Описание рентгенограммы легких в норме пример. Как читать рентгеновские снимки легких, позвоночника, пазух носа. Стоматология. Понятная и Доступная

Рентгенография является одним из способов исследования, основа ее - получение фиксированного изображения посредством рентгеновских лучей. Результат обычно получают на рентгеновской пленке или выводят (если применялись цифровые аппараты) на или бумагу. Основывается исследование на прохождении рентгеновских лучей через ткани организма. Обычно рентген используют как диагностический метод. Для получения более точных результатов используют рентген-снимок в двух проекциях.

Рентген грудной клетки

Рентгенография ОГК (органов грудной клетки) - самый распространенный метод обследования, который позволяет выявить патологии со стороны дыхательной, а также сердечно-сосудистой систем, ребер, грудного отдела позвоночника, возникающие при различных травмах и заболеваниях.

Как действуют рентгеновские лучи? Проходя через тело и органы, они поглощаются по-разному. В результате получается рентген-снимок. Ткани более плотной структуры выглядят на нем белыми, те, которые мягче, - темными. После проявления и высушивания врач-рентгенолог оценивает полученную картину. Рентген-снимок легких покажет все патологии, если таковые существуют, укажет на возможные заболевания.

Современные цифровые аппараты упрощают процедуру, при этом значительно снижена. Существует и передвижное оборудование, которое позволяет обследовать лежачих больных.

Возможности рентгена и расшифровка результата

Рентген грудной клетки помогает обнаружить следующие патологии в организме:

  • Дыхательная система: бронхит, пневмосклероз, рак, ателектазы легких, пневмония. Рентген-снимки расшифровывает доктор и сразу видит вероятное заболевание.
  • Сердечно-сосудистая система: миокардит, перикардит, изменения сердца в размерах.
  • Средостение: смещение структур, медиастинит.
  • Костно-мышечный каркас грудной клетки: переломы грудины или ребер, позвонков, гемоторакс, пневмоторакс, ранения средостения, сердца.

Также рентгенография используется для отслеживания динамики выздоровления при лечении пневмонии. Однако рентген нельзя назвать универсальным методом диагностики. Например, природу опухоли рентген оценить не сможет, также данное исследование ограничено для неподвижных больных. Для таких исключительных случаев используется

При расшифровке результата рентген-снимка ОГК доктор оценивает, каковы размеры и форма средостения, структура грудной клетки и мягких тканей, прозрачность легочного поля, интенсивность рисунка, положение и строение корней легких, форма плевральных синусов и диафрагмальных куполов.

Подготовка и проведение процедуры

Для проведения процедуры рентгенографии ОГК не требуется специальной подготовки. Доктор рекомендует только снять одежду и украшения с той области, которая будет облучаться. Также нужно убрать все предметы, которые могут помешать исследованию (очки, зубные протезы). Если есть необходимость присутствия родственника больного, на него надевается защитный свинцовый фартук.

Сняв одежду, пациент располагается напротив фотопластины. Врач выходит из комнаты к пульту, по его команде необходимо поднять плечи, прижаться к пластине и задержать ненадолго дыхание. Двигаться при этом нельзя. Если у больного нет возможности принять вертикальное положение, его размещают на столе. Помогают ему при этом родственники или медсестра.

Обследование безболезненное, не вызывает никаких неприятных ощущений. Единственный дискомфорт - прохладная температура в помещении. Рентген-снимок будет готов в течение 15 минут. Вам его выдадут сразу же вместе с описанием. На основании этого доктор поставит диагноз или направит на дообследование.

Рентген-снимки зубов

Получило широкое распространение в не только дает возможность отслеживать патологии, но и выявляет отклонения в строении важна при выборе оптимальных вариантов лечения.

