Социология управления. Методология и методы социологии управления. Прикладные социологические исследования проблем управления

Социология управления - это специфическая отрасль социологического знания, изучающая социальные основы, динамическую систему и процессы управления, их социальные функции и принципы, особенности управленческих решений и управленческой деятельности, степень их эффективности в условиях существующих в обществе социальных отношений.

Под социальным управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве какого может выступать общество в целом и его отдельные сферы: экономика, политика, социальная, духовная сфера или звенья (предприятия, учреждения, организации и т.п.) - с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики и целостности, их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение системы к заданной цели. Социальное управление осуществляется путем целенаправленного воздействия на условия жизни людей, их ценностные ориентации и деятельность, на их поведение.

Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении пяти взаимосвязанных его компонентов. Первый из них - деятельность органов управления (управляющая подсистема), как государственных, так и общественных, с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем, включая весь комплекс подбора, подготовки, переподготовки, расстановки кадров, их продвижения по служебной лестнице, отношения, складывающиеся между работниками аппарата управления при выполнении ими управленческих функций, специфику формирующихся у них интересов, предпочтений и ориентации.


Вторым компонентом управленческой деятельности, изучаемой социологией управления, является целенаправленное управленческое воздействие на управляемый аппарат, включающее целеполагание (социальное проектирование, планирование, регулирование" и т.п.) и целедостижение. Такое воздействие может быть внешним по отношению к управляемым объектам, когда орган управления находится за рамками данных объектов (например, министерство по отношению к входящим в состав соответствующей отрасли предприятиям или вузам), либо внутренним, т.е. самоуправлением, когда управление осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого управляемого объекта (например, дирекция Минского тракторного завода или ректорат Белорусского государственного университета).

Третьим компонентом управленческой деятельности, изучаемой социологией, выступает социальная самоорганизация, представляющая собой совокупность спонтанных процессов внутригруппового регулирования (общественное мнение, традиции, обычаи, социальные нормы, лидерство и т.п.), оказывающих регулирующее, управляющее воздействие на поведение и деятельность индивидов и их общностей (групп), на их ценностные ориентации и взаимоотношения.


Четвертым компонентом^ управленческой деятельности, которую исследует социология, является система управленческих решений (определенных "команд"), направленных на обеспечение целостности и сохранение или повышение качественных параметров управляемой системы, ее устойчивого развития, повышение эффективности ее функционирования и обеспечение адаптируемости к изменяющимся условиям окружающей среды, как при-* родной, так и, особенно, социальной.

Пятый компонент управленческой деятельности, составляющей объект социологического исследования, представляет анализ и контроль функционирования управляемой подсистемы, позволяющий оперативно корректировать ее деятельность в соответствии с изменившимися внутренним ее состоянием или внешними воздействиями (например, корректировка качества или количества выпускаемых фирмой товаров, их цены в связи с изменив-


шейся конъюнктурой рынка). Сюда же входит оценка деятельности управляемой подсистемы (завода, отрасли производства, учебного заведения, театрального коллектива и т.п.) с точки зрения соответствия социальным критериям, интересам, стремлениям и ожиданиям управляемых, анализ социальных последствий принимаемых решений, отношение к ним исполнителей, учет мнений и предложений исполнителей в целях совершенствования деятельности управляющей подсистемы.

Социология управления изучает также проблемы компетентности, ответственности, исполнительности, дисциплины сотрудников исследуемой социальной организации в их соотнесенности с управленческой деятельностью, поскольку соответствующие явления и процессы рассматриваются не просто как социальные качества отдельных индивидов-работников, но и как воплощение определенных социальных взаимодействий, которые возникают в процессе осуществления управленческих решений.

Оптимальное соотношение рассмотренных компонентов управленческой деятельности предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и пределов каждого из них, их непротиворечивого сочетания и взаимодействия. Например, руководитель любой организации - завода, вуза, банка, торговой фирмы и т.п. -заинтересован в том, чтобы как можно больший объем управленческих решений (распоряжений, заданий, указаний и т.д.) перевести из формы разовых воздействий в форму оптимально действующей системы в соответствии с целями, стоящими перед данной организацией.

Социология изучает управление как непрерывно осуществляющийся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему. Это воздействие не должно прерываться, а тем более прекращаться. Сама же непрерывность процесса управления обеспечивается непрерывностью движения информации. Субъект управления только потому способен воздействовать на управляемую систему, что непрерывно получает информацию об ее состоянии, равно как и о состоянии окружающей среды, об отклонениях в движении системы к заданной цели, перерабатывает эту информацию в решения, команды, передает их объекту управления, корректирует его пове-


дение, обеспечивая тем самым выполнение заданий программы. Всякий управленческий цикл начинается со сбора информации, ее осмысления; включает в себя переработку информации в управленческие решения и передачу последних исполнителям, и заканчивается получением новой информации, которая является исходной для нового управленческого цикла.

Разработка стратегии управления (перспективных целей и задач), выработка и выбор управленческих решений, организация их выполнения, регулирование и контроль, подведение итогов исходят из получения информации и ее преобразования в команды, но этим не ограничиваются. Они предполагают четкое распределение времени и выделение приоритетов в деятельности как системы управления, так и в управляемой системе. Как правило, управляющая система в своем функционировании сталкивается с множеством проблем, часть из которых являются срочными или несрочными, важными и не очень. Срочные дела требуют, чтобы ими занялись безотлагательно, и управляют нами, как марионетками. Яркий пример - звонок телефона. Руководитель может быть занят разработкой важного управленческого решения вместе со своими помощниками и экспертами, но если в этот момент затрещит телефон, и от руководителя потребуется выполнить некое срочное дело, он в большинстве случаев принимается за это дело^и откладывает выработку решения. Такова уж психология человека, управленца в том числе.

Однако срочные дела отнюдь не всегда являются важными. Срочность какого-либо дела требует быстрой реакции. Что же касается важных дел, то они требуют проявления инициативы, настойчивости и компетентности, активных действий, направленных на поиски новых возможностей оптимизации деятельности управляемой системы. Если руководитель то и дело поглощен решениями срочных дел, это приводит его к постоянному перенапряжению, к стрессам и кризисному мышлению, приводящему к небольшому и кратковременному эффекту. Если же управляющая подсистема (руководитель, управляющий и т.п.) в своей деятельности четко выделяет приоритеты, отделяет срочные, "пожарные" дела от важ-


ных и сосредоточивает свое основное внимание именно на этих важных делах, тогда перед этой подсистемой раскрываются широкие перспективы, устанавливается четкий баланс дел важных, как основных и срочных, так и сопутствующих; вырабатываются оптимальные управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, а управляемая система функционирует эффективно, устойчиво, без кризисов и сбоев, надежно. Поэтому в управленческой деятельности очень важное значение имеет правильное определение приоритетов и их неуклонное осуществление.

В социологии управления принято четко различать деятельность руководства и управленческую деятельность. Различие между ними известные американские социологи П. Дракер и У. Беннис определили следующим образом: "Менеджмент - искусство карабкаться по лестнице успеха, руководство - умение определить, к той ли стене приставлена лестница". Коренное различие между этими двумя видами деятельности можно понять, если представить себе группу шахтеров, которые врубаются в угольный пласт и добывают уголь для транспортировки его на поверхность земли. У них за спиной - организаторы работ (менеджеры, или управляющие) указывают, где и какие поставить крепления, внедряют усовершенствованные технологии, разрабатывают тарифы и ставки заработной платы, режим труда и отдыха работника. А руководитель - это тот человек, который в соответствии с геологической картой залегания пластов вдруг дает команду: "Остановиться, начать вырубку в другом направлении, ибо там пласты более мощные, а качество дела более высокое".

