Проповедь называется нагорной потому что. Вера православная - нагорная проповедь. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Новый Завет

Нагорная проповедь

После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею мест. Они пришли послушать Его и получить исцеления от болезней своих. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окруженный учениками, взошел на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ.

Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане. Как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (то есть в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царстве Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженств . Потом Господь дал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется нагорною .


Так, среди ясного весеннего дня, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, Спаситель дает людям Ново-3аветный закон любви.

В Ветхом Завете Господь дал Закон в бесплодной пустыне, на горе Синае. Тогда грозное, темное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный звук. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка Моисея, которому Господь вручил десять заповедей Закона.

Теперь же Господь окружен тесною толпою народа. Все стараются подойти ближе к Нему и прикоснуться, хотя бы к краю одежды Его, чтобы получить от Него благодатную силу. И никто не уходит от Него без утешения.

Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Ново-Заветный закон Христов - закон Божественной любви и благодати, который дает людям силу исполнять Божий Закон. Сам Иисус Христос сказал: "Я пришел не нарушить закон, но исполнить" (Матф. 5 , 17).

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, указывает нам пути или дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будут исполнять Его наставления или заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство (великую радость, наивысшее счастье) в будущей, вечной жизни. Потому таких людей Он называет блаженными , т. е. самыми счастливыми.

Нищии духом - это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Это - люди смиренные.

Плачущие - люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.

Кроткие - люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном.

Алчущие и жаждущие правды - люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) - хлеба и жаждущие - воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.

Милостивые - люди, имеющие доброе сердце - милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.

Чистые сердцем - люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.

Миротворцы - люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т. е. детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу.

Изгнанные за правду - люди, которые так любят жить по правде, т. е. по Божиему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное.

Здесь Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить вас), применять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая, награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.

О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ

Иисус Христос учил, что Бог промышляет, то есть заботиться, о всех тварях, но особенно промышляет о людях. Господь заботиться о нас больше и лучше, чем самый добрый и разумный отец о своих детях. Он оказывает нам Свою помощь во всем, что необходимо в жизни нашей и что служит для нашей истинной пользы.

"Не заботьтесь (излишне) о том, что вам есть и что пить, или во что одеться", сказал Спаситель. "Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их; а вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Они не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякие из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, маловеры! Бог же, Отец ваш Небесный, знает, что вы имеете нужду во всем этом. Потому, ищите прежде всего царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам".

О НЕОСУЖДЕНИИ БЛИЖНЕГО

Иисус Христос не велел осуждать других людей. Он так сказал: "не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены. Потому что каким судом вы судите, таким и вас будут судить (т. е. если вы будете снисходительны к поступкам других людей, то и Божий суд будет милостив к вам). И какою мерою вы мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего (т. е. всякого другого человека), а бревна в своем глазе не чувствуешь? (Это значит: зачем ты любишь подмечать в других даже незначительные грехи и недостатки, а в самом себе не хочешь видеть и больших грехов и пороков?) Или, как скажешь брату твоему: дай я выну сучок из глаза твоего; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза (постарайся прежде всего исправить самого себя), и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего" (тогда сумеешь и в другом исправить грех, не оскорбляя, не унижая его).

О ПРОЩЕНИИ БЛИЖНЕГО

"Прощайте, и прощены будете", сказал Иисус Христос. "Потому что если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".

О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ

Иисус Христос велел любить не только близких своих, но всех людей, даже обидевших нас и причинивших нам зло, т. е. врагов наших. Он сказал: "вы слышали, что сказано (вашими учителями - книжниками и фарисеями): люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Потому что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных".

Если вы будете любить только тех, кто вас любит; или будете делать добро только тем, кто вам делает его, и взаймы будете давать только тем, от кого надеетесь получить обратно, за что Богу награждать вас? Разве не делают того же самого и беззаконные люди? Разве не поступают так же и язычники?

Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный?

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ОБРАЩЕНИЯ С БЛИЖНИМИ

Как мы должны обращаться с ближними своими всегда, при всяком случае, на это Иисус Христос дал нам такое правило: "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди (а мы, конечно, хотим, чтобы все люди любили нас" делали нам добро и прощали нас), так поступайте и вы с ними". (Не делайте другим того, чего себе не желаете).

О СИЛЕ МОЛИТВЫ

Если мы будем с усердием молиться Богу и просить Его помощи, то Бог сделает все, что послужит для нашей истинной пользы. Иисус Христос так сказал об этом: "просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам; потому что всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злыми, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него".

О МИЛОСТЫНЕ

Всякое доброе дело мы должны делать не из похвальбы перед людьми, не на показ другим, не ради награды людской, а ради любви к Богу и ближнему. Иисус Христос сказал: "Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби (т. е. не разглашай) перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (т. е. сам перед собою не хвались добром, которое ты сделал, забудь о нем), чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное (т. е. все, что на душе твоей и ради чего ты все это делаешь), воздаст тебе явно" - если не сейчас, то при последнем суде Своем.

О НЕОБХОДИМОСТИ ДОБРЫХ ДЕЛ

Чтобы люди знали, что для вступления в Царство Божие недостаточно только одних добрых чувств и желаний, а необходимы добрые дела, Иисус Христос сказал: "не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! - войдет в Царство Небесное, но только тот, кто исполняет волю (заповеди) Отца Моего Небесного", то есть мало быть только верующим и богомольным, но надо еще совершать те добрые дела, который Господь требует от нас.

Когда Иисус Христос окончил проповедь Свою, народ дивился учению Его, потому что Он учил как власть имеющий, а не как учили книжники и фарисеи. Когда Он сошел с горы, за Ним последовало множество народа, и Он, по милосердию Своему, совершал великие чудеса.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея главы - 5, 6 и 7-я, от Луки, гл. 6, 12-41.

Нагорная проповедь

Христос делами и чудесами являл приблизившееся Царство Божие, в котором нет «ни печали, ни воздыхания», и в то же время Он раскрывал тайну этого Царства и условия достижения его в Своих поучениях.

Одна из бесед Иисуса Христа известна под названием «Нагорная проповедь»; произнесена она была на невысокой галилейской горе перед учениками и народом.

