Фонетика звуки и буквы орфоэпия. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. а) количество букв совпадает с количеством звуков

  • На какие две группы делятся гласные?
  • На какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости?
  • Вспомните сильные и слабые позиции: а) гласных, б) согласных.
  • Какие вы знаете шипящие согласные?
  • Как на письме изображается звук [й]?
  • Когда вместо звонких согласных произносятся парные им глухие, а когда вместо глухих - парные им звонкие?

Порядок фонетического разбора слова

  1. Слоги, ударение.
  2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
  3. Согласные звуки: звонкие (в том числе сонорные) и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены.

Образец письменного разбора

ведёшь [в’ид’о́ш]
ве-дёшъ

[в’] - согл., зв., мягк.

[и] - гласи., безуд.

[д’] - согл., зв., мягк.

[о́] - гласн., удар.

[ш] - согл., глух., тв.

6 букв, 5 звуков

4 . Сгруппируйте попарно слова, различающиеся: одним звуком, количеством звуков, последовательностью звуков. Составьте с любыми двумя словами простые распространённые предложения.

Трап, плот, бирка, топор, док, торт, лимон, сор, драп, лиман, крот, луг, ток, ропот, оплот, кот, плуг, бурка, рос.

5 . Запишите слова в алфавитном порядке, устраняя в них нарушения произносительных норм.

Скворе[ч]ник, яи[ч]ница, алфа́вит, санти́метр, муз[э]й.

6 . Прочитайте выразительно. Выпишите: 1) слова с безударным е в корнях, 2) одно слово с оглушением звонкого согласного на конце слова. Выделенные слова разберите фонетически.

      На кровлях тихих дач и в поле на земле
      Чернеют птицы. В ясную погоду
      Мелькают стаями в осенней светлой мгле,
      Как лёгкий дым, плывут по небосводу.

      И роща бедная, умильно дорожа
      Цветными листьями на тонких чёрных прутьях,
      Не ропщет, не шумит и слушает, дрожа,
      Разгул ветров на перепутьях.

      (С. Маршак.)

    Когда употребляется разделительный ъ , а когда - ь ?
    От каких условий зависит употребление и неупотребление буквы ь : 1) на конце слова, 2) между согласными внутри слова?

7 . Распределите слова в две группы: в одну запишите с разделительным ъ , а в другую - с разделительным ь . Обозначьте в словах условия выбора букв разделительных ъ и ь . Дополните каждую группу 2-3 своими словами.

Сош..ём, с..естное, под..ём, бур..ян, выл..ешь, пред..юбилейный, необ..ятный, соб..ю, солов..и, объявление, раз..езд, в..ют.

8 . В левый столбик выпишите слова с буквой ь на месте скобок, в правый - без буквы ь , обозначая условия употребления и неупотребления мягкого знака.

Вос(?)мой, вет(?)ви, гвоз(?)дик, прос(?)ба, сел(?)ский, январ(?)ский, молот(?)ба, воз(?)мёшь, октябр(?)ский, сер(?)га, тон(?)ше, июл(?)ский.

Тип урока: повторение сведений, полученных в 5 кл.

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщение знаний по теме;
  • дальнейшее развитие умения на практике применять полученные знания, ориентироваться во всех орфограммах, затронутых в разделе, узнавать их в тексте;
  • развитие умения высказываться на лингвистическую тему;
  • развитие навыков анализа текста;
  • обогащение словарного запаса учащихся.

Развивающие:

  • развитие умения монологического высказывания; групповая работа, где каждый ученик может продемонстрировать свои возможности;
  • развитие речи учащихся;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

  • приучать учащихся работать в коллективе (социализация личности);
  • прививать коммуникативные навыки;
  • развивать умение правильно воспринимать чужое высказывание;
  • развивать уважение и любовь к родному языку.

Межпредметные связи: литература.

Дидактический материал: толковые словари, тетради.

Необходимое оборудование: учебники, доска, компьютер, проектор.

Оформление доски: презентация.

Программа обучения: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык. 6 кл.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. (1 мин.)

II. Проверка домашнего задания. (5 мин.)

Учащиеся записывают по памяти заученное наизусть высказывание И.С.Тургенева о языке.

III. Слово учителя.

Работа с текстом. (5 мин.)

– Подготовьтесь к выразительному чтению.

– Вставьте пропущенные буквы. Какие виды орфограмм встретились в тексте. Сформулируйте правила.

Давным-давно ещё в Каменном веке, жил да был один человек. Был он ч…ловек п…рвобытный, жил в пещере и н…сил очень мало …дежд. Ни читать, ни писать он (не) умел - да и (не) хотелось ему ни читать, ни писать, - и, покуда он был сыт, он был счастлив. Звали его Тегумай Бопсулай, а это значит: Ч…ловек-ноги-которого-никогда-не-спешат, но мы, милый мальчик, будем называть его просто Тегумай, чтобы было короче. У него была жена, и знали её Тешумай Тевиндро, а это значит: Женщина-которая-задает-слишом-много-вопросов, но мы, милый мальчик, будем звать её просто Тешумай, чтобы было короче. И была у него маленькая дочка, которую звали Таффамай Металлумай, а это значит: Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья, но я буду называть её просто Таффи. Тегумай Бопсулай очень любил её, и мама очень любила её, и они шлёпали её гораздо реже, чем нужно, и все трое были довольны и счастливы .