Работники шахты - рядовые шахтеры, мастера, инженеры, начальники смены и т.д. - в такой степени заняты повседневной работой, добычей угля, что даже не замечают, что они движутся по угольному штреку не в том направлении. А сверхдинамичный мир вокруг делает эффективное руководство все более необходимым, ибо только оно разрабатывает стратегию деятельности, определяет, нужно ли дальше наращивать добычу угля или, быть может, перепрофилировать угледобычу в другую, более эффективную деятельность, переобучив занятый персонал


для работы в другой, более эффективной сфере производства, например, в химической, как это делается сейчас в Рурском каменноугольном бассейне в Западной Германии.

Руководство разрабатывает стратегию деятельности организации, отрасли производства или целой страны, определяет цели ее развития и переориентирует ресурсы в правильном направлении. Управление же вырабатывает тактические средства достижения поставленных целей, определяет наиболее эффективные пути и средства реализации определенных руководством задач деятельности данной системы, будь это завод, шахта или футбольная команда.

Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф.У. Тейлором ("Основы научного управления"), А. Файолем ("Общее и промышленное управление"), Г. Эмерсоном ("Двенадцать принципов производительности"), Г. Фордом ("Моя жизнь, мои достижения") научных основах управления промышленным производством. Тейлор сосредоточил свое внимание на цеховом управлении, Эмерсон и Форд - на всем производственном процессе, а Файоль занимался преимущественно проблемами высшей администрации и общей организации производства.

Выражая сущность своей системы "научного управления", Ф. Тейлор писал: "Наука вместо традиционных навыков, гармония вместо противоречий, сотрудничество вместо индивидуальной работы, максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимально доступной ему производительности и максимального благосостояния".

Эти общие принципы научного управления производством были конкретизированы А Файолем в учении о шести основных операциях, осуществляемых предприятиями. Основное внимание он уделил анализу управленческих операций, без которых ни одно предприятие успешно функционировать не в состоянии. Он дал такое определение операциям управления: "Управлять - значит предвидеть, организовать, распоряжаться, координировать и контролировать". При таком понимании управление не


является ни исключительной привилегией, ни лично присваиваемой обязанностью начальника или директора предприятия, - это функция, разделяемая между управляющей и управляемой подсистемами общей и единой системы данного предприятия, осуществляемая вместе с другими его функциями - технической, коммерческой, финансовой и др. Тем самым А. Файоль, как и другие представители классической теории управления, сосредоточивает свое внимание на административных аспектах деятельности предприятия (организации).

Опираясь на эти выводы, один из классиков социологии М. Вебер разработал "идеальный тип" административного управления, обозначенный им термином "теория бюрократии". Основные характеристики этого "идеального типа" таковы:

1. Вся деятельность, необходимая для достижения стоящих перед организацией целей, расчленяется на элементарные, простейшие операции, что, в свою очередь, предполагает строгое формальное определение задач каждого из звеньев организации. Максимально возможное разделение труда создает условия для использования во всех звеньях управляемой системы специалистов - экспертов, которые несут полную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.

2. Организация строится на принципах иерархии, т.е. каждый нижестоящий служащий или каждое подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый служащий в административной иерархии отвечает перед вышестоящим начальником за решения и действия не только свои собственные, но и всех подчиненных ему лиц.

3. Деятельность организации регулируется последовательной системой абстрактных правил и инструкций и состоит в применении этих правил к частным случаям. Четкие правила и инструкции определяют ответственность каждого члена организации и формы координации их индивидуальной деятельности.

4. Нормальное функционирование организации в соответствии с рациональными стандартами исключает вмешательство личных соображений и эмоций, симпатий и антипатий, но базируется на "формалистической безличности", без гнева и пристрастия. Следовательно, уст-


ранение личностно окрашенных симпатий, предвзятости в служебных делах является наиболее благоприятным фактором, отвечающим подлинным интересам клиентов, а одновременно и справедливому отношению ко всем сотрудникам, развитию демократических принципов в деятельности администрации.

5. Служба в системе управления основывается на соответствии квалификации сотрудника занимаемой им должности, а служащие должны быть ограждены от произвольного увольнения. Служба в организации неотделима от карьеры, поэтому должна существовать система "продвижения" в соответствии со старшинством или успешной деятельностью, или тем и другим. Такая политика в отношении кадров призвана развивать "корпоративный дух" среди служащих, воспитывать у них инициативу и высокую степень лояльности к организации.

6. Наем организацией сотрудников основывается на профессиональных качествах кандидатов, причем должностные лица не выбираются, а назначаются, завися, таким образом, от вышестоящих начальников, а не от какой-либо группы избирающих. Всей деятельностью организации руководит специальный административный штат, в задачу которого входит обеспечение ее эффективного функционирования, в особенности функционирования ее каналов коммуникаций, ориентированных на достижение целей, поставленных перед организацией.

Придав первостепенное значение формально организуемым аспектам управления, М. Вебер в то же самое время оставил вне поля зрения неформальные отношения. Однако такие отношения жизненно важны, ибо, как доказали на основе эмпирических социологических исследований П. Блау, Ч. Бернард, Р. Мертон и другие социологи, именно неформальные отношения способны сыграть важную роль в повышении эффективности управленческой деятельности.

Обобщая теоретические положения классической теории управления, их развитие и конкретизацию в последующих социологических исследованиях, а также опыт управленческой деятельности в бизнесе и других сферах-деятельности, крупные американские специалисты в области теории менеджмента Р. Блейк и Дж. Мутон разра-

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Социология управления как наука

1.1 Социология управления, ее суть и причины появления. Понятие социологии управления

1.2 Задачи, функции и принципы социологии управления

2. Социальная сущность и принципы социального управления

2.1 Механизмы принятия управленческих решений

2.2 Типы социальных отношений в системе управления

2.3 Задачи и функции управления

2.4 Структура управления

2.5 Основные методы управления

2.6 Классификация методов управления по функциональному признаку

Заключение

Список литературы

Введение

С помощью социальных исследований можно выявить оптимальные решения вопросов, возникающих в процессе производства и управлением организацией.

1. Социология управления как наука

1.1 Социология управления, ее суть и причины появления . Понятие социологии управления

Социология управления является пограничной синтетической наукой, изучающей социологический аспект управленческой деятельности. Данная наука сформировалась на стыке двух самостоятельных дисциплин: социологии и управления (менеджмента).

Социология - наука об обществе как целостной системе и отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности общества, закономерностях массового поведения людей. Известно, что основной задачей социологии является максимально объективный анализ социальных отношений между людьми с целью выявления законов и закономерностей управления обществом. Термин «управление» имеет множество трактовок.

1) сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, руководящих органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты;

2) процесс систематического, сознательного, целенаправленного воздействия людей на общественную систему в целом или ее отдельные звенья (производство, социальную и духовную жизнь, отрасли экономики и др.)

Иначе говоря, управление - это - совокупность универсально-исторических принципов, на которых основываются иерархические взаимоотношения в любом обществе и в любую историческую эпоху.

Считается, что термин управление имеет более широкое содержание, чем понятие «Менеджмент». Менеджмент - это прежде всего инструмент коммерческо управления в рыночном обществе. Понятие управление применимо и в узком и в широком смысле, к любому человеческому обществу в любую историческую эпоху.

Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе, которые рассматриваются здесь, с точки зрения системного подхода, как совокупность постоянно взаимодействующих между собой и оказывающих взаимное влияние друг на друга подсистем - политическая система, экономическая система, социокультурная система; или процессы в организации, которые рассматриваются и интерпретируются с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и другие группы и включенных в многообразные процессы соперничества, конкуренции, сотрудничества, помощи.

