Слабый сильный тип нервной системы. Типы НС (нервной системы). Сильная и слабая нервная система

Подвижность нервных процессов выражается в быстроте смены возбуждения и торможения. В поведении это проявляется в быстроте перехода от покоя к действию, в умении владеть собой, собраться с мыслями и начать активно работать.

Свойства нервных процессов были установлены в лаборатории И. П. Павлова. На основании изучения различного сочетания этих свойств И. П. Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности. От них зависят во многом особенности поведения человека. Влияют они и на особенности активной двигательной деятельности как во время обучения, так и в период творческой работы артистов балета.

Темперамент и его значение для артистов балета. Тип высшей нервной деятельности является физиологической основой темперамента. Темперамент — это возбудимость и восприимчивость человека к впечатлениям. Темперамент представляет собой самую общую характеристику поведения человека и является психическим свойством личности. Он оказывает влияние на все действия и поступки человека.

Внешне темперамент проявляется в речи, мимике, жестах, походке, скорости и ритме движений и т.д. Он оказывает влияние на овладение профессией артиста балета и профиль его творческой работы. Характерные и классические танцовщики обладают разными темпераментами.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова

Человек в течение всей жизни постоянно достигает определенных целей. Это всегда связано с преодолением тех или иных трудностей. В одних случаях требуется инициатива, в других — власть над своими чувствами, противостояние чужому влиянию и др., т. е. проявляются воля и волевые качества. В учебе и творческой деятельности артистов балета они особенно важны. Высокие волевые качества…

Умственные способности человека, как и речь развились в процессе трудовой и общественной жизни Развитие общественнотрудовой деятельности и речи в корне изменило мышление человека. Изготовляя орудия труда, он приобрел способность образовывать понятия, отвлеченно мыслить, улавливать причины и следствия явлений. Поэтому человек может обдумывать свои действия заранее, до самой деятельности, осознавать, почему и для чего он совершает…

Поведение человека, его характер не являются врожденными и неизменными. Они развиваются, меняются в течение жизни человека. На их развитие оказывают влияние индивидуальные особенности условнорефлекторной деятельности каждого человека. Свойства нервных процессов. Индивидуальные особенности нервной деятельности зависят от свойств нервных процессов — возбуждения и торможения: их силы, уравновешенности и подвижности. Сила нервных процессов может быть большой и…

Тип высшей нервной деятельности По силе По уравновешенности По подвижности Вид темперамента Сильный Сильный Уравновешенный Подвижный Сангвинический Безудержный Сильный Неуравновешенный Подвижный Холерический Спокойный Сильный Уравновешенный Малоподвижный Флегматический Слабый Слабый Неуравновешенный Малоподвижный Меланхолический Каждый тип высшей нервной деятельности соответствует определенному темпераменту, является его основой. Соотношение типов нервной деятельности и темпераментов. Сильный тип — сангвиник — общительный,…

Сходство высшей нервной деятельности человека и животных. Основные закономерности высшей нервной деятельности были установлены в опытах на животных. Но в большинстве своем они свойственны и человеку. В нервной системе человека постоянно взаимодействуют процессы торможения и возбуждения. Происходит торможение рефлексов, различение раздражений. Условные рефлексы у человека начинают вырабатываться с первых же дней жизни. У животных условные…

В настоящее время в лаборатории по исследованию типов высшей нервной деятельности человека НИИ психологии, которой руководил профессор Б.М.Теплов, накоплен материал, выясняющий особенности нервной системы слабого типа. В свете полученных данных, нервная система слабого типа – это не плохая нервная система, а система, обладающая высокой реактивностью (чувствительностью). Вследствие повышенной реактивности в нервных клетках быстро расходуется запас функционального вещества. Однако при правильно организованном режиме труда и отдыха запас реактивного вещества непрерывно восстанавливается, благодаря чему может быть обеспечена высокая продуктивность работы нервной системы слабого типа. Исследования советских психологов В.Д. Небылицына, Н.С. Лейтеса и других подтверждают эту точку зрения, высказанную сначала Б.М. Тепловым в форме гипотезы.

Каковы функциональные преимущества нервной системы слабого типа?

Очень показательно, что слабость типа, как установили специальные исследования, выражает не только недостаток силы возбудительного и тормозного процессов, но и связанную с этим высокую чувствительность, реактивность. Это означает, что слабый тип нервной системы имеет свои особые достоинства.

Согласно Теплову и Небылицыну, слабая нервная система характеризуется также и чувствительностью анализаторов: более слабая нервная система является также и более чувствительной, т.е. она способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная. В этом заключается преимущество слабой нервной системы перед сильной. Ценность подобного подхода состоит в том, что он снимает существовавшее ранее оценочное отношение к свойствам нервной системы. На каждом полюсе признается наличие и положительных и отрицательных (с биологической точки зрения) сторон.

