Что не входит в классификацию легкоатлетических упражнений. Классификация видов легкой атлетики. Сила - необходима легкоатлету любой специализации, но особенно при подготовке метателей

Учебное пособие содержит краткие сведения по истории развития видов легкой атлетики, анализу техники и методике обучения легкоатлетическим упражнениям, организации и основным правилам судейства соревнований по виду спорта, которые изложены в форме, удобной для изучения и усвоения. Приводятся типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений и рекомендации по их исправлению. Учебное пособие выполнено в соответствии с требованием подготовки специалиста по направлению 032100 – «Физическая культура», предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения физкультурных вузов, а также может быть полезно специалистам, работающим в различных звеньях физического воспитания.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Легкая атлетика: основы знаний (в вопросах и ответах) (Е. П. Врублевский, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений

1. Назовите дисциплины легкой атлетики, по которым проводятся соревнования, и дайте им краткую характеристику

Виды легкой атлетики дифференцируются на основе двигательных качеств (скоростные, скоростно-силовые и требующие проявления выносливости), но для более четкой классификации их целесообразно объединить в пять групп: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья.

Из всего многообразия легкоатлетических упражнений только «классические» дисциплины включаются в программы крупнейших соревнований (Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы и т. д.). В программу этих соревнований входят 24 вида для мужчин и 23 – для женщин.

Спортивная ходьба по технике движений отличается от всех других способов ходьбы. Участники соревнований по спортивной ходьбе обязаны придерживаться определенных правил, главное из которых – постоянный контакт спортсмена с дорожкой (опора одной или обеими стопами). При проявлении безопорного положения, когда спортсмен фактически переходит на бег, он снимается с соревнований. В отличие от обычной ходьбы в спортивной ходьбе правилами соревнований установлено: в момент вертикали производить полное выпрямление опорной ноги в коленном суставе. Ходьба в легкоатлетической программе является единственным видом, в котором присутствует субъективное судейство. Если в беге спортсменов снимают с дистанции только в исключительных случаях, то в практике ходьбы дисквалификация на дистанции – обычное явление. Бывают случаи, когда атлетов дисквалифицируют и после финиша.

Спортсмены-скороходы соревнуются на дистанциях 20 км (женщины), 20 и 50 км (мужчины).

Бег – основа легкой атлетики; не только особый ее вид, но и составная часть многих легкоатлетических упражнений, например таких, как прыжки, метание копья, гранаты, а также многих других видов спорта.

Соревнования в беге проводятся на дистанции от 100 м до 42 км 195 м (марафон). Места, занятые в соревнованиях по бегу, определяются по последовательности пересечения участниками линии финиша.

Прыжки . К легкоатлетическим прыжкам относятся горизонтальные (длина и тройной) и вертикальные (высота и шест) прыжки.

Отдельные виды прыжков характеризуются главным образом различием в фазе полета.

Метания. В легкоатлетических видах метаний и толкании ядра снаряд должен быть послан на возможно большее расстояние броском или толчком.

Различают следующие виды: толкание ядра, метание диска, молота, копья и гранаты.

Многоборья . Легкоатлетические многоборья берут свое начало с древнегреческих Олимпийских игр. В то время «пентатлон» включал в себя бег на один стадий (192,27 м), прыжки в длину, метание копья и борьбу.

В настоящее время главными видами многоборий являются: десятиборье для мужчин и семиборье для женщин, включенные в программу Олимпийских игр. Занятия многоборьями обеспечивают спортсменам разностороннее физическое развитие. Результаты, показанные в многоборье, оцениваются по специальной таблице очков. Соревнования в многоборьях являются одним из самых трудных видов легкоатлетического спорта, так как их участникам в течение двух дней необходимо хорошо выступать в весьма разнообразных видах.

2. Дайте общую характеристику беговых упражнений

В соответствии с классификацией выделяют четыре разновидности бега: гладкий бег, бег с искусственными препятствиями, эстафетный бег и бег по пересеченной местности (кросс).

Гладкий бег (кроме марафонского) проводится на беговых дорожках стадиона на короткие, средние и длинные дистанции.

Бег на короткие дистанции, называемый также спринтом, проводится на отрезке до 400 м. В соревновательной практике наиболее распространены среди мужчин и женщин дистанции 100, 200 и 400 м. На этих дистанциях спортсмены стартуют с низкого старта и бегут всю дистанцию по своим дорожкам.

Бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции охватывает все соревновательные дисциплины – от 800 м до 42,195 км. К средним дистанциям относятся дистанции 800 и 1500 м, к длинным – 5000 и 10 000 м. В отличие от спринта здесь спортсмены перед началом бега применяют высокий старт и, как правило, бегут дистанцию по общей дорожке.

Материальное обеспечение. Соревнования в беге проводятся на аренах стадиона и манежа по круговой дорожке, на шоссе и на местности. Круговая дорожка подразделяется на отдельные дорожки, ширина которых в последнее время составляет 1,22 м (на стадионах, построенных до 2004 г., ширина дорожки может быть 1,25 м). Дорожки обозначаются по всей длине пограничными линиями шириной 5 см, причем ширина линии справа по движению бегуна входит в ширину его дорожки, а слева – нет. Старт и финиш размечаются линией шириной 5 см, нанесенной поперек дорожки. Линия старта входит в длину дистанции, а финиша – нет.

Бег с искусственными препятствиями подразделяется на барьерный бег и бег с препятствиями (стипль-чез).

Барьерный бег является особой формой бега на короткие дистанции, при котором спортсмену еще приходится преодолевать 10 барьеров. В олимпийскую программу включены дистанции: 110 (высота барьеров 106,7 м) и 400 м (высота барьеров 91,4 см) для мужчин; 100 (высота барьеров 84,0 см) и 400 м (высота барьеров 76,2 см) для женщин. Сложность барьерного бега заключается в том, что бегуну, помимо соответствующих требований к скоростному бегу на гладкой дистанции, следует строго соблюдать определенный ритм и длину шагов от старта до десятого барьера.

Первоначально ошибкой считалось допустить падение барьера при преодолении препятствия. Однако позже обнаружилось, что задевание барьера замедляет скорость спортсмена, и это правило отменили.

Материальное обеспечение. Конструкция барьера весом минимум 10 кг предусматривает, чтобы опрокидывание барьера в одну сторону происходило лишь при приложении к верхней перекладине горизонтальной силы не менее 3,6 кг.

Бег с препятствиями (стипль-чез) является особой формой бега на средние дистанции. В международном масштабе общепринята дистанция 3000 м, которая требует от спортсмена развития общей и специальной выносливости, совершенной техники гладкого бега и преодоления на дистанции в общей сложности 35 препятствий (включая 7 ям с водой), по 5 на каждом круге.

Материальное обеспечение. Препятствия изготавливаются из твердого дерева и должны быть устойчивыми, чтобы их нельзя было опрокинуть. Высота препятствия - 91,14 см для мужчин и 76,2 см для женщин, ширина – не менее 3,94 м, вес – от 80 до 100 кг.

Яма с водой устанавливается в одном из секторов стадиона и должна иметь в ширину и длину 3,66 м. Глубина ямы под перекладиной – 70 см и постепенно уменьшается до уровня беговой дорожки. На одном круге спортсмен преодолевает четыре препятствия и одну яму с водой с установленным перед ней препятствием.

Эстафетный бег представляет собой особую форму бега на короткие дистанции. Это не только один из самых зрелищных видов легкой атлетики, но и важное средство тренировки легкоатлетов. В наиболее распространенных видах эстафетного бега, проводимых на круговой беговой дорожке, длина отдельных этапов – 100, 200, 400 или 800 м. В конце этапа эстафетная палочка передается другому бегуну. Классическими олимпийскими дистанциями как для мужчин, так и для женщин являются дистанции 4×100 и 4×400 м. Кроме стадиона, эстафеты проводятся на улицах городов.

Материальное обеспечение. Эстафетная палочка представляет собой полую трубку круглого сечения, имеющую гладкую поверхность и изготавливаемую из любого твердого материала. Для участников младшей возрастной группы отверстия в торцах трубки должны быть заделаны. Длина эстафетной палочки не должна превышать 28–30 см, ее наружный диаметр должен быть 40 мм (± 2 мм), длина окружности – 12–13 см, вес – не менее 50 г.

Бег по пересеченной местности (кросс) проводится на самых разнообразных дистанциях (от 500 м до 15 км) и является не только одним из видов легкоатлетических соревнований, но и важным средством тренировки. Кроссовый бег, проводимый обычно в лесу или парке, прекрасно развивает общую выносливость, повышает функциональные возможности организма.

