Регистрация организаций. Электронно-библиотечные системы Справочная правовая система КонсультантПлюс

Электронная библиотечная система – это предусмотренный федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования [ФГОС ВО] России обязательный элемент библиотечно–информационного обеспечения учащихся вузов, представляющий собой базу данных, содержащую издания учебной литературы в электронном виде.

Цель создания ЭБС: повышение качества информационного обслуживания, расширение номенклатуры информационных услуг, доступности информации любых видов и тематики, и увеличение количества пользователей при переходе к электронным ресурсам.

Объектом моего исследования является Научная Библиотека им. А.А. Абилова Дагестанского государственного университета. Сегодня данная библиотека признана одной из крупнейших библиотек России и на Северном Кавказе. Она функционально ориентирована на обеспечение образовательной деятельности, является информационным структурным подразделением университета.

Фонд библиотеки 2 542 486 ед. хр., содержит отечественную и иностранную научную, учебную и справочную литературу по профильным для университета дисциплинам:

· научная литература – 1 069 854 ед. хр.

· учебная – 975 801 ед. хр.

· художественная – 115 039 ед. хр.

· Иностранная – 22 386 ед. хр.

Общее количество читателей библиотеки составляет 20 587 человек.

Обслуживание ведётся дифференцированно:

· 5 отраслевыми отделами,

· 12 специализированными отделами,

· 9 абонементами учебной литературы, абонементом художественной литературы, научным абонементом,

· 14 автоматизированными рабочими местами для студентов.

С 1 по 6 сентября 2010 года во Всероссийском выставочном центре про- ходила 23-я Московская международная книжная выставка-ярмарка (ММКВЯ). Будучи крупнейшим в России книжным форумом, эта выставка-ярмарка используется книжными деятелями для подведения итогов прошедшего года и обозначения тенденций развития на будущее. Наряду с традиционными представителями книжной отрасли – издателями, полиграфистами и др., в этом году в выставке как никогда широко участвовали организации и деятели рынка электронных изданий. И это неудивительно, ибо электронное книгоиздание стремительно набирает обороты, а в некоторых отношениях начинает реально конкурировать с печатной книгой. Третий год подряд в рамках ММКВЯ проходит выставка-конференция «КнигаБайт». Одним из основных вопросов, обсуждавшихся на выставке-конференции, стало обеспечение вузовских библиотек электронно-библиотечными системами. В современный период эти системы должны отвечать требованиям к организации учебного процесса, которые сформулированы в поручении Президента Российской Федерации от 31 октября 2009 года, в документах Министерства образования и науки Российской Федерации и Рособрнадзора, а также нашли отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Как известно, Министерство образования и науки Российской Федерации направило ректорам университетов, а также федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся федеральные государственные образовательные учреждения высшего образования, информацию о необходимости в течение 2010 года обеспечить выполнение установленных федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования требований, включая предоставление обучающимся доступа к электронно-библиотечной системе. Эти требования несут в себе рациональное зерно и направлены на улучшение качества подготовки кадров, а также поддержку развития науки в вузах и повышение роли библиотек в системе высшего образования. Одновременно невыполнение этих требований ведет к ряду неприятных последствий для вуза, в частности касающихся его аккредитации. В рамках конференций и круглых столов были также предложены различные варианты решения проблемы обеспечения доступа вузовских библиотек к электронно-библиотечной системе. Так или иначе все они свелись к трем основным: – cоздание собственной электронно-библиотечной системы; – оформление подписки на готовую электронно-библиотечную систему у сторонних организаций–агрегаторов; – создание межвузовских электронных библиотек. Попробуем более подробно рассмотреть каждый из этих вариантов. Первый вариант предполагает создание в вузе собственной электронно- библиотечной системы, отвечающей как требованиям государственных органов, так и собственным потребностям вуза. Эта система размещена на собственном сервере учебного заведения, что позволит вузу распоряжаться ею по своему усмотрению. На первый взгляд этот вариант предполагает несомненные преимущества: приведен в порядок и оцифрован весь учебно-методический материал, он выставлен в сети, к нему есть доступ. Но это – кажущиеся преимущества, так как создание и поддержание собственной электронно-библиотечной системы влечет за собой сложные А.В. Лебедев, Агентство «Книга-Сервис» Электронно-библиотечная система вуза: проблемы создания, тенденции развития 85 проблемы и большие затраты, порой существенно превышающие, к примеру, затраты на подписку на сторонние электронные ресурсы. Под затратами мы понимаем как финансирование технологического процесса, так и человеческие ресурсы. Например, при создании собственной электронно-библиотечной системы библиотеке вуза потребуется, как минимум, создать подразделение по работе с правообладателями, обеспечить юридическую поддержку для составления договоров, а также разработать систему сопровождения документооборота. По данным на начало 2010 года, в тех вузах, которые имеют собственные электронно-библиотечные системы, затраты на их создание приближаются в среднем к 3 млн. рублей. А стоимость одного электронного полнотекстового документа, созданного собственными силами и размещенного на своем сервере, около 810 рублей. Но и это не единственная проблема. Перечислим еще несколько сложных моментов, с которыми придется столкнуться вузу: – согласно требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 4), лицензионные договоры с правообладателями должны заключаться в письменной форме; – cписок научных и учебных материалов, изданных вузом и охраняемых авторским правом, в большинстве случаев весьма объемен; – cущность лицензионного договора достаточно сложна, а в ряде случаев не всегда является определенной (например, служебные произведения); – даже уже заключенные лицензионные договоры требуют сопровождения, поддержания полного жизненного цикла, включая ведение бухгалтерской отчетности, взаиморасчеты с авторами и пр. Кроме этого, библиотеке придется решать вопросы, связанные с хранением контента электронно-библиотечной системы, системой доступа к нему, обеспечением защиты информации и коммуникаций. При этом мы пока не затрагиваем вопрос о самом контенте, так как в составе собственной коллекции электронных полнотекстовых документов вуза может попросту не оказаться учебной и методической литературы по некоторым из преподаваемых дисциплин. А это означает, что указанная электронно-библиотечная система не отвечает требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации. Второй вариант – оформление подписки на готовую электронно-библиотечную систему у сторонних организаций – кажется наиболее простым. На рынке присутствует множество агрегаторов контента, предлагающих свои услуги в виде подписки на тематические коллекции книг и на архивы периодических изданий в электронном виде. При этом все проблемы, связанные с легитимностью контента, а именно с оформлением прав на него согласно 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации, агрегаторы берут на себя. Библиотеки вузов сталкиваются с проблемой выбора предлагаемых электронно-библиотечных систем, так как на практике оказывается, что не так просто найти предложение, когда соотношение цена / качество наполнения ресурса являлось бы оптимальным. Самыми трудоемкими процессами, а соответственно, и самыми затратными, являются процессы, связанные с легализацией контента (договорная работа с авторами) и реализацией адекватных технологий сбора, хранения контента и организации доступа к нему. Проводя эту работу, затраты агрегатор в конечном итоге перекладывает на вуз. А стоимость годовой подписки на ресурс может составлять сотни тысяч рублей. Вместе с тем стоит отметить, что после прекращения срока действия договора с владельцем электронно- библиотечной системы библиотека вуза снова остается ни с чем: у большинства российских агрегаторов с прекращением подписки прекращается и доступ к документам. Подобная ситуация превращает вузовскую библиотеку в заложника ежегодной подписки на сторонние ресурсы. Третий вариант – создание межвузовских электронных библиотек – предполагает объединение электронных коллекций нескольких вузов в единую электронно-библиотечную систему. Каждый из участников, выкладывая свою коллекцию, получает доступ к коллекциям вузов-партнеров, тем самым закрывая недостающие позиции собственной. При этом затраты, связанные с разработкой технологии, технической базой и поддержанием системы, также разделяются между партнерами. Но, к сожалению, и этот вариант не снимает всех проблем. В частности, остается открытым вопрос по работе с правообладателями, так как

23.09.2019

05.08.2019

24.07.2019

25.06.2019

18.06.2019

20.05.2019

15.04.2019

Все статьи 01.10.2014

70% студентов предпочитают печатные учебники электронным

Электронные библиотечные системы постепенно интегрируются в образовательную среду вузов. Итоги, проблемы и перспективы развития ЭБС обсудили на дискуссии, прошедшей в Российской национальной библиотеке в рамках конференции «Фонды библиотек в цифровую эпоху».

ЭБС: тренды 2013

Рост рынка электронных библиотечных систем в настоящее время приостановился. Новые игроки не появляются, начинается работа над качеством ресурсов. Вузы разобрались, что такое ЭБС и отыскали удобные для себя решения, заключив долгосрочные контракты с поставщиками.

Характеризуя ситуацию на рынке электронного контента, эксперты отметили, что многие вузы значительно увеличили книжные коллекции, формирующие ЭБС (например, за счет вузовских изданий, которые раньше были недоступны пользователям онлайн). Сергей Иванов, коммерческий директор ЭБС «IPRbooks» отметил, что поменялась и направленность контента: произошел переход от гуманитарных к техническим специальностям, а также к строительству и архитектуре.

Подписчики есть, активности нет

Однако до сих пор электронные библиотечные системы не превратились в важный инструмент образовательной жизни вуза. Большинство преподавателей и студентов обходятся без электронных ресурсов или не придают им значения.

«Есть вузы, где на одного студента приходится в среднем по 8 книг, это очень высокий показатель. В других вузах на студента приходится 0,01 книги. Колоссальный разрыв в 800 раз», - прокомментировал ситуацию Константин Костюк, генеральный директор ООО «Директ-медиа».

Неэффективное использование вузами электронных ресурсов подтверждает и Галина Шаматонова, директор библиотеки Ярославского госуниверситета: «К началу 2014 года в ЭБС «Университетская библиотека онлайн» были зарегистрированы около 1000 пользователей - 10% от общего числа студентов и преподавателей». Такая же ситуация в целом по региону. Например, в Ярославской медицинской академии в 2013 году студентам и преподавателям были розданы 500 карточек доступа к ЭБС «Консультант студента», и лишь 217 из них были активированы.

Согласно исследованию, проведенному ярославскими библиотекарями, лишь 11% опрошенных студентов пользуются электронными учебниками, при этом 70% студентов склоняются к традиционному печатному варианту. Затрудняют развитие электронных библиотек и сами вузы, закупая бумажные учебники, по которым преподаватели выстраивают учебный процесс.

Издатели считают, что задача привлечения студентов к использованию ЭБС должна лечь на плечи вузов. Без популяризации электронных ресурсов в образовательных учреждениях статистика не будет меняться в лучшую сторону.

От общего к частному

Важный тренд прошлого года - точечное комплектование вузовских подписок. Такой подход становится необходимым, если вуз настроен серьезно, а не «для галочки» использовать ресурсы ЭБС. Точечное комплектование позволяет выбирать нужные отраслевые учебники и тратить меньше денег, чем при подписке на одну базовую коллекцию, содержание которой будет использоваться неэффективно.

Благодаря точечному подходу к комплектованию, в 2013 году небольшие вузы смогли подняться до тех же отметок в книговыдаче, что и крупные учебные учреждения, приобретающие большие подписки.

Прогнозы

Эксперты охарактеризовали перемены, которые ожидают рынок ЭБС, как игру на выбывание. Большое количество игроков вызовет острую конкуренцию, ведь на рынок, составляющий 400 миллионов рублей, приходится 15 электронно-библиотечных систем. Ожидаемый сценарий развития - ценовая борьба и перераспределение долей рынка. Обострит названные тенденции и вузовская оптимизация: стремление купить больше за меньшие деньги. Важно помнить, что главное в этих бизнес-состязаниях - не потерять качество российского учебного контента.

Стандарты и сертификация

Чтобы конкуренция не превратилась в недобросовестную и не привела к имитации качественных ресурсов, необходимо сформировать стандарты отрасли, создать профессиональную общественную экспертизу и сертификацию. Понятие качества должно быть у всех одинаковым - убеждены представители издательского сообщества.

Библиотекари с ними солидарны: от актуального контента и удобства электронных библиотечных систем будет зависеть интерес студентов к использованию электронных ресурсов.

Резюмируя дискуссию, можно сделать вывод: все участники книжного рынка должны включиться в борьбу за качество. Вузам необходимо превратить ЭБС в реальный, а не формальный элемент учебного процесса, а издательствам и агрегаторам позаботиться о создании качественных ЭБС с актуальным лицензионным наполнением, работоспособной платформой, интерактивными сервисами.

К началу нового учебного года вузовская, а вместе с нею и издательская сферы деятельности оказались поставленными перед проблемой, суть которой передает приказ Минобрнауки России (№ 588 от 7 июня 2010 г.). Речь идет об изменениях в форме справки о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, четвертый раздел которой изложен в следующей редакции: «Обеспечение образовательного процесса электронно-библиотечной системой, необходимой для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ»1. Далее изложены конкретные требования к электронно-библиотечным системам (ЭБС). Именно последнее и вызвало волнение в среде вузов и вузовских библиотек, на плечи которых возлагают создание ЭБС, и среди специалистов, занимающихся созданием электронных библиотек (ЭБ), электронных ресурсов (ЭР), а теперь и электронно-библиотечных систем.

Споры спорами, но в письме заместителя министра Минобрнауки России от 16 декабря 2009 года четко определено: «В течение 2010 года вузам необходимо обеспечить выполнение всех установленных ФГОС ВПО требований, включая указанное требование о предоставлении учащимся доступа к ЭБС»2. Оставив в стороне эмоционально-терминологическую сторону возникшей бурной дискуссии, остановимся на реальном положении дел на современном рынке электронных технологий, изданий и ресурсов.

Современный рынок электронных ресурсов предлагает различные варианты решения проблемы обеспечения вузовских библиотек доступом к ЭБС, но, так или иначе, все их можно свести к трем основным:

  1. создание собственной ЭБС;
  2. оформление подписки на готовую ЭБС у сторонних организаций (агрегаторов);
  3. создание межвузовских электронных библиотек.

Попробуем более подробно рассмотреть каждый из предложенных вариантов.

Первый вариант предполагает формирование в вузе своей ЭБС, отвечающей требованиям государственных органов и непосредственным потребностям вуза, размещенной на собственном сервере и используемой по своему усмотрению. На первый взгляд, этот вариант предполагает несомненные преимущества: приведен в порядок, оцифрован весь учебно-методический материал, выставлен в сети, есть доступ. Но это кажущееся преимущество, так как создание и поддержание собственной ЭБС влечет за собой серьезные затраты, порой существенно превышающие, например, затраты на подписку на внешние электронные ресурсы.

Но и это не единственная проблема. Перечислим еще несколько вопросов, с которыми придется столкнуться вузу:

  • согласно требованиям ГК РФ, ч. 4, лицензионные договоры с правообладателями должны заключаться в письменной форме;
  • список научных и учебных материалов, изданных вузом и охраняемых авторским правом, в большинстве случаев весьма объемен;
  • сущность лицензионного договора достаточно сложна, а в ряде случаев не всегда определенна (например, служебные произведения);
  • даже созданные и подписанные лицензионные договоры требуют сопровождения, поддержания полного жизненного цикла (бухгалтерская отчетность, взаиморасчеты с авторами и пр.).

Мы сознательно не касаемся в данном разделе вопроса о самом контенте, поскольку в составе собственной коллекции электронных полнотекстовых документов вуза может попросту не оказаться учебной и методической литературы по некоторым из преподаваемых в вузе дисциплин. А это уже означает, что указанная ЭБС не отвечает требованиям Минобрнауки РФ.

Второй вариант кажется наиболее простым. Сегодня на рынке присутствует множество агрегаторов контента, предлагающих свои услуги в виде подписки на тематические коллекции книг и архивы периодических изданий в электронном виде. Однако на практике оказывается, что не так просто найти предложение, при котором соотношение цена/качество наполнения ресурса было бы оптимальным. В настоящее время стоимость доступа к электронным полнотекстовым базам данных достаточно высока. Она складывается из затрат на сканирование текста, описание и индексирование документов и т.п. Но самыми трудоемкими, а соответственно, и самыми затратными, являются процессы, связанные с легализацией контента (договорная работа с авторами) и технологические (системы сбора, хранения контента и системы организации доступа). Проводя эту работу, затраты, в конечном итоге, агрегатор перекладывает на вуз. Причем, подписка на эти ресурсы оформляется, как правило, на год, и с прекращением ее прекращается и доступ к документам.

Третий вариант предполагает объединение электронных коллекций нескольких вузов в единую ЭБС. Каждый из участников, выкладывая свою коллекцию в корпоративный продукт, получает доступ к коллекциям вузов-партнеров, тем самым закрывая недостающие позиции собственной. При этом затраподдержанием системы, также разделяются между участниками. Но, к сожалению, и этот вариант не снимает всех проблем. В частности, остается открытым вопрос работы с правообладателями, поскольку каждая из коллекций должна быть сформирована на основании прямых договоров с последними.

Также не исключен вопрос паритетности участия вузов в данном проекте: один вуз может дать 10 документов-раритетов, а другой - допустим, 5 тысяч служебных документов. Кроме того, данный вид сотрудничества подразумевает и финансовые отношения между участниками, что может усложнить партнерские отношения.

Конечно, все три модели обладают рядом неоспоримых преимуществ. Но ни одна из них в отдельности не является оптимальной.

До недавнего времени ни один из разработчиков ЭБС не мог ответить на потребности рынка адекватным предложением, способным объединить в себе положительные стороны всех трех моделей. Для решения этой задачи в 2008 году был организован консорциум «Контекстум», учредителями которого являются Центральный коллектор библиотек «БИБКОМ», агентство «Книга-Сервис» и Агентство по распространению зарубежных изданий (АРЗИ). В рамках консорциума была разработана и внедрена информационная система (ИС) «Контекстум», эксплуатация которой начата в мае 2010 года.

Цель, которую ставили перед собой разработчики, - предоставление вузам технологии, предназначенной для создания электронно-библиотечной системы, удовлетворяющей требованиям ФГОС ВПО и ГК РФ. При этом данная система должна сочетать в себе все положительные свойства трех описанных ранее моделей создания ЭБС и свести к минимуму возникающие при этом негативные факторы. Так что же представляет собой предлагаемая технология?

Технологическое решение доступа к системе организовано через Web-интерфейс. Это означает, что каждый участник системы получает к ней доступ из любого места, где есть Интернет. А значит, одно из требований Минобрнауки к ЭБС соблюдено.

Новая технология позволяет создавать прямые письменные лицензионные договоры с авторами и на их основании формировать легитимную ЭБ вуза, включая загрузку в нее самих электронных документов. Весь информационный массив находится на удаленных серверах, что исключает затраты вуза на техническую поддержку, связанную с хранением контента, обеспечением доступа и защитой контента и коммуникаций.

Как реализована в системе возможность комбинирования трех моделей создания ЭБС? Став партнером ИС «Контекстум», вуз получает возможность создать собственную ЭБ, может разместить в ней произведения, права на которые принадлежат вузу, а также произведения, правообладателями которых являются сотрудники вуза, и произведения «внешних» авторов, если на них имеются соответствующие лицензионные договоры.

В итоге, образуется массив данных, состоящих из ЭБ разных вузов. А это подразумевает как тематическую широту охвата, так и возможность обмена этими материалами. То есть каждый участник имеет бесплатный доступ к своей ЭБ и, при желании, может подписаться на ЭБ других вузов. Удобство состоит в том, что вузовская библиотека получает доступ к собственной ЭБ и к той, на которую подписалась, на одном ресурсе. Кроме вузов, в проекте участвуют и крупные правообладатели (издательства и редакции периодических СМИ), агрегаторы контента (традиционные и электронные библиотеки), а также отдельные авторы. Созданная на подобной основе электронная полнотекстовая база данных позволяет формировать тематические коллекции, поиск в которых можно осуществлять по различным параметрам: тематика, рубрикаторы, издательства, авторы, год создания произведения. Значительная часть контента, входящего в информационный массив ИС «Контекстум», находится в свободном (бесплатном) доступе и предоставляется библиотекам вузов в качестве дополнительного сервиса.

Какие дополнительные преимущества получает вуз, работая в информационной системе «Контекстум»?

  • Для вузов участие в проекте бесплатно.
  • Поступление всех ЭПД в систему происходит только на основании прямых лицензионных договоров с правообладателями.
  • Все формы договоров, заключаемых с правообладателями, соответствуют требованиям законодательства РФ в области охраны авторских и смежных прав.
  • Сформированный легитимный контент может быть использован как в образовательных, так и в коммерческих целях.
  • Система оснащена собственной системой биллинга, обеспечивая все финансовые расчеты с правообладателями и взаиморасчеты между участниками проекта.

Ниже отображена схема взаимодействия структур вуза с информационной системой «Контекстум» при создании ЭБС. Синими стрелками показаны договорные отношения правообладателей всех уровней, красными - финансовые отношения (взаиморасчеты). Таким образом, формируя легитимный контент собственной ЭБ в системе «Констекстум», вуз или его сотрудники сохраняют за собой все авторские права и получают возможность законно распоряжаться данным контентом, в том числе и получать вознаграждение за его коммерческое использование.

Нужно добавить, что ИС «Контекстум» полностью соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по отношению к электронно-библиотечным системам3. Одновременно ИС «Контекстум» отвечает и дополнительным требованиям к ЭБС4, а именно: регистрация электронного СМИ; регистрация программного обеспечения, используемого для создания ЭБС; регистрация используемой базы данных материалов ЭБС.

  1. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm588-1.htm
  2. См. также: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/2009/12/24/56840/
  3. См.: Поручение Президента РФ № 2920 от 31 октября 2009 г., Приказ Минобрнауки РФ № 133 от 23 апреля 2008 г., Приказ Рособрнадзора № 885 от 30 сентября 2005 г., Приказ Минобрнауки РФ № 1623 от 11 апреля 2001 года, п. 7.18 Приказа Минобрнауки РФ об утверждении и введении в действие ФГОС ФПО.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2010 г. № 588.

В соответствии с требованиями нового федерального Государственного стандарта ВПО образовательный процесс в вузах должен быть обеспечен электронно-библиотечными системами, содержащими издания по основным изучаемым дисцип линам и обеспечивающими возможность одновременной работы 25% обучающихся. Эта норма была закреплена приказом Минобрнауки от 7 июня 2010 г. № 588, который предписывает необходимость наличия ЭБС для лицензирования вузовских образовательных программ. Сегодня мы обсуждаем различные аспекты внедрения ЭБС непосредственно с покупателями - вузами.

Собеседникам «УК» были предложены следующие темы:
. основные критерии выбора поставщика ЭБС, разумная цена на услугу;
. предпочитаемые форматы предоставления контента;
. необходимость дополнительного технического оснащения библиотек;
. основные проблемы, связанные с внедрением ЭБС и приказом Минобрнауки № 588, пред-
ложения и рекомендации участникам рынка.
________________________________________________________________________


Владимир Яковлевич ЭПП, первый проректор по учебной работе Томского государственного педагогического университета

При выборе поставщика ЭБС для нас основными критериями отбора являются, в первую очередь, соответствие требованиям приказа Минобрнауки от 07.06.2010 № 588, затем цена и полнота ассортимента в соответствии с направлениями подготовки студентов вуза.

Вопрос о цене должен быть адресован учредителю, который финансирует работу вуза и, в частности, библиотеки. Разумной была бы цена порядка 50% от средств, выделяемых вузу для комплектования фонда библиотеки. Сегодня соотношение цен на рынке и финансирование библиотек таково, что средний вуз должен выбирать между заключением договора с ЭБС и покупкой учебников на бумажном носителе.

Покупка контента является для библиотеки более предпочтительной при выборе ЭБС. Приобретение доступа требует значительных ежегодных финансовых затрат. При этом ресурс библиотеки не увеличивается. Библиотека теряет автономность и попадает в зависимость от провайдеров ЭБС в условиях неустоявшегося рынка услуг. Приказ Минобрнауки от 07.06.2010 № 588, естественно, стимулирует университет к подключению к одной из существующих ЭБС.

К сожалению, наполняемость ЭБС, представленных на рынке, не соответствует требованиям данного приказа. Существенным недостатком является высокая цена, наполненность устаревшими изданиями, практическое отсутствие литературы с грифами УМО и НМС, слабая представленность классических учебных изданий, используемых в учебном процессе и рекомендуемых УМО для изучения в вузе.

В учебном процессе используются современные учебники разных издательств, которые, как правило, не передают свои права на публикацию различным агрегаторам. Приобретать же контент у издательств полностью - дорого и неоправданно, весь ассортимент не будет пользоваться спросом.

Для нашей библиотеки потребуется дополнительное техническое оснащение для внедрения ЭБС.

Наиболее острыми являются, в первую очередь, проблемы финансирования.

Законодателю необходимо смягчить требования к ЭБС. Требование одновременного доступа к каждому изданию, входящему в электронно-библиотечную систему, не менее чем для 25% обучающихся по каждой из форм получения образования представляется излишним. Агрегаторам и производителям контента требуется создание недорогих универсальных ЭБС и специализированных ЭБС с учётом образовательных программ и направленности подготовки специалистов (классическое университетское, инженерное, медицинское, педагогическое образование и т.д.).

Надо предоставить возможность вузу самому осуществлять формирование контента, чтобы не вынуждать вуз подключаться к дорогой ЭБС с огромным количеством непрофильной литературы, например, по медицине, ветеринарии, книги для подготовки инженеров.
_________________________________________________________________


Екатерина Эдуардовна ЛЮБУШКО, директор Библиотеки Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина

Основные критерии для нас - качество контента и полнота охвата необходимой для нашего вуза предметной области или областей. Нужно, чтобы не менее 70% контента было интересно для наших пользователей. Необходимое условие - пополнение ресурса новым контентом, особенно важно оперативное пополнение полнотекстовыми периодическими изданиями. Также важен сам интерфейс ЭБС (дружественность, простота использования и др.) и, конечно, количество сервисов, предлагаемых пользователям. Желательно, чтобы ценовая политика компаний, представляющих ЭБС на рынке, соответствовала тому контенту, который они предлагают, а не была явно завышена, как это бывает в ряде случаев.

Цена должна определяться качеством самой ЭБС (интерфейс/возможности/контент). И если все эти критерии удовлетворят наших пользователей, что определяется статистикой использования ресурса при тестовом доступе, значит, ресурс будет интересен и важен для нашего вуза. Тогда ректорат примет решение выделить средства на его приобретение.

Предпочтителен онлайновый доступ к ресурсам с последующей передачей архива в постоянное пользование вуза (срок обычно оговаривается в договоре).

Принципиально все основные производители русскоязычных образовательных ресурсов - eLIBRARY.RU, EastView, «Университетская библиотека онлайн», «Библиотех», IQLib - соответствуют основным положениям приказа № 588. Их продукты включают лицензионно чистый контент по основным дисциплинам, они предоставляют доступ всем читателям, без ограничения числа рабочих мест и одновременных подключений к документам. МГЮА им. О.Е. Кутафина уже несколько лет успешно сотрудничает с производителями данных ресурсов. Мы ежегодно приобретаем доступ к нескольким электронным полнотекстовым и библиографическим ресурсам и планируем в дальнейшем развивать это направление работы.

Один из существующих сегодня недостатков - то, что не все ЭБС имеют возможности для предоставления удалённого доступа к полному объёму контента своего ресурса и необходимые регистрационные свидетельства. Но думаю, что эти проблемы решатся компаниями в ближайшее время.

Мы планируем увеличение компьютеризированных мест для наших пользователей в читальных залах, а также использование Wi-Fi технологий для создания Wi-Fi зоны на территории Академии, чтобы наши пользователи не были ограничены территориально только помещениями библиотеки. Основная проблема - не всегда хватает материальных и технических средств для осуществления запланированного.

Думаю, что всем заинтересованным сторонам необходимо вести конструктивный диалог по любому вопросу, связанному с проблемами и предложениями по информационному обеспечению учебной и научно-образовательной деятельности. На сегодняшний день такую задачу можно решить только за счёт совместных усилий и взаимовыгодного сотрудничества. Это даст вузам возможность оценить и увеличить свой научный и образовательный потенциал, занять прочные позиции и стать более конкурентоспособными на внутреннем и международном рынке образовательных услуг.
_____________________________________________________________


Ольга Романовна АРУТЮНОВА, зам. директора Фундаментальной библиотеки Московского городского педагогического университета

При выборе поставщика ЭБС для нас основными критериями являются полнота ассортимента и цена. Для нашего вуза приемлемой ценой мы считаем около 60 тысяч рублей в полугодие на определённую коллекцию. Наиболее предпочтительно для нас предоставление доступа к онлайновому просмотру.

Приказ Минобрнауки РФ от 07.06.2010 № 588 заставит нас приобретать большее количество коллекций, различных ЭБС, а также совершенствовать университетскую электронную библиотеку. Мы работаем с ООО «ИВИС» (Ист вью) и ООО «РУНЭБ». Обновлённый портал eLibrary наиболее удобен для пользователей, «Руководство пользователя» 2010 года Е.М. Полниковой и С.М. Шабановой оказывает хорошую помощь начинающим.

Техническое оснащение не помешает, но и сейчас наши пользователи (25%) могут единовременно пользоваться Виртуальным центром инновационных технологий http//resoursces.mgpu.ru / через сайт нашего университета.

Производителям вузовских ЭБС рекомендую ознакомиться с Виртуальным центром инновационных технологий МГПУ (Городской информационный ресурсный центр, директор - Рукавишников И.В.).
__________________________________________________________


Ирина Геннадьевна ЖОЛОБОВА, зав. отделом комплектования и каталогизации Научной библиотеки Томского государственного университета

Один из основных критериев при выборе поставщика ЭБС - это оптимизация расходов на приобретение учебной и учебно-методической литературы. Самые затратные по книгообеспеченности - общие гуманитарные, социально-экономические, математические и естественнонаучные дисциплины. И, в первую очередь, необходимо выбрать ЭБС, которая по полноте ассортимента соответствовала бы перечню рекомендуемых учебников и учебно-методических пособий по данным дисциплинам в университете. Ещё одно условие, которое должно выполняться по распоряжению Министерства образования и науки РФ - это актуальность учебной литературы. Учебная литература по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам должна быть издана в течение последних 5 лет, по общим математическим и естественно научным дисциплинам - за последние 10 лет. Думаю, этот критерий останется и для электронной учебной литературы.

Цена при выборе поставщика ЭБС остаётся довольно сложной проблемой для библиотеки. Всегда будет существовать переходный этап при внедрении новых технологий по обеспечению студентов электронной учебной литературой. Библиотека научится оптимально перераспределять финансовые средства на приобретение учебников в печатной и электронной формах. Но прежде, чем выработать ценовой критерий при выборе поставщика ЭБС, необходимо будет ответить на следующие вопросы. Какое количество студентов предпочтёт электронный учебник печатному учебнику? Какое количество наименований электронных учебников преподаватель включит в список рекомендованной литературы к дисциплине? Какое количество наименований включает в свой ассортимент та или иная ЭБС? Сколько стоит предоставление доступа к электронному учебнику в год? Сколько лет необходим электронный учебник для использования? Самый предпочтительный формат работы с контентом - это предоставление доступа к онлайновому просмотру с условиями удобства и простоты использования, возможности неограниченного доступа студентов и преподавателей ко всем книгам выбранной ЭБС, в любое время, с любого автоматизированного рабочего места университета и домашних компьютеров посредством сети Интернет.

Можно констатировать, что на российском книжном рынке (в широком понимании) появился новый продукт - электронно-библиотечные системы. Переход в среду ЭБС обусловлен научно-техническим прогрессом и имеет необратимый характер. Это огромный пласт работ, который предстоит сделать библиотекам - разработать критерии отбора поставщиков ЭБС и в течение двух-трёх лет перейти в эту среду с наиболее полным охватом ассортимента ЭБС и рациональным использованием денежных средств. Конечно, будем приобретать. Обдуманность и точный расчёт - главные правила при внедрении чего-то нового.

Выбор предоставления контента через доступ к онлайновому просмотру ресурсов электронно-библиотечной системы не потребует дополнительного технического оснащения Научной библиотеки Томского государственного университета.

ЭБС в Томском государственном университете начала создаваться с 2005 года и имеет в своём составе достаточное количество элект ронных учебных изданий наших авторов. Основные проблемы - это скорость пополнения новыми электронными изданиями и вопросы авторского права.

Если начинать работу по выбору поставщиков ЭБС, то нужно начать, как я считаю, с сотрудничества с самими издательствами, которые производят как печатные, так и электронные версии учебных и учебно-методических изданий для высших учебных заведений, такими как «Академия», «Лань», «Инфра-М», «Альпина Бизнес» и др. Это обеспечит постепенность и обдуманность перехода в среду ЭБС, системный характер работе. Думаю, что издательству, которое издаёт большое количество названий учебной и учебно-методической литературы, необходимо создавать собственную ЭБС. Это перспективный и, самое главное, подконтрольный бизнес. Но процесс создания ЭБС не должен быть дорогостоящим. Для этого законодателям необходимо разработать методические рекомендации по созданию издательской ЭБС или взять за основу уже существующее перспективное програм мное обес печение и распространять среди российских издателей бесплатно. Следует определиться с термином «Электронно-библиотечные системы». Законодателям по рекомендую синхронизировать приказ Мин обрнауки РФ от 07.06.2010 № 588 с выделением достаточного финансирования для вузов на приобретение такого информационного ресурса, как ЭБС.
_____________________________________________________


Марина Эдуардовна КАРПОВА, заместитель директора Научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета

При выборе поставщика ЭБС в порядке важности мы выделяем следующие критерии.
1. Количество контента и полноту ассортимента.
2. Разумную цену из расчёта «одна книга на одного пользователя», сравнимую со стоимостью одного учебника (примерно 300 руб.). Стоимость доступа к одному электронному изданию для определённого количества студентов не должна превышать в разы стоимость покупки аналогичного количества бумажных учебников для студентов, изучающих данную дисциплину.
3. Дополнительные сервисы.

Для пользователей СПбГУ удобен доступ к онлайновому просмотру. Основные недостатки существующих ЭБС - количество и качество контента, формат предоставления (pdf-файлы) и формирование цены исходя из количества лицензий на пользование одной копией.

В связи с присвоением Указом Президента РФ особого статуса Санкт-Петербургскому государственному университету приказы Министерства образования и науки носят для СПбГУ рекомендательный характер. Приказ № 588, надеемся, никак не повлияет на решение о приобретении электронных ресурсов.

Исходя из требований приказа каждый вуз должен иметь тысячи компьютеризированных пользовательских мест. Конечно, нам потребуется дополнительное техническое оснащение.

Основная проблема при создании ЭБС в вузе - соблюдение требований 4-й части ГК РФ. Законодателям нужно обеспечить правовую поддержку создания ЭБС, предусматривающую возможность вузам формировать собственные ЭБС в рамках действующего законодательства. Также необходимо сосредоточить работу с биб лиотеками вузов на уровне крупных агрегаторов, берущих на себя юридические формальности и обеспечивающих удобный формат доступа к ресурсам. Производителям контента следует внимательно изучить зарубежный опыт по предоставлению доступа к электронным изданиям для библиотек и уйти от попыток при формировании цены исходить из продажи количества пользовательских лицензий, т.е. продавать «электронный тираж», боясь потерять бумажный.
________________________________________________________


Вера Алексеевна СВЕТЛОВА, директор библиотеки Санкт-Петербургской академии управления и экономики

- Основными критериями при выборе ресурса являются следующие: русский язык, качество контента (соответствие требованиям ФГОС и образовательным программам вуза), возможность частичного копирования, цитирования.

Как показывает практика, представления о «разумности» цены у агрегаторов и пользователей весьма различны. Библиотеки вузов живут в условиях постоянного отсутствия финансирования, и поэтому приобретение доступа к ресурсу сопровождается большим «торгом».

В основном цену удается снизить за счёт ограничения периода (времени) подписки, либо усечения количества доступного контента. Тем не менее даже при этом условии цена доступа весьма высока. Из опыта общения с компанией «КнигаФонд» мне вообще непонятно, откуда берутся такие цены на услуги, кто имеет возможность их приобретать? Утверждение «КнигаФонда», что «он покроет всё комплектование» как-то не убеждает, а цена в 1,5-2,75 млн рублей просто нереальна для вузовской библиотеки при всех прочих вопросах к данной организации.

Можно много говорить об инновационных технологиях в библиотеке, но при этом помнить, что никто не отменял традиционную бумажную книгу. Поэтому, на мой взгляд, очень важно в этом вопросе придерживаться принципов разумности и постепенности в изменении существующего сегодня комплектования библиотечных коллекций. Как показывает опыт, нельзя идти на поводу у регламентирующих документов в ущерб качеству и доступности, так как в основном доступ к ресурсам осуществляется по IP-адресам, т.е. в рамках организации подписчика, но этого явно недостаточно для обеспечения образовательного процесса и особенно для самостоятельной работы студента вне вуза. Предоставляемый сервис, как правило, позволяет работать с ресурсом в течение 1-2 часов, так как чисто физиологически пользователь не может полноценно работать на компьютере дольше, а нам предлагается полностью или частично обеспечить студента электронными текстами. Вопросов очень много: и по интерфейсу представляемого контента, и по возможностям работы с ним. Думаю, эта тема требует отдельного рассмотрения и обсуждения с поставщиками ресурсов.

Дополнительное техническое оснащение нам не потребуется, академия прекрасно оснащена.

При создании ЭБС я не вижу больших проблем, если речь идёт об электронной библиотеке вуза в её прежнем понимании. Но законодателям, агрегаторам и другим участникам рынка нужно слушать народ и не ставить телегу впереди лошади.

Электронно-библиотечная система издательства «Лань» - это ресурс, созданный с целью обес- печения вузов необходимой учебной и научной литературой профильных направлений. ЭБС вклю- чает в себя как электронные версии книг издательства «Лань», так и коллекции полнотекстовых файлов других издательств и постоянно пополняется новыми изданиями. Принципы работы электронной библиотеки: неограниченное количество пользователей; доступ в любое время и из любого места посредством сети Интернет. Электронные учебники собраны в разделах – математи- ка, физика, теоретическая механика, инженерные науки, лесное хозяйство и лесоинженерное дело, нанотехнологии, информатика, экономика и менеджмент, право, психология и педагогика.
Технические возможности ресурса позволяют одновременно посещать электронную библиотеку неограниченному количеству пользователей.

ЭБС предоставляет возможности поиска книги по автору или названию. Поиск по содержимому позволяет производить поиск по текстам книг. Возможно скачивание приложения к книгам (CD- и DVD-диски), а также сохранять или распечатывать фрагменты книг для дальнейшего использова- ния. Любую книгу или ее отдельную страницу можно добавить в избранное, создав для нее замет- ку.

Для читателей нашей библиотеки академия приобрела право на бесплатный доступ к тематическому пакету электронных учебников «Лесное хозяйство и лесоинженерное де- ло» в Электронно-библиотечной системе « Лань».

Для этого необходимо:

Зарегистрировать свой ЛОГИН и ПАРОЛЬ для доступа в Личный кабинет ЭБС «ЛАНЬ» в Зале электронных ресурсов библиотеки (ауд. 166 ).

После успешной Регистрации на сайте вы можете работать с тематическим пакетом «Лесное хо- зяйство и лесоинженерное дело» ЭБС по своему Логину и Паролю с ЛЮБОГО компьютера не только в ВГЛТУ, но и за её пределами .

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Информационная система "Единое окно доступа к образо-вательным ресурсам" (ИС "Единое окно ") обеспечивает бесплатный и неограниченный доступ к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. В разделе Библиотека представлено более 27 000 учебно-методических материалов, разработанных и накопленных в системе федеральных образо-вательных порталов, а также изданных в университетах, ВУЗах и школах России. Более половины учебно-методических материалов разработаны и переданы в "Библиотеку" ведущими университе-тами и ВУЗами России, а также издательствами, отдельными преподавателями и авторами. Расширенный поиск в "Каталоге" осуществляется по названию, автору, аннотации, ключевым сло-вам с возможной фильтрацией по тематике, предмету, типу материала, уровню образования и аудитории.

Электронные учебные издания доступны в режиме просмотра. Для скачивания издания на свой домашний или рабочий компьютер необходимо получить разрешение у правооб- ладателей электронных учебников и иных учебных материалов, представленных в биб- лиотеке "Единого окна".

Информация для авторов ВГЛТУ. К размещению в электронной библиотеке ИС "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" принимаются электронные версии печатных учебных, учеб- но-методических и методических материалов: учебник, учебное пособие, текст лекций, энциклопе- дия, словарь, задачник, тест, лабораторный практикум, а также научные статьи и работы по педа- гогике и проблемам образования. Авторам выдаётся "Свидетельство о публикации" установленно- го образца, подтверждающее, что электронная копия образовательного ресурса принята для пуб- ликации в электронной библиотеке. Регламент размещения электронных изданий учебно-образова- тельного назначения . Адрес редакции [email protected] .

Библиотека специализируется на учебных материалах для вузов и полностью соответствует требованиям разрабатываемых федеральных государственных образова-тельных стандартов (ФГОС ВПО) к библиотекам по части формирования фондов основной и допол-нительной литературы.

Основу «Университетской библиотеки онлайн» составляют более 37 тысяч электронных книг по следующим разделам – естественные науки, информационные технологии, история, культуроло- гия, языкознание, правоведение, социология, философия, экономика.
«Университетская библиотека онлайн» выполняет функции: полнотекстового поиска, работы с ката- логом, безлимитного постраничного просмотра изданий, копирования или распечатки текста (постранично), изменения параметров текстовой страницы, создания закладок и комментариев.


ЭБС znanium.com издательства «ИНФРА-М»

В ЭБС представлены более 50 тысяч наименований электронных изданий по базовым и вариативным дисциплинам - учебники и учебные пособия, диссертации и авторефе-раты, монографии и статьи, сборники научных трудов, энциклопедии, научная периодика и про-фильные журналы. Электронные учебники сгруппированы по разделам: физико-математические науки, естественные науки, гуманитарные науки, социальные науки, образование и педагогика, экономика и управление, информационная безопасность, машиностроение и материалообработка, транспортные средства, автоматика и управление, информатика и вычислительная техника, архи-тектура и строительство, безопасность жизнедеятельности, защита окружающей среды.

Предоставляется доступ студентам, аспирантам и профессорско-преподавательскому составу вуза к ЭБС «ИНФРА-М» через сеть Интернет с расширенными функциональными возможностями для пользователей - установка «закладки» для быстрого возвращения к прерванной работе (зак-ладка на страницу; автоматическое формирование списка используемой литературы; отправка конспекта по электронной почте для дальнейшего использования. Удобная навигация в системе позволит провести быстрый поиск по автору, наименованию, издательству, а также дисциплинам и направлениям подготовки.ки.


ЭБС «КнигаФонд»

Электронный ресурс, на котором можно найти литературу, соответствующую современным требо- ваниям и стандартам обучения, в том числе федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения. В ЭБС представлены более 107 тысяч электронных книг по следующим разделам: экономика, информа- ционные технологии, юридические науки, история, иностранные языки, промышленность и транс- порт, естественные науки, научная периодика.

Возможности работы с текстом для пользователей ЭБС - создание неограниченного количества собственных конспектов, копирование цитаты из книги в конспект с автоматическим созданием точ- ной библиографической ссылки на издание и страницу; создание меток, позволяющих быстро на- ходить нужные страницы книги; возможность составления подборки постоянно используемых книг.

ЭБС BOOK.ru

Электронная библиотечная система (ЭБС) BOOK.ru – единая система доступа к постоянно обновляемой коллекции электронных версий книг современной учебной литературы. Фонд электронной библиотеки комплектуется на основании новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Система пол-ностью соответствует требованиям к обеспеченности вузов доступом к электронным библиотечным системам.

Учебная литература представлена разделами - безопасность жизнедеятельности, естественные науки, информатика и вычислительная техника, история, общественные науки, право, языкознание, экономика, лесное хозяйство, технические науки.

ЭБС IPRbooks

Электронно-библиотечная система IPRbooks - это лицензионная библиотека по всем отраслям наук (ОКСО), в полном объеме соответствующая ФГОС, библиотека содержит более 5 000 изда- ний.

В ЭБС IPRbooks Вы найдете учебники и учебные пособия, монографии, производственно-прак- тические, справочные издания, а также деловую литературу для практикующих специалистов. В настоящее время в ЭБС IPRbooks представлено более 100 ведущих федеральных издательств, в ЭБС включены издания за последние 10 лет (по гуманитарным, социальным и экономическим нау- кам за последние 5 лет), перечень их постоянно растет. Контент ЭБС IPRbooks ежемесячно обнов- ляется новыми электронными изданиями, периодикой (в т.ч. ВАК), статьями ведущих российских ученых.
Доступ к фондам ЭБС IPRbooks предоставляется круглосуточно для неограниченного количества пользователей.

ЭБС IQ library

ЭБС IQlib – это электронно-библиотечная система, которая полностью отвечает критериям совре- менного ресурса информационно-образовательной направленности.

ЭБС IQlib формируется в соответствии с действующим законодательством в области авторских и смежных прав, а также на основе прямых договоров с авторами и правообладателями.

Каталог IQlib включает более 80 тысяч полнотекстовых цифровых версий печатных изданий. Представлены как актуальные востребованные издания (учебники, учебные пособия, монографии) так и редкие издания прошлых лет. Каталог комплектуется согласно общепринятым направлениям современного высшего и профессионального образования.
ЭБС IQlib предлагает пользователям сервисные возможности поиска и обработки информации, позволяющие работать на больших массивах с высокой скоростью и эффективностью.


ЭБС издательства "ЮРАЙТ"

Открыт доступ к Электронно-библиотечной системе издательства "ЮРАЙТ".

В арсенале ЭБС "ЮРАЙТ" учебники для бакалавров и магистров по самым различным дисциплинам, словари. Теперь вы можете узнавать о новинках издательства в реальном времени, проводить поиск по интересующим дисциплинам.

Сайт ЭБС "ЮРАЙТ" является отличной виртуальной выставкой и помощником при выборе необходимых книг для закупки печатных и электронных изданий, т.к. каждую книгу на сайте можно пролистать, добавить в избранное и щелчком одной клавиши выгрузить в Excel.