Бог богатства в греческой мифологии. Бог богатства и процветания

Кто бог богатства у греков? Он у них не один. Древнегреческая мифология поражает своей многогранностью. В ней сочетаются моральность, этические принципы и культура многих европейских народов. Мифология отличается особым мышлением, изучением мира и места человека в нем. За помощью во всех начинаниях древние греки обращались к могущественным божествам, направляющим их на правильный путь и дарившим им удачу во всем. Кто боги богатства у греков? Именно о них и пойдет речь в статье.

Отношение к богатству в Древней Греции

В Древней Греции скептически относились к богатству: считалось, что заработать деньги гораздо проще, чем заслужить доброе имя и славу. В древнегреческой мифологии нередко встречаются случаи, когда бедный человек из народа брал верх над богатой аристократией, которая не имела авторитета и уважения среди греков. Прежде чем Греция стала экономически развитым государством, приоритет отдавался нематериальным сферам: медицине, философии, науке и спорту.

Позже начало активно развиваться сельское хозяйство, ремесло и торговля. Именно тогда на первый план пантеона вышли древнегреческие боги богатства, плодородия и торговли: Деметра, Меркурий, Гермес и Плутос.

Сначала древние греки выращивали зерновые культуры, но с развитием торговли это стало неприбыльным занятием, и предприимчивый народ начал торговать культурами, которыми богата Греция, - оливковым маслом и виноградом. Вместе с развитием торговли стали появляться денег.

Параллельно развивался рабовладельческий строй: рабы были предметом торговли, их труд применялся в ремесле.

Бог богатства у греков - Плутос. С его появлением становится популярным такое понятие, как "деньги". К ним относились уважительно и старались сохранить каждую монету. Каждый полис вытачивал свои собственные деньги, и торговля растянулась далеко за пределы Греции. Передвижными посредниками выступали странствующие колонии, следы которых были найдены в Черном море, недалеко от нынешнего Севастополя, Керчи и Феодосии.

С развитием экономики появились перекупщики, меняющие деньги среди полисов. Они делали ставки под проценты, давали взаймы и принимали вклады. У банкиров собирались огромные суммы, и они имели возможность зарабатывать на перекупках.

Как было сказано ранее, первой богиней, имеющей отношение к обогащению, была Деметра.

Деметра

Деметра - одна из наиболее влиятельных и уважаемых богинь Греции. Это богиня богатства и плодородия. В ее честь повсюду в Греции проходили празднования и почести, особенно в месяцы посевов и сбора урожая. Считается, что без содействия и воли Деметры не будет урожая: земледельцы обращались к ней за помощью и благословением на посевы, а женщины просили плодородия и возможности выносить ребенка. Интересной особенностью является то, что Гомер уделял очень мало внимания этой богине: она практически всегда оставалась в тени даже менее могущественных богов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в ранние годы в Греции преобладали другие способы обогащения, а земледелие перешло на первый план гораздо позже, вытеснив разведение скота. Расположение богини сулило земледельцу сопутствующие погодные условия и богатый урожай.

Согласно легендам, Деметра была первой, кто вспахал землю и посеял в ней зерна. Греки, ставшие свидетелями этого, были уверены, что зерна испортятся в земле, но спустя некоторое время взошел урожай. Деметра научила людей ухаживать за посевами и взращивать зерно, а позже подарила им другие культуры.

Деметра - дочь Кроноса и Реи, единственная девочка в семье. Ее братья - могущественные Аид, Посейдон и Зевс. С братьями у Деметры были странные отношения: она недолюбливала Посейдона, а Аида вовсе ненавидела. С Зевсом у Деметры был брак, подаривший дочь Персефону.

Деметра и Персефона - древнегреческие боги богатства и плодородия

Персефона переняла эстафету своей матери и стала богиней плодородия и земледелия. Деметра очень любила свою единственную златовласую дочь и передавала ей свою мудрость. Та отвечала матери взаимностью.

Однажды случилось невероятное горе, подкосившее Деметру: ее дочь похитили. Сделал это бог подземного царства Аид, брат Деметры. Разрешение на это дал сам Зевс, пообещавший брату свою дочь в качестве супруги.

Ничего не подозревающая Персефона прогуливалась со своими подругами по зеленым лугам, и тут ее похитил будущий супруг. Он упрятал девушку глубоко под землей, а убитая горем мать скиталась по землям, разыскивая ее. Деметра не ела и не пила несколько месяцев, урожайные пастбища высохли, а дочь все не появлялась. Зевс рассказал о договоре Деметре, но та отказалась делить любимую дочь с братом, которого ненавидела с самого детства.

Зевс обратился к Аиду с просьбой вернуть дочь матери, но тот согласился с одним условием: две трети года Персефона будет проводить со своей матерью плодородия, а на одну треть года она будет спускаться в подземное царство, проглотив перед этим зернышко граната. Таким образом древние греки объясняли смену сезонов и посевных.

Деметра и Триптолем

Триптолем - тоже бог богатства у древних греков. Однажды богиня плодородия решила передать дар сыну царя Елевсина - Триптолему. Она научила его вспахивать землю, обрабатывать ее и дала зернышки для посевов. Триптолем трижды вспахал плодородные райские земли и закинул в них зернышки пшеницы.

Через какое-то время земля принесла богатый урожай, который благословила сама Деметра. Она дала Триптолему горсть зерна и магическую колесницу, что могла перемещаться по небу. Она попросила своего наставника ступать по всему миру, обучая людей сельскому хозяйству и раздавая плодородные зерна. Тот выполнил указания богини и выдвинулся в путь.

Везде, где побывал бог богатства (в это описывается именно так) на своей колеснице, простирались поля с богатым урожаем. До тех пор, пока он не прибыл в Скифию, к царю Линха. Царь решил забрать все зерна и славу Триптолема себе, убив его во сне. Деметра не могла допустить смерти своего помощника и прибыла ему на помощь, превратив Линха в рысь. Тот убежал в лес, а в скором времени и вовсе покинул Скифию, а бог денег и богатства у греков - Триптолем - продолжил свой путь, обучая людей сельскому хозяйству и земледелию.

Плутос

Древнегреческий бог богатства Плутос - сын Деметры и титана Иасиона. Согласно мифам влюбленные Деметра и Иасион предались искушению на острове Крит и зачали Плутоса на трижды вспаханном поле. Увидев влюбленную пару, Зевс пришел в бешенство и испепелил отца Плутоса молнией. Воспитанием мальчика занимались богини мира и случая - Эйрена и Тихе.

Считается, что Плутос, бог богатства, был слепым и одаривал людей произвольно, не обращая внимания на их внешние данные или статус в обществе. Одаренные Плутосом получали невиданные материальные блага. Ослепил бога Юпитер, который побаивался того, что Плутос будет несправедлив и необъективен при распределении богатств. Поэтому удача в материальном плане может настигнуть как плохих, так и хороших людей.

В искусстве бога богатства изображают в виде младенца с в руках. Чаще всего младенца на руках держит либо богиня фортуны, либо богиня мира.

Чаще всего имя Плутоса связано с Деметрой и Персефоной. Он сопутствует и помогает всем, к кому благосклонна богиня плодородия.

Греческий бог богатства Плутос ввел такое понятие, как "блага". Люди начали бережно относиться к материальным благам: откладывать деньги и приумножать их. Ранее греки не придавали особого значения материальным ценностям, их не беспокоило благоустройство и уровень жизни.

Комедия «Плутос»

Комедия была написана и поставлена древнегреческим комедиографом Аристофаном. В ней греческий бог богатства Плутос изображен как слепой старик, не способный правильно распределить богатства. Он одаривает нечестных и подлых людей, из-за чего сам теряет все свои богатства.

