Внутренняя политика александра 3 таблица реформы. Александр Третий: внутренняя и внешняя политика

Основные направления внутренней политики. В эпоху царствования Александра III в России сохранялась строгая административная регламентация социальной жизни общества. Враги государственной власти подвергались преследованиям, арестам, высылкам. Такие факты имелись и до и после правления Александра III.

В период его царствования страна динамично развивалась, социальные и экономические показатели заметно изменялись. Бюджет России к концу 1880-х гг. стал сбалансированным, что позволило через несколько лет (уже при Николае II) перейти к введению золотого обращения.

Стремясь пополнить доходы, правительство повысило пошлины на импортные товары. Вводились новые прямые налоги, ставки старых налогов повышались. Эти меры затрагивали в первую очередь состоятельные слои населения. В1882 г. был введен налог на имущества, переходившие от владельца к владельцу в результате завещаний и дарений. В 1885 г. были повышены налоги на промышленные предприятия» поземельный налог, а также налог на недвижимое имущество в городах (дома, магазины, склады).

Одновременно власти пошли на снижение налогообложения крестьянства. В 1882 г. был снижен на 12 млн руб. размер ежегодных выкупных платежей. В 1883 г. появился царский указ, предписывавший приступить к отмене подушной подати.

Во время царствования Александра III произошло и еще одно примечательное событие. В 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк. Его задача состояла в кредитовании отдельных крестьян и крестьянских общин. За первые 10 лет на ссуды банка крестьяне приобрели в собственность более 2 млн десятин земли.

Политика поощрения индустрии, проводимая правительством Александра III, приносила экономические результаты и изменяла социальную структуру населения. Если в 1881 г. в России на фабриках и заводах трудилось около 771 тыс. рабочих, то в 1893 г. - уже почти 1,5 млн человек.

Появление значительной категории наемных тружеников ставило перед властью задачу правового регулирования их положения. Именно при Александре III были приняты законы, ставшие основой российского рабочего законодательства. В 1882 г. в структуре Министерства финансов возникла Фабричная инспекция, взявшая под свой контроль исполнение фабричного законодательства и разрешение конфликтов между рабочими и работодателями.

В 1882 г. появился закон, запрещавший использовать труд детей (до 12 лет) на фабриках и заводах. Рабочий день подростков (до 15 лет) длился не более 8 часов с перерывом после четырех часов, или 6 часов без перерыва. Запрещалось использовать труд несовершеннолетних (до 16 лет) на ночных работах, в выходные и праздничные дни.

В 1886 г. были приняты важные нормативные акты - «Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры» и «Особенные правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих». Они регулировали взаимные обязательства рабочих и нанимателей и предусматривали заключение договора о найме с обозначением его условий в расчетной книжке (величины заработной платы, стоимости аренды жилья и т.д.); размеры штрафов за нарушение трудового распорядка» обязывая хозяев направлять штрафные суммы в особый капитал для выдачи пособий рабочим. Закон запрещал выдавать зарплату продуктами или товарами, взимание платы на врачебную помощь.

Происходившие изменения форм управления социальной жизнью отражали трудный поиск правительством приемлемого соотношения между по­требностями времени и возможностями страны. В числе особо значимых и показательных шагов в этом ряду явилось преобразование местного самоуправления, учебного дела и судопроизводства.

Местное управление сформированное при Александре II, наделяло земства и города большими правами в деле решения местных нужд. Однако в законах о земском и городском самоуправлении оставалось много правовых неясностей и во взаимоотношениях между самими местными органами, и в их отношениях с государственной властью. Сенаторские ревизии некоторых губерний, проведенные в 1880-1881 гг., выявили множество проблем и злоупотреблений.

После отмены крепостной зависимости в 1861 г. крестьянство имело местное самоуправление в виде особых крестьянских органов, сельских и волостных (старосты, сельский и волостной сход), в ведении которых находились повседневные, текущие дела крестьянской общины. Они подчинялись государственному должностному лицу - мировому посреднику имевшему право утверждать и отрешать от должности избранных крестьянством лиц (волостного старшину, сельского старосту), решать крестьянские судебные тяжбы (при иске не выше 30 руб.), заключать под арест сроком до 7 дней и наказывать розгами.

