Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ. Общественные блага

Как-то недавно мы говорили . Также блага бывают частными и общественными. Собственно все они расположены на своеобразном спектре от «частного» полюса к «общественным».

Общественными благами называют те товары, услуги и продукты, которыми могут пользоваться неограниченно все индивиды, и производятся обществом или государством. Эти вещи совсем не то, что частные блага: хотя производитель и несет затраты производство таких благ, ими могут пользоваться все люди.

Рассмотрим интересные признаки таких благ. Первый из них — признак «неисключаемость» потребителей — то есть невозможно кому-то ограничить доступ к этой вещи. Например, парк. Его нужно содержать, но гулять в нем может кто угодно: от респектабельного бизнесмена до бомжика.

Отсутствие соперников. В самом деле — при потреблении общественных благ отсутствует конкуренция за их обладанием. К примеру, едете вы на велосипеде по дороге. Дорога при этом и есть коллективное благо: по ней тут же ездят тракторы, машины, другие велосипедисты. Конечно есть водятлы, которым мало дороги, но их, я искренне надеюсь, меньшинство.

Неделимость общественного блага означает, что потребитель не может как-то регулировать объем потребленных вещей. К примеру, государство нам предоставляет услугу защиты от внешних врагов, которые спят и видят, как бы нашу страну раскромсать на полузависимые государства. Так вот все россияне пользуются этим благом. При этом невозможно определить его объем: какие армии конкретно сейчас задействованы для обороны России, в каком количестве? Сколько установок «Искандер» хранят спокойный сон наших вечно чем-то недовольных граждан? Вот кто бы знал?

Территориальная ограниченность потребления общественных благ . Это означает, что его потребителями могут быть представители данного сообщества граждан, которое занимает некую территорию. Хотя производить такие блага может вообще другое сообщество.

К примеру, существует международное сообщество, которое обязало развитые государства внедрять экологически очистительные сооружения. Понятно, что, к примеру, жители Германии пользуются данным благом: дышат чистым воздухом, пьют чистую воду, гуляют на чистых улицах, живут в домах из экологически чистых материалов. Лепота!

Про Россию, я, понятно, молчу — у нас только, к сожалению все на бумаге, а не в реале.

В итоге, можно сказать, что существование общественных благ — пример несовершенного рынка, когда для их реализации требуется вмешательство государства.

Виды

Чистые общественные блага — существуют только в теории, они обладают всеми вышеназванными признаками этой категории вещей. Собственно, поэтому примеров нет. Почему не существуют эти блага в реальности? Ну смотрите: вы видите, как в парке люди гуляют, пользуются общественным благом, вы видите, что они реально наслаждаются погодой и парком. Но при этом - все лавочки в парке как назло заняты, а вам приспичило посидеть. Поняли?

Смешанные блага - представляют собой основную массу реально существующих общественных благ. Смешанные блага в свою очередь подразделяются на перегружаемые и переполняемые. Думаю, понятно, что те же парки и общественные места могут переполниться.

Также для реальности характерно ограничение правила исключаемости потребителей. Например, все могут смотреть телевизор, но существует кабельное телевидение за дополнительную плату. То же самое как существуют платные дороги и пр.

Также среди общественных благ выделяют такой интересный вид, как достойные и недостойные блага . Достойные — это такие, которые обществом предоставляются, но индивиды в силу так называемого суверенитета потребителя — не слишком их используют. Поэтому общество должно способствовать усиленному потреблению этих благ.

К таким достойным благам можно отнести: бесплатное образование, театры, оперы и пр. Ну кто реально в школе учится? Да единицы. Остальные отсиживают свое бесплатное школьное образование.

В свою очередь недостойные блага — те, потребление которых надо ограничивать. Например, потребление алкогольной продукции и пр.

Примеры общественных благ

Из всего вышесказанного может показаться, что общественными благами являются только государственные услуги. Действительно — само государство — нормальная такая услуга, которая дает нам: «бесплатное» школьное образование, дороги, освещает улицы, защищает нас от внешних вражин... И чем больше таких социальных благ, тем вернее такое государство мы может назвать социальным.

К примеру, я знаю, что во многих высокоразвитых государствах каждое утро можно бесплатно затарится продуктами. И те, кому действительно тупо нечего есть — с голода точно не умрут. В Венгрии, Чехии в городах оборудованы точки тепла, где любой бомжик (или обычный гражданин) может согреться и поесть жаркого бесплатно.

Во многих государствах пособие по безработице такое, что можно вообще не работать. К примеру, в Канаде оно составляет без малого 500 долларов в месяц (или в неделю — не помню). Словом — захочешь — не помрешь.

Между тем общественными благами называются не только какие-то государственные услуги. Социальные сети, Youtube, бесплатные сервисы в Интернете: бесплатная почта, виртуальный диск на 30 гигабайт, бесплатные онлайн редакторы документов..., всего и неперечесть. Такие общественные блага предоставляют такие корпорации как Google Inc., ООО «Яндекс» и другие.

А о социальных сетях я вообще молчу. Через скайп можно вообще бесплатно звонить в любую точку мира и устраивать целые телефонные или видеоконференции... Не сказка ли? Выходит, что не только государство предоставляет нам общественные блага, но и крупные корпорации.

А вот зачем они это делаю — пишите в комментариях ваши предположения — обсудим!

С уважением, Андрей Пучков

Несмотря на то, что многие экологические проблемы можно решить путем передачи объектов окружающей среды и природных ресурсов в частную собственность, существует ситуация, когда этот подход не срабатывает. Как отмечалось выше, окружающая среда выполняет функцию общественного блага, обеспечивающего жизненно важные условия человеческого существования, а общественное благо по определению обладает рядом свойств, делающих его приватизацию невозможной.

Для понимания сущности окружающей среды как общественного блага важно провести границу между двумя противоположными видами экономических благ – чистым частным и чистым общественным благом. При этом следует обратить внимание на то, что общественное благо является экономическим, то есть на его создание расходуются ресурсы, запасы которых ограничены, и на него распространяются экономические проблемы редкости и выбора.

Чистое частное благо потребляется индивидуально, поскольку его можно разделить на части. Поэтому его можно приобрести его в частную собственность, лишив других субъектов возможности пользоваться им безвозмездно. Это свойство чистого частного блага называется исключаемостью. В результате между потенциальными потребителями возникает конкуренция. Таким образом, чистое частное благо характеризуется делимостью, исключаемостью и конкурентностью.

Чистому общественному благу свойственна неделимость, а использовать его можно лишь совместно с другими индивидами. При этом доступ к пользованию чистым общественным благом свободен, то есть им могут пользоваться и те субъекты, которые за него не заплатили.

Различия между чистыми частными и чистыми общественными благами можно представить в виде таблицы (см. таблицу 1). Учет этих различий играет серьезную роль при проведении экологической политики,


поскольку качество окружающей среды обеспечивается при помощи реализации государственных экологических программ, которые финансируются за счет бюджетных средств, и здесь важно отличать чистое общественное благо от промежуточных благ, которые сочетают в себе те или иные признаки чистого частного и чистого общественного блага.

Таблица 1. Различия между чистым частным и чистым общественным благом



Одним из примеров промежуточного блага является насущное (социально значимое) благо (merit good), то есть такое экономическое благо, которое, по мнению общества, обеспечивает людям достойное существование, и поэтому доступ к нему должны иметь все граждане, независимо от социального статуса и материального положения. Хотя насущные блага неделимы, существуют способы, при помощи которых некоторых субъектов можно лишить доступа к этим благам, а также наблюдается конкуренция между потребителями за их количество и качество вследствие «перегруженности». Примерами насущных благ являются общественные библиотеки, государственные школы, общественное радио- и телевещание. Однако указанными свойствами могут обладать и некоторые экологические блага, например, источники питьевой воды.

К промежуточным также относятся клубные (облагаемые пошлиной) блага. Они потребляются в полном объеме и неделимы, но доступ к ним ограничен и разрешен лишь для определенной категории людей. К ним относятся охотничьи угодья, памятники природы, особо охраняемые территории и др.


Наряду с общественными экологическими благами существуют ресурсы, которые, с одной стороны, характеризуются свободой доступа, но, с другой стороны, предполагают конкуренцию между потребителями либо за количество ресурса, либо за его качество. Это естественные ресурсы совместного потребления (common-pool resources), к которым относятся подземные водные источники, рыбные ресурсы открытого моря, крупные водные системы, ассимиляционный потенциал окружающей среды и др.

Особенностью ресурсов совместного потребления является то, что никто из потребителей не заинтересован в их экономном использовании. Доступ к ним свободен, и поэтому каждый пытается извлечь из них максимальную выгоду, не заботясь об интересах других людей. Поскольку большинство таких ресурсов относится к исчерпаемым, то их интенсивное использование приводит к истощению и деградации. Это явление, которое первым исследовал американский эколог Гаррет Хардин на примере общинных пастбищ, получило название «трагедии общин» (the Tragedy of the Commons).

Суть этого явления заключается в следующем. Предположим, сельская община владеет пастбищем, площадь которого ограничена, и каждый житель деревни имеет право свободно пасти на нем свой скот, получая от этого соответствующую выгоду. Чем больше скота пасется на лугу, тем хуже становится его качество. Если со кратить выпас, то качество луга улучшится, но ни один член общины на это не согласится, потому что в результате уменьшится его доход. В конечном итоге происходит полная деградация пастбищ. Однако «трагедия общин» касается не только пастбищ, но и других видов естественных ресурсов совместного потребления, таких как запасы рыбы в открытом море.

5.2. Спрос на общественное благо. Проблема «безбилетника»

Теоретически можно построить график спроса и предложения на рынке общественного блага и определить его оптимальный выпуск.

Кривая спроса на общественное благо совпадает с кривой предельного общественного выигрыша от его потребления, который равен сумме выигрышей всех индивидуальных потребителей данного блага:

где MSB (marginal social benefit) – предельный общественный выигрыш; MB – предельный выигрыш отдельного потребителя, .

В отличие от кривой рыночного спроса на частное благо, которая строится путем горизонтального сложения индивидуальных кривых


спроса, кривая рыночного спрос а на общественное благо строится путем сложения индивидуальных кривых спроса по вертикали.

На графике (рис. 8) на оси абсцисс представлен объем выпуска общественного блага Q , а на оси ординат – его цена P . Предположим, что производство общественного блага осуществляется при неизменных издержках. Тогда кривая предельных общественных издержек, характеризующая предложение общественного блага S , представляет собой горизонтальную прямую. Пересечение кривых спроса и предложения дает равновесную цену и оптимальный выпуск общественного блага. Следовательно, оптимальным будет качество окружающей среды Q* .




MB1


D=MSB= MB


Рис.8. Спрос и предложение на рынке общественного блага

Однако в реальной жизни определить оптимальный выпуск общественного блага не так просто, как показано на графике. Адекватный размер спроса на общественное благо невозможно определить рыночным путем из-за проблемы «безбилетника» (free rider). Поскольку доступ к общественному благу свободен, некоторые субъекты предпочитают за него не платить, а значит, они не участвуют в компенсации издержек на его производство. В свою очередь, из-за того, что они не платят за товар, рынок не улавливает их предпочтения и не «видит» их спрос. Это означает, что при построении кривой рыночного спроса на общественное благо часть индивидуальных кривых спроса изобразить нельзя, а значит, итоговая величина будет неверной. Следовательно, настоящий объем спроса на общественное благо остается неизвестным, и поэтому невозможно найти оптимальный объем выпуска рыночным путем.

Эти особенности спроса на общественные блага делают их производство невыгодным для частного бизнеса, и поэтому обеспечение


ими потребителей берет на себя государство. Проблему «безбилетника» оно решает путем поголовного (per capita) налогообложения всех граждан страны – потенциальных потребителей общественного блага. В то же время ему приходится определять оптимальное качество окружающей среды другими способами, заменяющими рыночную оценку.

Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.

В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.

В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.

По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:

1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;

2) индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.

Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.

Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:

1) отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;

2) неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;

3) нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;

4) тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.

По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:

1) общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;

2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.

В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:

1) исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;

2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.

Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:

1) косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ. Такая форма участия государства эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;

2) напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.

В национальной экономике эти две формы участия государства в производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация издержек на производство определенного блага при максимизации результата.

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги – это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

Общественные блага - это товары или услуги, которые потребляются коллективно всеми членами социума, вне зависимости от того, насколько каждый индивидуум заплатил за их использование. Они изначально производятся как предназначенные для эксплуатации всеми представителями группы. К примеру, к таким относятся законы, национальная оборона, коллективный порядок,

государственные парки и монументы, светофоры, маяки и прочие полезности подобного характера. Самые важные общественные блага, вроде второго и третьего, в обязательном порядке обеспечиваются государством. Их материальным источником являются налоги, которые необходимы для их оплаты. Спрос на общественные блага и продажа их на рынке означает, что покупатель таких полезностей делает их доступными для любых членов группы, а не только тех, кто его производит.

Особенности

Общественные блага характеризуются следующими характерными особенностями:


Частные блага

Эта категория благ противопоставлена тем ресурсам, услугам и товарам, которые направлены на сугубо совместное использование. Каждая их единица может быть оценена и впоследствии продана. Таким образом, она изначально приносит полезность лишь индивидуальному потребителю, но не приводит к каким-либо положительным или отрицательным эффектам для кого-либо еще. Частные блага имеют совершенно иной набор характерных свойств:

  • Во-первых, они изначально делимы, поскольку состоят из ограниченного количества отдельных единиц, любая из которых предназначается для пользования индивидуальным потребителем.
  • Потребление частных благ, в отличие от общественных, предполагает соперничество за них между потребителями, поскольку они достанутся тому, кто заплатит за них достаточную цену.
  • Они вполне исключаемы из потребления. То есть они достанутся исключительно тем, кто за них заплатил.

Общественные и частные блага.

Большая часть предлагаемых производителями и находящих спрос у потребителей благ представляет собой блага, предназначенные для личного потребления, или частные блага. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим.

Частные блага

Очевидно, что конкурентные и одновременно исключаемые блага обладают свойствами, делающими их максимально приспособленными для обращения в рыночном кругообороте. Именно поэтому подобные блага называют частными. Потребление данного частного блага каким-либо экономическим субъектом делает практически невозможным для всех остальных субъектов потребление этого же блага в том же отношении без разрешения его владельца. Более конкретный и подробный анализ мог бы выявить не только два полюса в наличии свойства конкурентности - 100% и 0%, - но и весь спектр промежуточных значений - от полной (или стопроцентной) конкурентности через высокую (преобладающую) конкурентность в сочетании с некоторой неконкурентностью до низкой конкурентности с соответствующей высокой неконкурентностью и, наконец, полной неконкурентности различных конкретных благ. Но в данном случае достаточно провести границу между благами с высокой и низкой конкурентностью.

К частным благам мы можем отнести блага с высокой конкурентностью в потреблении, достаточной для того, чтобы сосредоточить в руках потребляющего их субъекта основную часть из набора полезных свойств подобного блага. Аналогичным образом можно поступить и со второй их рассматриваемой характеристикой. Здесь черту можно провести между высокой и низкой исключаемостью в потреблении. Частными при этом будут считаться блага с высокой исключаемостью, достаточной для того, чтобы воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам, не являющимся владельцами данного блага, участвовать в его потреблении. Точнее будет сказать, что воспретить остальным лицам потреблять частное благо можно с достаточно низкими издержками, и чем выше исключаемость блага, тем ниже - разумеется, при прочих равных условиях - уровень подобных издержек запрета.

Таким образом, можно обобщить все свойства частных благ:

Частные блага приобретаются в индивидуальном порядке, в соответствии со вкусами и спросом конкретных потребителей (избирательное свойство).

Все частные блага представлены отдельными товарными единицами. Потребление одной единицы частного блага каким-то потребителем делает невозможным потребление для другого потребителя в отношении этой единицы блага (делимость).

Любое частное благо имеет цену. Даже самая низкая цена делает невозможным потребление для какой-то части потенциальных потребителей, т.е. цена исключает благо из потребления каких-то лиц (исключительность).

Любая цена должна окупать затраты на производство блага (окупаемость затрат).

Чистое частное благо – это такое благо, каждая произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо ещё.

Так, например, человек, мучимый жаждой, покупает банку пепси-колы и, выпивая её, единолично наслаждается прелестями этого напитка. Заплатив деньги за банку пепси-колы, человек получает исключительное право на использование этого блага. И никто другой не сможет воспользоваться данной банкой пепси-колы, чтобы получить от неё удовольствие.

В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке.

Говоря экономическим языком, покупка чистого частного блага не приводит к возникновению положительного внешнего эффекта.

Сразу же отметим, что система рынков и цен прекрасно обслуживает производство, обращение и потребление частных благ. Однако эта система совершенно непригодна для производства чистых общественных благ.

Общественные блага

В самом общем виде общественные блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям. Примеров общественных благ множество. Ими являются и мост через реку, и уличное освещение, и маяк в море, и оборона, и общественная безопасность, и т. д.

Все перечисленные выше блага обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости, несоперничества в потреблении.

Свойства неисключаемости, несоперничества в потреблении общественных благ и создают трудности для обеспечения и производства этих благ частным сектором. Поэтому производство общественных благ обеспечивается главным образом государством. Важнейшей проблемой при этом является то, как при отсутствии рыночного спроса государство определяет объем производства общественных благ.6

Неисключаемость блага предполагает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то либо технически невозможно, либо очень дорого исключить других лиц из сферы потребления этого блага, т. е. невозможно запретить потребление блага другими лицами. Если имеется уличное освещение, то все, кто идет по улице, пользуются светом фонарей. Если существует система национальной обороны, то она защищает всех жителей страны.

Несоперничество в потреблении блага означает, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами. Иными словами, благо обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага. С точки зрения издержек предоставления блага индивидуальному потребителю несоперничество в потреблении означает, что предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю (MCU = 0). Тот же пример с уличным освещением показывает, что, сколько бы пешеходов ни было на улице, число фонарей от этого не меняется, не меняется также количество света от уличных фонарей.

В действительности для большинства смешанных общественных благ характерно так называемое переполнение. Оно происходит тогда, когда множество людей начинают одновременно потреблять одно и то же благо. Например, в случае с автомобильными дорогами каждый может ими пользоваться, как правило не мешая другим. Но на некоторых участках дороги может иметь место скопление машин, мешающих друг другу, что ведет к снижению скорости и ограничению доступа других автомобилей к дороге.

Таким образом, переполнение означает, что при большом количестве потребителей общественного блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению несоперничества в потреблении блага. При этом предельные издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю уже не равны нулю, а больше нуля (MCU > 0).

При характеристике общественных благ необходимо иметь в виду, что не все блага, предоставляемые государством, являются общественными благами. Например, талоны на питание, которые получают спортсмены по линии Федерального агентства по спорту, являются частными благами. С другой стороны, нужно также иметь в виду, что некоторые общественные блага поставляются частным сектором. Это относится, в частности, к услугам, предоставляемым любителям купания на частном пляже.

Особенности общественных благ проявляются при формировании спроса на общественные блага, а также при определении условий равновесного объема производства общественных благ. При определении условий равновесного объема производства общественных благ необходимо принимать во внимание такое их свойство, как несоперничество.