3. Дайте общую характеристику легкоатлетических прыжков

Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) через вертикальные препятствия, где преследуется цель прыгнуть как можно выше, – прыжок в высоту и прыжок с шестом; 2) через горизонтальные препятствия, где стремятся прыгнуть как можно дальше, – прыжок в длину и тройной прыжок. Достижения в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах. Прыжки выполняются с места и с разбега, без помощи дополнительных приспособлений и с ними (прыжки с шестом). В настоящее время прыжки с места в программу официальных соревнований не включаются, а используются как тренировочное средство либо как контрольное упражнение для определения уровня общей и специальной физической подготовленности спортсменов.

Прыжок в высоту – скоростно-силовое упражнение ациклического характера. Одно из основных отличий способов прыжка в высоту – форма движения при переходе спортсмена через планку.

Прыжок с шестом – сложный технический вид, предъявляющий высокие требования к скорости, силе, ловкости и воле спортсмена. Шест постоянно применялся людьми с незапамятных времен для преодоления естественных препятствий. Но только в XIX в. его стали использовать как спортивный снаряд для преодоления планки.

Прыжок в длину . Результат здесь зависит главным образом от скорости разбега и мощности отталкивания. Поэтому прыгуны в длину являются довольно хорошими спринтерами.

Тройной прыжок состоит из разбега, трех чередующихся прыжков и приземления. Спортсмен избирает для себя рациональное соотношение длины каждого из трех отталкиваний («скачка», «шага», «прыжка») и величину углов вылета в каждом из этих элементов. Прыгуны, специализирующиеся в тройном прыжке, должны обладать разносторонним физическим развитием и ловкостью, а также, по возможности, хорошей прыжковой силой обеих ног.

Материальное обеспечение. Для проведения соревнований по прыжкам необходимы ямы для приземления и дорожки для разбега. Минимальная длина площадки разбега для прыжков в высоту – 15 м, а длина дорожки (шириной 1,22 м) разбега для прыжков в длину, тройным и с шестом – 40 м. В прыжках в длину и тройным спортсмен отталкивается от бруска шириной 20 см и длиной 1,22 м, установленного в земле заподлицо с поверхностью дорожки и на одном уровне с поверхностью ямы для приземления. Дальний край бруска (считая со стороны разбега) принято называть «линией измерения». Минимальная ширина ямы для приземления – 2,75 м. Расстояние от бруска до дальнего края ямы – не менее 10 м в прыжках в длину и 21 м в тройном прыжке.

Место приземления в прыжках в высоту из поролона или другого мягкого синтетического материала должно быть размером не менее чем 5 м в длину и 3 м в ширину, а на крупных соревнованиях – не менее чем 6 м в длину, 4 м в ширину и 0,7 м в высоту. При выполнении прыжков с шестом спортсмены приземляются в яму, размеры которой должны быть не менее 6 м в длину (не считая передней части), 6 м в ширину и 0,8 м в высоту.

4. Дайте общую характеристику легкоатлетическим метаниям

Задача любого вида метаний – перемещение снаряда в пространстве на возможно большее расстояние. Метания требуют от спортсмена мощных усилий взрывного характера. Занятия метаниями развивают силу, быстроту, ловкость, координацию движений.

В зависимости от способа выполнения легкоатлетические метания делятся на три вида: 1) толчком (ядро); 2) броском из-за головы (копье, граната); 3) с поворотом (диск, молот).

Толкание ядра. Толканию ядра как спортивному упражнению предшествовало толкание тяжелых камней, а позднее – тяжелых кусков металла. Родиной толкания ядра является Великобритания. Этим объясняется, что вес ядра и размер места для толкания определяются английской системой мер. Для достижения высоких спортивных результатов в этом виде легкой атлетики требуется совершенная техника исполнения и высокий уровень развития силовых и скоростно-силовых качеств.

Материальное обеспечение. Мужское ядро весит 16 английских фунтов (7,260 кг), а женское – 4 кг. Диаметр круга для толкания равен 7 английским футам (2,135 м). У передней внешней части обода круга устанавливается брусок из дерева (сегмент) высотой 10 см, окрашенный в белый цвет. Ядро – шар, имеющий гладкую поверхность, оно должно быть из чугуна, латуни или другого материала.

В секторе для приземления ядра, а также диска и молота ограничительные линии расходятся под углом 34,92 ° . Боковые линии секторов шириной 5 см не входят в площадь секторов.

Метание копья, гранаты и мяча . Если метание копья использовалось в системе физического воспитания древних греков, то метание гранаты стало включаться в соревнования в нашей стране с 20-х годов прошлого столетия. В настоящее время метание гранаты не входит в программу крупных соревнований. Вместе с тем метание гранаты широко применяется в школах и в армии, а также используется как вспомогательное упражнение для овладения отдельными элементами техники метания копья. Метание малого мяча по технике движений выполняется так же, как и метание гранаты.

Материальное обеспечение. Копье состоит из древка, наконечника и обмотки. Мужчины метают копье весом 800 г и длиной 260–270 см, женщины соответственно 600 г и 220–230 см.

Место для соревнований по метанию копья представляет собой дорожку (шириной 4 м, длиной – не менее 30 м) для выполнения разбега с копьем и размеченный под углом 29 ° сектор для приземления снарядов, разделенные криволинейной планкой (ширина 7 см), от которой измеряется спортивный результат.

Спортивная граната может быть деревянной, либо из другого пригодного материала с металлическим чехлом, или цельнометаллической. Вес гранаты – 700 г для мужчин, женщины и юноши среднего возраста метают гранату весом 500 г.

Вес и диаметр мячей, используемых при обучении и тренировке, могут быть различными. На соревнованиях мальчиков и девочек используются мячи весом 155–160 г.

Метание гранаты и мяча на соревнованиях небольшого масштаба производится с места и с разбега в коридор шириной 10 м, а на соревнованиях выше городского масштаба угол сектора, как и в метании копья, – 29°.

Метание диска было одним из любимых физических упражнений в древности. Диск является планирующим снарядом, так как обладает аэродинамическими свойствами. Интересно, что метание диска – один из немногих видов легкой атлетики, где и мировой и олимпийский рекорды, принадлежащие женщинам, выше, чем установленные мужчинами.

Материальное обеспечение . Диск метают из круга диаметром 2,50 м .

Для обеспечения безопасности участников, судей и зрителей по периметру круга устанавливается предохранительное ограждение высотой 7 м.

Диск изготавливается из дерева или другого подходящего материала, окаймленного металлическим ободом. Мужской диск весит 2 кг, женский – 1 кг.

Метание молота . Как вид легкой атлетики возник в Шотландии и Ирландии, где изначально бросали какой-либо массивный груз с прикрепленной деревянной рукоятью. Современная техника метания молота основана на вращательно-поступательном движении системы «метатель-снаряд» в пространстве, ограниченном размерами круга. Требует от спортсменов силы и координации движений. Вращательное движение является лучшим способом сообщения снаряду высокой скорости. Поэтому в настоящее время молот метают с трех или четырех поворотов, как мужчины, так и женщины.

Материальное обеспечение. Снаряд по составу, форме и весу аналогичен ядру (7,260 кг – у мужчин и 4 кг – у женщин), к которому крепится стальная проволока с ручкой на конце. Для безопасности метания круг диаметром 213,5 см ограничивается металлической сеткой.

5. Дайте общую характеристику легкоатлетическим многоборьям

Современное легкоатлетическое многоборье берет начало еще с античных олимпиад, где древние спортсмены соревновались в комбинации нескольких дисциплин. Правила современного десятиборья были разработаны в 1911 г., и в 1912 г. вид как отдельная дисциплина был включен в программу Олимпийских игр. Многоборья включают в себя различные виды бега, прыжков и метаний. Названия их определяются по числу входящих видов: десятиборье, семиборье, пятиборье и т. д.

В настоящее время мужчины соревнуются в десятиборье, а женщины – в семиборье.

Десятиборье

первый день: бег 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, бег 400 м;

второй день: бег 110 м с барьерами, метание диска, прыжок с шестом, метание копья, бег 1500 м.

Семиборье . Проводится два дня подряд со следующей последовательностью видов:

первый день: бег 100 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, бег 200 м;

второй день: прыжок в длину, метание копья, бег 800 м. Соревнования по отдельным видам, входящим в состав многоборий, проводятся в соответствии с требованиями данных дисциплин. Исключением можно считать то, что в беговых видах многоборья в каждом забеге разрешен только один фальстарт без дисквалификации спортсмена, его совершившего . Любой спортсмен/ спортсмены, допустивший дальнейшие фальстарты, отстраняется от участия в соревновании (дисквалифицируется). Кроме того, в прыжках в длину и в каждом из видов метаний участнику предоставляется только по три попытки.