Существует несколько видов рентген-снимка в стоматологии:

  • Панорамный . Данный снимок позволяет доктору оценить всю панораму расположения зубов, определить их количество, увидеть непрорезавшиеся зубы, зачатки. Также видно анатомическое строение челюсти, носовых пазух. Панорамный снимок важен при имплантации зубов, исправлении прикуса, удалении зубов мудрости.
  • Прикусный . Иначе такой снимок называют интерпроксимальной рентгенографией. Распространенный тип снимка. Применяют его для выявления пародонтита, кариеса. Иногда прикусный снимок делают после установки коронки для проверки правильности процедуры.
  • Прицельный . С помощью прицельного снимка можно точно увидеть, как выглядит больной зуб, установить правильную схему лечения. Прицельный снимок позволяет увидеть не более четырех зубов.
  • Цифровой . Безопасная современная диагностика. 3D-рентген дает возможность получить четкий снимок всего зубного ряда и отдельных зубов. Трехмерное изображение выводится на экран, после его изучения доктор определяет методы лечения.

Процедура выполнения снимка

Перед исследованием рекомендуется пациенту снять с себя все металлические изделия, украшения: они могут искажать данные снимков. Проведение процедуры зависит от вида снимка. Занимает исследование несколько минут. Облучение имеет минимальную дозу. Сеанс проходит в специальном помещении. Пациент прикусывает светочувствительную пленку, находиться она должна между аппаратом и исследуемым зубом.

При исследовании при помощи компьютерного радиовизиографа на пациента надевают специальный фартук, датчик устанавливается на исследуемую область и присоединяется к аппарату. Результат отображается на компьютере.

При использовании ортопантомографа рентгенограмма выполняется следующим образом: пациент становится к аппарату, подбородок фиксируется на опоре. Зубами зажимается блок, который не дает смыкаться челюстям. Пациент должен стоять неподвижно. Устройство несколько раз вращается вокруг головы. Снимки можно получить в этот же день.

Расшифровка снимка

На основании рентген-снимка зубов доктор пишет заключение, где указывает количество зубов, размер и их расположение. Все обнаруженные патологии также отобразятся в заключении.

На снимке видно расположение каждого зуба, наклон, состояние костей. Затемнения на снимке указывают на наличие пульпита, дентикли. Дефекты зубной эмали означают кариес. Там, где плотность снижена, заметны просветления. Если кариес сложный, структура зуба деформирована, образуются гранулемы.

Может быть обнаружена киста - четкий контур однородной структуры продолговатой формы. Киста расположена у зубного корня, она может быть маленькой и большой. Большие кисты способны затрагивать сразу два зуба. Хронический периодонтит виден как резкое затемнение на снимке у верхушки корня. При пародонтозе видна уменьшенная костномозговая область, видны атрофические процессы и склеротические изменения.

Рентген позвоночника

  • При болях в шейном, грудном и поясничном отделе.
  • При мышечных поясничных болях неясной природы.
  • При ограничении подвижности конечностей.
  • При травмах, падениях и ушибах.
  • При подозрениях на дегенеративные изменения в костях.
  • При диагностике искривлений, остеохондрозе, сколиозе.

Рентгеновские снимки рекомендуется выполнять в двух проекциях: боковой и прямой. Описания рентген-снимков делает врач-рентгенолог, он оценивает контуры позвонков, промежутки между ними, интенсивность окраски, наличие наростов. После этого опытный специалист способен сразу же поставить диагноз, определить вероятный прогноз и необходимость хирургического лечения.

Как проводится процедура

Для снимка верхнего отдела позвоночника не требуется специальной подготовки. Если исследуется пояснично-крестцовый отдел, рекомендуется заранее подготовиться:

  • Нужно полностью очистить кишечник, иначе диагноз будет сложно поставить правильно.
  • Исключить из рациона за два дня до процедуры продукты, способствующие брожению: хлеб, молоко, бобовые, грубую клетчатку.
  • Накануне следует исключить ужин, перед процедурой - завтрак.
  • Отказаться от алкоголя и курения.
  • Перед процедурой очистить кишечник при помощи клизмы.
  • В момент съемки на теле не должно быть металлических предметов.
  • Сохраняйте неподвижность.

Обследование для пациента абсолютно безболезненно. Проводится на протяжении 10-15 минут. Снимки с описанием сразу же выдаются на руки.

Когда цифровая эра добралась до фотографии, она принесла с собой множество преимуществ для фотографов: создание огромного количества фотографий без увеличения стоимости, как в случае с пленкой. Мы можем видеть сделанный кадр сразу после съемки, мы можем изменять ISO после каждого кадра, в пленочной фотографии для этого нужно было поменять пленку. Но одним из самых важных преимуществ цифровой фотографии является то, что поначалу пугает многих начинающих фотографов и это гистограмма .

