Квадроциклы как спортивное транспортное средство. Чем отличается квадроцикл и квадрицикл? Самые лучшие квадроциклы

Целый класс микроавтомобильчиков, названных непривычным нам словом – квадрицикл, приобрёл необычайную популярность в Европе. В России, напротив, встретить технику подобного рода крайне сложно. Тем не менее, в 2013 году квадрициклы выделили в отдельную категорию транспортных средств. Что это за чудо техники и что нужно для его управления?

Начнём с того, что же представляет собой квадрицикл. Википедия гласит: по российской классификации это четырехколёсное мототранспортное средство с максимальной скоростью не менее 25 км/ч, мощностью двигателя не более 20 лошадиных сил, вес которого не превышает 400 кг, предназначенное для использования по дорогам общего пользования. Иными словами, квадрициклы – это такие четырёхколесные мотоциклы или мини-автомобили, на которые нужны такие же документы, как на машину или мотоцикл. При покупке к подобному транспорту прилагается Паспорт транспортного средства (ПТС).

Думаете, ни разу не видели такое чудо техники? Ошибаетесь! Оно знакомо нам ещё с советских времён. Вспомните инвалидную мотоколяску Серпуховского автозавода (например, в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»). Неказистая внешность, ручное управление, отсутствие всякого намека на комфорт (разве что крыша над головой). Кто-то из вас, возможно, помнит это «недоразумение» советской инженерной мысли со стрекочущим мотоциклетным двигателем.

Между тем, в Европе этот четырехколёсный транспорт больше похож на машину. Если в России в качестве кузова используется обычный каркас, то в Европе кузов сложно отличить от кузова машины.

КвадрИцикл vs квадрОцикл

До 2013 года для управления квадрициклом так же, как и мопедом, водительское удостоверение было не нужно. Однако с появлением множества новых подкатегорий всё усложнилось. И водители начали путаться, для какого вида транспорта нужны права, а для какого нет. Самые распространенные споры вызвали понятия «квадрОцикл» и «квадрИцикл». Большинство вообще либо не прочитывают эти слова как нужно, воспринимая это как одно и то же понятие, либо считают это одним и тем же транспортным средством. Между тем, это далеко не так – квадрОцикл и квадрИцикл – совершенно разный вид транспорта. Научимся быстро и безошибочно отличать одно от другого.

Несмотря на сходство названий, между квадроциклом и квадрициклом существует огромная разница. Квадроцикл представляет собой мотоциклетную технику, которая имеет все органы управления, как на обычном мотоцикле.


Единственным отличием является наличие четырёх колес, а также ограничение на использование их по дорогам общего пользования. Квадроциклы, как и кроссовые мотоциклы, карты и т.п., относятся к псевдотранспортным средствам, для управления которыми не требуется водительского удостоверения, поэтому езда на них по дорогам общего пользования строго запрещена. Либо офф-роад, либо закрытые площадки. Квадроциклы предназначены для бездорожья, а значит, нашли распространение среди охотников и любителей экстремальных видов спорта. Как правило, водитель располагается в специальном седле, а управление акселератором, сцеплением, а соответственно, тормозами осуществляется на руле. Также на нём полностью отсутствует салон, а число сидячих мест не превышает двух, включая водителя. Руль квадроцикла также мотоциклетный и представлен в виде трубы, за которую водитель держится с двух концов. Для вождения квадроцикла требуется удостоверение А1, то есть точно такие же, какие требуются для вождения трактора. Так произошло потому, что квадроцикл считается внедорожной самоходной машиной. Также для получения прав потребуется медицинская справка, позволяющая управлять тракторами.

Внешне между квадроциклом и квадрициклом можно найти некоторое сходство, которое выражается в таких же компактных размерах и наличии четырёх колес небольшого радиуса. В остальном – это полная противоположность.

Посадка за штурвал у квадрицикла осуществляется так же, как и на автомобиль, – это сидения, расположенные под прямым углом. Кроме того, таких сидений может быть четыре или два, что уже подразумевает некоторое наличие салона. У большинства видов имеется примитивная крыша, но без дверей, что облегчает посадку на квадрицикл небольших размеров. Акселератор, сцепление и тормозная система управляются при помощи педалей, расположенных в нижней части салона. Нажатие на них подразумевает использование ног. Кроме того, рулевое управление такое же, как и на легковом автомобиле, и обязательным является наличие рулевого колеса. Переключение скоростей осуществляется специальным рычагом, таким же, как на машине. Для квадрициклов также есть ограничения по передвижению по общим дорогам. Это связано с их небольшой скоростью движения, а также отсутствию необходимых систем безопасности. Однако они нашли широкое применение в организациях, которые имеют огромные площади и требуют наличия экономичного транспорта для перемещения персонала. Примером квадрицикла также могут послужить небольшие автомобили, в которых катаются от лунки к лунке на полях для гольфа.

