Скиния и ковчег завета. Скиния Скиния завета и её план

Исход 25 глава

Сделали Мне приношение. Божественная воля была показана Израилю в Декалоге, заповеди и «законы» «книги завета» были даны Моисею, и завет между Богом и Его народом было заключен. Но постоянная форма служения не была пока еще установлена. К этому времени только «жертвенник» был установлен и даны определенные наставления относительно него (Исх.20:24-26), но полная система не была устроена, посредством чего поклонение единому истинному Богу могло бы стать эффективным средством приобретения людей в братстве и повиновении, и предупреждения их от многобожия язычников. У людей должна была быть привилегия участвовать в строительстве того места, которое должно было стать местом обитания Бога.

У которого будет усердие. Буквально, «кого побуждает сердце его». Бог желал только тех даров, которые исходили от сердца, а не только от рук или кошелька. Он принял бы только то, что было добровольно и «охотно» дано (2Кор.9:6-7). Только того, кто дает от сердца, имя будет вписано у Бога, поскольку он один дает в духе церквей Македонии (2Кор.8:1-5). То, что люди ответили таким образом, видно из Исх.35:21-29 и 36:3–7. И скиния была построена в результате добровольных приношений. Подобный дух был засвидетельствован во время Давида, когда должен быть построен Храм (1Пар.29:1-9), и еще когда пленники, возвращавшиеся из Вавилона с Зоровавелем, восстанавливали Храм (Ездр.2:68, 69; Агг.1:12-14).

Золото. Три металла должны были использоваться в самой скинии и в его предметах. «Медь» была сплавом меди и олова и это бронза, а не медь. Когда евреи покинули Египет, они «заимствовали» сокровища у египтян (см. на Исх.3:22; 12:35, 36). Люди дали Господу лучшее из того, что они имели. Бог не примет «жертву», которая является «слепой», «хромой», или «больной» (Мал.1:8). Это не означает, что Бог ожидает, что мы дадим сверх наших возможностей, а скорее, в меру нашей возможности (2Кор.8:12).

«Лепта» вдовы (Мк.12:41-44) так же приятна Ему, как «алавастровый сосуд с драгоценным миром» (Мф.26:6-13), или «цена» имения, положенного у ног апостолов (Да.5:1-2). Это жертвование Богу лучшего из того, что имеем, относится не только к имуществу, но также и к нашим возможностям, времени и силе. Лучшие из наших способностей должны быть Его, наши самые теплые привязанности, наши самые глубокие мысли, наши самые высокие стремления. Много различных даров нужно в служении Христа, и нет ни одного столь бедного или нуждающегося в способностях человека, чтобы он не мог внести свой вклад. Мы не должны забывать урок из притчи, показанный в наказании человека с одним талантом (Мф.25:14-15, 24–30). Израильтяне собирали свои сокровища на небесах, посвятив их работе и служении Богу (Мф.6:19-21). Они не были обмануты «наживой» мира, поскольку они не намеревались «душе своей повредить» (см. Мф.16:25-26).

Шкуры барсуков. Еврейское слово, здесь переведенное как «барсук», кажется, заимствованно от египтян, слово, описывает кожу неуказанных животных; это, как также считается, связано с арабским словом «тюлень», или дюгонь или морская корова (ПП 347). У этого водного травоядного животного, которое достигает 10 - 12 футов длиной, круглая голова, грудь для кормления детенышей и разделенный хвост. Он часто встречается среди коралловых рифов Красного моря. Предполагается, что дюгонь дал начало легендарной русалке. Из этих шкур было сделано внешнее покрытие шатра.

Дерево ситтим. Древесина акации. Она твердая, прочная и лучше других подходит для этого.

И устроят они мне святилище. Хотя евреи знали, как и мы, что великий Бог не может «жить» ни в каком здании, сделанном людьми (3Цар.8:27; 2Пар.2:6; Ис.66:1; Иер.23:23-24), но казалось неуместным, что может быть поклонение без храма. Кроме того, святилище представляло видимый центр поклонения единому истинному Богу и было, таким образом, защитой против многобожия язычников. Это помещало Бога рядом с Его детьми и делало Его присутствие среди них реальным. Это также было защитой от идолопоклонства (Исх.29:43, 45; (Числ.35:34). Поскольку в то время израильтяне были кочевниками, странствующими людьми, святилище должно было быть палаткой, которая могла быть легко демонтирована и перемещена с места на место. Важно отметить, что еврейское слово «святилище» никогда не относилось к языческим храмам.

Буду обитать. В духовном смысле Бог всегда стремился быть с людьми и не мог «успокоиться», пока не получал этого (Пс.132:13-16), сначала в сердцах Его людей лично (1Кор.3:16-17; 6:19) а также находясь среди любого общества, собирающихся для поклонения Ему (Мф.18:20). Система, сосредоточенная в земной скинии, указывала на Христа, который позже «жил», буквально «обитал», среди людей (Ин.1:14).

