Резьба по дереву в индии. Резьба по дереву в интерьерах разных стран От простоты к изысканности


Резьба по дереву в Индии

Резьба по дереву является самым распространенным и тривиальным видом искусства в Индии. С древних времен дерево, являясь материалом доступным и легко обрабатываемым, применялось широко и повсеместно, начиная с изготовления оружия, орудий труда, строительства жилищ и заканчивая изготовлением предметов быта.

Наиболее распространенными породами деревьев, используемыми в деревообработке на территории Индии, являются тик, сал, дуб, манго, эбеновое (черное) и красное дерево.
Сандал, палисандр и орех — дорогие сорта дерева, которые используются на большей части Индии в основном для изготовления изящных утончённых декоративных элементов мебели. Лишь на территории Кашмира, где деревья грецкого ореха и палисандра произрастают в больших количествах, из них изготавливают цельную мебель, сувениры, посуду и др. Кашмирские мастера краснодеревщики славятся своим особым изысканным стилем, воплощающим в себе их тонкий художественный вкус.

">

Кхатумбанд (khatumband), или кхатам-банд, и — основные техники резьбы по дереву, распространенные на территории Кашмира.

Отличительной чертой техники кхатумбанд является создание резных деревянных панелей, используемых для отделки потолка и внутренних стен дома.

Для кхатумбанда характерно применение древесины ореха, а также хвойных пород деревьев. Сборка панелей, украшенных геометрическими узорами, осуществляется без использования гвоздей и крепёжных деталей, напоминая подгонку вагонки или паркета. Таким образом получается цельный геометрический рисунок.


в хаусботе

Эта техника также широко используется в отделке плавучих отелей хаусботов в Шринагаре. Также эту технику применяют при изготовлении таких предметов мебели как шкафы, ширмы и комоды.

Пинджракари (pinjrakari) — это родственная техника резьбы, применяемая для изготовления резных решеток, шпалер, декоративных перегородок и отдельных элементов.

В используют светлые породы дерева. Эта техника исключает использование клея и гвоздей.


Кханках Шах-и-Хамадан

Наглядным примером обработки древесины с применением данных техник является Кханках Шах-и-Хамадан — старейшая суфийская мечеть в Шринагаре (Кашмир), основанная в 1395 г. на берегу реки Джелам и реконструированная в 1731 г.

На покрытой густыми лесами территории штата Ассам произрастают различные виды растений. Бамбук , как самый широко распространённый представитель местной флоры, в сочетании с тростником местные жители давно используют для производства предметов быта, мебели, декоративных изделий, таких как рамки и абажуры, сувениров и других безделиц.

Предметы из дерева, произведённые в центральной Индии, известны по всей стране. Это выполненные вручную, в основном высоко художественные, покрытые филигранной резьбой изделия, такие как мебель разных типов и форм, алтари, шкатулки, табакерки, подносы, статуэтки Ганеши, Кришны и других божеств, а также миниатюрные фигурки птиц, лошадей, слонов, танцовщиц и танцоров.


резные алтари

Мадхья Прадеш знаменит своими дворцами, крепостями и старинными домами, украшенными удивительной, детально проработанной резьбой, деревянными потолками, оконными и дверными перемычками — свидетельствами славной эпохи искусных мастеров. Центральная Индия является также основным производителем таких традиционных музыкальных инструментов как дхол (dhol) — индийский ударный музыкальный инструмент, свармандал (swarmandal) — индийская цитра и др. Основными центрами художественной деревообработки в Мадхья Прадеше являются Гвалиор, Морена, Рева и Райсен.

Рассказывая о традициях деревянного зодчества в Индии, особое внимание хочется уделить Гуджарату и Раджастану — важнейшим центрам резьбы по дереву. Бережно охраняемые традиции ремесла передаются здесь из поколения в поколение, сохраняя свою самобытность. Поскольку территории этих штатов не обладают богатыми запасами древесины, сырьё импортируется из других стран, таких как Шри-Ланка, Непал и др. Однако львиную долю изделий производят из отечественной древесины, закупаемой в лесистых районах Индии, а именно из выносливой древесины гималайского кедра, палисандра, красного и черного дерева, тика, сандала. В дело идёт и древесина местной акации бабул (Acácia nilótica ). Общепризнанным центром деревообработки считается округ Кач с его столицей — городом Бхудж. Детально проработанные геометрические и цветочные мотивы, используемые в резьбе, демонстрируют высокое мастерство местных ремесленников. Качские умельцы специализируются на изготовлении стоек для кроватей, лежанок, детских колыбелей, подсвечников, подставок и держателей для книг, скалок, пестиков для взбивания, столовых приборов, чаш и других разнообразных предметов домашнего обихода.