Мировые посредники назначались губернатором по согласованию с губернским предводителем дворянства из числа местных дворян.

Следующими инстанциями государственного крестьянского управления являлись съезды мировых посредников и особые уездные и губернские по крестьянским делам присутствия. Важнейшая задача мировых посредников состояла в урегулировании земельного раздела между крестьянами и их бывшими хозяевами - землевладельцам и.

Был создан институт земских начальников, которые назначались губернатором из числа дворян, владевших недвижимостью в данном районе, имевших среднее или высшее образование. В их руках сосредоточились административная власть над органами крестьянского самоуправления, контроль за деятельностью волостных и сельских управлений, утверждение избранных лиц в уезде. Земскому начальнику передавалась и функция мирового судьи.

Преобразование крестьянского управления вызвало необходимость корректировки и земского управления. Всесословные выборные органы земского самоуправления возникли в 1864 г., им принадлежали дела, касающиеся местных хозяйственных польз и нужд.

Привлечение к управлению местных жителей по выбору являлось важным шагом в развитии социальной самодеятельности населения. Однако со временем выявились и крупные недостатки в организации всего начинания. Средства для своих целей земства могли получать путем введения особого (земского) налогообложения. Закон четко не очерчивал ни пределы этих сборов, ни их соотношение с государственными повинностями. Земства сетовали, что у них не хватает средств для строительства и содержания больниц, школ, что нет денег на ремонт и строительство дорог. В свою очередь, состоятельные местные жители, особенно предприниматели, постоянно жаловались на финансовый произвол, на «земскую обдираловку», уверяли, что получаемые средства земствами разбазариваются, что значительная их часть расходуется на оплату труда служащих земской управы.

После длительных обсуждений и согласований Александр III в июне 1890 г. утвердил новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Суть изменений сводилась к следующему: система распределения земских избирателей по роду имущества заменялась распределением их по трем сословным группам - дворянской, городской и крестьянской с предоставлением дворянству численного преобладания в земских собраниях.

Высшее наблюдение за деятельностью земских собраний возлагалось на министра внутренних дел, текущее - на губернатора и особую при нем коллегию - губернского по земским делам присутствия. Все постановления земских собраний предоставлялись теперь на утверждение губернатору, который в случае своего несогласия с решением обращался к министру внутренних дел.

Губернатор получал право на время приостанавливать решение земского собрания, если считал, что оно не соответствует закону. Однако земства имели возможность отстаивать свою правоту в суде, обжаловать решения губернатора и министра в высших инстанциях.

Вслед за земским подверглось переустройству и городское общественное управление, действовавшее на основании Городового положения 1870 г. После его появления развитие городского хозяйства добилось заметных успехов - дело благоустройства городов значительно продвинулось. Однако выявились и недостатки Положения. Они во многом проистекали из системы городских выборов и устройства органов управления, от бесконтрольности в Избирательные права сохранялись лишь за собственниками недвижимых имуществ, а так­же за лицами, приобретавшими купеческие свидетельства в данном месте: первой гильдии для столичных городов и первой и второй гильдий для всех прочих. В отношении утверждения должностей, контроля и обжалования решений местных органов самоуправления вводились нормы, сходные с Земским положением.

При Александре III произошла корректировка и некоторых сторон судопроизводства.

Запрещался доступ в судебное заседание малолетним и учащимся. Двери судебного заседания закрывались для публики в случае, если суд признавал, что обстоятельства разбирательства дела могут оскорблять религиозное чувство и нравственность, затронуть достоинство государственной власти и нанести вред общественному порядку. К тому же никаких подробных отчетов, а уж тем более стенограмм судебных разбирательств публиковать не разрешалось.

Еще одно важное нововведение касалось самого проведения процесса. Тяжкие преступления, в том числе касавшиеся покушения на политические устои страны, изымались из ведения окружных судов и передавались в судебные палаты, где дела рассматривались судьями с участием сословных представителей (председателя дворянского общества, городского головы, волостного старшины местного уезда).

Несмотря на ряд нововведений, все основополагающие принципы судебной реформы 1864 г. (несменяемость судей, независимость судопроизводства, суд присяжных, право на защиту) пересмотру не подлежали.