Права на квадрицикл

Согласно ПДД, квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулём мотоциклетного типа, весом менее 400 кг (или менее 550 кг для грузовых ТС), мощность двигателя которых не превышает 20 лошадиных сил, приравниваются к мотоциклам, а значит, для их управления вам потребуются права с категорией «А».

Если масса превысила указанные нормы, то транспортное средство переквалифицируется в категорию «В1». Она проставляется автоматом при обмене прав старого образца с открытой категорией «А» (только для транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулём мотоциклетного типа) и/или «В» (только для транспортных средств с автомобильным типом рулевого управления) . В других случаях на категорию «B1» придётся учиться и сдавать экзамен дополнительно.

А владельцам легких квадрициклов (с объемом двигателя не более 50 «кубов») необходимо иметь права с категорией «М» - мопед.

И стоило ли ради мизерного количества подобного транспорта «городить огород» и отделять его от остальных? Вопрос спорный. Возможно, время квадрициклов в нашей стране еще не настало... Поживем, увидим.

Напоследок стоит напомнить о том, что согласно действующим ПДД как квадрициклы, так и квадроциклы относятся к механическим транспортным средствам. Это означает, что согласно пункту 2.1 ПДД их водители обязаны иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГИБДД предусмотренные законом документы, за отсутствие которых выписывается штраф. А если транспортное средство не зарегистрировано в установленном порядке (при объеме двигателя до 50 куб. см этого делать не требуется), и водитель не может подтвердить право собственности на подобную технику, то она подлежит задержанию и помещению на штрафстоянку.

Пить или не пить? Где ездить и где не ездить на мотовездеходах? Мы решили разобраться с особенностями эксплуатации мотовездеходов на дорогах нашей страны, так что взяли на тест-драйв сразу два типа этих транспортных средств.

В европейских городах зачастую можно встретить немало квадроциклов на улицах. Их используют в качестве ежедневного средства передвижения вместо мотоцикла или скутера. Да, места на дороге он занимает немного больше, но все же остается юрким и быстрым, при этом с парковкой меньше проблем, чем с автомобилем. Но у нас этот тип транспортного средства пока остается дорогой игрушкой.

Конструктивно мотовездеходы делятся на два типа — UTV (utility task vehicle — утилитарные) и ATV (all-terrain vehicle — внедорожные). Первые еще называют side-by-side. То есть в нем водитель и пассажир сидят плечом к плечу. Вторые имеют классическую мотоциклетную посадку. А законодательство нашей страны разделяет эти транспортные средства на квадрициклы и квадроциклы. Такой вот словесно-буквенный пассаж законотворцев. Одна буква в названии — а такие разные судьбы.

Сначала разберемся с CFMoto Z8 800 EFI. Это — UTV или side-by-side по конструкции и квадрицикл по закону. Термином «квадрицикл» в соответствии с указом президента Республики Беларусь от 25 ноября 2010 г. № 611 назвали четырехколесные механические транспортные средства, имеющие приводы управления автомобильного типа и массу в снаряженном состоянии не более 550 килограммов. То есть квадрицикл — не что иное, как мини-автомобиль, с педалями, рулем и рычагом переключения передач. Для управления им нужны права категории «В». Под рулевым управлением автомобильного типа подразумевается рулевое колесо, «баранка». Ну и раз уж квадрициклу позволено обитать на дорогах общего пользования, они оснащаются всеми необходимыми световыми приборами, в том числе указателями поворотов и ремнями безопасности.

Если говорить о предназначении CFMoto Z8, то его можно обозначить как спортивно-утилитарный мотовездеход. У него агрессивный дизайн, и он больше похож на багги для получения адреналиновых приходов, нежели на рабочую лошадку. Размеры кузова тоже намекают, что там поместится не туша кабана, а экипировка.

