Салах ад-Дин (Саладин). Султан-полководец. История жизни Саладин в битве

В 1164 году Саладин, будучи уже правой рукой полководца Нур-эд-дина на войне, участвовал в освобождении Египта от крестоносцев.

После смерти Нур-эд-дина Салах-ад-дин Юсуф ибн Аюб возглавил арабское войско и воевал с крестоносцами и их государствами в Святой Земле - графством Эдесским, княжеством Антиохийским, королевством Иерусалимским, графством Триполи.

Вместе со званием главнокомандующего мусульманской армии Салах-ад-дин получил власть над завоеванным арабами Египтом. В 1174 году он совершил государственный переворот и основал династию Аюбидов. Саладин стал полновластным султаном Египта - крупнейшего в то время государства в арабском мире.

Поводом к началу крестовых походов послужило завоевание турками-сельджуками Сирии и Палестины и большей части Малой Азии.

Первый крестовый поход начался в 1096 году. Рыцари из Франции, германских земель и Южной Италии нанесли сельджукам ряд поражений и основали на Ближнем Востоке свои первые государства. В 1099 году они штурмом овладели Иерусалимом.

Второй поход, начавшийся в 1147 году, возглавили французский король Людовик VII и германский король Конрад III. Тогда и прославился арабский полководец Нур-эд-дин, который не позволил французским рыцарям-крестоносцам овладеть Дамаском.

За двенадцать лет беспрерывных военных походов султан Салах-ад-дин покорил Сирию и Ирак и стал признанным военным лидером мусульманского мира. Теперь государства крестоносцев на Ближнем Востоке со всех сторон были окружены владениями египетского султана. Саладин поклялся изгнать неверных и объявил им священную войну.

4 июля 1187 года Салах-ад-дин неожиданно напал на войско крестоносцев близ Хаттина. В ходе непродолжительного боя мусульмане (европейцы называли их сарацинами) перебили или захватили в плен большую часть войска Иерусалимского королевства, численность которого составляла около 20 тысяч человек. Это сражение вошло в историю крестовых походов под названием Хаттинского побоища, настолько велики оказались потери рыцарей из Иерусалима.

Лучшие дня

После этой большой победы Саладин с боя взял несколько больших укрепленных палестинских городов, таких как Акра и Яффа, и крепостей крестоносцев и оставил в них египетские гарнизоны и своих наместников.

В сентябре 1187 года султан Салах-ад-дин осадил Иерусалим. История захвата европейцами Священного города была такова. Во время Первого крестового похода 7 июня 1099 года его осадили рыцари во главе с Готфридом Бульонским. 15 июля крепостные стены города были взяты штурмом, и в течение трех последующих дней там продолжалась резня, в которой, по некоторым данным, погибло 70 тысяч мусульман.

Саладин восстановил в Иерусалиме власть мусульман, которую они потеряли в 1099 году. В отличие от крестоносцев, султан поступил со своими пленниками благородно. Он освободил низверженного иерусалимского короля Гвидо де Лузиньяна, предварительно взяв с него рыцарское слово, что тот никогда больше не будет поднимать оружие против мусульманского мира. Христианам было дано 40 дней на то, чтобы они покинули Священный город.

Своими успешными действиями Салах-ад-дин свел до минимума завоевания европейского рыцарства во время Второго крестового похода 1147-1149 годов. При дворе Папы Римского забили тревогу и стали спешно готовиться к Третьему крестовому походу в Святую Землю.

Он начался в 1189 году. Во главе его стояли английский король Ричард Львиное Сердце, германский император Фридрих I Барбаросса и французский король Филипп II Август. Согласия между ними не было с самого начала военных действий против сарацин, и они все время враждовали между собой. Однако и на сей раз крестоносное европейское рыцарство было полно решимости освободить от мусульман Святую Землю.

В 1190 году рыцари взяли важный город Конья (Иконий), но при этом погиб германский император Фридрих I Барбаросса, а его войско распалось.

В 1191 году англичане и французы после двухгодичной осады взяли древний портовый город Акру. В ее осаде и штурме участвовали войска Гвидо де Лузиньяна - он нарушил клятву, данную египетскому султану, великодушно даровавшему последнему иерусалимскому королю жизнь и свободу. После взятия Акры французский король Филипп II Август, снискав славу победителя сарацинов, отбыл на родину.

Встревоженный новым нашествием крестоносного войска под командованием трех монархов на Ближний Восток, султан Салах-ад-дин вновь собрал большую египетскую армию и призвал под свои знамена всех, кто хотел сразиться с христианским рыцарством.

Решающее сражение между армиями английского короля и египетского султана состоялось 7 сентября 1191 года при Арсуфе.

Салах-ад-дин первым начал сражение. Война за обладание Святой Землей, а вместе с ней и Третий крестовый поход закончились тем, что египетский султан Салах-ад-дин и английский король Ричард Львиное Сердце во время их встречи в сентябре 1192 года заключили перемирие на три года. Фактически это соглашение оказалось мирным договором, действовавшим на протяжении многих лет.

Его враги - крестоносцы отмечали его подлинно рыцарское поведение на войне и великодушное обращение с пленными. Он не был ни кровожадным восточным победителем, ни разрушителем культурных ценностей. Не случайно английского писателя Вальтера Скотта образ Салах-ад-дина вдохновил на создание "Талисмана", художественного исторического описания событий Третьего крестового похода.

Саладин - правитель Египта и Сирии, живший в XII веке. Первый представитель династии Айюбидов, который вошел в историю как военнокомандующий исламского сопротивления рыцарям-крестоносцам.

Будущий лидер мусульман Ближнего Востока родился в 1138 году в городе Тикрит. Дед и отец мальчика были по происхождению курдами и служили в тюрко-сирийском войске офицерами, но мальчик с детства тяготел к наукам, а не к военной подготовке. Он изучал алгебру, геометрию, в частности, был знаком с Евклидом и Альмагестом. Но больше всего Саладин интересовался учением ислама. Юноша цитировал любое место из Хамаса, сборника стихотворений арабских авторов, а также произведения Абу Таммама. Саладин любил скакунов и знал в них толк. Он разбирался в генеалогии народа и мог пересказать биографию любого героя прошлого или настоящего.

Размышляя о судьбах мира, молодой человек осознанно утвердился в том, чтобы начать военную карьеру. Саладина уже в ранние годы волновала судьба арабского мира, который с честью отстаивали его отец и дед. Первым наставником юноши в обучении военному делу становится дядя Асад ад-Дин Ширкух. Саладин смог за короткое войти в десятку сильнейших воинов армии амира Дамаска Нур-ад-Дина.

