Главные герои рассказа слон. Энциклопедия сказочных героев: "Слон". Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Рассказ «Слон» показывает чудесное выздоровление маленькой девочки, которая мечтала лишь о слоне..

Шестилетняя девочка Надя не ест – не пьёт, бледнеет и худеет, не играет и не смеётся. Что за болезнь? Доктора разводят руками… Но один из них предполагает, что это «просто» потеря интереса к жизни. Что делать? Исполнять любой каприз девочки. Единственная проблема в том, что она ничего не хочет! Её не интересуют больше ни сладости, ни куклы.

Отец очень переживает. Показано, как он не спит, ходит из угла в угол, курит и даже плачет. Но ничем не может помочь дочке.

Однажды утром она просыпается бодрей обычного. Вместо обычных серых снов ей приснился слон. Она просит у родителей слона. Папа сразу собирается, едет за игрушечным слоном. Привозит замечательную дорогую игрушку. Этот слон может даже шевелить ушами и хоботом. Однако Надя называет его мертвым.

Тогда отец, несмотря на сомнения жены, решается ехать в зверинец. Он договаривается там в директором, чтобы им «одолжили» маленького слона за большие деньги. Директор немец и понимает, что слону в город выходить нельзя, но у этого человека самого есть маленькая дочь, он сочувствует герою. Слона вечером проводят по улицам мимо зевак, его проводят в дом, где специально расширили проемы, манят вверх по лестнице тортом. Утром Надя видит слона. В отличие от своей горничной, она не визжит, а начинает разговаривать с Томми. Надя показывает ему своих кукол, играет с ним. Они вместе даже обедают! Вечером она засыпает рядом с ним и ей снится, что они поженились. Ночью слона уводят, а Наде говорят, что он ждёт её к себе в гости, но нужно выздороветь. А она смеётся, что уже здорова. Родители вздыхают с облегчением.

Учит рассказ тому, что иногда позитивные эмоции, исполнение желания дают людям силы даже на выздоровление от тяжелой болезни.

Картинка или рисунок Слон

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Носов Огурцы

    Главные герои – ребята, которых зовут Павлик и Котька. Однажды ребята собрались на рыбалку, но она абсолютно не удалась. Мальчик не повезло, они не смогли ничего словить. Тогда ребята решили возвращаться домой.

  • Краткое содержание Перро Синяя борода

    Жил на свете богатый человек с синей бородой. Эта особенность пугала и отталкивала от него женщин. Как-то он предложил соседке, матери двух дочерей, выдать одну из них за него замуж.

  • Краткое содержание Собачье счастье Куприн

    Это случилось в сентябре. Пес пойнтер Джек отправился с кухаркой Анной на базар. Он знал дорогу, ходит не в первый раз. Именно по этой причине он бежал впереди своей спутницы, обнюхивая тротуар. Периодически останавливался посмотреть, где идет кухарка

  • Краткое содержание Берестяная трубочка Пришвина

    Если люди вырежут небольшой кусочек коры на берёзе, то рядом расположенная часть, начинает сворачиваться в микротрубочку. Высыхая, она ещё плотнее сворачивается.

Этот рассказ Куприна – светлое и доброе произведение. В нем царят любовь к детям и бережное отношение к их мечтам. Все герои рассказа положительные. И все в нем складывается прекрасно, хоть и начинается повествование с печальной сцены – болезни девочки Нади.

Доктора, которые осматривают больную, не могут понять причины болезни. Но один из них подозревает, что виной всему – безразличие к жизни. И он дает безутешным родителям совет исполнять любые желания их горячо любимой дочурки.

О том, что и отец, и мать безгранично любят свое чадо, сразу ясно. Они предстают перед читателем удрученными горем и уставшими от забот. У матери заплаканный вид, а отец заметно нервничает.

И, они бы рады исполнить любой каприз девочки. Да вся беда была в том, что она ничего не хотела. И тут автор прибегает к такому разрешению проблемы, как связь с природой, животным миром. Девочка неожиданно заявляет, что хочет увидеть в своем доме слона.

Это животное в рассказе выступает в роли ее спасителя. Во-первых, автор хотел подчеркнуть, что действительно неразрывна связь человека и природы, а общение с другими ее творениями способно творить чудеса. Неслучайно выбирает он именно слона. Ведь это животное, воспитанное в цирке, умно и дружелюбно по отношению к людям. А еще – сильно. Куприн наделяет здесь Томми не только физической силой, но и целительной.