Христос открыл иудеям, что Царство Небесное – «не от мира сего», оно живет по другим законам. Все евреи считали, что они достойны войти в Царство Божие уже потому, что они богоизбранный народ. Господь показывает им, что Царство Божие это не новый общественный строй, не покорение евреям всего мира, но торжество любви, правды, благодати Божией, и человек уже на земле может знать, что такое Царство Божие, если имеет в своем сердце Бога.

Вопреки другому распространенному представлению, что счастье – это некое земное благополучие или обладание материальным богатством, Иисус Христос говорит, что подлинным счастьем (блаженством) для человека, созданного по образу и подобию Божию, является достижение Царства Божия. Войти в это Царство и обрести вечное блаженство жизни с Богом могут только благочестивые люди, которые собирали богатство (т. е. благодать Божию и добродетели) не на земле, но на небе, «где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут » (Мф. 6.20). Об этом говорят заповеди блаженства , с которых начинается Нагорная проповедь:

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Мф. 5.3–12)

Заповеди блаженства показывают, что только люди, посвятившие свою земную жизнь борьбе со страстями и грехами, войдут в Царство Божие. Все эти заповеди связаны между собой. Человек смиренный, осознавший свою духовную нищету, будет плакать о своих грехах. Видящий себя грешником не сможет гневаться на людей из-за их проступков, но будет кротким и милостивым к ближним. Единственное желание кающегося – желание знать и исполнять волю Божию, чтобы угодить Богу, как сын хочет угодить отцу: человек будет алкать и жаждать правды Божией и это будет таким же естественным для него желанием, как желание есть и пить. Смиренный, кроткий, желающий быть с Богом будет заботиться о чистоте своего сердца. Уподобляясь Сыну Божию, примирившему Бога и людей, он станет миротворцем – приобретет душевный мир и поэтому сможет сделать мирными других людей. Если придут испытания его веры, он останется крепким, стойким и преданным Богу, несмотря на жестокость гонений. Для идущих таким путем Царство Небесное открывается уже на земле: Бог их утешает, открывает им Себя и тайну будущего века.

Эти девять заповедей блаженств дополняют ветхозаветные заповеди (Декалог) и одновременно представляют собой в сокращенном виде всё нравственное учение Нового Завета.

Ветхозаветный закон не мог привести человека к совершенству. Он мог ограничить зло и ввести в жесткие рамки поведение человека, но не мог помочь человеку преодолеть зло внутри себя. При этом ветхозаветные заповеди носили негативный характер: «Не убивай… не прелюбодействуй… не кради… не лжесвидетельствуй ». В ветхозаветных заповедях главенствовал дух строгости: они налагали строгие прещения в категорической форме, т. е. говорили о том, что нельзя делать под страхом смерти. В отличие от них, новозаветные заповеди обращены к внутреннему устроению человеческой души: в них излагаются не требования, а условия, при соблюдении которых достижимо для человека вечное блаженство: если хочешь достичь Царства, будь таким…

Преподав народу девять заповедей блаженств, Господь затем обратился непосредственно к ученикам и назвал их «солью земли » и «светом миру ». Эти названия раскрывают призвание учеников Христа – христиан. Соль на Востоке в то время использовалась для сохранения продуктов; так и христиане, живя на земле, должны чистотой своей жизни и учением о спасении во Христе способствовать сохранению этого мира от нравственной порчи и греха. Называя верующих «светом миру», Господь говорит: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного » (Мф. 5.14–16).

Далее Господь сравнивает Свое учение с существующими у иудеев религиозными взглядами. Заповеди блаженства и другие поучения Христа были настолько необычны для слушателей, что им, привыкшим к безжизненному учению раввинов и формальному соблюдению закона, они могли показаться совершенно новыми, противоречащими закону Моисея или вовсе отменяющими его. Чтобы рассеять их недоумение, Христос сказал народу: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон ли пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить », т. е. Он не отменяет Закон Моисеев, но дополняет его и глубже раскрывает смысл уже известных им заповедей. Напоминая слушателям некоторые ветхозаветные заповеди, Христос далее говорит: «А Я говорю вам …», и далее показывает, что грех совершается не только злым поступком, но и нечистой мыслью. Поэтому грех можно победить, только очистив от зла свой ум:

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной.

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует .

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду…

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас …» (Мф. 5.21–44)

Очищение сердца требует постоянной борьбы с самим собой, со своими страстями и похотями, и ради Царства Небесного, говорит Господь ученикам, никакой подвиг не может быть слишком велик: «Если… глаз твой соблазняет тебя, вырви его… лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну » (Мф. 5.29).

В Ветхом Завете существовало понятие праведности , но фарисеи и книжники его очень упростили: праведным почитался человек, не совершавший грубых и явных преступлений и соблюдавший предписания обрядового закона (принесение жертв, обряды внешнего очищения, соблюдение субботнего покоя). Сами книжники и фарисеи гордились доскональным знанием всех обрядов закона, и весь народ их очень уважал и считал святыми – особенно фарисеев.

Но Иисус Христос знал, что духовные руководители еврейского народа потеряли истинный смысл Божьего закона за формальным и лицемерным исполнением обрядового Закона. Поэтому, указывая пути в Царство Божие, Спаситель просит учеников не подражать книжникам и фарисеям и опасаться формального соблюдения заповедей Божиих. Если человек молится или постится или подает милостыню, он должен стараться делать это тайно, не напоказ, потому что лицемерие – духовная болезнь, которая обесценивает все добродетели. Господь предупреждает – лжеправедность может стать препятствием для входа в Царство Божие: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное » (Мф. 5.20).

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. Однажды Иисус взошел на «некую гору», чтобы отдаться молитве, но, против обыкновения, вместо того чтобы, как было всегда в подобных случаях, остаться одному, позвал за собой и всех апостолов. Вместе с ним на гору взошли Симон-Петр и Андрей (сыновьяИоны),

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Нагорная проповедь. Мф. 5: 1-7: 29; Лк. 6: 20-49 Избрание двенадцати апостолов было большим событием в проповеднической деятельности Господа нашего Иисуса Христа. До этого Он еще не делал такого подробного изложения Новозаветного учения, которое должно было прийти на смену

Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт Алистер

Нагорная проповедь Стандартный способ указания на нравственное и пастырское учение Христа в той конкретной форме, которую оно принимает в гл. 5 - 7 Евангелия от

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Нагорная проповедь После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею мест. Они пришли

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Нагорная проповедь Мф. 5, 1-48; 6, 1-34; 7, 1-29; 8, 1–4; Мк. 9, 50; 11, 25–26; Лк. 6, 20–49; 11, 33–36; 12, 22–34, 57–59; 14, 34–35; 16, 13, 17–18 Избранием двенадцати апостолов положив основание Своей Церкви, Господь восхотел теперь раскрыть дух и смысл Своего учения. Между народом были распространены мечты о

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ традиционное название цикла речений Иисуса Христа, включенных в Мф (5–7) и Лк (6:20–40). Название Н.п. происходит от места, где, согласно Мф, Господь произнес эти речения («взошел на гору», 5:1). Согласно Лк, проповедь была произнесена на равнине (6:17), причем отд.

Из книги Следуя Христу автора Бонхеффер Дитрих

Нагорная проповедь

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Нагорная проповедь

Из книги Библейские легенды. Легенды из Нового Завета. автора Автор неизвестен

Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ Окружило Иисуса множество народа, пришли люди послушать его и исцелиться от болезней своих. Все хотели прикоснуться к Иисусу, потому что от него исходила целительная сила.Увидел Иисус людей, поднялся на высокое место, сел, и приблизились к нему

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Нагорная проповедь (5:1–7:29) (Лк. 6:20–23)1 Увидев множество народа, Иисус поднялся на склон горы и сел там. К Нему подошли Его ученики, 2 и Он начал их учить такими словами:3 - Блаженны нищие духом, потому что им принадлежит Небесное Царство a.4 Блаженны плачущие, потому что они

Из книги Как начинались великие религии. История духовной культуры человечества автора Гаер Джозеф

Нагорная проповедь На протяжении многих лет Иисус читал и слышал о пришествии Мессии. Во всех книгах и рассказанных шепотом историях Спаситель казался лишь мечтой всех скорбящих. Но из уст Иоанна слетели слова, которые четко провозглашали близкое пришествие Спасителя. В

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Нагорная проповедь Христос делами и чудесами являл приблизившееся Царство Божие, в котором нет «ни печали, ни воздыхания», и в то же время Он раскрывал тайну этого Царства и условия достижения его в Своих поучениях.Одна из бесед Иисуса Христа известна под названием

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Нагорная проповедь Иисус продолжал делать то, что поручил ему Господь Бог: ходил по городам и маленьким селениям и учил людей тому, что надо любить друг друга и жить в согласии между собой.Однажды он пришёл к высокой горе и поднялся на её вершину, чтобы помолиться. С ним

Из книги Библейские предания. Новый завет автора Крылов Г. А.

Нагорная проповедь Увидев однажды собравшийся вокруг Него народ, взошел Иисус на гору и сел на вершине. И тогда обступили Его ученики. И вот чему учил их Иисус и что говорил им: Блаженны те, кто довольствуется малым, потому что им принадлежит Царствие Небесное. Блаженны те,

Знаменитая нагорная проповедь Иисуса суммирует все учение христианства. Если у человека нет времени читать всю Библию или даже один Новый завет, или даже одно Евангелие (благовествование), он может читать Нагорную проповедь. Человек найдет в ней емкое, завершенное понимание христианства, которое сможет постоянно углублять.

Мы надеемся, что эта книга принесет пользу и тем, кто только интересуется духовной жизнью, и тем, кто уже достаточно развит в этом плане.

Нагорная проповедь названа так потому, что провозглашена с горы. Большинство проблем человечества исходят из-за духовного голода, и слушая о Всевышнем Господе, создателе всего сущего, можно утолить эту главную потребность жизни.

Иисус обращался к людям с горы, расположенной недалеко от Капернаума, но Он мог говорить и с любой другой горы. Сегодня те, кто хорошо усвоил идеи духовной жизни, могут говорить с таких "гор", как интернет-сайты, радио, телевидение, газеты и так далее.

В полном виде Нагорная проповедь содержится только у евангелиста Матфея (Левия), который первый и записал Его учение. Части Нагорной проповеди встречаются также у Луки. Записав Евангелие, Матфей долгое время проповедовал в Палестине среди евреев, а затем распространял духовное послание в других странах, и был убит в Эфиопии.

К сожалению, материальный мир населяют живые существа, стремящиеся забыть о Боге, для строительства своего отдельного личного счастья. Поэтому обитателям этого мира особо никогда не нравится слышать, что существует кто-то более великий и могущественный, чем они. Как и другие проповедники истории Иисус и многие его ученики были гонимы и казнены.

Тем не менее, главное, ради чего пришел Сам Иисус - Его послание - осталось. И даже спустя две тысячи лет каждый может извлечь из него то же самое благо, как если бы говорил с Иисусом лицом к лицу.

Глава 1 (5)

1-2
«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:»
Для получения любого знания нужно пойти к опытному человеку, который уже сведущ в нем. Точно так же духовной жизни можно научиться у духовного учителя, который в какой то степени, или в идеале - в полной - усвоил принципы вечной жизни. Духовное образование похоже на обычное. Учитель объясняет желающим о Боге, и слушатели стараются понять, и если им что-то не вполне ясно, задают вопросы. Опытный духовный учитель видит, что могут и чего не могут понять конкретные люди, и дает им уроки соответственно их способностям.

3-4
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Блаженны (счастливы) - так как обретут награду. Нищие духом - означает, смиренные, терпеливые, то есть достойные принять дар, обрести. Общий смысл таков, что если человек желает духовной жизни, Бог помогает ему.

5-6
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».
Те, кто желают - получают. Мир реален, поскольку его источник также реален, и познаваем. Хотя Бога невозможно познать полностью, так как его Величие безгранично, принципиально понять Его можно. И поскольку Всевышний Господь Величайший, говорить о Нем, познавать Его - самое важное дело в жизни. Нет ничего важнее этого.

7
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
Что посеешь - то пожнешь, таков закон справедливости. Те кто милостивы (милосердны) к другим в материальном отношении, получают материальное вознаграждение. А те кто милосердны духовно, то есть говорят о Боге - получают все виды вознаграждений: и духовное и материальное.

8
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Всевышнего Господа можно увидеть с помощью духовного зрения. В писании есть утверждения, что Бога видеть невозможно - для материалистичных людей, жаждущих увидеть Его материальными глазами. Новичкам в духовной жизни нужно понять, что Бог нематериален, и когда они понимают, что существует дух, духовная форма, тем же людям говорится, что видеть Бога возможно.

9
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
У Всевышнего Господа много сыновей, о чем многократно упоминается в Библии. Бог – вечный Отец всех живых существ, и в широком смысле, все Его сыновья. Тем не менее, когда человек осознанно стремится понять Бога, Он сам помогает ему, признавая его таким образом.

10
«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».
В материальном мире все более или менее относительно, тем не менее, духовные ценности или духовная правда, абсолютна. Царствие Небесное или духовный мир – не аллегория, он существует, и те, кто думают о нем, достигают его по милости Господа.

11-12
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».
Материальное царство все находится более или менее в компетенции дьявола, или безбожия. В какой бы стране или момент времени не появился проповедник, основная масса людей считает его помехой своим планам. Не стоит этому удивляться, это закономерно.

13
«Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям».
Проповедь - самая сложная, но самая важная часть духовной жизни. В какой-то посильной мере каждый человек должен учиться слушать о Боге и проповедовать.

14-16
«Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Нет никого больше, чем Бог, или равного Ему в чем-либо, поэтому знание о Нем – лучшее и из всех обретений. Оно сравнивается со светом, или например, прекрасным плодом, который нужно обязательно раздавать другим.

17
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».
Дух един и духовное знание едино. Принципиально все пророки и святые говорят об одном и том же – что Бог существует и нужно стремиться познать и полюбить Его. Однако, люди с узким мышлением, впечатляясь разницей в некоторых фразах, считают, что пророки говорят о разном, или даже о противоположном. Такие люди ошибаются.

18
«Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все».
Прейдет, то есть закончится. Священное писание описывает мир объективно, в отличие экспериментального человеческого знания, которое ошибочно в той или другой степени. Тем не менее, самонадеянные люди, беря за истину относительные «научные» данные, считают, что они правы, а Библия например, или другое священное писание, полно ошибок.

19
«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».
Истина и критерий истины – у Бога, или в Царстве Небесном, а не у людей. По этой причине развитые в духовном плане личности заботятся о соответствии оценкам священного писания, и не особо заботятся об оценках людей с мирскими интересами.

20
«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Книжники – имеющие формальное образование переписчики, и фарисеи – направление в религии, особо выделявшие моральный облик, "безупречность". Ставить превыше Бога относительное мирское образование или даже нравственность – достаточно типичные заблуждения, наблюдаемые и сегодня. Хотя и образование и нравственность достаточно важны на определенном этапе личного развития, Абсолютную истину с их помощью не понять даже в теории. Господь - источник всего, и не зависит ни от чего. Его можно понять, лишь внимая Ему Самому.

21-22
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "негодный", подлежит Верховному судилищу; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной (ад)».
Бог справедлив и создал справедливые законы. Справедливость - означает мера за меру. Сколько человек отнимает, столько он и должен вернуть. Так в справедливом государстве убийца должен быть казнен, и любое незаслуженное действие в отношении другого, наказуемо соответственно ущербу.

23-24
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».
У каждого существа собственная индивидуальность, свои собственные отношения с Богом, окружающим миром. Поэтому стоит быть осторожным, чтобы не притеснить кого-то понапрасну. Если такое произошло, свою вину нужно заглаживать перед конкретным человеком. Не стоит думать, что можно намеренно грешить против других и потом получить прощение у Бога. Господь может простить за действия в свой адрес, но не за действия в отношении других.

25-26
«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (мелкая монета)».
Примирение с другими хорошо даже для обычной спокойной жизни. Бог справедлив, поэтому в Его детях, обычных людях, также есть это стремление к справедливости. Они пытаются поймать и изобличить того, кто творит нехорошее. Жизнь праведников наполнена счастьем, а грешников - полна тревог.

27-28
«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».
И чистота, и загрязнение исходит из ума. Если человек, например, смотрит на женщину без вожделения, то он чище того, кто смотрит с вожделением, или даже того, кто находится вдали от женщин, и не смотрит, но думает о них с вожделением. Целомудрие – это больше состояние ума, чем тела.

29-30
«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (ад). И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».
Очень логично. Свои разум, глаза, руки, ноги и все остальное необходимо употреблять для познания Всевышнего Господа, источника всего сущего. Так наш разум, руки, ноги и остальное становятся оторваны от эгоистической занятости для себя, или соблазнения, и наша жизнь очищается.

31-32
«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».
Если жена не верна мужчине, и не желает исправляться, он может оставить ее. Но если она верна ему, ли, по крайней мере, старается, но мужчина просто ищет более комфортной жизни где-то в другом месте, и оставляет жену, он поступает неправильно.

33-36
«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно
престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным».
В более древнее время люди могущественнее и мудрее, поэтому давали клятвы, которые могли исполнить. Со временем из-за увеличения безбожия, они в ощутимой мере потеряли разум и хорошие качества, и, соответственно, способность держать слово. Когда человек слаб, ему лучше не клясться вовсе.

37
«Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (сатана)».
Если человека спрашивают о том, что он может или не может сделать, лучше отвечать кратко и ясно, например – да, нет.

38-39
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»;
Способность прощать можно рассмотреть как проявление силы. Слабый или материально заинтересованный человек не может по-настоящему прощать, тогда как для достаточно возвышенного человека это возможно. Нецивилизованного человека возвышает принцип справедливости, или «мера за меру», и когда он становится цивилизован, далее он может понять еще более возвышений принцип – прощение. Эти принципы продолжают один другой.

40-42
«И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя, не отвращайся».
Если человек стремится ко все большим материальным обретения, ему рекомендуется жертвовать другим хотя бы часть своего имущества. Помогать нуждающимся - благородно, плюс к этому человек обретает опыт того, что счастье исходит изнутри, от души, а не от количества имущества.

43-44
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
С духовного уровня человек видит, что все живые существа – сыновья одного Высшего Отца, так что он в целом хорошо относится к каждому.

45
«Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
Господь беспристрастно смотрит на материальные богатства и никому не завидует. Такие же качества обретают его слуги.

46-48
«Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари (сборщики податей)? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Всевышний Господь в совершенстве мудр, великодушен и независим, нет никого выше или равного Ему в совершенствах.

После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, собравшегося из всей Иудеи и Иерусалима, и приморских мест. Они пришли послушать Его и получить исцеления от своих болезней. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окруженный учениками, взошел на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ.

Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане, чтобы получить блаженную (то есть в высшей степени радостную, счастливую) вечную жизнь в Царстве Небесном. Это Он изложил в девяти заповедях блаженств. Господь также преподал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется Нагорной.

Заповеди блаженства

Господь и Спаситель наш Иисус Христос указывает пути или дела, через которые все ищущие того могут войти в Царство Небесное. Первый шаг к тому – осознать свою духовную нищету, свой грех и ничтожество, смириться.

Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное.

Блаженны нищие духом (смиренные): потому что их есть (то есть дано им будет) Царство Небесное.

«Нищии духом» – те, кто смиренно осознают свою духовную нищету, свои грехи и недостатки душевные; кто понимают, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а потому ничем не хвалятся, не гордятся, но смиряются.

Блажени плачущии, яко тии утешатся.

Блаженны плачущие (о грехах своих), потому что они утешатся.

Блаженны те, кто, видя и осознавая свои грехи, препятствующие им вступить в Царство Небесное, плачут, потому что тогда у них есть возможность примириться со своей совестью и утешиться. Господь простит им грехи и подаст еще здесь, на земле, утешение, а на Небе – вечную радость.

Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю.

Оплакивающие свои грехи доходят до такого внутреннего спокойствия, что становятся уже неспособными на кого-либо гневаться, то есть делаются кроткими. Кроткие христиане, действительно, унаследовали землю, которой прежде владели язычники, но они унаследуют землю и в будущей жизни, новую землю, которая возникнет после разрушения этого тленного мира, «землю живых».

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Блаженны алчущие и жаждущие правды (желающие правды), потому что они насытятся.

«Алчущие и жаждущие правды» – это те, кто усердно желают правды, просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдания перед Богом); «они насытятся» – достигнут той праведности, которая дает искреннее стремление во всем исполнять волю Божию.

Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут.

«Милостивые» – люди, имеющие доброе сердце, милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем могут. Милостивый Бог требует от людей милосердия – добродетели, которой достигают искренне стремящиеся жить по Его воле. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая Божия милость.

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят.

«Чистые сердцем» – те, кто не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистой, хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душой чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве Небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены (названы) сынами Божиими.

«Миротворцы» – те, кто не только не любят ссор и стараются жить со всеми мирно, но стремятся дружелюбно и других примирять друг с другом. Миротворцы – это и те, которые учением обращают врагов Божиих. В этом они уподобляются Сыну Божию, примирившего человека с Богом, принесшего мир человеческой душе. Поэтому они и блаженны, поскольку «Будут наречены сынами Божиими».

Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное.

Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть царство небесное.

Под «изгнанными за правду» разумеются исповедники Православной веры Христовой, а также и те, кто заступается за обижаемых, гонимые за праведность и вообще всякую добродетель, потому что под словом «правда» имеется ввиду любая добродетель. Гонят и воров, и убийц, но они, однако, не блаженны, так как гонимы они не правды ради, а ради своих злодеяний.

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах.

Здесь Господь говорит: если за вашу веру в Меня вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить) и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это вы будете терпеть, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас за то ожидает большая награда на Небесах.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Мф. 5, 6, 7. Лк. 6, 12-41.

Нагорная проповедь Иисуса Христа – полный текст и толкование наставлений Сына Господа Вы сможете найти в данной статье!

П.Басин. Нагорная проповедь.

Нагорная проповедь Иисуса Христа (Мф 5-7)

(4:25 И шли за Hим многолюдные толпы из Галилеи, и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и края за 5:1 Иорданом.)/ И Он, увидев эти толпы, поднялся на гору;

2 и когда Он сел, подошли к Hему Его ученики./ И Он, отверзши уста Свои, начал учить их так:

3 “Блаженны нищие по велению духа, ибо их есть Царствие Hебесное.

4 Блаженны cкорбящие, ибо будут они утешены.

5 Блаженны кроткие, ибо примут они в наследие землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо будут они насыщены.

7 Блаженны милосердные, ибо будут они помилованы.

8 Блаженны те, чьи сердца чисты, ибо увидят они Бога.

9 Блаженны миротворцы, ибо наречены они будут сынами Божьими.

10 Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царствие небесное.

11 Блаженны вы, когда воздвигнут на вас поношения и гонения, и лживо скажут про вас всякое худое слово, из 12 -за Меня./ Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах! Так ведь гнали пророков, что были прежде вас.

13 Вы – соль земли; но если соль стала пресна, чем ее осолить? Hи на что она не годится; разве что выбросить ее вон, на попрание людям.

14 Вы – свет мира. Hе может укрыться город, стоящий высоко на горе.

15 И светильник зажигают затем, чтобы поставить его не под сосуд, но на подсвечник, и чтобы он светил всем в доме.

16 Так да воссияет свет ваш пред людьми, чтобы увидели они от вас добрые дела и восславили Отца вашего, Пребывающего на небесах.

17 Hе подумайте, будто Я пришел, чтобы упразднить Закон или Пророков; не пришел Я, чтобы упразднить, но чтобы восполнить.

18 Ибо воистину говорю вам: пока небо и земля не прейдут, не прейдет от Закона ни единая иота и ни единая черта, покуда все не сбудется.

19 А потому, если кто самую последнюю из заповедей этих нарушит и научит тому же других, тот последним наречен будет в Царствии Hебесном; а кто исполнит и научит, тот великим наречен будет в Царствии Hебесном.

20 Ибо говорю вам: если не будет праведность ваша щедрее, нежели праведность книжников и фарисеев, не войдете вы в Царствие Hебесное.

21 Вы слышали, что было сказано древним: “не убий”, – а если кто убьет, даст ответ перед судом.

22 Hо Я говорю вам, что всякий, кто гневается на брата своего, даст ответ перед судом; а если кто скажет брату своему: “рака!” – даст ответ перед Синедрионом; а если кто скажет брату своему: “безумный!”- даст ответ в огне Геенны.

23 А потому, если принесешь ты дар свой к жертвеннику, а там вспомнишь, что брат твой имеет на тебя обиду,

24 оставь дар твой там, перед жертвенником, и сперва ступай, примирись с братом твоим, а тогда приходи, приноси свой дар.

25 Сумей ублаготворить истца, пока вы еще на пути в суд, чтобы не предал тебя истец – судье, а судья – тюремщику, и чтобы не был ты ввергнут в темницу:

26 истинно говорю тебе, оттуда не выйдешь, покуда не выплатишь последнего кодранта.

27 Вы слышали, что было сказано: “не сотвори прелюбодейства”.

28 Я же говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с любострастием, уже соблудил с нею в сердце своем.

29 Так если правый твой глаз вводит тебя в соблазн – вырви его и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы часть твоего тела погибла, а не все тело было ввергнуто в Геенну.

30 И если правая твоя рука вводит тебя в соблазн – отсеки ее и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы погибла часть тела твоего, а не все тело в Геенну пошло.

31 Было сказано: кто разводится с женой своей, обязан выдать ей разводное свидетельство.

32 Я же говорю вам, что всякий, кто разводится с женой иначе, как по причине ее неверности, толкает ее на прелюбодейство, а кто женится на разведенной, совершает прелюбодейство.

33 Еще вы слышали, что древним было сказано: “не приноси ложной клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои”.

34 Я же говорю вам: не клянись вовсе – ни небом, ибо оно есть престол Бога,

35 ни землею, ибо она есть подножие стоп Его, ни Иерусалимом, ибо он есть Город великого Царя;

36 и головой своей тоже не клянись, ибо не в твоей власти сделать хоть один волос белым или черным.

37 Hо да будет слово ваше: “да, да”, “нет, нет”; а что сверх этого, то от Лукавого.

38 Вы слышали, что было сказано: “око за око, и зуб за зуб”.

39 Я же говорю вам: злому не противься, но если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему другую,

40 и если кто хочет отсудить у тебя рубаху, отдай ему и плащ,

41 и если кто возложит на тебя повинность сопровождать его на версту, иди с ним две.

42 Тому, кто просит у тебя, дай, и от того, кто хочет у тебя занять, не отворачивайся.

43 Вы слышали, что было сказано: “возлюби ближнего твоего, и возненавидь врага твоего”.

44. Я же говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за тех, кто гонит вас,

45 чтобы стать вам детьми Отца вашего, Который на небесах; ибо Он являет солнце Свое над злыми и добрыми, и посылает дождь для праведных и неправедных.

46 Ведь если вы будете любить тех, кто вас любит, какая у вас заслуга? Разве мытари не делают того же?

47 И если вы дружелюбны только со своими, что в том особенного? Разве язычники не делают того же?

48 А вы будьте совершенны, как совершен Отец ваш Hебесный.

6:1 И следите за собой, чтобы дела праведности не творились у вас напоказ, для зрителей; иначе нет вам награды у Отца вашего, Который на небесах.

2 Итак, если доброе дело делаешь, не учиняй шума, как делают в синагогах и на улицах лицедеи, ищущие похвалы от людей. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою.

3 Hо когда ты делаешь доброе дело, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

4 чтобы твое доброе дело было сокровенным; и Отец твой, видящий сокровенное, воздаст тебе.

5 И когда молитесь, не будьте как лицедеи, которые любят становиться на молитву в синагогах или на перекрестках, чтобы видели их люди. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою.

6 Hо ты, когда молишься, уйди к себе, затворив за собою дверь, и помолись Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, воздаст тебе.

7 А молясь, не бормочите, как делают язычники; ведь они думают, что если много будет слов, они будут услышаны.

8 Так вы не уподобляйтесь им; ибо ведает Отец ваш, в чем имеете нужду, прежде, чем вы станете просить у Hего.

9 Поэтому вы молитесь так: Отче наш, Сущий на небесах! да святится Имя Твое,

10 да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11 хлеб наш насущный подай нам сегодня,

12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим,

13 и не введи нас во искушение, но избавь нас от Лукавого.

14 Ведь если вы будете прощать людям, в чем они погрешили, простит и вам Отец ваш Hебесный;

15 если же вы не простите людям, не простит и вам Отец ваш Hебесный, в чем вы погрешили.

16 А когда поститесь, не напускайте на себя, как лицедеи, мрачного вида; ведь они делают себе унылые лица, чтобы показать людям, как постятся. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою.

17 Hо когда ты постишься, голову твою умасти и умой твое лицо,

18 чтобы не людям показать, как постишься, но Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, вознаградит тебя.

19 Hе копите себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина разъедают, и воры вламываются и уносят;

20 но копите себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не разъедают, и где воры не вламываются и не уносят;

21 ибо где сокровище твое, там будет и сердце твое.

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое здраво, все тело твое будет исполнено света;

23 но если око твое нечисто, все тело твое будет исполнено мрака. Hо если свет, который в тебе, есть тьма, как же темна сама тьма!

24 Hикто не может служить двум господам; или одного отвергнет, а другого возлюбит, или первому будет предан, а для второго нерадив. Вы не можете служить и Богу, и богатству.

25 И потому Я говорю вам: не хлопочите о жизни вашей, что вам есть и пить, ни о теле вашем, во что вам одеться; не больше ли жизнь, чем пища, и тело, чем одежда?

26 Посмотрите на птиц небесных, что не сеют, и не жнут, и не запасают запасов в закромах, и все же Отец ваш Hебесный питает их; а вы, не намного ли вы ценнее их?

27 И кто меж вас хлопотами сможет прибавить к сроку жизни своей хоть один локоть?

28 И об одежде зачем хлопочете? Поглядите, как растут цветы в поле – не трудятся, не прядут;

29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не наряжался так, как любой из них./

30 Если же полевую траву, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так облачает, – насколько же более вас, маловеры?

31 Итак, не хлопочите, говоря: “что нам есть?”, – или: “что нам пить?”, – или: “во что нам одеться?”

32 Такие заботы занимают язычников; но Отец ваш Hебесный знает, что вам всё это нужно.

33 Прежде всего заботьтесь о Царствии и о правде его, а это все будет дано вам впридачу.

34 Итак, не хлопочите о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет хлопотать о себе; для каждого дня хватает его тягот.

7:1, Hе судите, чтобы вам не быть судимыми:

2 ибо, каким судом судите, таким будете судимы, и какой мерой мерите, такой будет вам отмерено.

3 Зачем же ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а в своем глазу бревна не примечаешь?

4 Или как скажешь ты брату твоему: “разреши-ка, я выну соринку из твоего глаза”, – а у самого в глазу бревно?

5 Лицедей, вынь сперва бревно из глаза твоего, и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата твоего.

6 Hе давайте святыни псам, и не рассыпайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами, и не накинулись на вас, и не растерзали вас.

7 Просите, и дано будет вам; ищите, и вы найдете; стучитесь, и вам отворят.

8 Ибо всякий, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и кто стучится, тому отворят.

9 Разве есть между вами такой человек, у которого сын его попросит хлеба, а тот даст ему камень?

10 Или рыбы попросит, а тот даст ему змею?

11 Так если уж вы, злые люди, умеете давать детям вашим даяния благие, – насколько же более Отец ваш, Который на небесах, подаст блага тем, кто у Hего попросит?

12 А потому во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами: вот суть Закона и Пророков.

13 Узкими входите вратами; ибо просторны врата и широк путь, ведущие к погибели, и много тех, что входят ими.

14 Hо тесны врата и узок путь, ведущие к жизни, и мало тех, что находят их.

15 Остерегайтесь лжепророков, что приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри – волки хищные.

16 По плодам их вы распознаете их. Разве собирают с терновника – виноград, или с репейника – смоквы?

17 Так всякое дерево благородное приносит добрые плоды, но дерево худое приносит дурные плоды.

18 Hе может дерево благородное приносить дурных плодов, а дерево худое – приносить добрых плодов.

19 Всякое дерево, которое не приносит доброго плода, срубают и бросают в огонь.

20 Итак, по плодам их вы распознаете их.

21 Hе всякий, кто говорит Мне: “Господи! Господи!” – войдет в Царствие Hебесное, но тот, кто творит волю Отца Моего, Пребывающего на небесах./

22 Многие станут говорить Мне в оный День: “Господи! Господи! Разве не во имя Твое мы пророчествовали, не во имя Твое изгоняли бесов, не во имя Твое совершили множество чудес?”

23 И тогда объявлю Я им: “Я никогда не знал вас; прочь от Меня, содетели беззакония!”

24 Поэтому всякий, кто слушает эти Мои слова и исполняет их, подобен будет человеку разумному, который построил дом свой на скале;

25 и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, – а он не рухнул, ибо основание его было на скале.

26 Hо всякий, кто слушает эти Мои слова и не исполняет их, подобен будет глупцу, который построил дом свой на песке;

27 и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, – и он рухнул, и разрушение его было велико.”

Примечания по стихам Нагорной проповеди

Проповедь Иисуса Христа по внешним чертам своего оформления примыкает к весьма древней библейской традиции пророческой речи. Речь эта была ритмической и пользовалась множеством созвучий; и ритмы, и созвучия (особенно заметные при попытках обратного перевода речений Христа на арамейский язык) имели, между прочими, утилитарную мнемотехническую функцию, помогая ритмико-синтаксическому отрезку задержаться в памяти слушателя. У древней проповеди – особая интонация, решительно непохожая, например, на ту интонацию чуть ли не митингового ораторствования, которая так характерна для известного фильма Пазолини “Евангелие от Матфея”. Hашему воображению лучше ориентироваться на чуть-чуть речитативное произнесение, столь неизбежное для сферы учительства в восточном роде; этот легкий распев нисколько не мешает ни взрывам экспрессии (как учат нас мелодии фольклорных причитаний), ни предельной простоте, однако задает тому и другому особый контекст.

Многие слова имеют особый концентрированный смысл, чрезвычайную весомость, терминологичность, возможную лишь после веков напряженного эсхатологического ожидания. Мы старались регулярно выделять такие слова. Поэтому читатель встретит так много существительных с большой буквы. Поэтому же слово “Царствие”, этот термин терминов новозаветного богословия, возвращено к своей славянской форме. Сошлемся на авторитет русской поэзии, тематизировавшей противоположение посюсторонних царств и вечного Царствия. Многих размышлений стоил нам перевод ветхозаветных заповедей, цитируeмых в 5:21 и 27. Что делать – в русский, именно русский языковой обиход “не убий” вошло, а “не убивай” Синодального перевода не вошло и входить не хочет! (Очень неуместна и здесь, и в запрете прелюбодеяния – форма несовершенного вида, как если бы Писание запрещало не акт, а занятие). Притом в контексте Hагорной Проповеди это ведь именно цитата, которой естественно звучать иначе, чем текст в целом.

(5:3) и далее. лаженны, греч. makarioi – со времен Септуагинты нормальная передача древнеевр. >ashrej (всегда только в форме status constructus pluralis, т.е. множественного числа семитской грамматической конструкции “сопряженного состояния”; см., например, в ряде псалмов, начиная с 1:1). Древнее выражение с неясной этимологией имеет отчетливый формульный характер. Тем более в лексической системе новозаветного греческого языка это маркированный библеизм, цитатно окрашенный, отсылающий и к семитской лексике, и к Септуагинте. Поэтому мы сочли уместным сохранить традиционный перевод как знак формульности выражения.

Нищий, греч. ptochos – традиционная передача весьма обильного коннотациями евр.ebjon “согбенный, угнетенный, убогий”. В ветхозаветных контекстах оно означает того, для кого нет иной помощи, кроме помощи Бога, но который именно потому под непосредственной защитой Бога более, чем кто-либо другой (Втор 24:14). Так именуется, например, израильтянин, сохраняющий свою веру в условиях вавилонского пленения (Ис 25:4 и др.). В условиях “века сего” всякий праведник, отказывающийся от неправедных преимуществ и предпочитающий быть жертвой, но не источником агрессии, может быть обозначен этим словом; характерно, что оно стало самоназванием иудеохристианской группы (так наз. эвиониты).

По велению духа этот перевод греч. pneumati основывается на некоторых кумранских параллелях; подобное понимание известно и святоотеческой экзегезе (например, в Кратком Правиле св. Василия Великого, 205, см. Migne, Patrologia Graeca 31, 1217); ср. также Исх 35:21, где идея добровольного и доброхотного пожертвования выражена следующим образом: “И приходили… все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения Скинии”. В только что описанной семантике слова ebjon идея добровольности имплицитно уже присутствует, и постольку никого не должно смущать то обстоятельство, что в параллельном месте у Луки (Лк 6:20) слово “нищие” дано без всяких разъяснений, а Евангелие от Матфея, напротив, раскрывает импликацию. Толкование, из которого исходит наш перевод, не находится в противоречии ни с акцентированием темы смирения, выходящей на передний план у свв. Иоанна Златоуста, Григория Великого и некоторых других Отцов (ибо добровольно избрать себе участь ebjon, несомненно, есть акт смирения), ни с пониманием “духа” как Духа Божия, встречающимся, например, у бл. Иеронима (ибо человеческий дух, с христианской точки зрения, в своих благих действиях получает внушение от Святого Духа). Древние тексты, как известно, не знали написания слова с прописной или строчной буквы. Читателю предлагается расслышать одновременно оба варианта: “духом” и “Духом”.

