Сценарий пьесы собаки или до свидания овраг. "Собаки" инсценировка по повести К. Сергиенко "Досвидания, овраг!". Как людей испортил квартирный вопрос

В театре Станиславского людям рассказывают о собаках

Спектакль с пометкой «для семейного просмотра» и еще «12+» под эти категории попадает с натяжкой. Тем более странно сидеть в зрительном зале в окружении групп школьников, некоторым из них 9, и все они, конечно, с чипсами и сухарями. Впрочем, никаких скабрезностей, все пристойно, под формальные требования попадает.

Спектакль поставлен по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг», он о собаках и о людях; в сюжете есть некоторые параллели с пьесой Максима Горького «На дне». Горьковский странник Лука – Кот Ямомото, разглагольствующий о райской жизни в Японии и убеждающий собачью стаю бежать в страну восходящего солнца. Самоубийца Актер – это почти что старый пес по кличке Хромой, ставший жертвой человеческой жестокости. Собачье «дно» - облюбованный ими овраг, который вскоре должны застроить люди под свои нужды, известно какие – квартирный вопрос их испортил.

Одним из кульминационных моментов спектакля – легенда о том, как человек и собака изначально были друг другу как братья, но потребительская человечья натура превратила брата в бесправного слугу, оттого и перешли собаки с нормального общения с хозяином на лай. А было все когда-то совсем по-другому… И память об утерянном рае кого-то из персонажей побуждает вновь надеяться на встречу с хозяином, на возвращение домой. Тем же, кто отчаялся, не остается ничего другого, как мечтать о заветной «собачьей дверце» - войдешь в нее и все печали забудешь. Только дверцей этой станет для собак живодерня. Жуткая по сути история, никак не рассчитанная на детское восприятие. Многие юные зрители почти ничего не поняли, и, может, это и к лучшему.

Но вернемся к самой постановке Валерия Беляковича. Более 20 лет спектакль идет в репертуаре Театра на Юго-Западе. Минималистичное сценическое решение воплотилось и в постановке Театра им. Станиславского: автомобильные шины, костюмы в земляной гамме, немного световых эффектов, музыка из 90-х. В некоторых моментах Станиславский бы сказал свое «не верю»: например, Кот Ямомото больше смахивает на собаку и вообще явно переигрывает, претендуя чуть ли не на главного героя, хотя таковых в спектакле нет. При этом все крайне индивидуальны. И почему-то из трех женских ролей двоих играют мужчины, что, впрочем, нисколько не мешает восприятию сюжета, но и не добавляет особых смыслов.

Один из самых сильных моментов спектакля – смерть старого пса и последующие подготовка и воплощение мести стаи за умершего друга. И вот, ближе к финалу обнаруживаешь себя радующимся за собак, которым удалось на славу отомстить врагу в лице всего человечества, покусав сорок ни в чем не повинных людей. То есть, это можно было бы назвать каким-то собачьим вербатимом, если бы псы умели говорить. Спектакль «Собаки» в определенной мере можно поставить в один ряд с «новодрамовскими» историями про таджиков, наркоманов и брошенных детей – беспощадно, безрадостно, беспросветно. Никакая Япония, конечно, не спасет, собачьей дверцы так и вообще не существует, да и хозяин уже не вернется. А все, на что мы способны сообща – так это объединиться перед лицом общего врага, в ярости перекусать весь подряд и вместе разделить поражение. И нас, конечно, пожалеют. Явно в этой истории что-то не так – то ли с режиссерским решением, то ли с повестью Сергиенко. Потому что если автор истории не предлагает никакого выхода – стоит ли искренне погружаться в нее? Ведь то, что перед смертью у Хромого перестает болеть нога, мучившая его годы – едва ли утешает…

Чёрный, Кот Ямамото, Хромой, Жужу. Фото Алексея КАРАКОВСКОГО.
-----
kbanda.ru

Пьеса о бездомных собаках.

Действующие лица:

Черный- бродячий пёс, вожак стаи.

Гордый- бродячий пес, не принадлежит стаи

Бывшая Такса- бродячая собака

Крошка- бродячий щенок

Хромой- старый бродячий пес

1 щенок- щенок

Вот и лето пришло. Как я люблю эту пору! Зимой нелегко прожить. Найдёшь на дороге огрызок, а он промёрз, укуси попробуй.

Зимой скучновато. Только и радости, когда дети катаются с гор. Можно за ними бегать, прыгать и лаять.

Один пёс из наших бывал в лесу на охоте. Он говорит, что на снегу там много следов. От них загорается сердце собаки.

Но то в лесу. А в нашем овраге если и проложит стёжку, то знакомый кот. Кругом человечьи следы, птичьи крестики и линейки от лыж. Только утром после снегопада овраг становится чистым и белым.

Нет, летом лучше. Вырастает большая трава. Цветы качают головками. И запахов полно, от которых дрожит нос.

Наш овраг большой и красивый. В овраге у нас раздолье, обежать его – целое путешествие.

По краям оврага растут кусты и деревья. На деревьях живут птицы‑чернухи. Их домики похожи на корзины, ни крыш, ни дверей. Домик собаки, конечно, лучше, но ведь не у каждого пса есть своя конура.

Я знаю тут каждую ложбинку. Посреди оврага течёт ручей. Летом он почти высыхает, но земля вокруг всё равно мокрая, и даже есть маленькое болотце. Трава здесь высокая, по самые уши. Тучами летают комары, и смеются лягушки.

В овраге много вещей. Чего тут только не встретишь! Старые туфли и варежки. Колёса, шарики и дощечки.

Головастый нашёл мятую шляпу и научился её носить, а Крошка живёт в ящике из‑под яблок. Ящик пахнет яблоками, но Крошке по ночам снятся котлеты.

Я знаю, где лежит золотое колечко. Я понюхал его и понял, что колечко носил добрый человек. Только не знаю, зачем он положил его в овраг.

