Выборная кампания. Избирательная компания. Список использованной литературы

Министерство образования России

Белгородский институт государственного и муниципального управления

Избирательная компания: сущность и основные этапы

Выполнил студент _________________________________________

Нау чный руководитель _____________________________________

Регистрационный номер ____________

Дата _____________________________

Подпись__________________________

Введение. 3

1 Сущность избирательной компании. 4

2 Цели избирательной кампании. 5

3 Этапы избирательной кампании. 7

Заключение. 11

Литература. 12

Введение

Избирательная кампания - сложное и многогранное понятие, которое можно рассматривать с разных сторон.

К примеру, для политолога избирательная (предвыборная) кампания является стадией избирательного процесса, которая включает выдвижение и официальную регистрацию кандидатов, их предвыборную борьбу, призванную познакомить избирателей с их программами и платформами, с личностью кандидатов и на этой основе сделать свой выбор.

Для самого кандидата и его команды избирательная кампания скорее является определенными целенаправленными последовательными усилиями, которые осуществляются (на протяжении определенного законодательством отрезка времени) с целью мобилизовать поддержку кандидата избирателями и обеспечить его победу в день выборов.

Для обычных же граждан-избирателей избирательная кампания - время, когда вместо йогуртов и табачных изделий вовсю рекламируются очень разные люди, которых объединяет одна цель – прийти ко власти...

1 Сущность избирательной компании

Все усилия в избирательной кампании направлены на оптимальное использование имеющихся ресурсов для усиления преимуществ кандидата и нейтрализации сильных сторон его оппонентов. В процессе избирательной кампании происходит:

Формирование группы сторонников и стимулирование их активности в день выборов;

Привлечение на свою сторону людей, которые будут голосовать, но еще не определились за кого;

Ослабление позиций оппонентов и внесение сомнений и разногласий в лагерь их сторонников (контрпропаганда).

Главное действующее лицо избирательной кампании - кандидат в депутаты на конкретную выборную должность. Характер избирательной кампании предусматривает совместную работу коллектива людей (команды), которые вместе с кандидатом преодолевают путь к поставленной цели. Чем больше людей заинтересовано в победе кандидата, тем вероятнее эта победа.

Каждая избирательная кампания не похожа на остальные. Уникальность кампании определяют три составляющие:

1) личность кандидата - его способности, опыт, образование, взгляды, характер и темперамент, а также его связи и обязательства;

2) специфика момента - географические и демографические особенности округа, степень урбанизации, наличие и специфика средств массовой информации, число добровольных помощников, возможности финансирования и т. п.;

3) стратегия избирательной кампании - политические цели, тема, направленность, график, бюджет, тактика.

Изучая опыт успешных политических кампаний, можно отметить пять основных факторов, определяющих технологию проведения избирательной кампании :

1) путем аналитической работы оцениваются потребности, цели и реальные возможности отдельных приоритетных групп избирателей;

2) мероприятия избирательной кампании системно планируются и своевременно реализуются;

3) постоянно отслеживаются и анализируются результаты проделанной работы, в планы вносятся тактические изменения;

4) особое значение придается роли межличностной коммуникации и способам донесения информации до избирателя;

5) кандидат занимает во всей избирательной кампании центральное место, но существует четкая функциональная структура и основную черновую работу выполняют помощники - группа поддержки.

2 Цели избирательной кампании

По целям избирательные компании можно разделить следующим образом:

а) цель компании – участие, а не победа;

б) цель компании – достижение частичной, относительно полной или абсолютной победы.

В первом варианте участие в предвыборной борьбе кандидата или общественного объединения ставит своей задачей не достижение победы, (шансы на которую в силу тех или иных причин минимальны), а обозначения себя на политической арене как субъекта политической борьбы. В качестве примера решения именно такой задачи можно привести В. Жириновского в президентских выборах в России в 1991г. Никаких шансов победить у него не было, важно было другое – ярко и громко заявить о себе, стать видной политической фигурой. Поставленная цель была полностью достигнута – вся страна и весь мир узнали до этого никому неизвестного рядового гражданина, который стал бесспорным лидером партии. Определённые круги стали делать на него ставку, содействуя дальнейшему продвижению и укреплению его в политическом истэблишменте.

