Сапсай алексей николаевич уголовные дела. Алексей Сапсай: «Не все меряется деньгами, есть энтузиасты, которые едут за романтикой. Женщина в мужской профессии

У генерала ФСБ Токарева большая семья. Его сват – отставной подполковник ФСО Юрий Болотов (на фото) , компаньон генерала Александра Коржакова по «Ассоциации ветеранов и сотрудников Службы Безопасности Президента». Ранее бизнес Болотова-старшего был связан с компанией «Информэнерго», действовавшей при РАО «ЕЭС». У подполковника есть дочь Ольга Болотова и сын Андрей Болотов – муж дочери «Транснефти» Майи Болотовой (Токаревой) и друг Станислава Чемезова , отпрыска Сергея Чемезова – главы «Ростехнологий», офицера внешней разведки КГБ.

Список активов Болотова-младшего будет рассмотрен в рамках одной из следующих статей. Пока стоит сказать, что имущество этого бизнесмена пополнялось за счет вверенных Николаю Токареву бюджетов, а потому значительная часть бизнеса записана на Майю Болотову.

Дочь главы «Транснефти» является учредителем ООО «ФармЭКО». Актуальные партнеры Болотой по компании – кипрский оффшор «Блэквуд Интернешнл Холдингз Лимитед» и ООО «ПТФ «Балтик», ранее доли в ООО принадлежали Михаилу Воеводину , Сергею Докучаеву и Михаилу Бабию.

Михаил Воеводин (на фото) по решению Сергея Чемезова назначен директором «ВСМПО-АВИСМА» – крупнейшего в мире производителя титана, собственником которого стали «Ростехнологии». ООО «ПТФ «Балтик» по ЕГРЮЛ было связана со структурами Чемезова-старшего. При директоре Воеводине корпорация «ВСМПО-АВИСМА» по завышенной цене купила у «ПТФ «Балтик» горнопромышленный комплекс, имеющий лицензию на освоение титанового месторождения в Тамбовской области.

Майе Болотовой через ООО «ФармЭКО» принадлежит ООО «Ирвин 2» – крупнейший фармацевтический концерн, который участниками рынка считается близким к «Ростехнологиям». Для очистки рынка от конкурентов «Ирвин-2» было применено возбуждение уголовных дел . Чемезов и Токарев, используя связи с ФСБ и одним из вице-премьеров, шантажировали министра здравоохранения Татьяну Голикову. Путем этого шантажа им удалось заставить ранее сопротивлявшееся министерство отдать ООО «Ирвин-2» госконтракты в общей сложности на 8 млрд. 767 млн. рублей .

Механизм коррупционного бизнеса Майи Болотовой можно проследить по конкурсу на покупку инсулина. Как установила Федеральная антимонопольная служба, конкурент «Ирвин-2» в лице компании «Р-фарм» Алексея Репика в действительности отказался от борьбы – снижение цены составило 1%. Всего через семь дней после победы на торгах «Ирвин-2» заключило с «Р-фарм» договор на поставку того же лекарства, выступив в роли коррупционной «прокладки» между заказчиком и настоящим поставщиком. В итоге ООО «ФармЭКО» Майи Болотовой стало одним из тех дистрибуторов лекарств, сговор которых, по мнению Федеральной антимонопольной службы, нанес государству ущерб в 3 млрд. рублей .

Холдинг «Ирвин-2» зарегистрирован в Подмосковье, будучи тесно связан с личными коммерческими интересами губернатора Бориса Громова . В Волоколамском районе Московской области концерном дочери руководителя «Транснефти» должен быть запущен проект «Фармполис» – финансируемый из бюджета фармацевтический кластер, который ведут «Ростехнологии» и минпромнауки области. Проектом управляет компания «Медфармтехнология». В числе ее учредителей все тот же Станислав Чемезов, компаньон убитого Шабтая Калмановича Игорь Рудинский, экс-руководитель Росздравнадзора Николай Юргель , Виктор Алешичев, Ирина Рысь и Сергей Докучаев – партнер Майи Болотовой по ООО «ФармЭКО».

В будущих выпусках этого исследования ИА «Руспрес» рассмотрит совместный бизнес семей Токаревых-Болотовых, Чемезовых и Артяковых (клан губернатора Самарской области), деловые биографии особо активных Болотовых-Токаревых и схему масштабных хищений из бюджета «Транснефти».


"Транснефть" пилит бензин


«Транснефть» не раз жаловалась, что из-за хищений нефти из своей трубы ежегодно теряет порядка 0,01% от общего объема прокачки. Сумму ущерба монополия оценивает в десятки миллионов долларов. А вот потери от махинаций с нефтепродуктами компания никогда не раскрывала. В распоряжении «Ведомостей» оказались результаты внутреннего аудита специализированной «дочки» монополии - «Транснефтепродукта» [РУСПРЕС: президент корпорации "ТНП" - Владимир Шиманович (на фото); совет директоров - Анатолий Демин, Сергей Хардыкин, Любовь Карманова, Игорь Кацал, Светлана Суворова, Алексей Сапсай; правление - Владимир Назаров, Александр Поспелов, Виктор Чуриков, Александр Златников, Анатолий Аверкин] . Подлинность документов подтвердили три источника, близких к «Транснефти». Практически полное отсутствие системы учета и контроля за движением топлива позволяет с легкостью украсть из трубы сотни тонн нефтепродуктов, следует из документов.

Трудности аудита


Проверка ТНП прошла в 2010 г. Заказа «сверху» на аудит не было, говорит один из источников «Ведомостей», с инициативой выступила сама ревизорская служба монополии. Проверить надлежало девять «дочек»: «Мостранснефтепродукт», «Балттранснефтепродукт» (включая его «дочку» «Балттранссервис»), «Уралтранснефтепродукт», «Средне-Волжский транснефтепродукт», «Петербургтранснефтепродукт», «Сибтранснефтепродукт», «Рязаньтранснефтепродукт» и «Юго-Запад транснефтепродукт».

В сентябре 2010 г. результаты аудита были представлены президенту «Транснефти» Николаю Токареву: в общей сложности ревизоры выявили нарушений на 4,4 млрд руб., говорят источники. По первым пяти компаниям общая сумма нарушений составила 3,5 млрд руб., следует из имеющихся у «Ведомостей» документов.