Со всех сторон овраг окружают высокие белые дома. А дальше этих домов всё больше и больше. Там гудят машины, ночью поднимается зарево.

Наш овраг с каждым летом становится меньше. Этой весной насыпали целую кучу камня, песка и глины. Снова хотят строить дом. Все наши ругаются. Разве им места мало? Почему обязательно в нашем овраге? Куда податься собаке?

Но жаловаться некому.

Особенно я люблю наш овраг ночью. С его глубокого дна видно чёрное небо, а в нём насыпано много красивых блестящих звёзд. Они очень высоко, и как ни прыгай, не достанешь.

Вместо солнца выходит белая луна. Холодок пробегает по спине, шерсть встаёт дыбом. И если спишь при луне, бывают сны, от которых текут слезы, а внутри так сладко щемит.

Все мы вольные псы. Когда‑то вокруг оврага была деревня. Маленькие дома сломали, построили большие. Хозяева уехали, а собаки остались.

Верховодит у нас Чёрный. Он большой и сильный. Все ему подчиняются, только я держусь в стороне. Раза два мы сцепились. Он понял, что клыки у меня не хуже, и больше не пристаёт.

Иногда я бегаю со всеми, иногда один. Я не стал отбивать у Чёрного псов, и он успокоился.

Раньше у Чёрного был приятель, большой и глупый увалень по кличке Отпетый. Чуть что, Отпетый бросался в драку. Он всегда был за Чёрного. Теперь Отпетого нет, но Чёрного всё равно боятся.

Головастый:

– Гордый, возьми меня в стаю.

Гордый:

– У меня нет стаи, Головастый.

Головастый:

– Тогда собери. Бывшая Такса просится и Хромой.

Гордый:

– В овраге не должно быть две стаи.

Головастый:

– Тогда победи Чёрного. Вчера он бросил в болото мою шляпу.

Победи, победи, победи.

Гордый :

Все отпустив головы расходятся по конурам. И укладываются спать.

Крошка:

Пусть мне сегодня приснится большая косточка!

Бывшая Такса:

А мне пусть приснится мягкая овчинка, а то в моей коробке совсем мокро.

Головастый:

А я хочу найти во сне красивую и умную книгу, я буду читать ее.

Черный:

А мне пусть приснится человек! Я его покусаю!

Гордый:

Не все люди плохие! Всем спокойной ночи!

*****************************************************************************

Люди делятся на детей и взрослых. Дети – это маленькие люди. Дети веселее и добрее. Взрослые бывают злые, но бывают и добрые.

Когда‑то и у Чёрного был свой Человек. Он держал его на цепи и бил. Когда деревню сломали, тот Человек сел в машину и уехал. Чёрный долго бежал за ним.

Машина остановилась. Человек вышел и прогнал Чёрного. Но Чёрный снова побежал за машиной. Тогда Человек его ударил. Чёрный упал, а машина уехала. С тех пор Чёрный не любит людей.

До свидания, Овраг

Аннотация

Пьеса о бездомных собаках.

Действующие лица:

Черный- бродячий пёс, вожак стаи.

Гордый- бродячий пес, не принадлежит стаи

Бывшая Такса- бродячая собака

Крошка- бродячий щенок

Хромой- старый бродячий пес

1 щенок- щенок

Вот и лето пришло. Как я люблю эту пору! Зимой нелегко прожить. Найдёшь на дороге огрызок, а он промёрз, укуси попробуй.

Зимой скучновато. Только и радости , когда дети катаются с гор. Можно за ними бегать, прыгать и лаять.

Один пёс из наших бывал в лесу на охоте. Он говорит, что на снегу там много следов. От них загорается сердце собаки.

Но то в лесу. А в нашем овраге если и проложит стёжку, то знакомый кот. Кругом человечьи следы, птичьи крестики и линейки от лыж. Только утром после снегопада овраг становится чистым и белым.

Нет, летом лучше. Вырастает большая трава. Цветы качают головками. И запахов полно, от которых дрожит нос.

Наш овраг большой и красивый. В овраге у нас раздолье, обежать его – целое путешествие.

По краям оврага растут кусты и деревья. На деревьях живут птицычернухи. Их домики похожи на корзины, ни крыш, ни дверей. Домик собаки, конечно, лучше, но ведь не у каждого пса есть своя конура.

Я знаю тут каждую ложбинку. Посреди оврага течёт ручей. Летом он почти высыхает, но земля вокруг всё равно мокрая, и даже есть маленькое болотце. Трава здесь высокая, по самые уши. Тучами летают комары, и смеются лягушки.

В овраге много вещей. Чего тут только не встретишь! Старые туфли и варежки. Колёса, шарики и дощечки.

Головастый нашёл мятую шляпу и научился её носить, а Крошка живёт в ящике изпод яблок. Ящик пахнет яблоками, но Крошке по ночам снятся котлеты.

Я знаю, где лежит золотое колечко. Я понюхал его и понял, что колечко носил добрый человек. Только не знаю, зачем он положил его в овраг.

Со всех сторон овраг окружают высокие белые дома. А дальше этих домов всё больше и больше. Там гудят машины, ночью поднимается зарево.

Наш овраг с каждым летом становится меньше. Этой весной насыпали целую кучу камня , песка и глины. Снова хотят строить дом. Все наши ругаются. Разве им места мало? Почему обязательно в нашем овраге? Куда податься собаке?

Но жаловаться некому.

Особенно я люблю наш овраг ночью. С его глубокого дна видно чёрное небо, а в нём насыпано много красивых блестящих звёзд. Они очень высоко, и как ни прыгай, не достанешь.

Вместо солнца выходит белая луна. Холодок пробегает по спине, шерсть встаёт дыбом. И если спишь при луне, бывают сны, от которых текут слезы, а внутри так сладко щемит.

Все мы вольные псы. Когдато вокруг оврага была деревня. Маленькие дома сломали, построили большие. Хозяева уехали, а собаки остались.