Предметом социологии управления является оценка,изучение, совершенствование процессов управления в различных типах социальных обществ, социальных организаций, социальных институтов, всего общества, каждый из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп. Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. -- Мн.: ТетраСистемс, 2009. С- 34

По мнению А.В. Сергейчука, предметом исследования СУ являются социальные системы с иерархическим признаком организации. Таким образом, СУ позволяет увидеть управление глазами социолога. Методы СУ сочетают подходы не только социологического исследования, но и походы других наук. Все используемые методы можно условно разделить на три основные группы.

Методы социологии управления: Общенаучные. Социологические. Специфические.

Диалектика, рассматривающая процессы и явления в их взаимосвязи и развитии.

Социально - философский, предполагающий всестороннее изучение общества как целостной социальной системы; Структурно-функционального анализа, соответствии с которым каждая социальная структура понимается через анализ выполняемых функций; Сбора и обработки информации, характеризующей социальные взаимосвязи общества (соц. Опросы, наблюдения, эксперименты, моделирование, анализ документов). Организационно- структурный (познаниеорганизации через структуру); Социотехнический (через требования технологии ее деятельности); Коммуникационный (изучение организации через систему образующихся между ее членами связей); Инновационный (познание организации через ее развитие)

1.2 Задачи, функции и принципы социологии управления

Основными задачами социологии управления являются:

Изучение реальных фактов, составляющих живую и постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности, где проявляется взаимодействие людей, входящих в те или иные слои управленческой пирамиды. Выявление наиболее важных, типических и иррациональных фактов, и на этой основе обнаружение тенденций развития процессов управления в зависимости от изменений условий. Объяснение того, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются новшества, а также объяснить, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы реализации этих новшеств в управленческих процессах.

Разработка направлений и наиболее вероятных сценариев развития управленческой деятельности, прогнозирование последствий их реализации как для управляющей, так и для управляемой подсистем процесса управления. Формулирование научных основ рекомендаций по совершенствованию системы управления, а тем самым и повышение эффективности управленческой деятельности в целом.

Основными функциями социологии управления как науки являются:

1. познавательная - ее основная цель состоит в изучении особенностей управления как специфической сферы трудовой деятельности. А также в определении роли и значения этой сферы в развитии общества и его подсистем, организаций, групп.

2. оценочная - оценивает в какой степени соответствуют или не соответствуют существующий в данном обществе (организации) система управления основными тенденциями общества, социальным ожиданиям, интересам и потребностям большинства населения. Оценить, является ли система демократической, тоталитарной или авторитарной на основе научного обоснования социально- этических, социально-политических, социально- экономических критериев, развивает или нет система управления инициативу у отдельных индивидов.

3. прогностическая - направлена выявление наиболее вероятных в управленческой деятельности в пределах краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных перспектив.

4. образовательная - на основе определения и оценки значимости различных управленческих концепций, тенденций развития управленческой деятельности, распространение знаний об основных задачах, функциях и механизмах управления управленческих систем. Распространяется через систему учебных заведений, переобучения, переподготовки в целях приобретения навыков, знаний, умений по осуществлению управленческой деятельности. Заключается в том, чтобы вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления и создавать средства совершенствования системы управления.

Можно выделить следующие основные принципы, которыми руководствуется социология управления:

· системность - восприятие исследуемого объекта как системы элементов, объединенных прямыми и обратными связями, образующую структуру системы;

· комплексность - всесторонний охват исследуемых явлений с учетом тенденций развития и взаимодействия с внешней средой;

· объективность - реальное отображение исследуемых явлений;

· конкретность - рассмотрение исследуемых процессов и явлений в контексте конкретного окружения;

· историзм - исследование объекта в динамике своего развития;

· единство теории и практики - подтверждение теоретических положений на практике, поскольку теория без практики - гипотеза. Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2011. - 324 с.

социология управление механизм

2. Социальная сущность и принципы социального управления

2.1 Механизмы принятия управленческих решений

Общество, а также его подсистемы, функционирующие в его рамках (экономическая, социальная, духовная, политическая), представляют собой самоорганизующиеся, саморегулируемые социальные системы. Это говорит о том, что любая из социальных систем (от общества в целом до отдельной личности) в процессе своего функционирования и развития нуждается в управлении.

Управление предполагает непрерывное решение всевозможных проблем. Решение проблемы, возникающей перед отдельной личностью или социальной группой, является исходным пунктом управленческой деятельности. В связи с этим выделяют следующие механизмы принятия управленческих решений:

регулирование; манипулирование.

Регулирование - это процесс, посредством которого обеспечиваются: упорядоченное состояние, заданный уровень организованности данной системы.

Регулирование представляет собой низшую форму управления, т.е. решение проблем происходит в рамках уже сложившихся отношений и взаимодействий.

Более сложные формы управления включают в себя процессы преобразования системы из одного организационного состояния в другое целью повышения эффективности деятельности.

Манипулирование состоит в выделении лишь одного аспекта управленческой проблемы, игнорируя при этом все остальные возможности ее решения.

В современном управлении выделяют такие основные принципы как:

· целостность субъекта и объекта управления: управление как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы на объект управления) (коллектив,организация) должно составлять единую комплексную систему;

· законность системы управления организацией: организационно- правовая форма фирмы или иной системы должна отвечать требованиям законодательства;

· многовариатность управленческих решений: диктуется необходимостью осуществлять выбор одного рационального и эффективного решения из множества возможных;

· обеспечение устойчивости системы по отношению к внешней среде: устойчивость и стабильность управленческой системы определяется качеством стратегического управления и оперативного регулирования, приводящего к лучшей приспособляемости системы к изменениям внешней среды.

· мобильность процесса управления: способность быстро, гибко и без особых трудностей приспосабливаться к изменениям внутренней среды организации и внешней среды.

· автоматизация управления: чем выше уровень автоматизации, тем выше качество управления и ниже затраты (условием автоматизации является развитие унификации и стандартизации элементов управленческой системы);

· единство руководства: в одной организа3ции должен функционировать один главный руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Иванов О.И. Социология социальных проблем (основные концепции западной социологии) / О.И. Иванов // Школа гуманитарных наук. - 2013. - № 1. - С. 3 - 6.

Управление может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления. Под целостной системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые системные качества, не присущие ее образующим. Как целостная система воздействует на всю систему, т.е. происходит интегрированный процесс.

Любая система характеризуется наличием:

· объединяющих, системных качеств;

· определенного набора компонентов;

· внутренней организацией.

В каждой системе осуществляется координация и субординация.

Координация - это определенная согласованность компонентов системы друг с другом.

Субординация компонентов системы - определенная подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое место и неодинаковое значение в системе.

Управленческие системы функционируют в социальной системе - целостном образовании, основными элементами которого являются: люди, их связи и взаимодействия.

Для социальной системы также характерны наличие двух самостоятельных систем: управляемой и управляющей. Связь между управляемой управляющей системами осуществляется с помощью информации. Которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения.

В социальной системе модно также выделить несколько подсистем:

Структурно-функциональная подсистема состоит из таких блоков как:

· управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;

· интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности;

· информация и информационное обеспечение коммуникаций в системе управления.

Информационно-поведенческая подсистема проявляется в следующих формах:

· управленческие теории и управленческие идеологии;

· формальные и неформальные отношения управленческих работников с представителями внешнего окружения;

· информированность работников, носители информации, методы распространения информации;

· уровень организационного развития, а также уровень развития каждого отдельного работника управленческого звена.