Преобразования коснулись и организации учебного дела в империи. Власти пришли к выводу, что автономия высших учебных заведений, их обособленность от государства, которые они обрели по Университетскому уставу 1868 г., привели к тому, что многие учебные заведения превратились в центры антиправительственной пропаганды. Нелегальная литература распространялась здесь почти свободно, а студенческие научные общества свое главное внимание уделяли обсуждению жгучих политических вопросов.

Еще в 1880 г. тогдашний министр просвещения граф Д. А. Толстой внес в Государственный совет проект нового Университетского устава предусматривавший усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями. Министр настаивал на введении единых государственных экзаменов, назначении ректора Министерством народного просвещения, ликвидации университетского суда и др. Но тогда дело заглохло.

В ноябре 1882 г. министр просвещения И. Д. Делянов внес в Государственный совет проект изменения Университетского устава, в основном совпадавший с проектом Толстого. После длительных обсуждений в мае 1884 г. дело дошло до голосования. Мнения разделились. Поддержавших предложения по введению контроля над высшими учебными заведениями оказалось меньшинство. Большинство в Государственном совете настаивало на продолжении изучения вопроса.

Через три месяца царь созвал особое совещание высших должностных лиц империи для подробного обсуждения проекта Университетского устава. В августе 1884 г. он утвердил мнение меньшинства Государственного совета. В России начала действовать новая редакция Университетского устава.

Россия и международные дела. Пережив унижения и потери Крымской войны, Россия возвращала себе статус полноправной великой державы. Хотя на Черном море флот еще не был воссоздан, а на Берлинском конгрессе 1878 г. русская дипломатия потерпела поражение, ни один сколько-нибудь важный вопрос международной жизни не решался без участия Российской империи.

Представления императора Александра III о международной деятельности России были весьма просты и практичны: политика правительства должна проводиться исключительно в интересах России.

Между тем отношения с Австро-Венгрией оставались по-прежнему напряженными. Противоречия между дву­мя монархиями выглядели непреодолимыми, т. к. касались интересов каждой из них в Восточной Европе и на Балканах. Впрочем, Петербург не особенно стремился сближаться с империей Габсбургов, понимая, что в концерте мировых держав она лишь младший партнер.

Отношения России с тремя же ведущими мировыми державами - Англией, Германией и Францией - также не отличались стабильностью.

Великобритания придерживалась стойкой антирусской позиции. Центром англо-русских противоречий являлась Средняя Азия. Российская граница не имела там четкого обозначения, поскольку Россия утвердилась в Туркмении и верховьях Амударьи лишь недавно. Афганистан, формально независимый, англичане рассматривали как свой протекторат. Россия же намеревалась урегулировать пограничный вопрос с правительством Афганистана и первоначально не хотела обсуждать эту тему с Лондоном. Но правитель Афганистана находился в полной зави­симости от англичан и никаких самостоятельных действий предпринять не мог. В конце концов России при­шлось проводить обозначение русско-афганской границы при участии англичан.

Отношения с Великобританией доставляли немало хлопот русской дипломатии, но особых головоломок тут не было. Куда сложнее развива­лись отношения с Германией, которая во второй половине XIX в. уверенно выдвинулась в число мощнейших держав. В России антипрусские настроения начали заметно усиливаться после провозглашения Германской империи в 1871 г. и особенно после Балканской войны и Берлинского конгресса. Качественное же изменение русско-германских отношений наступило при Александре III. Германия и Россия как формально, так и фактически перестали быть союзниками.

Внутренняя политика Александра III

Начало правления Александра III пришлось на период борьбы двух партий: либеральной (желающей реформ, начатых Александром II) и монархической. Александр III отменил идею конституционности России и взял курс на усиление самодержавия.

14 августа 1881 г. правительство приняло специальный закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Для борьбы с беспорядками и террором вводились чрезвычайные положения, применялись карательные средства, в 1882 г. появилась секретная полиция.

Александр III считал, что все беды в стране идут от вольнодумства подданных и излишней образованности низшего сословия, что вызвано реформами отца. Поэтому он начал политику контрреформ.

Главным очагом террора считались университеты. Новый университетский устав 1884 г. резко ограничил их автономию, были запрещены студенческие объединения и студенческий суд, ограничивался доступ к образованию представителей низших сословий и евреев, в стране введена жесткая цензура.