Что такое баланс нервных процессов?

В исследовании школы Теплова и Небылицына уравновешенность нервных процессов стала рассматриваться как совокупность вторичных (производных) свойств нервной системы, определяющих соотношение показателей возбуждения и торможения по каждому из первичных ее свойств (сила, подвижность, лабильность, динамичность нервной системы). Наряду с новой интерпретацией уравновешенности нервной системы был предложен и новый термин – баланс нервных процессов.

Можно ли говорить о безотносительной ценности психологических характеристик темперамента?

В истории науки о темпераменте неоднократно поднимался вопрос о ценности психологических типов темперамента. Аристотель, например, считал самым ценным меланхолический темперамент, предрасполагающий к углубленному мышлению. Немецкий философ Кант отдавал предпочтение флегматическому темпераменту. Флегматик, по его мнению, медленно разгорается, но горит ярко и долго, способен проявлять большую волю и выдержку, может многого достигать, не оскорбляя сущность других людей.Возможно, что в оценке темпераментов известную роль сыграл и личный темперамент этих мыслителей, из которых первый был меланхоликом, а второй флегматиком.

В отдельных своих высказываниях И.П.Павлов придавал слишком большое значение типу нервной системы, а, следовательно, и темпераменту. Такова, например, его оценка сангвинического темперамента как наиболее совершенного, так как лежащий в его основе сильный; уравновешенный и подвижный тип высшей нервной деятельности обеспечивает точное уравновешивание всех возможностей окружающей среды; о слабом типе Павлов отзывался как об "инвалидно-жизненном типе", который нормально может существовать только в особенно благоприятных условиях, в оранжерейной обстановке. Не следует забывать, что взгляды Павлова относятся главным образом к животным, а не к человеку. Кроме того, следует иметь в виду, что его взгляды на ценность типов высшей нервной деятельности существенным образом изменялись по мере накопления в его лабораториях соответствующего материала.

В чем заключается двухаспектность психики, ее предметно-содержательная и формально-динамическая стороны?

Другой важный вопрос изучения темперамента – вопрос о соотношении биологических свойств человека, его органической основы с психологическим "наполнением" темперамента. В работах Теплова, Небылицына, В.С.Мерлина была развита концепция двухаспектности психики, суть которой состоит в выделении в психике человека двух аспектов: предметно-содержательного и формально-динамического.

Формально-динамические характеристики психического составляют черты и свойства психики человека, лежащие в основе его деятельности независимо от ее конкретных мотивов, целей, способов, отношений и проявляющиеся во "внешней картине поведения" (И.П.Павлов). Динамические особенности психики обусловливаются нейрофизическими свойствами организма человека.
Формально-динамические особенности психики человека и составляют то, что мы называем темпераментом.

Правомерен ли оценочный подход к типам темперамента?

Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического следует неправомерность аксиологического ("оценочного") подхода к нему. Не существует "хороших" и "плохих" темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки. Нередко слабый тип нервной системы оценивается негативно. Однако исследования Теплова показали важное преимущество слабого типа нервной системы – высокую чувствительность, совершенно необходимую в ситуациях деятельности, требующих тонкой дифференцировки раздражителей. В.С.Мерлин специально отмечал равноценность "свойств общего типа нервной системы" и широчайшие возможности компенсации человека с разными типами ВНД к различным видам профессиональной деятельности.

Как тип темперамента связан с продуктивностью личности?

В действительности же каждый из темпераментов имеет свои сильные и слабые стороны.

Так, живость, подвижность, эмоциональность сангвиника позволяют ему быстро ориентироваться в обстановке, легко устанавливать контакты с людьми, делать одновременно несколько дел; но эти же качества нередко становятся причиной необдуманности его решений, поспешности выводов, отсутствия терпения, привычки оставлять дела незаконченными.

Если холерик способен развивать большую энергию, работать много и упорно, то ему часто не хватает выдержки и хладнокровия в ответственной ситуации.

Чрезмерное спокойствие и медлительность флегматика хороши в обстоятельствах, где требуется выдержка и хладнокровие, но в других случаях флегматик удивляет окружающих своей невозмутимостью, которая похожа на безразличие.

Глубокая впечатлительность меланхолика служит основой для развития таких черт характера, как отзывчивость, чуткость, постоянство в дружбе; но легкая тормозность меланхолика может быть причиной робости и неуверенности в своих силах.

Исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются – в достоинства или недостатки. Поэтому задача воспитателя должна заключаться не в том, чтобы пытаться переделывать один тип темперамента в другой (а это и не возможно), а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

В каких психологических свойствах индивида проявляется темперамент?

Темперамент проявляется в разных сферах психической деятельности. Особенно ярко он выступает в 1) эмоциональной сфере, в быстроте и силе эмоциональной возбудимости. Встречаются люди эмоционально отзывчивые, впечатлительные. Даже незначительные события находят у них эмоциональный отклик. Они горячо отзываются на события общественной и личной жизни, работают с увлечением и страстью. С другой стороны, существуют люди с пониженной возбудимостью, маловпечатлительные. Только особенно важные события вызывают у них радость, гнев, страх и т.д. К повседневным же событиям они относятся без волнения, работают энергично, спокойно.
Темперамент выступает и в 2) скорости и силе протекания психических процессов – восприятия, мышления, памяти и пр. Встречаются люди, которые быстро устанавливают свое внимание, быстро думают, говорят, запоминают. У других – медленное, спокойное протекание психических процессов. Их иногда называют тугодумами. Они медленно думают, медленно говорят. Речь у них монотонная, маловыразительная. Медлительность обнаруживается у них в других психических процессах, а также во внимании.

Темпераментные различия проявляются и в 3) особенностях моторики: в движениях тела, в жестах, мимике. У одних людей движения быстрые, энергичные, жесты обильные, резкие, мимика выразительная. У других – движения медленные, плавные, жесты скупые, мимика маловыразительная. Первым характерна живость, подвижность, вторым – двигательная сдержанность. 4) Наконец, темперамент сказывается в особенностях настроений и характере их смены. Одни люди чаще всего бывают жизнерадостными, веселыми; настроения у них сменяются часто и легко, другие же склонны к лирическим настроениям, настроения у них устойчивы, смена их плавная. Есть люди, у которых настроения сменяются резко и неожиданно.

Как диагностировать темперамент по его внешним проявлениям?

Для отнесения ученика к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт:

1. Активность. О ней судят по тому, с какой степенью напора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воздействовать на окружающее и изменить его, преодолевать препятствия.

2. Эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоцигенным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с которой эмоция становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим.

3. Особенности моторики. Они выступают в быстроте, резкости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и мышечную моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче других поддается наблюдению и оценке.

По каким основаниям дается психологическая характеристика темперамента?

Психологические характеристики основных типов темперамента вытекают из его психологической сущности и тесно связаны с его определением. Они раскрывают особенности эмоциональной возбудимости, особенности моторики, характер преобладающих настроений и особенности их смены. Характеристики раскрывают своеобразие динамики психической деятельности личности, обусловленное соответствующим типом высшей нервной деятельности.

Учение Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент – это понятие психофизиологическое, и выражается он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т.д., но также и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т.п.

Каждому типу темперамента присуще свое соотношение психических свойств, прежде всего, разной степени активности и эмоциональности, а также тех или иных особенностей моторики. Определенная структура динамических проявлений и характеризует тип темперамента.

В соответствии с этим подходом выделяются критерии для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. Так, В.М.Русалов выделяет семь таких критериев.

Рассматриваемое психологическое свойство:

1. не зависит от содержания деятельности и поведения (является независимым от смысла, мотива, цели и т.д.);

2. характеризует меру динамического (энергического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;

3. универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

4. рано проявляется в детстве;

5. устойчиво в течение длительного периода жизни человека;

6. высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);

7. является исследуемым.

Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими основными его свойствами: сензитивностью, реактивностью, активностью, соотношением реактивности и активности, темпом реакций, пластичностью – регидностью, экстраверсией – интроверсией, эмоциональной возбудимостью.

Как проявляется темперамент в эмоциональной сфере?

Темперамент сказывается в эмоциональной возбудимости – в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, – и устойчивость, с которой оно сохраняется. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем он угасает. Эмоциональная возбудимость проявляется, в частности, в настроении, повышенном вплоть до экзальтации или пониженном вплоть до депрессии, и особенно в более или менее быстрой смене настроений, непосредственно связанной с впечатлительностью. Каждый из этих темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности как основных психологических свойств темперамента. Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический – слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический – сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический – слабой впечатлительностью и малой импульсивностью. Таким образом, эта классическая традиционная схема естественно вытекает из соотношения основных признаков, которыми мы наделяем темперамент, приобретая при этом соответствующее психологическое содержание. Дифференциация как впечатлительности, так и импульсивности по силе, скорости и устойчивости, выше нами намеченная, открывает возможности для дальнейшей дифференциации темпераментов.

Для темперамента особенно существенна впечатлительность человека и его импульсивность.

