Что такое овербукинг и как его избежать. Не оказаться за бортом: Что такое овербукинг и как защитить свои права

Овербукинг авиабилетов - это когда продают больше мест в самолете, чем есть на самом деле. Те, кто регулярно приезжает в аэропорт к окончанию регистрации, наверное, уже сталкивались с этим, т.е. вам отказывали в посадке из-за того что все места заняты.

Но как такое возможно, если заранее известно, сколько билетов продано и сколько мест в самолете?

Причины овербукинга

У овербукинга две причины, одна техническая – это замена борта в результате каких-либо неполадок. Например, на рейс заявлен Airbus A321-200 на 169 мест, но по техническим причинам самолет пришлось заменить на Airbus A320-200 на 156 мест. Если все места в самолете были куплены, то получается, что 13 человек полетят другим рейсом.

Вторая причина – экономическая. Рейсы большинства авиакомпаний загружены примерно на 65-75%, несмотря на это, билетов продается гораздо больше. Дело в том, что не все пассажиры, купившие билет, полетят. Одни опоздают, другие передумают в последний момент и так далее.

Некоторые тарифы предусматривают аннулирование билета и изменение даты вылета даже в случае no-show.

No- show – неявка на рейс. С какого момента считается no- show, зависит от авиакомпании. У одних это при опоздании на регистрацию, у других – на посадку или вылет самолета.

Хоть пассажиру в большинстве случаях и приходится платить штраф, его размер все равно не компенсирует потери авиакомпании от свободного места в салоне. Чтобы окончательно не уйти в минус, ВСЕ авиакомпании используют овербукинг.

Процент овербукинга на конкретном рейсе зависит от многих факторов: сезона, данных о статистике no-show на конкретном рейсе и т.д.

Чаще всего столкнуться с овербукингом можно в разгар туристического сезона на популярных направлениях. А также перед и сразу после праздников, когда многие летят домой или, наоборот, на отдых.

Что делать, если вы столкнулись с овербукингом?

Если на рейсе был овербукинг и все пассажиры прибыли на регистрацию, то для тех, кто пришел на регистрацию позже всех, есть два варианта развития событий:

Первый: если у вас был забронирован билет в первый или бизнес класс, а свободные места в экономе еще остались, то вы полетите, но класс обслуживания вам понизят.

В этом случае вы имеете право на возмещение стоимости билета, в зависимости от расстояния перелета:

1) 1500 км и менее – 30% от стоимости билета.
2) 1501 км -3500 км, (кроме перелетов между странами ЕС и заморскими территориями Франции) – 50% от стоимости билета.
3) Все перелеты, не попадающие под пункты (1) и (2) – 75% от стоимости билета.

Второй: вам откажут в посадке. По правилам, сотрудники авиакомпании должны спросить у остальных пассажиров, хочет ли кто-нибудь уступить вам свое место в обмен на бонусы авиакомпании. Если добровольцев не нашлось – то, увы, на этом рейсе вы не улетите.

В этом случае у вас три варианта:

1) Не лететь и вернуть полную стоимость авиабилета (даже если тариф был невозвратным) или ту часть билета, которой вы не воспользовались.
2) Полететь ближайшим рейсом другой авиакомпании в тот же пункт назначения или ближайший к нему.
3) Полететь в другую дату той же или другой авиакомпанией.

Если вы решили лететь ближайшим свободным рейсом, то авиакомпания обязана бесплатно предложить вам:

  • Питание (или закуски) в зависимости от времени ожидания следующего рейса
  • Проживание в гостинице
  • Транспорт между аэропортом и местом временного проживания
  • 2 телефонных звонка, телекс или факс, или электронную почту.

