Смотреть что такое "Информация" в других словарях. Запоминание и воспроизведение информации Информация - это сведения о чем-либо

Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга - библиотека, картина - музей, фотография - альбом). Способы хранения информации Этот процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации. Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации: зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться во время охоты; счет предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер. С рождением письменности возникло специальное средство фиксирования и распространения мысли в пространстве и во времени. Родилась документированная информация - рукописи и рукописные книги, появились своеобразные информационно-накопительные центры - древние библиотеки и архивы. Постепенно письменный документ стал и орудием управления (указы, приказы, законы). Вторым информационным скачком явилось книгопечатание. С его возникновением наибольший объем информации стал храниться в различных печатных изданиях, и для ее получения человек обращается в места их хранения (библиотеки, архивы и т.д.). В жизни человека процесс длительного хранения информации играет большую роль и подвергается постоянному совершенствованию. Когда объем накапливаемой информации возрастает настолько, что ее становится просто невозможно хранить в памяти, человек начинает прибегать к помощи различного рода записных книжек, указателей и т.д. Различная информация требует разного времени хранения:

    проездной билет надо хранить только в течение поездки;

    программу телевидения - текущую неделю;

    школьный дневник - учебный год;

    аттестат зрелости - до конца жизни;

    исторические документы - несколько столетий.

ЭВМ предназначена для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. Хранение очень больших объемов информации оправдано только при условии, если поиск нужной информации можно осуществить достаточно быстро, а сведения получить в доступной форме. Информационная система - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур - главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов. Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Поэтому поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляют собой стандартные, формализованные процедуры. Человек по-разному подходит к хранению информации. Все зависит от того сколько ее и как долго ее нужно хранить. Если информации немного ее можно запомнить в уме. Нетрудно запомнить имя своего друга и его фамилию. А если нужно запомнить его номер телефона и домашний адрес мы пользуемся записной книжкой. Когда информация запомнена (сохранена) ее называют данные. Для записи данных в книжку требуется больше времени, чем на то чтобы их запомнить. Востребовать данные из записной книжки или из тетрадки тоже не так просто как вспомнить, но если в голове информация не сохранилась, то и записная книжка и тетрадка оказываются более надежными источниками данных. Хранение информации Самые долговременные средства для хранения данных - это книги. В них данные хранятся сотни лет. Благодаря книгам информация распространяется не только в пространстве, но и во времени. Вы знаете что по древним рукописным книгам, созданным сотни и тысячи лет назад, можно приобретать знания и сегодня. Информация в книгах хранится столь долю потому что есть специальные организации которым поручено собирать все выходящие книги и надежно их хранить. Такие организации нам известны - это библиотеки и музеи. Любое знание, занесенное в книгу обязательно кем-то сохраняется для других поколений, для этого в каждом государстве есть специальные законы.

В памяти человека хранится информация обо всём, что он видел, слышал, чувствовал или испытывал. Люди хранят информацию на разных носителях и для хранения информации создают библиотеки и медиатеки. Зачем всё это? Хранение информации - это одно из действий с информацией, необходимое, прежде всего, для обеспечения жизнедеятельности и безопасности человека. Обратимся к истории. Давным-давно человек не умел добывать огонь и пользоваться им. Когда во время летней засухи возникали лесные пожары, люди обратили внимание на огонь и поняли, что огонь - это горячо! Если отойти подальше, то тепло, приятно. Люди сохранили в своей памяти информацию о свойствах огня и о том, как можно использовать огонь, чего при этом надо опасаться. Люди стали греться у огня, готовить на огне еду, обогревать и освещать огнём свой дом, но всегда при этом старались обеспечить свою безопасность. Только благодаря способности человека долго хранить в своей памяти информацию, его можно научить читать, писать и считать. Если бы у человека не было памяти, он не смог бы найти свой дом после прогулки, свои вещи в доме, приготовить пищу. Он не знал бы имён своих родителей и друзей и многое-многое другое. Информация, которая хранится в памяти отдельного человека, недоступна другим людям. Если то, что знает человек, он выразит каким-либо образом: звуками устной речи, письменно или рисунком, информацией смогут воспользоваться другие люди. Представленная на носителе информация уже не «связана» с памятью отдельного, конкретного человека. Сохранённой, то есть представленной на носителе, информацией может пользоваться любой человек. Важно, что представленную на носителе инфор­мацию можно хранить и передавать другим людям. Как тем, кто находится далеко, так и тем, кто будет жить после нас. Информацию, представленную на носителе рисунком, числами или текстом, можно долго хранить и передавать на большие расстояния. В каждом доме есть фотоальбом, в котором хра­нятся фотографии родных и близких людей. Тексты и рисунки сохраняют в записных книжках, книгах, журналах, дневниках. Про журнал, записную книжку, дневник или книгу можно сказать - это хранилище за­кодированной информации. Книги предназначены для длительного хранения информации. Книги хранят в библиотеках. В библиотеке обыч­но хранится много книг. Библиотеки бывают домаш­ние и школьные, городские и районные, детские и технические. Библиотека - это хранилище книг, то есть хранилище закодированной информации. В настоящее время люди научились хранить не только тексты и рисунки. Появились способы кодиро­вания и хранения звуковой и видеоинформации. Уже существуют книги, учебники, справочники, энциклопедии, которые изготовлены не из бумаги, а, напри­мер, в виде магнитных и лазерных дисков. Диски хранятся не в библиотеке, а в медиатеке. Медиатека - это хранилище электронных книг, справочников, энциклопедий, компьютерных игр, обучающих программ. Компьютер тоже хранит информацию в своей па­мяти. Закодировать и хранить в памяти компьютера в виде цифровых данных можно и звуки, и изображе­ния, и тексты, и числа, и видеофильмы. Во время работы компьютера информация хранится в его внутренней памяти. Прежде чем выклю­чить компьютер, следует сохранить информацию на дисках (во внешней памяти), иначе она пропадёт.

Главное, что мы должны понять и запомнить

1. Хранение информации - это одно из действий с информацией. 2. Человек хранит информацию в своей памяти для обеспечения своей жизнедеятельности и безопасности. Память человека обеспечивает его способность учиться и работать. 3. Книги предназначены для длительного хранения информации. 4. Компьютер - это очень удобный инструмент для хранения закодированной информации. 5. Закодировать и хранить в памяти компьютера можно и звуки, и изображения, и тексты, и числа, и видеофильмы.

Человек в своей памяти хранит информацию об окружающей действительности в виде различных образов: зрительных, звуковых, вкусовых и т.д. Для долговременного хранения информации, ее накопления и передачи из поколения в поколение используются материальные носители информации. Материальная природа носителей информации может быть различной:

    молекулы ДНК, которые хранят генетическую информацию;

    бумага, на которой хранятся тексты и изображения;

    магнитная лента, на которой хранится звуковая информация;

    микросхемы памяти,

    магнитные и лазерные диски, на которых хранятся программы и данные в компьютере и т.д.

Носители информации характеризуются информационной емкостью, т.е. количеством информации, которое они могут хранить. Наиболее информационно емкими являются молекулы ДНК, которые имеют очень малый размер и плотно упакованы. Это позволяет хранить огромное количество информации (до 10 21 бит в 1 см 3), что позволяет организму развиваться из одной единственной клетки, содержащей всю необходимую генетическую информацию. Современные микросхемы памяти позволяют хранить в 1 см 3 до 10 10 бит информации, однако это в 100 миллиардов раз меньше, чем в ДНК. Можно сказать, что современные технологии пока существенно проигрывают биологической эволюции. Однако, если сравнивать информационную емкость традиционных носителей информации (книг) и современных компьютерных носителей, то прогресс очевиден. На каждом гибком магнитном диске может храниться книга объемом около 600 страниц, а на жестком магнитном диске целая библиотека, включающая десятки тысяч книг.

Носитель информации - материальный объект, предназначенный для хранения информации.

Носители информации можно различать не только по материалу, из которого они изготовлены, но и по способу их изготовления (например, рукописные, машинописные и т.д.), по специфике предназначения (микрофотокопии; чертежи; книги для слепых, напечатанные шрифтом Брайля).

Если спилить дерево, то по кольцам на стволе можно определить, сколько ему лет, дождливым или засушливым был каждый год его жизни и многое другое. Значит, дерево хранит информацию обо всей своей жизни. Давным-давно, когда на Земле жили первобытные люди, возникла необходимость хранить различные сведения о способах охоты, земледелия. Для этого люди использовали рисунки, зарубки на палках, узелки на веревках. По этой информации мы и узнаем, как они жили. С появлением письменности человек стал хранить информацию на папирусе, глиняных табличках, берестяных свитках, бумаге. Современный человек для хранения информации использует фотопленку, киноленту, магнитные ленты и диски, лазерные диски и другие носители. Технические устройства и другие приспособления, на которых хранится информация, называются информационными носителями. Всем знаком информационный носитель – книга. Записная книжка, дневник, в который ученик записывает расписание уроков и домашние задания, - тоже информационные носители. Дверной косяк, на котором родители ежегодно отмечают рост своего ребенка, - тоже информационный носитель. Вы уже знаете, что иметь дело с хранением информации приходится очень часто, но информацию недостаточно просто сохранить, надо сделать так, чтобы потом, когда она понадобится, ее можно было быстро найти. Для этого люди придумали организацию хранения информации. Вот, например, вы решили сохранить адреса и телефоны одноклассников. Как лучше поступить? Правильно, нужно записать фамилии в записную книжку на странички, помеченные буквами – указателями в алфавитном порядке. Если хранить информацию в таком порядке, то очень быстро можно найти нужную фамилию, ведь алфавит мы хорошо знаем. Как найти нужное место в книге? Можно, конечно, просто перелистывать книгу страница за страницей, пока не найдется нужная страница, но этот способ займет много времени. Гораздо быстрее посмотреть оглавление. А какой способ использован для записи учеников в классном журнале? В расписании поездов указано, в какой город и в какое время уходит каждый поезд. В каком порядке надо расположить эту информацию, чтобы было удобно пассажиру? А как будет удобнее диспетчеру железнодорожного вокзала? В каком порядке располагаются слова в словаре? В телефонной книге названия учреждений тоже расположены в определенном порядке. В каком? Какие же существуют способы организации информации? Это таблицы, схемы, каталоги и др. Со схемами и таблицами вы уже работали на уроках. Посещая детскую библиотеку и читальный зал, видели библиотечные каталоги, в которых карточки расположены в алфавитном порядке. На карточки заносятся различные сведения, например: автор, название книги, год выпуска книги и др. Существуют и компьютерные электронные каталоги. Одну и ту же информацию можно представить различными способами

В настоящее время остро стоит проблема сохранения накопленной человечеством информации. Информация на электронных носителях подвергается различным рискам: ломается техника, постоянно меняются сами носители, разъемы для них, от электромагнитного импульса, вспышки на Солнце и т.д. информация может вообще исчезнуть с электронных носителей.

Поэтому нужно придумать более долговечный способ сохранения информации, продублировать этим способом уже существующую. Возможно, следует создавать печатные книги на сверхпрочной бумаге, пластиковые книги или др. Известно, что информация может храниться в кристалле, воде, на заряде молнии.

Ведь былые цивилизации придумали удачные способы хранения информации: папирусы, глиняные таблички, высеченные на скалах и камнях изображения, расположение и геометрия пирамид, древних городов, зашифровка информации в мифах и легендах, знаках, символах и др.

Современному человечеству необходимо прилагать осознанные целенаправленные действия по сохранению той электронной информации, которая уже накапливается музеями, библиотеками, архивами и другими институтами памяти и которая пока еще по разным причинам остается за пределами их внимания.

Речь идет как об электронной информации, порожденной самими учреждениями культуры в результате оцифровки своих фондов, создания баз данных и каталогов, подготовки электронных изданий и пр., так и о чисто виртуальной информации, зарождающейся и существующей только в Интернете.

Точно так же, как книги и картины, газеты и произведения декоративно-прикладного искусства, фотографии и кинофильмы, документальное наследие, - электронные информационные ресурсы необходимо постоянно поддерживать в актуальном состоянии и сохранять для будущих поколений.

Целью сохранения электронной информации является обеспечение долговременной (или вечной) доступности цифровых материалов, с сохранением всех смысловых и функциональных характеристик исходных материалов, возможностей поиска, презентации и интерпретации для последующего доступа и использования.

Без специальных усилий по сохранению цифрового культурного наследия, объем и разнообразие которого постоянно увеличиваются, оно будет неизбежно и довольно быстро утрачено.

С резким увеличением объемов электронных информационных ресурсов возникли серьезные проблемы нового качества, которые необходимо учитывать при принятии решений о создании цифровых массивов данных. Речь идет о задачах архивирования и сохранности документов в цифровых библиотеках нового поколения.

Стремительный (лавинообразный) рост объемов информационных ресурсов можно объяснить следующими причинами:

  • количество и разнообразие хранителей и производителей контента не просто увеличилось, оно стало практически необозримым;
  • увеличилось разнообразие типов и видов контента;
  • благодаря аудиовизуальным технологиям было создано культурное наследие нового типа (аудио-, видеозаписи, фильмы и пр.);
  • появление новых физических установок, способных регистрировать огромные объемы информации с очень высокой скоростью;
  • большинство информации появляется сразу в цифровом виде;
  • данные порождаются либо в полуавтоматическом, либо в полностью автоматическом режиме;
  • лавинообразный рост количества информации связан как с развитием способов ее хранения, так и с успехами коммуникации.

Перед миром возникла новая проблема - помимо традиционной информации необходимо сохранять электронную:

  • информацию на аналоговых носителях;
  • информацию, полученную в результате оцифровки информации с аналоговых носителей;
  • информацию, рождённую в электронном виде и существующую только в Интернете, а в некоторых случаях и программное обеспечение и аппаратуру.

Сохранение цифровой информации требует постоянных усилий и дополнительных значительных финансовых вложений.

Катастрофически возрастающие объемы информации, технологические и технические трудности, связанные с регистрацией и необходимостью сохранения этих объемов, трудности контекстного анализа и отбора информации, огромные финансовые расходы по обеспечению сохранности электронной информации, а главное, отсутствие осознания мировым сообществом значимости и неотложности решения проблем сохранения электронной информации - все это приближает мир к информационному кризису, последствия которого могут стать гораздо более серьезными, чем последствия кризиса экономического.

Уменьшилась ответственность производителей и хранителей цифрового контента. Хранители комплектуют далеко не все типы электронной информации, имеющей социально-культурное значение , часто не могут обеспечить сохранность электронных информационных ресурсов, не несут ответственности за их утрату.

На международном уровне задачам долговременного сохранения электронной информации и доступа к ней, большое внимание уделяет ЮНЕСКО.

Постепенно прилагаемые усилия начинают приносить некоторые результаты. В последнее время разрабатываются программы сохранения электронной информации в библиотеках.

Электронная информация может быть утрачена на этапе ее создания и использования, еще до того, как появляется необходимость перехода на новые технологические платформы. Поэтому сохранение и обеспечение доступа к электронным объектам и системам необходимо подразделять на:

  • оперативное, т.е. сохранение цифровой информации в процессе ее создания и использования (в исходных форматах);
  • долговременное, т.е. переход (миграция) на новые единые форматы и технологические платформы с сохранением всех возможностей поиска и доступа.

Современные методы сохранения цифровых объектов:

  • обновление: копирование на такой же носитель;
  • репликация: создание одной или нескольких полных копий (клонов) цифровых материалов;
  • эмуляция: создание образа исходного материала на другом носителе с сохранением всех функциональных характеристик;
  • инкапсуляция: методика группировки, помещения в "капсулу", цифрового объекта вместе со всем тем, что необходимо для обеспечения доступа к объекту;
  • миграция, т.е. перенос исходного цифрового материала в новое технологическое окружение;
  • веб-архивирование, т.е. архивирование определенного сегмента сети с помощью программ-роботов.

Комплекс организационных мероприятий при сохранении электронной информации в процессе создания и использования должен предусматривать:

  • планирование мероприятий по сохранению электронной информации;
  • определение ответственных за сохранение электронной информации;
  • разработку и внедрение регламентов сохранения и действий в нештатных ситуациях;
  • административный контроль за исполнением методик и регламентов;
  • наличие отдельных помещений.

Долговременное сохранение электронной информации должно предусматривать создание специальных хранилищ или отдельных помещений, обеспечивающих:

  • охрану, охранную и противопожарную сигнализацию, современные технические средства пожаротушения;
  • надёжное электроснабжение;
  • ограниченный доступ персонала в соответствии со служебными обязанностями;
  • необходимые физические и климатические условия хранения;
  • техническое оборудование и программное обеспечение для организации технологического цикла (сохранение, доступ, перезапись в единых форматах и пр.);
  • наличие квалифицированного персонала;
  • наличие проектной документации (проектный подход).

Сохранение электронных материалов требует гораздо больших непрерывных усилий, времени, денег, чем сохранение и реставрация традиционных носителей, и проблемы сохранения носят принципиально другой характер. До сих пор можно прочитать документы, созданные несколько тысячелетий тому назад, но цифровые объекты, созданные всего десять лет назад, находятся под угрозой полного исчезновения, и в результате может наступить электронный "темный век".

Традиционные носители информации разрушаются постепенно, и это дает время на то, чтобы провести консервацию и реставрацию. Электронная информация исчезает мгновенно (например, при отключении электричества или поломке носителя), и чаще всего восстановить ее уже невозможно. Поэтому, оценив риски и возможные потери, необходимо принимать превентивные меры по сохранению информации.

В число факторов, в результате действия которых электронные информационные ресурсы (в том числе имеющие непреходящую ценность) могут быть безвозвратно утеряны для будущих поколений, входят:

  • ликвидация учреждения или прекращение финансирования, необходимого для поддержки цифровых информационных ресурсов;
  • локальные катастрофы (отключение электричества, пожар, наводнение, поломка носителя, действие вирусов и пр.);
  • физическое старение носителей;
  • затруднение доступа к информации из-за того, что ее невозможно разыскать;
  • моральное старение техники и технологий в связи с изобретением новых технических и технологических платформ;
  • неопределенность статуса и ответственности;
  • отсутствие регламентов сохранения;
  • несоблюдение режимов регулярного копирования и оперативного сохранения;
  • отсутствие техники и помещений, необходимых для оперативного сохранения;
  • отсутствие квалифицированных специалистов;
  • невозможность провести своевременную миграцию на новые технологии.

Основная причина возможной утраты электронной информации, а часто и реальных потерь состоит в том, что отсутствует осознание проблемы на всех уровнях. Как следствие, не обеспечиваются должная организация процессов сохранения электронной информации на всех этапах ее жизненного цикла и наличие критической массы взаимозаменяемых специалистов, способных реализовать эти процессы.