Но нет причин избегать ее - на самом деле гистограмму довольно легко использовать, но как только вы поймете, как она работает. Гистограмма - это просто графическое представление тонального диапазона вашей фотографии, которое поможет вам оценить экспозицию.

В эру пленочной фотографии нам приходилось ждать пока мы проявим пленку, чтобы точно знать, получилось ли у нас хорошая фотография или нет. Теперь, используя гистограмму, эта информация у вас под рукой.

Как прочитать гистограмму?

Это легко: На горизонтальной оси графика гистограммы отображается яркость оттенков на фотографии. За самые темные оттенки отвечает ее левая часть, за самые светлые правая часть, а за оттенки средней яркости или как их иначе называют полутона отвечает центральная часть. На вертикальной оси отображается сколько пикселей такой яркости есть на фотографии, чем выше пик на графике, тем больше пикселей

Самое важное, что нужно знать о гистограмме это то что если пик прикоснулся к правому краю графика, то у нас проблема с фотографией. Это большая часть вашего изображения пересвечена или даже полностью белая, без каких-либо деталей в светлых участках. И самая большая проблема заключается в том, что область, которая пересвечена, не содержит данных вообще, поэтому вы не сможете ничего сделать даже при пост-обработке и даже если вы снимали в формате RAW. Это применимо только в том случае, если пик касается края графика. Если это пик перед краем, все в порядке.

Если пик касается левого края, это означает, что часть вашего изображения полностью черная. Вы можете использовать компенсацию экспозиции в плюс, чтобы скорректировать свой следующий снимок. Но если вы сейчас заняты ночной съемкой, например, звездного неба, то это вполне “здоровая” гистограмма для такого случая.

Нет такой вещи, как идеальная гистограмма. Это просто графическое представление тонального диапазона в вашем изображении. Вы должны, как художник, решать, что делать с этой информацией. Наличие большого количества темных или светлых участков (при условии, что нет пересветов и недосветов) не обязательно плохо.

Давайте рассмотрим некоторые примеры того, как будут выглядеть гистограммы для разных типов фотографий.

Примеры гистограмм

Сцена, снятая в “высоком ключе”

Когда вы снимаете в высоком ключе, то снимок будет иметь много светлых тонов, и мало средних и темных тонов. Когда вы хотите сфотографировать сцену в высоком ключе, ваша гистограмма должна быть смещена вправо - но чтобы пик графика не касался правого края. Если вы хотели сделать снимок в высоком ключе, но ваша гистограмма показывает много оттенков в середине графика, ваши светлые тона на снимке, вероятно, будут выглядеть более серыми, чем вы хотели бы.

Пеликаны в Салтонском море, Калифорния

Сцена в высоком ключе

Гистограмма для изображения выше показывает преобладание светлых тонов

Сцена в низком ключе

Сцена в низком ключе – это темна сцена, которую вы получаете при фотосъемке ночью. В этом случае ваша график гистограммы будет смещен влево. Так же у вас может быть пик у левого края, который указывает на наличие самых темных областей

Подобная сцена будет иметь график смещенный к левой стороне.

Гистограмма для фотографии выше показывает темную сцену.

Высококонтрастная сцена

Высококонтрастная сцена - это та, где много очень темных и очень ярких тонов, и, возможно, не так много средних тонов. В этом случае на вашей гистограмме будут подъемы слева и справа, а посередине будет либо провал, либо ровный график.

Высококонтрастная сцена. Экстремальные светлые и экстремальные темные тона и совсем немного средних тонов.

Гистограмма высококонтрастной сцены выше.

Низкоконтрастная сцена

Низкоконтрастная сцена (в тональном плане) имеет средних тонов, и довольно мало светлых тонов. Гистограмма такого снимка будет иметь форму колокола. Обратите внимание, в тональном плане это низкоконтрастная сцена, а в цветовом высоконтратснаяJ

Опять же, вам как художнику решать, что делать с этой информацией, использовать ее или нет. Это просто еще один инструмент в вашем арсенале, чтобы помочь вам превратить свое художественное видение в отличные снимки.