Второй вариант нацелен только на победу. Что касается конкретного кандидата, баллотирующегося в представительные органы власти, то у него интерпретация победы однозначна. В отношении партии и общественных объединений граждан, интерпретация победы не столь однозначна, как для конкретного человека. Так, для образовавшейся всего за несколько месяцев до выборов партии, ещё не успевшей создать свою инфраструктуру и прочно обозначиться в глазах избирателей, победой будет являться проведение незначительного количества депутатов в соответствующие органы власти. Примером такой победы служит преодоление 5% барьера партией зелёных в ФРГ в 80-х годах. Хотя в качестве исключения можно привести сформировавшийся незадолго до парламентских выборов блок ОВР набравший 12%, хотя у этого объединения были большие шансы набрать в два раза больший результат. Для партии, продолжительное время действующей на политической арене, имеющей определённую репутацию, финансовую базу и регулярный доступ к СМИ, проведение небольшого количества депутатов (относительно других партий), но недостаточного для образования устойчивого парламентского большинства, следует считать не победой, а поражением.

Следовательно, каждая партия или общественное объединение в зависимости от имеющихся возможностей своей целью на выборах определяет:

Частичную победу – проведение незначительного количества депутатов;

Относительную победу – проведение значительного количества депутатов, недостаточного для доминирования в представительном органе, но способных влиять на принятие решений;

Полную победу – завоевание более половины мест;

Абсолютную победу – завоевание 2/3 мест, т.е. квалифицированного большинства, обладающего возможностью изменять Конституцию (такую победу одержал на парламентских выборах в Индии Индийский Национальный Конгресс во главе с Р. Ганди в 1984г.).

3 Этапы избирательной кампании

Средняя продолжительность избирательной кампании - три недели - месяц, но в некоторых странах она длится больше (США, Великобритания). Дата начала избирательной кампании зависит от даты, на которую назначен день выборов (голосования). Эта дата в одних случаях раз и навсегда определена законом (например, дата президентских выборов в США), в других - дату выборов назначает глава государства или парламент. Избирательная кампания завершается, как правило, в день, предшествующий дню голосования.

Избирательной кампании предшествуют назначение даты выборов, нарезка избирательных округов (при выборах по мажоритарной избирательной системе), создание избирательных комиссий, уточнение списков избирателей. Последующие стадии избирательного процесса - само голосование, подсчет голосов и определение результатов выборов. В совокупности все стадии избирательного процесса охватываются понятием избирательная система, и каждая из них достаточно жестко регламентирована законодательством о выборах.

Как и само определение избирательной кампании, так и выделение в ней этапов подразумевает различное наполнение в зависимости от того, с чьей позиции она рассматривается. К примеру, для кандидата в ходе проведения избирательной кампании можно выделить пять этапов, отличающихся как своими целями и задачами, так и стилем, темпом и интенсивностью работы.

«Нулевой» этап . На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. Совместными усилиями выбирается округ. Для кандидата не лишним было бы заранее провести «разведку на местности», организовать социологическое исследование, составить паспорт округа, собрать сведения о наиболее вероятных претендентах на победу. На этом этапе также подбирается команда, которая будет работать на выборах. Принимается решение о способе регистрации – по залогу или по подписям.

Для этапа характерны большая степень неопределенности. Темп работ низкий, поскольку единственная работа этапа – это переговоры. Социологические исследования поручаются, как правило, внешним социологам.

Подготовительный этап или период «раскачки» . На этом этапе осуществляется выезд на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы. Необходимо обеспечить организующийся штаб команды и офисы оргтехникой, компьютерами, мобильной связью. Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т.д. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой информации.

Результатами этапа будут налаженная инфраструктура и структура штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата. Этап достаточно суматошный, суетливый. Для него характерно большое количество мелких незапланированных работ (к примеру, таких, как покупка постельного белья). К тому же еще не существует четкого разделения обязанностей: непонятно кто и за что отвечает.

Этап плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д. Для этапа характерны высокая интенсивность работ, максимальная степень контроля над избирательным процессом.

«Финишная прямая» . Самое нервное время. Кампания выходит на финишную прямую. Паника и мандраж может охватить и кандидата, и штаб. Резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации. Информационный поток, воздействующий на избирателей, значительно увеличивается. Просыпаются даже те кандидаты, которые до этого «спали». До самого открытия участков утром в воскресенье остается ощущение, что необходимо «сделать что-то еще», распространить еще одну листовку или выступить по телевизору.

Для этапа характерны возросшая интенсивность работы и их хаотичность, нервозная обстановка в штабе.

Отчетный этап. Результаты уже известны, сделано всё, что было запланировано. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты (в том числе, и финансовый отчет в избирательную комиссию). На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике предвыборной борьбы.

Вместе с тем, избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:

Регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объединения/блока;

Выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно избирателями и избирательным объединением/блоком;

Выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком;

Начало сбора подписей в поддержку кандидатов;

Представление в ЦИК подписных листов и других необходимых избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов, а затем его регистрация федерального списка;

Образование избирательных участков;

Начало предвыборной агитации;

Решение вопросов, связанных с предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени;

Собственно, сами выборы.

Заключение

Итак, мы рассмотрели сущность, цели и этапы такого сложного явления функционирования демократического государства, как избирательная кампания.

Важной частью любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также высших органы, а также высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей, а также лоббистская и общественная деятельность различного рода.

На избирательный процесс в современной России в значительной степени влияет технологизация методов подготовки организации и проведения выборных компаний, т.е. использование избирательных технологий.

В определенном смысле можно сказать, что "избирательная кампания" является аналогом понятия "комплекс маркетинга", который во время выборов включает в себя самого кандидата ("товар"), его "цену", "место продажи" - избирательные участки и "продвижение товара".

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. М., 1997.

2. Душин И. и др. Выборы. Технологии избирательных кампаний. - Харьков, РА, 1998.

3. Ковлер А. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт - М., 1995.

4. Кузьмин Н. Психотехнологии и эффективный менеджмент - М., 1992.

5. Самый короткий путь к власти/Сборник современных технологий проведения политических кампаний. - Таганрог, 1995.

6. Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт - М.: Луч, 1993.

7. Шендеря В. Организация предвыборных кампаний: Учебч. Пособие - М.: Росс. акад. гос. службы, 1995.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ (фр. саmpagne - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В И.к. также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Основными формами (способами) агитации в ходе И.к. являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей и памфлетов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Современные избирательные законы весьма подробно регламентируют проведение И.к. (сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и т.д.).

Важной частью любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также высших органы, а также высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей, а также лоббистская и общественная деятельность различного рода.

Все усилия в избирательной кампании направлены на оптимальное использование имеющихся ресурсов для усиления преимуществ кандидата и нейтрализации сильных сторон его оппонентов. В процессе избирательной кампании происходит:

  • -- формирование группы сторонников и стимулирование их активности в день выборов;
  • -- привлечение на свою сторону людей, которые будут голосовать, но еще не определились за кого;
  • -- ослабление позиций оппонентов и внесение сомнений и разногласий в лагерь их сторонников (контрпропаганда).

Главное действующее лицо избирательной кампании -- кандидат в депутаты на конкретную выборную должность. Характер избирательной кампании предусматривает совместную работу коллектива людей (команды), которые вместе с кандидатом преодолевают путь к поставленной цели. Чем больше людей заинтересовано в победе кандидата, тем вероятнее эта победа.

Каждая избирательная кампания не похожа на остальные. Уникальность кампании определяют три составляющие:

  • 1) личность кандидата - его способности, опыт, образование, взгляды, характер и темперамент, а также его связи и обязательства;
  • 2) специфика момента - географические и демографические особенности округа, степень урбанизации, наличие и специфика средств массовой информации, число добровольных помощников, возможности финансирования и т. п.;
  • 3) стратегия избирательной кампании - политические цели, тема, направленность, график, бюджет, тактика.

Изучая опыт успешных политических кампаний, можно отметить пять основных факторов, определяющих технологию проведения избирательной кампании :

  • 1) путем аналитической работы оцениваются потребности, цели и реальные возможности отдельных приоритетных групп избирателей;
  • 2) мероприятия избирательной кампании системно планируются и своевременно реализуются;
  • 3) постоянно отслеживаются и анализируются результаты проделанной работы, в планы вносятся тактические изменения;
  • 4) особое значение придается роли межличностной коммуникации и способам донесения информации до избирателя;
  • 5) кандидат занимает во всей избирательной кампании центральное место, но существует четкая функциональная структура и основную черновую работу выполняют помощники - группа поддержки.

Этапы избирательной кампании

Средняя продолжительность избирательной кампании - три недели - месяц, но в некоторых странах она длится больше (США, Великобритания). Дата начала избирательной кампании зависит от даты, на которую назначен день выборов (голосования). Эта дата в одних случаях раз и навсегда определена законом (например, дата президентских выборов в США), в других - дату выборов назначает глава государства или парламент. Избирательная кампания завершается, как правило, в день, предшествующий дню голосования.

Избирательной кампании предшествуют назначение даты выборов, нарезка избирательных округов (при выборах по мажоритарной избирательной системе), создание избирательных комиссий, уточнение списков избирателей. Последующие стадии избирательного процесса - само голосование, подсчет голосов и определение результатов выборов. В совокупности все стадии избирательного процесса охватываются понятием избирательная система, и каждая из них достаточно жестко регламентирована законодательством о выборах.

Как и само определение избирательной кампании, так и выделение в ней этапов подразумевает различное наполнение в зависимости от того, с чьей позиции она рассматривается. К примеру, для кандидата в ходе проведения избирательной кампании можно выделить пять этапов, отличающихся как своими целями и задачами, так и стилем, темпом и интенсивностью работы.

«Нулевой» этап. На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. Совместными усилиями выбирается округ. Для кандидата не лишним было бы заранее провести «разведку на местности», организовать социологическое исследование, составить паспорт округа, собрать сведения о наиболее вероятных претендентах на победу. На этом этапе также подбирается команда, которая будет работать на выборах. Принимается решение о способе регистрации - по залогу или по подписям.

Для этапа характерны большая степень неопределенности. Темп работ низкий, поскольку единственная работа этапа - это переговоры. Социологические исследования поручаются, как правило, внешним социологам.

Подготовительный этап или период «раскачки». На этом этапе осуществляется выезд на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы. Необходимо обеспечить организующийся штаб команды и офисы оргтехникой, компьютерами, мобильной связью. Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т.д. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой информации.

Результатами этапа будут налаженная инфраструктура и структура штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата. Этап достаточно суматошный, суетливый. Для него характерно большое количество мелких незапланированных работ (к примеру, таких, как покупка постельного белья). К тому же еще не существует четкого разделения обязанностей: непонятно кто и за что отвечает.

Этап плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д. Для этапа характерны высокая интенсивность работ, максимальная степень контроля над избирательным процессом.

«Финишная прямая». Самое нервное время. Кампания выходит на финишную прямую. Паника и мандраж может охватить и кандидата, и штаб. Резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации. Информационный поток, воздействующий на избирателей, значительно увеличивается. Просыпаются даже те кандидаты, которые до этого «спали». До самого открытия участков утром в воскресенье остается ощущение, что необходимо «сделать что-то еще», распространить еще одну листовку или выступить по телевизору

Для этапа характерны возросшая интенсивность работы и их хаотичность, нервозная обстановка в штабе.

Отчетный этап. Результаты уже известны, сделано всё, что было запланировано. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты (в том числе, и финансовый отчет в избирательную комиссию). На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике предвыборной борьбы.

Вместе с тем, избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:

  • -- регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объединения/блока;
  • -- выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно избирателями и избирательным объединением/блоком;
  • -- выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком;
  • -- начало сбора подписей в поддержку кандидатов;
  • -- представление в ЦИК подписных листов и других необходимых избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов, а затем его регистрация федерального списка;
  • -- образование избирательных участков;
  • -- начало предвыборной агитации;
  • -- решение вопросов, связанных с предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени;
  • -- собственно, сами выборы.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ (фр. саmpagne - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В И.к. также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Основными формами (способами) агитации в ходе И.к. являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей и памфлетов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Современные избирательные законы весьма подробно регламентируют проведение И.к. (сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и т.д.).

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ" в других словарях:

    Система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Избирательная кампания в РФ период со дня официального опубликования … Финансовый словарь

    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ, период со дня официального опубликования решения должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов (см. ВЫБОРЫ) до дня официального опубликования результатов выборов, а… … Энциклопедический словарь

    Избирательная кампания - (англ election campaign) по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то … Энциклопедия права

    Избирательная кампания - 19) избирательная кампания деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного… … Официальная терминология

    - (фр campagne поход) система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В И. к. т.ж. участвуют различного рода группы… … Энциклопедический словарь экономики и права

    - (фр. campagne поход) система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах,. В И.к. также участвуют различного рода группы… … Энциклопедия юриста

    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ - совокупность мероприятий по назначению, подготовке и проведению выборов депутатов или выборных должностных лиц. Наиболее важные составляющие И. к.: назначение даты выборов; образование избирательных округов и избирательных участков; образование… … Энциклопедический словарь конституционного права

    избирательная кампания - (фр. саmpagne поход) система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В И.к. также участвуют различного рода группы… … Большой юридический словарь

    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ - – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ - – система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами, с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Агитация в ходе избирательной кампании проводится в форме… … Словарь терминов по социальной статистике

Книги

  • Политические конфликты в избирательных процессах 2011-2012 гг , Любовь Буянова. Выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Они предоставляют человеку, идущему в большую политику, возможность стать…

Избирательная кампания представляет собой комплекс агитационных мероприятий, организуемых и проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Наряду с ними в избирательной кампании участвуют разного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т. д. Предвыборная агитация проводится с помощью собраний и митингов, печатных и электронных средств массовой информации, расклейки предвыборных афиш и плакатов и т. д. Сроки, порядок и формы проведения агитации, источники финансирования и т. д. более или менее строго регламентируются соответствующим законодательством.

Можно сказать, что избирательная кампания - это развернутый во времени процесс, состоящий из ряда последовательных этапов. Речь идет, во-первых, о назначении конкретной даты выборов; во-вторых, об образовании избирательных округов и участков; в-третьих, о начале и завершении регистрации избирателей; в-четвертых, о выдвижении и регистрации кандидатов; в-пятых, о начале и завершении предвыборной борьбы; в-шестых, о голосовании; в-седьмых, о подсчете поданных на выборах голосов.

В разных странах конкретная дата выборов назначается по-разному. При этом должны учитываться сроки, в течение которых кандидаты и политические партии получают возможность развернуть полноценную избирательную кампанию.

В США день голосования строго фиксирован. Так, голосование на выборах президента и членов конгресса проводится в первый вторник после первого понедельника ноября каждого високосного года, а так называемые промежуточные выборы в конгресс - в тот же день следующего четного года. Однако в большинстве стран заранее определенной даты выборов нет, поэтому необходимо принятие специального акта или решения соответствующего государственного органа, устанавливающего конкретную дату голосования.

В России выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом Российской Федерации. Днем голосования является

первое воскресенье месяца, в котором истекает срок избрания нижней палаты прежнего созыва. Выборы Президента России назначаются Советом Федерации, а днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проходили предыдущие президентские выборы. Выборы в органы законодательной власти субъектов Федерации унифицированы с принятием Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с этим Законом региональные выборы назначаются законодательным органом государственной власти субъекта Федерации. Конкретная дата голосования так же, как и на федеральных выборах, определяется в зависимости от сроков полномочий региональных органов власти. Муниципальные выборы назначаются представительным органом местного самоуправления. Общим правилом для всех уровней и видов выборов является их назначение только на выходной день - воскресенье.

В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных кампаний регламентируются установленными законодательными нормами. Например, отличающееся большой строгостью избирательное право Японии запрещает делать подарки избирателям, привлекать их обещанием продвижения по службе, обходить дома избирателей с целью предвыборной агитации. В ФРГ запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения за две недели до выборов, а в Англии - в день выборов.

Достаточно регламентировано использование средств массовой информации, особенно телевидения и радио. Так, законодательно устанавливаются общее количество времени, отводимого СМИ для ведения избирательных кампаний, принципы его распределения между партиями и кандидатами, составляется расписание, в соответствии с которым общее время разбивается по дням избирательной кампании.

В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа. Первый - это прежде всего обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Его суть состоит в том, что всем предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов. С одной стороны, ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды избирательных кампаний, с другой стороны, во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. В то же время всем партиям и кандидатам предоставляется равное время на радио и телевидении.

Второй принцип - это так называемый принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать какие бы то ни было фальсификации, оскорбления противника. Третий принцип - нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы.

Важное место в избирательной системе занимает институт регистрации, который регулируется соответствующими законами. Как правило, в списки избирателей заносятся все граждане, имеющие право голоса. В большинстве индустриально развитых стран списки избирателей составляются местными органами власти. Они автоматически обновляют регистрацию избирателей, и, когда эти последние меняют место жительства, регистрация также автоматически следует за ними.

По-иному обстоит дело в США. Там регистрация для участия в выборах является сугубо личным делом самого голосующего. Она осуществляется специальными уполномоченными для этой цели чиновниками городских округов и графств, а также местными избирательными комиссиями и бюро. Одна из главных целей института личной регистрации избирателей состоит в том, чтобы дать руководителям избирательных участков возможность установить личность голосующего и определить, является ли он жителем данного избирательного округа и обладает ли правом голосовать на предстоящих выборах. В известной мере этим объясняется введение ценза оседлости в качестве одного из условий допуска граждан к избирательным урнам. От лиц, желающих участвовать в голосовании, требуется предоставить удостоверение личности, подтверждающее место жительства и гражданство.

Система личной регистрации предусматривает периодическое обновление избирательных списков. Причем сами кандидаты должны также периодически возобновлять свою регистрацию. Чтобы добиться права внесения в избирательные бюллетени, кандидаты должны соответствовать требованиям, предъявляемым законом к претендентам на ту или иную должность. Такие требования могут включать минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности и т. д.

Например, согласно Конституции США президентом страны может стать американский гражданин по рождению в возрасте не моложе 35 лет и проживающий в пределах США не менее 14 лет. Претенденты в члены палаты представителей должны быть жителями штата, но необязательно конгрессистского дистрикта, от которого они избираются. В ряде штатов кандидатами на такие должности, как судьи,

генеральные прокуроры, прокуроры, могут быть только практикующие юристы с определенным стажем по данной профессии. Подобные требования могут предъявляться к претендентам и на другие выборные должности.

Для участия в выборах установлен возрастной ценз. До конца 60-х годов нынешнего века во многих странах избирательное право предоставлялось с 21-23 лет. Но в ходе широких молодежных и студенческих движений конца 60-х - начала 70-х годов этот ценз во многих странах был снижен до 18 лет: в США - в 1971 г., в ФРГ и во Франции - в 1974 г., в Италии - в 1975 г. Для кандидатов, претендующих на выборные должности, в зависимости от властного уровня установлен более высокий возрастной ценз, скажем, 23-25 лет в нижнюю и 30-40 лет в верхнюю палаты парламента.

Для проведения выборов, в зависимости от их характера (всеобщие, региональные, местные), вся территория страны, области, провинции, района разбивается на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, деревни, то для проведения выборов областного, регионального или федерального уровня несколько таких округов объединяются в один. Как правило, избирательные округа создаются так, чтобы каждый депутат (в зависимости от властного уровня) избирался от равного числа жителей или избирателей.

Под избирательной кампанией в формальном значении понимается установленный законом период, в течение которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют организационную, пропагандистскую и идеолого-информационную подготовку в соответствии с установленными правилами. Сюда же относится комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и кандидатами. В таких случаях говорят об «избирательной кампании» той или иной партии, того или иного кандидата.

Организация и проведение избирательных кампаний в разных странах осуществляются по-разному. В зависимости от сложившихся в стране традиций глава государства или правительства или парламент назначают официальную дату выборов. С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию.

Для проведения избирательной кампании создается специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник. Помимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественного мнения, генеральный консультант, консультант по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств по почте. После официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные избирательные бюллетени.

Существуют различные формы и пути выдвижения кандидатов. Например, в Великобритании любой претендент на выборную должность формально вправе участвовать в выборах в качестве кандидата, предварительно подав в соответствующий орган от своего имени заявление, подписанное кроме него самого еще несколькими избирателями. Но все же реально кандидаты почти исключительно выдвигаются партиями. Премьер-министр назначает дату выборов за два месяца до самих выборов. Как правило, руководители всех партий знают о дате выборов задолго до официального заявления премьер-министра и соответственно заранее готовятся к решающей пробе сил. Примерно такая же процедура существует в большинстве стран с парламентским режимом.

Несколько иная технология организации и проведения президентской избирательной кампании в Соединенных Штатах. Официально она начинается в феврале года выборов с праймериз в штате Нью-Гэмпшир и завершается в первый вторник после первого понедельника в ноябре избранием президента и других выборных должностей. При этом избирательная кампания проходит два этапа.

На первом этапе - этапе первичных выборов - борьба разворачивается между претендентами на номинацию внутри партий. Этот этап завершается общенациональными съездами партий, которые, как правило, созываются в июле-августе года всеобщих выборов. В настоящее время съезды выдвигают и утверждают официальных кандидатов партий на посты президента и вице-президента страны, а также формулируют и принимают их предвыборные платформы. После съезда предвыборная кампания вступает в новую фазу (второй этап) и завершается избранием президента, вице-президента и других выборных должностных лиц в первый понедельник после первого вторника в ноябре.

Следует отметить также специфику процедуры избирания президента США, которая отличается от процедуры избрания высших должностных лиц в других странах. Здесь избиратели формально как бы

прямо не участвуют в избрании претендента на пост президента. Дело в том, что партийные организации 50 штатов и федерального округа Колумбия предоставляют список кандидатов соответствующему должностному лицу вместе со списком так называемых выборщиков президента, которые в случае их избрания отдадут свои голоса кандидату партии. Они выступают в качестве партийных агентов, обязанных морально и политически поддерживать кандидата своей партии.

Как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы предоставить избирателям время и возможность самостоятельно обдумать и всесторонне взвесить свой выбор. Срок полномочий выборных должностных лиц ограничивается определенным, строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от 2 до 6 лет, в зависимости от страны и должности.

Считается, что определенные конституцией срок и порядок избрания должностных лиц достаточны для того, чтобы избранное лицо могло реализовать свою программу, обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями. Так, в США и России срок пребывания президента у власти - четыре года. Одно и то же лицо не может занимать этот пост больше чем два срока подряд.

После официального заявления кандидата о его включении в предвыборную борьбу начинается широкомасштабная предвыборная кампания. Задачи, решаемые в ходе таких кампаний, многочисленны и разнообразны. К ним относится, в частности, выдвижение избирательной платформы кандидата. (В заявлении он обозначает лишь основные ее положения.) Это целый пакет ясных для избирателей предложений, направленных на решение важных проблем на уровне страны, а также проблем местного значения. Например, предвыборная платформа Р. Рейгана включала обещания существенно снизить темп инфляции и уровень безработицы, существенно сократить дефицит федерального бюджета. Решение этих проблем для США в тот период было чрезвычайно важным, ибо темпы инфляции выражались двузначной цифрой, безработица приближалась к 10 млн человек.

Далее в ходе предвыборной кампании с помощью всех доступных средств осуществляется широкая реклама платформы кандидата. Вырабатываются и формируются стратегия и тактика предвыборной кампании, объединяются в общую «тему» все доводы, убеждающие избирателей, что голосовать надо за данного кандидата. Выделяются вопросы, на которых следует делать акцент. В числе основных задач предвыборной кампании - пропаганда высоких личных качеств кандидата, создание необходимого имиджа.

Предназначение предвыборной кампании столь широко, что перечислить все цели, которые она преследует, весьма сложно. Однако и те задачи, которые нами обозначены, убеждают в том, что для их выполнения необходим специальный аппарат - штаб предвыборной кампании. Его создание начинается сразу после заявления кандидата о принятом им решении баллотироваться на выборный пост. В официальный штаб входят специалисты по изучению соперников, анализу положения в избирательных округах, связей с прессой, изысканию источников финансирования и др. В последнее время возросла роль специалистов в области «политического маркетинга». Одна из специальных их функций заключается в создании привлекательного имиджа кандидата. Некоторые кандидаты имеют кроме официального штаба еще и неформальную консультативную группу, в которую обычно входят друзья и приверженцы кандидата, а также спонсоры. Но, как и в каждом важном мероприятии, работа штаба предвыборной кампании во многом зависит от его руководителя. Традиционно руководители штабов отбираются из ближайших друзей кандидата или из непосредственно подчиненных ему работников. Это дело настолько сложное и ответственное, что под силу лишь профессионалам. Спрос, как известно, рождает предложение. В современных США кандидат может нанять профессионального руководителя штаба предвыборной кампании.

А какова роль самого кандидата в руководстве предвыборной кампанией? По мнению опытных руководителей штабов, кандидат берется не за свое дело, если он старается сам активно руководить предвыборной кампанией, растрачивая при этом драгоценный ресурс - время.

Стартующая после заявления кандидата предвыборная кампания проходит три этапа, каждый из которых решает свои задачи.

Первый этап - это создание основы предвыборной кампании. В это время формируется ее штаб, анализируются задачи предыдущей избирательной кампании, решаются вопросы об источниках финансирования, о связи со средствами массовой информации и др.

Второй этап - выработка стратегии. Многообразие стратегических вариантов является кажущимся. Вопрос выбора стратегии, например, в американских избирательных кампаниях сводится к одному из трех вариантов:

  • организовать кампанию с четким ориентиром на партийную принадлежность, с опорой на ее сторонников и на собственные возможности;
  • вести кампанию в форме дискуссии по важнейшим спорным вопросам, предлагая свой путь их решения, в котором заинтересованы влиятельные силы;
  • проводить кампанию, ориентированную на известную личность (например, при избрании президента на второй срок). При этом подчеркиваются личные качества, деловые возможности и имидж.

Третий этап - завоевание голосов избирателей, включающее широкую рекламу платформы кандидата. На этом этапе проводятся многочисленные встречи кандидата с избирателями. Л. Пресслер (американский сенатор от штата Южная Дакота) так вспоминает свою первую предвыборную кампанию: «Я совершал по 500 рукопожатий в день. Именно в эти моменты я всматривался в своих потенциальных избирателей и пытался хоть немного с ними поговорить. Я занимался этим 7 дней в неделю. Мой рабочий день начинался в 5 час. 45 мин. встречей на каком-либо предприятии... Все это стоило огромных физических и умственных усилий».

Очевидно, что предвыборная кампания, особенно в наши дни, невозможна без широкомасштабных услуг средств массовой информации. Практически ими в ходе избирательной кампании пользуются все партии мира. В следующем параграфе коротко обобщена практика США и западно-европейских стран по использованию средств массовой информации в предвыборных кампаниях.