И еще один момент: помогает девочке справиться с хандрой и то, что исполняется ее заветная мечта. Ей не понравился заводной слон, купленный отцом. Хотя она и, не желая огорчать папу, благодарит его. Но все же, она хотела видеть именно живое существо. А то, что слон должен был непременно посетить больную именно в ее доме, то это и понятно: девочка хотела не просто любоваться на животное в цирке, а общаться с ним.

Какой бы безумной не казалась эта идея, но отец Нади решает во что бы то ни стало исполнить ее. Немец, хозяин животных, к которому он обратился со своей странной просьбой, вначале недоумевает. Но потом идет навстречу странному посетителю. А ведь у него тоже была маленькая дочь. И, вероятнее всего, он представил себя на месте отца Нади.

Так как рассказ наполнен только положительно настроенными героями, то все проходит безо всяких препятствий. Слон наконец посещает больную девочку. Она играла с ним весь день. И, благодаря своему большому другу, даже с аппетитом поела.

Сны, которые видела Надя после визита Томми, были радостными. Животное самым положительным образом повлияло на состояние здоровья девочки. И, происходит настоящее чудо – на следующий же день она чувствует себя совершенно здоровой!

В рассказе представлена почти утопическая картина общества. Отношения между людьми кажутся идеальными, ведь все, с кем мы сталкиваемся на его страницах – люди отзывчивые и понимающие. Было бы хорошо, если ситуации разрешались всегда так и в действительности, а мечты сбывались и чудеса происходили. А ведь самое главное в нем то, что происшедшее чудо было сотворено любящими людьми.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Граф Новинский в романе Обыкновенная история Гончарова образ и характеристика

    В своем произведении «Обыкновенная история» Гончаров указал несколько героев с отличительными характерными чертами. Граф Новинский является ярким и второстепенным героем. Полное имя героя – Платон Новинский

  • Главные герои комедии Горе от ума Грибоедова

    Довольно много разных и интересных персонажей участвуют в данной комедии Грибоедова. Но несмотря на их большое количество, главное действие, все же, сосредоточено вокруг нескольких главных героев.

  • Сочинение по пословице В гостях хорошо а дома лучше

    Вообще-то, я убедилась в правдивости этой фразы… Мне многие люди говорили, мол, дома лучше. Но мне всегда ка-то не очень верилось. Как так может быть? Идёшь в гости, там тебя встречают, вкусно кормят, развлекают…

  • Образ и характеристика О-90 в романе Мы Замятина сочинение

    В произведении «Мы» очень много интересных и неоднозначных героев. Одной из таких героинь является О-90. Эта девушка является постоянной партнершей строителя Интеграла Д-503

  • Сочинение Почему Чацкий обречен на одиночество (рассуждение)

    Для многих из нас, такое слово как одиночество ассоциируется с некой особенностью, уникальность и новизной. На наше мышление и восприятие влияет общество вокруг.

«Слон» - одно из лучших детских произведений Александра Куприна. Незатейливую и добрую историю о девочке, которую спасло от недуга огромное животное, помнит и каждый взрослый. В этой статье - приблизительный план рассказа «Слон» Куприна.

О чем произведение?

Тем, кто не помнит содержание рассказа, стоит изложить его вкратце. Истории из жизни маленькой девочки посвятил это произведение А. Куприн. Рассказ «Слон», план которого изложен в статье, выражает отношение русского писателя к природе, ко всему живому. Девочке не помогали ни пилюли, ни другие средства. От недуга ее спас слон.

Анализ рассказа Куприна

Произведение отличается динамичностью. С первого же абзаца начинается завязка. Читателю становится понятно, что девочка заболела. Но доктора, постоянно посещающие ее, не могут найти способ избавить ее от страданий. Мучения Нади - а именно так зовут героиню рассказа - имеют не физический, а психологический характер. Ведь доктор говорит родителям о том, что диагноз ее - равнодушие к жизни.

В чем особенность произведения «Слон» Куприна? Краткое содержание дальнейших событий, которые легли в сюжет, изложены ниже. Но прежде стоит сказать, что этот рассказ является типичным произведением деткой литературы. В нем присутствует поучительность, доброта. И Надя, и ее родители, и хозяин зверинца - герои положительные. История имеет счастливый конец. Но главная мысль рассказа заключается в том, что для счастья человеку, будь то ребенку или взрослому, нужно совсем немного. Итак, на какие части можно разбить произведение, которое написал А. Куприн?

