграмматическая

Это самый распространенный среди детей вид дислексии. Он характеризуется частичной недоразвитостью речи. Это хорошо выражается при чтении и разговоре ребёнка. При дислаксии данного типа ребёнок постоянно изменяет падежные окончания (даже в существительных), неправильно согласует падеж, изменяет окончания во всех глаголах, которые относятся к третьему лицу прошедшего времени.

Оптическая Дислексия

При таком виде заболевания мозг не распознаёт графические символы, в том числе буквы. Из-за этого он не может читать.

Дислексия мнестическая

Ребёнок не понимает, какому звуку должна соответствовать та или иная буква. Он не может усвоить, выучить буквы.

Симптомы при заболевании дислексией

Это заболевание, как собственно и все другие, имеет особенные симптомы. Хотя будет вернее их назвать проблемами, с которыми постоянно сталкиваются больные этой болезнью люди. Вот список самых распространенных из них:

  • достаточно большая задержка развития ребёнка, особенно хорошо проявляется она в способностях писать, а также читать;
  • дезорганизация;
  • большие трудности с восприятием различной информации;
  • сложность с запоминанием банальных слов.
  • полное непонимание текста, который читается;
  • некоторые нарушения, связанные с координацией:
  • иногда данная болезнь может проявляться ещё и в гиперактивности.

Заметьте, что все вышеперечисленные симптомы также являются симптомами такого заболевания, как дезориентация. В отличие от дислексии, данное заболевание довольно просто можно диагностировать и это не займет много времени. Поэтому иногда для того, чтобы узнать, не болен ли ребёнок дислаксией, проводят тест на ориентацию, ведь в неё входит и точность восприятия окружающего мира, людей, а также восприятие графических знаков, слов, предложений.

Есть ещё и другие симптомы, которыми страдает человек, больной дислаксией:

  • интеллект ребёнка находится на достаточно высоком уровне, но большие проблемы с чтением имеются;
  • постоянное, закономерное повторение допущенных ошибок, например, пропуск слова.
  • ребенок абсолютно не успевает выполнить заданное ему задание за нужное время;
  • большие трудности в написании;
  • в целом у ребёнка плохая память, он не запоминает элементарные вещи;
  • часто встречаются у таких детей значительные проблемы со зрением;
  • малыш не может определить верх и них текста.

Причинны возникновения такой болезни как дислексия

Многие исследования подтверждают, что данная болезнь возникает на почве проблем, которые носят нейробиологический характер. В таком случае некоторые из участков мозга имеют намного меньшую активность. Также имеются и некоторые отличия в самой структуре мозговой ткани. Кстати, было научно доказано, что данное заболевание может передаваться наследственно. Были обнаружены особенные гены, которые как раз и ответственны за появление этого заболевания.

Можно ли вылечить дислексию? Если да, то как?

Данное заболевание сопровождает больного человека на протяжении всей его жизни, чем создаёт ему очень много неприятностей. Конечно же, были случаи, когда некоторым людям всё-таки удавалось рано или поздно научиться читать. Но это редкость. Обычно человек, больной дислексией, остаётся безграмотным на всю свою жизнь.

Особенность лечения данной болезни в основном состоит в том, что корректируется весь учебный процесс, в это число также входят прямое и непрямое обучение распознавать слова, предложения. Также учат навыку выделять определённые компоненты в словах. В случае с прямым обучением применяют, так называемый, специальный вид методов фонетики.

В общем, могут применяться самые разнообразные методики обучения. Главное, чтобы в них входило комплексное обучение не только чтению некоторых выражений и слов, а также всего текста. Можно также применять и различные подходы, в которых речь идёт о приобретении многих навыков, начиная с самого, что есть элементарного и заканчивая более высоким уровнем. Дополнительно многие специалисты-врачи рекомендуют использовать подходы, цель которых воздействовать на многие органы чувств.