Цифра нерелевантна, говорит один из источников: получить доступ ко всем документам аудиторам не удалось, поэтому проверку нельзя считать полной. Например, на «Петербургтранснефтепродукте» все документы о движении топлива были уничтожены незадолго до проверки в связи с «ненадобностью». Именно эта формулировка значилась в едином акте об уничтожении бумаг, предъявленном аудиторам представителями компании, говорит источник. «А на “Уралтранснефтепродукте” требовать документы было не с кого - генеральный директор подал заявление об увольнении в день приезда комиссии», - рассказывает он. Оценить объем «выпавших» нарушений ни один из собеседников «Ведомостей» не смог.

Как украсть миллиард


Из выявленных нарушений самые крупные приходятся на операции с нефтепродуктами (более 1 млрд руб.). Основа большинства махинаций - формирование неучтенных излишков топлива, говорят источники. Сделать это нетрудно: на всех предприятиях ТНП практически отсутствует автоматизированная система контроля и учета за движением нефтепродуктов. «Если нет точных данных, сколько топлива поступило в систему и сколько ушло, то выявить, сколько украли, невозможно», - поясняет один из собеседников «Ведомостей».

В большинстве случаев измерения делаются по старинке, рассказывает он: на резервуар забирается сотрудник ТНП, опускает внутрь рулетку и на глаз определяет, на сколько сантиметров заполнена емкость. А потом, исходя из нормативных показателей плотности и температур, вычисляет, сколько топлива в резервуаре. «Погрешность таких расчетов колоссальная! Ведь каждый миллиметр - это около 5000 т нефтепродукта!» - сетует собеседник «Ведомостей».

Основываясь на таких топорных расчетах, работники предприятия часто занижают данные об остатках топлива в системе, а вымышленные недостачи списывают на негерметичность задвижек, рассказывает источник. Так было, например, на «Уралтранснефтепродукте», где за 2009 г. было списано 5458 т нефтепродуктов на сумму 4,7 млн руб., следует из документов. При проверке «Балттранснефтепродукта» аудиторы выявили 9950 т недостачи на сумму 165,2 млн руб. По словам сотрудников, излишки скрывались по прямому указанию руководства ТНП, пишут аудиторы. Представитель ТНП это не комментирует.

Еще одна схема - завышение фактической плотности нефтепродукта, что позволяет недоливать топливо получателям. Аудиторы выявили, что таким образом «Мостранснефтепродукт» только в III квартале 2009 г. и I квартале 2010 г. недопоставил ТЗК «Шереметьево» 231,6 т авиакеросина, следует из отчета.

Современные системы учета на предприятиях есть, говорит собеседник «Ведомостей», но часто они игнорируются. Например, при проверке Средне-Волжского ТНП выяснилось, что оборудование стоимостью 85,9 млн руб. предприятием не используется, а учет ведется на основании данных поставщика - НПЗ «ТАИФ-НК» (владелец - «Татнефть»). При сопоставлении данных обнаружилось, что только за год (с июня 2009 г. по июнь 2010 г.) с НПЗ было перекачано 8900 т неучтенного топлива на сумму 134,4 млн руб., говорится в отчете аудиторов. Это 7,5% от всего объема нефтепродуктов, находящихся в системе Средне-Волжского ТНП на момент проверки, отмечают ревизоры. Правда, инвентаризации, проводимые самой «дочкой», никаких излишков топлива в трубе не зафиксировали. «Слить неучтенное топливо несложно, - говорит один из источников “Ведомостей”. - На ГПС “Альметьевск” есть не оборудованный средствами учета отвод и 12 технологических разрывов на отводах к нефтебазам».

Засекреченные нарушения


Токарев потребовал провести служебные расследования, наказать виновных, возместить ущерб и даже направить материалы в МВД для возбуждения уголовных дел, следует из резолюций на документах. «Нужно привести ОАО в адекватное состояние, - писал Токарев президенту ТНП Владимиру Шимановичу. - Не сделаете это сами - будем делать мы».

Проконтролировать устранение нарушений должны были ревизоры «Транснефти». Но работа шла со скрипом, говорит один из источников «Ведомостей». «Пример одного из нарушений - около 0,5 млн руб. было передано за услуги организации, гендиректор которой числился в местном дурдоме. Налицо схема с фирмой-однодневкой. Отчет ТНП: данное нарушение устранению не подлежит», - рассказывает он. А через месяц все документы о проверке были изъяты и засекречены службой безопасности «Транснефти», а ревизорская служба упразднена. Причины произошедшего представитель «Транснефти» не комментирует, но отмечает, что работа по устранению нарушений в ТНП ведется.

Нарушения на стройке


Второй крупнейший блок нарушений – строительные подряды (789,7 млн руб.). Способов заработать здесь много, говорит один из собеседников «Ведомостей: завышаются сметы, стоимость и объем выполненных работ.

«Башнефть» подала иск к «Транснефти». Теперь Николай Токарев не сможет «терять» по 700 тысяч тонн чужой нефти?

Компания «Башнефть» подала в столичный Арбитраж иск к АК «Транснефть». По слухам, претензии к возглавляемой Николаем Токаревым «Транснефти» у «Башнефти» касаются условий транспортировки нефти.

«Транснефть» - почти на 80% государственная компания, крупнейший оператор российских нефтепроводов. Вот только с руководителем компании не повезло - с 2007 года «Транснефть» возглавляет Николай Токарев. Если вкратце: под руководством господина Токарева «Транснефть» ежегодно «теряет» по 700 тысяч тонн нефти, на чем ее топ-менеджеры, похоже, успешно зарабатывают. На недовольство компаний-клиентов «Транснефть» ответила чередой исков.

При этом связь с реальностью Николай Токарев, похоже, постепенно теряет, решив судиться не только с самой «Роснефтью», возглавляемую Игорем Сечиным, но и с подконтрольной нефтяному гиганту «Башнефтью».

Сегодня стало известно, что «Транснефть» в рамках судебных разборок с «Роснефтью» об условиях контракта на транспортировку нефтепродуктов подала апелляцию. Напомним, возглавляемая Сечиным компания ранее добилась наложения судом обеспечительных мер - запрета на транспортировку своей нефти.

