«Поэт и Гражданин», анализ стихотворения Некрасова. Николай Некрасов — Поэт и гражданин (Поэма): Стих Некрасов не очень лестный приговор

Цель: знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.

Задачи:

  • воспитание чувства гордости за свою страну;
  • развитие интереса к истории России;
  • расширение кругозора.

Ход классного часа

Учитель: Наш классный час я начинаю со слов Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». И в конце нашего классного часа я хочу,что бы вы сказали, почему я поставила вопрос в конце предложения. И сказали мне, что означают эти цифры…Что же нужно делать, чтобы стать достойным гражданином своей Родины?

– Как называется наша Родина?

Учащиеся: Наша Родина называется – Россия. (слайд 1)

Учитель: Как называют людей, живущих в России?

Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.

Учитель: Почему к Москве у нас особое отношение?

Учащиеся: Москва – это столица нашей Родины. (слайд 2)

На столе перед вами пазлы , я прошу вас собрать картинку.

ЧТО это?

Учитель: Это символы государства?

.

Учитель: Правильно. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

Собираем еще один пазл!

– А кто знает, что такое Конституция?

Учащиеся: Конституция – это основной закон государства.

Учитель: Верно.

– В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы

Учитель: Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. В этом году конституции исполняется 20 лет.

– Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно.

– В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование... ».

Какие же права есть у вас, школьников?

1.Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

У: - В Конституции записаны не только права, но и обязанности.

Какие же обязанности у школьника? Прочитайте.

1. Уважать друг друга.

2. Культурно вести себя.

3. Ходить опрятным.

4. Выполнять устав школы.

– Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.

– В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А что значит слово «федерация»?

Учитель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз».

– Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.

– Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:

– «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

– И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

Учитель: Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу.

– Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил - Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет». (слайд 15)

– Кто является президентом в России в настоящее время?

Учитель: Что такое Государственная Дума? Чем она отличается от правительства?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Государственная Дума выбирается народом сроком на 4 года, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране. Это исполнительная власть.

Учитель: Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» Что он хотел этим сказать.

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.

Ключевое слово этой недели – "гражданин". События последних дней заставляют вспомнить о том его единственном значении, что использовалось в XIX веке. Не принадлежащие ни к каким партиям и официальным структурам, люди объединяются, чтобы спасти от вырубки Химкинский лес и сквер в Калининграде , а в Москве под палящим солнцем пытаются воспрепятствовать сносу усадьбы Алексеевых . Сообщения о таком проявлении гражданской позиции, о гражданской активности стали все чаще поступать из самых разных мест.

И все же, вроде бы понятная строчка из Некрасова "поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" – сегодня нуждается в комментариях. В Большом лингвострановедческом словаре "Россия", подготовленном Институтом русского языка имени Пушкина, читаем: "Слово "гражданин" имеет и высокий политический смысл – так называют сознательного члена общества, заботящегося о его благе".

В современном русском языке доминирует другое значение, родственное тому, что до Февральской революции 1917 года обозначалось как "подданный". Слово доктору филологических и юридических наук Елене Галяшиной :

Гражданин – это человек, находящийся с государством в определенной правовой связи, которая именуется "гражданство"


– Гражданин – это человек, находящийся с государством в определенной правовой связи, которая именуется "гражданство". То есть человек, обладающий всей совокупностью прав, обязанностей и ответственности, предусмотренных Конституцией. Поэтому слово "гражданин" необходимо четко связывать с понятием "гражданство", которое указывает на правовую связь человека и государства, определяет совокупность взаимных прав, обязанностей и ответственности друг перед другом государства и его граждан. Если говорить более подробно, то гражданство – это устойчивая принадлежность человека к определенному государству. Все это свидетельствует о том, что, с одной стороны, государство гарантирует своим гражданам определенные права и свободы, защищает их самих и их собственность от насилия и от произвола. С другой же стороны, граждане обязаны соблюдать законы государства и выполнять установленные им обязанности, своим трудом содействовать укреплению государства, оберегая его авторитет, и – в случае необходимости – защищать. Именно совокупность прав и обязанностей составляет политико-правовой статус любого гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства.

– Так в официальных документах. А как вы думаете, почему очень устойчивым стало обращение "гражданин", скажем, в тюремной жизни? Почему там обращаются "гражданин начальник"?

– Потому что в русском языке, к сожалению, вообще связанных с обращением форм достаточно мало. Те формы, которые ранее были приняты – "сударыня", "господин" – не очень приживаются на нашей почве. И достаточно общее наименование "гражданин начальник" не связано с юридической трактовкой этого слова. Такое обращение, которое существует в милицейской или в правоохранительной среде, дистанцирует человека, который является подозреваемым или обвиняемым, от тех, кто занимается уголовным преследованием. Однако, по моим наблюдениям, обращаться "гражданин начальник" сейчас уже не принято.

Официальное слово "гражданин" – старинное. Так же, как в паре "город – град", ему соответствует "горожанин", а это в русском средневековье не просто житель города, но обладающий правами свободный человек.

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживет...

Н. А. Некрасов

Певец труда и борьбы, продолжатель традиций поэтов-декабристов, Н. А. Некрасов всегда призывал людей строить свою жизнь в духе революционно-демократических идеалов. Анализируя взгляды и стремления поэта, можно сказать, что это был смелый поэт-трибун, настоящий поэт-гражданин.

Идти к «униженным» и «обиженным» - вот основная задача поэта и поэзии. Это убеждение Некрасов пронес через всю жизнь. Свою творческую и жизненную позицию поэт наиболее ярко выразил в стихотворении «Поэт и гражданин», которое стало поэтическим манифестом демократического направления в литературе. В произведении автор провозглашал общественную направленность поэзии, утверждал ее активное участие в жизни и определял саму роль поэта-гражданина как общественного трибуна. Здесь наиболее ярко раскрываются взгляды Некрасова на назначение поэзии в жизни. Автор развил в своем стихотворении то понимание политической направленности поэзии, которое было присуще декабристам. Он выступал защитником высокоидейного гражданского искусства, проводил мысль о единстве революционного слова и дела.

Подлинная поэзия всегда неразрывно связана с жизнью. Это правило Некрасов утверждает в своем стихотворении, этому правилу он сам следовал на протяжении всего творческого пути. Автор здесь вовсе не отрывает Поэта от «служения искусству», но требует сочетать его со служением «благу ближнего», высоким и гуманным целям. Он отрицает и осуждает стремление уклониться от разрешения острых вопросов современности, отойти в сторону от надвигающейся революционной бури. Поэт и Гражданин вовсе не противопоставляются один другому. Некрасов никогда не признавал упрощенного противопоставления: или поэт, или гражданин. В своем произведении он лишь ведет внутренний диалог, спор, приводящий к единственно верному выводу:

Не верь, что неимущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих!

Не верь, чтоб вовсе пали люди;

Не умер бог в душе людей,

И вопль из верующей груди

Всегда доступен будет ей!

Поэт, по словам Гражданина, должен выступать с защитой обездоленных, угнетенных народных масс, и только тогда он обретет подлинную творческую силу:

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви...

Но основная мысль произведения - утверждение гражданской позиции - являлась, согласно взглядам Некрасова, обязательной не только для поэта, но и для каждого сознательного человека. И эта мысль еще не раз звучала в его творчестве.

Основой взглядов и стремлений поэта являлось служение народу. К этому же он горячо призывал и всех людей. Как истинный гражданин, Некрасов во всех своих произведениях «молил могущества» друзьям и «сулил проклятия» врагам народа, тем, из-за кого народ испытывал невыносимые страдания. Для поэта недостаточно было только лишь изобразить или отразить современность, он желал во что бы то ни стало преобразить, переделать ее. Именно поэтому он неустанно призывал к борьбе.

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...

Я видел красный день: в России нет раба!

В своих произведениях Некрасов рисует образ героя, чьи мысли и дела посвящены благородному делу освобождения народа, Делу служения Родине. Именно поэтому его герой - настоящий гражданин, преданный своему делу, бескорыстно служащий добру, тот, в ком кипит

Родник богатых сил природных -

Источник мыслей благородных

И честных бескорыстных дел!..

Жизнь для свободы, а не для себя, исключительная самоотверженность, преданность революционной идее является основной чертой человека, составляющего идеал Некрасова. Поэтому он в своих произведениях воспевает таких выдающихся деятелей, лучших людей того времени, как Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Шевченко.

Свои гражданские убеждения поэт всегда отстаивал с неугасаемой решительностью, невзирая на мнения критиков, которые оставались слепы к его мастерству и глубине выражаемых им идей. На их суждения он уверенно заявлял:

Мой судья - читатель-гражданин.

Лишь в суд его храню слепую веру...

Началом широкой известности Некрасова как поэта демократической направленности явился его сборник 1856 года. Введением к сборнику послужило программное стихотворение «Поэт и гражданин ». Стихотворение появилось в момент обострения общественной борьбы в канун 60-х годов. Некрасов в нем раскрыл свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта: быть гражданином, верным сыном своей родины и народа.

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой…

О том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, не раз был предметом ожесточенных споров в русской и мировой литературе. Задолго до Некрасова В. Жуковский спрашивал: «Кто есть поэт?» И отвечал: «Искусный лжец. Ему и слава, и венец». По мнению А. Фета, жизнь и искусство - это два различных мира, между которыми нет никакой связи.

«Я не поэт, а гражданин!» - воскликнул Рылеев. Пушкин, сравнивая поэта с пророком, призывал его: «Глаголом жги сердца людей! » Лермонтов сожалел о том, что голос поэта не звучит более «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Служение родине

И народу Некрасов, как и его предшественники, считает главной задачей поэзии:

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи…

В стихотворении появился и достаточно традиционный образ грозы как символ приближающейся революционной бури:

Но гром ударил; буря стонет

И снасти рвет, и мачту клонит…

В стихотворении резко противопоставлены позиции двух людей: страстная гражданственность одного и уход от общественных интересов другого. Некрасов считает, что поэт, отказавшийся от служения обществу, становится бесплодным, так как исчезает источник, который питает истинную поэзию. Второй и, скорее, главный герой стихотворения - гражданин. Он обращается к поэту, который изнемог в борьбе и «сложил смиренно руки», с призывом, который воспринимался как призыв ко всем честным людям:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Монологи гражданина напоминали читателям 50-60-х годов поэзию декабристов, вольнолюбивые стихи Пушкина и Лермонтова. Поэт и гражданин словно поменялись ролями: гражданин говорит как поэт, так как проповедует высокие идеалы, а поэт - как человек, погруженный в прозу жизни. Но в последнем монологе поэта мы слышим иное. Ирония и безразличие исчезают. Их сменяют скорбь и раскаяние. Мы понимаем, что слова гражданина пали на благодатную почву. Мыслям, высказанным в стихотворении «Поэт и гражданин», Некрасов оставался верен в течение всей своей жизни. Оно стало вместе со стихотворением «Элегия» (1874) программой и оценкой творческой и гражданской деятельности поэта. Он писал:

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен…

Для многих поэтов XIX и XX века гражданская направленность поэзии Некрасова стала несомненным творческим и эстетическим образцом.

Влияние некрасовской поэзии испытали на себе Исаковский, Твардовский, Сурков, Симонов и другие поэты. В наше сложное время, ломающее многие идеологические, социальные, эстетические каноны, поэзия Некрасова не утратила своего гражданского значения, предлагая нам высокие образцы патриотической лирики, которая, к сожалению, перестала быть популярной в современной литературе.

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан

Поэзия Некрасова продолжила традиции русской литературы, завещанные прогрессивными писателями предшествовавших эпох: Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Некрасов был подлинным поэтом-гражданином, чей поэтический голос звучал «как колокол на башне вечевой во дни торжества и бед народных». Он был признанным вождем революционно-демократически настроенной части общества того времени. Вся жизнь Некрасова явила собой пример служения борьбе за счастье народа.

Некрасов с первых шагов литературной деятельности размышлял о назначении поэзии и поэта в обществе. Небольшое стихотворение «Тот не поэт» заканчивается словами:

Кто у одра страдающего брата

Не пролил слез, в ком состраданья нет,

Кто продает себя толпе за злато,

Тот не поэт!

Уже в ранних своих произведениях, относящихся к началу 40-х годов, Некрасов выступает как поэт-гражданин, основными темами творчества которого являются судьбы Родины и своего народа. В стихотворении «Забытая деревня» и «Размышления у парадного подъезда», которые были написаны в период общественного подъема, поэт подводит нас к широким политическим обобщениям: вся Россия - это нищая и бесправная «забытая деревня», во всей России простой человек-труженик не знает счастливой жизни. Как призыв ко всеобщему возмущению прозвучал заключительный аккорд «Размышлений…», обращенный к народу: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Царская цензура запретила это стихотворение, увидев в нем революционный призыв.

В «Песне о Еремушке», написанной в этот же период, рабской житейской мудрости, порожденной крепостническим. укладом, поэт противопоставляет новую мораль, основа которой - вольная жизнь.

Свой поэтический манифест поэта революционной демократии Некрасов утвердил в знаменитом стихотворении «Поэт и гражданин», написанном в форме диалога Поэта и Гражданина. Мысли Некрасова о предназначении поэта и поэзии в этом стихотворении вложены, главным образом» в уста Гражданина. Гражданин (а вместе с ним и автор) выступает против сторонников «чистого искусства», которое уводит читателя от острых политических проблем в мир узко личных чувств и переживаний. Современники и идейные противники Некрасова (Майков, Фет и другие) видели в поэте лишь «жреца красоты», «избранного счастливца» и т. п. (Фет, например, писал о себе и о своих единомышленниках, что они «искали в поэзии единственного убежища от всяких житейских скорбей, в том числе и гражданских»). Некрасов же считал такое мировоззрение недопустимым для поэта, который своим талантом должен прежде всего служить Отечеству и своему народу - быть гражданином:

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и, моря

И ласку милой воспевать.

В монологе Гражданина, где он касается этих важных для Некрасова тем - судьбы народа и Родины, - искренняя взволнованность и истинная страсть. Некрасов-гражданин призывает бороться за высокие общественные идеалы:

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром…

От имени русских революционных демократов поэт решительно заявляет, что истинный мастер слова должен служить

Своему народу:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи…

В стихотворении «Элегия», написанном в конце жизни, Некрасов снова обращается к вопросу о содержании и роли поэзии в обществе:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая - «страдания народа»,

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! Не стареет она.

Именно в служении народу Некрасов видел цель и смысл своего творчества и именно так он понимал свой долг как поэта:

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру, неведомый ему.

Но я ему служил - и сердцем я спокоен…

Да, Некрасов, действительно, служил своему народу! Его поэтическая дума была неразлучно связана с народной думой, скорбь его неотъемлема от великой народной скорби, переполнявшей русскую землю. Поэт верил в великие силы, бродившие в темной массе народа, и только от пробуждения народного ждал поворота к новой, лучшей, свободной жизни.