Верховодит у нас Чёрный. Он большой и сильный. Все ему подчиняются, только я держусь в стороне. Раза два мы сцепились. Он понял, что клыки у меня не хуже, и больше не пристаёт.

Иногда я бегаю со всеми, иногда один. Я не стал отбивать у Чёрного псов, и он успокоился.

Раньше у Чёрного был приятель, большой и глупый увалень по кличке Отпетый. Чуть что, Отпетый бросался в драку. Он всегда был за Чёрного. Теперь Отпетого нет, но Чёрного всё равно боятся.

Головастый:

– Гордый, возьми меня в стаю.

Гордый:

– У меня нет стаи, Головастый.

Головастый:

– Тогда собери. Бывшая Такса просится и Хромой.

Гордый:

– В овраге не должно быть две стаи.

Головастый:

– Тогда победи Чёрного. Вчера он бросил в болото мою шляпу.

Победи, победи, победи.

Гордый :

Все отпустив головы расходятся по конурам. И укладываются спать.

Крошка:

Пусть мне сегодня приснится большая косточка!

Бывшая Такса:

А мне пусть приснится мягкая овчинка, а то в моей коробке совсем мокро.

Головастый:

А я хочу найти во сне красивую и умную книгу, я буду читать ее.

Черный:

А мне пусть приснится человек! Я его покусаю!

Гордый:

Не все люди плохие! Всем спокойной ночи!

*****************************************************************************

Люди делятся на детей и взрослых. Дети – это маленькие люди. Дети веселее и добрее. Взрослые бывают злые, но бывают и добрые.

Когдато и у Чёрного был свой Человек. Он держал его на цепи и бил. Когда деревню сломали , тот Человек сел в машину и уехал. Чёрный долго бежал за ним.

Машина остановилась. Человек вышел и прогнал Чёрного. Но Чёрный снова побежал за машиной. Тогда Человек его ударил. Чёрный упал, а машина уехала. С тех пор Чёрный не любит людей.

Песня «Доброе утро, овраг».

После песни все разбегаются.

*****************************************************************************

На сцену выходит Чёрный и занимает почетное место вожака.

Прибегает Бывшая Такса:

В моей канавке появилась железная коробочка.

Черный:

– Ржавая?

Бывшая Такса:

– Да, очень ржавая, с двумя дырочками.

Чёрный:

– Ладно, пускай лежит.

Головастый:

На моем бугорке кто то забыл книжку.

Чёрный:

– Про собак?

Головастый:

– Нет, про людей.

Чёрный:

– Разорви на мелкие клочки.

Хромой:

Около меня жгли ночью костёр и сломали удобный сучок, о который все мы чесались.

Чёрный:

– Я ещё узнаю, кто сломал, так дёрну его за штанину, что она разорвётся!

Крошка:

А в моей ложбинке ничего не изменилось.

Чёрный:

– Как это не изменилось? У всех изменилось, а у тебя не изменилось? А ты хорошо всё прощупал? Ты плёл носом петли, шарил крест накрест, водил сверху вниз?

Крошка:

Да, я плёл петли, шарил крест накрест и водил сверху вниз.

Чёрный:

– А это что?

Он бросает перед Крошкой ветку бузины.

Чёрный:

– Я специально проверил тебя, Крошка. Я сбегал в твою ложбинку и отгрыз эту ветку, а ты не заметил.

Крошка начинает ёрзать и хихикать.

Чёрный:

– Вот так всегда. Ничего не знают, ничего не умеют. Засыпь им весь овраг, не заметят.

Построиться! Приставить носы! Вперёд!

Песня: «Свободных псов»

Все выстраиваются на краю сцены.

И лёгкой тенью мы скользим по земле мимо спящих домов. В носу свербит. Жажда поиска кружит голову. Ночной дозор – торжественный час для собаки.

Гордый:

Во время ночного дозора мы ищем собачью дверку. Найти собачью дверку – мечта каждого пса. Много я слышал о ней рассказов. Собачья дверка совсем маленькая, меньше бусинки. Пока не уткнёшься в неё носом, не найдёшь. А когда найдёшь, собачья дверка откроется и станет большая, пройдёт любая собака.

Крошка:

За этой дверкой совсем другая жизнь. Всегда тепло и красиво. Много дичи и вкусной еды. Кругом поля и леса, а хозяйничают там одни собаки.

Дверка, дверка, попадись, попадись! Дверка, дверка, отворись, отворись!

Хромой:

Если в нашем овраге есть собачья дверка, обязательно её отыщу. И когда искать дверку , как не ночью. Ночью овраг отдыхает. Не грохочут машины, не сыплется песок и камни. Ночью на дне оврага, как в волшебной стране. Над тобой только огромное небо в голубых крупинках и большое круглое зеркало.

Бывшая такса:

В это зеркало можно смотреть без конца. И видишь там что то знакомое, но очень далёкое. От этого делается грустно. Хочется спеть какую то песню. То ли пожаловаться кому то, то ли кого то позвать, то ли просто рассказать что то.

Крошка (он садится, подняв к луне острую мордочку, и выводит тоненьким голосом):

– Ах, я Крошка, я белая собачка, я просто живу и живу!

Головастый:

– А я учёный, я умный. Я славные песни пою!

Бывшая Такса:

– Ох, я Такса, Бывшая Такса, где же вы, детки мои? (В такие минуты Бывшая Такса вспоминает своих щенков).

Хромой:

– Дайте Хромому, подайте Хромому, киньте хоть маленький осколочек луны!

Чёрный:

– А я Чёрный, я весь чёрный, я чёрный снаружи и внутри! Отойдите от Чёрного, не жалейте Чёрного, я весь чёрный снаружи и внутри!

*********************************************************************************

На сцене незаметно появляется 2 маленьких щенка.

Черный:

– Видали? Новое пополнение.

Он прошёлся мимо пёсиков туда сюда, с презрением поцарапал асфальт задней лапой, а потом поднял её и окатил столб. Это означало насмешку и угрозу.

Пёсики поняли и прижались друг к другу.

Черный:

– Эй, вы, чего здесь делаете?

1 щенок:

Чёрный:

– Кого это ждёте?

2 щенок:

– Нашего Человека.

Чёрный:

– А где же он?

– Он скоро вернётся.

Чёрный:

– А вы знаете, что это наше место?

2 щенок :

– Нет, не знаем.

Чёрный:

– Видали? Они ждут своего Человека. Утром он их привёз, а сейчас уже вечер. Они ещё думают, что он вернётся.

Крошка:

– Хахаха!

Головастый:

– Если утром, то, конечно, не вернётся.

Бывшая Такса:

– Меня точно так же привезли и бросили. Как вас зовут?

1 щенок:

– Я- Вавик а это Тобик.

Чёрный:

– Что это за имена? Вавик и Тобик! Разве не стыдно отзываться на такие клички?

Крошка:

– Хахаха!

Чёрный:

– Теперь вы будете просто Новые. Ну ка идите сюда!

Щенки:

– Не пойдём.

Чёрный:

– Не пойдёте? Вы не хотите меня слушаться?

1 щенок:

– Мы слушаемся своего Человека.

Чёрный:

– А теперь будете слушаться меня! Ваш Человек просто вас бросил. Он никогда не вернётся!

2 щенок:

– Мы не верим.

Чёрный:

– А вы знаете, что я здесь главный?

Щенки:

– Не знаем…

Чёрный:

– Тогда я вас проучу.

За ним, хоть и нехотя, двинулся Головастый, засеменил Крошка, потянулась Бывшая Такса, заковылял Хромой. Проучить двух молодых пёсиков такой ораве ничего не стоило.

Гордый:

– Не трогай их, Чёрный.

Чёрный:

– Не мешай, Гордый.

Гордый:

– Не трогай. Пусть ждут. Они сами поймут, что их Человек не вернётся, и попросятся к тебе в стаю.

Песня «Нет… он придет!»

Бывшая Такса:

– Мальчики такие скромные.

Хромой кашлянул

Гордый:.

– Они попросятся.

Чёрный:

– Ладно. Пусть сами попросятся.

Когда Человек и Собака говорили одинаково, они жили вместе и всё делили поровну. У них был маленький домик, огород и поле.

Утром Собака вставала и шла пасти коров, а Человек пахал и сеял. Урожай собирали вместе, пищу ели одну.

Както пошли на охоту. Долго гоняли зверя, и Человек сказал:

Устал я бегать, за тобой не поспеваю. Ведь у тебя четыре ноги , а у меня всего две.

Ладно, – говорит Собака, – отдохни. Я подгоню к тебе зверя, а ты лови.

Так и стали делать. Собака бегает, гоняет дичь, а Человек стоит на месте и ловит.

Поймают дичь и съедят. Человек говорит:

Надоело мне жевать сырое мясо. Вон у тебя какие клыки, а у меня маленькие зубы. Свари мне мясо, чтоб мягче было.

Ладно, – говорит Собака. Сварила ему мясо.

Здесь повернуться негде. Построй себе конуру. У тебя шерсть, не замёрзнешь, а у меня всегонавсего кожа.

Ладно, – сказала Собака и построила себе конуру.

А в те времена много страшных зверей бродило по лесу. Соберутся ночью, заглядывают в окна, рычат. Человеку страшно. Говорит Собаке:

Без тебя спать боюсь, а с тобой тесно. Ты бы ночью отогнала зверей, покричала на них.

Ладно, – говорит Собака, – покричу.

Ночью собрались страшные звери. Собака вышла и стала кричать:

Уходите отсюда, загрызу!

Утром Человек говорит:

Всю ночь ты мне спать не давала. Кричишь «загрызу! «, а мне страшно. Ты чтонибудь простое кричи, например «гавгав!».

Ночью пришли страшные звери, Собака вышла и стала кричать:

Уходите отсюда, гавгав!

Утром Человек говорит:

Опять ты мне спать не давала. Как крикнешь «уходите отсюда! «, мне кажется, меня из дома выгоняют. Ты лучше просто кричи «гавгав!».

Ночью опять пришли страшные звери, Собака на них закричала:

Гавгав!

Но и тут Человек недоволен:

Слишком ты громко кричишь, сон прогоняешь. Я даже худеть стал. Чем кричать, лучше пойди на охоту, принеси мне мяса.

Пошла на охоту Собака, принесла Человеку мяса, сварила, накормила. Человек заснул, а когда проснулся, снова просит еды:

Эй, Собака, где мясо?

Гавгав! – отвечает Собака.

Что это значит «гавгав»? – сердится Человек. – Говори, чтобы понятно было.

Гавгав! – отвечает Собака. – Пока мы жили, как брат с братом, я говорила понятно. Теперь нам не о чем разговаривать. Пока не исправишься , буду говорить с тобой «гавгав!».

Так и вышло, что Собака перестала разговаривать с Человеком. Человек с тех пор немного исправился. Сам на охоту ходит, сам себе мясо варит. Но, видно, ещё не пришло время помириться с ним до конца. Поэтому Человек только и слышит от Собаки: «Гавгав!»

Вот что рассказала мне мать, когда я был ещё маленьким щенком.

*****************************************************************************

На сцене никого нет, появляется хромой. Он весь побитый, еле идет.

Хромой:

Собачья жизнь такая. Сегодня у тебя в зубах кость, а завтра не знаешь, как уцелеть.

Выбегает Крошка, помогает Хромому, усаживает его.

Крошка:

Что с тобой?

Хромой:

Я, как всегда, побирался в поезде, и там меня здорово стукнули. Было у меня три лапы, а теперь и вовсе на двух приполз.

Зато повезло Новым. Я сам это видел. У дома стояла машина, взрослый человек чтото в неё укладывал. Рядом вертелись Новые, ждали, может, чего перепадёт.

Тут из подъезда вышла девочка. Я знал эту девочку, както она угостила меня кусочком мяса. Девочка сказала:

– Папа, такие хорошие собачки, они тут всегда ходят.

– Собаки, собаченьки, идите сюда, – позвала девочка.

Новые завиляли хвостами и подбежали. Я, наоборот, отошёл. Если девочка меня не зовёт, то и не надо. Она уже давала мне кусочек мяса. А теперь у неё ничего нет.

– Собаченьки, собаченьки, – говорила девочка и гладила Новых.

Те прыгали, визжали от удовольствия, а Тобик перевернулся животом вверх и задрыгал лапами. Противная привычка.

– Папа, давай их возьмём на дачу, – сказала девочка.

– Как хочешь, – сказал папа, и машина его заурчала.

Девочка открыла дверцу и позвала:

– Идите сюда, пёсики. Поедем на дачу. На даче хорошо.

Новые вопросительно посмотрели на меня. Все мы наслушались рассказов Таксы про дачу. На даче не жизнь, а рай для собак.

Я, конечно, обиделся на девочку. Почему бы ей не позвать меня? Никуда я не поеду , у меня тут свой Человек, да и овраг не брошу, но всётаки…

– Идите, идите, – звала девочка.

По всему видно, девочка добрая. Да и папа не злой. Не стоило Новым упускать такой случай.

– Ладно, идите, – сказал я.

– А Чёрный, – спросили они, – Чёрный не рассердится?

Чёрный, наверное, не отпустил бы Новых. Чёрный людям не верит. Но Чёрный сейчас на той стороне оврага.

И Новые пошли.

*****************************************************************************

Все собаки окружили Хромого, ему совсем плохо.

Чёрный:

– Плохо твоё дело, Хромой. Говорил, не ходи побираться.

Хромой чтото хрипит в ответ, даже не поднимает морду.

Он лежал, уткнув морду в лапы. Шерсть на боку облезла, рана стала ещё больше.

Головастый:

– Хочешь есть?

Гордый:

– Принесите ему кость.

Кто то сбегал за костью. В тайнике Чёрного всегда лежит косточка, хотя и обглоданная.

Хромой понюхал кость, хотел подвинуть её лапой, но не смог.

Бывшая Такса:

– Чего тебе хочется?

Хромой:

– Солёненькой травки.

Бывшая Такса:

Солёненькой травки! Где её взять? Место, где росла солёная трава, давно завалено землёй и камнем. Мы знали, только солёная трава могла помочь Хромому. Но это раньше. Теперь и солёная трава не нужна. Наступил последний денёк Хромого.

Чёрный:

– Поищите ему солёной травы!.

Все молча разбежались по оврагу .

Через какое-то время снова собрались в кружок. Каждый принёс что мог. Корку, огрызок яблока, обёртку от сладкой конфеты. Гордый перед Хромым золотое колечко. Пусть полюбуется напоследок.

Хромой:

– Спасибо.

Чёрный:

– Прощайтесь!

Бывшая Такса:

– До свидания, Хромой.

Бывшая Такса и убежала в слезах.

Крошка:

– До скорого, Хромка!

Головастый:

Остались Гордый и Чёрным. Чёрный ждал, что Гордый попрощается и уйдет первым. Но Гордый сидел молча.

Так просидели долго.

Чёрный:

– Ладно, Гордый, я не такой, чтобы ссориться, когда кто то умирает.

Он встал, прикоснулся носом к носу Хромого и сказал:

Чёрный:

– Главное, ничего не бойся.

Хромой:

– Я и не боюсь.

Черный ушел.

Хромой:

– Гордый, ты это… знаешь, где у Коровьего куста лежит кривая дощечка?

Гордый:

Хромой:

– Там это… мой мячик спрятан. Возьми себе.

Гордый:

Хромой:

– Хороший мячик. Совсем новый, только с дыркой. Возьми. С ним хорошо играть.

Гордый:

Хромой:

– Прыгай и бей его носом. Ты хорошо прыгаешь… Гордый, это самое… Надень мне на нос колечко.

Гордый взял золотое кольцо и повесил его на нос Хромому. Оно вспыхнуло в лучах заходящего солнца.

Хромой:

– Красиво…

Песня «Над оврагом снежным»

Самая известная история про театр на Юго-Западе. Однажды, после спектакля “Мольер”, в котором драматично “умирает” Виктор Авилов, одна зрительница так рыдала в зале, что актеру пришлось выходить к ней доказывать, что он живой, а смерть – это так, всего лишь театр.

Не знаю. Я четыре раза смотрела “Мольера”. Три из них с Авиловым. Да, тяжело, ком в горле, но чтобы потом плакать и рыдать – никак нет.

А после детского спектакля “Собаки” мне захотелось закричать: “Ну скажите, что все это неправда! Что все остались живы!” И рыдать без остановки. В общем, тем, кто в детстве плакал над книгой “Белый Бим Черное ухо” – мой совет – запасаться платками на время спектакля.

Из подслушанного

Правда, это немного грустный спектакль? Одна мама.

Немного грустный? Это самая трагическая пьеса из всех мною виденных. Шекспир со своими трагедиями, включая самую печальную историю на свете, отдыхает по сравнению с зарисовками из жизни бездомных собак.

Девки всегда выживут. Одна девочка с красными глазами.

Это правда. Если бы я хотела взять себе собаку, то, безусловно, выбрала бы маленькую беленькую собачку типа Жу-жу, или Таксу, или Красивую. Но никогда бы не взяла огромного пса Черного или Гордого. И не пустила бы на порог наглого котищу Ямамото.

Да они же ничего не делают, чтобы их нашли! Глеб.

Как людей испортил квартирный вопрос

Это социальная драма. О наступлении города на деревню, о проблеме бездомных собак в мегаполисе, о том, что в квартирах сложно держать животных и т.д.

Когда-то рядом с городом была деревня. Частные дома снесли, а жителей переселили в каменные коробки. Так остался без дома вожак стаи, Черный. Он нашел себе пристанище в овраге, где давно-давно до него обитался Хромой, мирный хозяйственный пес с больной лапой. К ним стали прибиваться разные собаки.

Головастый, который пять лет жил у школьного сторожа и прошел все классы, кроме одного, а заодно научился читать.

Пес Гордый верит в то, что он вольный пес, и не хочет жить в стае. Однако, и у него есть привязанность – свой человек. Один художник приютил его на ночь, раненого. И с тех пор он тайком ходит на него посмотреть.

Интеллигентную Таксу Хромой подобрал на дороге и привел в овраг. Ее хозяин, профессор, бросил ее на даче, не хотел перевозить собаку в квартиру. Хотя это странно. Если уж кого и можно завести в городе – то таксу. Она вполне себе компактная.

Собачку Жу-Жу выгнали из цирка, когда она стала не нужна, и она потеряла от шока голос.

Подарок актерам и зрителям

Какая же это благодатная пьеса для актеров! Все роли главные и равноправные. У каждого большой кусок текста и простор для актерской игры. Кроме Карины Дымонт, которая играет немую собачку Жу-Жу. Но она выражает все чувства мимикой – ее отлично видно из любого ряда маленького зрительного зала. К тому же у нее самые пронзительные сцены. Нет, в спектакле таких сцен полно, но у нее самые душераздирающие.

Я сначала расстроилась, когда поняла, что у Карины Дымонт нет слов в спектакле. Я давно хотела ее увидеть, очень ее люблю. Но теперь мне кажется, что это одна из лучших ее ролей.

Радостно видеть на сцене Александра Задохина, он играет вожака стаи, Черного. Роль противоречивая: он разрывается между ненавистью к людям и стремлением защитить своих. Именно он принимает решение мстить людям.

Илона Барышева играет Таксу. Милое, нежное, интеллигентнейшее существо. В качестве своего монолога она читает стихотворение Марины Цветаевой.

Как я люблю имена и знамена,
Волосы и голоса,
Старые вина и старые троны,
- Каждого встречного пса!

Где она его услышала? Наверное, на даче своего Профессора. Она лежала у него на коленях, а вокруг велись умные разговоры, и Профессор, гладя собаку, цитировал Цветаеву.

Кстати, вы спросите, а где они, эти люди? Кого, собственно, надо ненавидеть? Где эти бездушные злобные твари, которые так поступили с собаками? А их нет. На сцене не появляются. Они присутствуют в виде звукового оформления, в рассказах и воспоминаниях собак, лучами прожектора они загоняют на живодерню.


Не подумайте чего, но в спектакле есть и смешные моменты. За юмор отвечает кот Ямамото – актер Михаил Белякович. Ох, и пронырливые же они, эти коты. Навешал лапши на уши доверчивым собакам. В Японию, мол, надо бежать, там рай для собак.


Когда всем известно, что бежать надо в Турцию! Там уже решена проблема бездомных собак. Стерилизация, прививки и еда.

Смотреть всем!

Аналогия с другим спектаклем театра на Юго-Западе у меня возникла сразу же. Это такое “На дне” про собак. Борзый – чем не Сатин? Кот Ямамото – чем не Лука? У собак, так же, как и у нищих, свои легенды и мифы, свои надежды. Одни верят в Дворец, где лечат от алкоголизма, другие в существование дверцы, за которой находится собачий рай.

Я обычно стараюсь избегать прямых призывов к действию. Если мне что-то нравится, это ведь не значит, что другие будут согласны с моим мнением.

Но, говоря о спектакле “Собаки”, я призываю всех – родителей, школы, просто взрослых. Все на окраину Москвы, в театр на Юго-Западе, – получать прививку от жестокости! Ведите подростков классами. Один не поймет, поймет второй, третий, четвертый. Что-то запомнят, и потом, во взрослой жизни, вдруг кто-то подберет щенка на улице. А кто-то не выбросит на улицу пса, с которым не сошелся характером, а даст объявление в группе: “Отдам собаку в хорошие руки”.

Неожиданный вывод

Вот уже два года, как я очень хочу собаку. После спектакля я очень отчетливо поняла – не заведу. Я, наконец-то, поняла, о чем мне говорит муж, а я отмахивалась. Собака – очень большая ответственность. Теперь я сама вижу. Да, это большая ответственность. А вдруг не сложится? А вдруг я не смогу? И что с ней тогда делать?

Театр У Никитских ворот (ул. Б. Никитская, 23/9)

Пьеса по повести К. Сергиенко «Прощай, овраг!» (2ч10м)
В. Копылова
700 - 1500 руб.

Спектакль СОБАКИ

Вера Копылова
Музыкальный спектакль по повести Константина Сергиенко "До свиданья, овраг"
"Памяти Кости посвящаю" М.Р.

Постановка и сценография: Народный артист России
Балетмейстер: Татьяна Борисова
Художник по костюмам: Евгения Шульц
Музыкальный руководитель: Виктор Глазунов

Артисты:
Гордый: Сергей Шолох Константин Таран
Черный:
Красивая: Наталья Троицкая
Головастый: Заслуженный артист России Юрий Голубцов Александр Чернявский
Бывшая Такса: Мариэтта Цигаль-Полищук Заслуженная артистка России Ирина Морозова
Хромой: Заслуженный артист РФ Андрей Молотков Дмитрий Рафальский
Жужу: Ника Пыхова Кира Транская
Крошка: Заслуженная артистка России Ольга Лебедева Валерий Толков
Ямомото, кот: Денис Юченков Наталья Корецкая
Овражий Голос: Виктор Глазунов
Скрипка: Валентина Ломаченкова М. Радович

Песни из спектакля "Собаки"
(в порядке исполнения):

1. «Что же вы не пьете, дьяволы?» Стихи Сергея Есенина, музыка народная.
2. «Отбросы» Стихи и музыка А.П.
3. «Я стою у обочины…» Стихи и музыка А.П.
4. «Он был при деньгах» Стихи Андрея Молоткова, музыка Виктора Глазунова.
5. «Мой бант порвался…» Стихи и музыка А.П.
6. «Зеркальный мир» Стихи Бориса Влахко, Марка Розовского, музыка Марка Розовского.
7. «Я весть о себе не подам…» Стихи Юрия Левитанского, музыка Марка Розовского.
8. «Меня зовут безмолвная…» Стихи Андрея Молоткова, музыка Марка Розовского.
9. "Валенок" Стихи Давида Самойлова, музыка Марка Розовского.
10. «Ямомото-сан, скажи…» Стихи и музыка Сергея Щеглова

1. «Песенка о беспечности» Стихи Юрия Ряшенцева, музыка Марка Розовского.
2. «Здорово, псы!» Стихи и музыка А.П.
3. «Ой, цветет сакура…» Стихи Юрия Голубцова, вариации на музыку И. Дунаевского и А. Алябьева.
4. «Вошки-блошки» Стихи и музыка Марка Розовского.
5. «Растафара» Стихи Михаила (Майка) Науменко и Марка Розовского, музыка Марка Розовского.
6. «Кузьма» Стихи Дмитрия Лаптева и Марка Розовского, музыка Марка Розовского.
7 . «Это была, чтоб ты знал, политика…» Стихи Михаила Айзенберга (коллаж), музыка Марка Розовского.
8. «Ласточка» Стихи Юнны Мориц, музыка Марка Розовского.
9. «И встану я…» Стихи Давида Самойлова, музыка Марка Розовского.
10. «Плач» (памяти Константина Сергиенко) Стихи Михаила Синельникова, музыка Марка Розовского.
11. «Возлюбим друг друга» Стихи Андрея Молоткова, музыка Виктора Глазунова.

Музыкальные цитаты:
Сергей Шнуров и группа «Ленинград» («Никто не любит», «Танго», «Инструментал»);
Альфред Шнитке, Симфония № 3, ч. I «Модерато».

Вера Копылова

О Константине Сергиенко

"Жил на свете малоизвестный сейчас, но удивительно талантливый писатель Константин Сергиенко. Его повести о любви – полудетские, полувзрослые. Повести, где героям снятся странные, таинственные, волнующие сны, где на заброшенной даче толпятся заросли дельфиниума и можжевеловый куст после дождя стоит весь в слезах, где мечты не сбываются в реальности, а растворяются в ней, меняют ее и все-таки делают людей счастливыми.
Повесть «Самый счастливый день» – запретные, тайные, совершенно абсурдные в маленьком городе Бобры времен советского застоя отношения школьницы и молодого преподавателя. Странная девочка по имени Леста в красном берете, живущая мечтами – или воспоминаниями – о жизни несуществующей, о шафрановых крымских розах, о коньяке с латинскими буквами на золотой наклейке и о вечерах в таинственном городе Хертогенбосхе. Она так не соответствует комсомолу, школе, активной общественной жизни и настолько контрастна реальности, что ее не смог понять даже единственный ее друг и любимый – 25-летний учитель литературы. «Дни поздней осени» – дневник 16-летней девочки, полюбившей странного, несчастливого взрослого человека с непонятным прошлым. Повесть о несбыточности их любви, о невозможности вырваться из строгих правил консервативной обеспеченной семьи, о красном закате, о звезде на ветке сосны, о рояле господине Блютнере, об инструменте клавианиссим, о хризантемах и об осени. Именно эта книга была моей любимой, когда мне было 14 лет, я тогда училась в 9-м классе французской школы на Старом Арбате. Тогда же я попала в первый раз в театр «У Никитских ворот», театр мне так понравился – мне потом снились эти спектакли. Я узнала о том, что Костя Сергиенко умер в 96-м году, совсем недавно, что он был очень хорошим другом Марка Розовского и что были попытки инсценировок его повести «До свидания, овраг» Правда, начала я все-таки с «Дней поздней осени». Инсценировка вышла - благодаря Косте – тонкой, прозрачной, чистой и – благодаря мне - по-детски наивной и смешной. Должно быть, именно в этом были ее достоинства. Она стала учебным материалом для студентов Марка Григорьевича, чему я очень рада, это дало мне много опыта, прежде всего в драматургии. Я собралась поступать в Литературный институт имени А. М. Горького на факультет драматургии. Это произошло в 2002 году, мой мастер – Инна Люциановна Вишневская. На первом курсе я написала еще одну инсценировку по повести К. Сергиенко, на втором - самостоятельную пьесу «Нас не догонят». Инсценировка повести К. Сергиенко появилась для того, чтобы именно она была поставлена на сцене именно этого театра. Театра, где есть традиция и умение сочетать драматично-грустное и музыкально-веселое в одном спектакле, как в жизни. «До свидания, овраг» – самое сценичное и изначально содержащее в себе театр и жизнь произведение Сергиенко. Герои повести - бездомные собаки. Потерявшие или никогда не имевшие своего дома, своего хозяина и спокойной сытой жизни псы живут в овраге на краю большого города, вдали от самодовлеющего и самодостаточного мира людей. Дядюшка Овраг приютил их на своем травяном боку. У каждой собаки есть свое грустное прошлое, свой характер, своя какая-то вещица или предмет, который помогает им в минуты особенной тоски. Еще у каждой есть своя мечта, и есть мечта каждого пса – найти Собачью Дверку, за которой и спрятано счастье. А зима все ближе, а еды все меньше, а люди все засыпают и засыпают овраг землей, боясь бешеных собак. Последние жители Оврага, где днем цветы качают головками, а ночью разливается бескрайнее звездное небо, попадают в руки живодеров, и только один пес остается в живых и обретает то долгожданное счастье, самого близкого друга – хозяина.

В повести характеры были лишь обозначены, намечены несколькими емкими чертами. Для постановки на сцене их надо было развить и постараться в диалогах и в музыке передать то, что К. Сергиенко передает прозой – звуки, ароматы, тончайшие нити любви, которые протягиваются между героями. Герои – не совсем собаки, а просто существа, создания природы, оказавшиеся в стороне от размеренной жизни больших умных людей. Их невозможно не жалеть и невозможно не увидеть таких же «собак» вокруг себя, поэтому и повесть не совсем детская. Она удивительно музыкальна сама по себе, собаки в ней часто поют, воют, смеются, рассказывают о себе, и, без сомнения, самая выразительная ее форма для постановки на сцене – это мюзикл.

Константин Сергиенко был слишком известен в 80-х годах, он был слишком тонким, изящным, чувственным писателем и слишком хорошим человеком, он умер слишком случайно и нелепо, чтобы быть сейчас совершенно забытым. Его книг нет в интернете, почти нет в библиотеках и очень мало в продаже. Издательства «О.Г.И.» и «Лимбус Пресс» недавно выпустили его книги, но их так мало, они так редки! К. Сергиенко должны вспомнить или узнать. Если после постановки Марком Григорьевичем Розовским спектакля «Собаки» в театре «У Никитских ворот» что-то изменится, то, может быть, появятся читатели – посетители совсем другого мира, где у месяца апреля – стрекозиные крылья, а август – это время серебряной паутинки. Благодаря тому, что этот мир с детства поселился внутри меня, я, наверное, и живу".

Вера Копылова. Родилась в Москве.
Студентка II курса Литературного института имени А. М. Горького, семинар драматургии под руководством И. Л. Вишневской. Автор инсценировок «Дни поздней осени», «До свидания, Овраг!» по одноименным повестям К. Сергиенко и пьесы «Нас не догонят».

Народный артист России
Марк Розовский

О спектакле "Собаки"

"Однажды открылась дверь и в мой кабинет вошла девочка со словами:
- "Я написала пьесу. Меня зовут Вера Копылова".
- "А сколько Вам лет?"
- "Четырнадцать".
- "Что за пьеса?"
Она протянула мне рукопись, я ахнул. На титульном листе стояло: "По повести Константина Сергиенко "Дни поздней осени".
Костя был моим другом. И другом Театра «У Никитских ворот», в котором он бывал не десятки, нет, - сотни раз!..
- "Откуда Вы знаете этого писателя?"
Школьница замялась, ничего не ответила. Но пробормотала смущенно только одно:
- "Это мой любимый писатель".
Я ужасно обрадовался, ибо считал - и считаю! - Константина Сергиенко блестящим Мастером прозы.
Когда-то Лия Ахеджакова сказала мне о повести Кости "До свидания, овраг":
- "Прочти. Это гениально. Все герои - собаки. Бездомные".
- "А кто автор?"
- "Фамилию я забыла. Но ты найди и прочти".
Я нашел и прочел. И надо ж такому случиться - буквально через пару дней я оказался в писательском Доме творчества в Дубултах в номере по соседству с Константином Сергиенко - жили почти месяц через стенку, познакомились и подружились.
Костя оказался совсем не прост.
Сегодня, когда уже несколько лет прошло после его неожиданной смерти, он остается в нашей памяти как поэт, любивший всякие похождения и приключения (особенно ночные), с неизменными и бесчисленными бутылками сухого вина под мышкой, с жаждой иронико-проникновенных бесед с любым человеком, интерес к которому он испытывал… Особенно к нему тянулись девчонки-нимфетки, каждая из них плакалась ему в жилетку, доверяя именно Косте свои самые сокровенные секреты, а он управлял этой стаей неприкаянных живых существ совершенно бескорыстно, галантно и абсолютно виртуозно. Константин Сергиенко профессионально превращал житейские будни в пиры и праздники - достаточно сказать, что он приучил всех нас "в те ещё" годы отмечать День святого Валентина. Свое одиночество он изумительно умело перерабатывал в единение с не менее одинокими душами - вместе уже было не столь одиноко, не столь печально.
При этом он писал с неистовым трудолюбием. Чувство слова роднило его с Сашей Соколовым, с которым они дружили, вместе начинали и вместе - до отъезда Саши за границу - определяли свое отношение к языку как главное средство самопостижения и освоения мира.
Если бы я имел право, то назначил бы Константина Сергиенко "классиком" - без натуги, без преувеличения.
Вот почему, когда незнакомая мне девушка Вера Копылова обнаружила свое преклонение перед Костей, мне сделалось хорошо на сердце.
В дальнейшем Вера посещала мои занятия в Институте русского театра в качестве "вольнослушателя", а потом, по окончании школы, поступила в Литинститут в мастерскую драматургов профессора Инны Люциановны Вишневской.
Но чтобы поступить в Литинститут, надо было написать еще одну пьесу. Тут-то мною и было предложено Вере - уж если она действительно любит писателя по имени К. Сергиенко - сделать инсценировку его повести "До свидания, овраг" с переносом времени действия в наши дни.
В результате получился спектакль, показываемый нынче нашему зрителю.
Не скрою, многое в пьесе пришлось переделать, многое добавить. Например, песни - разных авторов и композиторов.
Впрочем, при всей этой разности хотелось собрать под своды спектакля "Собаки" компанию авторов, которые хорошо знали Костю при жизни, уважали и даже преклонялись перед ним. Это и лауреат премии им. Андрея Белого Михаил Айзенберг, и Михаил Синельников, и Юрий Ряшенцев, и автор, скрытый под псевдонимом А.П.
Мне хотелось создать некую театральную фантазию по мотивам повести, сделав смысловой акцент на неприкаянности героев. Мы делали спектакль "Собаки" не про собак, а про людей, живущих собачьей жизнью.
Таких в нашей стране очень много…
А теперь устроимся в овраге "У Никитских ворот" и начнем сопереживать их характерам и судьбам.
После третьего звонка мы начнем…"