Кроме этого, вы можете потребовать от перевозчика материальную компенсацию, которая также будет зависеть от расстояния перелета:

1500 км и менее – 250 EUR
1501 – 3500 км – 400 EUR
Все остальные – 600 EUR

Обратите внимание, что размер компенсации может сократиться на 50%, если альтернативный вариант перелета пребывает на место назначения с опозданием на:

  • Два часа при перелетах на 1500 и менее км.
  • На три часа при перелетах на 15001 – 3000 км.
  • На четыре часа в остальных случаях.

Овербукинг и его плюсы для пассажиров

Как мы уже писали выше, если в вашем классе обслуживания не осталось мест, то вам его могут понизить. Но! Если билет был приобретен в эконом класс, а в бизнесе места еще остались, то вас могут пересадить в бизнес.

Пересаживают не всех, как правило, в таких ситуациях, в первую очередь апгрейд до бизнес класса предлагается участникам бонусной программы авиакомпании, если таковых нет, то у вас есть шанс.

06 Сен 2012 Анна Комок Метки:

Наказывать авикомпании за овербукинг. Проект выдвинул депутат от «Справедливой России» Игорь Ананских. Он требует, чтобы невместившимся пассажирам возвращали сумму билета в десятикратном размере.

«Но мы должны попасть на этот самолет»

Для компаний овербукинг – решение проблемы, а пассажиры часто попадают в затруднительное положение. Как правило, если кто-то остается «за бортом», авиакомпании компенсируют неудобства клиента: предлагают место бизнес-класса на другом рейсе, оплачивают проживание в гостинице, сотовую связь, питание. Но обычно это делается при условии, что вылет задержался на достаточно долгое время. У «Аэрофлота», например, это время составляет 12 часов.

Овербукинг придумали в США в середине 1950-х. В то время авиакомпании разрешили клиентам отказываться от билета в любое время. Но возникла проблема: каждый раз примерно 10% человек стали не приходить на посадку. Чтобы решить проблему, компании стали практиковать перебронирование, и это снизило убытки.

Как авиакомпания выбирает счастливчиков

В ситуации, когда все пассажиры пришли на регистрацию, компания выбирает, кто полетит, исходя из нескольких основных факторов:

  1. Один пассажир купил билет бизнес-класса, а другой – обычный. Тогда велика вероятность, что полетит первый.
  2. Пассажир – инвалид или его сопровождающий.
  3. Один из пассажиров зарегистрировался раньше. Скорее всего, его и возьмут.

Также бывают индивидуальные ситуации, которые тоже влияют на решение руководства.

Овербукинг незаконен?

Нельзя сказать, что овербукинг – мошенничество. В США, например, процесс полностью легализован, а в законе четко прописано, на какую компенсацию имеет право невместившийся пассажир. Некоторые авиакомпании даже предупреждают о практике овербукинга.

«Пассажиры, внимание»

По закону в Америке компенсация предоставляется спустя час после запланированного прибытия. Как правило, если вас доставляют в пункт назначения в тот же день, то возместят до $650. В ситуации, когда компания не организует перелет, она обязана выплатить компенсацию в размере до $1300. При этом в Штатах законодательство позволяет авиакомпаниям ничего не возмещать, если лайнер заменили более маленьким в целях безопасности.

В Европе

В Европе тоже предлагают компенсацию. Клиенту должны возместить ущерб в течение трех часов с момента приземления самолета в точке назначения. Обычно выплата составляет €600. Также авиакомпания обязана предоставить альтернативу или вернуть полную стоимость билета.

В России

В России определенных законов, регулирующих процедуру, нет. Поэтому неясно, что делать пассажирам, не попавшим в самолет. К тому же в случае овербукинга авиакомпании списывают причины на технические сбои.

«Мы сейчас пропустим проверку безопасности и взлетим»

Сейчас Госдума хочет внести поправку к Воздушному кодексу и заставить авиакомпании выплачивать увеличенную сумму билета. Если закон все-таки примут, то последние могут понести убытки, хотя есть возможность, что ничего особенного не случится. Основные причины:

  1. Часть компаний может совсем отказаться от овербукинга. А это значит, что убыток с каждого рейса составит 7-10%.
  2. Другая часть продолжит практиковать овербукинг. При этом если пассажиров, пришедших на регистрацию, будет больше, чем мест в салоне, то придется выплачивать компенсации. Регулярность последних тоже идет в убыток.