Несмотря на то что водителя и пассажира окружает крепкий каркас безопасности, шлем для управления этой штукой нужен. Если приложиться головой о каркас — ничего хорошего не будет. У меня шлема не было, так что я просто пообещал себе быть осторожнее. А пока устроился за рулем. Руль, педали, кресло — все, как в обычном автомобиле, но эргономика — понятие от UTV далекое, хотя присутствует регулировка руля и водительского кресла. Я со своим ростом под 190 см поместился впритык. Благо педали только две. Ремень безопасности — почти гоночный, четырехточечный. Вместо двери — защитная сеточка. Ее главное предназначение — не дать вам рефлекторно выставить руку или ногу при опрокидывании. Все управление — на автомобильный манер, разве что «поворотники» включаются двуплечей клавишей, на передней панели есть небольшой бардачок, где хранится пульт управления встроенной лебедкой. К слову, воспользоваться ей не пришлось.

Под небольшим кузовом за спинами седоков скрывается мотор объемом 800 «кубиков» и мощностью солидные 63 л.с. Двигатель V-образный, двухцилиндровый, с водяным охлаждением. Времени на тест-драйв у меня было немного, так что разбирался я с особенностями квадрицикла уже на ходу. Двигатель заводится на автомобильный манер, поворотом ключа зажигания. Тихой работу мотора не назовешь. За спиной он тарахтит так, что при разговоре с пассажиром надо уже напрягать голосовые связки.

Между двумя креслами расположен рычаг управления трансмиссией. Положения рычага несколько отличаются от традиционных автомобильных, толкать его надо не на себя, а от себя. Поначалу я путался, но потом привык. Хотя информативность привода не ахти, вслепую переключать режимы сложно. Положения рычага стандартные — P, R, N, H, L. Режим H соответствует автомобильному Drive. Ну вот и поехали. На ходу разберемся.

Крутящий момент от двигателя к колесам передается через клиноременной вариатор. С места этот почти багги принимает не хуже иного спорткара. Официальные данные утверждают, что до 60 км/ч CFMoto Z8 разгоняется за 3,2 секунды. Причем это на заднем приводе и по грунтовой дороге. Максимальная скорость — 100 км/ч.

Это действительно в первую очередь снаряд для получения адреналина. Скорость по лесной грунтовой дороге с ямами и перекатами — 60−80 км/ч. Ух! Подвеска этого вездехода — как белорусская экономика — терпит ямы, провалы, взлеты, падения, резкие повороты. Мотор ревет, трансмиссия воет, глаза блестят. Спасибо электроусилителю руля — управляться с квадрициклом не составляет труда. Только в скоростных поворотах следует быть осторожным. Колеса вгрызаются в грунт, почти не скользят, а центр тяжести довольно высок, так что всегда есть риск опрокидывания.

Сделать так, чтобы эта штука на бездорожье перестала ехать, надо еще постараться, хотя и возможно. Клиренс у Z8 — 280 мм, подвески спереди и сзади независимые, на сдвоенных рычагах. По умолчанию квадрицикл заднеприводный, передняя ось подключается жестко, нажатием кнопки на передней панели.

При необходимости можно заблокировать передний дифференциал и воспользоваться понижающей передачей. Этого арсенала хватает для того, чтобы карабкаться в самых труднодоступных местах. Крутые горки, песок, грязь — все можно преодолеть, если ехать с умом. Если без ума — то есть передняя лебедка. Ну и все еще не забываем о риске переворота. Квадрицикл не позволяет пользоваться распространенным приемом — переносом центра масс. Это удел квадроциклов.

Так я плавно перемещаюсь к изучению второго типа мотовездеходов на примере Polaris Sportsman 850 SP. Это, можно сказать, классический мотовездеход с мотоциклетной посадкой и мотоциклетным же рулем.

В белорусских ПДД он получил термин «квадроцикл» или мотовездеход, и он не относится ни к одному типу транспортных средств, которым разрешено участие в дорожном движении. Его не нужно регистрировать, для управления квадроциклом не требуется водительское удостоверение, но следует помнить о том, что на них нельзя выезжать на дороги общего пользования. Возникает хороший вопрос: «А за что меня могут привлечь инспекторы ГАИ, если остановят на квадроцикле на дороге общего пользования?». Выезд на дорогу на квадроцикле будет квалифицирован в соответствии с ч. 5 ст. 18.12 КоАП: «Несвоевременные регистрация или перерегистрация транспортного средства, либо непредставление его без уважительной причины в установленный срок для государственного технического осмотра, либо управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственный технический осмотр, — влекут предупреждение или наложение штрафа в размере 1−3 б. в. Кроме того, за данное правонарушение введена повторность, и уже за повторное правонарушение в течение года нарушитель получит штраф в размере от 2 до 5 б. в.»