Подсистема саморазвития системы управления решает следующие задачи:

· разработка, в ведение в систему управления и постоянное поддержание должного уровня стимулов, побуждающих систему управления к самосовершенствованию;

· постоянный анализ уровня функционирования системы управления, ее наличных и потенциальных возможностей, а также анализ задач, стоящих перед системой управления, и изменений окружающей среды.

· Выявление новых тенденций и направлений развития систем управления;

Анализ используемых форм и методов обновления систем управления.

Каждая социальная система имеет свою структуру. Социальная структура - это совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов. Социальный институт - это совокупность ном и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, религия, образование) Предназначение социальных институтов - удовлетворение основных жизненных потребностей общества. Обычно выделяют пять основных потребностей:

· в производстве людей (институт брака и семьи);

· в безопасности и социальном порядке (политические институты);

· добывания средств существования (экономические институты);

· передаче знаний, опыта, подготовки кадров (институты образования);

· решение духовных проблем (институты религии и культуры). Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. - Учебное пособие: Финансы и статистика, 2009.

Статус - занимаемое человеком место в обществе. Статус может быть предписанным, т.е. не зависящим от воли и усилий индивида, и достигаемым, который личность достигает своими собственными усилиями.

Роль - набор ожидаемых обществом правил поведения, выполняемых индивидом.

В процессе своего функционирования управление предстает в качестве многообразных действий, выполняемых некоторым количеством людей, объединенных общими интересами и единой целью.

Совокупность связей между людьми, возникающих в процессе их взаимодействия называется межличностными взаимоотношениями. В обществе выделяют различные типы социальных взаимоотношений по следующим основаниям:

1. по субъекту (носителю социальных отношений):

· индивидуальные;

· межличностные;

· внутригрупповые;

· межгрупповые;

· международные.

2. Объекту:

· экономические;

· политические;

· социокультурные;

· религиозные;

· oсемейно-бытовые.

3. Модальности (характер взаимосвязи):

· сотрудничества;

· взаимопомощи;

· соперничества;

· конфликта;

· субординации (начальник - подчиненный).

4. Наличию или отсутствию элементов формализации:

· официальные;

· неофициальные.

2.2 Типы социальных отношений в системе управления

В процессе функционирования системы управления возникает шесть основных типов социальных отношений:

1. Служебные, которые отличаются своей ассисметричностью. Эта особенность проявляется в том, что в процессе функционирования системы управления чаще всего складывается зависимость подчиненного от начальника. Наиболее существенным признаком служебных отношений является полномочие решать, что и как должен делать подчиненный в рабочее время, и определять задания, которые он должен выполнять.

2. Функциональные строятся таким образом, что руководитель не решает, что должен делать подчиненный. Роль руководителя заключается, скорее, в совете, помощи, чем в выдаче распоряжений. В рамках функциональной связи не приняты директивы и распоряжения.

3. Технические, при которых каждый должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций.

4. Информационные - связанные с односторонними и взаимными процессами информирования обо всех состояния объекта и об изменениях состояния, о которых информирующий знает, а информируемый должен иметь возможность эффективно выполнять свои обязанности.

5. Иерархические - между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступенях управленческой лестницы (управленческой вертикали), при которых каждый нижестоящий уровень подчинения подчиняется вышестоящему уровню управления.

В зависимости от характера взаимосвязи между руководителями и подчиненными социальные отношения в системе управления бывают:

· бюрократическими

· патерналистскими;

· фратерналистскими;

· партнерскими.

Бюрократические отношения основываются на административной иерархии. При наличии таких отношений за каждым работником жестко закреплены его функциональные обязанности. Начальники принимают решения, а подчиненные обязаны их выполнять. Контроль за деятельностью сотрудников и всей организацией представляет собой отлаженную процедуру проверок. Ответственность за успех дела и возможные провалы несет соответствующий исполнитель. Контакты между начальниками и подчиненными носят в основном официальный характер и ограничены отношениями служебного свойства.

При патернализме четко выражена иерархичность отношений, а права «хозяина», который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы. От подчиненного требуется и ожидается лояльность по отношению к начальнику.

«Хозяин» бдительно контролирует действия своих подчиненных, но при необходимости принимает на себя часть возложенных на них функций.

Ответственность за успех дела или возможные провалы общая. «Хозяин» строго поддерживает единство организации, но не путем формальной регламентации, а благодаря утверждению и постоянному сохранению своего личного влияния. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личный характер, выходящий за служебные рамки.

В случае фратернализма иерархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается. Господствует стремление принимать решения коллегиально после их коллективного обсуждения. Тем самым руководитель в отношениях со своими подчиненными претендует, скорее, на роль лидера, а не начальника или «хозяина». Подчиненным предоставляется достаточная самостоятельность, и в совместной деятельности предполагается взаимная помощь и поддержка как со стороны руководителя, так и рядовых работников.

Любой успех рассматривается как общая заслуга коллектива, любой провал - как общая для всех членов коллектива беда. Отношения в такой организации носят подчеркнуто неформальный характер.

В случае партнерства иерархические отношения хотя и существуют, но ярко не выражены. Решения принимаются на основе обсуждения, где каждый вносит предложения в соответствии со своей квалификацией и сферой компетентности. Руководитель не приказывает, а координирует общие действия. За каждым сотрудником четко закреплены соответствующие функции, причем руководитель не вмешивается, а текущий контроль чаще всего не предусмотрен. Подчиненные должны принимать смысл принимаемых решений и выполнять в процессе самостоятельной работы. Несмотря на коллегиальность принимаемых решений и действий, отношения между сотрудниками деперсонализированы и переведены на служебно-контактную основу. Партнерство отличается демократизмом - самостоятельные индивиды объединяются для совместной деятельности по свободному контракту, а руководитель в качестве координатора распределяет задания и контролирует соблюдение оговоренных условий и обязанностей.

Задачи и функции управления:

В социологическом исследовании управленческой деятельности на первый план всегда выдвигаются социальные отношения и взаимодействия людей, вовлеченных в тот или иной вид деятельности и объединенных в те или иные социальные организации и институты.

Не менее важным является определение задач, решаемых, в процессе осуществления управленческой деятельности:

1. Определение цели или «дерева» целей (для многоуровневой) организации, выработка стратегии действий по ее достижению и формулирование концепции деятельности и развития данной организации.

2. Формирование корпоративной культуры, т.е. объединение персонала вокруг общей цели (или целей) организации.

3. Мотивирование персонала, направленное на достижение цели организации и успешное решение задач.

4. Формирование организационного порядка, т.е. системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов и должностей, нередко зафиксированных документально (устав организации0 и регулирующих взаимодействия между организациями и подразделениями и людьми, как членами организации по поводу организации их функций, т.е. можно сказать, что организационный порядок воплощается в формальную организацию.

5. Разработка и осуществление изменений.

6. Определение диагностики управления или определение точек наибольшей и наименьшей управляемости и - вполне вероятно - точек неуправляемости, которые имеются или могут возникнуть в любой организации.

7. Эффективная реализация управленческих решений, особенно в условиях риска и неопределенности.

8. Разработка системы контроля за выполнением принятого решения: определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций, срывающих выполнение принятых решений. Гоптарева И.Б. Социальный обмен как причина конфликта и как способ его разрешения / И.Б. Гоптарева // Credo New. 2008. № 2 // http://www.credonew.ru./обственности. - М.: РИИС, 2001. - 260 с.

8. Граждан В.Д. Социология управления. Учебник. - М.: Изд-во «Кнорус», 2009. - 512 с.

2.3 Функции управленческой деятельности

Структурная динамика управленческой деятельности органично связана с выполняемыми ею функциями, такими как:

1. целеполагания и целедостиженя, реализуемых посредством достижения подцелей:

a. целей - ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей;

b. целей - заданий - планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе;

c. целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управленческой системы.