В своем исковом заявлении нефтяной гигант заявил, что оплатил «Транснефти» транспортировку топлива на текущий год. Тем не менее, на момент подачи заявления компании так и не заключили соответствующий договор из-за разногласий по ряду его пунктов. «Роснефть», в частности, не устраивает, как руководство «Транснефти» ведет учет технологических потерь нефти и компенсации по этим потерям.

Ранее структуры «Роснефти» обнаружили, что «Транснефть» при перекачке нефтепродуктов ежегодно «теряет» порядка 700 тысяч тонн нефти. И 250 тысяч тонн исчезнувшей нефти принадлежит как раз «Роснефти».

Сотрудники Сечина, по слухам, уверены, что на самом деле нефть никуда не пропадает, а реализовывается руководством «Транснефти» во главе с Токаревым по своему усмотрению и для пополнения собственных же счетов. якобы эта самая продадающая нефть оказывается в конце концов у китайцев.

Это и стало камнем преткновения Сечина и Токарева - «Транснефть» методики учета и нормы «потерянной нефти» менять не хочет. А «Роснефть» не хочет за просто так пополнять карманы токаревского топ-менеджмента. Требования «Транснефти», считают эксперты, выглядят как минимум, абсурдно: перекачивая чужую нефть, компания безо всякого обоснования самостоятельно устанавливает нормы потерь при транспортировке!

Теперь аналогичный иск к «Транснефти» подала и «Башнефть», которая на 60% контролируется «Роснефтью».

Токарев залез с другую «весовую категорию»?

И Николай Токарев, и Игорь Сечин - приближенные к Кремлю топ-менеджеры госкомпаний, имеющие связи как в силовых структурах, так и на «самом верху». Вот только Николай Петрович, похоже, не учел, что играя против интересов Сечина, он может и проиграть. А ведь падать потом будет больно и сидеть - долго. Игорь Иванович повел наступление на Токарева «по всем фронтам».

В частности, в текущем году дивиденды из «Транснефти» может выбить миноритарный акционер - фонд UCP Ильи Щербовича.

Фонд бизнесмена владеет более 70% всех привилегированных акций «Транснефти» - почти 500 тысячами ценных бумаг. Но летом 2016 года «Транснефть» неожиданно изменила устав, после чего «префы» стали дешевле обыкновенных акций, а обладатели привилегированных ценных бумаг потеряли право на промежуточные выплаты дивидендов.

Кроме того, речь идет о выплате дивидендов за 2013 год, когда за каждую обыкновенную акцию «Транснефть» заплатила 1221,38 рублей, а за привилегированную - только 724,21 руб.

UCP требовал в суде разницу, которая составляла более 100 млн рублей. Для Щербовича сумма небольшая, однако коммерсант считается человеком Игоря Сечина и ранее работал в структурах «Роснефти». «Наезд» в суде на Токарева Щербович вполне мог затеять в интересах главы «Роснефти».

Кстати, несмотря на то, что «Транснефть» - государственная компания, вот только государству и бюджету выгоды от токаревского менеджмента немного.

Несмотря на то, что суд Илья Щербович проиграл, его фонд еще может получить от «Транснефти» денег. Накануне стало известно, что Минэкономразвития подготовило для нефтяного оператора проект директивы, согласно которой «Транснефть» будет обязана начислить почти 60 млрд рублей дивидендов за девять месяцев прошлого года.

Напомним, что в прошлом году «Транснефть» воспользовалась тем, что могла отчислить дивиденды либо по российской системе учета, либо по международным стандартам отчетности. Но в итоге компания заплатила всего 12,8 млрд рублей против 71,7 млрд рублей максимально возможных дивидендов.

Теперь у Токарева вряд ли хватит влияния для того, чтобы добиться минимальных выплат акционерам и держателям ценных бумаг - речь идет о проблеме наполнения бюджета.

Кроме того, судится «Транснефть» и в Центробанком. Отметим, что при Токареве госкомпания, как считают аналитики, и так настолько закрытой, что проследить куда деваются государственные фактически деньги, подчас просто невозможно.

Вот и теперь Токарев ответил исками на вполне законное решение Банка России раскрыть финансовую информацию нефтяного оператора ее миноритарным акционерам. Пока что «Транснефти» доказать свою правоту в суде не удалось.

Нефтяные «самовары»

В 2016 году разразился скандал, когда в прессу попала часть доклада о теневых схемах «Транснефти», с помощью которых руководство компании фактически может заниматься мошенничеством на миллиарда рублей. Доклад лег на стол лично Владимиру Путину.

В докладе были представлены всего 15 эпизодов, однако ими масштаб мошеннических схем не ограничивается. В частности, руководство «Транснефти» необоснованно завышало тарифы при перевалке нефти через порты «Транснефти». В схеме участвовали так называемые фирмы-прокладки, на которых оседали миллионы рублей.

Более того, авторы доклада называли конкретные юридические лица, которые использовались как «прокладки». Среди них компания «Транснефть-Терминал» (А.В. Зеленко), «Транснефть-Терминал» (М.М. Мельник), «Транснефть-Сервис» и АО «Транснефть-Сервис» (С.Г. Киреев). Все эти юрлица являлись единственными посредниками для перевалки «черного золота» через порты «Транснефти».

Отдельная глава в докладе была посвящена вице-президенту «Транснефти» Алексею Сапсаю. В то время, когда топ-менеджер руководил в «Транснефти» ЦУП «ВСТО» и прокладкой трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан, Счетная палата обнаружила нарушения на 3,5 млрд рублей. Кроме того, именно при Сапсае стоимость трубопровода подскочила сразу на 69 млрд рублей.

Правда, сомнительно, что в случае, если имел место быть грандиозный «распил» бессменный глава «Транснефти» Токарев не получил свою долю. А то, что топ-менеджер превратит госкомпанию в собственную «кормушку», стало понятно еще в 2008 году, когда он без конкурсов провел аукционы на 78,5 млрд рублей.

«Засветился» господин Токарев и в международных скандалах. Международные наблюдатели заподозрили, что российский топ-менеджер мог быть причастен к некой темной истории, связанной с программой ООН «Нефть в обмен на продовольствие».

В частности, выяснилось, что компания «Gunvor», близкая к олигарху Геннадию Тимченко, была связана с режимом Саддама Хусейна. С Ираком компания торговала нефтью через «Зарубежнефть», которую на тот момент возглавлял Николай Токарев!