В соревнованиях перерывы между окончанием одного вида и началом другого, по возможности, делаются не менее 30 мин. Рекомендуется, чтобы интервал времени между финишем последнего вида в первый день и стартом первого вида во второй день был не менее 10 ч.

Места спортсменов определяются в соответствии с общим количеством набранных очков по специальным таблицам ИААФ для подсчета очков в многоборьях (при этом учитывается именно показанный спортсменом результат, а не занятое место).

Классифицировать легкоатлетические виды спорта можно по различным параметрам: группы видов легкой атлетики, половой и возрастной признаки, места проведения. Основу составляют пять видов легкой атлетики: ходьба, бег, прыжки, метания и многобо­рья. Классификация по половому и возрастному признакам: муж­ские, женские виды; для юношей и девушек различных возрастов. В последней спортивной классификации по легкой атлетике у жен­щин насчитывается 50 видов спорта, проводимых на стадионах, шоссе и пересеченной местности, и 14 видов спорта, проводимых в помещении, у мужчин - 56 и 15 видов спорта, соответственно.

Следующая классификация видов спорта приводится по мес­там проведения тренировок и соревнований: стадионы, шоссей­ные и проселочные дороги, пересеченная местность, спортивные манежи и залы.

По структуре легкоатлетические виды спорта делят на циклические, ациклические и смешанные, а с точки зрения пре­обладающего проявления какого-либо физического качес­тва: скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной вынос­ливости, специальной выносливости.

Также виды легкой атлетики делят на классические (К) (олим­пийские) и неклассические (все остальные). На сегодняшний день в программу Олимпийских игр у мужчин входит 24 вида легкой атлетики, у женщин - 22 вида легкой атлетики, которые разыг­рывают самое большое количество олимпийских медалей.

Рассмотрим группы видов легкой атлетики.

Ходьба - циклический вид, требующий проявления специаль­ной выносливости, проводится как у мужчин, так и у женщин.

У женщин проводятся заходы: на стадионе - 3, 5, 10 км;

в манеже - 3, 5 км; на шоссе - 10, 20 км.

У мужчин проводятся заходы: на стадионе - 3, 5, 10, 20 км;

в манеже - 3, 5 км; на шоссе - 35, 50 км.

Классические (К) виды: у мужчин - 20 и 50 км, у женщин - 20 км.

Бег делится на категории: гладкий бег, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, кроссовый бег.

Гладкий бег - циклический вид, требующий проявления ско­рости (спринт), скоростной выносливости (300 - 600 м), специ­альной выносливости.



Спринт, или бег на короткие дистанции, прово­дится на стадионе и в манеже. Дистанции: 30, 60, 100 (К), 200 (К) м, одинаковые для мужчин и женщин.

Длинный спринт проводится на стадионе и в манеже. Дистанции: 300, 400 (К), 600 м, одинаковые для мужчин и жен­щин.

Бег на выносливость:

Средние дистанции: 800 (К), 1000, 1500 (К) м, 1 миля - про­водится на стадионе и в манеже у мужчин и женщин;

Длинные дистанции: 3000, 5000 (К), 10 000 (К) м - прово­дится на стадионе (в манеже - только 3000 м), одинаковые для мужчин и женщин;

Сверхдлинные дистанции - 15; 21,0975; 42,195 (К); 100 км - проводится на шоссе (возможен старт и финиш на стадионе), оди­наковые для мужчин и женщин;

Ультрадлинные дистанции - суточный бег проводится на ста­дионе или шоссе, участвуют и мужчины, и женщины. Также про­водятся соревнования на 1000 миль (1609 км) и 1300 миль - са­мую длинную дистанцию непрерывного бега.

Барьерный бег - по структуре смешанный вид, требующий про­явления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Дистан­ции: 60, 100 (К) м у женщин; 110 (К), 300 м и 400 (К) м у мужчин (последние две дистанции проводятся только на стадионе).

Бег с препятствиями - по структуре смешанный вид, требую­щий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у женщин и мужчин на стадионе и в манеже. Дистан­ции у женщин - 2000 м; дистанции у мужчин - 2000, 3000 (К) м. В скором времени этот вид бега и у женщин станет олимпийским.

Эстафетный бег - по структуре смешанный вид, очень близ­кий к циклическим видам, командный вид, требующий проявле­ния скорости, скоростной выносливости, ловкости. Классические виды 4х ЮО м и 4x400 м проводятся у мужчин и женщин на стадионе. В манеже проводятся соревнования по эстафетному бегу на 4 х 200 м и 4 х 400 м, одинаковые для мужчин и женщин. Также могут проводиться соревнования на стадионе с различной длиной


этапов: 800, 1000, 1500 м и разным их количеством. Проводятся эстафеты по городским улицам с неодинаковыми этапами по дли­не, количеству и контингенту (смешанные эстафеты - мужчины и женщины). Раньше большой популярностью пользовались так называемые шведские эстафеты: 800 + 400 + 200 + 100 м - у муж­чин, и 400 + 300 + 200 + 100 м - у женщин.

Кроссовый бег - бег по пересеченной местности, смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловко­сти. Всегда проводится в лесной или парковой зоне. У мужчин дистанции - 1, 2, 3, 5, 8, 12 км; у женщин - 1, 2, 3, 4, 6 км.

Легкоатлетические прыжки делятся на две группы: прыжки через вертикальное препятствие и прыжки на дальность. К первой группе относятся: а) прыжки в высоту с разбега; б) прыжки с шестом с разбега. Ко второй группе относятся: а) прыжки в длину с разбега; б) тройной прыжок с разбега.

Первая группа легкоатлетических прыжков:

а) прыжок в высоту с разбега
щий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, пры­
гучести, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на
стадионе и в манеже;

б) прыжок с шестом с разбега (К) - ациклический вид, требу­
ющий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств,
прыгучести, гибкости, ловкости, один из самых сложных техни­
ческих видов легкой атлетики. Проводится у мужчин и женщин,
на стадионе и в манеже.

Вторая группа легкоатлетических прыжков:

а) прыжки в длину с разбега (К) - по структуре относятся к
смешанному виду, требующему от спортсмена проявления скоро­
стно-силовых, скоростных качеств, гибкости, ловкости. Прово­
дятся у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;

б) тройной прыжок с разбега (К) - ациклический вид, требую­
щий от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных
качеств, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на
стадионе и в манеже.

Легкоатлетические метания можно разделить на следующие группы: 1) метание снарядов, обладающих и не обладающих аэро­динамическими свойствами с прямого разбега; 2) метание снаря­дов из круга; 3) толкание снаряда из круга.

Причем надо обратить внимание, что в метаниях разрешается выполнять по технике любой вид разбега, но финальное усилие выполняется только по правилам. Например, метать копье, гранату, мяч нужно только из-за головы, над плечом; метать диск можно только сбоку; метать молот - только сбоку; толкать ядро можно со скачка и с поворота, но обязательно толкать.

Метание копья (К) {гранаты, мяча) - ациклический вид, тре­бующий от спортсмена проявления скоростных, силовых, скоро-


Стно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метание выполняется с прямого разбега, мужчинами и женщинами, только на стадионе. Копье обладает аэродинамическими свойствами.

Метание диска (К), метание молота (К) - ациклические виды, требующие от спортсмена силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метания выполняются из круга (ограничен­ное пространство), мужчинами и женщинами, только на стадионе. Диск обладает аэродинамическими свойствами.

Толкание ядра (К) - ациклический вид, требующий от спорт­смена проявления силовых, скоростно-силовых качеств, ловкос­ти. Выполняется толкание из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, на стадионе и в манеже.

Многоборья. Классическими видами многоборья являются: у муж­чин - десятиборье, у женщин - семиборье. В состав десятиборья входят: 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, ПО м с/б, диск, шест, копье, 1500 м. У женщин в семиборье входят следующие виды: 100 м с/б, ядро, высота, 200 м, длина, копье, 800 м.

К неклассическим видам многоборья относятся: восьмиборье для юношей (100 м, длина, высота, 400 м, ПО м с/б, шест, диск, 1500 м); пятиборье для девушек (100 м с/б, ядро, высота, длина, 800 м). В спортивной классификации определены: у женщин - пятиборье, четырехборье и троеборье, у мужчин - девятиборье, семиборье, шестиборье, пятиборье, четырехборье и троеборье. Четырехборье, раньше оно называлось «пионерским», проводится для школьников 11 - 13 лет. Виды, которые входят в состав мно­гоборья, определяются спортивной классификацией, замена ви­дов не допустима.