Темперамент человека проявляется, прежде всего, в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. В зависимости от особенностей темперамента впечатлительность у одних людей бывает более, у других менее значительной; у одних, по словам Горького, будто кто-то "всю кожу с сердца содрал", до того они чувствительны к каждому впечатлению; другие – "бесчувственные", "толстокожие" – очень слабо реагируют на окружающее. У одних воздействие сильное или слабое, – которое оказывает на них впечатление, распространяется с большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. Наконец, у различных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает различна и устойчивость впечатления: у одних впечатление – даже сильное – оказывается очень нестойким, другие длительно не могут от него освободиться. Впечатлительность – это всегда индивидуально различная у людей разного темперамента аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.

Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой возбуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность – та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.

Пп

Пажизм

Пажизм – разновидность мазохизма, при котором персона может достичь полового удовлетворения лишь при выполнении роли прислуги.

Память

Память – одна из способностей когнитивной системы, предназначенная для организации и хранения предыдущего опыта индивида. Проявляется в способности к сохранению во времени полученных впечатлений и последующему воспроизведению в сознании мнемических следов.

Памяти расстройства

Памяти расстройства – состояния, характеризующиеся снижением или потерей индивидом способностей к выполнению мнемической деятельности, невозможность запомнить, сохранить, распознать и воспроизводить поступившую информацию. Разделяют отдельные формы расстройства памяти, в числе которых: амнезия (утрата), гипомнезия (ухудшение), парамнезия (возникновение обманов).

Паническое расстройство

Паническое расстройство – самостоятельная диагностическая вариация течения тревожных состояний. Синонимическое значение терминам: панический приступ, эпизодическая пароксизмальная тревога. Проявляется повторением приступов панической тревоги. В некоторых случаях принимает специфические формы, например: гомосексуальная паника.

Паническое состояние

Паническое состояние – психологический феномен, имеющий устойчивую форму. Проявляется возникновением острой панической тревоги в форме кратковременных приступов и появлением спутанности сознания у одного человека или группы лиц. Часто соседствует с агорафобией.

Пантомимика

Пантомимика – одно из средств выражения переживаний индивида и его отношений к чему-то. Знаменует появление выразительных движений и жестов, изменение походки и осанки. Помогает иллюстрировать психоэмоциональное состояние личности.

Паралитический синдром

Паралитический синдром – психопатологический устойчивый симптомокомплекс, вызванный сочетанием нарушений высших психических функций. Характеризуется тотальным слабоумием, стойким преобладанием у человека приподнятого настроения, глубокими изъянами личностной конституции, утратой критичности, поведенческими дефектами.

Паралич

Паралич – полная утрата двигательной функции, потеря возможности выполнять произвольные движения, возникшая в результате поражения нервной системы органического или функционального характера.

Параноидная психопатия (параноидное расстройства личности)

Параноидная психопатия (параноидное расстройства личности) – отдельная форма конституционных расстройств личности, при которой наблюдается возникновение у человека сверхценных идей, эгоцентризма, ригидности и субъективности мышления.

Паранойя

Паранойя – редкий вид хронического психоза, характеризующийся постепенным развитием стойкого систематизированного бреда, не сопровождающегося галлюцинациями, не связанного с расстройствами мышления шизофренического варианта. Как правило, проявляется бредом преследования, величия, ревности.

Паранойя жалобщика (сутяжническая паранойя)

Паранойя жалобщика, синонимичное значение: сутяжническая паранойя – патологическое состояние психики, при котором индивид склонен выказывать недовольство и предъявлять претензии, затевая нескончаемые судебные разбирательства. Его жалобы основаны на реально существующих или воображаемых обидах, неприятностях или оскорблениях.

Парапсихология

Парапсихология – обозначение непризнанных официальной наукой, часто противоречащих принятым канонам гипотез и концепций, связанных с попытками дать объяснения некоторым феноменам психики, например: экстрасенсорному восприятию.

Парасуицид

Парасуицид – отличная от истинного суицида попытка самоубийства, которая носит демонстративный эффект. Своеобразная форма шантажа, нацеленная на достижение определенных личных выгод.

Парафазия

Парафазия – нарушение речевой функции, проявляемое в неправильном употреблении в устной речи звуков, слогов или целых слов или замена на письме некоторых букв или речевых конструкций.

Парафренный синдром

Парафренный синдром – вариант психопатологического бредового синдрома. Проявляется развитием у личности систематизированных бредовых идей собственного величия, умышленного преследования или воздействия на его психику извне.

Парестезия

Парестезия – форма психосенсорного расстройства, выражаемая в возникновении у человека аномальных кожных ощущений в какой-то части тела, например: онемения, покалывания, «ползания мурашек». Частый спутник заболеваний периферической нервной системы.

Педология

Педология – самостоятельное течение педагоги и психологии, рассматривающее развитие ребенка комплексно с учетом всех существующих факторов в определенной социально-культурной среде.