Уже заступив на пост главы государственной «Транснефти» Токарев со счетов одной из «дочек» компании подарил благотворительному фонду «Константиновский» 749 млн рублей. Борцы с коррупцией до сих пор гадают, куда «утекли» эти деньги.

Семейные интересы

У Николая Токарева есть зять. Зовут его Андрей Болотов. Сегодня - успешнейший бизнесмен. В частности, именно зять главы «Роснефти» руководил компанией «Ронин траст», управляющей средствами НПФ «Транснефть» в размере 3,5 млрд рублей.

Супруга Болотова - Майя, в девичестве Токарева, вернее, полная ее тезка, еще в 2014 году подала документы на получение кипрского гражданства. В качестве адреса проживания дама указала адрес кипрского офиса компании, работающей с НПФ. «Транснефти». Кстати, «Ронин траст» управляет также активами и семьи Токаревых-Болотовых.

Токаревы-Болотовы - владельцы обширнейшей коллекции недвижимости. Через компании «Катина д.о.о.», «Т.Г.А. д.о.о.», «Магнум ХР Нова д.о.о.» и «Ядранка д.д.» родственники главы «транснефти», судя по всему владеют шикарным пятизвездочным отелем в Хорватии.

В частности, учредителем «Т.Г.А. д.о.о.» значится Токарева Галина Алексеевна, полная тезка супруги главы «Транснефти». «Катина д.о.о.» учреждена через офшорную компанию «Ксерейт Инвестментс Лимитед», которая доверяла проведение сделок Андрею Болотову.

Чем закончится битва двух «топов» - Сечина и Токарева - неизвестно. Только глава «Транснефти» должен понимать, что «в живых» его карьеру Игорь Иванович в случае победы не оставит. А самого Токарева может и свободы лишить.

Об итогах реализации двух крупных проектов по развитию трубопроводной системы страны рассказывает вице-президент компании "Транснефть" Алексей Сапсай.

Алексей Николаевич, в декабре в энергетической системе страны появились два новых магистральных нефтепровода. Что они дают нашему государству?

Фото: Архив "Транснефть-медиа"

Алексей Сапсай: С точки зрения развития отрасли сделан значительный шаг в будущее: к магистральным трубопроводам подключены перспективные месторождения Заполярья, Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа. Наша компания достойно выполнила государственное задание: в установленный срок и с максимальным качеством, несмотря на то что "Транснефть" никогда ранее в таких условиях не выполняла масштабное строительство. Мы получили новый ценный опыт, проверили свои навыки, применили новые разработки и сформировали уникальный коллектив специалистов.

Какие новые российские технологии были применены при строительстве для преодоления природных особенностей?

Алексей Сапсай: Нефтепровод Куюмба - Тайшет был непростым. На его трассе совсем не было дорог, только тайга и морозы. На трассе от Куюмбы до Тайшета применены уникальные технические решения. Например, переход через реку Ангара, выполненный в скальном грунте, весь пришлось проходить взрывом. Спецпереход по внешнему электроснабжению через Ангару на опорах высотой 125 метров. Аналогов, возможно, во всей стране единицы.

"Заполярье - Пурпе" - очень сложный и во многом инновационный. Уже на первом этапе строительства - от НПС "Пурпе" до 358 км трассы пришлось прокладывать трубопровод надземным способом. Это был единственный вариант, способный дать возможность осуществлять транспортировку нефти в условиях Заполярья, когда зимой все промерзает, а летом превращается в непроходимые болота. Наши инженеры разработали несколько видов опор, способы термостабилизации грунтов. Нам пришлось закупать новую технику для погружений свай и ориентироваться на опыт местных подрядных организаций, уже имеющих опыт работы в условиях Крайнего Севера. Мы сделали свои выводы, переоценку и поняли, что тоже можем так работать. Перепланировали графики и организацию строительства выстроили по-другому. Темпы возросли, и постепенно пришло мастерство.

Вы сказали, что трубопровод прокладывался в сложнейших климатических и геологических условиях. Что это значит на практике?

Алексей Сапсай: Например болота. Обычно для вдольтрассового проезда возводится лежневая дорога из бревен. На Заполярье - Пурпе это осуществить было невозможно. Во-первых, нет леса, во-вторых, когда наступает паводок, все превращается в сплошное море. Мы нашли свой способ - перешли на грунтовые модули. Это специальные конструкции из тканого материала, которые засыпаются грунтом и связываются между собой. В итоге эта дорога стоит по сегодняшний день, по ней можно передвигаться в любое время года.

Компания "Транснефть" достойно выполнила государственное задание: в установленный срок и с максимальным качеством

Зима в тех краях - особый период года для строителей. Очень сложный и важный, поскольку именно зимние месяцы используются для активного ведения стройки - как для доставки техники, оборудования, материалов, ГСМ и продовольствия, так и для выполнения строительных работ. Доставка грузов и техники возможна только по зимнику - специально намороженным дорогам и переправам по льду через водоемы. При этом морозы до минус 60. Столбик термометра зашкаливает, ниже просто не показывает. Работы по строительству приходилось вести непрерывно и круглосуточно. Были моменты, когда по зимнику одновременно двигалось до полутысячи грузовиков. Эту технику надо было встретить, разгрузить и направить обратно в работоспособном состоянии.

На пути нефтепроводов есть и реки, причем довольно широкие...

Алексей Сапсай: Да, у "Транснефти" есть большой опыт по строительству подводных переходов для нефтяных магистралей. Но на этих двух проектах все переходы - уникальные. Например, через реку Таз, которая весной разливается, и ее пойма представляет собой море с небольшими островками суши - сплошное зеркало воды шириной в 30 километров.

Река Таз очень важна для местных жителей, она их кормит, они живут этой рекой. При проектировании и при выборе трассы, конечно, возник вопрос - как проходить пойму. Мы проводили общественные слушания с участием коренных малочисленных народов Севера.