На пути Плутосу попадается житель Афин, который возвращает ему зрение. Бог богатства снова видит, и это помогает ему справедливо вознаграждать людей по их заслугам. Плутос снова становится богатым и возвращает уважение народа.

Плутос в "Божественной комедии"

Плутос, бог богатства в греческой мифологии, был изображен в поэме «Божественная комедия», что была написана в 1321 году Данте Алигьери. Он был привратником на четвертом кругу ада и имел вид звероподобного демона. Он охранял круг ада, на котором были скупцы, расточители и алчные души.

Плутократия

В честь бога богатства был назван один из политических режимов - плутократия. Термин был введен в конце 19 века и характеризует форму правления, при которой государственные решения принимаются не по воле большинства (народом), а небольшой группой олигархических кланов, находящихся в тени. Таким государством правят в первую очередь деньги, а легитимно выбранное правительство полностью подчиняется состоятельным кланам.

Плутос и Плутон: древнегреческие боги денег, богатства и изобилия

В какой-то период в древнегреческой мифологии отожествлялись два божества - Плутон (бог подземного царства) и Плутос (бог богатства и изобилия). Объясняется это тем, что Аид обладает бесчисленными богатствами, хранящимися глубоко под землей. Также существует множество мифов, объединяющих этих богов.

Согласно более древним мифам Аид - брат матери Плутоса, Деметры, поэтому приходится ему дядей. Но в более поздних мифах утверждалось, что это одно божество. Это подтверждает и созвучность их имен: Плутос и Плутон.

Рог изобилия

Это символ нескончаемых богатств, произошедший из мифов Древней Греции. Рог принадлежит козе Амалфее, которая вскормила своим молоком маленького Зевса, скрывавшегося от своего отца Кроноса на острове Крит.

Существует и другая легенда о его происхождении. Геракл свернул рог речному богу во время боя. Он проявил милосердие и вернул рог его владельцу. Тот не остался в долгу и подарил миру рог изобилия, наполненный богатствами.

В искусстве этот символ изображается перевернутым верхом вниз, через отверстие в котором извергаются разнообразные плоды: фрукты и овощи, иногда монеты. Чаще всего рог изобилия держит в руках бог богатства у греков - Плутос. На некоторых скульптурах с этим символом изображена богиня правосудия - Фемида.

В Древней Греции чеканились монеты с изображением рога изобилия с обратной стороны. Это должно было привлекать новые деньги и помогать удерживать свое имущество.

В Средние века рог изобилия был преобразован в Святой Грааль, являющийся источником вечной жизни и богатств.

Меркурий (Гермес)

Меркурий - бог богатства, торговли и покровитель воров. Он изображается в шлеме и сандалиях с крыльями, примирительным жезлом и с мешком, наполненном золотыми монетами.

Бог богатства у греков Меркурий был позаимствован римлянами у греков после их завоевания. В Древней Греции Меркурия называли Гермесом. Изначально это был бог скота и скотоводства. Во времена Гомера он стал посредником между богами. Именно тогда он получил крылья на своих сандалиях и шлеме, чтобы быстро перемещаться, выполняя различные задания. У него также имелась примирительная палка из золота, с ее помощью он разрешал конфликты и споры.

С развитием сельского хозяйства он стал покровителем хлеба и зерна, позже, когда активно развивались рыночные отношения, - богом торговли и покровителем купцов. К нему обращались за помощью в перекупках, торговых сделках и в обменах товаром.

Считается, что именно Гермес, греческий бог богатства, подарил грекам цифры и научил их считать. До этого люди расплачивались на глаз, не придавая особого значения количеству денег.

Еще позже Гермес стал покровителем воров: его изображали с кошельком в руках или со связанными руками рядом с Аполлоном - намек на воровство.

Когда римляне завоевали Грецию, они позаимствовали бога Гермеса, переименовав его в Меркурия. У них это был бог процветания, обогащения, торговли и прибыли.

В наше время изображение Меркурия можно встретить на эмблемах банков, крупных торговых фирм и аукционных бирж.

Царь Мидас и золото

В Древнегреческой мифологии Мидас был царем Фригии. С самого детства он знал, что будет богатым и влиятельным человеком: ему на это указывали все знаки судьбы. Даже маленькие муравьи приносили зернышки и складывали их ему в рот.

Однажды во владения Мидаса попал Силен - учитель Диониса. Он заблудился в лесу, когда Дионис вел свое войско через Фригию. Царь Мидас увидел это и подлил вина в ручейки, проходившие через лес. Силен напился воды, смешанной с вином, и сразу же опьянел. Неспособный выбраться из леса, он долго по нему блуждал, пока Мидас его не встретил и не отвел к Дионису.

Счастливый Дионис предложил Мидасу загадать любое желание. Тот пожелал «золотое прикосновение»: чтобы все, к чему притронется его рука, становилось золотым.

Дионис покорился желанию царя, и тот устроил пышное празднование, накрыв стол разными напитками и блюдами. Но за столом он понял, что умрет от жажды и голода, ведь еда и напитки в его руках становились золотом.

Царь кинулся к Дионису с просьбой лишить его дара, и тот приказал ему выкупаться в реке Пактол. Мидас потерял способность превращать все в золото, а река после этого стала золотой.

В наше время выражение «прикосновение Мидаса» означает способность быстро зарабатывать деньги «из воздуха» и быть успешным во всех начинаниях.

Кайрос

Кайрос - почитаемое божество у древних греков. Он был покровителем шанса - счастливого мига, который может подарить удачу и процветание, если вовремя за него ухватиться. Он всегда где-то рядом с Хроносом - покровителем последовательности времени. Но в отличие от Хроноса Кратоса очень сложно встретить и уловить: он появляется лишь на секунду и мгновенно исчезает.

Греки верили, что Кайрос может указать им на счастливый миг, в который удача им улыбнется, а боги будут благосклонны во всех начинаниях.

Бог бесшумно и быстро перемещается среди простых смертных, столкнуться с ним лицом к лицу - большая редкость и удача. В этот момент главное - не растеряться, схватить Кайроса за длинный чуб и попросить у судьбы всего, что пожелаешь. Упускать шанс - большой грех, так как он дается всего один раз в жизни.

Кайроса изображают молодым юношей с крыльями за спиной и в сандалиях. На голове у него - длинный золотой локон, за который его можно попытаться ухватить. В руках у Кайроса - весы, что свидетельствует о том, что он справедлив и посылает удачу тем, кто упорно трудится и желает успеха.

Тюхе

В древнегреческой мифологии это богиня удачи, счастливой судьбы и покровительница случая. Тюхе - дочь океана и Тетии (матери богов и покровительницы всех рек).

Тюхе стала культовым божеством, когда у простых людей пошатнулась вера в богов и в их способности. Древние греки верили, что Тюхе сопровождает людей с рождения и на протяжении всех их жизни. Многие города считали Тюхе своей покровительницей, ее изображение чеканили на монетах, а ее статуи украшали дома.

Изображали богиню в короне и с основными атрибутами: колесом (символизирующим переменчивость удачи, отсюда выражение «колесо фортуны») и рогом изобилия. Часто Тюхе держит на руках маленького Плутоса - бога богатства, которого она воспитывала на острове Крит втайне от его

Фортуна

Когда римляне завоевали Грецию, они переняли богиню Тюхе, назвав ее Фортуной. Это богиня удачи, счастья, процветания и успеха.

Согласно мифологии Фортуна сбросила с себя крылья, прибыв в Рим, и пообещала остаться там навсегда. Со временем культ Фортуны стремительно развивался, затмевая остальных богов. Ее благодарили за посланную удачу и даже за неудачи и горе. Также ее называли Перворожденной, Счастливой, Доброй и Милосердной. Всех младенцев и новорожденных посвящали ей, ее прикосновение определяло дальнейшую судьбу человека.