держатель для книг


подставка для книг

Кач известен и как регион, где делают лучшие в Индии резные деревянные качели. Наличие во дворе дома деревянных качелей ручной работы и по сей день считается признаком достатка и благополучия семьи.

Раджастан прославился необыкновенной по изяществу и красоте резной мебелью, традиция использования которой восходит краджпутам . Кровати, шкафы, стулья, столики, ширмы — всего не перечислить. Всё это лишь малая часть предметов мебели, создаваемых местными зодчими.

Регион также славится резными скульптурами божеств и сувенирами из сандалового дерева, а также незабываемыми деревянными марионетками, без которых не проходит ни одно представление в «раджастанском кукольном театре» (kathputli)букв. деревянная неживая кукла (катх - дерево, путли - безжизненная кукла).

Южная тропическая Индия знаменита изделиями из сандала . Основные плантации сандалового дерева расположены в штате Карнатака и Андхра-Прадеш. Общепризнанным центром производства предметов из сандала является Майсур. Здесь из него изготавливают различные сувениры и статуэтки божеств.

Керала и побережье Карнатаки специализируется также и на маркетри (marquetry) — инкрустации шпоном.


маркетри


маркетри


маркетри

Город Кондапали в Андхра Прадеше и Чаннапатна в Карнатаке — главные центры производства популярных во всей стране, а также и за её пределами деревянных игрушек, привлекающих взоры яркостью красок и причудливостью форм.


игрушки Кондапали


игрушки Кондапали


магазин игрушек в Чаннапатна

В Тамил Наду широко распространено использование в декоративных целях скорлупы кокосового ореха , из которого мастерят вазы, чайнички, миски, светильники, подставки для карандашей, бижутерию и даже пуговицы.


ковш из кокосового ореха

Оригинал записи и комментарии на

Резьба по дереву с давних времен использовалась для украшения домов и общественных зданий. Это один из самых древних и наиболее распространенных видов художественной и декоративной обработки дерева.

Древесина является прекрасным материалом, вы можете увидеть удивительные украшения резьбы по дереву во многих церквях и храмах всего мира. Ремесло резьбы, замысловатые узоры на дереве, известно во всех культурах и пользуется широкой популярностью в странах, где древесные растут породы деревьев пригодных для резьбы по дереву это – Скандинавия, Великобритания, Япония, Индия, Китай и многие другие. Умельцы используют множество видов пород древесины – березы, осины, липы, тополя или ольха, дуб, бук – дерево, которое имеет характерный образец строения и текстуру.

Техника резьбы по дереву разрабатывалась на протяжении сотен лет и разнообразие узоров и стили обеспечивают бесконечные возможности для создания удивительных произведений искусства, которые могут изящно украсить любой дом – фасады, входные двери, лестницы, оконные наличники, корона молдинги, колонны, мебель для дома, изголовья кровати, столы, комоды, стулья, зеркало и рамки для фотографий – вы называете это!

Эксклюзивная мебель для дома и ее украшения

Деревянная резная мебель и декоративные панели являются исключительными элементами и высоко ценятся, так как процесс резьбы по дереву включает в себя много часов ручного труда и каждая культура, и каждая страна имеет определенные шаблоны резьбы по дереву и традиции. Веками резные предметы мебели были символом изысканности и утонченности, эксклюзивной и роскошной мебелью которая демонстрировала статус и вкус владельца дома.

Резьба по дереву включает в себя несколько методов, которые могут быть использованы для создания шедевров которые были популярны в прошлом. Те же методы используются мастерами нашего времени, чтобы создать красивые узоры резьбы по дереву. Чип резьба, низкий рельеф, высокий рельеф, надрезанные резьба, металлографская резьба и т.д. Многие готовые типы резьбы по дереву можно комбинировать по различным методам, которые усилят визуальную эстетику.

Резьба по дереву в интерьере характерна для классических стилей, таких как барокко, ампир, рококо и рассматривается в различных архитектурных элементов интерьера и мебели. Поручни и резные лестницы усиливают ощущение благородства и изысканности. Резные колонны и столбы напоминают о древности, а великолепные консоли, украшают потолки и стены. Розочки добавляют в захватывающей отделке окон, дверей или кессонные потолки.