Педофилия

Педофилия – вид полового извращения, при котором взрослая особа испытывает сексуальное влечение к ребенку и проявляет активность для совершения половых контактов с ним.

Переживание

Переживание – особое психическое состояние индивида, подразумевающее любой вид испытываемых эмоциональных ощущений, представленных в сознании человека и являющихся для него жизненным событием.

Перенос

Перенос – в психологии: улучшение или ухудшение качества совершения или освоения определенного действия, происходящее из-за влияния предшествующего исполнения другого акта. Выделяют положительный перенос (проактивное облегчение) и отрицательный перенос (торможение).

Периодизация психического развития личности

Периодизация психического развития личности – условное обозначение принципа изучения психической сферы человека в процессе онтогенеза. Принцип основан на выделении своеобразных стадий развития личности, наличии своеобразных ступеней, которые преодолевает индивид в своей жизни.

Персеверация

Персеверация – склонность человека к навязчивому циклическому повторению или воспроизведению каких-либо действий или движений, к упорному высказыванию одних и тех же идей и стереотипных мыслей. Выделяют сенсорные, моторные и интеллектуальные персеверации.

Персонализация

Персонализация – процесс, нацеленный на обретение индивидуумом представлений о сущности жизнедеятельности людей, благодаря чему человек может проецировать себя в обществе как личность. Подразумевает преобразование психоэмоциональной сферы и развитие личностной структуры в результате активной деятельности индивида.

Перфекционизм

Перфекционизм – стремление человека к совершенству, проявляемое в желании выполнить избранную работу идеально, потребности предстать перед социумом в конкретной ипостаси как совершенная особа. При перфекционизме, если персона убеждена, что не сможет выполнить действие безукоризненно, то сознательно отказывается от этого занятия.
Перцепция – совокупность физиологических, психических и психологических процессов, необходимых для получения человеком информации об окружающем мире. Принято рассматривать перцепцию как два взаимосвязанных процесса: ощущение и чувственное восприятие.

Пигмалионизм

Пигмалионизм – форма полового извращения, при котором человек испытывает сексуальное влечение к изображениям женского тела. При пигмалионизме половое возбуждение и последующее удовлетворение наступает при созерцании или прикосновении к скульптурным или живописным изображениям женщины.

Пластичность нервной системы

Пластичность нервной системы – свойство организма, подразумевающее способность к изменению организации и функционирования головного мозга под действием существенных изменений внешней среды или внутренних факторов.

Плацебо-эффект

Плацебо-эффект – достижение изменений в самочувствии больного человека под действием индифферентного для организма препарата, который фактически не оказывает влияния на устранение симптомов. Происходит за счет соответствующего самовнушения о пользе средства.

Плюрализм сексуальный

Плюрализм сексуальный – вид девиантного поведения, при котором индивид может достигнуть полового удовлетворения при присутствии или участии в интимном процессе не менее трех человек.

Поведение

Поведение – целенаправленная система последовательно проводимых действий человеком, проявляемая посредством двигательной и психической активности. Эта организованная определенным образом деятельность направлена на осуществление фактического контакта индивида с окружающей средой.

Пограничные психические состояния

Пограничные психические состояния – отдельная группа патологических аномалий психической сферы, характеризующаяся незначительной степенью проявляемых нарушений, которые граничат на условном рубеже между нормой и патологией.

Подвижность нервной системы

Подвижность нервной системы – одна из характеристик деятельности нервной системы, описывающая скорость переключаемости, быстроту появления и прекращения проходящих процессов.

Подпороговое восприятие

Подпороговое восприятие – процессы ощущения и восприятия, протекающие неосознанно, без контроля сознанием, однако влияющие в значительной мере на поведенческую модель индивида.

Подражание

Подражание – один из существующих способов усвоения общечеловеческого опыта. Заключается в воспроизведении одним индивидом определенных действий или поведения, присущего другому субъекту.

Подростковый аскетизм

Подростковый аскетизм – модель, характерная для периода отрочества, проявляемая в сознательном отказе подростка от проведения определенных видов деятельности. Подросток прекращает принимать участие и проводить действия, которые, по его мнению, являются источником удовольствий, например: прекращает общение с противоположным полом, отказывается от вкусных блюд, переходя на «аскетическую» пищу.

Познавательные процессы

Познавательные процессы – неизменная составляющая человеческой деятельности, совокупность активности психической сферы, направленная на получение информации о явлениях окружающей среды, обеспечение последующего хранения или воспроизведения. В структуру познавательных процессов включены: воображение, восприятие, мышление, память.

Половая идентичность

Половая идентичность – одна из составляющих личностной идентичности, описывающая процесс переживания и осознания особой своей половой принадлежности. Этот аспект определяет понимание физиологических и психологических особенностей своего пола, устанавливает определенную социальную роль, типичную для представителей мужского или женского пола.