Позже, когда морально-этические устои начали постепенно разрушаться, богиня Фортуна стала покровительницей домашнего очага, любви и семейного счастья как у женщин, так и у мужчин.

Фортуна украшала а в искусстве изображалась в виде женщины с рогом изобилия на плече, из которого извергаются богатства - фрукты, овощи и золото. Иногда она держала в руках колесницу или стояла на носу корабля. Это символизировало переменчивость судьбы.

Многие греческие боги богатства и удачи по сей день живут в мифологии. Есть ли в этом доля правды или миф всегда остается мифом? У каждого свое мнение по этому поводу. В любом случае это интересно и познавательно.

Внимательные читатели Священного Писания подсчитали, что в Библии менее 500 стихов о вере, около 500 стихов о молитве и более 2000 - о . Каждый седьмой стих Нового Завета говорит о деньгах или имуществе. Среди главных тем Притч Соломона и книги Екклесиаст - вопрос о том, как зависит благополучие человека от его благосостояния. Почти 15% из того, чему учил Иисус Христос, так или иначе связано с деньгами и имуществом. Бесед о собственности у Господа больше, чем описаний рая и ада вместе взятых.

Защищал ли Иисус богатых? Или Он призывал к полной нищете? В настоящее время можно встретить два противоположных решения: от теологии процветания богатых как «Богом благословенных» до призыва к полной нищете, ибо только «таковых есть Царство Небесное». Мы же рассмотрим ту мысль, что Бог, давая кому-то на земле, не только намекает на высшее небесное благо, но и, испытывая отдельные личности преизбытком благ, дает им шанс приобрести добродетели.

Богатство как дар праведнику в Ветхом Завете

Слово «богатеть», «обогащать» в Ветхом Завете передается еврейским глаголом ошер (עֹשֶׁר) или греческим плутидзо (πλουτίζω - см.: Быт. 14: 23; Пс. 64: 10; Притч 10: 4, 22) . Это же греческое слово характерно и для Нового Завета (см.: 1 Кор.1: 5; 2 Кор. 6: 10, 9: 11). При этом греческое слово плутос (πλοῦτος) может обозначать в русских переводах Библии некое материальное благосостояние, избыток денег или благ, но почти не обозначает имущество в нейтральном смысле слова . Колорит повествований усиливается с присоединением указания на «множество»: «множество богатства» (Пс. 52: 7), богатство «умножается» или его «умножают» (Пс. 62: 10; 73: 12). Итак, словом «богатство» в Библии описывается некое изобилие, преизбыток «нормы» материального благополучия.

Источник богатств - Бог. Богу принадлежит богатство и слава (см.: 3 Цар.3: 13; 1 Пар. 29: 12), Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (см.: 1 Цар. 2: 7), отнимает имущество у одних и передает другим (см.: Быт. 31: 16). Господня - земля и всё, что ее наполняет (см.: Пс. 23: 1; 1 Кор. 10: 26, 28).

По отношению к людям слово « » нередко стоит в одном ряду со «славой» , «обилием» , «мудростью» , «почетом» и даже «жизнью». «За смирением следует страх Господень, и богатство, и почет, и жизнь», - сказано в одной из Притч (Притч. 22: 4).

Земное богатство - это изобилие денег, славы, детей или друзей. может измеряться объемом собственности, количеством зданий, площадью земли (см.: Ис. 5: 8-10), количеством скота (см.: 1 Цар. 25: 2, 3) или рабов (см.: 1 Цар. 8: 11-18). Богатство может быть наградой человеку за его труды: «От ленивых рук - разорение, а от прилежных - богатство» (Притч. 10: 4); «Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий » (Еккл. 5: 19).

Но тот же Екклесиаст, написавший эти слова, скорбит о том, что не всегда богатство достается людям разумным (см.: Еккл. 9: 11). Богатый человек, у которого нет ни сына, ни брата, не радуется нажитому добру (см.: Еккл. 4: 8; 5: 13). Богатство даже может пойти человеку во вред (см.: Еккл. 5: 12). «Блажен муж, который боится Господа, - в доме его будет обилие и богатство», - пишет Давид (Пс. 112: 1-3). Но пьяница - не разбогатеет (см.: Притч. 21: 17); «кто полагается на свое богатство - падет» (Притч. 11: 28); человек, надеющийся на богатство свое , а не на Божию силу, потеряет и жилище, и корень на земле живых (см.: Пс. 52: 7).

Поэтому благоразумен тот, кто ищет не богатство, но - доброе имя (см.: Притч. 22: 1), кто знает, когда остановиться в погоне за богатством (см.: Притч. 32: 4). И в то же время просит Бога, чтобы ему не страдать от нищеты: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” - и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7-9).

На границе Ветхого и Нового Заветов богатство не считалось исключительным благом, но в то же время идея блаженства нищих - была для иудеев далека.

«Горе богатым» в Новом Завете

В Новом Завете слово «богатство» как будто меняет свой оттенок. Вместо теологии «процветания» на первый план выставляются негативные последствия от влияния богатства на личность: богатство может обольстить (см.: Мф. 13: 22; Мк. 4: 14); оно является тернием и не дает возможность слову Божию укорениться в сердце человека (см.: Лк. 8: 14).

Новый Завет, как и Ветхий, также проповедует о том, что у Бога - богатство «благодати» (χάριτος - см.: Еф. 1: 7), «благости» (χρηστότητος - см.: Рим. 2: 4), «славы» (τῆς δόξης - см.: Рим. 9: 23; Еф. 3: 16); «бездна богатства, премудрости и ведения» (Рим. 11: 33).

Однако в Новом Завете меняется представление о том, что именно является посылаемым Богом богатством. У Бога есть не просто богатство и слава, но богатство той тайны, что «Христос живет в нас» (см.: Кол. 1: 27).

Апостол Павел подвизается за верных Лаодикии, чтобы их сердца были соединены в для «богатства совершенного понимания, в познание тайны Божией, которая есть Христос» (Кол. 2: 2). У христиан «богатство славного наследия Его [Бога] для святых» (Еф. 1: 18). Потому апостол языков заповедует Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим. 6: 17). Только Агнец-Христос, по Откровению Иоанна, достоин «принять силу и богатство, премудрость и крепость, честь и славу, благословение» (Откр. 5: 12). Посему подлинным богатством для людей, живущих на земле, являются только те сокровища, которые собираются для Царства Христова.

Итак, надо всё продать и стать нищим?

Значит ли это то, что мы все без исключения должны, как богатый юноша, продать свое имущество и начать жить в христианских коммунах? Жизнь Древней Церкви, следуя книге Деяний, показала, что такие эксперименты далеко не всегда удачны (см.: Деян. 2: 44; 4: 32; 6: 1). Давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны.

В Священном Писании много говорится о материальном богатстве и ясно дается понять, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имущества» (Лк 12: 15). Очевидно, что всем богатством владеет Бог, Он является создателем и владельцем всего, что существует (см.: Пс. 50: 10-12).

В Ветхом Завете богатство было знаком Божией благосклонности к человеку (см.: Пс. 112: 3), благословением (см.: Быт. 24: 35). Бог давал силу приобретать богатство (см.: Втор. 8: 18). Как благочестие, так и богатство были присущи праведному Иову (см.: Иов 1: 1-3). Соломон был очень богат, Бог даровал ему «богатство, имущество и славу», потому что Соломон просил мудрости и проницательности в управлении Божиим народом, а не личных материальных благ (см.: 3 Цар. 3: 10-13; 2 Пар. 1: 11-12).

Конечно, далеко не все богачи были хорошими людьми. Навал был «очень богат», но он был грубым и жестоким, скупым и злым (см.: 1 Цар. 25: 1-38). Зажиточный Тирский царь был объектом Божиего суда (см.: Иез. 28), и многие другие правители мира попали под то же осуждение. В книге пророка Исаии пророчество о Мессии даже связывает богатых с нечестивыми: «Со злодеями он похоронен, рядом с богатым могила его, - хотя не совершал он преступлений, и в устах его не было лжи» (Ис. 53: 9).

И в Новом Завете безумными являются , построивший житницы на многие годы (см.: Лк. 12: 16-21); богач, любивший блистательно пировать и не замечавший нищего Лазаря (см.: Лк. 16: 19-31). Богатые осуждаются за жадность и угнетение своих работников (см.: Иак. 5: 1-6). В Евангелии от Луки горе возносится тем, кто уже получил на земле утешение, подавленным житейскими наслаждениями и заботами, у которых нет времени прийти на брачный пир Отца и Сына (см.: Лк. 6: 24; 8: 14 и др.).

Но не все богатые были плохими. Иисус был похоронен в гробнице богатого Иосифа из Аримафеи (см.: Мф. 27: 57). Никодим, один «из начальников Иудейских» (3: 1), щедро раскошелился на состав из смирны и алое для погребения Иисуса (см.: Ин. 19: 39). Целый ряд женщин постоянно служили Господу своим имением (см.: Лк. 8: 1-3). Не говоря уже о том, что в притчах Иисуса Бог дает людям таланты и мины для умножения (см.: Мф. 25: 14-30; Лк. 19: 11-26), поставляет над всем имением тех благоразумных домоправителей, которые своевременно раздают слугам хлеб (см.: Мф. 24: 45-47; Лк. 12: 44). Большие и малые денежные жертвы позволяют содержать храм и всё нужное для богослужений (см.: Лк. 21: 1-4).

Если бы Бог не установил границы собственности для людей, бессмысленной была бы десятая заповедь Моисея, запрещающая посягать на чужое имущество.

Следовательно, говоря современным юридическим языком, проблема не во владении собственностью, а в умелом ею распоряжении. Грешно быть не богатым, но надеющимся на богатство (см.: Мк. 10: 24), не воздающим славу Богу, предпочитающим служение маммоне (см.: Мф. 6: 24). Горе не просто богатому, но пресыщенному ныне, ленивому и лукавому , пьянице , ведущему распутный образ жизни , злому и скупому, жестокому, тому, кто не платит работникам своевременно зарплату и душит должников за несвоевременное возвращение кредитов (ср.: Мф. 18: 30). Горе тому, кто грубо обижает нищих и за счет них умножает свое богатство (Притч. 18: 23; 22: 16).

Итак, корень всех зол - не деньги, а сребролюбие, предавшись которому, некоторые уклоняются от веры (см.: 1 Тим. 6: 10), поскольку (см.: Кол. 3: 5).

Может ли богатство быть добродетелью?

Екклесиаст вздыхал: когда «умножается имущество, умножаются и потребляющие его» (Еккл. 5: 10). Экономисты ХХI века любят шутить: «увеличение доходов ведет к увеличению потребностей».

Действительно, чем больше у человека появляется денег, тем больше желаний эти на что-то потратить: квартира, мебель, хороший отдых… Список длинный. Воображение быстро рисует как минимум тысячу различных удовольствий. Это относится не только к людям состоятельным, но заметно и у бедных, доходность которых на какое-то мгновение превысила соразмерную им планку. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке.

В поучениях отцов-пустынников древности можно найти целый ряд историй о том, что у монахов не было проблем с духовным ростом, пока они не находили какие-то сокровища. Движимые изначально благими целями, миссионерскими например, не всякие из них могли умело деньгами распорядиться. Некоторые начинали тратить на себя, на роскошь, изысканное питание и отдых, а затем духовно погибали.

То же можно сказать и о церковнослужителях, которые в погоне за меценатами в дорогих одеждах с золотыми перстнями совершали грех лицеприятия, забывая о том, что именно богатые нередко позорят христианское имя, притесняя бедных и ведя с ними судебные тяжбы (см.: Иак. 2: 2-7).

В Евангельском благовестии, как и в Ветхом Завете, постоянно подчеркивается, что праведник не должен гнаться за богатством. «Лучше бедняк, что живет непорочно, чем богач, чьи пути превратны», - писал автор Притч (Притч. 28: 6). Не заботьтесь, «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф. 6: 31), ибо «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 15: 15); «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26; ср.: Пс. 48: 7-14), - постоянно говорил Христос.

Но если Бог богатство уже дал, как дар или талант, значит, им надо распорядиться благоразумно, не закапывая его в землю.

Это касается семьи. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8).

Это касается взаимопомощи. Для апостола Павла христиане тем отличаются от других людей, что посреди множества суровых испытаний они переполнены радостью и «при крайней - без меры богаты щедростью» (2 Кор. 8: 2). «При сем скажу, - писал апостол, - кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 6-7).

Это касается и храмового богослужения. Более того, и здесь для каждого своя мера. От вдовицы Христос ожидает две лепты, в то время как от богатых - сообразно степени их достатка (см.: Лк. 21: 4).

Щедрость для богатых и бедных - особая добродетель, убивающая пристрастие к богатству. Богатые способны дать работу трудящимся, через богатых - Бог дает бедным хлеб. Щедрость принесла спасение всей семье Закхея (см.: Лк. 19: 9); малоимущие благодарят Бога за то, что Он посылает им помощь богатых (см.: 2 Кор. 9: 8-11). « бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19: 17). Щедрость освящает имеющего деньги, а жадность оскверняет и бедного.

По Клименту Александрийскому, можно выделить три степени щедрости: первая - давать только определенным категориям просителей (один из «малых сих», пророк или праведник - см.: Мф. 18: 10; 10: 41-42); вторая - давать всякому без различия («всякому просящему у тебя давай» - Лк. 6: 30); третья - самому выискивать нуждающихся и организовывать дела («приобретайте себе друзей богатством неправедным» - Лк. 16: 9).

«Посему, кто владеет собственностью, - замечает Климент Александрийский, - и золотом, и серебром, и домами, - как даром Божиим, и своими богатствами подателю всех благ Богу служит ко спасению душ, и кто знает, что этим он владеет более из-за собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее… и постоянно занят какими-нибудь добрыми и Божественными делами. А если должен бывает этих вещей лишиться, то со спокойным духом и равнодушно расстается с ними, подобно тому как хладнокровен он был и к обладанию ими, того прославляет Господь как блаженного и называет нищим в духе (Мф. 5: 3), достойным наследником Царства Небесного».

Итак, богатство само по себе не грех и не добродетель. - это не норма дохода на душу населения, а - превышение, преизбыток благ по отношению к одному отдельно взятому лицу и привычному именно для него уровню жизни. Бог, повышая уровень благополучия, фактически ввергает человека в испытание. Благоразумный, правильно распорядившийся своим избытком - получит награду, а нерадивый - потеряет и то, что думает иметь.

То, что деньги - явление не только социально-экономической жизни, но и духовной сферы, известно уже тысячи лет. Об этом интересно и глубоко писали и говорили Святые отцы первых веков христианства. Цитировать их можно до бесконечности. Интересно, что даже Карл Маркс, которого принято считать законченным материалистом, писал не только об экономических функциях денег, но и о том, что деньги при капитализме стали настоящим богом, причем богом, который начал быстро вытеснять всех других богов и приобрел статус мирового бога: «Деньги - это ревнивый бог Израиля, пред лицом которого не должно быть никакого другого бога. Деньги низводят всех богов человека с высоты и обращают их в товар. Бог евреев сделался мирским, стал мировым богом». По мысли классика марксизма, некогда деньги были богом лишь одного племени - евреев. А в эпоху победившего капитализма - всего мира. Маркс говорит, что «деньги низводят всех богов человека с высоты и обращают их в товар». Деньги не делают исключения даже для Бога с большой буквы - для Христа. Более того, они в первую очередь пытаются низвергнуть именно Христа, поскольку Он и только Он мешает деньгам (вернее, хозяевам денег) установить мировое господство. Приведенные выше строки были написаны Марксом в 1843 году. Если уже в те времена деньги были, по его мнению, мировым богом, что же говорить о дне сегодняшнем?
Интересно, что сегодня о духовно-религиозной природе денег говорят как ярые противники капитализма, так и последовательные адепты церкви мамоны. Никакая религия не может существовать без бога. И религия денег в том числе. Хотелось бы подробнее узнать об этом боге. Мы знаем, что в христианстве главным является догмат о Боге как Святой Троице, и его понимание крайне непросто. Понимание догмата о «божественной природе» денег также требует определенного умственного напряжения, поскольку бог денег имеет несколько духовных «ипостасей». Таких «ипостасей» - три, в своем единстве и нераздельности они и есть тот самый «ревнивый бог Израиля».
Мы хотим подчеркнуть, что религия денег существовала всегда, и в са-мые древние времена. Но тогда она находилась в «катакомбах»; если не преследовалась, то по крайней мере не признавалась как государственная, официальная религия. В общем, существовала на правах маргинальной тайной секты. Сегодня «религия денег» стала религией глобальной.
Вот как описывает процесс превращения «религии денег» в глобаль-ную, всеобщую Н. В. Сомин: «.во все времена богатство улавливало людей в гибельную ловушку. Но сейчас происходит что-то умопомрачительное. Страсть к обладанию и обогащению развилась до такой степени, что превра-тилась в целую религию - религию денег. Причем религию тотальную, так сказать, всенародную. Жажда денег обуяла всех - молодых и старых, муж-чин и женщин, работяг и бездельников. Раньше, пусть худо-бедно, но госу-дарство старалось служить порядку и справедливости, искусство - красоте, наука - истине, спорт закалял тело, медицина лечила, литература учила до-бру и нравственности, элита стремилась к величию страны, армия защищала отечество, СМИ освещали жизнь общества, наконец, экономика кормила и одевала нуждающихся. Нынче все это осталось, но в перевернутом виде - все служит лишь способом обогащения. А польза проявляется лишь случайно, как побочный эффект процесса наживы. Мамона все купил, все подмял под себя. Ныне особенно ясно раскрылся смысл апостольских слов: «корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10)».
Таким образом, религия денег - всепроникающая и очень «деятельная» религия.
Во-первых, ею в своей практической жизни руководствуются люди, представляющие все слои общества (работодатели и наемные работники, молодые и старые, христиане и представители всех других без исключения официальных религий, больные и здоровые, мужчины и женщины и т.п.). Даже очень ленивые и нерадивые люди стали дисциплинированными и прилежными последователями «религии денег» (чего никогда не наблюдалось и не наблюдается в официальных традиционных религиях).
Во-вторых, «заповеди» «религии денег» неукоснительно исполняются людьми во всех сферах жизни: на производстве, в торговле, культуре, спорте, искусстве, политике, СМИ, школе (начальной, средней и высшей), науке, армии, правоохранительных органах, государственном аппарате и т.п. Удивительно, но «заповеди» «религии денег» сегодня стали исправно соблюдаться даже в церковной ограде (церкви католической, протестантской, мусульманской, иудейской и даже православной).
Заповеди «религии денег» всем хорошо известны и предельно просты: убивай, обманывай, лжесвидетельствуй, завидуй, ненавидь, кради и т.д. Не обязательно афишировать свою «набожность», фанатическую привержен-ность мамоне. Заповеди можно исполнять втайне - так чтобы окружающие даже не подозревали о твоей преданности мамоне. Тем самым ты будешь выполнять заповедь: «обмани». Самая главная заповедь: у последователь-ного сторонника «религии денег» не должно быть никаких других богов, кроме мамоны. Он должен поклоняться только мамоне. Мамона - ревнивый бог и не прощает заигрывания с другими богами. Особенно с Христом.
Н. В. Сомин пишет: «Мамона тщательно следит за поклонением себе и по-клонившимся дает богатство. И наоборот, у не желающих кланяться он отбирает средства к существованию, выбрасывает из социума, оставляет умирать голодной смертью»1.
Так что же это за божество по имени «мамона»?
Таинственное существо «мамона»
Первая ипостась: Деньги как существо по имени «мамона», которому люди поклоняются, которого они уважают и одновременно боятся.
Историки утверждают, что бог мамона происходит из древней Сирии, а затем ему стали поклоняться древние евреи. «Мамона» на арамейском (древнем сирийском) языке означает «сокровище». Это слово (имя) стало общеупотребительным и не требующим перевода в тех странах, где широ-кое распространение получило христианство. Христианам и всем образо-ванным людям хорошо известны слова Иисуса Христа: «Не можете служить
Богу и мамоне» (Лк. 16:13). Слово «мамона» несколько раз упоминается в Новом Завете (Мф. 6:24; Лк. 16:9, 11:13).
Отметим, что почти у каждого народа был свой бог богатства и денег. В дохристианский период бог богатства выступал под самыми разными именами. Например, в древнегреческом пантеоне бог богатства назывался Плутосом (отсюда - «плутократия» - власть богатства). Вероятно, вначале он не отделялся от бога подземного царства Плутона, в ведении которого были богатства земных недр. Одним из обитателей греческого Олимпа был Гермес. Он покровительствовал торговле и посылал богатство. Из мифоло-гии известно, что он обладал красноречием, изворотливостью, хитростью; часто прибегал к обману и воровству.
У древних римлян богом торговли, прибыли, обогащения был Мерку-рий, имевший большое сходство с Гермесом. Его имя происходит от слов «товар», «торговать» (отсюда современные слова - «меркантильный», «меркантилизм»). Под защитой храма Меркурия в Древнем Риме находи-лась гильдия торговцев, Меркурий обеспечивал купцам торговую прибыль. Атрибутом Меркурия был кошелек. Этот бог, по верованиям древних рим-лян, помогал находить клады. В пантеоне римских богов особое место за-нимала Юнона Монета - покровительница денежного дела (в храме этой богини был расположен двор по чеканке металлических денег, которые ста-ли называться «монетами»).
У древних славян один из главных языческих богов - Велес. Он - покро-витель скота, богатства, воплощение золота, попечитель торговцев, скотоводов, землепашцев и охотников. Ему подчинялись все низшие духи.
В Китае, других странах Востока количество богов, отвечающих за бо-гатство, деньги, торговлю, удачу в разных деловых предприятиях, исчисля-ется десятками, если не сотнями.
Слово «мамона» хорошо известно нынешним последователям иудаиз-ма. Оно встречается в Талмуде. Отношение к мамоне в иудаизме весьма позитивно. Конечно, в иудаизме как монотеистической религии мамона не является богом, но рассматривается как некое «духовное» начало, прибли-жающее еврея к Богу. О мамоне рассуждают современные еврейские каббалисты. Они обращают внимание на то, что в гематрии числовые значения слов «мамона» («богатство, денежное состояние») и «сулям» («лестница») совпадают. Они вспоминают при этом о той лестнице, которая упоминается в Торе (Книга Бытия) и которая протянулась от земли до неба в пророче-ском сне Иакова, основателя двенадцати колен Израиля. Для них это веское
доказательство того, что стремление к богатству и деньгам имеет «высшее благословение». На этот тайный смысл слова «мамона» обращает внимание раввин Бенджамин Блех: «Деньги могут стать той лестницей, которая позволяет достичь человеку благороднейших целей. На деньги можно построить храм для Богослужения, школы для обучения детей, дома для бедных и бездомных, больницы для страждущих, убежища для преследуемых. Не для нас, евреев, написано, что, дескать, легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богачу вступить в небесные врата. Если богатый разумно распоряжается своим благосостоянием, его деньги могут обеспечить и ему, и другим вечное благословение».
В современном постхристианском мире наиболее распространенное имя бога богатства - «мамона». Имя мамоны часто используется для обозначения религии денег: эту религию называют «религией мамоны» или просто «мамонизм». Термин «мамонизм» был введен в научный и политический оборот в Германии после Первой мировой войны такими авторами, как Рудольф Юнг и Готфрид Федер. Эти авторы и их последователи вкладывали разный смысл в слово «мамонизм»: начиная от определенной (капиталистической) модели экономики и кончая религиозно-духовным состоянием общества, сложившимся на Западе к началу ХХ века (рассматривая мамонизм как религию, отрицающую и уничтожающую христианство).
Современные исследователи мамонизма достаточно единодушно признают, что мамона - невидимое существо, которое принадлежит к невидимому миру падших духов (бесов, или демонов) - так называемому «инфернальному миру». Там мамона занимает определенное место в иерархии демонов (изучением этой иерархии занимается специальная «наука» под названием «демонология»). Он, конечно, - не первое лицо в этой иерархии, но, как утверждают «специалисты» по «демонологии», входит в семерку главных демонов (каждый из этой семерки соответствует одному из смертных грехов). Мамона - многоликое существо. Это бог богатства, денег, стяжательства. В некоторых случаях он может быть богом чревоугодия (в России в старину мамоной иногда называли чрево, желудок, утробу). Одновременно, как отмечают «специалисты» по демонам, мамона - искуситель и соблазнитель.
Заметим, что глубокие знания о духовной природе демона по имени «мамона» доступны лишь узкому кругу «избранных», «посвященных» в церкви мамоны. Эти «посвященные» на своих тайных собраниях (сборищах) сознательно поклоняются мамоне с соблюдением всех необходимых ритуа-лов. Впрочем, фигура мамоны на таких «тайных вечерях» может замещаться фигурой «начальника» мамоны - самого дьявола. О том, что собой представляет мамона, кроме «посвященных» церкви мамоны знают еще христиане. Мамона - один из тех, кто, выражаясь современным языком, «входит в команду» бесов (демонов) под начальством дьявола. Того самого дьявола, который лично пытался в пустыне искушать Христа (в начале Его земного служения) богатством, тщеславием и властью (Мф. 4:1-11; Мк. 1:12-13; Лк. 4:1-13). Того самого дьявола, которого Иисус Христос (в конце Его земного служения) назвал «лжецом» и «человекоубийцей от начала» (Ин. 8:44).
Что касается рядовых членов церкви мамоны, «профанов», то их пред-ставления о природе мамоны весьма смутны и расплывчаты. Да и имя «ма-мона» им может быть вовсе незнакомым (в силу слабой грамотности и от-сутствия привычки к чтению многие наши современники уже не в состоянии прочитать Евангелие, где фигурирует этот «персонаж»). Они предпочитают другие слова и имена: «удача», «успех», «везение», «фортуна» и т.п. Они могут возносить свои просьбы, молитвы или тосты к мамоне, используя эти словасимволы. А чего конкретно хотят почитатели мамоны (как сознательные, так и «непосвященные») от своего бога? - «Благодати». Для них мамона - источник «благодати», которая является второй ипостасью денег.
Деньги как «благодать»
Вторая ипостась: Деньги как «благодать», исходящая от бога мамоны. Эта «благодать» - также достаточно трудно постигаемое понятие. Такая «благодать» - нематериальна, подобна нисходящему с неба на поклонника мамоны «духу», «энергии». Иногда эту благодать называют «богатством». Богатство - не только сумма материальных предметов, находящихся в соб-ственности (владении) человека. Это в первую очередь духовное самоощущение человека. Он обязательно должен испытывать чувство своего возвышения над остальными. И материальное имущество тут вторично, главное - ощущения! «Благодать» наполняет его невообразимой радостью, может даже приводить в состояние религиозного экстаза.
Правда, особенностью денег в этой второй ипостаси является то, что «дух» должен постоянно прибывать. Философ времен античности Сенека Младший говорил: «Условия богатства два: иметь необходимое, второе - уметь довольствоваться им». Разъясняя эту мысль, он добавлял: «Не тот бе-ден, у кого мало, а тот, кто хочет большего». Иначе «благодать» перестает быть «благодатью». Если поток «благодати» снижается, это воспринимается как постепенная утрата благосклонности со стороны мамоны. Человек может увеличивать количество вещей, находящихся в его собственности (владении), но при этом чувствовать себя беднеющим! Таковы непростые, можно сказать, коварные законы духовной жизни последователей мамоны. Состояние эйфории кончается и сменяется тревогой. Если поток «благодати» прерывается, это уже рассматривается как страшное «наказание» со стороны мамоны. Беспокойство и тревога перерастают в истерику, беснование, ярость. Финалом такой «религиозной истерики» может стать самоубийство. Еще раз подчеркнем, что «благодать» не имеет ни малейшего отношения к нашему материальному миру. Это некая абстракция, имеющая числовое (математическое) выражение. Например, мы можем слышать, что по состоянию на такое-то число богатство олигарха N составляет 10 млрд долларов. В результате падения фондовых индексов это богатство может снизиться, скажем, на 50%. Весь материальный мир (заводы, фабрики, отели, рестораны и другие объекты движимого и недвижимого имущества) никаких физических изменений при этом не претерпел. Однако при этом нематериальная «благодать» снизилась на 5 млрд долларов.
Или, например, имущество того же олигарха N за год увеличилось с 10 млрд до 20 млрд долл., т.е. в 2 раза. Можно ли считать, что он стал богаче? Трудно сказать. Если, скажем, за тот же год имущество его конкурента олигарха Х увеличилось в 3 раза, то можно уверенно сказать: олигарх N стал чувствовать себя беднее, ощутил себя оставленным богом мамоной.
Поклонники мамоны боятся гнева этого божества, т.к. оно может в лю-бой момент лишить каждого из них «животворящей» «благодати» - невзирая на социальный статус члена церкви. Исключение составляют лишь «посвя-щенные» члены церкви, число коих очень невелико. По своей природе это полулюди-полубоги. Они не только не могут быть лишены «благодати», но сами активно помогают мамоне распределять эту «благодать» среди рядовых («непосвященных») членов церкви. В немилости мамоны может оказаться хозяин фабрики и наемный работник, владелец мелкой лавки и топ-менеджер крупной корпорации, житель «благополучного» Запада и туземец из далекой африканской страны. Это и есть тот «страх божий», который держит в страшном нервном напряжении всех «рядовых» членов церкви мамоны. Без «благодати» мамоны (или по крайней мере ожидания ее) жизнь члена церкви теряет смысл, ему остается лезть в петлю или бросаться из окна небоскреба.
Впрочем, о том, что такое «благодать» мамоны, прекрасно знают и христиане - из Евангелия и творений Святых отцов Церкви. Это посылаемые лукавым мамоной искушения, которые могут распалять разные страсти в людях. Как правило, все начинается со страсти сребролюбия и любостяжания. Впрочем, мамона всегда работает «в команде», и его инфернальные «партнеры» помогают ему, разжигая в жертве другие страсти: чревоугодие, тщеславие, властолюбие, зависть, лихоимство, сластолюбие и т.п. А кончается все унынием, отчаянием, злобой, иногда же - и добровольным уходом поклонника мамоны из жизни. Христианам прекрасно известно, что мамона - такой же «человекоубийца от начала», как и его начальник - дьявол.
Деньги как фетиш
Третья ипостась: Деньги в их материально-вещественной форме. Это видимая и чувственно ощущаемая часть «ревнивого бога Израиля», через нее адепт церкви мамоны постепенно приходит к постижению бога денег во всей его полноте, т.е. в трех ипостасях. Когда-то, еще до массового перехода человечества в церковь мамоны, деньги были материальны, достаточно исправно выполняли функции меры стоимости, а также средства обмена и платежа и имели статус скромного и исполнительного «слуги». Тем не менее даже таким «техническим» деньгам люди приписывали некую мистическую силу. Примечательно, что в эпоху торжества исторического материализма в наших учебниках по политической экономии писалось о «денежном фетишизме» - восприятии людьми материальных денег как мистического и непознаваемого начала. «Денежный фетишизм - преклонение перед деньгами, их обожествление в условиях стихийности и анархичности производства, основанного на частной собственности, когда отношения между людьми неизбежно принимают вещный, товарный характер».
Наиболее распространенной и «совершенной» материальной формой денег всегда было (и на сегодняшний день остается) золото. Владение зо-лотом (или стремление к владению золотом) - иррационально: этот желтый металл мало пригоден для удовлетворения жизненно необходимых потреб-ностей человека. При всей своей материальности золото имеет очень глу-бокий и до конца непостижимый религиозный смысл. Это материальный символ бога богатства. Члены церкви мамоны не просто владеют желтым металлом, для них это предмет религиозного почитания. «Золотой телец» - материальный образ высшего духовного существа - мамоны. «Золотой телец - в ветхозаветных преданиях золотой (или позолоченный) идол быка, которому поклонялись, как воплощению самого Бога. В переносном смысле - олицетворение богатства, денег».
Подробное описание золотого тельца содержится в Ветхом Завете в Книге Исход (глава 32). Этот языческий идол, или кумир, был изготовлен Аароном (братом Моисея, который вывел древних евреев из Египта), по усиленному настоянию сынов Израилевых; эти сыны, пользуясь долгим отсутствием Моисея на Синае (где тот общался с Богом), пожелали иметь при себе какоелибо видимое изображение божества. Вероятно, этот идол был сделан в виде египетского черного священного быка Аписа или белого быка Мневиса. Из Библии известно, какой строгий суд постиг поклонников литого тельца и самый идол. Снова культ золотого тельца у древних евреев возникает в эпоху царя Иеровоама, когда единое израильское государство распадается на Северное, или собственно Израильское, царство и Южное, или Иудейское. Царь Иеровоам стремился отвадить своих подданных (жителей Северного государства) от посещений Иерусалимского храма, который находился в Южном государстве. Для этого он поставил в древних святилищах Бет-Эла и Дана золотые изображения тельцов и сказал: «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (1 Цар. 12:28 и сл. до конца; ср. Исх. 32:4).
В течение последнего столетия наблюдалась быстрая дематериализация денег, что проявилось сначала в замещении золота бумажными деньгами, а затем бумажных денег - безналичными.
Незначительная часть современных денег - бумажные банкноты и ме-таллические монеты. Конечно, это не полноценные товарные деньги, они - знаки денег, но при этом обладают некоторой «материальностью». Конечно, денежные знаки выполняют такие «земные» функции, как платежи и рас-четы, накопление капитала. Но одновременно это материальные предметы религиозного почитания. По сути это «иконы», которые держателям купюр напоминают постоянно о «горнем мире», где обитает бог мамона. Сегодня весь мир заполонили такие «иконы» зеленого цвета, которые называются «долларами». Оккультно-мистический, религиозный смысл изображений на этих зеленых бумажках не вызывает сомнений.

Согласно учению Фен-шуй, Хотей – бог богатства, изобилия и веселья, по-другому этот талисман еще называют «Смеющийся Будда» или «Холщовый мешок», так как неизменным атрибутом любого изображения данного божка является огромная торба, символизирующая достаток и благополучие. Такое же значение приписывается внушительному животу фигурки, который тоже олицетворяет обеспеченность деньгами и щедрость. Статуэтки, представляющие собой образ бога богатства Хотея, входят в число самых действенных денежных талисманов – они доступны для приобретения и при правильном использовании могут привлечь в дом своего хозяина удачу и высокие заработки.

Все изображения Хотея похожи между собой – он представляется пузатеньким мужичком невысокого роста с головой, остриженной налысо, а в руках или под ногами у фигурки всегда можно заметить огромный мешок, в котором, согласно легенде, хранятся деньги, серебряные и золотые монеты, драгоценные камни и украшения. Существует и совершенно противоположная версия предания – в ней говорится, что в огромной котомке бога веселья собраны все людские несчастья и горести, и таким способом счастливый божок опекает человечество от тяжелых бедствий и проблем.

Можно подобрать для себя статуэтку из любого материала – глиняную, каменную, деревянную или металлическую, даже величина фигурки предусмотрена разная: у вас есть возможность купить как миниатюрку, так и огромную статую, а для удобного ношения Хотея начали изготавливать даже в форме брелока. Только цвет лучше выбирать золотистый или белый – у бога богатства, как и у всех других восточных божеств, есть свои предпочтения и капризы.

Если вы задумали приобрести талисманчик Хотея для успешного продвижения своего бизнеса, выбирайте вариант статуэтки, изображающей бога богатства рядом с драконом. Веселый божок также может помочь одиноким людям обзавестись семьей – купите фигурку бога счастья, на которой он окружен детьми. И не забывайте, что сидящий божок подпитывает своего владельца женскими энергетическими потоками Инь, а статуэтка, которая стоит, является источником мужской энергии Ян.

Активировать талисман очень легко – просто несколько раз потрите по пузику Хотея и найдите в домашнем пространстве подходящее место для фигурки.

Как расположить статуэтку в жилище?

Правильно подобрать место для фигурки Хотея вам не составит труда – все зависит от того, какую цель вы преследуете. Если вы хотите заслужить почет и уважение, поставьте божка прямо у входной двери, только пусть он будет повернут лицевой стороной к проему, чтобы талисман “встречал” каждого входящего к вам в дом человека. Если ваша мечта – добиться славы и признания, поместите Хотея в южную часть квартиры, эта зона связана с внешними потоками энергии, она отвечает за известность и вашу репутацию.

Когда вам необходимо заполучить так называемые “быстрые” деньги (выиграть в лотерею, вернуть долг или получить наследство), идеальным местом для волшебного талисманчика станет северо-восточная зона, отвечающая за привлечение удачи к вашему дому. Веселый Хотей может также подарить вашей семье гармонию, попросите у него помощи и поставьте статуэтку в восточном секторе – конфликтов и ссор станет значительно меньше. Очень часто статуэтку, изображающую бога изобилия, можно увидеть на чьем-нибудь рабочем столе – такой талисман привлечет карьерный рост и спасет от стрессов и разногласий в коллективе.

Легенда о боге изобилия

Преданий о боге веселья и богатства существует множество, но самая распространенная легенда гласит, что раньше смеющийся Будда был очень красивым мужчиной, и в него влюблялись абсолютно все женщины, которым посчастливилось его увидеть. Маленьким и толстым Хотей решил стать специально, чтобы больше не разбивать женских сердец, для этого ему пришлось пожертвовать своей молодостью и красивыми вьющимися волосами.