Проекты по строительству магистральных нефтепроводов Заполярье - Пурпе и Куюмба - Тайшет успешно реализованы благодаря каждому участнику

В итоге договорились и приняли технические решения, устраивающие всех. По пойме реки Таз проложили трубу обычным траншейным методом. При этом предусмотрели ряд дополнительных мер, чтобы в дальнейшем эту траншею не размывало: укрепили грунтовыми модулями и по дну, и сверху. Сам переход через Таз было решено выполнить методом наклонно-направленного бурения. То есть мы не разрабатывали русло, не нарушали дно, а пробурили две скважины под руслом реки. От дна реки скважина проходила на глубине около 19 метров, а длина самого дюкера - свыше километра. Более того, основной дюкер в теплоизоляции был запасован в стальной кожух, который также нес защитные функции. Всю эту конструкцию - труба в трубе - мы уже протягивали в скважину под руслом реки.

Тащили дюкер тоже зимой - в другое время там просто невозможно работать.

При производстве работ у нас было налажено четкое взаимодействие с экологическими службами и самого Ямала, и с остальными. Замечаний к экологичности работ нет.

Удалось ли строителю победить природу?

Фото: Архив "Транснефть-медиа"

Алексей Сапсай: Да, удалось. Но самое главное, природу удалось сохранить. Тундра - хрупкая экосистема. При проведении работ "Транснефтью" учтены все требования местных жителей: они постоянно присутствовали на объектах строительства и в случае нарушений, которых, с честью могу сказать, было крайне мало, корректировали работу строителей. То есть строили так, чтобы в тундру никто ни влево, ни вправо, ни на полшага. Чтобы не повредить экосистему, не тронуть ягель (лишайник, которым питаются северные олени) за полосой отвода. Мы очень бережно отнеслись к среде обитания северных оленей, крупные поголовья которых для местных жителей - единственный источник существования. Мы позаботились о сохранении путей их миграции, для этого по маршруту нефтепровода предусмотрены переходы для животных.

А люди выдержали работу в таких условиях?

Алексей Сапсай: Люди, обычно, выдерживают, не выдерживает техника. Персонал получил неоценимый опыт, прошел через все трудности, преодолел все препятствия. Не только наши сотрудники, но и работники подрядных организаций, специалисты нашего проектного института. Это и наш кадровый потенциал, и наш кадровый резерв.

Проекты по строительству магистральных нефтепроводов Заполярье - Пурпе и Куюмба - Тайшет успешно реализованы благодаря каждому участнику: от людей рабочих профессий до инженерно-технических служб и руководителей, которые организовали работу.

Среди тех, кто был занят на проектах, много энтузиастов своего дела. Они готовы доказать, что работу можно выполнить в таких сложнейших условиях, в такие сжатые сроки и с надлежащим качеством. И - доказали. Сегодня все объекты готовы, на любой можно зайти и посмотреть, и ни за один не стыдно.

January 13th, 2015

МОСКВА, 13 января. /ПРАЙМ/. Дальнейшие технические решения по строящемуся нефтепроводу Тихорецк-Туапсе будут приняты по результатам работы комиссии Ростехнадзора, сообщил сегодня журналистам вице-президент "Транснефти" Алексей Сапсай.

"Ждем назначения комиссии Ростехнадзора. По результатам ее работы будут понятны дальнейшие технические решения", - сказал он.

Сапсай пояснил, что после ликвидации аварии все предельно допустимые нормы соблюдены, и остатков нефти на месте аварии не выявлено. Он добавил, что "Транснефть" примет нефтепровод на баланс после устранения последствий происшествия.

Как сообщал ранее ТАСС, 23 декабря 2014 года в районе поселка Греческий Туапсинского района на 242 км в ходе опробования строящегося нефтепровода Тихорецк - Туапсе-2 произошла разгерметизация трубопровода с выходом нефтяной эмульсии. Общий объем вышедшей нефти оценивается в 8,4 кубометра.

Разрушение стенки нефтепровода вызвано оползнем, вышедшая на поверхность нефтяная эмульсия частично попала в реку Туапсе. В результате неблагоприятных погодных условий /обильные осадки и сильный ветер/ часть нефтяной эмульсии оказалась в море. На водной поверхности акватории бухты Туапсе были обнаружены нефтяные пятна, которые к настоящему времени ликвидированы.

На локализацию последствий инцидента было оперативно направлено 330 специалистов и 72 единицы техники АО "Черномортранснефть", в том числе 7 пожарных автомобилей. Работы проводились в присутствии представителей природоохранной прокуратуры и регионального МЧС.

На работу принадлежащего "Роснефти" Туапсинского НПЗ происшествие не повлияло.

  • Flag

August 8th, 2014

"Однако не все меряется деньгами, есть энтузиасты, которые едут за романтикой"..-Алексей Сапсай, вице президент "Транснефти" о строительстве нефтепровода Куюмба-Тайшет.(BFM)

А вот данные из другого источника:

"Заключенные двух колоний в Красноярском крае приступили к работам по расчистке просеки под нефтепровод Куюмба - Тайшет, сообщили в пресс-службе ГУФСИН 30 июля. Работы ведутся на линейном участке 517-586 км в Бирюсинском лесничестве Тайшетского района Иркутской области. Площадь очистки — 368,46 га с запасом древесины 40,9 тыс. куб. м. Трубопровод пройдет в том числе и по Нижнему Приангарью (Богучанский район).

Помимо вырубки лесов, осужденные также заняты в строительстве подъездной дороги до нефтеперегонной станции и устройством лежневых дорог. В них занято 106 человек, в перспективе число работников-заключенных увеличат до 200. Стоимость работ, согласно договору, составляет более 100 млн рублей. Планируемый срок окончания работ — начало декабря 2014 года. Строительство магистрального нефтепровода «Куюмба — Тайшет» стартовало в Красноярском крае в декабре 2013 года. Магистраль соединит нефтяные месторождения юга Эвенкии с трубопроводной системой «Восточная Сибирь — Тихий океан». Завершить стройку планируется в конце 2016 года." (npriangarie.ru)

Как видите, дата публикации заметки из Нижнего Приангарья -30 июля текущего года. А вот, что сообщает агентство "Интерфакс" в те же даты: "Вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Алексей Сапсай в период с 28 по 30 июля 2014 года совершил инспекционную поездку по объектам строящегося нефтепровода Куюмба - Тайшет и принял участие в совещании главы Красноярского края Виктора Толоконского с представителями нефтяных компаний." Забавное совпадение, не правда ли? Если это, конечно, совпадение.

