Гербы древних русских городов - золотое кольцо. Гербы древних русских городов - золотое кольцо - - предметы советской жизни

Вот такая фотография бродит с недавнего времени по интернету.

Давайте очередной раз вспомним подробнее, что это такое и чем тут можно гордиться …

Древнерусская народность или древнерусский этнос - единая этнокультурная и социальная общность, которая согласно распространённой историографической концепции сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X-XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа - белорусы, русские и украинцы - возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция древнерусской народности, говорившей на едином древнерусском языке, имеет как своих сторонников, так и противников.

Большой Серебрянник Ярослава Мудрого, в период княжения в Новгороде, новгородской чеканки

Древнерусское государство возникло как раз с 882 года (Киевская Русь)

Личные знаки князей дома Рюриковичей.

Зна́ки Рю́риковичей - геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».

Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.

Оттиск с плинфы с руин Десятинной церкви в Киеве

Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.

Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».

Пикирующей сокол - символ Рюрика, основатель города Новгорода и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.

Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век-VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.

Подобные знаки (двузубцы и трезубцы) широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти – они являлись тамгами правящих родов. Это являлось продолжением сармато-аланской традиции использования подобных знаков, восходящей ко временам Боспорского царства

Двузубые и трезубые тамги известны в VIII – IX вв. в хазарском мире на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). Возможно в древнерусскую среду такие знаки попали именно из Хазарии, как и титул «каган», воспринятый первыми русскими князьями

В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов, а также, с добавлением креста на зубец, как составляющая герба провозглашенной в 1939 году Карпатской Украины. В 1941 году он использовался Украинским государственным правлением

После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)» (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени).

Можно вспомнить в связи с этим и такое изображение:

Версия такая: на гербе Украины, как и на гербе Владимира изображена хазарская тамга, которая была в широком использовании в Хазарском каганате.

Открытию хазарской графики спсобствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Одни из первых находок Хазарской графики были обнаружены на нескольких из городищ левого берега Дона (Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская) в начале ХХ века.

Родовая тамга в древности была скаральным символом, связанным с покровителем рода (семьи). Символ рода ставился на кирпичах из которого возводились стены домов и крепостей. При укалдке кирпича в стену родовая печать скрывалась от глаз окончательно. Таким образом давая понять будущим поколениям истинного хозяина поселения (домовладения).

Таким образом Хахарская тамга есть не что иное как ПЕЧАТЬ. Так же встречается упоминание его как ТРЕЗУБЕЦ Ярослава Новгородского, но суть та же, самые первые упомининия о изображении принадлжат хазарам.

Хазарская подвеска со стилизованным трезубцем

Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах - в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя - Святого Духа.

Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.

Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.

Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.

Вот такая монетка ….

…кстати, была продана за 181000 грн

Есть вот есть такое обсуждаемое мнение по поводу первой фотки:

Больше того, это фуфел. Даже не чеканка, а литье галимое. Вот эти маленькие углубления являются порами, при не качественном литье такое случается. (Я бы дал больше пруфов на у фотки маленькое разрешение). У меня кстати вольфрамовые негативы этой монеты есть, могу начеканить кому надо.

Ну и конечно же не будем забывать про версию:

Виктор Федорович Янукович. … Ну шутка, шутка …

А вообще у кого что есть еще добавить по этому вопросу?

Позолоченная бронзовая пряжка с выразительным рельефным княжеским гербом заняла недавно свое место в геральдическом собрании музея Шереметьевых среди прочих экзотических раритетов. Классические пропорции литого овала - 120Х80 мм. - свидетельствують об изысканности вкуса заказчика и мастерстве исполнителя. Вещь сделана добротно, не века. И выражать она была призвана со всей очевидностью чрезвычайно высокий статус носителей пышного герба под княжеской мантией и короной.

Чей же это герб?

Среди княжеских гербов Российской империи подобного не встретить. Многочастный герб, составленный из большого количества эмблем и символов на щите - это европейский, конкретнее - германский признак. Маленькие княжества и их исполненные самомнения суверены обзаводились нередко весьма замысловатыми собственными родовыми и земельными гербами.

Вот к примеру, как выглядят гербы Великого герцегства Мекленбург-Шверин и Саксен-Веймар-Эйзенах.

Гербовник Австро-Венгерской империи помогает определить, что на нашей же пряжке изображен родовой герб одного из богатейший родов Австрии немецкого происхождения, владевшего в свое время практически всей Южной Чехией, и сыгравшего значителдьную роль в истории Европы.


Это герб рода ШВАРЦЕНБЕРГ.


Первое документально подтвержденное упоминание предков рода Шварценберг датируется 1172 годом. Правда тогда фамилия будущих князей была Зайнсхайм (под этим именем они действовали на европейской арене вплоть до XV века). С XIII века представители семейства начинают активно участвовать в европейской истории. Постепенно семья, происходящая из баварского Шайнсфельда, расширила свои владения в Австрии, Чехии и Швейцарии.

Эркингер из рода Зайнсхайм (1362-1437) получил во владение имение Шварценберг (в переводе с немецкого - Черная гора) и начал именовать себя Зайнсхайм из Шварценберга. Время стерло первую часть имени. В 1420-21 годах сей владелец Черной Горы участвовал в военном походе против гуситов. От императора Сигизмунда за службу получил города Жатец, Кадань и Бероун. В 1429 году Эркингер Зайнсхайм стал «свободным господином из Шварценберга», иначе говоря, получил баронство. Первый барон Шварценберг был дважды женат, имел 14 детей. Все ныне живущие Шварценберги ведут свой род от него.

Родовым гербом тогда служил простой рыцарский щит с бело-серебряными полосами.


Герб рода Зайнсхайм

Этот древний геральдический элемент до сих пор сохранился на всех гербах рода в правой верхней части щита.

В 1599 году его потомок Адольф Шварценберг получил за победу над турками в битве у Раба (сегодняшнего венгерского города Дьор) титул имперского графа; он также обрел право добавить в фамильный герб поле с головой мертвого турка, которому ворон выклевывает глаза. То были времена активного гербового творчества: на родовом знаке уже появился и чисто шварценберговский символ: половина щита с башней на черной горе и тремя золотыми снопами.

Через год, в 1600 году первый граф Шварценберг погиб при осаде Будина. Ландскнехты, которые страдали от недостатка еды и денег, решили сдаться туркам. Адольф воспротивился и был убит. Император Рудольф II организовал Адольфу Шварценбергу пышные похороны в Вене.


Графский титул перешел по наследству к Адаму Шварценбергу (1583-1641), сыну Адольфа. Ему тогда было 17 лет. В 1613 году Адам Шварценберг женился на Маргарите фон Паллант, которая умерла два года спустя, рожая графу второго сына, Иоганна Адольфа. Граф не стал жениться вторично, а вместо этого вступил в рыцарский монашеский орден иоаннитов (Мальтийский орден) и в 1625 году стал его Великим Магистром.

Адам Шварценберг сделал политическую карьеру сначала при дворе герцога Клевского, а после смерти герцога - в качестве советника при дворе Георга Вильгельма, курфюрста Бранденбургского, и даже правил Бранденбургом в должности штатгальтера в 1638-1640 годов в отсутствие Георга Вильгельма. Католик Шварценберг защищал имперские интересы австрийской монархии Габсбургов в лютеранском Бранденбурге, в чем его неоднократно обвиняли политические противники, в частности кальвинист фон Гётцен.

Адам Шварценберг

Внук Адольфа, Ян Адольф (1615-83), был известным дипломатом, служившим в Вене и Голландии. Ян Адольф Шварценберг был весьма образованным, знал несколько языков; ему удалось собрать богатые коллекции произведений искусства, которые стали основой богатства рода. Первым постоянным владением рода в Чехии стало имение Тржебонь (1660); потом последовали Крживоклат и Крушовице, а в 1661 году - Глубока-над-Влтавой. Ян Адольф был хорошим хозяйственником, свои имения модернизировал, ввел выращивание новых культур и поддерживал развитие ремесел. Он также занимался решением социальных проблем и основывал приюты для бедных.
В 1670 году граф Ян Адольф Шварценберг стал имперским князем. Был женат на Марии Жюстине фон Штархемберг, имел от нее семерых детей.

Дочь Яна Адольфа Мария Эрнестина

вышла замуж за Иоганна Кристиана Эггенберга, владельца Чески Крумлова: так Шварценберги породнились с Эггенбергами, что позволило впоследствии претендовать на наследство угасшего рода.

Иоганн Адольф Шварценберг


В 1688 году герб Шварценбергов выглядел следующим образом

Серебряные и голубые полосы в правой верхней четверти герба достались от давнего герба Эркингера из Зайнсхайма, от которого Шварценберги ведут свой род. В левой нижней части герба ворон выклевывает глаз турка в память о победах Адольфа Шварценберга. Три красных острия в левой верхней части герба символизируют доминион (вотчину) Шульц, полученный в качестве приданого в результате женитьбы Фердинанда, 2-го князя Шварценберга, на Марии Анне фон Шульц. И, наконец, в правой нижней части герба расположена горящая ветка, символизирующая доминион Брандыс. В центре герба находятся маленькие изображения еще двух доминионов: справа замок Шварценберг (белая башня на черной горе), слева город Клеггау (три золотых снопа). Княжеская корона над гербом символизирует княжеский титул Шварценбергов.
Скупая имения и концентрируя в своих руках наследство родственников Эггенбергов, в первой четверти XVIII века Шварценберги создали обширную собственную державу в южной Чехии (включая Чески Крумлов, Глубоку-над-Влтавой, Нетолице, Прахатице, Волары, Вимперк, Орлик, Звиков и т.д.), присоединив ее к земельным владениям в Баварии, Австрии и Штирии. В 1723 году Шварценберги обзавелись еще и титулом герцогов крумловских.


Карта владений Шварценбергов составленная в 1710 году.


Знаменательное событие имело место в правление Адама Франтишека (Франца) Шварценберга (1680-1732), внука Яна Адольфа Шварценберга, женатого на Элеоноре Лобковиц. Супруги были заядлыми охотниками, Глубока-над-Влтавой была отличным местом для охотничьих увеселений. Адам Франтишек заботился о процветании своих охотничьих угодий, жестко преследовал браконьеров, издавал различные предписания о ведении лесного хозяйства, что позволило значительно увеличить поголовье оленей в районе Глубоки.
На пятьдесят втором году жизни князь Адам Франтишек погиб в результате несчастного случая на охоте - был застрелен императором Карлом VI. Комиссия по расследованию происшествия выяснила, что несчастный случай произошел из-за того, что охотники по ошибке расположились друг напротив друга, и когда олень выбежал на луг, император сделал выстрел, промахнулся, и пуля попала князю в правую почку. Охота была тотчас же прекращена, князя перенесли в расположенный неподалеку замок Брандыс, и раненым занялся императорский хирург Антонин Хойзингер, однако рана оказалась смертельной, и спустя 12 часов после происшествия князь скончался.



Адам Франтишек Шварценберг

Элеонора Шварценберг с сыном Йозефом Адамом

десятилетний кавалер ордена Золотого Руна Йозеф I Адам Шварценберг

После того, как Карл VI в 1732 году по ошибке смертельно ранил во время охоты князя Адама Франтишка из Шварценберга, он удостоил его сына десятилетнего Йозефа I Адама (1722 - 1782) самой высокой наградой Габсбургов. Переживавший глубокое чувство вины император послал осиротевшему принцу орден Золотого руна. Присвоение Золотого руна ребенку этого возраста и аристократического звания было в то время чем-то из ряда вон выходящим. Обо всех этих событиях в крумловском замке напоминает портрет несовершеннолетнего князя Йозефа, исполняющего интересный символический жест. Награжденный княжеский сын с орденом Золотого руна и в орденском облачении указывает рукой на находящееся на заднем плане пирамидальное надгробие, чем символически дает понять зрителю, что эта огромная почесть должна искупить скорбь о покойном отце

Этот мальчик с картины стал впоследствии четвертым князем Шварценбергом и был женат на Марии Терезе фон Лихтенштейн, тем самым укрепив связи Шварценбергов с родом Лихтенштейн. Князь Йозеф Адам Шварценберг служил тайным советником и гофмаршалом, а затем и главным распорядителем двора императрицы Марии Терезии и ее наследника императора Йозефа II.
Как и многие Шварценберги до него, князь Йозеф Адам заботился о своих слугах и работниках: в 1765 году им был учрежден фонд для выплаты пенсий престарелым служащим, который действовал вплоть до 1950 года, когда средства фонда были переданы в систему государственного пенсионного обеспечения.
При Йозефе Адаме была проведена реконструкция Чески Крумлова в стиле барокко, расписан знаменитый Маскарадный зал, перестроена часовня св. Георгия.

Йозеф Адам Шварценберг

После смерти Иозефа Адама Шварценберга главой рода стал его старший сын Ян Непомук Шварценберг (1742-89). Он велел прокопать канал между Влтавой и Дунаем, чтобы г транспортировать древесину из своих крумловских и вимперкских лесов в Линц и Вену. Совместно с иными аристократами он стоял у истоков возникновения коммерческого банка для стимулирования торговли и промышленности в стране.
В конце XVIII века герб рода Шварценбергов выглядел так

Видимо, княжеских владений и заслуг стало так много, что не представлялось возможным уместить их все на гербе, поэтому герб упростили.


Сыновья Яна Непомука Шварценберга Йозеф Ян Непомук (1769-1833) и Карл Филипп Ян Непомук (1771-1820) разделили род на две ветви - майораты глубокский и орлицкий.

Карл Фи́липп цу Шва́рценберг - Ландграф Клетгау, граф Зульц, князь, австрийский фельдмаршал и генералиссимус времен наполеоновских войн.

В 1787-ом в чине лейтенанта вступил в пехотный полк Брауншвейг-Вольфенбюттеля (позже 10-й пехотный). Участвовал в войне с Турцией, отличился при штурме Шабаца (1788) и был произведен в капитаны. Служил под знаменами Лаудона. В 1789 находился при Главной квартире, проявил большую отвагу в сражениях при Бербире и Белграде. В 1790 воевал на Нижнем Рейне и в Нидерландах, был произведен в майоры. В 1791 переведен в Валлонский полк Латура (позже 14-й драгунский). За отличия в сражении при Жемаппе и Неервиндене 18 марта 1793 произведён в подполковники. После сражения возглавил часть авангарда войск принца Саксен-Кобург-Готтского. В том же году переведен в дислоцированный в Галиции уланский корпус (позже 2-й уланский полк).

С 1794 полковник и командир кирасирского полка Цешвица, 26 апреля 1794 у Шато-Шамбре, действуя на левом фланге, провел знаменитую кавалерийскую атаку, прорвал расположения противника. В этот день австрийцы взяли 3 тыс. пленных и 32 орудия. Отличился в сражении при Флерюсе. В 1795—96 в составе войск Вурмзера и эрцгерцога Карла воевал на Рейне и в Италии. В 1796 отличился при Амберге.

За победу при Вюрцбурге (3 сентября 1796) был произведен в генерал-майоры. В 1797 вновь воевал на Рейне, где командовал армейским авангардом. В 1799 во главе дивизии в авангарде армии эрцгерцога Карла успешно действовал в Германии и Швейцарии. В сражении при Гейдельберге успешно противостоял войскам французского генерала Нея и в сентябре 1800 за отвагу получил чин фельдмаршал-лейтенантa.

С 1800 шеф 2-го уланского полка (который стал именоваться уланским полком Шварценберга). В 1800 в битве при Гогенлиндене против французов командовал дивизией и 1-й линией правого крыла армии, а после поражения прикрывал отход австрийской армии за Энс. В 1805 назначен вице-президентом Гофкригсрата.

В кампанию 1805 во главе дивизии успешно сражался при Ульме, а 14—15 октября 1805 возглавлял правое крыло австрийской армии. После разгрома армии во главе большей части кавалерии (6—8 тыс. чел.) в полном порядке отошел к Эгеру. После Тильзитского мира 1807 назначен послом в Петербурге. Целью было ведение переговоров о поддержке Австрии в будущей войне с Францией.

Вернулся к армии за 2 дня до сражения при Ваграме. За отличия при Ваграме, где он командовал частью кавалерии на левом крыле (а при отступлении австрийской армии командовал арьергардом), произведен в генералы от кавалерии. После заключения Венского мира назначен австрийским посланником в Париже. Вел переговоры о свадьбе Наполеона и австрийской эрцгерцогини Марии Луизы.

Во время Русской кампании Наполеона командовал австрийским вспомогательным корпусом (ок. 30 тыс. человек) в составе Великой армии. Со своими войсками форсировал Буг и остановился в районе Пинска. 12 августа вместе с корпусом ген. Жан Ренье атаковал у Городечно части 3-й армии ген. Тормасова (ок. 18 тыс. чел.), причем ограничился главным образом артиллерийским обстрелом. В России Шварценберг действовал крайне осторожно и сумел избежать больших сражений с русскими войсками.

По политическим причинам Наполеон 2 декабря 1812 исходатайствовал у императора Франца I для Шварценберга маршальский жезл.

В сентябре оттеснен войсками П.В. Чичагова за пределы Российской империи. После разгрома Наполеона в России в активных боевых действиях не участвовал, но прикрывал тыл отступающего французского корпуса Ренье.

В качестве австрийского посла 17 апреля 1813 прибыл во Францию, где пробовал стать посредником в заключении мира между Россией и Францией. После провала миссии покинул Париж и был назначен командующим войсками в Богемии. После присоединения Австрии к антифранцузской коалиции в августе 1813 назначен главнокомандующим союзной Богемской армией (ок. 230 тыс. чел.), которая наполовину состояла из австрийцев, а другую половину составляла русско-прусская армия под командованием Барклая-де-Толли.

В августе 1813 в сражении при Дрездене с Наполеоном Богемская армия потерпела поражение и отступила в Богемию, где оставалась до начала октября.

В «Битве народов» при Лейпциге (16—19 октября 1813) объединенные союзные войска (основная часть которых входила в состав бывшей армии Шварценберга, а сам он продолжал считаться главнокомандующим союзными армиями) нанесли решительное поражение Наполеону. Награждён российским орденом Св.Георгия 1-го класса 8 (20) октября 1813 «за поражение Наполеона в трех дневном бою под Лейпцигом 4-го, 6-го и 7-го октября 1813 года».

В кампанию 1814 он создал себе репутацию слишком осторожного полководца. В феврале атаковал Ножан, но был отбит гарнизоном силой всего в 1 200 чел. Предприняв ряд неудачных маневров, Шварценберг упустил инициативу и 17 февраля запросил перемирия, уверяя, что на переговорах в Шатийоне были достигнуты некие договоренности (что не соответствовало действительности). 18 февраля Наполеон разбил при Монтрё войска кронпринца Вюртембергского (потери союзников составили 6 тыс. чел. и 15 орудий). Шварценберг решил отойти к Труа и одновременно приказал Г. Блюхеру идти на соединение с ним к Мери-сюр-Сен.

21 февраля соединение произошло, а на следующий день Шварценберг на военном совете добился решения продолжить отступление (при этом он почти в 3 раза преувеличивал силы противника). При этом 22 февраля он вновь разделил Богемскую и Силезскую армии. Только 26 февраля, уступив давлению императора Александра I и короля Фридриха Вильгельма III, Шварценберг начал осторожное наступление на Бар-сюр-Об и отбросил Ш. Удино.

После удачи Наполеона при Реймсе Шварценберг немедленно остановил наступление на Сену и 17 марта начал отход на Труа. Успешно провел сражение при Арси-сюр-Об и, несмотря на первоначальную неудачу, тем не менее смог выгодно развернуть армию. Его медлительность спасла французскую армию от полного уничтожения.

24 марта под давлением Александра I Шварценберг был вынужден согласиться на немедленное наступление на Париж. 25 марта французы были разбиты при Фер-Шампенуаз, а 28 марта обе союзные армии соединились под Парижем.

31 марта 1814 союзные войска вступили в Париж, а 5 мая 1814 Шварценберг сложил с себя обязанности главнокомандующего.

После возвращения Наполеона во Францию Шварценбергу поручено командование союзными войсками на Верхнем Рейне. Во главе 210 тыс. чел. он должен был выступить из Шварцвальда. Когда его войска начали переправляться через Рейн, они были задержаны у Ле-Суффеля небольшим отрядом генерала Ж. Раппа, а вскоре последовало второе отречение Наполеона. По возвращении в Австрию назначен президентом Гофкригсрата, австрийского Совета по вопросам войны.

В январе 1817 вышел в отставку после инсульта. Во время визита в Лейпциг в октябре 1820 скончался от второго инсульта.

ШВАРЦЕНБЕРГ, Феликс (1800-1852)

Князь - австрийский государственный деятель и дипломат.

В 1824-39 Шварценберг занимал младшие дипломатические посты в Петербурге, Лондоне, Париже и Берлине, с 1839 был посланником в Турине и Парме, с 1844 по 1848 - в Неаполе, а в ноябре 1848 был назначен председателем Совета министров и министром иностранных дел Австрии.

Победа во второй австро-итальянской войне (весной 1849) дала возможность Шварценбергу. совместно с Луи Бонапартом подавить итальянскую революцию, вернуть изгнанных итальянских монархов в их владения и оккупировать, под предлогом охраны папских владений, Болонью и Анкону, то есть проникнуть в глубь центральной Италии.

В Германии Шварценберг пытался использовать стремление к единству для объединения страны под главенством Австрии. В начале 1849 он предложил разделить Германию на шесть округов, управляемых Австрией, Пруссией и четырьмя королевствами (Баварией, Саксонией, Вюртембергом и Ганновером). Франкфуртский парламент, созданный в результате революции 1848 года, Шварценберг предлагал распустить, а в Вене образовать всегерманский военный комитет. План Шварценберга был отвергнут в Берлине, Франкфурте и в мелких германских государствах. В марте 1849 года Франкфуртский парламент принял имперскую конституцию, исключившую Австрию из состава Германии. В ответ на это Шварценберг заявил, что Австрия не признаёт конституции и сохраняет за собой все права, вытекающие из предреволюционных договоров об устройстве Германии.

После подавления венгерской революции политика IIIварценберга в Германии приобрела более активный характер. Когда созванный Пруссией т. н. Эрфуртский парламент принял конституцию, устанавливавшую в Германии прусское господство, Шварценберг пригласил все германские государства прислать к 10-му мая 1850 года во Франкфурт своих представителей на чрезвычайный пленум союзного сейма для выработки проекта всегерманской конституции. Прусское правительство назначило на тот же день, 10-го мая собрание членов прусской унии в Берлине. Многие германские государства порвали с прусской унией и послали своих представителей во Франкфурт .

В сентябре 1850 открылся созванный по инициативе Шварценберга Франкфуртский союзный сейм, немедленно признанный Николаем I. К внешнеполитической изоляции Пруссии Шварценберг угрожал добавить коалицию внутри Германии. Во время варшавского свидания руководителей русского, австрийского и прусского правительств в октябре 1850 Николай I поддержал Австрию. После этого Шварценберг направил Пруссии ультиматум, повлекший за собой подписание Ольмюцского соглашения , по которому Пруссия капитулировала перед Австрией по всем спорным вопросам, касающимся германских дел.

Этот успех Шварценберга был обусловлен прежде всего позицией России. Николай I оказывал Шварценбергу поддержку постольку, поскольку речь шла о реставрации дореволюционных порядков в Германии. Однако великогерманские стремления Шварценберга не встречали у русского императора никакого сочувствия.

Письменные источники

Колюмны

Сходство с личными эмблемами Рюриковичей обнаруживает литовский знак, известный под названием «Колюмны» или «Столпы Гедимина». Эта эмблема, считающаяся личным гербом великого князя литовского Гедимина , использовалась его потомками в качестве родового герба. Первое сохранившееся изображение «Колюмн» относится к 1397 году, времени правления великого князя литовского Витовта . «Столпы Гедимина» считаются одним из древнейших символов Литвы ; изображение этой эмблемы является частью большого герба Литовской республики .

Обращает на себя внимание сходство знака Гедимина с дву- и трезубыми личными геральдическими эмблемами Рюриковичей. Фактически, он построен по той же схеме: основание в виде перевёрнутой буквы «П» с дополнительными элементами. Учитывая, что к XIII веку единое древнерусское государство перестало существовать, многочисленные родственные связи между ветвями Рюриковичей и литовскими князьями, а также распространение власти великого князя литовского на часть территорий, входивших в состав Киевской Руси, возможно предположить, что «столпы Гедимина» являются дальнейшим развитием древнерусских княжеских эмблем. Следует, однако, заметить, что, несмотря на заманчивость и привлекательность такой теории, она остаётся пока лишь гипотезой, не подкреплённой документально.

Современное использование

Несмотря на то, что геральдические символы князей Древней Руси перестали употребляться ещё в XIII веке , в XX веке один из них, а именно «герб» Владимира Святославича , был извлечён из небытия, но уже в новом качестве.

Герб Украины

После ликвидации СССР в 1991 году , постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного

April 29th, 2014

Зна́ки Рю́риковичей - геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».

Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.

Оттиск с плинфы с руин Десятинной церкви в Киеве

Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.

Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».

Пикирующей сокол — символ Рюрика, основатель города Новгорода и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.

Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век-VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.

Подобные знаки (двузубцы и трезубцы) широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти – они являлись тамгами правящих родов. Это являлось продолжением сармато-аланской традиции использования подобных знаков, восходящей ко временам Боспорского царства

Двузубые и трезубые тамги известны в VIII – IX вв. в хазарском мире на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). Возможно в древнерусскую среду такие знаки попали именно из Хазарии, как и титул «каган», воспринятый первыми русскими князьями

В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов, а также, с добавлением креста на зубец, как составляющая герба провозглашенной в 1939 году Карпатской Украины. В 1941 году он использовался Украинским государственным правлением

После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)» (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени) .

Можно вспомнить в связи с этим и такое изображение:

Версия такая: на гербе Украины, как и на гербе Владимира изображена хазарская тамга, которая была в широком использовании в Хазарском каганате.

Открытию хазарской графики спсобствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Одни из первых находок Хазарской графики были обнаружены на нескольких из городищ левого берега Дона (Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская) в начале ХХ века.

Родовая тамга в древности была скаральным символом, связанным с покровителем рода (семьи). Символ рода ставился на кирпичах из которого возводились стены домов и крепостей. При укалдке кирпича в стену родовая печать скрывалась от глаз окончательно. Таким образом давая понять будущим поколениям истинного хозяина поселения (домовладения).

Таким образом Хахарская тамга есть не что иное как ПЕЧАТЬ. Так же встречается упоминание его как ТРЕЗУБЕЦ Ярослава Новгородского, но суть та же, самые первые упомининия о изображении принадлжат хазарам.

Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах - в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя - Святого Духа.

Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских монетах можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.

Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.

Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.

Вот такая монетка ….

Есть вот есть такое обсуждаемое мнение по поводу первой фотки:

Ну и конечно же не будем забывать про версию:

В иктор Ф едорович Я нукович. … Ну шутка, шутка …

А вообще у кого что есть еще добавить по этому вопросу?

А я вам уже подробно рассказывал. Давайте уж тогда вспомним и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Многие уже знают, что герб Украины это никакой не "знак Рюрика", а хазарская тамга. Но откуда появилась. Хазары, это тюркский народ, который принял иудаизм и иудейских священников, которые назывались коганами. Они тайно посвятили хазарского правителя Булана, и образовали с ним правящую элиту, выдав своих дочерей за его приближенных воинов. У коганов был свой особый жест, которым они благославляли своих последователей - пальцы вытянуты как трезубец.

Своей формой этот жест повторял древнееврейскую букву Шин (тризуб). Позже, сам правитель Хазарии стал называться каганом - а государство стало каганатом. Каган выполнял ритуальную роль, ведь через него приходило благославение и удача на всех хазар. Если каган был культовой фигурой, то реальной политической и военной властью заведовал его министр - бек. В его подчинении находился гарнизон разномастных наемников, которые должны были обеспечить диктатуру хазарской иудейской верхушки над порабощенным населением, в том числе и славянами. При князе Святославе иго хазарского каганата было сброшено, а его столица Саркел уничтожена. Через тысячу лет потомки хазар пытаются взять реванш, сделав своей столицей Днепропетровск. Помогает им в этом американская хазарка Нулланд (по мужу фамилия Каган).

Тамга (знак собственности) каганов произошел от жеста благославения и буквы Шин. Теперь все эти символы вернули в Новую Хазарию - Украину. А лидер партии "Свобода" шовинист Олег Тягнибок (Фротман) и его хозяин - олигарх Каломойский благославляют своих наемников на геноцид "жестом кагана".

Миф о гербе Украины

Давайте очередной раз вспомним подробнее, что это такое и чем тут можно гордиться …

Древнерусская народность или древнерусский этнос — единая этнокультурная и социальная общность, которая согласно распространённой историографической концепции сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X—XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа — белорусы, русские и украинцы — возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция древнерусской народности, говорившей на едином древнерусском языке, имеет как своих сторонников, так и противников.

Зна́ки Рю́риковичей — геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».

Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.

Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.

Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».

Пикирующей сокол — символ Рюрика, основатель города Новгорода и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.

Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век—VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.

Подобные знаки (двузубцы и трезубцы) широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти - они являлись тамгами правящих родов. Это являлось продолжением сармато-аланской традиции использования подобных знаков, восходящей ко временам Боспорского царства

Двузубые и трезубые тамги известны в VIII - IX вв. в хазарском мире на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). Возможно в древнерусскую среду такие знаки попали именно из Хазарии, как и титул «каган», воспринятый первыми русскими князьями.

В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов, а также, с добавлением креста на зубец, как составляющая герба провозглашенной в 1939 году Карпатской Украины. В 1941 году он использовался Украинским государственным правлением

После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)» (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени).

Можно вспомнить в связи с этим и такое изображение:

Открытию хазарской графики спсобствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Одни из первых находок Хазарской графики были обнаружены на нескольких из городищ левого берега Дона (Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская) в начале ХХ века.

Родовая тамга в древности была скаральным символом, связанным с покровителем рода (семьи). Символ рода ставился на кирпичах из которого возводились стены домов и крепостей. При укалдке кирпича в стену родовая печать скрывалась от глаз окончательно. Таким образом давая понять будущим поколениям истинного хозяина поселения (домовладения).

Таким образом Хахарская тамга есть не что иное как ПЕЧАТЬ. Так же встречается упоминание его как ТРЕЗУБЕЦ Ярослава Новгородского, но суть та же, самые первые упомининия о изображении принадлжат хазарам.

Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах — в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя — Святого Духа.

Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских монетах можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.

Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.

Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.

Вот такая монетка ….

Есть вот есть такое обсуждаемое мнение по поводу первой фотки: