Упражнения на дифференциацию с ц. Тема: дифференциация согласных с, ц. Дифференциация С -Ц в слогах, словах. Развитие фонематических процессов

Разделы: Логопедия

Цели занятия:

  • Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ц].
  • Дифференцировать звуки [С] – [Ц] в слогах, словах и предложениях, выделять звуки в начале, середине и конце слова.
  • Уточнять и обогащать словарь детей, упражнять в подборе родственных слов.
  • Упражнять детей в умении работать с таблицами.
  • Упражнять в умении составлять предложения.
  • Развивать речевой слух, психические процессы: память, внимание, мышление.
  • Воспитывать умение работать сообща.

Оборудование: соговые таблицы (демонстрационные), зеркала (индивидуальные), грамматические карточки, предметные картинки, карточки со слогами, карточки со схемой слова (начало, середина, конец слова), карточки с буквами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт одно слово со звуком [С] и одно слово со звуком [Ц].

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

а) «Заборчик»

Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

б) «Киска сердится»

Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

в) «Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

г) «Заморозим подбородок»

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)

3. Уточнение артикуляции звуков.

– Произнесём звук [С]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [С]? (При звуке [Ц]?)
– В каком положении верхние и нижние зубы? (При звуке Ц?)
– Как работает язык? Где он находится? (При звуке [Ц]?)
– Приложите ладони тыльной стороной к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук [С], мы ощущаем холод или тепло? (При звуке [Ц]?)

(При работе используются индивидуальные зеркала.)

Вывод: звуки [С] и [Ц] согласные, глухие.

4. Игра «Повторяй за мной» (воспроизведение слоговых рядов)

Игра проводится устно. Логопед называет слоговой ряд, ребёнок отвечает (стоя, с закрытыми глазами). Затем называются чистоговорки, дети повторяют хором.

АС-АС-АЦ УЦ-УЦ-УС УС-УС-УЦ
ЦИ-ЦИ-СИ СУ-СУ-ЦУ СО-ЦО-ЦО
АЦ-АЦ-АС СЕ-ЦЕ-СЕ ЦА-ЦА-СА

ЦА-ЦА-ЦА – Нигде нет продавца.
СА-СА-СА – В лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – У Вовы колесо.
ЦО-ЦО-ЦО – Выйти на крыльцо.

5. «Прочитай слово»

Детям предлагаются две таблицы. Дети читают, составляют слова и по очереди называют их.

(ЦА – пуговица, цари, курица, овца, умница, птица, хлебница, царапина; СА – самолёт, полоса, сало, крыса, лиса, коса, самокат, роса)

6. Игра «Отгадай загадку»

Детям раздаются карточки со схемой слова и карточки с буквами [С], [Ц].

– Я загадаю загадки, а вы их отгадайте. В словах-отгадках выделите звуки [С] и [Ц] и покажите место их расположения в слове с помощью предложенных вам карточек и букв.

1) Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (Кос а.)

2) Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ту-у». (Пылес ос .)

3) Летом – в огороде, свежие, зелёные,
А зимою – в бочке, жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурц ы.)

4) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (С ос улька.)

5) На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его… (С кворец .)

6) Все следы находит точно,
Охраняет склады ночью.
Уши чуткие и нос –
Это друг наш верный… (пёс .)

7) Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Ц ыплёнок.)

8) Белая бочка, нет в ней
Ни сучочка. (Яйц о.)

7. Физминутка

Раз – подняться, подтянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

8. Грамматические карточки

Детям раздаются карточки, на которых написаны однокоренные слова двух групп (свет, цвет). Логопед показывает первую карточку-корень. Дети должны по очереди выкладывать карточки с однокоренными словами, называя слово и объясняя его значение. Когда заканчиваются карточки на этот корень, берётся второе слово-корень. Игра продолжается до последней карточки. Тот, у кого останется карточка, считается проигравшим.

СВЕТ – освещать, светлый, световой, засветить, освещение, свеча, рассветает, просвещать.
ЦВЕТ – цветущий, цветник, расцветать, цветочный, цветной, отцветать, цветок, цветастый.

9. Игра «Добавь нужный слог»

Детям предлагаются две таблицы. Нужно составить слово, правильно подобрав слог. Записать получившиеся слова.

(Лицо , колесо , яйцо , просо , кольцо ; се ло, це на, це лый, се ребро, се рый, се но, це пи)

В конце работы проводится проверка. Дети по цепочке читают записанные ими слова и по ходу чтения показывают карточку с нужным слогом (СО или ЦО, СЕ или ЦЕ).

10. Пальчиковая гимнастика «Игра на музыкальных инструментах»

Дети, сидя за партами, напевают мотив знакомой песни с помощью слогов (например, са-са-са-са…). При этом пальцами имитируют игру на музыкальных инструментах (фортепиано, дудочка, барабан, гармошка и другие).

11. Игра «Составь предложение»

Каждому ребёнку даются две карточки с картинками. Они составляют по ним одно предложение, называют его и записывают в тетрадях.

Картинки:

ОСЫ – ЦВЕТЫ ЯЙЦО – ПТЕНЦЫ
СУМКА – ОГУРЦЫ СОВА – ЦАПЛЯ
КУРИЦА – ЦЫПЛЁНОК КОЛЬЦО – БУСЫ

12. Итог

– О каких звуках мы говорили на занятии?
– Что вы можете сказать о них?
– Что вам больше всего понравилось?

Цель

Закрепить навыки различения и произношения звуков ц - с в слогах, словах и фразах; учить подбирать родственные слова, выполнять звукослоговой анализ слов; работать над предложением закрепить навыки пересказывания; формировать навыки печатания предложений, составления новых слов из заданного слова; развивать фонематический слух, память, внимание и логическое мышление.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Садится тот, кто назовет «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки» со звуком ц или С; П. Логопед спрашивает детей: «Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?» (О звуках ц - с).

II. Основная часть

1. Артикуляция звуков.

При произнесении звука ц язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы, в момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от
нижних зубов.

При произнесении звука с язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы, воздушная струя направлена на кончик языка, язык спокоен.

2. Установление сходства и различия между ц и с.

3. Характеристика звуков.

Воспроизведение слоговых рядов:

Ас-ас-ац ац-ац-ас ус-ус-уц

ца-ца-са уц-уц-ус со-со-цо

4. Игровое упражнение.

Педагог называет слова. Дети хлопают в ладоши один раз, если услышат в слове звук ц, и хлопают два раза, если услышат звук с.

Словарный материал: граница, сабля, седло, куница, стена, цена, сила, сосна, цапля, цирк, самовар, колесо, ножницы, пятница, рукавица, соболь, снегирь,

5. Педагог предлагает детям сказать, в названиях каких дней недели встречаются звуки с, с", ц (среда, пятница, суббота, воскресенье).

6. Игровое упражнение «Доскажи словечко».

На шесте дворец,

Во дворце певец.

А зовут его... (скворец).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери.

И вдруг - вспорхнули яблоки,

Ведь это... (снегири).

Не спеша огонь тут ходит,

Землю он кругом обходит.

Светит весело в оконце.

Ну, конечно, это... (солнце).

7. Дидактическая игра «Что кому».

Логопед выставляет картинки, в названиях которых есть звуки ц - с: огурец, яйцо, ножницы, цветы, цифры, блюдце, циркуль, кисточка, краски. Далее педагог произносит начало фразы, а дети ее заканчивают.

Портнихе для работы нужны - ... .

Повару- ....

Математику - ....

Продавцу - ....

Художнику - ....

8. Подбор родственных слов.

Цвет - цветы цветник самоцветы. цветной, разноцветный и т.д.

Свет - светло, светить, просвет светлый, светлячок

9. Звукослоговой анализ слов:

сестрица сахарница

10. Составление предложений по опорным словам овца, синица, курица, яйцо. Птенцы пылесос, сети, сапки

11. Пересказ рассказа «На границе»

III Физкультминутка.

IV . Дидактическая игра «Вставь пропущенную букву» (работа с карточками).

Словарный материал:

..пи...а, ..ини...а ли..и...а, ..е...три...а. ле...тни...а гу..ени...а, ...ахарни...а. пи...ъме...о. пе.. ...ы...квор...ы ре...олн...е, ме...я.... ...вине...

2. Печатание предложений.

У лисицы лисята. Отец написал письмецо. У Симы платье из ситца. На акации сидела синица. Скворец принёс гусеницу

3 Дидактическое упражнение «Из букв слова лиственница составьте новые слова» (лес, сила, лист, цена, стена. Лена. вес. слива вина ивет. наст, нести, вела).

V . Подведение итога занятия.

Тема.Звук щ. Буква щ

Цель

Закрепить навык произношения звука ш в слогах, словах и фразах: закрепить навыки образования существительных, обозначающих профессии; работать над предложением; познакомить с правилом правописания ща, щу; учить звукослоговому aнaлизу слов, печатанию слов; разучить с детьми стихотворение развивать фонематический слух, память, внимание, мышление

Ход занятия

I . Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова со звуком щ.

II. Логопед спрашивает детей: «Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить?» (О звуке щ).

1. Артикуляция звука щ.

2 Характеристика звука щ (согласный, глухой всегда мягкий).

3- Речевая зарядка с выделением, ударного слога:

ща-щи-щу-ще ащ-ощ-ущ-ищ щи-ща-ще-щу ощ-ущ-ищ-ащ щу-ще -ща -щи ящ -ещ -ющ -ищ

Ща-ща-ща - мы несем домой леща.

Щи-щи-щи - мы сварили щи.

Ащ-ащ-ащ - у Ирины синий плащ.

Словарный материал: шёлк, щекотать, шептать, щелкунчик, честный, щука, щипцы, шоколад, щипать, шапка, роща, щека, чеснок, щегол, шепот, щавель, ящерица.

5. Дидактическая игра «Угадай слово»:

а) заменить в слове первый звук на звук щ.

река - щека мель - щель кепка - щепка

мука - щука кит - щит венок - щенок

тучка - щучка тетка - щётка;

б) заменить в слове последний слог на слог щи:

лети - лещи пили - пищи

плати - плащи веки - вещи

розы - рощи чаши - чащи

6. Игровое упражнение «Подбери слово по смыслу».

Я колол дрова, и... кепка

Отлетела от бревна.

Я надел скорее... щепку -

Целее будет голова!

Вот так рыба, вот так... мука

На крючок попалась мне.

Тяжело, ну просто... щука,

Удочку держать в руке.

Появилась в небе... щучка,

Капли капают уже.

Плещется в речушке... тучка,

Рыбаки спешат к реке,

Все колдуньи злые... щётки Любят рыскать по домам. Любят брать чужие... тётки

И лететь по злым делам.

7. Образование существительных, обозначающих профессии:

Работает на кране - крановщик.

Точит ножи- точильщик.

Играет на барабане - барабанщик.

Регулирует уличное движение- регулировщик.

Кладёт стены- каменщик.

Пилит дрова- пильщик.

8. Заучивание стихотворения.

Этой щёткой чищу зубы.

Этой щёткой - башмаки.

Этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

III. Физкультминутка.

Мы расправили все плечи, И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

IV. Показ буквы щ.

На расчёску щ похожа -

Три зубка всего.

Ну что же.

Знакомство с правилом правописания ща, щу

Звукослоговой анализ слов:

щука щавель

Дидактическая игра «Слоги перепутались», Словарный материал:

ка,щу щц,ле

ща,ро щик,я

гол, ще ка, щецы, щип ка, щеп

щи, кле

Дидактическая игра «Волшебные шары».

Печатание слов:

чаща, щука, роща, пища, гуща, ищу, тащу, щавель.

V .Подведение итога занятия.

Тема. Дифференциация звуков щ - с - с"

Цель

Закрепить навык различения звуков щ- с -с" в слогах, словах и фразах; уточнить представления о словах, обозначающих предметы, действия, признаки; закрепить навыки образования существительных, обозначающих профессии, а также навыки образования и употребления степеней сравнения прилагательных и наречий; учить звукослоговому анализу слов; работать над предложениями с предлогами; формировать навыки пересказа, печатания слов и предложений; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот. кто назовет слова со звуком щ в начале слова, со звуком с или с" в середине и в конце.

II . Повторение пройденного.

1. Артикуляция звуков Щ, с. с".

2. Характеристика звуков.

3. Установление различия и сходства между звуками.

4. Речевая зарядка:

ща-ся-ся сю-сю-щу ос-ощ-ось

се-ще-се ща-ща-ся ещ-есь-ещ

Ся-ща-ся - мы поймали карася.

Щу-сю-щу - я товарища ищу.

5. Игровое упражнение «Хлопни в ладоши».

На звуки с, с" надо хлопнуть в ладоши два раза, на звук щ - один раз.

Словарный материал: сапоги, щука, беседка, сыр, щелкунчик, самолёт, щавель, серёжки, роща, снегири, клещи, щегол, семья, щётка, автобус, пища.

6. Дидактическое упражнение. На звук щ надо называть слова, обозначающие предметы, а на звук с или с" - слова, обозначающие признаки или действия.

7. Закрепление навыков образования существительных, обозначающих профессии.

Чистит обувь- ... Выращивает сад- ... Чинит часы - ...

Дрессирует животных - ... Остекляет окна - ... Работает на экскаваторе - ...

8. Дидактическая игра «Сравни предметы» (на образование и употребление степеней сравнения прилагательных и наречий).

Словарный материал:

Красивое платье.

У Саши еще красивее.

У Сони платье самое красивое красивейшее.

Красивый плащ. У Симы плащ еще красивее.

Симин плащ красивый, красивейший.

Сладкий пирог. Пирожное еще слаще, а торт сладчайший.

Сладкий чай. Компот еще слаще.

9. У детей на столах лежат картинки со звуками с, с", щ в названиях.

а) назвать картинки;

б) составить к словам схемы;

в) придумать предложения, используя предлог.

10. Пересказ рассказа «Щенок».

Саша и Сеня нашли щенка. Щенок пищал. Дети пожалели щенка. Они потащили его домой. Сеня положил щенка в ящик. Саша дал ему молока. Щенок заснул.

III. Физкультминутка.

IV. Печатание слов:

сварщик, носильщик, хвостище, стекольщик, носище, освещать, блестящий.

V . Печатание предложений:

Сима варит щи. В сенях пищит щенок. На осинах щеглы. На стене синий плащ.

VI. Подведение итога занятия.

Тема. Звуки ф, ф". Буква ф

Цель

Закрепить навыки произношения и различения звуков ф, ф" в слогах, словах и фразах; упражнять в подборе родственных слов, слов к схемам; работать над предложением; познакомить с буквой ф; упражнять в образовании новых слов; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление.

Ход занятия

I . Организационный момент. Логопед читает четверостишие.

Фокусник во фрак одет,

Факел превратил в букет.

П. Задает вопрос: «Какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?»

Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?

1. Артикуляция звука.

2. Характеристика звука (согласный, глухой, твердый, мягкий).

3. Речевая зарядка:

фа-фу-фи-фе сфа -сфо-сфу-сфы иф -лиф-лифт аф-уф -иф -еф

пфа-пфо-пфу-пфи аф-фа -фла -флаг

4. Дидактическая игра «Светофор».

Дети поднимают синий светофор, если услышат твердый звук ф, и зеленый, если услышат мягкий звук ф.

Словарный материал: Федя, фабрика, шофёр, фикус, светофор, ферма, фокус, филин, факел, телефон, фрукты, фен, фартук, телеграф, финиш, футбол, пуфик, кофта.

5. Дидактическая игра «Измени слово».

а) Измени первый звук в слове:

пара - фара плот - флот

бантик - фантик коза - роза вены - фены вата - фата

норма - форма марш - фарш

б) Измени третий звук в слове:

косточка - кофточка каштан - кафтан пудик - пуфик каре - кафе

лист - лифт арка - арфа

6. Подбор родственных слов:

Фото - фотография, фотограф, фотоаппарат...

Подбор слов к схемам.

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Нашла я в сливе... кофточку, Надела Феня... косточку.

На клёне зеленеет... лифт, Наверх нас поднимает... лист.

Созрел на дереве... кафтан, Зимой надену я... каштан.

На дерево уселся ...граф, Живёт в красивом доме... грач.

9. Игровое упражнение «Составь предложение». Словарный материал:

Фрося, ароматный, купить, тётя, вафли. Флот, мой, Федя, на, брат, служить. Футбол, во, ребята, играть, в, двор. Положить, и, кофта, в, мама, шкаф, шарф. Федя, фабрика, на, мама, работать. Фабрика, с, дядя, возить, Федя, товар, в, магазин.

III. Физкультминутка.

IV . Знакомство с буквой.

Составление схем к словам фабрика, флот.

Игровое упражнение «Подбери слово». ф... - флаг, фата, фото, флот, Федя, фара.. . . ф- шарф, шкаф.

. . ф . . -кофта, буфет, лифты, вафли, цифра, пуфик.

Игровое упражнение «Составьте новые слова»:

а) из слова флот брать по одной букве и добавлять в конец каждого из четырех слов, чтобы получились новые слова. пена метр

б) из букв слова фотография составить новые слова (фотограф, фото, гора, рот, граф, тигр, торг, игра, Рита, тир, рога, гори, горит, Ира, рота, гиря).

V . Подведение итога занятия.

Тема. Буква ю

Цель

Познакомить с буквой ю; работать над предложением; учить пересказывать связный текст (рассказ); развивать память, внимание, логическое мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет мягкий согласный звук в словах олень, пирог, носки, изюм, петух, ведро, пила, линейка, пень и др.

II . 1. Знакомство с буквой ю.

Чтобы о не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось?

Получилась буква ю.

2. Показ буквы.

«Из скольких элементов состоит?»

3. Нахождение в кассе букв.

4. Прописывание в воздухе.

5.. Печатание в тетрадях.

6. Чтение слоговой таблицы с буквой ю.

7. Дети выкладывают слово лук. Уточняется значение слова. Дается характеристика звука л. Буква у заменяется на букву ю.

Дети читают слово и объясняют его значение.

Уточняется характеристика звука л’

Логопед объясняет, какую букву пишут после мягкого л’.

8. Игровое упражнение «Буквы рассыпались». Словарный материал:

а, л, ю - юла ю, с, а, л, т- салют и, ю, р, к, б - брюки

д, л, и, ю - люди з, м, ю, и - изюм и, к, л, ю, т - лютик

т, ю, р, а - юрта

9. «Слоговой аттракцион». («Кто больше назовет слов, которые заканчиваются слогом ют»).

Падают, бегают, летают, плавают, прыгают, шьют,

делают, моют, купают, читают и др.

10. Составление предложений со словами (см. пункт 9) с помощью предлогов. Составление схем предложений.

11 .Пересказ рассказа «В саду».

Наступила весна. Юра, Юля, Люся и Ванюша работают в саду. Они работают хорошо. Юра и Ванюша копают ямки, Юля и Люся высаживают саженцы малины. Тут будет малинник. Летом вырастет вкусная малина. Малину будут есть вместе.

Ответы на вопросы по тексту.

Чтение с установкой на запоминание.

Пересказ.

III. Физкультминутка.

IV . Составление из букв слова парашютист новых слов и запись слов в тетрадь (пар, тир, старт, Саша, пир, тара, артист, шар и др.).

V . Печатание слов под диктовку:

юбка, салют, каюта, юноша, изюм, юмор.

VI . Подведение итога занятия.

Здравствуйте, дети!

К нам сегодня пришли 2 гостя. Но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадки:

Солнца яркого боится,

Ночью - хищник эта птица,

Ловко мышь найдет в траве.

Говорим мы о...

Верно. Сова принесла нам в клювике звук. С этого звука начинается ее название. Какой это звук?

Давайте вспомним, когда мы произносим звук "С", что делают наши губы?

Где находится кончик языка?

Какая воздушная струя?

Горло звенит?

Значит какой это звук: звонкий или глухой?

Во рту образуется преграда?

Значит этот звук согласный или гласный?

Звук "С" бывает мягким?

А теперь давайте угадаем, кто наш второй гость:

Весь я золотистый,

Мягкий и пушистый.

Я курицы ребенок,

Зовут меня...

Он тоже принес нам свой любимый звук. На какой звук начинается слово "цыпленок"?

Когда мы произносим звук "Ц", что делают наши губы?

Где находится кончик языка?

Какая струя воздуха?

Звенит ли горло?

Значит какой это звук: глухой или звонкий?

Образуется во рту преграда?

Значит этот звук какой?

Звук "Ц" бывает мягким?

Скажите, чем же отличаются звуки "С" и "Ц"?

А что у этих звуков общего?

Сова и цыпленок хотят с нами поиграть. Когда я буду произносить слова, вы должны поднимать таблички с совой, если услышите звук "С" и таблички с цыпленком, если услышите звук "Ц":

Овца, оса, свет, пыльца, полоса, цапля, сабля, колесо, кольцо, цена, сено.

А теперь послушайте предложение и назовите все слова, которые запомните со звуком "С", а потом со звуком "Ц":

Соня выпила целый стакан сока.

На акации сидела синица.

Заглянет солнце к нам в оконце, и целый день сияет солнце.

А теперь нам нужно будет найти слова, которые заблудились:

Заблудиться может каждый,

Даже кто-то очень важный.

Взрослый или же ребенок,

Белка, мышка и котенок.

Вот и слово заблудилось, испугалось и закрылось. Среди прочих слов оно

На звук "Ц" всего одно:

Сок, цена, сосна, слива

Цветок, сабля, сосулька, смех

Сова, сон, стена, царь

А теперь ищем слова на звук "С":

Цветы, Света, цель, цифра

Сон, цена, цепь, цапля

Цыпленок, цемент, сук, цвет

Слова мы нашли, но они все перемешались. Давайте поможем сове и цыпленку навести порядок. Все картинки, в названии которых есть звук "С" отдадим сове, а те, в названии которых есть звук "Ц" - цыпленку.