  • Flag

August 7th, 2014

Обновление по состоянию на 17:00 МСК внизу:


Только одно напоминание: давайте фотографу опохмеляться перед съемкой, у мастера руки дрожат, и герой получается не в фокусе. А так, ничего, всего каких-то 11 ошибок на абзац. Другие абзацы не читали. Ну,чтобы сохранить иллюзию, что кто-то учился в школе.

Обновление по состоянию на 17:00 МСК:

Коллеги, Pro-transneft с удовлетворением отмечает исправление одной ошибки в интервью Алексея Сапсая. Принимая и всецело разделяя ваше волнение по поводу затруднительного положения, в которое попал департамент общ.коммуникаций в связи с отсутствием учившихся в школе сотрудников, предлагаем посильную помощь:

Словосочетание "Куюмба -Тайшет" пишется без кавычек лишь в случае наличия главного слова - нефтепровод. Во всех других случаях кавычки ставятся. Для того, чтобы легче понять и запомнить: дорога Москва -Воронеж - пишется без кавычек, поезд "Москва-Воронеж" - с кавычками.

Теперь ваш черед, коллеги.

  • Flag

August 1st, 2014

"СТРОЯЩИЙСЯ "ТРАНСНЕФТЬЮ" НЕФТЕПРОВОД КУЮМБА-ТАЙШЕТ ДАЖЕ В 2020 ГОДУ БУДЕТ НЕ ЗАПОЛНЕН"

Это фраза из заголовка статьи газеты "Ведомости"(31 июля), созданной на базе сообщения "Интерфакса", подготовленного в результате выступления вице-президента "Транснефти" А. Сапсая на совещании в Красноярском крае. Pro-transneft поздравляет пиарщиков нефтепроводной корпорации с удачным "рекламных ходом".

Можно было бы, конечно, с официальными письмами нефтедобытчиков наперевес доказать просчеты последних перед тем, как трубить на весь свет о том, что магистраль будет пустовать. Но это ведь нужно долго, кропотливо работать. Это жутко скучно. А так,- обнародовал проблему, опубликовав жареный материал "Интерфакса" как официальную новость корпорации, и труба с ней. Да, и сюжет получается увлекательней и драматичней: нефтяные компании теперь с удовольствием разворачивают свои доказательства некорректных расчетов "Транснефти". Цитата из той же статьи в "Ведомостях":

«Роснефть» в своем письме также указывает на рост стоимости проекта Куюмба — Тайшет: с 63 млрд руб. (при мощности в 18 млн т) до 130 млрд руб. (15 млн т)".

Зато читатели теперь будут долго наслаждаться "кухонными разборками" а ля " Я тебе такую трубу построил! -А я тебя шубу просила купить!" "Супруги" еще выйдут на улицу и станут прилюдно ругаться и обзываться по- всякому. Затем, поймав себя на мысли, что им все-равно жить вместе, как нефтепроводу и нефти, успокоятся, зайдут в дом и спросят, что это было. В деревне все будут знать,- семья скандальная, репутация ее будет в конец испорчена.

Самое забавное в этой истории на сегодня это то, что врио Красноярского губернатора Виктор Толоконский проводил совещание с нефтяниками с целью поддержки своего реноме. В сентябре у него выборы. Кандидат в губернаторы, вероятно, рассчитывал подсобрать голосов не на фоне "семейной драмы".

Тут впору вспомнить известную фразу: "Глупая PR-служба хуже неверной жены."

Полностью статья здесь:

  • Flag

Унтер-офицерская вдова, по словам свидетеля Николая Гоголя, сама себя высекла. Но, она не рассказывала всему городу о своих мазохистских наклонностях. В пресс-службе. "Транснефти" пошли дальше.

На сайте "Транснефти" в качестве официальной новости опубликована информация "Интерфакса" о совещании в Красноярском крае, где вице-президент компании А. Сапсай заявил, в частности, следующее:

"А. Сапсай сообщил, что ОАО «АК «Транснефть» подтверждает план по вводу в эксплуатацию нефтепровода Куюмба - Тайшет в 2016 г. мощностью 15 млн тонн в год, как это и было установлено распоряжением правительства от 17 апреля 2012 г..

В ходе совещания главы Красноярского края Виктора Толоконского представители нефтяных компаний, разрабатывающих Юрубчено-Тохомское и Куюмбинское месторождения, сообщили, что к 2017 г. они смогут заполнить нефтепровод Куюмба-Тайшет на 1,1 млн тонн нефти..

«Гарантии по прокачке никакие не предоставлены, мы продолжаем стадию переговоров в части оформления условий "качай или плати" или иных, которые будут гарантировать к определенному сроку тот объем нефти, который компании должны будут сдать в нефтепровод», - сказал вице-президент."

Другими словами, нефтяники и нефтепроводчики ошиблись в расчетах в соотношении 1 к 15. Стоит ли об этом сейчас говорить? Конечно, стоит. Об этом нужно кричать и размахивать руками. На совещаниях. Что и делает Сапсай. Но не в СМИ. Нефтепровод Куюмба -Тайшет стоит, по меньшей мере, 120 млрд. рублей. И он, получается, не нужен в запланированные сроки и с проектной мощностью. Пресс-служба "Транснефти", публикуя такие новости, всеми силами старается, чтобы правительство РФ изменило постановление и остановило стройку?

Бюджету сейчас очень нужны деньги. Кто останется с носом, точнее, с трубой, наполовину закопанной в землю? С кредитами, которые должны будут покрывать за счет налогоплательщика? И кого отправят в отставку?

Добыча углеводородов не так точна, как растениеводство в аптекарском огороде, но нефтяники ни за какие баррели не признаются, что ошиблись на порядок.



  • Flag

ООО "ЦУП ВСТО" засекретило данные о строительстве нефтепровода Куюмба-Тайшет. Последнее сообщение о возведении объектов "Куюмбы" датировано 17 декабря прошлого года. Это была информация о сварке первого стыка нефтепровода с участием вице-президентов "Транснефти" Михаила Баркова, Юрия Лисина, Алексея Сапсая, губернатора Красноярского края Льва Кузнецова и других высокопоставленных лиц. С тех пор, ни слуху ни духу.

Только однажды, 19 марта 2014г. на конференции "Argus Нефтетранспорт" заместитель директора департамента инвестиционных проектов материнской компании, ОАО «АК «Транснефть» П. Солонин показал слайд с информацией, что на объекте ведутся сварочно-монтажные работы, "сварено 72,9 км из 694,7 км" трубы.

