Парцелляция
Эллиптические предложения
Эллиптические предложения. Явление парцелляции.
Эллиптические предложения - особый вид неполных предложений. В них всегда отсутствует глагол-сказуемое. Отличаются тем, что они понятны без контекста и без ситуации. В эллиптических предложениях не принято ставить тире на месте пропуска.
Эллиптироваться могут глаголы:
глаголы бытия, нахождения в пространстве. что? кто? → где? пример: Книга на столе.(лежит)
глаголы движения. кто? → куда? откуда? примеры: Мы в школу. Мы из школы. Татьяна в лес, медведь за ней.(идём)
глаголы речи, мысли. кто? → о чём? о ком? примеры: Кто о чём, а вшивый о бане. (мечтает, думает)
глаголы энергичного, агрессивного действия. кого? → чем? за что? примеры: А вы бы его за волосы! Доской их, доской! Как пройдёт рыжий, я сразу в глаз ему!(схватите,ударьте)
Парцелляция - разделение единого в языке предложения с помощью точки на ряд высказываний. Пример: Он обещал приехать. И приехал. (парцеллят, который не является самостоятельным предложением)
Парцеллироваться могут:
Однородные члены (в том числе сказуемые)
Второстепенные члены
Части сложного предложения
Цели использования: ритмизация текста; выделение важных фрагментов информации;
Здесь структура речи максимально приближается к процессу мысли. Мышление человека дискретно (прерывно) и ассоциативно (актуализирующая проза).
основная причина (общее условие) обособления - это осложненность содержания, передаваемого обособленным членом предложения. Средствами обособления членов предложения являются выделительная интонация и порядок слов (инверсивное или дистантное расположение второстепенного члена предложения).
Наряду с общим условием обособления, свойственным всем обособляемым членам предложения (большая смысловая нагрузка, выражающаяся в осложнённости содержания и дополнительной предикативности), существуют и частные условия, обнаруживаемые при обособлении тех или иных членов предложения. К ним относятся следующие.
1. Уточняющий или поясняющий характер одного члена предложения по отношению к другому может способствовать его выделению. Члены предложения, осложненные значением уточнения или пояснения, стоят всегда непосредственно после уточняемого или поясняемого слова. Уточняющий член конкретизирует уточняемый, т.е. в содержательном плане они не равнозначны и соотносятся как род и вид, общее и частное, а поясняющий член равнозначен поясняемому, но называет поясняемое более понятно для данной ситуации. Например: Я иду к пруду, на свое любимое место, между шиповниковой клумбой и березовой аллеей, и ложусь спать (Л. Т.); Мы быстро собрались и отправились на Павелецкий вокзал, к ночному поезду (Паст.); Лето после государственных экзаменов я провел у родителей на даче в Молодях, близ станции Столбовой по Московско-Курской железной дороге (Паст.); Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой (Чак.); Я... добрался наконец до большого села с каменной церковью в новом вкусе, т.е. с колоннами, и обширным господским домом (Т.).
2. Степень распространенности члена предложения может влиять на обособление обстоятельств, приложений. Ср., например: Она вошла в зал не постучавшись (Шол.). Деепричастие не обособляется, поскольку имеет очень близкое к наречию значение, оно характеризует действие, обозначенное глаголом, - вошла не постучавшись. При распространении этого обстоятельства - Она вошла в зал, даже не постучавшись предварительно, - возникают условия для обособления, так как в таком случае усиливается самостоятельность обозначаемого деепричастием действия: Вошла и не постучалась предварительно. То же осложнение значения может появляться и у приложения. Ср.: Старик сторож дежурил на бахче. - Бодрый еще старик, сторож дежурил на бахче.
3. Синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов может выступать как дополнительное условие обособления при отнесенности к личному местоимению. Личное местоимение не способно сочетаться с определениями непосредственно, так как оно не обозначает лицо, а лишь указывает на него. Редкие случаи употребления необособленных определений при личных местоимениях лишь подтверждают их необычность и неестественность, например: «Моя „она“» - название одного из рассказов А.П. Чехова. Или: Красный директор и бледные мы глядели в упор на Ивана Петровича (Ч.); И воистину ты - столица для безумных и светлых нас (Ахм.). Лексическая несочетаемость личного местоимения (его бескачественность) и прилагательного приводит к обособлению, так как в таком случае непосредственность связи нарушается и появляется отнесенность к глаголу-сказуемому, например: Утомленный долгой речью, я закрыл глаза (Л. Т.); Бледный, с дрожащей нижней челюстью, он стоял над нею и умолял успокоиться (Л. Т.). Такие определения всегда осложнены дополнительным смыслом, они не способны передавать только определительное значение, так как связаны и со сказуемым: Лишенный природой дара слова, он [кот] ни в чем не мог оправдаться (Булг.) - Не мог оправдаться, так как был лишен дара слова.