– Откуда взят данный отрывок? Как он связан с предыдущей темой урока?

– Этот текст поможет нам в усвоении материала урока.

IV. Повторение изученного в 5 кл.

Тренировочные упражнения (15 мин.)

Упражнение на развитие зрительной памяти, зрительной моторной перцепции.

Прочитайте три зашифрованных слова, и вы поймёте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Подсказка: надо зачеркнуть все одинаковые буквы в первом слове, все чётные во втором, все нечётные – в третьем. (Слайд 2.)

БФ ЯО ВН ЯЕ БТ ВИКА .
Г ЬР ЯА БФ ЕИ БК ЖА .
ТО МР ВФ БО ЗЭ ТП АИ МЯ .

Вопросы для повторения.

1. Что такое фонетика? (Ответы учащихся)
(Раздел науки и о языке, изучающий звуки, слоги и ударения.)
2. Какие звуки вам известны? (Ответы учащихся)
(Гласные и согласные.)
3. На какие группы делятся согласные звуки? (Ответы учащихся)
(Твердые и мягкие, звонкие и глухие.)
4. Что такое ударение? (Ответы учащихся.) (Выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.)
5. Что такое слог? (Ответы учащихся.)
(Один гласный звук или несколько звуков, которые произносятся вместе.)
6. Что подразумевается в науке о языке под графикой? (Ответы учащихся.)
(Совокупность знаков, с помощью которых речь может быть зафиксирована письменно.)
7. Какие графические средства вам известны? (Ответы учащихся.)
(Буквы, дефис, пробел и знаки препинания.)
8. Что такое орфоэпия? (Ответы учащихся.)
(Совокупность правил произношения звуков и их сочетаний, а также постановки ударений.)

– Итак,фонетика – это целое государство необъятного материка под названием “Русский язык”. Давайте посмотрим, кто больше подберёт слов с корнем – -фон-.

Ответы: граммофон, патефон магнитофон, телефон и т.д.

– Фон, фонема – это звук. Из фонем составляют слова. Слова состоят из букв. Сколько их в русском алфавите?

Ответ учеников.

– Как располагаются буквы?

Ответ учеников.

– Ребята! Посмотрите на доску. Там записаны названия стран (разделов Русского языка). Расположите их в алфавитном порядке.

На доске: Фонетика. Морфология. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Пунктуация. Синтаксис. Морфемика. Лексика. Грамматика.

Устные ответы учеников.

ИГРА “Кто быстрее?” (Работа со словарём).

– Найдите в орфографическом словаре данные на доске слова и запишите их правильно. На какую орфограмму эти слова?

На доске: ч…ловек, п…щера, …дежда, ш…лунья..

– Все звуки-фонемы делятся на две большие группы. Какие?

– Сколько их?

– Как вы думаете, если бы поспорили гласные и согласные о том, кто из них главнее, кто бы победил?

Ответы учеников.

– Сколько в слове может быть слогов? Разделите следующие слова на слоги.

Работа проводится устно. Учитель называет слово, ученики отвечают.

– Давно, ещё, каменный, человек, первобытный, пещера, носить, одежда, счастливый, дочка.

Ответы учеников.

Разминка.

При помощи жестов ребята изображают лиц той или иной профессии. (2 мин.)

Я – купец,
А я – писец,
Я – красавица девица,
Я – портниха – мастерица,
Я – артист,
А я – циркач,
В округе я – лучший врач.
Акробат я хоть куда –
Пригодимся вам всегда!
Славен труд у нас любой,
Кем же будем мы с тобой?

Работа с учебником.

– А теперь вспомним правила переноса. Исправьте ошибки. Какие правила нарушены?

На доске : По-ддержал, каменн-ый, нос-ил, чит-ать, писа-ть,

Один ученик работает у доски, делит вертикальными линиями слова на слоги.

– Ребята! Запишите 3-4 слова с правильным делением на слоги.

Ученики выполняют задание.

– Вспомните, пожалуйста, по каким признакам характеризуются согласные звуки, а гласные?

Ответы учеников.

– Дополните дроби. (Слайд 16.)

На доске :

Какими звуками различаются слова суд– суть, мол– мел? Что происходит с согласными в абсолютном конце слова? Назовите ещё позиции, в которых происходит то же самое (перед глухими озвончаются).

– Выполним фонетический разбор выделенных слов текста, с которым мы работали в начале урока: 1 вариант – у него, любил; 2 вариант – все, счастливы. Вспомним, каков порядок фонетического разбор, открыв учебники на стр. 4. Взаимопроверка.

Выборочный диктант.

Счастливый, ещё, девочка, мальчик, чтобы, милый, жена. (После записи проверяем).

Сценка. Разыгрывают заранее подготовленные ученики. (Элементы малой драматизации.)

Задание. Внимательно посмотрите сценку. Запишите в тетради ответ на вопрос: Кто такие Кирилл и Мефодий?

Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

Кирилл. – А почему учитель все время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по-славянски.

Мефодий. – Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.

Кирилл. – А почему у славян нет своих книг?

Мефодий. – Потому что писать на славянском языке нельзя.

Кирилл. – Как это? Вот я возьму и напишу “дом”.

Мефодий. – А “я живу в доме” ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

Кирилл (кричит)– Так я придумаю!

В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

Учитель. – Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

Кирилл. – Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.

Ученик.

Прошли годы. Братья выросли Кирилл и Мефодий, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.

Проверка задания. Те, кто не справился с заданием, записывают предложение со слайда. Объяснение орфограмм. (Слайд 18.)

Работа с текстом. (5 мин.)

– Какое слово выделено в тексте?

– Что оно обозначает?

О том, как в древности учились писать, нам рассказали древнерусские школьные "тетрадки", найденные в Новгороде во время археологических раскопок. Правда, тетрадки эти не похожи на наши с вами. Мы уже знаем, что в Древней Руси писали на пергаменте. Но пергамент был дорогим материалом, и для школьных занятий его, конечно, не использовали. Найденные археологами "тетрадки" - это донышко от старого берестяного туеска, полоски и кусочки бересты , на которых острым инструментом процарапаны буквы. На одном из кусочков бересты мы видим кириллический алфавит, нацарапанный неумелой рукой (см. рис. 1):

Рис. 1. Кириллический алфавит

Как видите, он заметно отличается от того алфавита, которому нас учат в школе. Кроме того, некоторые буквы пропущены - ученик ещё не твёрдо знал азбуку. На донышке туеска - тоже алфавит, но более полный, без пропусков, а за алфавитом следует целое упражнение. Мальчик, живший в середине XIII века, выписывает слоги: "ба, ва, га..." и так до "ща", затем: "бе, ве, ге...". Места на бересте хватило только чтобы дойти до слога "си". Но мы уже и так поняли, что Онфим - на обороте мальчик процарапал рисунок и написал своё имя - учится выписывать слоги. Археологи нашли на бересте несколько рисунков Онфима вперемежку со школьными упражнениями (см. рис. 2).

Рис. 2. Рисунки Онфима.

Глядя на неумелые каракули, понимаешь, сколько бересты нужно было содрать с несчастных берёз, чтобы научить писать хотя бы одного мальчика.

Ответы учащихся. (Слайд 19.)

Запишем слово береста в орфоэпические словарики, дополним свои записи словами из упр.5, стр.5. Произносите их всегда правильно.

(Скворечн ик, яичн ица, алфави т, сантиме тр, муз ей, конечн о, скучн о, нарочн о, чт обы…)

V. Закрепление материала. (7 мин.)

– Какие разделы русского языка мы сегодня с вами вспомнили? Запишите в свои рабочие тетради.

– На какие группы делятся гласные? Согласные?

– Какие вы знаете шипящие согласные?

– Как на письме изображается звук [j]?

– Когда вместо звонких согласных произносятся парные им глухие, а когда вместо глухих – парные им звонкие?

– Кто такие Кирилл и Мефодий?

VI. Подведение итогов урока. Вспомним “Светофор”! (3 мин.)

– Вы рисуете смайлик красного цвета, если материал вам непонятен; желтого, если понятен частично; зеленый, если вы всё поняли.

VII. Домашнее задание (2 мин.):

В рабочей тетради записан текст. Выполните задание к нему.

Это – великое открытие, и придет день, когда люди наз…вут его умением писать. Покуда вместо писем мы будем посылать друг другу к…ртинки, а в к…ртинках – вы сами видели – не всегда можно разобраться как следует. Иногда выходит самая дикая пута(н, нн)ица. Но придет время, о дитя тегумайского племени, когда мы придумаем буквы и научимся при помощи букв читать и писать – и тогда у нас уже не будет ошибок.

  1. Вы познакомились с двумя отрывками из произведения Р.Киплинга “Как было написано первое письмо”. Что вы узнали из первого отрывка? А что из второго?
  2. О каком же великом открытии идёт речь? (Прочитать об этом вы сможете, если прочитаете рассказ полностью.)
  3. Вставьте пропущенные буквы. С какими видами орфограмм вы встретились.
  4. Выполните фонетический разбор слова друг.

Выучите слова, записанные в словарики.

Использованная литература:

  • Учебник по русскому языку для 6 кл. под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др., Просвещение, 2000 г.
  • Лифшиц А. История русской письменности для школьников. http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200202004
  • Анализ урока с точки зрения его коррекционно-развивающей направленности.

    Этапы урока

    Коррекционно-развивающая работа

    I. Организационный момент

    Создание благоприятной атмосферы.

    II. Проверка домашнего задания.

    Развитие памяти, выработка орфографической зоркости.

    III Слово учителя. Работа с текстом.

    Развитие словесно-логического мышления.

    Выразительное чтение.
    Отработка орфографических навыков.
    Развитие орфографической зоркости.

    IV. Повторение изученного в 5 кл. Тренировочные упражнения.

    Самоцелеполагание: (ответы 2-3 учащихся по опорным словам)

    • я понял, что сегодня на уроке мы будем говорить о разделах русского языка – фонетике, графике и орфоэпии;
    • я хочу вспомнить, как правильно выполнять фонетический разбор, писать грамотно, подчиняясь правилам, говорить, соблюдая орфоэпические нормы.

    Развитие орфографической зоркости, зрительного восприятия.
    Упражнение на развитие зрительной памяти, зрительной моторной перцепции.

    Развитие фонематического восприятия.
    Развитие слухового восприятия.
    Коррекция отдельных сторон психической деятельности, психо-эмоциональной сферы.
    Обогащение словарного запаса и расширение представлений об окружающем мире.
    Развитие лексико-грамматических средств языка.
    Развитие устной связной речи.
    Развитие творческих способностей.
    Коррекционно-развивающее упражнение с элементами малой драматизации с целью переключения, снятия напряжения, предупреждения переутомления.
    Развитие коммуникативных речевых функций, облегчающих работу над грамматическим оформлением речи.

    Воспитание бережного отношения к слову.

    V. Закрепление материала

    Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
    Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций.
    Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
    Актуализация словаря.
    Коррекция нарушений письменной речи.
    Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

    VI. Итог урока

    Развитие основных мыслительных операций и коррекция отдельных сторон психической деятельности.
    Развитие умений и навыков адекватной самооценки своей деятельности (дети дают оценку своей деятельности при помощи “Светофора”).
    Актуализация словарного запаса.
    Развитие устно связной речи.
    Воспитание самостоятельности принятия решения.
    Формирование устойчивой и адекватной самооценки. Развитие осмысленности усвоения материала.

    VII. Домашнее задание

    Развитие эмоционально-личностной сферы.
    Уяснение домашнего задания с каждым учеником.
    Использование межпредметных связей, направленных на развитие мышления.
    Развитие устной и письменной речи.
    Расширение представлений об окружающем мире.


    Словарная работа.

    Толерантность - терпение к чужому мнению, культуре, религии; снисхождение.

    Комплимент (франц.) -

    лестное замечание в адрес кого-либо, похвала;

    традиционный поклон артиста в ответ на вызов зрителей.


    • Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, копировать, звонят, банты, столяр, торты, черпать, творог, эксперт.

    • каталОг
    • красИвее
    • закУпорить
    • добЫча
    • копИровать
    • звонЯт
    • творОг
    • экспЕрт

    • По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?
    • Выпишите в два столбика

    Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют.


    Назовите слова, в которых происходит:

    а) оглушение согласных звуков;

    б) озвончение согласных звуков.

    Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.


    Назовите основные фонетические процессы, происходящие в словах:

    сож а леть, ук о ризна

    сочу в ствовать, здра в ствуйте

    ро б кий, небоскрё б

    ко с ьба, ай с берг


    • Всеросси́йская, все-рос-сий-ска-я (5 слогов). [ фс ’ ирас ‘ ий ’ скай ’ а ]
    • в [ф] – согласный, твердый, глухой.
    • е [и] – гласный, безударный.
    • р [р] – согласный, твердый, звонкий.
    • о [а] – гласный, безударный.
    • с [с’] – согласный, мягкий, глухой.
    • и [и́] – гласный, ударный.
    • й [й’] – согласный, мягкий, звонкий.
    • с [с] – согласный, твердый, глухой.
    • к [к] – согласный, твердый, глухой.
    • а [а] – гласный, безударный.
    • я [й’] – согласный, мягкий, звонкий.
    • [а] – гласный, безударный.
    • 13 букв, 13 звуков

    Прочитайте транскрипцию и запишите предложение

    [ Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у

    то св’этлуй’у то груснуй’у]


    [ л у бл у б ир оск у руск у й у

    то св этл у й у то гр у снуй у ]

    Люблю березку русскую, То светлую, то грустную. (А. Прокофьев)

    И.И. Левитан «Березовая роща»


    Ассонанс – это художественный прием созвучия гласных звуков.


    - Спишите, подчеркните согласные звуки, которые повторяются и усиливают выразительность?

    «Полночной порою в болотной глуши

    Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.»

    • (К. Бальмонт)

    • Аллитерация- это древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи повторами согласных.

    Задания ЕГЭ


    А14-3; 4.

    А1- 2; 4

    Оценки: «5»- 4 правильных ответа


    • 1)абс…лютый, ост…лбенеть, зан…маться 2)авиак…мпания, ск…пившийся, пл…вец 3)автом…тизировать, обн…вляясь, стр…жайший 4)б…лагурить, приск…кать, сл…жившийся
    • 1)соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант 2)к…пошится, предв…рительный, скл…ниться 3)с…туация, ср…жаться, б…седующий 4)см…гчение, увл…кательный, упр…стить

    • 1.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?
    • 1)включИт 2) квАртал 3) дОнизу 4) послАла
    • 2.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?
    • 1)навЕрх 2) баловАть 3) красИвее 4) тортЫ

    Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации

    • [быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам опщ’иств’э вофс’и н’и т’ашкай’а аб’азанаст’ / а прастой’э разв’ит’ий’э внутр’эн’эй’ патр’эбнаст’и / н’икто н’и гавар’ит / што на пч’ил’э л’эжыт св’ищ’эный’ долк д’элат’ м’от / ана й"эво дэлайэт \ патаму што ана пч’ила /]
    • (А. И. Герцен) .


    Тема: Понятие о фонетике, графике, орфоэпии. Орфоэпия и орфоэпические нормы. Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ.

    Тип занятия: урок повторения и обобщения изученного.

    Цель занятия :

    Обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике, графике и орфоэпии;

    Уметь находить орфоэпические нормы в словах;

    Обобщить знания о звувах и буквах;

    Совершенствовать навыки фонетического разбора.

    Ход занятия.

      Организационный момент.

      Постановка цели занятия.

    Сегодня на занятии мы повторим фонетику, графику и орфоэпию; закрепим умение находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка; совершенствовать навыки фонетического разбора, используя типичные заданияв Рабочей тетради.

      Актуализация знаний о фонетике, графике, орфоэпии.

    Что изучает фонетика?

    (Звуки речи.)

    Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками?

    (Графика.)

    Чем различаются буква и звук?

    (Букву видим и пишем, звук произносим и слышим.)

    Какую роль в языке выполняют звуки? Приведите примеры.

    (Звуки в языке выполняют смыслоразличительную роль: создают внешнюю, звуковую оболочку слова и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Лимон - лиман, доска - тоска.)

    В чём различие между произношением гласных и согласных звуков? Глухих и звонких согласных ?

    (При образовании гласных воздух проходит через рот свободно, при образовании согласных встречает какие-либо преграды. Гласные состоят из голоса, звонкие согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.)

    Назовите звонкие звуки.

    Мы, звери, убежали. Догоняй! – звонкие:

    м, з, в, р, б, ж, л, д, г, н, й

    Назовите глухие звуки.

    Стёпка, хочешь щец? Фи! – глухие:

    с, т, п, к, х, ч, ш, щ, ц, ф .

    Назовите звонкие и глухие звуки, образующие пары.

    ([б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш] + мягкие пары.)

    Какие звуки не образуют пар по звонкости/глухости ?

    (9 непарных звонких (сонорных) согласных: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] и 5 глухих согласных: [х], [х’], [ц], [ч’], [ш’].)

    Приведите примеры парных по твёрдости/мягкости звуков.

    ([б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’] и др.)

    Какие звуки не образуют пар по твёрдости/мягкости?

    (3 твёрдых согласных: [ж], [ш], [ц] и 3 мягких согласных: [ч’], [ш’], [й’].)

    Какие буквы и когда обозначают 2 звука? Приведите примеры.

    (Буквы е – [й’э], ё – [й’о], ю – [й’у], я – [й’а] в начале слова, после разделительного ъ, ь, после гласной: ель, подъезд, поёт.)

    Как обозначается на письме мягкость согласных звуков? Приведите примеры.

    (С помощью ь (мельче), букв е, ё, ю, я (ветер, лёд, люк, ляг) и т.п.)

    Какие процессы, связанные с согласными буквами, и когда происходят в слове? Приведите примеры.

    (Озвончение – замена глухого согласного парным ему звонким перед другим звонким согласным (просьба).

    Оглушение - замена звонкого согласного парным ему глухим на конце слова и перед глухим согласным (город, варежки).

    Упрощение групп непроизносимых согласных лнц – [нц], здн – [зн], стн – [сн], стл – [сл], рдц – [рц] и др. (праздник – пра[зн]ик).

    Уподобление звуков (ассимиляция): (смеяться – смея[ца]. Расподобление звуков (диссимиляция): ногти – [нохт’и].)

    Что изучает орфоэпия?

    (Правила произношения звуков и ударения в словах.)

    4. Упражнения.

    1.Сколько звуков [ц] в словах предложения: «Путешественницы скоро отправятся в Петропавловск-Камчатский»?

    2.Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими?

    (Гол, док, бока, дом, злой – кол, ток, пока, том, слой.)

    3.В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

    (Жирный, панцирь, широкий.)

    4.По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?

    (Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют. В словах льёт, поем, июнь, яркий, шьют буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, в словах ветер, мера, вяжет, песня, люди - гласный звук и мягкость предшествующего согласного.)

    5.Выпишите слова, в которых:

    а) количество букв совпадает с количеством звуков;

    б) букв больше, чем звуков;

    в) звуков больше, чем букв.

    Сошью, модель, вестник, домовой, подъём, мель, ягнёнок, музейный, бульон, гость, вьётся, местный, юг.

    (а) сошью, домовой, подъём, музейный, бульон, вьётся;

    б) модель, вестник, мель, гость, местный;

    в) ягнёнок, юг.)

    6.Назовите слова, в которых происходит:

    а) оглушение согласных звуков;

    б) озвончение согласных звуков.

    Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

    (а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка;

    б) озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.)

    7.Вставьте пропущенные буквы и определите, как передаётся на письме звук [ш‘].

    Изво_ик, пере_итать, до_атый, разно_ик, весну_атый, му_ина. (Извозч ик, пересч итать, дощ атый, разносч ик, веснушч атый, мужч ина.)

    8. Поставьте ударение в словах. Подчеркните слова с ударением на втором слоге.

    Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, километр, копировать, звонят, некролог, форзац, банты, столяр, торты, ходатайство, черпать, щавель, эксперт.

    (Премирова́ть, катало́г, краси́вее , заку́порить , сре́дствами, добы́ча , балова́ть, киломе́тр, копи́ровать, звоня́т, некроло́г, фо́рзац, ба́нты, столя́р , то́рты, хода́тайство , че́рпать, щаве́ль , экспе́рт.)

    9. Образуйте формы кратких причастий женского, мужского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударение в словах.

    Изменённый, нанесённый, начатый, приведённый, принятый.

    (Изменённый – изменена́, изменён, изменено́, изменены́. Нанесённый - нанесена́, нанесён, нанесено́, нанесены́. Начатый - начата́, на́чат, на́чато, на́чаты. Приведённый - приведена́, приведён, приведено́, приведены́. Принятый – принята́, при́нят, при́нято, при́няты.)

    10.Прочитайте вслух слова. В каких случаях чн произносится как [чн], [шн], возможно двоякое произношение?

    Скучный, конечно, Кузьминична, прачечная, скворечник, точечный, подсвечник, двоечник, неудачный, булочная, беспорядочный, точно, девичник, горчичник, горничная, тренировочный, копеечный.

    (Произносится как [чн]: точечный, неудачный, точно, тренировочный.

    Произносится как [шн]: скучный, конечно, Кузьминична, прачечная, скворечник, двоечник, девичник, горчичник.

    Возможно двоякое произношение: подсвечник, булочная, беспорядочный, горничная, копеечный.)

    11 . Прочитайте вслух иностранные слова с гласной е и определите произношение предшествующего согласного.

    Ка ф е, му з ей, т езис, па т ент, каш н е, де з инфекция, пас т еризация, кор т еж, про ф ессор, э сс е, р емарка, па т етика, д ебют, пре т ензия, д еп р ессия, сви т ер, неологизм, прин т ер, компе т ентность, э н ергия.

    (Произноситсятвёрдый согласный: кафе, тезис, кашне, пастеризация, кортеж, эссе, патетика, претензия, свитер, принтер, энергия.

    Произноситсямягкий согласный: музей, патент, дезинфекция, профессор, ремарка, дебют, депрессия, неологизм, компетентность.)

    12.Составьте словосочетания или предложения с парами слов, обращая внимание на ударение.

    Истекший – истёкший, совершенный - совершённый, призывной – призывный, подвижной – подвижный, переносной – переносный.

    (Истекший период, срок – истёкший кровью, водой; совершенный вид – совершённый поступок, призывной возраст – призывный взгляд, подвижной состав– подвижный ребёнок, переносной телевизор– переносный смысл слова.)

    5.Выполнение тестов.

    Тест №1по теме «Фонетика. Орфоэпия.» (Задания блока А).

    (Выполняют учащиеся самостоятельно, затем проверяем вместе.)

    1. В каких словах все согласные звуки ЗВОНКИЕ?

    Б. Удобный

    В. Справа

    Г. Взморье

    1) А и Г 2) Б и Г 3) Б и В 4) В и Г

    2. В каком слове при произношении происходит ОГЛУШЕНИЕ согласного звука?

    1) сватовство 2) успешно 3) разместиться 4) приятный

      В каком слове произносится МЯГКИЙ ГЛУХОЙ ШИПЯЩИЙ СОГЛАСНЫЙ?

      щука 2) жалость 3) шарик 4) жила

      В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

      бледнЫ 2) нАчаты 3) дОговор 4) зАвидно

      В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

    Ключ.

    1)2; 2)1; 3)2; 4)4; 5)4.

    Тест №2

    1. В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков?

    1) честный 2) ёлка 3) праздник 4) подъём

    2. Укажите согласный звук, не имеющий парного звонкого.

    1) [ш] 2) [к] 3) [ч’] 4) [ф]

    3. Определите ряд, в котором перечислены только твёрдые согласные звуки.

    1) [ч], [ш], [ж] 2) [ж], [ч], [ц] 3) [ж], [ш], [ц] 4) [ц], [й], [ш]

    4. Сколько звуков [ц] в предложении: «Наша сокурсница собирается отправиться в Братск»?