Во взращенной советским менталитетом голове сразу возникает вопрос — а если пьяный по лесу задом на квадроцикле? Что будет? Все просто. Несмотря на то что регистрировать мотовездеход не требуется, он все равно является транспортным средством. И если вас поймают в поле или в лесу пьяным за его рулем, вступает в дело статья 18.16 КоАП, согласно которой «управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, — влекут наложение штрафа в размере от пятнадцати до тридцати пяти базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком на три года».

Итак, на дороги общего пользования мне нельзя, но, проезжая по асфальтовой дороге мимо экипажа ГАИ, я не привлек их внимания. Однако испытывать терпение я не стал и свернул в лес при первой возможности. Собственно, там и раскрываются все прелести этого типа транспортного средства.

Polaris Sportsman 850 SP — этакий представитель элиты среди квадроциклов. Во многом благодаря особой конструкции. Эта модель примечательна наличием электроусилителя руля, который, кроме своей прямой функции, исполняет роль демпфера при проезде неровностей. В результате руль не рвется из рук при проезде, например, торчащих корней деревьев. Честно говоря, осознал я этот факт уже после поездки. Трансмиссия имеет три режима — задний привод, автоматически подключаемый полный и режим полного привода с торможением двигателем на спуске.

Полный привод здесь работает следующим образом: как только задние колеса начинают пробуксовывать, система автоматически блокирует все четыре колеса. Если задние колеса обретают сцепление, трансмиссия переходит в режим заднего привода. Интересно и необычно. В принципе для туристического квадроцикла, коим Polaris Sportsman 850 SP и является, это удобно. Поставил переключатель в режим полного привода и забыл. Электроника в тяжелой ситуации все сделает сама. Я проверил это в глубокой песчаной канаве и остался доволен. И правда, не надо думать, какую блокировку включить в том или ином случае. Не едет? Включаем понижающую передачу и полный привод. Если и так не едет, слезаем с квадроцикла и толкаем, одновременно нажимая на газ. Тут важно не споткнуться.

Можно отметить еще две интересные конструктивные особенности Polaris Sportsman 850 SP. В задней независимой подвеске используется стабилизатор поперечной устойчивости, что для такой техники решение неординарное. Двигатель объемом 850 «кубиков» выдает 78 л.с. и имеет балансирные валы. В итоге мотор работает практически без вибраций. Особенно сильный был контраст после того, как я сел на Polaris Sportsman 850 SP после тряского на холостых оборотах CFMoto Z8. Polaris кажется просто лимузином повышенной комфортности. А уж о динамике и говорить не приходится. Бешеного спурта с места нет, квадроцикл начинает разгон плавно и мягко, но очень быстро. И при этом шум от него настолько небольшой, что общаться с задним пассажиром можно, лишь слегка повернув к нему голову.

Внедорожные шины на асфальте ведут себя крайне небезопасно. Даже на небольшой скорости (около 60 км/ч) квадроцикл начинает слегка гулять по траектории, скользить в поворотах. Ехать быстро совершенно не хочется.

А вот на бездорожье — как раз наоборот. Polaris Sportsman 850 SP оказался очень мягким и покладистым аппаратом, с ним легко управится даже девушка. Типичный такой «турист», на котором можно выдержать не один десяток километров. Надо только помнить, что бак тут — 17 литров, а на бездорожье квадроцикл с таким объемным и мощным мотором может запросто расходовать 30 литров на 100 км. Для заднего пассажира в нашей комплектации было предусмотрено удобное кресло со спинкой и поручнями. Забавно, потому что большинство инструкций к мотовездеходам этого типа гласит, что от пассажира лучше отказаться. Так-то.

Ну и конечно, Polaris Sportsman 850 SP все же требует от водителя куда больших специфических навыков, нежели side-by-side. Умение переносить центр масс посредством собственного тела — ключевой прием квадроциклиста.

А одна из самых травмоопасных привычек неопытного наездника — это попытка остановить боковое опрокидывание, выставив ногу в качестве упора. Ничем, кроме перелома, это обычно не заканчивается. Но побороть в себе инстинкт крайне сложно, но лишь до первого перелома.

Ну и продолжим грустную тему. Цена. Polaris Sportsman 850 SP стоит 954 000 российских рублей (28 760 белорусских). Цена хорошо оснащенного бюджетного седана. Чуть дешевле стоит китайский CFMoto Z8 — 810 000 российских рублей (24 420 белорусских рублей). Это немного дешевле именитых аналогов, но при этом всякие полезные штуки вроде лебедки у китайской техники идут в базовой комплектации.

Нам запомнилось

CFMoto Z8 800 EFI


При сильной тряске рассмотреть что-либо в зеркалах заднего вида сложно, но в городе они пригодятся
Положения селектора трансмиссии отличаются от привычных «автомобильных»
Многофункциональный дисплей «слепнет» на солнце, в остальном же очень информативен
Задняя подвеска имеет ход 200 мм
На рулевом валу хорошо виден мотор электроусилителя


Режимы полного привода включаются кнопками на передней панели и оснащены «защитой от дурака»

Polaris Sportsmen 850 SP


В задней подвеске можно заметить стойки стабилизатора — необычное решение для квадроцикла
Режимы полного привода включаются клавишей на руле
Передний «багажник» Polaris весьма скромен по объему
Узкий мотор обеспечивает удобную посадку водителю
Polaris весит 350 кг, так что в сложной ситуации применяется дополнительная человеческая сила

Благодарим за предоставленную технику официального дилера CFMOTO в Беларуси ЗАО «Элитавто».

Квадро циклы, квадри циклы и трициклы. В чем различия?

Наверняка, вы уже знакомы с таким транспортным средством, как квадрОцикл ... Оказывается для его управления обычные водительские права не подходят. А о том, какие подходят, вы узнаете чуть Также поговорим о различных типах квадроциклов и даже упомянем о снегоходах.

Но начнем мы наш экскурс с новой категории транспортных средств «B1» - трициклы и квадрициклы. Эти названия, в отличие от «квадрОциклов», у нас пока еще не на слуху и встретить подобный транспорт на российских дорогах крайне сложно.

Вообще-то многие считают, что категория «В1» позволяет управлять авто с автоматической коробкой передач. Но нет, это совершенно новая, до недавнего времени неизвестная нам категория транспорта. Хотя, конечно, все относительно. Просто существующий ранее подобный транспорт относили к другим категориям.

Что такое квадрицикл и трицикл?

Квадри циклы - это четырехколесные мототранспортные средства, (трициклы - трехколесные), предназначенные для использования по дорогам общей сети и подлежащие в ГИБДД в общем порядке.

Примерами квадрицикла может служить советский автомобиль-мотоколяска СЗМ-С3Д «Инвалидка», (слева на рисунке). Кто-то из вас возможно помнит это «недоразумение» советской инженерной мысли со стрекочущим мотоциклетным двигателем.

Трициклы, (фото в центре), очень распространены в азиатских странах как грузо-пассажирский трехколесный мото-транспорт, (наш аналог - мотороллер «Муравей»).

А вот трехколесный мотоцикл увидеть можно разве что в крупных городах и то, если очень постараться. Просто подобные трициклы у нас водятся разве что у мото-эстетов или у рукастых кулибиных.

Кстати, большие квадрициклы довольно часто называют Шоссейным квадрОциклом, а на западе их сокращенно именуют GG-Quad, также Moto Quad, Quad Bikes и пр.

Любой из вас, при желании, может запросто обзавестись как минимум трициклом... Шквал восторженных и любопытных взглядов на дороге в ваш адрес обеспечен!


Пример имеющегося в свободной продаже трицикла - «Родстер Спайдер»

Бесспорно, современная трехколесная техника выглядит очень эффектно, но стоит это чудо... почти как полноценный автомобиль. Также, по признанию одного из владельцев, в отличии от двухколесных мотоциклов, стоять в пробках на таком аппарате придётся не реже, чем на автомобиле, при этом комфорта будет значительно меньше. Особенно в ненастную погоду.

Грубо говоря, квадрициклы - это либо трех- или четырехколесные мотоциклы, либо мини автомобили, на которые нужны такие же документы, как на машину или мотоцикл. При покупке к подобному транспорту прилагается Паспорт транспортного средства (ПТС).


Пример Паспорта транспортного средства (ПТС)

Какая категория прав нужна для управления квадрициклом и трициклом?