Давайте проверим, правильно ли мы их расставили...

А сможем навести еще больший порядок? Давайте определим, в начале, в середине или в конце слова стоит нужный звук...

А сейчас давайте отдохнем. Вставайте в ряд, повторяйте за мной движения и отвечайте на мои вопросы словами "Вот так!":

Как живешь?

Вдаль глядишь?

Ждешь обед?

Машешь вслед?

Утром спишь?

А шалишь?

Теперь я буду кидать вам мячик и называть начало слова, а вы должны закончить слово слогом "сы" или "цы" и бросить мне мяч обратно:

О..(сы), воло..(сы), ов..(цы), рель..(сы), ножни..(цы),

зай..(цы), но..(сы), кури..(цы), ве..(сы), пугови..(цы), бу..(сы), молод..(цы)

Пойдемте сядем, а то наши птички заскучали.

Посмотрите, какие у нашей совы большие глаза! Как можно назвать ее одним словом?

А у цыпленка желтая грудка. Он...

У коровы длинные ноги, она...

А у зайца длинные уши. Он...

У коня длинная грива, он...

А у лисы длинный хвост, она...

У волка острые зубы, он...

У козы большие рога, она...

Ну вот наше занятие и закончилось. Давайте попрощаемся... с кем? (показывает картинки)

Скажем "До свиданья"...кому?

А кого еще позовем на наши занятия?

Дифференциация звуков С-Ц.

1. Дифференцировать звуки С-Ц на слух и в произношении в слогах, словах, речевых играх.

2. Учить детей выделять логическое ударение голосом в предложениях.

3. Упражнять детей в звукобуквенном анализе слов на С-Ц.

4. Закреплять правильный выбор согласной буквы в слабой позиции.

5. Повторить обобщающее понятие “посуда”

6. Развивать речевые и мимические движения, работать над их силой, точностью, переключаемостью, эмоциональностью.

7. Развивать слуховое внимание и память.

Ход деятельности:

Этот мальчик- коротышка

Фантазер и хвастунишка.

За многое он берется,

Но ничего ему толком не удается.

А вот и сам явился, да ещё и не с пустыми руками, а принес волшебную шкатулку.

Может заглянем в нее? А Незнайка грустный не может не как понять:

  • День недели
  • Время года
  • Месяц
  • Часть суток

Незнайка, ты запомнил?

А теперь ребята научат тебя выполнять необычную гимнастику

  1. Артикуляционная гимнастика

Очень любитротик наш улыбаться («Улыбка»)

А подвижный язычок работой заниматься

Наш язык лопатку сделал, раз, два, три («Лопатка»)

А потом забор построил. Посмотри. («Заборчик»)

Незнайка, что ты нам еще принес?

  1. Игра «Немое кино»

Я показываю, вы озвучиваете. Отвечаем все вместе.

Как называются одним словом этим звуки?

Дайте характеристику гласным звукам.

Незнайка, ты все запомнил?

  1. Игра с Незнайкой.

Игра «Доскажи словечко» я начну, а вы продолжите

пылесо (с), автобу (с), абрико (с), компа (с), пару (с), страу (с), анана (с), глобу (с).

Незнайка, какой звук договаривали ребята. Ой, да ты, ошибся. Ребята, помогите.

Нам нужно и Незнайку познакомить со звуком С. Характеристика звука С.

  • “С” – согл.,глух.,тв. В какой букве живет звук С?

Следующая игра

Колоде (ц), дворе (ц), ледене (ц), огуре (ц), певе (ц), мизине (ц), зая(ц), кузне (ц)

Ой, Незнайка да ты, молодец. Ребята, а вы, догадались?

Характеристика звука Ц.

  • “Ц” - согл.,глух.,тв..В какой букве живет звук Ц?
  1. Игра «Скажи наоборот»

Са-са-са –ца-ца-ца

Со-со-со-цо-цо-цо

Сы-сы-сы -цы-цы-цы

Су-су-су - цу-цу-цу

Сы-сы-сы -цы-цы-цы

Незнайка, все картинки перепутал, но это не беда, вы готовы ему помочь?

  1. Пальчиковая гимнастика.

Вот большой с теклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдц а,

Только с тукни - разобьютс я.

Вот серебряные ложки,

Вот плас тмасс овый поднос -

Он пос уду нам принес .

Фритюр - фритюрница

Суп - супница

Хлеб – хлебница

Соус – соусница

Сахар – сахарница

Конфеты - конфетница

Салат – салатница

Сухарь – сухарница

  1. «Веселый счет»

Одна пластмассовая хлебница,

Две пластмассовые хлебницы

Три пластмассовые хлебницы

Четыре пластмассовые хлебницы

Пять пластмассовых хлебниц.

Назовите слово супница по звукам?

Сколько всего звуков?

Назовите согласные.

Назовите твердые согласные, мягкие.

Назвать гласные звуки.

Сколько слогов, как мы определяем.

Сколько слияний?

Какой звук в не слиянии?

Работаем самостоятельно с кассами.

13 Итог:

А как вы думаете, что для Незнайки было самым трудным, интересным?

Незнайка, мы с тобой прощаемся, ждем тебя в следующий раз в гости.

Ребята спасибо за занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков С-Ц.

Цель:

1. Дифференцировать звуки С-Ц на слух и в произношении в слогах, словах, речевых играх.

2. Учить детей выделять логическое ударение голосом в предложениях.

3. Упражнять детей в звукобуквенном анализе слов на С-Ц.

4. Закреплять правильный выбор согласной буквы в слабой позиции.

5. Повторить обобщающее понятие “посуда”

6. Развивать речевые и мимические движения, работать над их силой, точностью, переключаемостью, эмоциональностью.

7. Развивать слуховое внимание и память.

Ход деятельности:

Этот мальчик- коротышка

Фантазер и хвастунишка.

За многое он берется,

Но ничего ему толком не удается.

А вот и сам явился, да ещё и не с пустыми руками, а принес волшебную шкатулку.

Может заглянем в нее? А Незнайка грустный не может не как понять:

Сегодня:

  • День недели
  • Время года
  • Месяц
  • Часть суток

Незнайка, ты запомнил?

А теперь ребята научат тебя выполнять необычную гимнастику

  1. Артикуляционная гимнастика

Очень любитротик наш улыбаться («Улыбка»)

А подвижный язычок работой заниматься

Наш язык лопатку сделал, раз, два, три («Лопатка»)

А потом забор построил. Посмотри. («Заборчик»)

Незнайка, что ты нам еще принес?

  1. Игра «Немое кино»

Я показываю, вы озвучиваете. Отвечаем все вместе.

Как называются одним словом этим звуки?

Дайте характеристику гласным звукам.

Незнайка, ты все запомнил?

  1. Игра с Незнайкой.

Игра «Доскажи словечко» я начну, а вы продолжите

пылесо (с), автобу (с), абрико (с), компа (с), пару (с), страу (с), анана (с), глобу (с).

Незнайка, какой звук договаривали ребята. Ой, да ты, ошибся. Ребята, помогите.

Нам нужно и Незнайку познакомить со звуком С. Характеристика звука С.

  • “С” – согл.,глух.,тв. В какой букве живет звук С?

Следующая игра

Колоде (ц), дворе (ц), ледене (ц), огуре (ц), певе (ц), мизине (ц), зая(ц), кузне (ц)

Ой, Незнайка да ты, молодец. Ребята, а вы, догадались?

Характеристика звука Ц.

  • “Ц” - согл.,глух.,тв..В какой букве живет звук Ц?
  1. Игра «Скажи наоборот»

Са-са-са –ца-ца-ца

Со-со-со-цо-цо-цо

Сы-сы-сы -цы-цы-цы

Су-су-су - цу-цу-цу

Сы-сы-сы -цы-цы-цы

Незнайка, все картинки перепутал, но это не беда, вы готовы ему помочь?

  1. Картинки со звуком С дарим букве С,а картинки со звуком Ц дарим букве Ц.
  1. Пальчиковая гимнастика.

Вот большой с теклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюд ц а,

Только с тукни - разобьют с я.

Вот серебряные ложки,

Вот пла с тма сс овый подно с -

Он по с уду нам прине с .

  1. Мы будем превращать название продуктов в название посуды

Фритюр - фритюрница

Суп - супница

Хлеб – хлебница

Соус – соусница

Сахар – сахарница

Конфеты - конфетница

Салат – салатница

Сухарь – сухарница

  1. Помогите Незнайке придумать предложения о посуде.
  1. «Веселый счет»

Одна пластмассовая хлебница,

Две пластмассовые хлебницы

Три пластмассовые хлебницы

Четыре пластмассовые хлебницы

Пять пластмассовых хлебниц.

  1. А теперь самая последняя картинка осталась ее название нужно зашифровать. Супница

Назовите слово супница по звукам?

Сколько всего звуков?

Назовите согласные.

Назовите твердые согласные, мягкие.

Назвать гласные звуки.

Сколько слогов, как мы определяем.

Сколько слияний?

Какой звук в не слиянии?

Работаем самостоятельно с кассами.

13 Итог:

А как вы думаете, что для Незнайки было самым трудным, интересным?

Незнайка, мы с тобой прощаемся, ждем тебя в следующий раз в гости.

Ребята спасибо за занятие.


Описание работы. Конспект занятия могут использовать в своей работе логопеды, дефектологи и студенты педагогических ВУЗов. Материал рассчитан для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятие может быть полезно при профилактике и коррекции акустической и артикуляторно-акустического видов дисграфии.
Цель : Научить детей различать звуки [С]- [Ц] изолированно, в слогах и правильно обозначать их на письме.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
закреплять знания о согласных звуках С, Ц.
учить различать звуки ц- с изолированно, в слогах.
коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух и восприятие,
развивать зрительное и слуховое внимание;
развивать зрительную и слуховую память;
коррекционно-воспитательные:
воспитывать культуру поведения;
формировать гуманистические ценности
развивать умение слышать и слушать педагога;
воспитывать у детей самоконтроль за речью и поведением;

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. момент

Мы сегодня отправляемся в путешествие. Только без билетов путешествовать нельзя. У тебя на столе лежат билеты, они пока пустые и не действительны. Чтобы узнать к кому мы сегодня отправимся, заполним их. Для этого нужно очень внимательно слушать слова, которые я назову, находить указанные буквы.
Итак, приступим:
Последняя буква слова палец .
Первая буква слова адрес .
Дальше запиши вторую букву слова апрель ,
третью букву слова пила

И первую букву слова яблоко .
Теперь заполним второй билет.
Напиши 1 букву слова сок ,
вторую букву слова море ,
1 букву слова вор ,
И последнюю букву слова карта .


Логопед: «Камиля ты догадалась, к кому мы пойдем в гости?»
Ребенок: « К аисту и сове».
Логопед: «Чтобы к ним попасть, нам нужно назвать первый звук в названии каждой птицы. Какой первый звук в слове цапля?»
Ребёнок: «В слове цапля первый звук [Ц]».
Логопед: « Какой первый звук в слове сова?»
Ребёнок: «В слове сова первый звук [С]».

Вспомни артикуляцию звуков [С] - [Ц]. Одень Звуковичков.


Вспомни характеристику этих звуков.

Звук [C]. При произношении звука [С] губы расположены в улыбке. Язык напряжен, упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная, длинная. При произношении звука [C] воздух встречает преграду, значит звук согласный. Горло не звучит, значит звук глухой. Звук [С] твёрдый, но у него есть мягкий брат [С’].

Звук [Ц]. При произношении звука [С] губы расположены в улыбке. Язык напряжен, упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная, короткая. При произношении звука [C] воздух встречает преграду, значит звук согласный. Горло не звучит, значит звук глухой. Звук [Ц] всегда твёрдый.

По характеристикам звуков заполним таблицу.


Итак, мы с тобой дошли до нашей совы и цапли. Оказалось, что они на своем языке могут петь очень красивые песни.

Вот запела сова свою песню, споём вместе с ней: СА- СО-СУ-СЫ-СЭ (пропеваем слоговую таблицу).

А потом запела цапля, и мы вместе с ней: ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ-ЦЕ

Наши птицы еще те хитрецы, они зашифровали письмо, вот оно.


Логопед произносит: "[С],[Ц] ,[Ц], [С],[Ц], [Ц]". Письмо не закончено, помоги продолжить цепочку.
Ребёнок продолжает цепочку: "[С] ,[Ц], [Ц],[С],[Ц],[Ц]".

Сова и цапля приготовили нам ещё одно интересное задание. Раздели слова на слоги и запиши первый слог. А вот и слова, которые они нам дали:

Цапля, цена, сани, соты, цокот, целый, салют, сажа, сабо, цыган.
Итог занятия . Какие звуки мы различали? Чем отличается звук [С] и [Ц]? Какое задание тебе понравилось больше всего? Какое задание вызвало трудности?