Скандалы с овербукингом

В апреле 2017 года должен был быть . Изначально мест пассажирам хватило, но руководство решило посадить четырех сотрудников на борт. В итоге нескольких пассажиров без их ведома определили на другой рейс и заставили покинуть салон. История получила огласку в сети, после этого капитализация компании снизилась на $1 млн.

В России 14 сентября оштрафовали «Победу» за овербукинг : компания продала 196 билетов, когда мест было только 189.

Мнение экспертов

Овербукинг – это продажа большего количества билетов, чем мест на борту самолета. По статистике почти 10 % пассажиров по разным причинам не попадают на рейс. Если билет возвратный, то пассажир может сдать билет в последние минуты перед вылетом и даже после вылета. Кресло улетает пустым, и авиакомпания несет убытки из-за недозагрузки.Александра Скиба

Юрист компании Compensair

Овербукинг в России не запрещен и не разрешен, чем часто пользуются авиакомпании, так как это коммерчески выгодно. Пассажир, который столкнулся с ситуацией овербукинга, может претендовать на выплату штрафа в размере 25% от МРОТ, а также покрытия всех понесенных расходов. Если пассажир считает, что может претендовать на большую сумму, например, в рамках компенсации за моральный вред, то эти требования можно доказать уже в судебном порядке.

Час задержки в России сейчас, как правило, ничего не решает. С другой стороны, то, что нет ограничений для авиаперевозчиков в выборе условий для перевозки, создает дискомфорт для пассажиров. Ограничения в отношении овербукинга, таким образом, позволят защитить наиболее слабую сторону – пассажира.

На днях социальные сети потрясло видео, снятое 9 апреля на борту лайнера американской авиакомпании , на котором видно, как охрана силой выводит из салона пассажира, не желающего покинуть свое место в переполненном самолете. По данным СМИ, а также со слов других пассажиров данного рейса, мужчина отказался покинуть самолет после того, как представители компании предложили четверым добровольцам отказаться от своих мест в пользу сотрудников авиакомпании за компенсацию в 800 долларов. Официальная причина заключалась в переполненности салона.

1 /1


Когда добровольцев не нашлось, компания сама выбрала тех, кого предстояло снять с рейса, но один из пассажиров – врач из Кентукки – отказался выходить, на что компания отреагировала, вызвав охрану, которая силой вывела сопротивляющегося мужчину из самолета.

К сожалению, подобные ситуации, когда билетов продано больше, чем фактически есть мест в самолете, далеко не редкость. И хорошо, если разрешить такой казус удается мирным путем, или если компания идет навстречу клиентам и предлагает альтернативные варианты. А если нет? Именно поэтому каждому туристу стоит знать, что же такое овербукинг и как нужно действовать, если вы окажетесь в подобной ситуации.

Овербукинг. Что это такое и в чем причина?

Овербукинг (от англ. оverbooking – сверхбронирование) – это когда на рейс регистрируется больше пассажиров, чем может вместить самолет.

Чаще всего такое малоприятное явление возникает, если самолет в последний момент заменяют на менее вместительный борт (например, по техническим причинам), а все места уже проданы в расчете на больший салон. Еще одна причина – компании продают места «с запасом» на случай, если пассажиры, купившие билеты по самому дешевому тарифу, внезапно откажутся от них. Тут все понятно: сдавать такие билеты нет смысла, а компании просто не выгодны рейсы с полупустыми самолетами, вот и выходят из положения.

