Юрисдикция международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (мцуис) Международный центр по урегулированию международных споров

Принцип работы организации

МЦУИС работает, руководствуясь Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров. Конвенция рассматривает два основных пути решения споров: примирение сторон и арбитражное производство. В соответствии с этим, конвенция содержит процедурные правила для возбуждения дел, для слушаний по вопросу примирения сторон и для проведения арбитража. Обслуживание сторон в Центре является добровольным и платным. Размер платы утверждается Генеральным секретарем. В настоящее время во многих договорах , заключаемых в области трансграничных инвестиций, приводится ссылка на МЦУИС как на арбитра в случае возникновения инвестиционных споров.

Членство

Членами МЦУИС являются 151 государство и Косово (по состоянию на апрель 2014 года).

Подписали, но еще не ратифицировали договоры о вступлении: Белиз , Доминиканская Республика , Эфиопия , Гвинея-Бисау , Кыргызстан , Намибия , Россия , Таиланд .

Страны, не являющиеся членами МЦУИС: Андорра , Ангола , Антигуа и Барбуда , Бутан , Бразилия , Острова Кука , Куба , Джибути , Доминика , Экваториальная Гвинея , Эритрея , Гуам , Индия , Иран , Ирак , Кирибати , Лаос , Лихтенштейн , Ливия , Мальдивские острова , Маршалловы острова , Мексика , Монако , Черногория , Мьянма , Науру , Ниуэ , Северная Корея , Палау , Польша , Сан-Марино , Южная Африка , Суринам , Таджикистан , Тувалу , Вануату , Ватикан , Российская Федерация , Вьетнам .

Ссылки

  • Официальный сайт МЦУИС (англ.)

Источники

  • Егоров А.В. "Международная финансовая инфраструктура", М.: Линор, 2009. ISBN 978-5-900889-28-3
  • Моисеев А.А. "Международные финансовые организации. Правовые аспекты деятельности", М.: Омега-Л, 2006. ISBN 5-98119-503-7
  • Красавина Л.Н., Былиняк С.А., Смыслов Д.В. "Международные валютно-кредитные и финансовые отношения", 2003, ISBN 978-5-297-02117-4
Бердымухамедов, Гурбангулы Мяликгулыевич

Гурбангулы́ Мяликгулы́евич Бердымухаме́дов (туркм. Gurbanguly Mälikgulyýewiç Berdimuhamedow; род. 29 июня 1957, с. Бабарап, Геок-Тепинский район, Ашхабадская область, Туркменская ССР, СССР), носит титул Аркадаг (туркм. Arkadag - «покровитель») - туркменский государственный и политический деятель, президент Туркмении с 14 февраля 2007 года (с 21 декабря 2006 года по 14 февраля 2007 года исполняющий обязанности), председатель Кабинета министров Туркмении, верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Туркмении в звании генерала армии.

Имеет учёные степени доктора медицинских и экономических наук, академик Академии наук Туркмении. Председатель Демократической партии Туркмении в 2007-2013 годах.

Всемирный банк

Всемирный банк (также Мировой банк, англ. The World Bank) - международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.

В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.

Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в 1960 году была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:

Международный банк реконструкции и развития;

Международная ассоциация развития.В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка ещё три организации:

Международная финансовая корпорация;

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций;

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка.

В отдельных случаях под Всемирным банком по-прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.

Группа Всемирного банка

Группа Всемирного банка (англ. World Bank Group) - пять организаций, созданных в разное время и объединённых функционально, организационно и территориально, целью деятельности которых является в настоящее время оказание финансовой и технической помощи развивающимся странам.

В Группу Всемирного банка входят следующие организации:

Международный банк реконструкции и развития - МБРР (англ. w:en:International Bank for Reconstruction and Development - IBRD)

Международная ассоциация развития - МАР (англ. w:en:International Development Association - IDA)

Международная финансовая корпорация - МФК (англ. w:en:International Finance Corporation - IFC)

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций - МАГИ (англ. w:en:Multilateral Investment Guarantee Agency - MIGA)

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров - МЦУИС (англ. w:en:International Centre for Settlement of Investment Disputes - ICSID)Первые две организации (МБРР и МАР) образуют собственно Всемирный банк.

Штаб-квартиры всех пяти организаций расположены в Вашингтоне, США.

Манила (аэропорт)

Международный аэропорт Манила имени Ниноя Акино (филиппинский: Paliparang Pandaigdig ng Ninoy Aquino) (IATA: MNL, ICAO: RPLL) - гражданский аэропорт, обслуживающий агломерацию Столичного региона. Крупнейшая воздушная гавань Филиппин расположена на границе между городами Пасай и Паранак, примерно в семи километрах к югу от Манилы и к юго-востоку от Макати.

Порт находится в ведении государственной компании «Управление международным аэропортом Манилы» (дочерней структурой Департамента транспорта и коммуникаций) и является главным транзитным узлом (хабом) для всех филиппинских авиаперевозчиков.

Аэропорт носит название в честь бывшего филиппинского сенатора Бенигно «Ниноя» Акино младшего, убитого в этом же аэропорту 21 августа 1983 года при возвращении из эмиграции из Соединённых Штатов Америки.

В 2012 году услугами международного аэропорта Манилы воспользовались 31 558 002 пассажира. По объёмам пассажирских перевозок порт является одним из самых загруженных коммерческих аэропортов Азиатского региона.