1.2. Место и значение легкой атлетики в системе физической культуры

Множество людей занимаются легкой атлетикой, которая про­никла в самые отдаленные уголки земного шара, став одним из популярных видов спорта в мире. Почти все виды спорта так или иначе используют упражнения из легкой атлетики для подготовки спортсменов. Во время тренировок и соревнований проводятся научные исследования, которые в дальнейшем помогают разви­ваться таким наукам, как физиология, биомеханика, спортивная медицина, теория физической культуры и спорта и др.

Начиная с раннего возраста легкоатлетические упражнения ши­роко используются в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях. Легкоатлетические упраж­нения повышают деятельность всех систем организма, способству­ют закаливанию, являются одним из действенных факторов про­филактики различных заболеваний. Легко дозируемые упражне-


ния могут использоваться как для развития физических качеств спортсменов высокого класса, так и для развития подрастающего поколения, для людей с ослабленным здоровьем, пожилого возра­ста, в период реабилитации после перенесенных травм и просто для поддержания нормальной жизнедеятельности человеческого организма. Большая роль отведена видам легкой атлетики в физи­ческой подготовке призывников и военнослужащих.

Доступность, относительная простота упражнений, минимум затрат позволяют заниматься различными видами легкой атлетики практически везде, и в сельской местности, и в городской.

Спортивные тренировки в легкой атлетике и соревновательная деятельность дают возможность спортсменам реализовать свои потенциальные способности, проявить себя как личность, сфор­мировать характер и оптимальную психическую сферу.

Легкую атлетику можно характеризовать как:

Вид спорта, где спортсмены показывают результаты на грани человеческих возможностей;

Средство восстановления и реабилитации организма;

Средство воспитания и развития подрастающего поколения;

Учебную дисциплину, способствующую становлению специ­алиста в области физической культуры и спорта.

1.3. Задачи и содержание курса «Легкая атлетика»

в системе подготовки специалистов физической

культуры на факультете физической культуры

педагогических вузов

Легкая атлетика как учебная дисциплина занимает одно из ве­дущих мест в процессе подготовки специалистов физической куль­туры и спорта. Такое же место она занимает и в системе физиче­ского воспитания студентов неспортивных факультетов, помогая повысить уровень физической подготовленности, овладеть необ­ходимыми двигательными умениями и навыками, снизить нега­тивное влияние недостатка двигательной активности.

Основными задачами курса «Легкая атлетика» явля­ются:

Освоение теоретических знаний студентами факультета фи­зической культуры;

Формирование двигательных умений и навыков в процессе изучения техники легкоатлетических видов;

Формирование способности к аналитической деятельности, коррекции ошибок и неточностей в процессе выполнения техни­ческих элементов;

Формирование способности обучать и правильно строить про­цесс обучения, исходя из конкретных условий;


Развитие необходимых физических качеств для эффективно­го изучения техники движений и достижения высоких спортив­ных результатов, как в легкой атлетике, так и в других видах спорта;

Формирование умений и навыков тренерской деятельности в различных видах легкой атлетики;

Выявление и развитие способности к ведению научно-иссле­довательской деятельности и использование полученных матери­алов в практической работе.

В содержание курса «Легкая атлетика» входит техника легко­атлетических видов, специальных упражнений, применяемых для обучения и для развития физических качеств. Подробно рассмат­ривается методика обучения технике легкоатлетических упражне­ний. Изучаются теоретические и практические раз­работки в области спортивной тренировки с детьми и спорт­сменами различной квалификации. Немаловажное значение имеет изучение истории развития видов легкой атлетики и истории фор­мирования техники упражнений. Изучение и практическое исполь­зование различных тестов, позволяющих оценить все сторо­ны физического развития, физической подготовленности, дина­мики физических качеств, эффективности различных методик обучения и тренировки. Проведение научно-исследовательской деятельности создает предпосылки для подготовки специалистов высокой квалификации.

На базе изучения курса «Легкая атлетика» создаются возмож­ности для формирования гармонично развитой личности, умею­щей не только выполнять физические упражнения, но и облада­ющей педагогическими способностями для того, чтобы привлечь и научить других людей легкоатлетическим видам спорта, тем самым способствуя оздоровлению и развитию человеческого об­щества.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте классификацию видам легкой атлетики.

2. Какие виды легкой атлетики входят в программу Олимпийских игр

у мужчин и женщин?

3. Где и как применяются легкоатлетические упражнения?


Легкая атлетика включает в себя 5 групп упражнений: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья. Каждая из этих групп разделяется на отдельные виды, имеющие свои особенности как по характеру выполнения основного соревновательного упражнения, так и по средствам и методам подготовки.

Правила соревнований определяют также особенности выполнения легкоатлетических упражнений в зависимости от пола и возраста занимающихся. Основные легкоатлетические упражнения включены в программу крупнейших соревнований, таких как Олимпийские игры, Чемпионаты мира и Европы. Помимо основной программы в настоящее время получили широкое распространение легкоатлетические упражнения, имеющие оздоровительное и оздоровительно-массовое направление.

По всем видам легкоатлетических упражнений возможно проведение соревнований различного уровня. Практически все виды легкоатлетических упражнений включены в единую Всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК), что помогает ранжировать участников по уровню подготовленности, присваивать им разряды и звания и стимулировать индивидуальный рост результатов в избранных видах.

Помимо этого основные легкоатлетические виды включены в различные образовательные и профессионально-прикладные программы как тестовые упражнения, помогающие в определении уровня развития основных физических качеств: быстроты, силы и выносливости.

ходьба

Оздоровительная

Ускоренная

Спортивная

стадиону

По шоссе

Короткие дистанции (спринт)

С барьерами

Средние дистанции

По стадиону

Кроссовый

С препятствиями

ные дистан

По стадиону

Кроссовый

С препятствиями

По шоссе

Сверхдлинные дистанции

Марафонский

Сверхмарафон-

По расстоянию

По времени

По шоссе

По ста-диону

Эстафетный бег

По стадиону

По местности

прыжки

С разбега

Горизонтальные

Горизонтальные

Вертикальные

Однократ-

Много-кратные

В вы-соту

С шестом

метания

С прямолинейного разбега

Из круга

много-борья

Рис. 1. Классификация видов легкой атлетики

Бег является естественным способом передвижения человека, позволяющим преодолевать определенные расстояния с максимальной скоростью. Беговые дистанции делят по длине преодолеваемых дистанций: бег на короткие дистанции (30-400 м), бег на средние дистанции (500-2000 м), бег на длинные дистанции (3000-20000 м) и бег на сверхдлинные дистанции (более 30 км, в том числе марафонский бег (бег на дистанцию 42195 м), 100 км, полусуточный и суточный бег и т.п.). Состязания на этих различающихся по длине дистанциях связаны с различием в мощности и длительности выполняемой при этом мышечной работы, поэтому подготовка к ним и степень вовлечения в соревновательную деятельность различных физических способностей (силы, быстроты и выносливости) существенно различаются.

Являясь основным средством быстрого передвижения, бег является основной частью многих видов спорта. Своеобразной формой бега является оздоровительная его разновидность - трусца .

ОСНОВЫ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ КАК ВИДА СПОРТА

Глава 1

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»

Классификация и общая характеристика легкоатлетических видов спорта

Классифицировать легкоатлетические виды спорта можно по различным параметрам: группы видов легкой атлетики, половой и возрастной признаки, места проведения. Основу составляют пять видов легкой атлетики: ходьба, бег, прыжки, метания и многобо­рья. Классификация по половому и возрастному признакам: муж­ские, женские виды; для юношей и девушек различных возрастов. В последней спортивной классификации по легкой атлетике у жен­щин насчитывается 50 видов спорта, проводимых на стадионах, шоссе и пересеченной местности, и 14 видов спорта, проводимых в помещении, у мужчин - 56 и 15 видов спорта, соответственно.

Следующая классификация видов спорта приводится по мес­там проведения тренировок и соревнований: стадионы, шоссей­ные и проселочные дороги, пересеченная местность, спортивные манежи и залы.

По структуре легкоатлетические виды спорта делят на циклические, ациклические и смешанные, а с точки зрения пре­обладающего проявления какого-либо физического качес­тва: скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной вынос­ливости, специальной выносливости.

Также виды легкой атлетики делят на классические (К) (олим­пийские) и неклассические (все остальные). На сегодняшний день в программу Олимпийских игр у мужчин входит 24 вида легкой атлетики, у женщин - 22 вида легкой атлетики, которые разыг­рывают самое большое количество олимпийских медалей.

Рассмотрим группы видов легкой атлетики.

Ходьба - циклический вид, требующий проявления специаль­ной выносливости, проводится как у мужчин, так и у женщин.

У женщин проводятся заходы: на стадионе - 3, 5, 10 км;

в манеже - 3, 5 км; на шоссе - 10, 20 км.