С 5 ноября 2013 года в водительских правах появилась новая категория «B1»* - трициклы и квадрициклы.

Это конечно все так, но есть некоторые важные нюансы в определении категории водительских прав, необходимых для управления подобным транспортом...
Попробуем разобраться.

В чем различие категорий «М»- мопед, «А»- мото и «B1»- три- квадрициклы?

При ненагруженной массе такого т.с. более 400 кг, водитель должен иметь при себе права с открытой подгатегорией «B1».

А владельцам легких трициклов и квадрициклов, (с объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров) необходимо иметь права с категорией «М» ** либо обладать любой другой открытой категорией водительских прав.

__________
* - менее 550 кг при грузоперевозках.

Т.е. трициклы и квадрициклы, в зависимости от необходимых категорий прав на управление ими, условно можно разделить на:

"M" - легкие трициклы и квадрициклы (мопеды);
"А" - трициклы и квадрициклы, в том числе входящие в младшую категорию "А1"
"В1" - тяжелые трициклы и квадрициклы (более 400кг);

И стоило ли ради мизерного количества подобного транспорта «городить огород», и отделять его от остальных?

Вопрос спорный. Возможно, время трициклов и квадрициклов в нашей стране еще не настало... Поживем, увидим.


Пример концепта электо-трицикла «Toyota-i-ROAD»

Права на квадрОцикл и снегоход

Квадро циклы - это мототранспортные внедорожные четырехколесные средства (мотовездеходы, снегоболотоходы), имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенные для движения вне дорог общего пользования.

На некоторых квадроциклах руль и посадка водителя не отличается от автомобильной.

Основной документ квадроцикла - это Паспорт самоходной машины (ПСМ). Подобные паспорта также выдаются на трактора и на другую строительную технику, поэтому квадроцикл можно смело назвать минитрактором.


Пример Паспорта самоходной машины.

Регистрировать* квадроциклы, (как и мотовездеходы, снегоболотоходы и даже снегоходы), необходимо в органах Гостехнадзора и для управления ими необходимо иметь права тракториста.

Если точнее: удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) категории «А1» - внедорожные мототранспортные средства.

* - для регистрации «квадрОцикла», у собственника имеется не более 10-ти суток с момента его приобретения; (- либо до истечения срока действия рег. знаков «Транзит»). Эти сроки регистрации относятся к любым и определены они 1 пунктом «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации...» . Кстати, проходить техосмотр подобных транспортных средств также требуется.

Как получить права на квадроцикл (снегоход)?

Удостоверение тракториста-машиниста на категорию «А1» можно получить с 16 лет. Для допуска к экзамену вам необходимо получить медицинскую справку с допуском к управлению тракторами (самоходными машинами) и подготовиться к квалификационному экзамену, который проводят сотрудники органов Гостехнадзора.


Обновленный бланк Удостоверения тракториста-машиниста (тракториста).

Экзамен на получение прав тракториста-машиниста состоит из теории и практики. Теория принимается по билетам, утвержденным министерством сельского хозяйства РФ, а практика проходит в два этапа на закрытой площадке (трактородроме).

На практическую часть экзамена можно попасть только после успешной сдачи теории. Сданный теоретический экзамен, действителен в течение 3 месяцев. Если этот срок пропущен, то перед допуском на практическую часть, необходимо будет еще раз успешно сдать теорию.

На первом практическом этапе необходимо выполнить упражнения:

  • начало движения с места на подъеме;
  • разворот при ограниченной ширине территории при одноразовом включении передачи;
  • постановка самоходной машины в бокс задним ходом;
  • агрегатирование самоходной машины с прицепом (прицепной машиной);
  • торможение и остановка на различных скоростях, включая экстренную остановку;

Второй этап практического экзамена принимается на специальном маршруте в условиях реального функционирования самоходной машины.

Повторные экзамены назначаются не ранее чем через 7 дней. Но если 3-ри раза подряд не вы не сдаете практику, то при последующей (4-ой) попытке с вас потребуют документы о дополнительном обучении.


Пример квадроцикла, на который нужны права тракториста «А1»

Выходной день, выезд на природу, приподнятое настроение, активный отдых… Этот ряд словосочетаний можно продолжать долго и с ожидаемыми ассоциациями приятного времяпрепровождения, но он не будет полным для автолюбителя без слов: квадрицикл, квадроцикл.
Эти два слова похожи между собой, да и самодвижущиеся колесницы характеризующие тот и другой вид транспорта почти одно и тоже. Однако квадрициклы бывают с различными характеристиками! Причем для тех, кто не замечает такой разницы, могут вменить вполне конкретное нарушение, как езду без водительских прав. А это большой штраф! Так вот чтобы понимать, на каких квадрициклах можно ездить, а на каких нельзя, с водительскими правами определенной категории, мы и написали нашу статью.

Чем квадрицикл (мотоколяска) отличается от квадроцикла (мотовездехода или самоходной машины)

Отличие слов в одну букву вроде как могут повлечь за собой весьма заметные изменения. Начнем мы с того, что ни в ФЗ «О безопасности дорожного движения», ни в другом техническом документе вы не найдете определения для квадрОцикл, а вот определение для квадрИцикла есть в ГОСТ Р 51815-2001 «Квадрицикла» от 8 октября 2001.

Настоящий стандарт распространяется на четырехколесные мототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт, снаряженной массой не более 400 кг (550 кг - для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы батарей в случае электрических транспортных средств (далее - квадрициклы), предназначенные для эксплуатации на дорогах общей сети, а также на их компоненты и отдельные агрегаты.

3.1.1. Легкий квадрицикл:

Сухая масса - менее 350 кг, не включая массу батарей в случае

- максимальная конструктивная скорость - не более 45 км/ч;
- рабочий объем двигателя - не более 50 см3 для двигателей с
принудительным зажиганием или
- максимальная эффективная мощность - не более 4 кВт для двигателей
других типов.

Термин "мотоколяска" применяют как дублирующий для квадрициклов с
кузовом.

3.1.2. Квадрицикл иной, чем определяемый в 3.1.1:
- сухая масса - не более 400 кг (550 кг - для транспортных средств,
предназначенных для перевозки грузов), не включая массу батарей в случае
электрических транспортных средств;
- максимальная эффективная мощность - не более 15 кВт.

Можно сказать, что квадрициклы это небольшие автомобили. При этом если у такого автомобиля характеристики ЛЕГКОВОГО квадрицикла (см. выше), то управлять им можно имея права категории А (если мотоциклетное сидение и руль) или В (если это не мотоциклетное сидение и руль). Об этом сказано в ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Глава IV, статья 25, п. 1):

при этом в п.7 той же статьи

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории "A", подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории "A1" и подкатегории "B1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории "B" - подкатегории "B1" (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории "C" - подкатегории "C1", категории "D" - подкатегории "D1", категории "CE" - подкатегории "C1E", категории "DE" - подкатегории "D1E".

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории "M".

И тут заметьте, что есть уточнение по поводу мотоциклетной посадки и руля мотоциклетного типа. При этом категория B допускает посадку лишь на сидении как в автомобиле и с классическим круглым рулем. А у обладателей прав категории А, это может быть сидение вроде как на мотоцикле и руль также как на мотоцикле. Здесь два важных заключения:

Наиболее важным здесь является вовсе не то что есть этот руль или сидение особого типа, а то, что такие квадрициклы предназначены для эксплуатации на дорогах общей сети!

И второе, что ВАЖНО, квадрациклы могут быть с мотоциклетной посадкой и рулем как у мотоцикла и с обычным сидением и рулем как в машине. Ведь в ФЗ написано …и подкатегории "B1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа… , а категория B1 это трициклы и квадрициклы.

То есть если говорить о том, что такое квадроцикл и квадрицикл, то можно сказать что квадрицикл есть в РФ законодательстве, а квадроцикл это не более чем народное. Однако именно квадроциклы у всех на слуху, но наименование это не совсем корректное. Если же квидрицикл не предназначен для дорог общего пользования, то это уже не квадрицикл, а мотовездеход. Именно такие мотовездеходы обычно и выдаются за квадроциклы.

При этом такие квадроциклы, а правильно сказать мотовездеходы, обеспечиваются паспортами самоходных машин (ПСМ). Об этом написано все в том же ГОСТе если вы его почитаете. А для того чтобы управлять самоходной машиной надо иметь удостоверение тракториста-машиниста (тракториста). Однако это совсем другая история, мы же вернемся к нашим квадрициклам…

Какими квадрициклами (мотоколясками) можно управлять с категорией А и B

Мотоциклами с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
- трициклы и квадрициклы (с мотоциклетной посадкой и мотоциклетным рулем);

Трициклы и квадрициклы (без мотоциклетной посадкой и без мотоциклетного руля);
- мопеды и легкие квадрициклы.

Опять же повторимся, что в большинстве случаев квадрицикл, это средство для передвижения на дорогах общего пользования. То есть там будет соблюдено куча норм относительно света, бамперов, тормозов и т.д. А вот так называемые квадроциклы – мотовездеходы, предназначены в первую очередь для езды вне дорог.

Как известно, с 1 апреля 2014 года введены водительские удостоверения со множеством подкатегорий. В частности, это категория «М» для мопедов (скутеров) и категория «В1» для трициклов и квадрициклов.

Владельцы водительского удостоверения с категорией «В» могут управлять и транспортными средствами категории «В1». СМИ растиражировали данную новость с ошибкой, назвав квадрициклы квадроциклами, и тут у владельцев мотовездеходов наступила радость от прочитанного: наконец-то ни могут легально управлять своим квадроциклом! Но не тут-то было.

Квадрицикл и квадроцикл – это совершенно разные (особенно по документам!) агрегаты! И разные по документам агрегаты требуют разные документы на управление.

Что такое квадрицикл
Квадрицикл – четырёхколёсное автотранспортное средство, предназначенное для использования на дорогах общего назначения, подлежащее постановке на учёт в органах ГИБДД. Документ на квадрицикл – это паспорт транспортного средства (ПТС). Проще говоря, это мотоколяска с тремя (трицикл) или четырьмя (квадрицикл) колёсами.

ГОСТ Р 51815-2001 - Квадрициклы. Общие технические требования
Настоящий стандарт распространяется на четырёхколесные мототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт, снаряжённой массой не более 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы батарей в случае электрических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на дорогах общей сети, а также на их компоненты и отдельные агрегаты.

Для управления такой техникой требуются права с категорией «В1» или «В» (старые). Эти права выдаются в ГИБДД.

Посмотрите, как выглядит обратная сторона нового водительского удостоверения, выдаваемого ГИБДД. Пиктограмма квадрицикла категории «В1» даже не имеет ничего общего с мотовездеходом!

Есть ещё лёгкие квадрициклы и трициклы (с двигателем объёмом менее 50 кубиков), для управления такими ТС требуются права с категорией «М» (мопеды).

Что такое квадроцикл
Квадроцикл, в отличие от квадрицикла – мототранспортное четырёхколёсное средство, не предназначенное для движения по дорогам общего пользования, имеющее сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа (и называемое также мотовездеход или снегоболотоход).

Коллизия здесь в том, что слово «квадроцикл», устоявшееся в нашей стране, не совсем точное, ATV (All-terrain vehicle) правильно переводится как «вездеход». Именно мотовездеходами мы и управляем.

ГОСТ Р 52008-2003. средства мототранспортные четырехколесные внедорожные.
Общие технические требования. Настоящий стандарт распространяется на мототранспортные внедорожные четырехколесные средства (далее - мотовездеходы) с шинами, внутреннее давление в которых не более 69 кПа (0,7 кгс/см2), имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенные для перевозки движения только одного человека (водителя) и движения вне дорог общего пользования.
Вышеуказанные мотовездеходы не подлежат обязательной сертификации и относятся к внедорожным мотосредствам, их регистрация,(как и мотовездеходы, снегоболотоходы и снегоходы) осуществляется в органах Гостехнадзора, со стороны органов ФТС они обеспечиваются паспортами самоходных машин (ПСМ).

Документ на квадроцикл (мотовездеход) – это паспорт самоходной машины (ПСМ). Мотовездеходы ставятся на учёт в органах Гостехнадзора и для управления ими требуется удостоверение тракториста-машиниста (УТМ) с категорией «А1». Если к вашему квадроциклу прилагается ПСМ, в котором написано «мотовездеход» или «снегоболотоход» – для него нужно УТМ, никакое «обычное» водительское удостоверение «В1» не даёт права на управление мотовездеходом.

Коротко
Если у вашего транспортного средства ПТС – вам нужно водительское удостоверение с категорией «В1», которое выдаёт ГИБДД.
Если у вашего транспортного средства ПСМ – вам нужно удостоверение тракториста-машиниста с категорией «А1», которое выдаёт ГТН.

При обучении в автошколе на категорию «А1» экзамен принимает не инспектор ГИБДД, а инспектор Гостехнадзора.