Клише для комментария по русскому языку. Речевые клише (сочинение-ЕГЭ). Различают два типа комментария

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к проблеме

5. Ваша позиция

6. Литературный аргумент

7. Любой другой аргумент

8. Заключение

Для вступления:

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2) О необходимости. знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье ….

4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что …. Другие подчёркивают …. Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. …. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья …. Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).

7) (Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким - либо конкретным примером.

10) Приём «Цитата». «…,» - писал известный …. В этих словах звучит …. Действительно, …

11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

12) Люди часто размышляют о том, что …. (О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …

14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности …. Кто-то считает, что …. Кто-то ….

15) «…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста …. Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

Для формулировки темы (проблемы) исходного текста:

1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему.

3) Данный текст посвящён теме (проблеме).

4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему.

5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах.)

9) Волнующую всех нас проблему. поднимает {указываем автора}.

10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это.

11) Проблема. не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.

12) Что такое.? (В чем заключается.? Какую роль в жизни человека играет.?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.

Для комментирования проблемы:

8) В тексте доказывается мысль о том, что.

9) Основная мысль текста заключается в том, что.

Для выражения своего мнения:

1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.

Для аргументации собственной позиции:

- с использованием жизненного опыта:

1) Как часто приходится сталкиваться с.

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как.?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как.

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас).

- из читательского опыта

1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности.

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях.

- из зрительского опыта

1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах).

2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи.

Для заключения:

1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»: Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что …. 2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).

4) (Использование цитаты) «…,» - писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что ….

6) Прочитав этот текст, понимаешь, как …. Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…».

Как определить проблему в предложенном тексте? Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор. Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.

Вступление

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, это волновало людей в древности и не оставляет равнодушным (беспокоит, тревожит) в наше время. Эта тема интересует как молодых, так и опытных людей, и текст … тоже посвящён …
2) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
3) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье… .
4) (Прием «Ниточка») Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
5) Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, … .
6) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

Формулировка проблемы

1) Данный текст посвящён теме (проблеме) ... .
2) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему... (касается следующих вопросов … , останавливается на следующих проблемах...)
3) «_______!» – этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте (Ф.И.О.)
4) С первых же строк мы (оказываемся, погружаемся, входим) в (таинственный, волшебный, тихий, светлый и т.д.) ________. _________ в культурном опыте наших предков был воплощением (издавна считался, почитался) (воплощением, символом, проявлением) _______ начала. Вот почему автор (Ф.И.О.) описывает _____ таким.
5) «О ____________ можно рассказывать бесконечно!» – слышим мы. И действительно, сколько уже книг, статей, программ посвящено __________! Но странное дело, каждый, кто обращается к этой (острой, злободневной, священной, важной, актуальной) теме, находит в ней что-то свое, новое (+ актуальность).
6) Автор исследует, анализирует, поднимает, рассматривает, затрагивает проблему…. Комментарий по проблеме (актуальность).

Комментарий проблемы

1) Рассуждая над проблемой..., {указываем автора} обращается... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.
2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.

1) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
2) Автор считает (убеждает нас в том), что...
3) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
4) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...

Выражение своего мнения

1) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.
2) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что...
3) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

Аргументация своего мнения

Из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...
2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях...
3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

Из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...
2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи...

Многих выпускников пугает вторая часть ЕГЭ по русскому языку, потому как здесь нужно написать непростое сочинение, которое еще называют эссе. Такая работа предполагает несколько дополнительных заданий, которые необходимо выполнять последовательно. Поэтому часто возникает вопрос, как же писать комментарий к разным проблемам в ЕГЭ по русскому языку, и интересны примеры 2019.

Для того, чтобы понять, как писать и что писать при создании комментария к проблеме в ЕГЭ 2019, необходимо эту задачу разбить на несколько блоков последовательностей, которые необходимо выполнить.

  1. Описание самой проблемы.
  2. Комментарий к проблеме.
  3. Позиция автора текста по отношению к проблеме.
  4. Ваше мнение.
  5. Аргументация собственного мнения.
  6. Вывод.

Важно знать еще и требования к такому комментарию, чтобы не сделать ошибок:

  • необходимо написать несколько примеров, которые иллюстрируют проблему. Здесь можно использовать цитирование с пояснениями позиции автора и что он хочет этим сказать;
  • важно выделить противительную, причинно-следственную или другую связь этих примеров, в этом случае все зависит от самих примеров в определенном тексте;
  • пояснения к иллюстрирующим примерам, необходимо интерпретировать сюжетную линию текста и мнение автора - это и будет пояснение в ЕГЭ. Другими словами, нужно подать слова автора в более понятной форме, отобразить наглядно их смысл, пояснить действия героев. Мало просто указать два примера, нужно в понятной форме их проанализировать, а также добавить собственную точку зрения происходящего;
  • нет необходимости вставлять объемные цитаты в комментарии, используйте только главную часть цитаты;
  • следите за фактической точностью, если в комментарии будет допущена даже одна неточность, вы получите 0 баллов.

Комментарий к проблеме в ЕГЭ по Русскому - это ваше понимание того, почему автор указал на определенные факты в тексте, использовал такие речевые обороты. Это также попытка доказать, что подобная проблема действительно существует.

Пример комментария к проблеме

Рассмотрим пример 2019 к написанию комментария к проблеме в ЕГЭ по русскому языку.

Автор иллюстрирует проблему, повествуя читателю историю о людях, имеющих предрассудки, они легко сочли одного из персонажа вором и «пугалом», не имея на то причин. Из этой истории мы видим, как легко все члены семьи клеймят человека, обвиняя его в воровстве. И как изменяются выражения их лиц, когда они удостоверяются в его невиновности. Когда исчезают все сомнения по этому поводу, автор предоставляет нам Селивана добрым человеком, с приятными чертами лица, совсем непохожим на разбойника.

После этих событий автор задумывается: почему Селиван «был долгое время пугалом» в своих глазах и в глазах остальных героев. Совесть автора не успокаивалась, и, чтобы понять истинную причину такого отношения к Селивану, он обратился к наставнику. Только когда произошел диалог с отцом Ефимом, автор осознал, что «пустословие» и «подозрительность», а также озлобленность людей не дают возможности увидеть человека таким, каким он является на самом деле. Рассказчик узнает и формирует новую мудрость - бояться нужно не того, про кого ходят сплетни, а того, кто их всячески поддерживает, то есть самого себя.

За идеально выполненную работу вы сможете получить 24 балла. При этом оцениваются пояснения, примеры и наличие смысловой связи, каждые из которых соответствуют своему количеству баллов. Например, наличие 2 полноценных и правильно отображенных примеров стоит 10 баллов (т.е. 5 баллов стоит 1 верный пример). И так далее.

Частые ошибки комментариев

Какие же ошибки можно допустить при в ЕГЭ по русскому языку при написании комментария к проблеме? Рассмотрим частые случаи ошибок.

Комментарий проблемы

Комментарий проблемы – один из самых сложных этапов работы. Под ним подразумевают «толкование» одной из проблем текста, пояснительные замечания, рассуждения по ее поводу. Объем комментария небольшой: трех – четырех развернутых фраз будет достаточно.

Можно выделить два типа комментария проблемы: текстуальный и концептуальный (концепционный).

Текстуальный комментарий предполагает рассмотрение проблемы в ее многочисленных связях с другими компонентами текста (композицией, системой персонажей, образными средствами и т.д.), без отрыва от него.

Концептуальный же комментарий подразумевает вычленение проблемы и рассмотрение ее в иных, более широких контекстах: авторской биографии, запросов сегодняшнего времени, традиции, читательского восприятия.

Дать текстуальный комментарий – значит последовательно ответить на ряд вопросов:

    На какие аспекты проблемы он обращает внимание (на чем делает акцент)?