Еврейское слово shakan, «жить», означало быть постоянным жителем общества. Это тесно связано со словом Shekinah (Шекина), используемого для описания Божественной славы, которая размещалась над Престолом Господним ПП 349). Шекина была символом Божественного присутствия, как Бог и обещал «жить посреди них» (см. Исх.25:22).

Образец. Это показывает, что, хотя мастерство было человеческое, план был Божий. Бог всегда рассчитывал на участие человека, на сотрудничество в создании Его дома. В этой работе была возможность принять участие каждому человеку.

На горе Моисей видел «миниатюрный образ» небесного святилища (ПП 343; Да.7:44; Евр.8:5), «истинной скинии» (Евр.8:2). Находящийся на земле, как сказано, он был «образом» «небесного» (Евр.9:23-24), потому что был сделан «согласно образцу», показанному Моисею (Евр.8:5). Это была «копия» «большого оригинала», находящегося на небесах (ВБ 414). В видении Иоанн был сопровожден в небесное святилище (Откр.15:5), где он видел ковчег (Откр.11:19), жертвенник курений (Откр.8:3-5), и возможно, светильник (Откр.1:12; 11:4). Есть, таким образом, «бесспорное доказательство существования святилища на небесах», где на троне восседает Правитель вселенной (ВБ 415), и где служит Христос, как наш великий Первосвященник (Евр.8:1-2).

Бесполезно, однако, размышлять относительно размеров, точного вида или точного расположения небесного святилища, поскольку «никакое земное строение не могло представлять его необъятность и славу» (ПП 357). Человек создан «по подобию Бога» (Быт.1:27), но все же только Христос - «образ ипостаси Его» (Евр.1:3). Все земное смутно представляет то, что бесконечно. Моисею показали не само небесное святилище, но образ его. После, земное святилище было скопировано с того, что на небесах настолько точно, чтобы это было яркой иллюстрацией различных аспектов служения Христа от имени падшего человека (ПП 357). Мы должны сосредоточить наше внимание на том, что Он делает для нас там, как Павел пишет в послании к Евреям (Евр.3:1; 10:12, 19–22; и т.д.).

Скиния на небе, как и эта на земле, была установлена, чтобы иметь дело с грехом. Христос «приступил к Своей работе посредника» после воскресения и до вознесения 40 дней спустя (ДА 819). Он был приготовлен принять Свое священническое служение на основании того, что искупил нас кровью Своею (Евр.9:12).

Соломон знал, что даже его Храм, хотя он превзошел скинию пустыни в размерах и красоте, не мог вместить Бога (3Цар.8:27). Все же Бог относился к нему как к Своему дому (Ис.56:7), как позже к Храму Ирода (Мф.21:31). И Он, который живет «на высоте небес и во святилище», построит Свою обитель «также с сокрушенными и смиренными духом» (Ис.57:15).

10. Ковчег. Еврейское слово, таким образом переведенное, может происходить от корня, означающего, «чтобы собраться», «собраться». Если так, «ковчег» был сундуком, в котором могли бы быть собраны вещи для хранения. Связанное ассирийское слово, araЖnu, «коробка», получено из корня aramu, «покрыть».
Локоть. Евреи, как египтяне, использовали и длинный и короткий локоть. Хотя длина еврейского локття - загадка, известно, что обычный египетский локоть составлял 17.7 дюймов, а королевский локоть 20.6 дюйма. Обе меры, должно быть, были известны евреям, которые строили египетские города. Так, во время Езекии, локоть у евреев составлял приблизительно 17.5 дюймов, примерно соответствуя обычному египетскому локтю, и можно предположить, что эта мера использовалась при постройке ковчега. Соответственно, ковчег составлял приблизительно 1,11 м. в длину и 0,67 м. в ширину и высоту.
12. На четырех углах. Буквально, «его четыре угла». Кольца не были приложены к верхним «углам», но к этим четырем «ногам» или «основаниям» (ст. 22). «Брусья» или «шесты», продетые через эти кольца (ст. 13), должны были опираться на плечи мужчин, которые несли ковчег во время странствия Израиля. Эти «шесты» должны были оставаться на местах (ст. 15), чтобы избегать прикосновения к любой части ковчега, когда его поднимали или опускали. Так как эти шесты не были частью самого ковчега, прикосновение к ним не оскверняло ковчег (см. 2Цар.6:6-7).
16. Откровение. Две каменные скрижали, содержащие Десять Заповедей (Исх.30:6; 31:18; 32:15-16). Главное назначение ковчега состояло в том, чтобы служить хранилищем святого закона Бога. Поскольку каменные скрижали были отражением характера и воли Бога, и были, кроме того, написаны рукой Бога, они почитались как самый священный предмет во святилище. Святилище, поэтому, называли «скинией свидетельства» (Исх.38:21; Числ.9:15; и т.д.). Закон был также известен как «завет» (Втор.4:12, 13; 9:9–15), и ковчег, поэтому, обычно назывался «ковчегом завета» (Втор.31:26; Евр.9:4; и т.д.).

17. Престол благодати. Слово, таким образом переведенное, происходит от корня, означающего, «чтобы покрыть», то есть, «чтобы простить» грех. Это символизировало Божественное милосердие. Примечательно, что он было из «чистого золота», подразумевая, что милосердие является самым драгоценным из признаков Бога. Крышка находилась над законом, поскольку милосердие выше справедливости (Пс.84:10; 88:14). Ковчег с его справедливостью и Престол Господень с его милосердием были необходимы, чтобы показать полный характер отношений Бога с людьми. Милосердие без справедливости - слабая сентиментальность, противоречащая всем моральным принципам. С другой стороны, справедливость без милосердия - моральная жестокость, теоретически без недостатка, но отвратительная и Богу и людям.
Ковчег и Престол Господень составляли самое сердце святилища. Выше Престола Господня находилась Шекина (Shekinah), символ Божественного присутствия. Скрижали завета, находящиеся в ковчеге, свидетельствовали о том факте, что царство Бога основано на неизменном стандарте праведности (Пс.96:2), которое даже Божественная благодать, должна уважать. Благодать не может «уничтожать закон» (Рим.3:31). Когда грех прощен, требование закона к грешнику должно также быть удовлетворено. Самая цель евангелия состоит в том, чтобы обеспечить для грешника прощение его грехов верой в средство, которое «не уничтожает закон», но «утверждает» его. В то время как скрижали в ковчеге свидетельствовали против людей, Престол благодати указывал на путь, которым можно было удовлетворить требованиям закона, и грешник мог быть спасен от смерти, наказания закона. На основе одного только закона не может быть никакого воссоединения между Богом и человеком, так как грех отделяет нас от Него (Ис.59:1-2). Окропленный кровью Престол Благодати вмешивается, поскольку только благодаря посредничеству Христа от нашего имени мы можем приблизиться к Богу (Евр.7:25).
18. Херувимы. Еврейское множественное число слова «херувим». Происхождение слова сомнительно. Херувимы были укреплены на Престоле благодати с обоих концов (см. Быт.3:24). Одно крыло каждого ангела было простерто вверх, и другое покрывало тело (см. Иез.1:11) в знак почтения и смирения. Положение херувимов с их лицами, повернутыми друг к другу и направленное вниз к ковчегу, представляет почтение, с которым небесное воинство относится к закону Бога и их показывает их интерес к плану спасения.

23. Стол из дерева ситтим. Оставив святое святых, Моисей теперь описывает предметы святого места. Первый упомянутый пункт - «хлебы предложения», или «хлебы Присутствия» (RSV). Марк называет их «хлебами предложения» (Мк.2:26), буквально, «хлеб представления», то есть, хлеб представленный Богу. Павел использует то же самое греческое слово в Евр.9:2.
Этот стол составлял приблизительно 88.9 см в длину, 44.5 см в ширину и 66.7 см в высоту (см. Исх.25:10). Он должен был располагаться справа от входа, то есть к северу (Исх.40:22).
24. Золотой венец. Это было границей или лепным украшением вокруг вершины, чтобы препятствовать падению. Иосиф Флавий упоминает, что «четыре кольца» (ст.26) были вставлены в ножки стола, и через них проходили «шесты» для переноски его (Древности iii. 6. 6).
29. Блюдо. Вероятно, тарелка, в которую были помещены хлебы. «Ковши» были чашками в которых сжигался ладан, как можно видеть на барельефе стола в Арке Тита, установленной в Риме, чтобы ознаменовать захват Иерусалима в 70 году нашей эры. «Кувшины» и «чаши» использовались для возлияний, которые сопровождали мясные жертвоприношения (Лев.23:13, 18, 37; и т.д.).
30. Полагай на стол. «Хлебы предложения», или «хлебы Присутствия», состояли из 12 хлебов или пирогов, которые заменялись каждую субботу. Хлебы, которые были удалены, считались святыми, их съедали священники на «святом месте» (Лев.24:5-9). Эти 12 хлебов представляли вечную благодарность, Богу от 12 колен за благословения жизни, которые они ежедневно получали от Него. В высшем смысле этот хлеб указывал на духовный хлеб, Иисуса Христа.

31. Светильник. Предпочтительно, «подсвечник». Показанный на Арке Тита и, как подтверждал это Иосиф Флавий (Древности iii. 6. 7), «подсвечник» состоял из вертикального ствола, с каждой стороны которого вверх простирались три ветви, по парам (ст.35), на том же самом уровне. Его размеры не даны, он был сделан из чистого золота. Его ветви были украшены миндалевидными «чашечками» или «цветками«(ст.33), которые напоминали гранаты, согласно некоторым исследователям Библии, или «цветы». Один за другим лампы «подсвечника» подрезались каждый вечер на закате, и утром (Исх.27:20-21; 30:7-8; Лев.24:3-4). Они никогда не гасились, но горели все время (ПП 348). Когда священник входил в первое отделение скинии, подсвечник был с левой стороны от него, на юг (Исх.40:24).
38. Щипцы. Это были щипцы для снятия нагара, используемые, чтобы подрезать фитили ламп.
39. Талант чистого золота. Эквивалентный по весу 34.19 кг. В каком-то смысле «светильник» представлял Божий народ как моральный и духовный свет мира индивидуально (Мф.5:14-16; Фил.2:15) и как церковь (Откр.1:12, 20). Это представляло также силу Святого Духа осветить церковь (Зах.4:2-6; Откр.4:5). В высшем смысле, как ранее было сказано, это указывает на нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа (Ин.9:5), являющегося светом мира (Ин.1:4; 8:12; 12:46), который передает душе «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный», нисходящий свыше от «Отца светов» (Иак.1:17).

По материалам библейского комментария АСД

Ски́ния - походный храм, созданный сынами Израиля по повелению после заключении Синайского Завета. Другие названия: «скиния собрания» (), «скиния откровения» (), «дом Господа» ().

В собранном виде Скиния представляла собой палатку или шатер, длиной в 30 локтей, шириной в 10 и столько же в высоту. Она состояла из двух отделений, большего и меньшего, разграниченных тяжелой завесой «из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона», с изображением херувимов. При этом завеса покоилась на четырех деревянных, обложенных золотом столбах, утвержденных на серебряных основаниях (). Большее отделение, а его протяженность составляла 20 локтей, начиналось сразу же за входом и упиралось в завесу. Оно именовалось «Святилищем» («Святым Местом»), а меньшее располагалось сразу за большим и называлось «Святое Святых».

Внутреннее пространство Святого Святых представляло собой форму куба с длиною ребра в 10 локтей. Это было главным и наиболее сокровенным помещением Скинии, предназначавшемся для хранения ковчега завета. В Святое Святых мог входить только первосвященник и только один раз в году: в День Очищения, с жертвенной кровью.

В Святом Месте (или Святилище) располагались: стол для хлебов предложения, жертвенник курения и светильник. Туда входили священники для совершения надлежащих обрядов.

Опорный каркас Скинии составляли брусья, изготовленные из дерева ситтим, покрытые золотом. Каждый брус устанавливался вертикально на два серебряных подножия, и все они вместе фиксировались поперечинами - позлащенными шестами, пропущенными через золотые кольца, прикрепленные к брусьям. Северная и южная стороны шатра состояли из двадцати стоек каждая. Шесть стоек составляли западную стену, по углам которой дополнительно устанавливались ещё две - для скрепления смыкающихся стен (). Вход в Скинию был со стороны востока. В случае необходимости вся эта конструкция демонтировалась, переносилась и вновь собиралась специально предназначенными для этих целей людьми.

Покров Скинии состоял из четырех слоев. Внутренний был изготовлен «из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти», с изображением херувимов (). Второй, более грубый слой состоял из одиннадцати покрывал из козьей шерсти (). Два внешних слоя составляли: покров «из кож бараньих красных и еще покров верхний из кож синих» (). Вход в Скинию укрывался завесой, сделанной из того же материала, что и внутренний покров. Для её крепления устанавливалось пять позлащенных столбов на медных подножиях ().

Скиния была окружена прямоугольным двором, длина которого составляла 100 локтей, а ширина - 50. По периметру двор ограждался завесой, высотой в 5 локтей, растянутой на столбах (). На дворе располагался жертвенник всесожжения и умывальница.

Полагают, что после завершения сорокалетнего странствования евреев по пустыне и вступления в землю обетованную местами расположения скинии были такие географические пункты как Силом (), Сихем (), Массифа (), Вефиль ().

Сколько времени просуществовала скиния, созданная при Моисее, сказать трудно. В правление Саула по крайней мере часть священных предметов, которые надлежало хранить именно в Скинии, находились в Номве (). О Давиде же сообщается, что он соорудил новую Скинию: «И принесли ковчег Божий, и поставили его среди скинии, которую устроил для него Давид» (). А уже при его сыне, Соломоне, был воздвигнут величественный каменный Храм.

Значение Скинии для еврейского народа трудно переоценить. Помимо того, что она служила объединяющим фактором, она была видимым знаком водительства Божия, местом Его особого присутствия, местом где Бог открывался Своему народу: «В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра. Так было и всегда: облако покрывало ее [днем] и подобие огня ночью. И когда облако поднималось от скинии, тогда сыны Израилевы отправлялись в путь, и на месте, где останавливалось облако, там останавливались станом сыны Израилевы» ().

Во время странствования евреев по пустыне Скиния всегда размещалась в центре походного стана.
В Священном Писании содержится подробное описание Скинии вплоть до мельчайших деталей, отмечается, что люди, исполнившие при её создании главные роли, Веселеил и Аголиав, были назначены Самим Богом и получили на то особое благословение (). Этим подчеркивается, что Скиния соответствовала Божьим предначертаниям о ней даже и формально: «И поставь скинию по образцу, который показан тебе на горе» ().

Аллегорически Скиния служила прообразом Церкви Христовой. Обращенностью её входа к Востоку указывалось, что ветхозаветная только ожидала явления Солнца Правды - Христа: «Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть на такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ().
В рамках более развёрнутого аллегорического толкования можно сказать, что Святилище служило прообразом Церкви Божьей на земле, а Святое Святых символизировало Небо. Опять же, будучи местом особого Божественного присутствия, Скиния прообразовала собой Божью Матерь, носившую в утробе Единородного Сына. Наконец, Скиния прообразовала Спасителя, под покровом плоти Которого скрывалось Божество.

Скиния. От mishkan, «жилище», слово произходит от shakan - «жить». Это слово - родственное Shekinah, величественое присутствие Бога (см. на Исх.25:8 и Быт.3:24) в Святом Святых (Исх.25:22). Слово «скиния» может быть сегодня точнее передано, как «палатка» или «жилище».

Священные предметы «скинии», за исключением жертвенника курений, уже были описаны. Это записано в Исх.30:1-10. Глава 26 описывает устройство священной «скинии». У нее было две основных части:

  1. Четырехугольный каркас 13.34 м длиной, 4.45 м шириной и 4.45 м высотой (см. Исх.25:10), открывающийся с одной стороны. Три стены были сделаны из древесины акации, покрытой золотом.
  2. Покрывало из шерсти коз, вероятно с плоской вершиной, натянутое над скинией. Слово «скиния» неправильно переводится как «покрытие» в ст. 7, но, кажется, правильно в другом месте главы (ст. 11-14, 36). Внешнее покрытие «кож бараньих красных» или дубленых бараньих шкур, и «кож синих» (см. на Исх.25:5), покрывало из тонко выделанной кожи.

Были вспомогательные части, такие как:

  1. «Рамы» или основания, которые должны были удерживать вертикальные брусья, которые составляли каркас скинии.
  2. «Брусья» - перекладины, которые должны были использоваться, чтобы скрепить эти рамы.
  3. «Покрывало» или занавес, растягивалось на столбах от одной стороны скинии к другой, разделяя его на два отделения. Первое отделение, «святое», или «первая скиния», была в два раза длиннее, чем «святое святых» (Исх. 26:15-25, 33; см. 3Цар.6:16-20; Евр.9:2-7), 8.89 м в длину и 4.46 м в ширину. «Самое святое место», или «святое святых» (Евр.9:3), было 4.45 м в длину и ширину.
  4. «Полог» или завеса, накрывающий переднюю, открытую часть скинии, где не было стены.

Десять покрывал. Скрепленные вместе как «полотнище», они формировали внутренний объем из этих четырех «покрывал» (Исх.26:7, 14), и являлись потолком этих двух отделений. Эти покрывала были на два локтя короче, чем внешние (ст. 7), делая внутреннее покрытие на один локоть короче с каждой стороны, чем наружное.

Херувимы. Поскольку материалы, использованные Аголиавом в отделке, были идентичны названным, разумно думать, что эти «херувимы» были вышиты на «завесах» (Исх.35:35; 38:23). Эти херувимы представляли воинства небесные, которые сопровождают Господа и выполняют Его указания (Пс.102:20-21; см. Быт.3:24).

Длина. Каждое покрывало составляло 12.45 м в длину и 1.78 м в ширину. Со внешней стороны в скинии не было ничего особенно привлекательного. Но внутри она была очень красива, с ее золотом, синими, фиолетовыми, алыми «покрывалами» и херувимами, вышитыми на них.

Покрывала из шерсти коз. Арабы все еще используют шерсть коз при плетении своих палаток. Это была шерсть коз, которая придавала святилищу прочность и защищала его во влажную и бурную погоду. Эти «покрывала» были на два локтя длиннее, чем внутренние, льняные занавески, и достигали 13.34 м. Положенные сверху скинии, они достигали вершин серебряных «опор» или оснований с обеих сторон (см. ст.19). Это было вполне достаточное покрытие для задней стенки шатра, и достаточное, чтобы защищать верхнюю часть передней стороны скинии.

Кожи баранов. Это «покрытие» должно было простираться над покрытием из «кож бараньих», чтобы обеспечить дополнительную защиту от непогоды. Их размер не приведен, но это, должно быть, было достаточно для накрытия покрывал из козьей шерсти (ст. 7).

Сделайте брусья. Они были длиной 4.45 м и шириной 0.66 м.; ст. 16). Они располагались вертикально, помещая эти два «шипа» (ст. 17) каждого столба в две серебряные «опоры» или основания. Доски были обложены золотом (ст. 29).

Сорок гнезд. Они весили талант, или 34.2 кг. каждая (Исх.38:27). Каждый составлял бы куб со стороной меньше чем 14.7 см. «Гнезда» были положены рядом на землю, создав непрерывную основу для стен. Еще сорок «гнезд» требовались для северной стены (Исх.26:21), 16 для западной и 4 для столбов между 2 отделениями - 100 «гнезд» всего (Исх.38:27). То, что скиния был отделена от земли этими серебряными основаниями, символизирует, по мнению некоторых комментаторов, что церковь должна быть отделенной от мира, не иметь здесь постоянного места жительства, но ожидать верою «города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр.11:10). Мы «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14).

Шесты - перекладины. Для крепления стен, «пять шестов» должны были быть сделаны для каждой стороны и для западной части, четыре из которых должны были быть продеты через «кольца». Пятый или средний «шест» в каждой стене должен был пройти по средине брусьев (см. ст. 28). Вероятно, четыре видимых шеста на каждой стене были на внешней стороне скинии.

Завеса. Она должна была состоять из такого же материала и качества, как «десять покрывал», которые формировали внутреннее покрытие потолка и стен шатра (ст. 1), и на ней, так же были вышиты фигуры херувимов из серебряных и золотых нитей (ПП 345).

Четыре столба. «Завеса» (ст. 31) должна была висеть «на четырех столбах». «Завеса для входа в скинию» была укреплена на «пяти столбах» (ст.36-37). Внутренняя завеса не достигала потолка, но позволяла славе Бога, появляющейся над Престолом Благодати быть частично видимой из Святого отделения (ПП 353). Эти четыре столба имели золотые «крюки» и опирались «на четыре гнезда [основания] из серебра», так же, как и основания стен (ст.15, 19).

Крючки. «Крючки» были застежками или зажимами, поддерживавшие завесу. Один только первосвященник входил за завесу, которая отделяла Святое отделение от Святого Святых и только раз в год, в Судный день (Лев.16; Евр.9:7). Перед завесой, в Святом отделении, проводились различные виды «ежедневного» служения.

Завеса для входа. Это «завеса» или покрывало, накрывала восточную, переднюю часть скинии. Некоторые исследователи Библии полагают, что было возможно поднять или опустить эту завесу, если было нужно.

Пять столбов. Есть некоторые расхождения во мнениях относительно того, были ли у скинии плоская или двускатная крыша. Многие доказательства приводит к заключению, что она была, вероятно, плоской:

  • Внешние покрывала (ст. 8) были 30 локтей в длину, длиной, достаточной для создания плоской крыши и расширения вниз в любую сторону, как покрытие для позолоченных стен. Двухскатная крыша потребовала бы увеличения длины покрывала и, соответственно, уменьшила бы длину, остающуюся для перекрытия боковых сторон. Большая или меньшая часть низа позолоченных щитов была бы таким образом оставлена открытой. Но золото было предназначено для внутреннего убранства. Тот факт, что внутреннее покрывало было на два локтя короче, чем внешние три, которые покрывали его, подразумевает, что внешние были созданы, чтобы защищать его, и что они, вероятно, достигали почти до земли.
  • Никакая растяжка или распорка не упомянута, и их использование не подразумевается. Кроме того, нет ничего, чтобы указывало, что эти пять «столбов» были разной длины.
  • Нет упоминаний ни о каких средствах для покрытия треугольных фронтонов, и было бы совсем невероятно, чтобы они оставались открытыми. Кстати, занавес, который отделял Святое от Святого Святых, не достигал вершины здания (ПП 353), чтобы свет от Шекины (Shekinah) мог бы быть частично видим над ним из первого отделения святилища.
  • Шатер был временной, переносной конструкцией, разработанной для использования во время странствия в пустыне до момента создания постоянного здания в Земле Обетованной. Незначительное количество осадков в засушливой, пустынной местности не сделало бы плоскую крышу неудобством.

Таким образом, хотя нет никаких положительных доказательств, кажется более вероятным, что крыша была плоской. Рисунки, изображающие двухскатную крышу скинии, основаны на личном мнении художника.

По материалам библейского комментария АСД

После этого начал Моисей сооружать посреди стана скинию, как показал ему Господь на горе. Это было делом всего народа Израильского. «И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для [всех] священных одежд » (Исх. 35.21). Поставили скинию в первый день первого месяца, т. е. ровно через год после выхода из Египта (Исх. 40.2).

Скиния состояла из трех частей: Святая Святых, святилища и двора (см. рис. 1.). Сама скиния, или священный шатер, стояла посреди четырехугольного двора, окруженного бронзовыми колоннами, которые соединялись перекладинами. С поперечных брусьев свисали льняные покрывала, так что площадка со всех сторон была закрыта высокими занавесами. Стены скинии были построены из шестов и брусьев дерева ситтим (акация), а крыша ее была покрыта сначала двумя шерстяными покрывалами с изображением херувимов, а затем двумя покрывалами из бараньих кож.

Рис. 1. Реконструкция общего вида скинии (сверху) и находящихся в ней священных предметов (снизу)

Священные предметы в скинии
Ковчег завета, светильник-семисвечник, жертвенник кадильный, стол для хлебов предложения

Священный храм-шатер делился на две половины: Святая Святых и святилище, отделявшиеся друг от друга расшитой золотом шерстяной завесой. Святая Святых являлась самой главной частью храма. В ней находился Ковчег Завета (см. рис. 1.), который представлял собой ящик из дерева ситтим, обложенный внутри и снаружи коваными золотыми листами. Крышка Ковчега, называвшаяся очистилищем, сделана была из чистого золота. На ее концах были два изображения херувимов. Ковчег считался самой главной святыней храма. Моисей, по повелению Божию, положил в Ковчег скрижали, а перед Ковчегом поставил сосуд с манной.

В святилище находились три священных предмета (см. рис. 1.). В центре святилища, напротив Ковчега, стоял кадильный жертвенник, сделанный из драгоценного дерева и обложенный золотом. На нем священники приносили в жертву ладан или фимиам. Справа от кадильного жертвенника стоял деревянный, обложенный золотом стол с двенадцатью хлебами предложения, которые менялись каждую субботу. Налево стоял золотой светильник, наподобие дерева, с семью лампадами, в которых горел елей.

На дворе, перед входом в скинию, стоял жертвенник всесожжения, окованный медью, и большая медная умывальница для омовения рук и ног священников перед богослужением. Вход в скинию был с восточной стороны, так что Святая Святых в противовес языческим алтарям обращена была к западу.

Скиния без двора была небольших размеров. В длину она составляла 30 локтей (т. е. 15,6 м; священный локоть равнялся 52 см), в ширину и высоту – 10 локтей (5,2 м). Когда скиния была закончена, Моисей ее освятил, помазав все ее священные предметы елеем.

Тогда же для совершения богослужений при скинии были избраны Аарон и его сыновья из колена Левия. «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых » (Исх. 28.1). Если до дарования закона у евреев любой глава семьи мог выполнять священнические обязанности, т. е. приносить жертвы Богу, то теперь священниками могли быть только потомки Аарона. Во главе священников стоял первосвященник (сначала он назывался также просто священником, Исх. 28.1, или «священником помазанным», Лев. 4.3, или «великим священником», Лев. 21.10). Первым первосвященником был Аарон, которого помазал Моисей (Исх. 40.12–15), потом первосвященником, после смерти Аарона, стал его сын Елеазар (Числ. 20.26), затем внук Аарона и сын Елеазара – Финеес (Втор. 10.6) и т. д. Для помощи в службе священникам при скинии были поставлены остальные представители колена Левия (не потомки Аарона) – левиты (Числ. 3.6–8).

Когда скиния была сооружена, тогда покрыло ее облако, «и слава Господня наполнила скинию » (Исх. 40.34). Облако над скинией было символом присутствия Господа среди Израиля.

). Скиния была местом поклонения и встречи человека с Богом.

В узком смысле скинией является то покрывало из десяти отдельных полотен крученого виссона, голубой, пурпуровой и червленой шерсти с искусно вышитыми на них херувимами, которое первым натягивалось на остов из брусьев (Исх.26:1 -6, срн. ст. 7 и Чис.4:25). Это первое покрывало (собственно скиния), покрывалось вторым - из козьей шерсти (Исх.26:7 -13; Исх.36:14 -18), затем еще двумя покрывалами из кож бараньих красных и из кож синих (козлиных или еще каких-то, в оригинале не ясно) (Исх.26:24 ; Исх.36:19). Опорой для них служили брусья, образующие стены скинии (Исх.26:15 -25; Исх.36:20 -30). Каждый из этих брусьев был шириной 0,75 м и высотой 5 м и если они устанавливались вплотную один к другому то скиния в плане имела размеры 15 x 6 м . Можно предположить и другое. Если первое покрывало, которое было общим размером 20 x 14 м натягивалось своим периметром на вертикально стоящие брусья, тогда скиния должна была быть в плане размером также 20 x 14 м и это соответствовало бы Исх.26:12 -13, ибо второе покрывало из козьей шерсти было общим размером 22 x 15 м (то есть на метр шире и на два метра длиннее первого). Но это маловероятно, ибо все четыре покрова скинии при таких размерах имели бы большое провисание, а кроме того, между брусьями стен были бы просветы. Таким образом, следует предположить первое, а Исх.26:12 -13 следует понимать как указание о разнице в размерах двух первых покрывал.

Все брусья были покрыты золотом (Исх. 26). Каждый брус (весом около 360 кг ) устанавливался на двух массивных подножиях из серебра весом по 36 кг каждое и между собой брусья соединялись шестами, вкладываемыми в специальные кольца (Исх.26:26 -29; Исх.36:31 -34). Они же, по-видимому, поддерживали и покровы. Спереди, кроме свешивающихся покрывал, скиния имела еще завесу, укрепленную на пяти столбах (Исх.26:36 -37; Исх.36:37 -38). Внутри скинии, как впоследствии и в храме, на расстоянии 2/3 общей глубины помещения от входа была вторая завеса, повешенная на четырех столбах (Исх.26:31 -32; Исх.36:35 -36). Первое помещение называлось святое и в нем устанавливались: справа от входа стол для хлебов предложения, слева - светильник, прямо перед завесой - жертвенник для курений (Исх.26:35). Помещение за завесой называлось Святое-святых и там помещался только один ковчег (Исх.26:33 -34). Скиния устанавливалась прямо на землю, но сама она была внутри чрезвычайно богато украшена: все брусья, скрепляющие их шесты и столбы завес были обложены золотом; жертвенник курений и стол для хлебов предложения были красиво украшены золотом, а светильник чеканной работы был целиком сделан из золота; завесы и внутреннее покрывало (собственно скиния) были сотканы искусной работой и на них были вышиты изображения херувимов.

Во святое могли входить только священники, во Святое-святых - только первосвященник один раз в год. Там, над херувимами очистилища Господь являлся Моисею и говорил с ним (Исх.25:22).

Все, связанное со скинией, имело великое значение. Она была не просто местом для богослужения еврейского народа, она являлась таинственным прообразом грядущего в мир Мессии - Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа и не только в своих главных чертах, но во всех мельчайших деталях.

Скинию окружал двор, который образовывали завесы из белой ткани, повешенные на столбах высотой 2,5 м . Размер двора был 50 м в длину и 25 м в ширину (Исх.27:9 -19; Исх.38:9 -17). Скиния размещалась в глубине двора. Перед ней устанавливалась умывальная чаша (Исх.30:18 -21; Исх.38:8), а между ней и воротами двора - жертвенник всесожжений (Исх.27:1 -8; Исх.38:1 -7). Скиния и двор ориентировались своими открывающимися завесами в сторону востока.

Вся работа по устройству скинии была совершена в течение 10 месяцев и скиния впервые была установлена у горы Синай ровно через год после выхода евреев из Египта (Исх.19:1 ; Исх.40:17).

От горы Синай скиния проделала путь через все пустыни вместе с израильским народом и была перенесена через Иордан у Иерихона и установлена впервые на Ханаанской земле в Галгале (Нав.4:19), затем она была перенесена в Силом, где оставалась около 400 лет (Нав.18:1 ; Нав.19:51 ; Суд.18:31 ; 1Цар.1:3), затем оказалась в Номве (во времена Саула) (1Цар.21:1 -6) и в Гаваоне (1Пар.21:29 ; 2Пар.1:3 -5). После разрушения храма Навуходоносором она, по-видимому, была возобновлена в Массифе (см. Массифа ,в).

Царь Давид, перенеся ковчег из Кириафиарима в Иерусалим, устроил там для него новую скинию (оставив старую на месте) (2Цар.6:17 ; 2Цар.7:2 ; 2Цар.12:20 ; 3Цар.1:39 ; 3Цар.2:28 ; 1Пар.15:1 ; 1Пар.16:1 ; 2Пар.1:4). Как видно из 1Пар.16:1 ,4,39-40 богослужения при Давиде происходили одновременно в двух скиниях. Позже Соломон при перенесении ковчега в храм также перенес в храм и новую скинию (3Цар.8:1 -4,6; 2Пар.5:1 -5,7), но дальнейшая судьба этой скинии и той, которая осталась в Гаваоне, не известна. (см. Гаваон , жертвенник , жертвенник для курений , завеса , ковчег , Массифа ,в, светильник , святилище , святое , Святое-святых , Силом , стан , умывальник , хлебы предложения , храм)


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Синонимы :

Смотреть что такое "скиния" в других словарях:

    Собрания. Скиния (др. греч. σκηνή, скини, «шатёр, палатка»; ивр. מִשְׁכָּן‎, мишкан, «обиталище, мес … Википедия

    - (евр. мишкан, откуда греч. скенэ обитель). I. ОБЪЕКТ И НАЗВАНИЕ 1) С. это переносное святилище, в к ром со времени дарования израильтянам Закона при горе Синай обитал Господь (Исх 25:8). Ее другие названия: жилище (Исх 26:1, в Синод. пер. скиния … Библейская энциклопедия Брокгауза

    - (от греч. skene палатка). Походная церковь евреев, устроенная по указанному Моисеем образцу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СКИНИЯ греч. skene, палатка, от skia, тень. Подвижная церковь прежних… … Словарь иностранных слов русского языка

    Жен., греч. куща, сень, шатер; | походная церковь израильтян, до иерусалимского храма. Скиния глаголемая святая святых, Евр. Сканопигия, праздник иудеев, в память странствия их в пустыне, праздник кущ, или кущи, искаж. кучки. Толковый словарь… … Толковый словарь Даля