Рассуждение на тему зимний вечер. Пушкин, «Зимний вечер»: анализ стихотворения. Структурный анализ стихотворения

Зимний вечер

Сразу после новогодних праздников, в один из январских вечеров 1963 года мы со Светкой были приглашены на встречу с Константином Симоновым. Это событие должно было произойти в молодежном кафе на центральной улице Норильска. Над входом в кафе ярко вспыхивал, сверкал, переливался и исчезал свет сотен электрических лампочек, озарявших торжественное обещание родной партии уже моему поколению счастливую жизнь при коммунизме. Я был уверен, что люди, обитавшие в квартирах, окнами выходившими на это море огня, до такого радостного события не доживут. Посудите сами: многомесячная зима, круглосуточная полярная ночь и непрекращающийся ослепительный карнавал электрического света на твоих нескольких квадратных метрах!
Администрация кафе подготовилась к встрече. Стены были убраны хвойным лапником, распространявшим легкий новогодний запах, столики были расставлены в художественном беспорядке, приглушенный свет и свечи дополняли обстановку неофициального общения.
Почему решили проводить встречу в кафе, до сих пор не понятно. Если преследовалась цель превратить ее в чисто творческий вечер писателя, то лучше всего было собраться в одном из клубов города. Если же хотели превратить ее в товарищеский ужин с известным человеком во главе стола, то в таком случае не очень был понятен набор продуктов, которыми собирались потчевать дорогих гостей. "Советское шампанское", шоколад и мандарины. Вероятно, администрация посчитала такой продовольственный набор наиболее пристойным для встречи местной интеллигенции с высоким московским гостем. В связи с этим из ассортимента кафе были исключены все другие виды напитков и еды, которые, не то, чтоб густо, но все-таки были в скудном меню общепита до сегодняшнего вечера. Исключение было сделано только растворимому кофе. Мол, не лыком шиты, знаем, что почем.
Люди, постепенно заполнявшие кафе, были более простого нрава. Придя в кафе после трудового дня в цехах металлургических заводов, карьерах или рудниках и обнаружив на своих столах только то, что за них выбрало начальство, странно улыбались и оглядывались по сторонам, в поисках свидетельств того, что обидели только их, а у остальных все в порядке. Не находя и у соседей привычного глазу и желудку ассортимента напитков и закусок, успокаивались, в головах проигрывая возможные варианты решения этой проблемы. Все оказалось намного проще, чем казалось вначале. Если недостаточную крепость алкогольного напитка отрегулировать достаточным количеством, то все станет на свои места. Пробки летели в потолок весь вечер.
Сначала Константин Симонов был в центре внимания, рассказывал о своей жизни, отвечал на вопросы, читал стихи. Но по мере того, как вечер набирал обороты, интерес к нему угасал, люди объединялись в компании, и через какое-то время о присутствии известного советского литератора благополучно забыли. Он покинул кафе незаметно.
Сейчас мне трудно сказать, сколько мы со Светкой выпили "Советского шампанского", слишком много времени прошло с тех пор. Две бутылки - это точно, но, скорее всего, три, а может быть, четыре или пять. Когда настало время идти домой, голова соображала хорошо, но вот ноги были тяжелые. До дома было недалеко, метров пятьсот, и после душного, прокуренного кафе пройтись по морозному свежему воздуху было очень приятно.
Светка громко смеялась, двумя руками держалась за меня, было видно, что ножки у нее слегка заплетаются. Но самые интересные явления начались, когда мы вошли в подъезд своего дома. Не переставая петь, она стала снимать с себя и отработанным жестом опытной стриптизерши бросать за спину свои вещи.
Не знаю, чем было вызвано такое стремление. Температурный дискомфорт, вызванный тепловым перегревом, вряд ли уместен в декабре месяце за Полярным кругом при сорокаградусном морозе. Чрезвычайной игривостью характера, слегка подогретой благородным напитком? Светка не обладала даже рудиментами этих «глупостей». А может это истинное лицо моей жены, прикрытое маской постоянной серьезности и безжалостно обнаженное алкоголем?
Но что-то подсказывало мне, что у этого явления есть более глубокие корни. Наверное, это естественная женская реакция, базирующаяся на многовековом опыте поведения в непонятной ситуации: "Что же это со мной происходит? С каждой минутой мне все труднее и труднее передвигаться и соображать. Как будут разворачиваться события дальше, я даже представить себе не могу, но раздеться, на всякий случай, стоит".
Это было неумолимое стремление обнажиться, скорее всего, присущее любой женской особи, несзависимо от того, чопорная ли это классная дама, грозно и надменно взирающая на суету вокруг нее, или очаровательная хохотушка, легко выпригивающая из трусиков при удобных случаях. Разделяет их очень тонкая стеночка особых, присущих только каждой их них обстоятельств. Судьба была добра ко мне, приоткрыв секрет обстоятельств моей жены. «Господи, не забыть бы! Шампанское, нет, много шампанского, шоколад, мандарины и растворимый кофе! Повторить!»
Наполненный этим самым шампанским по уши, я медленно брел позади, собирая отдельные предметы верхней и нижней женской одежды. Хорошо, что не жили мы на последнем этаже высотного дома. Не ровен час, простыла бы, девочка. Не Сочи, знаете ли.

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Стихотворение Зимний вечер А.С.Пушкин написал в 1825 году, в селе Михайловском, куда он был сослан после южной ссылки.

На юге Пушкина окружали яркие картины природы — море, горы, солнце, многочисленные друзья и праздничная атмосфера.

Оказавшись в Михайловском, Пушкин внезапно ощутил одиночество и скуку. К тому же в Михайловском выяснилось, что родной отец поэта взял на себя функции надсмотрщика, проверяя переписку сына и контролируя каждый его шаг.

В поэзии Пушкина дом, семейный очаг всегда символизировал защиту от жизненных невзгод и ударов судьбы. Создавшиеся же натянутые отношения с семьей вынуждали поэта уходить из дома, проводя время у соседей или на природе. Это настроение не могло не отразиться на его стихах.

Примером является стихотворение «Зимний вечер». В стихотворении два героя — лирический герой и старушка — любимая няня поэта, Арина Родионовна, которой и посвящено стихотворение. В стихотворении четыре строфы, каждая из двух четверостиший.

В первой строфе поэт рисует картину снежной бури. Кружение вихрей, завывание и плач ветра создает настроение тоски и безысходности, враждебности внешнего мира. Во второй строфе Пушкин противопоставляет внешнему миру дом, но дом этот плохая защита — ветхая лачужка, печальная и темная. И от образа героини — старушки, сидящей неподвижно у окна, также веет грустью и безысходностью. И внезапно, в третьей строфе появляются светлые мотивы — желание побороть уныние и безысходность. Пробудить от сна уставшую душу. Появляется надежда на лучшую жизнь. В четвертой строфе опять повторяется картина враждебного внешнего мира, которой противопоставляется внутренняя сила лирического героя. Главная защита и спасение от жизненных невзгод и потрясений — не стены дома, а внутренние силы человека, его позитивный настрой, говорит в своем стихотворении Пушкин.

Одиночество в Михайловском, так угнетавшее поэта, имело и положительные стороны. Позже поэт будет вспоминать это время с любовью, и желать вернуть его назад. В тишине и покое, на природе поэта посетило вдохновение, обострились чувства и рождались новые яркие образы, великолепные краски и эпитеты, которые мы встречаем, например, в его описаниях картин природы. Примером является стихотворение Зимнее утро.

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Стихотворение Зимнее утро — светлое и радостное, от него веет бодростью и оптимизмом. Впечатление усиливается от того, что все оно построено на контрастах. Стремительное начало стихотворения «Мороз и солнце, день чудесный», нежные поэтические образы красавицы — героини стихотворения, к которой автор обращается с призывом выйти на прогулку, уже создают радостное и светлое настроение. И вдруг, во второй строфе — описание пасмурного вчерашнего вечера, бури за окном, печального настроения героини. Пушкин здесь использует мрачные краски (мутное небо, мгла, бледным пятном сквозь мрачные тучи желтеет луна). И вновь, по контрасту, в третьей строфе — описание блистающего сегодняшнего утра. Яркие и сочные эпитеты (голубые небеса, великолепными коврами, речка блестит и т.д.) создают образ великолепного искрящегося зимнего пейзажа, передают бодрое, веселое настроение. Автор, будто заявляет, никогда не нужно предаваться унынию, невзгоды преходящи, за ними обязательно последуют светлые и радостные дни. Описав прелести природы, герой вновь обращает свой взор на комнату в четвертой строфе стихотворения. Комната эта уже не уныла, как накануне, она озарена золотым, манящим «теплым янтарным светом». Уют и тепло манят остаться дома, но не нужно поддаваться лени, на волю, на свежий воздух! — призывает автор.

Стихотворение «Зимний вечер» написано в Михайловском, в ссылке. Опальный поэт находился в это время вдали от друзей, разделявших его мысли и чувства. О каждом своём шаге он был обязан сообщать губернскому начальству. Дни поэта были заняты работой и чтением. Особенно трудно давалась долгая и суровая зима. В занесённом снегом Михайловском была лишь одна родная душа — няня Арина Родионовна.

В один из таких зимних вечеров Пушкин и написал стихотворение, обращённое к ней. Начинается оно с очень яркого и образного описания снежной бури, которая словно бы отрезает поэта от всего внешнего мира. Именно так Пушкин чувствовал себя под домашним арестом. Легко представить себе картину, изображённую в стихотворении: поздний зимний вечер, на дворе воет метель, а в комнате потрескивает затопленная няней печка.

Композиционно стихотворение можно разделить на четыре части (по строфам):

Первая часть целиком посвящена вьюге (или, как называет её автор, буре). Сколько разных оттенков использует для её описания поэт! Он не довольствуется обычными словами: «выла вьюга», — он нашёл яркие зрительные и слуховые образы. Вот какие у него зрительные впечатления: небо покрыто мглою, неистовый ветер крутит в поле снежные вихри. Слух автора различает множество оттенков: то завывание дикого зверя (наверное, волка), то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко заблудившегося Путника.

Вся первая часть наполнена разнообразными движениями вьюги. Это достигнуто использованием многочисленных глаголов: буря «кроет небо», «крутит вихри», «плачет», «воет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». В этой части поэт использует звукоподражание: завывание метели имитируют часто встречающиеся звуки у, р: (буря, вихри, зверь). Ударение в словах падает преимущественно на звуки а или о — это тоже прекрасно передаёт завывание вьюги.

Вторая и третья части стихотворения целиком обращены к няне , к «доброй подружке». Они вдвоём в занесённом снегом доме, их душевное состояние очень похоже. Вопрос: «Что же ты, моя старушка, / Приумолкла у окна? » — лирический герой, наверное, мог бы обратить и к себе.
Поэт высказывает различные предположения, почему няне грустно:
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Мы видим противостояние мира внешнего и внутреннего — мира бушующей стихии и мира «ветхой
лачужки». Образ «ветхой лачужки» или «хижины» был традиционен для русской поэзии 19 — начала 20 века. В творчестве Пушкина образ дома необыкновенно значителен. Дом для поэта — это такое место, где лирический герой защищён от всех ударов судьбы и любых невзгод.

Внешний мир тёмен и холоден, в нём много дисгармонии: буря плачет и завывает, как зверь, наверное, пытаясь проникнуть в дом. Может быть, буря — не только явление природы? Может быть, дерзкое и злобное кружение метели за окном — образ судьбы, обрекающей поэта на одиночество? Но не в характере Пушкина предаваться печали. И хотя дом — всего лишь «ветхая лачужка»,
но есть средство выстоять и не пасть духом:
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

А.С.Пушкин - величайший поэт «Золотой эпохи» в русской литературе. Его произведения легко читаются, но при этом носят в себе глубокий лирический смысл. Стихотворение «Зимний вечер» или «Буря мглою небо кроет…» было написано поэтом зимой 1825 года. Оно является одним из самых популярных стихотворений среди литературного арсенала автора. Период написания совпадает с трудным и нелегким временем для поэта. Это был первый год, после того, как Пушкин вернулся из Южной ссылки. Он надеялся на вольную и переполненную новыми впечатлениями жизнь, но узнал, что путь в Москву и Петербург для него закрыт. Он вынужден был пребывать в поместье Михайловском около членов своей семьи. Невозможность жить полной жизнью, ощущение отрезанности от внешнего мира, предательство со стороны отца, который взял на себя функции надсмотрщика за собственным сыном, порождают в душе поэта чувство боли и тягости.

Главная тема стихотворения

Основная тема произведения - это противостояние поэта внешнему миру. В образе бури автор подразумевает давление со стороны окружающих: отца, который следит за перепиской сына, невозможность общения с друзьями из-за запрета выезжать за пределы поместья. Борцом с несправедливостью является тонкая и чувственная душа поэта, которую не могут сломать никакие «силы природы». После того, когда поместье покидают родные Пушкина, он ощущает некую свободу, что заставило написать поэта данное стихотворение.

С первых строк можно понять и ощутить настроение поэта, почувствовать накал эмоций, которые переполняли душу поэта. Единственной надеждой и опорой на протяжении многих лет является для поэта его преданная «старушка» - няня Арина Родионовна. Она остается с воспитанником в поместье даже после того, когда из него уехала вся семья Пушкиных. В стихотворении автор обращается к старушке с добрыми словами и трепетом. Он ощущает ее поддержку, заботу и любовь. Поэт обращается к своей няне со словами: «Выпьем, добрая подружка!» Он пытается найти умиротворение и покой в душе, чтобы в сердце стало немного легче. А песня няни станет душевной отрадой для автора, что поможет отвлечь его от житейских бед.

Структурный анализ стихотворения

Художественные средства, применяемые в тексте - это яркое описание вьюги, которая контрастирует с внешним миром. Автор употребляет следующие словоформы: «бедной юности моей», «наша ветхая лачужка», «добрая подружка» для поддержания эмоционального фона произведения.

Свое стихотворение А. С. Пушкин написал с помощью четырехстопного хорея. В первой строфе поэт уделяет внимание разбушевавшейся буре, во второй и третьей он обращается к своей няне, а в четвертой можно увидеть противостояние дружбы и любви окружающему миру, в котором берут верх семейные ценности. Стих легко воспринимается читателем, его можно воспроизвести с помощью музыки. Выбранный жанр стихотворения - лирика с применением реализма и описанием пейзажей природы.

Ознакомившись со стихотворением «Зимний вечер», можно сделать следующий вывод. Автор передает читателю свои чувства и боль через яркое описание природной стихии, употребляет сравнения: «то, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя…». С первых строк ощущается безысходность поэта и его плачевное состояние. Но далее читатель может находить умиротворение через обращение к доброй няне с ее добрыми песнями. Присутствие няни развевает темноту и унылость в душе, а буря уже не кажется такой страшной и сильной рядом с ней. Нахождение няни вблизи, ее любовь к воспитаннику побеждают негативные эмоции и дарят душевную теплоту и радость.

Читать стихотворение Пушкина «Зимний вечер» нужно так, чтобы проникнуться всеми эмоциями, которые хотел передать автор. При этом важно помнить, что зима - второе любимое поэтом время года. Период создания стихотворения связан с не самым простым этапом в жизни Пушкина. 1825 год, в котором было написано произведение, он вынужденно проводит в родительском имении, куда поэту было предписано вернуться после ссылки.

Александр Сергеевич остро переживает тягостное одиночество, непонимание со стороны семьи, конфликтные отношения с отцом, осуществлявшим строжайший контроль над действиями поэта. Единственный радостный для Пушкина момент - присутствие рядом любящей, заботливой, мудрой и понимающей няни. Именно вся эта ситуация и нашла отображение в «Зимнем вечере». Настроение произведения двоякое. Автор старается радоваться тому, что хоть один близкий человек поддерживает его. Но усмирить тягостные душевные порывы крайне сложно. Не властен поэт и над внешними обстоятельствами. Они бушуют, как настоящая зимняя буря. Такую непогоду автор и описывает, противопоставляя ей домашний уют.

Учить текст стиха «Зимний вечер» Пушкина довольно удобно непосредственно с нашего сайта или можно его предварительно скачать.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.