    Как аргументирует свои рассуждения (если аргументация присутствует)?

Важно помнить: текстуальный комментарий – это не пересказ. Пересказывая, мы передаем все содержание текста. В текстуальном же комментарии мы акцентируем внимание только на проблеме текста , следим за ходом мысли автора , раскрывающего проблему.

Пример текстуального комментария к тексту К.Г.Паустовского:

«К.Г.Паустовский рассказывает о драматичной судьбе пожилой женщины – Катерины Ивановны – одинокой, брошенной своей выросшей дочерью. Мечтая о встрече с нею, старушка просит помощи у постороннего человека, чье сочувствие звучит неподдельно, искренне. Не случайно именно он заслуживает ее обращения «родной мой», не случайно и его признание: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!»

Проблема одинокой старости пронизывает весь текст. Повествователь, от лица которого ведется рассказ, передает нам то ощущение тоски, которое наполняет душу человека перед смертью, душу одинокую и любящую. Это щемящее чувство усиливается пейзажными зарисовками: образ облетевшего сада, с которым связана молодость Катерины Ивановны, одинокая звезда в небе – напоминают ей о необратимости времени. Чувства повествователя, несомненно, близки автору. Они передаются и читателю…»

При использовании концептуального комментария нужно найти ответы на следующие вопросы:

    К какому типу принадлежит эта проблема (социальная, экономическая, социально-экономическая, политическая, социально-политическая, экологическая, вечная, философская, религиозно-философская, нравственная, психологическая, нравственно-психологическая и т.п.) ?

    Почему эта проблема привлекла внимание автора, как это связано с его биографией и творчеством?

    Кто, где и когда еще обращался к данной проблеме, существует ли традиция, связанная с ней в литературе, публицистике (отвечать на этот вопрос следует в общих словах)?

    Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

    Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? Нова ли она для Вас?

    Как воспринимает читатель рассуждения автора по указанной проблеме (передается ли ему волнение автора, оставляет ли проблема его равнодушным)?

Пример концептуального комментария к тексту К.Г.Паустовского:

«К.Г.Паустовский известен как продолжатель лучших традиций русской классической литературы. Будучи мастером тонких, психологических рассказов, замечательным пейзажистом, он обращается к проблеме одиночества, старости, прощания с миром и жизнью исподволь – через ряд художественных образов.

Проблема эта не нова для русской литературы, она может быть отнесена к категории вечных философско-психологических проблем и актуальна во все времена. И сегодня она звучит еще острее, учитывая усиливающийся бег времени и отчуждение между людьми. Именно поэтому рассказ К.Г.Паустовского не может оставить равнодушным современного читателя».

Возможно совмещение текстуального и концептуального комментария.

Пример совмещенного комментария к тексту К.Г.Паустовского:

Текст К.Г.Паустовского относится к художественному стилю, а художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир. Поэтому проблема одиночества пожилого человека раскрывается на примере судьбы героини рассказа – Катерины Ивановны – страдающего и близкого нам человека, чьи переживания не могут не тронуть душу.

Доживающая свои последние дни Катерина Ивановна глубоко несчастна. Чтобы выразить ее отчаяние и тоску, автор прибегает к экспрессивным повторам («Не дай вам бог, родной мой! Не дай вам бог!»). Фразеологизм «одна на белом свете» наиболее полно характеризует положение, в котором оказалась героиня. Образ пустеющего осеннего сада только усиливает переживания героев и читателя.

Разрывается незримая связь между родными людьми, самая кровная, самая крепкая. «Что происходит?» – как будто бы задается вопросом автор, и не находит ответа, предлагая сделать это читателю. Проблема вечная, имеющая долгую традицию в человеческой культуре, звучит остро именно потому, что дается не в умозрительных рассуждениях, а через конкретную жизненную ситуацию. Эта проблема очень актуальна сегодня: гонка за удовольствиями и успехом приводит к отчуждению между людьми, к одиночеству слабеющих стариков».

Шаблонизированная схема совмещенного комментария проблемы :

Вопрос о… (обозначь проблему) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) NN (укажи автора) , особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что … (дай объяснение) .

Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чем он пишет. Его отношение к (сошлись на героя, ситуацию, проблему ) ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры, можно цитатные) , в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над (повтори проблему) , NN обращается (укажи, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, случаи из жизни, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы, статистические данные и т. п.).

Речевые клише, которые помогают оформить комментарий проблемы

Для оформления комментария есть специальные конструкции, речевые клише. Это «маркеры» , указывающие на то, что мы

Комментарий - это рассуждение с пояснениями по поводу одной из исходного текста.

Комментарий пишется именно по той проблеме, которую выбрали вы. В текстах ЕГЭ можно выделить от двух проблем. Обычно их гораздо больше. Комментарий неодинаков для каждой их них, хотя пишется по одному и тому же тексту. не влияет на комментарий.

Требования к комментарию

Баллы за комментарий к проблеме исходного текста ставятся в соответствии с .

1. Комментарий должен быть написан по исходному тексту (из КИМа).

2. При комментировании ученик должен указать не менее двух примеров , важных для понимания проблемы. Примеры берутся из исходного текста.

3. Комментарий не должен содержать фактических ошибок : экзаменуемый должен правильно интерпретировать содержание текста.

При правильном выполнении выполнении всех пунктов можно получить три первичных балла.

Но! Если ученик изначально неправильно выделил проблему, комментарий оценивается нулем баллов.

С чего начать писать комментарий?

Следует добиться полного понимания текста. Нужно прочитать его еще несколько раз, подчеркивая важные факты, высказывания, события, поступки. Именно они и будут примерами из исходного текста.

Задача ученика - оценить, проанализировать, прокомментировать содержание исходного текста. Не важно, художественный он или публицистический. Нельзя пересказывать, можно цитировать небольшие отрывки. Нужно обобщать и делать выводы.

Задайте себе несколько вопросов:

2. Как я понял, что он придерживается именно этой точки зрения?

3. О каких фактах, событиях, историях упомянул автор? Зачем он это сделал? Почему это важно?

Комментарий - это ответы на данные вопросы. При написании комментария нужно следовать за мыслью автора. Лучше упоминать о событиях в хронологическом порядке, объясняя, зачем автор ввел в текст каждое из них.

Клише для написания комментария

Вспомогательные фразы для написания комментария и других частей сочинения приведены на странице с . Они нужны в силу ряда причин. Во-первых, чтобы не переходить на пересказ. Во-вторых, чтобы помогать эксперту проверять сочинение. В-третьих, чтобы сохранять логичность формулировок, разбавляя предложения словами-связками. Ниже приведем список некоторых фраз.

Нам важно выделить, ЧТО , ЗАЧЕМ и КАКИМИ СПОСОБАМИ автор показал читателю.

Объем комментария

В критериях оценивания сочинения ничего не сказано по поводу минимального и максимального объема комментария. Это значит, что следует исходить из здравого смысла. Учителя сходятся во мнении, что хороший комментарий должен состоять из 6-9 предложений. Не стоит писать слишком мало. Но не следует писать и слишком много - помните о временных ограничениях.

Вы можете ознакомиться с примерами, нажав на заголовок. Найти комментарий не составит труда. Комментарий - это второй абзац сочинения, идущий сразу после вступления. После него принято писать авторскую и собственную позиции.

Пишите как можно больше. Чем раньше вы начнете подготовку, тем больше шансов научиться писать комментарий на максимальный балл. Вы можете писать сочинения наполовину (заканчивая на комментарии) в целях экономии времени. Показывайте свои работы учителю или репетитору - своевременное исправление ошибок поможет избежать проблем в будущем. В качестве практики можно прописывать комментарий не для одной, а для всех проблем исходного текста.