Резьба по дереву – модели в разных стилях

Различные стили домашнего декора, различные тенденции создали свои собственные уникальные образцы резьбы по дереву. Эксперты и знатоки определяют резные фигурки в зависимости от стиля, поскольку каждый из них имеет свои особенности. Элегантный, строгий и простой, изысканный и утонченный – каждая эпоха имеет свои стилистические особенности, которые мы видим в работе мастеров. Например готические узоры резьбы по дереву богаты, скульптуры отделанные золотом представляют религиозные мотивы.

Причудливые узоры резьбы по дереву выглядят помпезно, с красивыми изогнутыми и плавными линиями, художественных контрастов цветов и форм. Ампир отражает дух эпохи, особенности замысловатых узоров, панцири и гребни, венки и части мебели представлены с удивительной формой ножек, например лев с лапами сфинксов или лебедей.

Узоры резьбы по дереву в стиле рококо удивительно элегантны, утонченны и изысканны. Извилистые лианы, цветочные узоры, имеющие форму гирлянд, мифологические существа являются узоры, характерные для этого стиля. Период классицизма отличает просто элегантность и безупречный вкус. Резьба по дереву имеет строгую геометрию, четкие линии, простоту форм и отделки. Узоры резьбы по дереву различны в разных культурах, и большинство из них имеют этнические традиции нации – африканские, азиатские, и Восточной Европы. Эти модели являются очаровательно экзотичны и обработаны с невероятной точностью. Японские и китайские образцы резьбы по дереву имеют свою специфику и сильно отличаются от моделей популярных в Индии, их мастерство является абсолютно уникальным.

Китайская Dongyang резьба по дереву является самым известным традиционным искусством, которое показывает сложную запутанную резьбу по дереву с несколькими слоями, формируют абсолютно захватывающие и потрясающие 3D шедевры. Dongyang резьба по дереву названа в честь города Dongyang, и даже в наши дни город известен одной из четырех главных школ резьбы по дереву в Китае. Деревянная резная мебель использует традиционные символы, такие как геометрические узоры – шестиугольников или звезды, Дракон – символ королевской власти и мужской фертильности, бабочки, рыбы, феникс, пион и бамбук.

В Индии резьбу по дереву можно увидеть в храмах, на дверях, предметах мебели, изготовление декоративных панелей на которых изображены слоны, интригующие цветочные узоры, животные все это характеризует уникальную культуру и традиции региона.

Русские узоры резьбы по дереву были очень популярны в качестве внешнего украшения дома. Российские срубы были украшены шедеврами с изображением цветочных узоров, геометрические кружева, изящные завитки, розетки, фигуры львов, русалок, птиц и животных. Фантастические оконные наличники и архитектурные элементы характерны для русской резьбы по дереву. Исламскими узорами резьбы по дереву покрывают поверхность мечети дверей с переплетением узоров, геометрических фигур – шестиугольники, квадраты. Наиболее сложные изделия из дерева и лучшие образцы можно увидеть на различных предметах мебели.

Несмотря на различия в культурных традициях узоры резьбы по дереву показывают вдохновение, талант и творчество мастеров. Деревянная резная мебель, стеновые панели, потолочные панели высоко ценятся во всем мире за их уникальную красоту. Современные мастера также создают удивительные произведения искусства – на основе традиционных методов или изобретают новые интригующие способы обработки древесины. С развитием технологии, мастера предлагают различные отделки, чтобы сохранить и защитить древесину от насекомых, влаги, плесени и бактерий. Резная мебель из дерева и панели пользуются популярностью у дизайнеров интерьера, поскольку они дают возможности для создания интерьеров в классических стилях, как Empire, рококо или барокко с атмосферой роскоши, величия и торжества. В то же время различные модели и методы могут быть использованы для удивительных интерьеров в этническом стиле – марокканский, африканский, японский, индийский, китайский и т.д.



Резьба по дереву в Индии

Резьба по дереву является самым распространенным и тривиальным видом искусства в Индии. С древних времен дерево, являясь материалом доступным и легко обрабатываемым, применялось широко и повсеместно, начиная с изготовления оружия, орудий труда, строительства жилищ и заканчивая изготовлением предметов быта.

Наиболее распространенными породами деревьев, используемыми в деревообработке на территории Индии, являются тик, сал, дуб, манго, эбеновое (черное) и красное дерево.
Сандал, палисандр и орех — дорогие сорта дерева, которые используются на большей части Индии в основном для изготовления изящных утончённых декоративных элементов мебели. Лишь на территории Кашмира, где деревья грецкого ореха и палисандра произрастают в больших количествах, из них изготавливают цельную мебель, сувениры, посуду и др. Кашмирские мастера краснодеревщики славятся своим особым изысканным стилем, воплощающим в себе их тонкий художественный вкус.




Кхатумбанд (khatumband), или кхатам-банд, и — основные техники резьбы по дереву, распространенные на территории Кашмира.


Отличительной чертой техники кхатумбанд является создание резных деревянных панелей, используемых для отделки потолка и внутренних стен дома.



Для кхатумбанда характерно применение древесины ореха, а также хвойных пород деревьев. Сборка панелей, украшенных геометрическими узорами, осуществляется без использования гвоздей и крепёжных деталей, напоминая подгонку вагонки или паркета. Таким образом получается цельный геометрический рисунок.



в хаусботе

Эта техника также широко используется в отделке плавучих отелей хаусботов в Шринагаре. Также эту технику применяют при изготовлении таких предметов мебели как шкафы, ширмы и комоды.

Пинджракари (pinjrakari) — это родственная техника резьбы, применяемая для изготовления резных решеток, шпалер, декоративных перегородок и отдельных элементов.


В используют светлые породы дерева. Эта техника исключает использование клея и гвоздей.



Кханках Шах-и-Хамадан

Наглядным примером обработки древесины с применением данных техник является Кханках Шах-и-Хамадан — старейшая суфийская мечеть в Шринагаре (Кашмир), основанная в 1395 г. на берегу реки Джелам и реконструированная в 1731 г.

На покрытой густыми лесами территории штата Ассам произрастают различные виды растений. Бамбук , как самый широко распространённый представитель местной флоры, в сочетании с тростником местные жители давно используют для производства предметов быта, мебели, декоративных изделий, таких как рамки и абажуры, сувениров и других безделиц.







Предметы из дерева, произведённые в центральной Индии, известны по всей стране. Это выполненные вручную, в основном высоко художественные, покрытые филигранной резьбой изделия, такие как мебель разных типов и форм, алтари, шкатулки, табакерки, подносы, статуэтки Ганеши, Кришны и других божеств, а также миниатюрные фигурки птиц, лошадей, слонов, танцовщиц и танцоров.



резные алтари

Мадхья Прадеш знаменит своими дворцами, крепостями и старинными домами, украшенными удивительной, детально проработанной резьбой, деревянными потолками, оконными и дверными перемычками — свидетельствами славной эпохи искусных мастеров. Центральная Индия является также основным производителем таких традиционных музыкальных инструментов как дхол (dhol) — индийский ударный музыкальный инструмент, свармандал (swarmandal) — индийская цитра и др. Основными центрами художественной деревообработки в Мадхья Прадеше являются Гвалиор, Морена, Рева и Райсен.

Рассказывая о традициях деревянного зодчества в Индии, особое внимание хочется уделить Гуджарату и Раджастану — важнейшим центрам резьбы по дереву. Бережно охраняемые традиции ремесла передаются здесь из поколения в поколение, сохраняя свою самобытность. Поскольку территории этих штатов не обладают богатыми запасами древесины, сырьё импортируется из других стран, таких как Шри-Ланка, Непал и др. Однако львиную долю изделий производят из отечественной древесины, закупаемой в лесистых районах Индии, а именно из выносливой древесины гималайского кедра, палисандра, красного и черного дерева, тика, сандала. В дело идёт и древесина местной акации бабул (Acácia nilótica ). Общепризнанным центром деревообработки считается округ Кач с его столицей — городом Бхудж. Детально проработанные геометрические и цветочные мотивы, используемые в резьбе, демонстрируют высокое мастерство местных ремесленников. Качские умельцы специализируются на изготовлении стоек для кроватей, лежанок, детских колыбелей, подсвечников, подставок и держателей для книг, скалок, пестиков для взбивания, столовых приборов, чаш и других разнообразных предметов домашнего обихода.



держатель для книг



подставка для книг


Кач известен и как регион, где делают лучшие в Индии резные деревянные качели. Наличие во дворе дома деревянных качелей ручной работы и по сей день считается признаком достатка и благополучия семьи.


Раджастан прославился необыкновенной по изяществу и красоте резной мебелью, традиция использования которой восходит краджпутам . Кровати, шкафы, стулья, столики, ширмы — всего не перечислить. Всё это лишь малая часть предметов мебели, создаваемых местными зодчими.

Регион также славится резными скульптурами божеств и сувенирами из сандалового дерева, а также незабываемыми деревянными марионетками, без которых не проходит ни одно представление в «раджастанском кукольном театре» (kathputli)букв. деревянная неживая кукла (катх - дерево, путли - безжизненная кукла).



Южная тропическая Индия знаменита изделиями из сандала . Основные плантации сандалового дерева расположены в штате Карнатака и Андхра-Прадеш. Общепризнанным центром производства предметов из сандала является Майсур. Здесь из него изготавливают различные сувениры и статуэтки божеств.


Керала и побережье Карнатаки специализируется также и на маркетри (marquetry) — инкрустации шпоном.



маркетри



маркетри



маркетри

Город Кондапали в Андхра Прадеше и Чаннапатна в Карнатаке — главные центры производства популярных во всей стране, а также и за её пределами деревянных игрушек, привлекающих взоры яркостью красок и причудливостью форм.



игрушки Кондапали



игрушки Кондапали



магазин игрушек в Чаннапатна

В Тамил Наду широко распространено использование в декоративных целях скорлупы кокосового ореха , из которого мастерят вазы, чайнички, миски, светильники, подставки для карандашей, бижутерию и даже пуговицы.



ковш из кокосового ореха

Бамбейская мозайка, искусная резьба и необыкновенный колорит индийской мебели вдохновляет и удивляет. Говоря о Древней Индии, необходимо помнить, что еще в первом тысячелетии до н.э. преобладающей религией на территории Индии был брахманизм, в основе которого лежит дифференцированное деление общества на касты. Учитывая приверженность индусов традициям, право заниматься ремеслом переходило от отца к сыну по строгим кастовым канонам. В своих изделиях мастера-ремесленники использовали почти все, что дала им природа: дерево, растительное волокно, камень, глину, кость, раковины, листья и травы. В изделиях мебельных мастеров нашли отражения привычки и религиозные взгляды жителей загадочной древней страны.

От стула к трону

Жители Востока и Древней Индии имели своеобразную привычку сидеть на земле, скрестив под собой ноги. Такая поза использовалась и при сидении на стуле. Поэтому для эпохи Древней Индии характерным был стул без спинки с сиденьем круглой формы или табурет, состоящий из ажурного каркаса и подушки в виде сплющенного шара, своеобразный прообраз привычного для нас пуфа.

Для торжественных случаев использовалась роскошная мебель : парадный трон, с ножками, суживающимися внизу, выступающими верхними рейками, украшенными головами драконов. Если судить по дошедшим до нас изображениям, сидящие люди отдавали предпочтение одной позе: поджатая левая нога расположена на сидении, а сами они наполовину на корточках. Однако известны и более удобные лавки для сидения, напоминающие современную софу.

Любопытное свидетельство донесла нам «Чулавамса» - вторая часть «Махавамсы», исторической поэмы V века, - о том, как царь Джеттихатисса, живший в IV веке, сам слыл прекрасным мастером резьбы по слоновой кости и даже сделал фигуру Бодхисатвы (существо с просветленным сознанием) из кости слона и отдельные элементы для своего царского трона.

Применение лаковой техники

Природное богатство Индии различными смолами дало развитие лаковой технике в мебельном мастерстве . Сложные орнаменты и повышенная декоративность воплощались индийскими мастерами в цветном лакировании и в резьбе по дереву. В основном применялись два метода: выточенные элементы мебели покрывали быстросохнущими цветными лаками и многослойное нанесение с последующим процарапыванием рисунка. Мастера по лаку стояли на низшей ступеньке в ремесленной среде.

И-вадуво, как называли себя специалисты по лаку, в основном работали как токари, вытачивая из дерева элементы мебели. Вращая предмет на токарном станке, можно легко покрыть его лаком, прижав к нему специальную лаковую палочку. Нагреваясь от трения, она, размягчаясь, заполняет углубления, вырезанные на предмете. Такая техника особенно известна в изделиях джодх-пукских мастеров, изготавливающих декоративные элементы мебели.

Различные небольшие изделия из мебели, всевозможные ящики изготавливались предварительно из папье-маше, а затем лакировались сложным образом. Использовалась интарсия - врезка в деревянную поверхность перламутра, черного дерева, слоновой кости, получившая название бомбейской мозаики.

От простоты к изысканности

Непритязательные и неприхотливые индусы широко использовали примитивную опору для тела - «байрагу». Сидящие в своей привычной позе на корточках, индийские факиры спокойно спали, опираясь головой и руками об эту подставку. В то же время индусам не чужды были понятия о комфорте, о чем говорит кресло для церемоний, принадлежащее буддийскому монаху, которое напоминает своей конструкцией деревянный трон.

Мебель Древней Индии разнообразна: причудливые ножки табуретов и кресел, богатая резьба украшений изголовий кроватей. В «Чулавамсе» говорится, что мебель во дворце царя Паракрамабаху, который известен тем, что придя к власти в 1140 г. постепенно установил единоличное централизованное правление, была украшена золотом и дорогой слоновой костью. Индийский стиль мебельного искусства характеризуется пышной ажурной резьбой, страстью к декору и украшениям. Наряду с проработанными тщательным образом деталями, в глаза бросается пристрастие индусов к помпезности и орнаментальной сложности. Причем зачастую само изделие не стоит по своему назначению тех усилий и терпения восточного мастера, который педантично и кропотливо его создал.

Вызвать замерщика

О власти мастеров над камнем лучше всего говорят архитектурные и скульптурные произведения храмов . Сложные резные каменные изваяния – одни из самых прекрасных в мире. Бодх – место паломничества буддистов – также имеет древнюю традицию резьбы по камню.

Ничто лучше всего не выражает характер и Агры, чем их каменные произведения. Сложные архитектурные шедевры, великолепные изваяния - все это эксклюзивные произведения искусства. На протяжении ряда веков и Варанаси находились в центре цивилизации.

В 3 веке до н.э. двор царя Ашоки дал мощный импульс развитию искусства резьбы по камню. и того периода, возможно, являются самыми ранними из сохранившихся каменных построек. Красный песчаник Чунара щедро использовался в создании каменных скульптур, относящихся к периоду правления династии Маурьев и обнаруженных при раскопках в районах Матхуры и Агры.
Древние резчики руководствовались правилами ваяния, прописанными в древнем трактате “Шильпашастра”. Изваяние главного божества создавалось мастерами, обладавшими знаниями о свойствах различных камней, их текстуре и правильных пропорциях.
Ваяние божественного идола считалось культовым актом и имело значение сакрального ритуала. Каменные храмы возводятся даже сегодня, и тамилнадские стхапатхи, гуджаратские и раджастханские сомарипура пользуются спросом по всей стране.

Агра знаменита своими работами по мрамору. Здесь изготавливаются многие изделия: решетчатые окна, рамки для зеркал, консоли, ниши, орнаментальные отделки в виде подвесок. Ремесленники славятся своим мастерством инкрустации. В Раджастхане сохранилась богатая традиция резьбы по камню даже в обычных домах. Дверные рамы обычно изготавливают из красного камня. Каменные, решетчатые окна украшаются резьбой, и даже опорная рама для ткацкого станка высекается из резного камня. является одним из важнейших центров, где многочисленная община резчиков по камню занимается изготовлением статуй божеств из мрамора.
В Ориссе мягкий используется для вырезания небольших сувенирных изделий, предназначенных для продажи туристам. В Махабалипураме, Тамилнад, выполняется резьба по твердому граниту. Здесь также есть школа для обучения ремесленников-стхапатхи правилам “Шильпашастры”. В Деванахалли, деревне в районе Майсора, штат Карнатака, создаются рельефные фигуры на черном камне, отличающиеся экспрессивностью движений и выразительными позами. Дурги в Андхра Прадеше – это еще один центр резьбы по камню, здесь создаются огромные каменные изваяния священного быка и местных божеств.

Резьба по слоновой кости – одно из древнейших искусств Индии. Слоновая кость является ценным материалом и очень трудным для резьбы. Важными центрами резьбы по слоновой кости были в Керале, Майсор и в Карнатаке, Джайпур и в Раджастхане, Варанаси в Уттар Прадеше, Дели, в Пенджабе, Бенрампур в Западной Бенгалии и Ганджам и Пури в Ориссе. В последнее время это искусство исчезает, так как индийское правительство наложило запрет на охоту на слонов и резьбу по слоновой кости. Поэтому резчики вынуждены обращаться в сторону других искусств, в частности, к резьбе по кости. Обычно этим ремеслом занимаются . Гималайские племена практикуют это ремесло для изготовления ритуальных предметов. Ваяние фигурок животных из кости характерно для Ориссы.

Терракотта

Это еще один вид индийского искусства, выражаемый в глине. Гончарные изделия и керамика утилитарны и часто декоративны, в то время как фарфоровые и художественные изделия принадлежат царству искусства.
Терракота также используется в подношениях многочисленным богам индуистского пантеона. Поэтому в каждом регионе есть свой отличительный дизайн, содержание и форма. В Бенгалии крупнейший ассортимент превосходных образцов храмовых панелей из терракоты. Даже на юге Индии в качестве подношений божеству Аянару предлагаются терракотовые фигурки лошадей и слонов, на которых по поверьям он ездит.
Обычно размер и форма каждого изделия символичны. Например, в сравнении с лошадью фигурка наездника может быть слишком мала. Это объясняется тем, что лошадь имеет божественную сущность, тогда как наездник – всего лишь человек.

Самая лучшая традиция терракоты, возможно, существует в Западной Бенгалии. Большинство статуэток имеют ритуальное значение. Знаменита фигурка Банкура. Выполненная из насыщенной красной глины, она богато расписана и украшена. Одни из лучших терракотовых статуэток можно найти в Муршидабаде, Бирбхуме, Джессоре, Хугхли и Дигха. Они выполнены в народном стиле и отличаются необычайно выразительными дизайнами. Использование цветной глазурованной черепицы началось после мусульманского завоевания. Черепичное искусство – чини или каши – стало очень утонченным. Сегодня много керамических центров производят черепицу – глазурованную и неглазурованную терракоту традиционных и современных дизайнов.

Сегодня мы наблюдаем процесс упадка традиционных ремесел, все сильнее и сильнее вытесняемых товарами массового производства. Богатство дизайнов и форм ценители ремесел могут обнаружить в продукции повседневной жизни, такой как емкости для хранения риса и соли, глиняные кувшины для воды, горшки для приготовления пищи, горелка для ладана. Утилитарные и уникальные, эти предметы обихода являются образцами народного , передаваемого из поколения в поколение, и результатом коллективного опыта и мудрости народа.

В Индии производятся многочисленные изделия для праздников: это лампочки для праздника огней , игрушки для Дусшера, горшки для рассады в праздник Санкранти и красочные калаш (горшки) для свадеб.
Многие изделия также используются в качестве украшений и могут стать прекрасным подарком. Некоторые из них – это пепельницы, вазы для цветов, чайные сервизы, гончарные изделия, пресс-папье и декоративные фигурки животных.
Дели знаменит своей голубой керамикой, в изготовлении которой используется изысканная персидская, голубая краска. Голубая керамика покрывается глазурью и подвергается высокой тепловой обработке, что делает ее крепкой. Уникальна и джайпурская голубая керамика. Некоторые из изделий полупрозрачны, обычно их украшают изображения животных и птиц. Декоративные изделия, такие как пепельницы, вазы, подставки для стаканов и бутылок, чашки и коробочки для безделушек изготавливаются из египетской пасты и подвергаются низкой тепловой обработке.

Гончарные изделия

Гончарные изделия манса можно найти практически только в Бенгалии. Изготавливаемые в этом стиле горшки имеют причудливую изгибистую форму с нарисованным на ней изображением лица и символизируют богиню-змею. Подобным образом, горшки дакшинираи, встречающиеся в районе Сундербанс, имеют круглую форму с горлышком, обозначающим корону.
Кхурджа в Уттар Прадеше, расположенный в трех часах езды от Дели, также хорошо известен своей недорогой, но прочной столовой посудой. Обжигаемые при высоких температурах, эти гончарные изделия сохраняют свой натуральный цвет глины и пользуются большим спросом.
Гончарные изделия Раджастхана имеют свои характерные особенности. Горлышки горшочков для воды небольшие, вероятно, чтобы предотвращать пролитие воды.
Алвар славится своей тонкой как бумага керамикой, известной как кагзи (бумажная).
А у гончарных изделий свой шарм. Здесь вам предложат широкий ассортимент фигурок и декоративных панелей, не считая прелестных горшочков для воды и цветов.
Интересными приобретениями станут черные гончарные изделия и глиняная трубка чиллум из Тамилнада. В Коттаикораи в Пондичерри глазурованная керамика по текстуре напоминает кожицу апельсина. Предмет разрисовывается непосредственно перед обжигом, большая часть изделий имеет утилитарную ценность: начиная с подсвечников и заканчивая фильтрами для воды и посудой.

Тростник и бамбук

В Индии тростник и бамбук с древних времен используются в племенном искусстве. Сегодня незамысловатые изделия из этих материалов украшают дома состоятельных людей, включая искусную тростниковую мебель.
Утилитарные и декоративные изделия изготавливаются из тростника в различных стилях и орнаментации, среди них наиболее популярными являются корзины и циновки. и известны своими изысканными ширмами и бамбуковыми циновками, выполненными из расщепленного бамбука. Штат Ассам, в котором сосредоточены огромные запасы сырья, производит самую разнообразную продукцию: корзины, кружки для рисового пива, хуки (курительные трубки), музыкальные инструменты и напольные циновки. Соседний Прадеш успешно выполняет работы по тростнику и бамбуку, здесь изготавливаются такие изделия, как тростниковые пояса.
Из Тамилнада происходят знаменитый травяные циновки кора.
Самые изысканные циновки производятся в Керале, где также изготавливаются черные и белые квадратные бамбуковые коробки в той же самой традиции.

Тростник – это природный дар лесов Манипура. Сегодня из-за активно развивающейся культивации в горных районах ресурсы тростника истощаются. Другой лесной ресурс, бамбук, в изобилии произрастает в районах Чурачандпур, Джирибам, Таменглонг и Импхал штата Манипур – крупнейшем производителе бамбуковой продукции после Трипуры на северо-востоке. Бамбуковая продукция включает в себя наборы диванов, мурха, циновки, корзинки, подносы, стулья, столы, вазы для цветов, пепельницы и другие декоративные и обиходные предметы.

Браслеты

На протяжении веков ношение браслетов приобретало культурное, социальное и религиозное значение. Вплоть до Средневековья это служило исключительно декоративным целям. Примерно в этот период браслет превратился из сугубо декоративной принадлежности в символ замужества. Пустые руки символически ассоциируются с вдовами, которым было отказано в праве носить браслеты.
В Бенгалии железный када (браслет), обыкновенно именуемый лоха, носят замужние дамы как символ своего замужества. Невеста также получает изысканный белый ракушечный и красный лаковый браслеты.

В некоторых общинах браслеты из слоновой кости и стеклянные браслеты являются важными аксессуарами невест. Пенджабская невеста традиционно получает чуда – тонкие браслеты из слоновой кости белого и красного цветов. Эти браслеты выдаются только в количествах кратных четырем. С течением времени дорогая слоновая кость заменялась лаком и пластиком, но этот обычай сохраняется до сих пор.
Когда гуджаратская новобрачная забеременеет, золовка дарит ей серебряный браслет выполненный цепочкой. На седьмом месяце ее просят надеть браслет из черной нити и пяти ковди (разновидность ракушек). Браслет снимается только когда у начинаются схватки, чтобы символически облегчить роды. Аналогичная церемония валайкапу проводится в Южной Индии.
В изготовления и сбыте стеклянных браслетов в основном доминируют . Ферозабад – город в Уттар Прадеше – славится производством стеклянных браслетов.

В каждом районе браслеты изготавливаются с использованием материалов доступных локально, например, дерева в Кашмире или природного лака в Раджастхане.
Ахиры Раджастхана и рабари Гуджарата полностью увешивают свои руки браслетами из кости. Ламбади Андхра Прадеш украшают свои руки до локтей браслетами из кости, которые могут многое поведать о статусе своего хозяина. В племени бастар из носят браслеты, сделанные из меди или бисера. У кашмирцев самые изысканно раскрашенные браслеты из папье-маше.
Посетите ярмарку ремесел
Проект Дилли Хат, совместно запущенный Делийской корпорацией по туризму и транспортному развитию и Муниципальным Советом , был задуман с тем, чтобы позволить нуждающимся мастерам и ремесленникам, не имеющим своих рынков сбыта, представить свои экспозиции. Комплекс, построенный на 2,4 гектарах земли, расположен в торговом центре Южного Дели. Концепция Дилли Хат была заимствована у традиционной деревенской ярмарки с одной существенной разницей. В то время как на деревенской ярмарке меняется место проведения последней, в Дилли Хат меняются ремесленники, что дает возможность представить целую панораму индийских ремесленных изделий в одном месте.
В комплексе работают 62 торговые точки, которые предлагают разнообразные ремесленные изделия, привезенные со всей страны. Прилавки предоставляются на две недели каждый на ротационной основе, позволяя максимальному числу ремесленников выставить и продать свои изделия. Дилли Хат также предлагает туристам кухню и исполнительское искусство различных регионов страны.

Индийский Совет по ремесленным изделиям – это зарегистрированная некоммерческая добровольная организация, служащая цели сохранения ремесел и повышения уровня жизни ремесленников. Совет управляется группой добровольцев, избираемых каждые два года. Его штаб-квартира расположена в . Совет располагает сетью советов по ремесленным изделиям в десяти штатах, через которую осуществляется базовая работа. Однако, отсутствие Совета в каком-либо штате не мешает проведению необходимой работы и там.
Главными задачами Совета является обеспечение продажи и качества ремесленных изделий, получение ремесленниками достойной оплаты труда и создание ситуации, при которой будущие поколения ремесленников сочтут стоящим продолжить работу в этой сфере. Кроме того, Совет следит за тем, чтобы ремесленники получали адекватное сырье по стандартной цене, помогает усовершенствовать инструменты и , работает над программами по созданию общин, разрабатывает дизайн продукции и помогает в сбыте ремесленных изделий.