Земская реформа Александра III:

Права земств были сильно урезаны, а их работа взята под жесткий контроль губернаторов. В Городских думах заседали купечество и чиновники, а в земствах – только богатые местные дворяне. Крестьяне потеряли право участвовать в выборах.

Судебная реформа Александра III

Судьи стали зависимы от властей, сократилась компетенция суда присяжных, мировые суды были практически ликвидированы.

Крестьянская реформа Александра III

Были отменены подушная подать и общинное землепользование, введен обязательный выкуп земель, но выкупные платежи были снижены. В 1882 г. учрежден Крестьянский банк, призванный выдавать ссуды крестьянам на покупку земель и частной собственности.

Военная реформа Александра III

Усиливалась обороноспособность пограничных округов и крепостей.

Александр III знал важность армейских резервов, поэтому создавались пехотные батальоны, формировались резервные полки. Была создана кавалерийская дивизия, способная вести бой как в конном, так и в пешем строю.

Для ведения боя в горной местности были созданы батареи горной артиллерии, были сформированы мортирные полки, осадные артиллерийские батальоны. Для доставки войск и армейских резервов была создана особая железнодорожная бригада.

В 1892 г. появились минные речные роты, крепостные телеграфы, воздухоплавательные отряды, военные голубятни.

Военные гимназии преобразованы в кадетские корпуса, впервые созданы учебные унтер-офицерские батальоны, которые готовили младших командиров.

На вооружение была принята новая трехлинейная винтовка, изобретен бездымный вид пороха. Военная форма заменена на более удобную. Был изменен порядок назначения на командные должности в армии: только по старшинству.

Социальная политика Александра III

«Россия для русских» - любимый лозунг императора. Только православная церковь считается истинно русской, все остальные религии официально определялись как «иноверные исповедания».

Была официально провозглашена политика антисемитизма, начались гонения евреев.

Внешняя политика Александра III

Царствование императора Александра III было самым мирным. Только однажды русские войска столкнулись с афганскими отрядами на реке Кушке. Александр III ограждал свою страну от войн, а также помогал гасить вражду между другими странами, за что получил прозвище «Миротворец».

Экономическая политика Александра III

При Александре III росли города, фабрики и заводы, прирастала внутренняя и внешняя торговля, увеличилась протяженность железных дорог, начато строительство великой Сибирской магистрали. В целях освоения новых земель шло переселение крестьянских семей в Сибирь и Среднюю Азию.

В конце 80-х годов удалось преодолеть дефицит государственного бюджета, доходы превысили расходы.

Итоги правления Александра III

Императора Александра III называли «самым русским царем». Он всеми силами защищал русское население, особенно на окраинах, что способствовало укреплению государственного единства.

В результате проведенных мероприятий в России произошел бурный промышленный подъем, вырос и окреп курс российского рубля, улучшилось благосостояние населения.

Александр III и его контрреформы обеспечили России мирную и спокойную эпоху без войн и внутренних смут, но и зародили в россиянах революционный дух, который вырвется наружу при его сыне Николае II.

1 марта 1881 года членами российской революционной организации «Народная воля» был убит император Александр Второй. Этот террористический акт привел к краху всех реформ, задуманных правителем. Новым царем стал Александр Третий, который прослужил Отечеству верой и правдой с 1881 по 1894 год.

Консервативный диктатор

В ленту исторических событий Александр Третий вошел под прозвищем «Миротворец». Всё потому, что его политические взгляды раскрывали суть его добрососедской линии поведения по отношению к другим странам. Внешняя политика Александра Третьего знаменовалась четкой позицией против войн и международных конфликтов. Именно поэтому при Александре Третьем Российская империя ни разу ни с кем не воевала. В этот период внутренняя политика Александра Третьего отличалась глубоким консерватизмом.

8 марта 1881 года Советом министров Российской империи было принято решение об отказе от конституции в редакции Лорис-Меликова. Это означало, что стремление прошлого императора к конституционному ограничению самодержавия было разрушено. По этому случаю 29 апреля 1881 года Александр Третий провозгласил манифест «О незыблемости самодержавия».