У мужчин проводятся заходы: на стадионе - 3, 5, 10, 20 км;

в манеже - 3, 5 км; на шоссе - 35, 50 км.

Классические (К) виды: у мужчин - 20 и 50 км, у женщин - 20 км.

Бег делится на категории: гладкий бег, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, кроссовый бег.

Гладкий бег - циклический вид, требующий проявления ско­рости (спринт), скоростной выносливости (300 - 600 м), специ­альной выносливости.

Спринт, или бег на короткие дистанции, прово­дится на стадионе и в манеже. Дистанции: 30, 60, 100 (К), 200 (К) м, одинаковые для мужчин и женщин.

Длинный спринт проводится на стадионе и в манеже. Дистанции: 300, 400 (К), 600 м, одинаковые для мужчин и жен­щин.

Бег на выносливость:

Средние дистанции: 800 (К), 1000, 1500 (К) м, 1 миля - про­водится на стадионе и в манеже у мужчин и женщин;

Длинные дистанции: 3000, 5000 (К), 10 000 (К) м - прово­дится на стадионе (в манеже - только 3000 м), одинаковые для мужчин и женщин;

Сверхдлинные дистанции - 15; 21,0975; 42,195 (К); 100 км - проводится на шоссе (возможен старт и финиш на стадионе), оди­наковые для мужчин и женщин;

Ультрадлинные дистанции - суточный бег проводится на ста­дионе или шоссе, участвуют и мужчины, и женщины. Также про­водятся соревнования на 1000 миль (1609 км) и 1300 миль - са­мую длинную дистанцию непрерывного бега.

Барьерный бег - по структуре смешанный вид, требующий про­явления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Дистан­ции: 60, 100 (К) м у женщин; 110 (К), 300 м и 400 (К) м у мужчин (последние две дистанции проводятся только на стадионе).

Бег с препятствиями - по структуре смешанный вид, требую­щий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у женщин и мужчин на стадионе и в манеже. Дистан­ции у женщин - 2000 м; дистанции у мужчин - 2000, 3000 (К) м. В скором времени этот вид бега и у женщин станет олимпийским.

Эстафетный бег - по структуре смешанный вид, очень близ­кий к циклическим видам, командный вид, требующий проявле­ния скорости, скоростной выносливости, ловкости. Классические виды 4х ЮО м и 4x400 м проводятся у мужчин и женщин на стадионе. В манеже проводятся соревнования по эстафетному бегу на 4 х 200 м и 4 х 400 м, одинаковые для мужчин и женщин. Также могут проводиться соревнования на стадионе с различной длиной


этапов: 800, 1000, 1500 м и разным их количеством. Проводятся эстафеты по городским улицам с неодинаковыми этапами по дли­не, количеству и контингенту (смешанные эстафеты - мужчины и женщины). Раньше большой популярностью пользовались так называемые шведские эстафеты: 800 + 400 + 200 + 100 м - у муж­чин, и 400 + 300 + 200 + 100 м - у женщин.

Кроссовый бег - бег по пересеченной местности, смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловко­сти. Всегда проводится в лесной или парковой зоне. У мужчин дистанции - 1, 2, 3, 5, 8, 12 км; у женщин - 1, 2, 3, 4, 6 км.

Легкоатлетические прыжки делятся на две группы: прыжки через вертикальное препятствие и прыжки на дальность. К первой группе относятся: а) прыжки в высоту с разбега; б) прыжки с шестом с разбега. Ко второй группе относятся: а) прыжки в длину с разбега; б) тройной прыжок с разбега.

Первая группа легкоатлетических прыжков:

а) прыжок в высоту с разбега
щий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, пры­
гучести, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на
стадионе и в манеже;

б) прыжок с шестом с разбега (К) - ациклический вид, требу­
ющий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств,
прыгучести, гибкости, ловкости, один из самых сложных техни­
ческих видов легкой атлетики. Проводится у мужчин и женщин,
на стадионе и в манеже.

Вторая группа легкоатлетических прыжков:

а) прыжки в длину с разбега (К) - по структуре относятся к
смешанному виду, требующему от спортсмена проявления скоро­
стно-силовых, скоростных качеств, гибкости, ловкости. Прово­
дятся у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;

б) тройной прыжок с разбега (К) - ациклический вид, требую­
щий от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных
качеств, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на
стадионе и в манеже.

Легкоатлетические метания можно разделить на следующие группы: 1) метание снарядов, обладающих и не обладающих аэро­динамическими свойствами с прямого разбега; 2) метание снаря­дов из круга; 3) толкание снаряда из круга.

Причем надо обратить внимание, что в метаниях разрешается выполнять по технике любой вид разбега, но финальное усилие выполняется только по правилам. Например, метать копье, гранату, мяч нужно только из-за головы, над плечом; метать диск можно только сбоку; метать молот - только сбоку; толкать ядро можно со скачка и с поворота, но обязательно толкать.

Метание копья (К) {гранаты, мяча) - ациклический вид, тре­бующий от спортсмена проявления скоростных, силовых, скоро-


Стно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метание выполняется с прямого разбега, мужчинами и женщинами, только на стадионе. Копье обладает аэродинамическими свойствами.

Метание диска (К), метание молота (К) - ациклические виды, требующие от спортсмена силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метания выполняются из круга (ограничен­ное пространство), мужчинами и женщинами, только на стадионе. Диск обладает аэродинамическими свойствами.

Толкание ядра (К) - ациклический вид, требующий от спорт­смена проявления силовых, скоростно-силовых качеств, ловкос­ти. Выполняется толкание из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, на стадионе и в манеже.

Многоборья. Классическими видами многоборья являются: у муж­чин - десятиборье, у женщин - семиборье. В состав десятиборья входят: 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, ПО м с/б, диск, шест, копье, 1500 м. У женщин в семиборье входят следующие виды: 100 м с/б, ядро, высота, 200 м, длина, копье, 800 м.

К неклассическим видам многоборья относятся: восьмиборье для юношей (100 м, длина, высота, 400 м, ПО м с/б, шест, диск, 1500 м); пятиборье для девушек (100 м с/б, ядро, высота, длина, 800 м). В спортивной классификации определены: у женщин - пятиборье, четырехборье и троеборье, у мужчин - девятиборье, семиборье, шестиборье, пятиборье, четырехборье и троеборье. Четырехборье, раньше оно называлось «пионерским», проводится для школьников 11 - 13 лет. Виды, которые входят в состав мно­гоборья, определяются спортивной классификацией, замена ви­дов не допустима.

1.2. Место и значение легкой атлетики в системе физической культуры

Множество людей занимаются легкой атлетикой, которая про­никла в самые отдаленные уголки земного шара, став одним из популярных видов спорта в мире. Почти все виды спорта так или иначе используют упражнения из легкой атлетики для подготовки спортсменов. Во время тренировок и соревнований проводятся научные исследования, которые в дальнейшем помогают разви­ваться таким наукам, как физиология, биомеханика, спортивная медицина, теория физической культуры и спорта и др.

Начиная с раннего возраста легкоатлетические упражнения ши­роко используются в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях. Легкоатлетические упраж­нения повышают деятельность всех систем организма, способству­ют закаливанию, являются одним из действенных факторов про­филактики различных заболеваний. Легко дозируемые упражне-


ния могут использоваться как для развития физических качеств спортсменов высокого класса, так и для развития подрастающего поколения, для людей с ослабленным здоровьем, пожилого возра­ста, в период реабилитации после перенесенных травм и просто для поддержания нормальной жизнедеятельности человеческого организма. Большая роль отведена видам легкой атлетики в физи­ческой подготовке призывников и военнослужащих.

Доступность, относительная простота упражнений, минимум затрат позволяют заниматься различными видами легкой атлетики практически везде, и в сельской местности, и в городской.

Спортивные тренировки в легкой атлетике и соревновательная деятельность дают возможность спортсменам реализовать свои потенциальные способности, проявить себя как личность, сфор­мировать характер и оптимальную психическую сферу.

Легкую атлетику можно характеризовать как:

Вид спорта, где спортсмены показывают результаты на грани человеческих возможностей;

Средство восстановления и реабилитации организма;

Средство воспитания и развития подрастающего поколения;

Учебную дисциплину, способствующую становлению специ­алиста в области физической культуры и спорта.

1.3. Задачи и содержание курса «Легкая атлетика»

в системе подготовки специалистов физической

культуры на факультете физической культуры

педагогических вузов

Легкая атлетика как учебная дисциплина занимает одно из ве­дущих мест в процессе подготовки специалистов физической куль­туры и спорта. Такое же место она занимает и в системе физиче­ского воспитания студентов неспортивных факультетов, помогая повысить уровень физической подготовленности, овладеть необ­ходимыми двигательными умениями и навыками, снизить нега­тивное влияние недостатка двигательной активности.

Основными задачами курса «Легкая атлетика» явля­ются:

Освоение теоретических знаний студентами факультета фи­зической культуры;

Формирование двигательных умений и навыков в процессе изучения техники легкоатлетических видов;

Формирование способности к аналитической деятельности, коррекции ошибок и неточностей в процессе выполнения техни­ческих элементов;

Формирование способности обучать и правильно строить про­цесс обучения, исходя из конкретных условий;


Развитие необходимых физических качеств для эффективно­го изучения техники движений и достижения высоких спортив­ных результатов, как в легкой атлетике, так и в других видах спорта;

Формирование умений и навыков тренерской деятельности в различных видах легкой атлетики;

Выявление и развитие способности к ведению научно-иссле­довательской деятельности и использование полученных матери­алов в практической работе.

В содержание курса «Легкая атлетика» входит техника легко­атлетических видов, специальных упражнений, применяемых для обучения и для развития физических качеств. Подробно рассмат­ривается методика обучения технике легкоатлетических упражне­ний. Изучаются теоретические и практические раз­работки в области спортивной тренировки с детьми и спорт­сменами различной квалификации. Немаловажное значение имеет изучение истории развития видов легкой атлетики и истории фор­мирования техники упражнений. Изучение и практическое исполь­зование различных тестов, позволяющих оценить все сторо­ны физического развития, физической подготовленности, дина­мики физических качеств, эффективности различных методик обучения и тренировки. Проведение научно-исследовательской деятельности создает предпосылки для подготовки специалистов высокой квалификации.

На базе изучения курса «Легкая атлетика» создаются возмож­ности для формирования гармонично развитой личности, умею­щей не только выполнять физические упражнения, но и облада­ющей педагогическими способностями для того, чтобы привлечь и научить других людей легкоатлетическим видам спорта, тем самым способствуя оздоровлению и развитию человеческого об­щества.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте классификацию видам легкой атлетики.

2. Какие виды легкой атлетики входят в программу Олимпийских игр

у мужчин и женщин?

3. Где и как применяются легкоатлетические упражнения?

  • Введение
  • 1. Виды легкой атлетики
  • 3. Занятия легкой атлетикой
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Легкоатлетические упражнения имеют оздоровительное значение. Занятия производятся на воздухе, упражнения воздействуют на все группы мышц: укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно-сосудистой системы. Таким образом, с помощью легкоатлетического упражнения решаются задачи гармонического, разностороннего физического развития человека.

Особенно большое значение имеет легкая атлетика для формирования растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения. Немаловажное значение имеет большая прикладность легкой атлетики.

Прикладность определяется тем, на сколько приобретенные с его помощью качества и навыки могут быть полезны в жизни и в практической деятельности. Здесь легкая атлетика не имеет себе равных. Качества - выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость умение преодолевать трудности. Навыки - бег, прыжки, метания. Очень широко используются в трудовой деятельности, так и военном деле.

Воспитательное значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю человека, приучат его не боятся трудностей, а смело их преодолевать. Систематические тренировки подготовка к соревнованиям, достижение достаточно высоких спортивных результатов не возможно без соблюдения правильного режима, воздержание от алкогольных напитков и изменений питания. Занятия легкой атлетикой в коллективе, участие в командных соревнованиях воспитывает чувство коллективизма, ответственность за полученное дело.

Образовательное значение - приобретаются полезные навыки и знания из области построения и планирования занятий по спорту, режима питания.

1. Виды легкой атлетики

Ходьба - один из способов передвижения и человека; осуществляется в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц и конечностей. Бернштейн Н. А., О построении движений, М., 1997 В процессе ходьбы человек не только совершает стереотипные движения, адаптированные к условиям среды, но и поддерживает равновесие. Центр тяжести тела во время ходьбы совершает движения во всех трёх плоскостях. По вертикали амплитуда его перемещений достигает 4-5 см; наиболее низкое положение центра тяжести в "двуопорный период". У человека в процессе ходьбы наибольшее участие принимают мышцы ног (икроножная, длинная малоберцовая, четырёхглавая, двуглавая мышца бедра, полупоперечная и полусухожильная), таза (средняя ягодичная, подвздошно-поясничная). Движения плечевого пояса уравновешивают противоположно направленные вращения таза и нижней части туловища.

Ходьба спортивная - вид лёгкой атлетики, от обычной ходьбы отличается обязательным выпрямлением опорной ноги в коленном суставе при вертикальном положении её, от бега - отсутствием безопорного периода (фазы) движения (за нарушение этих правил скороход снимается с дистанции). Ухов В., Спортивная ходьба, М., 1996 Скорость ходьбы с. в 2-2,5 раза выше обычной, что достигается как длиной (105-115 см), так и частотой (180-200 в мин) шага. Соревнования проводятся на дорожке стадиона и трассах с асфальтированным покрытием. Дистанции: для мужчин - 10-50 км (на официальных международных соревнованиях - 20 и 50 км), юношей - 3-10 км; в некоторых странах на соревнованиях женщин - 3-20 км. Фруктов А. Л., Спортивная ходьба, М., 2000

Бег, способ передвижения, при котором, тело «то соприкасается с почвой одной ногой, то летит в воздухе», в отличие от ходьбы, когда тело имеет постоянную опору одной или двумя ногами (см. рис.1).

Рис.1. Бег

Бег является ценным средством физического воспитания, его интенсивно используют в занятиях с детьми, молодёжью, в производственной и гигиенической гимнастике, подготовке военнослужащих, при занятиях физической подготовкой с людьми пожилого возраста и лечебной физкультуре. В спорте бег составляет около 2 / 3 видов лёгкой атлетики, входит в состав почти всех других видов спорта. Бег к вершинам мастерства А.Лидьер, Г.Шимор. - 1999.

Различают бег гладкий (т. е. по ровной местности, беговой дорожке и т.п.) и с препятствиями (барьерный, стиль-чейз, бег с преодолением различных полос препятствий, кросс). Классическими видами бега считаются: для мужчин -- спринт (бег на короткие дистанции -- 100, 200, 400 м), миттельштреккерский (бег на средние дистанции -- 800, 1000, 1500, 2000 м), стайерский (бег на длинные дистанции -- 3000, 5000, 10 000, 20 000, 30 000 м), марафонский (42 км 195 м) и часовой бег, барьерный бег (110, 200, 400 м), стипль-чейз (3000 м), эстафетный бег (4 100; 4 200; 4 400; 4 800; 4 1500 м); для женщин -- бег на дистанции 60, 100, 200, 400, 800, 1000, 1500 м, бег с барьерами (100, 200 м), эстафетный (4 100; 4 200; 4 800 м). По этим видам бег (кроме марафонского) регистрируются мировые рекорды; большинство из них включается в программу Олимпийских игр, на которых обязательно проводится марафонский бег.

Метания легкоатлетические, упражнения в метании диска, копья, молота и других спортивных снарядов, а также в толкании ядра на дальность. Метания способствуют развитию силы, ловкости, быстроты и координации движений, формированию навыков прикладного характера.

Прыжки спортивные, классифицируются условно на основные группы:

1) составляющие основу, содержание вида спорта (парашютный спорт, прыжки на батуте),

2) являющиеся самостоятельными упражнениями в определённом виде спорта (легкоатлетические прыжки в длину и в высоту, с трамплина и вышки в воду, с трамплина на лыжах, опорный прыжок в спортивной гимнастике, прыжковые упражнения в акробатике и др.);

3) входящие как элемент в упражнения по какому-либо виду спорта (например, различного типа прыжки в художественной гимнастике, фигурном катании на коньках, прыжки в играх и др.).

Многоборья спортивные, установленные международными или государственными спортивными классификациями сочетания физических упражнений в одном или нескольких видах спорта. Многоборья имеют целью выявление разносторонних психофизических качеств и двигательных навыков спортсменов и физкультурников.

Существующие в современной спортивной классификации многоборий в одном виде спорта условно подразделяются на 3 группы:

- неоднократное выполнение однородных упражнений (многоборья в акробатике, бобслее, прыжках в воду и на батуте, в парусном и санном спорте, фигурном катании и др.);

- выполнение однородных упражнений на разных дистанциях или из разных положений (в конькобежном спорте, стрельба из лука и др.);

- выполнение разных упражнений в разных условиях, на разных снарядах или дистанциях (в лёгкой атлетике, гимнастике, конном, воднолыжном, горнолыжном и парашютном спорте, тяжёлой атлетике, комплексном плавании и др.).

Многоборья, состоящие из упражнений в разных видах спорта, условно подразделяются на выполняемые с одного старта (например, биатлон) и с разных стартов (лыжное двоеборье, современное пятиборье, и др.).