1. Обособление может быть вызвано соседством других обособленных групп слов. Например, в предложении Вправо, в нескольких саженях от меня, стоял какой-то незнакомый шалаш, влево - серый неуклюжий столб с широкою дощатою крышей, с кружкой и с доской (Кор.) несогласованное определение с широкою дощатою крышей, с кружкой и с доской не обособляется. Однако, если его поместить после другого определения - обособленного, оно становится обособленным: ...Влево - серый неуклюжий столб, совсем покосившийся, с широкою дощатою крышей...
2. Сопутствующим условием обособления может явиться слабая синтаксическая связь той или иной словоформы с управляемым словом. Это обнаруживается, например, при отрыве слабоуправляемых словоформ от глаголов. Например: В кухне молодая женщина, в платочке и калошках на босу ногу, стояла на подоконнике и мыла окно (Пан.). В варианте предложения без обособленного несогласованного определения словоформы в платочке и калошках тяготеют к сказуемому: стояла в платочке и калошках
Класс _______________
Предмет_________________
Дата:
Тема : Понятие об обособлении. Условия обособления.
Цель: изучить особенности обособления.
Задачи:
обучающие:
Повторить что такое обособления, понятие обособления, условия обособления;
Сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия устная и письменная речь, гласные и согласные звуки;
2. развивающие:
Создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Продолжить развитие творческих способностей;
Формирование орфографической зоркости;
3. воспитательные:
Воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование : учебник, раздаточный материал
Методы работы : устная, письменная
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку.
Актуализация знаний.
Ребята, мы продолжаем путешествие по разделу «Синтаксис. Пунктуация простого предложения», а также «Простое осложненное предложение».
Вспомним, чем может быть осложнено простое предложение?
Однородными членами предложения, обращением, вводными словами и др.
Верно. Поработаем с предложением, записанным на доске. Выполним синтаксический и пунктуационный разборы.
Луна только что выбралась из-за бугра и освещала две маленькие , тонкие , низкие тучки .
Комментарий учащихся: предложение простое, повествовательное, невосклицательное. Между однородными сказуемыми выбралась и освещала запятая не ставится, так как они соединены неповторяющемся соединительным союзом И.
Между определениями маленькие , тонкие , низкие ставятся разделительные запятые, так как это однородные определения, связь между ними бессоюзная.
Какие члены предложения называются однородными?
Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксическую функцию.
Когда определения считаются однородными? Определение является однородными, если характеризуют предмет с одной стороны. Знания, которые мы повторили, пригодятся при рассмотрении нового материала.
Попробуем определить тему урока, прослушав грамматическую сказку. Переведите её на язык науки.
Из жизни Обособленных членов предложения
Живут в государстве Синтаксис необычные единицы предложения – Обособленные. Они не похожи ни на Главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает их отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений и Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружат себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда Предлоги, иногда связывают между собой с помощью Союзов. А уж как интонация служит! Попробуй произнеси из без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В Пунктуационном своде законов им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.
Итак, тему определили и записали. А какую цель мы поставим перед собой?
Научиться распознавать обособленные члены, ставить правильно знаки препинания.
Изучение нового материала.
Ребята, вспомните, что такое обособление?
(Выделение по смыслу членов предложения. В речи интонационно, а на письме – знаками препинаниями).
С какими обособлениями вы знакомы? (Обособляются причастные обороты, если стоят после определяемого слова, деепричастия и деепричастные обороты, сравнительные обороты).
Обратимся к словарю.
Обособить – определить особо, выделить, выгородить, исключить из общего. В. Даль
Обособление – интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ.
Краткий справочник по современному русскому языку .
Ребята, термин «обособленные члены предложения» ввел в науку известный ученый-лингвист Плешковский.
Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения.
Изучение правила в учебнике ___________________
Дополнительный материал по обособлению
1)Я стоял очарованный, не желая нарушать этот мираж.
Запятая в предложении не ставится, так как причастие очаровательный является частью составного именного сказуемого.
2) На небе задумчиво замерли лёгкие облака, ещё розовые от заката.
Запятая в предложении ставится, так как в предложении есть прилагательное с зависимым словом.
Закрепление.
Задания. Спишите текст, разделяя запятыми однородные члены и выделяя запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Подчеркните эти обороты как члены предложения.
Настоящий любитель природы замечает малейшие изм…нения происходящие в лесу весной летом осенью.
Равн…душный к природе шагает по лесной дороге ни на что (не) обращая внимания. Любитель природы обязательно замет…т тонкий голубоватый туман висящий над дорогой и над полянами заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утре(н, нн) ей и вечерней зорь и многое из того, чего (не) увидят равн…душные к природе. И запахи осе(н, нн) его леса почувствует человек, близкий к природе.
Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.
1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).
2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).
3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).
Упражнение ________________
Подведение итогов.
Какие члены предложения называются обособленными?
В каком случае обособляются определения?
Для каких стилей речи характерны обособленные определения?
Домашнее задание.
_________________
_________________
Р.р.
***
Р.р.
Р.р.
***
***
***
Осложнённое предложение
1) однородные члены;
4) обращения;
Общее понятие об обособлении
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕНИИ
Обособление-один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания. Обособленные члены обладают определённой самостоятельностью и способны сами стать отдельным предложением или его центром. Если сравнивать это синтаксическое явление с жизнью людей, то легко представить, что подросший ребёнок в семье, подросток, и есть в некотором роде обособленный член семьи: у него есть своя территория в пределах квартиры (предложения), он закрывает за собой дверь (ставит запятые), он имеет своих друзей (зависимые слова), но пока он зависит от родителей. Но он вырастет и создаст свою отдельную семью-предложение.
Посмотрим, как обособленные члены могут легко трансформироваться в отдельные предложения:
Облака , подобные низкому дыму, быстро неслись со стороны моря.
В первом предложении обособлено определение, выраженное прилагательным подобные с относящимися к нему словами. Это определение может быть заменено отдельным предложением или придаточным предложением в составе сложного: Облака быстро неслись со стороны моря. Они были подобны низкому дыму.
Облака, которые были подобны низкому дыму, быстро неслись со стороны моря.
Обособленные члены предложения делятся на две группы:
1) обособленные второстепенные члены, близкие по значению к предложению;
2) уточняющие члены предложения.
Приведём краткую обобщающую таблицу обособленных членов с примерами тех типов обособлений, что проверяется на экзамене ОГЭ (2016 год)
ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Причастный оборот после главного слова.
Дорога , идущая вдоль леса. СРАВНИМ: идущая вдоль леса дорога (обособления нет)
2. Оборот с прилагательным с зависимыми словами.
Окно , мокрое от дождя. День , похожий на остальные.
3. Два одиночных прилагательных, однородных, стоящих после главного слова.
Наступило утро , морозное и туманное.
4. Причастный оборот до главного слова, если главное слово ИМЯ собственное или оборот имеет значение ПРИЧИНЫ.
Разозлённый, Никитин гневно сверкнул глазищами. (причина, почему сверкнул?)
5. Определение, относящееся к личному местоимению:
Молодые, мы мечтали о космических далях и неведомых мирах . (личное местоимение)
ОБОСОБЛЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Имя существительное, стоящее в том же падеже что и главное слово, называет предмет речи ДРУГИМ СЛОВОМ, уточняет, кто он или кем является.
Артём и Илья, одноклассники, сдали тест первыми.
ОБОСОБЛЕННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ
1. Из числа дополнений бывают обособленными очень немногие, а именно дополнения с предлогами
кроме, помимо, исключая, сверх, помимо, включая:
Кроме него, пришло ещё пять человек.
Все ребята, включая Илью и Артёма, ответственно относятся к выполнению заданий.
ОБОСОБЛЕННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
1. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие
Расположившись на насыпи, мы стали наблюдать за приближающимся поездом.
2. Всегда является обособленным оборот с предлогом несмотря на
Несмотря на усталость, мы были полны решимости добраться до деревни засветло.
УТОЧНЯЮЩЕЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
1. Два обстоятельства, второе из которых уточняет МЕСТО или ВРЕМЯ.
Там, далеко позади нас, остался шумный город.
Сирень росла прямо под окнами, рядом с калиткой.
Тогда, в детстве, всё казалось более простым и понятным.
У забора, у самой калитки, в ноябре расцвели маргаритки.
Обособленное обстоятельство
ОБОСОБЛЕННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - это одиночные деепричастия и деепричастные обороты.
Деепричастие - особая форма глагола, отвечает на вопросы что делая? и что сделав? , относится всегда к глаголу и обозначает добавочное действие по отношению к основному. Например, в предложении
Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке, Левин опять вернулся в гостиницу и, положив перед собой часы, сел, ожидая двенадцати .
выделенные слова - деепричастия, подчёркнуты как обстоятельства вместе с зависимыми от них словами, то есть деепричастными оборотами (=ДО)
Нельзя путать деепричастие с суффиксом ВШИ и причастие с суффиксом ВШ, например:
Мальчик , улыбнувшийся мне, побежал по дорожке-это причастие и причастный оборот; а мальчик, улыбнувшись мне, побежал по дорожке;
Вернувшиеся с работы родители ничего не заметили- причастие и причастный оборот; вернувшись с работы, родители ничего не заметили- деепричастие и деепричастный оборот;
Нельзя путать деепричастие с суффиксом А/Я и причастие с суффиксом УЩ/ЯЩ/АЩ/ЮЩ, например:
Улыбающийся и улыбаясь; готовящийся и готовясь; увлекающийся и увлекаясь.
Основные правила обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
В отличие от причастий и причастных оборотов, одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми всегда, независимо от места их расположения, за исключением случаев:
Если деепричастие включается в устойчивый оборот: работать спустя рукава (ср.: засучив рукава), работать не покладая рук; бежать высунув язык; бежать сломя голову; слушать затаив дыхание; слушать развесив уши и др.: В трудные дни он работал с нами рук не покладая. Некоторые из них (спустя, сломя) имеют архаичную форму и в современном языке уже не являются деепричастиями;
Если деепричастие непосредственно примыкает к глаголу и имеет значение образа действия: Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей - бегут как?; Сергей долго лежал не шевелясь - лежал как? Такие деепричастия по функции сближаются с наречием: Это упражнение делают сидянастуле; Он читал лежа; Рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна .
По особым правилам выделяются запятыми деепричастия и деепричастные обороты при наличии нескольких сказуемых или нескольких деепричастных оборотов.
Обособленные определения- это выделенные по смыслу при помощи интонации и запятых определения, которые могут быть заменены на отдельное предложение.
Определения, которые не выделяются запятыми, называются необособленными.
Сравним предложения:
1).Наступила ясная, морозная ночь. Два однородных нераспространённых необособленных определения.
2).Наступила ночь, ясная, морозная. Два однородных нераспространённых обособленных определения.
3).Ночь была морозная, ясная. Составное именное сказуемое с двумя именными частями.
Обратите внимание на запятую перед первым определением во 2-м примере, это и есть обособление. В 3-ем предложении слова ясная и морозная уже не определения, они стали сказуемым.
Существуют определённые ПРАВИЛА ОБОСОБЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ .
Оособление по типу 1.
Причастный оборот обособляется, если стоит после главного слова. Схема: ГС+ПО.
Человек , |не помнящий прошлого|, лишает себя будущего.
Меняем местами ПО и ГС: |Не помнящий прошлого| человек лишает себя будущего. Обособления нет!.
Примечание : практически все ошибки на постановку запятой связано с этим правилом, точнее, его нарушением. НЕТ ТАКОГО правила: причастный оборот выделяется запятыми. Он выделяется при соблюдении схемы ГС+ПО. Если же схема ПО+ГС, оборот выделяется только при соблюдении условий ТИП 4 и ТИП 5.
Оособление по типу 2.
Определительный оборот после главного слова Схема: ГС+ОО.
Были слышны звуки , |похожие на стоны деревьев|.
Примечание к ТИПУ 1 действует и для этого правила.
Оособление по типу 3.
Несколько нераспространённых определений, соединённых союзом и (или без него, с запятой) после главного слова. Схема: ГС+Определение + И+ Определение.
Мартовская ночь , облачная и туманная, окутала землю.
Весенний дух , весёлый и беспутный, ходил повсюду.
Обособление по типу 4.
Перед определяемым словом, если определение имеет значение причины или уступки. Если такого значения нет, то оборот по общему правилу не выделяется.
|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день оказался заселенным.(Нет причины, нельзя утверждать, что его заселили потому, что он оказался повешенным. Обособления нет).
|Измученная многодневной засухой|, земля жадно утоляла жажду. (Почему?Потому, что была измучена засухой.) Схема: ПО+ГС.
Обособление по типу 5.
Обособление происходит всегда, если определение относится к личному местоимению. Схема: ПО+ГС.
|Увлечённый разговором|, он прислушался. Разгорячённый и взволнованный, он вбежал в комнату.
Рассмотрим конкретные примеры (взяты из ОБЗ ФИПИ), используя следющий алгоритм:
а) найдём все слова, отвечающие на вопрос определения;
б) найдём главные слова, к которым относятся эти определения и решим однородные есть/нет.
в) попробуем поставить вопросы от причастия или прилагательного к другим словам, чтобы убедиться, что зависимых слов нет/ есть;
г) посмотрим на типы обособлений 1-5 и сверим с расставленными запятыми, укажем тип обособления, если оно имеет место.
1.(1) Черноволосый, (2) взъерошенный, он был похож на (3) маленького (4) исхудалоговолчонка, и его (5) ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.
Под цифрами 1 и 2 обособленные нераспространённые однородные определения, стоят перед личным местоимением ОН, тип обособления 5; 3 и 4 - необособленные нераспространённые неоднородные определения; под цифрой 5 - одиночное необособленное определение.
2.Стадо телят и бычков втянулось на (1)старую, |(2)заваленную деревьями| просеку. Два однородных определения, относятся к слову «просека». 1-е необособленное, одиночное. 2-е распространённое необособленное, выраженное причастным оборотом. Обратите внимание: если в задании требуется найти необособленное распространённое определение, это будет чаще всего причастный оборот, стоящий ДО главного слова.
3.И она направилась к своей (1)верной подруге Зиночке Крючковой, (2)всё ещё поддерживающей полку с проволочной моделью атомаОпределений два: под цифрой 1 необособленное нераспространённое определение, относится к слову «подруга»; под цифрой 2 распространённое, выражено причастным оборотом, обособленное. ТИП 1
4. (1)Глубокая и (2)тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это (3)чёрное зеркало смотрелись с обрыва (4)задумчивые ели , (5)тонкие берёзки , (6)|тронутые желтизной|. Под цифрами 1, 2, 3, 4, 5 необособленные нераспространённые определения; 1 и 2 однородные; 6 распространённое, выражено причастным оборотом, обособленное, тип 1.
Голуби узнали его, затрепетали над головой, садились ему на плечи, он брал их , воркующих, встревоженных, и прятал под куртку, за пазуху. Определений два, одиночные, однородные, соединены интонацией, обособленные (перед первым и после второго стоит запятая) по типу 3.
Обособленное дополнение
Обычно дополнения тесно связаны с теми словами, к которым относятся, поэтому обособляются редко.
Как обособленные дополнения рассматриваются обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением,
сверх, исключая, наряду с, вместо и др.:
Я ничего не слышал, кроме шума листьев. (А. Пушкин)
Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей. (М. Горький).
В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. (Пауст.)
Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля. (М. Г.)
Информация для учителей: в различных школьных учебниках обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо относят то к обособленным, то к уточняющим членам предложения. Размещение данного материала в группе "Обособленные члены" продиктовано тем, что в тестах ОГЭ данные дополнения считаются обособленными, при этом на данный момент времени заданий на поиск обособленного дополнения всего два, и в двух случаях это оборот со словом «кроме.»
Такие уточняющие дополнения могут стоять не только после уточняемого члена, но и перед ним. В предложении уточняющие дополнения и уточняемые слова могут быть разными членами, например:
За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо. Уточняемый член все - подлежащее, а уточняющий «за исключением отдельных учеников» - дополнение.
Обособленное приложение
ОБОСОБЛЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ-это выделенное запятыми или тире приложение.
Приложение входит в группу из 4 слов, имеющих отношение к ПРИЗНАКУ.
1. ПРИЗНАК
2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
3. ПРИЧАСТИЕ
4. ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ – это определение, которое выражено именем существительным.
Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д. Например, город (какой?) Москва, студент-первокурсник, одноклассники Сергея-Лёша и Максим
Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.
Приложение может быть нераспространённым (состоящим из одного существительного) и распространённым (состоящим из существительного с зависимым словом или словами).
В зависимости от различных условий, приложение может обособляться, то есть выделяться знаками препинания, или быть необособленным. В задании 9 требуется найти обособленные приложения. Запомним, что для обособления приложений могут быть использованы как тире, так и запятые.
Рассмотрим на примерах:
1. Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. Приложение мужики-школьники с зависимым словом маленькие составляют распространённое приложение, с двух сторон выделено запятыми. Это приложение относится к слову дети , поясняет его значение, даёт авторскую оценку.
2. Лисапета Вторая нацарапала записочку Вере, своей соседке по парте: «Жеку теперь засмеют!» Приложение соседке с зависимыми словами своей и по парте составляет распространённое приложение, даёт нам понять, кто такая Вера, характеризует её.
3. И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду. Нераспространённое приложение школьник уточняет, кто такой мальчишка , какой он.
4. Это был светлячок - маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку. Информацию о светлячке (какой он?) передаёт распространённое приложение. Особенностью данного обособления является использование тире: оно ставится, если приложение заканчивает предложение, в данном случае приложение стоит в конце первого простого предложения в составе сложного.
Обращаем внимание на то, что тире часто используется между подлежащим и сказуемым. В чём разница? Обратимся к примерам. В первом предложении слово соседка является сказуемым, его именной частью. Другого сказуемого нет!
Вера- соседка по парте.
Во втором предложении сказуемое есть, поэтому эти же слова уже стали приложением.
Обратилась к Вере, соседке по парте, с вопросом.
Очень важно понимать, что приложение- это не новый предмет или явление, не однородный член по отношению к своему существительному, а его ПРИЗНАК. А чтобы наглядно продемонстрировать важность постановки запятых или тире при приложениях, приведём такой пример.
На день рождения пришли отец с братом, сестра, Марина, её подруга, приехала тётя и племянники, Денис и Стас, коллеги по работе.
А если вот так: На день рождения пришли отец с братом, сестра, Марина-её подруга, приехали тётя и племянники-Денис и Стас, коллеги по работе.
Так что, готовясь отправлять приглашение, учитывайте, называете ли вы РАЗНЫХ людей или всего лишь уточняете, кто они и какие.
Бессоюзные предложения
Бессоюзными называются сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов:
1. Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
2. Врач запретил купаться: вода слишком холодная.
1. [= -], [= -]. 2. [= -]: [= -].
Сложные бессоюзные предложения отличаются от союзных тем, что в них менее чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями.
Однако именно смыслом определяются знаки препинания в письменной речи, а в устной речи - интонация.
1. В сложных бессоюзных предложениях со значением одновременности и последовательности одно предложение отделяется от другого запятой:
Улетели птицы за море, миновало время жатв. Дождик кончился сразу, туча пошла дальше, показалось солнышко.
Если части сложного бессоюзного предложения осложнены, между ними ставится точка с запятой:
Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.
2.В сложных бессоюзных предложениях со значением противопоставления обычно ставится тире:
Мир строит - война разрушает.= Мир строит, а война разрушает.
Такие предложения можно заменить сложносочинёнными с противительными союзами а, но и др.:
3.В сложных бессоюзных предложениях обычно ставится тире, если в первом предложении есть значение времени и условия:
Совесть потеряешь - другой не купишь. =Если (когда) совесть потеряешь, другой не купишь. Упадёт луч солнца на траву - вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.
Такие предложения можно заменить сложноподчинёнными с союзами когда/если
4.Сложные предложения с отношениями причины и следствия делятся на две группы:
1) предложения с указанием причины во второй части (в таких предложениях ставится двоеточие
Я доверяю любящим: они великодушны.
2) предложения с указанием следствия во второй части (в таких предложениях ставится тире):
Распахнули окна - запах сосен вступил на веранду.
Такие предложения можно заменить сложноподчинёнными с придаточными причины или придаточными следствия.
5. В сложных бессоюзных предложениях с пояснением (вторая часть поясняет содержание первой) ставится двоеточие:
Предметы потеряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. =Предметы потеряли свою форму, а именно: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.
Такие предложения можно заменить предложениями с союзамиа именно, то есть .
6. В сложных бессоюзных предложениях, если второе предложение дополняет содержание первого, ставится двоеточие
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. А я вот что заметил: возле иных домов тополя сохнут.
Такие предложения можно заменить сложноподчинёнными с союзом что :
А я заметил, что возле иных домов тополя сохнут.
В некоторых случаях в первое предложение можно вставить слова и увидел (и вижу) :
Я смотрю на часы: мы точно выполняем расчёты штурмана. Я смотрю на часы и вижу, что мы точно выполняем расчёты штурмана.
Обобщим всю информацию в таблице:
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Сложные синтаксические конструкции представляют собой объединения частей с разнотипной синтаксической связью. Такие конструкции очень широко распространены в речи, причем одинаково часто употребляются в произведениях разных функциональных стилей. Это комбинированные типы предложений, они разнообразны по возможным объединениям частей в них, однако при всем своем разнообразии поддаются довольно четкой и определенной классификации.
В зависимости от различных комбинаций типов связи между частями возможны следующие разновидности сложных синтаксических конструкций:
1) с сочинением и подчинением: Лопатина стало клонить ко сну, и он обрадовался, когда в дверях появился шофер и доложил, что машина готова
{ = }, и [- = ], (когда = - и =), (что - =)
2) с сочинением и бессоюзной связью: Направление у меня в другую часть, да я от поезда отстал: дай, думаю, погляжу на свой взвод и на своего лейтенанта.
{-}, да {- = }: { = }.
3) с подчинением и бессоюзной связью: В лесу на прогулке иногда в раздумье о своей работе меня охватывает философский восторг: кажется, будто решаешь мыслимую судьбу всего человечества.
{- = }:[ = ], (будто =).
4) с сочинением, подчинением и бессоюзной связью: Но река величаво несет свою воду, и какое ей дело до этих вьюнков: крутясь, плывут они вместе с водой, как недавно плыли льдины.
{- = }, и { = }: [ = -], (как = -).
В сложных предложениях обычно проводят деление на компоненты , причем один из них или оба могут быть сложными предложениями. Главное предложение и его придаточное всегда составляют один компонент. Подчинительная связь всегда внутренняя. Связь между компонентами может быть только двух типов - сочинительная или бессоюзная.
Таким образом, в предложении 1 ТРИ компонента; в предложении 2 ТРИ компонента; в предложении 3 ДВА компонента; в предложении 4 ТРИ компонента.
Обратите внимание на условные обозначения:
предложения, не имеющих придаточных частей, взяты в фигурные скобки { }
предложения, имеющие придаточные части, традиционно взяты в квадратные скобки
предложения придаточные традиционно оформлены круглыми скобками ()
Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.
[-], (что- = и =), и (когда- =), [то = ], (на сколько = -).
Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.
[-], и, (если-), [- = в том], (что = и =).
Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где всё яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг.
[ = -], (что - =), (где - и -), (где- =), (чем =).
Осложнённое предложение
Простое предложение может быть осложнённым. Не сложным, а именно осложнённым, ведь для сложного нужно наличие второй грамматической основы.
Осложнение предложения возникает при наличии членов предложения и не являющихся членами предложения единиц с относительной смысловой и интонационной самостоятельностью. Осложнение предложения вызывают
1) однородные члены;
2) обособленные члены (в том числе уточняющие, пояснительные, присоединительные, причастный, деепричастный, сравнительный оборот);
3) вводные слова и предложения, вставные конструкции;
4) обращения;
Общее понятие об обособлении
Обособление представляет собой выделенный второстепенный член предложения, интонационного и смыслового наполнения и слова, зависимые от него. Благодаря наличию зависимых слов, обособление приобретает синтаксическую самостоятельность и коммуникативное значение.
Компоненты обособления чаще всего исполняют такие функции: приложение, определение, обстоятельства, и образуют слабоуправляемые падежные формы. Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году, и был введен лингвистом А. Пешковским.
Признаки обособления
В русской лингвистике выделяются такие основные признаки существования обособления в предложении:
1) наличие слов, зависящих от обособления
2) инверсивный порядок слов.
3) наличие дополняющих смысловых словесных оборотов.
Функции обособления
Главной функцией, которую исполняет обособление, является предоставление дополнительной характеристики лица, предмета либо же действия. При помощи обособления, предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, так как детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.
Пример: В жизнь Марии пришло большое и неожиданное счастье - В жизнь Марии пришло счастье, большое и неожиданное.
Часто обособление насыщает предложение экспрессивным характером.
На письме обособление всегда выделяется знаками препинания - тире и запятыми. Пример с запятой: Незнакомый молодой человек подошел к нам, жителям поселка, и спросил о местонахождении сельсовета. Пример с тире: Мы с интересом наблюдали за сойкой - маленькой птицей с крючковатым клювом.
Типы обособления
В зависимости от функций, исполняемых в предложении, обособления делятся на две группы: поясняющие и полупредикативные обособленные обороты. Полупредикативные обособления часто напоминают самостоятельные предложения, так как наполнены логическим, иногда полностью завершенным, смыслом.
В русском языке выделяют четыре вида полупредикативных обособленных оборотов:
- - причастный оборот. Вдалеке виднелась мельница, стоящая под горой.
- - деепричастный оборот. Она бежала, размахивая руками.
- - субстантивный оборот. Нищие люди, они тяжело переносили холода.
- - адъективный оборот. Платье девушки, напоминающее весеннее небо, развивалось на ветру.
Поясняющие обороты всегда зависят от второстепенных членов и исполняют преимущественно конкретизирующую функцию либо дополняют предложение дополнительной информацией. Типы поясняющих обособлений различают при помощи того, к какой части речи принадлежит главное слово -обособление.
Виды поясняющих обособлений
- - субстантивные: Около леса, на поляне, росли грибы.
- - адъективные: Ушли все, кроме Алисы.
- - глагольные: Дождь застал людей врасплох, не ждал.
- - инфинитивные: Вера Ивановна пришла без цели - посидеть и поговорить.
- - наречные: Посреди ночи, неожиданно для всех, он убежал.
В роли обособления могут выступать собственные имена существительные либо же клички животных.
МБОУ СОШ с.Хондергей
Урок русского языка в 8 классе
Учитель-предметник Артседи М.В
Тема: Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.
Цель урока : дать понятие об обособлении членов предложения; показать, что обособление - один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; научить находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, интонационно правильно произносить их.
Ход урока.
- Организация класса.
- Актуализация опорных знаний.
Ребята, мы продолжаем путешествие по разделу «Синтаксис. Пунктуация простого предложения», а также «Простое осложненное предложение».
Вспомним, чем может быть осложнено простое предложение?
Однородными членами предложения, обращением, вводными словами и др.
Верно. Поработаем с предложением, записанным на доске. Выполним синтаксический и пунктуационный разборы.
1. Луна только что выбралась из-за бугра и освещала две маленькие , тонкие , низкие тучки .
Комментарий учащихся: предложение простое, повествовательное, невосклицательное. Между однородными сказуемыми выбралась и освещала запятая не ставится, так как они соединены неповторяющемся соединительным союзом И.
Между определениями маленькие , тонкие , низкие ставятся разделительные запятые, так как это однородные определения, связь между ними бессоюзная.
Какие члены предложения называются однородными?
Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксическую функцию.
Когда определения считаются однородными? Определение является однородными, если характеризуют предмет с одной стороны. Знания, которые мы повторили, пригодятся при рассмотрении нового материала.
II. Определение темы, цели урока.
Попробуем определить тему урока, прослушав грамматическую сказку. Переведите её на язык науки.
Из жизни Обособленных членов предложения
Живут в государстве Синтаксис необычные единицы предложения – Обособленные. Они не похожи ни на Главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает их отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений и Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружат себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда Предлоги, иногда связывают между собой с помощью Союзов. А уж как интонация служит! Попробуй произнеси из без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В Пунктуационном своде законов им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.
Итак, тему определили и записали. А какую цель мы поставим перед собой?
Научиться распознавать обособленные члены, ставить правильно знаки препинания.
III. Объяснение нового материала.
Ребята, вспомните, что такое обособление?
(Выделение по смыслу членов предложения. В речи интонационно, а на письме – знаками препинаниями).
С какими обособлениями вы знакомы? (Обособляются причастные обороты, если стоят после определяемого слова, деепричастия и деепричастные обороты, сравнительные обороты).
Обратимся к словарю.
Обособить – определить особо, выделить, выгородить, исключить из общего.
В. Даль
Обособление – интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ.
Краткий справочник по современному русскому языку.
Ребята, термин «обособленные члены предложения» ввел в науку известный ученый-лингвист Плешковский.
Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения.
II. Работа с учебником.
Чтение параграфа 47, разбор предложений.
- Наконец выплыл тусклый и красный месяц.
- Наконец выплыл месяц,/ тусклый и красный .
Задание. В каком из предложений определения только характеризуют месяц? А в каком предложении определения имеют большую смысловую нагрузку? Во втором. С помощью каких языковых средств выражены эти определения?
Запись предложений (работа с текстом).
Задания. Спишите текст, разделяя запятыми однородные члены и выделяя запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Подчеркните эти обороты как члены предложения.
Настоящий любитель природы замечает малейшие изм…нения происходящие в лесу весной летом осенью.
Равн…душный к природе шагает по лесной дороге ни на что (не) обращая внимания. Любитель природы обязательно замет…т тонкий голубоватый туман висящий над дорогой и над полянами заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утре(н, нн) ей и вечерней зорь и многое из того, чего (не) увидят равн…душные к природе. И запахи осе(н, нн) его леса почувствует человек, близкий к природе.
(По А. Перегудову).
Что такое обособление?
С помощью каких языковых средств обособляются члены предложения?
IV. Домашнее задание.
V. Закрепление изученного.
Задание. Из двух предложений постройте одно с обособленным членом.
- На вершине гор лежали густые облака. Они не позволят различать верхние их очертания.
На вершине гор лежали густые облака, / не позволяющие различать верхние их очертания /.
- Свежий ветер подгонял лодку рыбака. Дующий ветер подгонял лодку. Свежий ветер,/ дувший с моря /, подгонял лодку.
VI. Подведение итогов.
Какие члены предложения называются обособленными?
Как выделяются обособленные члены в речи и на письме?
В каких случаях обособляются определения?