Другая легенда повествует, что в самом начале своего духовного пути Хотей был обычным монахом-послушником по имени Це-Ци, который путешествовал по миру и дарил простому народу хорошее настроение и веселье. Его шутки могли рассмешить даже тяжелобольных и обреченных на смерть людей, беззаботная искренность смеха монаха заражал весельем как королей, так и нищих. Когда у Це-Ци спрашивали, что хранится в его огромном холщовом мешке, он с улыбкой отвечал: «Я собрал туда все горести мира, теперь вам остается только смеяться».

Маленький ритуал, чтобы бог Хотей подарил богатство

У каждого из нас есть заветная мечта, которую можно осуществить, если попросить опеки у Хотея. Это могут быть не только желания, связанные с привлечением богатства и достатка, бог изобилия поможет воплотить в реальность каждую мечту, исходящую из сердца – попросите, к примеру, любви или здоровья для своих близких и приступайте к выполнению ритуала. Вам будет необходимо 300 раз потереть пузико божка – совершайте все движения медленно и по часовой стрелке, думая в это время о своей мечте.

Каждый раз, когда собираетесь выходить из дома, тоже не забывайте несколько секунд посвятить поглаживаниям животика волшебного талисмана – удача будет сопутствовать вам весь день. Когда прикасаетесь к фигурке Хотея, не думайте о плохом, особенно в таком состоянии не следует трогать пузо божества и его заветный мешочек. Статуэтку ни в коем случае нельзя ставить на пол – на нижних уровнях квартиры господствуют совсем иные энергии, они отнимут у вашего талисмана волшебную силу.

Если с помощью статуэтки бога изобилия вы хотите привлечь в свой дом процветание и богатство, необходимо следить, чтобы Хотей всегда был доволен. Задобрить данное божество достаточно легко – жизнерадостный божок подпитывается соответствующей энергетикой, пусть в вашем доме царит гармония и радость, а мудрый весельчак Хотей поможет усилить влияние всех положительных энергий. Это божество покровительствует оптимистам – смотрите на жизнь с улыбкой, и приветливый Хотей позаботится о вашем благополучии. Можно приобрести сразу несколько талисманов и расположить их в разных частях квартиры, только расставьте все фигурки в наиболее приметных местах – беззаботный бог процветания любит находиться в центре внимания.

Поделись статьей с другом:

Богиня Лакшми почитается в ведической культуре как покровительница плодородия, богатства и благополучия. Мантра богатства и процветания богини Лакшми — одна из самых востребованных в индуизме. С древних времен купцы и торговцы возносили свои славословия и просьбы к Лакшми о даровании успеха в работе.

Другим аспектом богини является женственность и красота — она считается покровительницей домашнего очага, дарует женщинам очарование, добродетель и житейскую мудрость. Как правильно обратиться к божеству, и сколько раз нужно произносить мантры? Так же рассмотрим вопрос, почему практика приносит в жизнь намного больше, чем финансовый достаток и успех.

Кто такая богиня Лакшми, и почему ей поклоняются миллионы людей в мире? Веды утверждают, что богиня появилась из цветка лотоса, который плавал в изначальном океане жизни. На многих изображениях можно увидеть Лакшми с лотосом, выходящую из волн океана. Четыре руки богини символизируют 4 аспекта:

  • процветание;
  • физическое наслаждение;
  • добродетель;
  • освобождение души из плена греха.

Богиня покровительствует успешным и трудолюбивым людям, любит роскошь и наслаждение земными богатствами. Своим любимцам она дарует изобилие, материальные блага и мудрость. Лакшми может помочь в ведении бизнеса, устранить препятствие и открыть путь к достижению цели. Однако человек, обращающийся за помощью к божеству, должен обладать искренним сердцем и не использовать покровительство небес во вред конкурентам.

Когда человеку необходима удача и везение, он обращается к Ганеше и Лакшми. Если человека преследуют неудачи и невезение, считается, что его дом покинула богиня Лакшми. Для просьбы о процветании выбирают изображение богини в золотистых тонах. Розоволикую Лакшми просят о проявлении милосердия и сострадания — ведь гнев богини лишает человека успеха в жизни. Если богиня изображена рядом с Вишну, ее просят о благополучии в доме.

Как войти в контакт с богиней

Чтобы заслужить благосклонность богини и войти в резонанс с ее вибрациями, необходимо практиковать мантры с использованием ее имени.

Главная мантра Лакшми звучит так:

Еще одна прославляющая мантра звучит так:

Обе мантры повторяют нечетное количество раз кратное трем — 12, 24, 108. Чем больше повторений вы произнесете, тем плотнее войдете в поток энергии богини.

Внимание и благосклонность божества можно привлечь, разместив в доме статуэтку или распечатав изображение на принтере. Поклонение богам всегда приносит их благосклонность.

Для успешной практики мантр нужно сочетать повторение священных звуков с медитацией на образ. Чтобы достичь успеха в жизни, практикуют на протяжении 36 дней по 108 раз на восходе солнца.

Символами богини, которые привлекают ее энергетику, являются все крупные цветы, . Металл, выражающий изобилие Лакшми — это золото.

Алтарь богине можно сделать самостоятельно. Для этого накройте поверхность новой тканью с золотистыми нитями, поставьте статуэтку и символы — золотое украшение, камни, цветы. Можно воскурить аромат с запахом лотоса или иных цветов.

В любое время можно включать запись прославляющей Лакшми мантры и медитировать на ее образ:

Для удачи в карьере

Людям с чистыми помыслами Лакшми помогает добиться общественного признания и высокого положения в обществе. Однако если сердце человека станет черствым и лживым, удача, дарованная богиней, покинет его навсегда.

Для карьерного роста следует практиковать особенную гаятри мантру (не менее 108 повторений за один раз) 36 дней подряд, начиная с времени роста луны:

Не забывайте, что один из основных аспектов богини — это милосердие и сострадание. Если человек жестокосердный и не собирается исправляться, контакта с богиней добиться будет невозможно.

Мантра богатства и процветания — практика Садхана Лакшми

Чтобы никогда не жить в нужде, необходимо постоянно находиться в потоке богини процветания. Большинство людей уверены, что одноразового воззвания вполне достаточно. Не следует удивляться, что при таком подходе к практике мантр они не добиваются никакого успеха.

Мантра Лакшми на деньги и богатство повторяется многократно в течение всей жизни. Практика Садхана Лакшми была передана учеником мудреца Риши Васиштхи для регулярного употребления. В пятницу вечером необходимо принимать ванну или душ, садиться перед изображением богини лицом на восток и петь мантру:

Затем следует петь другую мантру особое количество раз с использованием четок: повторять 21 раз один круг четок из ста восьми бусин. То есть, один круг повторения мантры равен 108 произнесениям. Таких кругов должно быть ровно 21.

Практика Садхана Лакшми избавляет человека от нужды, горя и житейских трудностей.

Эти три ведических божества олицетворяют удачу, процветание и богатство. Однако функции у них разные. Индуистский бог Ганеша считается покровителем мудрости и помогает устранять любые препятствия на пути к достижению успеха, Лакшми открывает пусть к процветанию. Кубера отвечает за наличность, то есть, ему больше подходит функция казначея. В ведической традиции эти божества могут упоминаться вместе. Практикуя следующую мантру, вы сможете добиться невероятных успехов в бизнесе или карьере:

Во время практики мантры можно положить перед собой денежную купюру — она станет денежным талисманом. Тратить эту купюру нельзя. После прочтения мантры подуйте на купюру три раза, чтобы зарядить ее энергией успеха и притяжения денег. С каждым разом купюра будет наполняться вибрациями изобилия и процветания, и со временем станет мощным талисманом личной денежной удачи.

Никогда не следует просить Лакшми, Ганешу и Куберу расправиться с конкурентами по бизнесу. В функцию этих божеств не входит наказание кого-либо. Просто просите убрать препятствия, очистить путь к процветанию, и с любовью в сердце благодарите за помощь.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту: