Восстание ихэтуаней. Ихэтуаньское восстание

Причины боксёрского восстания коренились в экономико-политическом противостоянии Китая и великих держав того времени, но в религиозном аспекте восстание выразилось во всеобщем протесте китайцев против иноземных религий, прежде всего, против христианства. Следует отметить, что и сами западные миссионеры иногда вели себя не лучшим образом в отношении китайцев, проявляя высокомерие и корыстолюбие, презрение и жестокость к местному населению. Поэтому восставшие относились к христианским проповедникам так же, как и к прочим иностранцам, то есть как к разорителям Китая, а к китайским христианам - как к предателям. Название восстания было дано европейцами по его эмблеме - сжатому кулаку.

Июнь года дал китайской земле первых православных мучеников. “Из 1000 человек православной паствы Русская Духовная миссия потеряла 300 человек; некоторые из них отреклись от Православия, но другие, в числе 222, явились святыми исповедниками и мучениками за веру Христову” . Приведем описания подвига некоторых из них со слов тогдашнего Начальника Духовной миссии архимандрита, впоследствии митрополита Иннокетия, и архимандрита Авраамия:

“Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине было 11 июня г. Еще накануне по всем улицам были расклеены прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие, в ужасе перед истязаниями и смертью, отрекались от православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедывали Христа. Страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах. Розыски и истребление христиан продолжались и все последующие дни восстания. По истреблении жилищ христиан, их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах. По свидетельству самих язычников-очевидцев, некоторые из православных китайцев встречали смерть с изумительным самоотвержением. Православный катехизатор Павел Ван (нужно отметить, что как русская, так и английская транскрипция китайских имен далека от единообразия, и имена китайских новомучеников иногда встречаются в совершенно непохожем виде) умер мученически с молитвой на устах. Учительница миссионерской школы Ия Вэн была мучима дважды. В первый раз боксеры изрубили ее и полуживую забросали землей. Когда она очнулась, ее стоны услышал сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Но через несколько времени боксеры вновь схватили ее и на этот раз замучили до смерти. В обоих случаях Ия Вэн радостно исповедала Христа перед своими мучителями...

Среди пострадавших за Иисуса Христа были албазинцы. Климент Куй Лин, Матфей Хай Цюань, брат его Вит, Анна Жуй, и многие другие, не боясь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28), без страха встретили мучения и смерть за Спасителя мира, моля Бога о просвещении гонителей и о прощении им грехов...

Среди мучеников и исповедников Христовых из китайцев особо славен священник Митрофан Цзи-Чун со всею своею семьею. Он родился в г. и 25 лет от роду принял посвящение в сан от рук Японского Епископа Николая... Митрофан был человек смирного характера, очень осторожный и молчаливый, миролюбивый и незадорный; когда случалась хотя бы и очень тяжелая обида, он не старался оправдывать себя. Он не хотел принимать священного сана и постоянно отказывался, говоря: “Малоспособный и малодобродетельный человек как осмелится принять этот великий сан?” Но, понуждаемый архимандритом Флавианом и убеждаемый учителем, повиновался, хотя и знал, что с принятием священства конец его не будет благоприятен. При арх. Флавиане свящ. Митрофан был ему помощником в переводе и проверке книг (речь идет о переводах богослужебных книг на китайский язык, выполнявшихся членами Русской Духовной Миссии; вместе с церквами боксеры сожгли и типографию, уничтожили шрифты и наборные доски). В продолжении пятнадцати лет он неутомимо служил Богу, терпя и от своих, и от внешних много обид и оскорблений, и наконец впал в тихое помешательство. После этого он более трех лет жил вне ограды Миссии, получая половину прежнего жалования. Во всю свою жизнь свящ. Митрофан не был любостяжательным, а многие злоупотребляли этим.

В г. 1 июня вечером здания Миссии были сожжены боксерами. Многие христиане, укрываясь от опасности, собрались в доме священника Митрофана. Среди собравшихся были и прежние недоброжелатели о. Митрофана, но он не гнал их. Видя, что некоторые малодушествуют, он укреплял их, говоря, что наступило время бедствий, и трудно избежать их. Сам он по нескольку раз в день ходил смотреть на сожженную церковь. 10-го июня вечером, часу в десятом, солдаты и боксеры окружили жилище о. Митрофана. В это время там было человек до семидесяти христиан; более сильные из них убежали, а о. Митрофан и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались и были замучены. О. Митрофан сидел на дворе перед домом; боксеры искололи ему грудь, как соты, и он упал под финиковым деревом.

Соседи оттащили его тело на место, где была богадельня Миссии. Потом о. иеромонах Авраамий подобрал тело о. Митрофана, и в г., когда в первый раз совершался праздник в честь мучеников, оно вместе с другими положено было в храме мучеников под алтарем. На месте, где был замучен о. Митрофан в 1920-е г.г. поставлен крест, и в праздник мучеников туда заходит крестный ход и там совершается поминовение.

В семействе о. Митрофана были жена Татьяна из фамилии Ли, и три сына: старший Исаия, Сергей, и Иван. 10 июня вечером Татьяна спаслась от боксеров при помощи невесты своего сына Исаии, но на другой день, 11 числа утром, и вместе с другими, всего 19 человек... казнена была через отсечение головы на месте, где теперь “Треугольник” - богадельня для нищих. Исаия, 23 лет, служил в артиллерии. 7 июня боксеры казнили его через отсечение головы на большой улице около ворот Пин-цэ-мынь, так как раньше известно было, что он христианин. Мария, 19 лет, невеста Исаии, за два дня до боксерского погрома пришла в дом о. Митрофана, желая умереть в семье своего жениха... Сергей, сын о. Митрофана, трижды пытался убедить ее скрыться, но она отвечала: “Я родилась около церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру”, и осталась на месте, где была церковь. Вскоре пришли туда солдаты и боксеры, и она мученически скончалась, почитая смерть отшествием в место блаженного упокоения.

Ивану было тогда 8 лет. 10 июня вечером, когда убили его отца, боксеры разрубили ему плечи и отрубили пальцы на ногах; нос и уши были отрезаны. Невесте брата его Исаии удалось спасти его от смерти, и она спрятала его в отхожем месте. На вопрос людей, больно ли ему, он отвечал, что страдать за Христа не больно. Мальчишки издевались над ним... Иван просил у соседей воды, но они не только не дали ему, но и прогнали. Протасий Чан и Иродион Сюй, тогда еще не крещеные, свидетельствуют, что они видели этого мальчика с израненными плечами и ногами; раны были в вершок глубины, но он не чувствовал боли и, будучи опять взят боксерами, не обнаруживал страха и спокойно шел. Один старик выражал о нем сожаление, говоря: “Чем виноват мальчик? вина родителей, что он стал дьявольским последователем”. Другие поднимали его на смех и поносили, или просто бросали на него презрительные усмешки. Так он был веден, как агнец на заклание”.

В те дни приняли мученичество и инославные христиане. Погибло до 30 тыс. католиков и 2 тыс. протестантов; из 2500 протестантских миссионеров было убито 134, т.е. около 5 процентов. Как дань их памяти, приведем рассказ очевидца событий 9 июля г. у губернаторского дворца в Тайюане при большом стечении народа:

“Первым вывели мистера Фартинга, баптистского миссионера из Англии. Жена рвалась за ним, но он мягко отстранил ее и, сопровождаемый солдатами, пошел вперед и опустился на колени, не произнося ни слова. Голова его отлетела в сторону от одного удара тесака. За ним последовали мистер Ходдл, мистер Бэйнон, доктор Ловитт и доктор Уилсон; каждый был обезглавлен с первого удара. Но тут губернатор Ю Шин потерял терпение и приказал, чтобы охрана, вооруженная длинными саблями, помогла убить остальных. Следующими были мистер Стоукс, мистер Симпсон, и мистер Уайтхауз.

Когда с мужчинами было покончено, дошла очередь до женщин. Миссис Фартинг вела за руку двух детей, крепко прижимавшихся к ней, но солдаты развели их и с одного удара обезглавили мать. Палач отрубил головы детям, вполне проявив при этом свое мастерство; солдаты же оказались куда менее ловкими, и некоторые женщины, прежде чем умереть, получали удар за ударом. Миссис Ловитт была в очках; она держала за руку сына, когда ей рубили голову. Она говорила: “Мы все прииехали в Китай чтобы передать вам добрую весть о спасении через Иисуса Христа; мы не сделали вам ничего плохого. За что же вы нас?” Солдат забрал у нее очки и убил ее.

Когда разделались с протестантами, вывели католиков. Епископ, седой старик с длинной бородой, спросил губернатора, почему он устроил такое злодейство. Ответил ли ему губернатор, я не слыхал, но видел, как он вытащил саблю и наотмашь разрубил старику лицо: кровь ручьем лилась у него по бороде, когда ему рубили голову.

Сразу вслед за ним обезглавили священников и монахинь. Потом привели мистера Пигготта и его спутников из близлежащей окружной тюрьмы. Он все еще был в наручниках, как и мистер Робинсон. Он говорил, обращаясь к окружающим, вплоть до последней секунды, когда его обезглавили с одного удара. Мистер Робинсон принял смерть совершенно спокойно. Когда отрубили голову миссис Пигготт, она еще держала за руку сына: его убили тотчас вслед за ней. Потом убили остальных женщин, и еще двух девочек.

Всего в тот день обезглавили 45 европейцев; из них было 33 протестанта и 12 католиков. Изрядное число христиан-китайцев тут же разделили их участь. Успело стемнеть, пока дело было сделано, и тела оставили на месте до утра. За ночь их раздели, сняли часы и кольца. Наутро их вытащили к Южным Воротам, а головы в клетках выставили на городской стене. Все кругом удивлялись твердости и спокойствию иностранцев: ни у кого, кроме двух-трех малолетних детей, не было видно ни страха, ни слез”.

Восстание «ихэтуаней» - годов, антихристианское по своей сути, привело к появлению первых китайских мучеников-христиан: как католиков, так и православных. В году Русская Православная Церковь прославила в лике местночтимых святых 222 китайских мученика, пострадавших во время этого восстания. Сонм мучеников китайских возглавил священномученик Митрофан Цзи, первый православный китайский пастырь, принявший благодать священства при поставлении выдающимся русским миссионером, равноапостольным Николаем Японским. В память их установлено было совершать в день начала избиения христиан в Пекине, 11 июня (24 июня по новому стилю). Позже на месте их погребения была выстроена церковь.

Восстание «ихэтуаней» было рубежом для истории Православия в Китае. На крови святых мучеников возросла Православная Церковь в Поднебесной Империи. В году в Китае насчитывалось уже 32 православных храма, прихожанами которых были 6000 китайских христиан. Православная Церковь открывала миссионерские станы по всей территории Китая, как в городах, так и в глухих уголках провинций, занималась переводами, благотворительностью, создавала систему православного образования, книгоиздательством.

На месте подвига святых мучеников Боксерского восстания в Пекине установлен крест. День их памяти отмечается в православных календарях.

См. также

Первые христианские мученики из православных китайцев. “За Церковь”, 1936

История - большая, интересная и поучительная штука.Особенно история других государств. Знакомясь с ней можно извлечь какие-то уроки и для своей страны, понять ее текущее положение в нашем Мире.Что-то сделать и улучшить в ней.

Интересна в этом плане история Великих стран.Например,Китая....

__________________________

В самом конце XIX века в Китае произошло кровавое восстание, которое было вызвано усилившимся напряжением между китайскими патриотами, выступавшими с антизападных позиций и представителями западных стран, имевшими в стране свои интересы.

За несколько лет яростное националистическое движение, называвшее себя «Ихэтуань» (Духовные кулаки или Отряды справедливости и мира), привлекло на свою сторону многочисленных сторонников, сея ненависть к иностранным бизнесменам и миссионерам и призывая к их уничтожению.

Миссионеры прозвали повстанцев "боксерами" : большинство членов движения соблюдали религиозно-мистические ритуалы, заимствованные от традиционных подпольных сект, помогавшие, по их мнению, достигать невосприимчивости к физической боли и сопровождались движениями, похожими на боксирование.

Запад и Китай, предпосылки восстания

С начала XIX века западные страны алчно глядели в сторону Китая.

Первой среди них была Британия, продававшая в Китай опиум и получавшая взамен китайские товары: чай, шелк, фарфор и другую продукцию, пользовавшуюся большим спросом в Европе и Америке.

Западные страны стремились установить контроль над китайскими рынками .

Такая торговля, а также две весьма неудачные для КитаяОпиумные войны (1839-1842 и 1857-1860), разгоревшиеся из-за намерения Китая прекратить эту грязную и контрабандную торговлю наркотиками на своей территории , серьезно омрачили отношения Китая с западными державами.

После поражения в Первой опиумной войне и подписания первого неравноправного договора начался раздел Китая западными державами. До начала XX века Китай подписал 13 неравноправных договоров с Японией, США и странами Европы. Эти соглашения, позволили некоторым западным государствам получить статус стран "наибольшего благоприятствования". Китай потерял контроль над таможенными доходами, потерял многие морские порты и суверенность своих судоходных рек. В страну хлынули западные миссионеры.

Иностранные компании построили железные дороги, предназначенные для транспортировки природного сырья из внутренних районов Китая на побережье. Германия получила контроль над рудниками в провинции Шаньдун. Франция захватила Южный Вьетнам, Британия – Бирму и Гонконг. Христианские миссионеры свободно передвигались по территории Китая, открывая свои школы и не всегда с должным уважением относясь к местной культуре и религиозным традициям Китая.

Крайне болезненную реакцию населения вызвало иностранное проникновение в северные районы страны . Из-за строительства железных дорог и роста импорта заграничных товаров работу потеряло большое количество местного населения, занятого в традиционных видах экономики. Строительство КВЖД и ЮМЖД грозило оставить без работы еще тысячи людей. Трассы прокладываемых железных дорог уничтожали поля, разрушали дома и кладбища. Проникновение европейских, японских и американских товаров на внутренний рынок Китая ускорило разрушение местной ручной промышленности.

По мере этого коммерческого и миссионерского проникновения в Китай европейцы начали строить поселения для коммерсантов, государственных чиновников и их семей. Крупнейшие из них располагались в Шанхае и Пекине. На территории этих поселений китайские законы не действовали. К тому же они охранялись иностранными вооруженными отрядами.

Социальный взрыв был ускорен катастрофическим ухудшением жизни крестьян в северных провинциях страны в результате стихийных бедствий. На протяжении ряда лет здесь повторялись засухи и эпидемии холеры, которые истолковывались как последствия появления "заморских дьяволов" .

Европейцы не хотели считаться с местными обычаями и мнили себя выше китайцев. Коренное население Китая гордилось своей древней цивилизацией и культурой и испытывало глубокое унижение. Враждебное отношение к непрошеным гостям подогревалось надписями, подобными той, которая висела над входом в парк в Шанхае: «Посетителям с собаками и китайцам вход воспрещен» .

Кем были "боксеры"?

Это было тайное, мало чем примечательное общество фанатиков с темным прошлым, которое неожиданно активизировалось в 1898 г. в основном в провинциях Шаньси, Чжили и Шаньдун. Многие из них практиковали боевое искусство, заимствованное из древней религии таоистов и регулярно занимались физическими упражнениями, напоминавшими кулачный бой, за что и получили от европейцев свое прозвище: "боксёры".

"Боксеры"

Изначально "боксеры" были всего лишь одной из многочисленных группировок с различными названиями, настроенных против маньчжурской династии и поставившей перед собой цель очистить Китай от христиан и иностранцев. Когда борьба против иностранцев достигла наибольшего накала, наиболее распространёнными названиями группировок повстанцев становятся «Ихэцюань » и «Ихэтуань» , которые, по сути дела, отождествлялись. В этих отрядах были бедные крестьяне, разорившиеся ремесленники, потерявшие работу рабочие и демобилизованные солдаты. Иногда встречались женщины, названные "Красными фонарями" (Red Lanterns).

После того как главный советник китайской императрицы Цыси принц Туан обратил внимание на хорошую бойцовскую подготовку отрядов повстанцев, на которую династия могла опереться в борьбе с европейцами, отношение к "боксерам" со стороны официальных властей Китая изменилось. В мае 1900 г. Цыси в своём послании к повстанцам выразила поддержку ихэтуаням. Численность "боксеров" к тому времени составляла 150000, а ненависть к европейцам достигла наивысшей точки.

"Боксеры" не пили чая, не ели мяса и отреклись от женщин. Некоторые ихэтуани считали себя неуязвимыми для пуль и снарядов. Восставшие ставили перед собой цель очистить страну от иностранцев, а отдельные группы и низложения династии Цин. Члены группировок соблюдали строгий устав, согласно которому они должны были помогать друг другу и равным себе, при этом уничтожая всех христиан. Европейские бизнесмены с их железными дорогами, разрушавшими древнюю китайскую землю, и христианские миссионеры, пожиравшие плоть и кровь их бога, в глазах ихэтуаней «заморскими дьяволами», стремившимися погубить Китай.

Боксерское восстание

Отдельные локальные восстания, организованные группировкой "Дадао" , вспыхивали в Китае ещё в 1880-х годах. Непосредственной причиной восстания было убийство местными жителями двух немецких миссионеров Общества Слова Божия (Вербисты) в провинции Шаньдун в ноябре 1897 г. Правительство Германии хотело расширить немецкое влияние, в частности получить залив Цзяочжоу на южном побережье провинции Шаньдун и искало предлог и до убийства миссионеров. И когда кайзер Вильгельм II услышал о убийствах, то увидел, что ""прекрасная возможность", наконец, представилась. Немцы высадили десант на побережье Цзяочжоу, захватили его и построили город-порт Циндао, быстро превратив большую часть провинции Шаньдун в сферу немецкого влияния.

Китайский лабиринт: Великие державы пытаются избежать войны, за исключением германского кайзера, который идет прямо к ней

Немцы стали более агрессивными и безапелляционными после превращения провинции Шаньдун в сферу своего влияния, что вызвало новый виток в ""борьбе за концессии"" между Великими державами. В первые месяцы после взятия немцами Цзяочжоу, Россия захватила Далянь и Порт-Артур на Ляодунунсом полуострове, Великобритания потребовала Вэйхайвэй в провинции Шаньдун в аренду, также как и Гонконг, на девяносто девять лет, а Франция сделала сферой своего влияния юго-западный Китай.

Эскалация иностранной агрессии после убийства немецких миссионеров усилила гнев и враждебность со стороны многих китайцев-нехристиан по отношению к местным христианам и их зарубежным сторонникам и подняла китайскую ксенофобию на еще более высокий уровень. Именно в этой связи в 1898 году "боксеры" в провинции Шаньдун выступили против христиан.

На подавление были отправлены китайские и иностранные войска.

Германские солдаты чинили произвол и опустошали целые провинции, что только усугубляло ситуацию. Выступления в отдельных регионах севера Китая переросли во всеобщее народное восстание в провинции Шаньдун, столкновения с войсками становились всё масштабнее. В сентябре ситуация на севере страны полностью вышла из-под контроля.

В ноябре1899 г. лидер недавно возникшего движения ихэтуаней призвал весь китайский народ бороться с иностранцами. Государство Цин уже было существенно ослаблено японско-китайской войной 1894-1895 гг. и теперь опасалось, что организованные группы "боксеров" могут превратиться в движение против династии Цин. В то же время правительство Китая находилось под крайне враждебным давлением со стороны Великих держав, принуждавших подавить восстание.

Цинский двор оказался в очень сложной ситуации и попытался подавить "боксеров". Произошло несколько военных столкновений, в ходе которых китайские войска потерпели ряд поражений. В этой ситуации между правительством империи Цин и повстанцами было заключено перемирие: ихэтуани отказались от антиправительственных лозунгов, сосредоточив силы на изгнании иностранцев.

Это обеспокоило работников дипломатических и миссионерских миссий. Зимой в Китай начали прибывать подкрепления российских войск. Чёткого плана действий у ихэтуаней не было, но они хотели очистить от иностранцев Пекин. Взяв под контроль провинцию Чжили, повстанцы проводили агитацию в соседних провинциях и обучали армию для похода на Пекин.

В мае ситуация обострилась: ихэтуани, завершив подготовку, двинулись на столицу. Все иностранцы города перебрались в Посольский квартал. В Чжили для подавления восстания направились русские войска, а сводный англо-американский отряд моряков отправился в Пекин для защиты города от приближающейся повстанческой армии. Но ихэтуани их опередили и 11 июня вошли в столицу.

"Боксеры" убивают христиан-китайцев (кликабельно)

Некоторое время западным коммерсантам и правительственным чиновникам удавалось скрываться за высокими стенами дипломатического городка. В середине июня императрица Цыси объявила войну всем европейцам. 19 июня, послы получили ультиматум с требованием в 24 часа покинуть Пекин под дипломатической охраной. Однако послы решили не выполнять это требование: уехать – означало обречь на гибель множество людей, миссионеров, китайских христиан, которые в конечном итоге пережили террор "боксеров".

Страсти накалялись. Началась осада миссии. Вдовствующая императрица Цыси решила, что разумнее сотрудничать с боксерами против иностранцев. 21 июня 1900 г. империя Цин официально объявила войну Великим державам. Боксеры были официально объявлены как Yimin (праведники) и зачислены в милицию под общим командованием принца. Против объединенных сил "боксеров" и императорской армии, около 140000 солдат, осажденные в дипломатическом городке смогли выставить только 400 человек и 4 пулемета. Коалиционная армия освобождения медленно продвигалась к Пекину. Спустя неделю с начала осады армия все еще находилась в 48 км к югу от китайской столицы.

Посольский квартал подвергался массированному обстрелу из китайских полевых орудий. Итальянцы, немцы, японцы, французы и австрийцы, проживавшие в своих миссиях, укрылись в штаб-квартире англичан, которая стала центром обороны. На территории миссии было достаточно воды, но запасы продовольствия были ограниченны: когда закончилось мясо, стали есть конину, а вскоре осажденные вынуждены были питаться лишь корой и листьями.

Наступление союзных войск на Пекин оказалось возможным начать лишь после взятия г. Тяньцзинь. После 3 недель мучительной обороны, 14 июля, выбившиеся из сил обитатели дипломатического городка получили сообщение, что иностранный экспедиционный корпус захватил Тяньцзинь. После этого в Тяньцзине началась концентрация войск Альянса восьми держав (Россия, США, Германия, Великобритания, Франция, Япония, Австро-Венгрия и Италия), участвовавших в подавлении Боксерского восстания.

Императрица и ее приближенные согласились на перемирие. Но через 2 недели оно было нарушено. 13 августа, спустя 8 недель после начала осады, силы Альянса достигли Пекина. Российские войска подошли к столице Китая первыми и открыли артиллерийский огонь по главным воротам города, разрушив их. Когда старые деревянные ворота города рухнули, вдовствующая императрица Цыси бежала из города и укрылась в Сиане. Вслед за императрицей Пекин без боя покинули все части китайской армии. Однако город полностью перешел под контроль союзников только 28 августа, когда коалиционные войска штурмом взяли императорский дворец.

Последствия

За кровавую бойню, учиненную "боксерами", Запад потребовал возмездия и в результате китайский народ и вся империя оказались еще в худшем положении, чем до восстания. Китаю был навязан очередной неравноправный договор, названный «Заключительный протокол» . Согласно этому протоколу китайское правительство должно было казнить всех лидеров повстанцев и заплатить 450 млн. лян серебра в качестве контрибуции. Войскам европейских стран разрешилось пребывание на территории Посольского квартала и вдоль железнодорожных путей от Пекина до Тяньцзиня. Китаю было запрещено импортировать оружие, запрещались все организации религиозного толка и направленные против иностранцев.

Новый раздел Китая на "сферы влияния" в будущем привел к русско-японской войне 1904-1905 гг. , а впоследствии к нескольким вооруженным конфликтам на советско-китайской границе.

Разгром восстания и унизительный «Заключительный протокол» прозвучали похоронным звоном по маньчжурской династии Цинь, правившей с 1644 по 1911 г. Восстание «боксеров» стало последним крупным выступлением приверженцев традиций в Китае.

У Китая был такой огромный внешний долг, что он фактически попал в подчинение к западным странам.

Позже на севере Китая, в Маньчжурии, возникло марионеточное государство Маньчжоу-Го, подчинявшееся Японии.

В ноябре 1899 года в Китае вспыхнуло Ихэтуаньское восстание. Это народное выступление было направлено против иностранцев, заполонивших Поднебесную. Убийства европейских миссионеров привели к тому что западные державы объявили Китаю войну.

Причины и цели

В конце XIX столетия в Китае доживала свой век империя Цин. Несмотря на броское название, это государство не могло противостоять влиянию западных держав. Первыми в Пекине появились британцы. Они обосновались не только в столице, но и в стратегически важных портах. Европейцы больше всего были заинтересованы в собственном торговом влиянии в восточноазиатском регионе, которое сулило огромную прибыль.

С похожей проблемой столкнулась Япония. Во второй половине XIX века в этой стране начались реформы, призванные перестроить общество и экономику на западный манер. В Китае подобные преобразования провалились. Политика изоляционизма от европейцев также ни к чему не приводила.

Крестьянское недовольство

Сперва западные державы ограничивались торговыми привилегиями. Но в той же второй половине XIX столетия они стали захватывать китайские порты. Через них в страну хлынул поток чужестранцев-миссионеров, проповедовавших в том числе и христианство.

Все это не нравилось простому консервативному населению. Кроме того, в начале 1890 гг. крестьяне пострадали от нескольких засух и других природных катаклизмов, окончательно лишивших их и без того небольших хозяйств. Недовольство бедных слоев привело к тому, что в Поднебесной началось Ихэтуаньское восстание. В историографии оно также известно как Боксерское.

Стихийное восстание

Название «ихэтуани» закрепилось за членами сформировавшихся отрядов, участвовавших в борьбе против иностранцев. Поначалу этим формирования были разрозненными и стихийными, однако с течением временем они объединились в общее националистическое патриотическое движение. Ихэтуаньское восстание было в первую очередь направлено против иностранных миссионеров и китайцев-христиан. Члены отрядов практиковали мистические и религиозные обряды, заимствованные у традиционных китайских культов. Другим обязательным атрибутом восставших были регулярные занятия кулачными боями. Именно из-за этого их стали называть еще и «боксерами».

В ряды ихэтуаней вступали обедневшие ремесленники, разорившиеся крестьяне, солдаты, демобилизовавшиеся из армии и даже подростки с женщинами. Последний факт особенно удивлял европейцев, не привыкших видеть нечто подобное у себя на родине. Ихэтуаньское восстание (особенно на начальном этапе) не поддавалось чьему-либо управлению. В условиях наступившей анархии отряды часто нападали не только на иностранцев, но и на простые крестьянские селения. Такие рейды заканчивались грабежами. Отчасти поэтому многие жители Китая не поддерживали ихэтуаней.

Устав движения

У ихэтуаней был собственный свод из 10 правил, исполнение которых было обязательным. Этот устав был пронизан мистикой, которая являлась характерной чертой всего движения. Например, «боксеры» считали, что они обладают неуязвимостью по отношению к снарядам и пулям. Эта мысль даже была зафиксирована в уставе.

В то же время ихэтуани объясняли гибель своих соратников от пулевых ранений тем, что умереть может только тот восставший, который потерял веру в своих истинных богов. Такое предательство наказывалось тем, что духи отворачивались от солдата. Подобная логика позволяла сохранять в полных суеверных людей отрядах высокую дисциплину. Со временем среди «боксеров» было осуждено мародерство, которое наказывалось военачальниками. Любое награбленное добро (в том числе у иностранцев) солдаты должны были сдавать местным властям. К китайцам-христианам отношение оставалось принципиальным. Еретик должен был отказаться от своей новой веры, в противном случае его ждала гибель.

Консолидация правительства и восставших

Первые локальные выступления ихэтуаней произошли еще в 1897 году. Однако понадобилась еще пара лет для того, чтобы движение приобрело по-настоящему весомый масштаб. В ноябре 1899 года китайское правительство попыталось успокоить страну реформами, однако те провалились. Инициатор и вдохновитель нового курса император Гуансюй был отстранен от власти. Править стала его тетя Цыси. Она открыто поддержала восставших.

До этого в эпицентр выступлений на севере Китая была отправлена императорская армия. Она потерпела несколько поражений. В сложившихся обстоятельствах центральная власть и радикалы заключили перемирие и стали вести совместную войну против иностранцев. До этого цели Ихэтуаньского восстания заключались еще и в свержении правительства, ставшего на путь прозападных реформ. Теперь эти лозунги были убраны. К концу 1899 года количество восставших достигло 100 тысяч человек.

Пожар разгорается

Больше всего иностранцев было в Пекине, где, помимо всего, располагался еще и дипломатический квартал. Однако немалые европейские диаспоры были и в других городах: Ляояне, Гирине, Инкоу, Мукдене и т. д. Именно они стали основными центрами напряженности. Недовольные китайцы устраивали погромы и убийства миссионеров. Ихэтуаньское (Боксерское) восстание заставило отправить в Поднебесную подкрепления. Особенно активной в этом смысле была Россия, имевшая с Китаем огромную по протяженности границу.

Подкрепления стали прибывать в Цинскую империю из Владивостока и Порт-Артура. На первом этапе восстания российскими силами в регионе командовал Евгений Алексеев. Позже его заменил Николай Линевич. Тем временем беспорядки в Китае становились все серьезнее. Чернь поджигала европейские храмы, в том числе и православные церкви, и школы. В конце мая огромная армия «боксеров» двинулась на Пекин. 11 июня это войско вошло в столицу и учинило страшное кровопролитие, жертвами которого стали многие иностранцы. Ихэтуаням удалось обогнать отряд американцев и англичан, который высадился в Тяньцзине и отправился на выручку соотечественникам в Пекине. Постепенно в конфликт оказались втянуты все державы, имевшие в Китае собственные сферы влияния. Это были США, Германия, Япония, Австро-Венгрия, Россия, Великобритания, Италия Франция Испания, Нидерланды и Бельгия.

Кровопролитие в Пекине

Какое-то время китайские власти, понимая, что на пороге большая война, пытались договориться с европейцами. Маневры цинского правительства между иностранными державами и восставшими не могли быть бесконечными. нужно было решить, чью сторону она примет окончательно. 21 июня она официально объявила войну европейцам и Японии. Решающим фактором, повлиявшим на ее решение, стал погром, учиненный ихэтуанями в посольском квартале Пекина за день до того. В ходе этой акции устрашения погиб немецкий посол в Китае.

Императрица пошла на союз с восставшими в первую очередь потому, что она боялась недовольных крестьян больше, чем иностранцев. Этот страх был обоснованным. Причины Ихэтуаньского восстания заключались в ненависти к христианам. В ночь на 24 июня 1900 года эта ярость привела к тому, что в Пекине были убиты все китайцы, исповедовавшие западную религию. Страшное событие стало известно в Европе как новая Позже жертвы той резни были канонизированы православной церковью.

Поражение восставших

2 августа союзные войска начали наступление на Пекин. 13 числа российские части появились в предместьях города. Императрица срочно покинула столицу и перебралась в Сиань. Ихэтуаньское восстание (Боксерское восстание) в Китае достигло своей кульминационной точки. Поражение недовольных в Пекине значило бы, что вся кампания против иностранцев обречена.

Штурм столицы начался 15 августа. Уже на следующий день Пекин оказался в руках держав-союзниц. Теперь главным очагом кровопролития стала Манчжурия. В октябре этот северный регион был полностью оккупирован российскими войсками. Эта операция окончательно подавила Ихэтуаньское восстание. Последствия иностранной интервенции были неясны ни китайскому правительству, ни странам-союзницам. Еще до того как восставшие потерпели окончательно поражение, европейские державы начали закулисный раздел цинского пирога.

Итоги

7 сентября 1901 года потерпевший поражение Китай заключил с западными державами так называемый «Заключительный протокол». Договор включал в себя положения, которые еще сильнее ухудшили положение Цинской империи. Китайское правительство обязывалось наказать всех лидеров мятежа, срыть несколько своих фортов, передать иностранцам 12 городов, запретить все организации, деятельность которых была направлена против европейцев.

Условия являлись кабальными, но у китайских властей не было никаких сил сопротивляться этим требованиям. Ихэтуаньское восстание, кратко говоря, сделало противоречия в регионе еще сильнее и сложнее. В конце концов, через 11 лет, они привели к падению императорской власти в Китае.

Ихэтуаньское восстание - восстание ихэтуаней (буквально - «отрядов гармонии и справедливости») против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая с 1898 года (официально о начале восстания было объявлено в 1899 году) по 1901 год. Сначала пользовалось поддержкой властей Китая, но через некоторое время императрица Цы Си перешла на сторону Альянса восьми держав, который и подавил восстание. Отдельные выступления продолжались вплоть до конца 1902 года.

С начала XIX века в Китай начали проникать западноевропейские государства, прежде всего Великобритания, стремившиеся установить контроль над китайскими рынками. Цинская империя ничего не могла противопоставить технологически превосходящим её державам, в результате чего потерпела ряд дипломатических и военных поражений и к концу XIX века фактически находилась в положении полуколонии.

Раздел Китая начался с поражения империи в Первой опиумной войне, по итогам которой китайскому правительству был навязан первый неравноправный договор. С середины XIX и до начала XX века Китай подписал около 13 неравноправных договоров с Японией, США и странами Европы. В результате государство потеряло многие морские порты, оказалось изолированным во внешней политике, в страну хлынул поток миссионеров, которые не всегда относились с должным уважением к местной культуре и религиозным традициям.

Крайне болезненную реакцию населения вызвало иностранное проникновение в северные районы - в провинции Чжили, Шаньдун и в Маньчжурию, где изменения в экономике и социальном положении были слишком серьёзными. Из-за строительства железных дорог, введения почтово-телеграфной связи, роста импорта фабричных товаров потеряли работу многочисленные труженики традиционных видов транспорта и связи: лодочники, возчики, носильщики, погонщики, охранники и смотрители посыльных служб. Кроме того, строительство КВЖД и ЮМЖД грозило оставить без заработка многие тысячи людей, занятых извозным промыслом. Трассы прокладываемых дорог уничтожали поля, разрушали дома и кладбища. Проникновение европейских, русских, японских и американских товаров на внутренний рынок Китая ускорило разрушение ручной промышленности.

В таких условиях в 1898 году на севере Китая начали активно действовать множество стихийно сформировавшихся отрядов с различными названиями: «Ихэцюань» («Кулак во имя справедливости и согласия»), «Ихэтуань» («Отряды справедливости и мира»), «Иминьхуэй» («Союз справедливых»), «Дадаохуэй» («Союз больших мечей») и др. Когда борьба против иностранцев достигла наибольшего накала и перекинулась из Шаньдуна и Чжили на северо-восточные провинции, наиболее распространёнными названиями отрядов повстанцев становятся «Ихэцюань» и «Ихэтуань», которые, по сути дела, отождествлялись. Членов общества называли туань («отряды») и цюань («кулаки»). Сами же ихэтуани считали себя «священными воинами», «справедливыми людьми» и «священными отрядами».

Повстанческие отряды появились почти одновременно и у них были общие объединяющие их признаки - это прежде всего неприязнь к иностранцам, главным образом к миссионерам, а также к китайцам-христианам. Большинство повстанцев соблюдали религиозно-мистические ритуалы, заимствованные от традиционных подпольных сект. Многие участники организаций регулярно занимались физическими упражнениями (цюань), напоминавшими кулачный бой, за что впоследствии и были прозваны европейцами «боксёрами».

В стане восставших были бедные крестьяне, разорившиеся ремесленники, потерявшие работу транспортные рабочие и демобилизованные солдаты, а также женщины и подростки, что особенно поражало иностранцев. Некоторые ихэтуани считали себя неуязвимыми для пуль и снарядов, что даже было закреплено в уставе. По их мнению, ихэтуань, нарушивший волю командования или богов, терял такие способности, а духи отворачивались от него. Любой ихэтуань должен был придерживаться десяти правил, прописанных в уставе. Устав был написан при поддержке официального правительства империи. Согласно ему, каждый ихэтуань должен был подчиняться верховному командованию, помогать своим товарищам, придерживаться буддизма, не совершать преступлений, всегда принимать участие в бою, не нападать на других ихэтуаней, не мародёрствовать, всё захваченное имущество сдавать местным властям для пополнения казны, а также убивать христиан. Если христианин оказывался китайцем, ему предоставляли выбор: отречься от его веры или умереть.

Участники боксерского восстания.

К концу 1890-х годов в стране образовалось множество тайных сообществ. К ноябрю 1897 года начались столкновения повстанцев в нескольких деревнях на севере Цинской империи с китайскими и иностранными войсками, достигшие пика во время Юйского инцидента. Со временем восстали жители соседних уездов. Ситуация усугублялась произволом германских солдат, которые опустошали целые провинции, что раздражало местных жителей. К началу лета 1898 года столкновения становились всё масштабнее, появились первые жертвы среди мирного населения. Урегулирование конфликтов между иностранными войсками и местными жителями возлагалось на местных чиновников, которые в свою очередь ничего не могли предпринять. В сентябре ситуация на севере страны полностью вышла из-под контроля. На фоне восстания повсюду происходили грабежи, налёты, убийства.

Граф Альфред Людвиг Генрих Карл граф фон Вальдерзе инспектирует американские войска.

2 ноября 1899 года лидер недавно возникшего движения ихэтуаней призвал весь китайский народ бороться с иностранцами и династией Цин. Именно эта дата считается началом Ихэтуаньского восстания, хотя де-факто оно началось ещё в 1898 году.

На севере страны китайские войска, направленные туда для подавления выступлений, потерпели череду поражений, и армия отступала к Пекину. В сложившейся ситуации между правительством Цинской империи и повстанцами было заключено перемирие. Ихэтуани отказались от антиправительственных лозунгов, сосредоточив силы на изгнании иностранцев из государства. К тому моменту центр восстания переместился в провинцию Чжили, а количество восставших достигло 100 000 человек.

Это обеспокоило работников дипломатических и миссионерских миссий в Пекине. В начале весны наблюдалось относительное затишье. Чёткого плана действий ихэтуани не имели, но они хотели очистить от иностранцев Пекин. Поэтому, взяв под контроль всю провинцию Чжили, повстанцы начали проводить агитацию в соседних провинциях и обучать армию для похода на столицу.

Зимой 1899 года в Китай начали прибывать подкрепления российских войск, вслед за чем начались учения и маневры.

Церковь, сожженная восставшими.

В мае 1900 года ситуация обострилась. Ихэтуани сожгли храм и школу русской православной миссии на севере Китая, отец Сергий спасся и бежал в Россию. В городах Ляоян, Инкоу, Гирин и Куанчэнцзы прошли массовые манифестации китайцев, а в Мукдене произошла череда убийств и нападений на иностранцев и китайцев-христиан. Российская империя в связи с антихристианскими погромами направляла в Китай всё больше войск. 12 мая из Порт-Артура и Владивостока на север Цинской империи прибыло подкрепление. На третий день столкновений начались поджоги зданий европейских миссий и христианских храмов, которых сгорело восемь. 14 мая было сожжено здание Русской православной миссии в Бэйгуане. В первые несколько месяцев восстания российскими войсками на Тихом океане и в Квантунской области командовал вице-адмирал Алексеев. До прибытия подкреплений из России он один руководил подавлением бунтов на севере страны.

Русские солдаты в Китае.

26 мая ихэтуани, завершив подготовку, двинулись на Пекин. Через два дня, 28 мая, императрица Цыси в своём послании к повстанцам выразила им поддержку. Все иностранцы к тому времени перебрались в Посольский квартал. 2 июня началась осада европейских концессий в Тяньцзине.

Ихэтуани в Тяньцзине.

Ихэтуани уже 11 июня вошли в Пекин, учинив убийства иностранцев. К ним присоединились китайские войска, которыми был убит советник японского посольства Сугияма. Наступление ихэтуаней на столицу Китая и убийства христиан были «раздуты» западной прессой, поэтому поведение восставших европейцам казалось необоснованным, зверским и крайне негуманным.

Китайские христианские беженцы, собранные Отцом Куиллуксом в Апостольскую Миссию во время бомбардировки Тяньцзиня, Китай.

На это тут же отреагировали все государства, имевшие «сферы влияния» в Китае. К берегам Китая отправился Императорский флот Японии под командованием Хэйхатиро Того, российский Тихоокеанский флот, Королевский военно-морской флот Великобритании, ВМС США, ВМФ Франции и несколько военных кораблей Австро-Венгрии.

Японские войска в Китае.

20 июня 1900 года ихэтуани начали осаду посольского квартала в Пекине. Артиллерия повстанцев открыла огонь по дипломатическим посольствам европейских государств, где находилось около 900 гражданских лиц и 525 солдат.

Блокпосты в Посольском квартале, Пекин 1900 год.

7 июня. 21 июня того же года империя Цин официально объявила войну союзным государствам. Была издана «Декларация о войне»: «Иностранцы ведут себя агрессивно по отношению к нам, нарушают нашу территориальную целостность, топчут наш народ и забирают силой нашу собственность… К тому же они угнетают наш народ или богохульствуют над нашими богами. Простой народ терпит небывалые притеснения, и каждый из них весьма мстителен. Поэтому отважные последователи-ихэтуани сжигают церкви и убивают христиан».

Императрица Цы Си.

27 июля, кайзер Германии Вильгельм II принимает решение об отправке германских войск в Китай. Перед экспедиционными войсками он произнёс торжественную речь: «Как некогда гунны под водительством Аттилы стяжали себе незабываемую в истории репутацию, так же пусть и Китаю станет известна Германия, чтобы ни один китаец впредь не смел косо взглянуть на немца». Командование германскими войсками, направленными в Китай, возлагалось на бывшего начальника генерального штаба Германской империи Альфреда фон Вальдерзее. Позже он возглавил все коалиционные силы в Китае.

Немецкий военный флот прибывает в Китай для подавления восстания.

Мост, соединяющий Французскую миссию с железнодорожной станцией — место ожесточенных боев с восставшими. Пекин 1900 год.

Празднование дня рождения германского императора на «SMS Gefion» в Китае во время боксерского восстания.

Дом в Британской миссии, сигнальщики на крыше.

Укрепленная пагода на территории Дипломатической миссии.

Французские войска маршируют через Lo-Ко-Чао.

Китайские наемники в рядах европейских армий, Пекин 1900 год.

Усиленная наружная стена.

Забаррикадированные ворота британской Дипломатической миссии.

Британские морские пехотинцы охраняют Дипломатическую миссию.

Европейские войска в Китае.

В конце 19-го века в Китае возникло массовое движение против иностранцев (европейцев, американцев, а также японцев). Оно было инспирировано тайными обществами, называвшимися И-хэ-цюань («Кулак справедливости и гармонии»), Да-дао-хуй («Общество большого ножа») и Да-цюань-хуй («Общество большого кулака»).

Из-за слова «кулак» англичане стали называть этих деятелей «боксерами» и это именование распространилось в Западном мире. Реально идеология этих «боксеров» имела мистически-религиозный характер. Приверженцы сект «кулака» и «ножа» верили, что в результате магических заклинаний они обретали сверхъестественные способности, в том числе неуязвимость от холодного и огнестрельного оружия.

Причины возникновения массовой ненависти китайцев в отношении иностранцев были в основном экономическими. Дело в том, что в последние годы 19-го века иностранные компании занялись постройкой в Китае железных дорог, проведением телеграфных линий, разработкой месторождений полезных ископаемых. Наиболее активно этим занимались граждане России, Британии, Франции – соответственно в северной, средней, южной частях Китая. В этом также участвовали американцы, немцы, японцы, австро-венгры , итальянцы и граждане некоторых других стран Европы (Бельгии, Нидерландов и др.).

Эта деятельность иностранцев в Китае сильно отразилась на экономической ситуации в стране. Из-за постройки железных дорог лишались доходов китайские лодочники и пешие носильщики, занимавшиеся доставкой грузов на большие расстояния. Телеграфные линии лишали заработка многочисленных гонцов-бегунов. Создание иностранцами промышленных рудников оставляло не у дел кустарное горнячество китайцев.

Кроме того, ненависть многих китайцев к иностранцам проистекала из-за миссионерской деятельности проповедников христианства, которую эти китайцы считали оскорбительной (хотя некоторые китайцы переходили в христианство).

Первые акции «боксеров» были произведены в 1898 году, при строительстве российской Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). «Боксеры» нападали на русских инженеров и рабочих. В это же время начались нападения на христианских миссионеров.

Деятельность сект «кулака» и «ножа» резко активизировалась с декабря 1899 года. В январе 1900 начались массовые убийства европейцев, американцев, японцев, а также китайцев-христиан. «Боксеры» уничтожали железнодорожные станции, мастерские и мосты, учреждения и жилища иностранцев.

В это время китайское правительство вдовствующей императрицы Цзы Си придерживалось дружественного нейтралитета по отношению к «боксерам». С июня 1900 года императрица открыто выразила поддержку приверженцам сект «кулака» и «ножа» – 9 июня председателем кабинета министров был назначен ярый сторонник «боксеров» принц Дуань-ван .

11 июня 1900 года «боксеры» начали активно действовать в столице Китая Пекине – убили японского дипломата, затем сожгли несколько зданий иностранных миссий и церквей, убили несколько десятков иностранцев.

17 июня в порту Дагу (150 км от Пекина) высадились русские и американские войска. Китайские войска оказали сопротивление, применив артиллерию, но были разбиты.

19 июня большой совет императорского двора Китая утвердил курс на прямую поддержку «боксеров» и решил объявить войну иностранцам.

20 июня «боксеры» начали осаду посольского квартала в Пекине. В этот же день был издан правительственный декрет об оплате и снабжении пищевым довольствием «боксеров», как «лояльно выполняющих патриотический долг» . В этот же день был убит посол Германии фон Кеттелер .

«Боксерам», поддержанным правительственными китайскими войсками (включая артиллерию), не удалось захватить посольский квартал в Пекине – его обороняли 400 солдат и морских пехотинцев (из 8 стран). Осада длилась до 14 августа.

В июле «боксеры» разрушали КВЖД, убивая российских инженеров и рабочих. С 15 июля российские войска (несколько тысяч солдат и казаков) переправились через реку Амур и начали бои с «боксерами» и китайскими войсками в Маньчжурии.

18 июля экспедиционный корпус, составленный из российских, британских, американских, японских, французских, германских войск (общей численностью до 20 тысяч) двинулся из Дагу (через Тяньцзинь) на Пекин для выручки посольств.

14 августа экспедиционный корпус, разбив китайские войска и «боксеров», вошёл в Пекин и снял осаду с посольств (за время 55-дневной осады погибло 68 иностранцев – 55 солдат и офицеров, 13 гражданских). 15 августа китайский императорский двор бежал из Пекина.

В сентябре в Китае высадились новые силы иностранных держав, в том числе до 20 тысяч немецких солдат и офицеров (под командованием фельдмаршала фон Вальдерзее ).

Активные действия «боксеров» (убийства иностранцев, разрушение железных дорог и других сооружений) продолжалось до октября 1900 года (остатки банд «боксеров» уничтожались вплоть до весны 1901).

22 декабря 1900 года иностранные державы (Россия, Германия, Япония, США, Британия, Франция, Австро-Венгрия , Италия) передали коллективную ноту правительству Китая. В ней были указаны условия, на которых иностранцы соглашались начать эвакуацию своих экспедиционных войск:

1. Отправка в Берлин чрезвычайной миссии во главе с принцем императорского дома, для выражения сожаления по поводу убийства фон Кеттелера ;

2. Сооружение на месте убийства памятника фон Кеттелеру ;

3. Суровое наказание лиц, указанных представителями держав;

4. Удовлетворение правительства Японии за убийство японского дипломата;

5. Сооружение памятников убитым иностранцам;

6. Прекращение импорта оружия;

7. Возмещение убытков пострадавшим;

25 августа 1901 года Китаем и иностранными державами был подписан заключительный протокол, по которому Китай должен был уплатить контрибуцию (в течение 39 лет) – 450 млн лян серебра (лян – около 40 граммов ).

Китаю не пришлось выплатить всю сумму контрибуций. Уже в конце 1908 года США передали свою долю (7,3 %) на образовательные программы Китая. В 1917 году Китай объявил войну Германии и Австро-Венгрии (в рамках Первой Мировой войны) и прекратил выплату их долей контрибуции (20 % и 0,9 %). Большевистское правительство России в декабре 1918 года отказалось от доли контрибуций (29 %). В 1925 году от своей доли (11,25 %) отказалась Британия, а в 1926 – Япония (7,7 %). Не отказались от своих долей только Франция и Италия.