Если вы не довольны гистограммой снимка, то используйте компенсацию экспозиции. С ее помощью вы сможете скорректировать экспозицию, сделав изображение темнее или светлее. Или вы можете повлиять на освещенность сцены другим способом, используя вспышку, отражатель или рассеиватель. Выбор за вами.

Понимание цветовой гистограммы

Вы, наверное, заметили в приведенных выше примерах, что гистограмма не только отображает яркость в оттенках серого, но также показывает цвета. Да, можно пересветить или недосветить цвет! Случается, что есть какой-то цвет, который выходит очень ярким на фото, и иногда этот цвет может быть настолько насыщенным, что вы теряете в нем детали. Обычно это происходит с красными цветами, например.

Как бороться с этим? Самый простой способ, это слегка обесцветить именно этот цвет при пост-обработке, чтобы вернуть часть деталей в лепестках цветка. Гистограмма выше показывает увеличение красных тонов в зоне светлых тонов.

Когда использовать гистограмму

Непосредственно во время съемки вы можете использовать гистограмму в сочетании с режимом Live View (при работе с зеркальной камерой), чтобы увидеть ее, прежде чем сделать снимок (или просто включить отображение гистограммы на ЖК экране, если у вас беззеркальная камера). Вы также можете посмотреть гистограмму после тога как сделали снимок. В любом случае, важно, чтобы вы использовали гистограмму, чтобы проконтролировать правильность выставленной экспозиции, пока вы находитесь на съемке “в полях”. Таким образом, у вас будет возможность переснять кадр пока вы находитесь на нужной локации.

Не стоит полагаться только лишь на визуальный осмотр снятой фотографии на ЖК экране камеры, чтобы оценить правильность экспозиции, включите гистограмму. Это нужно делать потому, что яркость вашего ЖК-дисплея не имеет ничего общего с яркостью вашего фотоснимка.

Гистограмма также доступна вам при последующей обработке фотографий в любом графическом редакторе. Используйте ее, чтобы увидеть, какие настройки необходимо подкорректировать, чтобы не получить слишком яркие или слишком темные области на снимке при обработке.

Надеюсь, это даст вам лучшее представление о том, как использовать этот удобный инструмент. Если у вас есть вопросы о гистограмме, пишите их в комментариях.

Расшифровка рентгена легких онлайн на нашем сайте осуществляется квалифицированными врачами лучевой диагностики. Чтение рентгенограмм – сложный процесс. Необходимость учета анатомических особенностей человека, изменения рентгенанатомической картины под влиянием заболевания – эти особенности не позволяют правильно расшифровать снимок человеку без «рентгенологического образования».

Основы расшифровки рентгена

Расшифровка рентгена студентами медицинских университетов осуществляется по стандартным алгоритмам. Схемы не учитывают много редких нозологических форм, но для большинства ситуаций чтение снимков по эталону вполне подходит.

Сам исследователь X-лучей Вильям Кондрад Рентген не знал рентгенатомии человека, поэтому не проводил эксперименты с анатомическими изображениями. Для оценки свойств изобретения применялись металлические предметы.

Первое оборудование, созданное в 1896 году, не обладало современным цифровым качеством, поэтому правильно расшифровать рентген снимок было невозможно.

Некоторые аспекты нормальной рентгенанатомии внутренних органов медицине предоставили Хоффманс и Маастрихт. Исследования проводились с целью выявления дозы облучения, которую получает человек при рентгенографии.

Чтобы человечество получило качественный вид диагностики, первые исследователи рентгеновских лучей проводили эксперименты в абсолютной темноте, жертвуя здоровьем из-за ионизирующего излучения. Дозы исторического рентгеновского оборудования в 100 раз превышали уровень, создаваемый современными цифровыми аппаратами. Изображение не отличалось качеством, но мелкие детали на нем можно было рассмотреть.

Качественная расшифровка рентгена легких стала возможна из-за внедрения рассеивающих решеток, сокращения времени экспозиции, применения программного обеспечения.

Читателям будет интересно узнать о том, что открыты рентгеновские лучи в 1895 году.

Как правильно расшифровать рентген легких

Расшифровать правильно рентген легких без специализированных знаний невозможно. Для чтения снимка недостаточно и медицинского образования.

Квалифицированные врачи лучевой диагностики онлайн готовы «прочитать» рентгенограммы, сделать квалифицированное заключение. Услуга выполняется для пользователей сайта в течение 1-2 суток.

Для постоянных пользователей расскажем о некоторых аспектах расшифровки снимков легких на примере рентгенограмм.

Рентгенография органов грудной клетки в прямой проекции: черные большие области с обеих сторон изображения – легочные поля

Правильная расшифровка рентгена органов грудной клетки начинается с выделения ведущего патологического синдрома – при наличии болезни. Затем проводится тщательная внутрисиндромная диагностика.

При наличии нескольких рентгеновских синдромов следует разграничить заболевания по определенному признаку. Чаще всего при попытке расшифровать рентгенограмму врачи встречаются с тремя патоморфологическими формами:

  1. Воспаление;
  2. Киста;
  3. Опухоль.

При выделении ведущего рентген синдрома предлагаем отнести патологию к одной из вышеописанных групп. Затем проводится изучение структуры просветления или затемнения.

Альтернативный алгоритм расшифровки рентгена легких базируется на «обратном исключении». Рациональность использования схемы актуальна при наличии множества болезней, характеризующихся схожими рентгенологическими проявлениями.

К примеру, при милиарной диссеминации нужно исключить следующие нозологические формы:

  • Туберкулез;
  • Силикоз;
  • Карциноматоз.

Если заболевания не подтверждаются спецификой рентгеновских синдромов, следует предполагать следующие состояния:

  • Интерстициальная вирусная пневмония;
  • Гемосидероз (отложение включений железа в легочной ткани).

Другие болезни нужно исключать тогда, когда не подтверждается рентген картина вышеописанной нозологии.

Правильная расшифровка рентгенограммы невозможна при исключении из анализа клинических данных. Помните, что заключение рентгенолога должно быть клинико-рентгенологическим!

Цифровая рентгенограмма легких в прямой проекции: ведущий синдром – расширение сердечной тени влево

Медицинский алгоритм чтения рентгенограммы

Квалифицированные врачи-рентгенологи проводят расшифровку рентгенограммы легких по следующей схеме:

  1. Изучение качества снимка;
  2. Определение подозрительной области;
  3. Определение «нормальности» или «патологии» снимка;
  4. Оценка локализации первичного очага (плевра, легкие, костные ткани);
  5. Описание структуры рентгеновского синдрома.

Для описания патологической картины врачи лучевой диагностики выделяют 10 рентгенологических синдромов:

  1. Тотальное затемнение легочного поля;
  2. Ограниченная тень;
  3. Диссеминация;
  4. Круглая тень;
  5. Полости;
  6. Просветление (субтотальное, тотальное);
  7. Очаговая диссеминация или ограниченный очаг;
  8. Патология легочного рисунка;
  9. Изменения корней;
  10. Нарушения проходимости бронхиального дерева.

Самыми распространенными являются болезни сердечно-сосудистой системы. Они провоцируют раннюю инвалидность, смертность. Раннее выявление патологии сердца способно спасти жизнь человеку.

Квалифицированная расшифровка рентгена легких должна включать оценку состояния легочных полей, сердечно-сосудистой системы, мягких тканей.

Рентгенография ОГК (прямая проекция): высокое стояние правого купола диафрагмы

Оптимальное сочетание рентгенографии с другими клиниками-инструментальными методами позволяет своевременно выявлять гемодинамические, легочные и иные нарушения работы органов.

Качественная расшифровка рентгена легких включает не только формирования описания с заключением. Грамотный специалист обязательно предлагает рекомендация для более тщательной диагностики или динамического наблюдения за пациентом на протяжении определенного времени.

Обращайтесь к профессионалам.

Рентгенограмма легких – суммационное изображение мягких тканей грудной клетки. На пути прохождения рентгеновских лучей некоторые структуры поглощают, а другие отражают излучение. Такая игра отображается на рентгеновской пленке или цифровом носителе.

Врач-рентгенолог читает рентгеновский снимок, состоящий из комплекса теней белого и серого цветов. Их сочетание между собой формирует изображение, которое специалист расшифровывает и делает описание.

Наши специалисты готовы бесплатно расшифровать рентгенограммы читателей. Предлагаем также внимательно разобраться самостоятельно с комплексом рентгеновских затемнений и просветлений.

Рентгеновские снимки легких – норма

Рентгеновские снимки легких (органов грудной клетки) анализируются по схеме «ПоЧиФоРа и ИнРиКоС». Как расшифровать эти термины:

  • По – положение;
  • Чи – число;
  • Фо – форма;
  • Ра – размеры;
  • Ин – интенсивность;
  • Ри – рисунок;
  • Ко-контуры;
  • С – смещаемость.

Данному алгоритму учат студентов медицинских университетов, готовящихся стать врачами-рентгенологами.

Рассмотрим для примера рентгеновский снимок легких в норме:

На нем визуализируется множество затемнений и просветлений (белого и черного цвета), которые могут запугать читателей. На самом деле эта рентгенограмма расшифровывается просто (см. следующий снимок)

На рентгенограмме подписаны все анатомические структуры, чтобы читателям было легко разобраться. Предлагаем запомнить интенсивность легочных полей. Норма не предполагает наличия патологических затемнений (белого цвета) и просветлений (темного цвета), которых нет на изображении.

Если «набить глаз», научитесь четко отличать норму от патологии.

Рентген здоровых легких, как читать

Рентген здоровых легких описывать следует по классическому стандарту. Вначале вносятся записи о патологических рентгеновских синдромах, затем легочные поля, корни, купола диафрагмы, реберно-диафрагмальные синусы, сердечная тень и мягкие ткани.

Как сделать рентген легких ребенку правильно и без последствий

Классический алгоритм описания здоровых легких:

  • В легочных полях без видимых очаговых и инфильтративных теней;
  • Корни не расширены, структурны;
  • Контуры диафрагмы и реберно-диафрагмальные синусы без особенностей;
  • Сердечная тень обычной конфигурации;
  • Мягкие ткани без особенностей.

Вышеприведенная рентгенограмма подпадает под данное описание.

Рентгенограмма органов грудной клетки при пневмонии – патология

Рентгенограмма легких при пневмонии является классическим проявлением патологии. Приводим пример снимка при воспалительных изменениях легочной ткани (пневмония), чтобы читатели понимали, чем отличается норма от патологии.

Предлагаем ознакомиться с нижеприведенными снимками при пневмонии и в норме. Ответьте на вопрос, где рентгенограмма нормальная, а какая патологическая. Определите, на какой рентгенограмме пневмония.

Подскажем, что затемнение небольшое и локализовано над диафрагмой.

Рентген здоровых легких – классика рентгенологии, так как рентгенология ориентирована на выявление туберкулеза, рака и пневмонии.

Читаем рентгенограмму

На представленной рентгенограмме лёгких визуализируется инфильтративная тень в наддиафрагмальной зоне слева. Корни тяжисты. Реберно-диафрагмальные синусы не завуалированы. Сердечная тень классической конфигурации. Патологии в мягких тканях не прослеживается.

Заключение : Рентген признаки левосторонней сегментарной пневмонии. Рекомендована рентгенография органов грудной клетки в левой боковой проекции для установки локализации затемнения.

Цифровая рентгенограмма – что это такое и как ее читать

Цифровая рентгенограмма является продуктом современных разработок в рентгенологии. На эпохе зарождения рентгенодиагностики, чтобы получить изображение после прохождения рентгеновских лучей через анатомические структуры организма, нужно было использовать фиксаторы, проявители для создания фото негатива. Процесс напоминает проявление пленки фотографами.

Современные технологии позволили избавиться от этой трудоемкой процедуры. На замену пленке пришли цифровые исследования. Они предполагают использование специальных датчиков, которые регистрируют интенсивность лучей на выходе из объекта исследования и передают информацию на программное обеспечение. Оно анализирует сигналы и выдает на экран цифровое изображение. Его анализирует врач-рентгенолог. При чтении снимка специалист получает возможности для увеличения или уменьшения изображения, преобразования негатива в позитив и множество других функций.

Фотографии способны рассказывать истории наравне с текстами, созданными на естественном языке, быть инструментом и объектом социального исследования. Представленный курс позволит овладеть языком фотографии, необходимым для анализа уже существующих снимков или создания новых.

О курсе

Курс предполагает последовательное освоение девяти тематически взаимосвязанных модулей. Представленный теоретический материал и выполнение практических заданий позволят овладеть языком фотографии, необходимым для анализа уже существующих снимков или создания новых.

Формат

Еженедельные занятия предполагают просмотр видео-лекций и других материалов с вопросами на самопроверку, а также выполнение тестовых и творческих заданий.

В курсе предусмотрено промежуточное контрольное тестирование по каждому разделу и итоговое контрольное тестирование по всему содержанию курса с автоматизированной проверкой результатов.

Информационные ресурсы

  1. Банников К. Социальная фотосессия // Социальная реальность. 2008. № 8-10. С. 108-116.
  2. Барабанщиков В.А., Ананьева К.И., Харитонов В.Н. Организация движений глаз при восприятии изображений лица // Экспериментальная психология. 2009. Том 2. № 2. С. 31–60.
  3. Барт Р. Фотографическое сообщение // Система моды: Статьи по семиотике культуры. - Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. С. 378-392.
  4. Барт Р. Риторика образа // Ролан Барт. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989. С. 297-318.
  5. Барт Р. Camera Lucida. M.: Ad Marginem, 1997.
  6. Бел М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание // Вопросы искусствознания, IX (2/96). С. 521-559.
  7. Богданова Н. М. Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования визуальной самопрезентации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Том XV. № 2 (61). С. 98 – 113.
  8. Брекнер Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии.//INTER. – 2007. - № 4. С. 13-32.
  9. Воронкова Л. «Социологические выставки»: визуальные презентации в социальных кругах» //Визуальная антропология: настройка оптики/ Под редакцией Е. Ярской-Смирновой, П.Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. – 296с.
  10. Гомбрих Э. История искусства. – М.: Изд-во АСТ, 1998. – 688 с.
  11. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д.Ковалёва. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.
  12. Зонтаг С. О фотографии. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013.
  13. Ионин Л. Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социологические исследования. 1995. № 4. С. 3-14.
  14. Круткин В. Л. Фоторепортаж как источник социологической информации // Социологические исследования. 2012. № 3. С. 65-76.
  15. Лапин А. Фотография как… Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского университета, 2003. – 296 с.
  16. Лишаев С. А. Помнить фотографией. – СПб.: Алетейя, 2012. – 140 с.
  17. Михалкович О.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 1989. – 296 с.
  18. Панофский Э. Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический Проект, 1999. С. 43 -57.
  19. Пауэлс Л. Репрезентируя движущуюся культуру // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. С. 37-63.
  20. Петровская Е. Антифотография. – М.: «Три квадрата», 2003. – 112 с.
  21. Флюссер В. За философию фотографии / Пер. с нем. Г. Хайдаровой. СПб.: Изд­во С.­Петерб. ун­та, 2008.
  22. Харпер Д. Фотовыявление: истоки, развитие, темы и формы / Пер. с англ. и вступительное слово Н. М. Богдановой // Социологический журнал. 2013 №3. С. 16-42.
  23. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник /пер. пол. Н. В. Морозовой; авт. вступ. ст. Н. Е. Покровский. – М.: Логос, 2007. – 168 с. + 32 с. цв. Ил.
  24. Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир / Пер. с англ. Вильнюс: ЕГУ, 2010.
  25. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Взгляды и образы: методология, анализ, практика // Визуальная антропология: настройка оптики/ Под редакцией Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.
  26. Ball M. S., Smith G. W. H. Analyzing visual data. London: Sage. 1992.
  27. Banks M. Visual methods in social research. London: Sage, 2001.
  28. Becker, H. S. Visual Sociology, Documentary Photography, and Photojournalism: It"s (Almost) All a Matter of Context. // Visual Sociology 10 (1-2), 5-14.
  29. Bolton A., Pole C. and Mizen P. Picture This: Researching Child Workers/ Sociology, Vol. 35,No. 2,pp. 501–518.
  30. Cheatwood D., Stasz C. Visual Visual Sociology // Images of information. Still photography in the social sciences. Ed. by J. Wagner. Beverly Hills: Sage, 1979. P. 301–308.
  31. Hall S. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices/ Edited by Stuart Hall. Sage Publication. London. Thousand Oaks/ New Delhi/ The Open University, 1997.
  32. Harper D.A. Visual sociology. New York: Routledge, 2012.
  33. Kress G., Van Leeuwen T. Reading Images: The Grammar of Visual Design. Routledge, 2001.

Требования

Полное среднее образование, бытовое знакомство с фотографией и базовые навыки владения фотокамерой.

Программа курса

Модуль 1. Фотография и язык. Фотография как текст, или Зачем нужна «визуальная грамотность». Как «говорит» фотография, или Истории в картинках. Четыре агента фотописьма и фотографическое приключение. Где рождается смысл: текст и контекст. «Чтение» фотографии: от узнавания до понимания.

Модуль 2. Восприятие фотографии: время и пространство, статика и динамика. Фотография как образ прошлого, или Что значит «помнить фотографией». Время и пространство фотографии. Геометрия фотографии, или Куда приводят углы. Движение в статике фотографии.

Модуль 3. Фотография и общество. История человека в фотографии. Фотография: реальность или вымысел. Фотография как «зеркало» и «идеализатор поведения». Фотоконструкция образа «Я». Жажда жанра.

Модуль 4. Прикладные возможности фотографии в науке. Интеграция фотографии и науки. Назначение фотографии в науке. Партнёрская работа с фотографией. Визуальные методы обратной связи: фотовыявление. Визуальные методы обратной связи: фотоотклик. Фотография и маркетинг: как картинки заставляют нас покупать.

Модуль 5. Практика создания фотографии в целях исследования. Как и зачем фотографировать, если ты не фотограф, а исследователь. Как развить визуальное воображение. Этика работы с фотографией: «вхождение» VS «вторжение». Что такое «портрет с окружением». Три ошибки фотографирующего исследователя.

Модуль 6. Практика анализа фотографии. Секвенционная интерпретация Р. Брекнер. Семиотическая и структурная интерпретация. Герменевтическая и дискурсивная интерпретация. Иконография и иконология Э.Панофского. Контент-анализ фотографии: за и против. Комплексный подход к анализу фотографии.

Модуль 7. Предметное поле фотографических исследований. (Авто)биография и фотография в семейном альбоме. Фотография в исследованиях городского пространства. Идеологичность видения в фокусе фотокамеры. Мода, красота и телесность в зеркале фотографии. Фотография в СМИ: функции и возможности.

Модуль 8. От фотографии к киноплёнке. Кино аттракционов и первые оптические приборы. Фотография как застывший кадр. Фотография как основание природы фильма З. Кракауэра.

Модуль 9. Фотографирование само по себе. К вопросу о мотивах фотосъёмки. Туристическая фотография. Фотография в обрядах перехода. Мобилография, вернакулярная фотография и социальные сети. Фотография как повседневное искусство.

Модуль 10. Итоговое тестирование.

Результаты обучения

  • оперировать основными понятиями визуалистики и теории зрительного восприятия плоского изображения;
  • выделять и оценивать роли отдельных агентов фотографических практик;
  • выбирать наиболее релевантные подходы к анализу визуальных данных;
  • самостоятельно проводить анализ фотографии;
  • проблематизировать и объяснять визуальные проявления социальной жизни;
  • создавать собственные информативные визуальные тексты;
  • выстраивать ряд фотографий в связный и последовательный визуальный нарратив.

Формируемые компетенции

  • Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1 ФГОС ВПО)
  • Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-2 ФГОС ВПО)
  • Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6 ФГОС ВПО)
  • Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9 ФГОС ВПО)
  • Владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15 ФГОС ВПО)
  • Способность и готовность презентовать результаты собственных фундаментальных и прикладных исследований с использованием современной аппаратуры и учетом особенностей потенциальной аудитории (ОК-42 ФГОС ВПО)
  • Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОПК-1 ФГОС ВПО)
  • Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2 ФГОС ВПО)
  • Способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3 ФГОС ВПО)
  • Способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9 ФГОС ВПО)