2. Административная, отражающая деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания и правил приема и увольнения и передвижения сотрудников.

3. Информационно-аналитическая, которая обеспечивает:

a. приток информации из внешней среды в данную организацию,

b. информационное обеспечение управленческой структуры, всех входящих в ее состав подразделений и людей.

4. Социальная, заключающаяся:

a. в социальной поддержке;

b. создание условий для их эффективного труда

c. определение уровня заработной платы, социальных льгот и т.д.

5. Прогнозирования, суть которой состоит:

a. В определении возможных изменений в окружающей социальной среде;

b. Трансформации задач и действий данной организации в связи с указанными изменениями;

6. Планирования, представляющая собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.

7. Мотивационно-стимулирующая, предполагающая создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально- психологических, бытовых0, побуждающих к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и иных рычагов с учетом, необходимости оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом).

8. Корректирующая, направленная на недопущения срывов и невыполнение порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.

9. Удерживания возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах, обеспечивающих сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.

10. обеспечения компетентности и дисциплинированности всего персонала, всех должностных лиц в их повседневной служебной деятельности.

11. Создания благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации.

2.4 Структура управления

1. Компоненты управленческой структуры

Исходные компоненты управленческой структуры являются субъект и объект управления.

Субъект управления - это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую систему)

Объект управления - это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив личность), на которую направлено управленческое воздействие.

2. Классификация объектов управления

По масштабам и уровням управленческого воздействия:

· страна;

· отрасль;

· регионы;

· предприятия и т.п.

По видам регулируемой деятельности:

· Производственные;

· Социальные;

· Политические;

· Социокультурные.

Адресату управленческого воздействия:

· Население и все организационные структуры страны, выступающей в качестве единой и целостной социально-территориальной общности;

· Население областных, районных, городских социально- территориальных общностей;

· Персонал учреждений, предприятий и др.

В состав структуры управления наряду с основными компонентами управленческой деятельности входит организационная структура управления.

Она характеризуется распределением целей и задач между различными уровнями и звеньями управленческой деятельности. Под организационной структурой понимается совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их с функциональными областями, расположенными в строгой соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективности достижения целей. Она ориентирована на установление четких взаимодействий между отдельными подразделениями системы управления, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности.

Выделяются следующие основные элементы организационной структуры:

· уровни управления;

· звенья управления;

· горизонтальные и вертикальные связи.

Уровень управления - это иерархическая подчиненность подразделений и звеньев управленческой деятельности, занимающих определенную ступень в системе управления. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости друг от друга и подчиняются друг другу по иерархии.

Руководители более высокой ступени управления разрабатывают и принимают решения, которые конкретизируются и осуществляются руководителями более низкой ступени, а каждое должностное лицо ответственно как за свои собственные решения и действия, таки за решения и действия своих подчиненных. Поэтому каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его в управленческой пирамиде.

Американский социолог Т. Парсонс выделили три основных уровня управления в зависимости от того, какие функции выполняются руководителями разного ранга, такими как:

· руководители низового звена, действующие на техническом уровне, - в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг;

· руководители, действующие на управленческом (среднем) уровне, - в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители среднего звена чаще всего возглавляют крупное подразделение или отделение организации, а характер их работы определяется следующими обязанностями:

· координация и управление работой руководителей низового звена;

· подготовка информации для решений, принимаемых руководителями высшего звена;

· последующая трансформация полученных сверху решений в технологически удобную форму в виде конкретных заданий руководителям низового звена, а также осуществление этих решений;

· руководители действующие на институциональном (высшем) уровне, т.е. на уровне социальных институтов (государство, религия, правовая система) - заняты в основном:

· формулированием целей;

· разработкой стратегических решений и долговременных (перспективных) планов;

· oадаптацией управляемой социальной системы к различным переменам;

· управлением взаимодействиями данной системы с внешней средой.

В соответствии со структурирование системы управления по уровням эта система принимает вид пирамиды, в которой на каждом последующем уровне находится меньше людей, чем на предыдущем.

Есть мнение, что трехуровневая управленческая пирамида, не является единственно возможной. В некоторых крупных компаниях количество уровнейт может доходить до пяти, а в вооруженных силах - до девяти уровней.

В структуре управления обычно выделяют два типа связей:

Вертикальные связи - характеризуют иерархическую соподчиненность, при которой низовое звено управления находится в вертикальной управленческой зависимости от среднего звена, а среднее звено - в вертикальной зависимости от высшего управленческого звена.

Горизонтальные связи - имеют место, когда подразделения находятся на одном управленческом уровне.

2.5 Основные методы управления

Роль и место системного и комплексного подхода в управленческой деятельности.

В социологии под методами обычно понимаются сознательно и последовательно применяемые способы достижения намеченной цели. Под методом управления обычно понимается совокупность способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Методы управления -- это способы, комплексы приемов, посредством которых управляющий обеспечивает требуемую деятельность управляемого, достигает желаемого результата; способы, которыми он использует доступные ему средства управления и определяет для себя параметры этих средств.

Эффективное управление предполагает использование методов системного и комплексного подходов к организации управленческой деятельности.

Общество, любая его сфера, организация, группа, личность функционирует и развивается в качестве системы, поэтому применение системного подхода позволяет правильно понять сущность любого социального объекта. Каждая система оказывается не суммой составляющих ее отдельных элементов, а целостной, интегрированной совокупностью множества взаимосвязанных компонентов и их взаимоотношений, взаимозависимостей.

Комплексный подход представляет собой конкретизацию системности в управлении, поскольку позволяет разработать и применять такие управленческие решения, которые исходят из анализа управляемой подсистемы и ее взаимодействий с окружающей социальной средой, но применяются при этом методы ряда других научных дисциплин.

Значительное место в управленческой деятельности занимает общенаучный метод моделирования, опирающийся на системный и комплексный подходы к управлению.

Моделирование представляет собой исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, которые отражают свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные характеристики реальных объектов.

Моделирование осуществляется в несколько этапов:

на первом этапе -- уточняется постановка целей и задач, конструируется модель;

на втором -- проводится теоретический или эмпирический анализ данной модели, определяется достоверность полученных результатов;

на третьем этапе полученная информация применяется практически (если возникает необходимость, проводится четвертый этап, содержание которого составляет корректировка полученных результатов с целью введения дополнительных данных и факторов, возможных ограничений и уточнений). 4. Вилинов А.М. Управление социальными системами на основе творчества / А.М. Вилинов; Рос. агентство по патентам и товарным знакам, Рос. гос. ин-т интеллектуал. с 11. Волчкова Л.Т. Социальное управление: рефлексия социолога / Л.Т. Волчкова, В.А. Малышев, В.Н. Минина // Социальное управление и планирование: сб. ст. / под ред. Л.Т. Волчковой. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. - С. 7 - 23 с.

2.6 Классификация основных методов управления

· организационно-административные (организационно-распорядительные), основанные на директивных указаниях высших управленческих структур;

· экономические, обусловленные и поддерживаемые экономическими стимулами;

· социально-психологические, применяемые в целях повышения социальной активности индивидов, их групп и общностей, действующих в управляемой подсистеме.

Организационно-административные методы управления отличаются тем, что их действие выражается в формальных бюрократических актах руководителя и организации, направленных на разграничение прав и ответственности сотрудников. Эта группа методов устанавливает, по каким правилам работает исполнитель.

Организационно-административные методы управления основываются

на системе:

· общегосударственных нормативно-правовых актов, таких как.

* Конституция;

* постановления;

* распоряжения и др.;

· нормативных документов вышестоящих структур управления, таких как:

* стандарты;

* положения;

* инструкции;

* методики и др.;

· внутриорганизационных нормативных документов:

* программ;

* методик и др.

Организационно-административные методы могут быть разделены на три группы:

· стабилизирующие, которые отвечают за поддержание стабильности организационных связей посредством дисциплинарных требований и системы ответственности;

· распорядительные, контролирующие текущее использование организационных связей, внесение корректировок;

· дисциплинарные, определяющие установление состава элементов системы и устойчивых организационных связей посредством поддержания функционального и должностного порядка.

Основным назначением указанной группы методов является оптимизация порядка работы, позволяющая эффективно решать функциональные задачи организации.

Экономические методы управления основаны на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной деятельности. В отличие от организационно-административных, эти метод управления ориентированы не столько на административное влияние (указы, распоряжения, указания и т. п.), сколько на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. Значимость экономических методов управления резко возрастает в условиях развития рыночных отношений, направленных на получение прибыли и возможно более высокого дохода.

К экономическим методам управления, применяемым на уровне страны, относятся:

· налоговая система;

· кредитно-финансовый механизм.

К экономическим методам, которые применяются на уровне организации, относятся системы:

· заработной платы и других форм материального поощрения работников;

· ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность работы;

· стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности деятельности данной организации и повышение качества ее продукции.

Основными принципами, отражающими социологический аспект в группе экономических методов, являются:

· соответствие вознаграждения результатам или затратам труда;

· сочетание экономических и моральных стимулов;

· сочетание стимулирования с санкциями;

· использование коллективной материальной заинтересованности.

Для достижения максимального эффекта от экономических методов управления материальное стимулирование должно обязательно сочетаться с материальной ответственностью работника, так же как всякое право должно предполагать определенный уровень ответственности.

Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность психологических способов воздействия на личность, социальную группу или общность, на отношения и взаимодействия между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта. Например, такими методами могут быть:

· похвала;

· внимание;

В зависимости от разнообразия функций, для осуществления которых применяются те или иные методические приемы, выделяются методы:

· управления функциональными подсистемами;

· выполнения функций управления;

· принятия управленческих решений.

Методы управления функциональными подсистемами в решающей степени обусловлены структурой управляемого объекта (системы), в которой существует функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как: производство; менеджмент; финансы; персонал; маркетинг; инновации и т. д. Иванов О.И. Социология социальных проблем (основные концепции западной социологии) / О.И. Иванов // Школа гуманитарных наук. - 2013. - № 1. - С. 3 - 6.

Например, в процессе управления производственной деятельностью управляемого объекта применяются такие методы, как диагностика:

· трудовых, финансовых, материальных и иных ресурсов данной системы (организации);

· динамики их развития и использования;

· возможных сценариев их изменения в ближайшем и более отдаленном будущем.

Кроме того, применяются методы:

· анализа эффективности деятельности;

· контроля:

· качества выпускаемой продукции;

· использования труда, материалов, оборудования, программирования, планирования;

· процессов производства.

В управлении функциональной подсистемой "персонал" применяются специфические методы:

· планирования, подготовки и использования рабочей силы, включая управленческий персонал;

· подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

· построения и функционирования системы выдвижения, перемещения, адаптации кадров и т. п.

В управлении подсистемой "маркетинг" применяется набор методов, связанных.

· с изучением конъюнктуры рынка;

· анализом возможностей появления потенциальных рынков;

· выявлением потребностей в новых видах продукции и возможных масштабов их производства и сбыта;

· проведением маркетинговых исследований и т. п.

Методы выполнения функций управления связаны с решением задач, стоящих перед управляющей подсистемой в процессе воздействия ее на эффективность деятельности управляемой подсистемы на пути движения ее к намеченной цели. К их числу относятся методы:

· планирования;

· организации;

· координации;

· контроля;

· мотивации деятельности (т. е. методы, базирующиеся на основных функциях управления).

Группа методов планирования осуществляет разработку прогнозов: включает в себя методы:

· экстраполяции;

· регрессивного анализа;

· построения сценариев;

· "мозгового штурма";

· экспертных оценок;

· факторного анализа;

· формирования "дерева решений" и др.

Рассмотрим более подробно метод экспертных оценок, который широко применяется не только в теории и практике управления, но и в процессах получения и использования социологической информации. Этот метод основан на достижении согласия группой экспертов, которые приглашаются для определения наиболее вероятных событий развития управляемой подсистемы в ближайшем и более отдаленном будущем. Обычно приглашенные эксперты, специализирующиеся в различных взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы и записывают свое мнение о способах ее решения. Каждый эксперт затем получает свод ответов других экспертов и его просят заново рассмотреть свой прогноз, чтобы внести в него свои коррективы. Процедура повторяется обычно три-четыре раза, пока эксперты не придут к единому мнению.

Одной из распространенных разновидностей этого метода является метод "мозгового штурма"-- коллективная работа экспертов, направленная на нахождение оптимального варианта управленческого действия. Заседания группы экспертов проводятся по определенным правилам. Во-первых, в качестве объекта "мозгового штурма" выбирается сложная проблема с выделением ее центрального пункта, затем осуществляется выдвижение и обсуждение предложений по решению данной проблемы. В процессе выдвижения идей запрещается их критика, что обеспечивает возможность высказывания самых неожиданных идей, связанных с решением поставленной проблемы. Во-вторых, это обмен мнениями, в процессе которого ставится задача не только определить возможные пути решения проблемы, но и достичь единства взглядов по поводу достоинств и недостатков выдвинутых идей и выработать коллективные согласованные предложения. Вилинов А.М. Управление социальными системами на основе творчества / А.М. Вилинов; Рос. агентство по патентам и товарным знакам, Рос. гос. ин-т интеллектуал. с 11. Волчкова Л.Т. Социальное управление: рефлексия социолога / Л.Т. Волчкова, В.А. Малышев, В.Н. Минина // Социальное управление и планирование: сб. ст. / под ред. Л.Т. Волчковой. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. - С. 7 - 23 с.

Методы принятия управленческих решений выступают как совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы, возникающей перед управляющей подсистемой (субъектом управления).

На этапе постановки проблемы ведущую роль играют методы:

· отбора, хранения, обработки и анализа информации;

· фиксации важнейших событий, их описания и оценки;

· факторного анализа, аналогии, моделирования.

Этап решения проблемы также связан с использованием методов сбора информации, но в отличие от первого этапа, здесь уже происходит поиск оптимальных вариантов управленческих решений. Важная роль в этих процессах отводится активному применению современных информационных технологий, выступающих в качестве компьютеризованных способов анализа процессов принятия управленческих решений.

При выборе решения решающую роль приобретает определение критериев выбора. Чаще всего в качестве критерия выбора используется целевая функция, которую обычно надо максимизировать или, напротив, минимизировать. Такой выбор называют оптимизационным. В частности, в процессах принятия управленческих решений в сфере производства стремятся при одновременной минимизации затрат максимизировать производительность, эффективность и прибыль. Граждан В.Д. Социология управления. Учебник. - М.: Изд-во «Кнорус», 2009. - 512 с.

Сопоставление показателей минимизации нежелательных факторов производства с показателями максимизации благоприятных его факторов, повышающих эффективность производственной деятельности, качество ее продукции, уровень прибыли и доходов, позволяет осуществить выбор оптимального решения. Однако не всегда удается принять такое решение, так как это зависит не только от субъекта управления, но и от условий внешней среды, например конъюнктуры рынка, действий конкурентов и т.п.

На этапе организации выполнения решения приоритетная роль переходит к сопоставлению плана реализации, которым предусматривается система действий, необходимых для выполнения принятого решения и успешного продвижения к поставленной цели.