Но какая бы ни была причина, пассажир вправе требовать справедливости. Ведь даже если компания предлагает какие-либо бонусы в качестве альтернативы, для многих потеря времени в аэропорту в ожидании следующего вылета может быть существенным неудобством.

Итак, если вас отказываются сажать на борт, мотивируя это переполненностью салона, вы имеете право:

  • Потребовать компенсацию. Ее сумма зависит от длительности ожидания следующего рейса, и от дальности вашего перелета. Так, для , других украинских авиакомпаний, а также для тех, которые зарегистрированы в ЕС или выполняют рейсы из аэропортов на территории Евросоюза, компенсация такова: для полетов до 1 500 км - 250 евро; от 1 500 до 3 500 км - 400 евро; 600 евро для полетов дальностью более 3 500 км.
  • Авиакомпания также имеет право снизить размер компенсации на 50%, если пассажиру предлагают заменить его рейс на альтернативный. При этом время прибытия нового рейса не должно превышать запланированного на 2 часа для рейсов дальностью до 1500 км, на 3 часа для рейсов дальностью от 1500 до 3500 км, и на 4 часа для рейсов дальностью свыше 3500 км.
  • Чуть иначе обстоят дела в Штатах. Там, если вы ждете в аэропорту менее часа, или если новый рейс прибывает с опозданием в 1 час по сравнению с временем прежнего билета, компенсация вообще не предусмотрена. А вот если вы ждете 1-2 часа (и до 4 часов для международных рейсов), то вам должны выплатить компенсацию в размере 200 долларов.
  • Вы вправе требовать у авиакомпании повышение класса обслуживания при замене рейса, талоны на еду и связь и, в случае долгой задержки рейса, бесплатный номер в гостинице.

Обязанности компании:

  • В случае овербукинга, сотрудник авиакомпании на стойке регистрации должен поставить в ваш билет отметку, которая свидетельствует об отказе в регистрации из-за отсутствия мест на борту.
  • Если вы покупали билет на регулярный рейс, компания должна вернуть вам его стоимость или хотя бы предложить альтернативные варианты вылета на другое время/дату.
  • Даже выплатив вам компенсацию, компания все еще обязана доставить вас к месту назначения ближайшим рейсом и/или предоставить льготные услуги (питание, отель и т.д.).
  • Если новый рейс вылетает на следующий день, компания обязана предоставить пассажирам номер в отеле, питание и трансфер «аэропорт-отель-аэропорт».
  • Компенсация предусмотрена и за понижение класса с бизнеса до эконома при бронировании нового билета в течение 7 дней (30% тарифа для рейса длиной 1500 км, 50% для рейсов на 1500-3500 и 75% для рейсов длиной от 3500 км).
  • Американские авиакомпании обязаны выплатить компенсацию в размере двукратной стоимости полета в один конец (но не более 675 долларов), если пассажир был доставлен к месту назначения с опозданием в 1-2 часа от запланированного. В случае опоздания более 2 часов (более 4х для международных рейсов), вам положена компенсация в размере четырехкратного тарифа в один конец, но не больше 1350 долларов.
  • Если вы летите с авиакомпанией Евросоюза, они обязаны выплатить вам компенсацию в размере не менее 125 евро (максимум 600, зависимо от расстояния), даже если вам нашли рейс на замену.

А вы знаете, что купленный билет на самолет или бронь в отеле вовсе не гарантирует, что вы улетите/заселитесь этим рейсом? Если такое произошло, то с вами случился овербукинг.

Давайте разберемся, что же это такое за странное слово – овербукинг? Дословно оно означает «перебронирование». Он может возникнуть, когда авиакомпания или отель продаст один и тот же билет или номер не только вам. К сожалению, такие ситуации бывают, хотя и не должны.

Почему так получается?

Отели и авиакомпании зачастую продают большее количество мест, чем есть по факту. Зачем они это делают? Авиакомпании и отели ведут статистику, где указываются отмены бронирования и опоздания, в общем, вся та информация, где клиент не пользуется предоставляемыми услугами.