Половые извращения (перверсии)

Половые извращения (перверсии) – болезненные качественные изменения в направленности полового влечения. Патологические нарушения способов, к которым прибегает индивид для достижения сексуального удовлетворения.

Понимание

Понимание – способности человека постичь суть каких-либо процессов, обеспечивающие достижение определенного результата. Вызывается специфичным состоянием сознания, которое индивид интерпретирует, как возможность создать адекватное представление.

Порнографомания

Порнографомания – форма полового извращения, при которой сексуальное возбуждение, появление фантазий и последующее удовлетворение достигается при просматривании, чтении и создании порнографической продукции.

Пороги ощущений

Пороги ощущений – основная характеристика, описывающая качественные показатели раздражителей, интенсивность которых определяет работу анализаторов. Выделяют три категории порогов ощущений: абсолютный, дифференциальный, оперативный.

Посттравматическая истощаемость

Посттравматическая истощаемость – термин, описывающий психическую и физиологическую истощаемость организма, которая наблюдается в результате получения индивидом существенной травмы, как физического, так и эмоционального характера.

Посттравматическое стрессовое расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство – патологическое состояние, при котором определяется нарушение процессов психической деятельности после пребывания индивидуума в экстремальных ситуациях, явившихся значимой психической травмой.

Поступок

Поступок – компонент поведения человека, являющийся сознательным, спланированным действием, за которое человек принимает личную ответственность. Поступок ориентирован на вызывание определенных реакций у других членов общества.

Потенциальные способности личности

Потенциальные способности личности – конструкции, описывающие возможности человека в его последующем развитии. Проявляются каждый раз, когда перед индивидом возникает необходимость разрешить новые задачи.

Потребности

Потребности – объективные нужды человека, побуждающие его к проведению определенных форм деятельности. Внутренний источник активности человека, обеспечивающий связь личности с окружающим миром.

Праксис

Праксис – собирательный термин, используемый для описания произвольной целенаправленной двигательной активности индивидуума. Является адекватно координируемой деятельностью, управляемой под контролем сознания.

Прегнантность

Прегнантность – один из основных терминов гештальт-психологии, используемый для описания содержательности и завершенности гештальтов, в результате чего воспоминания принимают стабильную лаконичную форму.

Предмаразм

Предмаразм – состояние, при котором определяется значительное падение интеллектуальных возможностей индивида, частый предшественник маразма.

Предощущения

Предощущения – процесс, протекающий в сенсорных анализаторах, вызываемый в ответ на внешнюю стимуляцию, однако не приводящий к возникновению у человека сознательных ощущений.

Предрассудок

Предрассудок – разновидность стереотипных негативных представлений касательно конкретной личности, группы людей, определенной общности. Выражает циничное, враждебное или тревожное отношение человека к другим представителям социума.

Представление

Представление – присутствие в сознании индивида наглядного образа какого-то явления или предмета, который возник в результате предыдущего личного опыта без фактического присутствия объекта.

Предубеждение

Предубеждение – ложная, предвзятая установка, отрицательно окрашенное мнение, препятствующее адекватному восприятию каких-либо объектов или явлений.

Привычка

Привычка – автоматизированный акт в поведении человека, проведение которого становится потребностью при наступлении определенных условий.

Призвание

Призвание – склонность человека выполнять какую-либо профессиональную деятельность, влечение быть занятым в какой-то профессии. Призванию сопутствует наличие у индивида убежденности, что у него имеются необходимые природные способности для занятия этой деятельностью.

Принятие решения

Принятие решения – этап волевого акта, включающий в себя появление новых целей, возникновение новых мотивов, наделение чего-либо новым смыслов и последующий выбор способа действия.

Припоминание

Припоминание – сложный репродуктивный процесс, при котором происходит воспроизведение из памяти ранее сохраненного материала, требующий не только прикладывания усилий, но и наличия определенных навыков.

Приспособительная реакция

Приспособительная реакция – незначительные нарушения, проявляющиеся под действием стрессовых факторов, однако протекающие в легкой форме и непродолжительное время.

Проактивное торможение

Проактивное торможение – затормаживание, действующее вперед из-за влияния предшествующих событий, создающее трудности в запоминании материала.

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация – явление в жизни личности, которое содержит противоречия и не имеет однозначно верного решения. Совокупность негативных обстоятельств и неблагоприятных условий, в которых индивид вынужден проводить свою деятельность.

Провокативность

Провокативность – свойство индивида, проявляемое в склонности быть инициатором провокаций при общении с другими людьми. Проявляется в стремлении личности вывести собеседника из равновесия, подтолкнуть другого человека к выполнению необдуманных действий.

Проекция

Проекция – психологический механизм, подразумевающий несознательное приписывание человеком присутствующих у него черт, побуждений, переживаний другим субъектам.

Прокрастинатор

Прокрастинатор – тип личности, для которого свойственна медлительность в принятии решений, склонность откладывать выполнение действий на неопределенный срок, привычка оттягивать выполнение работы. Такая привычка приводит к возникновению значительных проблем в жизни, появлению различных негативных психологических эффектов.

Пролепсис

Пролепсис – важный конструкт для развития личности, обозначающий явление, когда человек «видит» себя таким, каким он будет через какой-то временной промежуток. Своеобразные предположения того, каким индивид станет в результате процесса личностного развития.

Нервная система, совместно с эндокринной, осуществляет контроль над всеми процессами в организме как простыми, так и сложными. Она состоит из головного мозга, спинного и периферических нервных волокон.

Классификация НС

Нервная система делится на: центральную и периферическую.

ЦНС - главная часть, к ней относятся спинной и головной мозг. Оба эти органа надёжно защищены черепом и позвоночником. ПНС - это нервы, отвечающие за движение и сенсорные. Она обеспечивает взаимодействие человека со средой обитания. С помощью ПНС организм принимает сигналы и реагирует на них.

ПНС бывает двух видов:

  • Соматическая - чувствительные и двигательные нервные волокна. Отвечает за координацию движения, человек осознанно может управлять своим телом.
  • Вегетативная - делится на симпатическую и парасимпатическую. Первая даёт ответную реакцию на опасность и стресс. Вторая - отвечает за покой, нормализацию работы органов (пищеварительных, мочевыводящих).

Несмотря на свои отличия, обе системы взаимосвязаны, и не могут работать автономно.

Свойства нервных процессов

На классификацию типов ВНД влияют свойства нервных процессов, к ним относятся:

  • уравновешенность - одинаковое протекание в ЦНС процессов, таких как возбуждение и торможение;
  • подвижность - быстрая смена одного процесса на другой;
  • сила - способность правильно реагировать на раздражитель любой силы.

Что такое сигнальные системы

Сигнальная система - набор рефлексов, которые связывают организм с окружающей средой. Именно они служат ступенью при формировании высшей нервной деятельности.

Выделяется две сигнальные системы:

  1. рефлексы на конкретные раздражители - свет, звук (есть у животных и человека);
  2. система речи - развилась у человека в процессе трудовой деятельности.

Эволюция ЦНС

Эволюция функций клеток ЦНС происходила в несколько стадий:

  • усовершенствование отдельных клеток;
  • формирование новых свойств, способных взаимодействовать с окружающей средой.

Основными этапами филогенеза, которые прошла нервная система, являются:

  1. Диффузный тип - один из древнейших, он встречается у таких организмов, как кишечнополостные (медузы). Представляет собой вид сети, которая состоит из скоплений нейронов (биполярные и мультиполярные). Несмотря на простоту, нервные сплетения, реагируя на раздражения, дают реакцию по всему телу. Скорость, с которой распространяется возбуждение по волокнам, низкая.
  2. В процессе эволюции выделился стволовой тип - ряд клеток собрались в стволы, но диффузные сплетения также остались. Он представлен у группы первичноротых (плоские черви).
  3. Дальнейшее развитие привело к появлению узлового типа - часть клеток ЦНС собраны в узлы с возможностью передачи возбуждения от одного узла к другому. Совершенствование клеток и развитие аппаратов рецепции происходило параллельно. Нервные импульсы, возникающие в каком-либо участке тела, не распространяются по всему телу, а только в пределах сегмента. Представителями этого типа являются беспозвоночные: моллюски, членистоногие, насекомые.
  4. Трубчатый - высший, характерен для хордовых. Появляются многосинаптические связи, что приводит к качественно новым взаимоотношениям организма со средой. К этому типу относятся позвоночные: животные, разные по внешнему виду и имеющие различный образ жизни, и человек. Они имеют нервную систему в виде трубки, которая заканчивается головным мозгом.

Разновидности

Учёный Павлов многие годы проводил лабораторные исследования, изучая рефлексы собак. Он сделал вывод, что у человека в основном тип нервной системы зависит от врождённых особенностей. Именно нервная система, её свойства, физиологически действуют на формирование темперамента.

Однако современные учёные утверждают, что на это влияют не только наследственные факторы, но также уровень воспитания, обучения и социальное окружение.

