Роль элективных курсов по физической культуре в формировании социальной компетентности и адаптивности студентов вуза. Элективные курсы по физической культуре Элективные курсы по физической культуре фитнес аэробика

А. А. Сомкин, С. А. Константинов

«Элективные курсы по физической культуре» как мотивационно-ценностный компонент при занятиях студентов в СПбГИКиТ

Формирование устойчивой потребности в постоянных и систематических занятиях физической культурой и культивирование так называемой «моды на активный и здоровый образ жизни» являются важнейшими задачами таких учебных дисциплин, как «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» в высших учебных заведениях Российской Федерации. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования «3 плюс» (ФГОС ВО 3+) студенты очной формы обучения в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) по базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата по физической культуре проходят следующие учебные дисциплины:

- «Физическая культура» в объёме 72 акад. ч (16 ч - лекции; 16 ч - практические, семинарские занятия; 20 ч - самостоятельные занятия) на первом курсе;

- «Элективные курсы по физической культуре» в объёме 328 акад. ч (практических занятий) на первом-третьем курсах.

«Элективные курсы по физической культуре» предполагают постепенный переход в СПбГИКиТ от обязательных форм учебных занятий к индивидуальному выбору вида физкультурно-спортивной деятельности самими студентами. В качестве элективных курсов на кафедре физического воспитания СПбГИКиТ студентам предлагаются:

Во-первых, стандартные учебные занятия в соответствии с расписанием (два раза в неделю по два академических часа);

Во-вторых, различные формы секционных занятий, которые ориентированы на некоммерческий спорт высших достижений, физ-культурно-кондиционный спорт, прикладные дисциплины, рекреаци-онно-реабилитационные формы двигательной активности, интеллектуальные виды спорта.

На первый план при организации учебных и секционных занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» выходит так называемый мотивационно-ценностный компонент, который должен формировать у молодых людей положительное эмоциональное отношение к занятиям и устойчивое желание прикладывать при этом вполне осознанные волевые усилия, нацеленные на физическое совершенствование личности . Рассмотрим основные формы секционных занятий на кафедре,

ориентированные, в том числе, на студентов, относящихся по состоянию своего здоровья к подготовительной или специальной медицинской группе.

1. Некоммерческий спорт высших достижений подразумевает успешное выступление на соревнованиях высокого уровня, но без получения существенного финансового вознаграждения . Для студентов СПбГИКиТ, специализирующихся в единоборстве ушу саньда, - это чемпионаты России, крупные и престижные международные турниры, в том числе и в Китае, на «родине» этого вида спорта. Ушу саньда является комбинированным видом единоборства, вобравшим в себя лучшие технические приёмы из китайских боевых искусств . При высоком уровне подготовки ведущих спортсменов-студентов института по ушу саньда (технической, функциональной, физической, тактической) они способны при определённой адаптации учебно-тренировочного процесса представлять сборную команду института по различным «смежным» дисциплинам - ударным, борцовским и смешанным единоборствам.

2. Физкультурно-кондиционный (или так называемый «массовый») спорт - это тип общедоступного (ординарного) спорта, направленный главным образом на физкультурно-спортивные тренировки, которые способствуют сохранению приобретённой ранее (в школьном возрасте) физической формы со строго регламентированным участием в соревнованиях. Здесь целевой итог деятельности ориентирован не на максимально возможный результат, а на необходимый каждому человеку уровень физического и духовного развития для поддержания его дееспособности и адекватного состояния здоровья. При этом затраты времени на занятия оптимально минимизированы и не мешают основному социально необходимому виду деятельности студента, получающего высшее образование . В СПбГИКиТ организованы на регулярной основе секционные занятия по следующим видам спорта:

Спортивные игры - волейбол, баскетбол, настольный теннис;

Единоборства - кикбоксинг, тхэквондо, самбо, дзюдо;

Атлетические виды спорта - армрестлинг и гиревой спорт;

Черлидинг.

Из лучших студентов, посещающих данные секции, сформированы сборные команды института, для которых основными соревнованиями является спартакиада высших учебных заведений Санкт-Петербурга.

3. Прикладные дисциплины. Проблема индивидуальной самозащиты человека в условиях современного мегаполиса становится в настоящее время чрезвычайно актуальной. Поэтому не случайным является тот факт, что в СПбГИКиТ большой популярностью у студентов (как юношей, так и девушек), которые не имеют желания ре-

гулярно тренироваться для участия в соревнованиях, пользуются секции по прикладным дисциплинам:

Самозащита - на основе техники школ традиционного ушу;

КЭНПО - реальный рукопашный бой;

Айкидо, в том числе и с использованием оружия;

СгоббРИ - система так называемой функциональной круговой тренировки с использованием упражнений из различных единоборств (бокс, тхэквондо, дзюдо, спортивно-боевое самбо).

Занятия в таких секциях, как самозащита и айкидо, как правило, не требуют от студентов высокого уровня развития их физических способностей и освоения сложных технических приёмов.

4. Следующая группа секций условно объединена рекреацион-но-реабилитационными формами двигательной активности студентов. В процессе занятий в данных секциях физические упражнения и какие-то элементы спорта используются в доступных и упрощённых формах для решения следующих задач: поддержания и укрепления здоровья; активного, здорового отдыха; переключения на другой вид деятельности; восстановления работоспособности; организации эмоционально насыщенного досуга; оздоровления студентов, относящихся по состоянию своего здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе.

На студентов, не имеющих отклонений в состоянии своего здоровья, ориентирована секция фитнеса. Занятия по фитнесу проводятся в форме так называемых «смешанных классов» - имеется в виду наличие как аэробных, так и силовых упражнений, присутствующих в программе занятий. Для студентов, отнесённых по результатам углублённого медицинского обследования (УМО) к подготовительной и специальной медицинским группам, организована секция йоги. Первый день недели - это занятие для начинающих (в основном студентов первого курса) и относящихся по состоянию своего здоровья к подготовительной или специальной медицинской группе. Второй день недели - занятие для студентов (М-М курсы), имеющих предыдущий опыт занятий йогой, например на первом курсе.

5. Секции по интеллектуальным видам спорта - шахматам и шашкам, - на посещение которых ориентируются студенты, имеющие отклонения в состоянии своего здоровья или освобождённые от практических занятий. Из лучших игроков, по результатам контрольных тренировок, формируются сборные команды института по этим видам спорта, которые регулярно участвуют в районных и городских турнирах, а также в Спартакиаде высших учебных заведений Санкт-Петербурга.

Таким образом, введение в высших учебных заведениях Российской Федерации нового ФГОС ВО 3+ и выделение в блоке 1 -

базовая часть «Дисциплины (модули)» - предмета «Элективные курсы по физической культуре» в СПбГИКиТ позволило перейти от традиционных форм проведения практических занятий по физической культуре к личностно ориентированной оздоровительной программе; от обязательных учебных занятий к индивидуальному выбору вида физкультурно-спортивной деятельности самими студентами.

Список литературы

1. Кондаков В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: моногр. - Белгород: ЛитКараВан, 2013. - 454 с.

2. Матвеев Л.П. Размышления о спорте // Спортивный менеджмент. -2004. - № 1. - С. 16-21.

3. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2005. - 384 с.

4. Сомкин А.А., Макаров О.Р. Развитие смешанного единоборства «ушу саньда» в неспециализированном высшем учебном заведении // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики: сб. статей Международной науч.-практ. конф. (28 февраля 2015 г., г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 165-170.

В. Г. Сотник

Модернизация педагогического образования в Российской Федерации

В XXI веке российская система образования претерпевает кардинальные изменения.

В Российской Федерации принят ряд нормативных документов (новый закон об образовании, федеральные государственные образовательные стандарты) , в связи с чем возникла необходимость перехода от знаниевой образовательной парадигмы к компетентностной. Следовательно, от учащихся требуется значительная самостоятельность в осуществлении активной познавательной деятельности.

Каким будет образование в XXI в., зависит от учителя, его жизненной позиции, профессионализма, компетентности. Исследовательская компетентность в образовании рассматривается как основная составляющая профессиональной компетентности учителя биологии.

Компетентностный подход рассматривается некоторыми авторами как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Бирский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет»

Социально-гуманитарный факультет Кафедра истории, философии и социально-гуманитарных наук

Рабочая программа дисциплины «Элективные курсы по физической культуре»

Направление подготовки

44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль подготовки История\Право

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения – Очная/заочная

С О ГЛ АС О ВА Н О

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ……………………………………....…6

Цель курсов…….…………………………………………………………………………………..…..6 Учебные задачи курсов………………………………………………………………………...…..….6 Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (основной профессиональной образовательной программы высшего образования)…………………………………………………………………..6 Требования к результатам освоения содержания дисциплины……………………………….……7 Формы контроля………………………………………………………………………………….…....7

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………….18

IV УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………..…..18 Рекомендуемая литература……………………………………………………………………….….18

Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины…………………………..19 Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов)……………………………..…...19 V ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ………………………………………………………………….....19 примерные темы рефератов9 Вопросы к

зачету…………………………………………………………………………………….....20

VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………........22 Приложения………………………………………………………………………………………….....3 1 Приложение

1………………………………………………………………………………………......35 Приложение 2……………………………………………………………………………………... …...38

I .ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1 Цель элективных курсов по физической культуре:

Целью элективных курсов по физической культуре является формирование общекультурных компетенций:ОК-8 способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

1.2 Учебные задачи элективных курсов по физической культуре:

Задачами курсов являются:

1. сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

2. понимание социальной значимости прикладной физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

3. знание научно - биологических, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

4. формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

5. овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;

6. приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;

7. приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;

8. создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений;

9. совершенствования спортивного мастерства студентов – спортсменов.

1.3 Место курсов в структуре ОПОП ВО элективные курсы по физической культуре относятся к базовой части учебного плана и составляет самостоятельный раздел.

Для успешного освоения курсов, студент должен:

1. значение физической культуры в формировании общей культуры личностиприобщении к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни, укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизнисредствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий;

2. научные основы биологии, физиологии, теории и методики педагогики и практики физической культуры и здорового образа жизни;

3. содержание и направленность различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.

1. учитывать индивидуальные особенности физического, гендерного возрастного и психического развития занимающихся и применять их во время регулярных занятий физическими упражнениями;

2. проводить самостоятельные занятия физическими упражнениями с общей развивающей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью; 3.составлять индивидуальные комплексы физических упражнений с различной направленностью.

1. комплексом упражнений, направленных на укрепление здоровья, обучение двигательным действиям и развитие физических качеств;

2. способами определения дозировки физической нагрузки и направленности физических упражнений;

3. приемами страховки и способами оказания первой помощи во время занятий физическими упражнениями.

1.4. Требования к результатам освоения содержания курсов

В результате освоения курсов должны быть сформированы следующие компетенции: ОК-8 способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; Врезультате освоения компетенции ОК- 8 студент должен: приобрести

способности использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

1.5 Формы контроля

Текущий и рубежный контроль осуществляется преподавателем, ведущим практические занятия, в соответствии с тематическим планом.

Текущая и рубежная аттестация в 1,2,3,4,5 и 6 семестрах– зачет

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Прикладная физическая культура» осуществляется в соответствии с Приложением 1.

Объем дисциплины и виды учебной работы

заочная форма обучения Вид работы

Общая трудоемкость Аудиторная работа:

Лекции (Л) Практические занятия (ПЗ) Лабораторная работа (ЛБ) КСР

Самостоятельная работа:

Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)

Подготовка и сдача зачета

Вид итогового контроля: зачет

Трудоемкость, часов

1 семестр

II. С ОДЕРЖАНИЕ КУРСОВ

Наименование

Формируемые

раздела курсов

Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

компетенции

Физическая культура и спорт как социальные

Знать:

профессиональной

Физическая

феномены общества. Современное состояние

солидарности и корпоративности, понимание

культура в

физической культуры и спорта. ФЗ № 329 «О

долга и чести

общекульту

физической культуре и спорте в Российской

Уметь: решать

Федерации». Физическая культура личности.

производственные

профессион

Сущность физической культуры как

на профессиональном уровне, найти контакт

социального института. Ценности

со всеми членами коллектива

подготовке

физической культуры. Физическая культура

Владеть: знаниями профессиональной этики

студентов.

как учебная дисциплина высшего

профессионального образования и

позволяющем

целостного развития личности. Ценностные

организационно-управленческую работу в

ориентации и отношение студентов к

коллективе на высоком современном уровне

физической культуре и спорту. Основные

положения организации физического

воспитания в высшем учебном заведении.

Знать:

Тема 2. Социально-

Организм

человека

Основные

биологические

саморазвивающаяся

саморегулирующаяся

физвоспитания, роль и место физической

основы физической

биологическая

Воздействие

культуры и спорта в обеспечении здоровья

культуры.

природных

социально-экологических

нации и содействия социально-культурному

факторов на организм и жизнедеятельность

развитию общества, методы и средства

человека. Средства физической культуры и

физической

культуры

обеспечения

спорта в управлении

совершенствованием

социальной

профессиональной

функциональных возможностей организма в

деятельности,

самостоятельного,

целях обеспечения умственной и физической

правильного

использования

деятельности. Физиологические механизмы и

физвоспитания и укрепления здоровья

закономерности

совершенствования

Уметь : Находить эффективные методы и

отдельных

организма

средства

физической

культуры

воздействием

направленной

физической

обеспечения социальной и профессиональной

тренировки.

Двигательная

деятельности,

выявлять позитивные

повышение устойчивости организма человека

негативные

физической

Образовательные

технологии

Практические

Самостоятельная

студентов.

Обсуждение

рефератов.

Консультации

преподавателей.

Практические

Самостоятельная работа студентов Обсуждение рефератов. Консультации преподавателей.

к различным условиям внешней среды

подготовки,

правильно

использовать

методы физвоспитания как в теории, так и

на практике

Средствами

самостоятельного

методически

правильного

использования

физвоспитания

и укрепления

здоровья,

готовностью

достижению

должного

физической

подготовленности

обеспечения

полноценной социальной и профессиональной

Тема3.Основы

Здоровье человека как ценность и факторы,

Знать : взаимосвязь общей культуры студента

здорового образа

его определяющие. Взаимосвязь общей

и его образа жизни.

Практические

жизни. Физическая

культуры студента и его образ жизни.

Уметь: использовать знания здорового образа

культура в

Здоровый образ жизни и его составляющие.

в профессиональной и общественной жизни

Самостоятельная

обеспечении

Личное отношение к здоровью как условие

Владеть: навыками личной и общественной

работа студентов

здоровья.

формирования здорового образа жизни.

гигиены и возрастной физиологии

Обсуждение

Критерии эффективности здорового образа

рефератов

2.2. Обеспечение содержания курсов

Тема 1 . Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

Литература: О-1; О-2;О-3; Н-1, Н-2,Д-1; Д-9 Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте понятие физическая культура.

2. Назовите функции физической культуры.

3. Что такое физическое совершенство?

4. Что относится к показателям физического совершенства?

5. Раскройте понятие физическое воспитание.

6. На каких принципах основывается отечественная система физического воспитания?

7. Что такое физическая подготовка.

8. Назовите видыфизической подготовки.

9. Что такое физическое развитие?

1. Проведите измерения своего роста, веса и массы, рассчитайте индексы их соотношений.

2. Заносите данные в дневник раз в месяц и определите динамику показателей на протяжении года.

Тема 2 . Социально-биологические основы физической культуры.

Литература: О-1;О-2;О-5;Д-1; Д-9, Д-13 Вопросы для самопроверки:

1. Из каких видов костей состоит организм человека.

2. Дайте определение понятию сустав и назовите виды суставов.

3. Назовите основные виды мышц и их функции.

4. Дайте определение понятию саркомер и определите его функции.

5. Какие волокна мышц обладают более быстрой сократительной способностью?

6. На что расщепляется гликоген при анаэробных процессах образования энергии?

7. Что образуется при окислении углеводов и жиров?

8. Какой процесс энергообразования наиболее эффективен при длительной физической работе.

9. Дайте определение сердечно-сосудистой системы и охарактеризуйте изменения ее работы при физических нагрузках.

10.Дайте определение дыхательной системы и охарактеризуйте изменения ее работы при физических нагрузках.

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите ЧСС и АД в покое и при физических нагрузках.

2. Выполняя разную по интенсивности нагрузку и замеряя ЧСС и АД,определите, как они зависят от величины нагрузки.

Тема 3 . Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья.

Литература: О-1;О-2, О-3; Н-1 ;Д-9; Д-4, Д-12, Д13 Вопросы для самопроверки:

1.Что предполагает здоровый образ жизни?

2. Что такое здоровье человека (по определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения)?

3. Назовите группы факторов риска, влияющих на здоровье человека.

4. Назовите интегральный показатель физического здоровья человека.

5. Что такое МПК (ДМПК). Как от этой величины зависит здоровье человека.

6. Назовите основные показатели гомеостаза здорового человека (давление, ЧСС, рH плазмы, частота дыхания, концентрация глюкозы).

7. Приведите формулу эффективного питания и пропорции в пище белков, жиров и углеводов.

8. Назовите основные функции питания.

9. Какой должна быть мощность тренировочной нагрузки (в % к максимальному уровню физической работоспособности) в оздоровительной тренировке?

10. Назовите наиболее эффективный метод оздоровительной тренировки.

Задания для самостоятельной работы:

1. Рассчитайте свой суточный расход энергии.

2. Сбалансируйте потребление основных источников энергии с суточным расходом.

Тема 4. Психологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

Литература: О-1;О-2;О-5;Д-9; Д-4; Д-11. Вопросы для самопроверки:

1. Через какой промежуток времени после начала учебы в течение учебного дня у студентов проявляется оптимальная (устойчивая) умственная работоспособность?

2. Какова типичная динамика умственной работоспособности студентов в течение учебной недели?

3. Соответствует ли изменение физической работоспособности студентов в течение учебной недели динамике их умственной работоспособности?

4. В какие периоды в течение учебного года у студентов происходит максимальное снижение умственной и физической работоспособности?

5. Можно ли эффективно решать проблемы оздоровления и повышения работоспособности студентов в период их обучения в вузе только в рамках учебных занятий по физическому воспитанию?

6. Какие "малые формы" занятий физическими упражнениями существуют в режиме учебного труда студентов?

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучите динамику собственной работоспособности в течение суток.

2. Сбалансируйте соотношение работы и отдыха для наиболее эффективной работоспособности.

Тема 5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

Литература: О-1;О-2;Д-1; Д-6; Д-10. Вопросы для самопроверки:

1. Что такое физическая подготовка?

2. В чем суть общей физической подготовки?

3. Что включает в себя специальная физическая подготовка?

Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Литература: О-1; О-2;О-4;Д-5; Д-8; Д-12 Вопросы для самопроверки:

1. Какие существуют формы самостоятельных занятий.

2.Как меняется характер содержания занятий в зависимости от возраста.

3. Каковамотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. 4.Особенности самостоятельных занятий для женщин.

5.Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста.

6. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте комплекс утренней гимнастики из 12-15 упражнений.

2. Выполняйте комплекс ежедневно и отметите повышение общей работоспособности организма.

Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Литература: О-1;О-2;Н-1; Н-2;Д-6; Д-8. Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятию спорт.

2. Каковы отличительные черты соревновательной деятельности?

3. Какие изменения в функциональном состоянии человека вызывает соревновательная обстановка?

4. Что такое массовый спорт (спорт для всех)?

5. Что такое спорт высших достижений (олимпийский спорт)?

6. Что такое профессиональный (зрелищно-коммерческий) спорт?

Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.

Литература: О-1;О-2;Д-6; Д-8; Д-12; Д-13 Вопросы для самопроверки:

1. Дайте физиологическое объяснение понятию фаза суперкомпенсации (сверхвосстановлениеэнергоисточников, возбудимости нервной системы)?

2. Какой метод физического воспитания предполагает точную дозировку нагрузки и отдыха?

3. Какой методический принцип физического воспитания предполагает постепенное и постоянное повышение требований к занимающимся?

4. Как влияет соревновательная обстановка на физиологический эффект от физического упражнения?

Задания для самостоятельной работы:

1. Выберите дистанцию, которую Вы в состоянии преодолевать легко бегом с самой низкой интенсивностью работы.

2. Пробегайте эту дистанцию через день в одно и то же время в течение 1– 2 месяцев регулярно и обнаружите насколько легче организм справляется с нагрузкой (систематичность приведет к сверхвосстановлению организма).

Тема 9 . Диагностика и самодиагностика во время занятий физическими упражнениями и спортом

Литература: О-1;О-2;Н-1;Д-2; Д-9, Д-13. Вопросы для самопроверки:

1. Какова периодичность врачебного контроля для спортсменов?

2. Укажите основное предназначение врачебного обследования.

3. Чем определяется физическое развитие человека?

4. Какой тип осанки считается нормальным?

5. Какие характеристики лежат в основе антропометрических стандартов?

6. На чём основан метод корреляции?

Задания для самостоятельной работы:

1. Проведите замеры ЧСС, АД, частоты дыхания в покое.

2. Проведите замеры жировой подкожной прослойки.

Тема 10. Спорт. Выбор видов спорта, особенности занятий избранным видом спорта.

Литература: О-1;О-2; О-3;Д-6; Д-8; Д-12; Д-13 Вопросы для самопроверки:

1.Дайте характеристику особенностей воздействия видов спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности.

2. Дайте характеристику видов спорта, развивающих отдельные физические качества.

3. Каковы цели и задачи спортивной подготовки в условиях вуза.

4. Расскажите о планировании тренировки в избранном виде спорта.

5. Каковы основные пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности.

6. Определите основные методы контроля за эффективностью тренировочных занятий.

Задания для самостоятельной работы:

1. См. задания темы 9.

Тема 11. Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями.

Литература: О-1;О-2; Н-1;Д-3; Д-7; Д-13. Вопросы для самопроверки:

1. Что является целью самоконтроля?

2. Укажите субъективные данные самоконтроля

3. Укажите объективные данные самоконтроля

4. Какова задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) у здоровых взрослых людей?

5. Какова задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) тренированных людей?

6. Какую величину пульса не следует превышать при занятиях физическими упражнениями в возрасте 18 лет?

Задания для самостоятельной работы:

1. Провести самостоятельно пробу Генчи.

2. Провести самостоятельно пробу Штанге.

Тема 12. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов.

Литература: О-1;Н-1;Д-1; Д-3. Вопросы для самопроверки:

1. Что такое профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)?

2. Какова цель ППФП?

3. Какие задачи у ППФП?

4. На какие группы можно условно разделить профессии?

5. Какие основные физиологические показатели необходимо учитывать при оценке степени тяжести труда?

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить комплекс физических упражнений для своего трудового вида деятельности.

Тема 13 . Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра

Литература: О-1;О-2; Н-1Д-1; Д-2 Вопросы для самопроверки:

1. Какое воздействие на организм студентов оказывает вынужденное ограничение двигательной активности при умственной деятельности?

2.Оказывают ли влияние на работоспособность человека биологические ритмы?

3. Влияет ли уровень двигательной активности студентов в процессе обучения в вузе на состояние их здоровья?

4. Что понимается под двигательной активностью (ДА) человека?

5. На какие составные части можно условно разделить двигательную активность человека?

7. Можно ли с помощью физических упражнений (занятий тем или иным видом спорта) формировать определенные психические качества и свойства личности?

Тема 14. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни.

Литература: О-1;О-2; О-3; Н-1; Н-2;Д-1; Д-2 Вопросы для самопроверки:

1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие?

2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образ жизни?

3. Здоровый образ жизни и его составляющие?

Тема 15. Критерии эффективности здорового образа жизни.

Литература: О-1;О-2; О-3;Д-3; Д-7; Д-13. Вопросы для самопроверки:

1.Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни? 2. Критерии эффективности здорового образа жизни?

Тема 16. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.

Литература: О-1;Н-2;Д-3; Д-3. Вопросы для самопроверки:

1.Коррекция физического развития.

2.Влияние ФК, спорта и ЗОЖ на функционирование организма и рост телосложения. 3.Коррекция двигательной и функциональной подготовленности.

Атлетическая гимнастика, основу которой составляют современные системы физических упражнений, обладает высокой мотивационной ценностью и имеет определенную привлекательность для учащихся старшей школы. Сегодня в нашем обществе средствами массовой информации и телевидением сформирован образ успешного человека - физически выносливого, с гармоничным телосложением.

Остаются востребованными и популярными профессии, для получения которых необходим высокий уровень физической подготовки. К ним относятся: у юношей - работа в структурах МЧС, МВД, ОМОН, в различных охранных организациях, учеба в военных и пожарных училищах; у девушек - модельный бизнес, преподавание нетрадиционных видов гимнастики, таких как шейпинг, фитнес и т.д.

Предлагаемый элективный курс атлетической гимнастики направлен на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Он рассчитан на учащихся 10-11-х классов. По объему составляет 34 ч, по 1 ч в неделю в течение года или по 2 ч в неделю в течение полугодия.

Для школы с углубленным изучением физической культуры данный элективный курс направлен на освоение учащимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Гармония и совершенствование телосложения
Элективный курс по физкультуре составил Сосюра.С.Н.
Пояснительная записка
Атлетическая гимнастика, основу которой составляют современные системы физических упражнений, обладает высокой мотивационной ценностью и имеет определенную привлекательность для учащихся старшей школы. Сегодня в нашем обществе средствами массовой информации и телевидением сформирован образ успешного человека - физически выносливого, с гармоничным телосложением.Остаются востребованными и популярными профессии, для получения которых необходим высокий уровень физической подготовки. К ним относятся: у юношей - работа в структурах МЧС, МВД, ОМОН, в различных охранных организациях, учеба в военных и пожарных училищах; у девушек - модельный бизнес, преподавание нетрадиционных видов гимнастики, таких как шейпинг, фитнес и т.д.Предлагаемый элективный курс атлетической гимнастики направлен на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Он рассчитан на учащихся 10-11-х классов. По объему составляет 34 ч, по 1 ч в неделю в течение года или по 2 ч в неделю в течение полугодия.Для школы с углубленным изучением физической культуры данный элективный курс направлен на освоение учащимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Цель обучения. Задачи курса.
Цель обучения: целенаправленная физическая подготовка, но атлетической гимнастике, результаты которой пригодятся в последующем обучении, выборе профессии, производительном труде, службе в армии. Дополнительная цель курса - организация самостоятельных занятий посредством составления комплексов атлетической гимнастики, направленных на укрепление здоровья и ведения здорового образа жизни. Задачи курса:овладение знаниями о формах деятельности атлетической гимнастики ииспользовании их в саморазвитии и самосовершенствовании физических и психическихспособностей организма;воспитание силы воли, дисциплинированности, целеустремленности;формирование потребности в культуре движений, гармоничном, красивомтелосложении и повышение на этой основе реальной самооценки личности.Концептуально программа строится на личностно-ориентированном характере обучения. Это означает, что в атлетической гимнастике учитываются индивидуальные типы телосложения учащихся, их физическая подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. В данном курсе находит практическое применение фундаментальный опыт системы Дж. Вейдера.
Содержание программы
Содержание программы элективного курса представляет собой физическую систему с оздоровительно-корригирующей направленностью. Курс построен по принципу перехода от развития основных физических качеств (фундаментальных) к частным (профилированным), тем самым, обеспечивая перевод осваиваемых знаний в практические навыки и умения. Практическое содержание курса составляет система физических упражнений, представленная в единстве с основами знаний об атлетической гимнастике и физических особенностях растущего человека. Отчетность учащихся по результатам освоения элективного курса складывается:из анализа результатов после выполнения тестов по оценке физических качеств:-сила, силовая выносливость, скоростная сила, скоростная и общая выносливость,согласно требованиям обязательного минимума развития физических способностей, передначалом элективного курса;- сравнения данных проверки тех же качеств после проведенного элективного курса иопределения оценки уровня физических кондиций с учетом прироста результатов:подготовки и защиты теоретической работы по составлению комплекса упражнений атлетической гимнастики для выполнения целей и задач данного курса.
Структура занятий
Структура занятий элективного курса отвечает уровневому принципу их построения. От занятия к занятию регулярно повышается вес снарядов и отягощений тренажеров, а также увеличивается количество повторов выполнения упражнений. Однако в зависимости от самочувствия и физического состояния в конкретные дни используется как увеличение веса и интенсивности выполнения упражнений, так и уменьшение. Первые два практических занятия посвящены технике движений и представлениям об уровне исходной силы, т.е. какой вес можно использовать при правильном числе повторений. Следующие три занятия необходимы для исследования, какой вес, учащийся в состоянии использовать в каждом упражнении в пределах максимума для юношей и девушек. Затем регулярное увеличение веса будет отражать реальные возможности «строительства» телосложения.
Позиция педагога
Позиция педагога при проведении данного элективного курса меняемся в зависимости от этапов освоения программы. Первый этап это организаторская деятельность, направленная на усвоение учащимися основ тренировочной культуры на занятиях по атлетической гимнастике. На втором этапе педагог в большей степени выступает как советник, рекомендующий и контролирующий технику выполнения движений, увеличение веса отягощений и количество повторений в конкретных упражнениях. На третьем этапе, с учетом наработанного учащимися опыта, педагог в основном выполняет функции консультанта.
Методы. Непосредственные результаты.
Методы ведения учебных занятий курса различны и зависят от вида проведения, как урока, так и его части. Фронтальный метод используется в теоретическом разделе, при успокоительных упражнениях и выполнении стретчинга. Поточный метод применяется при круговой тренировке. Посменный метод необходим при страховании партнера, когда страхующий меняется местами с выполнившим упражнение. Индивидуальный метод необходим при учете физических особенностей того или иного учащегося. Чаще всего в силу неоднородности большинства уроков используется смешанный метод. Непосредственным результатом проведения элективного курса станут:совершенствование физических качеств старшеклассников, укрепление здоровья иформирование мотивации здорового образа жизни;оздоровительно-корригирующий эффект, выраженный в изменении объема и рельефамышц, а также в общем улучшении строения тела.Отсроченным результатом проведения занятий по курсу станет организация самостоятельных занятий, составление индивидуальных комплексов атлетической гимнастики, а также использование знаний, умений и результатов занятий атлетической гимнастикой в последующем обучении, выборе профессии.Содержание элективного курса может быть интегрировано с основным программным содержанием по школьному курсу физической культуры, а также с учебными курсами по биологии, требующими знания анатомо-физиологических и гигиенических требований.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Раздел 1. Основы знаний об атлетической гимнастике.Занятие 1. Техника безопасности на занятиях атлетической гимнастики (1 ч).
Раздел 2. Способы физкультурной деятельности в атлетической гимнастике.
Занятие 2. Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, выносливость, силовая выносливость (2 ч).
Занятие 3
Цели и задачи атлетической гимнастики. Изучение техники движений со снарядами и на тренажерах, оценка величины отягощения (3 ч).
Занятие 4.
. Основные мышечные группы, характер движения в тренировочных упражнениях (2 ч). Комплекс упражнений №1: жим штанги, лежа на горизонтальной скамье; разведение рук с гантелями в стороны, лежа на горизонтальной скамье; подъем рук с гантелями через стороны, стоя; жим штанги из-за головы, сидя; приседание со штангой на спине на скамейку; выпрямление ног, сиди на тренажере; сгибание ног, лежа ничком на тренажере; упражнения для мышц шеи во всех направлениях.
Комплекс №1
Занятие 5.
Основные мышечные группы, характер движения в тренировочных упражнениях (1 ч). Комплекс упражнений 2: подъем штанги на грудь; тяга гантели в наклоне одной рукой; опускание согнутых рук со штангой за голову лежа; подъем рук через стороны в наклоне; сгибание руки с опорой локтя в бедро; сгибании рук в запястьях хватом штанги снизу; подъем туловища из положения, лежа; выпрямление руки в локте назад в наклоне; подъем носков из положения, лежа с отягощением на тренажере.
Комплекс №2
Занятие 6.
Основные мышечные группы, характер движения в тренировочных упражнениях (1 ч). Комплекс упражнений 3: приседание со штангой на спине на скамейку; выпрямление ног, сидя на тренажере; сгибание ног, лежа ничком на тренажере; становая сила на тренажере; подъем отягощения к животу в наклоне на тренажере; жим штанги, лежа на наклонной скамье; жим штанги из-за головы, сидя; выпрямление руки, в локте сидя (французский жим): подъем рук через стороны в наклоне; подъем ног, лежа на наклонной скамье.
Комплекс№3
Занятие 7
Режим питания занимающегося атлетизмом (1 ч). Комплекс упражнений №1.
Занятие 8. Витамины и минеральные вещества (1 ч). Комплекс упражнений №2.
Занятие 9
Средства восстановления, работа в первой зоне интенсивности, контрастный душ, баня, сауна (1 ч). Комплекс упражнений №3.
Занятие 10.
Круговая тренировка общефизической направленности (1 ч). Комплекс упражнений: подъем ног. до груди сгибая колени в висе на гимнастической стенке 10- 15 раз; сгибание и разгибание рук в упоре лежа 10-18 раз; из упора присев прыжки вверх с хлопками ладонями над головой 20-25 раз; приседание на одной, ноге с опорой на вторую (левая - правая) 12-18 раз; подтягивание на низкой перекладине из положения лежа 13-15 раз, на высокой перекладине 6-10 раз; переноска партнера на спине 15 м 3 раза, сменяя друг друга. Темп выполнения упражнений выше среднего, отдых между станциями 30-45с, а между кругами 3-- 5 мин.
Занятие 11
Средства физического восстановления. Аутогенная тренировка (1 ч). Комплекс упражнений № 1.Занятие 12. Фармакологические средства восстановления физического состояния. Недопустимость использования гормональных и других запрещенных препаратов (1 ч). Комплекс упражнений № 2.
Занятие 13
Мотивация к занятиям атлетической гимнастикой (1 ч). Комплекс упражнений № 3.Занятие 14. Формирование позитивного отношения к занятиям (1ч). Комплекс упражнений №1.Занятие 15. Режим питания при интенсивных занятиях (1 ч). Комплекс: упражнений №2.
Занятие 16.
Тренировочные упражнения (1 ч). Комплекс упражнений №3.Занятие 17. Круговая тренировка повышенной интенсивности (1ч).
Занятие 18.
Занятие активного отдыха (1 ч). Выполнение упражнений и заданий в свободной форме: бег трусцой, вращение педалей велотренажера, упражнения с медицинболом весом 1-2 кг. Ловля и передача медицинбола, толкание, метание, игровые задания.
Занятие 19.
Тренировочные упражнения (1 ч). Комплекс упражнений № 1.Занятие 20. Тренировочные упражнения (1 ч). Комплекс упражнений №2.Занятие 21. Тренировочные упражнения (1 ч). Комплекс упражнений №3.Занятие 22. Тренировочные упражнения (1 ч). Комплекс упражнений № 1.Занятие 23. Тренировочные упражнения (1 ч). Комплекс упражнений №2.Занятие 24. Тренировочные упражнения (1 ч). Комплекс упражнений № 3.
Занятие 25
Круговая тренировка на развитие мощности (1 ч). Комплекс упражнений; подъем ног, до груди сгибая колени в висе на гимнастической стенке 10-15 раз: сгибание и разгибание рук в упоре лежа 10-18 раз: из упора присев прыжки вверх с хлопками ладонями над головой 20-25 раз; приседание на одной ноге с опорой на вторую (левая - правая) 12--18 раз; подтягивание на низкой перекладине из положения, лежа 13-15 раз, на высокой перекладине 6-10раз: переноска партнера на спине 15 м 3 раза, сменяя друг друга. Темп выполнения упражнений высокий, отдых между станциями 30с, а между кругами - 3 мин. Количество выполнений -- 4 круга (1ч).
Занятие 26
Занятие активного отдыха (1 ч). Комплекс упражнений: бег в легком разминочном темпе, вращение педалей велотренажера, общеразвивающие упражнения без предметов у гимнастической стенки;зона интенсивности в пределах 1-2 зоны (1ч).
Занятие 27
Тренировочные упражнения (1 ч). Комплекс упражнений №1.Занятие 28. Тренировочные упражнения (1 ч). Комплекс упражнений № 2.Занятие 29. Тренировочные упражнения (1 ч). Комплекс упражнений №3.Занятие 30. Круговая тренировка общефизической направленности (1 ч).
Занятие 31.
Определение прироста уровня физических качеств по итогам элективного курса:сила, скоростная сила, выносливость, силовая выносливость (1 ч). Занятие 32. Защита индивидуальных проектов: комплексов упражнений атлетическойгимнастики для дальнейшего совершенствования с учетом индивидуальныхособенностей занимающегося (1 ч).

Гнездилов Михаил Анатольевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева», г. Кемерово[email protected]

Роль элективных курсов по физической культуре в формировании социальной компетентности и адаптивности студентов вуза

Аннотация.В современном образовании возросло внимание к формированию социальной компетентности и адаптивности будущих специалистов.Рольвуза при этом заключается в обеспечении условий для включения студентов в такие виды деятельности, при которых процесс социализации протекает не стихийно, а целенаправленно.Одним из такихусловий автор статьи считает коллективнуюформуорганизации учебной деятельности студентов, при которой, наряду с другими дисциплинами, важную роль играют занятия физической культурой. В частности, автор ссылается на требованияФГОСВО, гдеговорится о необходимости владения студентамиспособности использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Цель данной статьи выявить роль занятий физической культурой в формировании социальной компетенции и адаптивностибудущихспециалистов.По мнению автора, одним из решений данного вопросаявляется внедрение в учебный процесс элективных курсов по физической культуре, направленных на реализацию индивидуального и дифференцированного подходов к обучению. Автор утверждает, что внедрение элективных курсов по физической культуре в образовательный процесс вуза позволяет создать условия для включения студентов в такие виды деятельности, при которых, с одной стороны, осуществляется развитие их самостоятельности, самоорганизации, реализуются их интересыи потребности, с другой стороны, осуществляется межличностное взаимодействие в группах по спортивным предпочтениям, что, в результате, способствует формированию их общей социальной компетентности и адаптивности. Ключевые слова:социальная компетентность студентов вуза, адаптивность, социализация, коллективная форма организации, командообразование, элективные курсы

Некоторая социальная напряженность и необходимость быстро реагировать на изменяющиеся условия жизни в России имире объясняют интерес отечественной и зарубежной психологопедагогической науки к проблеме социализации личности. В современном образовании значительно возросло внимание к формированию социальной компетентности и адаптивности будущих специалистов в различных профессиональных сферах.Роль высшего учебного заведения в формировании и становлении социального статуса будущего специалистакрайне высока, априобретенныев период обучения знания и опыт неоценимы, но,попадая в новые образовательные условия, значительно отличающиеся от прежних,бывшиешкольникисталкиваются с проблемой адаптации. В высшем учебном заведении от нихтребуется большая самостоятельность в овладении учебным материалом, необходимость налаживания межличностных отношений в формирующемся коллективе, при этом возможно полное или частичное изменениепрежнихжизненныхстереотипов и формирование новых. Этот непростой период адаптации бывших школьниковк новым условиямобучения и межличностного общенияосложняется их возрастным кризисом. Требования к владению необходимымуровнемсоциальной компетентности, предъявляемыек современным студентам, изложены в Федеральномгосударственномобразовательномстандартевысшего образования по направлениям подготовки бакалавриата. Важнейшая роль вуза при реализации требований ФГОСВО заключается в обеспеченииусловийдля включения студентов в такие виды деятельности, при которых процесс социализации протекает не стихийно, а целенаправленно и способствует развитию способности будущихспециалистовэффективно решать поставленныеперед нимицели и задачи.

Одним из важных условий формирования социальной компетентности, на наш взгляд,является коллективная форма организации учебной деятельности студентов, при которой, наряду с другими дисциплинами, обладающими данным образовательнымпотенциалом, важную роль играют занятия физической культурой.Вчастности,в требованиях ФГОС ВО говорится о необходимости владения студентамиспособностииспользовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК8). Мы считаем, что впроцессе занятий физической культуройформируется одна из ключевых способностей социально компетентных специалистов –способность к командообразованию и взаимодействию внутри сформировавшегося коллектива. Как учебная дисциплина физическая культура вносит свой вклад в длительный и достаточно сложный процесс формирования социальных компетенций благодаря применению в качестве средства физического воспитания командных спортивных игр и образованию определенныхгрупп по спортивным предпочтениямстудентов. Но, стоит отметить, что взаимодействиеи продуктивноемежличностноеобщениев таких группах зачастую усложняется проблемойдифференциации нагрузки и контрольных нормативов с учетом типа конституции, уровня физического развития и состояния здоровья студентов, их интересов и потребностей. Согласнорезультатам Всероссийского социологическогоопроса, проведенногосреди студентов высших учебных заведенийв 2016 году, наиболее распространенными видами деятельности на занятиях физической культурой являются физические упражнения (97,5%). Из видов спорта наиболее часто практикуется легкая атлетика (92,1%), подвижные и спортивные игры (85,4%), гимнастикас основами акробатики (72,8%). Но было выявлено, чтопредставленные практикуемые виды спорта не отвечают интересам и потребностям всехопрошенныхстудентов. Значительная часть респондентовотметили, что на занятиях не практикуются популярные в настоящее время виды спорта, новые фитнеснаправления.Было выявлено, что при организации физического воспитания в высших учебных заведениях мало представлены или не представлены вовсе такие формы физической активности,как хоккей, пулевая стрельба, гандбол, тяжелая атлетика, регби, лапта, йога, кроссфит,плавание, настольный теннис, спортивное ориентирование, которые, согласно результатам опроса, наиболее привлекательныдля студентов. Было также определено, что значительную долю студентов,принявших участие всоциальном опросе,привлекает выполнение заданий на тренажерах (86%), оценка состояния их организма и работоспособности (72,7%). Методическое обоснование изучаемогоматериала на практических занятиях получают только 73,9% обучающихся.При изложении теоретического материала редко применяются компьютерные технологии, наглядныепособия, фильмыи презентации и другие дополнительные материалы(23%).В теоретической работе для респондентов привлекательно использование современных технических средств (просмотр фильмов и презентаций интересует 48,8% респондентов, выполнение заданий на компьютере –31,2%). В целом же, все виды деятельности, традиционно применяемые на занятиях по физической культуре, интересуют около80% респондентов.Вместе с тем, вне зависимости от особенностей состояния здоровья, большинство опрошенных студентов показали достаточно высокую мотивациюи свою заинтересованность в улучшениикачества преподавания физической культуры.На наш взгляд, все обозначенные выше проблемыактивизируют поиск новыхподходови форм организации учебного процесса на занятиях физической культурой. Решением данныхпроблем, мы считаем, является внедрение в учебный процесс элективныхкурсов по физической культуре, направленных на реализацию индивидуальногои дифференцированногоподходов к обучению.Понятие «элективный» (от лат. electus–избранный) значит «избирательный». Элективные курсы –курсы, способствующие углублению индивидуализации и дифференциации обучения и призванные удовлетворить образовательныезапросы(интересы, склонности) студентов. «Элективные курсыявляются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым обучающимсясодержания образования в зависимости от его интересов, способностей и последующих жизненных планов»Мы считаем, чтовнедрение элективных курсов позволяетповыситьпривлекательностьзанятий для студентови, как следствие, увеличитьих познавательную и физическую активность. Элективныекурсыпредоставляютстудентам возможность выбратьоптимальныйрежим занятий, модельфизического воспитания,группу по интересам с учетом их индивидуальных особенностей как на основетрадиционных, так и современных спортивных направлений(группу общей физической подготовки,секциюили группупо определенному виду спорта)внутри общего расписания. Усилениеигрового и соревновательногокомпонентов занятийпозволяетразвивать общекультурныекомпетенции,умение организовывать эффективную коммуникацию, работать в команде и обеспечиваетчестную конкуренцию.

Занятия по элективным курсампредполагают также последовательное и подробное методическое объяснение техники выполнения физических упражненийипоследующего эффекта, предоставление возможности студентам отслеживать эти эффекты совместно с педагогом и самостоятельно, включаяпроведение оценки состояния своего организма и работоспособности в ходе занятия.Активное применение современных информационнокомпьютерных технологий приреализацииэлективных курсов,использование активных и интерактивных методов работы, интерактивных электронных учебных пособий нового поколения, мультимедийных наглядных материалов, анализ спортивных новостей и современных тенденций в области физической культуры и спортасоздают условия для повышения эффективности освоения теоретической части программы. Конечно, необходимо учитывать, что внедрение элективных курсов по физической культуре в образовательный процесс вуза потребует модернизацииспортивной инфраструктуры и обеспеченияее соответствия санитарноэпидемиологическим требованиям, благоустройствараздевалок и душевых, оснащенияспортивных сооружений необходимым современным инвентарем и оборудованием. В целом, элективные курсы ориентированы наобучение, в основе которого лежатсоциальные потребности общества, возможность использоватьприобретенные компетенциив повседневной и профессиональной деятельности,развитиепрофессионально значимых качеств и навыков, таких как целеустремленность, концентрация на процессе, самоконтроль и выдержка. Элективные курсы по физической культуре ориентированы на составление индивидуальных комплексов упражнений для удовлетворения собственных потребностей в физическом совершенствовании, разработкуиндивидуального режима дня и сбалансированного рациона питания,подбор рекомендаций для укрепления иммунитета средствами физической культуры и спорта,формирование здоровогообразажизни, которыйдаст положительныерезультатыв будущей профессиональной деятельности.Итак, приобретенные в процессе занятий физической культурой знания, умения и навыки (в рамках элективных курсов) позволят студентамв дальнейшем учитывать индивидуальные особенности физического, гендерногои возрастного развития,применять их во время регулярных самостоятельных занятий физическойкультурой и спортом,составлять индивидуальный режимфизических упражнений с различной направленностью. Реализация элективных курсов по физической культуре в вузе вносит весомый вкладв формированиеобщечеловеческихценностейи здоровогообразажизнистудентов, укреплениеих здоровьяи профилактику вредных привычек.Мы считаем, что внедрение элективных курсов по физической культуре в образовательный процесс вуза позволяет создать условиядля включения студентов в такие виды деятельности, при которых,с одной стороны, осуществляется развитие их самостоятельности, самоорганизации,реализуются их интересыи потребности, с другой стороны, осуществляется межличностное взаимодействие в группах по спортивным предпочтениям, что, в результате, способствует формированию их общей социальной компетентности и адаптивности. Внедрение элективных курсов становится эффективным организационнопедагогическим условием стимулирования социализации студентов через физкультурноспортивнуюактивность и способствует как познавательной, так и двигательной активностистудентов, являясьважным условием в достижении личностнозначимых потребностей, максимальных результатов в физическом и личностном совершенствовании.

Ссылки на источники1.Афанасьев В. В.,Васильева М. А., Куницына С. М., Фещенко Т. С. Принципы организации системы профильного обучения // Образование и наука в современных условиях: материалы VIII Международной научнопрактическойконференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.–№ 3 (8). –С. 3543.2.Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 150700 Машиностроение (квалификация (степень) «бакалавр»): Приказ МинобрнаукиРоссии от 09.11.2009 № 538 (ред. от 18.05.2011) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. –URL: http://fgosvo.ru. –[Дата обращения 09.03.2017].3.Осокина Е. С., Леван Т. Н., Зудин А. Б., Аксенова Е. И., Готская А. И., Дегтярева Т. О. Результаты Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура»: Информационноаналитические материалы. СПб.: НИЦ АРТ, 2016. 342 с.4.Коршунова О. С., Роледер Л. Н. Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности // Молодой ученый. –2016. –№ 23. С. 558560.5.Профильное обучение: Нормативные правовые документы. М.: ТЦ Сфера, 2006. 96 с.

Цель дисциплины

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов

образования (РО): знания: на уровне представлений : добиться понимания социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности; закрепить знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; определить возможности использования индивидуальных самостоятельных занятий в процессе обучения в университете по специальности; освоить порядок организации, обеспечения и проведения учебно-тренировочных, учебно-методических занятий по физической культуре со студентами высших учебных заведений; уяснить технику, тактику, особенности организации учебно-тренировочного занятия и соревнований по различным видам спорта; перспективы развития физической культуры в системе высшего образования России.

на уровне воспроизведения: овладеть техникой выполнения упражнений из учебной программы, требованиями выполнения контрольных упражнений и методикой обучения этим упражнениям; совершенствовать методику развития физических, специальных и психологических качеств средствами физических упражнений изучаемых видов спорта; реализовывать требования по организации и методики проведения утренней гигиенической гимнастики.

на уровне понимания: уяснить значение и место физической культуры в системе подготовки специалиста с высшим образованием, задачи, терминологию и содержание различных видов спорта как учебной дисциплины; понимать значимость использования гигиенических факторов и оздоровительных сил природы в укреплении здоровья и поддержания профессиональной работоспособности; освоить организацию и методику проведения тренировочных занятий с использованием изученных упражнений, способы управления физической нагрузкой при выполнении упражнений, методы самоконтроля и самооценки физического состояния; формировать мотивационно ценностное отношение к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; обеспечить владение основными требованиями безопасности при использовании оборудования спортивных объектов, тренажёров, мест для занятий и соревнований по изученным упражнениям программы обучения; добиться понимания ограничений в использовании физических упражнений в процессе тренировочных занятий при наличии отклонений в состоянии здоровья.

Связь с другими дисциплинами

Дисциплина «Физическая культура (элективная дисциплина)» ориентирована на интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие личности, на повышение уровня образованности ведущего специалиста, как важного условия для его профессионального самоопределения в последующей трудовой деятельности. Целью физической культуры, как учебной дисциплины, является формирование физической культуры личности, как одного из факторов ее социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, как способ реализации своего человеческого предназначения, использования сил и способностей для удовлетворения своих потребностей в развитии на всех этапах жизненного пути. Свои образовательные и развивающие функции « Физическая культура» наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные дидактические принципы: сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности. Все это в целом находит свое отражение в психофизической надежности будущего специалиста, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональной работоспособности.

Методы обучения

Для реализации программы обучения предусмотрены различные практические, словесные и наглядные методы, которые применяются в взаимосвязи на всех этапах обучения. Выбор того или иного способа зависит от содержания учебного материала, от задач обучения, практической подготовленности обучаемых задач, которые решаются на конкретном занятии. На занятиях физической культуры используются практические методы, которые делятся на две группы: методы строго регламентированного упражнения (разучивание по частям, в целом и с помощью подготовительных упражнений) и частично регламентированного (игровой и соревновательный). Методы строго регламентированного упражнения характеризуются многократным выполнением действия при строгой регламентации движений, величины нагрузки, продолжительности отдыха и т.п. Практические методы играют решающую роль в формировании двигательных навыков, развития и совершенствования физических и специальных качеств у студентов. Словесные методы обеспечивают реализацию двух функций: смысловую, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала, и эмоциональную, позволяющую активизировать обучаемого. Словесные методы основаны на использовании слова как средства воздействия на занимающихся и включает объяснение, рассказ, беседу, подачу команд, указаний, замечание. Наглядные методы обучения - это показ, демонстрация видеофильмов, кинограмм, фотографий, плакатов, схем, которые создают у студентов образные представления об изучаемых упражнениях. Наглядные методы представлены как - показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы и кинофильмы.

Требования

В результате прохождения дисциплины студенты должны:
- понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовки её к профессиональной деятельности;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психологических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;
- обладать средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического самосовершенствования;
- закрепить системность научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;
- уметь планировать и проводить самостоятельные занятия с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;
- уметь проводить самодиагностику организма при занятиях физическими упражнениями и спортом, пользоваться методами самоконтроля.