За пять дней до этого выступления на "ЦУП ВСТО" появился новый генеральный директор Максим Орлов.

-"Мне запрещено вам сообщать что-либо, -заявил "pro-transneft" официальный представитель строительного предприятия Марк Иманов.- "Присылайте официальное письмо." Pro-transneft" направило официальное послание, но и оно не удовлетворило пресс-секретаря.

Причина такой секретности возведения объекта, на котором трудятся более трех тысяч человек, пока непонятна. Но обычно это происходит не из-за врожденной скромности строителей нефтепроводов.

Последнее сообщение на официальном сайте ООО "ЦУП ВСТО" говорит о выплате 42 млн., рублей "семейным (родовым) общинам коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» и «Мадра» в качестве компенсации убытков, причиненных в результате деятельности по строительству нефтепровода. Может, в этом послании и сокрыта тайна "Куюмбы"? Шаманы-люди серьезные.

"Ввод 1-й очереди нефтепровода Куюмба -Тайшет в эксплуатацию предусмотрен в четвертом квартале 2016 года. Трасса проходит по территории Эвенкийского, Богучанского и Нижнеингашского районов Красноярского края и Тайшетского района Иркутской области, протяженность маршрута — около 700 км. Основной целью проекта является обеспечение приема в систему магистральных нефтепроводов АК «Транснефть» нефти новых месторождений Красноярского края — Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского. Пропускная способность нефтепровода Куюмба — Тайшет составит до 15 млн т нефти в год. Этот объем определен исходя из учета заявок добывающих компаний. Стоимость проекта оценивается в 134,8 млрд руб. Мощность системы определена возможностями нефтяных компаний «Славнефть-Красноярскнефтегаз» (контролируется «Роснефтью») и «Газпром нефть», разрабатывающими Куюмбинское месторождение, и «Восточно-Сибирской нефтегазовой компании» («Роснефть»), работающей на Юрубчено-Тохомском месторождении."(Данные ИА "Интерфакс").

Слайд ОАО "АК "Транснефть":

  • Flag

Медовый месяц" май PR -департамента и pro-transneft(и) закончился, и можно трезво окинуть взглядом результаты, на которые скромно рассчитывали наивные люди, затеявшие этот безнадежный проект.

Публикация одного интервью, с дотошно расставленными знаками препинания, это крохотный, но шаг навстречу светлому, безошибочному будущему. Исправление пресс-релиза о Черноморской регате-дивный акт сотрудничества. А написание второго пресс-релиза, буквально вымоленного pro-transneft, коим упомянут был невинно забытый глава государства, вселяет толику надежды. Есть уверенность, что и восстановленный в должности помощник Президента РФ Игорь Левитин, поставил за здравие пиарщиков "Транснефти" толстую свечку.

Ну, а теперь о достижениях по порядку:

1. Азы. Грамматика

Страстные упования pro-transneft на предмет соблюдения правил чистописания привели к тому, что многие стали внимательнее относится к текстам. Некоторые в битве за чистоту русского языка даже бросаются на амбразуру совместного с "ЛУКОЙЛом" пресс-релиза. Укрепляется дружба с запятыми и тире. Пока стороной обходятся кавычки, но уже отмечаются взгляды в их сторону без агрессии.

2. Азы. Стилистика

В этой сфере дела обстоят хуже, но не без движения. Так, например, мы уже уверенно вместе исправляем тавтологическую ошибку "по стандартам отчетности МСФО" на "результаты деятельности по МСФО" и смело заменяем фразу "по итогам за первый квартал" на "по итогам первого квартала". Правда, в следующий раз, оставшись в одиночестве, коллеги с разбегу плюхаются в ту же тавтологическую "лепешку", формулируя " отчетность по стандартам отчетности".
http://transneft.ru/newsPress/view/id/1101

3. Азы. Жанровое разнообразие

Радиостанция Business FM остается пока единственным СМИ, выжившим после "восстания машин". Знаменитая фраза Джона Коннора из последнего "Терминатора":"Если вы меня слушаете, значит вы и есть сопротивление",- рефреном звучит в кабинетах PR -департамента. Есть надежда, что "человеки" победят бездушное железо, и в Москве появятся иные, кроме Business FM средства массовой информации, доступные для "Транснефти".

Критика "мелкотемья" сообщений PR-департамента дала определенные всходы.

Последние два пресс-релиза (от 30 мая), как фары кареты "Скорой помощи" осветили широкий проспект производственной деятельности компании, до тех пор пребывавший в тусклом свете керосиновых лампад, коптивших углы спонсорских мероприятий.

Самое время осваивать такие термины, как: нефтепровод, насос, запорная арматура и другие скучные слова. В компании начата глобальная стройка и генеральный ремонт. Не сегодня- завтра - собрание акционеров.

К сожалению, пока больше всех находится в фокусе внимания активность одного подразделения, а именно, пресс-службы, его собрат, PR-отдел остается чаще в засаде. Но это не значит, что "заваливать" мероприятия пиарщики умеют хуже других. Об этом свидетельствуют результаты попытки "живописать" участие компании в финансировании Черноморской регаты. Есть кроткая надежда исправить эту явную несправедливость.

А пока справедливо просить - поручать PR-отделу больше, чем одно публичное мероприятие в полгода. Безопаснее - без участия первых лиц.
Бег в мешках, катание с горок, лоббирование многомиллионных PR-контрактов не считается полезной деятельностью. Хотя, если читатели укажут, есть готовность осветить и этот примечательный "уголок Дурова".

Заявить что-либо вразумительное о сувенирно-выставочных отделах не представляется возможным; в pro-transneft нет специалистов по "бижутерии" для естественных монополий.

6. Планирование

Планирование PR-деятельности также важно, как проектно-изыскательские работы при строительстве. Пока в этой области можно уверенно сказать одно: тот, кто начнет проводить ПИРы в PR "Транснефти", уже сегодня счастливо лишен необходимости что -либо переделывать, а с чистого листа стартовать, как известно, легче.

Первейшая задача:

Закончить вольницу "Гуляй-поля" в PR-департаменте, спланировав хотя бы на лето работу сотрудников.

Делается это примерно так: в меру упитанная сотрудница бежит по вице-президентам, собирая в котомку данные о курируемых структурах.

Добывается, допустим, в ведомстве вице-президента А. Сапсая любой проект и, тыча пальцем в сроки реализации, намечается командировка в район сдачи того или иного объекта. Лучше "тыкать" в проект "Юг", там теплее. И прихватить с собой фотоаппарат "мыльницу".

Меморандум:

Коллеги, у журнала отсутствует желание "свалить" кого-либо, нет никакой власти, никаких полномочий и пристрастия к последним. Мы просто говорим: "Мадам, вы кушали щей у тети Софы, и капуста задержалась на вашей чудесной кофте."

Есть ли шанс искоренить все ошибки? Конечно-нет.

Пока еще теплится утлая надежда исправить ситуацию представленным здесь, не самым оптимальным, удаленно-публичным способом.

Единственное, что может всем помочь и, что имеется в достатке, это упрямство неистощимого желания казаться лучше в примитивном ремесле "общественного связиста".

Статистика:

За прошедшие две недели материалы pro-transneft прочитали более 400 человек(данные -"LJ"). Посещаемость растет. И блог уже целых три дня не называли "унылым" и "непрофессиональным". Надеемся дожить в таком статусе до окончания просмотра первого читателя настоящего материала.

Благодарности:

Искренняя благодарность всем, кто помогал в эти две недели, в особенности, инженерно-техническому персоналу центрального аппарата, дочерних обществ "Транснефти" и отраслевым журналистам.
Отдельное спасибо "Нефтяному форуму angi.ru", engineering_ru, oilreview, "neftegaz.ru".

Если завтра руководство "Транснефти"почем зря СМИ начнут обвинять в коррупции, то удивляться будет нечему. Почему? А вот из-за этой фразы, которая распространяется PR-департаментом самой компании: "Обьем финансирования инвестпрограммы до 2020 года составит 1,99 трлн рублей." Эта пара триллионов рублей похожа на двухголового петуха, которого пиарщики гоняют по "публичному минному полю" уже третий месяц.

Рекламировать инвестпрограмму чаще всего невыгодно. Вспомните, хотя бы принятие госбюджета, а это та же инвестпрограмма,- оно всегда проходит со скандалом; при дележе пирога вечно остаются недовольные. Пиарить же инвестиционный план монополии - невыгодно вдвойне. Это уже даже не раздача средств, а объявление суммы денег, которые отнимут законным путем у простых граждан, Поначалу их, конечно, заплатят другие, -предприятия, фирмы, - но, в конечном итоге, отдуваться придется рядовому налогоплательщику.

Поэтому обсуждение инвестпрограмм таких монстров, как Газпром или РЖД до некоторых пор проходили по-тихому. А когда РЖД объявило о желании построить скоростную дорогу в Казань за более чем 1 триллион рублей, тут и пришел конец железнодорожному плану инвестиций. Не скоро теперь железнодорожники захотят в открытую лоббировать свои желания.

В случае же продвижения планов по развитию "Транснефти"- разговор особый. Первые, кто получит увеличенные счета за прокачку углеводородов, - это нефтяные компании; они умеют лоббировать в госорганах, а уж в СМИ им равных нет. Поэтому, голые цифры с двенадцатью нулями для них, как злые пчелы для медведей. Они не преминут лишний раз пнуть пасечника в лице "Транснефти". Тем более, что такая возможность предоставляется PR-департаментом самой компании в качестве медвежьей услуги.

Так выглядит, например, последний пресс-релиз, посвященный совещанию в Краснодарском крае.

Здесь 15 мая собрались руководители подрядных организаций, чтобы услышать о планах по развитию трубопроводного транспорта на юге России. Но PR-служба сообщает публике федеральные цифры программы, рассчитанной на много лет вперед, до 2020 года. Опять звучат пресловутые триллионы рублей, которые много раз уже были опубликованы и Правительством и корпорацией.

Вице- президент "Транснефти", А. Сапсай, основной докладчик на встрече, говорит о конкретных задачах предприятий ЮФО, а пиарщики твердят о 500 миллиардах мифических рублей, которые решено потратить только на новые объекты.

Этих денег еще нет, их предстоит заработать, взять в кредит, выбить из бюджета; непонятно, что это, вообще, будут за деньги к 2020 году. Может статься, что благодаря инфляции, они превратятся в сумму зарплаты группы воспитательниц детского сада. Но PR -департамент стоит на своем.
Президент компании Николай Токарев говорит о реальных изменениях, "нетривиальных подходах", в организации работ дочерних компаний " Транснефти", а "общественные связисты" талдычат о необходимости в два раза быстрее освоить огромные средства.

Вдобавок, встык к интервью президента распространяется информация о том, что совещание "Транснефти", проходило в штаб-квартире "Велесстроя". И тут же "приклеивается синхрон" его руководителя Михайло Перенчевича. Только ленивый не захочет поглумиться над логической цепочкой, созданной ИТАР -ТАСС или телеканалом "Россия 24" , звучащей примерно так: "2 трл. рублей госкорпорации, нетривиальный подход, частный подрядчик."

Может, стоит вспомнить, что инвестпрограмма "Транснефти" это прежде всего глобальная стройка: сотни километров нефтепроводов, дорог, линий электропередач и тысячи рабочих мест?

Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" учреждено в соответствии c указом Президента Российской Федерации N 1403 от 17 ноября 1992 года и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года № 810 и является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР.

Руководство организации:
Совет директоров:

Токарев Николай Петрович - Председатель правления, президент ОАО «АК «Транснефть»

Маттиас Варниг - Председатель Совета директоров ОАО «АК «Транснефть»
- Член Совета директоров ОАО «АК «Транснефть» (независимый директор)
Гришанков Михаил Игнатьевич
Катькало Валерий Сергеевич - Член Совета директоров ОАО «АК «Транснефть» (независимый директор)
Мишарин Александр Сергеевич - Член Совета директоров ОАО «АК «Транснефть» (профессиональный поверенный)

Об организации:
"Транснефть" включает в себя около 50 тыс. км магистральных нефтепроводов диаметром от 420 до 1220 мм 386 нефтеперекачивающих станций, 833 резервуаров емкостью около 15 млн куб м. Транспортирует 93% добываемой в России нефти.