    5. В каком слове нет звука [с]?

    1) тесто 2) чист 3) готовиться 4) солнце

    6. В каком слове все согласные мягкие?

    1) взвесь 2) цыгане 3) конец 4) песни

    7. В каком слове произносится звук [т]?

    1) подкормлю 2) стяг 3) бросить 4) тесть

    8. В каком слове нет звука [ы]?

    1) цифра 2) в итоге 3) безыскусный 4) числа

    9. В каком слове 4 звука?

    1) пьёшь 2) лёд 3) боец 4) ялик

    10. В каком слове есть согласный шипящий твёрдый звук?

    1) чело 2) щавель 3) жизнь 4) чудеса

    11. В каком слове есть согласный шипящий мягкий звук?

    12. В каком слове звуков больше, чем букв?

    1) прелестный 2) сгибать 3) чеснок 4) поём

    13. В каком слове букв больше, чем звуков?

    1) ёмкость 2) известный 3) пришёл 4) ядро

    14. В каком слове все согласные звуки звонкие?

    1) влез 2) дождь 3) взморье 4) синий

    15. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного?

    1) паровоз 2) дорожка 3) город 4) молотьба

    16. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?

    1) косьба 2) сберечь 3) варежка 4) сбивать

    Ключ.

    1)4; 2)3; 3)3; 4) 4 звука; 5)3; 6)4; 7)1; 8) 4; 9) 1; 10) 3; 11) 3; 12) 4; 13) 2; 14) 3; 15) 4; 16) 3.

    Тест №3 по теме «Фонетика. Орфоэпия.»

    чащиеся выполняют самостоятельно.)

    1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

    1) нАчат 2) нАчато 3) нАчата 4) нАчаты

    2. В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

    1) водопрОвод 2) газопрОвод 3) путепровОд 4) электропровОд

    3. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

    1) созвонИмся 2) пломбИровать 3) отключИт 4) чЕрпать

    4. Выберите правильный вариант произношения слова:

    1) Кузьминична [ч’н] 2) нарочно [ч’н] 3) скучно [шн] 4) девичник [ч’н]

    5. Выберите правильный вариант произношения слова:

    1) тезис [т’] 2) тема [т] 3) свитер [т’] 4) принтер [т]

    6. Выберите правильный вариант произношения слова:

    1) кофе [фэ] 2) партер [т’] 3) опека [п’о] 4) фонетика [нэ]

    7. Подберите существительное к прилагательному рАзвитые:

    1) игры 2) кудри 3) государства 4) дети

    8. Какое существительное не сочетается с прилагательным истЕкший:

    1)срок 2) период 3) кровью

    Ключ . 1)3; 2)3; 3) 2; 4)3; 5)4; 6)4; 7)4; 8)3.

    6.Подведение итогов занятия.

    7.Домашнее задание.

    Выполнить задание 1,2 по теме «Фонетика» в рабочей программе.

    ПОИСК В ОРФОЭПИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ

    ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «ОРФОЭПИЯ»

    В слове орфоэ́ пия :
    1. 5 слогов (ор-фо-э́ -пи-я);
    2. ударение падает на 3-й слог: орфоэ́ пия

    • 1-ый вариант

    1 ) Транскрипция слова «орфоэ́ пия»: [ʌрфʌэ́ п❜иъ].


    БУКВА/
    [ЗВУК]
    ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
    о - [ʌ] - гласн., безударный; ниже см. § 44.
    р - [р] - согл., твёрд. (парн.) , звон. (непарн.). Сонорные согласные не оглушаются. Звук [р] перед твёрдым согласным произносится твёрдо).
    ф - [ф] - согл., твёрд. (парн.) , Перед буквами а , о , у , э , ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
    о - [ʌ] - гласн., безударный; ниже см. § 32.
    э - [э́ ] - гласн., ударный; ниже см. § 26.
    п - [п❜] - согл., мягк. (парн.), глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
    и - [и] - гласн., безударный; ниже см. § 5.
    я - [ъ] - гласн., безударный; ниже см. § 53.

    8 букв, 8 звуков

    Настройка

    ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

    § 5

    § 5. Гласные [и], [ы] как под ударением, так и в безударных слогах произносятся в соответствии с написанием. Они обозначаются на письме буквами и и ы.

    Буква и обозначает звук [и] в следующих положениях: а) в начале слова: и́ ва, и́ скра, изба́ , игра́ ть, издава́ ть; б) после гласных: крои́ ть, стои́ т, сто́ ит, поигра́ ть; в) после мягких согласных: си́ ла, ти́ на, вить, чи́ стый, щи, стира́ ть, пила́ , щипа́ ть, вы́ бить.

    § 26

    § 26. Буква э обозначает ударяемый гласный [э] в следующих положениях: а) в начале слова: э́ хо, э́ пос, э́ кстра, э́ тот, э́ такий, э́ кий; э!, эх!, э́ вона!; б) после гласных: поэ́ т, поэ́ зия, силуэ́ т, менуэ́ т; в) после согласных, парных по твердости-мягкости: в словах мэр, пэр, сэр и производных от них.

