Что главное в рассказе. Как написать о себе интересно? Забор моего детства

Знакомство – обязательный этап общения с окружающими людьми. Конечно, контактировать со старыми приятелями легче: эти люди в курсе вашего характера, привычек и других индивидуальных особенностей. А новым приходится все рассказывать заново. Хорошо еще, если речь идет о непринужденной беседе в компании друзей! Но ведь часто приходится рассказывать о себе в письменном виде, порой даже в официальных документах. Всевозможные анкеты, резюме, аккаунты и клубы по интересам ждут не дождутся, когда же вы сообщите им информацию о себе. Для одних это – сущая формальность, ограниченная парой-тройкой стандартных предложений. Но бывает, что от вашего описания многое зависит. В таком случае написать о себе нужно не просто честно и грамотно, но и как можно более интересно, чтобы ваш рассказ не затерялся среди других аналогичных автобиографий.

Рассказ о себе, устный или письменный, не всем дается легко. Есть люди, для которых самопрезентация – дело привычное и даже приятное, они охотно делятся фактами своей биографии и подают их увлекательно, как литературное произведение. Но для большинства необходимость написать о себе, да еще и в особенном, нестандартном стиле, - это серьезное испытание их природной стеснительности, творческой фантазии, да и просто писательского таланта. Для таких людей мы подготовили своеобразную «шпаргалку» с подсказками и небольшими советами о том, как начать, построить и оформить свое произведение, чтобы читателям было интересно читать о вас даже в том случае, если в вашей жизни не происходило выдающихся событий, описание которых может стать основой приключенческого романа. На самом деле все намного проще: даже биографию среднестатистического человека, ведущего самую спокойную и умиротворенную жизнь, можно читать взахлеб, если она написана интересно.

Рассказ о себе: правила, нюансы и советы
Интересной особенностью автобиографии как жанра является то, что у одного и того же человека может быть сколько угодно описаний его жизни. Причем жизнь тоже остается одной, и все события, которые в ней происходили, правдивы. Но, в зависимости от стиля, назначения, условий написания эти произведения получаются совершенно разными. Как и в любом тексте, при сохранении одной фабулы возможно почти бесконечное количество вариантов развития сюжета, где повествование будет хронологически последовательным или художественно искаженным, логически правильным или творчески адаптированным. Как говорится, всему свое место и время, и автобиография при приеме на работу имеет мало общего с самопрезентацией при поступлении в театральное училище. Единственный объединяющий их фактор – это вы, а точнее, фактические события вашей жизни. Поэтому давайте для начала определимся, почему и с какой целью вам понадобилось написать о себе. Самые распространенные варианты таковы:

  1. При приеме на работу, поступлении на учебу или службу. Это самый краткий, по сути формальный и потому наиболее простой вариант. Справиться с ним несложно и без специальных подсказок, тем более, что в таких случаях автобиография, как правило, пишется по , вплоть до заполнения граф анкеты. Но даже если перед вами чистый лист бумаги, от вас требуется лишь в хронологическом порядке изложить основную информацию о времени и месте своего появления на свет, полученном образовании, профессиональном опыте и вкратце – семейном положении. Большего формальные автобиографии не требуют. Исключение могут составлять биографии представителей творческих профессий: журналистов, копирайтеров, редакторов. К ним предъявляется больше требований в плане используемого словарного запаса и, возможно, примеров работ. Но портфолио – это отдельное задание и формируется оно тоже по своим, независимым от автобиографии, стандартам.
  2. При вступлении в тематическую организацию/кружок/секцию может потребоваться более развернутая информация о кандидате. В зависимости от направления заведения, включите в перечень данных соответствующие ему. Например, расскажите о завоеванных спортивных наградах, дипломах, медалях и грамотах за участие и победы в олимпиадах, интеллектуальных играх и состязаниях. Если речь идет о творческой мастерской, то не лишним будет рассказать о своих предпочтениях и вкусах, любимых жанрах и техниках, кумирах и образах для подражания. Задача вашего жизнеописания в данном случае – раскрыть собственный характер перед людьми, которые еще ничего о вас не знают, и влиться в их сформировавшийся коллектив. Поэтому, чем более дружелюбным и открытым будет ваш письменный рассказ, тем скорее он найдет отклик, и вы с большей вероятностью получите приглашение на личное устное собеседование.
  3. При регистрации в социальной сети/на сайте знакомств нет и не может быть никаких жестких правил. Но есть определенные приемы, с помощью которых можно сделать ваш рассказ о себе интересным и привлекательным для других пользователей. Например, многие представительницы прекрасного пола используют для этого стихи, тексты любимых песен или цитаты из литературных произведений, которые, на их взгляд, соответствуют их характеру и мировоззрению. Эту тактику следует признать достаточно остроумной, ведь, при отсутствии уверенности в собственном литературном таланте, можно воспользоваться беспроигрышным творением признанного гения. Так или иначе, ваша задача – создать в глазах незнакомых, и даже невидимых вам, людей нужный вам имидж. А для этого совсем не обязательно придерживаться документальной точности. Позвольте себе небольшую выдумку, дорисуйте в воображении собственный образ так, чтобы вам он нравился – тогда он понравится и остальным, чьи вкусы совпадают с вашими. Но не увлекайтесь фантазированием – вы же пишете все же о себе, а не создаете вымышленный образ идеального, но, увы, несуществующего человека.
  4. При создании собственного блога и/или литературного произведения интересно написать о себе легко и сложно одновременно. С одной стороны, для профессионального писателя рассказ о себе – это даже не работа, а приятный отдых, граничащий с тонким интеллектуальным удовольствием. И, раз уж вы дерзнули стать самостоятельным «родителем» целой книги или средства массовой информации (а блог вполне можно приравнять к информационному изданию), то написание оригинальной и увлекательной автобиографии не должно стать для вас проблемой. С другой стороны, именно повествование о себе и застает многих профессионалов врасплох. Потому что одно дело – анализировать и излагать информацию в рамках хорошо изученной и интересующей темы. И совсем другое – раскрыться перед читателями как личность, продемонстрировать им не только свои фундаментальные знания, эрудицию и талант, но и черты, свойственные простым смертным, порой далекие от качеств идеального творца. Плюс к этому, не все творческие личности одинаковы в своем стремлении выступить публично. И у литераторов, в отличие от актеров и музыкантов, это вызывает немало внутренних преград: стеснения, боязни излишней откровенности и т.п. В таком случае можно посоветовать призвать на помощь чувство юмора. Удачная шутка способна завуалировать собой неприглядные факты и даже превратить их в преимущества, а может просто заполнить паузу или наполнить содержание неожиданным смыслом.
Эти рекомендации придуманы не вчера и даже не на прошлой неделе, по подобным канонам создавались жизнеописания во все времена, начиная с древнейших событий в истории человечества. В зависимости от происшествий и культурных ценностей того времени, документировались не только и не столько факты личной жизни, сколько общественно значимые достижения. Так, восточные цари записывали повествования о своих военных победах, эстафету у них переняли античные военачальники, а Юлий Цезарь впоследствии создал «Записки о Галльской войне», которые одновременно являются пособием по ратному делу и захватывающим рассказом о событиях тех времен.

Средневековые философы, путешественники и даже искусные ремесленники описывали свои жизни для учеников и потомков. Жанр автобиографии тогда приобрел такую популярность, что даже стал самостоятельным литературным направлением, классическим и остроумным пародийным образцом которого и сейчас остаются, например, «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольфа Распе. Трудно припомнить хотя бы одного писателя, который в своих книгах не опубликовал описание собственной жизни. Даже о самых таинственных личностях удалось узнать немало подробностей с помощью их личных дневников и переписки. Кстати, эпистолярный жанр – неиссякаемый источник вдохновения при написании рассказа о себе. Ведь в письмах люди стараются быть искренними, доверяют адресатам немало сокровенного. Для вас это может послужить хорошей школой и кладезем идей. Поэтому не ленитесь читать биографии известных людей, смело заимствуйте в них интересные приемы и речевые обороты.

Пример интересного рассказа о себе
Итак, с теоретическим аспектом написания рассказа о себе мы разобрались, пора переходить к практике. Потому что никто, кроме вас, о вас не напишет биографию так, чтобы раскрыть перед читателями все грани вашего характера и яркую индивидуальность. Не забывайте, что самое сложное – это начать, преодолеть сопротивление пустого листа бумаги. А дальше слово за слово, рассказа польется сам собой, если вы позволите себе отдаться творчеству. Обрести такое раскрепощение можно и постепенно, для этого начните с простого: напишите сначала формальную автобиографию, потом расширьте ее за счет вводных фраз и художественной лексики, а затем и вовсе расцветите красивыми образами и литературными приемами. Причем каждый следующий вариант сохраняйте отдельно, он пригодится вам при соответствующей ситуации. Таким образом, вы получите заготовки сразу нескольких рассказов о себе и сможете использовать и дорабатывать их по мере необходимости.

Пример формальной автобиографии:

«Я, Иванов Иван Иванович, родился 13 июня 1980 года в г. Киев. В 1987 году был принят в первый класс СШ №13, которую окончил в 1997 году с красным дипломом. В том же году поступил в Киевский национальный университет им. Т.Г. Шевченко на философский факультет по специальности «Политология». За время обучения в вузе прошел полную подготовку по программе подготовки офицеров запаса, получил звание «младший лейтенант». Окончил университет в 2002 году, получил диплом специалиста по политологии. Сразу же после окончания обучения начал работу в информационном агентстве в качестве аналитика и консультанта главного редактора. В 2008 году занял должность редактора отдела политики, которую занимаю по сей день.

Женат, воспитываю сына 7 лет и дочь 2 лет. Жена, Иванова Анна Валентиновна, 1986 года рождения, по образованию журналист, работает в ежемесячном издании. Увлекаюсь фотоискусством и живописью, люблю путешествовать. Веду здоровый образ жизни, регулярно посещаю спортзал и совершаю поездки на велосипеде. Вредных привычек не имею, свободное от работы время предпочитаю проводить с семьей и на активном отдыхе».

А теперь давайте представим, что этот, уже немного знакомый нам, человек решил вступить в ряды клуба фотокорреспондентов-путешественников. Клуб виртуальный, основное общение между его участниками происходит на собственном форуме в интернете. И теперь нашему знакомому предстоит зарегистрироваться и поприветствовать старожилов клуба, заодно объяснив им, кто он, зачем и почему пришел на форум. Текст рассказа о себе в том случае будет значительно отличаться от приведенного выше. Он может быть, к примеру, таким:

Пример интересной автобиографии:

«Дорогие друзья, разрешите представиться! Имя мое может показаться вам на первый взгляд забавным, но поверьте: оно настоящее. Именно так, благодаря их чувству юмора, назвали меня родители, и так написано в моем паспорте – а это, между прочим, официальный документ! В общем, зовут меня Ваня, фамилия моя – Иванов. Можете начинать подшучивать. Зато так даже легче будет меня запомнить J

Фотографией я увлекаюсь достаточно давно, уже лет семь. Но о вашем содружестве узнал, к сожалению, недавно. Очень надеюсь, что дедовщины у вас нет, и новичкам вход в клуб не заказан. Потому что ваши работы и накопленный опыт меня крайне заинтересовали. Я имел смелость просмотреть фотогалерею, представленную на сайте, и готов снять шляпу перед авторами этих снимков. Очень впечатляет и точность репортажей, и качество снимков, и художественное чутье фотографов. Со своей стороны обещаю, что приложу все усилия для того, чтобы соответствовать этому высокому уровню и достойно представить свое творчество.

Что касается меня лично, то человек я самый обычный и практически ничем не выдающийся. На жизнь зарабатываю тем, что больше всего люблю и лучше всего умею: строить гипотезы и делать прогнозы о политической ситуации в нашей стране и за ее пределами. Дело хлопотное и неблагодарное, но кто-то же должен им заниматься J Зато дома меня ждет почти взрослый сын-первоклассник, лапочка-дочка и, конечно, любимая и единственная жена Аня. Они все трое, кстати, тоже знают толк в путешествиях и красивых снимках.

В общем, если я еще не слишком утомил вас своим жизнеописанием и могу быть хоть чем-то полезен уважаемому сообществу, то буду очень рад быть принятым в его ряды. Обещаю быть дисциплинированным, вежливым и послушно выполнять все правила клуба. Всем киевлянам – отдельный привет и приглашение на воскресные велопокатушки. Всем остальным – просто мое безмерное расположение и наилучшие пожелания J»

Чувствуете разницу между первым и вторым текстом? Она полностью обоснована и вызвана спецификой общения и назначением рассказа о себе. Анализ особенностей приведенных текстов поможет разобраться в нюансах подачи информации и в будущем может быть использован вами при написании собственной биографии:

  1. В обоих случаях автор не погрешил против истины и сообщил правдивую информацию о себе. Но во втором рассказе он сознательно опустил те факты, которые не имеют отношения к делу. Зато вынес в первые абзацы то, что может быть интересно непосредственно этому коллективу читателей. Очень правильная тактика с точки зрения самопрезентации – она учитывает интересы и особенности восприятия аудитории.
  2. То же самое касается стиля изложения и лексики. В первом случае она сухая и официальная, как того требуют документы. Во втором – изобилует просторечными выражениями, образными оборотами и прочими средствами языка, недопустимыми в деловой переписке. Зато для компании приятелей по интересам именно такой язык будет наиболее понятным и приятным.
  3. В отличие от первого, строго текста, во втором рассказе автор вовсю использует юмор и личное обаяние, выраженное средствами языка. Он вербально рисует перед читателями образ эдакого балагура и легкого человека, располагающего к себе. Это отличный способ сделать рассказ о себе интересным, потому что он скрадывает шероховатости письменной речи за счет непринужденности дружеской болтовни.
  4. Во втором рассказе автор постоянно поддерживает связь с читателями. Рассказывая о себе, он сумел не зациклиться на себе любимом, а все время обращаться к аудитории. Используйте этот прием, чтобы заинтересовать читателя, ведь каждому человеку приятно, когда ему уделяют особенное внимание.
  5. Автор учел даже то, что его рассказ о себе будет восприниматься не на слух, а визуально, причем на площадке, предназначенной для интерактивного общения. Именно поэтому он позволил себе использовать графические символы, недопустимые в печатной переписке или записке от руки. Вы можете сделать то же: если написать о себе нужно в интернете, то смело применяйте смайлики и символы юникода. Но используйте их дозировано, не перегружайте текст, потому что чрезмерное количество картинок раздражает читателя.
Как видите, при правильном настрое и предварительной теоретической подготовке написать о себе интересно и не сухо вовсе не сложно. Напоследок позвольте дать вам еще один, завершающий совет. Перед началом своего рассказа составьте для себя список, в котором перечислите несколько своих самых ярких и характерных черт. Это могут быть особенности характера, выдающиеся достижения или просто забавные факты прошлого. Описывая каждый из них, вы увлечетесь воспоминаниями и непроизвольно сделаете текст увлекательным и выразительным. Да и читателям будет куда интереснее узнать о нестандартных ситуациях, нежели о среднестатистических «родился/учился/работал». В общем, пишите так, чтобы вам самому интересно было прочесть о себе, как если бы перед вами была биография какого-то другого, незнакомого, но остроумного, веселого и приветливого человека.

Бытует мнение, что писательскую карьеру нужно начинать с малых форм: рассказов, новелл, очерков. Это утверждение не лишено смысла, поскольку в малых формах прозаических произведений легче выдержать фабулу, не допустить фактических ошибок и избежать противоречий в сюжетной линии. Многие классики писали свои большие романы, прославившие их в веках, на основе ранее написанных рассказов, очерков или повестей. Например, всемирно известный и многими любимый роман Михаила Булгакова « » был и вовсе написан на основе ранее написанных и изданных автором фельетонов «Самогонное озеро» и «Три вида свинства». То есть мистический роман вырос из кратких сатирических прозаических произведений. И это далеко не единичный случай. Иногда ранее написанные рассказы целиком вплетаются автором в канву произведения, как в роман Достоевского « » вплетен рассказ «Легенда об Инквизиторе». Но надо понимать, что и малые формы требуют большого писательского труда, иногда даже более кропотливой работы, чем объемное произведение.

Так как написать рассказ? Вспомните рассказы Чехова — чем короче произведение, тем более насыщенным должен быть язык, более четкой и выдержанной должна быть идея. Работа над малой формой, а в частности над рассказом, требует постоянной вычитки, вычеркивания лишнего, «отжима воды». В рассказе не будут уместны пространные лирические отступления, к которым так склонны молодые авторы.

Чтобы не запутаться в собственных идеях и представлениях о том, каким должно получится произведение, не надеяться только на вдохновение и божественное озарение, что само по себе хорошо, но только на них хороший текст не построишь, хотя бы в начале творческого пути автору нужна некая схема-подсказка, гид по тому, как написать хороший рассказ. Вот несколько пунктов, следование которым поможет вам откинуть лишнее и не забыть о важных моментах.

Как составить рассказ

1 . Первая стадия, на которой зарождается рассказ, проявляется сама необходимость его написания — это возникновение замысла.

Замысел литературного произведения — это изначальная идея, выросшая из жизненного опыта автора, его мировоззрения или воображения. Источником замысла может стать политическая жизнь страны, наблюдения за животным миром, пережитые чувства, прочитанная и переосмысленная книга. Работу без замысла не начинал ни один известный автор. Одним из сильнейших примеров авторского замысла является « » Бальзака. Решив раскрыть миру культуру и порядки, « » французского общества в период реставрации монархии и правления Бурбонов, Оноре де Бальзак разработал сложнейшую концепцию, написал 137 обособленных произведений (с наличием сквозных героев, путешествующих из книги в книгу), работал над своей «комедией» 26 лет. И сумел выдержать свой замысел до конца.

Начинающему автору лучше не браться за такие сложные концепции, отложить масштабные замыслы на время, когда его перо уже будет отточено. Научиться выбирать соотносимый с масштабами малых форм замысел можно у Чехова, Куприна. Есть классические «три кита» российской прозы: маленький человек, лишний человек, новый человек. Попытайтесь описать один день одного из этих архетипов русской классики, пропустив через призму своего восприятия. Получится как минимум психологично, научитесь оттачивать характеры, а как максимум — дойдете до большой идеи, которую сможете воплотить в своем дальнейшем творчестве.

2 . Когда у автора есть замысел, можно приступать к работе. Но «приступать к работе» — это вовсе не значит, что можно уже садиться и писать. Нет, для начала нужно отобрать материал , хорошо изучить то, о чем хотите писать.

В идеале, начинающему писателю лучше выбрать тематику рассказа, максимально близкую ему. Если Вы медик — пишите про врачей и пациентов, если школьник — про школьную жизнь. Это поможет избежать фактических ошибок, да и интереснее писать о том, в чем разбираешься. Опасность такого подхода только в том, что начинающий автор может случайно написать не художественный рассказ, а статью на профессиональную тему. Не забывайте, что пишите для широкой публики, не углубляйтесь в детали, если этого не требует замысел, не переусердствуйте с профессиональной лексикой.

Если же Вы решили выбрать не характерные для Вас время, локацию, тему, то придется на какое-то время обложиться литературой (не художественной, а научной) и, например, прессой тех времен, о которых пишите. Почему нужно брать конкретно исторические и специализированные научные труды и публицистику, а не художественные произведения по теме? Все просто, это поможет избежать соблазна подражать мастеру пера, не замылить собственный взгляд на вещи.

Если Вам кажется не особо нужной такая предварительная подготовка, то придется удивиться — абсолютно все классики — прозаики работали именно так. Можно написать бульварный лубочный роман не прибегая к источникам, а хороший рассказ так не пишется. Большая часть писателей сидели месяцами над книгами, чтобы разобраться в вопросе, а некоторым приходилась даже ехать в то место, о котором они хотели написать, чтобы уловить настроение, оценить локацию лично. , например, в своих рассказах о животных руководствовался личными наблюдениями, которые старательно записывал. Чтобы подарить миру один рассказ про птиц, он мог месяцами наблюдать за их жизнью, фотографировать и записывать.

После того, как замысел сформулирован, материалы для его выражения найдены, усвоены и осмыслены, можно переходить непосредственно к написанию рассказа.

3 . Начать написание рассказа нужно с составления плана. При этом под планом подразумевается не только последовательность сюжетных событий, но и формулирование целей написания, основной идеи, описания основных героев и их пути развития. Под целью подразумевается то, как вы хотели бы воздействовать своим произведением на читателя. Если развлечь, то ставьте целью насыщенный сюжет. Если хотите донести какой-то концепт, идею, то четко пропишите как и какими средствами. Это нужно прежде всего самому автору. Если вы хотите написать рассказ о философии дао и четко поставили для себя это целью, то уже не станете опираться на сюжетность, а посвятите больше внимания аллегоричности и, например, отточите краткий, но емкий диалог. Грамотно поставленная цель и зафиксированная идея сами подскажут средства написания. Далее расписываем последовательность событий в рассказе. Если возникнет желание нарушить линейность композиции и поменять пункты плана местами, то лучше это сделать уже после того, как напишите черновой вариант. Это поможет не запутаться в хронотопе собственного же произведения.

Пример плана рассказа

Предположим, возникает идея написать рассказ о декабристах, ссылаемых в Сибирь, но не о самом факте или их жизни в Сибири, а о сложной дороге по необжитым территориям.

Цель : написать социально-бытовой, философский рассказ об этапе декабристов в Сибирь;

Идея : декабристы преодолевают долгий путь до места ссылки и строят планы на будущее;

  • описание одного из декабристов и его болезни, заработанной в ужасных условиях этапа в Сибирь;
  • небольшое лирическое отступление об условиях, бытовая зарисовка;
  • больной декабрист не знает доберется ли он до места, где ему теперь придется жить, небольшое размышление;
  • разговор с товарищем о политике и о том, что дальше;
  • размышление о том, что Сибирь, которая будет местом их ссылки, не кажется каторгой, когда он рискует до нее не добраться, а кажется скорее оазисом в пустыне;
  • момент, в котором главный герой предположительно умирает в тишине, но это максимально не точно;
  • за тонкой дощатой перегородкой в момент предположительной смерти два декабриста говорят о том, что природа в России сурова, чтобы быть хорошей декорацией суровой жизни.

В результате написания плана необходимо получить подобную, почти кинематографичную, раскадровку.

Что еще должно быть?

  • локации (если брать приведенный выше пример, то это поселения этапа, находящиеся по Сибирскому тракту, пункты отдыха на этапах);
  • имена — в художественном, а не конкретно-историческом рассказе лучше не брать имена реальных личностей, а придумать (если брать тот же пример, то сообразно действующих персонажей назвать любыми дворянскими именем-фамилией, не вызывающими ассоциаций, но в рассказе упомянуть реальных исторических лиц — это придаст достоверности) или воспользуйтесь нашем .

Как написать рассказ?

Само написание рассказа не так наполнено нюансами, как подготовка, тут уже территория творчества, но нюансы эти все же есть.

Во-первых, если вы взялись писать рассказ, то пишите его каждый день. Подберите для написания время, когда сможете посвятить написанию не меньше 3-4 часов в день. Но, особенно по началу, не следует писать сутками. Хорошие мысли покидают уставшую голову, поэтому занимайтесь учебой, работой, домашними делами или просто гуляйте, но держите наготове блокнот или ноутбук, чтобы записать неожиданный и интересный ход — пока вы занимаетесь сторонними делами мозг не перестает работать над произведением. Возникшие в течение дня мысли отсортировывайте, не все они обязательно подойдут вашему рассказу.

Во-вторых, пытайтесь не использовать заезженных, всем поднадоевших ходов в плане сюжета и языка. Самый известный штамп сюжета — это, пожалуй, дождь, который льет когда главному герою грустно. Возможно такой ход был интересным, когда был использован впервые, а теперь уже является примером дурного вкуса. Речевые штампы работают также. Когда-то сказанное было хорошо и красиво, но потом это повторили тысячи раз и очарование словесного образа разрушилось, оставив только непонимание, почему у главного героя подбородок обязательно «волевой», слезы исключительно «скупые» и можно ли этого как-то избежать.

Есть мнение, что сочинять могут только лишь те, кому это дано от природы. Правда ли это? Возможно, но люди, которые действительно добились успехов в сочинительстве, чуть ли не в один голос уверяют, что помогло им упорство, а не талант.

А талант вообще? Предрасположенность? Каким бы талантливым человек не был, он все равно не сможет сделать ничего хорошего без усилий.

Многое в мире начинается именно с идеи. Идея лежит в основе любого человеческого творения. Как написать рассказ? Начните именно с идеи. Выберите ее, вдохновитесь ею, а остальное уже получится само по себе. Композиция рассказа, образы героев и прочее придет само собой. Лишь бы было вдохновение, основанное на конкретной идее, вызывающей у вас эмоциональный отклик.

Как написать рассказ

Стоит ли вообще пробовать? Да, стоит. Поймите, что данное занятие не является наказуемым. Вдруг и в самом деле получится что-то достойное. Не получится - удалите все написанное и забудете как страшный сон.

Как уже говорилось чуть выше, начинать нужно именно с выбора идеи. Идея может касаться не только сюжета, но и места действия рассказа, его героя, какого-нибудь сюжетного хода, поворота и так далее. Хорошо если идея связана со смыслом. Придумав смысл, не сложно будет придумать сюжет и персонажей.

Писать можно по плану или же без него. Как написать рассказ по плану? Для начала придумайте начало и конец. Конец рассказа в данном случае должен быть четко обозначен. Под ним понимается то, ради чего вы пишете, то, к чему рано или поздно должны прийти герои вашего творения. Имея начало и конец, не так уж и сложно придумать сюжетные ходы, которые их объединят. Не спешите и не бойтесь менять план. Самые первые идеи в большинстве случаев являются самыми сильными, но иногда лучшее приходит и при переосмыслении.

Выпишите на листочке имена персонажей и составьте их описание. Не поленитесь придумать для них небольшую предысторию.

Как написать рассказ без плана? Просто сядьте и начните писать то, что приходит в голову. Важно ли знать финал? В данном случае - нет. Неплохо иметь какие-либо ориентиры, но можно просто положиться на фантазию. Многие писатели считают, что без плана рассказы писать намного интересней и увлекательнее.

Каждый, кто думает, как написать рассказ, должен осознавать то, насколько развита его фантазия. Без фантазии в сочинительстве не обойтись. Попробуйте проверить себя. Как это сделать? Запишите на бумаге два первых пришедших на ум предмета и попробуйте придумать про них небольшую историю. Найдите между ними связь, сходства различия. Также рекомендуем сказать себе: «Было бы здорово, если бы…» Что дальше? Что угодно. Если бы у поездов были ноги, дома висели в небе и так далее. Развейте каждое «если бы». Это поможет не только развить фантазию, но и найти некоторые нестандартные идеи и ходы для сюжета рассказа.

Писать можно по несколько раз. Это похоже на работу с планом. О чем речь? О том, что вы можете написать для начала небольшой рассказ, затем перечитать его и написать рассказ более развернутый. В принципе, править можно до бесконечности. Возможность постоянно вносить изменения и хороша, и плоха одновременно. Почему она плоха? Да потому, что авторы любят зацикливаться на одном и том же. Совершенства добиться нельзя. Все всегда может быть и лучше, и хуже.

Или рассказ, вы уже поняли, но как же понять качество написанного? Вариантов много. Самый простой - напишите, положите в стол и не трогайте неделю-другую. Затем прочтите - вам сразу все станет ясно.

Объективную оценку можно получить от сторонних лиц. Однако учтите, что всю правду о вашем творении скажет отнюдь не каждый друг. Если уж решили проверить свой гений через друга, то представьте ему данное творение, как творение кого-то другого. В таком случае получите объективную оценку.

Для многих писателей короткие рассказы – просто идеальный стиль работы. Тогда как сочинение романа может представлять собой титаническую задачу, практически каждый в состоянии придумать и, что более важно, оформить на бумаге небольшой рассказ. Как и в случае с романом, содержание короткого рассказа должно занимать и увлекать читателя. С правильным подходом к выбору идей, подготовке чернового варианта рукописи и последующему его редактированию у вас успешно получится написать собственный небольшой рассказ в кратчайшие сроки.

Шаги

Часть 1

Выбор идей
  1. Придумайте основной сюжет или сценарий. Подумайте над тем, о чем будет рассказывать ваша история и что произойдет в рассказе. Поразмышляйте о том, к чему вы хотите обратиться или что желаете проиллюстрировать. Решите, каким будет ваш подход или точка зрения на происходящие в рассказе события.

    • Например, можно начать с простого сюжета, в котором главный герой получает плохие новости или ему наносит нежеланный визит какой-нибудь друг или родственник.
    • Также можно прибегнуть к более сложному сюжету, например, когда главный герой просыпается в параллельном мире или узнает чью-то самую страшную тайну.
  2. Сконцентрируйтесь на описании особенностей характера главного персонажа. В большинстве рассказов встречается один или максимум два главных героя. Постарайтесь придумать такого главного героя, у которого есть четкая цель или стремление, но который при этом полон противоречий. Не нужно останавливать свой выбор на явно хорошем или плохом персонаже. Наделите своего героя интересными чертами и чувствами, чтобы его образ был достаточно сложным и гармоничным.

    • В качестве прототипов главного героя можно использовать реальных людей, которых вы знаете по жизни. Либо можно понаблюдать за незнакомцами в общественных местах и взять их за основу для своего главного героя.
    • Например, главным героем может быть юная девочка-подросток, желающая защитить своего брата от школьных хулиганов, но при этом стремящаяся хорошо влиться в школьный коллектив. Или же главным героем может быть одинокий мужчина в возрасте, решившийся близко подружиться со своей соседкой и в результате узнавший о ее криминальной деятельности.
  3. Придумайте центральный конфликт для своего персонажа. В любом хорошем рассказе обязательно присутствует центральный конфликт, в котором главный герой сталкивается с каким-либо вопросом или проблемой. Конфликт необходимо представить читателю в самом начале рассказа. Сделайте жизнь главного героя трудной и тяжелой.

    • Например, у главного героя может быть желание или стремление, которое у него никак не получается реализовать. Или же герой может попасть в плохую или даже опасную ситуацию, и ему будет необходимо решить, каким образом выжить в таком положении.
  4. Придумайте интересное место действия. Еще одним ключевым элементом короткого рассказа является место действия, или то место, в котором происходят основные события рассказа. Для короткого рассказа можно выбрать одно центральное место действия и дополнить детальным описанием определенные эпизоды с участием персонажей. Выберите такое место действия, которое будет интересно вам самим и которое у вас получится представить в интересном свете перед читателями.

    • Например, местом действия рассказа может стать обычная школа вашего родного города. Или же история рассказа может развиваться в небольшой марсианской колонии.
    • Постарайтесь не перенагружать короткий рассказ слишком большим разнообразием мест действия, чтобы не запутать читателя. Для одной небольшой истории обычно вполне достаточно одного или двух мест действия.
  5. Подумайте о конкретной теме. Многие короткие рассказы строятся на конкретной теме и раскрывают ее с точки зрения автора или главного персонажа. Для рассказа можно взять одну из таких обширных тем, как любовь, мечта или утрата, и раскрыть ее с точки зрения своего главного персонажа.

    • Также можно сконцентрироваться на более узкой теме, например, любовь между братьями и сестрами, стремление к дружбе или утрата родителей.
  6. Запланируйте эмоциональную кульминацию в рассказе. Во всех хороших коротких рассказах есть захватывающий момент, в котором главный герой достигает наивысшей эмоциональной точки. Кульминация обычно происходит во второй половине рассказа или даже ближе к концу. В кульминационный момент главного героя могут переполнять чувства, он может чувствовать себя в западне, в отчаянии и даже терять контроль над собой.

    • Например, эмоциональная кульминация может наступить тогда, когда одинокий мужчина вступит в конфронтацию с соседкой по поводу ее криминальной деятельности. Или же кульминационный момент может наступить тогда, когда девочка-подросток, наконец, вступится за своего брата перед лицом школьных задир.
  7. Подумайте о конце с неожиданным поворотом или сюрпризом. Набросайте идеи различных вариантов концовок, которые могли бы удивить, шокировать или заинтриговать читателя. Избегайте банальных финалов, где читатель может отгадать концовку раньше времени. Дайте читателю почувствовать ложное чувство уверенности в том, что он знает, чем закончится эта история, а затем перенаправьте внимание читателя на другого персонажа или другую ситуацию, чтобы шокировать его.

    • Постарайтесь избежать стандартных уловок для концовки своего рассказа. В попытке удивить читателя не полагайтесь на клише и всем знакомые повороты сюжета. Постепенно нагнетайте напряжение и неопределенность по ходу истории, чтобы в конце читатель испытал потрясение.
  8. Почитайте примеры коротких рассказов. Поймите, что именно делает короткие рассказы успешными и интересными для читателя, посредством ознакомления с рассказами опытных писателей. Почитайте рассказы различных жанров, начиная от литературной фантастики и заканчивая научной фантастикой и фэнтези. Обратите внимание, как авторы используют образ главного героя, тему, место действия и сюжет рассказа для того, чтобы их история стала невероятно эффектной. Например, можно почитать нижеуказанные произведения:

    Часть 2

    Подготовка первого чернового варианта
    1. Подготовьте сюжетный план . Организуйте свой короткий рассказ в соответствии с сюжетным планом из пяти частей: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, угасание событий и развязка. Используйте этот план как основу написания рассказа, чтобы в нем можно было четко выделить начало, середину и концовку.

      • Также можно попробовать воспользоваться методом снежного кома, когда сначала дается описание рассказа одним предложением, затем описываются отдельные части рассказа, подготавливается описание всех героев истории и готовится список сцен с их участием.
    2. Придумайте цепляющее начало. В начале рассказа должно присутствовать действие, конфликт или необычная картина, которая привлечет внимание читателя. Представьте читателю главного героя и место действия прямо в первом абзаце. Настройте читателя на ключевую тему и идейную задумку истории.

      • Например, такое начало, как “В тот день мне было одиноко...” не только не говорит совсем ничего о рассказчике, но и ничем не заинтересовывает читателя.
      • Вместо вышеупомянутого примера можно попробовать начать рассказ примерно так: “В тот день, когда меня бросила жена, я постучал в дверь своей соседки, чтобы попросить у нее сахар для торта, который я не собирался печь”. Такая линия описания знакомит читателя с прошлым конфликтом, наличием жены и текущим напряжением ситуации, складывающейся между рассказчиком и соседкой.
    3. Придерживайтесь одного ракурса повествования. Короткие рассказа обычно излагаются от первого лица, и такой ракурс повествования остается неизменным. Это помогает придать истории четкий фокус и перспективу. Также можно попробовать написать рассказ от третьего лица, однако, этим можно дистанцироваться от читателя.

      • Иногда встречаются рассказы от второго лица, в которых автор использует местоимение “ты”. Это обычно делается в том случае, когда применение второго лица является существенно важным для писателя, как в повести Теда Чана “История твоей жизни” или в рассказе Хунота Диаза “Вот почему ты ее потерял”.
      • В большинство коротких рассказов пишется с применением прошедшего времени, но рассказ можно написать и в настоящем времени, чтобы придать истории более живую атмосферу.
    4. Используйте диалоги, чтобы лучше раскрыть характер персонажа и дальнейшее развитие сюжета. Диалоги в коротких рассказах всегда должны выполнять более одной функции. Убедитесь в том, что диалог сообщает читателю что-нибудь о том персонаже, который говорит, и дополняет собой историю развития сюжета. Включите в диалог такие пояснения, которые будут раскрывать персонажа, а также придадут сцене с диалогом больше напряжения и конфликта.

      • Например, вместо того чтобы открывать диалог фразой “Привет! Какие у тебя новости?”, попробуйте написать “Эй, подруга, что случилось?” или “Где же ты пропадал? Сто лет тебя не видел!”.
      • Постарайтесь дополнять диалоги словами автора следующего вида: “она запнулась”, “прошипел я” или “он прокричал”, чтобы расширить этим описание своих персонажей. Например, вместо того чтобы писать “– Где ты пропадал? – задала она вопрос...”, можно написать “– Где ты пропадал? – требовательно спросила она...” или “– Где ты пропадал? – заорала она на него”.
    5. Включите чувственное детальное описание места действия. Подумайте о том, что чувствует, слышит, ощущает на вкус и запах, а также видит главный герой. Опишите место действия с точки зрения человеческих чувств, чтобы оно ожило в глазах читателя.

      • Например, здание старой средней школы можно описать как “гигантское строение архитектуры индустриального типа, от которого пахнет потной спортивной формой, лаком для волос, разбитыми мечтами и мелом”. Или же можно описать небо над крышей своего дома как “белую простыню, покрытую густой серой дымкой от пожаров, которые расползлись с утра по близлежащему лесу”.
    6. Закончите описанием развязки. Развязка не обязана быть прямой и очевидной. Она может быть представлена тонким намеком на то, что персонажи начинают меняться и иначе смотреть на вещи. Развязку можно сделать открытой для домыслов или завершенной и ясной.

      • Также ее можно дополнить интересной сценой или диалогом, который отражает изменения, которые произошли в характере персонажа.
      • Например, рассказ можно закончить тем, что главный герой сдает свою соседку полиции, несмотря на то, что этим он навсегда теряет ее дружбу. Или же история может закончиться описанием сцены, как главная героиня помогает своему окровавленному брату дойти до дома как раз к ужину.
  9. Отредактируйте рассказ, чтобы сделать его понятным и гармоничным. В большинстве случаев короткие рассказы ограничиваются одной-семью тысячами слов или одной-десятью страницами текста. Не бойтесь сокращать отдельные эпизоды или вычеркивать целые предложения, чтобы сократить историю и сделать ее более насыщенной. Оставьте в повествовании только те детали и моменты, которые существенно важны для той истории, которую вы пытаетесь рассказать.

    • Когда дело касается коротких рассказов, обычно применяется правило “чем короче, тем лучше”. Не оставляйте предложения, которые ни о чем не говорят, или сцены, не имеющие какой-то иной цели помимо той, что вам нравится, как звучит их описание. Будьте безжалостны в вопросе сокращения рассказа, чтобы он включил в себя ровно столько информации, сколько будет достаточно.
  10. Придумайте интересное название. Большинство редакторов и читателей в первую очередь обращают внимание на заголовок, чтобы принять решение, захотят ли они прочитать рассказ. Выберите для своего рассказа интригующее или интересное название, которое будет побуждать читателя прочитать сам рассказ. В качестве заголовка к рассказу также можно использовать его тему, определенную зрительную сцену или имя главного героя.

    • Например можно считать неплохим примером заголовок рассказа Элис Манро “Давно хотела тебе сказать”, так как он является выдержкой слов главного персонажа рассказа и обращается напрямую к читателю посредством местоимения “ты”, свидетельствующего о том, что автору есть чем поделиться с читателем.
    • Заголовок рассказа Нила Геймана “Снег, зеркало, яблоко” также неплох, так как он представляют читателю сразу три объекта, которые интересны сами по себе, но при этом становится еще более интересно, как они связаны между собой в рассказе.

1. Правильное и красивое поставление предложения.

Чаще всего это относится к начинающим авторам, которые знают, о чем пишут, но у них это получается очень коротко и совсем скучно. Я называю это «эффект Аля-много точек». Создаётся впечатление, что повествование, как колбасу, порезали на части. И я предлагаю вам прибегнуть к такому, грамотному, решению: перечитывая написанное и соединяя несколько коротких предложений в одно с помощью союзов, предлогов или причастных и деепричастных оборотов. Писать длинно - не значит плохо! Но не надо делать так, чтобы весь ваш рассказ был одним предложением.

Солнце ярко светило на улице. Его лучики проникали в комнату. Помещение было светлое. Выделялись только черные шторы.

Решение:

Солнце ярко светило за окном, настойчиво проникая в светлую комнату, в которой выделялись лишь угольно-чёрные короткие шторы.

Сюда же добавлю! Что не стоит делать много восклицательных предложений! Да и вообще! Следует аккуратно обращаться с эмоциональной окраской! Вашего текста! Ведь чересчур много эмоций могут отпугнуть читателя!

2. Зомби апокалипсис или бесхарактерные герои.

Не скажу, что водится намного чаще, чем короткие предложения, но все же присутствует и такой нехороший зверь. А происходит это потому, что авторы, которые работают без помощников, не могут или просто не хотят оценить своих героев со стороны. Из-за этого они все становятся одним единым воплощением самого фикрайтера. Герои становятся однотипными, в них нет «изюминки», у них одинаковая манера разговора, поступки, которые весьма не блистают разнообразием и мало чем отличаются друг от друга, в лучшем случае - одной-двумя чертами, не больше. Такой рассказ читать будет банально неинтересно.

Во время написания фанфика (впрочем, как и ориджинала) стоит заранее набросать примерный психологический портрет героев, например, «дерзка и неуклюжа в общении, веселая и своевольная, любимая фраза „Какое мне дело“ и „Да ну их“. Непослушная, не заставить что-то сделать силой, но есть слабость - помогать бедным и слабым.» После примерных черт героев следует пересмотреть задуманный сюжет и подумать, поступят ли именно так данные герои, учитывая тот психологический портрет, который вы наскоро набросали.

Значит, если какая-то девушка очень добра и вообще ангел, спустившийся с небес, она не будет насиловать зверей у себя в подвале! Если, конечно, это не пародия.

3. Сюжетная линия? Не, не слышали.

Несомненно, радушные пироги с начинкой из ванили вкусные. Но их приторность заставляет запить сие чаем без сахара. Не бывает в жизни все ну настолько хорошо. Люди, которые успели жизнь попробовать, поймут о чем я. Да, мы все любим помечтать, но воплощать подобное на мониторе не советую. Вас примут за наивную маленькую девочку (даже если это так и есть, скрываем, господа и дамы, скрываем это!). Если Вы не хотите каких-то чудесных отношений, от которых небо светом озарилось - вам сюда.

Трещина видна практически сразу, если ты присмотрелся в сюжет. Одна героиня долго не могла признаться в любви, пытается понравиться какому-то парню, тот не может разобраться в своих чувствах, к тому же он недавно заинтересовался другой девушкой и теперь не знает даже, что делать. Потом внезапно оба встречаются одним прекрасным вечером, целуются, облегчённо-радостно выкрикивают «Я тебя люблю!» и «Ой, я тебя тоже!». Далее кидаются в омут страсти. Утром всё хорошо, хэппи-энд, все свои переживания и проблемы забыты (как и вторая девушка, к которой парень равнодушен не был).

Неадекватность сюжета видна налицо. Очень часто хорошая задумка резко обрывается на середине, перерастает в неожиданное «Я тебя люблю!», после чего обычно следует ночь страсти и конец истории. Обычно, с этим справиться помогает всё тот же краткий психологический портрет героев, описанный в пункте 2. Попробуйте представить себя на месте героини, вспомните все её сомнения и страхи, предположите, что возлюбленный может не поверить ей, как и она. Это если умная, конечно. Не ускользайте в идеальный мир! История будет гораздо интереснее, если всё будет реалистично и логично, идеальную картинку «ура, мы друг друга любим» не стоит делать главной кульминацией рассказа, если только это не пародия. Сие ужаснейшее явление понравится только узкому одиннадцатилетнему кругу. И всё. Несомненно, хочется написать что-то подобное, когда в реальности всё и без того плохо, но лучше пишите это просто для себя, иначе вас хэйтеры в гроб сведут. Ну, или я.

4. Отсутствие мотивации героев

Часто бывает так, что герой совершает поступки «просто так», потому что так захотелось автору или так было нужно по сюжету. В основном на разные поступки героя толкают переживания прошлого, собственные принципы и так далее. Не забывайте отмечать это! Пусть читателю будет ясно, почему герой поступил именно так. Чем полнее будет раскрыт герой, тем больше он полюбится читателям. Хватит уплывать в мир единорогов, которые срут, мать Вашу, печеньками!

Конечно, очень распространён момент, когда у всех всё очень плохо, кажется, это конец, и тут БАХ! И всё идеально, прилетает на крыльях главный герой всех спасает за пять сек. Ну не надо, это уже так надоело! Я не говорю, что все должны сдохнуть, просто надо найти какое-то другое решение этой проблемы. Не такое ванильное и мэрисьюшное.

5. Описание окружающего мира.

Каждое повествование происходит где-то. Даже, если это пустота, где висят герои и спокойно разговаривают, она тоже требует хотя бы двух слов описания, а то и целого абзаца. Но много описаний не надо тоже, а одних описаний чувств героев и подавно. Про одни диалоги я вообще молчу. Изредка детали обстановки описываются разве что ёмким словом «диван» или «комната», иногда, впрочем, бывает «красный диван» и «светлая комната». Рассказ без описания окружающей обстановки очень беден, каждый читатель вынужден придумывать сам обстановку происходящего, и обычно обстановка просто плавает в некоем тумане, что не добавляет повествованию живости. Также не стоит забывать о всё том же небольшом портрете каждого персонажа, представить, например, примерный стиль его одежды и не забывать вставлять его в описание.

Пример (мало описаний)

Я пошла вниз на ужин. Все уже сидели за столом, я села и стала есть.

Эльза, Анна, вы купили учебники для школы? - спросил папа.

Да, купили! - сказали мы.

Решение (хотя бы так):

Я пошла вниз, там сейчас как раз должен был начаться ужин. Помещение, в котором находилась столовая, было очень светлое и просторное, огромные люстры практически касались столов. Стоял жуткий грохот столовых приборов и крики детей, отчего начинала болеть голова. Все суетились и не могли усидеть на месте, пытаясь отхватить себе стол получше. Я мигом нашла свою семью и быстрее уселась рядом с ними.

Эльза, Анна, вы купили учебники для школы? - спросил папа, отложив вилку с ножом.

Да, купили, - сказали мы, переглянувшись, будто вспоминая, правда ли мы их купили или нет.

6. Мелочи жизни

Мы справились с короткими предложениями, мы создали психологический портрет героев, продумали сюжет, красиво придумываем описания, и повествование льётся так, как ему положено, читать - одно удовольствие. Если мы пишем небольшой рассказ, то этого всего вполне может хватить, но для среднего и большого произведения этого мало. Если вы пишете что-то серьезное, должны быть какие-то второстепенные персонажи, мелкие повседневные проблемы и т.п. Пусть герой встретит безразличного дворецкого и скривится ему вслед, этот дворецкий больше не появится в повествовании, но этот небольшой эпизод существенно обогатит сценку, да и вдобавок лучше раскроет характер главного героя и его отношение к безразличности. Описывайте мелкие детали, они тоже важны. Даже то, что у героя сломалась любимая расчёска, и он один день ходил раздражённый, хотя это никак не относится к сюжету, тоже таит в себе кусочек жизни. Правда, тут не стоит забывать о том, что таких деталей может быть слишком много, и тут уже поможет пункт 5 о перенасыщении описаниями. Но обычно мелочи жизни в больших повествованиях никогда не мешают, а, наоборот, делают сюжет интереснее и ровнее.

7. Постельная сцена: пафос VS сюжет. Раунд!

Очень часто встречаются фанфики, которые пишутся ради постельной сцены, но что-то не даёт написать только её, и к постельной сцене пытается пристроиться сюжет, который, разумеется, получается весьма интересным, мягко говоря. Сама постельная сцена при этом изобилует красочными описаниями и самым настоящим пафосом, который категорически не соответствует предыдущему стилю повествования. Не бойтесь заменять пафосные описания чувствами героев, смятением, сомнением, счастьем, бессвязными обрывками мыслей, всё вместе создаст неповторимую картину. Главное - сказать «нет» шаблонам, словарный запас нам всем позволяет по-своему описать происходящее, незачем стесняться, но надо помнить о реалистичности.

8. Мэри Сью.

Одна из самых глобальных проблем фикрайтеров - присутствие в рассказе героев, которые просто мама-ама-идеал. Эти герои - сущее зло и срань преисподней очень плохая и нехорошая вещичка, потому что они настолько давят на психику и нервы, что хочется просто взять их и порезать на кусочки, прямо как наш текст точками. А их образ: ангел, спустившийся с небес, олицетворение красоты, доброты и всех самых наилучших в мире качеств… Главный герой не значит самый лучший. Главный герой - это тот персонаж, который является главным объектом рассказа, а не всей вселенной! Это нельзя забывать, потому что наличие такого персонажа является признаком вашего летающего в облаках разума, а не ума. Сделайте хотя бы так, чтобы у этого героя жизнь конфеткой не была (но преувеличивать тоже не надо, тогда будет ещё мэрисьюшней). Главное помнить - бывают хорошие Мэри, а бывают плохие. И если вы взялись писать про Мэрисьюшного персонажа, будьте добры сделать его образ светлым.

Всем удачи и писательского мастерства! :3
Постепенно будет дополняться.