Священники русской православной церкви список. Церковная иерархия в русской православной церкви. Что должен знать православный христианин

Польская православная церковь запретила своим священникам контакты с представителями УПЦ Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Решение было принято на Архиерейском соборе Польской автокефальной православной церкви (ПАПЦ), сообщается на официальном сайте церкви.

«Святой собор епископов запрещает духовным лицам Польской автокефальной православной церкви вступать в литургические и молитвенные контакты со «священниками» так называемого «Киевского патриархата» и так называемой «Автокефальной церкви», — говорится в тексте сообщения.

В качестве причины указывается то, что неканонические структуры на Украине «сделали много зла». Участники собора также назвали инициаторов процедуры предоставления автокефалии раскольниками, которые провоцируют еще больший беспорядок и хаос.

«Только соблюдение догматических и канонических норм церкви и сохранение вековых традиций защитят православие от сложных экклезиальных последствий в международном масштабе», — заключили епископы.

Они призвали руководителей всех канонических православных церквей вместе и в духе взаимного уважения «довести до спокойного решения вопросы разделенного православия на украинской земле».

В ходе собора была затронута проблема приходов и монастырей, самовольно создаваемых представителями Киевского патриархата на территории Польши. ППЦ возмущена подобными действиями.

В середине октября Константинопольский патриархат заявил о начале процесса по предоставлению автокефалии церкви на Украине. Так, был отменен указ 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Также была снята анафема, наложенная на украинских раскольников Филарета Денисенко (глава КП УПЦ) и Макария Малетича (глава УАПЦ).

В Киеве надеются получить томос об автокефалии до конца 2018 года. Однако соответствующий указ может быть выдан только предстоятелю объединенной церкви. Для того, чтобы выбрать его, УПЦ КП и УАПЦ планируют провести так называемый объединительный собор. Представители Московского патриархата УПЦ уже отказались участвовать в этом мероприятии. Дата его неизвестна.

В РПЦ действия Константинополя назвали поддержкой раскола и разорвали с ним евхаристическое общение по всей канонической территории, включая Украину и Белоруссию. Позже такое же решение принял и синод Русской зарубежной церкви.

Иерархи Сербской церкви осудили действия Константинопольского патриархата по предоставлению автокефалии УПЦ КП и призвали созвать Всеправославный собор, чтобы обсудить эту ситуацию.

Белорусская православная церковь, в свою очередь, также предупредила Константинополь, что предоставление автокефалии Украине приведет к расколу мирового православия.

В связи с этим в БПЦ убеждены, что решение об этом должно быть дезавуироано или отозвано, сообщает ФАН .

«Чтобы хоть как-то отрезвить горячие головы», БПЦ приняла решение приостановить служения с епископатом Константинопольской церкви, поминовение патриарха Константинопольского Варфоломея во время богослужений, участие БПЦ во всех мероприятиях, которые возглавляет или где сопредседательствует представитель Константинопольской церкви, сообщил Патриарший экзарх всея Беларуси, митрополит Минскмй и .

При этом глава БПЦ отдельно подчеркнул, что «это еще не разрыв». По его словам, церковь в Белоруссии вынуждена пойти на эти меры, чтобы обратить внимание патриарха Варфоломея на существующую проблему и побудить его «приостановить это деяние, иначе может быть раскол православия на нашей планете, это очень печально».

В ноябре против автокефалии выступили и представители Винницкой епархии на Украине. 42 священнослужителя из 44 отказались поддержать своего архиерея митрополита Симеона.

Напомним, что ранее митрополит Симеон стал единственным епископом канонической УПЦ Московского патриархата, который не поставил подпись под итоговым документом Архиерейского Собора от 13 ноября, осудившего действия Константинополя. Вместе с двумя другими иерархами УПЦ он посетил закрытую встречу с президентом Украины . Симеон также выступил за объединительный собор церквей на Украине.

Тем не менее служители Винницкой епархии заявили, что не приветствуют такие решения, а также выразили полную поддержку митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию.

Настоящий документ разработан Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в сотрудничестве с иереем Святославом Шевченко, иереем Александром Кухтой, иереем Павлом Островским, иеромонахом Макарием (Маркишем), иеромонахом Александром (Митрофановым), протоиереем Андреем Федосовым и протоиереем Сергием Воронкиным.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ продолжит взаимодействовать с сообществом священников-видеоблогеров с целью развития диалога, дальнейшего изучения феномена православного видеоблогерства, оптимизации настоящих рекомендаций и, в случае необходимости, выработки новых.

  1. Основные положения

1.1. Развитие современных технологий дало человечеству интернет - новейшее средство коммуникации, в котором любая информация распространяется с высокой скоростью на большие расстояния и в режиме реального времени. Эта характеристика делает всемирную сеть привлекательной для проповеди Благой Вести, которую прямым текстом и в повелительном наклонении заповедал Христос: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). В большей мере этот призыв адресован к современным преемникам апостолов - священнослужителям. В этой связи, Русская Православная Церковь, в лице своих иерархов и высших органов управления, неоднократно указывала на необходимость благовестия в сети, в частности, представителям духовенства.

1.2. Наиболее активно развивающийся сегмент Интернета - это ресурсы формата Web 2.0, который включает в себя различные социальные сети, блоговые платформы, мессенджеры, видеохостинги и т.д. Отличительная черта данного формата в том, что содержание на этих площадках генерируют сами пользователи. Подобный параметр делает распространение информации на этих ресурсах наиболее эффективным. На фоне их растущей популярности, источники информации децентрализуются, появляется множество локальных центров распространения информации, представляющих серьезную альтернативу централизованным СМИ.

Блогеры, освещающие самые разные общественные сферы, становятся лидерами мнений в своей среде, поскольку они имеют высокую степень доверия среди аудитории в отличие от федеральных и региональных СМИ, которые по разным причинам сдают свои рейтинговые позиции. В высококонкурентной информационной среде, где большую роль играет личность автора и его субъективный взгляд на происходящие события, блоги наращивают огромные аудитории, сравнимые по количественным показателям с крупными таблоидами и телеканалами.

1.3. Особого внимания заслуживают видеоблоги, которые дают современным миссионерам неоспоримые преимущества в виде аудиовизуальных возможностей свидетельства о евангельских истинах, способ донесение которых тяготеет к классической миссии «лицом к лицу». Примечательно, что видеоблогерами общепринято считать авторов, которые с площадки своего канала непосредственно обращаются к аудитории. Этот новейший вид апостольства современные священники, в большинстве случаев, принимают на себя добровольно по зову души, что с одной стороны означает высокую степень ответственности, которые они несут за созданный контент и перед Церковью и перед Богом. С другой стороны, не каждый священник берется за миссию посредством видеоблогинга в силу разных обстоятельств и личных талантов, дарованных Богом, а также по причине, о которой упоминал Спаситель: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37). В этой связи, благие начинания видеоблогеров в священном сане заслуживают пристального внимания и поддержки Матери Церкви.

  1. Проблематика деятельности

2.1. В настоящее время в русскоязычном сегменте блогосферы широко представлен антиклерикальный дискурс. Критика подлинных и мнимых проблем Церкви стала одним из легких способов завоевать популярность аудитории, что становится трендом и на видеохостингах. В результате священники, противодействующие этим тенденциям в своих видеоблогах, оказываются зачастую в агрессивной среде, что требует от них развития добродетелей любви и терпения. О подобном отношении внешних к проповеди христианства предупреждал Господь: «Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10:16), советуя проявлять мудрость вкупе с простотой.

2.2. В основном православные священники создают и ведут видеоблоги за счет личного энтузиазма и собственных средств, поэтому в большинстве случаев они проигрывают в качественном и профессиональном плане общему уровню каналов на том или ином видеохостинге. Этот фактор влияет на рост аудитории и активность на канале. Кроме этого, представители духовенства не всегда имеют доступ к грамотным консультациям экспертов, поэтому выстраивают стратегию развития влогов по своему усмотрению, что приводит к серьезным ошибкам и просчетам.

2.3. Необходимо отметить и систематическое отсутствие времени у священников для видеоблогинга, поскольку для большинства духовенства эта работа не является основной, а лишь дополнительным увлечением после богослужебной деятельности. В связи с этим, от работы в режиме личного хобби, которая требует временных затрат на производство видеороликов, нельзя ожидать высокой частоты выпусков. Этот фактор затрудняет прирост аудитории и активность на канале, что сказывается на эффективности интернет-миссии.

  1. Целеполагание и мотивация

3.1. Основной целью присутствия духовенства в сфере видеоблогинга является христианское свидетельство. Следовательно, подцелями ведения видеоблога священнослужителей могут быть разнообразные просветительские лекции, огласительные беседы, катехизация, апологетика и т.д. Важен здесь и творческий подход, из которого могут родиться интересные неклассические форматы.

В этом отношении видеоблогинг можно рассматривать как прямое продолжение пастырской деятельности священника, учитывая, что, в этом случае, границы приходской общины значительно расширяются. Пастырь получает определенный кредит доверия от своих подписчиков, которые в какой-то мере становятся его виртуальными прихожанами.

3.2. Стоит особо отметить возможность деформации мотивов священнослужителей, ведущих каналы на популярных видеохостингах. В разной степени видеоблогер в священном сане получает определенную психологическую власть над подписчиками, что может трансформироваться в эгоцентризм, иллюзию непогрешимости и даже гуруизм, именуемый в церковной традиции любоначалием. Этот феномен, получивший в современном церковном обиходе наименование «младостарчество», был осужден определением Священного Синода от 28 декабря 1998 года, в котором указано, что задача пастыря: «вести людей к Богу, а не группировать прихожан вокруг самих себя».

На этой базе способно сформироваться и тщеславие, которое выражается в погоне за рейтингом и привлечении внимания к своей персоне, что может подтолкнуть автора к манипулятивным практикам, провоцирующих широкую аудиторию на эмоции и проявление активности на канале (хайп, кликбейт, троллинг и т.д.). В этом ряду можно обозначить и человекоугодничество, которое для видеоблогера заключается в страстном желании понравиться своим подписчикам, а значит может вынудить автора впасть в нечестность и даже лукавство.

Монетизация видеоблога зачастую является для священника-энтузиаста способом окупить расходы на развитие канала, покупку аппаратуры и программного обеспечения, а также возможность дополнительного заработка, что не является греховным явлением, поскольку «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:10). Но это не должно превратиться в самоцель, поскольку полная коммерциализация проекта исказит первоначальную мотивацию автора, что может отвратить от священнослужителя часть аудитории, и приведет его к страсти сребролюбия. С этим и другими негативными явлениями, описанными выше, клирики-видеоблогеры призваны бороться посредством усилий воли, искренних молитв и систематическим принятием церковных таинств.

  1. Методы и язык

4.1. Каждый видеоблогер в священном сане самостоятельно творчески определяет способы и стиль подачи материала, согласуясь со своей христианской совестью, Священными Писанием и Преданием. В этом отношении он может руководствоваться «Концепцией миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», принятой на заседании Священного Синода 27 марта 2007 года. В частности, в документе предлагается в качестве метода использовать принципы церковной рецепции культуры народов, основанные на словах апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).

Этот метод уместно использовать и по отношению к различным современным субкультурам, в том числе, применительно к интернет-культуре. Здесь границы возможного использования, например, так называемых «мемов» и трендовых тем определяются нормами пастырской этики и эстетики. С другой стороны, при должном усердии все это может стать культурным мостом и привести к формированию условий для перехода людей из виртуального мира в реальную приходскую жизнь. Хотя не стоит забывать и очевидный факт, что нецерковная аудитория не ждет от священников полного встраивания в их понятийную матрицу, поскольку априорно знают о некой изначальной инаковости духовенства. В этой связи возникает резонный вопрос о языке видеоблогинга священников.

4.2. Как известно, апологеты первых веков и святые отцы Церкви восприняли язык античной философии, которая была по происхождению языческой, и использовали эту терминологию для проповеди универсальных христианских истин. Точно так же и миссионеры нашей эпохи могут пользоваться современными подходами в проповеди Евангелия. Для этого потребуется актуализация христианских идей через емкие образы новых реалий. Поэтому Христос произносил проповеди языком притч, используя элементы фольклора, обрядов, традиции сельского хозяйства и т.д. Подобная миссионерская тактика будет уместна и в наше время развития цифровых технологий. Это означает, что эффективность миссии в видеоблогах напрямую зависит от степени погружения автора канала в культурную и языковую среду целевой аудитории, то есть необходимо разговаривать с ней на одном языке.

Кроме этого, в отличие от храмовой проповеди в видеоблогинге является допустимым выражение эмоций, самоирония, добрые шутки, умеренная жестикуляция и другие невербальные способы коммуникации. По этой причине священнику, ведущему видеоблог, важно найти срединный путь между излишне субъективной подачей материала, выходящей за рамки церковной традиции, и формальным канцелярским языком, который вряд ли найдет понимание у современной аудитории. Оперирование библейскими цитатами особенно в среде, где Священное Писание не является авторитетным источником, тоже не будет иметь должного эффекта, поэтому нужно учиться обосновывать свое мнение на примере субкультурных особенностей зрителей.

4.3. Особое внимание следует уделить опасностям, подстерегающим видеоблогера в священном сане при поиске форматов и языка обращения к своей аудитории. Например, чуждыми для церковной традиции являются такие тренды нецерковного видеоблогинга, как ненормативная лексика, скабрезности, эротика, празднословие, лицедейство, оскорбительное поведение, унижение достоинства людей, демонстрация сцен насилия, распространение клеветы и другой непроверенной информации.

Клирик, ведущий видеоблог, также не может допустить в своей деятельности следующие приемы: высмеивание недостатков отдельных людей или групп; использование противоречий и напряженностей между людьми или группами, бравирование идеологическими штампами, употребление оскорбительных кличек и ярлыков. Все это будет иметь серьезные духовные последствия, поскольку «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). Стоит напомнить, что в церковной традиции принято понимать под этим абсолютно любые слова, которые препятствуют спасению человека в вечности.

4.4. Важное значение в позиционировании Церкви на популярных видеохостингах играет и внешний вид священнослужителя, его манеры, открытость, что также необходимо отнести к способам подачи материала. Ему приличествует появление в кадре как минимум в подряснике или даже в рясе, желательно с наперсным крестом. В отдельных случаях, клирик-видеоблогер (если он не монашествующий) может быть в светской одежде, если того непременно требуют тематика или обстоятельства, в которых была сделана запись. Следовательно, в подобных случаях не может быть речи ни о какой анонимности - подписчики и гости канала должны знать, кто перед ними, из какой он епархии и т.д. Для эффективности миссии не последнюю роль имеют опрятность автора канала и владение грамотной речью.

В этой связи, православный видеоблогер в священном сане должен помнить о высокой степени ответственности перед Богом и людьми за свои слова, поведение и вид. Поэтому клирику есть необходимость хранить христианское трезвомыслие, чтобы не допустить соблазнения зрителей своего канала, поскольку, по словам Спасителя, «горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф. 18:7).

  1. Тематика выпусков

5.1. Христианская миссия не должна становиться отвлеченной повесткой из прошлого. Наиболее доступно и эффективно доносить евангельские идеи, применяя их к узнаваемым событиям и образам. Таким образом, актуальная новостная повестка может служить поводом или точкой отсчета для проповеди на видеоканале. При этом церковный видеоблогинг имеет потенциал не только реагировать на внешние информационные поводы, но и при накоплении определенного опыта и медийной узнаваемости, инициировать собственный христианский дискурс.

5.2. При разработке тем для новых выпусков священник-видеоблогер должен руководствоваться принципом христианской целесообразности. Клирик при выборе тематики должен избегать фактуры, в которой он совсем не разбирается, поскольку это подорвет доверие целевой аудитории. Священнику стоит остерегаться тем, которые способны разделить православных верующих по политическому, социальному или этническому признаку. Недопустимы к публикации тематические выпуски, пропагандирующие нездоровый образ жизни, безнравственность, насилие и т.д. Особую опасность представляют темы, способные спровоцировать церковный раскол, грех которого, по слову свт. Иоанна Златоуста, не смывается даже мученической кровью.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

У каждой конфессии в мире есть предводитель, например, глава Православной Церкви – это Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Но помимо него церковь имеет и другую структуру руководства.

Кто глава Русской Православной Церкви

Патриарх Кирилл – это руководитель РПЦ.

Глава РПЦ Патриарх Кирилл

Он руководит церковной жизнью страны, а также Патриарх — начальник Троице-Сергиевой лавры и еще нескольких обителей.

Какова иерархия РПЦ среди священнослужителей

На самом деле церковь имеет довольно сложную структуру и иерархию. Каждый священнослужитель выполняет свою роль и занимает предписанное ему место в этой системе.

Схема православной церкви имеет три уровня, которые были созданы еще в самом начале зарождения христианской религии. Все служители делятся на такие категории:

  1. Диаконы.
  2. Священники.
  3. Епископы.

Помимо этого, они поделены на «черное» и «белое» духовенство. К «черному» относятся монахи, а к «белому» мирские священнослужители.

Структура РПЦ — схема и описание

В ввиду некоторой сложности церковной структуры, ее стоит рассмотреть более детально, для глубокого понимания алгоритмов работы священников.

Звания епископов

К ним относятся:

  1. Патриарх: пожизненное главное звание предводителя РПЦ, на данный момент на Руси это Кирилл.
  2. Викарий: правая рука епископа, его заместитель, но он не имеет своей епархии и не может управлять епархией архиерея.
  3. Митрополит: наместник, руководящий митрополиями, в том числе и за пределами Российской Федерации.
  4. Архиепископ: звание старшего епископа, считается почетным титулом.
  5. Епископ: третья ступень священства в православной иерархии, часто имеет звание архиерея, управляет епархией и назначается Священным синодом.

Звания иереев

Иереи делятся на «черных» и «белых».

Рассмотрим «черное» духовенство:

  1. Иеромонах: монах-священнослужитель, к нему принято обращаться словами: «Ваше Преподобие».
  2. Игумен: руководитель (настоятель) монастыря. До 2011 в России это звание являлось почетным и не обязательно соответствовало посту начальника какой-либо обители.
  3. Архимандрит: наивысшее звание для священнослужителя, принявшего монашеский постриг. Часто является настоятелем крупных монашеских обителей.

К «белым» чинам относят:

  1. Протопресвитер: высший чин РПЦ в его «белой» части. Дается как награда за особую выслугу в некоторых случаях и только по просьбе Священного синода.
  2. Протоиерей: старший священник, также может использоваться формулировка: старший иерей. Чаще всего протоиерей осуществляет руководство каким-либо храмом. Получить такую должность можно не ранее пяти лет верной службы по получении наперстного креста и не раньше десяти лет после хиротонии.
  3. Иерей: младший чин священнослужителей. Священник может быть женат. К такому человеку принято обращаться так: «Батюшка» или «Отец, …», где после отца идет имя священника.

Звания диаконов

Далее следует ступень диаконов, они тоже делятся на «черное» и «белое» духовенство.

Список «Черного» духовенства:

  1. Архидиакон: старший чин среди диаконов в монашеской обители. Его дают за особые заслуги и выслугу.
  2. Иеродиакон: священник-монах любого монастыря. Стать иеродиаконом можно после таинства хиротонии и пострига в монахи.

«Белое»:

  1. Протодиакон: основной епархиальный диакон, к нему, как и к архидиакону, принято обращаться со словами: «Ваше высокоблаговестие».
  2. Диакон: священник, который стоит на самой начальной ступени иерархии РПЦ. Это помощники для остальных, более высоких рангов священнослужителей.

Заключение

РПЦ имеет одновременно сложную, но логичную организацию. Следует понимать основное правило: её устройство таково, что из «белого» духовенства невозможно попасть в «черное» без монашеского пострига, а также невозможно не будучи монахом занять многие высокие посты в иерархии православной церкви.

Иерархический принцип и структура должны соблюдаться в любой организации, в том числе и в РПЦ, которая имеет собственную церковную иерархию. Наверняка каждый человек, посещающий богослужения либо иным образом вовлечённый в деятельность церкви, обращал внимание на то, что каждый священнослужитель имеет определённый чин и статус. Это выражается в разном цвете одеяния, виде головного убора, наличии либо отсутствии украшений, праве проводить те или иные священнодействия.

Иерархия священнослужителей в РПЦ

Священнослужителей Русской православной церкви можно разделить на две большие группы:

  • белое духовенство (те, кто могут заключать брак и заводить детей);
  • чёрное духовенство (те, кто отреклись от мирской жизни и приняли монашеский сан).

Чины в белом духовенстве

Ещё в ветхозаветном писании говорится о том, что до Рождества пророком Моисеем были назначены люди, задачей которых было стать промежуточным звеном в общении Бога с людьми. В современной церковной системе эту функцию исполняют белые священники. Низшие представители белого духовенства не имеют священного сана, к ним относятся: алтарник, псаломщик, иподиакон.

Алтарник — это человек, который помогает священнослужителю в проведении служб. Также таких людей называют пономарями. Пребывание в этом чине - обязательная ступень перед получением священного сана. Человек, исполняющий обязанности алтарника, является мирским, то есть он вправе покинуть церковь, если передумает связывать свою жизнь со служением Господу.

В его обязанности входит:

  • Своевременное зажжение свечей и лампад, контроль за их безопасным горением;
  • Подготовка одеяний священников;
  • Вовремя подносить просфор, кагор и прочие атрибуты религиозных обрядов;
  • Разжигать огонь в кадиле;
  • Подносить полотенце к губам во время причащения;
  • Поддержание внутреннего порядка в церковных помещениях.

В случае надобности алтарник может звонить в колокола, читать молитвы, однако ему воспрещается касаться престола и находиться между алтарём и Царскими вратами. Алтарник носит обыкновенную одежду, сверху надевается стихарь.

Псаломщик (иначе - чтец) - ещё один представитель белого низшего духовенства. Его главная обязанность: чтение молитв и слов из святого писания (как правило, они знают 5−6 основных глав из Евангелия), объяснение людям основных постулатов жизни истинного христианина. За особые заслуги может быть посвящён в иподиакона. Эта процедура осуществляется священнослужителем более высокого ранга. Псаломщику разрешено надевать подрясник и скуфью.

Иподиакон - помощник батюшки в проведении служб. Его одеяние: стихарь и орарь. При благословении архиереем (он же может возвести псаломщика или алтарника в сан иподиакона) иподиакон получает право касаться престола, а также заходить в алтарь через Царские врата. Его задача: обмывать руки священника во время богослужений и подавать ему необходимые для обрядов предметы, например, рипиды и трикирий.

Церковные саны православной церкви

Вышеперечисленные служители церкви не имеют священного сана, а, следовательно, не являются церковнослужителями. Это обыкновенные люди, живущие в миру, однако желающие стать ближе к Богу и церковной культуре. На свои должности они принимаются с благословения церковнослужителей, находящихся выше рангом.

Диаконская степень церковников

Диакон - низший чин среди всех церковников, имеющих священный сан. Его основная задача - быть помощником попа при богослужении, в основном они занимаются чтением евангелия. Самостоятельно проводить богослужение диаконы не имеют права. Как правило, несут свою службу в приходских церквях. Постепенно этот церковный сан утрачивает своё значение, и их представительно в церкви неуклонно сокращается. Диаконскую хиротонию (процедуру возведения в церковный сан) осуществляет архиерей.

Протодиакон - главный дьякон при храме или церкви. В прошлом веке этот сан получался диаконом за особые заслуги, в настоящее время необходимо 20 лет служения в низшем церковном сане. Протодиакон имеет характерное одеяние - орарь со словами «Свят! Свят! Свят». Как правило, это люди с красивым голосом (они исполняют псалмы и поют на богослужениях).

Пресвитерская степень служителей

Иерей в переводе с греческого означает «жрец». Младший титул белого духовенства. Хиротонию также осуществляет архиерей (епископ). В обязанности иерея входит:

  • Проведение таинств, богослужений и иных религиозных обрядов;
  • Проведение причащения;
  • Нести заветы православия в людские массы.

Иерей не имеет права освящать антиминсы (плат материи из шёлка либо льна со вшитой в него частицей мощей православного мученика, находящийся в алтаре на престоле; необходимый атрибут для проведения полной литургии) и проводить таинства рукоположения священства. Вместо клобука носит камилавку.

Протоиерей - титул, которым награждают представителей белого духовенства за особые заслуги. Протоиерей, как правило, является настоятелем храма. Его одеяние во время проведения богослужений и церковных таинств - епитрахиль и риза. Протоиерей, награждённый правом носить митру, называется митрофорным.

В одном соборе могут служить несколько протоиереев. Посвящение в протоиереи осуществляется епископом с помощью хиротесии - возложения рук с молитвой. В отличие от хиротонии проводится в центре храма, вне алтаря.

Протопресвитер - высшее звание для лиц белого духовенства. Присваивается в исключительных случаях в качестве награды за особые заслуги перед церковью и обществом.

Высшие церковные чины относятся к чёрному духовенству, то есть, таким сановникам запрещено иметь семью. Представитель белого духовенства также может встать на этот путь, если отречётся от мирской жизни, а его супруга поддержит мужа и пострижётся в монахини.

Также на этот путь вступают сановники, ставшие вдовцами, так как они не имеют права повторно вступать в брак.

Чины чёрного духовенства

Это люди, принявшие монашеский постриг. Им запрещено заключать брак и заводить детей. Они полностью отрекаются от мирской жизни, давая обеты целомудрия, послушания и нестяжания (добровольного отказа от богатства).

Низшие чины чёрного духовенства имеют множество сходств с соответствующими чинами белого. Иерархию и обязанности можно сравнить при помощи следующей таблицы:

Соответствующий чин белого духовенства Чин чёрного духовенства Комментарий
Алтарник/Псаломщик Послушник Мирской человек, который принял решение стать монахом. По решению игумена его зачисляют в братию монастыря, выдают подрясник и назначают испытательный срок. По его окончании послушник может решить, становиться ли ему монахом либо вернуться к мирской жизни.
Иподьякон Монах (инок) Член религиозной общины, давший три монашеских обета, ведущий аскетичный образ жизни в монастыре либо самостоятельно в одиночестве и отшельничестве. Не имеет священного сана, следовательно, не может совершать богослужения. Монашеский постриг совершается игуменом.
Диакон Иеродиакон Монах в сане диакона.
Протодиакон Архидиакон Старший диакон в чёрном духовенстве. В Русской православной церкви архидиакон, несущий службу при патриархе, называется патриаршим архидиаконом и принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях главный диакон также имеет сан архидиакона.
Иерей Иеромонах Монах, имеющий сан священника. Иеромонахом можно стать после процедуры хиротонии, а белые священники - через монашеский постриг.
Протоиерей Изначально - настоятель православного монастыря. В современной Русской православной церкви чин игумена даётся как награда иеромонаха. Часто чин не связан с управлением монастырём. Посвящение в игумены производит архиерей.
Протопресвитер Архимандрит Один из высших монашеских чинов в православной церкви. Возложение сан происходит через хиротесию. Чин архимандрита связан с административным управлением и монастырским настоятельством.

Епископская степень священнослужителей

Епископ принадлежит к разряду архиереев. В процессе рукоположения они получили высшую господнюю благодать и поэтому имеют право на проведение любых священных действий, в том числе проводить хиротесию диаконов. Все епископы имеют одинаковые права, старшим из них является архиепископ (имеет те же функции, что и епископ; возведение в сан осуществляет патриарх). Только епископ имеет право благословить службу антимисом.

Носит красную мантию и клобук чёрного цвета. К епископу принято следующее обращение: «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Является руководителем местной церкви - епархии. Главный священник округа. Избирается Священным Синодом по приказу патриарха. В случае необходимости в помощь епархиальному архиерею назначается викарный епископ. Архиереи носят титул, включающий название кафедрального города. Кандидат в архиереи должен быть представителем чёрного духовенства и возраст старше 30 лет.

Митрополит - высший титул епископа. Подчиняется непосредственно патриарху. Имеет характерное одеяние: голубая мантия и клобук белого цвета с крестом, выполненным из драгоценных камней.

Сан даётся за высокие заслуги перед обществом и церковью, является древнейшим, если начинать отсчёт со становления православной культуры.

Выполняет те же функции, что и епископ, отличаясь от него преимуществом чести. До восстановления патриаршества в 1917 году в России было только три епископских кафедры, с которыми обычно соединялся сан митрополита: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская. В настоящий момент в Русской православной церкви насчитывается более 30 митрополитов.

Патриарх - высший сан православной церкви, главный священник страны. Официальный представитель РПЦ. С греческого патриарх переводится как «власть отца». Его избирают на Архиерейском соборе, которому и отчитывается патриарх. Это пожизненный сан, низложение и отлучение от церкви человека, получившего его, возможно лишь в самых исключительных случаях. Когда место патриарха не занято (период между смертью прошлого патриарха и выборами нового), его обязанности временно исполняет назначенный местоблюститель.

Имеет первенство чести среди всех епископов РПЦ. Осуществляет управлению церковью совместно со Священным Синодом. Контактирует с представителями католической церкви и высшими сановниками других конфессий, а также с органами государственной власти. Издаёт указы об избрании и назначении архиереев, руководит учреждениями Синода. Принимает жалобы на архиереев, давая им ход, награждает клириков и мирян церковными наградами.

Кандидат на патриарший престол должен быть архиереем РПЦ, иметь высшее богословское образование, в возрасте не моложе 40 лета, пользоваться доброй репутацией и доверием церкви и народа.

Настоящий документ разработан Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в сотрудничестве с иереем Святославом Шевченко, иереем Александром Кухтой, иереем Павлом Островским, иеромонахом Макарием (Маркишем), иеромонахом Александром (Митрофановым), протоиереем Андреем Федосовым и протоиереем Сергием Воронкиным.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ продолжит взаимодействовать с сообществом священников-видеоблогеров с целью развития диалога, дальнейшего изучения феномена православного видеоблогерства, оптимизации настоящих рекомендаций и, в случае необходимости, выработки новых.

1. Основные положения

1.1. Развитие современных технологий дало человечеству интернет — новейшее средство коммуникации, в котором любая информация распространяется с высокой скоростью на большие расстояния и в режиме реального времени. Эта характеристика делает всемирную сеть привлекательной для проповеди Благой Вести, которую прямым текстом и в повелительном наклонении заповедал Христос: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). В большей мере этот призыв адресован к современным преемникам апостолов — священнослужителям. В этой связи, Русская Православная Церковь, в лице своих иерархов и высших органов управления, неоднократно указывала на необходимость благовестия в сети, в частности, представителям духовенства.

1.2. Наиболее активно развивающийся сегмент Интернета — это ресурсы формата Web 2.0, который включает в себя различные социальные сети, блоговые платформы, мессенджеры, видеохостинги и т.д. Отличительная черта данного формата в том, что содержание на этих площадках генерируют сами пользователи. Подобный параметр делает распространение информации на этих ресурсах наиболее эффективным. На фоне их растущей популярности, источники информации децентрализуются, появляется множество локальных центров распространения информации, представляющих серьезную альтернативу централизованным СМИ.

Блогеры, освещающие самые разные общественные сферы, становятся лидерами мнений в своей среде, поскольку они имеют высокую степень доверия среди аудитории в отличие от федеральных и региональных СМИ, которые по разным причинам сдают свои рейтинговые позиции. В высококонкурентной информационной среде, где большую роль играет личность автора и его субъективный взгляд на происходящие события, блоги наращивают огромные аудитории, сравнимые по количественным показателям с крупными таблоидами и телеканалами.

1.3. Особого внимания заслуживают видеоблоги, которые дают современным миссионерам неоспоримые преимущества в виде аудиовизуальных возможностей свидетельства о евангельских истинах, способ донесение которых тяготеет к классической миссии «лицом к лицу». Примечательно, что видеоблогерами общепринято считать авторов, которые с площадки своего канала непосредственно обращаются к аудитории. Этот новейший вид апостольства современные священники, в большинстве случаев, принимают на себя добровольно по зову души, что с одной стороны означает высокую степень ответственности, которые они несут за созданный контент и перед Церковью и перед Богом. С другой стороны, не каждый священник берется за миссию посредством видеоблогинга в силу разных обстоятельств и личных талантов, дарованных Богом, а также по причине, о которой упоминал Спаситель: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37). В этой связи, благие начинания видеоблогеров в священном сане заслуживают пристального внимания и поддержки Матери Церкви.

2. Проблематика деятельности

2.1. В настоящее время в русскоязычном сегменте блогосферы широко представлен антиклерикальный дискурс. Критика подлинных и мнимых проблем Церкви стала одним из легких способов завоевать популярность аудитории, что становится трендом и на видеохостингах. В результате священники, противодействующие этим тенденциям в своих видеоблогах, оказываются зачастую в агрессивной среде, что требует от них развития добродетелей любви и терпения. О подобном отношении внешних к проповеди христианства предупреждал Господь: «Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10:16), советуя проявлять мудрость вкупе с простотой.

2.2. В основном православные священники создают и ведут видеоблоги за счет личного энтузиазма и собственных средств, поэтому в большинстве случаев они проигрывают в качественном и профессиональном плане общему уровню каналов на том или ином видеохостинге. Этот фактор влияет на рост аудитории и активность на канале. Кроме этого, представители духовенства не всегда имеют доступ к грамотным консультациям экспертов, поэтому выстраивают стратегию развития влогов по своему усмотрению, что приводит к серьезным ошибкам и просчетам.

2.3. Необходимо отметить и систематическое отсутствие времени у священников для видеоблогинга, поскольку для большинства духовенства эта работа не является основной, а лишь дополнительным увлечением после богослужебной деятельности. В связи с этим, от работы в режиме личного хобби, которая требует временных затрат на производство видеороликов, нельзя ожидать высокой частоты выпусков. Этот фактор затрудняет прирост аудитории и активность на канале, что сказывается на эффективности интернет-миссии.

3. Целеполагание и мотивация

3.1. Основной целью присутствия духовенства в сфере видеоблогинга является христианское свидетельство. Следовательно, подцелями ведения видеоблога священнослужителей могут быть разнообразные просветительские лекции, огласительные беседы, катехизация, апологетика и т.д. Важен здесь и творческий подход, из которого могут родиться интересные неклассические форматы.

В этом отношении видеоблогинг можно рассматривать как прямое продолжение пастырской деятельности священника, учитывая, что, в этом случае, границы приходской общины значительно расширяются. Пастырь получает определенный кредит доверия от своих подписчиков, которые в какой-то мере становятся его виртуальными прихожанами.

3.2. Стоит особо отметить возможность деформации мотивов священнослужителей, ведущих каналы на популярных видеохостингах. В разной степени видеоблогер в священном сане получает определенную психологическую власть над подписчиками, что может трансформироваться в эгоцентризм, иллюзию непогрешимости и даже гуруизм, именуемый в церковной традиции любоначалием. Этот феномен, получивший в современном церковном обиходе наименование «младостарчество», был осужден определением Священного Синода от 28 декабря 1998 года, в котором указано, что задача пастыря: «вести людей к Богу, а не группировать прихожан вокруг самих себя».

На этой базе способно сформироваться и тщеславие, которое выражается в погоне за рейтингом и привлечении внимания к своей персоне, что может подтолкнуть автора к манипулятивным практикам, провоцирующих широкую аудиторию на эмоции и проявление активности на канале (хайп, кликбейт, троллинг и т.д.). В этом ряду можно обозначить и человекоугодничество, которое для видеоблогера заключается в страстном желании понравиться своим подписчикам, а значит может вынудить автора впасть в нечестность и даже лукавство.

Монетизация видеоблога зачастую является для священника-энтузиаста способом окупить расходы на развитие канала, покупку аппаратуры и программного обеспечения, а также возможность дополнительного заработка, что не является греховным явлением, поскольку «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:10). Но это не должно превратиться в самоцель, поскольку полная коммерциализация проекта исказит первоначальную мотивацию автора, что может отвратить от священнослужителя часть аудитории, и приведет его к страсти сребролюбия. С этим и другими негативными явлениями, описанными выше, клирики-видеоблогеры призваны бороться посредством усилий воли, искренних молитв и систематическим принятием церковных таинств.

4. Методы и язык

4.1. Каждый видеоблогер в священном сане самостоятельно творчески определяет способы и стиль подачи материала, согласуясь со своей христианской совестью, Священными Писанием и Преданием. В этом отношении он может руководствоваться «Концепцией миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», принятой на заседании Священного Синода 27 марта 2007 года. В частности, в документе предлагается в качестве метода использовать принципы церковной рецепции культуры народов, основанные на словах апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).

Этот метод уместно использовать и по отношению к различным современным субкультурам, в том числе, применительно к интернет-культуре. Здесь границы возможного использования, например, так называемых «мемов» и трендовых тем определяются нормами пастырской этики и эстетики. С другой стороны, при должном усердии все это может стать культурным мостом и привести к формированию условий для перехода людей из виртуального мира в реальную приходскую жизнь. Хотя не стоит забывать и очевидный факт, что нецерковная аудитория не ждет от священников полного встраивания в их понятийную матрицу, поскольку априорно знают о некой изначальной инаковости духовенства. В этой связи возникает резонный вопрос о языке видеоблогинга священников.

4.2. Как известно, апологеты первых веков и святые отцы Церкви восприняли язык античной философии, которая была по происхождению языческой, и использовали эту терминологию для проповеди универсальных христианских истин. Точно так же и миссионеры нашей эпохи могут пользоваться современными подходами в проповеди Евангелия. Для этого потребуется актуализация христианских идей через емкие образы новых реалий. Поэтому Христос произносил проповеди языком притч, используя элементы фольклора, обрядов, традиции сельского хозяйства и т.д. Подобная миссионерская тактика будет уместна и в наше время развития цифровых технологий. Это означает, что эффективность миссии в видеоблогах напрямую зависит от степени погружения автора канала в культурную и языковую среду целевой аудитории, то есть необходимо разговаривать с ней на одном языке.

Кроме этого, в отличие от храмовой проповеди в видеоблогинге является допустимым выражение эмоций, самоирония, добрые шутки, умеренная жестикуляция и другие невербальные способы коммуникации. По этой причине священнику, ведущему видеоблог, важно найти срединный путь между излишне субъективной подачей материала, выходящей за рамки церковной традиции, и формальным канцелярским языком, который вряд ли найдет понимание у современной аудитории. Оперирование библейскими цитатами особенно в среде, где Священное Писание не является авторитетным источником, тоже не будет иметь должного эффекта, поэтому нужно учиться обосновывать свое мнение на примере субкультурных особенностей зрителей.

4.3. Особое внимание следует уделить опасностям, подстерегающим видеоблогера в священном сане при поиске форматов и языка обращения к своей аудитории. Например, чуждыми для церковной традиции являются такие тренды нецерковного видеоблогинга, как ненормативная лексика, скабрезности, эротика, празднословие, лицедейство, оскорбительное поведение, унижение достоинства людей, демонстрация сцен насилия, распространение клеветы и другой непроверенной информации.

Клирик, ведущий видеоблог, также не может допустить в своей деятельности следующие приемы: высмеивание недостатков отдельных людей или групп; использование противоречий и напряженностей между людьми или группами, бравирование идеологическими штампами, употребление оскорбительных кличек и ярлыков. Все это будет иметь серьезные духовные последствия, поскольку «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). Стоит напомнить, что в церковной традиции принято понимать под этим абсолютно любые слова, которые препятствуют спасению человека в вечности.

4.4. Важное значение в позиционировании Церкви на популярных видеохостингах играет и внешний вид священнослужителя, его манеры, открытость, что также необходимо отнести к способам подачи материала. Ему приличествует появление в кадре как минимум в подряснике или даже в рясе, желательно с наперсным крестом. В отдельных случаях, клирик-видеоблогер (если он не монашествующий) может быть в светской одежде, если того непременно требуют тематика или обстоятельства, в которых была сделана запись. Следовательно, в подобных случаях не может быть речи ни о какой анонимности — подписчики и гости канала должны знать, кто перед ними, из какой он епархии и т.д. Для эффективности миссии не последнюю роль имеют опрятность автора канала и владение грамотной речью.

В этой связи, православный видеоблогер в священном сане должен помнить о высокой степени ответственности перед Богом и людьми за свои слова, поведение и вид. Поэтому клирику есть необходимость хранить христианское трезвомыслие, чтобы не допустить соблазнения зрителей своего канала, поскольку, по словам Спасителя, «горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф. 18:7).

5. Тематика выпусков

5.1. Христианская миссия не должна становиться отвлеченной повесткой из прошлого. Наиболее доступно и эффективно доносить евангельские идеи, применяя их к узнаваемым событиям и образам. Таким образом, актуальная новостная повестка может служить поводом или точкой отсчета для проповеди на видеоканале. При этом церковный видеоблогинг имеет потенциал не только реагировать на внешние информационные поводы, но и при накоплении определенного опыта и медийной узнаваемости, инициировать собственный христианский дискурс.

5.2. При разработке тем для новых выпусков священник-видеоблогер должен руководствоваться принципом христианской целесообразности. Клирик при выборе тематики должен избегать фактуры, в которой он совсем не разбирается, поскольку это подорвет доверие целевой аудитории. Священнику стоит остерегаться тем, которые способны разделить православных верующих по политическому, социальному или этническому признаку. Недопустимы к публикации тематические выпуски, пропагандирующие нездоровый образ жизни, безнравственность, насилие и т.д. Особую опасность представляют темы, способные спровоцировать церковный раскол, грех которого, по слову свт. Иоанна Златоуста, не смывается даже мученической кровью.