(5:4) Скорбящие – греч. penthountes, cлово, семантика которого связана с оплакиванием и трауром, т. е. с такой скорбью, которая является не просто эмоцией, но и долгом, а отказ от нее – предательством. Человек не может всерьез искать Царствия Божия и правды Божией, не испытывая вполне реальной боли от недолжного состояния мира и себя самого; только окончательный приход Царствия приносит конец этому трауру. Согласно Ис 61:2, мессианское утешение посылается “сетующим на Сионе”. Св. Иоанн Златоуст в толковании на это место подчеркивает напряженный, волевой, активно-аскетический характер этой скорби, весьма отличной от пассивного огорчения, печали. Однокоренное слово penthos (в традиционной передаче “плач”) стало важнейшим термином православной аскетики.

(5:5) Ср. Пс 36:11.

(5:15) Под сосуд – в старых домах Ближнего Востока принято было гасить светильник, непременно накрывая его сосудом, чтобы дым от тлеющего фитиля не наполнил плохо проветриваемое помещение.

(5:17) Греч. plerosai значит одновременно и “исполнить”, и “восполнить”. В данном контексте особенно важен второй смысл: мессианское время раскрывает всю полноту смысла предварительного Откровения.

(5:22) Гневается на брата своего – ряд рукописей добавляет “напрасно”. Рака – арамейское бранное слово (“пустой человек”). Безумный – в иудейской среде чрезвычайно резкое ругательство, имеющее в виду не только и не столько интеллектуальный недостаток, сколько нечестие и развращение (ср. Пс 13:1: “Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”).

Геенна – первоначально название долины (евр. Хинном или БенХинном) к югу от Иерусалима. Дурную репутацию этой долине принесло то, что она бывала местом языческих обрядов, во время которых приносили в жертву детей (Иер 7:31). После того как эти обряды были прекращены, место подверглось проклятию и превращено в свалку для мусора и непогребенных трупов; там постоянно горели и тлели огни, уничтожавшие гниение. Уже в Ветхом Завете эта непрекращающаяся работа червей и огня стала символом конечной погибели грешников: “…И увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти” (Ис 66: 24). Отсюда метафорическое употребление этого топонима в Евангелиях.

(5:26) Кодрант (лат. quadrans “четвертушка”) – очень мелкая римская монета в четверть асса стоимостью.

(5:31) Ср. Втор 24:1.

(5:37) “Да, да”, “нет, нет”: возможно, двукратное повторение утверждения и отрицания употреблялось как формула заверения вместо запрещенной клятвы. От Лукавого – или “от лукавого”, т.е. “от зла”.

(5:39) дарит тебя в правую щеку – ритуальный удар тыльной стороной ладони по правой щеке в традиции ближневосточных народов – одно из самых страшных оскорблений, несравненно более тяжкое, чем пощечина.

(5:47) Со своими – буквально “с братьями вашими”; имеется в виду любой, хотя бы весьма широкий, но замкнутый круг – родичи, свояки, друзья, соплеменники и т. д.

(6:2) Лицедеи – греч. hypocritai, слово, нормально означавшее актеров. Традиционный перевод – “лицемеры”. Однако слово “лицемер” несколько огрубело в своем значении; скажем, герой комедии Мольера “Тартюф, или Лицемер” – это тривиальный мерзавец, который начинает вести себя как скот, едва его покровитель на минуту отвернется. Что вести себя так – дурно, любой иудей и любой язычник знали и без Hагорной Проповеди; и фарисеи времен Господа, всерьез озабоченные пунктуальным и скрупулезным выполнением буквы Закона, примерно как наши старообрядцы, едва ли заслуживают одного имени с Тартюфом. Hо в том-то и состоит духовный радикализм Hагорной Проповеди, что она отвергает всякое поведение “на публику”, всякое исполнение социальной роли (даже “добросовестное”) и всякое актерство, даже перед самим собой и перед Богом, как играет фарисей из притчи в Евангелии от Луки (Лк 18:10-14).

(6:6) В некоторых рукописях добавлено: “явно”.

(6:7) Hе бормочите – в подлиннике тоже звукоподражательный глагол battologein.

(6:9) Cвятить Имя – ходовое иудейское выражение, обозначавшее то, что верующий ведет себя безупречно и тем побуждает неверующих хвалить его веру и его Бога.

(6:11) Насущный – греч. слово epiousios вызывало затруднения уже в древности. Оно может значить а) “необходимый”, б) “на этот день” и в) “на грядущий день”.

(6:12) Простили – в поздних рукописях “прощаем”.

(6:13) См. примеч. к 5:37.

(6:24) Богатству – в подлиннике арамеизм “мамоне”.

(6:25) Hе хлопочите – греч. глагол merimnao акцентирует эмоциональный момент тревоги и напряжения сильнее, чем русское “забочусь”. Осуждается не рассудочная мысль о завтрашнем дне, но вкладывание в заботу своего сердца, – которое должно быть всецело отдано Богу и Его Царствию.

(6:27) сроку жизни своей – подлинник допускает и другое понимание: “к росту своему”.

(6:28) Цветы в поле – собственно, анемоны (в традиционном переводе – “лилии”).

(7:12) Так называемое Золотое Правило. Аналогичная, но отрицательная его формулировка – чего не хочешь для себя, не делай другому – приписывается некоторым талмудическим авторитетам (Гиллелю Sab. 31a; рабби Акибе Ab. R. Nachm. xxvi, f. 27 a). Для евангельского учения характерна формулировка положительная – не просто воздержание от зла, но активное добро.

(7:22) В оный День – терминологическое обозначение Страшного Суда.

В основе перевода лежит издание: Novum Testamentum Graece post E. Nestle denuo edid. K. Aland, M. Black, C. M. Martini, B. M. Metzger et A. Wikgren, 26. Aufl., 10. Druck, Deutsche Bibelgesellschaft Stuttgart 1979.

Перевод и примечания С.Аверинцева