Александр Третий: кратко о карьерном росте

Александр Третий родился 10 марта 1845 года по старому календарю в городе Санкт-Петербурге. Его родителями были Александр Второй и императрица Мария Александровна. Царь Александр Третий был в семье вторым ребенком.

Будущий император России, как и все великие правители, выучился на военно-инженерную специальность и получил соответствующее образование. Сохранилось редкое фото Александра Третьего со своим отцом и братьями.

В 1865 году Александр Третий получил официальный статус цесаревича, после этого начались его первые шаги на политическом поприще. Наставниками юного Александра были такие известные лица того времени, как историк С. Соловьев, историк литературы Я. Грот, полководец М. Драгомиров и другие.

До того как взойти на престол, будущий царь Александр Третий был наказным атаманом казачьих войск. Командовал военным округом Петербурга и Гвардейским корпусом. С начала 1868 года он был назначен советником государственного аппарата и Кабинета министров.

После убийства отца, Александра Второго, в 1881 году началась карьера нового правителя. Внешняя политика Александра Третьего отличалась проницательностью и дальновидностью, это был самый толерантный правитель за все время истории России. Именно в годы его правления Российская империя отказалась от практики тайных договоров с иностранными государствами, которые неблагоприятно влияли на национальные интересы страны.

Внутренняя политика АлександраТретьего

В августе 1881 года было принято «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия». Опираясь на данное постановление, в империи появилась возможность объявлять ЧП в любой местности, при этом каждый её житель также мог быть подвергнут аресту.

Местные административные власти имели привилегированные права на закрытие учебных заведений, различных предприятий, органов местного самоуправления, и даже государственных печатных изданий. Вступившее в силу положение действовало три года, по окончании этого срока его возобновляли согласно установленному регламенту.

Так Российская империя жила до 1917 года. Дополнения к реформам 1882-1893 годов разрушили все положительные аспекты из принятых реформ 1863-1874 гг. Контрреформы ограничили свободу печати в государстве, а также создали запрет на местное самоуправление и демократические взгляды.

В конце XIX века стало ясно, что император Александр Третий упразднил почти все демократические институты в стране.

Россия в период проведённых реформ

Реорганизационная деятельность 1860-1870 годов дала толчок к развитию капиталистического строя в Российской империи. Рынок развивался благодаря дешевизне рабочей силы, что параллельно привело к росту численности рабочего класса. Вторая половина XIX века ознаменована в истории России тем, что население страны возросло на 51%.

В пореформенный период стремительно развивалась предпринимательская деятельность. Такой стремительный рост предпринимательства объяснялся тем, что появлялось много частников. Люди занимались торговлей, промышленностью, железнодорожным строительством и другими видами бизнеса. Города благоустраивались, улучшалась их инфраструктура. Создание сети железных дорог повлияло на процветание внутреннего рынка государства. Благодаря этому осваивались новые места для торговли, Зарождались условия для единого народнохозяйственного комплекса.

Появление коммерческих организаций

Одной из отличительных особенностей пореформенного периода в Российской империи стало развитие коммерческих организаций. В 1846 году был открыт первый акционерный банк в Санкт-Петербурге. Уже в 1881 году количество активных коммерческих структур насчитывало более 30 единиц. Общее финансовое состояние коммерческих предприятий составляло 97 миллионов рублей, что вскоре привело к тому, что начали действовать страховые сообщества и биржи.

Промышленная составляющая России развивалась неравномерно, как в районах сосредоточения, так по отдельным отраслям. Промышленность определялась высокой степенью концентрации производства. В конце 70-х годов в Российской империи насчитывалось 5% больших предприятий, которые давали 60% всей промышленной валовой продукции. На данном этапе стало очевидно, что страна обретает финансовую независимость. В период с 1866 по 1890 год число предприятий выросло вдвое, количество работающих возросло втрое, а общий объем готовой продукции - впятеро.

Правление Александра Третьего с точки зрения протекционизма

У инвесторов из-за рубежа был огромный интерес к России в пореформенный период. Ведь здесь очень много ресурсов, сырья, а самое главное - дешевой рабочей силы. Иностранные капиталовложения с 1887 по 1913 год составили около 1758 миллионов рублей. Однако эти потоки инвестиций неоднозначно повлияли на экономический рост страны. На первый взгляд, огромный финансовый поток положительно влиял на капиталистическое развитие государства. Однако, с другой стороны, нужно было идти на какие-либо жертвы и уступки. К сожалению, иностранные капиталовложения не смогли заметно повлиять на рост российской экономики. Российская империя не стала колонией и даже полуколонией. Такое характерное ведение политики привело к тому, что капитализм развивался в основном за счет активности отечественных предпринимателей.

Зарождение капиталистических обществ

В результате реформ, проведенных Александром Третьим, резко увеличивается капитализация сельскохозяйственных отраслей. Однако темп сдерживаются пережитками феодализма. В Российской империи сложились две основных категории капиталистов. В первую входили монополисты, успех которых заключался в развитии семейных фирм. В ходе экономических реформ они перерождались в акционерные общества с ограниченным количеством владельцев промышленными паями.

Одним словом, это было потомственное предпринимательство. Наиболее успешными предпринимателями были люди из светской буржуазии, которые принимали активное участие в Московском торгово-промышленном рынке.

Зарождение нового класса

На слуху были такие предпринимательские семьи, как Прохоровы, Морозовы, Рябушинские, Кнопы (в народе их называли «хлопковые короли»), община Вогау и другие. Некоторые семейные кланы давали своеобразные названия своим компаниям, что невзначай уже подчеркивало, какие интересы они представляют. Организация «И. Коновалов с сыном» занималась выпуском и продажей нижнего белья и прочей одежды. Московская фирма «Братья Крестовниковы» специализировались на прядильном и химическом производстве. Организация «Абрикосов и его сыновья» была связана с производством сладостей.

Следующая категория предпринимателей представляла собой небольшой круг лиц финансовой олигархии. Сюда входили преимущественно петербуржцы. Все эти люди были выходцами из управлений крупных коммерческих банков и монополий. В список олигархов входят такие имена, как Иван Евграфович Ададуров - один из главных представителей правления российским Торгово-промышленным банком; Эдуард Евдокимович Вахтер - представитель правления частного банка в Петербурге; Эрик Ермилович Мендес - голова правления Банка России для внешней торговли.

Буржуазия на государственном уровне

В Российской империи существовали и провинциальные представители капиталистов, которые также занимались торговлей. В период промышленных реформ в конце 80-х годов XIX века в империи сформировалось два класса капиталистического общества - буржуазный и рабочий. Промышленная буржуазия была всегда на несколько порядков выше, чем рабочий класс. Буржуазное общество вытеснило на второй план ранее сформировавшееся и состоявшее из представителей торгового капитала.

В начале XX века количество крупных промышленников составляло 1,5 миллиона, и это в то время, когда общее население имперской России насчитывало 126,5 миллиона человек. На самую малую часть населения, а именно буржуазию, приходилось около 75% прибыли от всего финансово-промышленного оборота страны. Эта прослойка общества было свидетельством неравенства и экономического господства крупного капитала. При всем при этом класс буржуазии не имел достаточного влияния на политику государства.

Борьба противоположностей

Так как правление страной все еще строилось на принципах абсолютизма, торговые предприятия находились под четким контролем государственного аппарата. За долгие годы взаимоотношений они сумели найти общий язык между собой, поэтому эволюция капитализма в России по-прежнему имела место. Буржуазные сообщества довольствовались тем, что их банки и промышленные предприятия находились под государственным обеспечением. Это означало, что именно госаппарат производил различные промышленные заказы и указывал рынки сбыта, а также вел контроль за дешевой рабочей силой.

В итоге это приносило баснословную прибыль обеим сторонам. Царская власть всеми способами защищала буржуазию от революционно настроенного рабочего класса. Это происходило на уровне всех надлежащих структур. Таким образом, крестьянское общество и пролетариат долгое время жили под репрессивным гнетом царской власти.

Консолидация буржуазного класса

Общее положение страны на пореформенный период привело к тому, что вскоре свершилась консолидация буржуазного класса. Этот факт закрепился в таком ключе, что объединение буржуазного общества, как отдельного класса, обрело незыблемую историческую важность и роль, которая определена политическим консерватизмом и инертностью.