Рассказ «Слон»: план

  1. Неизвестный недуг.
  2. Зверинец.
  3. Величественное шествие.
  4. Томми в гостях у Нади.
  5. Выздоровление.

Неизвестный недуг

План рассказа «Слон» Куприна не обязательно составлять по главам. Первые две части можно объединить в историю о болезни девочки. Надя страдает от недуга, вызванного скукой. Ее ничто не может порадовать. Родители обеспокоены. Но как бы они ни старались, развеселить девочку не удается. Она худеет, тает на глазах, не отвечает на вопросы матери и печально смотрит в потолок.

Сон

Так можно назвать один из пунктов, из которых состоит план рассказа «Слон» Куприна. Однажды Надя видит во сне слона. Девочка впервые за долгое время заговорила. Надя хочет увидеть слона, но не того, который изображен на картинке, а самого что ни на есть настоящего. Отец, услышав о желании дочери, надевает шляпу и уезжает. Возвращается он с дорогой и очень красивой игрушкой. Слона заводят с помощью маленького ключика, и он начинает медленно передвигаться по комнате. Однако это не то, о чем мечтала Надя. Девочка хотела настоящего слона. И тогда отец отправляется в зверинец.

Далее речь идет о встрече Надиного отца с дрессировщиком. «В зверинце» - так можно назвать следующий пункт плана. Отец Нади знакомится с дрессировщиком и просит отвести слона всего на один день к нему домой. Странная просьба приводит хозяина зверинца в недоумение. Но когда мужчина рассказывает о болезни своей маленькой дочки, дрессировщик соглашается помочь. Конечно, при условии, что отец Нади возместит убыток от столь странного мероприятия.

Затем в произведении рассказывается о шествии слона по улицам города. Главной частью рассказа является глава, в которой идет речь о знакомстве девочки со слоном.

Томми в гостях у Нади

Эта часть - кульминация рассказа. Перед тем как привести огромное животное из зверинца, отец расширил лестницу, убрал лишнюю мебель из гостиной. Слона девочка вовсе не испугалась. Ее лишь поразили его невероятные габариты.

Она знакомится с ним, протягивая руку и обращаясь на Вы. Впервые за дни болезни Надя смеется. Она интересуется у Томми, пил ли он сегодня чай. За своего питомца отвечает дрессировщик. Весь день проходит у Нади радостно. Она показывает новому другу свои куклы. Слон демонстрирует девочке всевозможные цирковые трюки.

На следующий день Надя просыпается абсолютно здоровой.

Этот рассказ удивительно светлый, добрый. Произведение наполнено безграничной любовью к детям.

Представленный выше план рассказа «Слон» Куприна состоит из шести пунктов. Его можно сделать и более сжатым. Составление плана развивает способность выделять в тексте самое главное. С помощью него ребенок учится пересказывать и анализировать художественное произведение.

Произведение Куприна «Слон» написано в форме детской сказки, которая, тем не менее, скрывает в себе проблематику взрослой жизни и мудрые мысли опытного автора, который сам был отцом нескольких дочерей.

Рассказ был написан в 1907 году, в период между двумя революциями, когда Куприн опубликовал цикл очерков, рассказы и повести. Начиная с 1907 года, проза писателя стала более выделяющейся в русской литературе, он добился признания среди коллег и внимания публики. «Слон» вошёл в собрание сочинений в 6 т. Том 4.

Примечательно, что в те революционные дни люди были настроены специфически. Эту историю они восприняли как иносказание. Девочка – символ русского народа, уставшего от тревог и безрадостного течения жизни. Слон – воплощение его мечты о достойных условиях, высоком социальном положении, справедливости и свободе. И, по мнению автора, для счастья людям нужно совсем не много: хоть на один день прикоснуться к мечте, найдя утерянную надежду и веру в ее исполнение. Конечно, такая трактовка – слишком вольная интерпретация, зато она очень хорошо показывает, как тогда были настроены читатели, а, возможно, и сам автор.

Жанр, направление

  1. Направление – реализм;
  2. Жанр – рассказ.

Куприн работал во времена, когда реализм перетекал из крупной прозаической формы романа или эпопеи в малообъемные жанры: рассказы, новеллы, повести. Он успешно опробовал все эти формы, вложив в них мудрые мысли, но, не растягивая содержание на тома и главы. Публика сполна оценила это, ведь уже устала к тому времени от объемного и грузного чтения.

Главные герои и их характеристика

Главными героями рассказа являются девочка Надя и слон Томми.

  1. Надя – маленькая больная девочка, стремительно теряющая в весе. Характер героини раскрывается по большей части в описательных моментах, нежели в диалогах. Абсолютно нетипичное для её возраста поведение обуславливается равнодушием к жизни, потерей интереса и отсутствием желания чего-либо. Как описывает автор – с виду это обычная грустная девочка, теряющая на фоне своей болезни силы. По внешнему виду героини можно понять, насколько сильно ребёнок разочаровался и жизни, словно на душе у неё лежит тяжкий груз жизненного опыта. Скорее всего, такое поведение обусловлено болезнью. Девочке в ее возрасте нужно бегать, двигаться и играть, а таинственный недуг привязал ее к постели. Но что же это за болезнь? Скорее всего, ребенок придумал ее сам, чтобы привлечь к себе внимание взрослых и избавиться от одиночества. Скорее всего, Наде не хватало ласки и заботы в семье, и она нашла способ их получить на уровне подсознания. Она не претворяется сознательно, у нее это выходит автоматически.
  2. Слон Томми – большое доброжелательное животное, которое смогло помочь главной героине в выздоровлении. Слон очень спокойный, послушный и, подобно всем зверькам, очень любит поесть. Он сразу же находит с Надей общий язык: его маленькие глаза сужаются, словно смеются, он нежно пожимает её руку своим сильным пальцем, кивает в знак благодарности.
  3. Отец девочки – второстепенный персонаж. Это добрый и отзывчивый мужчина, который, судя по достатку, немало работает. Может, состояние девочки вызвано именно тем, что его нет рядом. Пытаясь создать малышке все условия, он, скорее всего, забывает о главном – о том, что детям в ее возрасте нужно много общения, а вот куча подарков может навредить им, сделав их характеры капризными.

Темы и проблемы

  1. Через весь рассказ тянется основная тема взаимоотношений между родителями и детьми . Автор показывает, как полезно прислушиваться к своим детям, уметь сказать правильные слова в поддержку. Но нельзя переусердствовать с заботой, иначе ребёнок вырастет слишком избалованным. Эту грань между равнодушием и чрезмерной опекой нужно уметь найти, как сделал это отец девочки. Примечательно, что в этом ему помогли не деньги, а умение договориться с людьми. На этом примере он и сам многому научился, ведь ребенку нужны не столько игрушки, сколько внимание.
  2. Общая проблематика произведения — воспитание детей. Все знают, насколько тяжёл этот труд и сам процесс воспитания, тянущийся чуть ли не на протяжении всей жизни родителей. Поведение Нади может быть следствием ошибки семьи: окруженная игрушками и роскошными условиями, девочка остается одинокой, ведь все ее куклы – не живые. Отсутствие внимания и общения с родителями повлекло за собой развитие апатии к жизни. Интерес ребёнка к внешнему миру понижается, он не понимает отношения мамы и папы к своей личности и просто уходит в свой мир, замыкаясь в себе. Как правило, проблемы в человеке, отрицательные качества характера всегда являются причиной неправильного воспитания и плохого примера со стороны семьи.
  3. Также поднимается тема отношений человека с природой на живом примере Нади и Томми. Их дружба и выздоровление девочки после знакомства со слоном – пример неразрывности связи между человеком и окружающим миром. Автор напоминает нам, как важна взаимность между матушкой природой и тем, что она создала. Каждый из нас должен относиться к животному с уважением, словно к своему собрату. И тогда оно может отблагодарить нас, сняв нервное напряжение и подарив положительные эмоции.
  4. Смысл

    Основная идея произведения заключается в том, что, вне зависимости от возраста и пола, человеку нужны общение, понимание, поддержка, тогда он будет видеть в жизни смысл. Особенно это важно для детей. Рассказ ставит в приоритет потребность в духовном родстве. В живом общении, а не в обладании бесчисленными куклами девочка обрела мотивацию к выздоровлению.

    Данное произведение можно понять по-разному, но главная мысль остается неизменной: не нужно окружать себя вещами, отгораживаясь от мира, и навязывать эту крепость ребенку. Необходимо дать ему возможность раскрыть себя в живом общении. Только так он откроет для себя интересный мир.

    Чему учит?

    Рассказ «Слон» учит тому, что в семье необходимо проявлять понимание и чуткость. Всегда необходимо иметь рядом близких людей, которые всегда помогут вернуться на истинный путь, если ты с него сбился. Нужно уметь ценить тех, кто находится рядом с нами и постоянно оказывает поддержку.

    Каждый человек и сам должен быть готов исполнить любую прихоть, лишь бы увидеть вновь улыбку на лице близких людей.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Александр Иванович Куприн

«Слон»

Маленькая девочка Надя (6 лет) заболела, по словам доктора Михаила Петровича, «равнодушием к жизни». Единственное средство вылечить — развеселить. Но девочка ничего не хочет.

Однажды она попросила слона. Через полчаса папа привёз ей «дорогую красивую игрушку» — серого слона, который сам машет хвостом и качает головой. Но девочка сказала, что хотела настоящего, а этот мёртвый. Тогда папа едет в зверинец и упрашивает хозяина-немца отпустить слона Томми к ним домой. Немец сначала не понимает, но папа все объяснил. Тогда хозяин зверинца разрешает сводить слона в гости ночью и сам проверяет, возможно ли это (есть ли большая комната, крепкий пол, широкие двери).

Ночью слона ведут в дом. Чтобы он поднялся по лестнице на второй этаж, папа покупает для него фисташковый торт. Утром Наде говорят, что слон пришёл, кормят яйцом всмятку и молоком и на коляске везут к слону. Девочка слона не боится, они вместе чаёвничают: девочка пьёт чай, слон — сахарную воду с булками. Надя знакомит его с куклами, показывает книжку с картинками. Друзья вместе обедают. Вечером Надю не оторвать от слона, она так и засыпает рядом с ним и видит сон, будто «женилась на Томми, и у них много детей, маленьких, весёлых слоняток».

Слона уводят. Утром девочка просыпается бодрая и, узнав, что слон ушёл и звал её в гости, просит передать, что она уже совсем здорова.

Шестилетняя Надя нездорова. Ее не интересуют любимые куклы, ни даже друзья, с которыми она так сильно любила играть раньше. Даже от шоколада отказывается. Надя больна равнодушием к жизни. Врачи, которые приходят каждый день в их дом, ничего не могут сделать. Каждый раз дают только один и тот же совет – не давать Наде скучать, развлекать ее и исполнять все ее капризы. Родители бы и рады выполнить предписания врачей, но Надя ничего не желает.

Этим утром Наденька проснулась немного бодрее обычного. Она видела какой-то сон. Но не может его вспомнить. На привычный вопрос мамы нужно ли ей что-нибудь, вдруг вспоминает свой сон и шепотом, как будто секретом делясь, просит слона. Папа Наденьки тут же выбегает из дома и уже через 30 минут принес дочери большого серого слона. Он заводной. Умеет качать хоботом и хвостом, а на его спине в палатке, расшитой золотом сидят 3 маленьких человечка. Огорченная Надя говорит, что этот слон мертвый, а она хотела живого и напомнила отцу, что тот когда-то обещал свозить ее в зверинец, но так и не свозил.

Отец вновь уходит из дома, на этот раз он едет в зверинец. Посмотрев представление, он подошел к хозяину зверинца. Он рассказывает ему о своей дочери, о ее болезни и просьбе привести ей слона. Хозяин зверинца проникся сочувствием к девочке Наде, так как у него самого шестилетняя дочь. Они договариваются, что ночью, чтобы не нарушать спокойствия горожан, они приведут слона в дом к Наденьке. На следующее утро девочка проснулась и ей сообщили, что в гости пришел слон, но сначала надо поесть и одеться. Надя проявляет интерес ко всему, что происходит вокруг. Быстро съела яйцо, выпила горячего молоки и, не сопротивляясь, оделась. Когда Надю вывезли в гостиную к слону, она была поражена его размерами. Она познакомилась со слоном Томми, поинтересовалась, как он спал, и стала угощать слона булками и сладкой водой. Весь день они вместе играют и даже обедают за одним столом.

Вечером, когда пришло время спать Наденьку никак не могли оторвать от Томми, так она и уснула рядом с ним. Девочку отнесли в кровать, а слона вернули в зверинец. Наутро девочке объяснили, что Томми ушел домой к своим деткам и просил ей передать, что ждет ее в гости, когда та окрепнет и выздоровеет. Надюшка хитро улыбнулась и попросила передать Томми, что она уже здорова.