Благодаря всем исследованиям, выделены следующие типы нервной системы, в зависимости от протекания процессов возбуждения, торможения и нахождения в равновесии:

  1. Сильный, неуравновешенный - холерик. У этого типа преобладает возбуждение нервной системы над торможением. Холерики очень энергичны, но они эмоциональны, вспыльчивы, агрессивны, честолюбивы и имеют недостаточное самообладание.
  2. Сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник. Люди этого типа характеризуются, как живые, активные, легко приспосабливаются к разным условиям жизни, имеют высокую сопротивляемость к жизненным трудностям. Они лидеры, и уверенно идут к своей цели.
  3. Сильный, уравновешенный, инертный - флегматик. Он является противоположностью сангвиника. Его реакция на всё происходящее спокойная, он не склонен к бурным эмоциям, уверен, обладает большой сопротивляемостью к проблемам.
  4. Слабый - меланхолик. Меланхолик не способен противостоять любым раздражителям, вне зависимости положительные они или отрицательные. Характерные признаки: заторможенность, пассивность, трусливость, плаксивость. При сильном раздражителе возможно нарушение поведения. У меланхолика всегда плохое настроение.

Интересно: психопатические расстройства чаще встречаются у людей с сильным неуравновешенным и слабым типом ВНД.

Как определить темперамент человека

Определить какого типа нервная система у человека непросто, так как на это влияет кора больших полушарий, подкорковые образования, уровень развития сигнальных систем и интеллект.

У животных на тип НС в большей степени влияет биологическая среда. К примеру, щенки, взятые из одного помёта, но выращенные в разных условиях, могут обладать разным темпераментом.

Исследуя ЦНС и психологию человека, Павлов разработал опросник (тест), пройдя который, можно определить свою принадлежность к одному из типов ВНД, при условии правдивости ответов.

Нервная система осуществляет контроль над деятельностью всех органов. Её тип влияет на характер и поведение человека. Люди, имеющие общий тип, схожи по своим реакциям на определенные жизненные ситуации.

Подвижность нервных процессов быстрота их возникновения и прекращения, легкость перехода от тормозного процесса к возбудительному. Внешне проявляется в способности быстро реагировать на раздражители, быстро успокаиваться после сильного возбуждения, а также легко переходить в состояние возбуждения или в момент возбуждения быстро реагировать на тормозные команды. В зависимости от этого нервные процессы бывают подвижными или инертными. Большую часть поголовья ньюфаундлендов, например, характеризует инертный тип нервных процессов.

Словарь дрессировщика . В. В. Гриценко .

Смотреть что такое "Подвижность нервных процессов" в других словарях:

    ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ - одно из основных функциональных свойств нервной системы, характеризующееся быстротой, с которой процессы возбуждения и торможения сменяют друг друга; в случае хорошей П. н. п. такая смена происходит быстро, в случае малой подвижности медленно, с… … Психомоторика: cловарь-справочник

    Свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Понятие У. н. п., введенное И. П. Павловым, рассматривалось им как одно из самостоятельных свойств нервной системы, образующее в сочетании с другими (с силой и… …

    уравновешенность нервных процессов - свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Понятие У.н.п введенное И.П. Павловым, рассматривалось им как одно из самостоятельных свойств нервной системы, образующих в сочетании с другими (с силой, и… …

    подвижность - одно из первичных свойств нервной системы, состоящее в способности быстро реагировать на изменения в окружающей среде. Свойство П. описано и изучено в лабораториях И. П. Павлова. Тогда же были предложены и основные методические приемы для его… … Большая психологическая энциклопедия

    высшая нервная деятельность - Категория. Нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций. Специфика. В качестве единицы анализа высшей нервной деятельности… … Большая психологическая энциклопедия

    Высшая нервная деятельность - деятельность высших отделов центральной нервной системы животных и человека, «... обеспечивающая нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру...» (Павлов И. П., Полн. собр. трудов, т. 3, 1949, с. 482), в отличие от… … Большая советская энциклопедия

    ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - (ВНД), интегративная деятельность высш. отделов центр. нервной системы (ЦНС), обеспечивающая поведение, т.е. оптимальное приспособление организма как целого к внеш. миру. Структурная основа ВНД у всех млекопитающих (в т. ч. у человека) кора… … Российская педагогическая энциклопедия

    РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ - Память – это психический процесс, выполняющий функцию накопления, сохранения и воспроизведения опыта (представлений), чувственного и рационального познания человеком окружающей среды и самого себя, что обеспечивает дифференцированное его… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    олигофрения - недоразвитие сложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития (возникновение интеллектуальной… … Дефектология. Словарь-справочник

    КОНФЛИКТНАЯ ЛИЧНОСТЬ - – акцентуированная личность, стремящаяся к разрешению противоречий жизнедеятельности и взаимодействия с помощью конфликтных действий. К. л. часто является инициатором конфликтов, причем данные конфликты имеют, как правило, деструктивный характер… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике