Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков - в словах, предложениях и связной речи". Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация звуков т – д. учебно-методический материал на тему Схемы слого-ритмической структу


2. Повтори слова.

Дети, дата, туда, дятел, дятлы, делать, деловитый, делить, делитель, водитель, делегатка, деликатес, диспут, датский, датчик, датчанин, радист, родители, кондитер, доктор, трудно, тетради, продукты.

3. Повтори предложения.

Том сидит дома. Дочка поставила точку. Возле воды темнота. По пруду плывет плот. Дятел стучит по дереву. Дети ведут тихий диалог. Даня везет тачку к дачке. Налетел ледяной ветер. Тетя Надя и дядя Даня сидели на даче. Дети сразу забрались под одеяло. Том стал делать плот возле дома. Это нужно делать на пруду. Даша уронила катушку. Возле дачки стоит тачка. Даня купил продукты. Дина и Тина - подруги. Доктор лечит детей.

4. Повтори чистоговорки.

Ти - ди - ти - на луну лети. Ти - ти - ди - ты домой иди. Ды - ты - ты - бегут коты. Ту - ту - ду - я иду. Та - да - да - вот вода. Де - де - те - страшно в темноте.

5. Повтори пословицы и поговорки.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Кто гостей не любит звать, тому радости не знать.

Лентяй и сидеть устает.

Есть дети - будут радости.

Языком торопись, а делом не ленись.

Утро вечера мудренее.

В лесу тень весь день.

Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат,

6. Повтори скороговорки.

На дворе трава, на траве дрова.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

7. Отгадай, повтори загадки:

Весной одевается, осенью раздевается.

(Лес)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.



(Замок)

Брат с братом через дорожку живут, один другого не видят.

(Глаза)

8. Выучи стихотворения.

Мы с Володею друзья: куда он - туда и я.

И еще у нас закон: куда я - туда и он.

Пожар

Мать на рынок уходила

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь,

Жжётся, Леночка, огонь!»

(С. Маршак).

9. Игра «Составь предложение».

Взрослый предлагает ребенку составить предложения по следующим опорным словам:

10. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем его пересказать.

Дедушка и Тема пошли на рыбалку. Дедушка нёс длинные удочки. Тема шагал сзади, в руках у него было маленькое ведёрко. На берегу реки рыбаки уселись, закинули удочки и стали ждать. Через час ведёрко было заполнено рыбой. Тема был очень рад, ведь он поймал три больших рыбы. Дедушка Тему похвалил.

Дифференциация звуков К-Т-Г-Д

учитель-логопед МДОУ

«Кизильский детский сад №3»

При нормальном развитии речи звуки «раннего онтогенеза» К, Г, Т, Д усваиваются дошкольниками к 2-3 годам.

Одним из распространенных дефектов в произношении является замена звуков К, Г на звуки Т, Д.

В литературе достаточно внимания уделено постановке и автоматизации заднеязычных звуков К, Г (,),

Однако в практике работы за последние годы все чаще приходится встречаться со случаями замены звуков Т, Д на звуки К, Г детьми дошкольного возраста.

При работе с такими детьми возникли трудности в поиске лексического материала на автоматизацию звуков Т, Д и их дифференциацию со звуками К, Г.

Для решения этой проблемы нами был подобран лексический материал по коррекции звуков Т, Д

1.Формирование восприятия звуков Т, Д.

-"Хлопни (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь звук Т, Д)".

Звуки называются вперемежку с любыми звуками, кроме Г, К.

- "Хлопни, (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слог (та, ту, от, ды, до)".

Один из данных слогов называется вперемежку с любыми другими слогами, не содержащими звуков Г, Д.

- "Хлопни в ладоши (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слово со звуком Т: (работа, лото, туча, туман, рот, стол)»

- "Хлопни в ладоши (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слово со звуком Д»

(сады, дыня, дым, дочь, наряды)

Одно из данных слов называется вперемежку с любыми другими словами.


2. Изолированное произношение звука Т, Д).

Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы или картинки (дятел и колеса)

"Как стучат колеса поезда? - т-т-т,

Как стучит по дереву дятел? - д-д-д.

Педагог поочередно показывает картинки - ребенок произносит звуки Т или Д

3.Автоматизация звука Т в сло гах

та-та-та, то-то-то, ту-ту-ту, ты-ты-ты, та-ту-то, ту-та-ты, то-ты-ту,

ат-ят-ут, ют-ет-ит, ат-ат-ат, ут-ут-ут, ит-ит-ит, ят-ят-ят, ют-ют-ют, ет-ет-ет и т. д.

4. Автоматизация звука Д в слогах

да-да-да, ды-ды-ды, до-до-до, ду-ду-ду, дэ-дэ-дэ

да-ды-до, дэ-до-ду, ада-ода-уду, уда-ода-ида и т. д.

5. Автоматизация звука Т в словах.

там, том, Таня. Толя, Тоня, Тома, Тамара, туфли, тумба, топор, труба, тут, туча;

салат, халат, салют, свет, привет, рот, крот, билет, брат, лист, пишет, пищит, летит,

полет, пилот, самолет, воет, поет, рисует, лепит, бьет, спит, шьет, несет, везет, сидит, делает, лежит, стирает, читает, лижет, обижает;

старый, штора, трудно, ноты, стол, стул, автобус, волчата, ребята, девчата, телята, ягнята, цыплята, утята, поросята, лисята, гусята, щенята

6. Автоматизация звука Д в словах.

дом, дым, дам, Данил, дуют, дают, дыня, дыра, думают, дрова, дубы, двор, дочь, дача, даль, дарит, дверь, двор, Даша, дарю,

сады, кидает, наряды, дыня, борода, холодно, выдать, посуда, вода, сюда, беда, медаль, педаль, льды, надо, ряды, рядом, ладони, обеды, победа, команда, пирамида, душ, дупло, духи,

7.Автоматизация звуков Т, Д в словосочетаниях и предложениях

(допускается одновременное произношение звуков Т и Д)

Таня делает салат. У Тамары новые туфли. Тоня и Толя рисуют. Там летают самолеты. Тоня шьет халат и шторы. Топор и труба лежат около тумбы. Ребята и девчата сидят в автобусе. Самолет летит за тучей. Брат сидит на стуле у стола. Даша подарила Данилу новые карандаши. Из трубы идет дым. Там фонтан.

В лесу спрятались волчата и лисята. Дым идет из трубы. Дом у Данилы стоит далеко от садов. Толя и Даша идут обедать. Открыли дверь, стало холодно. Данил и Толя моют ладони, они будут обедать. В ведре налита холодная вода. У Тамары самолет, улетает он в полет. Тут сады, а там дома.

Там Таня. Тут Тома. Вот твои туфли. Я думаю, Даня спит. Зайчата оставили следы. Тома берет помаду. В саду спят поросята. Папа завинчивает винт. Ребята играют в лото. Таня достает домино. Жеребята стоят у дома. Дед рубит дрова. У деда борода. Бельчата сидят в дупле. В душе идет вода. Друзья едят дыню. Толя идет по мосту.

8.Дифференциация звуков К-Т,

Дифференциация звуков К-Т на слух.

1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра "Дождик - поезд". Инструкция: "Когда я говорю «дождик», ты произносишь звук К, когда я говорю «поезд», ты произносишь звук Т".

2.Игра "Ладонь-кулак".

Ребенок показывает ладонь, если услышит слог со звуком Т, сжимает ладонь в кулак, если слышит слог со звуком К.

Дифференциация звуков К-Т в слогах

Повторение по одному, по два и по три слога со звуками К-Т.

ка - та - ка, та-та - ка, та-ка, ка-та, ко-то, то-ко, ту-ку, ку-ту, ат-ак, ат-ак, ут-ук, ук - ут


то-то-ко, ту-ту-ку, ко-то-ко, то-то-ко, ак-ат-ак, ят-як-ят, от-ок-ок,

ты-кы-кы, ит-ик-ик, ик-ит-ик, ка-та-ка, ку-ку-ту, ака-ата, ото-око,

ита-ика, тла-кла, анк-ант, инк-инт, фта-фка и тд.

. Дифференциация звуков К-Т в словах

танк, кот, травка, кроватка, калитка, куст, капитан, ток, канат, кисточка, ласточка, платок, петрушка, ватрушка, шутка, кушетка, молоток, косточка, тарелка, ток, скачет, скулит, тыква, кабинет

красит, капот, катает, копает, таскает, ветка, утка, комната, копыта, каток, моток, так, клетка, картошка, конфеты, кофта, стук, молоток, лодка.

9.Дифференциация звуков Г-Д

Дифференциация звуков Г-Д на слух.

1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра "Гуси-дятел". Инструкция: "Когда я говорю «Гуси», ты произносишь звук Г, когда я говорю «Дятел», ты произносишь звук «Д".

2.Игра "Ладонь-кулак".

Ребенок показывает ладонь, если услышит слог со звуком Г, сжимает ладонь в кулак, если слышит слог со звуком Д.

Дифференциация звуков Г-Д в слогах

Повторение по одному, по два и по три слога со звуками Г-Д.

Га-да, ды-гы, го-до, до-го-до, ду-ду-гу, гы-ды-гы, ога-ода, ода-ога-ога, гна-дна, гра-дра-дра, длы-глы-глы и т. д.

Дифференциация звуков Г-Д в словах

догоняет, города, ягода, подруга, радуга, огороды, дорога, гадает, погода, угадает

10.Дифференциация звуков К-Т, Г-Д в предложениях

У Кати красная кофта. Зайка ест морковку. Данил играет танком. Это подарок его друга Сергея. На тарелках лежат косточки. Щенок скулит около огорода. Корова ест травку. Даша гуляет с Таней. Толя читает газету и книгу. На тарелках лежит петрушка. Галя с подругой работает в огороде. Молоток лежит на столе. Под кустом прыгает зайчик. Дорога идет вдоль огорода. Галя красит домик. После дождя видна радуга. Гром гремит над домом. В сказке говорится о добром гноме. Ребята идут на каток. Толя и Галя катаются на коньках на катке. Катя читает сказку «Кот в сапогах». Наташу укусил комарик. Кот Васька любит молоко и сметану. Коля тащит удочкой огромную щуку из реки. Радуга видна над городом. Попугай сидит в клетке. На карточке нарисованы кот и кит. В огороде растет картошка. Далеко пасутся гуси.

Катя собирает букет. В комнате летает муха. В доме два этажа. Коля ест торт. На столе стоит кактус. Моряк смотрит в бинокль. Я иду в аптеку за ватой. Таня надевает кофту. В комнате стоит комод. Мама надевает платок. На тарелке лежат конфеты. Дед тянет репку. Высоко гнездо аиста. На остановке стоит автобус. На окне сидит кот. Паук плетет паутину. У Кати красивый бант. Дедушка видит бегемота.

11.Дифференциация звуков К-Т, Г-Д чистоговорках

Та-ка, та-ка - мы увидели жука

Ик-ит, ик-ит - самолет летит

То-ко, то-ко - улетит он далеко

Ка-та, ка-та - мы впустили к нам кота

Ут-ук, ут-ук - садим в огороде лук

Ак-ат, ак-ат - Катя рвет салат

Кы-ты, кы-ты - на реке стоят мосты

Ат-ак, ат-ак - в огороде стоит бак

Ага-ада, ага-ада, - стоит высокая ограда

Дон-гон, дон-гон - стоит пустой вагон

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками от­личаются эти пары слогов.

да - та та - да дя- тя тя - дя дя- тя до-то то-до дё - те тё-дё те-де ду - ту ту - ду дю-тю тю-дю дё-те ды - ты ты - ды ди - ти ти - ди тю - дю.

Задание 2. Прослушайте слоги, запишите первую букву каждого слога.

Та, дя, по, до, то, ты, ды, до, тя, те, де, дё, то, ту, тю, дю;

тла, для, тло, дло, тля, дли, тлы, дра, тра, тру, вру.

Задание 3. Прослушайте звукосочетания, запишите только соглас­ный:

Ада, ата, ода, ота, уту, уду, иди, ити, удю, уди, ути.

Задание 4. Прослушайте, Запомните ряды слогов, повторитеих в той же последовательности :

та - да -та ту - ду - ту та - да - та - да да - та - да ду - ту - ду да - та - да -та

ту - ду- ду- ту

ду - ту - ту - ду.

Задание 5. Прочитайте и повторите слоговые ряды:

то-до- то то - до - до- то то -до - то - до ди - ти - ди ти - ди - ди - ти ди - ти - ди - ти тя - дя- тя ду- ту - ду - ту ты - ды - ты - ды де- те - де бе - те - те - де дё - те - дё - те.

Задание 6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой д, во вторую - с буквой т:

а) Да, та, ту, де, те, ту, тю, дю, ды, ты, то, до, ди, ти;

б) ада, ата, ату, аду, оду, оту, уда, ута уте, уде, уди, ути.

Задание 7. Запишите слоги и звуковые сочетания под диктовку :

Да, то, до, ты, ты, ды, ти, де, те, дю, тю; аду, ату, оте, оде, иди, ити, юта, еде, эти.

Дифференциация д - т в словах

Задание 1. Прослушайте слова, назовите, какой звук - д или т - а) стоит в начале слова, б) стоит в середине слова.

Образец ответ а: а) в слове дом - звук д;

б) в слове петух - звук т.

а) Дом, дым, там. Тома, темный, доля, толь, думай, тихо, туфли, друг, тля, для, дружба, трудный, труд;

б) петух, ветка, ведра, ветер, погода, победа, посуда.

Задание 2. Прослушайте слова, выпишите слоги с буквами д илит, запишите эти слоги.

Дыни, тело, дело, дыши, тише, диван, духи, тебе, туман, сады, соты, коты, иду, иди, следы, радуга, победа, затихло, труба, трава, дракон, стена, метла, другой, трудно.

Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звука­ми отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом.


Дом - том;

дачка - тачка;

Дима - Тима;


дочка - точка;

душ - тушь;

дело - тело;


удочка - уточка;

плоды - плоты;

день - тень.


Задание 4. Рассмотрите картинки. Определите наличие и места зву­ков д, т в названиях этих картинок.









Задание 7. Выпишите слова в три столбика: в первый - с буквой д, во второй - с буквой то, в третий - с буквами д и т. Трех- и более сложные слова разделите ва слоги.

Туда, трудно, тетрадь, дата, дотронулся, дотянулся, ветер, туча, подул, стук, нарядный, отодвинулся, страны, ударил, туман, дотащил, задремал, двери, свисток, труба, подруга, тра­ва.

Задание 8. Закончите слова, добавив слоги да или та.

Задание 9. Закончите слова, добавив слоги ду или ту.

Май за...мал забу... ...май за...шил зае...

Га прос...да при... ...гой по...шил по...шка

Задание 10. Закончите слова, добавив слог ди. или ти.

де... ...хо лю... бан...ки

во... ...кий тетра... вой...те

уй... ...хий лю...ки во...те.

Задание 11. Измените слова, добавив слог те. Запишите получившие­ся слова по слогам.

Об р а з е ц: войди -вой-ди-те.

Иди - ..., уйди - ..., приди - ..., отойди - ..., найди - ..., зайди - ..., отодвинь- ..., надень - ..., думай - ..., стирай -

Задание 12. Измените слова, добавив приставку до. Запишите полу­чившиеся слова.

Образец: тащить - дотащить.

Топить - .... таять - .... тянуть - ..., держать -..., нести - ...,пить-..., бежать-...,есть-..., тронуться - ...,стучаться -...,терпеть - ...,толочь - ....

Задание 13. Измените слова, добавив приставку от. Запишите полу­чившееся слово по слогам.



Образец: таял - от-та-ял.

Дал - ...» тащил- ..., делил -..., давил - ..., точил - ..., тянул - ..., таял - ..., толкнул - .... давал - ....

Задание 14. Вставьте в слова пропущенную букву д или т.

Трак...ор, боро...а, с...реоа, воро...а, гра...усник, заво...ной, ве...ка, ве...ро, пого...а, желу...и, м6ло...ок, о...еяло, ве...ер, капус...а, пар...а, у...очка, ...е...ра...ь, ...ож...ик, с...а...о, ...ру...но.

Задание 15. Спишите слова, вставляя пропущенную букву д или т. Объясните, почему вы ставили именно эту букву:

а) Утка - у...очка, ягода - яго...ка, погода - пого..;ка, се­ледочка - селе...ка, лодочка - ло...ка, шуточка - шу...ка,

тетрадочка - тетра...ка, веточка -ве,..ка, деточка - де...ка, подкладочка-подкла.-.ка; .

б) сладок - ела...кий, меток - ме...кий, гладок - гла...-кий, редок -- ре...кий, краток д - краткий;

в) гряда - гря...ка, платок - пла.-.ки, заплата - запла...ка, пряди-пря...ка.

Задание 16. К данным словам подберите проверочные слова так, что­бы после согласныхд, т появился гласный. Запишите эти слова.

О б р а з е ц: куст - кусты, тетрадь -тетради.

холод-... лед-... билет-... халат- ... завод - ...

рекорд - ... город-... гвоздь-... медведь-... пруд-…

обед- ... ледоход-... мост-... привет-... прут-...

след - ... парад - ... груздь - ... крот-... год-...

брат-... енот-... самолет-... град-...

Задание 17. Вставьте в слова пропущенную букву д или т. В скобках запишите проверочное слово.

Образ е ц: город (города).

еле..., голо..., кну..., пру..., гра..., салю..., заво..., пило..., огоро..., са..., виногра..., ала..., плака..., комо..., еле..., еле..., шокола..., мармела..., дроз..., клее... .

Задание 18. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите слова-отве­ты. Подчеркните в них буквы д, т. "

Вопросы.

Какая погода бывает зимой?

Какая погода бывает летом?

Какие дни бывают летом?

Какие дни бывают зимой?

Как называется инструмент, с помощью которого делают отверстия в стене?

С л о в а д л я справок: теплая, холодная, короткие, длинные, дрель.

Задание 19.. Назовите и запишите одним словом следующие поня­тия:

Последний месяц года, первый месяц весны; последний ме­сяц лета, первый день недели; третий день недели; пятый день недели.

Задание 20. Отгадайте загадки. Запюпите отгадки. Подчеркните букву д или т.


Круглая, а не месяц. Желта, а не масло. Сладка, а не сахар.

С хвостом, а не мышь.


Я шарик пушистый

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелек.


Она идет между сел и полей, Я в любое время года А люди все идут по ней. И в любую непогоду


Цветное коромысло,

На небе повисло.


Очень быстро в час любой Провезу вас под землей.


Отгадки: дыня, одуванчик, дорога, радуга, метро

Задание 21. Разгадайте кроссворд.

Методические указания. Учащимся раздают карточки с кроссвор­дом. На доске помещено описание предметов, которые входят в кроссворд. Обязательное условие: подбирать для кроссворда только те слова, в назва­ниях которых есть звук д или т.

По вертикали: 1. Учебная принадлежность для классных и домашних работ.

4 6 8

По горизонтали: 2. Знак препинания, который ставится в кон­це предложения.

3. Инструмент, которым работает кузнец.

4. Вещество, находящееся в градуснике. .

5. Предмет классного оборудования, на котором пишут уча­щиеся.

6. Лесная птица. .

7. Месато, где дети развлекаются зимой.

8. Внезапное наступление войск. ---- Слова для справок: по вертикали: 1. Тетрадка.

По горизонтали; 2. Точка. 3. Молот. 4. Ртуть, 6. Доска. 6.

Дятел. 7. Каток. 8.Атака.

Дифференциация д - т в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово .

дачка -тачка Летом мы жили на маленькой....

Толя возил кирпичи на....

дочка - точка В конце предложения надо поставить....

Мама вела за руку маленькую....

душ - тушь Для чертежей нужна....

Холодный... полезен всем.

удочка - уточка На озере плавала серенькая....

Рыболову нужна хорошая....

плоды - плоты В саду созрели вкусные....

По реке плыли....

день - тень Под деревом-...

Сегодня хороший....

доска - тоска У сестрицы Аленушки на сердце....

В заборе сгнила....

стул - сдул Ветер... последние листья.

Придвинь гостю.... Подвинь... ближе.

сдал-стал Коля... инженером.

Брат... последний экзамен.

Задание 2. К словам из пункта а подберите подходящие по смыслу слова из пункта б:

а) Холодный, густая, тяжелое, медная, младшая, старинная;

б) Мелодия, ведро,.трава, сестра, труба, ветер;

а) Товарные, летний, медная, лебединая, студеная, ягодные;

б) Дождик, поезда, места, труба, стая, вода.

Задание 3. Выпишите из предложения словосочетания с буквамид, т. Подчеркните буквыд, т разными карандашами.

Образец: Весь день дует холодный ветер. Холодный ве­тер.

Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут хо­лодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в теплые страны. Дни стали короткие. У Димы всегда чистые тетради. Ученики писали трудный диктант. Алеша за­болел, ему поставили градусник. Холодный душ полезен. У пруда стояла старенькая дачка. Набрала девица студеной води­цы из деревянного колодца.

Задание 4. Придумайте и запишите предложения с каждым словосочетанием. Подчеркните буквыд, т.

Трудное дело. Тенистый садик. Трудная задача,

Чистая тетрадь. Дубовые столбы. Тяжелое ведро.

Сладкий торт. Гладкий лед. Последние листья

  1. Развитие и закрепление моторики артикуляционного уклада.
  2. Сравнение и выделение отличительных и общих моментов в артикуляционном укладе данных звуков.
  3. Различие звуков в слогах, словах, предложениях.
  4. Развитие звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия данных звуков: нахождение места звука в словах.
  5. Обогащение словарного запаса словами на тему «Профессии».
  6. Воспитывать усидчивость, трудолюбие.

Оборудование: картинка мальчика, изографы, карточки для сравнения артикуляции, картинки со схемами, мяч, картинки с профессиями, слова пословицы, индивидуальные карточки для детей, карточки с буквами Д и Т, цветные карандаши, тетради.

Ход урока

1. Посмотрите, кто к нам сегодня снова пришел на занятие?

Дима Лентяйкин

Почему его так зовут, помните? Он снова пришел посмотреть, как вы трудитесь. Посмотрите, он пришел с каким-то письмом. Но мы его прочтем позже. А сейчас начнем работать.

2. Посмотрите на изографы. Разгадайте их (дом, трактор).

Назовите первые звуки в этих словах. (Д-Т)

3. Какой буквой обозначается звук Д? Т?

4. Сравнение по артикуляции.

Чем же эти 2 звука отличаются?

Сегодня мы будем учиться различать звуки Д и Т.

5. Я вам буду произносить слова, а вы, если услышите звуки Д или Т, поднимите соответствующую букву: Удочка, уточка, катушка, кадушка, душ, тушь, подул, стук, подруга, нарядный, страна, дело, тело.

6. Следующее задание такое: запишите первую букву каждого слога.

Да, ды, ту, дро, тла, две, тми, тру, для.

Проверим, какие вы записали буквы. (д, д, т, д, т, д, т, т, д)

7. На доске развешаны картинки. Вам нужно закрасить квадратик, соответствующий месту звука Д или Т в слове-названии картинок. Карандаш какого цвета нам понадобится? (синего)

Названия картинок: бант, топор, торт, утка, дыня, кеды.

Проверим задание.

8. Сейчас будьте внимательны. Закончите слова, добавив слог да или та (устно):

9. Работа по карточкам. Возьмите карточку зеленого цвета. Вставьте пропущенные буквы Д или Т в слова: боро_а, _у_очка, с_рела, свис_ок, по_руга, по_боро_ок, запла_ка.

Проверка: борода, дудочка, стрела, свисток, подруга, подбородок, заплатка.

10. Физминутка с мячом. Игра «Кот Всё-Наоборот». Если ему скажешь: «Большой дом», он говорит: «Маленький дом». Что ответит Кот, если ему сказать:

Богатый человек –
Толстое дерево –
Жидкий суп –
Короткая лента –
Грязная посуда –
Острый нож –
Быстрый шаг –
Молодое дерево –
Темная комната –
Теплый ветер –

11. Запишите слова в 2 столбика по наличию Д или Т:

Ветка, ведро, посуда, труба, радуга, стук, трава, двери.

Проверка:

12. Работа по карточкам.

А сейчас посмотрите карточку белого цвета. Вам нужно отгадать, какое слово «сломалось». Допишите эти слова.

Проверка: градусник, таблетки, ткань, нитки, молоток, долото.

Посмотрите на доску. Работники каких профессий здесь изображены? (доктор, портной, строитель). У кого есть карточка с названием предмета, который подходит для доктора, портного, строителя?

Проверка: доктору – градусник, таблетки; портному – ткань, нитки; строителю – молоток, долото.

13. Работа по карточкам.

На синей карточке – игра «Четвертый лишний». Нужно вставить пропущенные буквы Д или Т и в каждой строчке найти и подчеркнуть «лишнее» слово:

Воро_а, ве_ка, о_уванчик, пар_а.

Пого_а, моло_ок, ве_ро, о_еяло.

Ру_но, _ож_ался, _абуре_, _рак_ор.

Проверка:

Ворота, ветка, одуванчик , парта.

Погода, молоток , ведро, одеяло.

Трудно, дождался, табурет, трактор.

14. А сейчас прочитаем письмо Димы Лентяйкина. У него в конверте какие-то слова.

Кто догадался, что получится из этих слов? (пословица). Как вы понимаете смысл этой пословицы? Запишите ее в тетрадь по памяти.

Проверка:

15. Итог. Что нового узнал сегодня Дима Лентяйкин и вы? Какие звуки учились различать? Что мы о них можем сказать?

Ирина Вилкина
Конспект занятия «Дифференциация звуков [д], [т]»

Тема : Звуки [д] , [т]

Цель : Формирование умения дифференцировать звуки [д] , [т];

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Уточнить знания обучающихся о согласных звуках Т и Д

Учить различать звуки Т и Д с опорой на разные анализаторы

Совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза

Коррекционно- развивающие :

Совершенствовать фонематический слух, восприятие и представления.

Развивать объём и концентрацию внимания

Совершенствовать мыслительные процессы (анализ синтез, обобщение. умозаключение и пр) .

Учить запоминать информацию и правильно её воспроизводить.

Научить образованию сравнительной степени прилагательных;

Развивать сенсомоторные навыки

Воспитательные :

Воспитывать самоконтроль и мотивацию к занятиям .

Учить детей взаимовыручке и взаимоподдержке.

Этапы занятия

1. Организационный этап

Дидактическая задача : обеспечение рабочей обстановки и психологической подготовки учащихся к занятию .

Приветствие.

Организация внимания.

2. Актуализация знаний, умении, навыков

Дидактическая задача : активизация познавательной деятельности учащихся. выработка полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков Т и Д .

Игра с мячом «Назови последний звук »

(телефо-н, са-моле-т, лимо-н,.) .

Артикуляционная гимнастика

1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Трубочка.

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Улыбка - Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

5. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

6. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

7. Лошадка.

8. Непослушный язычок.

Дыхательные упражнения.

Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. «Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки)

А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок).

3. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению.

Введение в тему.

Дидактическая задача : организация сознательной деятельности учащихся и подготовка их к сознательному усвоению нового материала.

Дифференциация звуков

Логопед дает сравнительную характеристику : звук [д] (так стучит дятел) -

согласный, звонкий; звук [т] (так стучит молоток) - согласный, глухой.

«Колокольчик- барабан» .

Дети показывают колокольчик, если услышат звук [д] и барабан , если

услышат [т]: д-т-т-д-т. ; да-ту-итдо-ты-та. Дети повторяют слогоряд : ти-та-ду; ди-да-то; ту-ту-да.

«Звук убежал » .

Дети должны добавить к слову звук [т] или звук [д] и назвать , что

получилось :. уча,. ача,. ыква,. опор,. ым.

4. Этап усвоения нового материала и новых способов действий

Дидактическая задача : обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

Акустико-артикуляционные характеристика звуков Т и Д

Посмотрите в зеркала, произнесите звук Т . а потом Д. Обратить внимание на положение губ, языка и на голосовые связки. Положение одинаковое или разное? Участвует ли голос при произнесении этих звуков ?

«Разложи картинки» .

На доске картинки с изображением звуков Т и Д . Дети раскладывают

картинки со звуками [д] , [т]:

помидор, ведро, одуванчик, дуб, домик («дятел» )

тыква, тарелка, астра, тополь, матрешка («молоток» )

Дидактическая игра «Составь предложение» .

Логопед предлагает детям составить

предложение по картинкам :

На огороде растут помидоры и тыква.

Физкультминутка

«Дружба» (пальчиковая гимнастика)

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять-

Раз, два, три, четыре, пять-

5. Закрепление в памяти учащихся знаний, умений, необходимых для самостоятельной работы

Дидактическая задача : Обеспечение усвоения знаний и способов действий.

«Мебель»

Дети рассматривают иллюстрации с изображением мебели, называют

предметы, говорят об их назначении (стол- за ним едят, стул- на нем сидят, кровать- на ней спят и т. д.) .

Логопед объясняет, как образуется сравнительная степень

прилагательных.

Дети должны изменить слова по образцу (стул мягкий, а кресло еще. мягче.

Диван широкий, а кровать еще. шире. Тумбочка высокая, а шкаф еще. выше).

6. Обобщение полученных знаний. Рефлексия.

Дидактическая задача : выявить уровень усвоения учебного материала.

Какие звуки были главными на занятии ? Это гласные или согласные звуки ? В чём их сходство? В чём различие?

Назовите слово со звуком Т . Назовите слово со звуком Д .

Дидактическая задача : дать анализ и оценку успешности обучения и достижений учащихся и наметить перспективу последующей работы.

Вы сегодня работали хорошо с заданием справились.

На следующем уроке мы будем изучать другие звуки , и наши знания нам помогут двигаться дальше.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [К] - [Х]» (подготовительная группа). Цель: занятия: дифференциация согласных звуков К - Г. Задачи. Коррекционно-образовательные: - учить дифференцировать звуки.

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению «Дифференциация звуков [Л] и [Л’]» КОНСПЕКТ подгруппового занятия по звукопроизношению Дифференциация звуков Л, ЛЬ Составила и провела Учитель – логопед ГБОУ.