После начала крестовых походов в 1096 году мусульмане постоянно стремились освободить от неверных Святой Город, в котором по преданию произошло Вознесение Пророка Мухамеда на Седьмое небо. Поэтому арабские правители вели ожесточенную борьбу с крестоносцами за право обладанием Иерусалимом, и эта война стала смыслом жизни Саладина.

В 26 лет Саладин участвовал в освободительном Каирском походе войска своего дяди. Ширкух помог восстановлению правления Египетского визиря Шевара, но вместе с тем планировал дальнейший захват территорий государства. Такое положение дел не устроило правителя, и он попросил помощи у иерусалимского короля Амори I. Войско Ширкуха находилось в крепости Бильбейса, которую противник начал осаждать. Саладин в этих боях оттачивал военное мастерство, а также умение мыслить стратегически.


Проиграв трехмесячную осаду Бильбейса, воины Шевара вместе с крестоносцами отступили в пустыню, что находится западнее Гизы. Саладин принял на себя командованием правым крылом армии, и после кровопролитного боя победил противника, загнав воинов в непроходимые для лошадей пески. Ширкух вышел из битвы победителем, но с большими личными потерями.

Местом дислокации выживших крестоносцев и подоспевших к ним на подмогу единоверцев, стала столица Египта, тогда как Саладин и Ширкух обосновались в Александрии. Спустя четыре года крестоносцы согласились покинуть Египет. Еще через год Шевар был пленен и казнен войском Ширкуха, а Саладин занял его место. Правитель Нур-ад-Дин, которому прежде повиновался отважный воин, был недоволен самоволием Саладина, но вскоре два правителя нашли общий язык.

Правление

В 1174 году Нур-ад-Дин скоропостижно скончался от сильной ангины, и султан Египта получил возможность стать амиром Дамаска и правителем Сирии. Используя политическое вмешательство в дела потерявшего лидера Дамаска, а также силовой метод вторжения, Саладин был признан главой государства и родоначальником династии Айюбидов. Объединив земли Египта и Сирии, Саладин стал правителем крупнейшей территории на Ближнем Востоке.


В целях укрепления собственной власти Саладин использовал близких родственников на всех ключевых государственных постах. Полководец создал современное войско, которому не было равных на тот момент, усилил флотилию. Преобразовав государство и армию Саладин объявил войну неверным, оккупировавшим территории Малой Азии. Такое соседство напугало императора Византии Алексея I и вынудило просить помощи и защиты у Папы Римского.

Войны

Войну против крестоносцев, обосновавшихся в Иерусалиме, Саладин начал в 1187 году, когда уже создал мощную империю, окружившую территорию Священного Города. Безупречное войско, состоящее из дальнобойных лучников, конной артиллерии и пехоты, к этому времени одержало много громких побед.

Первой военной операцией, направленной на рыцарей стала битва при Хаттине. Благодаря правильно выстроенной тактике, заманив европейцев в непроходимые пески, мусульмане перебили больше половины армии противника и пленили 20 тысяч рыцарей. К победителю попали высокопоставленные крестоносцы, а также главнокомандующий европейским войском.


После победы близ Тивериадского озера Саладин взял Акру и Яффу, палестинские города, находившиеся под управлением рыцарей. После чего осенью 1187 года армия Саладина вошла в Иерусалим, и власть в городе перешла к последователям ислама. После торжества победы Саладин сумел сохранить человеческое лицо: многим пленным оставил жизнь и разрешил посещать святые места Иерусалима. От христиан он требовал только одного - не поднимать меча на мусульман.


Но Ватикан не собирался сдаваться, и началась подготовка к Третьему походу крестоносцев, который начался в 1189 году под руководством правителей Англии - короля , Франции - Филиппа II и Германии - императора Фридриха I. Европейцы не могли найти согласия и поначалу много ссорились, но после гибели немецкого императора и распада его войска на стороне католиков остались только две армии.

Поначалу христиане даже побеждали. В 1191 году после взятия города Акры Филипп II поспешил вернуться домой, оставив английского короля один на один с армией сарацинов.


Саладин не заставил себя долго ждать и уже 7 сентября 1191 года выступил с военной операцией при городе Арсуфе. Противостояние двух армий закончилось через год подписанием перемирия, которое предусматривало бесконфликтное существование двух религий на территории Иерусалима с преобладанием власти мусульман. Саладин чтил христианские святыни и даже молился у Гроба Господня. При правлении султана не был разрушен ни один христианский храм.

Личная жизнь

Саладин, как истинный мусульманин, содержал несколько жен, но в летописях их имена не сохранились. Известно, только то, что после смерти Нур ад-Дина вдова султана Исмат аль-Дин Хатун стала женой следующего правителя. От нее у Саладина родилось двое сыновей - Гази и Дауд.

Всего по историческим данным у Саладина насчитывалось 4 или 5 жен, не считая наложниц. Законнорожденными считались 17 сыновей и дочь.

Смерть

Саладин шел к своей цели - восстановлению арабского Халифата. Для этого он в конце 1192 года начал подготовку к походу на Багдад. Но в конце февраля 1193 года внезапно слег.


Гробница Саладина

Причиной недуга стала желтая лихорадка. 4 марта Саладин скоропостижно скончался в столице Сирии. Чаяния султана остались нереализованными, а объединенное им царство было раздроблено сыновьями после его смерти на несколько территорий.

Память

Образ великого воина и завоевателя, неоднократно вдохновлял литераторов и кинематографистов на создание художественных произведений. Одним из первых европейцев, обративших взор на личность Саладина, был , который создал книгу «Талисман». В основу произведения легли описание последнего похода христиан на Иерусалим и биография Саладина.

В киноиндустрии имя полководца встречается в фильме «Царство небесное», который также посвящен борьбе крестоносцев с мусульманами. В роли египетского султана выступил арабский актер Гассан Массуд, который, судя по фото, обладает большим внешним сходством с историческим персонажем. А в 2004 году в прокат вышел мультсериал «Саладин», героями которого стали отважные жители Египта и Сирии во главе с молодым и мудрым правителем.

– мусульманский лидер 12 века, султан Египта и Сирии, основатель династии Айюбидов. Это одна из величайших личностей в истории Ислама. О нём до сих пор вспоминают и на Западе, и на Востоке.

О детстве Салах ад-Дина известно немного. Будущий султан родился в Тикрите (ныне – территория Ирака) в курдской правительственной семье. Однако его дед Шази жил в армянском городе Аджданакан, там же родился и его отец. Впоследствии отец его Найим ад-Дин Айюб стал правителем Баальбека. Несмотря на то, что со стороны отца и деда Саладин происходил от курдов, мать его была арабкой. С детских лет он жил в Дамаске, получая военное, общее и теологическое образование при дворах халифов, где служило немало его родственников.

С юности он не предполагал карьеры кадрового военного и пошёл служить офицером под довольно сильным давлением своего дяди. Тот факт, что он не был заинтересован в службе и в карьерном росте, сыграл положительную роль в его продвижении: он не интриговал, не угождал, не требовал чинов и наград. Просто и честно выполняя свои служебные обязанности и обладая хорошими административными, стратегическими и тактическими талантами, Салах ад-Дин был замечен и оценен по достоинству. Так началось его продвижение, которое сделало Салах ад-Дина повелителем огромной страны, избавителем мусульман от крестоносцев, освободителем Иерусалима.

Стоит отметить, что в момент его возвышения мусульманские земли были крайне раздроблены. В фактически независимом Египте правили исмаилиты. Дамаск был ограничен владениями многих мелких феодалов и государствами крестоносцев на Западе и Багдадом на Востоке. Тюркская империя Сельджуков раскололась на части. Можно сказать, что потребность политического объединения под знаком полумесяца назрела внутри общества, и Салах ад-Дин стал именно тем человеком, который смог её реализовать.

Под началом своего дяди Ширкуха Салах ад-Дин начинает службу в армии Нур уд-Дина, султана Дамаска. Завоевание Египта представлялось правителю Дамаска необходимым, поскольку Египет угрожал его государству с юга, будучи периодически союзником крестоносцев. Салах ад-Дин принимает участие в этой кампании и незаметно для окружающих, как бы даже против своей воли, получает титул визиря в Стране пирамид. Влияние суннитского дамасского визиря в исмаилитской стране было, конечно, минимально, но Салах ад-Дину хватило политического такта наладить хорошие отношения с фатимидским халифом, не теряя в то же время отличные отношения с собственным султаном. Влияние его росло, и поэтому никто не удивился, когда после смерти аль-Адида Салах ад-Дин из визиря стал султаном Египта, одновременно сменив и традиционное исмаилитское вероисповедания страны на суннитский Ислам.

По мнению историков, так произошёл один из самых быстрых и бескровных переворотов во всей мировой истории.

Став султаном Египта, Салах ад-Дин запомнился не только как отличный воин, но и дипломат. Формально сохранив верность султану Дамаска (а значит, обеспечив себе несколько лет спокойного правления), он немедленно начал укреплять свои владения и увеличивать своё влияние на соседние территории. И когда оказалось, что Египетское государство фактически уже намного сильнее Сирийского, никто ничего уже не мог поделать. Укрепила положение Салах ад-Дина и его женитьба на одной из вдов бывшего султана, что ещё более узаконило его положение.

Мощь султана Каира возросла настолько, что после смерти Нур уд-Дина он смог прямо вмешаться в спор о его преемнике, а по сути – подчинить себе Дамаск. Когда же дядя наследников попытался вмешаться и прибегнул к военной силе, выяснилось, что армия Египта сильнее в несколько раз и военный гений Салах ад-Дина тоже превосходит его на несколько порядков. Армия сирийцев была разбита, а султан Египта получает официальное признание от правителя Багдада.

Против него не помогло даже обращение к ассасинам. Салах ад-Дин смог превосходно вычислить их всех и арестовать ещё до того, как эти наёмные убийцы смогли составить хоть какой-то план против него. «Горный старец» был вынужден отступить и заключить мир с султаном.

В течение нескольких лет Салах ад-Дин подчиняет независимых и полунезависимых властелинов мелких княжеств на границе со своим государством. И в конце концов становится султаном могущественнейшей мусульманской империи. Мусульманский Восток впервые за несколько столетий стал единым. Именно тогда настаёт время для борьбы с Иерусалимским королевством.

Несколько прямых столкновений армии султана с крестоносцами показали, что прямо покончить с ними не получится. И Салах ад-Дин применил метод борьбы, который нам известен под названием «экономическая блокада». Точнее говоря, султан смог взять под свой единоличный контроль торговлю пряностями, что лишило государство крестоносцев основного своего дохода и ещё более усилило явные и тайные противостояния в их среде.

Нужно сказать, что власть крестоносцев был подорвана очень сильно, прежде всего из-за внутренних раздоров в борьбе за королевский трон (больной проказой бездетный король Болдуин IV находился при смерти). Многие опытные воины и политики, которые были способны объединить страну и дать отпор империи Салах ад-Дина, были отстранены от власти.

Поводом для начала официальной военной компании Салах ад-Дина против крестоносцев стало нарушение четырёхлетнего перемирия разбойником Рейнальдом де Шатильоном. Более того, это касалось непосредственно самого султана, поскольку Рейнальд напал на караван, который перевозил сестру Салах ад-Дина к её жениху. Она была отпущена, однако разбойники забрали все её драгоценности и более того, сам Рейнальд посмел коснуться девушки, что и по сей день на Востоке считается неслыханным оскорблением (по законам Ислама прикосновение мужчины к женщине не махраму запрещено однозначно). В итоге Салах ад-Дин собирает пятидесятитысячное войско и движется с ним на Иерусалим.

Конечно, взять укреплённый город никто и не планировал. Начинается осада и взятие мелких поселений и городов иерусалимского королевства. Решающее сражение произошло близ города Тивериада. Здесь попали в плен и сам король, и вся знать из числа крестоносцев, магистры иоаннитов и тамплиеров. Прорвать окружение Салах ад-Дина удалось только графу Раймонду Триаполийскому, хотя большинство историков сходятся во мнении, что султан намеренно его отпустил из-за уважения к его былым доблестям и заслугам.

В этой же битве попал в плен и прямой обидчик султана, Рейнальд де Шатильон, который усугубил свою прежнюю вину новыми оскорблениями, и Салах ад-Дин собственноручно казнил его. Все попавшие в плен иоанниты и тамплиеры были казнены, поскольку считались прямыми врагами Ислама. Знатные пленники были выпущены за выкуп и под клятву: никогда более не воевать против султана.

Заняв мелкие города, Салах ад-Дин двинулся на Тир, однако город успел получить подкрепление морем, которое возглавил Конрад Монтерратский. Армия султана повернула на фактически беззащитный Иерусалим. После непродолжительной осады город сдался на милость султана. Все жители получили право на жизнь в обмен на выкуп.

Иерусалимское королевство было повержено. В руках у крестоносцев остался только Тир, который, возможно, был бы захвачен султаном следующей весной, однако к нему успела прийти помощь из стран Европы под предводительством короля Ричарда I Английского (будущего Ричарда Львиное Сердце).

Своим бесстрашием английский король вызвал несомненное уважение со стороны султана. Есть легенда, рассказывающая о том, что Салах ад-Дин послал корзину горного снега Ричарду, когда узнал, что у него сильно болит голова от жаркого климата.

Английский король, несмотря на свои сильные стороны и качества истинного полководца, потерпел дипломатическое поражение. Спор за корону Иерусалимского королевства (надо сказать, во многом виртуальный, поскольку его территория на тот момент находилась под полным контролем мусульман) привёл к тому, что французский король вместе с армией покидает Ричарда и возвращается в Европу. Тамплиеры и иоанниты стали плести заговоры против короля и отказываться выполнять его приказы. Король понял, что его войско просто не выстоит против армии Салах ад-Дина, и предпочёл заключить мир.

От бывшего Иерусалимского королевства осталась только береговая линия и возможность для христианских паломников беспрепятственно посещать Святые места (свободный путь на Иерусалим). В той ситуации султан мог диктовать любые свои условия мира, и они не могли быть оспорены.

Король Ричард вернулся в Европу, и его былые разногласия с союзниками по крестовому походу дали свои плоды, что привело к его заключению и гибели впоследствии. Салах ад-Дин возвратился в Дамаск победителем. Однако через несколько месяцев его мечты о дальнейшем объединении мусульман обрываются. Салах ад-Дин погибает от лихорадки.

Его образ вошёл в сердца мусульман на столетия вперёд. Он стал едва ли не единственным представителем Ислама, о котором восторженно отзывались даже европейские хроники. А роман Вальтера Скотта «Талисман» стал первым произведением в Европе, который показывал положительный образ Ислама и мусульман.

Султан Салах ад-Дин обладал нравом истинного мусульманина и точно стремился к соблюдению всех законов Ислама. К примеру, на отказ жителей Иерусалима сдаться без боя он поклялся, что сравняет город с землёй и убьёт всех его жителей. Потом в течение битвы делегация из города несколько раз пыталась добиться прощения от султана, но его клятва была аннулирована только после собрания факихов и вынесения специальной фетвы о возможности её снятия. В тот момент, когда жители города покидали его, султан выдал специальное разрешение для возможности остаться в Иерусалиме части иоаннитов для ухода за тяжелобольными и ранеными, которые не могли уйти. К слову, когда крестоносцы захватили Иерусалим, они вырезали все коренное мусульманское население.

Салах ад-Дин стал образцом чести, мужества, справедливости, великодушия, щедрости, верности своему слову не только в мусульманских регионах, но и в европейских странах. Он отпустил на свободу короля Иерусалима и большинство христиан королевства, его армия никогда не занималась грабежами и третированием мирного христианского населения, христианским паломникам была обещана (да в общем, как показало время, и обеспечена) свободная возможность посещения Иерусалима. Салах ад-Дин был действительно благородным и благочестивым человеком, для которого Иерусалим являлся действительно Священным городом, в котором нет места насилию и жестокости.

Шах Ирана из династии Каджаров, правивший в 1848-1896 гг. Сын Мухаммада. Род. 17 июля 1831 г. ? 1 мая 1896 г. наследовал власть после своего отца в 1848 г. Это был умный, достаточно образованный и подготовленный к государственной деятельности молодой человек, имевший благие намерения покончить с вековой отсталостью Ирана и вывести страну из кризиса. Однако правление его началось в очень трудных условиях. В сентябре 1848 г., вскоре после смерти Мухаммада, в Иране стало шириться движение бабидов - религиозного течения, представители которого проповедовали начало новой эпохи, когда потеряли силу старые законы и порядки (в том числе основанные на Коране) и наступило время всеобщего равенства. вынужден был двинуть против них войска. После упорной осады солдаты взяли и разрушили главную твердыню бабидов у гробницы Шейх-Табарси. Но на этом волнения не закончились. В феврале 1850 г. был раскрыт бабидский заговор в Тегеране. Заговорщики планировали убить шаха и захватить власть. Весной того же года вспыхнуло восстание бабидов в Зинджане. На непокорных была двинута 30-тысячная шахская армия, использовавшая против повстанцев артиллерию. Тем не менее город сдался только в конце декабря. Большинство участников восстания пали в боях или были казнены. Другим центром бабидского движения стала горная область Нейриза. Упорные бои с повстанцами продолжались здесь вплоть до начала 1851 г. Наконец, перебив огромно количество людей, шахские войска и здесь установили порядок. Разделавшись с непокорными, смог приступить к преобразованиям. Проводником реформ в Иране стал мирза Таги-хан. Происходивший из простого сословия (отец его сначала был поваром, а затем управляющим в доме первого министра Мухаммад-шаха), он сделал блестящую карьеру и в 1843 г. получил титул хана. В молодости мирза Таги-хан вместе с дипломатической миссией ездил в Петербург, затем некоторое время пробыл в Турции, переживавшей в то время эпоху танзимата. Наблюдая за порядками в других странах, Таги-хан сделался убежденным сторонником реформ. По возвращении из Турции он был назначен визирем в Азербайджан, правителем которого являлся в то время молодой принц. Тогда и произошло их сближение. После смерти Мухаммад-шаха мирза Таги-хан вместе со своим господином прибыл из Тебриза в Тегеран и был назначен первым визирем и командующим армией. В первую очередь он занялся реорганизацией армии и повел упорную борьбу с недисциплинированностью и расхлябанностью воинских частей и их командиров, с кражей казенных денег и прочими неприглядными явлениями, разъедавшими иранские войска. Он ввел новую систему набора, по которой каждая облагаемая налогом единица (деревня, землевладелец, город) должна была поставить определенное количество рекрутов и содержать затем их семью. Срок службы солдата определялся в 20 лет. Правительство ежегодно определяло количество полков для каждой провинции и размеры бюджета на их содержание. Сформированная таким образом армия хотя и была лучше дореформенной, все же оставалась очень далекой от совершенства, ее боевые качества были низкими. Таги-хан также повел борьбу с широко распространенным казнокрадством, продажей государственных постов, взяточничеством и другими злоупотреблениями. Было сокращено значительное число чиновников, которые при Мухаммад-шахе получали большое жалование, не выполняя по существу никакой работы. Таги-хан провел ревизию частных и государственных земель и пересмотрел размеры поземельного обложения. В результате этой и других ограничительных мер финансовое положение Ирана значительно улучшилось, что привило к ликвидации бюджетного дефицита. Таги-хан стремиля установить внутренний порядок в стране, вел борьбу со злоупотреблениями губернаторов и грабежами на торговых дорогах, поощрял развитие внутренней промышленности, в частности построил в Иране первые оружейные заводы. Много было сделано для развития просвещения. Так, в Тегеране он открыл высшую школу Дар-эль-фунун (Дом наук). Стала выходить первая официальная газета. Были основаны типография и государственная больница. Молодой -шах сначала всецело поддерживал своего визиря и даже выдал за него замуж свою родную сестру. Но затем врагам мирзы Таги-хана удалось внушить шаху подозрение, что тот проводит реформы только с целью добиться популярности среди населения и особенно среди солдат. В результате Таги-хан впал в немилость. В ноябре 1851 г. он был смещен со всех постов и сослан в Кашан, где в январе 1852 г. его казнили. После смерти энергичного визиря преобразовательская деятельность во многом оказалась свернутой. Между тем внешнеполитическое положение страны продолжало ухудшаться. Провалом закончилась попытка а распространить власть Ирана на Западный Афганистан. В 1856 г. после полугодовой осады иранские войска овладели Гератом. Этот захват вызвал резкий протест со стороны Великобритании, усмотревшей в нем серьезную угрозу для своих индийских владений. Англичане разорвала отношения с Ираном и 1 ноября того же года начали против него войну. В конце марта 1857 г. английская армия после бомбардировки захватила порт Мохаммеру и двинулась на судах вверх по реке Курун. Хотя исход войны был еще далеко не ясен, шах запросил мира, вывел свои войска из Герата и признал независимость Афганистана. Во внутренней политике продолжалось проведение осторожных реформ. В 1858 г. учредил у себя министерства (внутренних дел, юстиции, просвещения, почт и телеграфа). Было открыто несколько новых школ (прежде всего военных) и осуществлена некоторая европеизация костюмов придворных. В 1873 г. шах впервые посетил Вену, после чего стал часто ездить в Европу. Эти роскошные путешествия, во время которых приобреталось множество дорогих вещей, были весьма накладны для казны. Денег часто не хватало и приходилось прибегать к займам под большие проценты. Чтобы вернуть долги, шах начал продавать иностранцам лицензии на различные виды предпринимательской деятельности, включая учреждение банков. Вследствие этого зависимость Ирана от иностранного капитала возрастала с каждым годом. Так, в 1889 г. английский бизнесмен Рейтер основал в Иране Шахиншахский банк. В первые же годы своего существования банк открыл отделения во всех крупных городах страны и сделался главным иранским банком. Шах предоставил ему монопольное право выпуска банкнот. Но очень скоро обнаружилось, что банк проводит свою политику всецело в интересах Великобритании и что многие его меры невыгодны для иранской торговли. Своеволие иностранцев вызывало возмущение иранских купцов. Еще больший резонанс в стране вызвала табачная лицензия. Дело началось с того, что в марте 1890 г. шах предоставил английскому майору Тальботу на 50 лет монополию на производство, продажу и экспорт табака. Всем землевладельцам, производящим табак, предписывалось зарегистрироваться у агентов кампании под угрозой штрафа или тюремного заключения. Запрещались утаивание или самовольная продажа произведенного табака. Концессионерам предоставлялось право монопольного и произвольного установления цен на табачные изделия. Эта концессия задела интересы самых широких слоев иранского общества, начиная с производителей табака и кончая купечеством и потребителями, поскольку табак с давних пор выращивался почти на всей территории Ирана и являлся одной из главных статей торговли. Возмущение монополией и политикой правительства прокатилось по всей стране. В 1891 г. во многих областях Ирана начались волнения. Самое активное участие в борьбе против табачной монополии приняло духовенство. Его глава хаджи Мирза Мухаммад Хасан Ширази провозгласил запрет на курение табака. После объявления фетвы кальяны и трубки исчезли не только из публичных мест, но и из частных домов. Табачные торговцы Шираза и Исфахана ликвидировали запасы табака, который, согласно распоряжению правительства, они должны были продать англичанам. Многие плантаторы уничтожили даже семена табака, решив прекратить его разведение. В декабре 1891 г. бурная демонстрация против табачной концессии развернулась перед шахским дворцом в Тегеране. Чтобы разогнать ее, войска применили оружие. При этом были убиты 7 человек. В конце концов шах вынужден был аннулировать концессию и выплатить компании неустойку в размере 500 тысяч фунтов стерлингов. Урон, нанесенный престижу шаха в результате этой авантюры, был огромным. В стране возникло несколько тайных организаций, ставивших своей целью борьбу против шаха и проводимой им политики. 19 апреля 1896 г. член одной из таких организаций мирза Реза Кермани совершил покушение на а. Шах был убит, и престол перешел к его сыну Музаффар ад-дину.


Смотреть значение Насир Ад-дин в других словарях

Дин-дин — см. дин-дон
Толковый словарь Кузнецова

Дин-дон — , ДИН-ДО́Н; ДИНЬ-БО́М; ДИНЬ-ДИ́НЬ; ДИНЬ-ДО́Н, межд. Употр. для обозначения звона, звяканья. * Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин-дин-дин (Пушкин).
Толковый словарь Кузнецова

Саладин, Салах Ад-дин — урожд. Юсуф Ибн Айюб (1137–1193) – султан Сирии и Египта, главный враг крестоносцев в борьбе за Землю Обетованную. Казнил выдающегося мистика Сохраварди.
Политический словарь

Ала-ад-дин Хильджи — правитель в 1296-1316 Делийского султаната. ЗавоевалДекан и Юж. Индию, объединив под своей властью практически всю Индию.Проводил политику централизации государственной власти.

Джелал-ад-дин (? 1231) — хорезмшах с 1220, полководец. Возглавлял борьбус монголо-татарскими завоевателями на территории Ср. Азии и Хорасана. Егопоходы с 1224 в Иран и Закавказье сопровождались........
Большой энциклопедический словарь

Джемаль-ад-дин Аль-афгани (1839-97) — мусульманскийрелигиозно-политический деятель. Призывал к объединению мусульман во имяборьбы против западно-европейского влияния, идейный предшественникпанисламизма.
Большой энциклопедический словарь

Дин Лин — (наст. имя - Цзян Бинчжи) (1907-86) - китайская писательница.Реалистические романы "Вэй Ху" (1930), "Солнце над рекой Сангань" (1948;Государственная премия СССР, 1952), повесть "Наводнение"........
Большой энциклопедический словарь

Мухаммед Ii Ала-ад-дин (? 1220) — хорезмшах (с 1200), распространил своювласть на Иран, Азербайджан, Хорасан, Афганистан, Мавераннахр и др.территории, разгромил каракитаев; потерпел поражение в войне с Чингисханом(1220).
Большой энциклопедический словарь

Насир Хосров — Абу Муин (1004 - после 1072) - таджикский и персидский поэт,философ, религиозный деятель. Религиозно-философские трактаты, диванфилософского содержания (11 тыс. бейтов), поэма........
Большой энциклопедический словарь

Салах-ад-дин — (Саладин) (1138-93) - египетский султан с 1175. Основательдинастии Айюбидов. Возглавлял борьбу мусульман против крестоносцев.
Большой энциклопедический словарь

— правитель Делийского султаната в 1211-36 издинастии Гулямов. По происхождению тюрок из Ср. Азии, гулям (раб) султана.
Большой энциклопедический словарь

Ала-ад-дин Бахман-шах — основатель гос-ва Бахмани, правил в 1347-58. Иктадар на службе у делийского султана, пришел к власти в результате восстания мусульм. знати Декана против Делийского султаната.........

Ала-ад-дин Кей-кубад — (ум. 1236) - султан (с 1219) Сельджукского государства в М. Азии. При А. гос-во Сельджуков (см. Конийский султанат) достигло наибольшего политич. могущества. А. совершил в 1222 поход........
Советская историческая энциклопедия

Ала-ад-дин Риайят-шах — Ала-ад-дин I, - султан (1477-88) Малакки. В его правление Малаккский султанат переживал период наивысшего подъема. Успешно воевал с княжествами на Суматре - Пасаи и Ару; власть........
Советская историческая энциклопедия

Ала-ад-дин Хильджи — правитель (1296-1316) Делийского султаната. Пришел к власти, предательски убив своего дядю Джалал-ад-дина Хильджи. Значительно укрепил и расширил гос-во. Ввел единую адм.........
Советская историческая энциклопедия

Ахмед Ибн Яхья Ибн Мохаммед Хамид-эд-дин — (р. 1891) - имам и король Йемена (с 1948). Сын короля Яхьи и продолжатель его внутр. и внеш. политики, неогранич. монарх. До 1948 - мин. обороны и главнокомандующий, наместник пров.........
Советская историческая энциклопедия

Беха-ад-дин — Абу-ль-Махасин Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад (6.III.1145 - 1234) - араб. историк и мусульм. правовед, биограф Салах-ад-дина (Саладина) (1171-1193). Судья в Иерусалиме (1188-92) и Халебе (1193-1231).........
Советская историческая энциклопедия

Гияс-ад-дин Балбан — Улуг-хан, - султан Дели (1265-87) из династии Гулямов. Будучи рабом (гулямом) Ильтутмыша (см. Шамс-ад-дин Ильтутмыш), быстро выдвинулся как способный военачальник и стал одним........
Советская историческая энциклопедия

Гияс-ад-дин Туглак — правитель (1320-25) Делийского султаната, основатель династии Туглакидов. Выдвинулся во время правления Ала-ад-дина Хильджи благодаря успешной борьбе с монголами. Пришел........
Советская историческая энциклопедия

Джалал-ад-дин Фируз Хильджи — первый правитель (1290-96) из династии Хильджи в Делийском султанате, пришел к власти в результате победы одной из группировок тюркской воен.-феод. знати Индии. Был убит........
Советская историческая энциклопедия

Джелал-ад-дин — (Менгуберти) (ум. 1231) - хорезмшах с 1220, старший сын хорезмшаха Мухаммеда ибн-Текеша (см. Хорезм). Был способным полководцем. Возглавил сопротивление татаро-монголам, нанес........
Советская историческая энциклопедия

Джемаль-ад-дин Аль-афгани — Мухаммед Сеид (p. 1838/39 (1254 г. х.) - ум. 9.III.1897) - мусульм. религ.-политич. деятель, основоположник панисламизма, сторонник умеренной реформации ислама, направленной на приспособление........
Советская историческая энциклопедия

Дин Жу-чан — (ум. 11.II.1895) - кит. адмирал. В 70-80-х гг. поддерживал т. н. "движение за самоусиление" феод. Китая путем создания вооруж. сил и воен. пром-сти по зап.-европ. образцу. Принимал деятельное........
Советская историческая энциклопедия

дин-и Илахи — ("божественная вера") - гос. религия, введенная в Индии Акбаром в 1582. Разработана Абу-л-Фазлом. Введение этой религии имело целью примирить разл. религ. общины Индии, враждовавшие........
Советская историческая энциклопедия

Кутб-ад-дин Айбак — основатель и первый правитель (1206-1210) Делийского султаната. Среднеазиатский тюрок, в прошлом гулям. Выдвинулся на службе правителя Гура Шихаб-ад-дина Гури (он же Мухаммед-шах).........
Советская историческая энциклопедия

Мухаммед Ii Ала-ад-дин — (ум. 1220) - хорезмшах гос-ва Хорезмшахов (1200-20), второй сын хорезмшаха Текеша. При нем гос-во достигло предела своего могущества и терр. расширения. Его власть распространялась........
Советская историческая энциклопедия

Наср-эд-дин Шах — (1831-96) - иран. шах (1848-1896) из династии Каджаров. В период его правления были жестоко подавлены Бабидские восстания 1848-52. Н. ш. предоставил иностр. (англ. и рус.) капиталистам........
Советская историческая энциклопедия

Низам-уд-дин Ахмад Херати — (1549-94) - индийский историк. При Акбаре занимал высокие воен. посты, в 1585 был бахши (гл. интендантом армии) Гуджарата, с 1593 - бахши гос-ва. Автор большого труда "Табакат-и Акбари"........
Советская историческая энциклопедия

Салах-ад-дин — Саладин, Юсуф ибн Айюб (1138 - 4.III.1193) - егип. султан (1171-93), основатель династии Айюбидов. Курд по происхождению, С. был сыном Айюба ибн Шади - одного из военачальников сирийского........
Советская историческая энциклопедия

Сеид Зия-эд-дин Табатабай — (р. 1888) - иран. политич. деятель, журналист. Участвовал в либеральном движении в годы иран. революции 1905-11. В кон. 1-й мировой войны издавал газ. "Раад" ("Молния"). Был одним........
Советская историческая энциклопедия

Саладин, Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (по арабски Салах ад-Дин означает "Честь Веры"), (1138 - 1193), первый султан Египта из династии Айюбидов. Родился в Текрите (современный Ирак). Успех его карьеры стал возможным лишь благодаря условиям, сложившимся на Востоке в XII веке. Власть, принадлежавшая ортодоксальному халифу Багдада или еретикам Фатимидской династии Каира, постоянно "проверялась на прочность" визирями. Сельджукскую державу после 1104 года вновь и вновь делили между собой турецкие атабеки.

Иерусалимское королевство христиан, возникшее в 1098 году, существовало лишь потому, что оставалось средоточием внутреннего единства посреди общего распада. С другой стороны, энтузиазм христиан породил противоборство со стороны мусульман. Зенги, атабек Мосула, объявил "священную войну" и начал свои кампании в Сирии (1135 - 1146). Нур ад-Дин, его сын, продолжал завоевательную политику в Сирии, укреплял государственную организацию на своей территории и "широко провозглашал джихад".
Жизнь Саладина пришлась именно на тот период, когда возникла сознательная потребность в политическом объединении и защите ислама. По происхождению Саладин был армянским курдом. Его отец Айюб (Иов) и дядя Ширку, сыновья Шади Аджданаканского, были военачальниками в армии Зенги. В 1139 году Айюб получил от Зенги в управление Баальбек, а в 1146 году, после его смерти, вошел в число придворных и стал жить в Дамаске. В 1154 году благодаря его влиянию Дамаск остался во власти Нур ад-Дина, а сам Айюб стал управлять городом. Таким образом, Саладин получил образование в одном из знаменитых центров исламской науки и смог воспринять лучшие традиции мусульманской культуры.
Его карьеру можно разделить на три периода: завоевание Египта (1164 - 1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174 - 1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие кампании против христиан (1187 - 1192).

Завоевание Египта.

Завоевание Египта было необходимо Нур ад-Дину. Египет угрожал его державе с юга, будучи порой союзником крестоносцев, а также являясь оплотом халифов-еретиков. Поводом к вторжению послужила просьба изгнанного визиря Шевара ибн Муджира в 1193 году. В это самое время крестоносцы совершали набеги на города нильской дельты. И Ширку был отправлен в Египет в 1164 году вместе с Саладином, младшим офицером его войска. Обнаружив, что Ширку планирует не столько помогать ему, сколько захватить Египет для Нур ад-Дина, Шевар ибн Муджир обратился за помощью к христианскому королю Иерусалима Амальрику I. Крестоносцы помогали Шевару одержать победу над Ширку под Каиром 11 апреля 1167 года и заставить его отступить (в этой битве отличился племянник Ширку, молодой Саладин). Крестоносцы прочно обосновались в Каире, к которому несколько раз подступал вернувшийся с подкреплениями Ширку. Они также пытались, хотя и неудачно, осадить Саладина в Александрии. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта. Правда, в Каире, по условиям мирного договора, должен был остаться христианский гарнизон. Беспорядки, вскоре затеянные мусульманами в Каире, заставили Амальрика I вернуться в Египет в 1168 году. Он заключил союз с византийским императором Мануилом I Комнином, который в начале 1169 года морем послал в Египет флот и небольшой экспедиционный корпус. Умелое маневрирование (как политическое, так и военное) Ширку и Саладина, преследовавшее противника невезение, а также взаимное недоверие между крестоносцами и византийцами - все это препятствовало успешной координации действий. И потому обе армии, крестоносцев и византийцев, отступили из Египта. Ширку стал визирем при халифе Фатимидов, оставаясь при этом в подчинении Нур ад-Дина, но вскоре умер в мае 1169 года. Ему наследовал Саладин, фактически ставший правителем Египта с титулом "аль-Малик аль-Назир" (Несравненный Правитель).

Саладин - правитель Египта. Завоевание Сирии и Месопотамии.

В отношениях с фатимидским халифом Саладин проявлял необыкновенный такт, и после смерти аль-Адида, последовавшей в 1171 году, у Саладина было уже достаточно власти, чтобы во всех египетских мечетях заменить его имя на имя ортодоксального халифа Багдада.

Саладин основал свою династию Айюбидов. Он восстановил в Египте суннитскую веру в 1171 году. В 1172 году египетский султан отвоевал у Альмохадов Триполитанию. Саладин постоянно проявлял свою покорность Нур ад-Дину, однако его заботы о фортификации Каира и та поспешность, которую он проявил, снимая осады с крепостей Монреаль (1171) и Керак (1173), говорят о том, что он боялся зависти со стороны своего господина. Перед смертью мосульского правителя Нур ад-Дина между ними возникла заметная холодность. В 1174 году Нур ад-Дин скончался, и наступил период сирийских завоеваний Саладина. Вассалы Нур ад-Дина стали бунтовать против его юного ас-Салиха, и Саладин двинулся на север, формально с целью его поддержки. В 1174 году он вступил в Дамаск, взял Хамс и Хаму, в 1175 году захватил Баальбек и города, окружавшие Халеб (Алеппо). Успехом Саладин был обязан, в первую очередь, своей хорошо обученной регулярной армии из турецких рабов (мамлюков), включавшей в свой состав, в основном, конных лучников, а также ударные отряды конных копейщиков.
Следующим шагом стало достижение политической независимости. В 1175 году он запретил упоминать имя ас-Салиха в молитвах и выбивать его на монетах и получил формальное признание от багдадского халифа. В 1176 году он разгромил вторгнувшуюся армию Сайф ад-Дина Мосульского и заключил соглашение с ас-Салихом, а также с ассасинами. В 1177 году он вернулся из Дамаска в Каир, где построил новую цитадель, акведук и несколько медресе. С 1177 по 1180 годы Саладин вел войну против христиан из Египта, а в 1180 году заключил мирный договор с султаном Коньи (Рума). В 1181 - 1183 годах он был в основном озабочен положением дел в Сирии. В 1183 году Саладин вынудил атабека Имад ад-Дина обменять Халеб на малозначимый Синджар, а в 1186 году добился принесения вассальной клятвы со стороны атабека Мосула. Последний независимый правитель был наконец подчинен, и Иерусалимское королевство оказалось один на один с враждебной империей.

Завоевание Саладином Иерусалимского королевства.

Заболевание бездетного иерусалимского короля Болдуина IV проказой привело к борьбе за престолонаследие. От этого выиграл Саладин: он закончил покорение Сирии, не прекращая при этом набегов на христианские территории, хотя и потерпел поражение в битве при Рам-Аллахе в 1177 году.

Самым способным правителем среди крестоносцев был Раймонд, граф Триполитанский, но королем стал, женившись на сестре Болдуина IV, его враг Гвидо Лузиньян.
В 1187 году четырехлетнее перемирие было нарушено знаменитым разбойником Рейнальдом де Шатильоном из замка Крак де Шевалье, спровоцировав объявление священной войны, и тогда начался третий период завоевательных походов Саладина.
С приблизительно двадцатитысчной армией Саладин осадил Тиверию на западном берегу Генисаретского озера. Гвидо Лузиньян собрал под свои знамена всех, кого только смог (примерно 20000 человек) и двинулся на Саладина. Король иерусалимский пренабрег советом Раймонда Триполитанского и завел армию в безводную пустыню, где их атаковали и окружили мусульмане. Многие из крестоносцев возле Тиверии были уничтожены.
4 июля в битве у Хаттина Саладин нанес сокрушительное поражение объединенной христианской армии. Египетский султан сумел отделить кавалерию крестоносцев от пехоты и разбил ее. Только Раймонд Триполитанский и командовавший арьергардом барон Ибелин с небольшим отрядом кавалерии смогли прорваться через окружение (согласно одной из версий, с негласного одобрения Саладина, искренне уважавшего старого воина). Остальные крестоносцы были убиты или захвачены в плен, в том числе были пленены сам король иерусалимский, великий магистр ордена тамплиеров, Рейнальд Шатильонский и другие. Рейнальда Шатильонского Саладин собственноручно казнил. А Гвидо Лузиньяна впоследствии отпустил, взяв с того обещание, что он больше не будет воевать. Тем временем вернувшийся в Триполи Раймонд скончался от ран.
Саладин захватил Тиверию, Акру (ныне - Акко в Израиле), Аскелон (Ашкелон) и другие города (воины их гарнизонов, почти без исключений, попали в плен или погибли при Хаттине). Саладин уже шел на Тир, когда очень вовремя прибыл морем маркграф Конрад Монферратский с отрядом крестоносцев, обеспечив таким образом городу надежный гарнизон. Натиск Саладина был отбит.
20 сентября Саладин осадил Иерусалим. В отсутствие укрывшегося в Акре короля оборону города возглавил барон Ибелин. Однако защитников не хватало. Продовольствия тоже. Поначалу отвергнув относительно великодушные предложения Саладина. В конце концов гарнизон вынужден был сдаться. В пятницу 2 октября Саладин вступил в Священный город, который почти сто лет пребывал в руках христиан, и провел ритуал его очищения, проявив великодушие к христианам Иерусалима. Горожан Саладин отпустил на все четыре стороны при условии, что они внесут за себя соответствующий выкуп. Многим выкупиться не удалось, и они были обращены в рабство. Вся Палестина была захвачена Саладином.
В королевстве только Тир остался в руках христиан. Возможно, в том, что Саладин пренебрег взятием этой крепости до наступления зимы, заключался его самый грубый стратегический просчет. Христиане сохранили за собой мощный оплот, когда в июне 1189 году оставшаяся армия крестоносцев во главе с Гвидо Лузиньяном и Конрадом Монферратским напала на Акру. Им удалось отогнать армию Саладина, шедшую на выручку осажденным. Саладин не имел флота, что позволило христианам дождаться подкреплений и оправиться от поражений, которые они потерпели на суше. Со стороны суши армия Саладина окружила крестоносцев плотным кольцом. За время осады состоялись 9 крупных боев и неисчислимое множество мелких столкновений.

Саладин и Ричард Львиное Сердце.

8 июня 1191 года под Акру прибыл Ричард I Английский (впоследствии Львиное Сердце). В основном все крестоносцы признали молчаливо его лидерство. Ричард отогнал армию Саладина, шедшую осажденным на выручку, после чего повел осаду столь энергично, что мусульманский гарнизон Акры капитулировал 12 июля без разрешения Саладина.

Ричард закрепил свой успех прекрасно организованным маршем на Аскелон (современный Ашкелон в Израиле), что был проведен вдоль побережья, до Яффы, и великой победой при Арсуфе, в которой войска Саладина потеряли 7 тысяч человек, а остальные обратились в бегство. Потери крестоносцев в этом бою составили около 700 человек. После этой битвы Саладин ни разу не решался вступать с Ричардом в открытый бой.
В течение 1191 - 1192 годов имели место четыре небольшие кампании на юге Палестины, в которых Ричард проявил себя доблестным рыцарем и талантливым тактиком, хотя как стратег Саладин его превзошел. Английский король постоянно перемещался между Бейтнубом и Аскелоном, имея своей конечной целью захват Иерусалима. Ричард I постоянно преследовал Саладина, который, отступая, применял тактику выжженной земли - уничтожал посевы, пастбища и отравлял колодцы. Нехватка воды, отсутствие корма для лошадей и рост недовольства в рядах его многонациональной армии вынудили Ричарда прийти к заключению, что осадить Иерусалим он не в состоянии, если не хочет рисковать практически неизбежной гибелью всего войска. В январе 1192 года бессилие Ричарда проявилось в том, что он отказался от Иерусалима и стал укреплять Аскелон. Переговоры о мире, происходившие в это же время, показали, что Саладин является хозяином положения. Хотя в июле 1192 года Ричард одержал две великолепные победы у Яффы, мирный договор был заключен 2 сентября, и он стал триумфом Саладина. От Иерусалимского королевства остались только береговая линия и свободный путь на Иерусалим, по которому христианские паломники без проблем могли добираться до Святых мест. Аскелон был разрушен. Несомненно, что причиной гибели королевства стало единство исламского Востока. Ричард вернулся в Европу, а Саладин - в Дамаск, где он и скончался после непродолжительной болезни 4 марта 1193 года. Он был похоронен в Дамаске и был оплакан на всем Востоке.

Характеристика Саладина.

Саладин обладал ярким характером.

Будучи типичным мусульманином, суровым по отношению к неверным, захватившим Сирию, он, однако, проявлял милосердие к христианам, с которыми непосредственно имел дело. Саладин прославился среди христиан и мусульман как истинный рыцарь. Саладин был очень прилежен в молитвах и постах. Он гордился своим родом, заявляя, что "Айюбиды были первыми, кому Всевышний даровал победу". Его великодушие проявилось в уступках, оказанных Ричарду, и его отношении к пленникам. Саладин был необыкновенно добр, кристально честен, любил детей, никогда не падал духом и был истинно благороден по отношению к женщинам и всем слабым. Более того, он проявил истинно мусульманскую преданность священной цели. Источник его успехов заключался в его личности. Он смог объединить исламские страны для борьбы с завоевателями-крестоносцами, хотя и не оставил своей стране кодекса законов. После его кончины империя поделена между его родственниками. Будучи способным стратегом, Саладин, однако, не мог сравниться с Ричардом в тактике и, кроме того, имел армию из рабов. "Мое войско ни на что не способно, - признавался он, - если я не поведу его за собой и не буду каждый миг присматривать за ним". В истории Востока Саладин остался завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, наконец, святым, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама.

Использованная литература.

1. Смирнов С.А. Султан Юсуф и его крестоносцы. - Москва: АСТ, 2000.
2. Всемирная история войн/ отв. ред. Р. Эрнест и Тревор Н. Дюпюи. - Книга первая - Москва: Полигон, 1997.
3. Всемирная история. Крестоносцы и монголы. - Том 8 - Минск, 2000.