Международный банк реконструкции и развития

Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия (сокр. МБРР, англ. International Bank for Reconstruction and Development) - основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР - Вашингтон.

Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство

Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) (англ. Transatlantic Trade and Investment Partnership) - планируемое соглашение о свободной торговле между Европейским Союзом и США. Его сторонники полагают, что соглашение приведёт к многостороннему экономическому росту в то время как противники утверждают, что оно приведёт к увеличению власти корпораций и затруднит правительствам регулирование рынков на благо всего общества Американское правительство ведёт работу по двум направлениям: наряду с ТТИП реализует с аналогичными целями Транстихоокеанское партнерство. После того, как в марте 2014 года произошла утечка информации о предлагаемом проекте, Европейская комиссия начала консультации с общественностью по ограниченному числу пунктов, а в январе 2015 опубликовала краткий обзор этого документа.

Ожидалось, что соглашение будет завершено к концу 2014 года, но оно было перенесено на 2015 год. 7 января 2015 года Европейская комиссия публично представила свои переговорные тексты.

Туркмения

Туркме́ния, официальное название - Туркмениста́н (туркм. Türkmenistan) - государство в Средней Азии. Граничит с Афганистаном и Ираном на юге, с Казахстаном и Узбекистаном на севере. Омывается внутренним Каспийским морем на западе, выхода к мировому океану не имеет.

Независимость страны была провозглашена 27 октября 1991 года. Является членом ООН со 2 марта 1992 года. Является нейтральным государством. Светское государство, президентская республика. Президент Туркмении - Гурбангулы Бердымухамедов (с 14 февраля 2007 года, до этого с 21 декабря 2006 года по 14 февраля 2007 года исполнял обязанности президента Туркмении).

Подразделяется на шесть административно-территориальных единиц, пять из которых являются велаятами, один - город с правами велаята. Столица государства - город Ашхабад, который является крупнейшим в стране.

Бо́льшая часть верующих исповедует ислам.

Туркмения - 4-я страна в мире по запасам природного газа. Обладает вторым по величине газовым месторождением в мире. С 1993 года в Туркмении существовала система бесплатной электроэнергии, водопользования, газопотребления, происходила бесплатная выдача питьевой воды и соли. В 2015-2019 годах она была поэтапно отменена.

В индексе восприятия коррупции «Transparency International» в 2018 году Туркмения заняла 161-е место среди 180 стран.

Членство Украины в международных организациях

Эта статья содержит список международных организаций членом или наблюдателем которых является Украина.

Главные органы
Членство
Специализированные
учреждения
Вспомогательные органы
Консультативные органы
Программы и фонды
Учебные и научно-
исследовательские институты
Другие организации
Другие целевые фонды
Связанные органы
Отделения
Департаменты, управления
См. также
Общие положения
Правосубъектность
Территория
Население
Отрасли

Л.М. БУСЛАЕВА, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова Одним из многосторонних соглашений из числа ключевых источников, регулирующих разрешение инвестиционных споров, является Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами от 18.03.1965 (далее - Вашингтонская конвенция). Вашингтонская конвенция была разработана под эгидой Международного банка реконструкции и развития 46 государствами-членами МБРР.

Л.М. БУСЛАЕВА,
преподаватель кафедры гражданского права и процесса Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова

Одним из многосторонних соглашений из числа ключевых источников, регулирующих разрешение инвестиционных споров, является Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами от 18.03.1965 (далее - Вашингтонская конвенция). Вашингтонская конвенция была разработана под эгидой Международного банка реконструкции и развития 46 государствами-членами МБРР. Целью ее является создание специального международного правового института по разрешению инвестиционных споров между государствами и частными лицами других государств. Основная идея Вашингтонской конвенции - посредством создания Международного центра по урегулированию инвестиционных споров - МЦУИС (ICSID) при МБРР организовать разрешение споров между иностранными частными инвесторами и государствами, принимающими инвестиции.

Поскольку национальные суды и международный коммерческий арбитраж не полностью охватывали предмет инвестиционных споров своей компетенцией, не имели под рукой достаточного массива применимого права, а также не обеспечивали эффективную защиту вынесенному решению от влияния государства как стороны спора, был организован особый орган по урегулированию инвестиционных споров между принимающим государством и иностранным инвестором. Причиной его создания явилось не только желание унификации правового регулирования, но и потребность в органе, способном эффективно разрешить инвестиционный спор между принимающим государством и иностранным инвестором.
Правовой статус иностранного инвестора является уязвленным по причине того, что инвестор осуществляет свою деятельность и подчиняется юрисдикции государства, принимающего инвестиции. Такое специфическое положение иностранного инвестора требует установления четких и ясных гарантий от произвола государственных органов. И в этом смысле значение Вашингтонской конвенции трудно переоценить: данный международный правовой документ создает единый правовой механизм, направленный на защиту иностранных инвестиций. По мнению И.З. Фархутдинова, МЦУИС представляет собой «механизм гармонизации международного и национального права».
Безусловно, Россия не может игнорировать Вашингтонскую конвенцию, не использовать этот способ разрешения инвестиционных споров. Неучастие в данном многостороннем договоре фактически означает ограничение иностранного инвестора в праве обращения к механизму, предусмотренному Вашингтонской конвенцией. Как справедливо отмечают Н.Г. Доронина и Н.Г. Семилютина, иностранные инвесторы, осуществляющие деятельность в России, все чаще обращаются к положениям международных двусторонних соглашений как к источнику права, непосредственно регулирующему их право на защиту.
В связи с этим необходимо отметить, что в ст. 8 Типового соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2001 № 456 (далее - Типовое соглашение), предпочтение отдано процедуре МЦУИС, в отличие от предыдущего Типового соглашения (утв. постановлением Правительства РФ от 11.06.1992 № 395 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений»), утратившего силу, где в качестве компетентного органа определялся Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты. Данный факт свидетельствует о намерении России в ближайшее время ратифицировать Вашингтонскую конвенцию.
В доктрине расходятся мнения по вопросу юридической природы МЦУИС и природы его процесса и арбитражного решения. Например, Г.К. Дмитриева указывает на сходство правовой природы международного коммерческого арбитража и МЦУИС. Одни авторы определяют компетенцию МЦУИС как публично-правовую, другие говорят о смешанной частноправовой и публично-правовой юрисдикции МЦУИС. Н.Г. Доронина и Н.Г. Семилютина указывают, что природа инвестиционного спора может превращаться из частноправовой в публично-правовую (например, при суброгации), и соглашаются с мнением Д. Беттема о смешанном, или гибридном, характере природы МЦУИС. Мы также разделяем данную точку зрения.
Несмотря на то что Россия не ратифицировала Вашингтонскую конвенцию, в двусторонние инвестиционные соглашения Российской Федерации с Японией, США, Чешской Республикой включены нормы, которые предусматривают разрешение инвестиционных споров альтернативно через МЦУИС или международный арбитраж ad-hoc. В случае если Вашингтонская конвенция не вступила в силу для государства-инвестора и для принимающего государства или для одного из них, спор подлежит разрешению в соответствии с Правилами дополнительной процедуры МЦУИС, определенными в Дополнительном протоколе 1979 года к Вашингтонской конвенции (п. 2 ст. 8; далее - Правила дополнительной процедуры).
Вашингтонская конвенция отнесла к компетенции МЦУИС довольно широкий круг вопросов, не ущемляя при этом иммунитета принимающего государства. МЦУИС вправе рассматривать все юридические споры, связанные с инвестициями, между принимающим государством и иностранным инвестором. Некоторые государства, воспользовавшись нормами п. 4 ст. 25 Вашингтонской конвенции, заявили об ограничении компетенции МЦУИС. Например, Китай ограничил сферу влияния МЦУИС спорами по поводу компенсации вследствие экспроприации и национализации, Израиль - спорами, относящимися к инвестициям, одобренным в соответствии с одним из израильских законов о поощрении капиталовложений. Гайана и Ямайка исключили из компетенции МЦУИС споры, касающиеся минеральных и иных природных ресурсов, Саудовская Аравия - споры в отношении нефти.
Компетенция арбитража МЦУИС значительно расширена через п. 3 ст. 25 Вашингтонской конвенции, согласно которому МЦУИС вправе рассматривать споры не только с участием государства, но и с участием его субъектов федерации, государственных органов и их должностных лиц. Так, в деле французской компании Compagnia de Aguas del Aconguija S. A and Compagnie General des Eaux против Аргентинской Республики спор возник из договора концессии, заключенного между французской компанией, филиалом в Аргентине, и субъектом федерации - территорией Тукуман. Аргентина не являлась стороной договора. Принимающее государство заявило возражения на юрисдикцию арбитража в рамках МЦУИС, ссылаясь на ст. 25 Вашингтонской конвенции, которая гласит: «Согласие, выраженное уполномоченным органом Договаривающегося государства-участника требует подтверждения со стороны Государства, если Государство не уведомит Центр о том, что такого одобрения не требуется». Арбитраж пришел к выводу, что ст. 25 Вашингтонской конвенции не ограничивает юрисдикцию арбитража по предмету спора, а скорее закрепляет положительное отношение к согласию государств на подчинение их субъектов юрисдикции МЦУИС.
Изучение процесса подготовки конвенции привело арбитров к выводу, что ст. 25 Вашингтонской конвенции была предназначена для расширения сферы деятельности арбитража МЦУИС с целью охватить уполномоченные органы государств. Данное изменение компетенции МЦУИС произошло без ограничения компетенции по требованиям, предъявляемым к государствам в связи с действиями таких уполномоченных органов. Это обусловлено было тем, что многие государства осуществляли инвестиционную политику через самостоятельные субъекты права, юридические лица, отделенные от государства, включая принадлежащие государству агентства, предприятия.
Таким образом, ст. 25 Вашингтонской конвенции, по справедливому замечанию С.И. Крупко, является «способом подчинения этих субъектов компетенции МЦУИС».
Нормы о компетенции МЦУИС (п. 2 ст. 25 Вашингтонской конвенции) определяют субъектный состав инвестиционного спора. Под лицами договаривающегося государства понимаются:
а) любое физическое лицо, которое является гражданином договаривающегося государства, отличного от государства, выступающего в качестве стороны в споре, либо ко дню достижения согласия сторонами о передаче спора для разрешения путем примирения или арбитража, либо ко дню регистрации заявления (однако не является таковым лицо, которое когда-либо являлось гражданином договаривающегося государства, выступающего в качестве стороны спора);
б) любое юридическое лицо, являющееся юридическим лицом договаривающегося государства, отличного от государства, выступающего в качестве стороны в споре, ко дню достижения согласия сторонами о передаче спора центру путем примирения или арбитража, а также любое юридическое лицо, являющееся юридическим лицом договаривающегося государства, выступающего в качестве стороны в споре, ко дню достижения упомянутого согласия, если в силу контроля, осуществляемого иностранными лицами в отношении такого юридического лица, стороны договорились о том, чтобы рассматривать его в качестве лица другого договаривающегося государства.
Помимо вышеуказанных качеств, физические и юридические лица должны обладать статусом иностранного инвестора.
Условием обращения сторон в МЦУИС для разрешения инвестиционного спора является их письменное согласие на передачу. При этом ст. 25 Вашингтонской конвенции гласит, что согласие, выраженное уполномоченным органом договаривающегося государства, требует подтверждения, если государство не уведомит центр о том, что такое одобрение не нужно. Иными словами, при ратификации Вашингтонской конвенции государство имеет право на оговорку о том, что такого одобрения не требуется. Данные положения Вашингтонской конвенции, по словам французского юриста Д. Беттема, включены в нее «с целью удовлетворить излишнюю чувствительность государств, особенно проявляющуюся при ратификации конвенции, и направлены на то, чтобы сохранить действие национальных норм об иммунитете государств». По нашему мнению, вполне рационально, если бы Россия воспользовалась таким правом.
Развитие нормативной базы МЦУИС, изучение арбитражной практики МЦУИС приводят к выводу, что арбитраж в рамках МЦУИС придерживается широкого определения своей компетенции. Статья 41 Вашингтонской конвенции указывает, что арбитраж сам решает вопрос о своей компетенции. Поскольку права МЦУИС закреплены в международном договоре, принимающее государство не может, изменив через свое законодательство круг субъектов, подпадающих под статус иностранного инвестора, исключить тот или иной спор из компетенции арбитража.
Согласно ст. 44 Вашингтонской конвенции процедурные правила - это нормы конвенции, правила арбитражного разбирательства, действующие на момент соглашения об арбитражном рассмотрении спора, если иное не установлено соглашением сторон. Национальные правопорядки принимающего государства и государства-инвестора предусматривают одинаковую процедуру разрешения инвестиционных споров; государства-участники Вашингтонской конвенции через ст. 18 наделили МЦУИС правом устанавливать порядок совершения процессуальных действий.
Достигнутое сторонами одобрение рассмотрения спора в рамках МЦУИС не может быть отозвано в одностороннем порядке. Если принимающее государство выразило свое согласие на подчинение МЦУИС в двустороннем соглашении, то до момента письменного выражения воли иностранного инвестора стороны вправе использовать другие средства защиты. Бездействие сторон при назначении арбитров, неявка сторон не препятствуют рассмотрению спора по существу (статьи 37, 38 Вашингтонской конвенции).
Согласно общим правилам коммерческий арбитраж не вправе применять обеспечительные меры, в отношении которых компетентны национальные суды. По нормам ст. 47 Вашингтонской конвенции, напротив, «если стороны не договорились об ином, арбитраж вправе, если сочтет это необходимым в силу обстоятельств дела, рекомендовать сторонам дополнительные меры, направленные на обеспечение прав каждой из сторон». Арбитраж в рамках МЦУИС принимает меры в целях обеспечения прав сторон.
Так, в деле «Холидей Иннс» против Марокко государство после формирования арбитража в рамках МЦУИС «обратилось в свой национальный суд и получило приказ, управомочивающий его обратить в свою собственность два недостроенных инвестором отеля, завершить их строительство и управлять ими». Инвестор считал, что национальные суды принимающего государства были некомпетентны по вопросам обеспечительных мер. Свои возражения инвестор основывал на ст. 47 Вашингтонской конвенции, согласно которой арбитраж МЦУИС компетентен по вопросам обеспечительных мер, и ст. 26 Вашингтонской конвенции, в соответствии с которой арбитраж МЦУИС будет являться единственным средством разрешения споров. Истец указывал, что стороны в споре должны воздерживаться от любых мер, могущих причинить вред исполнению решения. Арбитраж в рамках МЦУИС определил, что он обладает исключительной компетенцией по вопросам обеспечительных мер.
Раздел 6 Вашингтонской конвенции регулирует вопросы признания и исполнения арбитража. Согласно ст. 53 решение арбитража является обязывающим для сторон и не подлежит апелляции или пересмотру. Таким образом, арбитражные решения, решения, вынесенные в соответствии с Вашингтонской конвенцией, как справедливо отмечает С.И. Крупко, «получают особый шанс на исполнение на основе публично-правовых обязательств договорного государства». Исполнение решения, вынесенного арбитражем в рамках МЦУИС, обеспечено двумя публично-правовыми обязательствами. Во-первых, публично-правовым обязательством со стороны принимающего государства-участника спора добровольно исполнить решение. Во-вторых, публично-правовым обязательством со стороны других государств-участников Вашингтонской конвенции, которые не являются ни принимающим государством, ни государством инвестора, но обязаны исполнять решения арбитража МЦУИС. Таким образом, предписания Вашингтонской конвенции могут образовать коллизионный принцип lex fori в совокупности с соответствующим национальным процессуальным правом, что обеспечило бы высшую меру безопасности с точки зрения признания и исполнения такого решения.
До ратификации Россией Вашингтонской конвенции для Российской Федерации как принимающего государства, а также для российских инвесторов, осуществляющих капиталовложения на территории государств-участников Вашингтонской конвенции, открыт доступ к Правилам дополнительной процедуры. На данное обстоятельство прямо указано в п. 2 ст. 8 Типового соглашения.
Дополнительные процедуры применяются в случае, когда спор не подпадает под компетенцию МЦУИС по причине предмета или вида спора. Таким образом, дополнительные средства МЦУИС могут быть использованы в трех случаях:
1) согласно ст. 2А Правил дополнительной процедуры процедура примирения или арбитража применяется для урегулирования юридических споров, возникающих непосредственно из инвестиций, если эти споры не подпадают под компетенцию МЦУИС, так как для принимающего государства или для государства-инвестора Вашингтонская конвенция не вступила в силу;
2) на основании ст. 2В Правил дополнительной процедуры процедура примирения или арбитража допустима для урегулирования юридических споров, не возникающих непосредственно из инвестиций, при условии что хотя бы для одного из государств - для государства, являющегося стороной спора, или для государства, национальностью которого обладает вторая сторона спора, - Вашингтонская конвенция вступила в силу;
3) согласно ст. 2С Правил дополнительной процедуры в случае разрешения споров между государством и лицом другого государства с помощью процедуры установления фактов.
Деятельность международного арбитража в рамках МЦУИС играет большую роль в международной системе разрешения инвестиционных споров, влияя на развитие национального инвестиционного права в государствах-участниках Вашингтонской конвенции. Это обусловлено неспособностью самих государств детально установить нормы, регулирующие разрешение инвестиционных споров, избежав противоречий. Подобные международные арбитражные процедуры всегда нуждаются в унификации, опирающейся на принципы международного частного и международного публичного права. Кроме того, необходимо отметить, что Вашингтонская конвенция предоставляет национальному праву некоторую автономию (например, в вопросах определения и классификации инвестиционных споров), позволяя ему самостоятельно развиваться в рамках международного инвестиционного права.
О растущем авторитете механизма разрешения споров МЦУИС говорит постоянно увеличивающееся количество рассматриваемых споров. Основная часть арбитражной деятельности МЦУИС приходится на период после 1990-х годов: только в 2000-2002 гг. в рамках МЦУИС рассмотрено и вынесено 15 арбитражных решений. Российской Федерации в самом ближайшем будущем необходимо ратифицировать Вашингтонскую конвенцию, что позволит усилить защиту России как принимающего государства, а также будет способствовать укреплению правовых гарантий российских инвесторов за рубежом, что довольно актуально сегодня в условиях возрастающего экспорта российского капитала.

Библиография
1 См.: Инвестиционное законодательство. Сб. нормативных актов. Официальный текст / Сост. Ю.В. Лазарева. - М., 2006.
С. 423-431.
2 Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. - М., 2005. С. 378.
3 См.: Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. - М., 2003. С. 86.
4 См.: Дмитриева Г.К. Международный коммерческий арбитраж: Учеб.-практ. пособие. - М., 1997. С. 16-17.
5 См.: Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за рубежом. - М., 1993. С. 109-112.
6 См.: Брунцева Е.В. Международный коммерческий арбитраж: Учеб. пособие для вузов. - СПб., 2001. С. 87.
7 См.: Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. С. 89-90.
8 Крупко С.И. Инвестиционные споры между государством и иностранным инвестором: Дис. … канд. юрид. наук. - М., 2001. С. 115-116.
9 Фархутдинов И.З. Указ. соч. С. 380.
10 См.: Брунцева Е.В. Указ. соч. С. 324.
11 Крупко С.И. Указ. раб. С. 123.
12 См. там же. С. 124.
13 См.: Фархутдинов И.З. Указ. соч. С. 382.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) был основан в соответствии с Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств, подписанной 18 марта 1965 г. в Вашингтоне (далее - Вашингтонская конвенция) , которая вступила в силу в 14 октября 1966 г. По состоянию на 1 ноября 2010 г. Конвенцию подписали 155 государств и ратифицировали 144 государства. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), входящий в группу Всемирный банк, явился главным инициатором принятия данной конвенции.

Основным достижением Вашингтонской конвенции явилось создание механизма международного арбитража по рассмотрению инвестиционных споров, с тем чтобы изъять такие споры из юрисдикции национальных органов стран- участниц для обеспечения защиты иностранных инвестиций. С правовой точки зрения наиболее существенной чертой конвенции является то, что она четко устанавливает способность частного лица или корпорации подать жалобу в отношении государства на уровне международного форума. При этом ни одно государство - участник Вашингтонской конвенции не предоставляет дипломатической защиты и не предъявляет международного иска в отношении спора, который одно из его физических или юридических лиц и другое договаривающееся государство согласились передать или передали на арбитраж на основании Вашингтонской конвенции, кроме случая, когда другое такое договаривающееся государство не соблюдает или не выполняет арбитражное решение, вынесенное по такому спору (ст. 27 Вашингтонской конвенции). Тем самым значение Вашингтонской конвенции заключается в том, она создала условия для ухода государств от практики реализации ими права на дипломатическую защиту своих инвесторов и позволила превратить споры из международноправовых в частноправовые .

В первые двадцать лет существования конвенции стороны достаточно редко прибегали к арбитражной процедуре рассмотрения инвестиционных споров в рамках МЦУИС. Это объяснялось отсутствием в международных инвестиционных контрактах оговорки о передачи споров в международный арбитражный институт. Тем не менее в этот период были отмечены единичные случаи рассмотрения споров в рамках МЦУИС, которые представляют собой ценность в качестве прецедентов и сыграли большую роль в развитии дальнейшей арбитражной практики.

Ситуация кардинально изменилась с середины 1990-х гг. В настоящее время на рассмотрении в МЦУИС находятся сотни инвестиционных споров (при этом сторонами во многих спорах активно выступают государства СНГ), и с определенной уверенностью можно предположить, что их количество будет только увеличиваться. Этому способствовало повсеместное заключение двусторонних инвестиционных договоров (ДИД) о защите иностранных инвестиций, содержащих в себе арбитражную оговорку об урегулировании инвестиционных споров в рамках МЦУИС.

Растет также число стран, присоединившихся к Вашингтонской конвенции. В настоящее время более 90% членов Всемирного банка подписали и ратифицировали это соглашение. Российская Федерация присоединилась к конвенции в 1995 г., хотя до сих пор ее не ратифицировала.

Органами МЦУИС являются: Административный Совет и Секретариат. Секретариат собирается каждый год в соответствии с ежегодным собранием Всемирного банка, где председателем ex officio является президент Всемирного банка. Секретариат включает в себя по одному представителю от каждого государства - участника Конвенции. Как правило, представителем от государства является министр финансов или его заместитель.

Генеральный секретарь и заместитель Генерального секретаря возглавляют Секретариат и избираются Административным советом. Генеральный секретарь традиционно является Главным советником Всемирного банка. Секретариат осуществляет административную поддержку деятельности Центра, в частности, ведет и предоставляет сторонам списки возможных арбитров, регистрирует заявки на проведение арбитражных разбирательств, способствует формированию и деятельности состава арбитража, управляет средствами на покрытие арбитражных расходов, утверждает правила и процедуры деятельности арбитров, разрабатывает модельные арбитражные оговорки для инвестиционных контрактов и ДИД.

Секретариат состоит из нескольких советников, обладающих определенным опытом в правовой и инвестиционной сферах и знанием нескольких иностранных языков. Советники оказывают консультативную помощь представителям сторон по вопросам организации арбитражного процесса. Генеральный секретарь назначает одного из советников в качестве секретаря состава арбитража. Секретарь при арбитраже оказывает общую поддержку деятельности арбитража, в частности: а) хранит все документы; б) выступает в качестве посредника при передаче составу арбитража всех письменных заявлений и доказательств сторон; в) производит все необходимые приготовления к слушаниям; г) следит за временем слушаний; д) обеспечивает соблюдение необходимых процессуальных требований; е) подготавливает проекты процессуальных документов; ж) обеспечивает наличие необходимых денежных средств на покрытие расходов, связанных с проведением арбитражной процедуры.

В рамках Центра действует несколько правил и предписаний, которые регулируют различные аспекты деятельности Центра. Основные правила и предписания включают: а) Административные и финансовые правила, которые регулируют деятельность Административного совета, а также деятельность Центра в области проведения согласительной и арбитражной процедуры; б) Институциональные правила, регулирующие возбуждение согласительной и арбитражной процедур в рамках МЦУИС; в) Арбитражные правила, которые подробно регулируют производство арбитражной процедуры, включая порядок формирования состава арбитража, порядок предоставления сторонами письменных и устных заявлений и подготовку арбитражного решения; г) Правила проведения согласительной процедуры.

Процедура передачи дела на рассмотрение в рамках МЦУИС требует от сторон выполнения ряда условий. Во- первых, стороны должны прийти к обоюдному согласию о том, что они передают возникший между ними спор в МЦУИС, при этом такое согласие должно содержаться в письменной форме. Соглашение сторон может касаться как уже возникшего спора, так и споров, которые могут возникнуть в будущем. Во-вторых, сторонами соглашения должны выступать договаривающееся государство и физическое или юридическое лицо другого договаривающегося государства. Наконец, спор должен носить правовой характер и возникнуть из инвестиционных отношений, обремененных иностранным элементом.

Юрисдикция МЦУИС возникает вследствие контрактов, заключенных между инвестором и принимающим государством. Также в рамках МЦУИС арбитраж может носить и «вне-контрактный» характер, когда условие об арбитраже выражено не напрямую в контракте между инвестором и принимающем государством, а косвенно. Так, например, положения о передачи инвестиционных споров в МЦУИС могут содержаться в национальном инвестиционном законодательстве принимающего государства, в ДИД, а также в многостороннем инвестиционном соглашении, участниками которого могут быть несколько государств.

В 1978 г. Всемирный банк разработал Дополнительную процедуру МЦУИС, чтобы расширить юрисдикцию МЦУИС и позволить государствам и частным инвесторам других государств, не являющихся членами Конвенции, разрешать инвестиционные споры в рамках Центра. Дополнительная процедура обеспечивается и контролируется секретариатом МЦУИС. Таким образом, разрешение инвестиционных споров стало доступно государствам и частным инвесторам других государств, которые не подпадают под действие конвенции. Это положение приобретает особое значение в связи с инвестиционными спорами, возникающими в рамках главы 11 Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), так как, в отличие от США, Канада и Мексика не являются участниками Вашингтонской конвенции. Договор к Энергетической хартии в ст. 26 также предусматривает возможность использования Дополнительной процедуры МЦУИС.

Так, в ст. 1120 НАФТА предусматривается право инвестора на предъявление иска: а) согласно Вашингтонской конвенции в МЦУИС при условии, что государство-ответчик и государство истца являются участниками Вашингтонской конвенции; б) согласно Дополнительным правилам МЦУИС, если государство-ответчик или государство истца является участником Вашингтонской конвенции; в) согласно Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ.

Другой пример. Согласно п. 3 ст. 26 Договора к Энергетической хартии государство - сторона Договора дает свое безусловное согласие на передачу спора в международный арбитраж или согласительный орган в соответствии с положениями этой статьи. При этом если какой-либо инвестор предпочитает передать спор на разрешение таким путем, этот инвестор также дает свое согласие в письменной форме на передачу спора на рассмотрение: 1) в МЦУИС; 2) единоличному арбитру или в арбитражный суд ad hoc, учреждаемый в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ или 3) на арбитражное рассмотрение при арбитражном институте Международной торговой палаты в Стокгольме

Международный центр по разрешению инвестиционных споров (на англ. International Center for Settlement of Investment Disputes, сокращенно ICSID) - это самостоятельная структура международного уровня, в приоритетах деятельности которой находится урегулирование споров в сфере инвестиций между частными инвесторами иностранных государств и правительствами. ICSID входит в Группу учреждений Мирового банка.

История ICSID

18 марта 1966 года на конференции у Вашингтоне (Соединенные Штаты) была подписана Конвенция, которая должна регулировать спорные вопросы в сфере инвестиций между отдельными государствами и инвесторами других стран. Данный документ предусматривал создание специального Центра международного уровня, который и будет разрешать разногласия сторон в этом направлении. ICSID был образован в октябре 1966 года.

В настоящий момент (согласно данным 2014 года) членами ICSID являются 150 государств, а также Косово. Эквадор и Боливия вышли из состава Центра. Россия, Белиз, Эфиопия, Доминиканская Республика, Кыргызстан, Намибия, Гвинея-Бисау, Молдавия и Таиланд уже подписали договорное соглашение о вступлении, но еще его не ратифицировали.

Польша, Ангола, Андорра, Иран, Северная Корея, Ирак, Ватикан, Сан-Марино, Вьетнам, Южная Африка, Бразилия, Бутан, Доминика, Таджикистан, Куба, Острова Кука, Ливия, Лихтенштейн, Монако, Черногория, Маршалловы Острова, Мальдивы, Мексика и Индия - государства, которые не являются членами ICSID.

Структура ICSID

Данный Центр состоит из Секретариата и Административного Совета. В состав последнего входит по одному представителю от каждого государства, которое ратифицировало договорное соглашение о вступлении в ICSID.
Секретариат данной организации состоит из генерального секретаря, его заместителя и штата персонала.

Функциональные обязанности Секретариата ICSID:

    содействие в создании арбитражных комитетов и трибуналов, примирительной комиссии;

    обеспечение поддержки для организации процесса проведения, в том числе и инициирования, слушаний ICSID;

    ведение списков арбитров и примирителей;

    обеспечение работы Административного Совета.

Деятельность МЦУИС

Рассмотрим в этом контексте систему Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), ставшую самой значимой из созданных до сих пор подобных систем.

МЦУИС обеспечивает урегулирование инвестиционных споров между правительствами и иностранными частными инвесторами, либо улаживая разногласия, либо через арбитражное разбирательство. Он был создан в 1966 г. соответствии с Вашингтонской Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, которую, по состоянию на апрель 2006 г., ратифицировали 143 стран.

Центр образован для урегулирования споров в рамках международного имущественного права. Имеются в виду споры, возникающие между государствами, с одной стороны, и иностранными физическими и юридическими лицами-инвесторами, с другой стороны. Такие споры рассматриваются как частноправовые, но сложность в том, что государства в силу их суверенности обладают юрисдикционными и иными иммунитетами. Цель Конвенции и резон создания Центра - изъятие таких инвестиционных споров из национальной юрисдикции и передача их в международный арбитраж. Таким образом элиминируется возможность государства использовать свою юрисдикционную иммунность Вельяминов Г.М., Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. М.: "Волтерс Клувер", 2004 г. с. 247 .

Конвенция по урегулированию инвестиционных споров была разработана в рамках Международного банка реконструкции и развития (МБРР), подписана в Вашингтоне 18 марта 1965 г. 46 государствами - членами Банка и в соответствии с ее положениями вступила в силу 14 октября 1966 г. В соответствии с Вашингтонской конвенцией был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров - International Center for Settlement of Investment Disputes.

Анализ Вашингтонской конвенции показывает, что этот международно-правовой документ создает единый механизм, направленный на защиту иностранных инвестиций. При этом она исходит из единых принципов регулирования. Очевидно, что российское законодательство не может игнорировать этот механизм и эти принципы.

В структурном отношении положения Конвенции можно разделить на две группы: нормы, регламентирующие деятельность МЦУИС как международной организации, обладающей полной международной правосубъектностью, и нормы, регулирующие механизм рассмотрения инвестиционных споров. Наибольший интерес для нас представляют нормы, которые относятся ко второй группе, потому как именно в них заложена процедура защиты интересов инвесторов. В свою очередь положения Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров можно разделить на три группы:

1) нормы, определяющие компетенцию ИКСИД, или, пользуясь терминологией Конвенции, Центра по рассмотрению инвестиционных споров;

2) положения, регулирующие порядок проведения примирительной процедуры;

3) нормы, регламентирующие порядок исполнения решений Центра.

Условием обращения сторон в данный орган является их письменное согласие на передачу споров на разрешение. При этом ст. 25 гласит, что согласие, выраженное уполномоченным органом договаривающегося государства, нуждается в подтверждении последним в момент передачи спора на разрешение Центру, если государство заранее при ратификации Конвенции не оговорит, что такого одобрения не требуется. Данные положения Конвенции, по словам французского юриста Д. Беттема, включены в нее «с целью удовлетворить излишнюю чувствительность государств, особенно проявляющуюся при ратификации Конвенции, и направлены на то, чтобы сохранить действие национальных норм об иммунитете государства Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М.: Волтерс Клувер, 2005 г. с. 117 .

Обращение в МЦУИС делается на добровольной основе, но, согласившись на арбитражное разбирательство, ни одна из сторон не может отказаться от него в одностороннем порядке.

Первичная цель МЦУИС состоит в том, чтобы создать необходимые условия для примирения и арбитражного рассмотрения международных инвестиционных споров.

МЦУИС был создан как беспристрастный международный орган, обеспечивающий средства обслуживания для решения юридических споров между сторонами, через процедуры арбитража или примирения.

МЦУИС играет важную роль в области международного инвестиционного и экономического развития, доказательствами чего являются значительная клиентура, а также многочисленные упоминания и ссылки на его деятельность в инвестиционных соглашениях и законах разных стран.

Примечательно, что основная часть арбитражной деятельности МЦУИС падает на период после 1990 г. За последние 12 лет из 32 решений вынесено 20. Учитывая, что за всю предыдущую деятельность этого одного из ведущих арбитражных центров, т.е. за 24 года, вынесено лишь 12 решений, можно заключить о постепенном становлении МЦУИС как признанного международного арбитражного центра. Можно предположить, что первоначально, в 70-е годы ХХ в., в силу ожесточенных дебатов в стенах ООН о приоритете суверенитета, национальной юрисдикции, о чем подробно говорилось выше, МЦУИС не пользовался особой популярностью. Впоследствии по мере все более увеличивающейся практики заключения международных двусторонних договоров наднациональные формы разрешения инвестиционных споров окончательно пробили себе дорогу. Об этом красноречиво говорит то обстоятельство, что только в 2000-2002 гг. МЦУИС вынес 15 арбитражных решений.

Следует отметить, что четыре из этих 32 арбитражных решений были отменены в рамках процедуры ст. 52 Конвенции, в соответствии с которой любая из сторон может посредством письменного заявления на имя Генерального секретаря ООН просить об отмене арбитражного решения по одной или нескольким из нижеследующих причин: а) суд был сформирован ненадлежащим образом; б) суд явно превысил свои полномочия; в) имела место коррупция какого-либо члена суда; г) имело место серьезное отступление от какого-либо существенного правила процедуры; д) в арбитражном решении не изложены соображения, на которых оно основано. В соответствии с процедурой Центра по получении такой просьбы председатель незамедлительно назначает из числа лиц, включенных в список арбитров, комитет ad hoc в составе трех человек, который может приостановить исполнение арбитражного решения впредь до рассмотрения такой просьбы. В случае отмены арбитражного решения спор по просьбе любой из сторон передается в новый суд Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М.: Волтерс Клувер, 2005 г. с. 120 .

Сегодня МЦУИС является ведущим международным учреждением, занимающимся урегулированием международных инвестиционных споров.

Анализ проблем в современном законодательном процессе РФ

Анализ социально-экономического положения муниципального образования города Троицк

1) Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб. Троицк. За три года город Троицк в инвестиционном плане успешно развивается (таблица 2.20). С каждым годом в г...

Государственный земельный кадастр

государственный кадастр недвижимость В целях обеспечения высокого профессионального уровня и качества работ по формированию объектов кадастрового учета, обеспечения ответственности за осуществляемую деятельность...

Деятельность юрисконсульта ООО "Триоль"

Деятельность юрисконсульта связана с правовым обеспечением деятельности предприятия. В ООО «Триоль» действует юридический отдел, состоящий из двух работников - ведущего юрисконсульта и его помощника...

Деятельность юристов

Правотворческий характер деятельности юристов получил в эпоху принципата (первые три века н. э.) и формальное признание. С переходом к принципату правотворческая роль юристов не только не ослабевает, но получает дальнейшее развитие...

Конституционное право Великобритании: особенности британского парламента. Режим министериализма

Парламент -- высший законодательный орган страны. Верховная власть в области законодательства вверяется парламенту в целом. Это -- “королева в парламенте”, то есть королева и две палаты парламента. Это значит, что законопроекты...

Конституционное право на информацию в России

Продолжая тему взаимосвязи информации и политики, следует, прежде всего, дать такое понятие, как информационная деятельность. Информационной деятельностью принято считать всю деятельность человека, связанную с процессами получения...

Анатолий Федорович Кони (1844-1927) занимает особое место среди великих русских судебных ораторов, чья деятельность приходится на период середины и конца XIX века. Свой путь в обществе он начал в «эпоху реформ» 60-х годов XIX в...

Понятие адвокатуры и её функции

Адвокатская деятельность, которая не является предпринимательской деятельностью, - это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в установленном порядке...

Предпринимательская деятельность как основа рыночной экономики

В силу п. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности Конституция Российской Федерации" от 12.12...

Применение права

Религиозные организации

Для достижения особой цели создания данные субъекты права осуществляют религиозную деятельность, имеющую свою специфику и отличающуюся от иных видов деятельности...

Хозяйственная и торговая деятельность

В силу п. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Как видно...