2. Основы обучения и тренировки легкой атлетики

Подготовка легкоатлетов осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, достижения высокого уровня физического развития. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. О.В.Колодий, Б.М. Лутковский, В.В. Ухов. 1999.

Многолетняя подготовка легкоатлетов включает в себя физическую, техническую, тактическую, теоретическую и морально-волевую подготовку.

Физическая подготовка - подразделяется на ОФП и СФП.

ОФП - направлена на равномерное и гармоническое развитие всех мышечных групп, органов и систем человека, повышение его функциональных возможностей.

Разносторонность физической подготовки достигается осуществлением принципа многоборности в процессе тренировки, применением не только легкоатлетических упражнений, но и гимнастических спортивных и подвижных игр, ходьбы на лыжах, плавания и других видов спорта.

СФП - предусматривает развитие функций всех органов и систем, необходимых для успешного овладения техникой и повышения спортивного мастерства. Она осуществляется путем выполнения специальных и подводящих упражнений, их цель - повысить силу и быстроту отталкивания при беге и прыжках, скоростную выносливость в беге, мощность и быстроту заключительного усилия в метаниях.

ОФП и СФП направлены на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, на повышение уровня координации движений, способности к расслаблению.

Сила - необходима легкоатлету любой специализации, но особенно при подготовке метателей.

Средствами силовой подготовки легкоатлетов является разнообразные упражнения без снарядов, на снарядах и с отягощениями. Широко используются штанга и тренажеры, позволяющие избирательно развивать отдельные группы мышц.

Специальные силовые упражнения - для метателей - это метание утяжеленных снарядов, набивных мячей, для бегунов - поднимание диска от штанги (или мешка с песком) положенного на колено согнутой ноги, разнообразные прыжковые упражнения с отягощениями и т.д.

В основе движений спринтера прыгуна, метателя лежат быстрота и сила, поэтому для развития силы нужно предпочитать скоростно-силовые упражнения, команды выполняются в быстром темпе. Однако используются упражнения в медленном темпе, статические и динамические упражнения.

Быстрота - качество, которое лежит в основе большинства легкоатлетических упражнений. От быстроты отталкивания в прыжках, от скорости выпуска снаряда зависит результат. Для развития быстроты применяют бег на коротких отрезках с максимальной скоростью, упражнения с большой частотой движений, спортивной игры.

Для проявления быстроты, которая определяется подвижностью нервных процессов, очень важна хорошая координация движений, сила и эластичность мышц, совершенная спортивной техникой.

Необходимо уметь выполнить движения мощно, но без лишнего напряжения. Развитие быстроты - это многолетний процесс, который необходимо начинать в детском возрасте, применяя разнообразные подвижные игры, а затем специальные упражнения.

В современной методике тренировки чрезвычайно важными является средства и методы, направленные на преодоление скоростного барьера, который неизбежно появляется на определенных этапах тренировки. Поэтому необходимы упражнения в облегченных условиях, бег по уклону, метание облегченных снарядов. Упражнения на быстроту двигательной реакции. Лёгкая атлетика, под ред. Д. П. Маркова и Н. Г. Озолина, М, 1999.

Выносливость - нужна и для выполнения основного легкоатлетического упражнения и чтобы справиться с тем большим объемом тренировочной работы который характерен для современной легкой атлетики.

Различают общую и специальную выносливость.

Общая - это способность человека выполнять длительную работу малой и средней интенсивности.

Специальная - для прыгуна на короткие дистанции. Например: необходимо сохранить возможную скорость на протяжении всей дистанции.

Для прыгуна - специальная выносливость нужна для максимальной мощности отталкивания в процессе многочасовых соревнований.

Основным средством повышения выносливости является бег на средние и длинные дистанции, где определяются функциональные возможности организма спортсмена. Общую выносливость развивают обычно в подготовке периода. Развитие специальной выносливости проводится преимущественно на весеннем этапе подготовительного периода и в соревновательный.

Основное средство развития специальной выносливости - систематическое и многократное выполнение специальных упражнений и основного легкоатлетического упражнения.

Гибкость - качество, зависящее от подвижности в суставах, эластичности связок, сухожилий и мышц. Особенно необходимо прыгунам и барьеристам. В легкой атлетике от подвижности в суставах зависит возможность выполнять движения с более широкой амплитудой, успешно осваивать технику бега, прыжков и метаний.

Гибкость развивается в процессе ОФП, осуществляется с помощью упражнений, которые выполняются с постепенным увеличением амплитуды, количества повторений и скорости движений.

Ловкость - определяется умением спортсмена координировать свои движения, решать те или иные двигательные задачи. Бег, барьерный бег, прыжки, метание развивают ловкость. Особые средства - акробатические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах, разнообразные прыжки. Упражнения в ловкости применяются в основном на первых этапах многолетней тренировки, в подготовительном периоде.

Но необходимо уметь выполнять упражнения без излишнего напряжения, уделять внимание на воспитание способности легкоатлета к расслаблению. Этой цели служит массаж, специальные упражнения на расслабление, плавание. Например: в беге после ускорения с большой скоростью применяется расслабленный бег по инерции.

В ОФП и СФП лежит комплексное развитие физических качеств. Физическая подготовка проводится ежедневно и систематически. Упражнения на гибкость, быстроту, ловкость, для развития силы включает в подготовку часть занятия.

Специальные занятия для совершенствования силы в подготовительном периоде проводят 2 раза в неделю. Упражнения для развития быстроты применяются 3-4 раза в неделю. Упражнения для совершенствования гибкости лучше выполнять ежедневно.

Воспитанию выносливости уделяют не менее 2-3 дней в неделю в форме кроссовой подготовки.

ОФП - больше времени отводится работе с детьми, подростками, новичками и меньше в тренировке взрослых.

СФП - следует уделять больше времени с занятиями взрослых, квалифицированными спортсменами и меньше на тренировочных занятиях с детьми.

Техническая подготовка.

Под технической подготовкой понимается овладение техникой видов легкой атлетики и ее совершенствование.

В основе овладения спортивной техникой лежит образование условно-рефлекторных связей, выработка динамического стереотипа и образование на этой базе того или иного двигательного навыка. Это достигается многократным повторением движений. Необходимо постоянно усложнять движения, которые могут установить правильную и устойчивую координационную связь между техникой движений и нервно-мышечной деятельностью.

Многократное выполнение упражнений ведет к автоматизации двигательного навыка, но необходим контроль за техникой. Легкоатлет должен мысленно восстановить ритм и характер движений. После выполнения упражнений оценивать степень совпадения мысленного образа с выполнением двигательных действий.

Тактическая подготовка.

Учить спортсмена вести спортивную борьбу на соревнованиях, правильно оценивать свои возможности и возможности противника, умело приспосабливаться к соревновательным условиям, использовать их для победы.

В основе тактического мастерства лежит хорошее владение техникой, сильная воля, высокий уровень развития физических качеств. Знания для тактических действий приобретают путем чтения специальной литературы, наблюдение за опытными спортсменами, просмотр кинофильмов и т.д., участие в соревнованиях.

Теоретическая подготовка.

Вооружает специальными знаниями, необходимыми для решения задач спортивной тренировки.

Необходимо знать основы обучения и тренировки, уметь планировать тренировку, знать правила судейства соревнований, вести самоконтроль, первую медицинскую помощь.

Морально-волевая подготовка.

Трудолюбие, умение преодолевать трудности, отказ от вредных привычек, выполнение режима.

Воля заключается в процессе преодоления трудностей (занятия в дождь, бег на тяжелом грунте), умение преодолевать усталость.

Лучшая школа воспитания воли - это соревнования. Элементы соревнований нужно чаще включать в тренировочные занятия, особенно с юными легкоатлетами.

Занятия "кто выше", "кто дальше", "кто быстрее", можно ставить занимаясь прыжками, бегом, метанием.

В практике занятий в школьных секциях необходимо регулярное проведение эстафет, простейшие соревнования по элементам физической подготовки, разнообразным прыжкам.

Чаще проводится командные соревнования, где спортсмен чувствует ответственность не только за себя, но и за команду.

Средства и методы тренировки.

Основное средство в обучении - практическое выполнение упражнений из 5 групп: основные, общеразвивающие, специальные, подводящие, вспомогательные.

1. Основные упражнения - для специализации легкоатлетов.

2. Общеобразовательные упражнения - выполняются вначале урока (для разминки) способствуют дальнейшему, более эффективному выполнению основных упражнений. Общеразвивающие упражнения - важная роль отводится в младших классах.

Упражнения с различными предметами - направлены мечами, гантелями, ядрами, копьями, скакалками, на снарядах (гимнастических), особенно ценны в силу их эмоциональности и эффективности.

3. Специальные упражнения при обучении - применяются с целью развития двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты, реакции, прыгучести, а также для совершенствования техники легкоатлетических видов.

4. Подвижные упражнения - близки по координационной структуре к основным. Они улучшают преставления о технике и способствуют более успешному овладению техникой основных упражнений. Выполняя усложненные подводящие упражнения используются и для устранения ошибок.

5. Вспомогательные - занятия другими видами спорта (борьба, гимнастика и др.) Легкая атлетика, Учебник для институтов физической культуры, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, 2 изд., М., 2002

Обучение начинается с объяснения и показа.

Объяснение - должно быть кратким и образным. Занимающие должны получить наиболее правильное представление об основах техники упражнения. Говорить нужно лишь о том, что важно на данный момент, что предупреждает возникновение ошибок.

Перед очередным упражнением и в процессе его выполнения не обходимо повторно напоминать и подсказывать. Успешность обучения во многом зависит и от того, как учащийся понимает задание.

Образцовый показ - дает наиболее правильное представление о содержании упражнения о его пространственно - временных характеристиках.

Показ осуществляется на оптимальных скоростях, но сложные упражнения полезно демонстрировать на замедленной скорости, при которой акцентировать внимание на наиболее важных и трудных элементах техники.

Использование наглядных пособий - кинокольцовок, кинограмм способствует созданию правильного представления о двигательном действии.

3. Занятия легкой атлетикой

Основной формой занятия легкой атлетикой является урок.

В зависимости от характера и направленности поставленных задач, и подбора средств и методов обучения, приемов организации учащихся, а также этапа обучения различают следующие уроки легкой атлетики:

вводные, учебные, уроки повторения, совершенствования и закрепления усвоенного материала (тренировочный урок);

уроки проверки усвоенных знаний, умений и навыков, а также уровня физической и технической подготовленности (контрольный урок);

уроки смешанного типа (учебно-тренировочный урок).

Независимо от типа урока в каждом уроке по легкой атлетики принято различать:

вводную;

подготовительную;

основную;

заключительную. Учебник тренера по легкой атлетике. Л.С.Хоменкова. -2002.

В вводную часть входит построение, организация внимания учащихся, проверка присутствующих, сообщение главных задач урока (2-3)

Подготовительная часть урока призвана подвести учащихся к решению основных задач урока. С этой целью проводится медленный бег и общеразвивающие упражнения, беговые упражнения.

В основной части приобретаются и совершенствуются умения и навыки.

Задача заключительной части - постепенное снижение нагрузки, подведение итогов урока, задание на дом.

Упражнения в подготовительной части урока должны подбираться с таким учетом, чтобы повысить общую работоспособность организма и подготовить его к выполнению конкретной специфической работы в основной части.

Например: Если в основной части урока предстоит прыгать в высоту с разбега, то в подготовительной части надо ввести упражнения на гибкость (различные наклоны, махи и др.), а также прыжковые упражнения, выполняемые на месте и в движении.

В основной части подбираются упражнения таким образом, что бы первыми шли упражнения для разучивания и совершенствования техники отдельных видов. За ними могут следовать скоростные упражнения, затем силовые и наконец упражнения развивающие выносливость. (техника, скорость, сила, выносливость)

Подбирая упражнения и их последовательность, нужно учитывать их преимущественное воздействие на основные мышечные группы.

Например: вслед за прыжками в длину с разбега не следует проводить бег на скорость, так как в обоих случаях основная нагрузка приходится на мышцы ног.

Целесообразней в след за прыжками в длину с разбега провести один из видов метаний, в которых основная нагрузка будет приходится на мышцы ног, плечевого пояса и туловища.

Средства и методы проведения легкоатлетических уроков могут существенно меняться в зависимости от задач и от конкретных условий, в которых урок проводится. Обычно уроки легкой атлетики планируются в I-IV четвертях (весна- осень).

Для повышения плотности занятий, например, при проведении прыжков в длину следует построить учащихся таким образом, чтобы одновременно могли прыгать несколько человек. Если нет возможности организовать несколько мест для прыжков в высоту, то можно увеличить пропускную способность сектора раздвинув прыжковые стойки на 6-8 м, а вместо планки, натянув резинку. В этом случае прыжки можно выполнять двумя потоками, одновременно метание различных снарядов можно проводить, предварительно построив учащихся в шеренгу с интервалом 1,5-2м.

Одним из наиболее эффективных методов повышения плотности легкоатлетического урока служит круговой метод, занимающихся делят 3-5 групп, каждая их которых одновременно выполняют свое упражнение спустя некоторое время (3-5-8мин) по команде учителя группы меняются местами занятий в заранее определенном порядке и приступают к выполнению нового упражнения, пока вся группа проёдет через все упражнения.

Достоинство кругового метода на уроках легкой атлетики, в том, что его можно использовать с учащимися всех возрастов и различной степени подготовленности.

Необходимо начинать с двух групп, следить за дисциплиной, затем увеличивать количество групп.

Например:

Упражнение на развитие прыгучести.

Прыжки в длину с разбега.

Прыжки через прыгалку.

Прыжки с отталкиванием вверх.

Отжимание.

Рассмотрим несколько примеров круговой тренировки для развития физических качеств.

Упражнения для развития быстроты движений.

А) беговая работа рук в макс. темпе (2-4 серии по 8-10 сек с интервалом 30-40 сек).

Б) бег на месте (в упоре) в максимальном темпе (3-4 серии по 8-10сек с интервалом 45-60 сек)

В) упражнения на расслабление.

Г) броски набивного мяча (1-2кг) в быстром темпе (в стену с отскоком или партнеру) 2-3 серии по 12-15 бросков с отдыхом 60 сек. (можно использовать поточный метод)

Упражнения для развития прыгучести.

А) подскоки на прямых ногах (3-4 серии по 30-40 сек. с интервалом 60 сек.);

Б) прыжки через препятствия различной высоты на одной и двух ногах (поточный метод 2-3 мин);

В) упражнения на расслабление;

Г) подскоки на одной и двух ногах с места и с разбега доставая руками высокого подвешенный предмет (3-4 серии по 15-20 прыж. с отдыхом 1 мин)

Упражнения для развития силы.

Отжимание в упоре лежа 2-3 серии до отказа и подтягивание вися 2-3 серии до отказа, приседание с партнером.

(для мышц туловища) опускание и поднимание туловища в положении лежа на спине или животе с закрепленными ногами (2-3 серии по 10-12 раз);

приседание и выпрыгивание из полуприседа с отягощением (2-3 серии по 12-15 раз);

броски набивного мяча (1-3 кг из положения сидя и лежа на спине одной или двумя руками) всего 40-50 раз.

Упражнения на развитие гибкости:

Упражнения для увеличения подвижности локтевых и плечевых суставов (с гимнастической палкой, с партнером, различные выкруты и др.)

Упражнения для увеличения подвижности позвоночного столба (различные наклоны повороты и вращения туловища).

Упражнения для увеличения подвижности тазобедренного коленного и голеностопного суставов (различные маховые движения с выпадами, “шпагаты).

Упражнения на расслабление.

Специальные упражнения для развития выносливости в круговой тренировке с детьми, подростками и юношами проводить не следует, так как сам принцип построения круговой тренировки является достаточным фактором для развития выносливости.

Более того, такой метод воспитания выносливости в круговой тренировки с детьми во многом предпочтителен, так как эмоционально насыщен и исключает монотонность, повышает интерес учащихся к уроку.

Подвижные игры на уроке по легкой атлетике способствуют повышению активности и интереса учащихся и позволяют повысить плотность урока.

Подвижные игры могут включать в себя различные прыжки, их элементы, бег, метания в цель или на дальность.

Можно подобрать подвижные игры с сочетанием элементов бега, прыжков, метания.

Для повышения активности и самостоятельности практикуют задания на дом.

Можно порекомендовать с помощью определенных упражнений повысить уровень развитие силовых качеств, прыгучести или гибкости, закрепить отдельные элементы. Необходимо проследить за выполнением домашнего задания, оценить его только в этом случае учащиеся будут ощущать необходимость и обязательность подобных занятий.

Заключение

Легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетические многоборья - десятиборье, пятиборье и др.

В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений.

Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья людей.

Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.

В РФ и других странах легкая атлетика - часть государственной системы физического воспитания.

Легкоатлетические упражнения входят в программы физического воспитания школьников, учащихся всех типов учебных заведений, в планы тренировочной работы во всех видах спорта, в занятия физической культурой трудящихся старших возрастов.

Легкоатлетические секции занимают ведущее место в деятельности коллективов физкультуры, спортивных клубов, добровольных спортивных обществ.