    § 32

    § 32. В 1-м предударном слоге после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у], и в начале слова, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [а]. Гласный [а] в этом положении на письме обозначается буквой я или о.

    Таким образом, на месте букв а и о гласный [а] произносится: 1) после твердых согласных: а) сады́ , дары́ , мала́ , пашу́ , стари́ к, трава́ ; шалу́ н, шала́ ш, жари́ , жарко́ е, цари́ зм, цара́ пать; б) вода́ (произносится [вада́ ]), нога́ (произносится [нага́ ]), гроза́ (произносится [граза́ ]), поля́ (произносится [пал❜ а́ ]), моря́ (произносится [мар❜ а́ ]), столы́ (произносится [сталы́ ]), плоды́ (произносится [плады́ ]), прошу́ (произносится [прашу́ ]), пошёл (произносится [пашо́ л]), шофёр (произносится [шаф❜ о́ р), жонглёр (произносится [жангл❜ о́ р]); 2) в начале слова: а) апте́ ка, армя́ к, арши́ н, акко́ рд, амба́ р; б) окно́ (произносится [акно́ ]), оди́ н (произносится [ади́ н]), огу́ рчик (произносится [агу́ рчик]), оси́ ны (произносится [аси́ ны]), оде́ ть (произносится [аде́ т❜ ]).

    Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята. Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛда́ ] (вода́ ). В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.

    § 44

    § 44. Во 2-м и других предударных слогах в начале слова на месте букв а и о произносится гласный [а]:

    а) агроно́ м, агрономи́ ческий, алюми́ ний, алеба́ стр, акваре́ ль, анато́ мия, анатоми́ ческий, амбразу́ ра, антраци́ т;

    б) оборо́ т, обижа́ ть, областно́ й, огласи́ ть, огонёк, ограни́ чить, ограничи́ тель, оконча́ тельно, опери́ ровать, операцио́ нный, органи́ зм, оруже́ йный, оскорби́ ть, останови́ ть, осторо́ жный (произносится (абаро́ т, абижа́ ть, абласно́ й] и т. д.).

    § 53

    § 53. На месте буквы я (и буквы а после [ч] и [щ]) в безударных окончаниях произносится гласный [ъ]: ср. ка́ пля, ды́ ня (произносится [ка́ пл❜ ъ], [бы́ н❜ ъ]); мо́ ря, поля́ , о́ куня, пла́ ча — род. п. ед. ч. (произносится [мо́ р❜ ъ], [по́ л❜ ъ], [о́ кун❜ ъ], [пла́ чъ]); пе́ рья, сту́ лья, су́ чья - им. п, мн. ч. (произносится [пе́ р❜ йъ], [сту́ л❜ йъ], [су́ чйъ]), ка́ плям, ка́ плями, ка́ плях (произносится [ка́ пл❜ ъм], [ка́ пл❜ ъми], [ка́ пл❜ ъх]); ро́ щам, ро́ щами, ро́ щах (произносится [ро́ щъм], [ро́ щъми], [ро́ щъх]); и́ мя, вре́ мя, пла́ мя, стре́ мя (произносится [и́ м❜ ъ], [вре́ м❜ ъ], [пла́ м❜ ъ], [стре́ м❜ ъ]); ви́ дя, зна́ я, пла́ ча (произносится [ви́ д❜ ъ], [зна́ йъ], [пла́ чъ]); зла́ я, друга́ я (произносится [зла́ йъ], [друга́ йъ]); ста́ рая, до́ брая (произносится [ста́ ръъйъ], [до́ бръйъ]); бара́ нья, пти́ чья, вра́ жья (произносится [ба́ ран❜ йъ], [пти́ чйъ], [вра́ жйъ]); сего́ дня (произносится [сиво́ д❜ н❜ ъ]).

    § 66

    § 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь . Ср. топ и топь (произносится [топ❜ ]), эконо́ м и эконо́ мь (произносится [экано́ м❜ ]), уда́ р и уда́ рь (произносится [уда́ р❜ ]), был и быль (произносится [был❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголка́ и уголька́ (произносится [угал❜ ка́ ]), ба́ нку и ба́ ньку (произносится [ба́ н❜ ку]), ре́ дко и ре́ дька (произносится [ре́ т❜ къ]).

    Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а ) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м❜ ал]); буква ё (в отличие от о ) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м❜ ол]); буква ю (в отличие от у ) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы : буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игра́ , изба́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, носи́ и носы́ .

    Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ❜ ]), бо́ дро и бёдра (произносится [б❜ о́ дръ]), графа́ и графя́ (произносится [граф❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот❜ ]), стыда́ и стыдя́ (произносится [стыд❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос❜ ]); гроза́ и грозя́ (произносится [граз❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал❜ ]), нос и нёс (произносится [н❜ ос]), лук и люк (произносится [л❜ ук]), го́ рка и го́ рько (произносится [го́ р❜ къ]).

    1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1988. - 704 с..