Невзирая на то, что в конце XIX века Россия по-прежнему считалась страной преимущественно аграрной (свыше 75% всего населения занимались сельским хозяйством), капитализация стремительно набирала обороты. В начале 80-х годов закончился промышленный переворот, результатом которого послужило формирование индустриально-технической базы российского капитализма.

С этих пор царская Россия стала страной с уклоном на внешнеэкономический протекционизм. Такой существенный политический ход предвещал еще большее укрепление царизма и буржуазии в 90-е года XIX века.

39. Внутренняя политика России в правление Александра 3.

1 марта 1881 г. Александр II взрывом бомбы был убит террориста­ми «Народной воли». На Российский престол вступил Александр III (1881-1894). Наследником престола он стал после смерти в 1865 г. своего старшего брата Николая. Александр III получил хорошее об­разование. Большое влияние на него оказывал профессор права Мос­ковского университета К. П. Победоносцев (1827-1907), преподавав­ший ему законоведение и фактически являвшийся его главным «вос­питателем» и наставником.

Цареубийство 1 марта 1881 г. явилось сильнейшим потрясением для Александра III. Опасаясь покушений со стороны террористов, он первые годы своего царствования провел в Гатчине под усиленной охраной. Новый император Александр III 8 марта 1881 года провел заседание Совета министров для обсуждения проекта Лорис-Меликова. На заседании с резкой критикой «конституции» выступили обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и глава Государственного Совета С.Г. Строганов. Вскоре последовала отставка Лорис-Меликова.

В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». В августе последовало «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия». «Либеральные бюрократы» были отправлены в отставку. Подавление не только революционного, но и либераль­но-оппозиционного движения он поставил в качестве одной из глав­ных задач своего царствования. Во внешнеполитических делах Алек­сандр III старался избегать военных конфликтов, поэтому в офици­альной историографии его именовали «царем-миротворцем». Внутриполитический курс Александра III выразился в проведе­нии мер, направленных на ограничение действий реформ 60-70-х гг. и поэтому получивших название «контрреформ». Вдохновителями этого курса явились обер-прокурор Св. Синода (с 1880 г.) К. П. По­бедоносцев и редактор «Московских ведомостей» М. Н. Катков.

Первыми жертвами этой политики стали печать и школа. В 1882 г. были изданы новые «Временные правила о печати», уста­навливавшие строгий надзор за газетами и журналами. В силу этих «правил» в 1883-1884 гг. прекратили свое существование все ради­кальные и многие либеральные журналы. Новый университетский устав 1884 г. фактически ликвидировал автономию университетов, восстановленную уставом 1863 г. В 1887 г. министр народного про­свещения И. Д. Делянов издал позорный циркуляр, в котором откры­то говорилось о запрещении принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». (Его на­звали «циркуляром о кухаркиных детях».)

Алекс. 3 шёл по пути усиления дворян, поддержание патриархального строя в деревне. Это было связано с назначением на пост министра МВД – Толстого. В 1885г.-создан Дворянский банк. В кот. Помещики получали льготный кредит, под залог имений. Допускался перезалог. Неуплаченные проценты списывались часто. Правительство таким способом субсидировала помещиков. В 1889 г. было издано «Положение о земских участковых начальни­ках». В 40 губерниях России создавалось 2200 «земских участков», во главе которых были поставлены земские начальники - исключитель­но из местных потомственных дворян. Этот закон преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими

в результате реформы 1861 г. Прерогативы земского начальника были очень широки. Он осуществлял административные и полицейские функции в деревне: надзор и контроль над выборными крестьянски­ми сельскими и волостными учреждениями, вмешивался в решения

волостного суда, отстранял от должности сельских старост и волост­ных старшин, если они оказывались для него неугодными. Он могподвергать телесным наказаниям, аресту, содержанию в «холодной», а также штрафовать любого крестьянина, отменять постановления сельских и волостных сходов. Его решения считались окончательны­ми и не подлежащими обжалованию, что обеспечивало ему полную бесконтрольность действий. В этот же год принят рад жёстких законов, которые затруднили семейные разделы, выход из общины отдельных крестьян, всё это было направлено на сохранения патриархальных порядков и контроля.

Затем последовали контрреформы местного управления. 12 июня 1890 г. было издано новое «Положение о губернских и уездных зем­ских учреждениях», направленное на усиление в земствах дворянско­го элемента(имущественный ценз понижен), для горожан повышен, и резкое сокращение представительства от крестьян. Крестьянские гластные стали назначаться губернатором. Зество т.о. стало сословным. Компетенция земств еще более ограничивалась, а административный контроль над ними усиливался. Был упразднен мировой суд (восста­новлен лишь в 1912 г.), и его функции переданы земским начальни­кам. По новому «Городовому положению» 11 июня 1892 г. ограничи­вались права городского населения путем повышения имущественно­го ценза для избирателей. Число избирателей сократилось до такой степени, что, например, в Москве и Петербурге правом участия в вы­борах в городские думы могли воспользоваться лишь 0,7% жителей. Усиливались административная опека и вмешательство властей в дела городского самоуправления.

И тем не менее правление Александра III не ограничивалось про­ведением «контрреформ». Без изменений продолжали действовать судебные уставы - одна из важнейших реформ 60-х гг. Были сделаны послабления крестьянству и рабочим. 8 декабря 1881 г. изданы два указа: по первому указу все остававшиеся на временном положении бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, а выкупные платежи со всех крестьян понижались на 16%. Закон 18 мая 1886 г. отменял подушную подать, введенную еще Петром I. В 1882 г, был учрежден Крестьянский поземельный банк, облегчав­ший приобретение земли крестьянами. Под влиянием Морозове кой стачки 1885 г- издан закон 3 июня 1886 г. о введении фабрично-заво­дской инспекции и ограничен произвол фабрикантов при взыскании штрафов,

в царствование Александра III значительны были успехи в эко­номическом развитии страны; в хозяйственном освоении новых тер­риторий, железнодорожном строительстве, быстром росте фабрич­но-заводской промышленности, Существенно укрепились Финансы страны, и были сосланы условии для введения в обращение золотого рубля.утратившими силу.

Внутренняя политика Александра III (кратко)

Внутренняя политика Александра III (кратко)

Начальный период правления царя Александра Третьего пришёлся на эпоху борьбы двух партий: монархической и либеральной, которая желала от правителя продолжения реформ Александра Второго. Сам же правитель отменил всякую возможность конституционности России и стал укреплять самодержавие.

Четырнадцатого августа 1881 года правительство принимает закон, согласно которому для пресечения беспорядков и террора могло вводиться чрезвычайное положение, а также применяться карательные средства. Уже спустя год появляется секретная полиция.

При этом, Александр Третий был уверен, что все разногласия и беды в государстве произрастают из образованности низших сословий и вольнодумства его подданных, что было последствием реформ его отца. Так началась эпоха политики контрреформ.

В качестве основного очага террора считались университеты и поэтому в 1884 году вышел так называемый университетский устав, которым резко ограничивалась автономия учебных заведений, а в стране введена жёсткая цензура.

В начале апреля царь издаёт Манифест, который составил один из его приближённых, реакционер К. Победоносцев. Данный документ существенно ограничивал земские права, а их фактическая работа бралась под пристальный контроль губернаторов. Отныне в городских думах было большинство заседателей из чиновников и купцов, а в земских думах было до 90% дворян. Это стало возможным из-за повышения имущественного ценза.

В 1890 году правитель России Александр Третий принимает обновлённое положение о земствах. Теперь суд стал зависимым от правительства, а мировые суды были на грани ликвидации.

Тогда же были отменены общинное землепользование и подушная подать, а также введён обязательный выкуп земли. При этом цены были снижены. В 1882 году открывается Крестьянский банк, целью которого являлась выдача крестьянам ссуд на приобретение частной собственности и земли.

Царь понимал всю важность армейских резервов и по этой причине формировал резервные полки и пехотные батальоны. Кроме того, он создал кавалерийскую дивизию, которая способна вести бой, как в пешем, так и конном строю.

Для ведения сражений в горной местности формировались артиллерийские осадные батальоны, а также мортирные полки и батареи горной артиллерии. А для транспортировки войск создаётся особая железнодорожная бригада.

В 1892 году также появляются речные минные роты, военные голубятни, воздухоплавательные отряды, а также крепостные телеграфы.