Для успешного выполнения принятых решений важное значение имеет этап контроля, который также предусматривает использование нескольких специфических методов. К ним, в частности, относится:

· диагностический метод, позволяющий четко представить ход выполнения решения;

· корректирующий метод, дающий возможность на основе полученного диагноза вносить уточнения и изменения в деятельность по обеспечению реальной выполнимости принятого управленческого решения.

Заключение

Социология управления сформировалась на стыке социологии и менеджмента. Факт включения социологии в механизм управления обусловлен демократизацией управления, возрастанием роли человеческого фактора, повышением значимости человеческого фактора в управлении. Социализация управления в организациях сопровождается повышением значения мотивации труда, всё большему повышении внимания разработке социально-экономической политики организации. Активное использование социологических методов в управлении делает социологию управления востребованной областью научного знания. На мой взгляд, дальнейшее развитие демократических институтов, усложнение форм социальных организаций вызовет дальнейшее активное развитие междисциплинарной области знания - социологии управления.

Социология управления является социальной дисциплиной среднего уровня, то есть, включают в себя теоретические проблемы и определенные методики исследования, а также организационные игры, тренинги.

Социологию управления интересуют социальные аспекты экономического и научно-технического развития, социальной политики, выработки и реализации управленческих решений, изучение процесса самоуправления, взаимоотношений руководителя и подчиненных.

Предметом социологии управления являются закономерности, формы и методы целенаправленного управления социальными процессами и группами для достижения определенной цели.

На современном этапе в социологии управления изменилась концепция организации и управления. Управление понимается как социальный институт, а не как технократический, организационно-формальный механизм. Управление в организации должно допускать множественные состояния объекта, трудовую самодеятельность работника, автономию групп, множественность целей и т.п. Целенаправленное воздействие при этом должно останавливаться на некоторой границе в расчете на то, что в определенных рамках самоорганизация «сработает» эффективнее. Таким образом, самоорганизация, и её механизмы также становятся полем исследования социологии управления.

Познание, социологическое обоснование и интерпретация управления как важнейшего социального института -- это главная функция социологии управления, переживающей в настоящее время второе рождение. Тем более это важно в условиях общественных перемен, когда существующий и функционирующий в обществе институт управления не может оставаться неизменным, а трансформации, происходящие в нем, носят фундаментальный характер.

Таким образом, можно сделать вывод, что социология управления играет большую роль в процессе управления, для решения управленческих задач, при решении вопросов реорганизации, вводе новых структурных подразделений и т.д.

С помощью социальных исследований можно выявить оптимальные решения вопросов, возникающих в процессе производства и управлением организацией. Армстронг М. Основы менеджмента: как стать лучшим руководителем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 512 с.

Список литературы

1. Армстронг М. Основы менеджмента: как стать лучшим руководителем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 512 с.

2. Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. -- Мн.: ТетраСистемс, 2009.

3. Веселова Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры: Обобщение и рекомендации / Н.Г. Веселова; Под ред. В.А. Трайнева; Междунар. акад. наук информ., информ. процессов и технологий. - М.: Дашков и К, 2013. - 337 с.

4. Вилинов А.М. Управление социальными системами на основе творчества / А.М. Вилинов; Рос. агентство по патентам и товарным знакам, Рос. гос. ин-т интеллектуал. с 11. Волчкова Л.Т. Социальное управление: рефлексия социолога / Л.Т. Волчкова, В.А. Малышев, В.Н. Минина // Социальное управление и планирование: сб. ст. / под ред. Л.Т. Волчковой. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. - С. 7 - 23 с.

5. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. - Учебное пособие: Финансы и статистика, 2009.

6. Герт Г.П. Сущность и содержание социального управления. Наука управления: Лекция / Г.П. Герт; М-во внутрен. дел Рос. Федерации, Моск. акад. - М.: Моск. акад. МВД, 2010. - 31 с.

Подобные документы

    Большие социальные группы, рассматриваемые в институциональном контексте как предмет общей социологии. Цели, объекты, задачи и функции социологии управления, изучающей деятельность органов управления, государственных и общественных, социальных систем.

    контрольная работа , добавлен 29.04.2014

    Специфическая особенность социологии управления, ее объект, предмет и основные задачи. Методы социологии управления. Многообразие проявлений и особенности государственной службы, исследование ее социальных проблем. Задачи, изучаемые социологией гослужбы.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2010

    Познание, социологическое обоснование и интерпретация управления, как важнейшего социального института - главная функция социологии управления, ее становление на современном этапе. Модели зарубежной социологии управления и эволюция ее методологии.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2009

    Кризис управления в России. Теоретические проблемы социологии организации. Основные проблемы функционирования и развития организации. Сущность и содержание социального управления. Социология организаций как составная часть социологии управления.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2012

    Понятие социального управления и его главные задачи. Основные теории школы административного управления американского ученого Георга Саймона. Критерии подразделений в организации. Современный этап в развитии социологии управления в мире и в России.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2011

    Предмет и задачи социологии управления, ее место в деятельности человека. Характеристика основных теорий мотивации как процесса побуждения сотрудника и коллектива к активной деятельности для удовлетворения потребностей и достижения целей организации.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2011

    Сущность понятия терминов "социология" и "управление". История образования и развития школы административного управления Герберта Саймона. Общая характеристика современного этапа развития социологии управления в Российской Федерации и в мире в целом.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2008

    Социальный феномен управления. Основные компоненты социального управления. Функции, источники, движущие силы и механизмы. Общие методологические принципы научного управления социальными процессами. Организационные, частные и специфические принципы.

    реферат , добавлен 02.03.2009

    Социология - наука об обществе, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях: причины возникновения, классификация, принципы, методы, функции. Основоположники социологии, основные учения и концепции.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Понятие социологии как прикладной науки, основные проблемы современной социологии, анализ предмета. Характеристика основных задач социологии, рассмотрение методов объяснения социальной действительности. Функции и роль социологии в преобразовании общества.

Социология является наукой, которая рассматривает человеческое общество как единую социальную систему. Отдельной ее отраслью является социология управления. В общем объеме наука социология изучает основы функционирования общества и закономерности его развития, его структуру, а также организацию людей в обществе и их поведение в нем. Вся эта наука опирается на теорию и имеет свои методы исследования. В общую социологию входит много разных наук, в том числе и такая редкая, как понимающая социология.

3 уровень - это подчиненные, являющиеся техническим уровнем.

Задачи управления рассматриваются и другими науками вместе с социологией:

Экономика - рассматривает реализацию задач и положений механизма хозяйствования.

Информатика - рассматривает информационные взаимодействия.

Кибернетика - в ее сфере находится взаимодействие различных элементов и подсистем.

Психология - рассматривает процессы принятия решений.

Социология управления в этом ряду является дисциплиной среднего уровня. Она в себя включает определенные и разные теоретические проблемы. В нее также входят тренинги и различные организационные игры.

Задачами социологии управления являются:

1.Изучение фактов, которые составляют непосредственный и постоянно развивающийся процесс управленческой деятельности. Именно в этом процессе проявляется взаимодействие людей из различных уровней управленческой пирамиды.

2.Выявление важных и сопутствующих фактов, обнаружение на этой основе в зависимости от меняющихся условий тенденций развития процессов управления.

3.Необходимость объяснения, почему возникают в системе управленческой деятельности различные новшества, и какие возможны способы их реализации.

В социологии управления понятие методологии рассматривается в двух аспектах - гносеологическом и прагматическом: в гносеологическом аспекте как совокупность основных принципов познания (изучения) социальной реальности и проблем управления, в прагматическом аспекте это - совокупность методов управления, то есть как технологии управления, применяемые в практической деятельности.

