Чудотворный образ семипалатинско-абалацкой иконы божией матери. Икона Божьей Матери"Знамение"(Абалацкая)


Создан : 29 ноября 2012 23:52

История этого образа берет начало в 1636 г., а название происходит от с. Абалак, расположенного в 30 км от г. Тобольска. Некая вдова Мария во сне увидела две иконы: «Знамение» Богоматери и образ св. Марии Египетской. От богородичной иконы вдова получила повеление построить церковь у Абалацкого погоста. В 1637 по благословению Тобольского архиеп. Нектария был возведен Знаменский храм с 2 приделами в честь Марии Египетской и Николая Чудотворца, положивший начало Абалацкому Знаменскому мужскому монастырю. Со слов вдовы Марии местный протодиакон Матфей Мартынов в 1637г. написал икону Божией Матери, названную Абалацкой (оригинал). На изводе представлено поясное изображение Пресвятой Богородицы с воздетыми в молитве руками и благословляющем Младенцем Христом в мандорле (медальоне) у Нее на груди. Такая композиция соответствует Новгородской иконографии Богоматери «Знамение», но отличительными признаками Абалацкого образа стали предстоящие по сторонам от Пречистой Девы св. Мария Египетская и свт. Николай. По пожертвованиям верующих оригинал иконы украсили драгоценным окладом. В конце 17 века этот иконописец Матфей написал списки (копии). Абалацкой иконы: в тот же монастырь, так называемую Наместницу и уменьшенный список в г.Семипалатинск. Эти древние списки потерялись в гражданскую войну. Однако тюменский искусствовед Марина Софронова в своем интервью телевидению «Тюмень-регион» в 2009г. заявила, что в запасных фондах Третьяковской галереи имеется Абалакская икона датируемая концом 17-началом 18 веков. http://tyumen.rfn.ru/video.html?id=9185&type=r

Список Абалакской иконы Божией Матери, написанный в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой. Крестный Ход, Тобольск 2010г.

В дореволюционное время Абалакская икона являлась самой почитаемой святыней Сибири, а ее многочисленные списки находились во многих храмах и монастырях: в Москве, в Омске, Красноярске, Челябинске, Томске, Иркутске, Тюмени, Ишиме, Брянске и конечно в Зауралье . Будучи в заточении в Тобольске семья царственного страстотерпца Императора Николая II молилась у иконы. Примечательна запись в дневнике царя на праздник Рождества Христова: "После литургии был отслужен молебен пред Абалакской иконой Божьей Матери, привезенной накануне из монастыря"... Позже для Государя был сделан список с иконы, сопровождавший его до последних часов жизни в Екатеринбурге. Так Царская семья встретила роковой для нее 1918-й год. Известно, что у Абалацкой иконы молились каждый в свое время старец Григорий (Распутин), адмирал Колчак, белые генералы Корнилов, Каппель, Дитерикс, Попеляев и другие. В 1919 году, опасаясь за чудотворную икону Абалакской Божией Матери, епископ Мефодий с адмиралом А.В. Колчаком увозят на теплоходе икону из Абалакского монастыря Тобольска в Омск, а далее через Дальний Восток в Шанхай.
В настоящее время в Знаменской церкви Абалакского монастыря, вместо подлинной иконы находится не особенно древний список Абалакской иконы Божией Матери, написанный в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой.
http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t4_7 Он причислен в ряд чудотворных икон и окружен заслуженным почитанием: возят для поклонения и устраивают Крестные Ходы по всему нефтяному Северу. Кроме того в Знаменский Абалацкий монастырь под Тобольском приезжают сейчас паломники со всей России. Этот список ХХ века Абалакской иконы по версии журналистов сейчас входит в «Семь чудес Уральского Федерального округа».

Некоторые списки Абалацкой иконы написанные в конце 19в., нач. 20в.

До недавнего времени местонахождение вывезенного оригинала Абакской иконы было неизвестно. Только имелось множество преданий о существовании ее за рубежом. Лишь спустя почти 80 лет стало известным точное место нахождения иконы - Австралия, пригород г. Сиднея - Кабраммат, храм Покрова Божией Матери РПЦ МП. Сюда она была привезена потомками белогвардейского генерала Михаила Константиновича Дитерихса (1874-1937). http://www.orthodoxy.org.au/index.php Мой знакомый Михаил Осипенко, происходящий из семьи знаменитых иконописцев, будучи в 2003 в Австралии с Порт-Артурской иконой, лично видел Абалацкий оригинал. Об этом он написал мне и даже пообещал видеозапись беседы об иконе с местным священником.
В нашей Курганской епархии Абалацкая икона представлена так же очень широко. Подробно описывает чтимый курганцами список Абалацкой иконы, написанной по заказу горожан в 1860г. в Тобольске,

Некоторые списки Абалацкой иконы имеющиеся в Курганской и Шадринской епархии.




священник А. Сулоцкий в своем труде « О церковных древностях Сибири», изд.1882 г. Данный образ был украшен курганцами богатой серебрянной ризой и находился в Богоявленском соборе, позже разрушенным. Сейчас в здании Курганского епархиального управления, в пресс-центре на стене имеется прекрасно сохранившийся Абалацкий образ, но без оклада. Возможно, ризу могли снять во время компании по изъятию церковных ценностей. Не эту ли икону имел ввиду о.Александр (Сулоцкий)? Необходимо полное исследование специалистами. (См.ПРИЛОЖЕНИЕ1).
Кроме того по благочиниям епархии также имеются нередкие Абалацкие списки. Причем, наравне с высокохудожественными списками, с встречаются курьезные случаи неканонического исполнения образов, вероятно местными неграмотными крестьянами-иконописцами, «богомазами»-так их звали тогда.
Но ярчайшей «жемчужиной» среди не только курганских, но и всех российских образов являетсяЧудотворная икона Абалацкой Божией Матери, находящаяся уже около 200 лет в Петропавловском храме г. Куртамыша, освященном в 1808г . http://www.kurtamysh.com/p689.htm Церковь во имя Петра и Павла со своим богатым убранством пережила гражданскую войну, но в 1937 г. была закрыта и опечатана в связи с арестом и расстрелом священника Вениамина (Комарова). Так и стояла церковь опечатанной, но не разграбленной, хотя колокола все же сняли. Да и как могло быть иначе: сохранился храм «на крови» мученика. Но 2 апреля 1942 г. на Пасху, первым в нынешней Курганской области храм был открыт вновь и богослужение с тех пор непрерывно продолжается по настоящее время. Мне известен в Курганской епархии только этот случай, с сохранившимися непосредственно в церкви убранством: иконостасом, фресками, паникадилом и, главное, иконами в старинных окладах. В 1907 г. в Куртамыше, на Заимке еще была выстроена каменная Абалакская церковь в честь образа, к сожалению разрушенная властями в 1930-х годах вместе с Воскресенским собором и мусульманской мечетью.


По преданию Абалакская икона была принесена в Куртамыш одной вдовой в благодарность за дарованные ей исцеления во вновь построенную каменную церковь Петра и Павла в 19 веке. На иконе до сих пор сохранился высокохудожественный серебрянный оклад, с клеймами московской мастерской, датированными 1859-60г. По летописи эту ризу пожертвовал местный диакон Иван Авраамов по исцелению сына, взамен уже давно имевшегося медного оклада. Ризы не жертвуют вновь написанной иконе, должно пройти какое то время, доказывающее избранность и чудотворность образа. Поэтому можно датировать икону как миниум началом 19 века. Но почему мы решили, что икона написана специально для пожертвования вдовой? Вполне могла наша вдова принести давно уже написанную и намоленную икону. Ответ на этот вопрос может дать только полное исследование иконы специалистами-искусствоведами .


Петропавловская церквь и Абалакская икона неразрывно связана с историей нашей семьи. По метрическим книгам известно, что все Павловы и Абалаковы с 19 века венчались, крестились и причащались именно здесь. Бабушка Анна Дмитриевна Павлова, происходившая из старинного рода шадринских мещан Абалаковых, с 1902 по 1917 г. служила учителем в церковно-приходской школе при этом храме. http://www.kurtamysh.com/p356.htm На фотографии выпуска школы 1912г. видны учителя с клиром церкви: диаконом Глебом Коптяковым, благочинным о.Федором (Карповым) и протоиерем о.Виталием (Милициным)-ныне причисленным к Новомученникам и Исповедникам ХХвека. http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/m/?HYZ9...uKheCxyAHYnALu2dOiUTawmAGsmBE*
Бабушка молилась в лихую годину войны перед Абалакской Божией Матерью за здравие единственного сына Бориса, моего отца. Он был призван в 1941г. в артиллерию, на трех фронтах прошел всю войну, закончил в Германии и благополучно вернулся в Куртамыш в 1945г . http://www.kurgangen.org/photos/thumbnails.php?album=78



Куртамышская Абалакская икона всегда почиталась местными жителями. Согласно надписи на иконе с 1869 ежегодно в Куртамыше устраивался крестный ход установленный по обету, данному по случаю прекращения пожаров после выноса иконы в 1864, 1868 и 1869. Сейчас традиция Крестных Ходов продолжена, а образ отнесен в ряд чудотворных епархиальных икон. К иконе специально приезжала поклониться известная певица Лина Мкртчян. Виктория Олеговна Гусакова, кандидат искусствоведения из Санкт-Петербурга, написала статью об Абалацкой иконе, где есть информация о Куртамышском списке. Статья выйдет в 9-м томе энциклопедии «Святая Русь», Спб.2010г., полностью посвященном иконописи.


Разумеется, сколько всего Абалацских икон сохранилось в России до настоящего времени не знает никто. Но на основании доступных материалов из печати и Интернета следует, что все известные автору и сохранившиеся Абалацкие иконы, выстроенные в список по дате написания и, следовательно, древности, намоленности и благодати, можно расположить в следущем порядке:

1. Оригинал Абакской иконы, 1637г., Покровская церковь, пригород г. Сиднея - Кабраммат, Австралия;

2. Список Абалакской иконы, кон.17-нач.18в. в. запасных фондах Третьяковской галереи, Москва;

3. Список Абалакской иконы, нач. 19 в. (или даже более ранний), Петропавловская церковь, г.Куртамыш;

4. Списки Абалакской иконы, конец 19 в., Свенский список в Спб., Омск (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1), Красноярск (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2), г.Шадринск(Воскрес.церковь), в Кургане епархиал. пресс-центре;

5. Списки Абалакской иконы, нач. 20 века, Абалацкий монастырь в Тобольске, Екатеринбург,Омск,г.Тюмень, г.Шадринск, с Боровлянка, с.Чимеево, пос. Смолино, пос. Мишкино.

Возвращение в Россию Чудотворного Образа Абалакской Божьей Матери после падения коммунистического режима, ликвидации последствий безбожной власти, может стать не только важнейшим событием в жизни Русской Православной Церкви. Это событие могло бы означать подлинное воссоединение разделенного русского народа-Русского Мира. Оригинал образа, находящийся в Австралии, конечно, по полному согласию с прихожанами и наследниками, хорошо бы торжественно вернуть на Родину. Имеется информация о начавшихся переговорах. http://omsk.rfn.ru/rnews.html?id=11275733&cid=7 http://www.newsprom.ru/news/116549600887033.shtml?sdate=1222905600 Как знаем, в храмах Русской Православной Церкви в России так же сохранилось иконы Абалацкой Божией Матери, что дает нам надежду на покровительство Пресвятой Богородицы. Нам же, курганцам, необходимо продолжить поиски утерянных образов и изучение специалистами имеющихся. Особенно это касается Абалацких икон: древней из Третьяковской галереи в Москве, правильной датировки чудотворной из Петропавловской церкви г. Куртамыша и индефикации списка в пресс-центре Курганской и Шадринской епархии.

Источник - http://www.kurtamysh.com/p1382.htm

С 12 века на Руси начинается почитание особого типа икон, которые называются Знамение. История этих святых образов неразрывно связана с историей самой страны. Во многом именно благодаря этим образам убереглось много русских людей. К чудотворным относится и Абалацкая икона Божией Матери Знамение, про которую расскажем далее.

Откуда пошло название

Прежде чем говорить о том, чем является Абалакская икона Божией Матери «Знамение» – следует рассмотреть другой образ – новгородский, ведь именно благодаря ему было обретено такое название. Все иконы описываемого типа относятся к каноническому изображению Богоматери Одигитрии. Она воздевает руки к небу, держит ладонями кверху в молитвенной позе, на груди образ еще не родившегося Христа, который еще только грядет. Этот сюжет воспевает такую христианскую добродетель как Вера. Поэтому тут не изображается сам Богомладенец, но только дается намек на его дальнейшее появление.

Такая икона была в Новгороде во второй половине 12 века, в период, когда независимый город хотели покорить другие князья. Городской архиепископ Иоанн тогда получил знамение и последовав ему, вывесил икону на стенах города. В образ вонзилась пущенная штурмующими стрела. Тогда икона обратилась к городу и начала мироточить. Те, кто стоял у города, ощутили необъяснимый страх и начали отступать, а войско новгородское смогло даже преследовать нападавших. Летописец сравнивает оказавшую помощь икону и мироточение с «чудесным знамением». Отсюда и появилось название.

Далее было зафиксировано много чудес, в том числе и исцеление от чумы в середине 14 века. Иконописцы начали делать списки, к числу которых относится и Абалакская чудотворная икона Божьей Матери «Знамение», кстати, данное название (Знамение) является характерным только для русского православия, а в других странах используется иная терминология.

Значение Алабацкой иконы

Этот образ более всего почитают на территории Сибири. Там поблизости от Тобольска располагается поселок под названием Алабак, который и дает название. Заслуга в обретении Абалацкой иконы Знамение принадлежит благочестивой женщине по имени Мария, которая проживала на Алабацком погосте. Ей подряд были сны, где являлись иконы, Знамения, а также Николая Угодника и Марии Египетской.

В итоге женщина поведала об этом священнику, а он в свою очередь постановил устроить в 1636 году и написать соответствующую икону. Заказчиком иконы стал крестьянин Кока, который был первым исцелившимся от святого образа. Далее молитва перед иконой Знамения Абалацкой давала облегчение и утешение многим людям и, конечно, было зафиксировано много чудес.

С самого этого образа было сделано немалое количество списков, которые тоже были признаны чудотворными. К примеру, размещается икона в некоторых храмах, а также в других городах Сибири.

Чудотворные списки

На данный период оригинал не сохранился, Абалацкая икона Божией Матери существует только в форме сделанных между 17-19 веками списков. Эти образы практически всегда идентичны и имеют Богоматерь в форме Одигитрии по центру и по бокам Николая Чудотворца и Марию Египетскую. Тем не менее, есть и некоторые особенности.

Самый известный вариант был выполнен иконописцем, который делал оригинал. Этот список называется Абалацкая икона Семипалатинская. Его создали в 17 веке и использовали для того чтобы возить по другим городам на поклонение верующим.

Удивительным образом этот список Абалакской иконы Божией Матери явил чудо в 1712 году, когда заставил военный корабль плыть против течения Иртыша. Корабль доплыл до Семипалатинска, где икону и оставили.

Из всего, в чем помогает Абалацкая икона Божией Матери наиболее часто говорится о случаях исцеления. Поэтому перед данным образом многие просят о здоровье и о том, чтобы избавиться от различных пагубных страстей. Также следует молиться этому образу для того чтобы обрести более крепкую веру.

Молитвы иконе

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Абалацкая

глас 4

Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с/ стяжа́вше Тя раби́ Твои́,/ Богоро́дице пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Абалацкая

глас 4

Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение/ пра́зднующе лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́./ Те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Абалацкая

О, Пресвята́я Влады́чице моя́ Богоро́дице, милосе́рдия су́щи исто́чник, покро́ве, упова́ние и прибе́жище христиа́н! Тебе́, Всеси́льней Предста́тельнице и Спору́чнице покая́ния и спасе́ния моего́, а́з, гре́шный ра́б Тво́й, вруча́ю ду́шу и те́ло мое́, вхо́ды и исхо́ды моя́, ве́ру и жи́тельство мое́, кончи́ну и число́ дне́й мои́х, глаго́лы и помышле́ния моя́, дела́ и начина́ния моя́; Ты́ же, ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, мно́ю руково́дствуй, покрыва́й, соблюда́й и спаса́й мя́ от все́х вра́жеских ко́зней невреди́мо, да немо́лчно, до после́дняго издыха́ния моего́, взыва́ю Ти́: Ра́дуйся, Неве́сто неневе́стная! Ра́дуйся, Свята́я, святы́х бо́льшая! Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ мя́! Ами́нь!

Духовной основой Знаменского храма, как и в давние времена, остаётся Абалакская икона Божией Матери «Знамение». Находится она справа от алтаря в центральном приделе. Современный список древнего образа создали московские иконописцы супруги Дмитрий и Галина Ларионовы.

Абалакская икона «Знамение» Божьей Матери - чудотворная икона Богородицы, самая почитаемая икона Богоматери в Сибири. Написана в 1637 году при тобольском архиепископе Нектарии протодиаконом кафедрального собора Матфием.

В особом Сказании об иконе говорится, что в 1636 году вдовице Марии из татарского селения Абалак, в 30 километрах от Тобольска, во сне явилась икона Божьей матери иконографического типа Оранта (Знамение) с изображенными по сторонам иконы Николая Чудотворца и Марии Египетской. Богородица повелела построить церковь в Абалаке во имя этой иконы с приделами двух увиденных святых. Медлившей объявить о видении Марии были новые видения с требованием исполнить данное указание. Когда об этом стало известно архиепископу, то по его указанию началась постройка храма.

Написание иконы было заказано кафедральному протодиакону крестьянином Евфимием, которому тобольский юродивый Павел предрёк исцеление от написанного образа. По мере написания иконы крестьянин укреплялся здоровьем и полностью выздоровел, когда принес икону в собор для освящения. Икона стала почитаться как чудотворная. Сохранилось (в 10 списках) сказание об этой иконе, составленное на основе «допросных речей» самой вдовицы Марии (1641 год), в дальнейшем пополнявшееся новыми чудесами.

Празднование иконе совершается 2 августа (20 июля по старому стилю) и 10 декабря (27 ноября по старому стилю).

Чудеса исцеления.

Двухлетний Александр, сын надворного советника, жившего в Екатеринбурге, каждый месяц подвергался припадкам падучей болезни. Родители дали обет съездить с ребенком помолиться Абалакской иконе Богоматери и вскоре исполнили свой обет. Едва они дали обет, припадки стали легче, а когда, прибыв в Абалак, отслужили молебен, мальчик совсем исцелился.

Татьяна, жительница села Богородского, 12 лет была одержима злым духом, который особенно сильно мучил ее по праздникам, отчего она, несмотря на свое желание, не могла долго стоять в церкви и никогда не выстаивала службу до конца. У сестры Татьяны, Ирины, жившей в Нижнем Новгороде, был список с Абалакской иконы Богоматери. В 1879 году в ноябре ей пришла мысль написать другой экземпляр с этой иконы для больной сестры. Икона была написана и украшена ризою. Ирина зажгла пред нею неугасимую лампаду и усердно молилась за сестру, твердо веря, что она, как получит эту икону, выздоровеет. Ирина только не знала, с кем ей послать икону, потому что муж не отпускал ее, сколько она ни просилась. Вдруг Ирине пришла мысль, что муж, ради наступающего праздника Рождества Христова, не откажет ей, и написала сестре, что на праздник к ней приедет и привезет гостинец. Татьяна отвечала ей: «Ты ко мне с этим гостинцем и не являйся», и обозвала ее бранным словом. Ирина же, несмотря на это, стала просить мужа отпустить ее к сестре. Муж, к ее радости, охотно согласился и даже обещался сам ехать, только, чтобы им выехать в ночь на Рождество Христово.

Как видно, врагу спасения их поездка была неприятна и по его действию начались препятствия: одно за другим. Ирина с мужем уже была готова к отъезду, как вдруг принесли мужу повестку явиться к мировому судье в качестве свидетеля, и они выехали из Нижнего вечером. Ночью, когда супруги выехали из Кетова, на них напали пять разбойников; трое из них выскочили из саней, схватили лошадей под уздцы, остановили и, заглянув в повозку, с радостью крикнули своим товарищам, что седоков, кроме ямщика, только двое и в числе их одна женщина. Ирина усердно молила Царицу Небесную об избавлении от злодеев. К счастью, ямщик не струсил, быстро повернул лошадей назад, а лошади, рванувшись, сшибли с ног троих разбойников. Разбойники погнались было за путниками, но завязли в снегу.

Переночевав в Кетове и выехав, когда ударили к утрени, путешественники прибыли в Богородское, когда народ выходил из церкви от заутрени. Ирина, взяв икону, обернутую в холст и бумагу, пришла к сестре, помолилась, поздоровалась с ней и, отдавая образ, сказала: «Вот я тебе гостинец привезла». Татьяна взяла образ, бросила его на стол, сама же также упала, у нее сильно раздулось горло, она билась о пол и кричала: «Сейчас выйду, сейчас выйду, сейчас уйду, сейчас уйду», несколько раз повторяла она одно и тоже. Затем изо рта кричавшей пошел густой туман. Через полтора часа Татьяна пришла в себя и встала совершенно здоровая. Как только Татьяна встала, сказала: «Сестра, пойдем к обедне». «Пойдем, – отвечала Ирина, – я давно жду тебя». Сестры пошли. Татьяна дорогой сказала сестре, что она не отстоит всю обедню. Ирина во время службы не спускала глаз с сестры и с радостью видела, что она молилась так усердно и с таким благоговением, как редко кто молится, и всю обедню простояла безвыходно. На другой день сестры опять ходили в церковь, и больная также усердно молилась. Возвращаясь домой, Татьяна сказала сестре: «Теперь, сестрица, у меня внутри сделалось так легко, так хорошо, как будто я переродилась; теперь я уже не чувствую никакой боли». Весь день сестры разговаривали о чудесах от иконы Абалакской Богоматери. Исцелевшая от души благодарила сестру за икону и усердно молилась. На третий день праздника Ирина, обрадованная исцелением сестры, отправилась с мужем в Нижний Новгород.

Девица Екатерина, сестра приказчика, служащего при магазине Федора Васильева Сыромятникова, жителя Нижнего Новгорода, 20 лет сильно страдала падучей болезнью и черной немощью; в большие праздники она страшно кричала, валялась по полу, никогда не могла читать духовные книги. В доме Федора Сыромятникова около трех лет был список с Абалакской иконы Богоматери. Страдавшая Екатерина, мать и брат начали усердно молиться Царице Небесной пред Ее Абалакской иконой, и не только у себя дома, но писали в Абалакский монастырь, прося там помолиться пред чудотворною иконою, и их молитва была услышана, припадки стали легче, а летом 1880 года и совсем она выздоровела.

Шанталыка, где теперь Ивановский монастырь, Господь прославил эту икону новым чудом. В деревне Шанталыке у одного крестьянина, Василия, дочь, долго хворавшая глазами, ослепла, и уже два года ничего не видела. Услыша, что в Абалак несут образ, Василий вышел со слепою дочерью ему на сретение и пал пред ним со слезами и верою. К радости и удивлению отца и всего народа девушка вдруг прозрела.

Каждый год приносить икону Богоматери из Абалака в Тобольск на две летних недели было установлено по следующему случаю: в 1665 году летом в Тобольске и во всех окрестностях его, не переставая, шел проливной дождь; хлеб, овощи и трава гибли; все затопило водой, и народ приходил в отчаяние. Решили обратиться за помощью к Царице Небесной: Тобольский Архиепископ Корнилий послал за чудотворною иконою Богоматери в село Абалакское. Икону принесли с большим торжеством 8-го июля. После молебна на площади икону внесли в собор, где тотчас началась литургия. Еще не кончилась служба, как к радости всех облака исчезли, дождь перестал и сделалось светло. В память этого чуда и для постоянного благодарения Господа и Его Пречистой Матери преосвященный Корнилий установил каждый год приносить чудотворную икону Богоматери из Абалака в Тобольск. Через три года после этого в 1668 году, Архиепископ Корнилий был вызван в Москву для назначения митрополитом. Когда он возвратился из Москвы, то услышал от недобрых людей, что в его отсутствие протоиерей и прочие соборяне встречали Абалакскую икону Богоматери без должного благоговения, да и во время ее пребывания в соборе будто бы производили разного рода бесчинства. Преосвященный прогневался на них; соборного ключаря, когда он, при наступлении времени приноса иконы из Абалака, пришел принять благословение, наказал, укорив его сначала за прошлогодние беспорядки, а икону не велел приносить. Так в 1669 году в Тобольск икону не приносили. Донос на соборян был ложный, а так как Преосвященный поверил клевете без исследования дела, то скоро сильно захворал, и хворал несколько месяцев. Когда и в 1670 году Митрополит Корнилий во гневе на соборян не позволил принести иконы, то опять захворал еще сильнее, и чем ближе подходило время принесения иконы, тем ему становилось хуже. Врачи не могли ему помочь. Наконец, уже в сентябре он понял причину своих страданий. Горько плача, он тотчас послал за чудотворною иконою и, когда ее принесли в город, велел поставить в соборе и отслужить литургию. По окончании службы Владыка велел принести икону к себе в дом и, когда начали звонить пред ее выносом из собора, велел слуге ввести себя в приемную комнату и поставить подле окна, чтобы видеть, как понесут Владычицу. Едва он увидел лик Пречистой, как почувствовал себя гораздо легче; когда же икону внесли в его дом, больному стало легко так, что он без помощи других мог стоять во время молебна и проводить икону до того места, где принял. На следующий день преосвященный мог даже идти в собор к литургии и возблагодарить Царицу Небесную за посланную Ею помощь. Через десять дней икона была возвращена в Абалак. После этого случая, когда опять открылась чудесная сила Божия через Абалакскую икону Приснодевы, опять стали приносить эту икону в Тобольск в Софийский собор на две недели.

Икона Знамение Абалацкая (Абалакская) – один из самых чтимых образов. Особенно почитают образ в Сибирской земле. Именно там появилась эта икона, там же Образ являл чудеса и исцеления.

Кому и в чем помогает образ Божией Матери Знамение Абалацкая

Икона Богородицы Знамение Абалацкая

Икона обладает целительной силой. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Абалацкая молятся при расслаблении и параличе, об исцелении болезней глаз и слепоты

Если искренне молиться, то Богородица Знамение поможет:

  • исцелиться от различных болезней.
  • при различных невзгодах и бедах.
  • укрепить веру.
  • получить милость Божию и заступничество Богоматери.

Молитвы иконе Пресвятой Богородицы Знамение Абалацкая

“О Пресвятая Владычице моя Богородице, милосердия сущи источник, покрове, упование и прибежище христиан! Тебе, Всесильней Предстательнице и Споручнице покаяния и спасения моего, аз, грешный раб Твой, вручаю душу и тело мое, входы и исходы моя, веру и жительство мое, кончину и число дней моих, глаголы и помышления моя, дела и начинания моя; Ты же, милостивая Мати Божия, мною руководствуй, покрывай, соблюдай и спасай мя от всех вражеских козней невредимо, да немолчно, до последняго издыхания моего, взываю Ти: Радуйся, Невесто неневестная! Радуйся, Святая, святых большая! Пресвятая Богородице, спаси мя! Аминь!

Тропарь Богородице Знамение Абалацкая

Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с стяжа́вше Тя раби́ Твои́, Богоро́дице пречи́стая, сопроти́вных ополче́ния низлага́ем. Те́мже мо́лим Тя: мир гра́ду Твоему́ да́руй и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак Богородице Знамение Абалацкая

Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение пра́зднующе лю́дие Твои́, Богороди́тельнице, и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́. Те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем: ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Акафист Пресвятой Богородице Знамение Абалацкая

Существует также специальный Акафист, который читают перед Абалацкой иконой. Это молитвенное песнопение произносят в Храме во время молебнов и в день почитания Образа 27 ноября . При желании, читать его можно самостоятельно перед домашним образом.

Акафист Пресвятой Богородице перед ея иконой, именуемой «Абалацкая»:

Избранной Предвечным Царем в наше верных спасение небесе и земли Царице, благодарственныя похвалы приносим Ти, Богородице! Ты же, яко имущая державу непобедимую и милосердие неизреченное, от всяких нас бед свободи и вся благая нам даруй, да зовем Ти: Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Архангелы и Ангелы поют Тебе, Деве чистой, немолчныя песни на небеси. Мы же, грешнии, на земли преклоньша колена душ и сердец наших пред Пречистым Твоим образом со слезами умиления, бренными устами вопием Ти: Радуйся, Заступница наша усердная; Радуйся, Мати наша премилосердная. Радуйся, славо наша непроходящая; Радуйся, богатство наше неистощимое. Радуйся, Помощнице наша непреложная; Радуйся, Покровительница наша присная. Радуйся, радосте наша, от всякия скверны плоти и духа нас очищающая; Радуйся, Целительнице наша, болезней душевных и телесных нас избавляющая. Радуйся, похвало наша, радостей духовных нас не лишающая; Радуйся, Владычице наша, помощию Твоею недуги наша исцеляющая. Радуйся, прибежище наше, от врагов видимых и невидимых нас покрывающая; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Видящи в трикратных видениих боголюбивая вдовица Мариа всечестнаго лица Твоего, Пресвятая Дево, изображение, ужасом великим одержима, убойся поведати о чудесных видениих своих людем, в сердцы же своем, из глубины души взывати Богу: Аллилуиа.

Разум неразумеваемый человеческими помыслы ища разумети в чудном явлении пречистаго Твоего, Богоматери, образа, блаженная Мария новаго удостойся видения, в немже великий святитель Николай грозно повеле ей возвестити виденное, она же со страхом и трепетом всем поведа тайну видения своего и всех научи взывати к Богородице: Радуйся, всех Зиждителя в Твоих ложеснах носившая; Радуйся, Бога плотию рождшая миру Спасителя. Радуйся, в рождестве девство нетленно сохраншая; Радуйся, на земли ангельски пожившая. Радуйся, Бога с человеки примирившая; Радуйся, святых всех Пресвятейшая. Радуйся, Дево Пресвятая, дивно явившая нам образ Свой; Радуйся, Благодатная, в явлении образа Своего милосердие нам являющая. Радуйся, о всех чтущих образ Твой святый промышляющая; Радуйся, всем молящимся Тебе пред святым образом Твоим по мере веры спасение подавающая. Радуйся, чудесами Твоего образа умы наша к горнему миру возводящая; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Силу Божию ищущи уведети благовернии людие Тобольстии в дивных явлениях образа Твоего, Богомати, собрашася вкупе с архиереем своим Нектарием, да уверитися, яко милосердие Царицы Небесной восхоте посетити и в стране нашей всех, хотящих улучити спасение; уверившеся же и радующеся радостию великою, воспеша Богу: Аллилуиа!

Имеющи всеусердно желание стяжати сокровище небесное, святый лик Твой, Богородице, вси единодушно возжелаша первее своими руками устроити на месте явлений новую в честь Знамения Божией Матери церковь, юже и воздвигоша, со всем усердием воспевая Царице Небесной: Радуйся, ангельское великое удивление; Радуйся, праотеческое дивное утешение. Радуйся, пророческая высокая проповедь; Радуйся, апостольская преславная похвало. Радуйся, святителей изрядное украшение; Радуйся, мучеников крепкое утверждение. Радуйся, преподобных спасительное наставление; Радуйся, постников неизнемогающее воздержание. Радуйся» девствующих чистото и славо; Радуйся, отцев и матерей тихое веселие. Радуйся, всех православных христиан удобрение; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Буря помышлений сумнительных в радостную тишину преложися, егда видевшая в видениих образ Пречистыя Девы Богородицы указа быти его подобием Знамения Новгородския, точию с предстоящими святителем Николаем и Мариею Египетскою; темже и возопиша вси Богу: Аллилуиа.

Слышав Евфимий, разслабленный телом, но не духом, от некоего старца Павла, еже бы написати явленную икону в новую церковь, созидавшуюся по повелению Божию на Абалаке, потщася вдати дело сие искусному в живописании перводиакону Тобольския кафедры Матфею, егда же образ сей писаше, болящий по малу целяшеся и Богородице усердно пояше: Радуйся, Царице Небесная, явлением честныя Твоея иконы нас обрадовавшая; Радуйся, Мати Божия, чудесным целением от нея нас удивляющая. Радуйся, стране нашей светлое просвещение; Радуйся, земли нашей несокрушимое ограждение. Радуйся, по водам плавающим тишино; Радуйся, обуреваемым небурное пристанище. Радуйся, путешествующим легкое прехождение; Радуйся, блуждающим милосердная Наставнице. Радуйся, труждающимся благое покоище; Радуйся, обремененным тихое прибежище. Радуйся, в бедах сущим скорая Заступнице; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Боготечней звезде, приведшей иногда волхвов к Солнцу Правды Христу Богу нашему, подобно бысть явление иконы Твоея, Божественная Дево, в пределах наших: видящи бо молящихся пред нею, предки наши из Тебе познаваху Сына Твоего Спаса нашего, мы же научаемся усерднее пети Ему: Аллилуиа.

Видевши людие Тобольстии честную икону Божия Матере, явившую чудесное исцеление усердствовавшему написати ю, яко божественное сокровище прияша ю и яко многосветлый светильник поставиша в новом храме, ими созданном, радующеся и вопиюще к Богородице: Радуйся, светозарное Светило, страну нашу озаряющее; Радуйся, спасение душам нашим устрояющая. Радуйся, небесным светом сердца наша просвещающая; Радуйся, мир, тишину и благоденствие нам являющая. Радуйся, болящим духовно и телесно здравие подавающая; Радуйся, обидимых Своею честною ризою покрывающая. Радуйся, безнадежных известное надеяние; Радуйся, младенцев разум просвещающая. Радуйся, вдовиц и сирот Кормительнице; Радуйся, нагих одеяние и пленных избавление. Радуйся, просящим помощи скорая Помощница; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Проповедницы нелестнии великого милосердия Твоего, Владычице, к людем быша вси приявшии чудесныя исцеления от святыя иконы Твоея; вси же слышавшии и видевшии благодатныя токи, изливающиеся обильно от Тебе на страждующих и бедствующих, вкупе с ними радостно воспеваху Богу: Аллилуиа!

Возсия благодать от образа Твоего, Дево Чистая, яко солнце пресветлое в пределех наших, лучами чудес, истекающих от него, град наш и вся грады и страны не точию земли сибирския, но и российския озаряющая, сего ради недоумевающе изрещи величие чудес, от иконы Твоея бывших, Богородице, во умилении сердца, верою и любовию вопием Ти: Радуйся, черною немощию одержимых исцеляющая; Радуйся, болящих очами уздравляющая. Радуйся, падучих болезней избавляющая; Радуйся, слепым зрение отверзающая. Радуйся, злыя демоны от людей отгоняющая; Радуйся, беснующимся здравие подавающая. Радуйся, разслабленных от одра воздвизающая; Радуйся, немым язык и глаголание возвращающая. Радуйся, от всех лютых недугов врачующая; Радуйся, в сониих и видениих страждущим Себя являющая. Радуйся, от всяких напастей чудесно свобождающая; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Хотяй прославити святую икону Твою, Богородице Дево, Сын Твой и Бог наш Господь Иисус Христос, воочию всех излия от нея неисчерпаемое чудес море, в немже вси погружающиеся с верою и упованием приемлют благодать исцелений и, благодарящи Господа, со страхом и любовию умиленно вопиют Ему: Аллилуиа.

Новыя и преславныя чудеса благодати Твоея, Богородице, яви нам Господь, егда святая икона Твоя носима бе по градом и весям страны нашея; мнози бо верующие внезапу исцеляхуся от разнообразных неисцельных недугов, и неверные к вере обращахуся, с удивлением, умилением и любовию воспевая Тебе: Радуйся, всякие болезни исцеляющая; Радуйся, вся недуги отгоняющая. Радуйся, любовию серафимскою присногорящая; Радуйся, души и сердца наша любовию божественною воспламеняющая. Радуйся, огонь Божества в Себе вместившая; Радуйся, пламене страстей наших изменяющая. Радуйся, от огня греховнаго верующих в Тя соблюдающая: Радуйся, от огня геенскаго любящих Тя избавляющая. Радуйся, от запаления огненнаго жилища наша сохраняющая; Радуйся, света Твоего зарями мрак неведения нашего разгоняющая. Радуйся, теплая наша Заступница и усердная к Богу о нас Молитвенница; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Странное видение честныя иконы Богоматери, свыше явленное с предстоящими святителем Николаем и Мариею Египетскою, разумевше, устранимся, мужие и жены, мира суетнаго, ум к небесным возводящи; сего бо ради и дадеся нам чудная икона Богородицы, да взирающе на ню, горняя мудрствуем, а не земная, вопия к Богу: Аллилуиа!

Вся еси в вышних, но и нижних не оставляешь Богородице Дево, чудесы бо Твоими, от святыя иконы Твоея, яко от живаго и независтнаго источника, изливающимися, присно нас просвещаеши, верою к Тебе притекающих и зовущих таковая: Радуйся, нищих духом неистощимое богатство и милостей бездно; Радуйся, Мати чадо-любивая, печальных незримое утешение. Радуйся, Голубице кроткая, тихая и незлобивая; Радуйся, Горлице благогласная, ненавидимых тайное успокоение. Радуйся, грешников спасение и к Богу присвоение; Радуйся, правоверных всех твердое ограждение. Радуйся, невидимое надеющимся на Тя поможение и заступление; Радуйся, ангельский уме, присно зрящий Бога. Радуйся, светозарная звездо умнаго солнца; Радуйся, Херувимов и Серафимов славнейшая. Радуйся, Архангелов и Ангелов честнейшая; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Вся страна наша богохранимая, милостями Твоими, Богомати, облагодатствованная, имея икону Твою чудотворную в щит и ограждение от врагов видимых и невидимых, незримою Твоею помощию побеждает вся супостаты своя, Богу же в радости сердца благоговейно вопиет: Аллилуиа.

Витийство наше песенное, яко детское немотствование, не довлеет к изглаголанию всех чудес и благодеяний, Тобою, Владычице, явленных и присно являемых нам от дивныя иконы Твоея; сего ради недоумевающе благохвалити Тя по достоянию, со смирением взываем Ти: Радуйся, славящих Тя всегда прославляющая; Радуйся, от огня, града и весей наших хождением иконы Твоея освящающая. Радуйся, храмы и домы наша иконою Твоею благодатно посещающая; Радуйся, молитвы молящихся Тебе к Богу возносящая. Радуйся, рыданий и воздыханий наших никогда же отметающая; Радуйся, пришествием Твоея иконы радости наша усугубляющая. Радуйся, все скорби наша и горькия беды ею услаждающая; Радуйся, унывающих Твоим человеколюбием ободряющая. Радуйся, поклоняющимся явленной Твоей иконе радость и здравие подавающая; Радуйся, души верных милосердием Твоим умиляющая. Радуйся, радосте наша, иконою Твоею святою присно нас утешающая; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Спасти хотяй род человеческий от вечнаго мучения и дати ему Царство Небесное, человеколюбивый Господь дарова нам, грешным, Матерь Свою в помощь, покров и защищение; буди же нам, о Всеблагая, Помощница, Заступница и Руководительница во всем житии нашем, во исходе и по кончине нашей не остави нас, милостию вопиющих: Аллилуиа.

Стена еси воистинну необоримая, Богородице Дево, всем к Тебе прибегающим; никто же бо притекаяй к Тебе отходит тощь, темже ущедряеми милостию Твоею, во умилении души молим Тя: покрый, заступи и спаси всех нас, безпомощных, от всяких бед, искушений и озлоблений, Тебе с любовию взывающих: Радуйся, крепкая защито возложивших на Тя упование; Радуйся, воинству споборяющая. Радуйся, судиям немздоприемным Споспешница; Радуйся, наставников и детоводителей вразумление. Радуйся, познания истины чистое зерцало; Радуйся, сохранения веры крепкое забрало. Радуйся, всеблагая Утешительница несчастных; Радуйся, сиротам безприютным Покровительница. Радуйся, всех детей благословляющая; Радуйся, всякую юность к добру направляющая. Радуйся, всех возрастных в святой жизни укрепляющая; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Пения и моления наша пред святою и чудотворною иконою Твоею, Тебе возносимая, приимши, благосердная Владычице, заступи, спаси, помилуй и сохрани нас от всякаго злаго обстояния, да тихое и безмолвное житие под кровом Твоим поживем во всяком благочестии и чистоте, из глубины души умиленно воспевая Богу: Аллилуиа.

Светоприемную свещу света божественнаго, яко Богородицу и Матерь Света Невечерняго, разумевающи и почитающи Тя, Пречистая, како возможем изрещи благодатная Твоя озарения, приснотекущая от иконы Твоея, яко от солнца лучезарнаго; обаче озарения Твоего милостиваго, Всеблагая, ищущи, дерзаем воспевати Тебе: Радуйся, заре незаходимая, светом вечным нас осиявающая; Радуйся, луно, от Солнца Правды нас облиставающая. Радуйся, светильниче, на свещ-нице превысшем поставленный; Радуйся, свеще неугасимая огня невещественнаго. Радуйся, Мати света истиннаго, благочестивых души просвещающая; Радуйся, свет райския жизни нам источающая. Радуйся, присноблажащих Тя пресветло ублажающая; Радуйся, усердно молящихся Тебе светом благодати озаряющая. Радуйся, всякую старость образцом святой жизни соделывающая; Радуйся, тьму, в которой живут язычники, неверующие, еретики и раскольники, истребляющая. Радуйся, всех грешников светом Твоим просвещающая и к покаянию приводящая; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Благодати залог давшая нам святую икону Твою, Мати Бога Вышняго, испроси нам у Небеснаго Владыки, Сына Твоего и Бога нашего, благодать Святаго Духа; воздвигни нас из глубины греховныя, просвети сердечныя очи наша к зрению спасения, оживотвори сердца наша духом благочестия и страха Божия, духом чистоты и правды, духом любви и милосердия, да всегда поем Богу: Аллилуиа!

Поющи Твоя древняя и новая милости и чудеса, Богородительнице, хвалим Тя вси, яко твердую и надежную Предстательницу нашу, со умилением поклоняемся Тебе, выну молящейся о нас и благотворящей нам; веруем бо и уповаем, яко испросиши и подаси нам вся благая и спасительная, временная и вечная, воспевающим Ти: Радуйся, непостыдное упование в животе, во исходе и по кончине нашей; Радуйся, уповающим на Тя мирен конец живота сего подающая. Радуйся, в день судный наша надежда и защищение; Радуйся, Судий праведнаго умоление. Радуйся, всех кающихся грешников прибежище и заступление; Радуйся, всех праведных слава и утешение. Радуйся, радость выну Тебе приносящих радости вечныя сподобляющая; Радуйся, слезныя моления наша милостивно приемлющая. Радуйся, покровом Твоим от врагов видимых и невидимых нас покрывающая; Радуйся, всех нас, грешных, ко спасению и восприятию благ вечных наставляющая. Радуйся, поклоняющимся иконе Твоей и Тя на помощь призывающим скоро помогающая; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

О Всеблагая Мати Дево, Богородице, присно благодеющая нам во святей иконе Твоей, нынешнее приемши Тебе единей прикладное приношение, от всяких нас бед, напастей и скорбей временных и вечных избави и сподоби нас, рабов Твоих, в селениих райских водворитися, да во вся веки поем: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1).

Предлагаем Вам послушать исполнение молитвы Пресвятой Богородице и впустить в свое сердце Божественный свет и Веру:

История иконы и ее значение

Свое название икона Матери Божией Знамение Абалацкая получила в честь небольшого татарского села Абалак, расположенного неподалеку от Тобольска. Одной из жительниц села, вдове по имени Мария, которая отличалась добротой и праведным образом жизни, было явление. Женщине явилось три иконы: Марии Египетской, Николая Святителя и Богоматери. Голос от иконы повелел вдове сообщить односельчанам, что требуется на сельском погосте возвести храм, и освятить в честь явившихся в видении два предела: первый – во имя Марии Египетской, другой — во имя Николая Святителя.

Икона является приблизительным списком «Знамения» новгородского, написанного в честь мудрости Божией – Софии. Единственное отличие — образы Святых Марии Египетской и Николая, добавленные в память о чудесном видении.

История написания

Епископ Тобольский дал благословение на возведение сельской церкви, и очень скоро приступили к строительным работам. Знамение Абалацкая была написана к открытию нового храма

Чудеса

  • Самое первое чудо – исцеление абалакского крестьянина Ефимия. Именно он оплатил работу по написанию иконы. И пока художник творил образ, тяжело больной Ефимий с каждым днем чувствовал себя все лучше и лучше. А когда Образ был готов, больной почувствовал себя настолько хорошо, что сам забрал икону и принес ее в Храм для освящения.
  • Второе чудо, связанное с Абалацким «Знамением» произошло чуть позже, во время перенесения на Абалацкий погост. Икону сопровождало торжественное шествие, и в одной из деревень, когда образ проносили мимо крестьянского дома, хозяин вышел поклониться иконе и просил об исцелении своей слепой дочери. И в тот же момент девочка, страдающая глазной болезнью, прозрела.
  • Важным событием было и спасение Тобольска от наводнения. В 1665 все лето шли дожди. Вода уничтожила все посевы. Было решено перенести Абалацкую икону «Знамение» в Тобольск. Как только начался молебен, облака расступились, и вышло долгожданное солнце.
  • Образ неоднократно являл и другие чудеса, способствовал исцелению страждущих, способствовал успеху в делах людям, которые искренне молились перед иконой. Поклониться образу приходили не только из окрестностей Тобольска, но и со всей Сибири и из других городов российских.

Чудотворные списки


Икона Богородицы Знамение Абалацкая
  1. По всей Сибири существует множество чудотворных списков иконы. Самая известная — Божия Матерь Абалацкая-Скитская. Этот образ создан был в конце девятнадцатого столетия в женской обители в Екатеринбурге, после революции икону поместили в Красноярский музей, где она находится и сейчас.
  2. Также известен список Семипалатинской иконы. Образ был создан в конце семнадцатого столетия, и его часто возили по сибирским городам и деревням для поклонения верующих. Во время этих поездок было явлено немало чудесных исцелений и знамений. Однажды Образ был помещен на военный корабль, который сам собой остановился посреди реки, дойдя до берегов Семипалатинска. В честь иконы в городе воздвигли Знаменский храм.