Исходя из этой информации, компании стали продавать больше билетов, чем есть на самом деле, чтобы не терпеть убытки – все места будут заполнены. Таким способом авиакомпании и отели минимизируют свои риски.

Когда случается овербукинг?

Овербукинг может произойти из-за форс-мажора, вроде поломки судна или непланового заселения в отель целой делегации китайцев. У тебя уже бронь на номер есть, но твое заселение произойдет завтра, но, черт возьми, сегодня приехала целая компания, и ее нужно куда-то деть. Всех разместили, все номера заняты, в том числе и твой.

А еще отели могут специально дать возникнуть овербукингу, чтобы потом путешественников раскидать по отелям с наихудшими условиями (обещая золотые горы). А с такой ситуации получит прибыль и турагентство и отель.

Что нужно делать, чтобы овербукинг не произошел?

Чтобы не остаться за бортом нужно:

Во-первых, самостоятельно бронировать отели, самолеты.

Во-вторых, на регистрацию являться в числе первых. А лучше регистрироваться заранее он-лайн. Часто регистрацию открывают за сутки и тогда можно не только забронить себе место, но, еще и выбрать самое удобное, например, у окошка или там, где твои коленки не будут впираться в переднее кресло.

Если все-таки попали:

Вам предложат вылететь ближайшим рейсом или заселят в другой отель. Вам могут повысить класс обслуживания, количество звезд или класс номера. Вам могут бесплатно организовать завтрак или даже поселить в отель бесплатно. Так же бывают случаи, когда вы можете улететь тем же рейсом, но уже в первом классе.

Требуйте компенсацию. Ее сумма может зависеть от времени ожидания и дальности перелета. К примеру, цифры могут быть следующими: до 1500 км – 250 евро, от 1500 до 3500 км – 400 евро, от 3500 км и выше – 600 евро.

Имейте ввиду, что авиакомпании могут снизить компенсацию в размере 50% если предложат альтернативный рейс. Притом, что время прибытия не превысит двух часов для перелета до 1500 км, трех часов – от 1500 км до 3500 км и 4 часа для рейсов от 3500 км.

А вот в США если вы ждете вылет с опозданием в час, то компенсация не предусмотрена.

Что должна сделать авиакомпания на случай овербукинга?

Поставить в билет отметку об отказе в регистрации.

Предложить альтернативные варианты рейсов.

При выплате компенсации, компания должна доставить вас до места назначения и предоставить льготы (отель, питание).

Если вылет завтра, то компания должна предоставить жилье, питание и трансфер.

Весной на американскую авиакомпанию United Airlines обрушилась волна ненависти и призывов к бойкоту. Причиной стало видео, на котором видно, как пассажира грубо выпроваживают из самолета. Причем билет у мужчины был и вел он себя нормально, но персонал United Airlines решил, что именно он должен покинуть самолет и уступить место сотруднику компании. Такая неприятная ситуация - один из видов овербукинга. Другой неприятный случай - отказ посадить пассажира на рейс из-за того, что в самолете закончились места. Недавно подобный скандал случился на рейсе российского лоукостера «Победа»: на борт не попала женщина с ребенком, страдающим ДЦП. Эксперты рассказали The Village, что такое овербукинг и как избежать неприятностей в аэропорту.

Что такое овербукинг и когда он появился

В переводе с английского «овербукинг» означает сверхбронирование. То есть на рейс приобрело билетов больше пассажиров, чем самолет может вместить. Как такое возможно? Есть три основные причины:

Авиакомпания продала больше билетов на рейс, чем есть свободных мест. Такая практика действительно существует. Она появилась в 50-е годы прошлого века в США. Маркетологи подсчитали, что около 10 % пассажиров не улетают рейсом, на который они купили билет. В итоге часть мест пустует. Авиакомпании решили продавать больше билетов, чтобы получить дополнительную прибыль. Такая стратегия чаще всего оправдывает себя, но иногда возникают конфликтные ситуации.

Сбой возник по техническим причинам. Когда у самолета перед полетом находят неисправность, его могут заменить на другой. Если новый борт будет менее вместительным, кому-то придется остаться и ждать нового рейса.

Авиакомпании срочно нужно отправить другого пассажира. Таким нежданным гостем может оказаться владелец VIP-карты или, как в случае с United Airlines, сам сотрудник авиакомпании.

Что делать, если вас не пускают на рейс

Найдите других пострадавших

Отыщите всех, кто попал в аналогичную ситуацию. Обязательно обменяйтесь контактами. Вместе будет проще добиться от авиакомпании выгодных условий размещения и компенсации за отмену полета.

Соберите доказательства

Проследите, чтобы сотрудник авиакомпании поставил на вашем билете отметку об отказе в регистрации из-за нехватки места. Запишите разговор с персоналом на видео. Зафиксируйте время, когда вам было отказано в доступе на самолет. Сохраните чеки по всем затратам, которые вы вынужденно совершали во время ожидания. Это поможет обосновать ваши требования.

Требуйте компенсацию

В зависимости от того, когда будет ваш новый рейс, потребуйте у сотрудников авиакомпании предоставить номер в гостинице и трансфер до нее, компенсировать расходы на связь и питание.

Пассажирам часто предлагают билеты на другой рейс с повышением уровня обслуживания без дополнительных доплат. Если же вам предложат билет ниже классом, требуйте вернуть разницу в стоимости.

Как получить компенсацию

Чтобы получить компенсацию, необходимо обратиться к перевозчику с письменным заявлением либо отправить онлайн-заявку. И в первом, и во втором случае потребуется приложить копию паспорта и посадочного талона.

Рассмотрение заявки длится в среднем более трех месяцев. Можно также попробовать добиться возмещения с помощью онлайн-сервисов. На некоторых из них есть возможность бесплатно проверить, попадает ли ваш рейс под компенсацию, загрузить нужные документы и отправить заявку. Авиакомпания может принять претензию и заплатить сразу. Если этого не произошло, но вы намерены бороться до конца, придется обращаться в суд.

Денежные компенсации в разных странах отличаются. Да и в разных авиакомпаниях - тоже. Вот цифры, на которые можно ориентироваться.

Евросоюз

Компенсация полагается за задержку рейса длительностью три часа и более, отказ в посадке на самолет, задержку или отмену вылета по техническим причинам, зависящим от авиакомпании.

250 евро - компенсация за несостоявшийся перелет дальностью до 1 500 километров по вине авиаперевозчика.

400 евро - компенсация за несостоявшийся перелет дальностью от 1 500 до 3 500 километров по вине авиаперевозчика.

До 600 евро можно получить за неслучившийся перелет внутри Евросоюза, вылет из аэропортов ЕС, Исландии, Норвегии, Швейцарии, а также рейсы европейских перевозчиков, прибывающих в аэропорты Евросоюза. Например, если европейская авиакомпания летит из Америки или Азии в Европу, то это также оценивается по европейскому законодательству.

Срок давности заявки на возмещение колеблется от трех до шести лет в зависимости от законодательства стран, с которыми работает авиаперевозчик. Компенсации не предусмотрены в случае терактов, забастовок и плохой погоды.

США

Если время ожидания меньше часа, то компенсации не будет. При ожидании от 60 до 120 минут полагается возмещение двукратной стоимости авиабилета, но не более 675 долларов. При ожидании свыше 120 минут - четырехкратная стоимость билета, но не более 1 350 долларов.

Россия

Если у вас возникли проблемы с внутренним перелетом или российская авиакомпания задерживает международный вылет, то размер компенсации будет незначительным. Пассажиру обязаны заплатить неустойку в размере 25 % от минимального размера оплаты труда за час задержки, но не более 50 % от перевозной платы.

Какие правила скоро изменятся

3 апреля 2017 года Россия присоединилась к международной Монреальской конвенции, предполагающей больший размер компенсации. Но для этого еще нужны поправки в Воздушный кодекс, а они только на стадии обсуждения в Государственной думе.

Монреальская конвенция защищает пассажиров в случае отмены или задержки рейса, утери багажа и смерти пассажира. Компенсации рассчитываются с помощью специальных прав заимствования (СПЗ). Это условная единица, в настоящий момент равная 80 рублям.

В случае утери, повреждения и опоздания багажа полагается компенсация до 1131 СПЗ - около 90 500 рублей.

За задержку рейса, согласно Монреальской конвенции, положена более значимая компенсация - до 4 694 СПЗ. Это почти 380 тысяч рублей каждому пассажиру. В случае гибели пассажира - до 113 100 СПЗ (9 миллионов рублей). Сейчас эта сумма составляет 2 миллиона.

Вместе с тем пассажирам не стоит рассчитывать на максимальные компенсации. Страны самостоятельно принимают регламенты и формируют судебную практику, которые по факту уменьшают максимальные суммы выплат. В России все вопросы с авиакомпаниями по суммам компенсаций будут решаться через суд.

Присоединение к Монреальской конвенции никак не повлияет на размер компенсаций при внутренних перелетах по России.

Как обезопасить себя и улететь вовремя

К сожалению, абсолютной гарантии от неприятностей не существует. Зато есть ряд правил, соблюдая которые вы максимально обезопасите себя.

Регистрируйтесь на рейс через интернет. Желательно заранее. При прочих равных кто первый успел получить посадочный талон, тот и проходит в самолет.

Если вы планируете регистрироваться на рейс у стойки авиакомпании, не опаздывайте. Неторопливые пассажиры чаще других оказываются в неприятной ситуации.

В какой бы стране вы ни находились, обязательно сохраняйте посадочный талон при задержке или отмене рейса.

Личный опыт

Розалия Каневская

PR-менеджер

Я стояла в очереди на регистрацию на утренний рейс «Аэрофлота» в последних рядах. В результате для меня и еще одного мужчины мест в самолете просто не хватило. Сначала говорили, что надо подождать, все ли пройдут на досмотр, - бывает, что люди заранее проходят регистрацию и не успевают на досмотр. Но все прошли.

В итоге перед нами очень извинялись, отправили в офис компании: там нам сказали, что забронировали для нас место в гостинице рядом с аэропортом и оплатили два приема пищи - как раз до следующего самолета. Но улететь я должна была утром, а прилетела в Москву только в восемь вечера. А днем должно было быть несколько встреч. Все пришлось отменять. У меня была банковская карта «Аэрофлот Бонус» - говорят, иногда такие карты помогают сесть на рейс, но в моем случае это ничего не значило.

Татьяна Роик

руководитель PR-агентства

Лет пять назад летела из Москвы в Симферополь. Поскольку поездка была важной, приехала заранее в аэропорт, что для меня редкость. На регистрации девушка сообщила, что самолет переполнен и, возможно, мне придется подождать следующий рейс. И отправила стоять в сторонке с другими людьми. Я была в шоке от такого развития событий. Никто не предупреждает о том, что такое может быть - по сути, тебе говорят: «Авиакомпания продала больше билетов, чем мест в самолете. Вам не повезло. Извините».

Меня, конечно, такое положение дел не устроило. Я летела на важный тренинг и не могла опаздывать, о чем и сообщила представителю компании. Не знаю, что сыграло свою роль - мой боевой дух или то, что я сильно заранее приехала в аэропорт. Скорее всего, и то и другое. Вообще, ситуация возмутительна: получается, что не повезло кому-то другому. Человеку, который, как и я, заплатил деньги и для которого эта поездка наверняка была не менее важной.