Все теоретические методы, используемые социологией управления, условно можно разделить на три основные группы - общенаучные, социологические, специфические методы социологии управления. Общенаучные методы предполагают наличие причинно-следственных связей между явлениями, рассматривают их в непрерывном развитии, различая при этом объективные характеристики и их субъективное восприятие. Общенаучные методы, которыми руководствуется социология управления, имеют следующие характеристики - объективность, конкретность, системность, комплексность, историзм и единство теории и практики.

Особенность социологических методов определяется характеристиками социума, которые требуют изучения общества во всем его разнообразии. С этих позиций важнейшими для социологии являются социально-философский метод, метод структурно-функционального и системного анализа, в конце ХХ столетия в социологию вошли синергетический подход, теории хаоса и глобализации. Теория хаоса - это анализ случайностей в крупных упорядоченных системах. Из нее следует, что в большинстве организаций повседневные события имеют случайный характер и поэтому они непредсказуемы. Данная теория переориентирует управленцев от веры в возможности предсказания будущих событий и контроля над ними к убеждению о необходимости повышения гибкости организации, развития способности к адаптации без утраты связи с внешней средой. Концепция делегирования власти сотрудникам всех организационных уровней, осознание потенциала сотрудников и его раскрытие - это способ существования организации в быстро меняющейся внешней среде. Современная социология управления, как и общая социология, в научном поиске использует методологию, сочетающую теоретические, эмпирические и гипотетические (социальное моделирование и прогнозирование) подходы.

Важной составляющей методологии социологии управления является группа социологических методов, обеспечивающих эмпирическую достоверность, так как социальное управление является объектом не только теоретических, но и эмпирических исследований. К этой группе относятся методы сбора, обработки и интерпретации полученной информации. Основная черта прикладных исследований - практическая направленность, поэтому социологов - прикладников называют социологами - практиками. Любое добросовестное социологическое прикладное исследование начинается с разработки его программы, что предполагает выполнение ряда научных процедур. Во-первых, выяснение содержания исходных понятий и определение эмпирических показателей и индикаторов, с помощью которых регистрируются изучаемые явления и процессы. Во-вторых, уточнение взаимосвязей между изучаемыми явлениями и, в-третьих, выбор алгоритмов теоретического обобщения эмпирических данных на основе исходных понятий. Знания, получаемые в результате проведенных эмпирических исследований, ориентированы непосредственное использование в разработке решений, в проектировании, прогнозировании и других технологиях социального управления. Прикладные исследования выполняют как научную функцию, получение нового знания, так и социально-инженерную, которая выражается в обеспечении конкурентных преимуществ субъектам управления, в интересах которых проводятся исследования.

Определение специфических методов социологии управления довольно сложно, так как она тесно связана с общей социологией, тем не менее, исследователи предпринимают попытки приписать социологии управления собственный инструментарий познания, зависящий от подхода к анализу социальной организации. К специфическим методам социологии управления они относят:

Организационно-структурный анализ - познание организации через ее структуру;

Коммуникационный - анализ системы связей, образующихся между членами организации;

Социотехнический - изучение организации через систему требований технологии ее деятельности;

Инновационный - изучение с позиций развития организации.

Рассматривая каждую из сторон организации, необходимо восприятие ее в целом, поэтому выше перечисленные специфические методы исследования в социологии управления эффективны лишь в комплексном исследовании. Используя лишь один или группу методов, можно прийти к одностороннему и даже извращенному толкованию организации и принципов управления.

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

1. организационно – административные

· система законодательных актов страны;

· система нормативных документов вышестоящих структур управления;

· система, разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий;

· система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий).

Это управление может быть трёх видов:

1. вынужденное и внешне навязанное подчинение «сверху - вниз»;

2. пассивное подчинение (облегчение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений)

3. осознание (внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения)

2. экономические – базируются на действии экономических механизмов мотивации.

· Налоговая система страны;

· Кредитно – финансовый механизм;

· Система заработной платы;

· Система ответственности за качество работы;

· Система стимулирования инновационной деятельности.

3. социально – психологический механизмы. Это совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность; на отношения и взаимодействие между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.

20. Социология управления как отрасль науки и практики. Взаимосвязь социологии управления с другими дисциплинами и науками, изучающими процесс управления.

Социология управления изучает сферу управленческих отношений в любом обществе и в любую историческую эпоху. Эти отношения включают наряду с социальными, также и юридические, финансовые, нравственные и другие типы отношений, поэтому социология управления сужает исследовательское поле, ограничивая его изучением только социального аспекта управленческих отношений. Социология управления как специальная социологическая теория (наука) имеет более узкую сферу применения по сравнению с общесоциологической теорией, но в то же время совмещает социологические проблемы с управленческими.

Общая социология изучает наиболее общие законы и движущие силы общественного развития, являясь общей теорией исторического процесса, она исследует те стороны и законы общественной жизни, которые являются общими для различных общественных явлений и для разных этапов развития общества. Социология является наиболее общим методом познания конкретной истории и различных общественных явлений, в том числе управленческих. Социология управления берет на вооружение методологию изучения общества, личности и социальных групп, выработанную общей социологией, и применяет полученный материал в анализе управленческой деятельности.

Теория управления изучает наиболее общие структуры упорядочения деятельности социальных общностей, осуществляемого за счет реализации различных социальных целей, норм и оценок. Она исследует модели деятельности социальных общностей, чтобы выработать для них необходимые управленческие технологии. Цель теории управления - исследование социальных механизмов управленческого воздействия на общество в целом и его отдельные сферы. В центре социолого-управленческого анализа находится влияние социальной деятельности, социальных групп и социальных общностей на характер общественного сознания и поведения людей, поэтому социология управления разрабатывает концепции управленческого процесса как особого вида социального взаимодействия, определяемого особенностями социальной организации и социальной информации. Социологический подход предполагает рассмотрение управления как социального института, который функционирует в определенном социокультурном пространстве. Научное управление обществом - прежде всего процесс приведения субъективной деятельности людей в соответствие с объективными потребностями общественного развития.

Очень близкими науками по предмету исследования являются социология управления и менеджмент, иногда их даже отождествляют, так как в дословном переводе менеджмент обозначает управление. Менеджмент и управление различаются как управленческо-культурные явления. Менеджмент - это инструмент коммерческого управления в рыночном обществе, он базируется на обществознании, науках о человеке, финансах и менеджменте. Управление - это универсально-историческое явление, существующее как в рыночном, так и в нерыночном обществе. С социологической точки зрения оно представляет собой иерархическую систему отношений, основанную на различии статусов, должностей, дохода, сферы властных полномочий. Нерыночное управление существует уже несколько десятков тысяч лет, а рыночное общество западного типа появилось менее трехсот лет назад. В качестве науки, пересекающейся с предметной сферой социологии управления, рассматривается социальный менеджмент, предметом изучения которого является система социальных отношений, социальные ресурсы, социальная сфера, социальные процессы и формирующиеся в них организационные и управленческие отношения. Основная цель социального менеджмента - при наименьших управленческих затратах получить наибольший социальный эффект, и чем меньше потери управления, тем выше эффективность социального менеджмента.

На современном этапе развития управленческих наук проявляется значительный интерес к личности как объекту и субъекту управления, так как главной проблемой, мешающей стать управлению точной наукой, является человек как индивид и как социализированная личность. Поэтому на современное состояние и развитие социологии управления существенное влияние оказывают науки о человеке: общая и социальная психология, культурология, социальная антропология и другие науки. Эти науки рассматривают поведение человека в социальном и культурном контексте.